Ламповый фонокорректор схема. Ламповый фонокорректор RIAA: схема, принцип работы и особенности конструкции

Как работает ламповый фонокорректор RIAA. Какие лампы лучше использовать в фонокорректоре. Как правильно рассчитать цепь коррекции RIAA. Какие особенности конструкции важны для качественного звучания лампового фонокорректора.

Принцип работы лампового фонокорректора RIAA

Ламповый фонокорректор RIAA предназначен для усиления и частотной коррекции сигнала, поступающего с головки звукоснимателя при воспроизведении виниловых пластинок. Его основные функции:

  • Усиление слабого сигнала звукоснимателя до линейного уровня
  • Коррекция частотной характеристики в соответствии со стандартом RIAA
  • Согласование высокого выходного импеданса головки с входным импедансом последующего усилителя

Принцип работы лампового фонокорректора заключается в следующем:

  1. Сигнал с головки звукоснимателя поступает на вход первого каскада усиления на лампе
  2. Первый каскад обеспечивает основное усиление по напряжению
  3. Далее сигнал проходит через пассивную цепь коррекции RIAA
  4. Второй ламповый каскад компенсирует потери в цепи коррекции и обеспечивает требуемый выходной уровень

Выбор ламп для фонокорректора

Правильный выбор ламп очень важен для получения качественного звучания фонокорректора. Для входного каскада рекомендуется использовать лампы с высокой крутизной характеристики и низким уровнем собственных шумов, например:


  • 6Ж32П
  • EF86
  • 5842
  • 6J52P

Для второго каскада подойдут двойные триоды с хорошей линейностью:

  • 6Н23П
  • ECC88
  • 6DJ8
  • E88CC

Важно отбирать лампы по уровню микрофонного эффекта и шумов. Использование высококачественных аудиофильских ламп позволит добиться наилучшего звучания.

Расчет цепи коррекции RIAA

Правильный расчет цепи частотной коррекции RIAA — ключевой момент для получения точной амплитудно-частотной характеристики фонокорректора. Основные моменты при расчете:

  • Точка перегиба на 2122 Гц (постоянная времени 75 мкс)
  • Подъем низких частот с точкой перегиба 500 Гц
  • Ограничение подъема НЧ на 50 Гц
  • Общее усиление около 40 дБ на 1 кГц

Для расчета можно использовать стандартные формулы для RC-цепей или специализированные программы. Важно учитывать реальные параметры ламп и межкаскадных цепей.

Особенности конструкции лампового фонокорректора

При разработке конструкции лампового фонокорректора необходимо учитывать следующие моменты:

  • Тщательная экранировка входных цепей для снижения наводок
  • Минимизация длины сигнальных проводников
  • Применение качественных пассивных компонентов (резисторов, конденсаторов)
  • Развязка по питанию между каскадами
  • Использование отдельного стабилизированного источника питания
  • Виброизоляция ламповых панелей

Правильно спроектированный ламповый фонокорректор позволяет получить исключительно музыкальное и натуральное звучание виниловых пластинок.


Схема простого лампового фонокорректора

Рассмотрим схему простого двухкаскадного лампового фонокорректора на лампах 6Ж32П и 6Н23П:

«` 6Ж32П Коррекция RIAA 6Н23П
Вход Выход «`

Основные элементы схемы:

  1. Входной каскад на лампе 6Ж32П, обеспечивающий основное усиление
  2. Пассивная цепь коррекции RIAA
  3. Выходной каскад на лампе 6Н23П для компенсации потерь и согласования выхода

Такая схема позволяет получить хорошее качество звучания при относительной простоте конструкции.

Настройка и оптимизация фонокорректора

После сборки фонокорректор требует тщательной настройки для получения оптимальных характеристик. Основные этапы настройки:

  1. Проверка режимов работы ламп по постоянному току
  2. Измерение амплитудно-частотной характеристики и ее коррекция
  3. Проверка и минимизация уровня шумов и помех
  4. Подбор оптимальной нагрузки для используемого звукоснимателя
  5. Прослушивание на различном музыкальном материале

При настройке рекомендуется использовать измерительную аппаратуру — осциллограф, анализатор спектра, генератор сигналов. Это позволит точно выставить все параметры.


Преимущества ламповых фонокорректоров

Ламповые фонокорректоры имеют ряд преимуществ по сравнению с транзисторными схемами:

  • Более музыкальное и естественное звучание
  • Мягкое ограничение на пиках сигнала
  • Низкий уровень интермодуляционных искажений
  • Хорошая перегрузочная способность
  • Возможность тонкой настройки звучания подбором ламп

При правильном проектировании ламповый фонокорректор позволяет раскрыть все нюансы звучания виниловых пластинок.

Заключение

Ламповый фонокорректор RIAA — важный элемент высококачественной аудиосистемы для воспроизведения винила. Правильно спроектированный и настроенный ламповый фонокорректор обеспечивает исключительно музыкальное и естественное звучание, позволяя в полной мере насладиться аналоговым звуком. При разработке конструкции следует уделить особое внимание выбору ламп, расчету цепи коррекции RIAA и общей компоновке устройства. Это позволит получить фонокорректор с отличными техническими характеристиками и великолепным звучанием.


Простой ламповый ММ фонокорректор | журнал SalonAV

Предлагаю для повторения удачную схему лампового корректор для ММ головок с достаточным усилением, достойным звучанием, несложный и на доступных лампах. Его особенность — наличие отдельного входа для подключения дополнительного источника сигнала с выходным уровнем от 0,5 до 2 В. Переключателя источников нет, их сигналы заводятся в выходной каскад корректора разными путями, не мешая друг другу. Решение проверено ранее, оно удобно и надёжно работает.

Коротко о схеме корректора. Он двухкаскадный: звуковой малосигнальный пентод 6Ж32П на входе и триод со средним усилением 6Н23П на выходе. Коррекция стандартная, RIAA, ближе к RIAA-78 со спадом ниже 30 Гц для снижения уровня помех от коробленых пластинок.

Сама коррекция имеет особенность, отличную от обычно применяемой. Цепь, сидящая на общем проводе, подключена к аноду входной лампы не напрямую, а через балластный резистор 51 кОм, который в сумме с резистором анодной нагрузки, шунтирующим внутренним сопротивлением самого пентода и сеточного резистора выходного каскада дает нужную величину в 110 кОм. Измерения показали верные выбранные значения этих корректирующих цепей. А звучание оказалось заметно интереснее именно в таком варианте обвески пентода. Типовое включение коррекция напрямую в анод придавало звуку излишнюю сонливость и мягкость, потерю живости и прозрачности. Сейчас с этим полный порядок.

Анодное напряжение 250 В, питающий трансформатор ТАН-10, скоммутированный для получения на вторичной обмотке переменного напряжения 220 В без нагрузки. Под нагрузкой выпрямленное напряжение получилось 280 В, избыток погашен стабилизатором на полевом транзисторе, который одновременно обеспечивает плавную подачу анодного напряжения для продления жизни ламп. Хотя, в данной схеме плавная подача питания не обязательна, хлопков при включении не будет. Достаточно лишь позаботиться о невысоких пульсациях выпрямленного анодного напряжения различными способами, которые у каждого свои. Мне проще было сделать фильтр или стабилизатор на полевом транзисторе.

Накальные цепи ламп могут питаться от регулируемых стабилизаторов LM317, LT1083 или нашей микросхеме КР 1195ЕН1. У них разная обвеска, наша задача получить на выходе примерно 12 вольт для последовательного включения накалов ламп и снижения тока через них. Такое соединение накалов в сочетании с регулируемым стабилизатором серии 317 позволило уменьшить тепловыделение, не перегрузив накальной обмотки, а в качестве бонуса-прикрутить стабилизатор накала на заземленный радиатор без изолирующей прокладки. При желании можно применить 6-вольтовый вариант накала, если трансформатор обеспечивает запас по току.

Отдельно нужно сказать о примененных лампах. особенно это касается 6Ж32П. Она страдает выраженным микрофонным эффектом, шумами в виде шорохов и фликкера, иногда сильным фоном. Поэтому нужен отбор из достаточного количества ламп. Отобранные 6Ж32п ничем не уступают фирменным EF86. Разумеется, EF 86 или EF806S можно ставить без перепайки обвески.

Что касаемо ламп 6Н23П, то их тоже желательно отобрать по звону, фону и шумам, либо найти экземпляры с военной приемкой. Разумеется, лучшим вариантом будет поставить 6Н23П-ЕВ, но у них и цены другие. Применить импорт типа ЕСС88 дело вкуса, по мне. они имеют нехороший призвук, особенно от JJ.

АЧХ корректора соответствует стандарту RIAA-78 с небольшим спадом на НЧ

P.S. Недавно приятель попросил для своего лампового корректора схемку стабилизатора. Моя на полевике его не устроила, опыта работы с транзисторами у него нет. Предложил ему свой же ламповый стабилизатор, который трудится в устройствах у друзей-меломанов. Собрано на коленке. работает сразу и безупречно.

Чем хороша ламповая схема — ничего не боится. Пришлось немного повозиться с монтажом, зато сделал и забыл.

Успешного конструирования и не забывайте о правилах безопасности при работе с высоким напряжением!

P.S. Получил ценные замечания по схеме корректора от наставника и идейного вдохновителя Никиты Трошкина. Он указал на малое входное сопротивление входа для CD а также на наличие там постоянного потенциала 2.5 Вольта.
С учетом некоторого запаса по входному сигналу от CD вполне можно увеличить резистор R13 до 10 кОм.

Что касается некоторого потенциала на входе, то проблема снимается включением на выходе емкости примерно 4, 7 мкф 16 вольт в нужной полярности.(плюсом к катодному резистору) Если на входе CD проигрывателя есть неполярный конденсатор, то можно обойтись без дополнительной емкости.

 

поделиться

Tags: ММ фонокорректор

Схема лампового фонокорректора для винила

golmid
Member



Последние изменения: Питание фильтруется через R12 до V1. Эта дополнительная фильтрация выбрана так, чтобы точно сбалансировать усиление, чтобы максимальное шумоподавление происходило на V2. Это работает очень хорошо, так как фонокорректор очень тихий.
Примечание разработчика: Низкие частоты управляются R5 последовательно с выходным сопротивлением V1. Чем больше эти значения, тем сильнее бас в диапазоне 50–100 Гц. Если рабочая точка V1 изменится, то выходной импеданс также изменится, и для компенсации может потребоваться регулировка резистора R5.
Примечание по конструкции: Я установил это с внешним источником питания, только с емкостью 2x 8 мкФ полипропиленового фильтра Solen B+ для каждого канала внутри самого усилителя. Проводка была в основном двухточечной, но секция RIAA и пластинчатые резисторы были смонтированы на едином куске перфокарты. Единственное предупреждение касается пластинчатых резисторов R3, R10 номиналом 30 кОм. Каждый из них рассеивает чуть менее 1 Вт, чего достаточно, чтобы проволочный резистор мощностью 3 Вт стал слишком горячим для прикосновения. Обеспечьте некоторую циркуляцию воздуха/теплоотвод, если это возможно.