Как устроена система охлаждения ВАЗ 2109 инжектор. Из каких элементов состоит система охлаждения ВАЗ 2109. Как работает система охлаждения ВАЗ 2109 инжектор. Как проверить исправность системы охлаждения ВАЗ 2109. Какие неисправности возможны в системе охлаждения ВАЗ 2109 инжектор.
Устройство системы охлаждения ВАЗ 2109 инжектор
Система охлаждения ВАЗ 2109 с инжекторным двигателем включает следующие основные элементы:
- Радиатор охлаждения
- Расширительный бачок
- Водяной насос (помпа)
- Термостат
- Вентилятор охлаждения
- Датчик температуры охлаждающей жидкости
- Патрубки и шланги
Общий объем охлаждающей жидкости в системе составляет 7,8 л. Радиатор на ВАЗ 2109 инжектор алюминиевый, двухрядный. Расширительный бачок пластиковый, объемом 1,3 л. Помпа центробежного типа приводится в действие ремнем ГРМ.
Принцип работы системы охлаждения ВАЗ 2109 инжектор
Циркуляция охлаждающей жидкости в системе охлаждения ВАЗ 2109 инжектор осуществляется по двум контурам:

Малый контур
При непрогретом двигателе термостат закрыт, и охлаждающая жидкость циркулирует только по малому контуру: блок цилиндров — головка блока — помпа. Это обеспечивает быстрый прогрев двигателя до рабочей температуры.
Большой контур
При достижении температуры 80-82°C термостат начинает открываться, пропуская охлаждающую жидкость в радиатор. Охлажденная жидкость из радиатора возвращается в рубашку охлаждения двигателя. При этом часть потока направляется в радиатор отопителя салона.
Особенности системы охлаждения ВАЗ 2109 инжектор
Система охлаждения ВАЗ 2109 инжектор имеет ряд конструктивных особенностей:
- Электрический вентилятор охлаждения радиатора вместо механического
- Наличие датчика включения электровентилятора в расширительном бачке
- Управление работой вентилятора через электронный блок управления двигателем
- Наличие датчика температуры охлаждающей жидкости для системы управления впрыском топлива
Диагностика системы охлаждения ВАЗ 2109 инжектор
Для проверки исправности системы охлаждения ВАЗ 2109 инжектор необходимо выполнить следующие действия:

- Проверить уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке
- Осмотреть все патрубки и соединения на предмет утечек
- Проверить работу вентилятора охлаждения
- Оценить эффективность работы радиатора
- Проверить исправность термостата
Проверка уровня охлаждающей жидкости
Уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке должен находиться между метками MIN и MAX. Падение уровня ниже минимальной отметки указывает на возможную утечку в системе.
Осмотр патрубков и соединений
Необходимо визуально проверить все шланги, патрубки и места их соединений на предмет подтеков и следов охлаждающей жидкости. Особое внимание следует уделить соединениям радиатора, помпы и термостата.
Возможные неисправности системы охлаждения ВАЗ 2109 инжектор
Основные проблемы, которые могут возникнуть в системе охлаждения ВАЗ 2109 с инжекторным двигателем:
- Утечка охлаждающей жидкости
- Неисправность термостата
- Выход из строя помпы
- Засорение радиатора
- Неисправность вентилятора охлаждения
- Выход из строя датчика температуры
Утечка охлаждающей жидкости
Причинами утечки могут быть:

- Повреждение патрубков или радиатора
- Ослабление хомутов крепления шлангов
- Разрушение прокладки головки блока цилиндров
- Трещины в блоке или головке блока цилиндров
Профилактика неисправностей системы охлаждения
Для предотвращения проблем с системой охлаждения ВАЗ 2109 инжектор рекомендуется:
- Регулярно проверять уровень охлаждающей жидкости
- Своевременно менять охлаждающую жидкость (каждые 60 000 км или 3 года)
- Проверять состояние патрубков и при необходимости заменять их
- Следить за чистотой радиатора, не допуская его засорения
- Периодически проверять работоспособность термостата
Модернизация системы охлаждения ВАЗ 2109 инжектор
Для улучшения эффективности работы системы охлаждения ВАЗ 2109 с инжекторным двигателем можно выполнить следующую модернизацию:
- Установка алюминиевого радиатора увеличенного объема
- Замена штатного вентилятора на более производительный
- Установка электронного термостата с регулируемой температурой открытия
- Применение силиконовых патрубков вместо резиновых
Эти меры позволят повысить надежность системы охлаждения и улучшить температурный режим работы двигателя ВАЗ 2109 инжектор.

Проверка системы охлаждения двигателя ВАЗ 2108, 2109, 21099
Самостоятельно, без помощи специалистов и техников проверим систему охлаждения двигателя автомобиля ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций.
Поводом к проверке может послужить постоянное снижение уровня охлаждающей жидкости (ОЖ) в расширительном бачке, либо перегрев или не прогрев двигателя и т.п.
Проверка системы охлаждения двигателя ВАЗ 2108, 2109, 21099
1. Проверяем уровень охлаждающей жидкости (ОЖ) в расширительном бачке
Он должен находиться на 25-30 мм выше метки MIN, нанесенной на его боковине. Двигатель при проверке должен быть холодный. Если уровень ниже чем требуется, доливаем немного жидкости аналогичной той, что залита в систему охлаждения (тосол, антифриз).
Метки MIN и MAX на расширительном бачке системы охлажденияВ случае постоянного падения уровня в расширительном бачке устанавливаем причину неисправности. В большинстве случаев можно в ходе визуального осмотра установить место утечки (см. параграфы ниже). Например, не затянутый хомут на шланге.
Подробнее о проблеме: «Уходит антифриз (тосол), что делать?».
2. Проверяем систему охлаждения на наличие утечки ОЖ
Проверку наличия потеков ОЖ нужно провести как на холодном двигателе, так и после запуска, во время прогревания, так как протечка может носить периодический, зависящий от температуры характер.
Проверяем сливные отверстия системы в радиаторе и блоке цилиндров
Осматриваем их на наличие потеков охлаждающей жидкости. При необходимости подтягиваем из пробки (на радиаторе рукой, на блоке ключом на «13»).
Проверяем герметичность датчика температуры ОЖ и датчика включения вентилятора
Осматриваем места их установки (под трамблером и в левом бачке радиатора), при необходимости подтягиваем.
Проверяем шланги и трубки системы охлаждения двигателя
Необходимо осмотреть места их посадки на патрубки и штуцера элементов системы, плотность затяжки хомутов. Помимо этого путем осмотра и ощупывания рукой проверяется целостность шлангов.
Слабо затянутые хомуты можно подтянуть отверткой или ключом (но без особого рвения, так как можно хомутом прорезать шланг). Желательно все ненадежные хомуты заменить на проверенные, хорошего качества.
Проверяем радиатор системы охлаждения двигателя
Проводим визуальный осмотр его бачков (они установлены на резиновых прокладках, которые со временем начинают пропускать ОЖ) и патрубков на которые надеты шланги. Помимо этого обращаем внимание на загрязнение радиатора. Сильно загрязненный придется мыть, так как возможен перегрев двигателя.
Проверяем расширительный бачок
В нем не должно быть трещин, шланги, идущие к нему должны быть надежно закреплены и герметичны. См. «Расширительный бачок ВАЗ 2108, 2109, 21099».
Проверяем помпу (насос охлаждающей жидкости)
Неисправность насоса охлаждающей жидкости на ранних стадиях практически незаметна. Ее признаками могут являться отсыревание корпуса помпы и передней части поддона. Возможно не герметична прокладка под корпус помпы или сальник на оси (при выходе сальника из строя ОЖ начинает сочиться через дренажное отверстие в нижней части помпы). Так же слышен повышенный шум со стороны передней части двигателя при его работе. Можно покачать рукой ось помпы за ее шкив (проверить подшипник). Сильный люфт выдает износ ее деталей.
«Признаки (симптомы) неисправности помпы двигателя»
Проверяем радиатор отопителя («печки»)
Чаще всего признаками не герметичности радиатора отопителя или его крана служит появление сырости в ногах переднего пассажира и сладковатый запах тосола в салоне.
Проверяем трубу подводящую ОЖ к помпе
Металлическая труба установлена позади двигателя и крепится к блоку. Осматриваем ее на предмет потери герметичности.
Помимо перечисленного охлаждающая жидкость может уходить через «пробитую» прокладку головки блока или трещину в ней или в блоке. Визуально определить такую утечку невозможно. Тут имеются только косвенные признаки. Например, постоянное бурление ОЖ в бачке, мокрые свечи зажигания, белый налет на крышке маслозаливной горловины и щупе, тосол в моторном масле.
«Пробита прокладка головки блока, признаки»
3. Проверяем термостат
См. «Признаки неисправности термостата системы охлаждения двигателя». Запускаем двигатель и наблюдаем за тем как прогревается термостат. Если он исправен, то вначале прогреется его верхняя часть (работает малый круг системы охлаждения), потом резко прогреется нижняя часть термостата (заработал большой круг и жидкость пошла через радиатор). Все это можно понять потрогав термостат рукой. Если реальная картина происходящего не соответствует описанной — в термостате заклинил клапан, либо в открытом, либо в закрытом положении.
Подробнее: «Проверка термостата на ВАЗ 2108, 2109, 21099».
Верхняя часть термостата начинает греться сразу после пуска двигателя, нижняя только после начала открытия его термоклапана.
4. Проверяем работу вентилятора на радиаторе
Продолжаем начавшийся в предыдущем параграфе прогрев двигателя на холостых. Минут через 10-15 должен автоматически включиться вентилятор на радиаторе. Если этого не произошло проверяем его датчик и электродвигатель. Там имеются особенности проверки для автомобилей разных годов выпуска.
См. «Датчик включения вентилятора на радиаторе ВАЗ 2108, 2109, 21099».
5. Проверяем систему охлаждения двигателя на загрязнение
Антифриз или тосол нужно менять раз в пять лет или 75 тыс км пробега. Если этого не делать он помутнеет. При этом, как минимум снизится эффективность охлаждения двигателя старой, потерявшей свои свойства жидкостью.
Поэтому, если в расширительном бачке какая-то мутная жидкость с плавающим мусором, а двигатель почему-то постоянно перегревается, нужно заменить ОЖ и ездить дальше.
Но, следует учесть, что мутная, ржавая жидкость в расширительном бачке может быть признаком перегрева двигателя.
6.

Признаки ее неисправности — постоянный перегрев двигателя и выдавливание избыточным давлением ОЖ через уплотнения.
См. «Крышка расширительного бачка ВАЗ 2108, 2109, 21099».
Проверка крышки (пробки) расширительного бачка (порога срабатывания ее выпускного клапана)7. Проверяем систему охлаждения на завоздушенность
Воздушные пробки в системе охлаждения могут появиться после ремонта сопровождающегося заменой антифриза или неисправности крышки расширительного бачка (заклинил в открытом положении впускной клапан). См. «Признаки появления воздушной пробки в системе охлаждения двигателя».
Выгоняем воздушные пробки несколькими методами: «Как удалить воздушные пробки из системы охлаждения ВАЗ 2108, 2109, 21099».
Примечания и дополнения
Вот основные проверки системы охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций. Выполняя их хотя бы раз в год можно обеспечить ее безотказную работу (без «сюрпризов»).
Еще статьи по системе охлаждения двигателя ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Течет кран отопителя («печки») автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Постоянно работает вентилятор на радиаторе, почему?
— Что делать если закипел двигатель автомобиля?
— Не работает указатель температуры охлаждающей жидкости, почему?
— Потек радиатор системы охлаждения двигателя. что делать?
— Двигатель автомобиля не прогревается
— Схема системы охлаждения двигателя ВАЗ 2108, 2109, 21099
Подписывайтесь на нас!
Ваз 2109 циркуляция охлаждающей жидкости
Содержание
- 1 Как работает система охлаждения ваз 21093,2109,21099
- 2 Особенности работы вентилятора и термостата ваз 21093, 2109, 21099
- 3 Особенности системы охлаждения ваз инжектор
- 4 Диагностика системы охлаждения двигателя ваз 21093, 2109, 21099 и определение неисправностей
- 5 Причины перегрева двигателя ваз
- 5.1 Рекомендуем прочитать:
- 5.2 Похожие статьи
Система охлаждения двигателя – важный конструктивный элемент автомобиля. Ее неисправность приводит к плохому прогреву двигателя до требуемой температуры, что становится причиной плохой работы печки, потери мощности и снижения ресурса силового агрегата. С другой стороны, система двигателя может перегреваться, что провоцирует поломку цилиндро-поршневой группы.
система охлаждения ваз 21099 карбюратор схема
ваз 2199 система охлаждения инжектор
1 – элемент в виде пробки для бака расширения; 2 – бак для расширения; 3 – шланг отвода жидкости из патрубка; 4 – шланг проходящий между радиатором и бачком расширительным; 5 – шланг отводящий от радиатора; 6 – бачок с лева от радиатора; 7 – трубка алюминиевая; 8 – системы заглушки; 9 – бачок с права от радиатора; 10 – пробка для слива; 11 – середина радиатора; 12 – кожух для электрического вентилятора; 13 – пластиковые крылья электрического вентилятора; 14 – электрический двигатель; 15 – насосный шкив зубчатый; 16 – крыльчатка насоса; 17 – ремень привода вала распределительного; 18 – блок для двигателя; 19 – насосная труба; 20 – шланг для радиатора с подводящей функцией; 21 – шланг радиатора отопителя с функцией отвода; 22 – шланг подводящий охлаждающую жидкость к дроссельному патрубку; 23 – выпускной патрубок; 24 – шланг для заправки; 25 – шланг радиатора отопителя с функцией подвода; 26 – термостат; 27 – датчик температуры охлаждающей жидкости; 28 – датчик указателя уровня охлаждающей жидкости.
Система охлаждения ваз 21093,2109,21099 выполняет отбор тепла от подверженных нагреву деталей двигателя, путем принудительной циркуляции. А инжектор дозирует поступление топлива. Конструктивно система охлаждения ваз инжектор состоит из:
- насос охлаждающего вещества,
- моноблочный термостат,
- электровентилятор обдува радиатора,
- радиатор с бачком расширения,
- трубопроводы, патрубки, сливные пробки.
Как работает система охлаждения ваз 21093,2109,21099
Привод насоса охлаждения работает от ремня ГРМ. Общий объем системы, включая печку, равен – 7,8 л. Контроль температуры выполняется с помощью датчика, установленного на рубашку блока цилиндров. Указатель температуры выводится на панель приборов.
В процессе работы двигателя ваз жидкость с рубашки блока переходит в радиатор (где происходит отбор тепла) или в термостат (короткий контур – для прогрева мотора). Далее, жидкость нагнетается насосом в рубашку охлаждения силового агрегата ваз инжектор. По трубопроводам обеспечивается циркуляция и подогрев топливной смеси во впускном коллекторе и зоне дроссельной заслонки.
Система охлаждения с помощью патрубков сообщается с радиатором печки салона ваз 21093,2109,21099. Насос охлаждающей жидкости центробежный. Система оборудована разборным трубчато пластинчатым радиатором с пластиковыми баками.
Внутренняя поверхность радиатора увеличена путем применения алюминиевых трубок и охлаждающих пластин, он не имеет заливного отверстия, долив выполняется в расширительный бачок. В котором также установлен датчик включения электровентилятора. Бачок имеет пробку заливной горловины с клапанами (впускной и выпускной). Для слива жидкости охлаждения из системы откручивают сливные пробки бачка, блока цилиндров, радиатора.
Особенности работы вентилятора и термостата ваз 21093, 2109, 21099
Электровентилятор включает в себя электродвигатель и четырех лопастную крыльчатку, лопасти которой имеют переменный угол наклона и шаг для снижения уровня шума. Для повышения КПД система вентилятора ваз оборудована кожухом, прикрепленным на кронштейнах.
Электровентилятор монтируется на резиновых втулках. Срабатывание вентилятора происходит благодаря сигналу датчика, установленного в бачок радиатора. При этом величина температуры замыкания контактов примерно 99’С, а отключения вентилятора 94’С.
Термостат системы обеспечивает первоочередной прогрев двигателя и регулирует тепловой режим. Оптимальная величина температуры охлаждающей жидкости – в пределах 90-98’С. Термостат включает корпус и крышку, завальцованых совместно с клапаном.
Особенности системы охлаждения ваз инжектор
Охлаждение в автомобилях 21093,2109,21099 жидкостное, но нужно понимать что радиатор охлаждается потоком набегающего воздуха и вентилятором, который повышает интенсивность охлаждения. Также часть тепла отводится радиатором отопителя салона автомобиля в при низких температурах.
Расширительный бачок предназначен для компенсации объема жидкости при нагревании, для долива и контроля уровня тосола.
Система термостата обеспечивает регулировку температурного режима, предварительный прогрев двигателя ваз, первоначальный подогрев салона зимой и только потом обеспечивает включение большого контура охлаждения.
Датчик температуры обеспечивает управление системой охлаждения, позволяет контролировать температуру двигателя и регулируют работу вентилятора.
Весь цикл работы системы охлаждения контролируется с помощью системы управления силовым агрегатом, учитывающей все температурные параметры. Она определяет оптимальные условия включения и время работы конструктивных элементов системы.
Диагностика системы охлаждения двигателя ваз 21093, 2109, 21099 и определение неисправностей
В случае возникновения проблем, связанных с системой охлаждения двигателя, следует определять причины начиная с наиболее вероятных и простых:
- Наличие утечки охлаждающей жидкости – для начала проверяют уровень жидкости в системе. В автомобилях 21093,2109,21099 это выполняется по индикатору уровня или при осмотре расширительного бачка.
- Если уровень поменялся, то осмотрите моторный отсек на наличие подтеков. Как правило, основные причины: изношенные патрубки и хомуты, поврежденный радиатор охлаждения мотора или печки.
- В случае перепадов струи в бачке при 3000об/мин. Необходимо выполнить проверку циркуляции жидкости. Для этого отворачивается крышка расширительного бачка и определяется равномерность поступления тосола. Причинами плохой циркуляции может оказаться забитая система или неисправность циркуляционного насоса.
Причины перегрева двигателя ваз
- Неисправный термостат может вызывать перегрев двигателя. Если на прогретом моторе верхний патрубок – горячий, а нижний холодный, – термостат заклинило и тосол проходит только по малому кругу. Или же термостат будет включать только большой круг, что не позволит мотору ваз прогреваться до необходимой рабочей температуры. В таком случае термостат следует заменить.
- Еще одной причиной чрезмерного нагрева двигателя может быть завоздушивание системы охлаждения, в таком случае систему нужно продавить и устранить воздух со всех полостей.
- При высокой температуре не включается вентилятор – проблемы с датчиком температуры, реле вентилятора или с жгутом проводов к нему.
- Иногда забиваются соты радиатора, что резко снижает интенсивность теплообмена. Необходимо произвести дательную чистку радиатора, ее нужно выполнять аккуратно, во избежание повреждения сот.
Вот основные причины, которые влияют на качественную работу системы охлаждения двигателя ваз 21093,2109,21099, с их помощью можно определить и устранить неисправности, обеспечив надежную и долговечную работу мотора.
Не нашли интересующую Вас информацию? Задайте вопрос на нашем форуме.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Рекомендуем прочитать:
Похожие статьи
Поделиться с друзьями:
Твитнуть
Поделиться
Поделиться
Отправить
Класснуть
Похожие публикации
На этом веб-сайте используются файлы cookie, чтобы он мог лучше работать для вас. Закрыв этот баннер, прокручивая эту страницу, вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Принять Подробнее
Патрубки радиатора силиконовые ВАЗ 2101
- Силикон
Сравнение продуктов (0)
Имя по умолчанию (A — Z) Название (Z — A) Цена (Низкая > Высокая) Цена (Высокая > Низкая) Рейтинг (Самый высокий) Рейтинг (Самый низкий) Модель (A — Z) Модель (Я-А)364896
Насадка сапуна ВАЗ 16 кл., синяя
Размеры в упаковке (ДхШхВ), мм: 320х170х100 Для автомобилей: 2112, Калина 1119, Приора 2170
23,59€
Форсунка сапуна ВАЗ 2111, CS20, синяя
Размеры в упаковке (ДхШхВ), мм: 160х70х22 Для автомобилей: 2108, 2113, 2114, 2115
15,61€
Насадка сапуна ВАЗ 2112, CS20, синяя
Размеры в упаковке (ДхШхВ), мм: 150х65х25 Для автомобилей: 2110, 2112, 1118 Калина, Приора 2170
13. 14€
Размеры в упаковке (ДхШхВ), мм: 320х160х100 Для автомобилей: 2108, 2110, 2113, Гранта 2190, Калина 1118
28.59€
Патрубки системы охлаждения CS20 силикон, ВАЗ 2112, комплект
Размеры в упаковке (ДхШхВ), мм: 770х220х100 Для автомобилей: 2110, 2111, 2112
219,58€
Силиконовые патрубки системы охлаждения CS20, медный радиатор ВАЗ 2107, комплект
Размеры в упаковке (ДхШхВ), мм: 550х220х100 Для автомобилей: 2101, 2106, 2107
139,22€
Силиконовые патрубки системы охлаждения CS20, ВАЗ 2107, алюминиевый радиатор, комплект
Размеры в упаковке (ДхШхВ), мм: 550х220х100 Для автомобилей: 2101, 2106, 2107
126,99€
Силиконовые патрубки системы охлаждения CS20, ВАЗ 2107, инжектор, комплект
Размеры в упаковке (ДхШхВ), мм: 550х220х100 Для автомобилей: 2101, 2106, 2107
160,64€
Силиконовые патрубки системы охлаждения CS20, ВАЗ 2108-21099, комплект
Размеры в упаковке (ДхШхВ), мм: 550х220х100 Для автомобилей: 2108, 2109, 2114, 2115, 21099
197.