Схема дмрв. Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ): назначение, устройство и диагностика неисправностей

Что такое датчик массового расхода воздуха и для чего он нужен в автомобиле. Как устроен ДМРВ и какие бывают виды расходомеров. Каковы основные признаки неисправности ДМРВ. Как самостоятельно проверить и продиагностировать датчик расхода воздуха.

Содержание

Что такое датчик массового расхода воздуха и его назначение

Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) — это важный элемент системы управления двигателем, который измеряет количество воздуха, поступающего в цилиндры. Основное назначение ДМРВ — передавать данные о расходе воздуха электронному блоку управления (ЭБУ) для расчета оптимального количества топлива.

Зачем нужен ДМРВ в автомобиле? Для полного сгорания 1 части топлива требуется примерно 14,7 частей воздуха. Это оптимальное соотношение называется стехиометрическим. ДМРВ позволяет точно контролировать количество поступающего воздуха и поддерживать правильный состав топливовоздушной смеси. Благодаря этому обеспечивается:


  • Эффективное сгорание топлива
  • Оптимальная мощность двигателя
  • Снижение расхода топлива
  • Уменьшение токсичности выхлопных газов
  • Увеличение срока службы катализатора и других компонентов

Устройство и принцип работы датчика расхода воздуха

Как устроен современный датчик массового расхода воздуха? Основные компоненты ДМРВ включают:

  • Корпус с воздушным каналом
  • Чувствительный элемент (платиновая нить или пленка)
  • Электронная схема обработки сигнала
  • Разъем для подключения

Принцип работы ДМРВ основан на измерении охлаждения нагретого чувствительного элемента потоком входящего воздуха. Чем больше воздуха проходит через датчик, тем сильнее охлаждается элемент. Электронная схема преобразует степень охлаждения в электрический сигнал для ЭБУ.

Основные виды датчиков расхода воздуха:

  1. Механические (с трубкой Пито) — работают на принципе отклонения заслонки потоком воздуха. Простые, но недостаточно точные.
  2. Термоанемометрические с платиновой нитью — измеряют охлаждение нагретой нити. Точные, но чувствительны к загрязнениям.
  3. Пленочные термоанемометрические — используют нагревательный элемент в виде пленки. Более надежны и долговечны.

Признаки неисправности датчика массового расхода воздуха

Как определить, что ДМРВ вышел из строя? Основные признаки неисправности датчика расхода воздуха включают:


  • Повышенный расход топлива
  • Падение мощности двигателя
  • Неустойчивая работа на холостом ходу
  • Провалы при разгоне
  • Затрудненный запуск двигателя
  • Загорание лампы «Check Engine»

Однако эти симптомы могут быть вызваны и другими неисправностями. Поэтому для точного определения состояния ДМРВ требуется диагностика.

Как проверить датчик массового расхода воздуха на неисправность

Существует несколько способов самостоятельной проверки ДМРВ:

  1. Визуальный осмотр — проверьте чистоту внутренних поверхностей датчика и наличие уплотнительного кольца.
  2. Отключение датчика — при отсоединении неисправного ДМРВ обороты холостого хода должны вырасти до 1500-2000 об/мин.
  3. Измерение напряжения — на выходе исправного датчика при включенном зажигании должно быть 1-1,1 В.
  4. Проверка кодов ошибок — считайте коды неисправностей с помощью сканера OBD-II.

Для более точной диагностики рекомендуется обратиться в автосервис, где проведут тестирование ДМРВ на специальном оборудовании.

Причины выхода из строя расходомера воздуха

Почему ДМРВ может выйти из строя раньше времени? Основные причины поломки датчика расхода воздуха:


  • Естественный износ чувствительного элемента
  • Загрязнение внутренних поверхностей пылью и маслом
  • Повреждение электрических контактов
  • Механические повреждения корпуса
  • Попадание воды
  • Использование некачественного воздушного фильтра

Для продления срока службы ДМРВ важно своевременно менять воздушный фильтр, следить за состоянием двигателя и не допускать попадания влаги в воздуховод.

Ремонт и замена датчика массового расхода воздуха

Возможен ли ремонт неисправного ДМРВ? В большинстве случаев ремонт нецелесообразен, так как чувствительный элемент невозможно восстановить. Рекомендуется полная замена датчика.

Процедура замены ДМРВ включает следующие этапы:

  1. Отсоединение клеммы аккумулятора
  2. Снятие воздушного фильтра и патрубков
  3. Отключение электрического разъема ДМРВ
  4. Демонтаж старого датчика
  5. Установка нового ДМРВ
  6. Подключение разъема и установка воздушного тракта
  7. Сброс кодов ошибок

При выборе нового датчика важно учитывать марку и модель автомобиля. Рекомендуется использовать оригинальные запчасти или качественные аналоги от проверенных производителей.


Профилактика неисправностей датчика расхода воздуха

Как продлить срок службы ДМРВ и предотвратить преждевременный выход из строя? Основные меры профилактики:

  • Регулярная замена воздушного фильтра
  • Своевременное техническое обслуживание двигателя
  • Использование качественного топлива
  • Проверка герметичности воздуховода
  • Очистка ДМРВ специальными составами
  • Диагностика датчика при каждом ТО

При бережном отношении и своевременном обслуживании датчик массового расхода воздуха может прослужить 150-200 тыс. км и более. Это позволит избежать дорогостоящего ремонта и обеспечит стабильную работу двигателя.


Всё про датчик массового расхода воздуха (расходомер)

В тонкой и точной настройке автомобильного двигателя важно всё: и качество автожидкостей, и нормальная работа каждого элемента, и слаженность всех процессов. Одним из элементов, определяющих, насколько правильно в конечном итоге будет работать автомобиль, является датчик массового расхода воздуха, он же расходомер воздуха или MAF-sensor (от Mass Air Flow), как его чаще называют автомобилисты.

 

Зачем нужен ДМРВ?

Для полного сгорания одной части топлива нужно примерно 14,7 частей воздуха, такая смесь называется стехиометрической, оптимальной по соотношению. Будет меньше воздуха, чем нужно – бензин не сгорит полностью, получим грязный выхлоп, не соответствующий современным экологическим нормам. Будет больше воздуха – на обедненной смеси двигатель не сможет развить полную мощность.

Расходомер предназначен для постоянного контроля количества поступающего в цилиндры воздуха и передачи этих данных системе регулировки впрыска топлива. То есть, чем больше воздуха идет в двигатель, тем больше топлива будет подано на форсунки.

Когда водитель нажимает на педаль газа, он регулирует именно подачу воздуха: открывается дроссельная заслонка (непосредственно или от сигнала ЭБУ). Поступает больше воздуха – реагирует ДМРВ, после чего подается больше топлива в камеры сгорания и увеличиваются обороты двигателя.

Нормально работающий расходомер воздуха позволяет не только максимально эффективно использовать топливо, но и максимально эффективно использовать катализатор и сажевый фильтр, а в общей перспективе – сократить расходы на топливо, уменьшить износ узлов автомобиля и продлить время комфортной эксплуатации. Электроника учитывает показатели не только ДМРВ, но и лямбда-зонда, что позволяет более точно контролировать подачу топлива.

 

Виды и принцип действия

Схема ДМРВ в корпусе

Эволюция расходомеров направлена на поиск методов более точного измерения, учета большего количества параметров, чтобы в итоге получить максимально стабильную работу двигателя.

Механические датчики (расходомеры с трубкой Пито) работали по принципу воздушного сопротивления: чем сильней поток воздуха, тем больше отклонялась внутренняя демпфирующая пластина. Эти системы были долговечными и надежными, но недостаточно точными. С появлением более современных топливных систем понадобились более прогрессивные методы измерения.

Следующее поколение – термоанемометрический датчик с платиновой нитью (Hot Wire MAF Sensor). Именно платиновой, так как этот металл дольше всего сопротивляется термической деградации. Принцип действия основан на поддержании постоянной температуры нагретой нити: чем больший поток воздуха проходит через нее, тем быстрей она остывает и тем больше энергии нужно на нагрев. Контроль температуры осуществляется терморезистором, а данные о затраченной на нагрев нити энергии передаются на ЭБУ как информация о количестве проходящего через нить воздуха.

Схема датчика MAF. 1. Кольцо. 2. Платиновая нить.
3. Термокопенсационное сопротивление.

4. Крепление кольца.
5. Корпус электронного модуля.

Для более точного измерения в современных датчиках учитывается еще и температура поступающего воздуха.

Самой частой причиной выхода из строя является загрязнение нити отложениями пыли и моторного масла. Поэтому в таких датчиках предусмотрена функция самоочистки: после каждой остановки двигателя платиновая нить на пару секунд разогревается до 1100оС. Все органические отложения мгновенно сгорают или обугливаются.

Недостатком нитевых датчиков является ограниченный ресурс работы: платина, несмотря на свою стойкость, рано или поздно выгорает.

Более прогрессивной модификацией стал пленочный датчик (Hot Film Air Flow Sensor, HFM). Принцип работы тот же, что и у проволочного: масса входящего воздуха определяется по степени охлаждения нагревательного элемента. На керамическую основу (подложку) устанавливаются все необходимые элементы в виде тонкопленочных резисторов, в том числе и нагревательный элемент в виде платинового напыления.

Сенсор устанавливается в воздушном канале, через который проходит только входящий поток воздуха (измерения получаются более точными за счет отсутствия обратных воздушных волн от работающих клапанов и поршней двигателя). В пленочных датчиках отсутствует проблема загрязнения: пыль и моторное масло не попадают на нагревающийся слой, а значит, нет необходимости в самоочистке. В пленочных сенсорах учитывается и плотность воздуха, которая также влияет на скорость охлаждения нагревательного элемента.

Схема датчика HFM. 1. Электрический разъем. 2. Внешний корпус.
3. Электронная схема. 4. Термоэлемент. 5. Корпус датчика. 6. Канал воздушного потока.

В самых новых моделях автомобилей конструкторы уже отказались от ДМРВ, заменив их датчиками абсолютного давления. Но расходомеры воздуха, основанные на нагревательном элементе, в настоящее время используются наиболее широко.

 

Место установки

Поскольку датчики чувствительны к загрязнениям, их устанавливают в воздуховоде после воздушного фильтра перед дроссельной заслонкой. Сам датчик расположен в корпусе – пластиковой трубке, закрытой с одной стороны сетчатым фильтром, предотвращающей завихрения воздушного потока. Продаваться датчики могут как вместе с корпусом, так и отдельно, если конструкция датчика предусматривает замену центрального элемента.

Разъем на датчике подключается в бортовую сеть: к источнику напряжения и ЭБУ.

 

Поломки расходомеров

Чаще всего датчики расхода воздуха выходят из строя просто от износа: платиновая нить (и платиновое напыление не кремниевой пластине) постепенно истончается от нагрева. У проволочного ДМРВ ресурс составляет примерно 150 тыс. км, но эта цифра может стать и больше, и меньше, в зависимости от состояния других узлов автомобиля.

Поврежденное напыление дорожек на расходомере

Причиной досрочной поломки датчика чаще всего является грязь на нагревательном элементе: пыль и моторное масло искажают показания и вызывают перегрев.

Сломанный датчик не ремонтируется, его меняют на новый. Учитывая, что это не самая дешевая деталь, будет нелишним позаботиться о максимальном продлении срока эксплуатации. На работу расходомера воздуха влияют:

  • Состояние воздушного фильтра. Если фильтры регулярно менять и использовать только качественные, можно не беспокоиться о попадании пыли в воздуховод. Если же фильтр вышел из строя или не соответствует техническим требованиям, поломка расходомера покажется ерундой по сравнению со стоимостью ремонта двигателя.
  • Состояние двигателя. Из работающего мотора в воздуховод могут попадать пары масла. Масляные отложения, загрязняющие платиновый элемент, ускоряют его износ. На концентрацию моторного масла в картерных газах влияет состояние поршневых колец и сальников клапанов.
  • Состояние проводки. Одна из возможных причин поломки датчика – нарушение электрических контактов. Эту причину иногда можно устранить, если повреждение не серьезное.

Когда расходомер выходит из строя, нарушается баланс между поступающим в двигатель бензином и воздухом.

Соответственно, проблемы будут отражаться на работе двигателя:

  • Повышается расход топлива,
  • Нарушаются показатели разгона, возникают провалы при наборе скорости,
  • Нетипичная работа двигателя на холостом ходу (слишком высокие или слишком низкие обороты),
  • Горит Check Engine,
  • Двигатель плохо заводится или не заводится вообще.

Причиной перечисленных проблем не обязательно будет поломка ДМРВ: более точно можно определить только после диагностики. Самостоятельно можно разве что осмотреть место подключения датчика (иногда сбой в работе двигателя появляется из-за повреждения воздуховода) и, если есть подходящие инструменты, то снять сам датчик и заменить его заведомо рабочим. Если после замены проблемы с двигателем остались – дело не в расходомере, а в другой неисправности.

Сильно загрязненный датчик можно попытаться «реанимировать» — очистить нагревательный элемент, чтобы он смог проработать еще немного, до покупки нового. Используют для этой цели специальные очистители (карбоклинер или очиститель для ДМРВ), что позволяет ненадолго продлить «жизнь» детали. Однако нужно помнить, что элементы датчика повреждаются от малейшего воздействия, так что протирать чувствительный элемент (даже слегка!) нельзя.

Неисправный расходомер воздуха влияет не только на режим работы двигателя, но и на ресурс выхлопной системы: сажевый фильтр и катализатор весьма чувствительны к чистоте выхлопа, которая невозможна без оптимального соотношения воздуха и топлива. В современных автомобилях все компоненты взаимозависимы, и поломка даже такого маленького датчика может вызвать «цепную реакцию» неисправностей. А значит, поломки лучше устранять сразу, чтобы и дальше ездить без проблем.

 

О том, как выбрать новый ДМРВ, читайте наш «Гид покупателя».

 

Что такое датчик массового расхода воздуха и как проверить дмрв на неисправность?

Что такое ДМРВ и для чего он нужен?

В двигатель приблизительно должно попадать за один такт 1 часть топлива и 14 частей воздуха, только тогда он будет работать в нормальном режиме. Если нарушить это взаимоотношение, то будет или уменьшение отдачи двигателя и связанное с ней уменьшение мощности, или просто перерасход топлива. ДМРВ нужен, чтобы измерять нужное количество поступающего в мотор воздуха. Он рассчитывает количество воздуха и после этого отсылает информацию «мозгам», которые на основании этих данных уже готовят топливную смесь.

Чем больше вы жмете на педаль газа, тем больше воздуха поступает в двигатель. ДМРВ это фиксирует и дает команду увеличить количество топлива. Если вы едете равномерно, то расход воздуха не большой, а значит и расход топлива будет также небольшим. И за всем этим должен следить ДМРВ — датчик массового расхода воздуха, который измеряет количество воздуха, поступившего в двигатель.

Признаки неисправности  ДМРВ и его диагностика

Итак, основными признаками неисправности датчика ДМРВ являютя горящий Check Engine, повышенный расход бензина, плохо схватывает двигатель на горячую, динамика разгона падает да и в целом ощущается общее падение мощности двигателя. Если у вас появляются некоторые из этих признаков, то имеет смысл проверить датчик ДМРВ на неисправность. Для начала снимаем его и осматриваем внутренние поверхности самого датчика. Поверхность должна быть чистой, следы конденсата и масла недопустимы. Если воздушный фильтр меняется довольно редко, то наиболее частой причиной поломки датчика как раз является попадание грязи на чувствительный элемент. Заодно проверяем наличие резинового уплотнителя на передней части ДМРВ. Оно предотвращает подсос не фильтрованного воздуха во впускной тракт через датчик. Если данного кольца нет на (возможно где-то застряло в корпусе), тогда на входной сеточке самого датчика будет тонкий слой пыли, что недопустимо. При отключении неисправного датчика двигатель должен начать готовить смесь в аварийном режиме и обороты ХХ возрастут до 1500 — 2000 оборотов, симптомы по плохой динамике разгона должны пропасть. Можно мультиметром замерить напряжение на выходе из датчика. При включенном зажигании на заглушенном двигателе напряжение не должно превышать 1,1 вольт.  

Распиновка датчика массового расхода воздуха Bosch:


Желтый (ближний по расположению к лобовому стеклу) — вход сигнала ДМРВ;
Серо-белый — выход напряжения питания датчиков;
Зеленый — выход заземление датчиков;

Розово-черный — к главному реле.

Картина напряжения выглядит таким образом:
1,01-1,02 — хорошее состояние датчика;
1,02-1,03 — не плохое состояние;
1,03-1,04 — ресурс ДМРВ подходит к концу;
1,04-1,05 — предсмертное состояние, если негативных симптомов нет, то можно эксплуатировать дальше;
1,05 и выше — пора менять ДМРВ.

Калифорния преследует 20 человек за схему DMV, в результате которой сотни «неквалифицированных коммерческих водителей выезжали на национальные автомагистрали» предположительно участвовал в схеме предоставления коммерческих водительских прав (CDL) неподходящим кандидатам.

В понедельник, 14 ноября, прокурор США Филипп А. Талберт объявил об успешном судебном преследовании 20 человек в Восточном округе Калифорнии за их участие в серии дел о коррупции в DMV.

Обвинения, выдвинутые 20 подсудимым, включают подкуп государственных должностных лиц, мошенничество с идентификацией, несанкционированный доступ к компьютерам и сговор с целью совершения этих преступлений, заявили власти.

«Ответчики помогли направить неквалифицированных коммерческих водителей на национальные автомагистрали, управляя крупными коммерческими транспортными средствами, даже несмотря на то, что эти водители не сдали необходимые письменные экзамены и экзамены по вождению. Сотрудники DMV брали взятки, чтобы вводить мошеннические результаты тестов для заявителей, которые даже не проходили тесты или не могли их пройти. Различные школы грузоперевозок в Калифорнии искали коррумпированных сотрудников DMV, которых они могли бы подкупить, чтобы помочь неуспевающим или неквалифицированным учащимся в любом случае получить свои коммерческие лицензии. В общей сложности в рамках этих схем были выданы сотни мошеннических коммерческих водительских прав и лицензий, что поставило под угрозу общественную безопасность», — заявили в офисе Талберта.

См. таблицу ниже для получения дополнительной информации о ответчиках.

40018.
Defendant’s Name Sentence
Shawana Harris 60 months
Robert Turchin 51 months
Mangal Gill 51 months
Эндрю Кимура 46 месяцев и штраф 7500 долларов
LISA Terraciano 40 месяцев и 500 долл. США.
Кари Скатталья 32 месяца и штраф в размере 1000 долларов США
Рахим Махбуб 27 месяцев и штраф в размере 58 500 долларов США
24 месяца
EMMA KLEM 23 месяца
Aaron Gilliam 22 месяца
KULHIND DOSHANHINDHINDEHISIND..1WIND MODENHANHINDHINDEHISIND
Juan Arturo Arroyo Gomez 12 months
Pavitar Dosangh Singh 10 months
Parminder Singh Time served with 11 months home confinement
Poya Khanjan Time served with 6 months home confinement & $9,500 fine
Ruvila “Ruby” Lima Time served & $500 fine
Tajinder Singh Time served with 7 months домашний арест и штраф в размере 5 500 долларов США

Расследованию помогали Департамент транспортных средств Калифорнии, Управление внутренних дел; Федеральное бюро расследований; расследования национальной безопасности; и Департамент транспорта, Управление генерального инспектора.

Дело о мошенничестве с CDL подходит к концу

Последняя костяшка домино упала в федеральном уголовном деле, обвиняющем 20 человек, включая сотрудников Департамента транспортных средств Калифорнии, в мошенничестве с CDL.

Федеральный судья в Калифорнии недавно приговорил Шавану Харрис к 60 месяцам тюремного заключения за участие в схеме мошенничества CDL. Харрис был признан виновным по одному обвинению в сговоре с целью получения взятки после достижения соглашения о признании вины в апреле.

Харрис является одним из 20 ответчиков, названных в уголовном деле о мошенничестве с CDL между Калифорнийским отделением DMV и автотранспортной компанией. Все подсудимые достигли соглашения о признании вины и были осуждены.

Мошенническая схема CDL включала владельцев школ вождения грузовиков и сотрудников DMV, сговорившихся, чтобы сдать экзамены кандидатов CDL, несмотря на то, что кандидаты никогда не сдавали экзамен.

Согласно судебным документам, с сентября 2014 г. по апрель 2017 г. владельцы школ вождения грузовиков в Южной Калифорнии платили служащим DMV Кари Скатталья и Лизе Террачано за сдачу их кандидатов CDL без сдачи письменных экзаменов и экзаменов по вождению. Впоследствии два сотрудника DMV получили доступ к базе данных агентства и изменили записи заявителей, чтобы неверно отразить сданные экзамены.

Владельцы школ вождения грузовиков — Джагдиш, Джагпал, Парминдер Сингх и Таджиндер Сингх — получили не менее 18 600 долларов за изменение записей DMV. В ходе нескольких секретных операций агентам, выдававшим себя за дальнобойщиков, владельцы сказали, что они могут заплатить от 1500 до 9000 долларов за получение разрешения или лицензии CDL класса A.

Скатталья сообщила агентам ФБР, что она получала 200 долларов за каждый сданный письменный экзамен по схеме мошенничества CDL. Она также получала 500 долларов за каждый экзамен по вождению. Тем временем Террачано сообщила агентам, что получает по 100 долларов за каждый письменный экзамен.

Всего Скатталья выдала не менее 68 мошеннических лицензий по схеме. Между тем, по оценкам Террачано, она выдавала около 60 мошеннических лицензий в месяц, всего около 148 мошеннических лицензий.

Кроме того, в ноябре 2017 года Рахиму Махбубу было предъявлено обвинение по нескольким пунктам обвинения в том, что он якобы связывался с Террачано и платил ему за мошенничество с CDL путем изменения компьютерных записей.

Рувила Лима и Поя Ханджан также были обвинены в ноябре 2017 года в отдельном обвинительном заключении по аналогичным обвинениям, связанным со схемой.

Лима работала в школе вождения грузовиков и просила студентов давать ей деньги в обмен на CDL без прохождения соответствующих тестов.

Точно так же Ханджан делил банковский счет с Лимой, а также был обвинен в том, что предлагал студентам CDL без тестов в обмен на деньги.

Впоследствии Дональду Фримену и Хуану Артуро Арройо Гомесу были предъявлены обвинения за несколько дней до этого. Фриман был сотрудником DMV, который получил доступ к базе данных DMV, чтобы совершить мошенничество с CDL. Арройо Гомес был посредником между Лимой или Ханханом и Фрименом в рамках этой схемы.

В другом отдельном обвинительном акте Джагпалу, Джагдишу, Таджиндеру, Парминдеру и Харрису были предъявлены обвинения. Джагпал владел школой грузовиков в Калькутте, а Джагдиш — школой грузовиков в Гобинде. Таджиндер владел еще одной школой грузоперевозок, Парминдер работал в Калькуттской школе грузовиков, а Харрис был сотрудником DMV.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *