Как правильно выбрать выходной трансформатор для лампового усилителя на 6П3С. Какие режимы работы оптимальны для этой лампы. Как настроить двухтактный ламповый усилитель для получения качественного звука. На что обратить внимание при сборке и отладке лампового усилителя.
Особенности лампы 6П3С и ее применение в ламповых усилителях
Лампа 6П3С является одной из наиболее популярных выходных ламп для построения двухтактных ламповых усилителей. Она обладает рядом преимуществ:
- Высокая выходная мощность — до 15-20 Вт в триодном включении и до 25-30 Вт в тетродном
- Хорошая линейность характеристик
- Высокая надежность и долговечность
- Доступность и невысокая стоимость
- Возможность работы как в триодном, так и в тетродном режиме
Благодаря этим качествам 6П3С позволяет построить относительно мощный и качественный ламповый усилитель по доступной цене. Рассмотрим ключевые моменты, на которые следует обратить внимание при конструировании усилителя на этих лампах.

Выбор выходного трансформатора для усилителя на 6П3С
Выходной трансформатор является критически важным элементом лампового усилителя, во многом определяющим его звучание. При выборе трансформатора для 6П3С следует учитывать:
- Оптимальное анодное сопротивление — 3,5-5 кОм для пары ламп
- Мощность трансформатора должна быть не менее 40-50 Вт
- Желательно наличие отводов для ультралинейного включения
- Собственная индуктивность первичной обмотки — не менее 20-30 Гн
- Низкий ток холостого хода — не более 20-30 мА
Хорошим выбором могут быть трансформаторы ТВЗ-1-9, ТС-60, ТПП-40 и их аналоги. При использовании готовых трансформаторов важно провести их тестирование по току холостого хода и симметрии обмоток.
Режимы работы 6П3С в двухтактном усилителе
Лампа 6П3С может работать в нескольких режимах:
- Триодный режим — анодное напряжение 250-300 В, ток покоя 30-40 мА на лампу
- Тетродный режим — анодное напряжение 350-400 В, напряжение на экранной сетке 250-300 В, ток покоя 40-50 мА
- Ультралинейный режим — анодное напряжение 350-400 В, экранные сетки подключены к отводам трансформатора (40-43% витков), ток покоя 40-50 мА
Триодный режим обеспечивает наиболее линейное звучание, но меньшую выходную мощность. Тетродный режим дает максимальную мощность, но худшую линейность. Ультралинейный режим является компромиссным вариантом.

Схемотехника выходного каскада на 6П3С
Наиболее распространенные схемы выходного каскада для 6П3С:
- Классическая двухтактная схема с катодным автоматическим смещением
- Схема с фиксированным смещением от отдельного источника
- Ультралинейное включение с отводами трансформатора
Автоматическое смещение проще в реализации, но фиксированное позволяет точнее настроить режим. Ультралинейное включение дает хороший компромисс между мощностью и качеством звучания.
Особенности блока питания для усилителя на 6П3С
Блок питания должен обеспечивать:
- Анодное напряжение 300-400 В при токе до 200-250 мА
- Напряжение накала 6,3 В при токе 2-3 А
- Напряжение смещения -40…-50 В (при фиксированном смещении)
Важно обеспечить хорошую фильтрацию анодного напряжения — емкость фильтра должна быть не менее 100-200 мкФ. Желательно применение П-образного фильтра с дросселем. Для питания экранных сеток рекомендуется использовать отдельный стабилизированный источник.
Настройка двухтактного усилителя на 6П3С
Правильная настройка критически важна для получения качественного звучания. Основные этапы:

- Установка тока покоя выходных ламп (30-50 мА на лампу)
- Балансировка плеч выходного каскада
- Настройка режима драйверного каскада
- Проверка симметрии сигнала на выходе
- Настройка общей ООС (при ее наличии)
Настройку следует проводить поэтапно, контролируя режимы по постоянному току и форму сигнала осциллографом. Особое внимание нужно уделить симметрии работы плеч выходного каскада.
Типичные проблемы при сборке лампового усилителя на 6П3С
При конструировании усилителя на 6П3С могут возникнуть следующие проблемы:
- Самовозбуждение усилителя на высоких частотах
- Асимметрия работы плеч выходного каскада
- Повышенные нелинейные искажения
- Недостаточная выходная мощность
- Фон переменного тока в выходном сигнале
Для устранения самовозбуждения важно обеспечить правильную компоновку и экранирование. Асимметрию можно скорректировать подбором ламп и резисторов. Искажения часто связаны с неоптимальным режимом работы ламп. Фон обычно возникает из-за недостаточной фильтрации питания.
Рекомендации по компоновке и монтажу лампового усилителя
При сборке усилителя на 6П3С следует соблюдать следующие правила:

- Разделять силовую и сигнальную части монтажа
- Обеспечить хорошее заземление шасси
- Применять симметричный монтаж выходного каскада
- Использовать экранированные провода для межкаскадных связей
- Располагать трансформаторы на достаточном расстоянии друг от друга
Правильная компоновка позволит избежать наводок и самовозбуждения усилителя. Особое внимание следует уделить симметрии монтажа выходного каскада.
Оценка качества звучания лампового усилителя на 6П3С
Основные критерии оценки звучания усилителя на 6П3С:
- Динамический диапазон и детальность звучания
- Тембральная окраска и «теплота» звука
- Стереопанорама и пространственность
- Искажения на высокой громкости
- Передача микродинамики
Хорошо настроенный усилитель на 6П3С должен обеспечивать комфортное, детальное звучание с мягкой ламповой окраской. При этом важно отсутствие явных искажений и резкости на высоких уровнях громкости.
Двухтактный ламповый усилитель Манакова на 6П3С/EL34
Эта широко известная схема двухтактного лампового усилителя на 6П3С и 6Н9С была разработана Анатолием Манаковым. Оригинал смотрите здесь. Она довольно проста и при внимательной сборке заработала сразу без танцев с бубном.
Отмечу сразу, что некоторые установленные мной номиналы отличаются от предложенных автором. Но сделано так не потому, что я проводил длительные слуховые эксперименты с кучей пластинок Pink Floyd и Led Zeppelin, а просто по причине отсутствия у меня в закромах некоторых емкостей и переменных резисторов, рекомендованных разработчиком. Не мудрствуя лукаво, я не столь дотошен к погрешности радиодеталей.
Я применил триодное включение выходных ламп, поскольку тороидальный выходной трансформатор не имеет дополнительных отводов. Любителям серьезного и громкого звука лучше реализовать пентодное включение выходных ламп или найти рекомендуемые трансформаторы. Понятно дело: выходные лампы желательно подобрать в пару.
В выпрямителе напряжения я применил «электронный дроссель» на полевом транзисторе 12NK90Z и не стал упражняться с катушками индуктивности в виде «железных дросселей». Схема смещения и накальные цепи сделаны идентичными авторскому варианту.
Я запитал каждую лампу моноусилителя от независимой обмотки, благо тороидальный транс имеет три накальные обмотки. Большое значение в плане подавления нежелательных шумов играет заземление накальных обмоток через сопротивления 100-150 Ом на землю с каждого плеча.
Нужное напряжение БП выставляется подбором резистора Rk. Я использовал корпус усилителя в качестве радиатора охлаждения для стабилизирующего транзистора VT1, поскольку греется он весьма прилично.
Монтаж печатных плат в металлическом корпусе
При монтаже нужно уделить особое внимание схеме смещения, которое должно быть отрицательным по отношению к земле. Следует соответствующим образом впаять банки электролитов и диодный мост. В противном случае, думаю, вы сами знаете последствия неправильно впаянных электролитов в блоке питания. Я смонтировал элементы схемы на двух функциональных платах: звуковой и БП.
Вся конструкция свободно поместилась в стандартном алюминиевом корпусе BO19 размерами 275/175/65. Печатные платы монтируются на столбики к нижней крышке. Все отверстия корпуса, через которые ведутся провода к траснформаторам, обязательно изолируются резиновыми вставками. Под трансформаторы подкладываются изолирующие прокладки, чтобы исключить замыкания обмотки на корпус в случае продавливания изоляции. Входной разъем на джеке 6.3, регулятор громкости и кнопку включения питания я разместил на верхней панели – для удобства использования при размещении на полу. Вокруг отверстий под выходные лампы и драйвер 6н9с лучше сделать много вентилирующих отверстий, чтобы тепло от керамических панелек тоже выходило наверх.
Есть один нюанс в закрытии трансформаторов металлическими колпаками. Дело в том, то при замыкании колпака на корпус через центральный болт образовывается короткозамкнутый виток. В таком случае корпус усилителя будет очень сильно нагреваться и мешать работе трансформатора. Следовательно, нужно использовать изолирующие прокладки для крепления колпаков через болт, либо изобретать другие варианты установки без контакта с корпусом.
Настройка напряжения смещения и анодного напряжения для драйвера
Настройка моноблока делается в режиме молчания по рекомендациям Манакова. Само собой, ко вторичной обмотке транса должна быть подключена активная нагрузка в виде проволочного резистора 4-8 Ом достаточной мощности (5-10 Вт).
Далее настраивается входной каскад установкой напряжения 1.8…2 вольта на катодах драйвера 6н9с. Для этого нужно подобрать сопротивление резистора R4.
Затем производим регулировку напряжение смещения для выходного каскада. С помощью переменных резисторов R10 и R12 устанавливаем на катодах выходных ламп напряжение 0,035…0,04 вольта. После чего подаем на сетку первого триода V1 сигнал с частотой около 3 кГц и напряжением 0,5 вольта. Регулируя переменный резистор R7, выставляем одинаковое переменное напряжение на анодах V1.
После настройки усилитель продемонстрировал замечательное качество звучания и полное отсутствие посторонних шумов. Данный двухтакт выдает насыщенный и прозрачный звук с замечательными низами. Триодная схема включения может обеспечить приемлемую громкость для небольшой комнаты 4×4 метра. Самое главное, такой воздушный звук хочется слушать бесконечно, а громкость здесь отходит на второй план.
6п3с- ламповый усилитель, одиночный и сдвоенный двухтактный каскад
Запланировання здесь статья посвящена обзору простых схем лампового усиления звука, постоенных с применением традиционных одиночных трансформаторов со средней точкой. Ламповая схема безусловно двухтактная. Кому нравятся однотактные усилители, те могут обрезать в схемах лишнее и получить себе огрызок, дешевле по комплектующим примерно на половину. Заодно могут сходить в поликлинику и сделать себе обрезание, а лучше полную кастрацию. Для нормального двухтактного усилителя на 6П3С желательно иметь согласующие трансформаторы с приведенным сопротивлением 5-6 кОм, но можно приспособить и типовые стержневые трансформаторы, рассчитанные на повышенные напряжения (127В+127В) и имеющие в активе несколько дополнительных обмоток. Важным условием применения правильных трансформаторов является их своевременная диагностика на предмет минимально возможного тока холостого хода. По току холостого хода первоначально приближенно оценивают нижнюю границу полосы пропускания усилителя. Расчет собственной индуктивности согласующего трансформатора выполняют предельно просто — по первой гаамонике. Напряжение сети делят на измеренный ток, а затем на угловую частоту, пренебрегая резистивным сопротивлением обмоток. Полученное значение индуктивности в Генри должно быть не менее 20, а лучше 40-50. Как только удастся подобрать пару одинаковых трансформаторов, задачу создания усилителя можно считать практически решённой.
Для тугих повторю, нельзя просто взять с полки два произвольных ТС-трансформатора и построить на них ламповый усилитель, вначале придётся обязательно измерять ток ХХ электромагнитным миллиамперметром. Если не нравится применение типовых трансформаторов, то рассчитайте и намотайте себе выходники, под заданное сопротивление нагрузки. Это более длинная траектория. Для гарантированного качества усилителя нужно знать как проектировать согласующие трансформаторы.
После того, как удастся потрогать руками выходные трансформаторы, можно заморочиться поисками ламп. Под 5-6 кОм подойдут многие совдеп-лампы. Если трансформатор не очень мощный (до 100Вт), то можно ограничиться одной парой выходных ламп. Если трансформатор оказался мощнее, то можно зацепить две пары в один канал. Но лампы при этом придется подобрать. Кроме определённости с выходным трансформатором и лампочками следует понять, какой нужен блок питания. Простейшим вариантом будет применение силовых анодных трансформаторов на частоте 50 Гц. Мощность под лампы 6П3С понадобится изрядная. В каждом канале аноды примут 20+20 ватт. Столько же пожно выделить в нагрузке. Итого на 2 канала потребуется не менее 120 Ватт. Еще мелкие ламы имеют потребление, а также потребуется мощность в накальные цепи.
Внешний вид и схема включения выходного лучевого тетрода 6П3С показаны на рисунке. По моему глубочайшему убеждению именно лампу 6П3С следует считать самой удачной среди ламп совдеповского изготовления. Лампу 6П3С отличают хорошие электрические параметры, большое допустимое анодное напряжение, большую мощность и отличную устойчивость. А еще эти лампы очень красиво светятся. Нужно загрузить лампы под завязку, а также подать на аноды по 400 вольт. Вот тогда и появится яркое малиновое свечение и глубокие синие бликующие переливы по всем стеклянным баллонам. Ну большое тепловыделение станет побочным продуктом.
В моём представлении лампа 6П3С это универсальный мотор для многочисленных ламповых конструкций. Она имеет очень неплохие характеристики и здоровенную рассеиваемую анодом мощность. Это выгодно отличает лампу 6П3С от многочисленных хлипких аналогов. По моему убеждению этот совдеп-образец ничем не уступает зарубежным «крутым» лампам, особенно с учётом ценовой разницы. А цена может выгодно отличаться в 100 и более раз, хотя вакуум в лампе такой же. Ниже показан пример любопытной лампы 6П3, ставшей исходной ступенью для создания современной лампы 6П3С. Год выпуска этой лампы 1951, есть образцы ещё более древние, но в отличном работоспособном состоянии, вполне пригодном для построения лампового усилителя.
Лампы типа 6П3С-Е это другие лампы, отличающиеся по конструкции от 6П3С. По режимным параметрам 6П3С-Е также несколько отличаются от 6П3С и в одну упряжку их ставить не следует. Большинство измеренных мною экземпляров ламп 6П3С-Е отличаются значительно большей крутизной характеристики. Превышение над 6П3С зарегистрировано до 50%. А вот по анодному току превышение совсем незначительно. Общей чертой ламп с указанным наименованием является изрядная мощность анода. При испытаниях на приболе Л1-3 при анодном напряжении 300 вольт лампы долговременно, буквально часами выдерживали анодный ток 130 мА. А это означает, огромный преогромный предел устойчивости, ведь постоянно в аноде было 39 Ватт! Конечно же не следует закладывать такие режимы в проектируемые конструкции. Но понимать, что в динамике такие мощности для ламп семейства 6П3С вполне достижимы. Настраивать ламповые конструкции нужно по параметрам даташита. Устойчивость теплового режима и отклик на управляющее воздействие у всех исправных ламп этого наименования просто великолепные.
Сохранение работоспособности электронных ламп полностью определяется условиями хранения. Если учесть, что некоторым образцам ламп по 70 и более лет, то объективная стоимость их на сегодняшний день довольно высока. По отзывам самодельщиков характеристики этой лампы довольно ровные и обеспечивают очень мягкое, комфортное звучание. На практике это предстоит проверить в ближайшем будущем при создании очередной конструкции лампового усилителя. Можу к слову сказать, что в интернете не удалось найти характеристик этой лампы, а также примеров описания конструкций, полученных с её применением.
Уменьшенный вариант лучевого тетрода 6П3С с аналогичными характеристиками показан ниже. Это тетрод 6П6С под октальный цоколь, очень приличная лампочка. Простая замена 6П6С на лампу 6П3С в стандартной октальной панельке никак не отразится на работе большинства устройств. Вероятнее всего даже аудиофилы не заметят подмены. А если по приборам поправить режим по минимуму искажений, то различия не будет вовсе. Обратная замена не желательна, поскольку лампа 6П6С может не вывезти нагрузки по мощности, позволительной для 6П3С.
Еще раз обязан сказать, что традиционный, укоренившийся в сознании людей, подход к изложению статьи от наименования и выбора ламп — не разумный и неправильный. Всем очевидно, что неразумно начинать выбор автомобиля с мотора и колёс, поскольку вначале оценивают назначение, стоимость, эстетику, функционал и другие характеристики. Здравый смысл говорит о том, что важнейшим узлом лампового усилителя является выходной трансформатор. От его качества зависит качество всего усилителя. Стоимость выходного трансформатора может составлять 80% и более от стоимости всего проекта. Именно от выбора трансформатора, его изготовления или покупки зависит всё, в том числе выбор соответствующего типа ламп. Если моё изложение материала проходит в традиционном порядке, то чаще всего оно имеет другую цель. Не хочу я показывать удобные и распространённые трансформаторы. Их довольно легко вычислить самостоятельно по растровым картинкам на сайте. Вначале статьи следует показать несколько простеньких двухтактных схем с одиночными лампами. Для таких схем годятся сравнительно слабенькие выходные трансформаторы, например в габарите ТС-40. Говорил неоднократно и повторю еще раз банальную истину. Для двухтактного усилителя простейшего уровня можно применить практически любые стержневые отечественные трансформаторы при правильной распайке обмоток.
Смело отправляйте на три буквы советчиков, которые настойчиво рекомендуют мотать трансформаторы самостоятельно. Скорее всего эти люди находятся в плену догмы, либо это люди хитрые, которые хотят затруднить ваш путь к желаемому результату, либо недалёкие. Возможен ещё один вариант: Эти советчики хотят срубить на вашем интересе к ламповой технике немного денег. Ну что ж, имеют право. Уверенно шагайте вперёд не оглядываясь на советчиков. Ищите свой путь. И помните, здесь показана самая короткая траектория.
При построении лампового усилителя манипуляции с моточными узлами большинству людей не нужны. Обычно умные слова авторов о рукопашной намотке выходного трансфоратора вызывают ступор и губят ещё не созревший проект на корню. Моточные трудозатраты могут понадобиться обыкновенному телезрителю — любителю сравнительно позднее, когда придёт осознанный интерес и понимание необходимых изменений. А могут они и вовсе не понадобиться, что характерно для 90% начинающих ламповиков. Неплохие результаты первого уровня даёт применение в качестве выходных трансформаторов обыкновенных броневых трансформаторов, имеющих раздельные первичные обмотки на 127 вольт. Однако применение стержневых трансформаторов на порядок выгоднее, поскольку есть компактные и удобные серийные трансформаторы. Их применение сходу даёт результат экономный по времени и ресурсам, и столь же качественный результат по звуку.
В любом варианте применения трансов предпочтительнее иметь две обмотки, рассчитаные на 127 вольт. А если симметричных обмоток больше, то это ещё лучше. Например, в сравнении с броневым трансформатором на 127В, его полный аналог, но рассчитанный на напряжение 220 вольт, просто непригоден для двухтактного усилителя, поскольку имеет единую обмотку. Кроме того, как правило, типовой промышленный трансформатор на 220 вольт имеет огромный ток холостого хода и большое поле рассеяния. Это исключает его применение в ламповой конструкции даже в качестве силового, поскольку дает непобедимый фон переменного тока. Трансформаторам с обмотками на 220 вольт прямая дорога на помойку, поскольку они иногда звенят даже на холостом ходу.
Стержневые трансформаторы с обмотками на 127 вольт применять выгоднее чем аналогичные, но с обмотками на 110 вольт. Это очевидно, поскольку в каждой такой обмотке на 15% большее число витков. Следовательно больше индуктивность и следовательно левая граница частотной характеристики окажется ниже, а низкочастотный диапазон будет расширен. Выходные трансформаторы для ультралинейного включения 6П3С должны иметь симметричные относительно центра отводы с числом витков около 43% от числа витков каждого плеча. Это же правило следует соблюдать при построении схемы дифференциального включения пары трансформаторов. Как известно цоколёвка лампы 6П3С аналогична лампе 6П6С. В большинстве случаев это позволяет применить 6П3С вместо 6П6С, причём значительная часть телезрителей, особенно любители усилителей с переключателем триод-пентод, даже не заметит такой замены. Обыкновенная замена этих ламп в схемах небольшой мощности безболезненна. Из всех слушателей не более 0,1% поймут, что звук несколько другой. При изменении и подгонке режима нужно помнить о разнице характеристик. Ультралинейные отводы трансформатора, например для 6П6С, желательно иметь числом витков около 23% от каждого плеча.
А поскольку мощности анодов этих ламп разные, то замена 6П3С на 6П6С вовсе недопустима.
Внимание! Все трансформаторы для ламповых конструкций следует вначале тестировать по току холостого хода. Только трансформаторы с мелким током холостого хода следует использовать в рукопашных разработках. Все остальные трансформаторы следует продать или утилизировать. На втором этапе выбора трансформаторов следует внимательно отнестись к вопросу симметрирования трансфоматоров, как по величине индуктивности, так и по величине ЭДС (характеристике намагничивания). Только после тщательного отбора следует сказать себе любимому, что определены качественные выходные трансформаторы, пригодные для конструирования. Колхозникам такие хлопоты покажутся излишеством, поскольку они уверены, что типовые трансформаторы не звучат никак. Именно поэтому такие танцоры пренебрежительно называют типовые трансформаторы «зелёнкой». Если бы квалификация таких спецов была повыше, а самонадеянность послабже, то словосочетание «танцор-колхозник» осталось бы без применения.
Как расчёт, так и настройку лампового двухтактного усилителя лучше выполнять с выхода. Перед настройкой первые лампы можно совсем вынуть из панелек. Вначале для выходного каскада регулятором смещения выставляют ток покоя в разумных пределах и хорошенько прогревают аноды ламп. После прогрева ток покоя уточняют. Общую обратную связь вначале регулирования режима отключают. После настройки выходного каскада можно вынуть выходные лампы и вставить входные. Режим по постоянному току регулируют резистором в катоде первой половинки входной лампы. Затем регулируют режим по переменному току, резистором в катоде второй половинки. Симметрию полуволн, наличие всякого мусора и возбуда контролируют по осциллографу. Манипуляции с удалением ламп позволяют точно контролировать моменты возникновения косяков и сразу определять их причины. Не рекомендую сходу подключать на выход трансформатора динамики. Вместо них нужно обязательно включить нагрузочный резистор. Это избавит от шума и стрессов при внезапном возбуждении. На завершающем этапе все лампы вставляют в панельки и проверяют сквозной канал прохождения сигнала. Нужно понимать, что режимы под нагрузкой накалов могут уплыть на 10% и даже больше. А если подать синус на вход, то просадка по анодам будет вовсе здоровенной. Поэтому следует провести завершающие манипуляции по настройке режимов усилителя под нагрузкой. Затем возвращают (или не возвращают) обратную связь в правильной фазировке и оценивают АЧХ.
Напряжения +400-450 вольт для экранных сеток 6П3С, мягко говоря многовато, поэтому их питание лучше перекинуть в предварительный каскад, через дополнительнные обмотки ООС по переменному току. Можно соорудить праметрический стабилизатор с мощными стадилитронами, примерно на 250 вольт от анодного напряжения 450 вольт. Но если нужна большая мощность, то можно включить и напрямую, но через гасящие резисторы, и другого дешевого способа достижения цели нет. Лампы 6П3С такое издевательство выдерживают. Ограничивающие ток резисторы придётся существенно увеличивать по номиналу. Но это практически не повлияет на качество, которое в схеме с большим превышением напряжения по сеткам будет посредственным. Схемы с дифференциальным включеним выходных трансформаторов представляются мне значительно более актуальными и интересными.
Далее приведены схемы только со сдвоенными лампами в каждом плече выходного каскада. По габариту 0,16 кВА выходных трансформаторов никто не помешает запараллелить в каждом плече и по 3-4 лампы. При этом будет необходимо лишь более основательно подобрать их по величине анодного тока. Точности подбора в 10% вполне достаточно. Не верьте наглецам, запросто складывающим мощности каналов УНЧ в одно эквивалентное значение, для получения внушительных цифр. Это обман. Эквивалентное значение выходной мощности на практике окажется существенно меньше. Ниже показаны схемы с дополнительными драйверами перед выходом. Практика показала, что лучше драйвер для 6П3С не применять. Чувствительности и усиления в схеме хватает и без драйвера. А наличие дополнительных ламп и огрехи в монтаже нередко приводят к самовозбуждению.
В балансной схеме фазоинвертора, половинки триодов следует хорошо подбирать. В схеме с разделенной нагрузкой, показанная на картинке, подбор не обязателен. Собственно поэтому на первых этапах лампового строительства лучше осваивать именно опыт деда Вильямсона. Применение подстроечников в катодах триодов позволит немного скроить кривизну половинок ламп, при наличии огрехов в подборе по условию симметрии. Можно заметить, что во многих схемах бывает проще поставить подстроечник, нежели искать точные номиналы и тем более подбирать резисторы в доли процента. Устанавливать подстроечники в аноды не рекомендую. В качестве рекомендации для повышения качества звука в схеме с разделением нагрузки можно посоветовать подбор двойного триода по другому правилу. Первый по схеме триод может быть сравнительно слаботочным, но с большой крутизной. А ток второго триода может быть больше до полутора раз. Именно такие двойные триоды лучше применять для схемы Вильямсона, поскольку ток в фазоинверторе, как правило, делают значительно больше.
В некоторых узлах применение подстроечников обязательно, а в некоторых это блажь. На этапе макетирования подстроечники можно порегулировать. Это удобно, когда в качестве несущей основы усилителя использована печатная плата из фольгированного текстолита. Тогда подстроечники паяют прямо на дорожки платы, устанавливая вертикально. Если корпус усилителя перевернуть на монтажный стол, то открывается для доступа всё пространство подвала. Возможности регулирования предоставляются большие, удобно настраивать каждый узел, контролируя режимы по приборам. Выходные трансформаторы могут быть очень назными. Фантазия людская не ограничена. Их мощность эквивалентная должна быть черырёхкратной по отношению к требыемой мощности по выходу. Обычно оринетируются на мощность рассеяния пары анодов ламп выходного каскада.
Ниже показано применение монтажного стола для построения лампового усилителя, при монтаже деталей в готовый корпус. При конструировании усилителей лучше заранее выйти на общий увеличеный габарит корпуса, пригодного и для мощных изделий и для обыкновенного двухтакта на 6П14П. Обычно затраты на корпус довольно существенные, поэтому целесообразно заранее унифицировать корпуса. Монтажный стол всего лишь удобное приспособление, которое позволяет охранить корпус от многочисленных повреждений. Монтажный стол — это просто каркас из деревянных брусков, похожий на табуретку без седёлки, но очень удобная штуковина. Можно снабдить монтажный стод дополнительными съёмными рейками, тогда и корпус меньшего габарита можно будет обслужить одним и тем же приспособлением.
Граждане, помните, ошибки в схемах есть практически всегда, но исправить их не сложно, нужно быть внимательнее как при построении схемы, так и при монтаже. Ламповая схемотехника очень терпима к ошибкам. В большинстве случаев вывести из строя трансформаторы или лампы крайне затруднительно. Анодные источники постоянного напряжения довольно опасны. Поэтому следует соблюдать осторожность.
Для экономии времени можно посоветовать сразу оформлять своё рукоделие в пристойный вид. Дело в том, что куча хлама с перепутанными проводами на столе не только некрасива, но и опасна для здоровья. А кроме того, это двойная работа. Лучше вначале потратить немного времени и изобрести механическую конструкцию культурного внешнего вида, вовнутрь которой позднее будет спрятано ваше безобразное, но любимое творение. А ещё лучше сразу делать красивую конструкцию.
Лампочки 6П3С и 6П3С-Е довольно симпатичные по внешнему виду. Запас есть. Поэтому они здесь продаются, но только подобранными парами. Можно купить здесь и ламповый усилитель на 6П3С по цене от 50К и выше. Для этого достаточно связаться со мной по почте, обговорить цену изделия и условия поставки, самовывоз возможен. После этого желающему следует позвонить по указанному на сайте телефону для обсуждения деталей, а уж затем выполнить предоплату 20% от договорной суммы на мой счёт в сбербанке. Получив перевод я отправляю оповещение и в течение двух недель сам перезвоню с подтверждением надлежащей упаковки изделя и готовности к отправке, а на почту направлю фотографии именно этого агрегата, в открытом и упакованном виде. Для отгрузки покупатель обязан перевести оставшуюся сумму, после получения которой я выполняю отгрузку и отправляю на майл копию квитанции. Если обстоятельства покупателя в указанном промежутке времени изменились, то от покупки можно отказаться. Перечисленный задаток не возвращается. Гарантия на усилитель 12 месяцев с момента поставки. На стекло в условиях почтовой пересылки и перевозки транспортной компанией гарантия не распространяется. Искренние всем пожелания доброго здоровья и успехов.
Евгений Бортник, август 2015, Россия, Красноярск
6P3S Двухтактная нагрузка | Страница 2
# 21
- # 21
Да, вы меня неправильно поняли. Конечно, многие схемы, размещенные на этом форуме, являются предварительными или прототипами, и, конечно, нет ничего плохого в размещении таких схем. Однако я хочу сказать, что плакат со схемой должен прояснить это. В этом случае схема была размещена как работающий усилитель с измеренными напряжениями.
Начинать использовать такие выражения, как «соревнование по пи**у» и «воля махать рукой» не только грустно, но и не применимо к ситуации (что/где состязание?). Однако я думаю, что мои латинские цитаты применимы к данной ситуации, учитывая вашу реакцию.
папа Мариус сказал:
пожалуйста, покажите, что не так в этих измерениях, чтобы не заслуживать доверия, спасибо
Нажмите, чтобы развернуть…
Смотрите пост №7. Добро пожаловать.
Последнее редактирование:
# 22
- # 22
однако думаю, что мои латинские кавычки применимы к данной ситуации
Нажмите, чтобы развернуть…
Как? Я кельт, я не говорю на латыни. Я знаю латинские названия нескольких деревьев и несколько часто используемых латинских/греческих аббревиатур, однако мы говорим по-английски, на языке этого форума. Скажите, что вы должны сказать на английском языке. Извергающая латынь производит впечатление претенциозной и напыщенной или вольготно размахивающей на уличном языке.
Я напал на тебя, потому что ты напал на OP, на мой взгляд, несправедливо, ну и что, если несколько напряжений пропадут? Мы все делаем ошибки, так мы учимся, о, и как вы это сделали. Я собирался извиниться, но потом выходит латынь… QED.
# 23
- # 23
Каким образом мой пост № 7 «пробует ОП», чем? Как я мог написать пост № 7 более фактологическим, чем я?
Это ОП (и вы тоже) пытались преуменьшить несоответствия (см. пост № 8, где ошибки называются мелкими и где ОП пытается вложить мне в рот то, что я не писал).
Вы хоть проверили, что я написал в посте №7? В первой ступени и фазоинверторе неучтены более 10 мА. И еще неизвестно какие там лампы, кроме 2 х 6П3С.
При таких обстоятельствах я считаю маловероятным заявленное искажение менее 0,3 % при 20 Вт без GNFB. Заметьте, я не писал, что это не может быть правдой, а только то, что мне трудно поверить (см. пост №13).
Ты начал писать что-то вроде «соревнования по пи##ингу», а не я.
Вот что означают кавычки: Правда вызывает ненависть. Но не следует скрывать правду из страха задеть чьи-то чувства.
Но в дальнейшем я воздержусь от латинских кавычек, так как они, похоже, расстраивают других.
Последнее редактирование:
# 24
- # 24
, поэтому я купил китайскую плату для комплекта Dynaco 410A. Я хотел бы заменить 6SL7 на 6N9S и 6V6 на 6P3S. Ссылаясь на эту схему, какие резисторы вы предлагаете изменить? аудиотрансформатор думаю будет 6600 Ом
Последнее редактирование:
# 25
- # 25
Работает с небольшой настройкой. Прирост был бы в 3 раза меньше с 6sn7 и уровень gNFB был бы меньше. Увеличьте входной уровень (до 3 В) и увеличьте 47 Ом, чтобы изменить уровень обратной связи, если необходимо, вы можете изменить два 270k (например, на 270k/280k) для лучшего баланса переменного тока. Ультралинейный требует около 25 В для полной мощности.
Последнее редактирование:
# 26
- # 26
на длинном хвостовом фазовращателе значение c3 обычно составляет около 100 нФ, сейчас 470 мкФ, это правильно или слишком высоко?
# 27
- # 27
Это не LTP, это разветвитель парафида. Ecap просто обходит gNFB в этой трубке, а не в другой. Если у вас нет nfb, резистор 47 и ecap не нужны.
# 28
- # 28
6N9S == 6SL7…
6N8S == 6SN7…
6P3S == 6L6…
6P6S == 6V6…
Чтобы запустить 6N9S вместо 6SL7, не требуется никаких изменений в печатной плате. Для запуска 6L6 в схеме 6V6 также не требуется никаких изменений … Однако вам потребуется на 300 мА больше тока нагревателя на лампу по сравнению с использованием 6V6 / 6P6S.
Кроме того, судя по этой схеме, катод первой ступени заземлен через gNFB и OPT. Если вы отключите gNFB, усилитель не будет работать. Значение резистора, которое указано только наполовину и не обозначено, является катодным резистором. Если он не указан, то нет соединения постоянного тока между катодом первой ступени и землей.
Также очень возможно, что эта схема не соответствует тому, что находится на самой печатной плате.
Последнее редактирование:
# 29
- # 29
kodabmx сказал:
Также очень возможно, что эта схема не соответствует тому, что находится на реальной печатной плате.
Нажмите, чтобы развернуть…
Я думаю, что это соответствует +/-
Ультралинейный двухтактный 6SL7 +6V6 Ламповый усилитель мощности Bare PCB 12W *2 AMP PCB 699942040481 | eBay 699942040481
#30
- #30
kodabmx сказал:
Также очень возможно, что эта схема не соответствует тому, что находится на реальной печатной плате.
Нажмите, чтобы развернуть…
Я думаю, что это соответствует +/-
ebay артикул N 173027409420
Последнее редактирование:
#31
- #31
На изображении, которое вы впервые разместили, отсутствует резистор 1k в сети gNFB, который также является катодным резистором.
Если плата работает с 6SL7 и 6V6, то с 6N9S и 6P6S она будет работать без изменений. 6П3С/6Л6 тоже будут работать как есть. Конечно, от них вы получите только мощность 6V6, но они должны прослужить долго.
#32
- #32
да резистор nfb пропущен но хотелось бы увеличить анодное напряжение на 6П3С а не UL конфигурации
#33
- #33
Мой опыт подсказывает мне, что если вы используете большее напряжение и 6П3С, вы должны использовать отдельные катодные резисторы для каждой выходной лампы. Это становится грязным из-за резки дорожек на печатной плате и т. Д.
Это также зависит от того, будете ли вы использовать триодное соединение или режим луча. Триод будет проще, подключите УЛ и пластину на печатной плате с резистором 220-270R 2Вт.
Если вы хотите использовать их в качестве лучевых трубок, вам нужно сделать источник питания ~ 250 В постоянного тока для схемы экрана.
FWIW, дизайн, на который вы ссылаетесь, такой же, как у первого усилителя, который я когда-либо создавал. Я быстро модифицировал его, чтобы он стал плавающей парафазой, как в этой конструкции 6L6.
Последнее редактирование:
#34
- #34
Что касается схемы печатной платы, вы не можете изменить резистор обратной связи 1 кОм, не испортив точку смещения входного каскада. Резистор обратной связи 1 кОм является резистором смещения для 6SL7. Это пропускает ток смещения через выход OPT, который, несмотря на то, что всего пара мА, все еще является плохой конструкцией.
Установите резистор номиналом 1 кОм на шунтирующий конденсатор 470 мкФ для первой ступени, увеличьте сопротивление с 47 Ом до 220 Ом и увеличьте резистор обратной связи до 4,7 кОм. Это уменьшит ток через OPT.
Последнее редактирование:
#35
- #35
Вот почему я переключился на дизайн в #34… Конечно, я бы тоже больше не строил — мне мой МА-1 нравится намного больше.
#36
- #36
предположим, что 6P3s = 6L6, отдельные катодные резисторы для каждой выходной лампы (автоматическое смещение), подключение в режиме луча, в техническом паспорте я получу около 25 Вт, нагрузка 6600, анодное напряжение 365??
#37
- #37
Вероятно, эти данные имеют фиксированную погрешность.
С катодным смещением макс. выходная мощность будет существенно меньше.
#38
- #38
Нет. Это для работы с фиксированным смещением. РЕДАКТИРОВАТЬ: Артосало опередил меня.
9k load (8 достаточно близко, так как 9трудно найти), катодный резистор 500 Ом на лампу (600 Ом для триодного режима), зашунтированный с 330 мкФ — 1000 мкФ (более чем достаточно низкого угла НЧ, но обычно не вызывает нестабильности с gNFB)
См. этот лист: https:/ /frank.pocnet.net/sheets/049/6/6L6.pdf
Последнее редактирование:
#39
- #39
Я использую 6p3s-e (выглядит лучше, чем 6p3s) с трансформатором 10K в цепи нечетных ватт — регулятор LM для смещения.
Poddwatt: Стерео двухтактный ламповый усилитель класса А EL84 (6BQ5)
#40
- #40
артосало сказал:
Вероятно, эти данные имеют фиксированное смещение.
С катодным смещением макс. выходная мощность будет существенно меньше.Нажмите, чтобы развернуть…
так сколько ватт для автоматического смещения и нагрузки 6600 Ом? Мне не удалось найти даташит на автоматическое смещение (подключение луча не в триодном режиме))
извините пожалуйста но я новичок. …
Последнее редактирование:
Показать скрытый контент низкого качества
Вы должны войти или зарегистрироваться, чтобы ответить здесь.
Делиться:
Фейсбук Твиттер Реддит Пинтерест Тамблер WhatsApp Электронная почта Делиться Связь
Верх Низ
3,5кОм 50Вт двухтактный трансформатор. | diyAudio
#4
- #4
#5
- #5
Триод КТ88 с током сетки хороший Эли. Как насчет 4x6L6oids в триоде AB2?
Сохраняет блок питания простым, 400 В и вашим золотым. Обратный первичный трансформатор 9 В с двумя первичными обмотками 115 В обеспечит хорошее питание +/- для повторителей и подвесной CCS для переднего конца.
Ура
Матовый.
Последнее редактирование:
#6
- #6
Как насчет 4x6L6oids в триоде AB2?
Нажмите, чтобы развернуть.
..
Вариация на тему триодного силового тетрода луча в классе «_2». Четверка русских 6П3С-Э (6п3с-э) в каждом канале была бы экономичной.
#7
- #7
Я видел вот это:
Но с двумя трубками работает.
Я надеюсь, что начал понимать, как работает двухтактный каскад:
это для одной трубки: это правильно?
[url=https://goopics. net/i/gAXRJ]
[IMG]https://i.goopics.net/800/gAXRJ.jpg[/url]
[/IMG]
А как это работает с двумя трубками,пожалуйста?
А по даташиту максимальное напряжение для 6as7g 250в, я вижу много схем у которых напряжение выше 300в.??
Последнее редактирование:
#8
- #8
Насколько велики эти трансформаторы? На какую мощность они рассчитаны? 5 Вт? 500 Вт?
#9
- #9
В начальном посте был заявлен рейтинг 50 Вт.
#10
- #10
Похоже, специально для EL34.
#11
- #11
3,5 кОм немного мало для EL34. Вы бы запускали их «горячо и низко»?
#12
- #12
Привет,
Горячий и низкий?
Пожалуйста, объясните мне.
№13
- №13
Относительно высокий анодный ток и относительно низкое анодное напряжение. Кажется, это лучше сочетается с передаточным отношением «железа». Основные 4 кОм — это то, что обычно используется с EL34.
№14
- №14
Спасибо за ответ Эли.
Я смотрю на техпаспорт.
№15
- №15
Спецификация Mullard EL34.
Мона
№16
- №16
Спасибо, Мона.
# 17
- # 17
Очевидным ответом будет усилитель EL34 PP. Но был ли на оригинальном плакате только один трансформатор? В каком случае нужен какой-нибудь гитарный усилитель?
Некоторые предложения были немного эзотерическими. Говоря как человек, который все еще взбирается на гору, пытаясь усвоить информацию на бесценных сайтах, таких как этот, было бы хорошо, если бы Marco Audio мог указать, какие у него ожидания. Если он ищет более готовое решение, то идеально подойдет Baby Huey EL34, взяв набор печатных плат из раздела групповых покупок. Существует отличное сообщество энтузиастов-строителей всех уровней знаний, так что это хороший способ обрести уверенность, чтобы перейти на следующий уровень.
# 18
- # 18
Ой извините! Это 2 трансформатора.
# 19
- # 19
Триод КТ88 с током сетки хороший Эли.
Нажмите, чтобы развернуть…
Пара 6550 или КТ88 может дать до 75 Вт на триоде АВ2 с ОПТ 3300 Ом на 450 вольт. Мой тестовый усилитель можно увидеть здесь:
75 Вт на канал, прототип лампового усилителя в триодном режиме — YouTube
Как насчет 4x6L6oids в триоде AB2?
Нажмите, чтобы развернуть.
..
Одна пара проводных TRIODE 6L6GC будет немного тяжелее, чтобы получить 50 Вт на 3400 Ом. Четыре лампы подойдут, но для простоты я бы выбрал пару 6550 или КТ88.
Я протестировал пару очень старых 6L6GA в пентоде в том же усилителе, что и выше, опять же с теми же 3300 Ом OPT. Я изо всех сил толкал лампы, чтобы найти их истинные пределы. Этот предел был обнаружен дважды, когда дуга в трубке происходила где-то между 110 и 120 Вт выходной мощности. Усилитель работал несколько минут на мощности 110 Вт при напряжении 500 вольт, прежде чем включить его без проблем. Одной пары 6L6GC хватит на 50 Вт. На фотографиях видно, как лампы выдают 112 Вт в темной комнате, где ничего не светится. Изображение было облегчено для видимости.
Как уже говорилось, 3400 Ом были обычной нагрузкой для многих гитарных усилителей Marshall с парой EL34. Несмотря на серьезное обращение, они не взорвались, так что пара EL34 тоже будет хорошим выбором.
Очевидно, я использовал несколько EL34, но, похоже, у меня нет тестовых данных. На последних фотографиях тот же усилитель с 6550-ми.
Последнее редактирование:
#20
- #20
Спасибо за ответ
Показать скрытый контент низкого качества
Вы должны войти или зарегистрироваться, чтобы ответить здесь.