Схема печки ваз 2105. Схема печки ВАЗ 2105: устройство, доработка и модернизация системы отопления

Как устроена система отопления в ВАЗ 2105. Какие недостатки есть у штатной печки. Как улучшить работу отопителя своими руками. Способы модернизации и доработки печки ВАЗ 2105.

Содержание

Схема и устройство отопительной системы ВАЗ 2105

Система отопления ВАЗ 2105 состоит из следующих основных элементов:

  • Радиатор отопителя
  • Вентилятор печки
  • Краник отопителя
  • Воздуховоды и дефлекторы
  • Заслонки для распределения воздушных потоков
  • Органы управления (рычаги и ползунки)

Принцип работы печки основан на прокачке горячей охлаждающей жидкости через радиатор отопителя. Вентилятор нагнетает воздух через радиатор и по воздуховодам распределяет его в салон автомобиля.

Недостатки штатной системы отопления ВАЗ 2105

Основные проблемы печки ВАЗ 2105:

  • Слабый обогрев задней части салона
  • Недостаточная мощность вентилятора
  • Неэффективный обдув ног водителя и пассажиров
  • Шумная работа электромотора печки
  • Подтекание антифриза через краник отопителя

Из-за этих недостатков эффективность работы штатной печки оставляет желать лучшего, особенно в сильные морозы. Поэтому многие владельцы «пятерок» задумываются о доработке и модернизации системы отопления.


Способы улучшения работы печки ВАЗ 2105 своими руками

Наиболее популярные методы доработки отопителя ВАЗ 2105:

  • Установка более мощного вентилятора печки
  • Модернизация воздуховодов для улучшения обдува ног
  • Доработка системы обогрева задних сидений
  • Установка дополнительного отопителя салона
  • Замена радиатора печки на более эффективный
  • Установка электрического подогревателя антифриза

Рассмотрим некоторые из этих способов подробнее.

Модернизация вентилятора отопителя

Замена штатного вентилятора на более мощный позволит увеличить поток теплого воздуха в салон. Для этого можно использовать вентилятор от ВАЗ 2108 или приобрести специальный тюнинговый вентилятор повышенной производительности.

Порядок замены вентилятора:

  1. Снять нижнюю крышку корпуса отопителя
  2. Отсоединить провода от штатного вентилятора
  3. Демонтировать старый вентилятор
  4. Установить новый вентилятор на место старого
  5. Подключить провода к новому вентилятору
  6. Установить крышку корпуса отопителя на место

При установке нового вентилятора может потребоваться небольшая доработка посадочного места. Также рекомендуется заменить резистор вентилятора для регулировки скорости вращения.


Улучшение обдува ног в ВАЗ 2105

Для более эффективного обогрева ног можно выполнить следующую доработку:

  1. Снять нижнюю крышку корпуса отопителя
  2. Демонтировать штатные воздуховоды для ног
  3. Изготовить новые воздуховоды большего сечения
  4. Установить новые воздуховоды на место
  5. При необходимости доработать выходные отверстия для воздуха
  6. Установить крышку корпуса отопителя на место

Увеличение сечения воздуховодов позволит подавать больше теплого воздуха к ногам водителя и пассажиров. Для изготовления новых воздуховодов можно использовать пластиковые трубы подходящего диаметра.

Доработка системы обогрева задних сидений

Чтобы улучшить прогрев задней части салона можно выполнить следующие действия:

  1. Установить дополнительный вентилятор в задней части центрального тоннеля
  2. Проложить воздуховоды от основного отопителя к задним сиденьям
  3. Сделать выходные отверстия для теплого воздуха в районе задних сидений
  4. Подключить дополнительный вентилятор к электропроводке

Такая доработка позволит направить больше теплого воздуха к задним пассажирам и сделать прогрев салона более равномерным.


Установка дополнительного отопителя салона

Для существенного повышения эффективности обогрева можно установить автономный воздушный отопитель. Порядок установки:

  1. Выбрать место для монтажа отопителя (обычно под передним пассажирским сиденьем)
  2. Установить отопитель на кронштейны
  3. Проложить топливную магистраль от бака к отопителю
  4. Подключить отопитель к электросистеме автомобиля
  5. Вывести патрубок выхлопа отопителя под днище
  6. Сделать воздуховоды для распределения теплого воздуха

Автономный отопитель позволит быстро прогреть салон даже в сильный мороз. Минус — высокая стоимость и сложность установки.

Полезные советы по модернизации печки ВАЗ 2105

  • Перед любыми доработками тщательно промойте систему отопления
  • Замените старый радиатор печки на алюминиевый
  • Установите электрический подогреватель охлаждающей жидкости
  • Утеплите моторный отсек для лучшего прогрева двигателя
  • Проверьте работу термостата системы охлаждения
  • Замените краник отопителя на более надежный

Комплексный подход к модернизации системы отопления позволит существенно улучшить эффективность работы печки ВАЗ 2105 и сделать эксплуатацию автомобиля зимой гораздо комфортнее.



расположение, фото, схема, какой за что отвечает

Одним из ключевых компонентов электрической схемы автомобиля ВАЗ 2105 является блок предохранителей. Многие проблемы с электрооборудованием, возникающие в ходе эксплуатации транспортного средства, связаны именно с этим узлом. Техническим обслуживанием и диагностикой неисправностей блока предохранителей автолюбители, как правило, занимаются самостоятельно.

Содержание

  • Предохранители ВАЗ 2105

  • Блок под капотом

    • Таблица: какой предохранитель за что отвечает

    • Как снять монтажный блок

    • Ремонт монтажного блока

    • Замена сгоревшей дорожки

      • Видео: как отремонтировать перегоревшую дорожку блока предохранителей

  • Монтажный блок в салоне

    • Как определить сгоревший предохранитель

    • Демонтаж и ремонт блока

    • Блок предохранителей старого образца

Предохранители ВАЗ 2105

Назначение предохранителей, используемых в автомобиле ВАЗ 2105, не отличается от функции любых других предохранителей — защита электрических цепей от коротких замыканий, внезапных скачков напряжения и других нештатных режимов работы. Предохранители ВАЗ 2105, которые могут быть цилиндрическими или штекерного типа, смонтированы на одном блоке с реле. Монтажный блок может располагаться под капотом или в салоне автомобиля.

Работа предохранителя основана на известном со школы законе Ома: если на каком-либо участке электрической цепи снижается сопротивление, это ведёт к повышению силы тока. Если сила тока превышает допустимое значение, предусмотренное для данного участка цепи, предохранитель перегорает, защищая тем самым от выхода из строя более важные электроприборы.

Блок под капотом

В большинстве моделей ВАЗ 2105 (за исключением самых ранних образцов) блок предохранителей вынесен из салона под капот: увидеть его можно под ветровым стеклом, напротив пассажирского сидения.

Если монтажный блок расположен под капотом ВАЗ 2105, то увидеть его можно под ветровым стеклом, напротив пассажирского сидения

Таблица: какой предохранитель за что отвечает

ПредохранительНоминальный ток, А Что защищает
F110
  • подсветку заднего хода,
  • э/д отопителя,
  • обмотку реле и сигнализатор включения обогрева заднего стекла
F210
  • э/д омывателя лобового стекла,
  • э/д и реле омывателя фар,
  • реле очистителя лобового стекла
F310резервный
F410резервный
F520цепь обогрева заднего стекла и реле включения обогрева
F610
  • прикуриватель,
  • розетку для переносной лампы, часы
F720
  • цепь звуковых сигналов,
  • цепь вентилятора охлаждения радиатора
F810
  • указатели поворотов,
  • реле-прерыватель,
  • сигнализатор указателей поворотов при аварийной сигнализации,
  • выключатель аварийной сигнализации
F97,5
  • противотуманные фонари,
  • регулятор напряжения генератора (если в машине используется генератор Г-222)
F1010
  • сигнализаторы: указателей поворота, резерва топлива, ручного тормоза, давления масла, аварийного состояния тормозной системы, заряда АКБ, прикрытия воздушной заслонки карбюратора;
  • указатели: поворота (в режиме указания поворота), уровня топлива, температуры охлаждающей жидкости;
  • реле-прерыватель указателей поворота;
  • реле обмотки э/д вентилятора;
  • вольтметр;
  • тахометр;
  • систему управления пневмоклапаном;
  • термовыключатель вентилятора;
  • обмотку возбуждения генератора (для генератора 37. 3701)
F1110
  • освещение в салоне,
  • стоп-сигнал,
  • освещение багажника
F1210
  • дальний свет на правой фаре,
  • реле омывателей фар (при дальнем свете)
F1310дальний свет на левой фаре
F1410
  • передний габарит на левой блок-фаре;
  • задний габарит на правом фонаре;
  • подсветку номеров;
  • подкапотное освещение
F1510
  • передний габарит на правой блок-фаре;
  • задний габарит на левом фонаре;
  • подсветку панели приборов;
F1610
  • ближний свет на правой блок-фаре,
  • реле омывателей фар (при ближнем свете)
F1710ближний свет на левой блок-фаре

Помимо указанных в таблице предохранителей, на монтажном блоке расположены 4 запасных — F18-F21. Все предохранители окрашены в определённый цвет:

  • 7,5 А — коричневый;
  • 10 А — красный;
  • 16 А — синий;
  • 20 А — жёлтый.

Расцветка предохранителей ВАЗ 2105 зависит от их номинального тока срабатывания

Как снять монтажный блок

Чтобы снять блок предохранителей, потребуется торцовый ключ на 10. Для демонтажа блока необходимо:

  1. Отсоединить минусовую клемму аккумуляторной батареи.
  2. Отсоединить штекерные разъёмы в салоне.

    Прежде чем снимать блок, нужно отсоединить штекерные разъёмы в салоне под бардачком

  3. Открутить гайки крепёжных болтов (в салоне под бардачком) ключом на 10.

    После этого нужно открутить гайки крепёжных болтов блока

  4. Вытолкнуть блок предохранителей в подкапотное пространство.
  5. Снять штекерные разъёмы, расположенные под блоком предохранителей.

    Далее необходимо отсоединить штекерные разъёмы, расположенные в нижней части блока предохранителей

  6. Снять блок с посадочного места.

    После того как все разъёмы будут отсоединены, блок можно снимать с посадочного места

Штекерные разъёмы как со стороны салона, так и в капоте имеют определённый цвет. Таким же цветом отмечены гнёзда разъёмов на блоке предохранителей (в виде цветных кружков). Это сделано для того, чтобы при сборке блока не перепутать, какой разъём куда подключался. Если цветовой разметки на блоке нет, следует её сделать самостоятельно (например, маркером). Новый или отремонтированный блок устанавливают на место в порядке, обратном демонтажу.

Блоки предохранителей старого и нового образца являются взаимозаменяемыми. Если вместо старого вы захотите установить блок нового типа, какие-то изменения в конструкцию авто вносить не потребуется. Разница между блоками заключается только в типе используемых предохранителей: на старых — цилиндрические, на новых — штекерные.

Ремонт монтажного блока

Если возникают перебои в работе электрооборудования автомобиля, в первую очередь необходимо проверить блок предохранителей. При выходе из строя одного из предохранителей категорически не рекомендуется заменять его предохранителем, способным выдерживать ток выше номинального. Такой предохранитель может быть причиной перегорания проводки, ламп, обмотки электродвигателя или другого электрооборудования.

При выполнении ремонта блока предохранителей следует придерживаться определённых правил. Например:

  • если перегорел какой-либо предохранитель, нужно постараться найти причину этому, т. е. проверить весь участок цепи, за который отвечает данный предохранитель;
  • если вы установили дополнительное электрооборудование в автомобиль, нужно пересчитать номинальный ток, который должен выдерживать предохранитель, отвечающий за этот участок цепи. Для этого необходимо суммарную нагрузку (мощность) потребителей данного участка цепи разделить на величину бортового напряжения (12 В). Полученную цифру нужно увеличить на 20–25% — это и будет требуемое значение тока срабатывания предохранителя;
  • при замене блока следует обратить внимание, нет ли перемычек между контактами старого блока. Если есть, то на новом нужно сделать такие же.

Если на снятом блоке предохранителей есть перемычки, на вновь установленном нужно поставить такие же

Если есть возможность выбирать между блоками старого и нового образца, однозначно следует установить монтажный блок нового типа: более плотные контакты предохранителей на таком блоке сразу избавят вас от множества проблем, связанных с неплотной посадкой предохранителей в блоках старого типа.

Ремонт монтажного блока чаще всего заключается в замене предохранителей или восстановлении сгоревшей дорожки. Проверить предохранитель можно мультиметром: вместо вышедшего из строя предохранителя устанавливают новый.

Замена сгоревшей дорожки

В некоторых случаях при повышении нагрузки в цепи сгорает не предохранитель, а одна из дорожек блока. В этой ситуации нужно оценить степень выгорания: если повреждение незначительное и остальные компоненты блока не пострадали, такую дорожку можно восстановить. Для этого потребуются:

  • паяльник;
  • олово и канифоль;
  • провод 2,5 кв. мм.

Ремонт дорожки выполняется в такой последовательности:

  1. Зачищаем и обезжириваем повреждённый участок.
  2. Удаляем обгоревшие и не подлежащие восстановлению фрагменты дорожки.
  3. Подготавливаем кусок провода требуемой длины, удаляем изоляцию по краям и обрабатываем паяльником и припоем.
  4. На место перегоревшей дорожки припаиваем подготовленный провод.

    На место перегоревшей дорожки припаивают кусок провода диаметром 2,5 кв. мм

Если дорожки имеют множественные повреждения, проще заменить блок целиком.

Видео: как отремонтировать перегоревшую дорожку блока предохранителей

Монтажный блок в салоне

В первых моделях ВАЗ 2105 блок предохранителей располагали в салоне автомобиля. Такой блок и сегодня можно увидеть в некоторых «пятёрках» под панелью приборов рядом с левой дверью. Каждый из предохранителей на блоке, расположенном в салоне, отвечает за тот же участок электрической цепи, что и соответствующий предохранитель на блоке, расположенном под капотом.

Как определить сгоревший предохранитель

Если возникают проблемы с какой-либо группой электрооборудования в машине, вероятность того, что дело в предохранителе высока, но не стопроцентна. Чтобы убедиться в выходе из строя предохранителя, иногда бывает достаточно внешнего осмотра: если на его корпусе имеются обгорелые следы, скорее всего, предохранитель сгорел. Такой способ проверки достаточно примитивен, и лучше в этом случае использовать мультиметр, который позволяет диагностировать неисправность:

  • по напряжению;
  • по сопротивлению.

В первом случае необходимо:

  1. Перевести мультиметр в режим измерения напряжения.
  2. Включить проверяемую цепь, например, освещение, печку и т. д.
  3. Проверить наличие напряжения на выводах предохранителя. Если на одном из выводов напряжения нет, предохранитель нужно заменить.

Во втором случае мультиметр переводится в режим измерения сопротивления, после чего наконечники прибора присоединяются к снятому предохранителю. Если значение сопротивления близко к нулю, предохранитель требует замены.

Если значение сопротивления близко к нулю, предохранитель требует замены

Демонтаж и ремонт блока

Снимается блок предохранителей, расположенный в салоне, в той же последовательности, что и установленный под капотом. Необходимо открутить крепёж, снять разъёмы и вынуть блок. Так же, как и в случае с блоком, расположенным под капотом, ремонт монтажного блока, установленного в салоне, заключается в замене предохранителей и восстановлении дорожек.

Если предохранитель перегорел в дороге и под рукой нет запасного, можно заменить его проволокой. Но при первой же возможности проволоку нужно убрать и установить вместо неё номинальный предохранитель. Схема расположения предохранителей изображена, как правило, на внутренней стороне крышки монтажного блока.

Следует помнить, что существуют монтажные блоки нескольких видов, которые внешне никак не отличаются друг от друга. Различия состоят в распайке дорожек. При замене блока нужно убедиться в том, что маркировки старого и нового блоков совпадают. В противном случае электрооборудование будет работать некорректно.

Поменял в ВАЗ 2105 монтажный блок где-то полгода назад. Когда менял, не знал, что их существует несколько видов. Продавцы на авторынке утверждали, что он бывает только одного типа, а так как мой старый совсем рассыпался, то пришлось взять то что было.
С новым блоком появились сразу две проблемы: перестали работать дворники (эту проблему решили бросив перемычку с первого предохранителя на второй). Вторая проблема (и самая главная) — когда машина просто стоит с выключенным двигателем, разряжает аккумулятор (провод зарядки, если это имеет значение, вставлен в 3 фишку 1 гнездо, по-другому не знаю как сказать, в автоэлектрике вообще почти не шарю. Полностью заряженный примерно за 8 часов разряжается в 0. Третья проблема (не столь важная) — пропали повторители поворота. Ездил к автоэлектрику, тот только руками развёл, панель посмотрел и нечего не смог сделать. Старую панель выбросил, так как она почти полностью рассыпалась, не знал, что такая проблема будет, так что сравнить не с чем.

Блок предохранителей старого образца

В монтажных блоках старого образца используются цилиндрические (пальчиковые) предохранители, которые устанавливаются в специальные подпружиненные разъёмы. Такие разъёмы не отличаются надёжностью и долговечностью, вследствие чего вызывают множество нареканий со стороны автолюбителей.

В монтажном блоке ВАЗ 2105 старого образца используются цилиндрические предохранители

Каждый из 17 предохранителей, расположенных на монтажном блоке старого образца, отвечает за те же группы потребителей электроэнергии, что и соответствующие предохранители на блоке нового образца (см. таблицу выше). Отличие состоит только в значении номинального тока, на который рассчитаны цилиндрические предохранители. Каждому штекерному предохранителю (на блоке нового образца) номинальным током:

  • 10 А соответствует пальчиковый предохранитель номинальным током 8 А на блоке старого образца;
  • 20 А — 16 А;
  • 7,5 А — 8 А.

Техобслуживание и ремонт блока предохранителей ВАЗ 2105 в большинстве случаев не вызывает затруднений у автолюбителей. Чтобы самостоятельно определить неисправность монтажного блока и устранить её, бывает достаточно даже небольшого водительского опыта. Для надёжной работы электрооборудования важно использовать предохранители с параметрами, указанными в технической документации.

  • Автор: Игорь Светличенко