Как правильно подключить генератор на ВАЗ 2106. Какие особенности имеет схема подключения генератора на классическом ВАЗ. Какие элементы входят в систему генератора ВАЗ 2106. Как произвести замену генератора на более мощный.
Устройство и принцип работы генератора ВАЗ 2106
Генератор ВАЗ 2106 представляет собой электромеханическое устройство, преобразующее механическую энергию вращения коленчатого вала двигателя в электрическую энергию. Основные функции генератора:
- Зарядка аккумуляторной батареи
- Питание электрооборудования автомобиля при работающем двигателе
Конструктивно генератор ВАЗ 2106 состоит из следующих основных элементов:
- Ротор с обмоткой возбуждения
- Статор с силовой обмоткой
- Выпрямительный блок
- Щеточный узел
- Регулятор напряжения
- Шкив привода
Принцип работы генератора основан на законе электромагнитной индукции. При вращении ротора в магнитном поле статора в обмотках статора индуцируется переменное напряжение, которое выпрямляется диодным мостом.
Особенности схемы подключения генератора ВАЗ 2106
Схема подключения генератора ВАЗ 2106 имеет ряд особенностей:
- Используется трехфазный генератор переменного тока со встроенным выпрямителем
- Регулятор напряжения расположен отдельно от генератора на левом брызговике
- Для контроля работы применяется реле контрольной лампы заряда
- Силовая цепь генератора подключается напрямую к аккумулятору
- Обмотка возбуждения питается через регулятор напряжения
Такая схема обеспечивает стабильное напряжение в бортовой сети автомобиля независимо от оборотов двигателя и нагрузки на генератор.
Пошаговая инструкция по подключению генератора ВАЗ 2106
Для правильного подключения генератора ВАЗ 2106 необходимо выполнить следующие шаги:
- Отсоединить клемму «минус» от аккумулятора
- Снять защитный кожух генератора
- Подключить силовой провод (красный) к выводу «В+» генератора
- Соединить вывод «D» генератора с клеммой «Д» регулятора напряжения
- Подключить провод от вывода «W» генератора к реле контрольной лампы
- Присоединить провод массы к корпусу генератора
- Установить защитный кожух
- Подключить клемму аккумулятора
После выполнения подключения необходимо проверить работу генератора, запустив двигатель и измерив напряжение в бортовой сети.
Замена генератора ВАЗ 2106 на более мощный
Штатный генератор ВАЗ 2106 имеет номинальный ток 42А, чего может быть недостаточно при установке дополнительного электрооборудования. Существует возможность заменить его на более мощный генератор от ВАЗ 2108 или 2110.
При такой замене потребуются следующие действия:
- Демонтаж старого генератора
- Установка нового генератора на штатные места крепления
- Замена реле регулятора на подходящее для нового генератора
- Изменение электропроводки для подключения нового генератора
Замена генератора позволит увеличить ток до 80-90А, что обеспечит стабильную работу электрооборудования и быструю зарядку аккумулятора.
Возможные неисправности генератора ВАЗ 2106
При эксплуатации генератора ВАЗ 2106 могут возникать следующие неисправности:
- Недостаточное напряжение в бортовой сети
- Повышенный саморазряд аккумулятора
- Шум при работе генератора
- Горение контрольной лампы заряда при работающем двигателе
Причинами неисправностей чаще всего являются:
- Износ щеток генератора
- Пробой диодов выпрямительного блока
- Неисправность регулятора напряжения
- Обрыв или замыкание в обмотках статора или ротора
Для диагностики необходимо провести проверку напряжения на выходе генератора и тока возбуждения. При обнаружении неисправностей требуется ремонт или замена генератора.
Обслуживание генератора ВАЗ 2106
Для обеспечения длительной и надежной работы генератора ВАЗ 2106 необходимо проводить его регулярное обслуживание:
- Проверка натяжения приводного ремня
- Очистка генератора от грязи и пыли
- Контроль состояния электрических соединений
- Проверка работы подшипников
- Измерение выходного напряжения
Периодичность обслуживания — каждые 15-20 тыс. км пробега. При своевременном и правильном обслуживании генератор ВАЗ 2106 способен прослужить до 150-200 тыс. км без капитального ремонта.
Преимущества и недостатки генератора ВАЗ 2106
Генератор ВАЗ 2106 имеет как достоинства, так и недостатки по сравнению с современными конструкциями:
Преимущества:
- Простота конструкции
- Ремонтопригодность
- Низкая стоимость запчастей
- Возможность замены на более мощный
Недостатки:
- Недостаточная мощность для современного электрооборудования
- Относительно низкий КПД
- Необходимость частого обслуживания
- Чувствительность к перегрузкам
Несмотря на недостатки, при правильной эксплуатации генератор ВАЗ 2106 обеспечивает надежное электропитание автомобиля и стабильную зарядку аккумулятора.
Схема генератора ваз 2107 — полная схема генератора
Генератор в автомобилях предназначен для выработки электроэнергии и заряда аккумулятора. При нарушении нормальной работы автомобильного электрогенератора, аккумулятор начинает разряжаться и вскоре авто перестанет заводиться совсем – не хватит заряда АКБ. Это устройство состоит из трехфазного диодного моста, который, в свою очередь, имеет кремниевых 6 диодов. Электрическое напряжение создается возбуждением выпрямителя тока в тот момент, когда полюса ротора меняются под обмотками статора. Когда ротор вращается внутри машинного статора, полюса ротора меняются. Чтобы увеличить значение магнитных потоков, статор содержит в себе электромагнитную возбуждающую обмотку в районе магнитопроводов. Маркировка и обозначение проводов:
- Р — розовый.
- Ф — фиолетовый.
- О — оранжевый.
- ЧБ — черно-белый.
- КБ — коричнево-белый.
- ЧГ — черно-голубой.
- К — коричневый.
- Ч — черный.
- Б — белый.
Схема подключения генератора ВАЗ-2101
Конструктивно генератор 2101 состоит из следующих основных элементов:
- Ротор – подвижная часть, вращается от коленчатого вала двигателя. Имеет обмотку возбуждения.
- Статор – неподвижная часть генератора, также имеет обмотку.
- Передняя и задняя крышки, внутри которых установлены подшипники. На них находятся проушины для крепления к ДВС. В задней крышке расположен конденсатор, необходимый для отсечения переменной составляющей тока.
- Полупроводниковый мост – называют «подковой» за сходство. Три пары полупроводниковых силовых диодов смонтированы на подковообразной основе.
- Шкив, на который надевается ремень генератора ВАЗ-2101. Ремень клиновидный (на современных авто применяется многоручейковый).
- Регулятор напряжения установлен в подкапотном пространстве, вдали от генератора. Но все же его нужно считать частью конструкции.
- Щетки смонтированы внутри генератора и передают напряжение питания к обмотке возбуждения (на роторе).
Схема подключения генератора ВАЗ-2106
Схема подключения генератора ВАЗ-2107
1 — аккумуляторная батарея; 2 — отрицательный диод; 3 — дополнительный диод; 4 — генератор; 5 — положительный диод; 6 — обмотка статора; 7 — регулятор напряжения; 8 — обмотка ротора; 9 — конденсатор для подавления радиопомех; 10 — монтажный блок; 11 — контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи в комбинации приборов; 12 — вольтметр; 13 — реле зажигания; 14 — выключатель зажигания.
Схема подключения генератора ВАЗ-2108
Генератор ВАЗ-2108 имеет довольно массивную статорную обмотку, так как в ней используется провод большого сечения. Именно с его помощью происходит вырабатывание электроэнергии. Провод наматывается равномерно по всей внутренней поверхности статора в специально предусмотренные для этой цели выемки в магнитопроводе. Отдельно стоит поговорить о последнем. Средняя часть, статор генератора, состоит из набора тонких металлических пластин, крепко прижатых друг к другу. Зачастую снаружи они провариваются, чтобы не произошло расслоение.
Схема подключения генератора ВАЗ-2109
- Генератор переменного тока. Может быть установлен серии 37.3701 или 94.3701.
- Отрицательный диод.
- Дополнительный диод.
- Положительный диод.
- Контрольная лампа генератора, она же лампа разряда аккумуляторной батареи.
- Комбинация приборов.
- Вольтметр.
- Блок реле и предохранителей, расположенный в подкапотном пространстве в отсеке между двигателем и салоном автомобиля.
- Дополнительные резисторы, встроенные в монтажный блок предохранителей.
- Реле зажигания.
- Замок зажигания.
- Аккумуляторная батарея.
- Конденсатор.
- Обмотка ротора.
- Реле напряжения, расположено в подкапотном пространстве.
Полезное: Винтовые, подвижные и пружинные клеммные соединительные колодки
Схема подключения генератора ВАЗ-2110
На автомобилях ВАЗ-2110, 2111 и 2112 устанавливался генератор 94. 3701 с максимальным отдаваемым током 80 Ампер и напряжением = 13,2–14,7 Вольт.
Приводим расшифровку схемы подключения генератора на десятке:
- Аккумулятор 12В;
- генератор 94.3701;
- монтажный блок;
- замок зажигания;
- контрольная лампа заряда АКБ в комбинации приборов
Как проверить генератор своими руками
Как проверить генератор ваз на примере модели 2109. Генератор типа 94.3701 переменного тока, трехфазный, со встроенным выпрямительным блоком и электронным регулятором напряжения, правого вращения.
Схема соединений генератора. Напряжение для возбуждения генератора при включении зажигания подводится к выводу «D+» регулятора (вывод «D» генератора) через контрольную лампу 4, расположенную в комбинации приборов. После пуска двигателя обмотка возбуждения питается от трех дополнительных диодов, установленных на выпрямительном блоке генератора. Работа генератора контролируется контрольной лампой в комбинации приборов. При включении зажигания лампа должна гореть, а после пуска двигателя — гаснуть, если генератор исправен. Яркое горение лампы или свечение ее в пол накала говорит о неисправностях.
«Минус» аккумуляторной батареи всегда должен соединяться с массой, а «плюс» – подключаться к зажиму «B+» генератора. Ошибочное обратное включение батареи немедленно вызовет повышенный ток через вентили генератора, и они повредятся.
Не допускается работа генератора с отсоединенной аккумуляторной батареей. Это вызовет возникновение кратковременных перенапряжений на зажиме «В+» генератора, которые могут повредить регулятор напряжения генератора и электронные устройства в бортовой сети автомобиля.
Запрещается проверка работоспособности генератора «на искру» даже кратковременным соединением зажима «В+» генератора с массой. При этом через вентили протекает значительный ток, и они повреждаются.
Замена и снятие электрогенератора
Генератор на автомобиле ваз снимают либо для полной замены в случае выхода из строя или для выполнения ремонтных работ по замене неисправных частей. Для выполнения демонтажа подготовьте стандартный набор инструментов, автомобиль желательно загнать на смотровую яму.
- Отсоединить аккумуляторную батарею.
- Снять защитный резиновый колпачок с вывода «30» и отвернув гайку, снять со шпильки провода.
- Отсоединяем колодку с проводами с разъема генератора.
- Ослабляем затяжку крепления генератора к регулировочной планке, после чего
подымаем его до упора вверх к блоку цилиндров и снимаем со шкивов ремень. - Полностью отвернуть болт крепления регулировочной планки к блоку цилиндров, после чего снизу авто отворачиваем 2 болта крепления нижнего кронштейна к блоку и снимаем генератор, вытащив его из подкапотного пространства.
Схемы подключения генератора 2101 — 2107
Генератор 2107
Генератор 21063 и 2106
21063
Ниже показан г-221
2106
Генератор 2105
- Недостаточное натяжение ремённого привода генератора;
- Обрыв электрической цепи между лампой и генератором;
- Повреждение цепи по питанию роторной обмотки;
- Неполадки с реле-регулятором;
- Износ щёток;
- Повреждение диодов;
- Обрыв или замыкание в катушках статора.
Электрические провода по цветовой маркировке к генератору ВАЗ 2105 подключаются следующим образом:
- жёлтый от разъёма «85» реле подключается на клемму «1» генератора;
- оранжевый соединяют с клеммой «2»;
- два розовых на клемму «3».
Генератор 01-03
Схема генератора автомобиля
Схема подключения генератора 2108 на 2106
Внимание! Перед прочтением и применением данной схемы подключения прочтите ЭТУ запись БЖ. Там описана проблема, которая возникла через полгода использования этой схемы.
Идея замены генератора на шестерке стара, как мир потому, что родного 42-амперного
Г-221 всем, кто ставит на свою машину больше энергопотребителей, чем слабенькую китайскую магнитолу, уже не хватает. Да и тех, кто не ставит, наверняка, раздражает тусклый ближний свет фар на холостом ходу и плохой заряд аккумулятора.
Итак, начнем:
Альтернатив у родного генератора много, поскольку генератор при должных навыках, средствах и желании можно поставить любой. Я рассматриваю в данной статье только «бюджетные» ВАЗовские генераторы от других моделей, поскольку:
а) Они наиболее дешевы.
б) Они наиболее распространены, соответственно у Вас не возникнет проблем с их заменой, поиском комплектующих для их ремонта и поисками их самих.
в) Их проще заменить- вам не придется искать или изготавливать всякие специфические крепления и глобально переделывать электрику.
С характеристиками ВАЗовских генераторов, Вы можете ознакомиться из приведенных далее диаграмм:
42А:
Как Вы видите, в теории, даже, казалось-бы ненамного более мощный 47-амперный генератор Г222 от семейства ВАЗ-2105 уже значительно лучше родного. Хотя, на практике, я особой разницы между ним и 42-м не ощущаю. По креплению и подключению-же, он полностью соответствует 42-амперному Г-221. Так что, в общем и целом, эту модель я-бы причислил к разряду «Поставь, если есть», а, поскольку она кардинально от 42-го генератора не отличается, предлагаю разговор о ней завершить и поговорить с Вами о более совершенных моделях.
55-амперного генератора будет вполне достаточно человеку, который пользуется обычным электрооборудованием автомобиля. Его-бы я назвал заменой Г-221, т.е. именно таким должен быть штатный генератор на ВАЗ-2106. Не больше, не меньше. Да, он заметно лучше Г221, но ничего особо экстраординарного от него не ждите. Это не 80-амперный генератор, поэтому, если вы любите использовать много доп оборудования, я-бы не советовал Вам его ставить и обратить внимание на более совершенные модели. Хотя, для сочетания «Магнитола+ противотуманки», его вполне достаточно. От более совершенных моделей 55-й генератор выгодно отличает простота установки, о которой мы сейчас с Вами поговорим:
По креплению 55-й генератор от ВАЗ-2108 ничем не отличается от родного г-221, так что здесь проблем у Вас возникнуть не должно- снимаете старый 42-ой и устанавливаете новый, не забыв перед этим снять клему с аккумулятора и подтянуть ремень после установки.
В принципе, после этих манипуляций, генератор уже будет работать, только лампочка разряда будет гореть когда аккумулятор будет заряжаться, а не при разряде, поэтому:
Следующий этап — снимаем провода с реле напряжения (шоколадки) и изолируем их.
Меняем родное реле заряда РС-702 (на фото держат его руками) на обычное силовое реле РС-527 или его аналог (обведено). Подключаем также, как было подключено старое, т.е. контакт 85 к 85, 86 к 86, и.т.д.
Все, одеваем клему, подтягиваем и проверяем ремень и наслаждаемся нормальным зарядом аккумулятора. Кстати, пусть Вас не смущает лампочка, загорающаяся, при заводе или когда обороты совсем низкие. Это нормально, тоже самое происходит и на семействе 2108.
З.Ы. Снимать неиспользуемые реле напряжения и проводку я Вам не советую, как и выкидывать 702-ю релешку- так, случись что с этим генератором, Вы сможете быстро поставить потрепанный 42-й, как времянку 😉
Статьи есть в интернете, но так как на свою шестерку я ставил сей девайс, то решил отразить это в бортовом журнале.
Обычно такую замену делают с целью увеличения тока отдачи (соответственно и мощности) генератора со штатных 42 Ампер до 55-80 Ампер. Это может быть не обязательно генератор от 2108, -09, а так же генераторы от ВАЗ 2104, -05, -07, НИВА 21213, -214. Все генераторы ставятся на штатное крепление.
Исключение составляет генератор от инжекторной Нивы 21214, у него свои крепления к двигателю.
Переставить генератор не составит никакого труда, эта процедура описана в любой книге по ремонту и эксплуатации ВАЗ классики. При подключении возникнет проблема. С розовыми проводами все ясно, их подключаем штатно к основному выводу генератора под гайку. А вот как быть с серым и желтым проводами? Вывод то на генераторе один остался! Приведу схему подключения генератора 2101:
Как видим реле-регулятор (13 на рисунке) расположен отдельно от генератора, а лампа заряда АКБ (7) включается отдельным реле (8). Для сравнения схема подключения генератора на 2105 (к которой мы и стремимся):
Здесь видно, что реле-регулятор (7) встроен в генератор, а лампа заряда АКБ (11) питается напрямую от генератора (4) от дополнительных диодов (3), которые отсутствуют в диодном мосту генератора 2101. Вследствие чего нам необходимо удалить реле зарядки и реле-регулятор из схемы. Для автомобилей 2101-02, 2103-06 эта процедура одинакова.
Реле-регулятор (4) расположено на левом брызговике (по ходу движения автомобиля), рядом с бачками тормозной жидкости. Его просто отсоединяем, а провода изолируем отдельно друг от друга. Реле контрольной лампы заряда АКБ (1) расположено на правом брызговике. Его также отсоединяем, оранжевые провода изолируем, а черный и желтый надежно соединяем между собой и изолируем. К генератору соответственно подключаем желтый провод, а серый, идущий к старому реле-регулятору, изолируем – он не нужен.
Изменяем подключение лампы АКБ в тахометре.
Один контакт лампы нужно отрезать от черно-белого провода и подключить к оранжевому (+12В при включенном зажигании), а второй оставить без изменений (он подключен к черному проводу жгута проводки). Готово.
Лада 2106 1996, двигатель бензиновый 1.5 л., 71 л. с., задний привод, механическая коробка передач — электроника
Машины в продаже
Лада 2106, 1981
Лада 2106, 1995
Лада 2106, 2002
Лада 2106, 1996
Смотрите также
Комментарии 64
Вечер добрый!
Такой момент, оранжевые провода от реле рс702, на блоке предохранителей вместе с проводом хол хода карбюратора, если мы их изолируем, как описано у вас, будет ли исправно работать датчик хх?
Конечно. Изолируем же концы от реле. А на клапан провод остается
Отлично
Пока нет полного понимания, но пытаюсь разобраться в этих дебрях)
Сколько же я искал именно эту схему подключения. задолбался уже газовать чтобы возбудить гену. Спасибо автору!
Спасибо автору! Все заработало, схема супер. подробный комент о своем опыте установки генератора напишу позже. СПАСИБО.
Скажите а на панели 2101 тоже необходимо произвести процедуру изменения подключения контрольной лампы заряда АКБ?
В начале статьи есть ссылка. Написал в личку
Оранжевый провод на тахометре это его же питание. Там не перепутаешь
на фото уже переделанный вариант показан?
Один контакт лампы нужно отрезать от черно-белого провода и подключить к оранжевому (+12В при включенном зажигании), а второй оставить без изменений (он подключен к черному проводу жгута проводки). Готово.
откуда взять оранж провод? от лампы габаритов в спидометре?
Сегодня вызвали на ваз2104 с жалобой на отсутствие заряда. При осмотре обнаружил, что генератор стоит девяточный, и что шкив его стоит на месте, когда мотор крутиться. Подшипник! Скажете вы. нет) все гораздо интереснее.
Проблема оказалась в нижнем креплении генератора. (на движке ухо, на гене вилка. Проштырено болтом, и притянуто гайкой. Оказывается, при закручивании данной гайкой гены снизу, корпус и крышку гены перекашивает, что приводит к заклиниванию ротора. Почему? Измерив получили: что ухо на движке шириной 58мм, а расстояние между ушами вилки гены при затянутой гайке, позволяющей ротору вращаться: 61мм. это конечно решилось подкидыванием шайбы 3мм. Но, на это нужно обращать внимание, так как болты крепления крышки к корпусу гены не тянулись. Индивидуальный момент для каждого не нового, переберавшегося гены (а, возможно, и для нового тоже)
Поэтому нужно крепить как заложено заводом. «Уши» генератора не должны утягиваться болтом. Спереди, да, болт упирается в ухо. Сзади вставляется втулка с резинкой, которую распирает при затяжке болта. Если все собирается правильно и не ставят под гайку больших шайб, то «уши» генератора не утягиваются и втулка, шайба уходят внутрь заднего уха. Не просто так же это сделали. Если я не прав — поправьте.
Глядя на шайбу под гайкой видно, что она так же упирается во второе ухо (заднее)… полка в шайбе явно под втулку. мне кажется что втулка ещё и осевой люфт имеет. По поводу резинки на ней — своего рода демпфер, не более. Но даже если бы она «уходила внутрь заднего уха», гайке бы резина не мешала стянуть уши до клина. Поправьте, если не прав.
Поэтому нужно крепить как заложено заводом. «Уши» генератора не должны утягиваться болтом. Спереди, да, болт упирается в ухо. Сзади вставляется втулка с резинкой, которую распирает при затяжке болта. Если все собирается правильно и не ставят под гайку больших шайб, то «уши» генератора не утягиваются и втулка, шайба уходят внутрь заднего уха. Не просто так же это сделали. Если я не прав — поправьте.
Да и колхоза не наблюдалось. Стандартный крепёж. ухо с копья, на гене все штатное. просто если не дотягивать до клина ротора, то Гена не плохо так болтается на болту.
Видать кронштейн на блоке уже раздолбанный, почему он и оказался на 3мм уже. Втулка проваливалась глубже положенного и, видимо, гайка давила на ухо генератора. Надо будет повнимательнее рассмотреть конструкцию, прям интересно стало. Первый раз о такой проблеме прочитал. Видать сама гайка в ухо генератора не пролазиет и цепляет гранями.
Погоди. гайка в ухо не пролазит? А должна? Там же шайба.
Гугл не хочет сказать мне размер заводского уха на движке 2104. хочешь предположить, что 60мм? А не 58? 2 мм стали сьело? Геной?
Шайба должна пролазить в ухо это точно. А про гайку я не помню, надо глянуть
Спасибо за детальное описание, оставил ссылку на эту инструкцию у себя в статье по увеличению напряжения в сети автомобиля.
19 декабря 2012 г.
Установка генератора 2107i или 2108 (Г-224) на 2106 или другую карбюраторную классику
Сдох старый заводской ген, иметь второй раз за такие бабки что он стоит гемор с недозарядом аккума не охота, решено ставить генератор мощнее. Выбор пал на генератор от инжекторной семерки 73А, это почти как у десятки, а десятка — первая вазовская машина лишенная гемора с недозарядом. Есть еще один генератор под клиноремень, это 08й Г-224, последние генераторы этой серии имели отдачу в 80А. Установка их ничем не отличаеся, мало того с виду их даже не отличишь, разве что семерочных есть 2 разновидности — у одного корпус похож на Г222/224, у другого — на 2110. Изучил материалы рунета — один страшенный колхоз с какими-то сигнальными лампами на 3 ватта)). Пришлось изобретать велосипед. Итак, самое простое и рациональное решение:
1. Понадобится:
— генератор от 2107 73А или Г-224 от 2108 (да простят мну авторы картинок)
— инструмент и прямые (желательно) руки.
2. Снимаем старый генератор и ставим новый, натягиваем ремень.
3. Курим схему электрооборудования:
Из схемы видно, что штатное реле контрольной лампы нормально замкнуто, т.е. в не сработавшем состоянии цепь лампы замкнута, но после заводки на сигнальном проводе (желтом) появляется масса и реле размыкает цепь лампы:
(85 и 87 — выводы обмотки, 30 — «+» на контрольную лампу, на 86 и 87 «+» приходит при вкл. |
4. Заменим это реле на нормально разомкнутое РС-527, соблюдая нумерацию клемм, т.е. то, что шло на 30 — ставим на 30 и т.д. Серый провод, что шел от регулятора напряжения на левом крыле (на фото — справа) обесточим, отключив от регулятора, и оставим болтаться под капотом — он нам теперь не нужен.
По желанию, можно демонтировать серый провод и регулятор напряжения, заизолировав его провод питания (ну или демонтировав и его. )
Как подключить генератор ВАЗ-2106 (схема подключения)
В данной статье будет рассмотрен генератор ВАЗ-2106. Схема его подключения ниже, но в самом начале будет рассказано об общей конструкции этого устройства. С его помощью происходит преобразование механической энергии в электрическую. Основной функцией автомобильного генератора является подзарядка аккумуляторной батареи. Он также обеспечивает питание для всего оборудования, которое находится в автомобиле, включая двигатель. На всех машинах генераторы вырабатывают переменный ток. Только после некоторых преобразований он стабилизируется и превращается в постоянный.
Общая информация
Генератор расположен непосредственно возле двигателя, обычно перед ним. Привод осуществляется от шкива, расположенного на коленчатом валу. На некоторых автомобилях, например, гибридных, генератор может выполнять функции стартера. Конструкции обоих механизмов очень похожи, поэтому некоторые производители стараются уменьшить количество электрических машин. Обратите внимание, что схема подключения генератора ВАЗ-2106 такая же, как и у любой другой машины.
Во всех генераторах есть определенные отличия, например, в корпусе, выпрямительном узле, приводных шкивах, но общие элементы у всех практически идентичны. Постоянными являются корпус с подшипниками в нем, подвижный ротор, вращающийся внутри неподвижного статора. С последнего полностью снимается переменное напряжение. Ни один генератор не может обойтись без выпрямительного блока и регулятора напряжения.
Ротор генератора
Большинство генераторов оснащены щеточным механизмом. Во многих конструкциях он совмещен со стабилизатором напряжения. Ротор создает магнитное поле, которое вращается благодаря приводному ремню. Обмотка возбуждения, расположенная на самом роторе, питается через регулятор напряжения. В задней части ротора расположены кольца, с помощью которых осуществляется питание обмотки. Без них схема подключения генератора ВАЗ-2106 не работает.
В большинстве моделей эти кольца сделаны из чистой меди. Но иногда можно встретить сталь или латунь. Также на роторе имеется крыльчатка, с помощью которой обдувается воздушный поток устройства. Рядом с рабочим колесом крепится ведущий шкив. В передней и задней крышках генератора установлены необслуживаемые шариковые подшипники.
Немного о статоре
В статоре создается электрический ток. Он имеет три обмотки из медного провода. Этот провод намотан на специальный стальной сердечник. Как правило, генератор имеет всего 36 пазов, в которых уложена обмотка. Он может вписываться в канавки двумя способами – волной или петлей. Обмотки соединены по схеме «звезда». Это наиболее распространенная схема, используемая в генераторах автомобилей. Стоит отметить, что схема подключения генератора ВАЗ-2108 на ВАЗ-2106 практически одинакова. Разница лишь в том, что в первой модели регулятор напряжения совмещен со щеточным узлом.
Все элементы механизма размещены в корпусе. Собственно, корпус — это всего лишь две алюминиевые крышки, которые стянуты болтами. Выбор алюминиевых элементов вполне оправдан, так как он не намагничивается, имеет очень малый вес, а главное – высокую степень теплоотдачи. С помощью щеточного узла ток передается на обмотку ротора. Его конструкция состоит из пары щеток из графита, пружин, позволяющих более плотно прижимать их к кольцам на роторе, а также щеткодержателя. Как было сказано ранее, в большинстве современных автомобилей щеткодержатель и регулятор напряжения собраны в одном блоке.
Выпрямительный блок
Выпрямительный блок необходим для того, чтобы преобразовывать переменное синусоидальное напряжение, вырабатываемое генератором, в постоянное, необходимое для питания всей бортовой сети. По сути, это подковообразная пластина, в которой расположены полупроводниковые диоды. Их всего шесть, следовательно, в цепи каждой фазы по два полупроводника. Подковообразная пластина, на которой закреплены диоды, также служит теплоотводом. С его помощью тепло передается на корпус самого генератора. В некоторых генераторах обмотка возбуждения включена через другую цепь, состоящую из двух полупроводников. Также следует упомянуть, что схема подключения генератора ВАЗ-2107 на ВАЗ-2106 аналогична, отличий нет.
Дополнительный выпрямитель
С помощью этого выпрямителя создается препятствие для протекания тока от аккумулятора при неработающем двигателе. В том случае, если соединение обмоток выполнено по схеме «звезда», два полупроводника необходимо монтировать на общий вывод, это позволит увеличить общую мощность всей установки максимум на 15 процентов. Выпрямительный блок подключается к системе генератора с помощью монтажных площадок. Соединение производится болтами, сваркой, реже пайкой. Можно даже сказать, что схема подключения стартера и генератора ВАЗ-2106 очень похожа, только функции узлов разные.
Регулятор напряжения
С помощью регулятора напряжения поддерживается определенное значение на обмотке возбуждения. На сегодняшний день большинство генераторов напичкано встроенным реле-регулятором. Следует отметить, что конструкций реле-регуляторов может быть всего две: гибридная, в которой используются радиоэлектронные компоненты, например стабилитроны, резисторы, конденсаторы, а также интегральная конструкция, в которой все элементы, входящие в состав реле-регулятора выполнены на одной полупроводниковой пластине. Это основной элемент, из которого состоит генератор ВАЗ-2106. Схема соединения полупроводников приведена в статье.
На выходе генератора формируется стабильное напряжение вне зависимости от частоты вращения коленчатого вала, а также какая нагрузка воздействует на двигатель. Стабилизация полностью автоматическая, вмешательство водителя не требуется. С помощью регулятора происходит изменение напряжения, которое подается на аккумулятор для его зарядки. Поэтому важно знать, как подключить генератор ВАЗ-2106. Схема соединения его элементов пригодится всем владельцам этого автомобиля.
Ременный привод
Особо следует упомянуть приводной ремень. Обратите внимание, что ротор генератора вращается быстрее, чем коленчатый вал. А разница может быть в 2-3 раза. В зависимости от того, какой автомобиль, может использоваться клиновидный или поликлиновой ремень. Первый имеет такой недостаток, как быстрый износ. Второй более универсальный, износ гораздо меньше, очень хорошо работает, если на роторе генератора диаметр шкива небольшой. Поэтому с помощью поликлинового ремня можно добиться более быстрого вращения ротора генератора. Практически все современные автомобили оснащены генераторными установками с поликлиновым ремнем. А вот генератор ВАЗ-2106, схема подключения которого вам теперь известна, приводится в движение клиновидным ремнем.