Схема подключения модуля зажигания ваз 2114. Модуль зажигания ВАЗ 2114: устройство, неисправности и замена

Как устроен модуль зажигания ВАЗ 2114. Какие бывают неисправности модуля зажигания. Как проверить и заменить модуль зажигания самостоятельно. Как диагностировать проблемы с системой зажигания.

Содержание

Устройство и принцип работы модуля зажигания ВАЗ 2114

Модуль зажигания ВАЗ 2114 представляет собой усовершенствованную систему пуска двигателя. В его состав входят:

  • Две катушки зажигания
  • Двухканальный электронный коммутатор
  • Пластиковый корпус
  • Низковольтный разъем для подключения питания и управляющих сигналов
  • Выводы для подключения высоковольтных проводов

Принцип работы модуля зажигания ВАЗ 2114 заключается в следующем:

  1. Блок управления собирает сигналы от датчиков двигателя
  2. На основе этих данных формируется управляющий импульс
  3. Импульс поступает в модуль зажигания
  4. Модуль преобразует напряжение бортовой сети в высоковольтное
  5. Высокое напряжение подается на свечи зажигания для воспламенения топливной смеси

Основные неисправности модуля зажигания ВАЗ 2114

Распространенные признаки неисправности модуля зажигания ВАЗ 2114 включают:


  • Отсутствие искры на одной из свечей
  • Нестабильная работа двигателя на холостом ходу
  • Значительное снижение мощности мотора
  • Провалы в работе при резком ускорении
  • Затрудненный запуск двигателя
  • Повышенный расход топлива

Как проявляются проблемы с модулем зажигания?

При неисправности модуля зажигания ВАЗ 2114 могут наблюдаться следующие симптомы:

  • Двигатель начинает работать неравномерно, с перебоями
  • Ощущаются рывки при движении автомобиля
  • Значительно падает динамика разгона
  • Увеличивается время запуска двигателя
  • На холостом ходу обороты «плавают»

Диагностика модуля зажигания ВАЗ 2114

Для проверки работоспособности модуля зажигания ВАЗ 2114 можно использовать следующие методы:

Визуальный осмотр

Внимательно осмотрите модуль на предмет:

  • Механических повреждений корпуса
  • Следов оплавления или перегрева
  • Окисления контактов
  • Ослабления крепления

Проверка мультиметром

С помощью мультиметра можно измерить сопротивление обмоток модуля:

  1. Переведите мультиметр в режим измерения сопротивления
  2. Подключите щупы к выводам модуля
  3. Измерьте сопротивление между выводами 1-4 и 2-3 цилиндров
  4. Нормальное значение должно быть в диапазоне 5,2-5,5 кОм

Проверка на работающем двигателе

При работающем двигателе можно проверить модуль следующим образом:


  1. Запустите двигатель
  2. Слегка подергайте и пошевелите корпус модуля
  3. Если работа двигателя не изменилась — модуль исправен
  4. При появлении перебоев — проблема в модуле или контактах

Замена модуля зажигания ВАЗ 2114 своими руками

Замену модуля зажигания ВАЗ 2114 можно выполнить самостоятельно, следуя этой инструкции:

  1. Отключите минусовую клемму аккумулятора
  2. Отсоедините разъем с проводами от модуля
  3. Снимите высоковольтные провода, запомнив их расположение
  4. Открутите три гайки крепления модуля
  5. Снимите старый модуль с двигателя
  6. Очистите место установки
  7. Установите новый модуль в обратной последовательности
  8. Подключите провода, соблюдая их правильное расположение

Какие инструменты потребуются?

Для замены модуля зажигания ВАЗ 2114 вам понадобятся:

  • Ключ на 13 мм
  • Отвертка
  • Ветошь для очистки
  • Новый модуль зажигания

Профилактика неисправностей модуля зажигания

Чтобы избежать проблем с модулем зажигания ВАЗ 2114, рекомендуется:

  • Регулярно проводить диагностику системы зажигания
  • Своевременно менять свечи и высоковольтные провода
  • Следить за состоянием электропроводки
  • Не допускать попадания влаги на модуль зажигания
  • Избегать механических повреждений при обслуживании двигателя

Как продлить срок службы модуля зажигания?

Для увеличения ресурса модуля зажигания ВАЗ 2114 следуйте этим рекомендациям:


  • Используйте качественное моторное масло
  • Не допускайте перегрева двигателя
  • Своевременно меняйте воздушный и топливный фильтры
  • Заправляйтесь качественным топливом
  • Не эксплуатируйте автомобиль с неисправной системой охлаждения

Особенности диагностики системы зажигания на СТО

При обращении в автосервис для диагностики системы зажигания ВАЗ 2114 выполняются следующие процедуры:

  1. Подключение диагностического оборудования к разъему OBD-II
  2. Считывание кодов ошибок из блока управления двигателем
  3. Проверка параметров работы системы зажигания на различных режимах
  4. Осциллографирование сигналов датчиков и модуля зажигания
  5. Проверка состояния высоковольтных проводов и свечей

Преимущества профессиональной диагностики

Обращение в специализированный сервис для диагностики системы зажигания ВАЗ 2114 имеет ряд преимуществ:

  • Использование профессионального диагностического оборудования
  • Наличие актуальных баз данных по кодам неисправностей
  • Опыт специалистов в выявлении сложных неисправностей
  • Возможность проведения углубленной диагностики всех систем автомобиля
  • Гарантия на выполненные работы

Альтернативные варианты ремонта модуля зажигания

В некоторых случаях возможен ремонт модуля зажигания ВАЗ 2114 вместо его полной замены:


Восстановление контактов

При окислении или ослаблении контактов можно выполнить их очистку и восстановление:

  1. Снимите заднюю крышку модуля
  2. Очистите контакты от окислов мелкой наждачной бумагой
  3. Обработайте контакты специальным токопроводящим составом
  4. Проверьте и при необходимости подтяните все соединения

Замена электронных компонентов

В редких случаях возможна замена отдельных электронных компонентов модуля:

  • Транзисторов
  • Диодов
  • Резисторов
  • Конденсаторов

Однако такой ремонт требует специальных навыков и оборудования, поэтому лучше доверить его профессионалам.


Модуль зажигания ВАЗ, ремонт и замена своими руками. Замена модуля зажигания ВАЗ 2114. Самостоятельная замена модуля зажигания ВАЗ 2114

Что бы розжечь топливо-воздушную смесь, и в инжекторных, и в карбюраторных моторах внутреннего сгорания необходима высоковольтная катушка зажигания. Появление на рынке новых систем питания моторов вызвало перемены в системах зажигания ВАЗ. Распределители зажигания, именуемые трамблерами, постепенно уходят в прошлое. На смену им приходят новые устройства — модули зажигания ВАЗ 2114. 

Содержание

  • Модуль ВАЗ2114, устройство и принцип работы
  • Модуль зажигания ВАЗ2114, признаки неисправности
  • Модуль зажигания, возможен ли ремонт модуля
  • Проверка системы на работоспособность
  • Инструменты помощники
  • Модуль зажигания 2114, замена модуля своими руками, пошаговая инструкция
  • Советы профессионалов

Модуль ВАЗ2114, устройство и принцип работы

Модуль зажигания ВАЗ является усовершенствованной системой пуска двигателя. Его принцип работы фактически не отличается от стандартных систем. Если высоковольтное напряжение в устаревших системах генерировалось разъединением контактов в распределителе системы зажигания, то генератором импульсов в модуле являются сигналы, подаваемые блоком управления.

Блоком управления от датчиков на моторе собираются сигналы и формируется управляющий импульс, который направляется в модуль зажигания. С напряжения бортовой сети он формирует высоковольтное напряжение и направляет к свече цилиндра для воспламенения воздушно-топливной смеси.

В состав данного устройства включены две катушки, которые вырабатывают высокое напряжение. В этом им помогает двухканальный электронный коммутатор. Все элементы заключаются в корпус из прочного пластика. На корпусе расположен низковольтный разъем подачи управляющих импульсов и подключения питающего напряжения. Кроме того, здесь расположены выводы, чтобы подключать высоковольтные провода, что подсоединяются к свечам.

Модуль зажигания ВАЗ2114, признаки неисправности

Можно встретить такие признаки неисправности модуля зажигания автомобиля модели ВАЗ 2114:

  1. На одной из свечей отсутствует искра.
  2. Сильно плавает холостой ход.
  3. Существенно снизилась мощность мотора.
  4. При разгонах исчезла динамика, во время резкого нажатия на педаль газа в работе двигателя появились провалы.

Модуль зажигания, возможен ли ремонт модуля

Фактически все поломки этого устройства ведут к его замене, однако в некоторых случаях все же возможен ремонт модуля зажигания. Особенно это возможно при перемене поведения двигателя во время постукивания или шевеления. Вы можете выполнить ремонт модуля самостоятельно, если умеете обращаться с мультиметром и паяльником.

Вам необходимо снять заднюю металлическую крышку, под которой расположены электрические элементы модуля зажигания. Аккуратно избавьтесь от силикона, отыщите поврежденные или оборваные контакты и пропаяйте их. Не забывайте, что в блоке алюминиевые проводники, поэтому необходимый специальный припой для их пайки.

После этого заднюю крышку закрываем и проверяем работоспособность модуля. Если результат положителен, снова откройте крышку и заполните силиконом внутренность. При отрицательном результате необходимо заменить модуль. Хотя можно еще попробовать произвести замену электронных коммутаторов.

Проверка системы на работоспособность

В любом случае проверку необходимо начинать со свечей, для чего изымаем их из гнезд. Это сделать очень просто. Следует снять с них наконечники бронепроводов и изъять с посадочных мест при помощи специального ключа для выворачивания.

Затем нужно их осмотреть, очистить и проверить. У них должен быть коричневый цвет, без копоти и нагара. Если нагар есть, вполне возможно, что поршни и кольца износились. В любом случае, свечи следует почистить, проверить и, если необходимо, выставить зазор между электродами. Теперь проверяем их работоспособность. Для  их проверки существуют специальные пробники. Некоторые водители способны изготовить его с пьезозажигалки. Если в наличии ничего такого нет, то проверяют на моторе. При исправности свечей необходимо продолжить поиск дальше.

Инструменты помощники

Произвести замену модуля зажигания самостоятельно может каждый водитель, для этого не нужно особого оборудования или специальных навыков. Все, что потребуется автолюбителю:

  1. Ветошь.
  2. Ключ на 13.
  3. Новый блок зажигания.

Модуль зажигания 2114, замена модуля своими руками, пошаговая инструкция

Подобные работы можно производить на ровной площадке или в гараже.

  1. Для начала необходимо открыть капот двигательного отсека и отсоединить клеммы аккумуляторной батареи. Достаточно будет снять только минусовую клемму.
  2. Далее из установочных мест вынимаем высоковольтные провода. Важно запомнить их место расположения. Если у вас есть сомнения, вы можете сделать метки. Нельзя менять провода местами, так как новая запасная часть может выйти из строя.
  3. Затем необходимо осторожно отсоединить разъем с кабелями от модуля. Берем ключ на 13 и откручиваем  три гайки крепления устройства к двигателю.
  4. После снятия гаек, устройство снимаем с мотора.

Теперь берем ветошь и протираем установочное место и около него.

Новое устройство следует тщательно осмотреть, после чего приступить к установке, которую необходимо проводить в обратной последовательности.

Не забудьте установить высоковольтные провода правильно. Если вы все же запутались, обратите внимание на блок, на котором указаны номера бронепроводов.

Советы профессионалов

Даже при том, что электронные устройства довольно надежны, поломки все же бывают. В некоторых случаях их можно избежать, для чего необходимо хоть иногда проводить осмотр и обслуживание всех деталей системы:

  1. Следите, чтобы не было путаницы с кабелями высокого напряжения — при большом внутреннем сопротивлении в них, могут выйти из строя катушки.
  2. Между электродами свечей необходимо проверять зазор, потому что чрезмерно большие искровые промежутки отрицательно отражаются на устройстве.

эффективные способы определения исправности катушки

От исправности модуля зажигания зависит правильная работа двигателя, так как он отвечает за своевременное воспламенение топливно-воздушной смеси и ее полное сгорание. Но в систему входят и другие элементы, неисправность любого из которых влияет на работу машины. Поэтому проверять следует все детали. Лучше всего проводить диагностику в автосервисе, но если такой возможности нет, можно справиться и своими силами.

Из чего состоит модуль зажигания

Это отдельная система автомобиля, которая нормально функционирует только при исправности всех ее элементов. Основные составляющие, которые в нее входят:

  1. Электронный блок управления двигателем (подает на обмотку постоянное напряжение).
  2. Две катушки зажигания и два коммутатора, которые расположены в цельном пластиковом корпусе. Благодаря индукции устройство генерирует высокое напряжение. Первая катушка отвечает за 1 и 4 цилиндры, вторая – за 2 и 3.
  3. Ток передается через высоковольтные провода на свечи. Также в системе есть клеммы для подключения бортовой сети.

Нужно помнить о том, что сбои в работе могут быть спровоцированы и неисправностью датчиков, поэтому их также стоит проверять при возникновении проблем. Чтобы снизить вероятность поломок, нужно вовремя менять расходники – свечи и высоковольтные провода, а также хотя бы раз в год осматривать все контакты.

Частые неисправности на ВАЗ 2114 и на других моделях

Есть несколько основных признаков, по которым можно определить, что система зажигания работает неправильно. Самые распространенные проблемы:

  1. Перестали работать два цилиндра. Так как каждая катушка отвечает за пару элементов, при выходе ее из строя они не функционируют. Мотор троит, работает с большими перебоями, тяга сильно ухудшается, а расход топлива значительно увеличивается.
  2. Запуск двигателя усложняется, нужно несколько раз провернуть стартер перед тем, как машина схватывает. Это связано с нарушением подачи искры на свечи или ее отсутствием.
  3. Провалы в мощности могут проявляться время от времени. Например, при резком ускорении, длительном движении в гору или при высоких нагрузках. Иногда такое наблюдается при прямолинейном движении, что проявляется в дергании авто или его самопроизвольном замедлении.
  4. Обороты на холостом ходу плавают или прыгают без видимых причин. Если слушать машину сзади, работа будет неравномерной, с перебоями и изменением скорости вращения коленвала.

Сбои могут носить как постоянный, так и временный характер, особенно если проблема с отработавшими свой ресурс свечами или высоковольтными проводами. В некоторых случаях машина просто перестает заводиться.

Как определяют неисправности на СТО

Проще всего доверить поиск неисправности профессионалам, располагающим всем необходимым оборудованием. В идеале на автосервисе должно быть сертифицированное диагностическое оборудование, а не универсальное, купленные в интернете. Лицензированное программное обеспечение намного лучше определяет все проблемы, минимизируя вероятность неточностей. В идеале найти сертифицированный сервисный центр ВАЗ.

Что касается диагностики, все достаточно просто:

  1. К специальному разъему подключается адаптер, после чего проверяются все показатели на заведенном автомобиле. Процесс занимает считанные минуты, поэтому не нужно оставлять машину надолго.
  2. После сканирования выдаются коды ошибок, по которым определить неисправности не составит труда. Все коды есть в справочной документации.
  3. Далее заменяются или ремонтируются все проблемные узлы. После этого обязательно провести проверку еще раз, чтобы убедиться, что ошибок нет.

При наличии подходящего адаптера и программы для компьютера можно диагностировать неисправности и самостоятельно. Разобраться несложно, обычно с оборудованием идет подробная инструкция, также есть много обучающих видео в интернете.

Проверка модуля зажигания мультитестером

Приобрести мультиметр можно в любом автомагазине. Он стоит недорого и пригодится для проверки всех электрических элементов автомобиля. Даже если нет опыта в подобных работах, можно следовать простой инструкции и без труда провести диагностику в гараже или прямо во дворе:

  1. Чтобы проверить сам модуль зажигания, нужно проверить контакты, выходящие на высоковольтные провода. Для этого нужно выставить устройство в режим омметра и измерить показатели. Вначале сделать это на 1 и 4 цилиндрах, а потом на 2 и 3. Если все в порядке, показатели сопротивления ка каждом из выводов будут в диапазоне от 5,2 до 5,5 кОм. При разнице, превышающей 100 Ом можно с уверенность сказать, что проблема заключается во вторичной обмотке.
  2. Также следует проверить контакты без использования каких-либо устройств. Для этого двигатель запускается, затем нужно открыть капот и слегка подергать корпус в разные стороны. Когда никаких изменений в работе не последовало – все в порядке: при появлении перебоев нужно проверять соединения. Если это ничего не дало, скорее всего, причина в самом модуле. Он не поддается ремонту, проще всего его заменить.

К сведению!

Еще один вариант проверки работоспособности – заменить узел на другой от машины, в которой все работает хорошо. Когда у знакомых есть автомобиль с таким же модулем зажигания, то можно снять его и поставить себе, после чего проверить работу. Если все нормально, то можно не искать причины дальше.

При неисправностях заменить деталь не составит труда и своими силами. Для этого понадобится простейший набор инструмента и соблюдение простых рекомендаций:

  1. Отсоединить минусовую клемму аккумулятора. Работать при подключенной АКБ нельзя!
  2. Аккуратно отсоединить колодку с проводами. На разъеме есть фиксатор, который нужно отжать, а затем, покачивая, стянуть фишку. Если она никогда не снималась, может потребоваться значительное усилие, чтобы сорвать с места, потом все будет достаточно легко.
  3. Аккуратно отсоединить высоковольтные провода от разъемов. Главное – запомнить порядок их расположения, чтобы не перепутать. Можно наклеить кусочки бумажного скотча и проставить номера. Если состояние проводов вызывает вопросы или они заменялись давно, желательно купить новый комплект и установить его.
  4. Корпус крепится на трех шпильках. Нужно отвернуть гайки, которые фиксируют узел. Затем аккуратно стянуть его вверх. Новый модуль нужно установить на место и завернуть гайки, не прикладывая излишних усилий, чтобы не повредить пластик.
  5. Установить высоковольтные провода. Для уверенности можно свериться с маркировкой: она должна быть на новом МЗ. Важно хорошо вставить концевики в соединение, чтобы они вошли до конца, а резиновое уплотнение прижалось к корпусу.

После окончания работ подключить клемму аккумулятора обратно. Запустить двигатель и убедиться, что все в порядке. Если проблема не ушла после проверки проводки и замены узла, нужно искать проблему среди датчиков, тут поможет диагностика, так как определить неисправность на глаз невозможно.

Как проверить на исправность вводные провода

Нередко проблемы возникают из-за отсутствия питания модуля. Чтобы прозвонить проводку, необходимо использовать мультиметр, который нужно перевести в положение вольтметра перед началом работы. Никакая предварительная подготовка в этом случае не требуется. Машину лучше поставить в хорошо освещенном месте, открыть и зафиксировать капот. Следовать простой инструкции:

  1. Автомобиль должен быть заглушен, а зажигание выключено. В первую очередь отсоединить колодку проводов, отжав фиксатор отверткой или другим подходящим предметом. Она стягивается с умеренным усилием.
  2. Один щуп устройства нужно прижать к контакту с маркировкой «А», второй пустить на массу (любой открытый металл на кузове машины). Главное, чтобы контакт был хорошим, иначе снять показания не получится.
  3. Далее нужно попросить помощника, чтобы он запустил стартер на несколько секунд, машина не заведется со снятой колодкой, но показатели снять можно. Во время вращения стартера напряжение должно составлять 12 В, могут быть отклонения, но небольшие.
  4. Другие контакты проверить таким же образом, поочередно меняя положение щупа с вольтметра. Масса может быть на одном месте.

Если напряжения нет или оно намного меньше нормы, нужно проверить несколько основных элементов. Работа несложная и занимает буквально несколько минут, так как неисправности обычно типичные и возникают в одних и тех же местах:

  1. Заменить предохранитель. Найти его можно по схеме под крышкой отсека или же по инструкции к автомобилю. За модуль зажигания отвечает элемент номиналом 7,5 А, ставить нужно такой же. Даже если внешний вид предохранителя нормальный, лучше поменять его, так как контакты могут быть окислены или повреждение малозаметное, но при этом существенно влияющее на работу.
  2. Проверить все соединения проводки: от вибраций контакты могут ослабиться или отойти, а от влаги они нередко окисляются. В первом случае нужно поплотнее надеть фишки или зажать гаечки, во втором – снять концевики и зачистить их от окислов, после чего нанести специальный состав для контактов и поставить все на место.
  3. Если и там все в порядке, то, скорее всего, виной повреждение или обрыв провода. Нужно протестировать каждую жилу по порядку, чтобы найти проблемный участок. При устранении неисправности в дороге можно сделать скрутку и замотать ее изолентой, но лучше менять провода, чтобы они были цельными от начала и до конца.

Модуль зажигания в ВАЗ 2114 и в других подобных моделях проверить несложно с помощью простейшего мультиметра.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *