Схема подключения прицепа к легковому автомобилю ваз. Схема подключения прицепа к легковому автомобилю ВАЗ: особенности установки и эксплуатации фаркопа

Как правильно выбрать и установить фаркоп на ВАЗ. Какие существуют типы тягово-сцепных устройств. Как подключить электрику прицепа. На что обратить внимание при эксплуатации фаркопа.

Содержание

Функции и типы фаркопов для автомобилей ВАЗ

Фаркоп является основным тягово-сцепным устройством (ТСУ), предназначенным для надежного соединения кузова автомобиля с прицепом. Это позволяет транспортировать крупногабаритные предметы и различные грузы.

Существуют следующие основные типы фаркопов для автомобилей ВАЗ:

  • По весу буксируемого груза — от 600 до 800 кг
  • По вертикальной нагрузке на шар — от 40 до 75 кг
  • По виду металла — сталь марки 40х или другие сплавы
  • По типу покрытия — цинковое (рекомендуется) или хромированное
  • По конструкции шара — несъемный вварной или съемный

Выбор конкретного типа фаркопа зависит от модели автомобиля ВАЗ и планируемых нагрузок при буксировке прицепа. Важно ознакомиться с документацией на ТСУ перед покупкой и установкой.


Особенности установки фаркопа на автомобили ВАЗ

Процесс установки фаркопа на автомобили ВАЗ имеет ряд особенностей:

  1. Необходимо определить подходящий тип ТСУ для конкретной модели ВАЗ
  2. Установка должна производиться строго по инструкции производителя
  3. ТСУ крепится к кузову или днищу автомобиля через специальные кронштейны
  4. Важно обеспечить достаточное свободное пространство вокруг шарового устройства
  5. Высота центра шара должна быть не менее 420 мм от поверхности дороги

Для корректной установки рекомендуется обратиться к специалистам, так как требуется точное соблюдение всех параметров крепления фаркопа.

Пошаговая инструкция по монтажу фиксированного фаркопа

  1. Установить автомобиль на подъемник или смотровую яму
  2. Демонтировать задний бампер с усилителем
  3. Подготовить точки крепления, удалив заглушки и при необходимости просверлив дополнительные отверстия
  4. Установить фаркоп на штатные шпильки и закрепить гайками
  5. Просверлить отверстия в багажнике для дополнительного крепления ТСУ
  6. Подключить электропроводку, проложив ее под резиновыми уплотнителями

Схема подключения электрики прицепа к автомобилю ВАЗ

Правильное подключение электрики прицепа критически важно для безопасной эксплуатации. Для этого используется специальная розетка с определенной распиновкой контактов:


  • 1 — Желтый провод — левый поворот
  • 2 — Голубой провод — противотуманный фонарь (опция)
  • 3 — Белый провод — масса (-)
  • 4 — Зеленый провод — правый поворот
  • 5 — Коричневый провод — правый габарит, подсветка номера
  • 6 — Красный провод — стоп-сигнал
  • 7 — Черный провод — левый габарит

Перед подключением необходимо проверить сопротивление проводов тестером — оно не должно превышать 20 кОм. При укладке проводки следует избегать перегибов и контакта с горячими частями двигателя.

Подключение электрики прицепа без блока согласования

На старых моделях ВАЗ часто отсутствует штатный блок согласования для подключения прицепа. В этом случае можно использовать следующий способ:

  1. Приобрести специальную «умную» розетку для прицепа
  2. Подключить ее напрямую к колодке жгута задней оптики автомобиля
  3. Использовать соответствующие разъемы для надежного соединения

Этот метод позволяет обойтись без дополнительных разветвителей и блоков согласования, используя уже имеющуюся проводку автомобиля.

Особенности эксплуатации автомобиля ВАЗ с прицепом

При использовании прицепа с автомобилем ВАЗ следует учитывать ряд важных моментов:


  • Максимальная масса буксируемого прицепа не должна превышать 500 кг (для большинства моделей ВАЗ)
  • Необходимо регулярно проверять надежность крепления фаркопа и состояние электропроводки
  • Следует соблюдать особую осторожность при движении задним ходом с прицепом
  • Нужно учитывать увеличение тормозного пути автопоезда
  • Рекомендуется снижать скорость на поворотах и при неблагоприятных погодных условиях

Соблюдение этих правил поможет обеспечить безопасную эксплуатацию автомобиля ВАЗ с прицепом.

Законодательные аспекты использования фаркопа на автомобилях ВАЗ

Установка фаркопа на автомобиль ВАЗ регулируется определенными правовыми нормами:

  • Установка ТСУ должна быть отражена в документах на автомобиль
  • Необходимо соблюдать ограничения по максимальной массе буксируемого прицепа
  • Электрооборудование прицепа должно быть исправным и соответствовать требованиям ПДД
  • При использовании прицепа обязательно наличие страхового полиса ОСАГО, покрывающего ответственность водителя при буксировке

Несоблюдение этих требований может привести к административной ответственности и создать опасные ситуации на дороге.


Выбор оптимального фаркопа для различных моделей ВАЗ

При выборе фаркопа для конкретной модели ВАЗ следует учитывать несколько ключевых факторов:

  • Год выпуска автомобиля — конструкция кузова может отличаться даже у близких по времени выпуска моделей
  • Тип кузова — для седанов, хэтчбеков и универсалов могут потребоваться разные варианты крепления
  • Планируемые нагрузки — от этого зависит выбор между легкими и усиленными конструкциями ТСУ
  • Частота использования — для редкого применения подойдет съемный фаркоп, для постоянного — стационарный

Важно выбирать фаркопы от проверенных производителей, имеющие необходимые сертификаты качества и соответствующие техническим характеристикам конкретной модели ВАЗ.

Популярные модели фаркопов для автомобилей ВАЗ

На рынке представлен широкий выбор фаркопов для различных моделей ВАЗ. Вот несколько популярных вариантов:

  • Bosal 1231-A — универсальный фаркоп для ВАЗ 2108-21099, 2113-2115
  • Трейлер 2108 — бюджетный вариант для семейства Самара
  • Avtos AZ-01 — усиленный фаркоп для ВАЗ 2110-2112
  • Лидер-Плюс V103-A — съемный фаркоп для Лада Калина
  • Baltex B207-A — надежное ТСУ для Лада Гранта

При выборе конкретной модели фаркопа рекомендуется ознакомиться с отзывами пользователей и проконсультироваться со специалистами.



Установка фаркопа на Ваз Ладу 2108

  • Функции и типы фаркопов
  • Варианты фаркопов на ВАЗ 2108 / 2109
  • Процесс установки фаркопа
  • Схема подключения
  • Подключение без блока согласования и рекомендации по эксплуатации

Функции и типы фаркопов

Функция фаркопа, как основного тягово-сцепного устройства (ТСУ), заключается в прочном скреплении кузова автомобиля с прицепом. То есть появляется возможность транспортировки крупногабаритных предметов и иного груза.

На ТСУ установлен ГОСТ 28248-89 «Легковые автомобили. Тягово-сцепное устройство шарового типа. Основные размеры». Он применяется к сцепным шарам для буксировки легких прицепов и определяет размеры, которые должны быть для большей совместимости соединительных устройств автомобиля и прицепа.

Данный механизм предусматривает следующие типы:

  • по весу груза – по разрешенной массе буксировки
  • по вертикальной нагрузке на шар – 40-75 кг
  • по массе прицепа (600-800 кг), году выпуска автомобиля (с 1984 по 2009 г)
  • по виду металла, из которого отлито изделие – сталь марки 40х (ГОСТ), другой вид металла
  • по виду покрытия – цинковое (рекомендовано), хромированное
  • по типу шара, крюка – несъемный вварной, съёмный.

Вся необходимая информация о выбранном фаркопе в обязательном порядке предоставляется в сопровождающей устройство документации.

Варианты фаркопов на ВАЗ 2108 / 2109

По способу установки на кузов различают следующие варианты:

  • съёмные модели фаркопа — крепятся в отверстия, заранее предусмотренные в ВАЗ 2108;

  • фиксированные — следует учесть соответствие с отверстиями в лонжеронах.

Процесс установки фаркопа

Прежде чем начать установку этого оборудования, необходимо определиться с требованиями и параметрами, которым будет соответствовать прицепное устройство именно для Вашего авто.

Непосредственно установка должна проходить согласно инструкции, прилагаемой к любому ТСУ.

Это оборудование крепится к кузову авто посредством кронштейнов либо к багажнику (днище) а также к элементам кузова.

ТСУ на ВАЗ 2108 / 2109 / 21099 состоит из поперечины (вставляется в кузовные отверстия) и шарового узла (крепится к балке).

Не следует забывать о наличии свободного пространства вокруг шарового устройства. Для чего это нужно: замковое устройство на прицепе сможет отклоняться относительно шара на ТСУ горизонтально и вертикально, а также есть возможность расцепки или сцепки после отклонения устройства прицепа относительно сцепного шара.

Обязательное условие – соблюдение расположения центра шара и оси его шейки строгого в продольно-вертикальной плоскости автомобиля, а высота нахождения центра шара – не менее 420 мм от поверхности опоры.

Лучше обратиться к специалистам, замена фаркопа занимает и время, и деньги.

Рассмотрим пошагово весь процесс установки фиксированного фаркопа

Машину устанавливаем на подъемник или размещаем на эстакаде (яма)

  • Предварительно выполните демонтаж заднего бампера с усилителем


Может возникнуть необходимость сдвинуть теплозащиту, обивку багажника и приспустить глушитель с резинок;

  • Замеряется расстояние между предполагаемыми отверстиями и вертикальной стенкой боковых креплений.
    Можно приложить устройство к поперечному лонжерону сзади и сделать отметки оси по центру;

  • Подготавливаются точки крепления – убираем заглушки с крепёжных отверстий, делаем дополнительные, выполняем зачистку, обработку, смазку места прилегания деталей;
  • Фаркоп устанавливается на шпильки автомобиля, закрепляется гайками;

  • Дополнительно в багажнике делаются отверстия, соответствующие ТСУ и закрепляются (стопорятся) болтами, заливаются силиконом;

  • Собирается и подключается электропроводка (розетка фаркопа с задними фонарями), проложенная под резиновыми уплотнителями.

Схема подключения

  • В розетке ТСУ предусмотрена конкретная последовательность расположения контактов.

Выше приведена таблица — распиновка розетки фаркопа производства 80-х годов (на случай, если найдете это ретро).

А ниже – распиновка, наиболее часто встречающаяся на рынке, с учетом прицепного украинского производства (в скобках)

№ контакта

Цвет проводов

Сигнал

1

Желтый (зеленый)

Сигнал левого поворота

2

Голубой (красно-белый)

Опция. Противотуманный фонарь

3

Белый (черный)

Земля (-) сечение провода 2,5мм2

4

Зеленый (желтый)

Сигнал правого поворота

5

Коричневый (розовый с красным)

Правый габарит, подсветка номера (редко – задний ход)

6

Красный (голубой с белым)

Стоп-сигнал

7

Черный (голубой с черным)

Левый габарит

Начните с того, что проверьте провода на сопротивление специальным тестером, оно не должно быть выше 20 КоМ. Избегайте перегибов проводов и прижимания их к частям мотора при укладке.

Для нормальной работы световых приборов прицепа нужно наладить сопряжение электросистем.

Подключение без блока согласования и рекомендации по эксплуатации

В отечественных старых машинах не был предусмотрен блок управления (согласования). Но есть возможность подключения смарт-розетки к электронике, используя уже имеющуюся в наличии проводку. Нет необходимости в применении разветвителей.

Вы приобретаете розетку, подключаете ее таким образом, чтобы контакты подсоединились к колодке жгута задней оптики авто с использованием необходимых разъёмов.

Как самостоятельно производится установка фаркопа ВАЗ-2115

Отечественный автопроизводитель, словно не знает о важности максимального использования автомобилей для грузоперевозок, даже если модель легковая. Потому владельцам приходится самостоятельно решать эту проблему, благо, что сейчас это вполне возможно. Именно сейчас, потому что более старые модели ВАЗ вообще не предусматривали своей конструкцией установку фаркопа. Потому автовладельцам приходилось своевольничать на свой страх и риск.

Содержание

Аргументы производителя

Каждый автовладелец, который сталкивался с такой проблемой, задавался вопросом: почему разработчики изначально не предусмотрят наличие фаркопа?

Действительно, было бы так проще. Но у сотрудников АвтоВАЗ, которые трудятся над конструированием легковых автомобилей, свое мнение на этот счет – профессиональное. Естественно, они осведомлены о том, что владельцы устанавливают фаркопы на ВАЗ-2115 собственноручно, при этом настоятельно не рекомендуют это делать.

Всеми путями, стараясь препятствовать:

  • конструкция кузова этого легкового автомобиля не предусматривает места для крепления специального тягового-сцепного устройства;
  • в штатной проводке нет разьемов для подключения электрооборудования дополнительного прицепа;
  • отсутствует возможность подключить тормозную систему трейлера, прикрепленного к легковому автомобилю в качестве прицепа.

При этом инструкция авто ВАЗ-2115 имеет пункт, в котором значится, что буксировать прицепы можно, но общая масса дополнительного багажа не должна превышать 500 кг.

В таком случае, каким же образом удастся буксировать тот же багаж без ТСУ?

Особенности установки ТСУ на автомобили линейки Самара-2

Правила дорожного движения не запрещают дополнительно устанавливать на автомобили ТСУ, потому владельцы не отказывают себе в этом. Более того, что купить фаркоп можно за вполне приемлемую цену.

АвтоВАЗ с 2010 года немного пересмотрел свою политику, и делает автомобили с целью продаж за рубежом, потому монтаж ТСУ на автомобиль, выпущенный позже этого времени, обуславливает сопровождение официальными рекомендациями. Производители фаркопов акцентируют на этом внимание и предупреждают автовладельцев.

Ни для кого не секрет, что в автомобилях ВАЗ в ходу наследование особенностей предшественников. Так, например, модель 2115 является преемницей «девяносто девятой», а та, в свою очередь, получила форму ВАЗ-09. Благодаря этому установщики фаркопов смогли обрести специфический опыт, и теперь предоставляют заказчикам комплекты для монтажа ТСУ своими руками.

Потому перед тем, как отправиться в специализированный магазин с целью приобрести тягово-сцепное устройство, выясните особенности конструкции задней части вашего автомобиля.

Даже соседние в ряду модели 2114 и 2115 различаются по способу крепления фаркопа:

  • автомобили, выпущенные в 1997, 2004 и 2007 году, обладают изменениями в силовых элементах кузова;
  • прицепное устройство легко подобрать по году выпуска автомобиля, основываясь на специфике конструкции именно того периода.

Если у вас возникают сложности с этим, можно съездить в техцентр и спросить у специалистов либо оговорить с продавцом комплекта ТСУ возможность обмена в случае несоответствия конкретной модели.

Читайте также: Схема электропроводки ВАЗ-2115

Монтаж своими руками

Стоит сразу определиться, сможете ли вы собственноручно установить ТСУ и знаете ли вы как правильно это делать. Если возникают сомнения, лучше обратиться к специалистам.

После приобретения комплекта можно приступать к установке в любое удобное для вас время:

  1. Автомобиль разместите на смотровой яме.
  2. Обязательно отключите аккумулятор.
  3. Снимите задний бампер вместе с силовой балкой. Без снятия бампера сделать эту процедуру будет весьма проблемно, и возможно лишь в случае со специальными фаркопами.
  4. Расположите поперечную балку фаркопа между кронштейнами крепления бампера.
  5. Прижмите боковые кронштейны тягово-сцепного устройства к кронштейнам крепления бампера. Упор нужно делать в ребро жесткости.
  6. Отметьте точки сверления.
  7. Прижмите к днищу опорную балку.
  8. Отметьте точки сверления для отверстий технологического направления.
  9. Закрепите уголок фаркопа болтами М10×25.
  10. Между стенками кронштейнов бампера установите специальные втулки, которые идут в комплекте. Они позволят избежать деформации корпуса при движении автомобиля с дополнительным прицепом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *