Как устроена система охлаждения ВАЗ 2107. Где находится датчик включения вентилятора на карбюраторной и инжекторной версиях. Как проверить работоспособность вентилятора и его цепей. Какие признаки указывают на неисправность датчика. Как правильно заменить датчик включения вентилятора своими руками.
Устройство системы охлаждения ВАЗ 2107
Система охлаждения ВАЗ 2107 включает в себя несколько ключевых компонентов:
- Радиатор
- Вентилятор охлаждения
- Датчик включения вентилятора
- Термостат
- Помпа (водяной насос)
- Расширительный бачок
Вентилятор охлаждения играет важную роль в поддержании оптимальной температуры двигателя. Его включение происходит автоматически при достижении определенной температуры охлаждающей жидкости.
Расположение и принцип работы датчика включения вентилятора
Расположение датчика включения вентилятора зависит от модификации ВАЗ 2107:
- На карбюраторных версиях — на радиаторе охлаждения
- На инжекторных версиях — на выходном патрубке головки блока цилиндров
Температура срабатывания датчика составляет 92°C, а отключения — 87°C. Как работает датчик включения вентилятора?
- На карбюраторных моделях биметаллическая пластина замыкает контакты при нагреве до заданной температуры
- На инжекторных версиях датчик изменяет сопротивление при нагреве, что фиксируется электронным блоком управления
Проверка работоспособности вентилятора и электрической цепи
Для диагностики системы охлаждения ВАЗ 2107 необходимо проверить:
- Исправность предохранителя F7
- Работу электродвигателя вентилятора
- Состояние реле вентилятора
- Целостность проводки
На инжекторных версиях можно отключить разъем с датчика — ЭБУ должен включить вентилятор. На карбюраторных моделях достаточно замкнуть контакты на датчике для запуска вентилятора.
Признаки неисправности датчика включения вентилятора
Неисправность датчика включения вентилятора может проявляться следующим образом:
- Вентилятор не включается даже при сильном перегреве двигателя
- Вентилятор работает постоянно, независимо от температуры
- Включение происходит при нестандартно высокой температуре
- Наблюдаются частые циклы включения и выключения вентилятора
Стоит отметить, что подобные симптомы могут быть вызваны и другими неисправностями системы охлаждения. Поэтому важно провести комплексную диагностику.
Методы диагностики датчика включения вентилятора
Для проверки исправности датчика включения вентилятора можно использовать следующие методы:
- Измерение сопротивления при разных температурных условиях
- Проверка срабатывания датчика в емкости с нагретой водой
- Контроль изменения сопротивления при прогреве двигателя
При проверке сопротивления датчика важно учитывать, что его значение должно уменьшаться при повышении температуры. Для точной диагностики рекомендуется использовать специальную таблицу зависимости сопротивления от температуры.
Процедура замены датчика включения вентилятора
Замена датчика включения вентилятора на ВАЗ 2107 имеет свои особенности в зависимости от модификации автомобиля:
Для инжекторных версий:
- Отсоединить клемму аккумулятора
- Подготовить ветошь для сбора вытекающей охлаждающей жидкости
- Отключить разъем датчика
- Выкрутить датчик ключом на 19
- Установить новый датчик, предварительно нанеся герметик на резьбу
- Подключить разъем и клемму аккумулятора
Для карбюраторных версий:
- Слить охлаждающую жидкость
- Отключить разъем датчика
- Выкрутить датчик ключом на 30
- Установить новый датчик
- Залить охлаждающую жидкость
- Проверить герметичность соединения
После замены датчика необходимо провести проверку его работоспособности и убедиться в отсутствии утечек охлаждающей жидкости.
Возможные проблемы при эксплуатации и их решение
При эксплуатации системы охлаждения ВАЗ 2107 могут возникать различные проблемы. Рассмотрим наиболее распространенные из них и способы их устранения:
- Постоянная работа вентилятора: проверить исправность датчика и реле вентилятора
- Вентилятор не включается: проверить предохранитель, реле, электродвигатель и датчик
- Перегрев двигателя: проверить уровень охлаждающей жидкости, работу термостата и помпы
- Утечка охлаждающей жидкости: проверить все соединения и радиатор на наличие повреждений
В случае обнаружения серьезных неисправностей рекомендуется обратиться в специализированный сервисный центр для проведения ремонта.
Советы по обслуживанию системы охлаждения ВАЗ 2107
Для обеспечения надежной работы системы охлаждения ВАЗ 2107 рекомендуется следовать следующим советам:
- Регулярно проверять уровень охлаждающей жидкости
- Следить за состоянием приводного ремня вентилятора (для карбюраторных версий)
- Проводить своевременную замену охлаждающей жидкости согласно регламенту
- Периодически проверять работоспособность вентилятора охлаждения
- Контролировать температуру двигателя по указателю на панели приборов
- При обнаружении неисправностей своевременно проводить ремонт
Соблюдение этих рекомендаций поможет избежать серьезных проблем с системой охлаждения и продлить срок службы двигателя ВАЗ 2107.
Датчик включения вентилятора на ВАЗ 2107: установка своими руками
Главная » Тюнинг
На автомобиле ВАЗ 2107, как на представителе ВАЗовской «классики» достаточно громкий вентилятор охлаждения. Миг его подключения никак прозевать нельзя. Усиливается вибрация кузова, из – под капота доносится гул, в том случае, если время включения совпало с повышенной нагрузкой на электросеть (мигание поворотников при включенном ближнем свете, обогреве заднего стекла) – тогда стрелка нагрузки на сеть питания начинает сползать в красную зону.
И даже, (при плохой регулировке карбюратора) может начать подгорать лампочка аварийного давления масла.
Схема охлаждения ВАЗ 2107 такова, что вентилятор при нормальных условиях включается не сразу, а только по достижении определенной температуры в системе. Для определения этого «удобного температурного момента» существует датчик, или контроллер включения\выключения вентилятора.
Местонахождение контроллера на радиаторе не случайно: ведь вначале нагревается «малый круг» тосола, затем схема охлаждения предусматривает прохождение жидкости через радиатор, работа которого заключается в интенсивном теплообмене. И только когда температура повышается выше, чем 92 С°, срабатывает датчик включения вентилятора.
Содержание
- О принудительном включении вентилятора
- Как проверить исправен ли новый контроллер
- Как снять\поставить новый датчик
О принудительном включении вентилятора
Схема охлаждения не предусматривает, чтобы работа вентилятора была постоянной. Но в некоторых случаях можно осуществить принцип «принудительного подключения вентилятора».
Это делается в том случае, если датчик вышел из строя, а замена в пути невозможна. Проверить это можно следующим образом: контроллер температуры двигателя показал уже на циферблате вертикальное положение стрелки, она настойчиво «лезет» в красную зону, а вентилятор молчит, включение его не происходит. Если это так, то возможны, скорее всего, две причины:
- Вышел из строя сам датчик, который включает вентилятор автомобиля ВАЗ 2107. Эта ситуация более благоприятная, чем описанная ниже. Во – первых, схема охлаждения полноценная, и радиатор работает исправно. Значит, большая часть тепла отводится. Есть два выхода из этой ситуации, предлагается следующая схема действия:
- Если впереди прямая дорога, и автомобиль будет двигаться без остановок, то можно следить за шкалой температуры. В случае пробок, светофоров можно – включать печку на полную мощность на двойной скорости обдува.
- Можно решиться на установку принудительного включения вентилятора. Для этого вытаскиваются два контакта из контроллера, и накоротко соединяются между собой. Внимание! Перед этим нужно вначале снять «минус, массу» с аккумулятора. После того, как накоротко соединены провода, минусовая клемма вновь накидывается, и «карлсон» начинает работать постоянно, независимо от температуры двигателя и режима движения автомобиля. После остановки ВАЗ 2107 вентилятор будет работать до тех пор, пока не разрядится аккумулятор, поэтому после остановки нужно открывать капот и скидывать минусовую клемму.
Это очень раздражает владельцев ВАЗ 2107 с центральным замком и сигнализацией, поэтому можно разъединить провода вентилятора, правда, затем их нужно вновь соединить и заизолировать. Также нужно найти им в моторном отсеке такое место, чтобы они не попали под работающие лопасти крыльчатки, ведь схема расположения всех проводов в моторном отсеке предполагается в жгутах. Конечно, неудобно ездить так долгое время, потому что постоянно открывать – закрывать капот для подключения – выключения надоест. Кроме того, постоянный шум, вибрация и повышенный износ подшипников оси вентилятора тоже никому не понравятся. Принудительное включение – это экстренный способ.
Датчик, включающий вентилятор — такая капризная штука, которая стоит копейки, а самостоятельная замена в пути проблематична, так как нужно сливать тосол.
- Вторая причина более опасная: вышел из строя термостат, и схема охлаждения двигателя стала неполной – не включился радиатор. Естественно, когда радиатор пустой, то датчик не реагирует, и вентилятор на ВАЗ 2107 не включается. Опасность ее в том, что теплообмен в разы хуже, так как не работает теплообменник огромной суммарной поверхности – радиатор. Единственное спасение – включение печки на полную мощность, и периодические остановки ВАЗ 2107, не допускающие перевода стрелки в красную зону.
Как проверить исправен ли новый контроллер
Нужно взять точно градуированный термометр, способный работать при температуре кипения воды;
- Поместить часть контроллера, обращенную внутрь радиатора в воду;
- К контактам подсоединить щупы тестера и отрегулировать их на исчезновение сопротивления;
- При нагреве воды сопротивление исчезает в диапазоне температур от 87 до 92 градусов по Цельсию. Все, датчик исправен, замена и включение пройдет успешно.
Как снять\поставить новый датчик
После покупки и проверки контроллера нужно сделать следующее:
- Скинуть клемму «минус» с аккумулятора;
- Снимаем крышку распределительного бачка охлаждения и пробку с радиатора;
- Подставляем емкость, отворачиваем краник на радиаторе и сливаем тосол;
- Сняв провода с датчика, ключом на 30 выворачиваем датчик за большую латунную гайку;
- Далее датчик снимается. Будьте внимательны, не уроните медное уплотнительное колечко на датчике.
После этого производится замена датчика на новый. При установке не забудьте перед тем, как завернуть датчик, промазать слоем высокотемпературного герметика соприкасающиеся места датчика и радиатора. Делать это нужно насухую. Такая схема действий позволяет избежать утечки тосола.
- Теперь нужно завернуть пробку на радиаторе, залить собранный тосол, и, набросив минусовую клемму на АКБ, проверить работу датчика и вентилятора. Не забудьте продавить воздушные пробки в магистралях охлаждения ВАЗ 2107.
56 099 views Система охлаждения двигателя
Похожие материалы
Не работает датчик включения вентилятора ВАЗ 2107, диагностика, схема включения и замена
Система охлаждения устроена таким образом, чтобы вентилятор запускался только после нагревания двигателя до установленной температуры. Неработающий датчик включения вентилятора может привести к серьёзным проблемам с двигателем.
Не путайте этот датчик с датчиком температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) который показывает температуру двигателя на панели приборов и устанавливается справой стороны двигателя.
Вовремя заметить его поломку можно только пожалуй только летом, да и то в городе или при медленной езде так как встречного потока воздуха вполне достаточно для нормальной работы системы охлаждения. Вентилятор системы охлаждения, на автомобилях ВАЗ 2107, запускается с характерным шумом, поэтому момент его запуска хорошо слышен.
Где располагается и температура включения
1 Где располагается и температура включения
2 Проверка электровентилятора и его цепей
3 Диагностика
4 Замена датчика
Расположен датчик включения вентилятора у инжекторных моделей, на выходном алюминиевом патрубке головки блока цилиндров (артикул — 23.
3828, применяется в ВАЗ-2107i-2112, 21213, 2123, ALFA ROMEO, DAEWOO, FIAT, LANCIA, OPEL), на карбюраторных моделях (ТМ 108-02 92/87 С) он установлен на радиаторе охлаждения двигателя.Для «классики» температура срабатывания вентилятора равна 92 градусам и отключения — 87 С0, поэтому установка подходящего по размерам, но с другим номером не рекомендуется.
На карбюраторных моделях датчик расположен на радиаторе
Проверка электровентилятора и его цепей
Для того чтобы проверить работу вентилятора и цепей питания на инжекторной «семерке» нужно отключить разъем с датчика, ЭБУ даст команду на включение вентилятора. Если этого не произошло, то нужно проверять не сам датчик, а исправность предохранителя F7, электродвигателя, реле вентилятора и цепей питания. Ниже приведена схема включения вентилятора охлаждения ВАЗ 2107 инжектор.
Схема включения вентилятора охлаждения ВАЗ 2107 (инжектор)
Принцип действия такого устройства отличается от ТМ 108 и основан на изменении сопротивления.
Датчик нагреваясь уменьшает сопротивление, ЭБУ контролирует это изменение и при достижении заданного параметра (около 195 Ом) включает реле вентилятора.
На карбюраторной модели все сделано несколько проще, если предохранитель и реле исправны, то для того, чтобы электродвигатель заработал, достаточно снять фишки с датчика и замкнуть их между собой.
Принцип работы датчика включения вентилятора устанавливаемого на радиаторе такой, в холодном состоянии биметаллическая пластина размыкает контакты, а при достижении температуры в 92 градуса (в идеале) замыкает и реле срабатывает. На практике достаточно часто можно купить датчики с некоторым разбросом значений. Проверить новый можно нагревая в воде, контролируя температуру и включение.
Диагностика
Проверить датчик включения вентилятора можно замером сопротивления при различных температурных условиях. Для этого используют тестер (мультиметр) в режиме омметра и измеряется сопротивление запчасти. Оно должно снижаться пропорционально нагреву ОЖ, как уже было сказано, чем выше нагрев, тем ниже сопротивление.
Проверку сопротивлений можно проводить не снимая его с машины, для этого достаточно снять фишку и проводить измерения на контактах детали и прогревать двигатель контролируя его нагрев по прибору на панели. Таблицу с ориентировочными значениями зависимости сопротивления от температуры смотрите ниже.
Перед установкой нового контролера, можно проверить изменение сопротивления в емкости с нагретой водой.
Проверить электродвигатель можно подав напряжение от аккумулятора, голубой провод — «+», голубой с черным или просто черный это «-«.
Случается, что запуск вентилятора происходит при нестандартно больших температурных значениях, это говорит о его неисправности.
Если при проверке выясняется, что электродвигатель, предохранитель, датчик все исправно, в этом случае нужно проверить исправность реле. Бывает что просто выгорают контакты. На фото ниже
Реле вентилятора на ВАЗ 2107 инжектор находится на дополнительном блоке под «бардачком» (см.
фото) оно крайнее слева номер 23-3787.Реле вентилятора ваз 2107 (инжектор)
Если Вам нечем заменить данное реле, то можно починить его. Контакт крепиться на пластине и чтобы восстановить его работоспособность достаточно поджать контакт. Для этого:
- разбираем реле;
- отгибаем верхний упор пластины;
- приподнимаем пластину с контактом для удобного доступа;
- поджимаем контакт;
- собираем обратно.
Следует заметить, что со временем поломка повторяется, проверено.
Замена датчика
Замена датчика на инжекторной модели проще чем на карбюраторной, так как нет необходимости сливать охлаждающую жидкость. Достаточно подложить какую-нибудь тряпку для впитывания вылившейся ОЖ. Ключом на 19 откручивается деталь, вынимается и быстро устанавливается новая. При установке рационально заранее нанести на резьбу герметик.
Для проведения процедуры замены на карбюраторной машине, необходимо сперва слить тосол (антифриз) и только потом ключом на 30 открутить датчик, и установить новый.