Схема системы охлаждения ваз 2108. Тюнинг термостата ВАЗ 2108: улучшаем систему охлаждения

Как модернизировать термостат ВАЗ 2108 для оптимальной работы системы охлаждения. Зачем нужна доработка термостата. Как правильно переделать термостат своими руками. Какие преимущества дает модернизированный термостат.

Проблемы штатной системы охлаждения ВАЗ 2108

Система охлаждения ВАЗ 2108 имеет ряд недостатков, которые проявляются при эксплуатации автомобиля в холодное время года:

  • При включении отопителя салона нарушается нормальный тепловой режим двигателя
  • Температура охлаждающей жидкости может падать на 10-20°C ниже оптимальной
  • Ухудшается работа карбюратора, возможны провалы при разгоне
  • Повышается расход топлива из-за работы двигателя на холодную
  • В сильные морозы сложно прогреть салон до комфортной температуры

Причина этих проблем кроется в особенностях конструкции штатной системы охлаждения. Холодная жидкость из радиатора отопителя поступает напрямую в двигатель, минуя термостат. Это нарушает работу термостата по поддержанию оптимальной температуры.


Суть доработки термостата ВАЗ 2108

Для решения описанных проблем необходимо изменить схему циркуляции охлаждающей жидкости. Ключевой момент — направить поток из радиатора отопителя в термостат, а не напрямую в двигатель.

Доработка термостата ВАЗ 2108 заключается в следующем:

  1. В корпус термостата врезается дополнительный патрубок
  2. К этому патрубку подсоединяется шланг от радиатора отопителя
  3. Штатное отверстие в корпусе водяного насоса заглушается

Таким образом, охлажденная жидкость из отопителя попадает в термостат, где смешивается с основным потоком. Термостат учитывает температуру этой жидкости и регулирует циркуляцию соответствующим образом.

Преимущества модернизированного термостата

Доработка термостата ВАЗ 2108 по описанной схеме дает следующие преимущества:

  • Стабильная температура охлаждающей жидкости 80-90°C в любых режимах
  • Быстрый прогрев двигателя до рабочей температуры
  • Эффективная работа отопителя салона в мороз
  • Отсутствие провалов при работе двигателя
  • Снижение расхода топлива за счет оптимального теплового режима
  • Возможность эксплуатации без утеплителя радиатора зимой

Модернизированная система охлаждения эффективно работает как в сильные морозы, так и в жару. Она более адаптивна к различным условиям эксплуатации по сравнению со штатной.


Пошаговая инструкция по доработке термостата ВАЗ 2108

Для самостоятельной модернизации термостата ВАЗ 2108 потребуются следующие инструменты и материалы:

  • Паяльная лампа или газовая горелка
  • Припой и флюс для пайки латуни
  • Латунный патрубок диаметром 16 мм
  • Сверло 16 мм
  • Напильники
  • Герметик-прокладка

Порядок выполнения работ:

  1. Снимите термостат с автомобиля
  2. Разберите корпус термостата, извлеките пружину и клапан
  3. Просверлите отверстие диаметром 16 мм в корпусе напротив штатного патрубка
  4. Припаяйте латунный патрубок к корпусу термостата
  5. Соберите термостат, используя новую прокладку
  6. Установите термостат на место
  7. Заглушите штатное отверстие в корпусе помпы
  8. Подсоедините шланг от радиатора отопителя к новому патрубку

После доработки проверьте герметичность всех соединений. При необходимости устраните подтекания. Прокачайте систему охлаждения для удаления воздушных пробок.

Эффективность модернизированного термостата ВАЗ 2108

Для оценки эффективности доработанного термостата были проведены измерения температуры охлаждающей жидкости в различных режимах работы двигателя:


  • Без включения отопителя — стабильные 78°C
  • С включенным отопителем на полную мощность — 76-78°C
  • При повышенных оборотах двигателя — 78-80°C

Во всех режимах температура остается практически неизменной, что говорит о корректной работе термостата. Стрелка указателя температуры стабильно находится в середине рабочего диапазона.

Субъективно отмечается более быстрый прогрев двигателя после запуска и более эффективная работа отопителя салона в мороз. Двигатель работает ровнее, без провалов при разгоне.

Для каких автомобилей подходит данная доработка

Описанная модернизация термостата может быть применена на следующих моделях ВАЗ:

  • ВАЗ 2108
  • ВАЗ 2109
  • ВАЗ 21099
  • ВАЗ 2113
  • ВАЗ 2114
  • ВАЗ 2115

Также данная схема может быть адаптирована для автомобилей ВАЗ 2110, 2111, 2112 и их модификаций. Принцип доработки остается тем же, но конструкция термостата у них несколько отличается.

Наибольший эффект доработка дает на автомобилях с небольшими по объему двигателями при эксплуатации в суровых климатических условиях.


Альтернативные способы улучшения системы охлаждения

Помимо доработки термостата, существуют и другие способы оптимизации работы системы охлаждения ВАЗ 2108:

  • Установка электровентилятора вместо штатного механического
  • Замена штатного радиатора на более эффективный
  • Использование термостата с повышенной температурой открытия
  • Применение охлаждающей жидкости с улучшенными свойствами
  • Чистка системы охлаждения специальными промывками

Однако описанная доработка термостата является наиболее эффективным и малозатратным способом улучшения работы системы охлаждения ВАЗ 2108 и аналогичных моделей.

Выводы о целесообразности доработки термостата ВАЗ 2108

Модернизация термостата по описанной схеме дает следующие преимущества:

  • Стабильный тепловой режим работы двигателя
  • Эффективное отопление салона в мороз
  • Экономия топлива за счет оптимальной температуры
  • Увеличение ресурса двигателя
  • Улучшение динамики автомобиля

При этом доработка не требует серьезных финансовых затрат и может быть выполнена своими руками. Учитывая все плюсы, данная модернизация однозначно рекомендуется к применению владельцам автомобилей ВАЗ 2108 и аналогичных моделей.



ВАЗ 2108 | Системы охлаждения, отопления

Системы охлаждения, отопления

Система охлаждения двигателя

Все модели рассматриваемых в настоящем Руководстве автомобилей оборудованы работающей при избыточном давлении системой охлаждения двигателя с термостатическим управлением циркуляцией рабочей жидкости. Водяной насос центробежного типа закреплен на левом полублоке двигателя и обеспечивает прокачку охлаждающей жидкости сквозь охладительный тракт последнего. Привод водяного наоса осуществляется от коленчатого вала тыльной стороной газораспределительного ремня.

Поток жидкости омывает районы расположения каждого из цилиндров в блоке. Проложенные в литье блока и головки цилиндров охладительные каналы обеспечивают интенсивное охлаждение впускных и выпускных портов, районов установки свечей зажигания и направляющих втулок выпускных клапанов.

Схема циркуляции охлаждающей жидкости на моделях без турбонаддува

Схема циркуляции охлаждающей жидкости на моделях с турбонаддувом

На моделях без турбонаддува система охлаждения с момента запуска двигателя проходит через три режима функционирования: на первом этапе, пока температура охлаждающей жидкости не поднялась выше 76 °С, она циркулирует по малому кругу из рабочего контура которого исключен радиатор; при температуре 76 ÷ 80 °С термостат открывается и в контур циркуляции включается радиатор; по достижении температурой охлаждающей жидкости значения 95 °С срабатывает термочувствительный датчик-выключатель, обеспечивающий срабатывание вентилятора системы охлаждения, нагнетаемый которым дополнительный воздушный поток в значительной мере повышает эффективность функционирования теплообменника радиатора. На моделях с турбонаддувом при остановке двигателя после работы его на высоких оборотах образовавшийся в рубашке охлаждения турбокомпрессора пар выпускается в наполнительный бачок, где происходит его конденсация и возврат в рабочий тракт системы охлаждения через расширительный бачок.

Воскозаполненный термостат встроен во впускной патрубок водяного насоса и контролирует рабочую температуру двигателя в процессе его разогрева. В первые минуты после запуска холодного двигателя термостат остается закрытым, предотвращая тем самым циркуляцию охлаждающей жидкости через радиатор. По мере приближения температуры двигателя к нормальному рабочему значению, клапан термостата постепенно открывается, подключая к контуру охлаждения радиатор, обеспечивающий максимальную интенсивность теплоотвода от рабочего тела (охлаждающей жидкости).

Система охлаждения имеет герметичную конструкцию и плотно закрыта крышкой радиатора, способной выдерживать определенное избыточное давление, что обеспечивает повышение точки кипения охлаждающей жидкости и, соответственно, эффективности теплоотвода через радиатор.

При превышении внутренним давлением в системе некоторого определенного значения, подпружиненная тарелка вмонтированного в крышку радиатора предохранительного клапана приподнимается над своим седлом, обеспечивая перетекание избытка охлаждающей жидкости по соединительной (переливной) трубке в расширительный бачок. По мере остывания системы жидкость автоматически возвращается из бачка в радиатор.

Схемы функционирования системы охлаждения

Схема функционирования системы охлаждения на моделях без кондиционера воздуха

Схема функционирования системы охлаждения на моделях c кондиционером воздуха

Доливание охлаждающей жидкости в систему производится через горловину расширительного бачка, который одновременно выступает также в роли ресивера, аккумулирующего в себе вытесняемый из радиатора избыток жидкости.

На моделях с турбонаддувом устанавливается радиатор без заливной горловины.

Ввиду перечисленных особенностей конструкции, такая система охлаждения получила название замкнутой, поскольку в ней исключены какие-либо функциональные потери рабочего тела.

Система отопления

Основными компонентами системы отопления салона являются электрический вентилятор и теплообменник, помещенные в коробчатый кожух отопителя, закрепленный под панелью приборов автомобиля. Теплообменник посредством резиновых шлангов соединен с системой охлаждения двигателя. Блок управления функционированием отопителя/кондиционера воздуха вмонтирован в панель приборов автомобиля. Разогретая в двигателе охлаждающая жидкость циркулирует через теплообменник отопителя, отдавая свое тепло заполняющему кожух воздуху. При включении отопления салона происходит открывание пластинчатой заслонки, в результате чего внутренний объем кожуха отопителя соединяется с объемом салона. При включении вентилятора крыльчатка последнего начинает прогонять подаваемый в салон воздух через теплообменник, обеспечивая его интенсивный разогрев.

Система кондиционирования воздуха

В состав системы кондиционирования входят установленный впереди радиатора конденсатор, расположенный рядом с теплообменником отопителя испаритель, закрепленный на блоке двигателя компрессор, и фильтрующий ресивер-осушитель (аккумулятор), оборудованный редукционным клапаном высокого давления. Все компоненты соединены между собой рефрижераторными линиями.

Вентилятор прогоняет поступающий в салон воздух сквозь теплообменник испарителя, работающий в режиме, обратном режиму функционирования радиатора. Прокачиваемый через теплообменник хладагент закипает и, испаряясь, отбирает у воздуха избыток тепла. Температура внутри салона при этом снижается до требуемого комфортного значения (по выбору оператора). Компрессор поддерживает циркуляцию хладагента в системе, прокачивая разогретую жидкость через конденсатор, где она охлаждается и поступает обратно в испаритель.

Тюнинг термостата Ваз 2108, Ваз 2109, Ваз 21099

Автолюбителю

Тюнинг двигателя ваз 2108, форсируем двигатель ваз своими руками, чип тюнинг двигателя ваз 21099. Модернизация выпуска отработавших газов, доработка системы питания двигателя ваз 21099, ваз 2108, ваз 2109. Тюнинг означает доработки автомобиля под индивидуальные потребности. Вы решили модернизировать свой автомобиль ваз своими силами. Вы любите индивидуальный внешний вид и спортивный салон, тогда тюнинг ваз своими руками — это для вас. Автомобили ваз 2109 имеют огромный потенциал для тюнинга. Но так и не определились с чего начать? Наши разделы помогут вам определиться с выбором, вы сможете сделать свой ваз 2108 быстрее, мощнее и красивее. На нашем сайте вы можете найти фотографии внешнего тюнинга ваз с различными обвесами и бамперами. А также советы по тюнингу ваз 21099 и модернизации основных узлов автомобиля. Вы сможете сделать тюнинг двигателя, тюнинг тормозной системы, тюнинг кпп и трансмиссии, тюнинг подвески, тюнинг салона и кузова, а также ознакомится с интересными материалами по доработке ваз 21099, тюнинг автомобилей ваз.

Если направить жидкость из отопителя в термостат, температура в двигателе и салоне будет в норме зимой и летом.

Наверное, не я один задумывался над тем, почему на наших машинах исправная система охлаждения при включении отопителя в холодную погоду не обеспечивает нормальный тепловой режим двигателя без применения различного рода утеплителей радиатора, дроссельных шайб в патрубках, удаления крыльчатки вентилятора и других мероприятий.
Почти у всех отечественных автомобилей принципиально одинаковая система охлаждения (рис. 1, а) – с нижним расположением термостата, где он автоматически поддерживает в заданных пределах температуру охлаждающей жидкости. Например, в «Москвиче» 80–95°С, в переднеприводных ВАЗах, «Оке», «Таврии» 87–102°С и т. д. Термостат ваз 2109 обычно исправно выполняет эту функцию и в любой мороз (до известных пределов), и в любых режимах работы двигателя… пока не включен отопитель. В чем же дело?

Рис. 1. Схема штатной (а) и переделанной (б) систем охлаждения «москвичей», «жигулей» и других автомобилей: 1 – термостат; 2 – радиатор двигателя; 3 – вентилятор радиатора; 4 – расширительный бачок; 5 – датчик указателя температуры; 6 – насос охлаждающей жидкости; 7 – рубашка охлаждения двигателя; 8 – вентилятор отопителя; 9 – радиатор отопителя; 10 – кран отопителя; 11 – заглушка; 12 – дополнительный патрубок (от термостата ВАЗ-2108).

Рассмотрим работу системы. С одной стороны, радиатор является нагревателем воздуха, поступающего в салон, с другой – охладителем жидкости. Отопитель – это почти такой же радиатор, как и основной, только поменьше размером. Из основного радиатора охлажденная жидкость поступает в термостат, а далее через него уходит в двигатель к водяному насосу. Здесь она смешивается с охлажденной жидкостью из отопителя. Какой после этого становится ее температура? Явно ниже. И чем сильнее мороз, тем она холоднее. А термостат, выходит, побоку в прямом и переносном смысле. В этот момент обычно и ставят картонку или чехол на радиатор, чтобы жидкость в нем меньше охлаждалась.
Для проверки я измерил температуру в двух точках: Т1 – на верхней половине корпуса термостата, где находится термосиловой элемент, и Т2 – на корпусе водяного насоса (рис. 2, а). Температура воздуха была около 0°; двигатель работал при 1500–1700 об/мин коленвала на стоящей машине; электровентилятор радиатора был включен, имитируя набегающий поток воздуха при движении; кран отопителя ваз 21099 закрыт.

Результаты подтвердили предположения. В точке Т1 температура повышается до 78° и остается постоянной при росте числа оборотов коленвала. В точке Т2 температура оказалась такой же – 78°. Стрелка штатного указателя температуры жидкости находится в середине белого сектора шкалы (норма). Стало быть, термостат действительно поддерживает заданную температуру – около 80°. Теперь – самое интересное! Открыл кран отопителя. Не прошло и двух минут, как температура в точке Т2 опустилась до 72°. Включил вентилятор отопителя на максимальную скорость вращения и открыл заслонки отопителя на максимальную подачу воздуха (как в сильные морозы) – температура в точке Т2 упала до 60°. Стрелка указателя температуры отклонилась к левому краю белого сектора шкалы. А в точке Т1 полный порядок – 78°.

Рис. 2. Потоки жидкости в термостате и насосе: а – в штатной системе охлажденная (холодная) жидкость из отопителя идет мимо термостата; б – она «учитывается» в переделанном термостате.

Нехорошая ситуация. В двигатель при включенном отопителе поступает жидкость на 10–20° холоднее, чем это необходимо, и мотор работает при ненормальном тепловом режиме. Отсюда, наряду с холодным отопителем, возможны провалы в работе карбюратора, несколько повышенный расход топлива и т. д.
Картонки и прочие экраны перед радиатором на некоторых режимах помогают согреть двигатель, порой даже слишком. Они, ограничивая теплообмен в радиаторе ваз 2108, позволяют основному клапану термостата полностью открыться и подать жидкость с температурой выше 95°. По пути она смешивается с холодной из отопителя и двигатель получает жидкость более-менее нормальной температуры. Но это – при небольших его нагрузках.Стоит им возрасти – возникает угроза перегрева. Короче, картонки и другие утеплители резко ухудшают приспособляемость системы охлаждения к различным условиям эксплуатации.

Вывод напрашивается сам собой: если дисбаланс в работу системы охлаждения вносит радиатор отопителя, значит, надо что-то с ним делать. Что касается подачи жидкости в отопитель, тут все понятно: она забирается из самого горячего места в двигателе. С отводом же ее возникает вопрос: почему холодная жидкость возвращается прямо в двигатель? Можно ли направить ее куда-нибудь еще?


Переделанный термостат


Можно! Жидкость из отопителя должна попадать в термостат лада 2108, потому что именно он управляет работой системы охлаждения. Но ни к одному из подводящих к нему патрубков подключиться (через тройник) нельзя, так как они полностью перекрываются клапанами термостатов и нормальная циркуляция жидкости в системе охлаждения нарушится. Остается единственно возможный вариант – встроить новый патрубок в ту часть корпуса термостата, где находится термосиловой элемент. Лучшее место – напротив имеющегося патрубка и как можно ближе к разъему корпуса, где жидкость будет хорошо перемешиваться (рис. 2, б). Так я и сделал (на фото). Припаять патрубок и заглушить отверстие на корпусе водяного насоса удалось без особых трудностей.
Отличие переделанной системы (рис. 1, б) от штатной в том, что к поступающим в термостат прежним потокам жидкости, которые управляют положением клапанов термостата и регулируются ими, добавлен еще один поток, но только управляющий. У обоих термостатов на выходе температура жидкости должна быть одинаковой.
Желая узнать, что же получилось после переделок, сразу взялся за термометр. Условия измерений были такими же, как и при штатной системе охлаждения, а вот результаты – совсем другими. После прогрева двигателя температура в точках Т1 и Т2 равнялась 78° и оставалась такой независимо от режимов работы двигателя, отопителя и вентилятора радиатора. Стрелка указателя температуры жидкости стабильно стояла в середине белого сектора шкалы. К этому надо добавить и положительные субъективные ощущения: двигатель на ощупь стал горячее, работал без провалов, в салоне при максимальной подаче горячего воздуха стало жарко, как в бане.

Теперь зимой можно забыть об утеплителях радиатора – всевозможных картонках и чехлах. Летом разницы в работе штатной и модернизированной систем нет. Иначе говоря, переделанная система охлаждения с новым термостатом всегда готова к работе и в любую жару, и в любой мороз.

В заключение несколько советов. Наибольший эффект получен на автомобилях лада 2109 с небольшими по объему и мощности двигателями ваз 2109. То есть для всех отечественных моделей с их скромными двигателями при суровых условиях эксплуатации такая переделка будет особенно полезна.
Система охлаждения с нижним термостатом имеет очевидные, неоспоримые преимущества перед системой с верхним термостатом. Поэтому тем, у кого старые модели автомобилей «Волга», «Москвич», ИЖ, старые иномарки, рекомендую переделать систему охлаждения, как описано в статье «Улучшаем охлаждение ветерана» (ЗР, 1997, №

3) и в «Советах бывалых» (ЗР, 1996, № 11). И конечно, надо установить переделанный термостат лада 21099.
На предлагаемую систему охлаждения получен патент на изобретение.

Сергей НИКИФОРОВ


Переоборудование карбюраторной системы питания на инжектор

Форсирование двигателя по объему

Доpаботка систем впуска и выпуска двигателя

Изготовление глушителя прямотока своими руками

Переделка карбюраторного двигателя в инжекторный

Установка карбюратора Солекс

Тюнинг термостата

Установка нового генератора

Два карбюратора


  • Тюнинг двигателя
  • Тюнинг трансмиссии
  • Тюнинг салона
  • Тюнинг тормозов
  • Тюнинг подвески
  • Тюнинг ваз 2108
  • Тюнинг ваз 2109
  • Тюнинг ваз 21099
  • Тюнинг кузова

ВАЗ / 2108, 2109, 21099 / тюнинг / двигателя / Тюнинг термостата

Фильм Общее устройство автомобиля.

. (1987)

Схема включения сцепления при отпускании педали (анимация).

Передача крутящего момента на первичный вал коробки передач (анимация).

Схема работы коробки передач при изменении крутящего момента путем соединения шестерен разного размера при переключении передач (анимация) водитель переключает передачу.

Схема последовательного переключения передач (анимация).

Автомобиль едет по проселочной дороге.

Передача крутящего момента от коробки передач на ведущий вал главной передачи (анимация).

Петли главной передачи.

Схема шлицевого соединения в упругой муфте (анимация).

Автомобиль на дороге.

Схема главной передачи (анимация).

Главная передача в разрезе, демонстрация передачи крутящего момента на полуоси и колеса.

Дифференциальная схема работы (анимация).

Дифференциал в разрезе.

Автомобиль на поворотах.

Автомобиль на подъемнике в мастерской.

Подрамник несущей системы автомобиля.

Задняя и передняя оси.

Системы передней и задней подвески.

Повороты передних колес.

Подъемник с автомобилем опущен.

Вид на колесо автомобиля.

Машина на шоссе.

Водитель ведет машину.

Устройство и схема работы рулевого управления (анимация).

Схема действия рулевого привода по принципу рулевой трапеции (анимация).

Углы, соответствующие крутизне поворота автомобиля (анимация).

Машина на шоссе.

Загорается предупреждающий и запрещающий сигнал светофора.

Автомобиль останавливается перед светофором.

Схема рабочей тормозной системы автомобиля (анимация).

Схема работы тормозной системы при нажатии на педаль тормоза и отдельном действии гидропривода (анимация).

Схема стояночного тормоза (анимация).

Постановка автомобиля на стояночный тормоз.

Работа механического привода стояночного тормоза (анимация).

Автомобиль едет по шоссе.

Внешний и внутренний вид кузова автомобиля.

Водитель садится за руль, пристегивает ремень безопасности.

Включение систем вентиляции и отопления нажатием кнопок.

Регулировка зеркал заднего вида.

Включение и выключение абажура.

Работа стеклоочистителей.

Водитель открывает капот.

Устройства систем зажигания двигателей.

Включение системы сигнализации.

Осветительные приборы — фары, задние фонари.

Вид на щит с контрольно-измерительными приборами.

Автомобиль едет по шоссе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *