Схема стабилизатора тока для зарядки аккумулятора: принцип работы и практическая реализация

Как работает стабилизатор тока для зарядки аккумулятора. Какие компоненты используются в схеме стабилизатора. Каковы преимущества использования стабилизатора тока при зарядке аккумулятора. Как собрать простой стабилизатор тока своими руками.

Принцип работы стабилизатора тока для зарядки аккумулятора

Стабилизатор тока для зарядки аккумулятора — это электронное устройство, которое поддерживает постоянную величину зарядного тока независимо от изменения напряжения на аккумуляторе в процессе зарядки. Основными компонентами такого стабилизатора являются:

  • Операционный усилитель
  • Транзистор
  • Резисторы для задания тока
  • Диоды

Принцип работы стабилизатора основан на поддержании постоянного падения напряжения на токоизмерительном резисторе. При изменении тока изменяется напряжение на этом резисторе, что приводит к изменению сигнала на выходе операционного усилителя. Этот сигнал управляет транзистором, который регулирует ток, поддерживая его на заданном уровне.


Преимущества использования стабилизатора тока при зарядке аккумулятора

Использование стабилизатора тока при зарядке аккумулятора имеет ряд важных преимуществ:

  1. Постоянный зарядный ток на протяжении всего процесса зарядки
  2. Защита аккумулятора от перезаряда
  3. Увеличение срока службы аккумулятора
  4. Возможность точной регулировки зарядного тока
  5. Повышение эффективности процесса зарядки

За счет поддержания постоянного тока обеспечивается равномерная и безопасная зарядка аккумулятора без скачков тока, которые могут привести к его повреждению.

Основные компоненты схемы стабилизатора тока

Типовая схема стабилизатора тока для зарядки аккумулятора включает следующие ключевые компоненты:

  • Операционный усилитель (например, LM358)
  • Мощный транзистор (например, TIP41C)
  • Резисторы для задания тока и обратной связи
  • Диод Шоттки для защиты от обратного тока
  • Конденсаторы для фильтрации

Выбор конкретных компонентов зависит от требуемого зарядного тока и напряжения аккумулятора. Для большинства автомобильных аккумуляторов подойдет схема на ток 3-5А.


Как собрать простой стабилизатор тока своими руками

Для сборки простого стабилизатора тока для зарядки аккумулятора своими руками потребуется:

  1. Подготовить все необходимые компоненты согласно схеме
  2. Изготовить печатную плату или использовать макетную
  3. Припаять компоненты, соблюдая полярность
  4. Установить мощный транзистор на радиатор
  5. Подключить трансформатор и выпрямитель
  6. Настроить ток с помощью подстроечного резистора

При сборке важно использовать качественные компоненты и обеспечить хорошее охлаждение силовых элементов. Готовое устройство следует тщательно проверить перед подключением к аккумулятору.

Настройка и калибровка стабилизатора тока

После сборки стабилизатор тока необходимо правильно настроить и откалибровать:

  1. Подключить амперметр последовательно с выходом стабилизатора
  2. Установить на выходе нагрузочный резистор вместо аккумулятора
  3. Включить питание и измерить выходной ток
  4. С помощью подстроечного резистора установить требуемый ток
  5. Проверить стабильность тока при изменении напряжения питания

Правильно настроенный стабилизатор должен поддерживать заданный ток с точностью 1-2% во всем диапазоне входных напряжений и нагрузок.


Меры безопасности при использовании стабилизатора тока

При работе со стабилизатором тока для зарядки аккумулятора необходимо соблюдать следующие меры безопасности:

  • Использовать качественную изоляцию всех соединений
  • Не превышать максимально допустимый ток зарядки аккумулятора
  • Обеспечить хорошую вентиляцию зарядного устройства
  • Не допускать короткого замыкания выходных клемм
  • Периодически проверять температуру компонентов

Соблюдение этих простых правил позволит безопасно и эффективно заряжать аккумуляторы с помощью самодельного стабилизатора тока.

Альтернативные схемы стабилизаторов тока

Помимо классической схемы на операционном усилителе существуют и другие варианты реализации стабилизатора тока для зарядки аккумулятора:

  • На специализированной микросхеме (например, LM317)
  • С использованием ШИМ-контроллера
  • На полевом транзисторе
  • С цифровым управлением на микроконтроллере

Каждая из этих схем имеет свои преимущества и недостатки. Выбор конкретного варианта зависит от требуемых характеристик и доступной элементной базы.



Простое зарядное устройство — стабилизатор тока из подручных материалов.

← Способ изготовления печатных плат с помощью лазерного принтера и утюга

Восставший из ада, или возвращение в строй усилителя Амфитон 50У-202C →

31 Янв

Недавно возникла у меня необходимость собрать по-быстрому зарядное устройство для автомобильного аккумулятора с зарядным током до порядка 3-4-х ампер. На всякие премудрости времени, да и желания, особо не было. Поэтому из закромов всплыла старая, но проверенная временем схема стабилизатора зарядного тока. Дискуссию о пользе — вреде заряда аккумулятора стабильным током оставим за пределами этого поста. Скажу только, что схема простая, надёжная, проверенная временем. А больше от неё ничего и не требуется.

Схема зарядного устройства следующая (для увеличения — клик на картинке):

Микросхема (К553УД2) установлена древняя, но так как она в наличии как раз имелась, а тратить время на эксперименты с другими, более современными, было лень, она и была установлена. В качестве резистора R3 был использован шунт от старого тестера.

Можно изготовить его из нихрома, но необходимо помнить, что сечение его должно быть достаточным. чтобы пропустить через себя зарядный ток и не раскалиться при этом.

Шунт, установленный параллельно амперметру, подбирается исходя из параметров имеющейся измерительной головки. Устанавливается он непосредственно на клеммах головки.

Печатная плата стабилизатора тока зарядного устройства вот такая:

В качестве трансформатора подойдёт любой от 85 вт и выше. Вторичная обмотка на напряжение 15 вольт. Сечение провода (диаметр по меди) от 1,8 мм.

В качестве выпрямительного моста был установлен 26MB120A. Он, конечно, мощноват для этой конструкции, но уж больно удобно его монтировать — прикрутил на радиатор, нацепил клеммы и всё. Его спокойно заменяем на любой диодный мост. Главное, чтобы держал необходимый ток (про радиатор тоже не забываем).

Для корпуса подвернулся ящик от старой магнитолы.

В верхней плоскости его был насверлен ряд отверстий для лучшей вентиляции.

Передняя панель — из листа текстолита. На амперметре установлен шунт, который надо отрегулировать опираясь на показания тестового амперметра.

Транзистор на радиаторе крепится к задней стенке корпуса.

После сборки устройства проверяем стабилизатор тока просто закоротив между собой (+) и (-). Регулятор должен обеспечить плавную регулировку во всём диапазоне зарядного тока. При необходимости — подбираем резистор R1.

!!! Не забываем, что при этом ВСЁ падение напряжения приходится на регулировочный транзистор! Это вызывает его сильный нагрев! Быстро проведя проверку размыкаем перемычку !!!

Теперь зарядным устройством можно пользоваться. Оно будет стабильно поддерживать зарядный ток во всём диапазоне зарядки. Так как устройство не имеет автоматического отключения по окончании зарядки, за уровнем напряжения на аккумуляторе следим по показанию вольтметра.

Понравилось это:

Нравится Загрузка…

 

Метки: diy, зарядное, электроника

← Способ изготовления печатных плат с помощью лазерного принтера и утюга

Восставший из ада, или возвращение в строй усилителя Амфитон 50У-202C →

Все своими руками Самодельный стабилизатор тока для зарядного устройства

В этой статье пойдет речь о небольшой и простенькой приставке – стабилизаторе тока, для импульсного блока питания, предназначенного в прошлом для питания ЖКИ монитора. С ее помощью можно будет подзаряжать автомобильные аккумуляторы. Эта идея и просьба принадлежит одному из посетителей сайта.

Выходные данные блока питания можно увидеть на фотографии. Двадцать вольт на выходе при токе 3,25 А, это вполне достаточно не только для подзарядки, но и неспешной полной зарядки аккумуляторов.

А если убрать родной корпус, то улучшится тепловой режим платы ИИП, это даст возможность увеличить ток заряда. Схема стабилизатора тока представлена на рисунке 1.

Стабилизатор тока реализован на микросхеме LM317, отечественный аналог указан на схеме – КР142ЕН12А. Для увеличения тока заряда применен дополнительный транзистор структуры p-n-p, в данном случае, я испытывал схему с транзистором КТ818Г.

Работа схемы

Аналогичный стабилизатор тока был описан в предыдущей статье «Зарядное устройство для гелиевых аккумуляторов на кр142ЕН12А». В данной статье меня попросили наиболее подробно описать алгоритм работы устройства. И так, схема работает следующим образом. На вход приставки подано напряжение, к выходу подключен заряжаемый аккумулятор. Через устройство начинает течь ток заряда. На резисторе R1, при прохождении тока происходит падение напряжения, равное Iзаряда • R1. Как только это падение напряжения, приложенное к переходу база – эмиттер транзистора VT1, превысит порог в 0,7 вольта, мощный транзистор начнет открываться и весь основной ток заряда, будет течь через переход коллектор – эмиттер этого транзистора.

Далее сумма токов, протекающих через регулирующую микросхему и транзистор, будет протекать через резистор R2, от величины которого зависит максимально возможный зарядный ток, когда движок переменного резистора находится в верхнем по схеме положении. На резисторе R2 также создается падение напряжения, которое приложено между выводами 2 и 1 данной микросхемы, т.е. между выходом и управляющим выводами. В данной микросхеме имеется ИОН с величиной в 1,25 вольта естественно с небольшим разбросом этого параметра и все регулировки в ней происходят относительно этой величины. Таким образом, при увеличении падения напряжения на резисторе R2 выше напряжения ИОН – 1,25 В, микросхема отрабатывает таким образом, что ее выходной транзистор начинает закрываться, удерживая выходной ток схемы на определенном уровне. Ток стабилизации в этом случае будет равен Iст = 1,25/R2; Для нашей схемы – 1,25/0,39 ≈ 3,205А. У собранного мной макета схемы, максимальный ток был чуть меньше – 3,16 А. Например, для тока заряда 5А потребуется резистор с величиной сопротивления равной – 1,25 В/5 = 0,25 Ом.

Далее ток течет через диод VD1, так как падение напряжения на прямо смещенном переходе диода мало зависит от проходящего через него тока, то диод в нашем случае играет роль стабилизатора напряжения, часть которого через переменный резистор плюсуется к падению напряжения на резисторе R2. Таким образом, имея возможность изменять напряжение на управляющем выводе микросхемы относительно ее выхода, мы можем управлять величиной тока стабилизации. В моей схеме ток регулировался от 1,16 А до 3,16 А. Минимальный ток можно еще уменьшить, включив последовательно с диодом VD1, еще такой же диод. В этом случае минимальный ток будет равен примерно 0,1… 0,2 А.

Микросхема, транзистор и диод установлены на одном теплоотводе, через слюдяные прокладки. Так как элементов схемы совсем немного, то монтаж можно сделать навесным способом.

Транзистор можно применить любой с током коллектора не менее 8 А и более. Можно применить КТ825 или импортные транзисторы типа TIP107.

Диод тоже любой с прямым током 10А и более.
Вроде все. Успехов и удачи. К.В.Ю.

Чуть не забыл, чтобы не усложнять схему, вместо амперметра можно просто для переменного резистора сделать шкалу установки тока заряда.

Скачать статью

reguliruemyj-stabilizator-toka-na-lm317 (2732 Загрузки)

Просмотров:15 236


Метки: своими руками, Сиабилизатор тока

Регулятор напряжения Boost DC-DC

преобразуется в источник тока для зарядки аккумулятора