Схема терменвокса с двумя антеннами: 100 лет терменвоксу ♫ ИМИ.Журнал

100 лет терменвоксу ♫ ИМИ.Журнал

Если в истории электроники и есть отправная точка, то ею стоит считать 1920 год, когда Лев Термен создал терменвокс — первый концертный электронный инструмент. Изобретение в буквальном смысле позволило людям извлекать музыку из воздуха, водя руками рядом с двумя металлическими антеннами. Однако, несмотря на революционность устройства, его уникальные звуковые возможности долго никто не использовал. В честь столетия терменвокса о его судьбе рассказывает Георгий Кожевников.

В 1920 году молодой физик, едва вернувшийся из Красной армии, работал над прибором для изучения свойства газов. В ходе экспериментов юноша по имени Лев Термен изобрел устройство, которое не только фиксировало состояние веществ, но и реагировало на движение подносимых объектов, издавая глубокие и мелодичные звуки. Тогда выпускнику консерватории Термену пришла в голову идея, что при небольшой доработке его изобретение вполне можно использовать как музыкальный инструмент.

В результате ученый сконструировал прибор под названием этеротон (прим. — сочетание греческого слова αιθέρας «эфир» и английского tone «звук»), который позже усилиями журналистов был переименован в терменвокс. Первые модели инструмента напоминали небольшой деревянный ящик с двумя антеннами. Изменение высоты звука достигалось путем приближения руки к правой антенне, а с помощью жестикуляций рядом с левой можно было регулировать громкость.

Устройство быстро прославилось на весь Советский Союз — в 1922 году Термен представил его Ленину в Кремле, причем в ходе встречи на инструменте сыграл сам вождь пролетариата. После удачной презентации Термен провел более сотни концертов по всей стране, а затем отбыл в Европу. Отыграв в парижской Гранд-опера и лондонском Альберт-холле при полном аншлаге, ученый отправился в США, где демонстрировал изобретение в Метрополитен-опере и Карнеги-холле.

Термен задержался в Америке на целых 10 лет — оборудовал студию в шестиэтажном особняке на Манхэттене, принимал у себя Альберта Эйнштейна, Леопольда Стоковского, Джорджа Гершвина, Чарли Чаплина и других знаменитых современников, а еще организовал ряд акционерных обществ и женился на темнокожей танцовщице. Однако в 1938 году Термен при не до конца выясненных обстоятельствах вернулся на родину и оказался вынужден работать на советскую разведку.

Лев Термин играет «Deep night» авторства Руди Вали. 1930 год. Источник: youtube.com

Что исполняли на терменвоксе изобретатель и его ученики

«Когда я сделал терменвокc, его возможности превосходили возможности всех существовавших инструментов, так что я был убежден, что композиторы должны создавать новую музыку для этого нового тембра и что вдобавок к традиционной исполнительской технике они должны осваивать новые», — рассказывал Термен в 1989 году исследователю электронной музыки Оливии Мэттис.

При этом сам изобретатель не торопился экспериментировать. В ходе дебютного концерта в ноябре 1920 года он сыграл сотрудникам родного Рентгенологического института  «Лебедя» из «Карнавала животных» Сен-Санса и «Элегию» Массне, а Владимир Ильич под руководством Термена исполнял «Жаворонка» Глинки. Продолжил изобретатель в том же духе: на выступлениях в Европе и Америке выдавал произведения Грига, Баха, Вагнера и других классиков, а после возвращения в Союз играл старинные романсы. И даже во время визита в Стэнфорд в 1991 году ученый ограничился мелодией «Подмосковные вечера».

Впрочем, несмотря на приверженность академизму, Термен любил экспериментировать с форматом концертов. По своей концептуальности некоторые его выступления походили на перформансы: ручки кресел в зале оборудовались вращающейся лентой, фактура которой менялась по ходу действия и зависела от темпа музыки. Освещение тоже не отставало: ученый режиссировал цветовое оформление с помощью отдельного прибора. Так, во время первого тура по Союзу изобретатель вдобавок к терменвоксу использовал илюмовокс, позволявший движениями менять окраску цветового луча. 

Кроме того, Термен экспериментировал с запахами: при смене композиций в зале каждый раз разбрызгивали новый аромат. Получалось, что во время этюдов Скрябина был один запах, при исполнении Рахманинова — другой, и так в течение всего выступления.

Воспитанники Термена тоже были достаточно консервативны. Так, первый ученик изобретателя, Константин Ковальский, даже после отъезда наставника в США продолжал играть Римского-Корсакова, Чайковского, Россини и других классиков аж до середины 1950-х годов. Затем Ковальский все-таки переключился на популярную электронику. Так, при его участии известный в Советском Союзе Ансамбль электромузыкальных инструментов (ЭМИ) записал отечественную версию хита «Воздушная кукуруза», которую впоследствии выкупил Уолт Дисней. 

Еще одна прославленная исполнительница, Клара Рокмор, которую авторы The Guardian называют лучшей терменвоксисткой всех времен, тоже до конца жизни исполняла классику. Впрочем, в этом вряд ли есть что-то удивительное: до увлечения новым инструментом она была скрипачкой. На сохранившихся сборниках Рокмор — сплошные сочинения Гершвина, Шуберта и Шопена.  

«Большинство слушателей полагают, что электронный инструмент — это нечто такое, что издает новые, странные, резкие звуки. Мой же подход диаметрально противоположен. Я музыкант, я играю на скрипке. Я хотела понять, возможно ли использовать терменвокс как инструмент для настоящей музыки», — заявила Рокмор во время интервью знаменитому инженеру Роберту Мугу.

Как писал авторитетный музыковед Ричард Тарускин, главная заслуга Рокмор состояла в том, что ей удалось побороть непреодолимое глиссандо (плавное скольжение звука. — Прим. «ИМИ.Журнала») терменвокса и достигнуть абсолютно чистого звучания конкретных нот. Впрочем, по мнению Тарускина, именно в микротональностях и звуковых переливах, которые стремилась замолчать Рокмор, и заключалась неповторимость терменвокса.

Такого же мнения придерживались авангардные композиторы, упрекавшие терменвоксистов в консерватизме. Одним из них был американец Джон Кейдж, утверждавший, что большинство исполнителей на терменвоксе гасят потенциал инструмента и пичкают слушателей шедеврами прошлых веков вместо того, чтобы играть музыку нового времени. «Терменвоксисты действуют как цензоры, выдавая публике то звучание, которое, по их мнению, придется всем по вкусу. Они огораживают всех от нового опыта», — сетовал Кейдж на своей знаменитой лекции «The Future of Music» в 1937 году.

Лауреат Пулитцера австриец Эрнст Тох тоже признавал, что терменвокс открыл перед композиторами новые возможности, но упрекал Термена в нежелании их исследовать. Побывав на концерте изобретателя в Берлине, Тох отметил, что аудиофеномен устройства — его «обнаженный животный и природный звук» — стал очевиден еще на лекции перед выступлением, а во время концерта, наоборот, ушел на второй план.

«Конкретная материя музыки до сих пор состояла из ограниченного набора точно фиксированных высот и окрасок звука», — заявил он. Однако чем больше Термен старался попасть в привычные ноты, тем меньший интерес у Тоха вызывала его игра. Вследствие такого подхода настоящие преимущества терменвокса казались побочным продуктом его жизнедеятельности. В общем, австриец тоже был уверен, что истинно новая перспектива, которую открыл инструмент, лежит в промежутках между привычными тональностями.

Etherwave Standard. Источник: moogmusic.com

Влияние на другие инструменты

«Электрическая схема, положенная в основу терменвокса, стала базисом многих электронных инструментов, появившихся до наступления эры диджитал. Все первые синтезаторы были основаны на технологии, изобретенной Терменом», — рассказывал режиссер знаменитого документального фильма «Термен: Электронная одиссея» Стив Мартин. Советский инструмент действительно можно назвать дедушкой всех синтезаторов. После него на свет появились: волны Мартено, тратониум, экводин, модулин, первые ритм-машины и множество других музыкальных устройств. 

Слова Стива Мартина лучше всего подтвердил на деле инженер Роберт Муг, создавший всемирно известный муг-синтезатор. Изобретатель называл терменвокс «краеугольным камнем современной музыкальной технологии». Свою карьеру Муг начинал именно как сборщик терменвоксов, а в 1954 году разработал собственную версию инструмента — Etherwave, ставшую его самой популярной модификацией.

Кстати, пока Термен сидел на Манхэттене, советские энтузиасты собирали терменвоксы самостоятельно: рабочих схем инструмента изобретатель на родине не оставил. Например, инженер Бронштейн в 1928 году разработал свою схему устройства и опубликовал ее в журнале «Радио всем». Вместо левой антенны его вариация инструмента была снабжена педалью, которая регулировала громкость. Моделью с педалью вместо антенны также пользовался Константин Ковальский.

Тем временем в Керчи местный виртуоз игры на балалайке Павел Смирнов в 1928 году добавил к собранному по схеме Бронштейна терменвоксу модуль для улучшения сигнала «УН-2», тем самым создав модификацию устройства с мощным звуком. Благодаря такому маневру эту модель терменвокса можно было использовать как усилитель.

Одну из самых необычных версий терменвокса придумал композитор Николай Обухов. В 1930-е годы он решил добавить изобретению сакрального пафоса и создал модель инструмента в форме креста. Также маэстро написал для него серию композиций — в том числе произведение «Третий и последний Завет» (1946).

Другим видным конструктором терменвоксов считается российский инженер Лев Королев, который разрабатывал свои модели, консультируясь с Ковальским. С начала 1970-х годов описания его альтернативных схем и блоков, расширяющих возможности терменвокса, регулярно публиковались в журнале «Радио». Королев разрабатывал новые модели терменвокса вплоть до конца 2000-х.

Что сочиняли для терменвокса

Первое концертное произведение для изобретения Термена было написано в 1923 году известным в Союзе композитором Андреем Пащенко по просьбе правительства. Его работа «Симфоническая мистерия» представляла собой помпезное сочинение с небольшим подражанием Скрябину, в которое был инкорпорирован жутковатый потусторонний голос терменвокса.

Еще одним композитором, которого не смутили звуки инновационного инструмента, стал уроженец Харькова Иосиф Шиллингер. Его дебютным произведением для терменвокса считается «Первая аэрофоническая сюита» (1929). Она был представлена Кливлендским симфоническим оркестром под управлением Николая Соколова и при участии Льва Термена в качестве солиста. Затем Шиллингер сочинил две композиции для терменвокса и пианино: «Мелодию» (1929) и «Момент электрический и патетический» (1932). Впоследствии Шиллингер — так же как и Термен, оказавшийся в Америке — стал учителем Джорджа Гершвина и Гленна Миллера.

Впервые по-настоящему использовать возможности инструмента смог Перси Грейнджер — один из самых влиятельных австралийских композиторов и пианистов. По утверждению музыковеда Ричарда Тарускина, Грейнджер стал единственным сочинителем первой половины XX века, который осознал что терменвокс — это прежде всего шанс взаимодействия с бесконечным звуковым градиентом. Любитель нетрадиционных инструментов и техник, Грейнджер в 1936 году создал серию сочинений «Free Music», предназначенную для четырех и шести терменвоксов. Она и стала первой экспериментальной работой, написанной специально для изобретения Термена.

Как утверждал еще один известный в западном мире музыковед Роджер Ковелл, работа Грейнджера предвосхитила музыкальный постмодернизм. Кстати, австралийский композитор настаивал, что серию «Free Music» должны исполнять машины, а не люди, и в 1955 году при помощи друга-инженера построил «Free Music Machine» — устройство, которое воплотило его замысел. 

Другие авторы долго ограничивались классическими принципами построения композиции. Так, несколько заметных произведений для электронного инструмента создал знаменитый Богуслав Мартину, которого в силу богатой истории перемещений считают своим в Чехии, Франции и Америке. В 1944 году он пишет «Фантазию» для терменвокса, гобоя, струнного квартета и фортепиано — автор посвятил ее Люси Розен, дочке главного мецената Термена в Нью-Йорке.

Все в том же 1944 году кипрский композитор Анис Фулейхан пишет самое известное сочинение для симфонического оркестра и терменвокса. Впервые оно прозвучало в исполнении Нью-Йоркского филармонического оркестра под руководством Леопольда Стоковского, солисткой на терменвоксе выступила уже упомянутая Клара Рокмор. Однако после этого жизнь терменвокса в музыке встала на паузу: из-за сложности освоения инструмента и появления массы новых электронных примочек интерес к нему снижался.

Внимание постепенно начало возвращаться только в 60-х годах. Использовать терменвокс как основной инструмент пробовал гениальный советский экспериментатор Альфред Шнитке. Также с устройством работал бразильский композитор Хорхе Антунеш — адепт электроакустического авангарда. Одной из его первых работ для изобретения стала «Pequena Peça Aleatória», а самой известной композицией считается более позднее произведение  — «Миксолидия» (1995).

Тем не менее, по словам знаменитой терменвоксистки Лидии Кавиной (также ученица Льва Термена.Прим. «ИМИ.Журнала»), которая ныне преподает игру на инструменте в Оксфорде, написанные до 1980 года достойные произведения для терменвокса «можно пересчитать по пальцам». Эксперт объясняет это тем, что в мире долгое время насчитывались единицы профессиональных исполнителей и композиторы попросту не могли найти, с кем работать.

Сам же Термен в 1989 году заявил, что в течение жизни не встретил хорошо написанных произведений, а композиторам так и не удалось найти новые подходы, которые полностью бы раскрыли суть его инструмента.

Новый этап освоения терменвокса в России начался уже после смерти изобретателя. В начале 1990-х им увлеклись знаменитые авангардисты — Станислав Крейчи, создавший триптих «Погружение», «Созерцание» и «Откровение» (1997), Владимир Комаров, сочинявший электроакустический психодел вроде «Голоса Термена» (1993), Анатолий Киселев с его зловещей «Песней руины» (1993) и прочие авторы. 

На западе терменвокс начиная с 1990-х с каждым годом стал вызывать все больший интерес музыкантов, и с тех пор внимание к нему росло по экспоненте. На свет появлялось много новых релизов. Сильные работы выпускали канадец Питер Прингл, американец Чарли Лестер, немка Барбара Буххольц, японец Масами Такеучи. Кстати, именно в Японии на данный момент больше всего профессиональных музыкантов, владеющих терменвоксом. Еще в 1996 году там был поставлен довольно странный, но тем не менее мировой рекорд: на сцене одновременно играли более 250 исполнителей.

«Благодаря новому поколению музыкантов стал возможен серьезный репертуар терменвокса, в котором отрабатываются его выразительные и исполнительские возможности», — заявила Лидия Кавина. Конечно, по сравнению со многими инструментами терменвокс остается в андеграунде и сейчас, но количество профессионально управляющихся с ним музыкантов давно перешло с десятков на сотни.

Терменвокс в популярной музыке и кино

Во второй половине 1940-х популярность терменвокса среди музыкантов упала, однако в тот же период инструмент стал востребован в фильмах. Кинокомпозиторы поняли, что его тональности хорошо подходят, чтобы нагонять на зрителей ужас. Терменвокс использовался при создании саундтрека для «Завороженного» Альфреда Хичкока (1945), «Потерянного выходного» Билли Уайлдера (1945), «Дня, когда Земля остановилась» (1951) Роберта Уайза и массы других картин. С тех пор звуки советского устройства часто звучали в кино.

Итальянец Эннио Морриконе использовал терменвокс для записи саундтрека к фильму Серджо Леоне «Хороший, плохой, злой» (1966). Недавняя реинкарнация его композиции «Золотой экстаз» в исполнении Каролины Айк набрала под 7 миллионов просмотров. Также инструмент использовался для озвучки специальных заставок во «Флинстоунах», «Футураме» и «Симпсонах» (более 6 эпизодов). Кроме того, уже упомянутая Лидия Кавина записывала на терменвоксе музыку к фильму «Эд Вуд» Тима Бертона. Также инструмент звучит в фильме Гильермо дель Торо «Хеллбой». 

Помимо этого, в 1990-х Лидия Кавина несколько сезонов изображала на терменвоксе чудеса в спектакле «Алиса в Стране чудес» гамбургской труппы Thalia, где композитором и автором песен был Том Уэйтс, а постановщиком — Роберт Уилсон.

Первые соприкосновения терменвокса с западной популярной музыкой происходили еще в 1940-е. Как пишут авторы Red Bull Music Academy, в то время он сопутствовал зарождению таких жанров, как лаунж и экзотика. Дебютными альбомами в этом направлении стали «Music Out of the Moon» и  «Music For Peace of Mind» американских композиторов Леса Бакстера и Гарри Ревеля. Благодаря их работам терменвокс впервые массово проник в дома американцев.

В 1960-х годах, когда контркультурные движения трансформировали общественные вкусы, терменвокс стал чаще появляться на известных пластинках. В 1967 году на свет вышли альбомы The Rolling Stones «Between the Buttons» и «Their Satanic Majesties Request», на каждом из которых присутствуют партии на терменвоксе в исполнении Брайана Джонса. В 1969 году группа Led Zeppelin использовала инструмент для записи трека «Whole Lotta Love». Кстати, в прессе встречается ошибочное утверждение, что терменвокс также звучит у The Beach Boys на «Good Vibrations», хотя на самом деле группа использовала крайне схожее с ним по тембру устройство — таннерин. 

Первой рок-группой со своим профессиональным терменвоксистом стала американская Lothar and the Hand People. В дебютном альбоме группы «Presenting…Lothar and the Hand People» (1968) на первых ролях выступают электрогитара, терменвокс и муг-синтезатор. Причем одну из композиций с релиза — «It Comes On Anyhow» — спустя 20 лет семплировали Chemical Brothers. А трек «Paul in Love» и вовсе предвосхитил весь IDM.

Из более современных групп c мировой известностью терменвокс не обошли вниманием участники Nine Inch Nails. Главный мультиинструменталист коллектива Чарли Клоузер использовал советский аппарат в течение всех 1990-х годов. В качестве яркой тому иллюстрации можно привести треки «Just Like You Imagined» или «La Mer». 

Ну и несколько других примеров: группа Pixies работала с инструментом на записи трека «Velouria» ; White Stripes прибегали к изобретению Термена для создания композиции «Little People», один из главных американских музыкантов-экспериментаторов Captain Beefheart использовал терменвокс на альбоме «Safe As Milk»; Брайан Ино работал с ним на релизе «Music for Films III», а участники The Flaming Lips записывали с его помощью сингл «Race For The Prize».  

Обложка сборника Theremin 100. Фото: The NY Theremin Society / nythereminsociety.bandcamp.com

Терменвокс сегодня

В начале 2020 года вышел сборник «Терменвокс 100», выпущенный “Нью-йоркским обществом терменвокса” — самой крупной и влиятельной ассоциацией терменвоксистов. 

В создании компиляции приняли участие многие выдающиеся современные исполнители. Вообще же за последние десять лет их развелось достаточно много: особенно заметны американцы Памелия Курстин и Дорит Крайслер, немка Каролина Айк, армянин Армен Ра, который недавно удостоился целого профайла на сайте National Public Radio (NPR), известного своими концертами Tiny Desk, а также прямой потомок Льва Термена — Петр Термен, постепенно превращающийся в главного пропагандиста терменвокса в России.

По мнению многих экспертов, в год своего 100-летия востребованность терменвокса велика как никогда, что, прежде всего, находит отражение в количестве новых релизов с его использованием. При этом весьма вероятно, что он так и не станет «народным» инструментом, как того хотел его создатель, но похоже, что по истечении века ни у кого не осталось сомнений, что терменвокс — неприкасаемый музыкальный авторитет.

Ниже предлагаем послушать несколько интересных современных альбомов, на которых терменвокс используется в качестве ведущего инструмента:

Duet for Theremin and Lap Steel — «12 12 18» (2019)

Американские музыканты Скотт Бурланд и Фрэнк Шульц явно не очень долго думали над названием группы, чего точно нельзя сказать о музыке, которую записывают музыканты. Звуки терменвокса и гавайской гитары на их альбомах рифмуются друг с другом, формируя красивые эмбиентные композиции.

Dorit Chrysler — «Avalanche» (2012)

Дорит Крайслер, основавшая Нью-Йоркское общество терменвокса, выдает на альбоме «Avalanche» сложные и мрачноватые пассажи, которые напоминают работы Бьорк.

Sebastian Rochford / Pamelia Kurstin — «Ouch Evil Slow Hop» (2011)

Импровизационный альбом «Ouch Evil Slow Hop» звучит так, будто пьяный Херби Хэнкок пытается поджемить вместе с Aphex Twin.

Carolina Eyck & Eversines — «Waves» (2019)

Немецкая терменвоксистка Каролина Айк и нидерландский продюсер Eversines исследуют возможности создания музыки с помощью вокала и терменвокса. Слушая результаты их трудов, складывается впечатление, что у музыкантов в распоряжении целая комната инструментов.

Peter Theremin — «Zemlya Vozduh» (2018)

Правнук Льва Термена Петр Термен гастролирует по миру с выступлениями, а еще возглавляет единственную в СНГ школу терменвокса. На концертном альбоме «Zemlya Vozduh» Петр объединил усилия с перкуссионистом Артуром Ахмедеевым и создал два минималистичных, но запоминающихся трека.

Лев Сергеевич Термен и его изобретение — «терменвокс»

( 3 Голосов )

Лев Сергеевич Термен

Большинству любителей электронной музыки и невдомек, что за появление звуков, воспроизводимых электронными устройствами, благодарить нужно пионера электронной музыки в России и мире — гениального изобретателя Льва Сергеевича Термена и его изобретение — «терменвокс». ..

Лев Термен считал себя физиком, хотя занимался в основном музыкой. Он родился в 1893 году, и его поколение сотворило огромное количество чудес в 20-е годы прошлого века. Те годы были неким подобием эпохи возрождения, когда грани между искусством и наукой почти не существовали…

В 1919 году, во время гражданской войны, Термен изобретает электронную схему, реагирующую на приближение или отдаления тела человека от специальной антенны, который и был положен в основу музыкального инструмента — терменвокса. С этого момента началась его удивительная жизнь, в которой нашлось место и концертам, и заграничным вояжам, и бизнесу в США, и шпионской деятельности, и колымским лагерям…

Справка
Терменвокс — звуковой генератор, ящик с двумя антеннами. Одна антенна отвечает за громкость звука, вторая — за тональность. Пока инструмент просто стоит— он молчит. Но как только вблизи антенн оказываются руки исполнителя, терменвокс начитает звучать. Игра на терменвоксе всегда выглядела, как мистическоедейство, колдовство.

Лев Сергеевич Термен

Сейчас в Московской консерватории на Большой Никитской, 13, расположен «Термен-центр», который занимается сохранением и развитием наследия великого изобретателя, организацией выставок и мероприятий, поддержке исполнителей, играющих на терменвоксе. Руководитель центра, Андрей Иванович Смирнов, рассказал о том, кем был Лев Термен и о судьбе легендарного инструмента в наши дни:

Что за человек был Лев Термен?

— Большой ребенок не от мира сего, позже — сумасшедший ученый в классическом понимании этого шаблона — всклокоченный, с безумным взглядом, непрерывно генерирующий идеи… Поэтому ему постоянно был нужен некий куратор, надсмотрщик, который бы его направлял и контролировал. Сперва таковым был покровитель молодых физиков, академик Иоффе, а потом эту роль взяли на себя (довольно жестко, надо сказать), государство и госбезопасность (в то время — НКВД).

Лев Сергеевич Термен

Термен был изобретателем «по наитию» — ему приходила в голову идея и он тут же брал в руки инструменты и воплощал ее в жизнь — без расчетов, без долгих обдумываний. И хотя бывали и редкие «проколы», чаще всего у него получалось! Эдакий алхимик 20 века! В то время в науке не было узких направлений, и считалось нормальным творить во всех сферах. Термен, как Леонардо да Винчи, метался от одной науки к другой, везде достигая успехов! Жаль, что большинство работ, идей и экспериментов он не записывал и держал в голове. Поэтому многой информации просто не сохранилось… Например, он всерьез изучал возможности воскрешения людей после смерти — клонирования их из мозга. Термен бредил этой идеей и всем говорил, что технология практически готова и благодаря ей он и сам планировал жить до 120 лет! И когда умер Ленин, Термен на полном серьезе отправил своего ассистента в Горки, чтоб тот привез ему… мозг вождя! Но ассистент не успел — мозг успели уже извлечь и нашинковать на ломтики. ..

Как в целом сложилась судьба изобретателя?

— Судьба Льва Термена была сложной. В советские годы он имел много вольностей и возможностей, но все-таки попал в жернова репрессий. Отчасти это было связано с желанием госорганов использовать его, как шпиона. Когда Термен впервые встретился с Лениным и продемонстрировал ему свой инструмент, сметливый Ильич тут же сообразил, что устройство, реагирующее на приближение человека — это идеальная сигнализация для охраны любого объекта — от Кремля, до госграницы! И Термен был отправлен в «тур» по СССР для популяризации своего инструмента в частности, и электрификации вообще. А спустя некоторое время он получил задание выехать… на жительство в США, где под чутким присмотром советской резидентуры организовал фирму по производству и продаже патентованных терменвоксов и охранных систем, в результате чего стал своим в лучших американских научных и светских кругах. Этого и добивались наши агенты. Термен дружил с массой известного народа — от Эйнштейна, до политиков и банкиров. Но будучи человеком «не от мира сего», Лев Термен и бизнес провалил, и источником информации был некудышным. Он просто не понимал и не считал важным задания, типа замера диаметра сопла какой-нибудь ракеты. Все это казалось ему ерундой. В результате Термена тайно вывезли из США в СССР, для начала загнали на Колыму, после чего он долго работал на благо Родины в «шарашках» и «почтовых ящиках», причем совершенно не ощущая этой несвободы и контроля, а лишь наслаждаясь безграничной возможностью технического творчества!

Какие еще музыкальные инструменты Термен создавал, кроме терменвокса?

— Очень разные, хотя принцип терменвокса в них был, по сути, неизменен. От бесконтактной виолончели (как никак, а он все же был виолончелистом по музыкальному образованию!), до уникальной музыкально-танцевальной платформы — терпситона. Очень любопытен внешний вид этого инструмента именно сегодня — многие любители клубной танцевальной музыки, услышав описание, наверняка назовут его неким синтезом диджейского пульта и подтанцовки go-go!

Терпситон выглядел, как платформа, на которой танцевал (а точнее — корчился в сложных полумистических движениях) музыкант. Его движения и порождали определенную мелодию. А рядом с ним стояли два виниловых проигрывателя, на которых шел фоновый микс! В сегодняшнем клубе такой перфоманс выглядел бы вполне современно!

Опять-таки из параллелей с современной электроникой — существовала версия терпситона, где перед исполнителем стоял специальный экран-монитор. Внутри него размещались группы цветных ламп, которые зажигаясь в разных комбинациях, образуя различные цветовые картины. И по преобладающему цвету музыкант мог визуально отслеживать положение своего тела, дающего тот или иной звук! Это очень помогало в освоении инструмента, и в комплексе похоже на современные игры-музыкальные симуляторы, типа известной Guitar Hero!

Что еще сохранилось из идей Термена?

— В принципе, большинство его известных идей крутилось вокруг принципа пресловутого терменвокса. Все остальное он просто не успевал или не хотел фиксировать на бумаге — типа, как тот самый «способ воскрешения из мертвых». Например, во время работы в США он разработал удивительную, как бы сказали сегодня, интерактивную рекламную технологию. Антенны, реагирующие на приближение человека, были расставлены в разных местах, скажем, в витринах магазина. И от движений проходящего мимо человека зажигались те или иные надписи, включалась лампа, проецирующая какую-нибудь картинку и т.д.! Вообще все принципы работы терменвокса — это принципы интерактивности. Двери, открывающиеся при приближении человека — тоже работа Термена. На этом принципе он в 1945-47 гг. разработал совершенно уникальную подслушивающую систему «Буран», которая вызвала страшный скандал в 60-м году на заседании ООН. Эта система 7 лет успешно проработала в кабинете посла США в СССР в Спасо-Хаусе и не была обнаружена! Система передачи информации на расстоянии — по сути, первый телевизор (еще без кинескопа, на принципах механики) — опять таки Термен!

Лев Сергеевич Термен

Парадокс, но миниатюризация электронных технологий, связанная с появлением в 60-х годах первых транзисторов, которая, как казалось бы, могла подстегнуть Термена к новым гениальным изобретениям, стала закатом его творческого периода! Несмотря на то, что первый терменвокс на радиолампах он собрал буквально через три года после появления в мире первых радиоламп, с транзисторами он подружиться так не смог. А они стремительно вытесняли архаичную по сравнению с ними, ламповую электронику…

На что похож терменвокс сегодня?

— Современный терменвокс выглядит иначе, нежели традиционный. Он стал цифровым и уже — суть ноутбук с небольшой приставкой, к которой подключены те самые две антенны громкости и тона, как и в классическом варианте. Компьютер позволил терменвоксу звучать любыми голосами, а не только тем старым звучанием, похожим на скрипку или на вокал. Я сейчас как раз занимаюсь такими моделями — разрабатываю железо, корректирую софт, хотя сам и не играю…

И где этот инструмент можно услышать сегодня?

— Ну, в чистом виде — это лишь сольные концерты редких профессионалов, типа всемирно известной российской исполнительницы Лидии Кавиной. Гораздо чаще музыканты экспериментируют с включением терменвокса в свою музыку, и часто он остается незамеченным неопытному уху. Но это аналоговые, классические терменвоксы. А цифровые аппараты — это скорее не музыкальные инструменты, а некие экспериментальные комплексы, больше интересные художникам и иным креативщикам для создания с их использованием необычных инсталляций. На первый взгляд может показаться, что терменвокс умер — но это совершенно не так! Даже по сравнению с прошлыми годами сейчас наблюдается ренессанс этого инструмента, а цифровые технологии должны в будущем еще больше расширить его применение!

Терменвокс в наши дни (продается в Америке)

электронный инструмент, на котором вы играете, ни к чему не прикасаясь

Терменвокс — это уникальный музыкальный инструмент с двумя антеннами, на котором можно играть голыми руками, ни к чему не прикасаясь. Мы поговорим о его истории, принципе работы и о том, как вы можете играть/собирать свой собственный терменвокс, но сначала вот как звучит терменвокс:

Содержание

  • 1 История терменвокса работает на терменвоксе
  • 3 Звук терменвокса
  • 4 Как сделать свой собственный терменвокс
  • 5 Известные выступления на терменвоксе

История терменвокса

Инструмент был разработан русским изобретателем Леоном Терменвоксом и запатентован в 1928 году. Терменвокс был талантливым изобретателем, создавшим несколько устройств, используемых в шпионаж. В частности, подслушивающее устройство «Нечто» семь лет висело на виду в офисе посла США в Москве и позволяло советским агентам подслушивать секретные разговоры.

По иронии судьбы, терменвокс был изобретен в результате советских инвестиций в исследования датчиков приближения. Во время гражданской войны в России Термен переехал в США, где смог запатентовать свою работу и начать ее продавать.

Набор терменвоксов Etherwave (современная версия).

«Создавайте музыку мановением руки! Звучит как оперная звезда! Так просто, это может сделать каждый!» – это были первые точки продажи терменвокса, но продажи так и не взлетели, по крайней мере, сначала. Ранние терменвоксы больше походили на письменный стол, чем на музыкальный инструмент, и, несмотря на заявленную простоту игры, он считался сложным инструментом. Тем не менее, он был популярен в некоторых нишевых кругах и был первым электронным инструментом массового производства.

После Второй Мировой Войны он имел краткий всплеск популярности, но быстро упал по мере того, как набирали обороты другие электронные инструменты. Он стал свидетелем возрождения в 1990-х годах, но так и не стал основным музыкальным продуктом. По сей день он известен и используется лишь несколькими музыкантами, будучи более популярным среди инженеров, чем среди художников.

Как работает терменвокс

Главное, что отличает терменвокс от всех других инструментов, это то, что вы играете на нем без физического контакта. Исполнитель (терменвоксист) сидит или стоит перед инструментом и двигает руками в непосредственной близости от двух антенн, одна из которых определяет частоту звука (высоту), а другая определяет громкость. Антенны не используются для передачи или приема радио или других подобных сигналов, а действуют как пластины конденсатора.

Что произойдет, если вы смешаете сигнал двух радиочастотных генераторов (ВЧ-генераторов), вы получите много разных выходных сигналов, но наиболее важным из них будет сумма разности частот. Допустим, вы используете генератор с частотой 500 кГц (500 000 Гц) и генератор с частотой 501 кГц; сумма будет 1001, а разница 1 кГц, что слышно.

Теперь вам может быть интересно, зачем использовать два осциллятора для создания одного звука. Ну, это магия терменвокса. Если вы поднесете руки близко к антенне, вы измените ее емкость и, следовательно, измените частоту. Это, во-первых, позволяет вам играть на инструменте, изменяя его высоту. Во-вторых, эти изменения довольно малы (обычно около 1% от значения частоты). Таким образом, если вы используете осциллятор 501 и 500 кГц, вы получите диапазон от 0 до 1 кГц, что является более широким диапазоном, чем если бы вы использовали только один. Теперь все это только для одной антенны, отвечающей за высоту тона. Как было сказано выше, есть еще одна антенна, отвечающая за громкость.

Опять же, для объемной антенны есть генератор, который меняет частоту, когда вы приближаете к нему руку. Сигнал также становится слабее или сильнее в зависимости от того, как вы двигаете к нему руку, и сила этого сигнала может быть преобразована в громкость несколькими способами.

Звук терменвокса

Барбара Бухгольц играет на модели TVox работы Г. Павлова.

Теоретически терменвокс производит чистую синусоидальную волну, которая преобразуется в четкий и чистый звук. Однако на практике это не совсем так, поскольку большинство терменвоксистов целенаправленно выбирают более сложный, «более полный» звук.

Еще одна интересная особенность инструмента заключается в том, что игрок должен «играть стопы», как и сама музыка. С другими инструментами, когда вы ничего не делаете, инструмент просто тихий, но это не совсем так с терменвоксом. Если стрелка высоты тона перемещается между нотами, вам нужно переместить другую руку, чтобы уменьшить громкость, иначе вы создадите размашистый звук, похожий на свист лебедя или глиссандо. Это усложняет управление, но также дает вам больше свободы для экспериментов со звуковыми переходами. Это одна из причин, почему терменвокс так ценится многими музыкантами-экспериментаторами. Критик Гарольд С. Шенберг описал звук терменвокса как «(а) виолончель, потерявшаяся в густом тумане, плачущая, потому что не знает, как вернуться домой».

Несколько известных музыкантов и музыкальных групп включили этот инструмент в свою музыку. Джимми Пейдж из Led Zeppelin использовал разновидность терменвокса во время выступлений «Whole Lotta Love» и «No Quarter» на протяжении всей истории выступлений группы. Брайан Джонс из The Rolling Stones также использовал этот инструмент. Вопреки распространенному мнению, «Good Vibrations» группы Beach Boys играют на другом инструменте, названном электротерменвоксом в честь оригинального терменвокса.

Как сделать свой собственный терменвокс

Сборка терменвокса не для слабонервных, и это не проект для начинающего инженера. Самый простой проект, который я смог найти, — это проект, включающий Raspberry Pi (микрокомпьютер), несколько динамиков и ультразвуковой детектор расстояния (он не работает по тому же принципу, что и оригинальный терменвокс, но вы обходите некоторые технические трудности). Полную ссылку на инструкции по проекту можно найти здесь.

Другой, более сложный проект можно найти здесь. Это довольно большой список покупок, но в статье есть подробные инструкции. Эта статья PopSci о карманном терменвоксе также полезна, если вы хотите разработать инструмент меньшего размера.

Известные выступления на терменвоксе

Есть довольно много примечательных выступлений на терменвоксе, хотя на этом инструменте довольно сложно играть. Здесь я выбрал лишь несколько, хотя уверен, что есть много других, не менее хороших. Не стесняйтесь поделиться ими в поле для комментариев.

Вы также можете увидеть, как Джимми Пейдж играет ее вживую здесь.

Теги: инструментмузыкатерменвокс

Поющий конденсатор: как работает терменвокс

Когда тарелка приземляется, а местные власти пытаются получить контроль, вы, вероятно, услышите жуткие звуки терменвокса в саундтреке. Леон Термен изобрел это устройство в 1928 году. Он начал свою жизнь как советская лабораторная диковинка, а затем превратился в инструмент, который мы знаем сегодня.

Вдохновленный махающими руками дирижеров оркестра, Термен использовал свою технологию обнаружения приближения для создания бесконтактного инструмента. С тех пор терменвокс стал визитной карточкой фильмов категории B и экспериментальной музыки, а также идеальным проектом «сделай сам» для любознательных музыкантов.

Части терменвокса

Классический терменвокс обманчиво прост. На первый взгляд, это просто деревянный ящик с несколькими элементами управления, а также двумя поразительно промышленными антеннами на каждом конце.

Вертикальная антенна регулирует высоту звука инструмента, а горизонтальная антенна изменяет его громкость. Они известны соответственно как антенны шага и громкости.

Так как же это работает?

В общих чертах две антенны создают электромагнитные поля, которые взаимодействуют с собственной электрической емкостью исполнителя.

Взмахивая руками в этих электромагнитных полях, исполнитель может точно изменять переменные осцилляторы в цепях высоты тона и громкости терменвокса. Это позволяет им крутить сложные мелодии, казалось бы, из воздуха!

Там есть что распаковать. Чтобы лучше понять, как это работает, давайте рассмотрим две основные части, из которых состоит любой синтезатор: генераторы и модификаторы.

Что такое осциллятор?

Говоря о синтезаторах, вы можете думать об осцилляторе как об источнике звука. Для аналоговых синтезаторов, таких как терменвокс, осциллятор представляет собой электрический компонент, генерирующий переменное напряжение. Это часто визуализируется как синусоида:

Этот аналоговый осциллятор и его переменное напряжение являются сердцем нашего синтезатора. Все остальное модификатор – т.е. как мы переходим от простого переменного напряжения к поющему, звучащему, синтезаторному!

Связанный: В чем разница между переменным и постоянным током и как их преобразовать?

Каждый осциллятор может одновременно воспроизводить только один звук. Ранние синтезаторы, такие как терменвокс, использовали небольшое количество генераторов, поэтому они могли воспроизводить только монофоническое исполнение . Это означает, что независимо от того, насколько гармонически сложен или причудлив синтезатор, исполнители могли играть только одну ноту за раз!

В связи с этим возникает вопрос: как перейти от генерации единичного напряжения переменного тока к исполнению музыкальной гаммы, не говоря уже о всей композиции?

Модификаторы создают музыку

Если осцилляторов синтезатора — это двигатель, то модификаторов — все остальные части автомобиля. Без них мы бы застряли без возможности двигаться или, точнее, сочинять музыку!

Как уже упоминалось, по своей природе аналоговые генераторы могут воспроизводить только одну ноту каждый в любой момент времени. Но мы по-прежнему можем играть музыкальную гамму с помощью одного осциллятора, просто изменяя его частоту для каждой ноты.

Чтобы лучше продемонстрировать эту идею, рассмотрим гитарную струну:

Эта струна — наш осциллятор, а наш палец — модификатор. Нажимая на струну, мы изменяем ее натяжение и, как следствие, изменяем частоту издаваемой ею звуковой волны. Чем выше вы поднимаете гриф гитары, тем выше натяжение струны и тем выше нота, которая выходит, когда вы нажимаете на нее.

Таким же образом вы можете использовать различные модификаторы для изменения высоты тона отдельной ноты осциллятора. Это позволяет играть на терменвоксе сложные, хотя и однотонные мелодии.

Модификаторы не ограничиваются изменением частоты сигнала; вы также можете использовать их для изменения амплитуды напряжения переменного тока. В нашей ситуации увеличение амплитуды приводит к увеличению уровня выходного звука и наоборот.

Связанный: Электрические инструменты, которые можно использовать для занятий в тишине

Собираем части вместе

Классический терменвокс состоит из трех осцилляторов: двух для вертикальной антенны и одного для горизонтальной объемной антенны.

Антенна основного тона

Цепь антенны основного тона состоит из фиксированного генератора (который колеблется с заданной частотой) и переменного генератора (частота которого изменяется игроком). Переменный генератор подключен к антенне с вертикальным шагом. Эта антенна основного тона действует как половина конденсатора, а другая половина является рукой исполнителя.

Если не вдаваться в подробности, то расстояние между двумя половинками конденсатора обратно пропорционально его емкости. Следовательно, когда исполнитель приближает руку к антенне основного тона, емкость цепи увеличивается.

С переменным генератором, подключенным для изменения частоты в зависимости от емкости антенны, вы можете изменять высоту тона терменвокса, перемещая руку взад и вперед по антенне основного тона!

Связанный: Миди-контроллеры, которые можно собрать с помощью Arduino

Вернее, почти.

Частота переменного генератора находится далеко за пределами диапазона человеческого слуха.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *