Как правильно подключить трехфазный электродвигатель. Какие существуют схемы соединения обмоток. Чем отличается подключение звездой от подключения треугольником. Как выбрать оптимальную схему подключения трехфазного двигателя.
Принцип работы трехфазного электродвигателя
Трехфазный асинхронный электродвигатель является наиболее распространенным типом электродвигателей в промышленности. Его популярность обусловлена простотой конструкции, надежностью и высоким КПД.
Основными компонентами трехфазного электродвигателя являются:
- Статор — неподвижная часть с обмотками
- Ротор — вращающаяся часть с короткозамкнутой обмоткой
- Подшипниковые щиты
- Вал
- Корпус
Принцип работы заключается в создании вращающегося магнитного поля статора, которое увлекает за собой ротор. Для создания такого поля на обмотки статора подается трехфазное напряжение со сдвигом фаз 120°.
Схемы соединения обмоток трехфазного двигателя
Существует две основные схемы соединения обмоток трехфазного электродвигателя:
Соединение звездой
При соединении звездой:
- Концы обмоток соединяются в общую точку
- Начала обмоток подключаются к фазам сети
- Напряжение на обмотке в √3 раз меньше линейного напряжения сети
- Ток в обмотке равен фазному току
Соединение треугольником
При соединении треугольником:
- Конец каждой обмотки соединяется с началом следующей
- К точкам соединения подключаются фазы сети
- Напряжение на обмотке равно линейному напряжению сети
- Ток в обмотке в √3 раз меньше линейного тока
Выбор схемы подключения трехфазного двигателя
Выбор схемы подключения зависит от напряжения сети и параметров двигателя. Основные правила:
- Для сети 380В двигатель на 380В подключают звездой
- Для сети 220В двигатель на 220В подключают треугольником
- Двигатель на 380/220В подключают звездой к сети 380В или треугольником к сети 220В
Неправильное подключение может привести к перегреву и выходу двигателя из строя. Всегда сверяйтесь с паспортными данными.
Особенности пуска трехфазного электродвигателя
При прямом пуске трехфазного двигателя возникают большие пусковые токи, в 5-7 раз превышающие номинальный. Это создает нагрузку на сеть и механические части двигателя.
Для снижения пусковых токов применяют следующие методы:
- Пуск переключением со звезды на треугольник
- Использование устройств плавного пуска
- Применение частотных преобразователей
- Пуск через автотрансформатор
Выбор метода пуска зависит от мощности двигателя и особенностей нагрузки.
Защита трехфазного электродвигателя
Для защиты трехфазного электродвигателя от аварийных режимов применяют следующие устройства:
- Тепловые реле — защита от длительных перегрузок
- Устройства защиты от обрыва фазы
- Реле контроля напряжения — защита от повышенного/пониженного напряжения
Правильно подобранная защита значительно продлевает срок службы электродвигателя.
Проверка правильности подключения трехфазного двигателя
После подключения трехфазного электродвигателя необходимо проверить правильность соединений и направление вращения. Для этого используют следующие методы:
- Проверка сопротивления изоляции обмоток мегаомметром
- Прозвонка обмоток для выявления межвитковых замыканий
- Проверка чередования фаз специальным прибором
- Кратковременный пуск для определения направления вращения
При неправильном направлении вращения достаточно поменять местами любые две фазы питания двигателя.
Подключение трехфазного двигателя к однофазной сети
В некоторых случаях возникает необходимость подключить трехфазный двигатель к однофазной сети 220В. Для этого используют следующие схемы:
- Схема Штейнметца с конденсатором
- Схема с пусковым и рабочим конденсаторами
- Использование преобразователя частоты
Однако при таком подключении мощность двигателя снижается примерно на 30%, а КПД падает. Поэтому рекомендуется по возможности использовать трехфазную сеть.
Типичные неисправности трехфазных электродвигателей
При эксплуатации трехфазных электродвигателей могут возникать различные неисправности:
- Межвитковые замыкания в обмотках статора
- Обрыв фазы питания
- Перегрев обмоток из-за перегрузки
- Износ подшипников
- Нарушение изоляции обмоток
Своевременная диагностика и устранение неисправностей позволяет избежать серьезных поломок и простоев оборудования.
принцип действия и особенности подключения, схемы
by Realist
Полезно знать
Асинхронный трехфазный двигатель, работающий от сети 380 Вольт, сегодня считается самым массовым в мире, что связано с высокой надежностью, эффективностью и
Довольно распространенным вопросом можно назвать вопрос: как подключить электродвигатель на 380 Вольт к сети 220 В. Трехфазная сеть в быту практически не встречается, так как несет с собой большую опасность. Рассмотрим подключение электродвигателя 380 Вольт к сети 220 В подробнее.
Содержание статьи
- 1 Принцип действия двигателя
- 2 Особенности подключения
- 3 Распространенные схемы
Принцип действия двигателя
Рассматривая двигатель 380 В (подключение к сети 220 В можно провести, зная его принцип действия), следует отметить, что самым распространенным является разновидность асинхронной конструкции с короткозамкнутым ротором. Подобная компоновка определяет отсутствие электрической контактной связи между статором и ротором.
Основными конструктивными элементами можно назвать:
- Литой корпус, который зачастую представлен чугуном.
- Статор с сердечником, обладающий высокими магнитными свойствами.
- Обмотка, которая укладывается в специальных пазах сердечника. Стоит учитывать, что для каждой фазы отводится собственная обмотка — еще одна конструктивная особенность трехфазного двигателя.
- Ротор размещается во внутренней части статора. Фиксируется он за счет вала и может свободно вращаться. Для того чтобы сделать КПД максимальным, оставляется минимальный зазор. Ротор имеет сердечник с пазами, изготавливается из материала с высокими магнитными свойствами.
Подсоединить подобную конструкцию к 220 В можно из-за особенностей трехфазной сети. Практически вся генерируемая энергия в мире трехфазная. Большая часть бытовой техники может работать только на одной фазе.
Особенности подключения
Как ранее было отмечено, трехфазный мотор зачастую имеет три обмотки, каждая для своей фазы. Производители проводят их обозначение по-разному. Поэтому схема может несущественно отличаться.
Правильно провести подключение можно с учетом нижеприведенной информации:
- Современные модели производятся с указанием фаз буквами U, V и W.
- Для входа и выхода применяются цифры 1 и 2 соответственно.
Из-за высокой износостойкости сегодня в эксплуатации или продаже можно встретить конструкции, которые еще выпускались во времена СССР. Для обозначения начала обмотки в то время проводилась маркировка С1, С2, С3, для обозначения концов — С4, С5, С6. Рассматривая, почему может греться двигатель, следует учитывать важность правильного подключения. Существует довольно большое количество различных схем, которые предусматривают включение в цепь пускателя или компенсаторов. Коллекторный двигатель можно переключить для работы в однофазной сети, но только со значительной потерей КПД.
Распространенные схемы
Есть несколько схем подключения. Какой вариант лучше — зависит от конкретной сети. Зачастую применяется два метода:
- Звезда — схема соединения
- Треугольник — схема подсоединения электродвигателя, при которой начало одной обмотки соединяется с концом следующей. Следует учитывать, что на момент пуска значение токов может превышать в 7 раз номинальных показателей. За счет этого возникает существенная перегрузка сети. Этот метод подключения хорош тем, что обеспечивает высокую производительность установленного электрического двигателя, то есть потери КПД не происходит.
Метод подключения треугольником часто комбинируют с подключением через звезду. Подобным образом исключают вероятность перегрузки сети на момент пуска, во время основного цикла работы не происходит потеря КПД.
В заключение отметим, что некоторые производители трехфазных двигателей предусматривают возможность его подключения к однофазной сети. Вся необходимая информация наносится на табличке, которая крепится на корпусе. Примером можно назвать указание значков ∆/Y, которые говорят о возможности подключения методом треугольника и звезды, и 220/380 В. При чтении подобного обозначения следует учитывать, что метод треугольника применяется для соединения электродвигателя с сетью 220 В, метод звезды — с трехфазной сетью.
Электрическая схема пуска трехфазного электродвигателя | |||||
| |||||
— Трехфазное подключение двигателя, треугольник 230 В или звезда 400 В?
\$\начало группы\$
У меня есть двигатель со следующими характеристиками:
- звезда 400 В
- треугольник 230 В
Двигатель, разумеется, трехфазный.
Как подключить двигатель по схеме треугольника, если линейное напряжение всего 400 В? Где взять линейку 230 В? Не повредю ли я двигатель при соединении треугольником? В этом случае дельта-конфигурация предназначена только для использования с частотно-регулируемым приводом?
- напряжение
- двигатель
- трехфазный
- треугольник
- звезда
\$\конечная группа\$
1
\$\начало группы\$
Теперь вопрос, как подключить двигатель к треугольнику если у меня есть только 400В линейное напряжение?
Если у вас 400 В, используйте соединение звездой. Нет смысла использовать соединение треугольником, так как двигатель будет потреблять слишком много тока и перегреваться, если вы приложите 400 вольт к соединению, рассчитанному на 230 вольт.
Где я могу получить 230 В между линиями?
В мире есть места, где есть 230 В, 3 фазы, и это не такая уж редкость, но если у вас его нет, а есть 400 В, нет смысла его искать.
В этом случае дельта-конфигурация предназначена только для использования с VFD?
Конфигурация треугольника предназначена для людей с 3-фазным напряжением 230 В. Однако вы можете использовать его с частотно-регулируемым приводом, если хотите работать на частоте выше номинальной. Вероятно, вы могли бы увеличить частоту и напряжение на 25% выше номинальной, но подшипники двигателя и балансировка ротора, вероятно, не подходят для любой скорости выше этой.
\$\конечная группа\$
\$\начало группы\$
Теперь вопрос в том, как я могу подключить двигатель к соединению треугольником, если у меня есть только 400В линейное напряжение?
Соедините двигатель звездой и подключите его к линейному источнику питания 400 В.
Где я могу получить линейное напряжение 230 В?
Нельзя.
Не повредит ли двигатель при соединении треугольником?
Да. Вы подали бы 400 В на обмотку, рассчитанную на 230 В.
В этом случае дельта-конфигурация предназначена только для использования с VFD?
Нет. Предназначен для линейного питания 230 В.
\$\конечная группа\$
1
\$\начало группы\$
Если двигатель предназначен для работы звездой от 3-фазного источника питания 380 В, то его нельзя подключать треугольником к тому же источнику питания.
Это похоже на подачу 380 вольт на обмотки 220 вольт, поэтому очевидно, что двигатель выйдет из строя.
Решение состоит в том, чтобы получить 3-фазный понижающий трансформатор , чтобы получить 220 3-фазного напряжения, и вам необходимо рассчитать номинальные значения кВА трансформатора в зависимости от нагрузки.
ИЛИ получите инвертор , просто подключите к нему одну фазу 220 В (линия и нейтраль источника питания 380 В) и получите 3 фазы 220 В.
Надеюсь, ответ будет полезным и понятным
\$\конечная группа\$
Зарегистрируйтесь или войдите в систему
Зарегистрируйтесь с помощью Google
Зарегистрироваться через Facebook
Зарегистрируйтесь, используя электронную почту и пароль
Опубликовать как гость
Электронная почта
Требуется, но никогда не отображается
Опубликовать как гость
Электронная почта
Требуется, но не отображается
Нажимая «Опубликовать свой ответ», вы соглашаетесь с нашими условиями обслуживания, политикой конфиденциальности и политикой использования файлов cookie
.Испытание трехфазных двигателей на вращение
Итак, вы только что потратили три часа на демонтаж и замену двигателя, который обеспечивает подачу сварочного робота. Вы подключили провода точно так же, как они были до того, как вы их отсоединили. Вы правильно закрыли флюгер двигателя и правильно подключили муфту двигателя к нагрузке.
Затем вы сняли замок с разъединителя, замкнули его и сказали оператору, чтобы он продолжал и запускал машину. К сожалению, двигатель повернулся назад и перегнул блок металлических листов в подающий ролик, проблема, на устранение которой уйдет «всего» еще час.
Какой шаг вы пропустили и как его нужно было выполнить? Недостающим шагом было тестирование вращения двигателя. Через мгновение мы ответим на вторую половину этого вопроса.
Фото: stalkerstudent/iStock/ThinkstockЕсли подключить двигатель к нагрузке без предварительной проверки направления вращения, можно повредить нагрузку. Тип повреждения, конечно, зависит от типа нагрузки. Но даже если реверсирование не приведет к повреждению нагрузки, оно может вызвать путаницу. Например, указатель направления оператора будет обратным. Или рассмотрим случай крыльчатки с приводом от двигателя в смесителе; скорее всего никаких повреждений, но если крыльчатка по своей конструкции направленная, вы получите неадекватное перемешивание и много испорченных замесов.
Независимо от приложения рекомендуется всегда проверять вращение. Если 3-фазный двигатель вращается в неправильном направлении, вы можете поменять местами любые два провода, чтобы изменить направление в нужном направлении.
Один из способов проверить направление вращения двигателя — это предположить, как подключить провода, затем запустить двигатель и отметить направление его вращения. Если вы ошибаетесь, вы отсоединяете два провода и меняете местами провода. Чтобы убедиться, снова запустите двигатель. Если он вращается в правильном направлении, вы можете соединить его с нагрузкой.
Этот подход отнимает много времени, особенно если вы должны проводить это тестирование с не установленным или не установленным двигателем и, следовательно, должны удлинить эти провода питания. Например, если вы работаете с двигателем C-Face, муфта и монтаж обычно представляют собой одно и то же. Во многих герметичных двигателях работает аналогичная динамика.
Лучше использовать измеритель чередования фаз. Предположим, используемый вами счетчик предназначен для трехфазных двигателей, и вы устанавливаете трехфазный двигатель. Ваш счетчик имеет шесть выводов, три со стороны нагрузки (или двигателя) и три со стороны питания (или линии).
Есть два шага. Сначала определите, какие выводы на двигателе относятся к фазам A, B и C; затем определите, какие выводы на источнике питания соответствуют. Вам не нужно подключать двигатель к источнику питания во время этого процесса.
Этот счетчик позволяет проворачивать вал двигателя вручную и наблюдать за индикацией на счетчике правильности соединений двигателя. Предположим, что вал должен вращаться против часовой стрелки во время нормальной работы. Вы подключаете три провода нагрузки (или двигателя) к клеммам двигателя, затем вращаете вал против часовой стрелки. Если глюкометр говорит вам, что соединение неправильное, вы меняете местами любые два провода и пробуете еще раз. Как только измеритель покажет, что вы все сделали правильно, вы пометите выводы двигателя, чтобы они соответствовали выводам A, B и C тестера.
Но вы еще не закончили. Осталось правильно пометить поставку, чтобы можно было сопоставить две. Теперь вы будете использовать другую сторону счетчика. Отключите питание (отключите питание) перед подключением счетчика к проводам питания (т. е. разомкните разъединитель). После того, как вы выполнили соединения, включите источник питания и посмотрите, что покажет счетчик. Если измеритель показывает, что соединение неправильное, снова отключите питание и поменяйте местами любые два провода. Как только прибор покажет, что соединения выполнены правильно, снова отключите питание и подключите выводы двигателя A, B и C к соответствующим проводам питания A, B и C.