Схемы унч на el34 мощные: Схема лампового усилителя на EL34

Двухтактный УНЧ 6П3С, EL34 — Ламповые Усилители

DIY » Статьи » Ламповые Усилители » Двухтактный УНЧ 6П3С, EL34

Поиск по Статьям и Справочникам

Найти:

Ламповые Усилители

Комментарии

Данный усилитель проектировался по просьбе А.Шевченко из Киева, чем обусловлена его схема, применение типов ламп и трансформаторов.

Усилитель выполнен с фиксированным смещением  ламп выходного каскада.
Сигнал через регулятор громкости поступает на сетку левого триода лампы 6Н9С, снимается с его анода на управляющую сетку лампы выходного каскада и одновременно через делитель напряжения поступает на сетку правого триода 6Н9С, переворачивается по фазе и поступает на управляющую сетку второй лампы выходного каскада. Выбор данной схемы фазоинвертора обусловлен лучшим звучанием и бОльшим коэффициентом усиления этой конструкции по сравнению с другими конструкциями фазоинверторов с резистивной нагрузкой.
Сигнал на сетки ламп выходного каскада поступает через разделительные конденсаторы и “антизвонные” резисторы, которые служат для предотвращения самовозбуждения выходного каскада при некорректном монтаже.


На управляющие сетки ламп выходного каскада также подаётся напряжение смещения с регулируемых делителей напряжения, выполненных на подстроечных резисторах.
С анодов выходных ламп сигнал поступает на выходной трансформатор, с него – в нагрузку. Выходные лампы могут работать в двух режимах–триодном, ультралинейном.
Выбор режима осуществляется с помощью сдвоенного переключателя П1.
Схема второго канала полностью идентична схеме первого.

Настройка усилителя:
Первый каскад настраивается по падению постоянного напряжения 1,8-2В в контрольной точке на катодном резисторе подбором номинала этого резистора.
Второй каскад настраивается по падению постоянного напряжения в контрольных точках на катодных резисторах 1 Ом ламп выходного каскада, путём регулировки напряжения смещения на управляющих сетках этих ламп. Падение напряжения на них должно быть 0,35-0,4В, что соответствует току анода каждой лампы 35-40мА. Наиболее “экономные” могут снизить токи выходных ламп до 25-30мА.

Я думаю,  излишне напоминать о том, что все эти настройки нужно производить в режиме молчания.
По переменному напряжению фазоинверсный каскад настраивается при подаче переменного напряжения около 0,5В с частотой 3кГц на сетку левого триода лампы 6Н9С, подстроечным резистором в цепи сетки правого триода лампы выставляется одинаковое по величине переменное напряжение на анодах лампы. При этом нужно пользоваться вольтметром с входным сопротивлением не менее 1мегОм.
При настройке вторичную обмотку выходного трансформатора усилителя необходимо нагрузить на активное сопротивление, близкое к номиналу акустической системы.
Излишне напоминать, что это сопротивление должно быть достаточной мощности.
Трансформатор  питания этого усилителя выдаёт переменного напряжения на анодной обмотке 250-270В, при токе не менее 0,3А для ламп 6П3С и не менее 0,4А для EL34. Обмотка напряжения смещения должна быть 40-50В переменного напряжения.
Накальные обмотки должны быть не менее 3А для питания накалов 6П3С и не менее 4А для питания накалов EL34.
Выпряимтели-мостовые, диоды анодного выпрямителя шунтированы плёночными конденсаторами, анодные 10нФх400В, смещения 1,5нФх160В.
Дроссели ДР-0,4-0,34 от телевизоров УЛПЦТ  имеют 750витков провода 0,31 на железе Ш16 х 21, активное сопротивление 16 Ом, служат для фильтрации анодного напряжения и дополнительной развязки между каналами по анодному напряжению, желающие могут их не применять, если результат не важен, или нужна наименьшая стоимость, экономия на них будет примерно 2$.

Применямые детали:
Выходные лампы предварительно подобрать попарно, желательно подобрать четыре близких между собой по току анода. 6Н9С тоже желательно подобрать по минимальному расхождению падения напряжений на анодах триодов.

Разделительные конденсаторы 0,22 и 0,5мкФ  х 250В  К78-2,  или К71-7, шунтирующий конденсатор 4мкФ в средней точке выходного трансформатора  – бумажный на напряжение 400В, можно применить плёночный на это напряжение, остальные шунтирующие конденсаторы — плёночные К73-17.
Электролитические можно применить “Samsung”, “Treс”, или другие.
Резисторы в цепях анодов, управляющих сеток желательно применить ВС, остальные – МЛТ, подстроечные резисторы – СП, СПО. Регулятор громкости — самый лучший, что сможете приобрести, можно применить два раздельных.
Выходные трансформаторы  от радиолы «Симфония», можно применить другие  РР, не меньшей мощности, силовой трансформатор – ТАН107,  или другие, подобные ему,   немного большей мощности.
Чувствительность усилителя порядка 0,65В.

Для уменьшения чувствительности до 1,5В:
В фазоинверторе  применить лампу  6Н7С, резисторы в анодах заменить на номинал 33-36к 2Вт, в катоде 250-270 Ом падение напряжения на нём следует подобрать порядка 2,5В.
Резистор фильтра в цепи анодного питания уменьшить до 1-1,3к.
Следует увеличить ёмкость межкаскадных конденсаторов до 1мкФ, уменьшить номинал резисторов утечки в цепях сеток выходного каскада до 110-130к.

Выходная мощность усилителя с подобранными лампами лампами 6П3С в триодном включении 6Вт при КНИ порядка 0,3%, в ультралинейном около 12Вт при КНИ  0,5%.
При применении EL34 выходная мощность возрастёт в 1,4 раза.
Возможно применение в выходном каскаде ламп 6П6С и Ф6С, при этом ток покоя выходных ламп 25-30мА, выходная мощность в сравнении с 6П3С снизится примерно в 1,5 раза.

Удачи и хорошего звука!

Отзыв:

>Анатолий, у меня праздник. Запустил усилитель.
>Я знал, что будет хорошо, но я не ожидал, что на столько.
>Эмоции переполняют.
>Праздник ДВОЙНОЙ. Колонки выдали такое звучание!
>А я уже собирался потихоньку от них избавляться.
>Слушаю усилитель.
>Работает без всякого намека на ламповый окрас старой Симфонии. Каких-либо >искажений я не услышал. Чувствуется большой запас.
>Существенно добавилось низких. Улучшилась атака, четкость.
>Динамик 2А-12 стал как бы более контролируемым.
>Увеличилось послезвучие, это когда например, звуки-ноты дольше висят в воздухе.
>Нет никакого желания паять темброблок.
>Разница между ультралинейным режимом и триодным существенна.
>Поначалу кажется, что лучше ультралинейный. Больше напора, драйва, баса.
>При переключении в триодный режим через несколько минут отмечаешь, что баса
>достаточно и его нисколько не уменьшилось.
>А вот слух меньше напрягается, триодный звук более приятный.
>Звучание стало упругим, буквально  пружина.
>Ультралинейный со временем утомляет и просится переключиться на триод.
>Ультралинейный режим будет хорош для рок — музыки.

>Alexander Shevchenko

<sashashev(dog)list.ru >

 

3 539, 3

Метки: Манаков

← Предыдущая запись

Следующая запись →

Смотрите также:

  • Петин Г.П.

    Транзисторные усилители и генераторы с линейными и нелинейными обратными связями В брошюре собраны оригинальные схемы усилителей и генераторов с линейными и нелинейными обратными связями.

    Массовая радиобиблиотека (МРБ) выпуск 740 Электронные музыкальные инструменты Автор(ы): Володин А.А. 1970 год Рассматриваются принципы конструирования электронных музыкальных инструментов. Кратко изложены основы теории музыкального звука. Книга рассчитана на радиоспециалистов и квалифицированных радиолюбителей, работающих в области конструирования электронных музыкальных инструментов. Скачать книгу «Электронные музыкальные инструменты»     Источник …

D.I.Y. — Do It Yourself — Сделай Сам

Аудио Портал © 2004-2020

Двухтактный ламповый усилитель на ecc85 и el34 » журнал практической электроники датагор (datagor practical electronics magazine)

6L6

Лампа 6L6 очень широко применяется в американских усилителях, именно она стала синонимом калифорнийского звучания. Эти лампы использует Fender, Mesa Boogie и многие другие. Из всех четырёх видов ламп, о которых идёт речь в этой статье, у 6L6 наиболее объёмное звучание, её труднее раскачать, нужно делать усилитель погромче. Мощность одной лампы 6L6 — до 30 Вт в зависимости от схемы усилителя. Мне попадались маленькие 15 Вт усилители на 6L6, а также 60 Вт ребята типа Hot Rod DeVille, так что выбирать есть из чего.

EHX 6L6

На мой взгляд у 6L6 очень мощный, немного бубнящий низ — и это прекрасно. Когда мы включаем такой усилитель погромче, лампы начинают перегружатья и компрессировать звук, низ уплотняется (зависит от схемы конкретного усилителя). Верха лучше всего описываются словом «искристые». 6L6 в целом довольно яркая лампа, которую иногда стоит сделать немного потемнее. Яркие верха и выразительный низ создают впечатление, что середина провалена. Яркие представители этого звука — усилители Fender Twin Reverb, Vibrolux и Blues Deluxe. Это классический стеклянный звук Fender. Несмотря на большой запас прочности, 6L6 очень круто звучит, когда ее перегружаешь. Сочная компрессия и винтажный характер. Средние и низы отлично сочетаются вместе, а задранная верхушка добавляет звуку остроты и яркости.

Лампа — зажигает!

Ну же, давайте, расскажите мне, как для лампы надо выбирать жанры. А в случае с Cayin CS-100A на лампах EL34 жанры пришлось выбирать еще и для каждого из режимов его работы!

Только не подумайте, что это была сложная задача или цель теста. Жанры из плейлистов Tidal шли по накатанной, а режимы CS-100A переключались им в такт.

В триодном режиме лампы действительно светят более мягким и спокойным светом, на грани теней которого можно обнаружить мириады оттенков. Этот звук очень похож на тот, что можно ожидать от ламповой техники.

Однако «темным» или «мутным» назвать этот звук просто язык не повернется. Скорее это нейтрально-светлая сторона, которая сохранила в себе приятную ажурность дополнительных гармоник.

Тем не менее, мы пришли к этому свету под хороший ритм: нейтрально-светлая подача вовсе не означает отсутствие баса. Даже с не самыми басовитыми Monitor Audio Gold 100 этот ламповый интегральник успешно парировал ваши сомнения по поводу его способностей в нижнем регистре.

Короче говоря — джаз, любой вокал, иногда классика, блюз и все-все примыкающее к этим стилям очень интересно слушать именно в триодном режиме. Даже Александр Градский с треком «Как молоды мы были» впервые был прослушан до конца и навеял волну неведомой, но приятной ностальгии.

Еще один трек, который сразил наповал — «Let It Take You» от Goldfrapp. Запись не самая аудиофильская и жанр вообще не понятен. Но вокал солистки в этот раз нашел какую-то лазейку к новым ощущениям и наладил с ними устойчивую связь. Супер!

«Ультралинейный режим» — звучит очень пафосно! Но по факту никакого там пафоса нет, а есть только хард-рок. Cayin CS-100A, заряженный лампами EL34, начал ломать стереотипы с трека «All Nightmare Long» от Metallica. Любители подобной музыки подтвердят, что это не самый простой трек, который не по зубам даже многим транзисторным усилителям.

А тут лампа так отстучала бочку, что возникло непреодолимое желание подтащить к тестируемому сетапу напольники Monitor Audio Gold 300. Благо, администратор салона «Аудиомания», в котором проходил тест, был чем-то занят и не смог воспрепятствовать порыву души.

Конечно, Gold 300 уже не ровня нашему Cayin — и как нагрузка они непростые, и как компаньон в одной системе тоже вряд ли подходят из-за разницы в цене. Но если очень хочется…

Вот тут ультралинейный режим показал, что такое панч, разрешение и скорость! Конечно, не стоит питать надежд, что CS-100A уделает по этим параметрам транзисторный интегральник, заточенный под скорострельность. Но как дополнение и противоположность к эмоциональному триодному режиму — вряд ли кто-то ожидал, что будет настолько круто.

Под другую акустику захотелось сменить и репертуар: с такими напольниками сам Брюс Уэйн велел послушать саундтреки из фильма «Джокер». И здесь что-то пошло не так — не хватило мрачности и, как следствие, атмосферности происходящего. Понятно, что нейтрально-светлый источник в компании с таким же усилителем и акустикой вряд ли погрузят вас в мрак и темноту. Но так хотелось…

Напоследок пусть будет еще что-нибудь особенное. Например, «Strong» от London Grammar. И надо же — снова что-то пошло не так. В процессе поиска темноты и атмосферы у Джокера я совсем не разглядел, что на лицевой панели CS-100A светится индикатор «UL» — включен ультралинейный режим. Тут же нажатием кнопки на пульте исправил ситуацию: триодный режим — «ON», и слушатель буквально растаял в кресле.

В клетке

В первую очередь, вас встретит клетка почти во весь усилитель шириной, которая ограждает просто огромное количество ламп от внешнего мира. Или мир от ламп.

Ламп у Cayin CS-100A — целый микрорайон! И большие, и маленькие, и средние… Честно — так и запутаться можно. Поэтому держите список: одна 6SN7; две 12AU7EH; еще две 12BH7EH и, наконец, в выходном каскаде — восемь пентодов EL34!

Согласно лучшим ламповым традициям, этот же усилитель можно купить в комплектации с другими лампами. Или же купить отдельно лампы и заменить — вместо EL34 предусмотрена установка KT88. Если вы все-таки решились на этот эксперимент, не забудьте щелкнуть тумблер на задней панели в соответствующее положение.

За блоком ламп на страже клетки стоят три кожуха трансформаторов. Центральный — это питающий тор, а по бокам его подпирают два выходных Ш-образных. Их кожухи, как и вся верхняя панель под лампами, оформлены в редком для хайфая цвете, который очень близок к синему и щедро заправлен эффектом «металлик»: такой глубины добились покраской аж в шесть слоев. А надписи на верхних панелях трансформаторов предупреждают, что quality здесь — high, и никак иначе.

В Cayin предлагают два варианта расцветок для CS-100A: серебристый и черный. Но по факту меняется только цвет лицевой панели. На мой субъективный взгляд, с черной панелью аппарат выглядит гармоничнее.

Снова классика

Итак, перед нами вполне классическая компоновка для лампового усилителя. И с дизайном при такой компоновке особо не разгуляешься. Впрочем, есть пара-тройка ламповых аппаратов, на которые взглянуть любо-дорого, а купить их — просто дорого. Вот и остаются производителям классики только анодированный алюминий да синяя краска с эффектом «металлик».

Из анодированного алюминия у CS-100A сделана лицевая панель, которая буквально пестрит всякими тумблерами и индикаторами. Потенциометр Alps и переключатель входов — это всем понятно и привычно. Миниатюрные диоды для обозначения выбранного входа и режима работы — вполне себе решение. Но вот четыре тумблера для работы с подстройкой токов смещения…

Между лампами есть окошко со стрелочным индикатором для отслеживания уровня токов, а по бокам корпуса еще по четыре утопленных винта, с которыми вы можете скоротать время за подстройкой этих самых токов, которые куда-то сместились…

Возможно, для любителей ламповой техники эта процедура сродни настройке тонарма у виниловодов. Если так, то все вопросы снимаются автоматически. Хотя, конечно, так же автоматически и CS-100A мог бы токи под лампы настроить… Но это, наверное, совсем другая история.

С коммутацией инженеры Cayin, можно сказать, попали в точку. Ее хоть и не много, и нет балансных входов, но зато есть три линейных входа, один вход для подачи сигнала сразу на мощник и выход на сабвуфер.

Вход на Pre-In подает сигнал сразу на усилитель мощности — эта функция очень полезна и для интеграции в домашний кинотеатр, и для подключения к разным источникам, у которых уже есть свой предварительный усилитель.

А еще у Cayin CS-100 A есть клеммы для подключения колонок с импедансом и 4 Ома, и 8 Ом. Три пары клемм смотрятся нарядно. Если же заглянуть в схемотехнику, то там можно найти все, на что способны китайские инженеры с доступом к самым современным технологиям.

Для начала — есть так называемый «мягкий старт», который защитит ваши лампы от негативного влияния высоких токов в момент запуска. Очень полезная фишка, которая на максимально долгий срок оттянет подстройку токов смещения.

В остальном же производитель заявляет, что вся схема реализована на высоком уровне: почти везде — навесной монтаж с серебряными проводниками и только высококачественные конденсаторы и резисторы из углеродной пленки.

6V6

Лампы 6V6 начали выпускать вскоре после первого выпуска 6L6 в конце 30х годов. Этот младший брат менее мощный, чем 6L6 и ему не требуется мощный и дорогой трансформатор для того, чтобы нормально работать. Выходная мощность лампы 7-12 Вт. Это отличный выбор для домашних усилителей, таких как Fender Champ. Несмотря на меньшую мощность чем у 6L6, 6V6 на неё очень похожа. Низ большой и объёмный, верха искристые, но низы конкретно у этой лампы более упругие и легче управляемые, а верха более мягкие, в них нет той резкости и остроты, что у 6L6. Я также слышу более четкие средние частоты. В целом, 6V6 очень сбалансированная лампа. Верх яркий, а средние частоты не так задавлены. Атака более мягкая, хороший баланс верха, середины и низа, более спокойный тон. Несмотря на различия с 6L6, 6V6 также считается эпитетом американского звучания.

Секция оконечника

Итак, начнём с базовых понятий. Гитарный усилитель состоит из 3 основных частей: преамп (секция предусилителя), усилитель мощности (он же оконечник) и секция питания (трансформатор и всё, что после оконечника). Лампа-rectifier (выпрямитель) в секции питания довольно сильно влияет на звук

Также очень важно какая лампа стоит первой в предусилителе (на месте v1). Но мы сегодня говорим не о них, а о лампах, отвечающих за мощность и за громкость — о лампах в оконечнике

Они не только усиливают сигнал, приходящий к ним из предусилителя, но также добавляют в звучание свой характерный перегруз и частотный окрас. На мой взгляд, лампы оконечника играют наиболее важную роль в том, как в итоге звучит усилитель. Именно из-за различия ламп оконечника появились такие характерные термины как американское и британское звучание, а также разные другие подвиды и разновидности.

Представьте себе следующее: большинство hi-gain усилителей имеют ручку gain, которая управляет перегрузом на канале. Далее идёт ручка мастер громкости, чтобы мы могли настроить удобный для нас уровень. Таким образом получается, что мы можем играть с перегрузом и на небольшой громкости. Тот перегрух, что вы слышите в таком случае — это перегруз ламп предусилителя.

Как правило сам по себе он довольно фузовый, кучерявый (зависит от усилителя) или зернистый, отдача от этого звука очень небольшая, он не динамичен. Вы также заметите, что если поднимать ручку громкости, усилитель как будто начинает оживать, а звук — насыщаться, наполняясь частотами, становясь более динамичным и интересным. Это работают лампы оконечника.

Возьмем, к примеру, Deluxe Reverb, 22 Вт — классический американский чистый звук. Но подняв громкость до 5-6 усилитель начнёт перегружаться и этот звук будет совсем не похож на то как звучит ваша педаль перегруза. Вы заметите, что в нём больше обертонов, звучание более полное, насыщенное, динамичное. Усилитель более отзывчив к вашей игре и ручке громкости на гитаре. Это и есть основные характеристики перегруза ламп оконечника. Когда лампа в усилителе начинает перегружаться (происходит т.н. брейк ап), кажется что в звук добавляется немного компрессии вместе с перегрузом

Важно, однако, не забывать, что в нашем примере частично за перегруз также отвечают лампы в предусилителе.

Именно сочетание перегруза ламп преампа и оконечника даёт тот самый вкусны и волшебный результат!

Лампа мощности — это одно из последних звеньев в цепи построения гитарного звука. Она стоит усилителе прямо перед выходным трансформатором. Различные типы ламп в мощнике определяют характер звучания вашего усилителя. Знайте, что общее звучание состоит из частей. И каждая из этих частей очень важна. Преамп, эквалайзер, оконечник, трансформатор, динамики — все эти вещи в конечном итоге и дают тот звук, за который мы готовы платить такие бешеные деньги. Одни только лампы мощности ничего не решают. Но сегодня речь пойдёт именно о них.

EL34

Лампу EL34 впервые выпустила компания Mullard в 1953 году. Она обладает примерно одинаковой мощностью с 6L6 (11-30 Вт). В популярных моделях усилителей обычно используется пара или квартет (4) ламп EL34, что даёт на выходе 50 или 100 Вт соответственно. EL34 — отвечает за тот самый британский звук. В основном из-за того, что её особо часто использовала в своих усилителях компания Marshall.

Electro Harmonix EL34

Mullard EL34

EL34 совсем не похожа на 6L6 или 6V6 по звучанию. Низ более четкий, с хорошим презенсом. Звук в целом не такой округлый и объёмный, но в целом с хорошим презенсом. Верха мягкие, прозрачные, не слишком искристые. Середина — вот за что все любят эти лампы. Середина звучит насыщенно и полно, но не через чур. Этот звук идеально сочетается с гитарными частотами. Звук очень богатый и при этом нет ощущения, что просто задрана середина. Всё очень сбалансировано и отлично сидит в пачке. Идеальная лампа для соло-гитаристов. Когда EL34 перегружается, звук компрессируется и начинает по-настоящему кричать. Обалденный сустейн — я думаю, это связано с тем, как лампа ведет себя на средних частотах — очень динамично. EL34 — отличная лампа, если вы любите играть громко и очень хорошо подходит для хай-гейн ситуаций.

Характеристики

Как и все лампы с префиксом E, использующие обозначение трубки Малларда – Филипса , EL34 имеет напряжение нагревателя 6,3 В. В соответствии с техническими данными, содержащимися в старых справочных руководствах по электронным лампам, пара EL34 с напряжением пластины 800 В. может производить выходную мощность 90 Вт в классе AB1 в двухтактной конфигурации. Однако такая конфигурация встречается редко. Одно из применений этого типа было в усилителях громкоговорителей «Australian Sound», обычно используемых в государственных школах Австралии в 1950-х годах, с использованием четырех EL34 на ~ 200 Вт. Чаще встречается пара EL34, которые работают с классом AB1 в двухтактном режиме около 375–450 В и производят выходную мощность 50 Вт (если используется фиксированное смещение), в то время как четыре EL34, работающих с классом AB1 в двухтактном режиме, обычно работают где угодно. напряжение пластины от 425 до 500 В и мощность 100 Вт. Эта конфигурация обычно встречается в гитарных усилителях .

Текущее производство JJ E34L, версия с синим стеклом

EL34 представляет собой пентод, а 6L6, который обеспечивает аналогичный диапазон выходной мощности, представляет собой лучевой тетрод, который RCA называют лампой мощности луча . Хотя силовые пентоды и лучевые тетроды имеют некоторые различия в своих принципах работы (формирующие луч пластины лучевого тетрода или пятый электрод (3-я сетка) пентода, оба служат для предотвращения возврата непоглощенных электронов с анода (или пластины) к 4-му электроду (2-я сетка)) и имеют некоторые внутренние конструктивные отличия, они функционально практически эквивалентны. В отличие от 6L6 (EIA base 7AC), EL34 имеет подключение к электросети 3, подключенное к отдельному контакту (Pin 1) (EIA base 8ET), и его нагреватель потребляет 1,5 А по сравнению с нагревателем 0,9 А в 6L6. Тем не менее, Sylvania (и, возможно, GE) продавала трубку как 6CA7, которая была не только в совершенно другой оболочке «толстого мальчика», но и использовала пластину формирования луча, очень похожую на 6L6. Осмотр слюдяной прокладки наверху трубки подтвердит отсутствие решетки-глушителя. Хотя эти лампы имеют схожие (но не идентичные) характеристики, они сделаны по-разному.

Подходят лампы EL34 российского производителя Светланы.

EL34 был представлен в 1949 году Philips , материнской компанией Mullard . Хотя они больше не производятся, они производятся , среди прочего, компаниями JJ Electronic , Shuguang, Svetlana и Reflector ( Sovtek , Electro-Harmonix , Tung-Sol и другие). Некоторые фирмы производят соответствующую лампу под названием E34L, которая рассчитана на более высокое напряжение смещения сети , но может быть взаимозаменяемой в некотором оборудовании.

Принципиальная схема

В первом каскаде (рис. 1) работает один из триодов лампы 6Н8С. Лампа выбрана после прослушивания в данной схеме нескольких типов в различных режимах и имеет на взгляд (ухо?) автора несколько преимуществ. Ее звуковая сигнатура отличается естественностью, а построение стереопанорамы — точностью и глубиной.

Если усилитель изготавливается в виде моноблоков, разумно применить одиночные триоды 6С2С — даже с несколько лучшим результатом. Могут подойти также и 6С5 (6С5С).

Примечание. Возможно, кому-то понравится звук лампы 6Н1П, которая также неплохо работает в данной схеме, но автор считает ее звучание здесь резковатым.

Небольшой по величине резистор автоматического смещения не шунтируется конденсатором, что создает небольшую местную ООС с линеаризующим действием. Кроме того, отсутствие конденсатора снимает проблему его влияния на звук, которое почти никогда не бывает положительным.

Для выходного каскада также после проб выбрана лампа EL34 в три-одном включении.

Совет. Постарайтесь ее найти, она порадует вас упругим басом, гармоничным тональным балансом — прекрасный прибор!

Существовал и ее отечественный аналог, правда, малораспространенный — 6П27С. Несколько хуже будут 6ПЗС (в этом случае предпочтительнее 6ПЗС-Е), ГУ-50. При соответствующем перерасчете выходного каскада можно попробовать 6Н5С (6Н13С), по паре включенных в параллель EL84 (6П14П), 6П1П, 6П6С (все — в триодном включении) или 6С19П.

И наконец, кто располагает лампами 6СЗЗС или 6С41С, может и с ними поэкспериментировать, умощнив источник питания и понизив анодное напряжение. Хотя, строго говоря, мощность первого каскада в данной схеме для их «раскачки» недостаточна.

На схеме (рис. 1) показана цепь общей отрицательной обратной связи (резистор R7), введенная с целью снижения интермодуляционных искажений. Однако в авторском варианте ОС не включена.

Примечание. Автор настороженно относится к применению общей ООС в подобных схемах, тем более, что в данном усилителе с выключенной ОС искажений не слышит. Послушайте и определите, как вам больше нравится.

Схема содержит совсем небольшое количество элементов, но качество каждого очень важно. Здесь мы изложим некоторые желательные «излишества», хотя и в минимальном варианте звучание усилителя вас не огорчит

Начнем с регулятора громкости. Если вам доступен дискретный переключатель высокого качества — лучше применить его, собрав схему L-аттенюатора. На практике бывает достаточно всего 5-6 положений.

Резисторы R2—R5 типа МЛТ-2. R2 выполняет защитную функцию при возможном нарушении контакта в движке потенциометра Rl. R6 можно набрать из четырех МЛТ-2 в смешанном соединении или применить проволочный остеклованный мощностью 10 Вт. Допуск номиналов всех резисторов — 5%.

Конденсатор для цепи катода выходной лампы лучше приобрести импортный — из наших деталей подойдет разве что К50-35. Но наилучшим решением будет применение здесь полипропиленовых или бумажных (МБГЧ или МБГП) конденсаторов емкостью хотя бы 50—60 мкФ.

Выходной трансформатор заслуживает отдельного разговора. Если ориентироваться на его самостоятельное изготовление, сечение железа следует выбрать около 10 см2 (можно немного больше).

Намотка секционированная — чередование 5 слоев «первички» (2500 витков, 00,25 мм) и 4 слоев «вторички» (300 витков, 00,6 мм). Сделайте отводы от 240-го и 270-го витка для настройки под конкретную акустику.

Автору больше нравится звучание трансформаторов на Ш-железе, но можно применять и ленточный сердечник. Многое зависит от качества стали — лучше всего использовать сердечник от какого-либо звукового трансформатора (кинотеатральная аппаратура, ламповые радиоузлы и т. д.). Толщина немагнитной прокладки при сборке — около 0,15 мм.

Если применяете межобмоточную изоляцию из конденсаторной бумаги, то лучше пропитать собранный трансформатор парафином для повышения электрической прочности и фиксации витков.

Автор использует для изоляции тонкую сантехническую ленту «ФУМ» (белого цвета). Она хорошо фиксирует витки, обладает свойствами отличного диэлектрика. И если трансформатор при этом намотан аккуратно (витки по краям не проваливаются и т. п.), его можно и не пропитывать.

Заявление [ править ]

EL34 широко использовался в мощных аудиоусилителях 1960-х и 1970-х годов, таких как популярные и Leak TL25 (моно) и Stereo 60, а также широко используется в гитарных усилителях высокого класса, потому что он обладает характеристиками. за счет большего искажения (считается желательным в этом приложении) при более низкой мощности, чем другие восьмеричные лампы [ необходима цитата ], такие как 6L6 , KT88 или 6550 . EL34 используется во многих британских гитарных усилителях и ассоциируется с «британским тоном» ( Vox , Marshall , Hiwatt , Orange) по сравнению с 6L6, который обычно ассоциируется с «американским тоном» ( Fender / Mesa Boogie ; более ранние классические усилители Marshall «Plexi» также использовали KT66 , лучевой тетрод, аналогичный 6L6).

↑ Настройка усилителя

Тут я полностью цитирую Манакова: Первый каскад настраивается по падению постоянного напряжения 1,8-2 В в контрольной точке на катодном резисторе подбором номинала этого резистора. Второй каскад настраивается по падению постоянного напряжения в контрольных точках на катодных резисторах 1 Ом ламп выходного каскада, путём регулировки напряжения смещения на управляющих сетках этих ламп. Падение напряжения на них должно быть 0,035-0,04 В, что соответствует току анода каждой лампы 35-40 мА. Наиболее «экономные» могут снизить токи выходных ламп до 25-30 мА. Я думаю, излишне напоминать о том, что все эти настройки нужно производить в режиме молчания. По переменному напряжению фазоинверсный каскад настраивается при подаче переменного напряжения около 0,5 В с частотой 3 кГц на сетку левого триода лампы 6Н9С, подстроечным резистором в цепи сетки правого триода лампы выставляется одинаковое по величине переменное напряжение на анодах лампы. При этом нужно пользоваться вольтметром с входным сопротивлением не менее 1 мегОм.

Добавлю лишь, что при использовании ламп EL34, токи покоя можно (и нужно!) смело поднимать примерно до 56 — 60 мА, при анодном напряжении около 350 В.

Зажигаем лампы

Все случилось достаточно быстро: Cayin CS-100A лишь немного медлил после включения, но очень быстро пришел в себя и щелчком реле дал знать, что готов к работе. Здесь под руку попался пульт, который сделан очень добротно. Всюду металл, даже на кнопках, и фрезерованные торцы. Такой и вправду приятно держать в руках.

Функций у него — самый необходимый минимум: изменить громкость, выбрать другой вход и… выбрать режим работы усилителя. Триодный или ультралинейный — у каждого из этих режимов есть и свой личный индикатор на лицевой панели, и свой личный звук. Это как иметь два разных ЦАПа в системе с возможностью менять звук с помощью пульта.

Надо сказать, что эта игра затягивает. Хочется и так послушать, и эдак. В конце концов, можно вообще забыть о причине, по которой мы зажгли лампы. Поэтому на первых этапах прослушивания триодный и ультралинейный режимы переключались до тех пор, пока не была выявлена их жанровая принадлежность.

А теперь — поехали!

EL84

EL84 очень популярная лампа, ее любят многие гитаристы и производители гитарных усилителей. Максимальное рабочее напряжение EL84 — 300 Вольт, а мощность 17 Вт, тем не менее, многие производители заставляют работать эту лампу под напряжением 400 В. В итоге, эти лампы весьма недолговечны. Зато в отличие от остальных участников обзора эти лампы самые дешевые

Electro Harmonix EL84

Лампа EL84 — это основа звучания “Leeds”. За этот звук отвечает компания Vox. У лампы EL84 свой особенный тембр, упругие низы, яркий верх и очень интересная середина, которая начинает прорезать, когда мы перегружаем оконечник. Чистый звук яркий и пружинистый, а перегруз звучит как будто середина намеренно задрана, при этом остается плотный низ и искристые верха. Большинство усилителей на EL84 сделаны как будто бы специально для того, чтобы резать микс как ножом масло. А с тех пор, как пошла модная тенденция к маломощным усилителям, многие производители стали активно использовать EL84 в своих схемах

Заключение

Итак, мы охватили 4 самых популярных типа ламп. Есть и другие, а также разновидности уже названных выше. Но именно эти 4 лампы — это основа, на которой строится представление о звуке лампового гитарного усилителя. Не забывайте, что лампы в оконечнике — это еще не весь звук. Преамп, секция управления частотами, трансформатор, динамики и все остальные запчасти очень важны. Вы разве не знали, что красный кабинет звучит не так как чёрный? Ну теперь вы точно сможете разобраться в том, в каком направлении вы хотите двигаться, чтобы получить ВАШЕ фирменное звучание. Статья очень субьективная, как и любое описание звука словами. Разные люди слышат по-разному. Самый лучший способ — послушать своими ушами. Доверяйте только самим себе!

Кстати, какие лампы используете вы?

Максим Иванов, (с) KOMBIK.COM

схем гибридного усилителя низкой частоты. Гибридные усилители

Добрый день.

После долгого перерыва продолжаю рассказ о проекте гибридного усилителя.

Внимание: Я медлительный: редко сюда пишу, чаще всего когда хочу отдохнуть от работы)). А все новое и интересное, неизменно свежее, сразу попадает в Инстаграм. Нажмите ЗДЕСЬ, зайдите в мой аккаунт и подпишитесь 🙂 Я всегда буду очень рад за вас! Приятного чтения 🙂

В прошлый раз мы определились со структурой будущего усилителя. В качестве «гармонизатора» мы решили использовать ламповый предусилитель.

Теперь пришло время выбрать тип каскада и лампу к нему. Предусилитель должен придавать звуку «мягкий ламповый цвет». Для этого, на наш взгляд, необходимо воспроизвести характерный спектр искажений, аналогичный показанному на рисунке:

Примечание: уровни гармоник даны относительно уровня основного сигнала (представлен на график по первой гармонике)

Спектр короткий, быстро спадающий, с явным преобладанием второй гармоники. Если бы не было гармоник выше второй, то спектр можно было бы считать идеальным для наших целей.

Хорошо замаскированная и «гармоничная» (за счет интервала с основным тоном в одну октаву) вторая гармоника увеличивает «насыщенность» и кажущуюся «детальность» звука. Это характерно (хотя и в меньшей степени) и для четвертой гармоники.

Любые другие гармоники более высокого порядка нежелательны. Они плохо маскируются и не отличаются «музыкальностью». Их уровень должен лежать ниже уровня шума каскада.

Такие «ламповые» искажения можно получить из простых ламповых каскадов. Мы рассмотрим только два возможных варианта. Первый вариант — классический каскад с резистивной нагрузкой в ​​аноде. Второй вариант – каскад с динамической нагрузкой (СРПП).

Забегая вперед, хочу сказать: вариант с динамической нагрузкой был исключен практически сразу. Причина исключения… слишком высокая линейность. Мы хотим раскрасить звук, и на этот раз высокая линейность будет только мешать.

Тем не менее, мы все же представим результаты измерений каскадов СРПП. Они понадобятся нам в следующем проекте.

Теперь займемся лампами.

Возьмем небольшой набор ламп, для которых мы хотели бы увидеть спектр. Рассмотрим только самые распространенные лампы. Это пальчиковые 6Н1П и 6Н2П

и их условные «аналоги» (хотя и не в прямом смысле) 6Н8С и 6Н9С.

Мы выбрали пальчиковые из-за их доступности, распространенности и простоты использования в нашем усилителе. Восьмеричный — для сравнения.

Итак, приступим к измерениям.

Примечание: при проведении измерений задача получения точных данных для конкретных экземпляров ламп не ставилась. Возникло желание сравнить спектры и их изменение при смене схем и режимов. Поэтому графики спектров усреднены по нескольким независимым измерениям. Данные округлены.

Измерения мы начали с лампы 6Н1П, включенной в каскад с динамической нагрузкой. Варьирование режимов (в разумных пределах) незначительно влияло на результирующий спектр. Один из вариантов (мы планируем применить его в следующем проекте) показан на рисунке:

Измерения проводились на разных частотах (50Гц, 1КГц, 10КГц) и с разной амплитудой выходного сигнала (10В, 20В). Но так как состав и уровень спектра искажений не менялись в зависимости от частоты, здесь приведу графики только для частоты 1 кГц.

В испытаниях участвовали лампы разных годов выпуска (с 65 по 92). Для всех образцов результаты оказались достаточно близкими. R разброс относительно среднего значения не превышал 5 дБ. Вот усредненные графики спектра:

На мой взгляд каскад показал очень хорошую линейность. При амплитуде выходного сигнала 10В присутствует только вторая гармоника и ее уровень составляет примерно 0,06%. Такой спектр можно считать «идеальным». С увеличением амплитуды выходного сигнала наблюдается рост искажений, но их спектр и уровень остаются приемлемыми.

Итог: Каскад с динамической нагрузкой на лампе 6Н1П показал хорошие результаты. Но это не подходит для текущего проекта. Нам не нужна такая высокая линейность. Тем не менее, запомним схему и результат, они нам пригодятся в дальнейшем.

Вот и все. В следующий раз будем сравнивать лампы в каскаде с резистивной нагрузкой.

С уважением, Константин Михайлович

Приглашаю в гости, посмотреть все самое новое и интересное 🙂 Буду рад общению):

ГИБРИДНЫЙ УСИЛИТЕЛЬ

Многие слышали и наверняка делали ламповые УНЧ, кто-то говорит, что их звук самый лучший, а кто-то скажет, что транзисторы ничем им не уступают и намного круче по параметрам.

Делал и то, и другое и готов сделать окончательный вывод: в крутом усилителе звука — и лампы, и транзисторы, каждому свое:

Лампы в подъезде работают отлично, а как стильно смотрятся!, и полевые транзисторы на выходе — и не надо огромных выходных трансформаторов.

Вот схемы, которые я тестировал в процессе экспериментов и все они отлично сработали!

А вот пример практической реализации одного из гибридных УНЧ по схеме ниже:

Для этого усилителя я использовал N-канальную схему на полевых транзисторах из радиожурнала. Нижняя часть корпуса размером 15х20 см из сантиметрового алюминиевого листа используется как общий радиатор для транзисторов. Питание последнего получается через обычный диодный мост и две емкости по 10000 мкФ. Гул переменного тока не слышен. 200 В для анода берется с помощью 12-вольтового маленького транса на 10 Вт, подключенного наоборот к вторичке основного трансформатора. Для индикации положения уровня громкости — ставим синий светодиод через кусок оргстекла. Для красоты — лампы снизу подсвечены красными светодиодами. Разница на слух между 6Н6П и 6Н2П практически не заметна. Регулировка заключается в установке нужного тока покоя (в пределах 0,3 — 1 А). И последнее: не экономьте на радиаторе! Класс «А» потребует очень приличного охлаждения. Например, радиатор для 100-ваттного СНЧ класса «А» мака весит 8 кг! В качестве источника питания такого усилителя можно использовать электронный трансформатор, как в

По многочисленным просьбам радиолюбителей представляю усовершенствованную и более полную схему гибридного УНЧ с подробным описанием, перечнем деталей и схемой блока питания. Лампа на входе схемы гибридного УНЧ 6Н6П заменена на 6Н2П. Также можно поставить в этот узел и более распространенные в старых лампах 6Н23П. Полевые транзисторы взаимозаменяемы с другими аналогичными — с изолированным затвором и током стока 5А и выше. Переменный R1 — 50 кОм — качественный переменный резистор для регулятора громкости. Можно поставить до 300кОм, ничего не ухудшится. Обязательно проверьте регулятор на отсутствие шорохов и неприятного трения при вращении. В идеале следует использовать ALPS WG — японскую компанию, производящую регуляторы качества. Не забывайте о контроле баланса.

Подстроечный резистор R5 — 33 кОм вставляет нулевое напряжение на динамик в бесшумном режиме УНЧ. Другими словами, подав питание на транзисторы и вместо динамика (!) подключив мощный резистор 4-8 Ом 15 Вт, добиваемся на нем нулевого напряжения. Измеряем чувствительным вольтметром, так как должен быть абсолютный ноль. Схема одного канала гибридного УНЧ показана ниже.


Остальные резисторы 0,125 или 0,25 Вт. Короче, любой маленький конденсатор А 10000мкФ можно смело уменьшить до 100мкФ, и нарисован он так по старому обозначению. Все конденсаторы для питания и питания ставим на 350В. Если тяжело дойти до 6,8 мкФ, ставим не менее 1 мкФ (я так и сделал). Транзистор управления током покоя заменить на КТ815 или КТ817. На звук это не повлияет, просто корректирует ток там. Естественно, нужен еще один экземпляр гибридного УНЧ для второго канала.


Для питания транзисторов нужен двухполярный источник +-20(35)В с током 4А. Можно на обычном трансформаторе. Так как большой мощности не требовалось, поставил транс на 60 ватт от видеомагнитофона с соответствующим уменьшением выходной мощности. Фильтрация простая — диодный мост и конденсатор. При токе покоя 0,5А достаточно емкости 10000 мкФ на канал. Конденсаторы С3, С4, С5 на 160В, не менее. Или на всякий случай больше. R8 — небольшой подстроечный резистор — подкручивается отверткой. Задает ток покоя выходных транзисторов (при отсутствии сигнала). Необходимо выставить ток от 0,3А — режим АВ до 2А — режим А. Во втором случае качество звука намного лучше, но греться будет не слабо. Его можно использовать для питания с дополнительным кольцом и обмотками по 12 витков — на него идет 12В от трансформатора, а два по 20В — вторичка. При этом диоды моста должны быть высокочастотными, простые КД202 сгорят в момент.


Питаем накал 12 вольт, последовательно соединив накала обеих ламп. Напряжение анода 300В я взял с помощью небольшого трансформатора (5 ватт) от китайского многовольтового адаптера. Запитать от той пародии ничего нельзя, кроме светодиода, а в этом гибриде он встал на свои места. На его 15-вольтовую вторичку подаем 12В от электронного (или обычного) трансформатора, а напряжение с сети 220-вольт снимаем. Ток, конечно, не ахти, но обе лампы 6Н2П потребляют по аноду всего 5мА, так что больше им и не надо.

Обсудить статью HYBRID ULF

Лампы остались мало у кого, но их еще можно приобрести, поэтому ламповая аудиотехника вызывает неизменный интерес у радиолюбителей. Даёшь тот самый тёплый ламповый звук, давно ставший мемом, который любят лепить к месту и не очень. А теперь попробуем совместить старую ламповую аудиоаппаратуру с более современной элементной базой. Можно получить просто волшебный звук.

Усилитель собран по классической однотактной схеме. В процессе настройки я изменил некоторые номиналы резисторов. Значит нужно было подобрать R23, R34 так, чтобы напряжение на анодах лампы 6п14п было 190в. Затем подбором R45 устанавливаем анодное напряжение на лампе 6н3п 90-110в.

В качестве темброблока использовал схему на BA3822LS. Этот чип имеет хорошие технические параметры и стоит недорого. Основное преимущество его использования – отсутствие огромного количества экранированных проводов и экранов, при отсутствии сигнала не было слышно посторонних шумов. Собранный темброблок подключить к входу лампы УНЧ через подстроечные резисторы номиналом 100 кОм.


При изготовлении блока питания использовал готовый трансформатор ТС270 и немного намотал витки поверх обмоток.

В обоих каналах используется один выпрямитель. Выходные трансформаторы полностью самодельные, типа ТС-20.

Мотаем их так: первичная обмотка содержит 94 витка провода 0,47 и 900 витков провода 0,18 короче, в итоге должно получиться вот так 94/900/94/900/94/. Первичная обмотка включена последовательно, вторичная параллельно.

Для корпуса взял листы трех миллиметрового алюминия. Ручки регулировки я взял от дюралюминиевых мебельных ручек, просверлил отверстия нужного диаметра и через термоусадку надел прямо на переменные резисторы.


Питание лампового каскада осуществляется от нестабилизированного источника 300…350 вольт. Напряжение накала 6,3 В не нуждается в выпрямлении и стабилизации. Накал ламп правого и левого каналов усилителя можно подключить к одной обмотке трансформатора, но анодные цепи рекомендуется сделать раздельными.


Аудиальный тест усилитель прошел на отлично — кристально чистый звук особенно в середине и на верхах звукового диапазона.

Входной усилитель выполнен на паре полевых транзисторов 2SK68A и на высоковольтных двухполюсных 2SC1941 образующих каскад, выполняющий роль фазоинвертора для выходного двухтактного каскада на EL34 в триодном включении. Эта гибридная схема полевого транзистора и лампового усилителя мощности представляет собой очень качественное звукоусиливающее оборудование высочайшего класса, поэтому монтаж и пайка должны производиться с особой тщательностью и вниманием.


Статическая балансировка усилителя осуществляется подстроечным резистором 5 кОм в цепи подачи фиксированного смещения на управляющие сетки, а динамическая балансировка подстроечным резистором 2 кОм в цепи питания коллекторов биполярных транзисторов. Несмотря на то, что в схеме присутствуют транзисторы, усилитель выполнен без обратной связи и имеет чистый «ламповый» звук.

Гибрид УМЗЧ 70 Вт

Этот гибридный УМЗЧ обеспечивает полную полосу мощности от 30 Гц до 100 кГц и частотную характеристику слабого сигнала от 10 Гц до 170 кГц. С функцией усилителя напряжения и фазоинвертора справляется каскад на составных транзисторах Q1Q3, Q2Q4 с генератором тока Q8 в эмиттерных цепях и усовершенствованным токовым зеркалом Q5Q6Q7 в коллекторных цепях.


Регулировка фиксированного смещения на управляющих сетках радиоламп осуществляется резистором R15 так, чтобы начальные анодные токи были около 40 мА. Выходной тороидальный трансформатор VDV3070PP Amplimo был куплен на интернет-аукционе. Первичная обмотка имеет сопротивление 2757 Ом, номинальная мощность 70 Вт.

Эта схема гибридного усилителя выдает мощность 80 Вт на нагрузку 8 Ом при гармонических искажениях 0,04%, полосе частот 5 Гц-35 кГц (20 Вт, -3 дБ) и сигнале — отношение шума к шуму более 100 дБ.


Единственный каскад усиления напряжения в схеме построен на биполярном транзисторе 2SC2547E с динамической нагрузкой на триоде ECC88.

Выходной каскад выполнен в виде двухтактного истокового повторителя на комплементарной паре мощных полевых транзисторов IRF640, IRF9640. Их рабочая точка задается триммером PR1 при регулировке.

Конденсатор С2 и резистор R9 используются для формирования схемы сложения напряжения, привычной для транзисторных усилителей. В этой схеме он помогает лампе V1 обеспечить нормальную раскачку выходного каскада при относительно низком анодном напряжении.

Звуковой сигнал через регулятор громкости на резисторе R1 поступает на триод VL1.1 (управляющая сетка) усилителя, и усиливается. Отрицательный потенциал смещения слегка блокирует триод, образующийся на его управляющей сетке, с помощью анодного тока, проходящего через резисторы R3 и R4, расположенные в катодной цепи. На этих сопротивлениях будет падать напряжение, поэтому относительно минусовой шины на катоде лампы будет присутствовать положительное напряжение примерно +1,7В.


На управляющей сетке лампы-усилителя, по сравнению с катодом, будет отрицательный потенциал смещения, так как сетка имеет общий контакт через резистор R1 с землей. Для уменьшения влияния ОС в схеме лампового усилителя имеется сопротивление R3, которое зашунтировано электролитической емкостью С1. Резистор R2 играет важную роль в нагрузке анодной цепи лампового усилителя. Напряжение сформированного на нем усиленного звукового сигнала через разделительный конденсатор С2 подается на управляющую сетку лампового пентода. Через первый выходной трансформатор усиленный им сигнал поступает на громкоговоритель усилителя.

Резистор R8 и конденсатор С7 выполняют ту же функцию, что и аналогичные элементы в первом каскаде. C6 и R6 предназначены для изменения тембра звука. С помощью резистора R9 получается вторая цепь отрицательной обратной связи. Захватывая оба каскада лампового усилителя, он снижает уровень нелинейных искажений и создает максимально плавное усиление звукового сигнала по отношению ко всему звуковому диапазону частот.

Второй трансформатор лампового усилителя намотан на магнитопроводе сечением 10 см (Ш22 х 40). Первичная обмотка — провод ПЭВ-1 0,2-0,25 мм 1040 витков. Вторичная обмотка имеет 965 витков того же провода, у третьего 34 витка намотаны проводом ПЭВ-1 0,6-0,8 мм.

Первый трансформатор типа ТВЗ21. Допускается использование любого выходного трансформатора от лампового телевизора.

Совместить любимую многими тембровую окраску, натуральность звучания и устойчивость к перегрузкам ламповых усилителей с надежностью, долговечностью и точностью воспроизведения высокочастотных транзисторных конструкций. Идея далеко не новая. Сегодня мы поговорим о современных гибридных Hi-Fi усилителях.

На заре становления колонки AuDDiolab рассказываю об этом интересном классе устройств. Пришло время уделить ему должное внимание. В чем суть борьбы за создание гибридного усилителя? Ведь «чистокровный» ламповый аппарат класса А вполне способен воспроизводить музыку более чем хорошо. Да, это действительно так.

Richter Sorcerer — это мечта многих аудиофилов

Но даже у класса А есть ахиллесова пята. Тот самый фатальный изъян, ограничивающий его повсеместное распространение. А это экспоненциальный рост сложности проектирования и стоимости такого усилителя при попытках довести его мощность до сколько-нибудь серьезных показателей. Дело тут в том, что без просто заоблачных требований к качеству элементной базы и монтажу, да еще и к организации питания прибора добиться коэффициента нелинейных искажений (КНИ), укладывающегося в каркас Hi-Fi. Поэтому ламповые однотактники класса А остаются маломощными, но выдающимися решениями поразительно качественного звучания.

Невероятно, но КНИ 1,2% для мощных ламповых усилителей считается хорошим показателем.

Именно здесь возникает потребность в альтернативном решении, способном одновременно обеспечить сравнимый уровень звука и высокую мощность. И быть экономически выгодным. Таким образом, возникла потребность в мощных гибридных усилителях.

Гибридный монстр Magnat RV 3. 2 x 200 Вт и 1% THD. Показатели, недостижимые для простой «лампы»

Но рынок не живет силой одного! Есть и другая крайность — усилители для наушников. Где помимо мощности, достаточной для раскачки высокоимпедансных наушников, требования к уровню КНИ выходят на совсем другой уровень. Наушники Hi-Fi по умолчанию являются гораздо более точным инструментом, чем акустика. И все грехи за усилителем они обязательно «озвучат». Непосредственно в слуховые проходы слушателя. А потому было бы здорово обуздать «холодный нрав» ламп, минимизировав искажения, и максимально удешевить конструкцию. Так появились гибридные усилители для наушников. Часто простые, относительно дешевые бестрансформаторные решения. Но многие модели действительно способны выдавать звук такого уровня, что «чистокровным» ламповым аналогам приходится обильно краснеть.

Apex Peak/Volcano заставит ваши наушники петь

Конечно, на этом список разновидностей «гибридов» не заканчивается. Любая современная «ламповая» микросистема для плееров и смартфонов на практике оснащается гибридным усилителем. Самсунг, Рот, Фэтмен. У этого списка нет конца. Достаточно вспомнить тот же кикстартер.

Ясно одно — в обозримом будущем «классическим» ламповым решениям будет место только в сегменте предельного Hi-End. А почти бюджетные и средние по цене куски лампового пирога полностью перейдут на гибридные конструкции.

Стерео гибридный ламповый усилитель. 149 долларов. Без комментариев

Так в чем их секрет? Ответ прост — в транзисторном управлении режимами работы ламп. По сути, небольшое количество транзисторных элементов с минимальной обвязкой может заменить длинные, дорогие и в то же время повышающие уровень КНИ «гирлянды» конденсаторов, сопротивлений и прочих элементов, призванных удерживать ламповое отверстие в рамках приличия при использовании старых -модные методы. С одной стороны, мы получаем повышение достоверности звучания, а с другой — упрощение (а значит, и удешевление) конструкции.

Простота – залог отличного звука

Да, многие маститые «гуру» аудиофилов до сих пор не воспринимают всерьез такие решения, потому что они якобы содержат обратную связь, негативно влияющую на звук. На практике транзисторные элементы в таких схемах не играют роли элементов усиления сигнала. Поэтому к таким опасениям не стоит относиться серьезно.

На сегодня все. Настоятельно рекомендую всем читателям рубрики AuDDiolab по возможности познакомиться со звучанием «гибридов». Возможно, это именно то, что многие из вас искали. А также пишите в комментариях, если вам будет интересна серия материалов по сборке гибридного усилителя своими силами. Если я пойму, что набрана «критическая масса» отзывов, такой проект не заставит себя долго ждать. Увидимся позже! 🙂

Если вы нашли ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Ламповый усилитель на 6п14п параллельно. Как собрать простой ламповый усилитель

Предлагаю вашему вниманию хорошо воспроизводимую, проверенную схему лампового УНЧ с параллельно включенными лампами на базе УНЧ начального уровня. Когда-то меня заинтересовала схема лампового УНЧ начального уровня. Повторил, результатом остался доволен. Посидев и подумав, решил переделать эту схему в более мощный вариант. В стерео варианте получилось на две лампы больше, но оно того стоит. Лампа 6н3п имеет в своей колбе две независимые лампочки. Было решено собрать по схеме 6н3п+6п14п+6п14п. Методом проб и ошибок выяснил, что целесообразнее всего использовать обе половинки 6н3п, на каждую 6п14п, они, в свою очередь, соединены между собой анодами. Многие авторы подобных статей предлагают параллельное подключение одинаковых пентодов, как на входе, так и на выходе. Никакой ощутимой прибавки в ваттах такое схемотехническое решение не дает. К тому же появляются заметные искажения звука и избавиться от них достаточно сложно. Все-таки лампа на лампу разная, пусть обе новые и не работали. И приходится усложнять ООС, что тоже ни к чему путному не приводит.

В процессе небольшой настройки избавился от ООС полностью. Разницы не услышал. Однако в варианте с одним 6п14п ООС все равно нужен. В результате получился УНЧ с максимальной выходной мощностью около 8,8 Вт. Если входы 6п14п соединить между собой и пустить дальше по схеме, то в этом варианте максимальная мощность всего 5,7 Вт. Единственное, что стоит упомянуть, так это то, что в этой схеме нужно подобрать пентоды. Если надо задать какие, то появится фон переменного тока. Или пищит на малой громкости. Соответственно, 6н3п в идеале должен иметь две нормальные половинки, а не так, чтобы одна б/у, а другая новая. Результат от такой лампы будет тот же, даже если выбрать 6п14п. В общем, мне хватило десятка 6п14п и трех 6н3п, из них я выбрал самый оптимальный.

Теперь о выходных трансформаторах. Если у вас есть ТВЗ, то их можно сразу убрать подальше. Они вообще не подходят, так как выходное сопротивление при таком включении сильно отличается от обычного на одном 6п14п. Много было испорчено всякими трансами, перемотано и перекинуто. В итоге на глаза попались трансы марки ОСМ-0,016. Вот на них я получил просто отличный результат! Некоторый ветер на ОСМ-0,16. Зачем нужен такой транс на 160 ватт? Если выходная мощность ограничена 9Вт. Более чем достаточно 16 ватных трансов. Если таковых нет, то берите утюг от ТВК-110. Не поленитесь полностью намотать на него розетку с нуля. Это стоит того.

Теперь о намотке. Мотаем так: первый слой вторички 90 витков провода 0,47, далее 1500 витков первички проводом 0,18. Потом еще слой вторички 90 витков провода 0,47 и еще 700 витков первички того же провода. Бумажные прокладки между обмотками не прокладывал; в целях экономии места я проложил два слоя непрозрачного скотча. С прозрачным очень неудобно мотать. И плюс этого решения: обмотка надежно приклеена. Не создает шума во время работы. Подключаем первичку в после, вторичку параллельно. Если железо от ТВК, то вместо последних 700 витков намотайте 1200 витков. Замечу, что как ни крути, первичку придется мотать виток к витку, иначе все обмотки не влезут. Никаких бумажных прокладок между половинками утюга мы не ставим! Размеры ОСМ в собранном виде: высота 50 мм, толщина железа 32 мм. ТВК имеет несколько меньшую толщину. Выкладываю фото ОСМ и ТВК.

Все остальные нюансы читаем в статье УНЧ начального уровня. Таблица напряжений та же, не забывайте, с учетом того, что блок питания 320 вольт. Лично я их вообще не брал. Ставлю норму только на 6н3п. Пользуюсь этим уже пару лет. Работает по 12 часов в сутки, нареканий и поломок нет. Работает безупречно. Очень хорошие низы, глубокие и не плохо звучат ВЧ.

Несколько слов о деталях. Вся обвязка — резисторы 6н3п 0,125, кроме анодных. Там надо мощнее. Переменный резистор лучше найти сдвоенный импортный. Взял из старой китайской автомагнитолы. Отечественные никуда не годятся, неравномерная регулировка по каналам, да еще и шорохи всякие создают. Из украшательств поставил контрольную лампу 6е1п.

Отдельно про сетевой транс. У меня перемотанный ТС-100, еще семь ламп продуть, потребляют приличный ток в жару. Утюг горячий. Вообще электронные трансформаторы очень хорошо подходят после намотки. Но есть только один минус: приходится городить кучу цепочек фильтров. Если использовать только для обогрева, то фильтры не нужны и места занимает гораздо меньше.

Список радиоэлементов
Обозначение Тип Номинал Количество Заметка Оценка Мой блокнот
Первая схема
ВЛ1 двойной триод 6N3P 1 В блокнот
Диод

D223

1 В блокнот
Конденсатор 0,1 мкФ 400 В 1 В блокнот
Конденсатор 0,1 мкФ 1 В блокнот
Резистор 1 Выбор В блокнот
Резистор

1 МОм

1 В блокнот
Резистор

470 кОм

1 В блокнот
Резистор

3 кОм

1 В блокнот
Вторая схема
ВЛ1 двойной триод 6N3P 1 В блокнот
ВЛ1, ВЛ2 выходной пентод 6П14П 2 В блокнот
Конденсатор 0,068 мкФ 2 В блокнот
100 мкФ 350 В 1 В блокнот
Конденсатор 1 мкФ 2 В блокнот
электролитический конденсатор 330 мкФ 400 В 1 В блокнот
Конденсатор 0,1 мкФ 1 В блокнот
Переменный резистор 470 кОм 1 В блокнот
Резистор

390 кОм

2 В блокнот
Резистор

120 кОм

1 В блокнот
Резистор

220 кОм

1 В блокнот
Резистор

750 Ом

2 0,5 Вт В блокнот
Резистор

47 кОм

2 В блокнот
Резистор

3,9 кОм

1

Предлагаю вашему вниманию хорошо повторяемую, проверенную схему лампового УНЧ с параллельными лампами, на базе УНЧ начального уровня. Когда-то меня заинтересовала схема лампового УНЧ начального уровня. Повторил — результатом остался доволен.

Посидев и подумав, решил переделать эту схему в более мощную версию. В стерео варианте получилось на две лампы больше, но оно того стоит. Лампа 6н3п имеет в своей колбе две независимые лампочки. Было решено нарисовать схему 6н3п + 6п14п + 6п14п . Методом проб и ошибок выяснил, что целесообразнее всего использовать обе половинки 6н3п, на каждую 6п14п, они, в свою очередь, соединены между собой анодами.

Многие авторы подобных статей предлагают параллельное подключение одинаковых пентодов, как на входе, так и на выходе. Никакой ощутимой прибавки в ваттах такое схемотехническое решение не дает. К тому же появляются заметные искажения звука и избавиться от них достаточно сложно. Все-таки лампа на лампу разная, пусть обе новые и не работали. И приходится усложнять ООС, что тоже ни к чему путному не приводит.

Схема УНЧ с параллельно включенными лампами

В процессе небольшой настройки избавился от ООС полностью. Разницы не услышал. Однако в варианте с одним 6п14п ООС все равно нужен. В результате получился УНЧ с максимальной выходной мощностью около 8,8 Вт. Если входы 6п14п соединить между собой и пустить дальше по схеме, то в этом варианте максимальная мощность всего 5,7 Вт. Единственное, что стоит упомянуть, так это то, что в этой схеме нужно подобрать пентоды.

Если поставить какие, то появится фон переменного тока. Или пищит на малой громкости. Соответственно, 6н3п в идеале должен иметь две нормальные половинки, а не так, чтобы одна б/у, а другая новая. Результат от такой лампы будет тот же, даже если выбрать 6п14п. В общем, мне хватило десятка 6п14п и трех 6н3п, из них я выбрал самый оптимальный.

Детали лампового усилителя НЧ

Теперь о выходных трансформаторах. Если у вас есть ТВЗ, то их можно сразу убрать подальше. Они вообще не подходят, так как выходное сопротивление при таком включении сильно отличается от обычного на одном 6п14п. Много было испорчено всякими трансами, перемотано и перекинуто. В итоге на глаза попались трансы марки ОСМ-0,016. Вот на них я получил просто отличный результат! Некоторый ветер на ОСМ-0,16. Зачем нужен такой транс на 160 ватт? Если выходная мощность ограничена 9Вт. Более чем достаточно 16 ватных трансов. Если таковых нет, то берите утюг от ТВК-110. Не поленитесь полностью намотать на него розетку с нуля. Это стоит того.

Теперь о намотке. Мотаем так: первый слой вторички 90 витков провода 0,47, далее 1500 витков первички проводом 0,18. Потом еще слой вторички 90 витков провода 0,47 и еще 700 витков первички того же провода. Бумажные прокладки между обмотками не прокладывал; в целях экономии места я проложил два слоя непрозрачного скотча.

С прозрачным очень неудобно мотать. И плюс этого решения: обмотка надежно приклеена. Не создает шума во время работы. Подключаем первичку в после, вторичку параллельно. Если железо от ТВК, то вместо последних 700 витков намотайте 1200 витков.

Замечу, что как ни крути, первичку придется мотать виток к витку, иначе все обмотки не влезут. Никаких бумажных прокладок между половинками утюга мы не ставим! Размеры ОСМ в собранном виде: высота 50 мм, толщина железа 32 мм. ТВК имеет несколько меньшую толщину. Выкладываю фото ОСМ и ТВК.

Все остальные нюансы читаем в статье УНЧ начального уровня. Таблица напряжений та же, не забывайте, с учетом того, что блок питания 320 вольт. Лично я их вообще не брал. Ставлю норму только на 6н3п. Пользуюсь этим уже пару лет. Работает по 12 часов в сутки, нареканий и поломок нет. Работает безупречно. Очень хорошие низы, глубокие и не плохо звучат ВЧ.

Несколько слов о деталях. Вся обвязка — резисторы 6н3п 0,125, кроме анодных. Там надо мощнее. Переменный резистор лучше найти сдвоенный импортный. Взял из старой китайской автомагнитолы. Отечественные никуда не годятся, неравномерная регулировка по каналам, да еще и шорохи всякие создают. Из украшательств поставил контрольную лампу 6е1п.

Отдельно про сетевой транс. Я перемотал ТС-100 , надо еще семь ламп передуть, потребляют приличный ток в жару. Утюг горячий.

Как правило, электронные трансформаторы очень хорошо подходят после намотки. Но есть только один минус: приходится городить кучу цепочек фильтров. Если использовать только для обогрева, то фильтры не нужны и места занимает гораздо меньше.

Усилитель в сборе на знаменитых лампах ой 6Н6П в драйвере и 2 х 6П14П параллельно выходному каскаду.

Ка многие догадываются, что звук в ламповых усилителях отличается от обычных микросхем и транзисторов. Мне кажется, что-то даже лучше.

И даже внешне усилитель выглядит очень красиво и впишется в любую обстановку.

Схема лампового усилителя:


На схеме показан один канал УНЧ, активный фильтр и общее для обоих каналов питание +255 В. УНЧ собран на низкопрофильном металлическом шасси, имеет двухблочное исполнение. Силовой трансформатор вынесен в отдельный корпус для уменьшения помех, так как сами лампы и выходные трансформаторы чувствительны к магнитным полям.


Вид изнутри этого усилителя

В драйвере, послушав разные лампы, остановился на двойном триоде ВЛ1 6Н6П, но можно использовать 6Н1П, 6Н2П, 6Н3П…6Н23П, т.к. схема каскодная с автоматическим смещением, то без подбора номиналов резисторов R7 и R8 каскад будет абсолютно рабочий с любыми лампами, имеющими такое же расположение выводов. Затем при желании можно будет подобрать сопротивление этих резисторов для установки рекомендуемого режима работы для того или иного типа лампы. Если коэффициент усиления драйвера недостаточен, можно взять лампу с большим Ку или шунтировать R8 с электролитическим конденсатором 470,0 — 1000,0/6,3-16В плюс пленочный конденсатор 1,0/63В, только на качество этих нужно обратить особое внимание конденсаторы. Выходной каскад одностороннего действия, работает в классе А с автоматическим смещением, выполнен на паре пентодов 6П14П на канал в триодном включении.

Эти лампы хоть и дешевые, но звучат довольно приятно. Выходные трансформаторы используются готовые ТВЗ-1-9, для увеличения выходной мощности и улучшения АЧХ два трансформатора объединены в один, поэтому, как показано на фото, между жилами сделайте бумажную прокладку 0,1 мм.

Выходные обмотки соединены последовательно, а входные как бы нагружены параллельно на отдельную лампу, схема включения указана на схеме именно для такой модификации.

Режим работы выходного каскада задается сопротивлением резисторов R14 для VL2 и R18 для VL3, при напряжении питания 250В ток покоя каждой лампы должен быть в пределах 40 — 45 мА. При недостаточном усилении R14 и R18 можно зашунтировать электролитами 470,0-1000,0/25 В плюс пленочными конденсаторами 1,0/63 В, на качество которых также нужно обращать особое внимание.

Для уменьшения габаритов и улучшения качества электроэнергии в устройстве используются активные фильтры анодного напряжения, построенные на полевых транзисторах IRF840, эти блоки можно заменить обычными дросселями. Емкость конденсаторов С1, С3 и С5 желательно брать побольше за сколько денег не жалко, 100,0/400В поставил только потому, что у меня были ограничения на диаметр этих конденсаторов. Но и такой емкости достаточно, чтобы фон в 100 Гц от пульсаций питания вообще не был слышен. Легкодоступный ТС-160 или ТС-180 можно использовать как силовой трансформатор, вторичные обмотки высокого напряжения соединяются последовательно для получения около 180 В переменного тока, накальные обмотки соединяются параллельно, провод желательно сделать от БП чтобы УНЧ не очень длинный, подогрейте толстым проводом. В заключение хочу сказать, что аппарат получился достаточно хорошо звучащим, с достаточно большим запасом мощности для однотактного аппарата такого размера, максимальная выходная мощность до 5Вт на канал, с высокочувствительными динамиками , мощности 2х5 В достаточно, чтобы соседи вечером начали стучать в стены. Сам звук очень приятный, чистый, детальный, довольно неплохие басы, а середина вообще улетает.

Недавно в интернете увидел интересную схему лампового усилителя класса «А», с пентодами 6п45с на выходе. Схема была проста и имела хорошие рекомендации от тех, кто ее повторил. Но я решил несколько изменить электрическую схему, установив 6П41С, так как, несмотря на меньшую мощность, он не имеет неудобного контакта сверху для подачи анодного напряжения.

Драйвер 6p14p. В выходном каскаде я использовал автоматическое смещение, которое отлично зарекомендовало себя своей простотой и стабильностью параметров.


Питание на УНЧ поступает от сетевого трансформатора, выпрямителя и дросселя. Трансформатор выбрал ТСШ-170, но сюда можно поставить и ТС-160, ТС-180. В общем любой способен обеспечить до 300В 0,3А анодное и 6,3В 3А напряжение накала. Дроссель готов из .


Для корпуса использовал ненужный китайский динамик на 20 ватт. Разберем динамики и вырежем необходимые окошки.


Светильники должны быть сверху, устанавливаем их на металлическую основу — лист двухмиллиметрового алюминия, с вырезанными под панели круглыми окошками. Сзади вырезаем окошко под панель розеток и разъемов. Электромагнитные помехи от приборов абсолютно не слышны — можно смело повторять идею с деревом.


Звуковые преобразователи, дроссель, высоковольтные электролиты, крепятся к деревянному основанию шурупами. И собираем лампы и обвязку на верхнюю алюминиевую крышку. Все соединения должны быть как можно короче, так как по ним проходят значительные токи и напряжения.


После того, как все собрали, тестируем блок питания. Не забудьте припаять к анодному выходу, параллельно конденсатору фильтра, разрядный резистор мощностью 2 Вт 200-500 кОм. Убедившись, что на выходе БП установлено напряжение, конденсаторы не взрываются, а диоды не нагреваются, подключаем усилитель.


Динамики также должны быть подключены, т.к. сильное гудение будет свидетельствовать о проблемах и ошибках сборки.

Сразу измеряем потребляемый ток каждой лампы, контролируя падение напряжения на катодных резисторах. Прикоснувшись к входу отверткой, можно услышать фон. Это означает, что каскад работает правильно.


При сравнении этого однотактного усилителя с аналогичным с 6П14П на выходе убедился в существенном преимуществе первого.

Мощность заметно выше, что уже позволяет слушать басы. Правда ВЧ несколько слабоваты, но в целом звук получился приятным и не утомительным.

Выходную мощность однотактного УНЧ можно увеличить, подключив параллельно одну или несколько ламп к лампе выходного каскада. Таким образом, при одинаковых питающем и анодном напряжении анодный ток и, соответственно, выходная мощность каскада увеличиваются в два и более раза. Пример параллельного включения дополнительной лампы в оконечный каскад однотактного УНЧ показан на рис. . один.

Рис.1. Принципиальная схема однотактного УНЧ на одном (а) и двух (б) пентодах

В рассматриваемой схеме ( рис. 1, ) используется так называемое ультралинейное включение пентода, характерной особенностью которого является соединение катода с защитной сеткой. Экранирующая сетка пентода подключена к выводу 2 выходного трансформатора Tpl, при этом число витков между выводами 2 и 3 составляет примерно 43 % от числа витков между выводами 1 и 3. Размер трансформатора Tpl рассчитан таким образом, чтобы полное сопротивление первичной обмотки (выводы 1-3) равно значению сопротивления нагрузки, определяемому для каждой лампы по каталожной спецификации. Так, например, для лампы EL34 это сопротивление составляет примерно 3 кОм. Напряжение автосмещения создается на резисторе R3, который шунтируется электролитическим конденсатором С2.

При подключении дополнительной лампы (или ламп) параллельно лампе выходного каскада УНЧ потребуется корректировка номиналов некоторых элементов. Так, например, при подключении одной дополнительной лампы ( рис. 1, б ) значение сопротивления резистора R3 в цепи автоматического смещения должно быть уменьшено примерно вдвое по сравнению с ранее рассмотренной схемой ( рис. 1). , а ), а значение емкости шунтирующего конденсатора С2 увеличено вдвое. Это связано с тем, что при параллельном соединении двух ламп катодный ток удваивается. Следует отметить, что мощность резистора R3 также следует увеличить вдвое, то есть с 5 до 10 Вт. Для достижения двукратного увеличения выходной мощности потребуется также уменьшить сопротивление первичной обмотки трансформатора Тпл в два раза.

Теоретически аналогичным образом параллельно лампе выходного каскада можно подключить большее количество однотипных ламп с практически одинаковыми параметрами. Поэтому в продаже можно найти уже подобранные пары и даже четыре лампы для использования в параллельном включении выходного каскада УНЧ.

Как и в однотактном ламповом УНЧ, увеличить выходную мощность двухтактного усилителя можно, подключив параллельно к лампам выходного каскада одну или несколько ламп. При одинаковых питающем и анодном напряжении анодный ток и, соответственно, выходная мощность каскада увеличиваются в два и более раза. Особенности такого подключения поясним на примере простого двухтактного усилителя мощности, принципиальная схема которого приведена на рис. 2 .

Рис.2. Принципиальная схема простого двухтактного усилителя мощности

Этот усилитель состоит из двух идентичных каналов, каждый из которых основан на рассмотренном ранее несимметричном усилителе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *