Как работает система охлаждения двигателя ВАЗ 2115. Где находится реле вентилятора охлаждения. Как проверить работоспособность вентилятора и датчика температуры. Как заменить неисправные элементы системы охлаждения.
Принцип работы системы охлаждения двигателя ВАЗ 2115
Система охлаждения двигателя ВАЗ 2115 предназначена для поддержания оптимального температурного режима работы мотора. Ее основными элементами являются:
- Радиатор охлаждения
- Электровентилятор
- Термостат
- Датчик температуры охлаждающей жидкости
- Реле включения вентилятора
- Электронный блок управления двигателем
Принцип работы системы следующий:
- Охлаждающая жидкость циркулирует по замкнутому контуру, отводя тепло от нагретых деталей двигателя
- Датчик температуры постоянно измеряет температуру охлаждающей жидкости
- При достижении температуры 95-105°C электронный блок управления подает сигнал на включение электровентилятора через реле
- При снижении температуры до 85-90°C вентилятор отключается
Таким образом, температура двигателя поддерживается в оптимальном диапазоне 85-105°C.

Расположение элементов системы охлаждения
Ключевые элементы системы охлаждения ВАЗ 2115 расположены следующим образом:
- Радиатор — в передней части моторного отсека за решеткой радиатора
- Электровентилятор — на радиаторе со стороны двигателя
- Датчик температуры — на блоке цилиндров возле термостата
- Реле вентилятора — в монтажном блоке под капотом
- Блок управления двигателем — под панелью приборов со стороны водителя
Проверка работоспособности вентилятора охлаждения
Если вентилятор не включается при нагреве двигателя, необходимо выполнить следующую проверку:
- Проверить целостность предохранителя вентилятора в монтажном блоке
- Подать напряжение напрямую на разъем вентилятора, минуя реле. Если вентилятор заработал — проблема в цепи управления
- Проверить работоспособность реле, заменив его на заведомо исправное
- Проверить сигнал от датчика температуры с помощью мультиметра
- Проверить цепь управления от блока управления двигателем до реле
Эта последовательность действий позволит локализовать неисправность.

Замена реле вентилятора охлаждения
Если проверка показала неисправность реле, его необходимо заменить. Порядок замены следующий:
- Найти реле вентилятора в монтажном блоке под капотом
- Аккуратно извлечь старое реле из разъема
- Установить новое реле в разъем до щелчка
- Проверить работу вентилятора после замены
Рекомендуется использовать оригинальное реле или качественный аналог от проверенных производителей.
Проверка и замена датчика температуры охлаждающей жидкости
Неисправный датчик температуры может быть причиной некорректной работы вентилятора. Для его проверки:
- Отключить разъем от датчика
- Измерить сопротивление датчика мультиметром при разных температурах
- Сравнить показания с эталонными значениями
Если показания отличаются, датчик подлежит замене:
- Слить часть охлаждающей жидкости
- Выкрутить датчик из блока цилиндров
- Установить новый датчик с новой прокладкой
- Долить охлаждающую жидкость
- Проверить работу после замены
Диагностика электропроводки системы охлаждения
Нарушение контактов в электрической цепи может привести к сбоям в работе вентилятора. Проверку проводки выполняют так:

- Визуально осмотреть проводку на наличие повреждений
- Проверить надежность всех разъемов
- Прозвонить мультиметром цепи питания и управления
- При обнаружении обрывов или замыканий — устранить неисправность
Особое внимание стоит уделить проводке в моторном отсеке, подверженной воздействию высоких температур.
Модернизация системы управления вентилятором охлаждения
Для повышения надежности системы охлаждения ВАЗ 2115 можно выполнить следующую модернизацию:
- Установить дополнительное реле включения вентилятора
- Добавить ручной выключатель вентилятора в салоне
- Заменить штатный вентилятор на более производительный
- Установить контроллер управления вентилятором с регулировкой температуры включения
Эти доработки позволят повысить эффективность охлаждения двигателя и снизить риск перегрева.
Профилактика системы охлаждения
Для поддержания системы охлаждения ВАЗ 2115 в исправном состоянии рекомендуется выполнять следующие профилактические меры:
- Регулярно проверять уровень и качество охлаждающей жидкости
- Своевременно заменять охлаждающую жидкость согласно регламенту
- Проверять состояние радиатора и патрубков на отсутствие подтеков
- Контролировать работу термостата
- Очищать радиатор от загрязнений
- Проверять натяжение и состояние приводного ремня вентилятора (для карбюраторных версий)
Своевременное обслуживание позволит избежать перегрева двигателя и дорогостоящего ремонта.

инструкция по ремонту, диагностике и замене
Перегрев двигателя приводит к возникновению серьезных неполадок: поршня могут заклиниться, пробивается прокладка блока цилиндров, что приводит к необходимости проводить капитальный ремонт мотора. Чтобы защитить силовой агрегат от перегрева, важно поддерживать стабильную работу вентилятора охлаждения. В этой статье обсудим принцип работы устройства, схему его подключения, самостоятельную диагностику и ремонт, а также модернизацию схемы управления. Инструкция полностью подходит и для автомобилей Ваз 2115 и Ваз 2113.
Принцип действия
Вентилятор – это устройство, позволяющее повысить эффективность работы радиатора охлаждения. Радиатор забирает тепло от мотора и отдает его в воздух. Этот процесс ускоряется за счет обдува лопастями электровентилятора.
Охлаждающая жидкость течет по закрытой герметичной системе. Ее задача в том, чтобы забирать излишнее тепло от перегретых частей мотора. Горячий тосол течет в радиатор, подвергается здесь охлаждению и возвращается обратно. Находясь в радиаторе, ОЖ проходит через систему тонких трубок. Набегающий воздушный поток во время движения автомобиля способствует быстрому отводу излишнего тепла из подкапотного пространства.
Но когда автомобиль стоит в пробке или работает на холостом ходу, поток воздуха перестает его охлаждать. В этом случае система охлаждения может не справиться со своей задачей. Для создания потока воздуха искусственным путем и предназначен электровентилятор радиатора. Температура включения вентилятора на ВАЗ 2114 – 85 градусов Цельсия.
Получив сигнал о превышении допустимого значения температуры, датчик запускает механизм работы устройства. Создается искусственный воздушный поток, отводящий тепло от радиатора. Механизм действует до тех пор, пока уровень температуры не понизится до оптимального состояния.
Затем термовыключатель получает сигнал о достижении нормальной температуры и отключает работу вентилятора.
Устройство состоит из четырех пластмассовых лопастей, которые устанавливаются на вале ЭДГ. Специальный контроллер регулирует автоматический режим работы. Термостат снабжен твердым наполнителем, который чувствителен к изменениям температуры.
Имеется основной и дополнительный клапаны. Когда температура достигает 85 градусов Цельсия, открывается главный клапан.
Схема подключения
Где находится реле вентилятора
Оно располагается в дополнительном блоке.
4 – реле электровентилятора;
5 – электрического бензонасоса;
6 – реле зажигания.
Реле и предохранители могут иметь другой порядок следования. Поэтому нужно ориентироваться на цвет проводов. Главное реле всегда размещено снизу. Найдите реле, от которого тянется розовый тонкий провод с черной полоской. Он идет от главного реле через контакт 85. Будьте осторожны! Не перепутайте с красным тонким проводком, который тоже имеет черную полоску и тянется из контроллера. И найдите белый толстый провод с черной полоской (87 контакт). Здесь и находится реле вентилятора охлаждения. Рядом с ним всегда находится предохранитель. Он является элементом цепи.
Диагностика вентилятора охлаждения
Если на приборной панели появляются сигналы о превышении допустимого уровня температуры в системе охлаждения, это может свидетельствовать о том, что не работает вентилятор на ВАЗ 2114. Главный симптом неисправности – механизм не запускается даже при значительном увеличении температуры. Нужно срочно заглушить двигатель, чтобы не допустить перегрева его элементов.
Мотор не должен работать с неисправным электровентилятором охлаждения. Это может привести к повреждению головки блока цилиндров.
Если не срабатывает вентилятор охлаждения на Ваз 2114, причинами поломки могут быть следующие неисправности:
- Отказал датчик включения вентилятора на ВАЗ 2114.
- Отсутствие контакта у разъема датчика.
- Оборвалась проводка.
- Неисправность реле электровентилятора.
- Сгорел предохранитель.
- Поломка привода электродвигателя устройства.
Отключите разъем устройства. Подключите его к клемме аккумулятора. Сохраняя полярность. Если прямое подключение к источнику энергии запускает электромоторчик, значит привод исправен. Возможно, проблемы возникли в электропроводке, в предохранителе или в датчике температуры.
Теперь наступила очередь диагностики предохранителя. Для этого даже не обязательно вскрывать пластиковый бокс. При неисправности реле одновременно с вентилятором перестает работать и клаксон. Поэтому если вы заметили пропажу звукового сигнала, значит точно сгорел предохранитель. Найти его можно в подкапотном пространстве в пластиковом боксе небольшого размера. Освобождаем крышку, прижатую двумя защелками, щипчиками вынимаем сгоревший предохранитель и меняем его на новый.
А вот диагностировать реле довольно сложно. Особенно тем, кто с автоэлектрикой исключительно на «Вы». Для проверки работоспособности проще всего найти работающее реле и временно установить его. Если после установки нового устройства вентилятор начинает работать исправно, значит настало время для замены старого.
Чтобы диагностировать датчик температуры, подающий сигнал к радиатору, нужно отсоединить разъем от датчика и запустить зажигание. Запустится аварийный режим, в котором электровентилятор начнет обдув. Если при отключении т разъема вентилятор запускается поздно, скорее всего датчик вышел из строя. Его замена займет не больше пяти минут. Нужно просто открутить два болта с помощью крестовой отвертки и установить на его место новое устройство.
Даже если неисправность возникла в самом вентиляторе Ваз 2114, это еще не значит, что пришло время его менять. Иногда можно просто заменить поврежденный подшипник или щетки. А вот при неисправно электродвигателе, гораздо проще приобрести новый механизм.
Если вы убеждены, что причина неисправности кроется в электродвигателе вентилятора, то самый простой способ осуществить ремонт – это полностью заменить устройство. При этом нет смысла тратить деньги на новый кожух. Дешевле будет просто купить новый электромотор.
Необходимый инструмент
Особый инструмент не понадобится. Работа осуществляется элементарно просто с помощью торцевых ключей на 8 и 10 и отвертки крестового типа.
Пошаговый алгоритм работы
Заменить электродвигатель вентилятора охлаждения можно без демонтажа радиатора.
- Отсоедините колодку и жгут проводов устройства от кожуха.
- Отверните крепежные болты с помощью ключа на 10.
- Открутите нижнюю крепежную гайку.
- Торцевым ключом на 10 отверните крепежную гайку от радиатора.
- Торцевым ключом на 8 отверните две гайки прижимной пластины.
- Снимите пластину.
- Снимите электровентилятор вместе с кожухом.
- Приступаем к демонтажу электродвигателя. С помощью ключа на 10 сверните три крепежных гайки и выньте двигатель вместе с лопастями.
- С помощью отвертки подденьте стопорную шайбу.
- И снимите ее.
- Снимите крыльчатку.
- Наденьке крыльчатку на новый моторчик. Проследите, чтобы штифт вала попал в паз крыльчатки.
- Соберите сборку в обратном порядке.
Как заменить датчик температуры
Перед началом работ нужно частично слить охлаждающую жидкость из блока цилиндров.
- Снимите провод.
- С помощью ключа на 21 отверните термодатчик.
- Снимите его.
- Установите новый в обратном порядке.
Что делать, если электровентилятор работает постоянно?
Иногда возникает и другая проблема. Многих автолюбителей интересует, почему постоянно работает вентилятор на Ваз 2114?
Возможны четыре причины неисправности:
- возникло замыкание в электроцепи;
- произошла поломка реле электровентилятора;
- требует замены термодатчик;
- сломался электронный блок.
Чаще всего вентилятор начинает работать непрестанно в результате замыкания проводов. Электрическая цепь остается во включенном состоянии вне зависимости от сигналов термодатчика и реле.
Чтобы устранить неисправность, нужно прозвонить каждый провод и найти место сплавления. Иногда оно заметно даже при визуальном осмотре.

Если прозвон не помог выявить неисправность, нужно проверить и заменить реле вентилятора. Стоимость устройства невысока. Поэтому для диагностики проще купить новый реле и поставить его заместо старого.
Если не помогло и это, значит нужно проверить работу термодатчика. Ведь именно он отвечает за включение и отключение электромотора вентилятора Ваз 2114.
При исправной работе всех остальных элементов системы, нужно проверить электронный модуль. Он довольно редко выходит из строя. Если проблема возникла все же в нем, придется выполнить полный сброс ошибок. Иногда помогает только полная перепрошивка. Самостоятельно выполнить эту работу способен не каждый. Поэтому лучше обратиться за помощью в автосервис.
Также полезно было бы установить кнопку принудительного запуска и отключения вентилятора на Ваз 2114.

Это решение может оказаться весьма кстати, если поломка произошла где-нибудь на трассе вдали от города. В таком случае с помощью кнопки на панели приборов можно принудительно запустить работу вентилятора для охлаждения двигателя.
Электросхема вентилятора охлаждения ваз 2115 инжектор. Схема электрооборудования
Современный автомобиль «Лада Самара» трудно представить без электрических приборов. Схемы подключения генератора, фонари дальнего или ближнего света, освещение в салоне машины, кондиционер и другие системы — это проводка ВАЗ 2115. В основе «Самары» лежит 99 модель «Жигулей» с измененным внешним видом и новым двигателем. Последнее нововведение послужило причиной усовершенствования электропроводки машины. Изменения коснулись также разъёмов приборов, из которых состоит электрическая схема и схемы прокладки проводников внутри машины.
«Лада Самара» комплектуется двумя типами двигателей. Можно выбрать карбюраторную силовую установку на 1,5 м3 (ВАЗ 2115-01) или ВАЗ 2115 инжектор такого же объема. Проводка ВАЗ 2115 напрямую зависит от того, какой движок установлен на модели «Лады Самары». Если стоит инжектор, применяется схема с одним ведущим проводом. Отрицательные контакты выводят на корпус, а положительные подключаются к отдельным проводникам.
Монтируется электропроводка ВАЗ 2115 в зависимости от типа двигателя, установленного в машине. При движке, имеющем 8 клапанов и распределённый впрыск топлива, в машине электроники больше, имеются дополнительные датчики и устройства. И в этом случае будут толще жгуты проводов, из которых состоит электропроводка ВАЗ 2115.
Обслуживание системы электропроводки в Лада Самара
В автомобиле, имеющем инжекторный или карбюраторный мотор, обслуживание электрической проводки заключается в ее защите и ремонте. Электрооборудование в машине прослужит долго, а ремонтировать его придется только в самом крайнем случае, если внимательно следить, чтобы в систему проводки не попадала влага, а высоковольтные провода не перепутывались и располагались как можно дальше от горячих частей двигателя. В этом поможет схема электрооборудования ВАЗ 2115.
Нужно с особым вниманием относиться к состоянию контактов и разъемов, при необходимости их следует очищать от грязи и пыли. Выгоревшие участки проводки не следует заменять, гораздо лучше поменять весь провод. Электросхема ВАЗ 2115 станет наглядным пособием и поможет осуществить незначительный ремонт своими руками или даже полностью заменить электропроводку в машине. Схема ВАЗ 2115 наглядная и интуитивно понятна пользователю, особенно важные ее детали выделены цветом или другим шрифтом.
Без схемы расположения электродеталей в машине, имеющей 8 клапанов, невозможно отремонтировать либо заменить главное реле или другой блок.
Проверка главного реле в автомобиле «Лада Самара»
Одной из самых важных частей электропроводки ВАЗ 2115 является его главное реле. Перед заменой какой-либо детали в машине, сначала нужно определить, где она располагается. А чтобы это понять, понадобится схема электропроводки. Что касается главного реле в автомобиле ВАЗ 2115, то оно установлено рядом с топливным насосом и системой, включающей охлаждение радиатора. Там же обычно устанавливают и предохранители, отвечающие за работу двигателя и топливной системы.
Когда включается зажигание, реле должно издавать щелчок. Если этого не происходит, нужно проверить, наличие питания на контактах 85 и 86 главного реле. Делается это с помощью контрольной лампы, которая подключена к минусу. Потребляемый ток контрольки не должен быть выше 0,25 А, иначе может испортиться контроллер. Если на одном из выходов лампочка не горит, реле отключено от электричества. Это происходит, когда перегорает предохранитель или при обрыве питающего проводника.
Бывает, что на одном из выводов лампа горит ярче, и реле срабатывает. Тогда необходимо отключить зажигание, вынуть реле из разъема, соединить контакты 85 и 86 контролькой, и лампа загорится нормально. Если этого не происходит, нужно проверить соединение реле и колодки. Когда и это не помогает, следует убедиться в целостности проводника, соединяющего реле с контроллером, а также проверить соединения проводов контроллера с корпусом мотора. У «Лады Самара» эти контакты находятся с торца головки блока цилиндров, прямо над термостатом.
На автомобилях автовазовского производства, когда главное реле не функционирует, можно применить для тестирования системы наиболее подходящую деталь из монтажного блока. Подойдут реле включения сигналов, ближнего или дальнего света фар.
При поиске неполадок, из-за которых не включается главное реле, необходимо учитывать возможность наличия в автомобиле противоугонных систем. При их монтаже часто в цепь реле включают блокирующее блоки, которые рвут цепь питания при срабатывании сигнализации.
Как включается и работает схема электрооборудования ВАЗ 2115 (инжектор, 8 клапанов)? Разобравшись в ней и поняв принцип действия, можно эффективно управлять автомобилем и выполнять мелкий ремонт.
Особенности конструкции
Начинающему автолюбителю рекомендуется изучить работу инжекторного двигателя. В инжектор входит система, которая производит впрыскивание бензина. Ознакомившись с устройством, не придется обращаться в сервисный центр по по
Схема подключения вентилятора радиатора ВАЗ 2114
Вентилятор радиатора системы охлаждения инжекторного двигателя 2111 автомобиля ВАЗ 2114 (2113, 2115) является исполнительным устройством системы управления ЭСУД.
Он включается — выключается по команде блока управления ЭСУД (контроллера) при определенных температурных значениях охлаждающей жидкости.
Схема подключения вентилятора радиатора ВАЗ 2114 (2113, 2115)

Описание схемы
Электродвигатель вентилятора на радиаторе включается через реле, установленное в блоке реле и предохранителей ЭСУД.
Электрическая цепь защищена предохранителем 15 А в блоке предохранителей и реле ЭСУД и предохранителем F5 в монтажном блоке реле и предохранителей.
Примечания и дополнения
Автомобили ВАЗ 2114, 2113, 2115 с системой управления двигателем и контроллерами других марок имеют иную схему подключения вентилятора радиатора системы охлаждения. Данная схема только для Январь-5.1 (2111-1411020-61).
TWOKARBURATORS VK -Еще информация по теме в нашей группе ВКонтакте
Еще статьи по автомобилям ВАЗ 2114, 2115, 2113
— Стопы (стоп-сигналы) ВАЗ 2113, 2114, схема подключения
— Схема подключения генератора ВАЗ 2113, 2114, 2115
— Схема подключения электростеклоподъемников ВАЗ 21083, 21093, 21099, 2113, 2114, 2115
— Габариты ВАЗ 2113, 2114, схема подключения
— Провода задних фонарей ВАЗ 2115
— Не работают стоп-сигналы ВАЗ 2114, 2113
— Ближний и дальний свет ВАЗ 2114 (2113, 2115), схема подключения
Датчик включения вентилятора на инжекторе: проверка работоспособности
Двигатель внутреннего сгорания имеет узкий рабочий диапазон температур. Превышение его ведет к серьезным последствиям, вплоть до выхода из строя силовой установки. Для предотвращения возникновения перегрева мотора, за его температурой следят датчик включения вентилятора и мозги инжектора.

Внешний вид датчиков
Принцип действия и температурные характеристики устройства
Принцип действия датчика включения вентилятора радиатора охлаждения двигателя основан на различии линейного расширения металлов. При нагреве охлаждающей жидкости биметаллическая пластинка устройства меняет свое положение. В определенный момент происходит замыкание контактной группы. Происходит передача сигнала о необходимости включения вентилятора. В некоторых датчиках в момент перегрева двигателя происходит разрыв цепи.
В зависимости от модели датчики имеют разнообразные температурные пределы срабатывания. Так для включения вентилятора ваз 2114-2115 необходима температура 102-105°С. Сигнал о выключении поступает при снижении температуры двигателя до 85-87°С. Выбирая новый датчик для своей машины, автовладелец должен ориентироваться на старое устройство. При отсутствии оригинального, предыдущего устройства нужную информацию можно получить из специальных каталогов.
В наиболее современных системах управления вентилятором отсутствуют пределы срабатывания датчика. Он работает не в режиме реле, а постоянно передает информацию о температуре двигателя в электронный блок управления. В самом ЭБУ заложены пределы включения и выключения вентилятора. Для смены рабочего диапазона потребуется перепрограммирование мозгов.
Схема подключения датчика включения вентилятора в инжекторных двигателях
В отличие от карбюраторных автомобилей, где датчик непосредственно замыкает и размыкает цепь вентилятора охлаждения, в инжекторных двигателях устройство оперирует лишь информационным сигналом. После обработки полученных данных в ЭБУ подается управляющее воздействие на реле вентилятора, установленного на радиаторе. Главным преимуществом такой схемы является возможность аварийной работы системы охлаждения при обрыве связи с датчиком либо выходе его из строя. ЭБУ также может откорректировать режим работы мотора путем влияния на форсунки.
Для определения места, где находится датчик включения вентилятора, необходимо обратить внимание на термостат. В инжекторных двигателях они расположены рядом. В некоторых моделях автомобиля от датчика идут провода в приборную панель для индикации состояния устройства либо для отображения текущей температуры охлаждающей жидкости.
Проверка работоспособности датчика
Проверку работоспособности устройства следует начинать с контроля температуры срабатывания. Для этого потребуется термометр и мультиметр. Все действия можно выполнять самостоятельно, не прибегая к визиту в сервисный центр. Если мультиметр оборудован термопарой, то необходимость в термометре отпадает. Для проверки датчика следует придерживаться нижеприведенной инструкции:
- Перевести мультиметр в режим измерения сопротивления. Для удобства можно выбрать режим прозвонки;
- Погрузить резьбовую часть датчика в воду;
- Начать постепенно нагревать воду. Контролировать температуру можно при помощи термометра, либо временно переключая мультиметр в режим работы с термопарой;
- Дождаться срабатывания устройства;
Мультиметр показывает срабатывание датчика
- Сравнить температуру на которую среагировал датчик с номинальным значением.
При критическом отклонении предела срабатывания необходима замена датчика. После приобретения нового устройства необходимо произвести его проверку на пригодность. Бракованные изделия очень распространены в продаже, поэтому проверить правильно ли включается датчик, является обязанностью каждого автовладельца.

Новое устройство, купленное для замены
Замена со сливом тосола
Обнаружив неправильное срабатывание устройства либо его полную неработоспособность, требуется произвести его замену на новое. Для выполнения демонтажа необходимо следовать инструкции:
- Если двигатель горячий, необходимо дать ему остыть;
- Обесточить «массу» авто путем отсоединения минусовой клеммы аккумулятора;
- Снять крышку расширительного бачка;
- Вынуть пробку радиатора;
- Для предотвращения загрязнения требуется подставить емкость под сливное отверс тие;
- Слить тосол из радиатора. Из блока цилиндров сливать антифриз нет необходимости. Для откручивания сливной заглушки достаточно усилия руки, поэтому инструменты не понадобятся;
- Когда жидкость перестанет вытекать следует вернуть пробку на место, чтобы избежать ее потери;
- Снять клемму с проводами;
- Гаечным ключом аккуратно отвернуть датчик.

Демонтаж датчика
Для установки нового датчика необходимо:
- Проверить состояние медной уплотнительной шайбы. В большинстве случаев она потребует замену на новую. Использование старой прокладки чревато подтеками тосола;
- Ввернуть новый датчик, следя за ровностью прилегания уплотнительной шайбы;
- Подключить клеммы с проводами;
- Залить в расширительный бачок антифриз. В случае если слитый тосол хорошего качества, то можно вернуть его. В противном случае необходимо использовать свежую жидкость;
- Для устранения воздушных пробок в системе охлаждения требуется провести ее продувку;
- Вернуть на место пробку радиатора;
- Закрыть расширительный бачок;
- Подсоединить минусовую клемму аккумуляторной батареи;
- Прогреть мотор до срабатывания датчика.
Если после указанных действий вентилятор не включается при достижении требуемой температуры, необходимо продолжить поиск неисправности в других возможных местах. Прежде чем продолжать поиск поломки желательно считать лог ошибки с ЭБУ при помощи диагностического сканера.
Установка нового датчика без слива охлаждающей жидкости
В инжекторном двигателе большинства моделей автомобилей датчик располагается в системе охлаждения высоко, что позволяет его вынуть без существенного пролива тосола. Для этого необходимо придерживаться нижеприведенной инструкции:
- Открутить датчик не до конца. При этом начнется незначительное просачивание антифриза;
- Проверить медную шайбу на новом датчике;
- Одной рукой откручивая старое устройство, другой быстро поднести новое;
- После закручивания регулятора тщательно протереть место от потеков охлаждающей жидкости;
- Проверить качество монтажа на отсутствие утечек.
При таком методе автовладелец сможет существенно сэкономить время. Недостатком рассматриваемого способа является необходимость производить замену быстро, что может вызвать затруднения у неопытных автолюбителей. При неудачном стечении обстоятельств может пролиться большое количество тосола из системы охлаждения.

Инжекторный двигатель позволяет не сливать тосол
Содержание всех элементов системы охлаждения в рабочем состоянии обеспечит защиту двигателя от перегрева и неприятных последствий. Необходимо проводить своевременный контроль работы регулятора, особенно при появлении первых симптомов перегрева. Так как работы предполагают наличие разогретой жидкости, выполнять все манипуляции следует на остывшем двигателе. Это убережет автовладельца от термотравм.
Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
P0480 Цепь управления реле 1 охлаждающего вентилятора
Код неисправности OBD-II Техническое описание
Статья отDon Bowman
Сертифицированный ASE Automotive Tech
Цепь управления реле 1 охлаждающего вентилятора
Что это значит?
Это общий диагностический код неисправности трансмиссии (DTC), что означает, что он распространяется на все марки / модели, начиная с 1996 года. Однако конкретные действия по устранению неполадок могут отличаться в зависимости от автомобиля.
Если на вашем автомобиле загорается лампа проверки двигателя, и после того, как вы вытащили код, вы обнаружите, что отображается P0480, если это относится к цепи вентилятора охлаждения двигателя.Это общий код, применяемый ко всем транспортным средствам с бортовой диагностикой OBD II.
Во время движения воздух в достаточном количестве проходит через радиатор, эффективно охлаждая двигатель. Когда вы останавливаете машину, воздух не проходит через радиатор, и двигатель начинает нагреваться.
PCM (модуль управления трансмиссией) определяет повышение температуры двигателя через CTS (датчик температуры охлаждающей жидкости), расположенный рядом с термостатом.Когда температура достигает около 223 градусов по Фаренгейту (значение зависит от марки / модели / двигателя), PCM подает команду реле охлаждающего вентилятора на включение вентилятора. Это достигается за счет заземления реле.
Возникла проблема в этой цепи, из-за которой вентилятор не работает, что приводит к перегреву двигателя, когда он сидит неподвижно или движется на низкой скорости. Когда PCM пытается активировать вентилятор и определяет команду, и результат не совпадает, код устанавливается.
ПРИМЕЧАНИЕ: P0480 говорит об основной цепи, однако коды P0481 и P0482 относятся к одной и той же проблеме с той лишь разницей, что они относятся к различным реле скорости вентилятора.
Симптомы
Симптомы могут включать:
- Проверить освещение двигателя (контрольная лампа неисправности) и установить код P0480
- Температура двигателя повышается, когда автомобиль останавливается и работает на холостом ходу
Возможные причины
Причины появления этого кода неисправности могут включать:
- Неисправно реле управления вентилятором 1
- Жгут реле управления вентилятором обрыв или закорочен
- Плохое электрическое соединение цепи
- Неисправен вентилятор охлаждения 1
- Неисправен датчик температуры охлаждающей жидкости
- Жгут проводов вентилятора системы охлаждения обрыв или закорочен
- Плохое электрическое соединение цепи охлаждающего вентилятора
- Неисправность температуры воздуха на впуске (IAT)
- Селекторный переключатель кондиционера
- Датчик давления хладагента A / C
- Датчик скорости автомобиля (VSS)
Процедуры диагностики и ремонта
Всегда полезно посмотреть бюллетени технического обслуживания (TSB) для вашего конкретного автомобиля, чтобы узнать, какие жалобы поступали в отдел обслуживания дилера, связанные с этим кодом.Выполните поиск с помощью вашей любимой поисковой системы «бюллетени технического обслуживания для …..» Найдите код и тип ремонта, рекомендованный производителем. Это также хорошая идея перед покупкой автомобиля.
Многие автомобили будут иметь два вентилятора двигателя, один для охлаждения двигателя, второй для охлаждения конденсатора кондиционера и дополнительного охлаждения двигателя.
Вентилятор, который находится не перед конденсатором кондиционера, является основным охлаждающим вентилятором, и на нем сначала нужно сконцентрироваться.Кроме того, многие автомобили имеют многоскоростные вентиляторы, для которых требуется до трех реле скорости вращения вентилятора: низкой, средней и высокой.
Откройте капот и произведите визуальный осмотр. Посмотрите на вентилятор и убедитесь, что перед радиатором нет препятствий, блокирующих поток воздуха. Покрутите вентилятор пальцем (убедитесь, что автомобиль и ключ выключены). Если он не вращается, подшипники вентилятора лопаются и вентилятор неисправен.
Проверить электрическое соединение на вентиляторе. Разъедините разъем и найдите коррозию или погнутые контакты.При необходимости отремонтируйте и нанесите диэлектрическую смазку на клеммы.
Откройте блок предохранителей и проверьте предохранители реле вентилятора охлаждения. Если они в порядке, вытащите реле вентилятора охлаждения. Нижняя часть крышки блока предохранителей обычно указывает место размещения, но если нет, обратитесь к руководству пользователя.
PCM транспортного средства выполняет функцию заземления для работы компонентов, а не для подачи питания. Реле вентилятора — это не что иное, как дистанционный выключатель света. Вентилятор, как и другие устройства, потребляет слишком много силы тока, чтобы быть в безопасности в кабине, поэтому он находится под капотом.
Постоянный источник питания от аккумуляторной батареи присутствует на клеммах каждого из реле. Этот включает вентилятор, когда цепь замкнута. Переключаемый терминал будет горячим только при включенном ключе. Отрицательный вывод в этой цепи — это тот, который используется, когда PCM хочет активировать реле, заземлив его.
Посмотрите на электрическую схему сбоку реле. Ищите простой открытый и закрытый контур. Проверить положительный полюс аккумуляторной батареи в блоке реле с постоянным напряжением.Противоположная сторона идет к вентилятору. Используйте контрольную лампу, чтобы найти горячий терминал.
Подсоедините клемму аккумулятора к клемме жгута проводов вентилятора, и вентилятор заработает. Если нет, отсоедините соединение вентилятора на вентиляторе и с помощью омметра проверьте непрерывность цепи между клеммой реле со стороны вентилятора и разъемом на вентиляторе. Если цепь есть, вентилятор неисправен. В противном случае неисправен жгут между блоком предохранителей и вентилятором.
Если вентилятор работает, проверьте реле. Посмотрите сбоку реле на переключаемую клемму питания или просто включите ключ.Проверьте клеммы на наличие клеммы дополнительного питания и посмотрите, где она будет на реле.
Подключите плюсовую клемму аккумулятора в первом тесте с этой переключаемой клеммой и поместите дополнительную перемычку между отрицательной клеммой реле и массой. Переключатель щелкнет. Используйте омметр, чтобы проверить, что постоянная клемма аккумулятора и клемма жгута проводов вентилятора имеют непрерывность, что означает, что цепь замкнута.
Если цепь не замкнулась или реле не сработало, реле неисправно.Таким же образом проверьте все реле, чтобы убедиться, что все они работают.
Если на реле не было коммутируемого питания, значит, переключатель зажигания подозревается.
Если они в порядке, проверьте CTS омметром. Отсоедините разъем. Дайте двигателю остыть и установите омметр на шкалу 200000. Проверьте клеммы датчика.
Показание будет около 2,5. Для получения точных показаний обратитесь к руководству по обслуживанию. Точность не требуется, поскольку все датчики могут быть разными.Вы просто хотите знать, работает ли он. Подключите его и прогрейте двигатель.
Выключите двигатель и снова вытащите вилку CTS. Проверить омметром, должно быть большое изменение сопротивления, если не неисправен датчик.
Если описанная выше процедура не смогла обнаружить сбой, вероятно, что плохое соединение с PCM или сам PCM неисправен. Не заходите дальше, не проконсультировавшись с руководством по обслуживанию. Отключение PCM может вызвать потерю программирования, и автомобиль может не запуститься, если его не отбуксируют к дилеру для перепрограммирования.
Обсуждения связанных с DTC
- Код p0480 2008 Lincoln MKZ
Мой вентилятор охлаждения хочу, чтобы он включился. Проверил предохранители и реле, все исправны. Нужна помощь сейчас … - Вентилятор охлаждения 2005 Chevy Tahoe 5.3L p0480 [решено]
Я новичок, не беспокойтесь. Моя проблема возникает примерно через 2 часа после выключения двигателя охлаждающий вентилятор начинает работать на низкой скорости. Он делает это без ключа в зажигании. Что могло вызвать подобное? О, я проверил код, и он p0480, как некоторые, которые я видел здесь, но сильно отличается… - Pontiac p0480
Привет, У меня Pontiac Grand Prix 2007 года, 3.8 — DTC p0480. Оба вентилятора работают. Вентилятор 1, работающий при запуске, не отключается. Пробовал коммутационные реле для 1 и 2 вентиляторов — состояние одинаковое. Не уверен, следует ли мне очистить код и попытаться заменить реле с очищенным кодом. Вызывает ли ECM постоянную работу вентилятора 1, когда p0480 … - Код p0480, 2003 monte carlo
У меня есть monte carlo 2003 года, загорелся свет двигателя Я получил код p0480, я поменял датчик температуры, он выключился вернулся на вентиляторы, работает, он загорается при простое, когда температура около 185-190, автомобиль не перегревается, вернулся в автоматическую зону, появляется тот же код… - 2003 Dodge Neon p0480 код
Заменить датчик температуры и реле вентилятора. Все равно не пошел. Перепрыгнув через блок реле, они оба загорелись. Подайте отдельное питание на вентиляторы, где они работают, выключите переключатель, теперь код, когда вы включаете и остаетесь включенным, не может его сбросить. Пытался выключить выключатель, ничего не изменилось …. - 2005 Jeep Wrangler p0480 p0443 p0499
У меня Jeep Wrangler 2.4l 6spd. горит индикатор проверки двигателя, и я сканирую его, он имеет код p0480, p0443, p0499, пожалуйста, скажите мне, в чем может быть причина, я пытаюсь стереть его, и он возвращается, пожалуйста, дайте мне знать…. - 2000 Olds Silhouette p0131, p0137, p0480, p0742 + другие
2000 Old Silhouette GLS V6. Инструмент сканирования OBDII сообщает коды P0101, P0102, P0131, P0137, P0300, P0480, P0742 какие-либо предложения о том, с чего начать? Я удобен и много работаю сам. Пока что снял и очистил датчик массового расхода воздуха, идентифицировал и загерметизировал утечку вакуума, где линия клапана PCV соединяется с впуском … - 2004 Buick LeSaber code P0480
Привет всем, Я только что присоединился к форуму сегодня.У меня был Buick LeSabre 2004 года выпуска с двигателем 3800. У меня загорелся индикатор проверки двигателя, и я отнес его в местный магазин автозапчастей. Они сказали мне, что это простое решение, и продали мне реле вентилятора №1. Я поменял их местами и забрал обратно, и они перезагрузили компьютер. Несколько д … - 09 Застрял вентилятор охлаждения p0480
Пластиковый предмет, который застрял в моем охлаждающем вентиляторе и теперь не работает на моем 09HHR … - 2005 Chevy Trailblazer Ext P0480 не будет начало
Мой 2005 Chevy Trailblazer ext не заводится.По дороге в магазин загорелся свет АБС. Припарковал, зашел в магазин. Вернулся, и он не запускался. Пытался запустить от рывка, он включился, после снятия перемычек. Минуту через две он отключился. Его отбуксировали домой. Считыватель кода говорит: P0480 …
Нужна дополнительная помощь с кодом p0480?
Если вам все еще нужна помощь относительно кода неисправности P0480, отправьте сообщение ваш вопрос на наших БЕСПЛАТНЫХ форумах по ремонту автомобилей.
ПРИМЕЧАНИЕ: Эта информация представлена только в информационных целях.Это не является советом по ремонту, и мы не несем ответственности за какие-либо действия. берешь на себя любую технику. Вся информация на этом сайте защищена авторским правом.
.Вентилятор охлаждения двигателя — Ваш рабочий

Вентилятор охлаждения двигателя работает только при необходимости для охлаждения двигателя.
Итак, отказ вентилятора охлаждения двигателя; или неисправность реле вентилятора или цепи управления — плохая новость; потому что это может привести к перегреву двигателя.
Датчик охлаждающей жидкости двигателя или отдельный датчик температуры двигателя используется для контроля температуры двигателя.
Дополнительное охлаждение не требуется при первом запуске холодного двигателя; Таким образом, вентилятор охлаждения двигателя не включается, пока двигатель не достигнет нормальной рабочей температуры.

Затем вентилятор будет включаться и выключаться по мере необходимости для поддержания надлежащей температуры охлаждающей жидкости. Итак, вентилятор работает в основном на холостом ходу или на низкой скорости, когда двигатель имеет нормальную температуру. Большинство вентиляторов должны включаться, когда температура охлаждающей жидкости достигает примерно 200–230 градусов.
Давайте начнем с нескольких простых вопросов;
- Ваш двигатель перегревается
- Работает ли вентилятор охлаждения вашего двигателя?
Если нет, давайте проверим и попробуем исправить самостоятельно
Первым делом нужно проверить предохранитель.

Вентилятор охлаждения двигателя не будет работать, если у вас перегоревший предохранитель. В основном; у большинства транспортных средств есть два типа предохранителей. В старых автомобилях есть стекла; предохранители цилиндрической формы с нержавеющей сталью на концах и стеклом посередине. В большинстве новых автомобилей используются предохранители другого типа, в которых используется пластиковый корпус; с плавкой вставкой, заключенной в корпус. Самый простой способ проверить это; Визуально проверьте его на наличие сплошного провода без разрывов. Другой хороший способ — использовать мультиметр.
Итак, если вы обнаружили перегоревший предохранитель, замените его. Это может быть все, что вам нужно, чтобы снова отправиться в путь.
Если предохранитель в порядке, переходите к следующему шагу.
Вентиляторы охлаждения двигателя могут изнашиваться и изнашиваются. Ваш может взорваться, поэтому вам нужно его проверить.

Отсоедините разъем вентилятора, ближайший к вентилятору.
Сделайте несколько соединительных кабелей; подключите их напрямую от аккумулятора к двигателю вентилятора, чтобы проверить, вращается ли он.
Следовательно, если он не раскручивается, то выдувается. Замени его, и ты снова в пути.
Если работает; Перейти к следующему шагу.
Проблемы с вентилятором охлаждения двигателя
Неисправность вентилятора; или неисправность реле вентилятора или цепи управления — плохая новость; потому что это может привести к перегреву двигателя. В приложениях с переменной скоростью вращения вентилятора; двигатель также может перегреться, если скорость вращения вентилятора не увеличивается, когда требуется дополнительное охлаждение.Вентилятор может работать, но работает только на низкой скорости; что может быть недостаточно быстрым, чтобы предотвратить перегрев.
В целом есть шесть вещей, которые могут помешать включению электрического вентилятора охлаждения;
- Неисправность реле температуры; датчик охлаждающей жидкости или другой датчик
- Термостат двигателя застрял в ОТКРЫТОМ состоянии (двигатель никогда не нагревается настолько, чтобы включить вентилятор)
- Неисправность реле вентилятора
- Проблема с проводкой (перегоревший предохранитель, ослабленный или корродированный разъем, короткое замыкание, обрыв и т. Д.)
- Неисправный мотор вентилятора
- Неисправен модуль управления вентилятором
Следующее, что нужно проверить — датчик или датчик охлаждающей жидкости
В большинстве систем; есть переключатель температуры охлаждающей жидкости, который включает и выключает вентиляторы.
Найдите переключатель температуры охлаждающей жидкости и отсоедините его. Убедитесь, что у вас правильный. Следовательно, у некоторых автомобилей их целых три;
- Один для сигнальной лампы приборной панели
- Или потолочная консоль
- Один для (PCM)

Следовательно, при работающем двигателе и отключенном реле температуры охлаждающей жидкости вентилятор должен включиться.(PCM) теперь обнаружит неисправный переключатель; сохраните диагностический код неисправности (DTC) и включите вентилятор (ы).
Если нет, и у вас отечественный автомобиль; Реле температуры охлаждающей жидкости — это нормально разомкнутый тип, который остается разомкнутым, пока охлаждающая жидкость не достигнет заданной температуры. Когда он достигает этой температуры; выключатель замыкается и включает вентилятор (ы).
Чтобы проверить это, отсоедините однопроводной соединитель и с помощью перемычки заземлите его. В этот момент вентилятор должен включиться.Большинство японских автомобилей имеют нормально замкнутый переключатель. Эти переключатели размыкаются при достижении заданной температуры, что приводит к включению вентилятора (ов).
Заключение
Итак, двигатели вентилятора охлаждения являются важным компонентом любого узла вентилятора охлаждения двигателя; и играют ключевую роль в поддержании безопасных температур в автомобиле на холостом ходу и низких скоростях.
В заключение. если вы подозреваете, что у двигателей охлаждающих вентиляторов возникла проблема; начните проводить некоторое тестирование, чтобы увидеть, сможете ли вы исправить это самостоятельно.
.Пожалуйста, поделитесь новостями портала DannysEngine
Датчики охлаждающей жидкости двигателя
Датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя (ECT) — это относительно простой датчик, который контролирует внутреннюю температуру двигателя. Охлаждающая жидкость внутри блока цилиндров и головок (головок) цилиндров поглощает тепло от цилиндров при работающем двигателе. Датчик охлаждающей жидкости определяет изменение температуры и сигнализирует модулю управления трансмиссией (PCM), чтобы он мог определить, является ли двигатель холодным, прогретым, при нормальной рабочей температуре или перегревом.
Датчик охлаждающей жидкости чрезвычайно важен, потому что вход датчика в PCM влияет на стратегию работы всей системы управления двигателем.Вот почему датчик охлаждающей жидкости часто называют «главным» датчиком.
Многие функции подачи топлива, зажигания, выбросов и трансмиссии, которыми управляет PCM, зависят от рабочей температуры двигателя. При холодном двигателе используется другая стратегия работы, чем при теплом. Это сделано для улучшения управляемости на холоде, качества холостого хода и выбросов. Следовательно, если датчик охлаждающей жидкости выходит из строя или выдает ложные показания PCM, это может многое нарушить.
КАК ДАТЧИК ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ ВЛИЯЕТ НА РАБОТУ ДВИГАТЕЛЯ
Вход от датчика охлаждающей жидкости может использоваться PCM для любой или всех следующих функций управления:
* Запуск обогащения топлива на инжекторных двигателях.Когда PCM получает холодный сигнал от датчика охлаждающей жидкости, он увеличивает длительность импульса форсунки (по времени), чтобы создать более богатую топливную смесь. Это улучшает качество холостого хода и предотвращает колебания во время прогрева холодного двигателя. Когда двигатель приближается к нормальной рабочей температуре, PCM сужает топливную смесь, чтобы снизить выбросы и расход топлива. Неисправный датчик охлаждающей жидкости, который всегда показывает холодное состояние, может привести к тому, что система управления подачей топлива будет работать на обогащенной смеси, загрязнять и расходовать топливо. Датчик охлаждающей жидкости, который всегда показывает высокую температуру, может вызвать проблемы с управляемостью на холоде, такие как остановка двигателя, колебания и резкий холостой ход.
* Опережение и замедление зажигания. Опережение искры часто ограничивается в целях снижения выбросов до тех пор, пока двигатель не достигнет нормальной рабочей температуры. Это также влияет на производительность двигателя и экономию топлива.
* Рециркуляция выхлопных газов (EGR) во время прогрева. PCM не позволит открыть клапан рециркуляции отработавших газов, пока двигатель не прогреется, чтобы улучшить управляемость. Если EGR разрешена при еще холодном двигателе, это может вызвать резкую работу на холостом ходу, остановку и / или колебания.
* Продувка адсорбера системы контроля за выбросами паров топлива.Пары топлива, хранящиеся в канистре с углем, не удаляются, пока двигатель не прогреется, чтобы предотвратить проблемы с управляемостью.
* Управление воздушно-топливной смесью с обратной связью по разомкнутому / замкнутому контуру. PCM может игнорировать сигнал обратной связи кислородного датчика по обогащению / обедненной смеси, пока охлаждающая жидкость не достигнет определенной температуры. Пока двигатель холодный, PCM будет оставаться в «разомкнутом контуре» и поддерживать богатую топливную смесь для улучшения качества холостого хода и управляемости на холоде. Если PCM не может войти в «замкнутый цикл» после прогрева двигателя, топливная смесь будет слишком богатой, что приведет к загрязнению двигателя и выбросу газа.Это состояние также может привести к засорению свечей зажигания.
* Холостой ход во время прогрева. PCM обычно увеличивает скорость холостого хода при первом запуске холодного двигателя, чтобы предотвратить остановку и улучшить качество холостого хода.
* Блокировка муфты гидротрансформатора трансмиссии во время прогрева. PCM может не заблокировать гидротрансформатор, пока двигатель не прогреется, чтобы улучшить управляемость на холоде.
* Работа электровентилятора охлаждения. PCM будет включать и выключать вентилятор охлаждения, чтобы регулировать охлаждение двигателя, используя данные датчика охлаждающей жидкости.Эта работа чрезвычайно важна для предотвращения перегрева двигателя. Примечание. На некоторых автомобилях отдельный датчик охлаждающей жидкости или переключатель вентилятора могут использоваться только для контура охлаждающего вентилятора.
ВИДЫ ДАТЧИКОВ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ
Большинство датчиков охлаждающей жидкости представляют собой «термисторы», сопротивление которых изменяется при изменении температуры охлаждающей жидкости. Большинство из них относятся к типу «NTC» (отрицательный температурный коэффициент), где сопротивление падает при повышении температуры. У этого типа датчика сопротивление велико при холодном двигателе.По мере прогрева двигателя внутреннее сопротивление датчика падает до минимального значения при нормальной рабочей температуре двигателя.
Типичный датчик охлаждающей жидкости GM, например, может иметь сопротивление около 10 000 Ом при 32 градусах по Фаренгейту и падать ниже 200 Ом, когда двигатель горячий (200 градусов). Для сравнения, датчик охлаждающей жидкости Ford может показывать 95000 Ом при 32 градусах и упасть до 2300 Ом при 200 градусах.
Характеристики сопротивлениябудут различаться в зависимости от приложения, поэтому любой датчик, показания которого не входят в указанный диапазон, следует заменить.
Датчики охлаждающей жидкости имеют два провода (входной и обратный). Сигнал опорного напряжения 5 вольт передается от PCM к датчику. Величина сопротивления в датчике снижает сигнал напряжения, который затем возвращается в PCM. Затем PCM вычисляет температуру охлаждающей жидкости на основе значения напряжения обратного сигнала. Этот номер может отображаться на диагностическом приборе, а также может использоваться комбинацией приборов или информационным центром водителя для отображения показаний температуры охлаждающей жидкости.
В некоторых приложениях может использоваться «двухдиапазонный» датчик температуры охлаждающей жидкости. Когда температура охлаждающей жидкости достигает определенной температуры, РСМ изменяет опорное напряжение к датчику, чтобы он мог считывать температуру охлаждающей жидкости с более высокой точностью (более высокое разрешение).
На некоторых старых автомобилях может использоваться датчик охлаждающей жидкости другого типа. Некоторые из них, по сути, представляют собой выключатель, который открывается или закрывается при заданной температуре. Датчик может быть подключен непосредственно к реле для включения и выключения электрического вентилятора охлаждения, или он может посылать сигнал на сигнальную лампу на панели приборов.Эти старые датчики охлаждающей жидкости обычно представляют собой однопроводные датчики. В других старых приложениях однопроводный датчик температуры с переменным резистором, который заземляется через резьбу, может использоваться для отправки температурного сигнала на датчик на приборной панели. Их обычно называют датчиками температуры, а не датчиками.
РАСПОЛОЖЕНИЕ ДАТЧИКА ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ
Датчик охлаждающей жидкости обычно расположен рядом с корпусом термостата во впускном коллекторе. На некоторых автомобилях датчик охлаждающей жидкости может быть расположен в головке блока цилиндров или может быть два датчика охлаждающей жидкости (по одному для каждого ряда цилиндров в двигателе V6 или V8) или один для PCM и второй для охлаждающего вентилятора.
Датчик расположен так, чтобы наконечник находился в непосредственном контакте с охлаждающей жидкостью. Это важно для получения надежного сигнала. Если уровень охлаждающей жидкости низкий, это может помешать датчику охлаждающей жидкости считывать точные данные.
СИМПТОМЫ ДАТЧИКА ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ
Поскольку датчик охлаждающей жидкости играет центральную роль в запуске многих функций двигателя, неисправный датчик (или цепь датчика) часто вызывает проблемы с управляемостью на холоде и выбросами. Неисправный датчик охлаждающей жидкости также может вызвать заметное увеличение расхода топлива и может привести к провалу теста на выбросы, если он не позволяет системе управления двигателем перейти в замкнутый контур.
Имейте в виду, что многие проблемы с датчиком охлаждающей жидкости чаще возникают из-за неисправности проводки и ослабленных или корродированных разъемов, чем из-за неисправности самого датчика.
Воздействие датчика охлаждающей жидкости на систему управления двигателем, управляемость на холоде, выбросы и экономию топлива также может зависеть от термостата. Если термостат застрял в открытом положении, двигатель будет медленно прогреваться, а датчик охлаждающей жидкости покажет низкий уровень. Или, если кто-то установил не тот термостат для применения или снял термостат полностью, это помешает двигателю достичь нормальной рабочей температуры и приведет к низкому показанию датчика охлаждающей жидкости.
Неисправный датчик охлаждающей жидкости также может вызвать перегрев двигателя, если он не активирует реле охлаждающего вентилятора при нагревании двигателя.
Неисправный датчик охлаждающей жидкости также может вызвать неточные показания датчика температуры охлаждающей жидкости на панели приборов.
КОДЫ ДИАГНОСТИКИ ДАТЧИКА ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ
На автомобилях 1996 года и новее с бортовой диагностической системой OBD II неисправный датчик охлаждающей жидкости может помешать работе некоторых системных мониторов.Это помешает автомобилю пройти тест на выбросы OBD II, потому что тест не может быть проведен, если все необходимые системные мониторы не будут запущены и не пройдут.
Система OBD II должна обнаружить неисправность, включить контрольную лампу двигателя или контрольную лампу неисправности (MIL) и установить один из следующих диагностических кодов неисправности:
P0115 …. Цепь температуры охлаждающей жидкости двигателя
P0116 …. Диапазон рабочих характеристик цепи температуры охлаждающей жидкости двигателя
P0117…. Низкий входной сигнал цепи температуры охлаждающей жидкости двигателя
P0118 …. Высокий входной сигнал цепи температуры охлаждающей жидкости двигателя
P0119 …. Неисправность цепи температуры охлаждающей жидкости двигателя
На старых автомобилях до OBD II индикатор Check Engine может загореться, если датчик охлаждающей жидкости закорочен, разомкнут или выходит за пределы допустимого диапазона. Коды датчиков охлаждающей жидкости GM включают коды 14 и 15, коды Ford — 21, 51 и 81, а коды Chrysler — 17 и 22.
ДИАГНОСТИКА ДАТЧИКА ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ
Визуальный осмотр датчика охлаждающей жидкости иногда выявляет такую проблему, как сильная коррозия вокруг вывода, трещина в датчике или утечки охлаждающей жидкости вокруг датчика.Но в большинстве случаев единственный способ узнать, исправен ли датчик охлаждающей жидкости, — это измерить его сопротивление и показания напряжения.
В системах автомобиля, которые обеспечивают прямой доступ к данным датчика с помощью диагностического прибора, выходной сигнал датчика охлаждающей жидкости обычно может отображаться в градусах Цельсия (C) или Фаренгейта (F). Датчик охлаждающей жидкости должен показывать низкое значение (или температуру окружающей среды), когда двигатель холодный, и высокое (около 200 градусов), когда двигатель горячий. Никакие изменения в показаниях или показания, которые явно не соответствуют температуре двигателя, не будут указывать на неисправный датчик или проблему с проводкой.
Внутреннее сопротивление датчика охлаждающей жидкости также можно проверить с помощью омметра или DVOM (цифрового вольт-омметра) и сравнить со спецификациями. Если датчик разомкнут, закорочен или показывает вне допустимого диапазона, его необходимо заменить.
Если сопротивление датчика охлаждающей жидкости находится в пределах технических характеристик и изменяется при изменении температуры двигателя, но двигатель не переходит в замкнутый контур, неисправность связана с проводкой или PCM. Перед заменой каких-либо деталей потребуется дальнейшая диагностика, чтобы выявить проблему.
Здесь есть одна хитрость — использовать инструмент симулятора датчика для передачи показания моделируемой температуры через жгут проводов датчика в PCM. Если целостность проводки в порядке, но PCM не может перейти в замкнутый контур, когда вы посылаете ему сигнал «горячей охлаждающей жидкости», проблема в PCM.
ПРОВЕРКА НАПРЯЖЕНИЯ ДАТЧИКА ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ
Вы также можете использовать вольтметр или цифровой запоминающий осциллограф (DSO) для проверки выходного сигнала датчика. Спецификации различаются, но обычно датчик холодной охлаждающей жидкости показывает около 3 вольт.По мере того, как двигатель нагревается и достигает рабочей температуры, падение напряжения должно постепенно уменьшаться примерно до 1,2–0,5 вольт. Если вы используете осциллограф для отображения сигнала напряжения, вы должны получить кривую, которая постепенно скатывается с 3 вольт до 1,2 — 0,5 вольт за 3-5 минут (или сколько времени обычно требуется двигателю для достижения нормальной рабочей температуры). .
Если падение напряжения на датчике охлаждающей жидкости составляет 5 вольт или около него, это означает, что датчик разомкнут или потерял заземление.Если напряжение близко к нулю, то датчик закорочен или он утратил свое опорное напряжение.
При работе с продуктами Chrysler 1985 года и новее следите за внезапным повышением напряжения при прогреве двигателя. Это нормально и создается резистором на 1000 Ом, который подключается к цепи датчика охлаждающей жидкости, когда напряжение датчика падает примерно до 1,25 В. Это вызывает скачок напряжения примерно до 3,7 вольт, где оно снова продолжает падать, пока не достигнет полностью нагретого значения примерно 2.0 вольт.
Иногда датчик охлаждающей жидкости внезапно открывается или замыкается при достижении определенной температуры. Если ваш вольтметр имеет функцию «минимум / максимум», вы можете уловить внезапные колебания напряжения во время прогрева датчика. Если вы просматриваете диаграмму напряжения на осциллографе, короткое замыкание будет выглядеть как резкое падение или провал кривой до нуля вольт. Разрыв приведет к скачку кривой до линии напряжения VRef (5 вольт).
Если датчик охлаждающей жидкости показывает нормально в холодном состоянии (высокое сопротивление и 3 или более вольт), но никогда не достигает нормальной температуры, это может говорить правду! Открытый термостат или неправильный термостат могут препятствовать достижению охлаждающей жидкостью нормальной рабочей температуры.
ЗАМЕНА ДАТЧИКА ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ
Большинство датчиков охлаждающей жидкости не подлежат замене, если они не вышли из строя. Датчик охлаждающей жидкости, который закорочен, разомкнут или показывает выход за пределы допустимого диапазона, очевидно, не может обеспечить надежный сигнал температуры и должен быть заменен для правильной работы системы управления двигателем. Но многие специалисты также рекомендуют установить новый датчик охлаждающей жидкости, если вы заменяете или ремонтируете двигатель. Зачем? Потому что датчики охлаждающей жидкости могут изнашиваться с возрастом и могут не показывать такие точные показания, как когда они были новыми.Установка нового датчика может устранить множество потенциальных проблем в будущем.
Также рекомендуется заменить датчик охлаждающей жидкости и термостат, если двигатель сильно перегрелся. Аномально высокие температуры двигателя могут повредить эти компоненты и привести к их неправильной работе или преждевременному выходу из строя.
Для замены датчика охлаждающей жидкости требуется слить часть охлаждающей жидкости из системы охлаждения. Необязательно сливать весь радиатор.Просто откройте сливной клапан и слейте достаточно охлаждающей жидкости, чтобы уровень охлаждающей жидкости в двигателе был ниже датчика.
Это хорошее время, чтобы проверить состояние охлаждающей жидкости и заменить ее, если срок годности охлаждающей жидкости превышает три года (обычная охлаждающая жидкость) или пять лет (охлаждающая жидкость с длительным сроком службы). Смена охлаждающей жидкости и промывка также будут хорошей идеей, если на охлаждающей жидкости есть признаки загрязнения.
Резьба датчика охлаждающей жидкости может быть предварительно покрыта герметиком для предотвращения утечки охлаждающей жидкости.Осторожно затяните датчик, чтобы не повредить его.
После установки нового датчика вы можете заправить систему охлаждения. Убедитесь, что из системы охлаждения не выходит весь воздух. Воздух, попавший под термостат, может вызвать перегрев двигателя или неправильное считывание показаний датчика охлаждающей жидкости.
Щелкните здесь, чтобы загрузить или распечатать эту статью.

Щелкните здесь, чтобы узнать больше о руководстве по датчику
Краткое справочное руководство по базовой эксплуатации и тестированию датчика.
Статьи по теме:
Причины перегрева двигателяПроблемы с реле электрического вентилятора охлаждения
Анализ датчиков двигателя
Общие сведения о системах управления двигателем
Все о бортовой диагностике II (OBD II)
Нажмите здесь, чтобы увидеть больше технических статей Carley Automotive