6П43П усилитель двухтактный. Двухтактный ламповый усилитель на 6П43П: особенности конструкции и характеристики

Как собрать мощный ламповый усилитель на 6П43П. Какие особенности конструкции нужно учесть. Какие характеристики и звучание можно получить. Почему 6П43П хорошо подходит для двухтактных схем.

Особенности лампы 6П43П для использования в двухтактных усилителях

Лампа 6П43П обладает рядом характеристик, делающих ее привлекательной для применения в двухтактных ламповых усилителях:

  • Высокая выходная мощность — до 15-20 Вт в триодном включении
  • Хорошая линейность характеристик
  • Низкий уровень искажений
  • Возможность работы при высоких анодных напряжениях — до 300 В
  • Надежность и долговечность

Эти качества позволяют создавать на 6П43П мощные и качественные двухтактные усилители для домашних аудиосистем.

Схемотехника двухтактного усилителя на 6П43П

Типовая схема двухтактного усилителя на 6П43П включает следующие основные элементы:

  • Входной каскад на лампе 6Н2П или 6Ф12П
  • Фазоинверсный каскад для получения противофазных сигналов
  • Выходной каскад на двух лампах 6П43П, включенных триодно
  • Выходной трансформатор
  • Цепи обратной связи для улучшения характеристик

Рассмотрим подробнее особенности каждого из этих элементов схемы.


Входной каскад усилителя

В качестве входного каскада чаще всего используется лампа 6Н2П или 6Ф12П. Она обеспечивает необходимое усиление входного сигнала и согласование входного сопротивления. Типовые параметры входного каскада:

  • Коэффициент усиления: 20-30
  • Входное сопротивление: 100-200 кОм
  • Анодное напряжение: 200-250 В

Важно обеспечить хорошую линейность входного каскада для снижения искажений.

Фазоинверсный каскад

Фазоинверсный каскад необходим для получения двух противофазных сигналов для раскачки выходных ламп. Существует несколько типовых схем:

  • Трансформаторная фазоинверсия
  • Фазоинвертор с разделенной нагрузкой
  • Фазоинвертор с катодной связью

Наиболее часто применяется схема с разделенной нагрузкой как наиболее простая и эффективная. Она обеспечивает хорошую симметрию выходных сигналов.

Выходной каскад на 6П43П

Выходной каскад собирается на двух лампах 6П43П, включенных триодно. Основные параметры:

  • Анодное напряжение: 250-300 В
  • Ток покоя: 40-60 мА на лампу
  • Выходная мощность: 10-15 Вт
  • Сопротивление нагрузки: 3.5-5 кОм (анод-анод)

Триодное включение обеспечивает лучшую линейность по сравнению с пентодным, хотя и снижает максимальную мощность.


Выбор выходного трансформатора

Выходной трансформатор — один из ключевых элементов, определяющих качество звучания усилителя. Основные требования к нему:

  • Достаточная мощность (не менее 25-30 Вт)
  • Широкая полоса пропускания (20 Гц — 20 кГц)
  • Низкий уровень искажений
  • Хорошая симметрия обмоток

Рекомендуется использовать специализированные аудиотрансформаторы, например ТВЗ-1-9 или его аналоги.

Цепи обратной связи

Применение отрицательной обратной связи позволяет улучшить основные характеристики усилителя:

  • Снизить уровень искажений
  • Расширить полосу пропускания
  • Уменьшить выходное сопротивление

Обычно используется общая ООС с коэффициентом 6-10 дБ. Важно обеспечить устойчивость усилителя при введении ООС.

Режимы работы и характеристики усилителя на 6П43П

При правильном выборе режимов работы двухтактный усилитель на 6П43П может обеспечить следующие характеристики:

  • Выходная мощность: 10-15 Вт
  • Коэффициент гармоник: не более 0.5-1%
  • Полоса частот: 20 Гц — 20 кГц
  • Чувствительность: 0.5-1 В

Эти параметры позволяют использовать усилитель в качестве основного в домашних аудиосистемах.


Особенности настройки двухтактного усилителя на 6П43П

При настройке усилителя необходимо обратить внимание на следующие моменты:

  • Установка правильного тока покоя выходных ламп
  • Балансировка плеч выходного каскада
  • Настройка цепей ООС для обеспечения устойчивости
  • Проверка симметрии выходного сигнала

Правильная настройка позволит раскрыть потенциал схемы и получить максимальное качество звучания.

Звуковые характеристики усилителя на 6П43П

Двухтактные усилители на 6П43П отличаются следующими особенностями звучания:

  • Мощное динамичное звучание
  • «Ламповая» теплота и музыкальность
  • Хорошая детальность и проработка нюансов
  • Широкая звуковая сцена

Эти качества делают усилитель универсальным для воспроизведения различных музыкальных жанров.

Заключение

Двухтактный усилитель на лампах 6П43П — отличный выбор для построения качественной ламповой аудиосистемы. При грамотном проектировании и настройке он способен обеспечить прекрасное звучание в сочетании с достаточной мощностью. Доступность компонентов и простота схемы делают такой усилитель привлекательным для самостоятельной сборки.



Схема УНЧ на лампах 6Н2П, 6П43П (2-3Вт)

Ламповые усилители схемы высокого качества звука обеспечивают получение максимально чистый и прозрачный ламповый звук. Единственный их недостаток – это их высокая стоимость, что существенно ограничивает популярность данной категории усилителей.


В этой статье на нашем сайте мы расскажем вам как самостоятельно собрать качественный и недорогой ламповый усилитель звука, который по качеству звука не будет уступать своим уже готовым брендовым аналогам. Самый сложный и трудоемкий этап работы – это изготовление металлического корпуса.

В данном случае вы можете использовать корпуса от старых ламповых радиоприемников или усилителей. В качестве технической начинки использовались два выходных звуковых трансформаторов ТВЗ-1-9 на первый канал. ТВЗ-1-9 и ТВЗ-3Ш – на второй канал. Силовой трансформатор применялся ТС-180.

Ищем новое звучание старого усилителя. Замена 6П14П на 6П43П-Е

Опять здравствуйте, читатели нашего автожурнала. 2*Rн=32,96*32,96*4=4345 Ом при использовании четырехомной акустики. Что по большому счету впритык для 6П14П с её 30 килоомным внутренним сопротивлением. Тем не менее с этой лампой и этим трансформатором получены THD=1.204361 и IMD=0.6682 при 2v выходного сигнала. Что и не удивительно т.к. данный усилитель настраивался именно под эту лампу. Далее во всех измерениях THD и IMD два вольта выходного сигнала останутся неизменными.

Другие лампы из этой серии показали схожие результаты. Для 6П14П-ЕР THD=1.3 и IMD=0.69. Для 6П14П-К THD=2.6 и IMD=0.27. Разницы в звучании не замечено.

6П15П с её 100 килоомным внутренним сопротивлением исключаем сразу — ТВ-ЗШ явно не подходит. Остаются токовые лампы 6П18П и 6П43П-Е.

В отличие от 6П14П и 6П15П токовые лампы склонны к саморазогреву, и превышать предельно допустимое напряжение на аноде крайне не желательно. Для 6П14П с её предельным анодным 300 вольт некоторые аудиофилы предлагают поднять до 400 вольт. Утверждая при этом: “И тогда лампа как запоет!”. Возникают вопросы о долгой жизни лампы в этом режиме, но для настоящих аудиофилов это не главный вопрос. В любом случае такие эксперименты не подходят для токовых ламп.

В погоне за звуком

С нашего безымяного силового трансформатора на полной нагрузке получено 245 вольт анодного. Предельно допустимое для 6П18П – 250 вольт, что критически близко к нашему анодному. Из списка мы её вычеркиваем, остается только 6П43П-Е с её предельно анодным 300 вольт.

Цокалевка полностью совпадает. На свой страх и риск вставляем её вместо 6П14П, включаем и … Слышим другое, новое звучание своих любимых композиций. Одно насторожило — трансформаторы ощутимо потеплели. Начинаем разбираться, лезем в даташит на сороктретью лампу: ток анода 44ma – норма для ТВ-ЗШ, ток катода – не более 75ma, а какой у нас ток катода? — О! о! о!…

В срочном порядке к катодному резистору в 120 ом последовательно припаиваем двухватное сопротивление на 220 ом. Измеряем на нем напряжение и делим на его номинал (закон Ома) получаем катодный ток 75ma при максимуме выходной громкости (в жизни мы такого никогда не делаем). 2*Rн=20,54*20,54*4=1687 Ом при использовании четырех омной акустики. С этим трансформатором получены THD=3.2 и IMD=1.8. Уже лучше. Прослушивание показало вполне приличное звучание.

Тише, да лучше

В погоне за лучшим звуком осталось перевести выходные лампы в в триодный режим. Для этого вторую сетку каждой выходной лампы подключаем через 100 Ом двух ваттный резистор к аноду. В таком псевдо-триодном режиме 6П43П-Е имеет примерно 1-1.1 кОм внутреннего сопротивления. Подсоединяем комплекс Шмелёва THD=2 и IMD=0.5.

Получены самые низкие коэффициенты искажения. И это на ТВК-70Л-2 с его 0.5 мм не звуковом железе. Все бы хорошо, но только чувствительность усилителя в триодном режиме заметно упала. Получить более двух ватт мощности вряд ли удастся. Для прослушивания в тихой обстановке достаточно, для корпоративной вечеринки нет. Здесь и пригодится пентодно-триодный переключатель. Получилась следующая принципиальная схема:

Любителям фиксированного смещения зеленый свет. Показатели THD и IMD вместе с качеством звука, наверняка ещё улучшатся. К сожалению в нашем силовом трансформаторе отдельной обмоточки не оказалось.

Хочется хорошо и громко? Если сильно хочется, то можно

Увеличив выходной комплект трансформаторов и ламп в два раза, мы получим скачек мощности при заданном качестве. В таком включении используются всё те же трансформаторы ТВК-70Л-2.

Если предполагается использовать восьмиомную нагрузку, то можно поставить по два ТВЗ-1-9, что будет по-лучше, или ТВ-ЗШ.

Принципиальная схема двойного выходного каскада реализуется двумя вариантами:

  • a — с авто смещением
  • b — с фиксированным смещением.

Нагрузка на силовой трансформатор соответственно увеличиться также в два раза. В работе только два выходных канала станут потреблять 0,3 А анодного и 2,5 А накального.

P.S. Повышенные значения THD и IMD заставляют лампу 6П43П-Е бархатно окрашивать звук. Звучание вибрации струн делается более похожей на живое исполнение. И не только струн, но и голос вокалиста становиться более выразительным. Отлично звучат духовые инструменты, а тяжелые роковые композиции играют хуже. Кому как нравится…

Предыдущие посты: « История мотоциклетного бренда «Aprilia» | Как пройти тест-драйв »
Метки: 6П43П-Е

6П43П в режиме повышенной нагрузки

6П43П в режиме повышенной нагрузки. По желанию одного из радиолюбителей мне довелось выполнить подбор комплектов ламп 6П43П-Е для двухтактного усилителя Комарова, обозначенной как студенческий курсовой проект. Нормальный коммерческий проект для меня, подобрать идеальные пары выходных ламп, за деньги. Однако для меня это типичный пример маркетингового продвижения конкретных наименований ламп. Глупости подчинения людей маркетингу и вредоносности подобного подхода я посвятил много статей. Неоднократно говорил и повторю ещё раз, бессмысленно отталкиваться от типов ламп. Лампы могут быть любыми. Гораздо важнее определиться с выходным трансформатором под конкретную акустику. А затем, уже под готовый трансформатор, подбирать лампы. Возникающий в ходе выбора усилителя конфликт интересов проясняю далее. Дело в том, что мощность выбранного усилителя невелика, около 10 Вт. Нормальный ламповик начинается от 25 Вт. Поэтому сразу возникает соблазн параллельного включения выходных ламп, что сделать в такой схеме легко. Но затем возникает вопрос о качестве проекта усилителя с одиночным выходным трансформатором броневой конструкции. Претензии людей к такому выходнику считаю вполне справедливыми. Ну не звучат одиночные типовые трансформаторы в режиме Hi-end. Никак не звучит транс в такой схеме. Но тогда возникает необходимость подбора дифференциальной выходной пары или влезания в моточные процедуры. Ну, а при чём здесь тогда, выбранная первоначально схема из студенческого курсового проекта? И причём здесь вообще лампы 6П43П?!

В ходе коммерческого исследования ламп 6П43П пришлось промерить около 80 штук из запасов от 70-х годов. Оказалось, что большинство ламп закономерно подсевшие, по невысокому значению крутизны. После тренировки на лампомере Л1-3 большинство ламп оказалось в пределах даташита. Около 10% было отправлено на помойку. Для исследования характеристик использована перфокарта 6П43П из стандартного набора. В оценке реальных свойств ламп при превышении номинального режима пришлось расширить объем экспериментов. Некоторое затруднение в применении лампомера и стандартных карт заключается в отсутствии возможности управления смещением пальчиковых пентодов по сетке. Поэтому чтобы увеличить анодные токи пришлось использовать карту от 6П14П, а затем и 6П15П. В цепи катодного автосмещения 6П43П установлен резистор 340 Ом. Для лампы 6П14П сопротивление уже 120 Ом, а для 6П15П всего 75 Ом. Уменьшение катодного сопротивления позволяет извлечь из анодов токи значительно большей величины. При этом в ходе эксперимента следует внимательно следить за анодным током, исключая саморазогрев и перегрузку быстрым отключением питания. Картинки для карт показаны ниже.

Для экспериментов были использованы дохленькие лампы, с минимальными параметрами тока и крутизны по даташиту 36 мА и 6 мА/В. Как оказалось, применение карточки для 6П14П позволяет поднять анодный ток до 57 мА, при долговременном сохранении термической устойчивости. Напряжение второй сетки ограничено регулятором на уровне 140 вольт. Анодное напряжение удавалось поднимать вплоть до 280 вольт, расчетная мощность при этом составила 15,96 Вт. Признаков перегрузки анодов не установлено, однако стеклянный баллон нагрелся очень сильно. Далее была использована карта 6П15П, и ток удалось увеличить до 72 мА, практически до предельного значения по шкале лампомера (рис. слева). При этом начала срабатывать защита лампомера по току. Анодное напряжение пришлось понизить до 240 вольт, чтобы защита не отключала измеритель. И снова в аноде не было замечено признаков покраснения, хотя расчетное значение мощности возросло до 17,28 Вт. Пример показан на картинке ниже. Подтверждение использования именно лампочки 6П43П с карточкой 6П15П показано на фото справа, где видна форма анода.

В ходе исследования периодически оценивалась крутизна. При этом обнаружено, что все хилые экземпляры 6П43П при экстремальном нагружении и столь значительном повышении тока, оказались не в состоянии обеспечить существенное увеличение крутизны. В эксперименте с дохликами не удалось получить значения S более 5 мА/В (рис. по центру). А вот для работоспособных экземпляров крутизна подпрыгивала столь же существенно, как и анодный ток. Например, для нескольких заведомо исправных экземпляров были получены значения S=9 … 10 мА/В, при первоначально замеренных значениях около 8 мА/В. В качестве выводов можно сформулировать следующие очевидные соображения.

1.Дохлые, с признаками старости стекляшки и лампы на нижней границе даташита в конструкциях усилителей высокого качества и большой энерговооружённости использовать не следует. Отбраковку запасённых экземпляров следует проводить именно по пограничным параметрам, безжалостно утилизируя лампы с недостаточным анодным током и малой крутизной. В динамике запас должен быть как по току, так и по крутизне.

2.Учитывая существенный запас по мощности в анодах выходных пентодов, возможно допускать некоторую перегрузку ламп. Однако предпочтительно увеличивать напряжение и не увлекаться чрезмерным повышением тока. Выделение в анодах мощности в динамике, при сохранении термической устойчивости, может быть весьма значительным, сравнимым с выделенной мощностью на анодах в статике.

3.Цепи автоматического смещения с катодными резисторами следует считать весьма и весьма полезными, для страховки от экстремальных токов. Поэтому к потере катодных цепях мощности и к дополнительному нагреву следует отнестись терпимо. Лучшее процентное соотношение автоматического и фиксированного смещения является предметом отдельного исследования.

4.Режим повышенной нагрузки нельзя воспринимать как нормальное состояние лампы в усилителе. Это испытательный режим, для тренировки лампы. Не следует также переоценивать и его значимость. Реанимация старых ламп занятие неблагодарное. Старьё иногда удаётся оживить, но интенсивно работать винтажные или изношенные изделия уже не могут.

Евгений Бортник, Красноярск, Россия, май 2018

Схема лампового усилителя 6п43п


Несмотря на кажущуюся сложность изготовить ламповый усилитель своими руками не представляет какого-либо труда. Единственный нюанс состоит в том, что при пайке двухтактного лампового усилителя следует соблюдать внимательность, избегая монтажных ошибок, так как в схеме присутствует высокое анодное, сеточное напряжение и при неправильно подключенной схеме имеется риск выхода из строя радиодеталей, а иногда и повреждения самих ламп, которые неремонтопригодные.
Также следует позаботиться о наличии вентиляции отсека с лампами, которые в процессе работы нагреваются и без должной вентиляции может произойти их перегрев. Выбирая необходимые компоненты, рекомендуем вам не экономить на качестве деталей. Стоимость их не слишком велика даже при покупке ламп 6п43п и трансформаторов ТВЗ-1-9, ТВЗ-1-9, ТВЗ-3Ш.

Тогда как попытки сэкономить неизменно приведут к существенному ухудшению качества звука. Корпус рекомендуем обшивать ДСП и использовать несущее шасси. Соединение деталей осуществляется при помощи клея, пайки и самонарезных винтов. Возможно использование зеркального низа под лампы, что позволит вам добиться эффектного внешнего вида изготовленного самостоятельно усилителя.

Изготовленный нами самодельный ламповый усилитель отличается высокой мощностью и универсальностью. С одинаковым успехом он может использоваться для воспроизведения классической музыки и быстрых техно и транса.

6П43П в режиме повышенной нагрузки

6П43П в режиме повышенной нагрузки. По желанию одного из радиолюбителей мне довелось выполнить подбор комплектов ламп 6П43П-Е для двухтактного усилителя Комарова, обозначенной как студенческий курсовой проект. Нормальный коммерческий проект для меня, подобрать идеальные пары выходных ламп, за деньги. Однако для меня это типичный пример маркетингового продвижения конкретных наименований ламп. Глупости подчинения людей маркетингу и вредоносности подобного подхода я посвятил много статей. Неоднократно говорил и повторю ещё раз, бессмысленно отталкиваться от типов ламп. Лампы могут быть любыми. Гораздо важнее определиться с выходным трансформатором под конкретную акустику. А затем, уже под готовый трансформатор, подбирать лампы. Возникающий в ходе выбора усилителя конфликт интересов проясняю далее. Дело в том, что мощность выбранного усилителя невелика, около 10 Вт. Нормальный ламповик начинается от 25 Вт. Поэтому сразу возникает соблазн параллельного включения выходных ламп, что сделать в такой схеме легко. Но затем возникает вопрос о качестве проекта усилителя с одиночным выходным трансформатором броневой конструкции. Претензии людей к такому выходнику считаю вполне справедливыми. Ну не звучат одиночные типовые трансформаторы в режиме Hi-end. Никак не звучит транс в такой схеме. Но тогда возникает необходимость подбора дифференциальной выходной пары или влезания в моточные процедуры. Ну, а при чём здесь тогда, выбранная первоначально схема из студенческого курсового проекта? И причём здесь вообще лампы 6П43П?!

В ходе коммерческого исследования ламп 6П43П пришлось промерить около 80 штук из запасов от 70-х годов. Оказалось, что большинство ламп закономерно подсевшие, по невысокому значению крутизны. После тренировки на лампомере Л1-3 большинство ламп оказалось в пределах даташита. Около 10% было отправлено на помойку. Для исследования характеристик использована перфокарта 6П43П из стандартного набора. В оценке реальных свойств ламп при превышении номинального режима пришлось расширить объем экспериментов. Некоторое затруднение в применении лампомера и стандартных карт заключается в отсутствии возможности управления смещением пальчиковых пентодов по сетке. Поэтому чтобы увеличить анодные токи пришлось использовать карту от 6П14П, а затем и 6П15П. В цепи катодного автосмещения 6П43П установлен резистор 340 Ом. Для лампы 6П14П сопротивление уже 120 Ом, а для 6П15П всего 75 Ом. Уменьшение катодного сопротивления позволяет извлечь из анодов токи значительно большей величины. При этом в ходе эксперимента следует внимательно следить за анодным током, исключая саморазогрев и перегрузку быстрым отключением питания. Картинки для карт показаны ниже.

Для экспериментов были использованы дохленькие лампы, с минимальными параметрами тока и крутизны по даташиту 36 мА и 6 мА/В. Как оказалось, применение карточки для 6П14П позволяет поднять анодный ток до 57 мА, при долговременном сохранении термической устойчивости. Напряжение второй сетки ограничено регулятором на уровне 140 вольт. Анодное напряжение удавалось поднимать вплоть до 280 вольт, расчетная мощность при этом составила 15,96 Вт. Признаков перегрузки анодов не установлено, однако стеклянный баллон нагрелся очень сильно. Далее была использована карта 6П15П, и ток удалось увеличить до 72 мА, практически до предельного значения по шкале лампомера (рис. слева). При этом начала срабатывать защита лампомера по току. Анодное напряжение пришлось понизить до 240 вольт, чтобы защита не отключала измеритель. И снова в аноде не было замечено признаков покраснения, хотя расчетное значение мощности возросло до 17,28 Вт. Пример показан на картинке ниже. Подтверждение использования именно лампочки 6П43П с карточкой 6П15П показано на фото справа, где видна форма анода.

В ходе исследования периодически оценивалась крутизна. При этом обнаружено, что все хилые экземпляры 6П43П при экстремальном нагружении и столь значительном повышении тока, оказались не в состоянии обеспечить существенное увеличение крутизны. В эксперименте с дохликами не удалось получить значения S более 5 мА/В (рис. по центру). А вот для работоспособных экземпляров крутизна подпрыгивала столь же существенно, как и анодный ток. Например, для нескольких заведомо исправных экземпляров были получены значения S=9 … 10 мА/В, при первоначально замеренных значениях около 8 мА/В. В качестве выводов можно сформулировать следующие очевидные соображения.

1.Дохлые, с признаками старости стекляшки и лампы на нижней границе даташита в конструкциях усилителей высокого качества и большой энерговооружённости использовать не следует. Отбраковку запасённых экземпляров следует проводить именно по пограничным параметрам, безжалостно утилизируя лампы с недостаточным анодным током и малой крутизной. В динамике запас должен быть как по току, так и по крутизне.

2.Учитывая существенный запас по мощности в анодах выходных пентодов, возможно допускать некоторую перегрузку ламп. Однако предпочтительно увеличивать напряжение и не увлекаться чрезмерным повышением тока. Выделение в анодах мощности в динамике, при сохранении термической устойчивости, может быть весьма значительным, сравнимым с выделенной мощностью на анодах в статике.

3.Цепи автоматического смещения с катодными резисторами следует считать весьма и весьма полезными, для страховки от экстремальных токов. Поэтому к потере катодных цепях мощности и к дополнительному нагреву следует отнестись терпимо. Лучшее процентное соотношение автоматического и фиксированного смещения является предметом отдельного исследования.

4.Режим повышенной нагрузки нельзя воспринимать как нормальное состояние лампы в усилителе. Это испытательный режим, для тренировки лампы. Не следует также переоценивать и его значимость. Реанимация старых ламп занятие неблагодарное. Старьё иногда удаётся оживить, но интенсивно работать винтажные или изношенные изделия уже не могут.

               Евгений Бортник, Красноярск, Россия, май 2018

6Ф12П и 6П43П двухтактный триодный усилитель

#1