Двухтактный ламповый усилитель своими руками. Двухтактный ламповый усилитель на лампах EL84 своими руками: схема, особенности конструкции и звучания

Как собрать двухтактный ламповый усилитель на лампах EL84 своими руками. Какие особенности имеет схема такого усилителя. Каковы характеристики и звучание усилителя на EL84 в двухтактном включении. Какие компоненты лучше использовать при сборке.

Содержание

Особенности схемы двухтактного лампового усилителя на EL84

Двухтактный ламповый усилитель на лампах EL84 (6BQ5) имеет ряд интересных особенностей схемотехники:

  • Использование ламп EL84 в ультралинейном включении в выходном каскаде
  • Драйверный каскад на лампах ECC802S в схеме SRPP
  • Общий импеданс катода с самобалансировкой в выходном каскаде
  • Источники постоянного тока на микросхемах LM317 в катодных цепях выходных ламп
  • Питание накала ламп постоянным током от импульсного блока питания

Такая схема обеспечивает хорошую линейность и низкий уровень искажений при сравнительно простой реализации. Рассмотрим основные узлы усилителя подробнее.


Выходной каскад на лампах EL84

Выходной каскад построен по двухтактной схеме с общим импедансом катода. Ее особенности:

  • Катоды обеих выходных ламп соединены вместе
  • В общую катодную цепь включен источник постоянного тока на LM317
  • Одна лампа получает входной сигнал, вторая работает в противофазе
  • Ультралинейное включение ламп для снижения искажений

Такая схема обеспечивает хорошую балансировку плеч и низкий уровень нелинейных искажений. Источник тока в катоде стабилизирует режим работы ламп.

Драйверный каскад на лампах ECC802S

В качестве драйвера для выходных ламп используется каскад по схеме SRPP (последовательное соединение двух триодов) на лампах ECC802S. Преимущества такого решения:

  • Высокая линейность и низкий уровень искажений
  • Большой размах выходного напряжения
  • Низкое выходное сопротивление
  • Простота реализации

Каскад SRPP обеспечивает необходимое усиление и раскачку для выходных ламп EL84, работая в линейном режиме.

Блок питания усилителя

Блок питания усилителя имеет следующие особенности:


  • Анодное напряжение около 240В для выходных ламп
  • Отдельное питание 200В для драйверного каскада
  • Питание накала ламп постоянным током 12В от импульсного блока питания
  • Использование качественных электролитических и пленочных конденсаторов

Такое решение обеспечивает стабильное питание всех каскадов усилителя и низкий уровень пульсаций.

Измеренные характеристики усилителя

Измерения показали следующие характеристики усилителя:

  • Выходная мощность — около 10 Вт на канал
  • Коэффициент гармонических искажений — 0.6-0.7% на средних частотах при 1 Вт
  • Частотный диапазон по уровню -3 дБ: 8 Гц — 35 кГц
  • Уровень шумов и фона — менее 1 мВ

Это весьма неплохие показатели для лампового усилителя такой мощности.

Особенности звучания двухтактного усилителя на EL84

Субъективная оценка звучания усилителя выявила следующие особенности:

  • Детальное, прозрачное звучание средних и высоких частот
  • Четкий, контролируемый бас
  • Хорошая проработка звуковой сцены
  • Характерная «ламповая» теплота звука
  • Высокая музыкальность на акустическом материале

Усилитель хорошо справляется с передачей тембров акустических инструментов и вокала. При этом звучание остается детальным и прозрачным.


Рекомендации по сборке усилителя

При самостоятельной сборке такого усилителя стоит обратить внимание на следующие моменты:

  • Использовать качественные компоненты (конденсаторы, резисторы, трансформаторы)
  • Тщательно развести печатную плату, разделив сигнальные и силовые цепи
  • Применить экранирование чувствительных узлов
  • Использовать согласованные пары выходных ламп EL84
  • Обеспечить хорошее охлаждение выходных ламп и силовых элементов

При соблюдении этих рекомендаций можно получить отличный по звучанию ламповый усилитель своими руками.

Возможные модификации схемы

Базовую схему усилителя можно модифицировать для улучшения характеристик:

  • Использовать более мощные выходные лампы (например, 6L6GC) для увеличения мощности
  • Применить другие драйверные лампы (12AT7, 12AX7) для изменения коэффициента усиления
  • Добавить регулировку смещения выходных ламп для точной настройки режима
  • Использовать ламповый выпрямитель вместо диодного моста в блоке питания

Такие модификации позволят адаптировать схему под конкретные требования и получить желаемые характеристики усилителя.


Заключение

Двухтактный ламповый усилитель на EL84 — отличный вариант для самостоятельной сборки. Он сочетает в себе простоту реализации, хорошие технические характеристики и приятное «ламповое» звучание. При грамотном подходе к сборке такой усилитель может стать отличным решением для домашней аудиосистемы.


Двухтактный ламповый усилитель на 300В

   Некоторые аудиофилы готовы получать хороший звук любой ценой, не взирая на затраты и размеры будущей аппаратуры. Вот и наш коллега, Рудольф Мерс из Нидерландов, спроектировал и собрал мощный push-pull усилитель на 300B, по 2 лампы на плечо. Автор говорит, что провел около года за проектированием и строительством пары моноблочных усилителей. Каждый блок весит 25 кг и имет следующие габаритные размеры: 530 мм в глубину, 390 мм высота и шириной 400 мм.

Схема лампового усилителя push-pull на 300B

   Сама схема находится в архиве — скачайте её по ссылке выше. Входные каскады состоят из предварительного усилителя ECC82 (12AU7), драйвера на ECC99 и катодных повторителей ECC82 (12AU7). Выходной каскад использует четыре знаменитые 300B прямого накала, мощность всех триодов в параллельном push-pull включении (Ia = 40mA и Ua = 350V) без отрицательной обратной связи составляет около 25 Вт.

   Питание для входных ламп идет с плавным увеличением от 1,5 до 6,3 В в течение 30 секунд. Аналогично и питание накалов 300B идет от 1,5 до 5,0 В в течение 30 секунд. Полярность питания накала может быть сменена с помощью переключателя. Высокое напряжение анодного питания включается, когда все напряжение на нагревателе достигнут своего полного значения.

  • Потребляемая мощность: 281 Вт при 230 В напряжении сети.
  • Выходная мощность: 25 Вт при 0 дБ (775 мВ)
  • Эффективность: КПД 8% 
  • Полоса пропускания: 0.1 дБ 20 Гц — 50 кГц при 25 Вт 
  • Искажения (THD)
  • 1,5% при 5 Вт и 10 Гц
  • 4.0% при 23 Вт и 20 Гц
  • 3.5% при 25 Вт и 50 Гц
  • 3.5% при 25 Вт и 100 Гц
  • 3.5% при 25 Вт и 200 Гц
  • 3.4% при 25 Вт и 500 Гц
  • 3.5% при 25 Вт и частоте 1 кГц
  • 3.5% при 25 Вт и 2 кГц
  • 3.5% при 25 Вт и 5 кГц
  • 3.5% при 25 Вт и 10 кГц
  • 3.3% при 25 Вт и 20 кГц
  • 2. 7% при 25 Вт и 50 кГц
  • 4,4% на 15 Вт и 100 кГц 
  • THD < 1% При 2 Вт в диапазоне 10 Гц и 20 кГц
  • THD < 2% при 10 Вт в диапазоне 10 Гц и 20 кГц
  • THD < 3% при 15 Вт, в диапазоне 10 Гц и 20 кГц

   Корпус усилителя деревянный и имеет легкий доступ благодаря откидной крышке. Усилитель построен по модульному принципу с разъемами. Так как корпус деревянный, а некоторые мощные резисторы неслабо грелись, пришлось снабдить монтаж кулерами от ПК. Но их совсем не слышно, так как вместо положенных 12 вольт подаётся всего 8.

   Вся конструкция заняла отдельный столик, где в нижней части находится блок предусилителя, а сверху — 2 монофонических блока. Между ними DVD с ресивером, а по бокам — коллекция компакт дисков, записанных в качественном формате DVD-аудио.


Понравилась схема — лайкни!

ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ СХЕМЫ УНЧ

Смотреть ещё схемы усилителей

       УСИЛИТЕЛИ НА ЛАМПАХ          УСИЛИТЕЛИ НА ТРАНЗИСТОРАХ  

   

УСИЛИТЕЛИ НА МИКРОСХЕМАХ          СТАТЬИ ОБ УСИЛИТЕЛЯХ   

    

Двухтактный ламповый усилитель на 6П3С и 6Н9С

Собственно вирус лампового звука внедрился в меня посредством небольшой статьи, размещённой на этом ресурсе.

Вот она, тут находится. Спасибо автору

Началось изучение теории по данному вопросу, причём не эзотерическая ересь из интернетов, а книги Цыкина, Гершунского, Войшвилло и тому подобное. Радиолюбительские журналы 60-х годов тоже интересные, многие современные ноу-хау встречаю именно в них.

Сделать усилитель своими руками не получилось, хоть и покупал лампы, дроссели, трансформаторы, потому как отец приобрёл у какого-то радиолюбителя брошенный на полпути усилитель, который так и не заиграл… Пришлось изменить схему фазоинвертора и уменьшить номиналы резисторов (до справочных) в цепи управляющей сетки выходных ламп на землю, так как эти лампы со временем запирались и ток через них не шёл, сводя коэффициент усиления до нуля.

Окончательный вариант схемы привожу ниже. Регулятор громкости исключён за ненадобностью. В принципе, схема простая и в особых пояснениях не нуждается. Электролит в катоде входной лампы специально выбран с небольшой ёмкостью, дабы снизить усиление на низких частотах (не люблю я их) за счёт обратной связи по току.

Пила в катодной (и анодной цепи) была сглажена установкой дросселя после диодного моста. Дольше всего боролся с самовозбуждением на частотах от 100 kHz и выше. Резисторы 4.7k перед сеткой выходной лампы и керамика, шунтирующая электролиты в анодном питании оттуда. Так же и сетку пробовал заземлять через ёмкость, и что-то вроде RC-фильтра туда же ставил — всё было бестолку. До тех пор, пока сигнальный шнур от компьютера к усилку не выдернул. Весь ультразвуковой мусор исчез, поскольку шёл со звуковой карты. Будет мне наука на будущее, что бы с ветряными мельницами не сражался.

Фон переменного тока снизился ниже порога слышимости (если не прикладывать голову к колонке) после того, как установил среднюю точку от накала входной лампы на землю, через пару резисторов на 4.7k

Честно говоря, захватившая меня идея заиметь и услышать ламповый звук, вызывала кое-какие сомнения или опасения. Волновал один вопрос, а именно — стоит ли игра свеч? Услышу ли я какую-либо разницу? Если почитать интернеты, то складывается такое впечатление, что услышу всенепременно. Но ведь там же можно почитать и про то, как у людей басы отлипают от динамиков после обматывания межблочного кабеля тремя слоями изоленты. Или же описывают чудесные изменения в звуке от замены простого акустического кабеля на волшебный по 300$ за метр (с обязательной прослушкой правильного направления подключения и с предварительным прогревом кабеля правильной музыкой, что бы электроны нарезали хорошие траектории в проводнике) и прочую мутотень.

Однако то, что я услышал, полностью оправдало и даже превзошло все мои ожидания. Звук приобрёл детальность. Акустическая гитара стала похожа на акустическую гитару, завывания ветра превратилось в завывание ветра, а чирикающие птички на заднем плане стали чирикающими птичками, а не непонятным шумом, принимаемом мною за искажения. Хотя не знаю, как можно описать это словами — это нужно услышать. Прослушав композицию с лампы, тут же повторил её усилителем Романтика 50У-220С и отдельно на Microlab Solo-3 Mk2. Звук стал мутным. Такое чувство, что высокие частоты выкрутили вниз темброблоком, однако последующий подъём высоких частот ситуацию не исправляет — только добавляется всяких щелчков, свиста и прочего шума из высокочастотных динамиков.

Я не буду утверждать, что транзистор фигня, убивает душу и т.д. и т.п. У меня не идеальная эталонная система для сравнения, думаю, что найдётся транзисторный или интегральный усилитель с таким же детализированным звуком (цена вопроса только будет совсем другая). Тем более, что прослушивал музыку я не на Hi-End колонках, а с СОЮЗ 50АС-012. Да и вообще, говорить про убийство звука транзистором абсурдно. Источник сигнала у меня цифровой, весь тракт до одного вольта — полупроводниковый. Да чего уж там мелочиться, уже на студии, в процессе записи музыки, сигнал мог пройти через 300-400 транзисторов (информация из какой-то статьи Лихницкого). Если звук умер уже неоднократно, то с какого перепугу он должен воскреснуть в лампе?

Ладно, отставлю в сторону болтовню и размышления. Добавлю ка ещё пару фотографий.

Обратная связь со мной возможна здесь, в моём журнале, по тегу — звук — записи данной направленности.

Брюс Херан    

Делиться










Частота
(Гц)
 Мощность
(Вт)
 Искажение 
(%)
 Искажение (%)
 (триодный режим) 
20
100
1000
10000
1
1
1
1
0,66
0,65
0,60
0,60

0,35
0,35
100
1000
4
4
1,7
1,7
1000 5. 1 3,8
20
100
1000
10000
10
10
10
10
0,68
0,66
0,68
0,66
1000 12,5 1,4
1000 15 2,3
1000 18 3.1


Стив Гири    

Делиться