Гибридные усилители на полевых транзисторах: Высококачественный гибридный усилитель мощности

Содержание

Высококачественный гибридный усилитель мощности

Или – как подружить лампу с транзистором? Схема УМЗЧ с драйвером на двух 6Н23П и
выходным каскадом на полевых транзисторах

Гибридная концепция построения УМЗЧ – это неиссякающий источник заинтересованности как у заядлого самодельщика, так и у эксклюзивного производителя Hi-End аппаратуры.
Объясняется секрет такого интереса довольно просто: желанием уйти от габаритных и сложных в конструкции выходных трансформаторов, особенно в случаях необходимости достижения высоких выходных мощностей.
А поскольку гибридный усилитель способен обеспечить сопоставимый с ламповым уровень звучания, то именно этот фактор в совокупности с


простотой реализации мощных полупроводниковых выходных каскадов определили популярность класса гибридных усилителей мощности.

Однако в данной концепции возникает ряд требований, которым необходимо строго следовать:
1. Выходной транзисторный каскад должен иметь параметр нелинейных искажений значительно более низкий, чем у лампового драйвера. Только в этом случае звучание гибридника будет в значительной степени определяется не транзисторным выходом, а звуком, то есть набором гармонических составляющих ламповых каскадов.
2. Ламповый усилительный каскад должен обеспечивать высокие качественные показатели с учётом относительно низкоомной нагрузки в виде выходного транзисторного каскада.
3. Ну и, конечно же, всё это надо реализовать без введения межкаскадных отрицательных обратных связей, так как, как известно, что ОС улучшает параметры, но портит звук!

Собственно говоря, походящий выходной транзисторный каскад был подробно описан нами на предыдущей странице. Вот его схема:


Рис.1 Выходной каскад на полевых транзисторах гибридного УМЗЧ

Осталось только ко входу этого транзисторного каскада присовокупить ламповый драйвер, который с минимальными искажениями раскачает низкоуровневый входной сигнал до амплитуды, соответствующей максимальной мощности УМЗЧ. В нашем случае эта амплитуда должна составлять величину: ± 38 В.

В ламповой схемотехнике гибридных конструкций довольно часто используется каскад, называемый СРПП или SRPP – Shunt Regulated Push Pull. По сравнению с обычным каскадом (с общим катодом) SRPP обеспечивает одновременное улучшение нескольких важных параметров: стабильности режима, линейности, широкополосности, выходного сопротивления и перегрузочной способности. Не вижу причин отказываться от всех этих достоинств, поэтому, исходя из этого – вот, что у нас получилось в итоговом продукте:


Рис.2 Драйверный ламповый каскад гибридного усилителя мощности

По большому счёту двойной триод 6Н23П не является специализированным прибором для звуковых трактов, однако, учитывая его популярность на этом поприще, было решено использовать именно эту лампу. Значительно лучше будут звучать 6Н23П-ЕВ, либо импортные 6DJ8, 6922, или ЕСС88. Все эти лампы считаются близкими аналогами, однако звучат несколько по разному, а, к примеру, лампа 6922 фирмы Philips (80-ых годов выпуска) – это крайне качественный продукт, одобренный многими аудиофилами по всему миру.

Каскад на триоде V2 – это и есть SRPP каскад, обладающий довольно низким выходным сопротивлением (около 1 кОм), необходимым нам для оптимального согласования с выходным транзисторным каскадом. Отсутствие шунтирующего конденсатора, обычно подключаемого параллельно резистору R10, объясняется желанием снизить коэффициент усиления (примерно до 14,8 раз или 23 дБ), а вместе с ним и коэффициент нелинейных искажений каскада.

Усилительный каскад по схеме с общим катодом, выполненный на половинке триода V1, призван компенсировать недостаток усиления SRPP для получения соответствующей чувствительности УМЗЧ, которая составляет ~ 250 мВ. Именно при такой амплитуде входного сигнала выходная мощность гибридного усилителя будет составлять 180 Вт на 4-омной нагрузке.

Приведём параметр Кг драйвера при разных уровнях сигнала, соответствующих выходной мощности усилителя 10, 50 и 150 Вт. Измерения проводились на эквивалентной нагрузке, соответствующей входному сопротивлению и ёмкости выходного транзисторного каскада.

Характеристики лампового драйверного каскада:

  • Входное сопротивление – 47 кОм;
  • Коэффициент усиления – 44,2 дБ;
  • Кг = 0,06% (1 кГц) – при Рвых = 10 Вт;
  • Кг = 0,12% (1 кГц) – при Рвых = 50 Вт;
  • Кг = 0,19% (1 кГц, 4 Ом) – при Рвых = 150 Вт;
  • Полоса воспроизводимых частот (+/-1 дБ) – 15 Гц…110 кГц.

  • По сути дела, именно эти характеристики и будут в большей степени определять параметры всего гибридного усилителя, однако для того, чтобы в этом убедиться, снимем и общие показатели.

    Основные параметры гибридного усилителя:

  • Чувствительность – 240 мВ;
  • Максимальная выходная мощность (при Rн = 4 Ом, Кг
  • Максимальная выходная мощность (при Rн = 8 Ом, Кг
  • Кг = 0,08% (1 кГц, 4 Ом) – при Рвых = 10 Вт;
  • Кг = 0,14% (1 кГц, 4 Ом) – при Рвых = 50 Вт;
  • Кг = 0,16% (1 кГц, 4 Ом) – при Рвых = 100 Вт;
  • Кг = 0,22% (1 кГц, 4 Ом) – при Рвых = 150 Вт;
  • Полоса частот (+/-1 дБ) – 20 Гц. ..100 кГц;
  • Входное сопротивление – 47 кОм.
  •  

    Гибридные усилители е васильченко. Схема гибридного усилителя класса А с полевым выходным каскадом. Гибридный усилитель тот же самый транзисторный

    Приветствую всех посетителей сайта и представляю конструкцию УМЗЧ, который на мой взгляд (ухо) является воплощением всего лучшего, что мы можем взять от современных транзисторов и старинных ламп.

    Мощность: 140 Вт
    Чувствительность: 1.2 В

    Схема содержит небольшое количество деталей, проста в настройке, не содержит дефицитных и дорогостоящих компонентов, очень термостабильна.

    Коротко о схеме. Истоковый повторитель реализован на комплиментарных MOSFET транзисторах IRFP140, IRFP9140 и особенностей не имеет. Транзистор VT1 на звук влияния не оказывает, нужен для стабилизации тока при изменении температуры выходных транзисторов и установлен в непосредственной близости от них на радиаторе охлаждения. Радиатор желательно иметь массивный, с большой площадью охлаждения, транзисторы установить вплотную друг к другу на теплопроводящую пасту, через слюдяную прокладку. Конденсатор С4 обеспечивает «мягкий» старт истокового повторителя.

    Теперь о драйвере. С драйвером пришлось повозиться, т.к. входная емкость одного транзистора – 1700пф. Были опробованы разные типы ламп и разные схемы включения. От слаботочных ламп пришлось отказаться, т.к. завал по ВЧ начинался уже в звуковом диапазоне. Результатом поисков стал СРПП на 6Н6П. При токе каждого триода – 30ма, АЧХ усилителя проcтирается от единиц герц до 100 кГц, плавный спад начинается в районе 70кГц. Лампа 6Н6П очень линейна, к тому же драйвер на 6Н6П имеет огромную перегрузочную способность. Режимы триодов 6Н6П — 150В, 30ма. По даташиту Рмакс.-4.8Вт, мы имеем 4.5, почти на пределе. Кому жалко 6Н6П, можно облегчить режим, увеличив номиналы резисторов R3 и R4, скажем до 120Ом. И еще, несмотря на то что лампа 6Н6П имеет небольшой коэффициент усиления, она оказалась склонной к самовозбуждению, может все дело в имеющихся у меня экземплярах, но, тем не менее были приняты меры по удушению этого нежелательного явления.

    На лампу был надет стандартный алюминиевый экран, девятая ножка запаяна на землю, в сетку установлена небольшая катушка – 15 витков провода ПЭВ 0.3, намотанных на резистор 150 кОм – 1Вт. Если ровнехонькая АЧХ на ВЧ для Вас не главное можно попробовать в драйвере 6Н8С или 6Н23П, в СРПП разумеется.
    Настройка усилителя проста — R5 устанавливаем в среднее, а R8 в нижнее по схеме положение и включаем усилитель. Прогреваем 3 минуты, крутим R5 – устанавливаем «0» на выходе, затем осторожно крутим R8 – устанавливаем ток покоя выходных транзисторов. Ток контролируем, измеряя падение напряжения, на любом из R15, R16 оно должно быть – 110мв, что соответствует току через выходные транзисторы 330ма. Ток покоя на Ваше усмотрение – все зависит от имеющихся в Вашем распоряжении радиаторов и вентиляторов. Настройка усилителя закончена – наслаждайтесь звуком.
    Блок питания не привожу, т.к. каждый может разработать его сам. Но хочу предупредить, что экономить на блоке питания – последнее дело. Ставьте большие трансформаторы, огромные емкости и Вам воздастся. Не забудьте везде наставить предохранителей.

    Детали . Детали самые обычные, резисторы ОМЛТ, конденсаторы JAMICON, резисторы R15, R16 составлены из трех параллельно соединенных ОМЛТ-2 — 1Ом, R8 — проволочный, входной потенциометр ALPS. Применение аудиофильских компонентов приветствуется, в особой степени это относится к конденсаторам блока питания. Отдельно нужно сказать про С3,С4,С5, от них зависит звучание усилителя, поэтому тип конденсаторов Вам лучше выбрать на Ваш вкус. У меня стоят импортные красно – коричневые пленочники неизвестного производителя, подозреваю производства Поднебесной. Если Вам не нужно чтобы АЧХ усилителя была линейной от 2Гц, то емкости конденсаторов С3 и С5 можно уменьшить. Выходные транзисторы желательно подобрать в пары по параметрам.
    При включении усилителя, в течении нескольких десятков секунд прослушивается фон переменного тока, потом он исчезает. Это явление обусловлено тем, что истоковый повторитель имеет большое входное сопротивление и пока катоды триодов прогреваются, вход повторителя оказывается «подвешенным» и «принимает» окружающие его электромагнитные поля с частотой промышленной электросети.

    Бороться с этим явлением не нужно – нужно реализовать задержку включения АС.
    Мощность усилителя – 140Вт, при Uвх.эфф. – 1.2В. Коэффициент нелинейных искажений измерить нечем, но я не думаю что он конский у этого усилителя, судя по звуку.

    Теперь собственно о звуке. Звук у этого усилителя похож на звук триодного двухтактника, но басовый регистр гораздо «мясистее», бас быстрый, четкий и солидный. Серединка прозрачная и детальная, верхи без «песочка» присущего транзисторам.
    Усилитель жрет все, качает любую акустику. Усилитель задумывался для эксплуатации на улице — дома ламповый однотактник, но теперь я не уверен, что он будет не основным. Еще послушаем.

    И еще, при постройке усилителя желательно оснастить его системой всевозможной защиты, это улучшит его эксплуатационные качества и защитит Вашу АС от нештатных ситуаций.

    Список радиоэлементов
    ОбозначениеТипНоминалКоличествоПримечаниеМагазинМой блокнот
    VT1Биполярный транзистор

    КТ602БМ

    1В блокнот
    VT2MOSFET-транзистор

    IRFP140

    1В блокнот
    VT3MOSFET-транзистор

    IRFP9140

    1В блокнот
    Диод

    КД521А

    2В блокнот
    Стабилитрон12 — 15В2В блокнот
    Лампа6Н6П2В блокнот
    С1Электролитический конденсатор10000мкФ х 50В1В блокнот
    С2Конденсатор0. 1мкФ х 63В1ПленочныйВ блокнот
    С3-С5Конденсатор6.8мкФ х 63В3ПленочныйВ блокнот
    R1Переменный резистор50 кОм1В блокнот
    R2Резистор

    220 кОм

    11ВтВ блокнот
    R3, R4Резистор

    100 Ом

    22ВтВ блокнот
    R5Подстроечный резистор33 кОм1В блокнот
    R6Резистор

    86 кОм

    11ВтВ блокнот
    R7Резистор

    56 кОм

    11ВтВ блокнот
    R8Подстроечный резистор15 кОм1

    Гибридный УНЧ своими руками

    По многочисленным просьбам радиолюбителей, привожу усовершенствованную и более полную схему гибридного УНЧ с подробным описанием , списком деталей и схемой блока питания. Лампу на входе схемы гибридного УНЧ 6Н6П — заменил на 6Н2П . Так же можно поставить в этот узел и более распространённую в старых лампачах 6Н23П. Полевые транзисторы заменимы на другие аналогичные — с изолированным затвором и ток стока от 5А и выше.

    Переменник R1 — 50 кОм это качественный переменный резистор на регулятор громкости. Можно поставить его вплоть до 300кОм, ничего не ухудшится. Обязательно проверить регулятор на отсутвие шорохов и неприятных трений при вращении. В идеале стоит использовать РГ ALPS — это японская фирма по производству качественных регуляторов. Не забываем про регулятор баланса.

    Подстроечным резистором R5 — 33 кОм вставляется ноль напряжения на динамике в режиме молчания УНЧ. Другими словами подав питание на транзисторы и вместо динамика (!) подключив мощный резистор на 4-8 Ома 15 ватт, добиваемся на нём нуля напряжения. Меряем чувствительным вольтметром, так как должен быть абсолютный ноль.

    Схема одного канала гибридного УНЧ приведена ниже.


    Остальные резисторы 0,125 или 0,25 ватт. Короче любые маленькие. Конденсатор 10000мкФ можно смело уменьшить до 100мкФ, а нарисован он так по старому обозначению. Все конденсаторы по анадному питанию ставим на 350В. Если трудно достать на 6,8мкФ — ставим хотя бы на 1мкФ (я так и сделал). Транзистор управления током покоя, заменим на КТ815 или КТ817. На звуке это не отразится, он там просто ток корректирует. Естественно нужна ещё одна нужна копия гибридного УНЧ и для второго канала.


    Для питания транзисторов нужен двуполярный источник +-20 (35)В с током 4А. Можно на обычном трансформаторе. Так как большая мощность не требовалась — поставил 60-ти ваттный транс от видеомагнитофона с соответствующим снижением выходной мощности. Фильтрация простая — диодный мост и конденсатор. При токе покоя 0,5А — хватит ёмкости 10000мкф на канал. Конденсаторы С3, С4, С5 по 160В, не меньше. Или на всякий случай больше. R8 небольшой подстроечный резистор — крутится отвёрткой. Он задаёт ток покоя выходных транзисторов (в отсутствии сигнала). Выставить ток надо от 0,3А — режим АВ до 2А — режим А. Во втором случае качество звука гораздо лучше, но вот греться будет не слабо. Можно задействовать для питания и электронный трансформатор с дополнительным кольцом и обмотками 12витков — на неё идёт 12В с трансформатора, и двумя по 20В — это вторичка. В этом случае диоды моста должны быть высокочастотными, простые КД202 сгорят в момент.


    Накал питаем 12-ю вольтами соединив накалы обеих ламп последовательно. Анодное напряжение 300В я брал с помощью маленького трансформатора (5 ватт) от китайского многонапряжительного адаптера. Питать от той пародии, кроме светодиода, ничего нельзя, а вот в этом гибридном унч он пришёлся к месту. На его 15-ти вольтовую вторичку подаём 12В с электронного (или обычного) трансформатора, и с 220-ти вольтовой сетевой снимаем напряжение. Ток конечно не ахти, но обе лмпы 6Н2П тянут по аноду всего 5мА, так что большего им и не надо.

    Эта схема лампово-транзисторного усилителя для наушников повторена многими любителями хорошего звука и известна во многих вариантах, как с применением биполярных транзисторов на выходе, так и полевых.

    В любом случае это Class-A . Привлекает своей простотой и повторяемостью, в чем также я убедился, заодно имея желание услышать музыку в «его исполнении».

    Предлагаю вашему вниманию концепцию построения гибридного однотактника, на разработку которого меня натолкнули статьи «Карманный гадкий утёнок, или Pockemon-I» Олега Чернышева и «Лампово–полупроводниковый УНЧ» (ж. Радио № 10 за 1997 год).

    В первой статье описывается ламповый усилитель, выходной каскад которого охвачен цепью параллельной отрицательной обратной связи (ООС). Автор сетует на возможную критику за несовременность подобного схемотехнического решения (ООС да еще и по первой сетке). Однако, подобные решения повсеместно использовали в золотую пору лампового звукостроения. Смотри, например, статью «Радиола Урал-52» (ж. Радио № 11 за 1952 год).


    Мне нравится простота реализации такой ООС: количество элементов в цепи обратной связи всего два, причем это резисторы и один из них, как правило, служит нагрузкой драйверного каскада. Такая ООС не требует адаптации к типу используемой выходной лампы (в разумных пределах). Но! В той же статье, автор, приводя расчетные формулы, говорит о том, что необходимо в зависимости от выходного сопротивления драйверного каскада, корректировать номиналы резисторов цепи обратной связи.
    Сколько «возможностей для творчества»! Поставил другую лампу – перепаяй и парочку резисторов. Мне показалось это неправильным.

    В своей статье я предлагаю решение этой «заморочки».

    Попросили меня сделать усилитель для озвучки комнаты в 50 м 2 , своеобразный «деревенский клуб». Нужно сказать, что там есть уже некий промышленный усилок, который используется для всевозможных мероприятий типа «дискотека». Т. е. играет громко, но в ущерб качеству. Нужен был усилитель именно для более-менее качественного прослушивания музыки, Ватт по 30 на канал.


    Ламповый усилитель такой мощности делать мне не улыбалось, поэтому обратил свое внимание на гибридные усилители.
    Есть у нас на Датагоре . Напомню, «Corsair» это в инвентирующем включении с ламповым буфером на входе. Решил изучить отзывы и мнения в Интернете.

    После остался рабочий макет SRPP на 6Н23П.
    Выкидывать было жалко. Было желание доделать усилитель до конца. В предыдущей поделке пришлось применить некоторые упрощения, связанные с размерами корпуса, например: общее питание для обоих каналов, не совсем те ёмкости, которые хотелось бы попробовать.

    Было принято решение сделать новый усилитель SRPP для наушников на 6Н23П без указанных упрощений.
    В итоге получился вдруг вот такой гибрид.

    Приветствую вас, уважаемые датагорцы!
    Представляю вашему вниманию гибридный усилитель для наушников на лампе 6AQ8 (6Н23П) и полевых транзисторах IRF540.


    Чертежи печатных плат, нюансы монтажа в комплекте, фона нет.

    29.04.14 изменил Datagor. Исправлена схема усилителя


    Давно хотелось послушать как же лампа с камнем в тандеме звучат. Решил собрать гибридный усилитель для наушников. Просмотрел несколько схем. Основным критерием при выборе была простота схемы, и соответственно легкость ее сборки.
    Остановился на двух:
    1) С. Филин. Лампово-транзисторный усилитель для стереотелефонов.
    2) М. Шушнов. Гибридный усилитель для наушников. (Радиомастер №11 2006)
    В общем эти схемы мало чем отличаются друг от друга и без сильных изменений можно попробовать как одну, так и другую. Я решил собрать схему М. Шушнова с полевиками.

    Очередной провальный эксперимент привёл к идее лампового буфера для и получилось же когда на совесть отфильтровал питание ламп.

    Долго шёл к идее лампового буфера, но все провалы в прошлом и идея себя оправдала. Не только же ОУ могут согласовывать сопротивления — катодный повторитель на подходящей лампе тоже годен для такого дела.

    Самолет уверенно снижался по глиссаде, как по невидимой ниточке, навстречу быстро приближалась полоса. Турбины плавно перешли на малый газ, самолет завис над полосой и через секунду покатился, пересчитывая стыки между бетонных плит. Створки реверса переложились, и тишину разрезал шум воздуха, отворачиваемого створками…


    Увы, слышал много раз, но воспроизведенный звук реверса симулятором полета через пищалки Genius, меня не впечатлил. А прослушивание музыки без наушников не приносило никакого удовольствия. И тут я решил, пора бы обзавестись приличной акустикой для компьютера. Недолго думая, написал сообщение Сергею (SGL), что бы такое приобрести, чтобы радовало слух. На что получил ответ, самая лучшая АС — АС сделанная своими руками!
    Допустим. И тут же получил от него ссылку. Так я оказался на Датагоре.

    За фотку сорри, имею только мультимедийную камеру.

    По многочисленным просьбам радиолюбителей, привожу усовершенствованную и более полную схему гибридного УНЧ с подробным описанием, списком деталей и схемой блока питания. Лампу на входе схемы гибридного УНЧ 6Н6П — заменил на 6Н2П. Так же можно поставить в этот узел и более распространённую в старых лампачах 6Н23П. Полевые транзисторы заменимы на другие аналогичные — с изолированным затвором и ток стока от 5А и выше. Переменник R1 — 50 кОм это качественный переменный резистор на регулятор громкости. Можно поставить его вплоть до 300кОм, ничего не ухудшится. Обязательно проверить регулятор на отсутвие шорохов и неприятных трений при вращении. В идеале стоит использовать РГ ALPS — это японская фирма по производству качественных регуляторов. Не забываем про регулятор баланса.

    Подстроечным резистором R5 — 33 кОм вставляется ноль напряжения на динамике в режиме молчания УНЧ. Другими словами подав питание на транзисторы и вместо динамика (!) подключив мощный резистор на 4-8 Ома 15 ватт, добиваемся на нём нуля напряжения. Меряем чувствительным вольтметром, так как должен быть абсолютный ноль. Схема одного канала гибридного УНЧ приведена ниже.


    Остальные резисторы 0,125 или 0,25 ватт. Короче любые маленькие. Конденсатор 10000мкФ можно смело уменьшить до 100мкФ, а нарисован он так по старому обозначению. Все конденсаторы по анадному питанию ставим на 350В. Если трудно достать на 6,8мкФ — ставим хотя бы на 1мкФ (я так и сделал). Транзистор управления током покоя, заменим на КТ815 или КТ817. На звуке это не отразится, он там просто ток корректирует. Естественно нужна ещё одна нужна копия гибридного УНЧ и для второго канала.


    Для питания транзисторов нужен двуполярный источник +-20 (35)В с током 4А. Можно на обычном трансформаторе. Так как большая мощность не требовалась — поставил 60-ти ваттный транс от видеомагнитофона с соответствующим снижением выходной мощности. Фильтрация простая — диодный мост и конденсатор. При токе покоя 0,5А — хватит ёмкости 10000мкф на канал. Конденсаторы С3, С4, С5 по 160В, не меньше. Или на всякий случай больше. R8 небольшой подстроечный резистор — крутится отвёрткой. Он задаёт ток покоя выходных транзисторов (в отсутствии сигнала). Выставить ток надо от 0,3А — режим АВ до 2А — режим А. Во втором случае качество звука гораздо лучше, но вот греться будет не слабо. Можно задействовать для питания и с дополнительным кольцом и обмотками 12витков — на неё идёт 12В с трансформатора, и двумя по 20В — это вторичка. В этом случае диоды моста должны быть высокочастотными, простые КД202 сгорят в момент.


    Накал питаем 12-ю вольтами соединив накалы обеих ламп последовательно. Анодное напряжение 300В я брал с помощью маленького трансформатора (5 ватт) от китайского многонапряжительного адаптера. Питать от той пародии, кроме светодиода, ничего нельзя, а вот в этом гибридном он пришёлся к месту. На его 15-ти вольтовую вторичку подаём 12В с электронного (или обычного) трансформатора, и с 220-ти вольтовой сетевой снимаем напряжение. Ток конечно не ахти, но обе лмпы 6Н2П тянут по аноду всего 5мА, так что большего им и не надо.

    Обсудить статью ГИБРИДНЫЙ УНЧ

    После успешного (а иногда печального) опыта приобретения транзисторного комбика / усилителя, наступает момент когда наш бывалый новичок либо не хочет терпеть больше этот аппарат в свой комнате, либо вообще вообще в свой «музыкальной жизни».

    Следующий этап это гибридный усилок, либо ламповый. Какой именно выбрать и почему? Об этом мы сегодня вам и расскажем.

    Гибридный усилитель тот же самый транзисторный?

    В каком то смысле да, ведь по сути гибридный усилитель это тот же самый транзисторный но с одной или несколькими лампами – цель которых состоит в том что бы утеплить холодный звук транзисторах. Несмотря на это, если сравнивать цену гибридных усилков с транзисторными то цена первых порой превышает её на 25 – 35%.

    А какая же разница между гибридными и ламповыми усилителями?

    Ламповые усилители по сравнению с гибридными содержат в спектре выходного сигнала вторую, третью и четвертую гармонику. Гибридные по сути содержат только их малую часть, а транзисторные вообще богаты только нечётными гармониками звука.

    Плюсы и минусы ламповых усилителей / комбиков.

    • Из всех вышеперечисленных доводов вы как и многие убедились в том что ламповые комбике лучше! Несмотря на это, мы рассмотрим дальше и их минусы, ведь не всё так ясно в «Ламповом Альбионе».
    • Ламповые усилители и комбики дороже! Если анализировать все затраты, сложность схем и стоимость хороших ламп то они выходят в разы дороже чем любой транзисторный или гибридный усилок.
    • Дешевые ламповые усилители имеют постоянный дробовый шум.
    • Для того что бы начать играть сначала нужно подождать что бы лампы подогрелись.
    • Выходной трансформатор также вносит в выходном сигнале значительные искажения, так что от его качества в каком то смысле зависит и чистота выходного сигнала.
    • Мощные лампы имеют большое тепловыделение и крайне низким коэффициентом усиления сигнала.
    • Если напряжение сигнала меняется (скачет) то вы получите нестабильно работающий усилитель.
    • В его конструкции необходим сложный блок питания с большой ёмкостью конденсаторов и не только, что тоже затратное дело.

    Многие считают что ламповые комбики сегодня переживают не самые светлые времена. В этом есть доля правды, ведь как вы видите производители такой аппаратуры на протяжений многих десятилетий пытаются выжать максимум а также усовершенствовать схемы и решать «не решаемые» проблемы которые мы привели выше.

    Где то им это удается, где то нет, но мы имеем ту же самую картину как и несколько лет назад – ламповые решения такие же дорогие, гибридные комбики дешевле. И всё же их покупают, всё же их производят.

    Плюсы и минусы гибридных усилителей / комбиков.

    Гибридные усилители это полукровки. Производители до сих пор пытаются решить именно через них проблемные места транзисторных и ламповых аппаратов. На сегодняшний день где то им это удалось, где то нет и что мы имеем?

    Плюсы:

    • Стоимость гибридный усилителей ниже ламповых благодаря более простой схемы, более дешевых компонентов (другой принцип), используются 1-2 лампы и.т.д
    • Он сочетает в себе усилитель напряжения на вакуумном триоде и усилитель тока на транзисторах.
    • Звук на выходе более чистый (почти стерильный) чем ламповый.

    Минусы:

    • Связка всё таки остаётся гибридной, даже если присутствует лампа в конструкции.
    • Нужно использовать аналогичный (по сложностью с ламповым) блок питания.

    Какой же усилитель выбрать: ламповый или гибридный?

    Мы уже писали о том как правильно выбрать комбоусилитель (тут), возможно там вы найдете еще детали по этой теме, а что касается нашей темы …

    Когда то один человек мне дал хороший совет когда я выбирал свой второй комбик. Вот что мне он сказал:

    «Ламповые, гибридные и транзисторные комбики это как 3 категории авто. Ламповые усилители это Мерседесы, БМВ и им прочие немецкие дорогие авто. Тут и малолитражки (комбики на 10-30 Ватт) и семейные (35-80 Ватт) а также спортивные и авто категории бизнес-класс (100 – 150 – 300 Ватт). Гибридные комбики это Volkswagen и Opel, ну а транзисторные это Skoda, Fiat и Renault. Вот так вот!»

    Обсуждать тему гибридных и ламповых усилителей можно до бесконечности, всё о чём мы сегодня говорили это субъективное наше мнение. Нам также важно узнать ваше мнения и конечно какой выбор когда то сделали вы.

    Простой гибридный ламповый усилитель с выходом MOSFET

    бандоль83
    Р.
    И.П.

    #1