Что такое гибридный усилитель на полевых транзисторах. Как он устроен. Чем отличается от ламповых и транзисторных усилителей. Какие преимущества дает использование ламп и полевых транзисторов в одной схеме.
Что такое гибридный усилитель и в чем его особенности
Гибридный усилитель сочетает в себе элементы ламповых и транзисторных схем. Обычно он состоит из лампового предусилителя и транзисторного выходного каскада. Такая конструкция позволяет объединить лучшие качества обоих типов усилителей:
- Теплое ламповое звучание на входе
- Высокую мощность и надежность транзисторного выхода
- Компактные размеры по сравнению с полностью ламповыми моделями
- Более доступную цену, чем у ламповых усилителей
В данной статье мы рассмотрим особенности конструкции гибридного усилителя на полевых транзисторах, его преимущества и отличия от других типов усилителей.
Схема гибридного усилителя на полевых транзисторах
Типичная схема гибридного усилителя включает следующие основные элементы:

- Ламповый предусилитель на двойном триоде (например, 6Н23П)
- Выходной каскад на полевых транзисторах (IRFP140/IRFP9140 или аналоги)
- Источник питания с отдельными цепями для ламп и транзисторов
Рассмотрим подробнее каждый из этих элементов.
Ламповый предусилитель
Обычно используется схема SRPP (Shunt Regulated Push Pull) на двойном триоде. Популярные лампы — 6Н23П, 6Н6П, 6Н2П. SRPP обеспечивает хорошую линейность и низкое выходное сопротивление, что важно для согласования с транзисторным каскадом.
Выходной каскад на полевых транзисторах
Чаще всего применяется схема истокового повторителя на комплементарной паре MOSFET. Популярные транзисторы — IRFP140/IRFP9140, IRFP240/IRFP9240. Полевые транзисторы обеспечивают высокую мощность и хорошую линейность.
Источник питания
Требуется несколько напряжений:
- Высокое напряжение для анодов ламп (250-300В)
- Низкое напряжение для накала ламп (6.3В или 12.6В)
- Двуполярное питание для транзисторов (обычно ±35-50В)
Чем гибридный усилитель отличается от лампового и транзисторного
Давайте сравним основные характеристики разных типов усилителей:

Параметр | Ламповый | Транзисторный | Гибридный |
---|---|---|---|
Звучание | Теплое, мягкое | Точное, детальное | Сочетание теплоты и детальности |
Мощность | Низкая-средняя | Высокая | Высокая |
Надежность | Средняя | Высокая | Высокая |
Стоимость | Высокая | Низкая | Средняя |
Как видим, гибридная схема позволяет объединить лучшие качества ламповых и транзисторных усилителей.
Преимущества гибридных усилителей на полевых транзисторах
- Более высокое входное сопротивление, лучше согласуется с ламповым каскадом
- Меньшие нелинейные искажения
- Отсутствие эффекта «тепловой посадки»
- Более простая схема смещения
- Меньшая чувствительность к изменениям температуры
Все это позволяет получить более качественное и стабильное звучание.
Особенности настройки гибридного усилителя
При настройке гибридного усилителя нужно обратить внимание на следующие моменты:

- Установка режима работы лампового каскада (анодный ток, напряжение на аноде)
- Настройка тока покоя выходных транзисторов
- Балансировка выходного каскада
- Проверка на отсутствие самовозбуждения
- Измерение частотной характеристики и коэффициента гармоник
Правильная настройка очень важна для получения оптимальных характеристик усилителя.
Выбор компонентов для гибридного усилителя
При выборе компонентов стоит обратить внимание на следующие моменты:
- Лампы — желательно использовать качественные аудиофильские серии (например, 6922 вместо обычной 6Н23П)
- Транзисторы — выбирать из линеек для аудиоприменений с низким уровнем шумов
- Конденсаторы в цепях прохождения сигнала — использовать пленочные или полипропиленовые
- Резисторы — применять металлопленочные или углеродные
- Трансформатор питания — использовать тороидальный с низким уровнем помех
Качество компонентов напрямую влияет на звучание усилителя, поэтому не стоит экономить на ключевых элементах.
Сравнение гибридных усилителей с другими типами
Давайте сравним основные характеристики разных типов усилителей:

Параметр | Транзисторный | Гибридный | |
---|---|---|---|
Характер звучания | Мягкий, теплый | Точный, детальный | Сочетание теплоты и точности |
Мощность | Низкая-средняя | Высокая | Высокая |
КПД | Низкий | Высокий | Высокий |
Надежность | Средняя | Высокая | Высокая |
Стоимость | Высокая | Низкая | Средняя |
Как видим, гибридная схема позволяет объединить лучшие качества ламповых и транзисторных усилителей. Она обеспечивает хорошее сочетание качества звука, мощности и надежности при умеренной стоимости.
Перспективы развития гибридных усилителей
Несмотря на то, что концепция гибридных усилителей появилась достаточно давно, этот тип аппаратуры продолжает развиваться. Основные направления совершенствования:
- Применение новых типов ламп с улучшенными характеристиками
- Использование современных полевых транзисторов (SiC MOSFET, GaN FET)
- Оптимизация схемотехники для снижения искажений
- Улучшение источников питания
- Применение цифровых технологий управления режимами работы
Все это позволяет создавать гибридные усилители с еще более высоким качеством звучания и надежностью.

Высококачественный гибридный усилитель мощности
Или – как подружить лампу с транзистором?
Схема УМЗЧ с драйвером на двух 6Н23П и
выходным каскадом на полевых транзисторах
Гибридная концепция построения УМЗЧ – это неиссякающий источник заинтересованности как у заядлого самодельщика, так и у эксклюзивного
производителя Hi-End аппаратуры. А поскольку гибридный усилитель способен обеспечить сопоставимый с ламповым уровень звучания, то именно этот фактор в совокупности с |
простотой реализации мощных полупроводниковых выходных каскадов определили популярность класса гибридных усилителей мощности.

Однако в данной концепции возникает ряд требований, которым необходимо строго следовать:
1. Выходной транзисторный каскад должен иметь параметр нелинейных искажений значительно более низкий, чем у лампового драйвера.
Только в этом случае звучание гибридника будет в значительной степени определяется не транзисторным выходом, а звуком, то есть набором
гармонических составляющих ламповых каскадов.
3. Ну и, конечно же, всё это надо реализовать без введения межкаскадных отрицательных обратных связей, так как, как известно, что ОС улучшает параметры, но портит звук!
Собственно говоря, походящий выходной транзисторный каскад был подробно описан нами на предыдущей странице. Вот его схема:
Рис.1 Выходной каскад на полевых транзисторах гибридного УМЗЧ
Осталось только ко входу этого транзисторного каскада присовокупить ламповый драйвер, который с минимальными искажениями
раскачает низкоуровневый входной сигнал до амплитуды, соответствующей максимальной мощности УМЗЧ.
В ламповой схемотехнике гибридных конструкций довольно часто используется каскад, называемый СРПП или SRPP – Shunt Regulated Push Pull.
По сравнению с обычным каскадом (с общим катодом) SRPP обеспечивает одновременное улучшение нескольких важных параметров: стабильности режима,
линейности, широкополосности, выходного сопротивления и перегрузочной способности.
Не вижу причин отказываться от всех этих достоинств, поэтому, исходя из этого – вот, что у нас получилось в итоговом
продукте:
Рис.2 Драйверный ламповый каскад гибридного усилителя мощности
По большому счёту двойной триод 6Н23П не является специализированным прибором для звуковых трактов, однако, учитывая
его популярность на этом поприще, было решено использовать именно эту лампу. Значительно лучше будут звучать 6Н23П-ЕВ, либо импортные
6DJ8, 6922, или ЕСС88.
Каскад на триоде V2 – это и есть SRPP каскад, обладающий довольно низким выходным сопротивлением (около 1 кОм), необходимым нам для оптимального согласования с выходным транзисторным каскадом. Отсутствие шунтирующего конденсатора, обычно подключаемого параллельно резистору R10, объясняется желанием снизить коэффициент усиления (примерно до 14,8 раз или 23 дБ), а вместе с ним и коэффициент нелинейных искажений каскада.
Усилительный каскад по схеме с общим катодом, выполненный на половинке триода V1, призван компенсировать недостаток усиления SRPP для
получения соответствующей чувствительности УМЗЧ, которая составляет ~ 250 мВ. Именно при такой амплитуде входного сигнала выходная
мощность гибридного усилителя будет составлять 180 Вт на 4-омной нагрузке.
Приведём параметр Кг драйвера при разных уровнях сигнала, соответствующих выходной мощности усилителя 10, 50 и 150 Вт. Измерения проводились на эквивалентной нагрузке, соответствующей входному сопротивлению и ёмкости выходного транзисторного каскада.
Характеристики лампового драйверного каскада:
По сути дела, именно эти характеристики и будут в большей степени определять параметры всего гибридного усилителя, однако для того, чтобы в этом убедиться, снимем и общие показатели.
Основные параметры гибридного усилителя:

Гибридные усилители е васильченко. Схема гибридного усилителя класса А с полевым выходным каскадом. Гибридный усилитель тот же самый транзисторный
Приветствую всех посетителей сайта и представляю конструкцию УМЗЧ, который на мой взгляд (ухо) является воплощением всего лучшего, что мы можем взять от современных транзисторов и старинных ламп.
Мощность: 140 Вт
Чувствительность: 1.2 В
Схема содержит небольшое количество деталей, проста в настройке, не содержит дефицитных и дорогостоящих компонентов, очень термостабильна.
Коротко о схеме. Истоковый повторитель реализован на комплиментарных MOSFET транзисторах IRFP140, IRFP9140 и особенностей не имеет. Транзистор VT1 на звук влияния не оказывает, нужен для стабилизации тока при изменении температуры выходных транзисторов и установлен в непосредственной близости от них на радиаторе охлаждения. Радиатор желательно иметь массивный, с большой площадью охлаждения, транзисторы установить вплотную друг к другу на теплопроводящую пасту, через слюдяную прокладку. Конденсатор С4 обеспечивает «мягкий» старт истокового повторителя.
Теперь о драйвере. С драйвером пришлось повозиться, т.к. входная емкость одного транзистора – 1700пф. Были опробованы разные типы ламп и разные схемы включения. От слаботочных ламп пришлось отказаться, т.к. завал по ВЧ начинался уже в звуковом диапазоне. Результатом поисков стал СРПП на 6Н6П. При токе каждого триода – 30ма, АЧХ усилителя проcтирается от единиц герц до 100 кГц, плавный спад начинается в районе 70кГц. Лампа 6Н6П очень линейна, к тому же драйвер на 6Н6П имеет огромную перегрузочную способность. Режимы триодов 6Н6П — 150В, 30ма. По даташиту Рмакс.-4.8Вт, мы имеем 4.5, почти на пределе. Кому жалко 6Н6П, можно облегчить режим, увеличив номиналы резисторов R3 и R4, скажем до 120Ом. И еще, несмотря на то что лампа 6Н6П имеет небольшой коэффициент усиления, она оказалась склонной к самовозбуждению, может все дело в имеющихся у меня экземплярах, но, тем не менее были приняты меры по удушению этого нежелательного явления. На лампу был надет стандартный алюминиевый экран, девятая ножка запаяна на землю, в сетку установлена небольшая катушка – 15 витков провода ПЭВ 0.3, намотанных на резистор 150 кОм – 1Вт. Если ровнехонькая АЧХ на ВЧ для Вас не главное можно попробовать в драйвере 6Н8С или 6Н23П, в СРПП разумеется.
Настройка усилителя проста — R5 устанавливаем в среднее, а R8 в нижнее по схеме положение и включаем усилитель. Прогреваем 3 минуты, крутим R5 – устанавливаем «0» на выходе, затем осторожно крутим R8 – устанавливаем ток покоя выходных транзисторов. Ток контролируем, измеряя падение напряжения, на любом из R15, R16 оно должно быть – 110мв, что соответствует току через выходные транзисторы 330ма. Ток покоя на Ваше усмотрение – все зависит от имеющихся в Вашем распоряжении радиаторов и вентиляторов. Настройка усилителя закончена – наслаждайтесь звуком.
Блок питания не привожу, т.к. каждый может разработать его сам. Но хочу предупредить, что экономить на блоке питания – последнее дело. Ставьте большие трансформаторы, огромные емкости и Вам воздастся. Не забудьте везде наставить предохранителей.
Детали . Детали самые обычные, резисторы ОМЛТ, конденсаторы JAMICON, резисторы R15, R16 составлены из трех параллельно соединенных ОМЛТ-2 — 1Ом, R8 — проволочный, входной потенциометр ALPS. Применение аудиофильских компонентов приветствуется, в особой степени это относится к конденсаторам блока питания. Отдельно нужно сказать про С3,С4,С5, от них зависит звучание усилителя, поэтому тип конденсаторов Вам лучше выбрать на Ваш вкус. У меня стоят импортные красно – коричневые пленочники неизвестного производителя, подозреваю производства Поднебесной. Если Вам не нужно чтобы АЧХ усилителя была линейной от 2Гц, то емкости конденсаторов С3 и С5 можно уменьшить. Выходные транзисторы желательно подобрать в пары по параметрам.
При включении усилителя, в течении нескольких десятков секунд прослушивается фон переменного тока, потом он исчезает. Это явление обусловлено тем, что истоковый повторитель имеет большое входное сопротивление и пока катоды триодов прогреваются, вход повторителя оказывается «подвешенным» и «принимает» окружающие его электромагнитные поля с частотой промышленной электросети. Бороться с этим явлением не нужно – нужно реализовать задержку включения АС.
Мощность усилителя – 140Вт, при Uвх.эфф. – 1.2В. Коэффициент нелинейных искажений измерить нечем, но я не думаю что он конский у этого усилителя, судя по звуку.
Теперь собственно о звуке. Звук у этого усилителя похож на звук триодного двухтактника, но басовый регистр гораздо «мясистее», бас быстрый, четкий и солидный. Серединка прозрачная и детальная, верхи без «песочка» присущего транзисторам.
Усилитель жрет все, качает любую акустику. Усилитель задумывался для эксплуатации на улице — дома ламповый однотактник, но теперь я не уверен, что он будет не основным. Еще послушаем.
И еще, при постройке усилителя желательно оснастить его системой всевозможной защиты, это улучшит его эксплуатационные качества и защитит Вашу АС от нештатных ситуаций.
Список радиоэлементов
Обозначение | Тип | Номинал | Количество | Примечание | Магазин | Мой блокнот |
---|---|---|---|---|---|---|
VT1 | Биполярный транзистор | КТ602БМ | 1 | В блокнот | ||
VT2 | MOSFET-транзистор | IRFP140 | 1 | В блокнот | ||
VT3 | MOSFET-транзистор | IRFP9140 | 1 | В блокнот | ||
Диод | КД521А | 2 | В блокнот | |||
Стабилитрон | 12 — 15В | 2 | В блокнот | |||
Лампа | 6Н6П | 2 | В блокнот | |||
С1 | Электролитический конденсатор | 10000мкФ х 50В | 1 | В блокнот | ||
С2 | Конденсатор | 0.![]() | 1 | Пленочный | В блокнот | |
С3-С5 | Конденсатор | 6.8мкФ х 63В | 3 | Пленочный | В блокнот | |
R1 | Переменный резистор | 50 кОм | 1 | В блокнот | ||
R2 | Резистор | 220 кОм | 1 | 1Вт | В блокнот | |
R3, R4 | Резистор | 100 Ом | 2 | 2Вт | В блокнот | |
R5 | Подстроечный резистор | 33 кОм | 1 | В блокнот | ||
R6 | Резистор | 86 кОм | 1 | 1Вт | В блокнот | |
R7 | Резистор | 56 кОм | 1 | 1Вт | В блокнот | |
R8 | Подстроечный резистор | 15 кОм | 1 |
Гибридный УНЧ своими руками
По многочисленным просьбам радиолюбителей, привожу усовершенствованную и более полную схему гибридного УНЧ с подробным описанием , списком деталей и схемой блока питания. Лампу на входе схемы гибридного УНЧ 6Н6П — заменил на 6Н2П . Так же можно поставить в этот узел и более распространённую в старых лампачах 6Н23П. Полевые транзисторы заменимы на другие аналогичные — с изолированным затвором и ток стока от 5А и выше.
Переменник R1 — 50 кОм это качественный переменный резистор на регулятор громкости. Можно поставить его вплоть до 300кОм, ничего не ухудшится. Обязательно проверить регулятор на отсутвие шорохов и неприятных трений при вращении. В идеале стоит использовать РГ ALPS — это японская фирма по производству качественных регуляторов. Не забываем про регулятор баланса.
Подстроечным резистором R5 — 33 кОм вставляется ноль напряжения на динамике в режиме молчания УНЧ. Другими словами подав питание на транзисторы и вместо динамика (!) подключив мощный резистор на 4-8 Ома 15 ватт, добиваемся на нём нуля напряжения. Меряем чувствительным вольтметром, так как должен быть абсолютный ноль.
Схема одного канала гибридного УНЧ приведена ниже.
Остальные резисторы 0,125 или 0,25 ватт. Короче любые маленькие. Конденсатор 10000мкФ можно смело уменьшить до 100мкФ, а нарисован он так по старому обозначению. Все конденсаторы по анадному питанию ставим на 350В. Если трудно достать на 6,8мкФ — ставим хотя бы на 1мкФ (я так и сделал). Транзистор управления током покоя, заменим на КТ815 или КТ817. На звуке это не отразится, он там просто ток корректирует. Естественно нужна ещё одна нужна копия гибридного УНЧ и для второго канала.
Для питания транзисторов нужен двуполярный источник +-20 (35)В с током 4А. Можно на обычном трансформаторе. Так как большая мощность не требовалась — поставил 60-ти ваттный транс от видеомагнитофона с соответствующим снижением выходной мощности. Фильтрация простая — диодный мост и конденсатор. При токе покоя 0,5А — хватит ёмкости 10000мкф на канал. Конденсаторы С3, С4, С5 по 160В, не меньше. Или на всякий случай больше. R8 небольшой подстроечный резистор — крутится отвёрткой. Он задаёт ток покоя выходных транзисторов (в отсутствии сигнала). Выставить ток надо от 0,3А — режим АВ до 2А — режим А. Во втором случае качество звука гораздо лучше, но вот греться будет не слабо. Можно задействовать для питания и электронный трансформатор с дополнительным кольцом и обмотками 12витков — на неё идёт 12В с трансформатора, и двумя по 20В — это вторичка. В этом случае диоды моста должны быть высокочастотными, простые КД202 сгорят в момент.
Накал питаем 12-ю вольтами соединив накалы обеих ламп последовательно. Анодное напряжение 300В я брал с помощью маленького трансформатора (5 ватт) от китайского многонапряжительного адаптера. Питать от той пародии, кроме светодиода, ничего нельзя, а вот в этом гибридном унч он пришёлся к месту. На его 15-ти вольтовую вторичку подаём 12В с электронного (или обычного) трансформатора, и с 220-ти вольтовой сетевой снимаем напряжение. Ток конечно не ахти, но обе лмпы 6Н2П тянут по аноду всего 5мА, так что большего им и не надо.
Эта схема лампово-транзисторного усилителя для наушников повторена многими любителями хорошего звука и известна во многих вариантах, как с применением биполярных транзисторов на выходе, так и полевых.
В любом случае это Class-A . Привлекает своей простотой и повторяемостью, в чем также я убедился, заодно имея желание услышать музыку в «его исполнении».
Предлагаю вашему вниманию концепцию построения гибридного однотактника, на разработку которого меня натолкнули статьи «Карманный гадкий утёнок, или Pockemon-I» Олега Чернышева и «Лампово–полупроводниковый УНЧ» (ж. Радио № 10 за 1997 год).
В первой статье описывается ламповый усилитель, выходной каскад которого охвачен цепью параллельной отрицательной обратной связи (ООС). Автор сетует на возможную критику за несовременность подобного схемотехнического решения (ООС да еще и по первой сетке). Однако, подобные решения повсеместно использовали в золотую пору лампового звукостроения. Смотри, например, статью «Радиола Урал-52» (ж. Радио № 11 за 1952 год).
Мне нравится простота реализации такой ООС: количество элементов в цепи обратной связи всего два, причем это резисторы и один из них, как правило, служит нагрузкой драйверного каскада. Такая ООС не требует адаптации к типу используемой выходной лампы (в разумных пределах). Но! В той же статье, автор, приводя расчетные формулы, говорит о том, что необходимо в зависимости от выходного сопротивления драйверного каскада, корректировать номиналы резисторов цепи обратной связи.
Сколько «возможностей для творчества»! Поставил другую лампу – перепаяй и парочку резисторов. Мне показалось это неправильным.
В своей статье я предлагаю решение этой «заморочки».
Попросили меня сделать усилитель для озвучки комнаты в 50 м 2 , своеобразный «деревенский клуб». Нужно сказать, что там есть уже некий промышленный усилок, который используется для всевозможных мероприятий типа «дискотека». Т. е. играет громко, но в ущерб качеству. Нужен был усилитель именно для более-менее качественного прослушивания музыки, Ватт по 30 на канал.
Ламповый усилитель такой мощности делать мне не улыбалось, поэтому обратил свое внимание на гибридные усилители.
Есть у нас на Датагоре . Напомню, «Corsair» это в инвентирующем включении с ламповым буфером на входе. Решил изучить отзывы и мнения в Интернете.
После остался рабочий макет SRPP на 6Н23П.
Выкидывать было жалко. Было желание доделать усилитель до конца. В предыдущей поделке пришлось применить некоторые упрощения, связанные с размерами корпуса, например: общее питание для обоих каналов, не совсем те ёмкости, которые хотелось бы попробовать.
Было принято решение сделать новый усилитель SRPP для наушников на 6Н23П без указанных упрощений.
В итоге получился вдруг вот такой гибрид.
Приветствую вас, уважаемые датагорцы!
Представляю вашему вниманию гибридный усилитель для наушников на лампе 6AQ8 (6Н23П) и полевых транзисторах IRF540.
Чертежи печатных плат, нюансы монтажа в комплекте, фона нет.

29.04.14 изменил Datagor. Исправлена схема усилителя
Давно хотелось послушать как же лампа с камнем в тандеме звучат. Решил собрать гибридный усилитель для наушников. Просмотрел несколько схем. Основным критерием при выборе была простота схемы, и соответственно легкость ее сборки.
Остановился на двух:
1) С. Филин. Лампово-транзисторный усилитель для стереотелефонов.
2) М. Шушнов. Гибридный усилитель для наушников. (Радиомастер №11 2006)
В общем эти схемы мало чем отличаются друг от друга и без сильных изменений можно попробовать как одну, так и другую. Я решил собрать схему М. Шушнова с полевиками.
Очередной провальный эксперимент привёл к идее лампового буфера для и получилось же когда на совесть отфильтровал питание ламп.
Долго шёл к идее лампового буфера, но все провалы в прошлом и идея себя оправдала. Не только же ОУ могут согласовывать сопротивления — катодный повторитель на подходящей лампе тоже годен для такого дела.
Самолет уверенно снижался по глиссаде, как по невидимой ниточке, навстречу быстро приближалась полоса. Турбины плавно перешли на малый газ, самолет завис над полосой и через секунду покатился, пересчитывая стыки между бетонных плит. Створки реверса переложились, и тишину разрезал шум воздуха, отворачиваемого створками…
Увы, слышал много раз, но воспроизведенный звук реверса симулятором полета через пищалки Genius, меня не впечатлил. А прослушивание музыки без наушников не приносило никакого удовольствия. И тут я решил, пора бы обзавестись приличной акустикой для компьютера. Недолго думая, написал сообщение Сергею (SGL), что бы такое приобрести, чтобы радовало слух. На что получил ответ, самая лучшая АС — АС сделанная своими руками!
Допустим. И тут же получил от него ссылку. Так я оказался на Датагоре.
За фотку сорри, имею только мультимедийную камеру.
По многочисленным просьбам радиолюбителей, привожу усовершенствованную и более полную схему гибридного УНЧ с подробным описанием, списком деталей и схемой блока питания.
Подстроечным резистором R5 — 33 кОм вставляется ноль напряжения на динамике в режиме молчания УНЧ. Другими словами подав питание на транзисторы и вместо динамика (!) подключив мощный резистор на 4-8 Ома 15 ватт, добиваемся на нём нуля напряжения. Меряем чувствительным вольтметром, так как должен быть абсолютный ноль. Схема одного канала гибридного УНЧ приведена ниже.
Остальные резисторы 0,125 или 0,25 ватт. Короче любые маленькие. Конденсатор 10000мкФ можно смело уменьшить до 100мкФ, а нарисован он так по старому обозначению. Все конденсаторы по анадному питанию ставим на 350В. Если трудно достать на 6,8мкФ — ставим хотя бы на 1мкФ (я так и сделал). Транзистор управления током покоя, заменим на КТ815 или КТ817. На звуке это не отразится, он там просто ток корректирует. Естественно нужна ещё одна нужна копия гибридного УНЧ и для второго канала.
Для питания транзисторов нужен двуполярный источник +-20 (35)В с током 4А. Можно на обычном трансформаторе. Так как большая мощность не требовалась — поставил 60-ти ваттный транс от видеомагнитофона с соответствующим снижением выходной мощности. Фильтрация простая — диодный мост и конденсатор. При токе покоя 0,5А — хватит ёмкости 10000мкф на канал. Конденсаторы С3, С4, С5 по 160В, не меньше. Или на всякий случай больше. R8 небольшой подстроечный резистор — крутится отвёрткой. Он задаёт ток покоя выходных транзисторов (в отсутствии сигнала). Выставить ток надо от 0,3А — режим АВ до 2А — режим А. Во втором случае качество звука гораздо лучше, но вот греться будет не слабо. Можно задействовать для питания и с дополнительным кольцом и обмотками 12витков — на неё идёт 12В с трансформатора, и двумя по 20В — это вторичка. В этом случае диоды моста должны быть высокочастотными, простые КД202 сгорят в момент.
Накал питаем 12-ю вольтами соединив накалы обеих ламп последовательно. Анодное напряжение 300В я брал с помощью маленького трансформатора (5 ватт) от китайского многонапряжительного адаптера. Питать от той пародии, кроме светодиода, ничего нельзя, а вот в этом гибридном он пришёлся к месту. На его 15-ти вольтовую вторичку подаём 12В с электронного (или обычного) трансформатора, и с 220-ти вольтовой сетевой снимаем напряжение. Ток конечно не ахти, но обе лмпы 6Н2П тянут по аноду всего 5мА, так что большего им и не надо.
Обсудить статью ГИБРИДНЫЙ УНЧ
После успешного (а иногда печального) опыта приобретения
транзисторного комбика / усилителя, наступает момент когда наш бывалый новичок
либо не хочет терпеть больше этот аппарат в свой комнате, либо вообще вообще в свой
«музыкальной жизни».
Следующий этап это гибридный усилок, либо ламповый. Какой именно выбрать и почему? Об этом мы сегодня вам и расскажем.
Гибридный усилитель тот же самый транзисторный?
В каком то смысле да, ведь по сути гибридный усилитель это тот же самый транзисторный но с одной или несколькими лампами – цель которых состоит в том что бы утеплить холодный звук транзисторах. Несмотря на это, если сравнивать цену гибридных усилков с транзисторными то цена первых порой превышает её на 25 – 35%.
А какая же разница между гибридными и ламповыми усилителями?
Ламповые усилители по сравнению с гибридными содержат в спектре выходного сигнала вторую, третью и четвертую гармонику. Гибридные по сути содержат только их малую часть, а транзисторные вообще богаты только нечётными гармониками звука.
Плюсы и минусы ламповых усилителей / комбиков.
- Из всех вышеперечисленных доводов вы как и многие убедились
в том что ламповые комбике лучше! Несмотря на это, мы рассмотрим дальше и их
минусы, ведь не всё так ясно в «Ламповом Альбионе».
- Ламповые усилители и комбики дороже! Если анализировать все затраты, сложность схем и стоимость хороших ламп то они выходят в разы дороже чем любой транзисторный или гибридный усилок.
- Дешевые ламповые усилители имеют постоянный дробовый шум.
- Для того что бы начать играть сначала нужно подождать что бы лампы подогрелись.
- Выходной трансформатор также вносит в выходном сигнале значительные искажения, так что от его качества в каком то смысле зависит и чистота выходного сигнала.
- Мощные лампы имеют большое тепловыделение и крайне низким коэффициентом усиления сигнала.
- Если напряжение сигнала меняется (скачет) то вы получите нестабильно работающий усилитель.
- В его конструкции необходим сложный блок питания с большой ёмкостью конденсаторов и не только, что тоже затратное дело.
Многие считают что ламповые комбики сегодня переживают не
самые светлые времена. В этом есть доля правды, ведь как вы видите
производители такой аппаратуры на протяжений многих десятилетий пытаются выжать
максимум а также усовершенствовать схемы и решать «не решаемые» проблемы
которые мы привели выше.
Где то им это удается, где то нет, но мы имеем ту же самую картину как и несколько лет назад – ламповые решения такие же дорогие, гибридные комбики дешевле. И всё же их покупают, всё же их производят.
Плюсы и минусы гибридных усилителей / комбиков.
Гибридные усилители это полукровки. Производители до сих пор пытаются решить именно через них проблемные места транзисторных и ламповых аппаратов. На сегодняшний день где то им это удалось, где то нет и что мы имеем?
Плюсы:
- Стоимость гибридный усилителей ниже ламповых благодаря более простой схемы, более дешевых компонентов (другой принцип), используются 1-2 лампы и.т.д
- Он сочетает в себе усилитель напряжения на вакуумном триоде и усилитель тока на транзисторах.
- Звук на выходе более чистый (почти стерильный) чем ламповый.
Минусы:
- Связка всё таки остаётся гибридной, даже если присутствует лампа в конструкции.
- Нужно использовать аналогичный (по сложностью
с ламповым) блок питания.
Какой же усилитель выбрать: ламповый или гибридный?
Мы уже писали о том как правильно выбрать комбоусилитель (тут), возможно там вы найдете еще детали по этой теме, а что касается нашей темы …
Когда то один человек мне дал хороший совет когда я выбирал свой второй комбик. Вот что мне он сказал:
«Ламповые, гибридные и транзисторные комбики это как 3 категории авто. Ламповые усилители это Мерседесы, БМВ и им прочие немецкие дорогие авто. Тут и малолитражки (комбики на 10-30 Ватт) и семейные (35-80 Ватт) а также спортивные и авто категории бизнес-класс (100 – 150 – 300 Ватт). Гибридные комбики это Volkswagen и Opel, ну а транзисторные это Skoda, Fiat и Renault. Вот так вот!»
Обсуждать тему гибридных и ламповых усилителей можно до бесконечности, всё о чём мы сегодня говорили это субъективное наше мнение. Нам также важно узнать ваше мнения и конечно какой выбор когда то сделали вы.
Простой гибридный ламповый усилитель с выходом MOSFET
бандоль83
Р.

#1
- #1
Привет,
Для усилителя Baby Huey (разработанного yvesm и gingertube) я сделал 3 разные печатные платы, одну очень простую для двух ECL86 или PCL86, более сложную для одного ECC83 и двух EL84 с каскадом драйвера MOSFET и аналогичная схема, но для выходных ламп EL34, чтобы они имели большую мощность ( https://www.diyaudio.com/forums/tubes-valves/326920-el34-baby-huey-amplifier. html ) … Меня впечатлило не только качество звука этих маленьких усилителей, но и огромный интерес аудиосообщества и с помощью Prasi более 500 плат Для этих печатных плат были изготовлены
После этого опыта, когда я где-то прочитал, что простой квазикомплементарный усилитель MOSFET (разработанный Ranchu32) звучал немного как ламповый усилитель (https://www.diyaudio.com/forums/solid- state/255427-simple-quasi-complimentary-mosfet-amplifier.html ) Не удержался и решил сделать печатную плату для проверки… Ничуть не разочаровался
Другой опыт работы с усилителем My MOSFET, разработанным для музыки (разработанный Mooly), также впечатлил меня ( https://www.diyaudio.com/forums/solid-state/119151-mosfet-amplifier-designed-music.html ) закончил, чтобы убедить меня, что решение «лучшее из обоих миров» может заключаться в создании гибридного усилителя, который будет использовать лампы в их лучшей работе для повышения напряжения и транзисторы с их способностью управлять большим током при низком импедансе, поэтому мы могли бы избежать дорогих и тяжелые выходные трансформаторы
Во время сборки Quasi у меня была возможность получить большую поддержку от Хью (AKSA), и мы обсудили гибридный усилитель. В результате этих обсуждений я спроектировал не одну, а две печатные платы: rev.5 — оригинальный проект с текущим источником, а Rev.5 HD — это предложение Хью использовать каскад mu-follower…
Теперь, когда я наконец получил Печатная плата Я начну собирать и тестировать их
Ура,
Марк
Франсуа Г.
Участник
#2
- #2
С большим интересом слежу за этим проектом. Надеюсь, это работает очень хорошо и удовлетворит ваше стремление к «лучшему из обоих миров». Также надеюсь, что Prasi будет участвовать в создании GB. (Я все еще, к счастью, работаю над своими досками BH).
Два комментария на ваше усмотрение, Марк.
1. Пожалуйста, подумайте о том, чтобы спроектировать свой квази на базе МОП-транзисторов текущего производства. Я слышал, что состояние снабжения тех, что есть у вас на схеме, сомнительно.
2. Я вижу на печатной плате, что вы делаете поправку на использование 6N1p. Это хорошо, потому что я видел много комментариев гуру на этом форуме о том, что ECC82 не очень линейный усилитель напряжения. 6Н6п был бы еще лучше, как и 6СГ7.
соэкрис
Участник
#3
- #3
Имейте в виду, что боковые силовые МОП-транзисторы имеют большую и нелинейную входную емкость, и для уменьшения высокочастотных искажений они должны приводиться в действие источником с низким импедансом, я не знаю выходного импеданса лампового драйвера, но даже затвор резисторы слишком велики….
Хорошей альтернативой ныне недоступным компонентам Hitachi Lateral Power Mosfets являются Exicon, доступные в Profusion.
Выходные MOSFET-реле — хороший выбор, но они должны быть защищены, т.е. по ТВС.
Стабилизаторы защиты затвора также должны иметь последовательный диод, иначе они будут проводить ток, когда вы этого не хотите.
Последнее редактирование:
бандоль83
Р.И.П.
#4
- #4
Привет,
Я начал собирать этот усилитель, но мне все еще нужны некоторые компоненты, и я просто отправляю заказ в Mouser
Пока я делал эту работу, я внес некоторые изменения в значения нескольких резисторов, которые я показываю в этом новом Схема. .. Для выходных транзисторов боковые МОП-транзисторы от Renesas, которые я также использую в усилителе для музыки от Mooly, работают хорошо, и, как говорят соэкрисы, вы можете получить аналог от Exicon, они только немного дороже
Выбор перемычки для нагревателя 6N1P также можно использовать для проверки других ламп, таких как 6FQ7 или 6CG7 (https://s3.amazonaws.com/tubedepot-com-production/spree/attached_files/6cg7eh.pdf?1400185580) . ECC99 также может быть интересным (https://www.jj-electronic.com/images/stories/product/preamplifying_tubes/pdf/ecc99.pdf) с перемычкой в положении ECC82.
Для защиты SSR я забыл защиту TVS, это глупо, потому что я сделал это на другой защите постоянного тока
Rgds,
март
Содакоза
Участник
#5
- #5
Очень интересный проект! Если вы еще не видели дизайны Moskido, на них тоже стоит взглянуть. Схожие цели и подход.
Какой ток холостого хода планируется в выходном каскаде?
карл или
Участник
#6
- #6
Также рекомендую дизайн Moskido
Я также рекомендую дизайн Moskido. Они звучат удивительно музыкально.
Я разместил свой опыт и дизайн в теме DiyAudio.
ИКГ
Отключенная учетная запись
#7
- #7
Основными преимуществами гибридного усилителя являются более высокая мощность, отсутствие дорогих выходных трансформаторов и некритическое сопротивление нагрузки. На какую мощность примерно мы смотрим?
стоктрейдер200
Участник
#8
- #8
Я использовал лампы 6922 до и после громкости / баланса, управляя исключительным усилителем IRFP на МОП-транзисторах. Разница в том, что ламповое усиление не используется для линеаризации выходов MOSFET, и выходное смещение / удар не является проблемой.
Этот усилитель должен звучать очень хорошо.
нердорама
Участник
#9
- #9
Привет, Марк,
Вас, вероятно, спрашивали об этом другие, но я хотел бы узнать, какое программное обеспечение для печатных плат вы используете и источник, который вы используете для производства печатных плат. У меня есть доска, которую я хотел бы иметь madel
спасибо,
Джон
СемперФай
Участник
#10
- #10
Вы слушали это с приглушающими транзисторами на выходе и без них?
После такого прослушивания много лет назад я запретил использование транзисторов для приглушения звука. Я использую реле только в том случае, если вообще беспокоюсь об отключении звука. Думаю плохой звук из-за нелинейной емкости транзисторов. Но, может быть, современные транзисторы намного лучше?
бандоль83
Р.И.П.
#11
- #11
Привет, Джон,
Я использую старую версию 7 Eagle, я нашел ее довольно простой в использовании, но я все еще узнаю несколько трюков от Праси, который является экспертом по Eagle. В Интернете есть много поддержки, такой как учебник и библиотека. . Существует также бесплатная версия для досок размером менее 10 см x 8 см с двумя сторонами…
Есть другое программное обеспечение САПР, такое как KiCad KiCad EDA, которое мне не нравится, слишком сложное для меня, DipTrace DipTrace — программное обеспечение для проектирования схем и печатных плат и EasyEDA EasyEDA — онлайн-симулятор схем и проектирования печатных плат, это бесплатно, но вы должны купить печатную плату от них…
Я протестировал последнюю версию Eagle версии 9.2, которую использует Prasi, но даже если она более производительная, мне было труднее ее использовать
Для производства печатных плат я использую PCBWay уже 2 года: China PCB Производитель прототипа и изготовления — прототип печатной платы простым способом. У них хороший сервис и цена 5 долларов за 10 печатных плат размером менее 10 см x 10 см. Однако с последней партией возникла проблема с перевозчиком E-Packet и платами. были заблокированы в Пекине в течение 4 недель! Наконец, PCBWay отправила их по DHL за свой счет
Rgds,
март
бандоль83
Р.И.П.
#12
- #12
Здравствуйте, Sodacose, Здравствуйте, Carlsor,
После вашего поста я посмотрел на дизайн Moskido, он интересный, но я хотел иметь компактное решение со всем на 1 плате, и мне также не нравится иметь SRPP с лампой, имеющей катод на 150 В, для которой необходимо установить напряжение нагревателя на 75 В, я предпочитаю использовать МОП-транзистор, так как я обнаружил, что они очень хорошо звучат в приложении истокового повторителя. ..
Я не определился с выходным током холостого хода, я узнаю во время теста, но от 75 до 100 мА может быть хорошим значением?
Rgds,
март
бандоль83
Р.И.П.
№13
- №13
Hello stocktrader200,
Модели 6922, ECC88 и 6DJ8 можно проверить с помощью перемычки нагревателя в положении 6N1P. ..
Привет, SemperFi,
МОП-транзистор на выходе не предназначен для отключения звука, а используется в качестве твердотельного реле для защиты динамика от постоянного напряжения во время включения питания или в случае возникновения проблемы!
Rgds,
Marc
PS: я только что получил недостающие компоненты от Mouser, я продолжу сборку усилителя
бандоль83
Р.И.П.
№14
- №14
Привет,
Гибридный проект идет не очень хорошо, так как у меня было несколько проблем
Во-первых, меня снова зацепила разница в выводах транзистора между вертикальным MOSFET, таким как IRFP940, и боковым MOSFET, используемым в этом усилителе. Я обнаружил это слишком поздно, и мне пришлось снять выходные транзисторы и скрестить ноги с изоляцией, прежде чем продолжить тест…
К сожалению, когда я включил усилитель после модификации, я сделал глупую ошибку (по-французски мы даже сказать «коннери», но я не знаю английской версии?) я подключил положительный источник питания на отрицательный вход и наоборот на отрицательный источник питания
Я снова заменил МОП-транзистор, но усилитель по-прежнему не работал
Я могу слушать музыку только на очень низком уровне, когда вход на максимум
Так как я обнаружил на осциллографе, что музыкальный сигнал присутствовал пластина трубки, но не на источнике MOSFET в SRPP, я решил изменить DN2540 без большего успеха
Теперь плата больше не годна, слишком много распайки Я соберу вторую плату на основе rev. 5 HD с предложением Хью Дина каскада Mu-повторителя, разработанного Аланом Киммелем, вместо каскада SRPP с полевым МОП-транзистором, найденным в книге Мерлина. ..
Может быть очень высокая температура не мотивирует меня делать тест, даже если в моей лаборатории есть кондиционер
До свидания,
Марк
Кей Пиринья
Участник
№15
- №15
Я думаю, что в обеих схемах отсутствует эффективное управление выходным смещением, так как силовой каскад емкостно связан с каскадами усиления.
С уважением!
бандоль83
Р.И.П.
№16
- №16
Привет, Кей Пиринья,
У меня нет проблем со смещением, его можно отрегулировать с помощью R17!
Чтобы дать больше информации об этом проекте, все началось со схемы, которую я нашел в Интернете в начале 2000 года: 6FQ7/6SN7 + MOS. Гибридный усилитель мощности на полевых транзисторах Я давно хотел построить этот усилитель, но мне не хотелось использовать вторую лампу в SRPP из-за повышенного питания нагревателя, и когда я нашел в книге Мерлина Бленкоу, что MOSFET может заменить вакуумную лампу в приложения катодного повторителя (см. вложение), я решил попробовать, это Rev. 5
Во время некоторого обмена мнениями с Хью Дином он предложил использовать Mu-последователь вместо SRPP и рекомендовал подход Алана Киммела http://www.fetaudio.com/wp-content/uploads/2003/09/Mu-Stage.pdf см. рис. 5 стр. 3… Это Rev. 5 HD
Как сказал Хью, гибридный усилитель сделать непросто, но при правильном проектировании они звучат очень хорошо, поэтому мне нужно поработать над этим, чтобы найти решение
С уважением,
Марк
бандоль83
Р.И.П.
# 17
- # 17
К сожалению, вложение было слишком большим, и я не могу использовать 7zip для сжатия файла
Есть предложения?
kodabmx
Участник
# 18
- # 18
Вы могли бы выложить файл на яндекс.диск или аналогичный сервис?
илорев
Участник
# 19
- # 19
Привет Марк
6N1P похож на ECC85 … ECC82 ???
kodabmx
Участник
#20
- #20
«Ближайшим западным эквивалентом 6N1P является хорошо известный 6BQ7A»
Все-ламповые или гибридные лампы/MOSFET?
cs
Участник
#1
- #1
Как качество звука сравнивается между полностью ламповыми и ламповыми/MOSFET гибридными усилителями (с одинаковой выходной мощностью)?
Я заинтересован в создании лампового (или гибридного) усилителя HiFi после того, как был очень впечатлен усилителем PP на базе EL34 моего друга. Гибрид потенциально был бы более компактным, но принесет ли он в жертву качество звука?
Непокорный
Участник
#2
- #2
кс сказал:
Как качество звука сравнивается между полностью ламповыми и ламповыми/MOSFET гибридными усилителями (с одинаковой выходной мощностью)?
Нажмите, чтобы развернуть…
Это зависит от качества каждого усилителя и слушателя. Звук и музыка — очень субъективная вещь. Кроме того, можно сделать хорошие или плохие версии любой топологии.
Я заинтересован в создании лампового (или гибридного) усилителя HiFi после того, как был очень впечатлен усилителем PP на базе EL34 моего друга. Гибрид потенциально был бы более компактным, но принесет ли он в жертву качество звука?
Нажмите, чтобы развернуть…
Я предпочитаю все лампы на пути прохождения сигнала. В большинстве гибридов используются выходные секции SS, но, по моему мнению, именно выходные лампы и трансформатор придают ламповым усилителям большую часть их отличительных качеств. Ребята из SS называют это «эуфоническим искажением», но я не верю этому объяснению, так как я собирал и слушал ламповые усилители, которые по своим характеристикам не уступают приличным полупроводниковым усилителям, но по-прежнему звучат как ламповые усилители. Поскольку усилитель вашего приятеля предположительно был полностью ламповым, и он вам понравился, вам, вероятно, следует собрать полностью ламповый усилитель.
Кроме того, FWIW, несмотря на то, что MOSFET-транзисторы в наши дни очень популярны, я все же предпочитаю хорошие биполярные транзисторы MOSFET-транзисторам в усилителях SS. Но я все равно возьму ооооооооооооооо из-за СС в любой день
Последнее редактирование:
Морской катер
Участник
#3
- #3
Переход на гибрид не будет проблемой с точки зрения SQ. Переходить на гибрид и делать плохую работу. Так же, как клубень плохого качества будет звучать как картофель (плохой). У Defiant есть козел в загоне на этом. Если все в вашей музыкальной библиотеке не было сведено со всеми лампами, песчинка здесь и там совсем не повредит.
Просто скрестите пальцы и постарайтесь не думать обо всех этих операционных усилителях, через которые звук без кремния проходил на микшерном пульте!
Джон Дозье
Участник
#4
- #4
Все ламповые микшерные пульты еще производятся! Также некоторые звукорежиссеры выбирают пуристские методы, используя только два микрофона и ламповые предусилители. Кроме того, я вижу больше использования ламповых магнитофонов Ampex и Studer. Теперь, когда мы приступаем к записи и воспроизведению компакт-дисков, мы полностью открываем другую банку кремния. С уважением
cs
Участник
#5
- #5
Большое спасибо — всем полезные комментарии.
рольлайн
Участник
#6