Как работает ламповый усилитель на 6Ф5П. Какие преимущества у этой схемы. Каковы основные характеристики лампы 6Ф5П. Как собрать простой усилитель на одной лампе 6Ф5П.
Особенности лампы 6Ф5П и ее применение в усилителях
Лампа 6Ф5П представляет собой комбинированный триод-пентод, разработанный специально для применения в телевизионной технике. Однако благодаря своим характеристикам она нашла широкое применение и в аудиоусилителях.
Основные особенности лампы 6Ф5П:
- Содержит триодную и пентодную секции в одном баллоне
- Напряжение накала 6,3 В
- Максимальное анодное напряжение 250 В
- Максимальный анодный ток пентодной секции 36 мА
- Крутизна характеристики пентодной секции 7,5 мА/В
- Выходная мощность в однотактном включении до 4,5 Вт
Благодаря наличию двух секций в одном баллоне, 6Ф5П позволяет реализовать компактный однотактный усилитель на одной лампе. При этом триодная секция используется в качестве предварительного усилителя, а пентодная — в качестве выходного каскада.

Преимущества усилителя на лампе 6Ф5П
Ламповый усилитель на 6Ф5П имеет ряд преимуществ:
- Простота схемы — для работы достаточно одной лампы
- Компактность конструкции
- Низкая стоимость компонентов
- Хорошее качество звучания
- Выходная мощность до 4-5 Вт, достаточная для домашнего применения
- Возможность работы в триодном и ультралинейном режимах
При этом усилитель обладает характерным «ламповым» звучанием с мягким и приятным тембром. Это делает его привлекательным вариантом для любителей аналогового звука.
Схема простого усилителя на 6Ф5П
Рассмотрим принципиальную схему простого однотактного усилителя на лампе 6Ф5П:
«` «`Основные элементы схемы:
- Лампа 6Ф5П в центре схемы
- Входной сигнал подается на сетку триодной секции
- Анод пентодной секции подключен к первичной обмотке выходного трансформатора
- Источник анодного напряжения 250В
- Выходной сигнал снимается со вторичной обмотки трансформатора
Эта простая схема позволяет реализовать полноценный усилитель мощностью до 4-5 Вт на одной лампе 6Ф5П.

Основные характеристики усилителя на 6Ф5П
Типичные характеристики усилителя на лампе 6Ф5П:
- Выходная мощность: 3-5 Вт
- Входная чувствительность: 200-300 мВ
- Входное сопротивление: 470 кОм
- Выходное сопротивление: 4-8 Ом
- Диапазон воспроизводимых частот: 40 Гц — 20 кГц
- Коэффициент гармонических искажений: 0,5-1%
Как видно, несмотря на простоту, усилитель обеспечивает вполне достойные характеристики для домашнего применения.
Особенности сборки усилителя на 6Ф5П
При сборке лампового усилителя на 6Ф5П необходимо учитывать следующие моменты:
- Использовать качественный выходной трансформатор с соответствующими параметрами
- Обеспечить хорошее экранирование входных цепей для снижения наводок
- Применять короткие и прямые соединения в сигнальных цепях
- Использовать качественные компоненты (резисторы, конденсаторы)
- Обеспечить хорошую вентиляцию лампы и трансформаторов
- Тщательно настроить режимы работы лампы
При правильной сборке и настройке усилитель на 6Ф5П способен обеспечить очень качественное и приятное звучание.

Варианты модернизации усилителя на 6Ф5П
Базовую схему усилителя на 6Ф5П можно улучшить следующими способами:
- Применение катодной обратной связи для снижения искажений
- Использование ультралинейного включения выходного каскада
- Установка регулятора тембра на входе
- Применение стабилизированного источника питания
- Использование качественных аудиофильских компонентов
Эти доработки позволят улучшить параметры и качество звучания усилителя, сохранив при этом его простоту и компактность.
Преимущества и недостатки усилителя на 6Ф5П
Подведем итоги, рассмотрев основные плюсы и минусы усилителя на лампе 6Ф5П:
Преимущества:
- Простота схемы и конструкции
- Низкая стоимость компонентов
- Компактные размеры
- Приятное «ламповое» звучание
- Достаточная мощность для домашнего применения
Недостатки:
- Ограниченная выходная мощность
- Необходимость настройки режимов лампы
- Чувствительность к качеству компонентов
- Нагрев корпуса при работе
В целом, усилитель на 6Ф5П является отличным вариантом для знакомства с ламповой техникой и получения качественного звука при минимальных затратах.

Простой ламповый усилитель на 6ф5п. (Усилитель на одной лампе 6ф5п — часть 1)
- shivelier
Собрал я сие творение инженерного гения. Простой ламповый усилитель на одной лампе 6ф5п это комбинированная лампа по сути является смесью 2х независимых ламп в одном флаконе. 6ф5п это триод и пентод в одном лице а точнее в балоне. Питание организовано так что достаточно подвести один накальный канал 6,3 больта. Ближайший аналог 6ф5п (6ф3п) есть еще маленькая лампа 6ф1п но она не является прямым аналогом для замены.
Все смонтировано на текстолите, можно делать навесной монтаж, но так как усилитель очень маленький то удобней сделать на плате.
Усилитель разбит на 2 платы «Блок питания» и «Системная плата с лампой».
Подобный способ компоновки сделан для того чтобы было удобно выполнить подобный усилитель на 6ф5п но на 2 канала. Продублировав системную плату мы легко получаем ламповый стерео усилитель который можно использовать для прослушивания музыки в наушников ну или кто не любит громкую музыку то для небольших динамиков на компьютере.
Выходная мощность 1 — 1,5 вата чего вполне достаточно для дома.
Звук КАЙФ! Шумов ноль…
Принципиальная схема усилителя и монтажные платы.
Выходной трансформатор я использовал ТВЗ 1-3, это стандартный трансформатор из старого советского лампового усилителя. Из полно и найти можно у любого старьевщика.
Накал лампы 6,3 вольта, провода накала обязательно шунтируются резисторами 100 Ом на минус (общий).
Также для борьбы с 50 герцовым гулом можно поставить простейший дроссель сразу после диодного моста на «+».
В роли питающего трансформатора может быть использован как специализированный ТАН (трансформатор анодно накальный) так и любой другой, но если вы используете не ТАН то вам надо будет продумать откуда брать 6,3 больта для накала лампы.
Для подобного маломощного усилителя на 6ф5п достаточно напряжения питания 200 — 240 больт на выходе трансформатора (не забываем про то что диодный мост поднимает напряжение коэффициент *1,4). Поясняю, вы набрали обмоток на 200 больт, сразу после диодного моста и конденсатора мы получаем 200*1,4=280 вольт (+/- погрешность).
Хочу представить вам этот же усилитель но вариант моего друга.
Посмотреть на Яндекс.ФоткахУдачи всем кто что то делает своими руками, помните возможно все! Вот только не забываем про руки и голову )))
В принцепе схема довольно простая, подходит для начинающих. Спаяв ее вы поймете как вся ламповая кухня работает.
Более сложный вариант на 2х лампах.
Я начал именно с этого усилителя свои изыскания в сфере лампового звука.
Tags: 6ф5п, Ламповый усилитель своими руками, ламповый усилитель, ламповый усилитель для наушников
Простой ламповый усилитель на 6ф5п. (Усилитель на одной лампе 6ф5п — часть 1)
August 9th, 2010
Ламповый усилитель на 6Ф3П или 6Ф5П и трансформаторах ТН
DIY » Статьи » Ламповые Усилители » Ламповый усилитель на 6Ф3П или 6Ф5П и трансформаторах ТН
Поиск по Статьям и Справочникам
Найти:Ламповые Усилители
Комментарии
Схема классическая и в подробном описании физики ее работы не нуждается.![]() Рис.1. Принципиальная схема усилителя на 6Ф3П/6Ф5П и трансформаторах ТН Блок питания выполнен на базе стандартных трансформаторов ТАН с мостовым полупроводниковым выпрямителем и классическим П-образным C-L-C фильтром. Для низковольтных «токовых» ламп использование в выпрямителе полупроводниковых диодов вместо кенотронов предпочтительнее. Поскольку схемы и предварительного и выходного каскада симметричные, отпадает необходимость в положительном смещении цепи накала относительно катода для уменьшения фона. Однако, при желании еще более уменьшить фон, такое смещение можно организовать введя в схему дополнительный резистор номиналом 300 килоом и мощностью 0,5 ватта, соединяющий цепь накала ламп с точкой анодного питания предварительного каскада (+ 210 v). Тогда, с имеющимся резистором 100 килоом, заземляющим потенциал цепи накала, будет образован делитель напряжения, и потенциал цепи накала ламп составит + 52 вольта. Параметры усилителя по этой схеме приведены в таблице.
Замена 6Ф3П на 6Ф5П не приведет к изменению схемы, разве, что, придется перепаять разводку панелек и включение обмоток выходного трансформатора. Сергей Комаров |
1 289, 1
← Предыдущая запись
Следующая запись →
Смотрите также:
- Низковольтный ламповый УНЧ
УНЧ этот представляет собой простой усилитель для наушников, позволяющий начинающим радиолюбителям собрать собственный усилитель, а затем наслаждаться его ламповым звуком. Конструкция такого прибора представляет собой не только сборку печатной платы, но и использование старых устройств в качестве доноров для новой конструкции. Цель также заключалась в том, чтобы сделать как можно …
- Фелистак Ю.И.
Правильно ли настроен приемник? Рассказывается об основах сопряжения и настройке контуров супергетеродинного приемника. Описана полная методика сопряжения контуров и упрощенный способ сопряжения. Рассматриваются ошибки, возможные при упрощенном способе сопряжения, и приводится методика проверки качества сопряжения. Книга рассчитана на радиолюбителей, знакомых с принципом работы супергетеродинного приемника.
…
D.I.Y. — Do It Yourself — Сделай Сам
Аудио Портал © 2004-2020
ECL86 или ECL85 для мини-усилителя?
Jeroen211
Участник
#1
- #1
Я знаю, что ECL86 (в триодном режиме) — это хорошо звучащая лампа для создания простого мини-усилителя SET. Просто любопытно, будет ли ECL85 работать еще лучше? Есть ли опыт в плане звука?
ДжонСнелл Электроник
Участник
#2
- #2
ECL85 был разработан и оптимизирован для генератора кадров и выходного сигнала в телевизионных приемниках.
ECL86 был разработан и оптимизирован для аудио, как триодных, так и пентодных секций. «Звук» не имеет ничего общего с режимом триода/пентода, он обусловлен схемотехникой.
Я бы не стал использовать ECL85 для этой работы.
джхстюарт9
Участник
#3
- #3
Я бы не стал использовать ECL85 для этой работы.
Почему?
kodabmx
Участник
#4
- #4
Я бы. Рамочные выходные лампы довольно линейны и способны к триодному включению, а ECL85 (6F5P) дешев и обилен по сравнению с дорогим и ныне довольно редким ECL86 (6GW8)
Кто-то уже делал SET и с ним.
6F5P КОМПЛЕКТ Усилитель.
SPICE Конструкция усилителя 6F5P SET
6 по 15$ 6шт 6F5P (6Ф5П, 6ВГ8, ECL85) Вакуумный триод-пентод Лампы HI-FI AMP, NOS, СССР | ебэй
Лэмпи519
Участник
#5
- #5
ECL85 — хороший драйвер, и да, его можно использовать в аудиоусилителе, но вопрос был не в этом. Вы спрашиваете, будет ли лучше…
Нет, лучше не будет. Простой факт заключается в том, что вам придется сделать другой выходной трансформатор, а триод имеет меньшее усиление, ECL86 — это половина ECC83 и EL84 вместе взятых. Так легко получить хороший усилитель.
джхстюарт9
Участник
#6
- #6
Начать с нуля означает, что все это не имеет значения. Звук будет таким, какой ваша акустическая система делает с выходом усилителя.
Кей Пиринья
Участник
#7
- #7
ECL86 — это половина ECC83 и EL41 (не EL84!) в общем конверте.
С уважением!
Лэмпи519
Участник
#8
- #8
Конечно, так как трансформатор для EL84 найти несложно. У вас валяется трансформатор для ECL85? Меня бы это удивило. Да, любой трансформатор можно использовать для получения некоторого выхода, но опять же, об этом не спрашивали, не так ли?
Почему люди не могут просто ответить на то, что было задано в первой записи?
Насколько это сложно?
С уважением, Фрэнк
Кей Пиринья
Участник
#9
- #9
Перепутать EL84 с EL41 тоже не поможет.
С уважением!
даворин
Участник
#10
- #10
Lampie519 сказал:
ECL85 — хороший драйвер, и да, его можно использовать в аудиоусилителе, но вопрос был не в этом. Вы спрашиваете, будет ли лучше…
Нет, лучше не будет. Простой факт заключается в том, что вам придется сделать другой выходной трансформатор, а триод имеет меньшее усиление, ECL86 — это половина ECC83 и EL84 вместе взятых. Так легко получить хороший усилитель.Нажмите, чтобы развернуть…
ECL86 представляет собой половину ECC83 end EL41 или EL80 вместе взятых, но не EL84 !
Последнее редактирование:
Лэмпи519
Участник
#11
- #11
Да, это правда, но опять же, один и тот же выходной трансформатор можно использовать для всех этих ламп, но не для ECL85, так как внутреннее сопротивление слишком велико, и это не сделает его лучшим усилителем (поскольку это был вопрос)
С уважением, Фрэнк
Jeroen211
Участник
#12
- #12
Спасибо. Я знаю, что ECL86 был разработан для автофокусировки и является очевидным выбором. Но в сети есть много схем усилителей ECL85, которые тоже заявляют, что хороши.
В моем случае мне просто любопытно, потому что я использую пентод в режиме триода. Тогда триод ECL85 может быть лучшим драйвером, поскольку он напоминает половину ECC81.
даворин
Участник
№13
- №13
ECL85/6GV8-XCL85/9GV8-LCL85/10GV8-PCL85/18GV8 — очень хорошая лампа для аудиоусилителей, очень линейная, с более низким внутренним сопротивлением и с более низким напряжением питания, использует выходной трансформатор с более низким первичным импедансом (читай: дешевле). !), чем лампа ECL86/6GW8-PCL86/14GW8, которая намного дешевле и легче.
Улучшенный вариант ECL805/PCL805 с повышенным максимальным рассеиванием пластин (особенно от TELEFUNKEN) Pa = 11 Вт еще лучше, но его также становится все труднее найти.
Прилагаемые данные относятся к SE-классу-A с катодной обратной связью выходной лампы, подключенной к вторичной клемме 16 Ом.
Jeroen211
Участник
№14
- №14
Даворин сказал:
ECL85 — очень хорошая лампа для аудиоусилителей, очень линейная, с более низким внутренним сопротивлением и с более низким напряжением питания, в которой используется выходной трансформатор с более низким первичным импедансом (читай: дешевле!).
Усовершенствованный вариант ECL805 с повышенным максимальным рассеиванием пластин (особенно от TELEFUNKEN) Pa = 11 Вт еще лучше, но его также все труднее найти.
Нажмите, чтобы развернуть…
Интересно, так как у меня здесь лежат несколько NOS Telefunken ECL805. Но мой OPT предназначен для подобных EL84, поэтому я думаю, что прямо сейчас я буду придерживаться ECL86.
Трубы4e4
Участник
№15
- №15
Привет Джероен,
Jeroen211 сказал:
Я знаю, что ECL86 (в триодном режиме) — это хорошо звучащая лампа для создания простого мини-усилителя SET. Просто любопытно, будет ли ECL85 работать еще лучше? Есть ли опыт в плане звука?
Нажмите, чтобы развернуть…
Секция пентода ECL85 / 6GV8 / PCL85 / PCL805 / 18GV8, соединенная как триод, может стать очень хорошим и компактным 5-ваттным двухтактным усилителем. Довольно низкое сопротивление пластины помогает даже при относительно «дешевом» железе. Используя приличное железо, я в любой день предпочитаю его PP с триодной привязкой, используя E/PCL86.
С помощью этой лампы я сделал несколько усилителей.
С уважением, Том Шланген
РЕДАКТИРОВАТЬ: Вы спрашивали о SET, а не о тридодированном PP. В любом случае, мои кривые пластины должны помочь
Последнее редактирование:
Кей Пиринья
Участник
№16
- №16
Если вы хотите запустить силовой пентод ECL85 при напряжении пластины 250 В и токе пластины 36 мА, вы можете попробовать OT 7 кОм. Если у вас есть ECL805 и вы используете его при напряжении 250 В и токе 42 мА, следовательно, рассеивание пластины составляет 10,5 Вт, OT, как правило, необходимо преобразовать в 6 кОм.
С уважением!
Jeroen211
Участник
# 17
- # 17
В любом случае спасибо. У меня также есть хороший опыт работы с триодом ECL86 PP в стереосистеме Lafayette LA224.
Мерлинb
Участник
# 18
- # 18
Lampie519 сказал:
Почему люди не могут просто ответить на то, что было задано в первой записи?
Насколько это сложно?Нажмите, чтобы развернуть…
Сложный, потому что вопрос ничего не значит. Что значит «сделать еще лучше»? Ничего и ничего.
Jeroen211
Участник
# 19
- # 19
Кей Пиринья сказал:
Если вы хотите запустить силовой пентод ECL85 при напряжении пластины 250 В и токе пластины 36 мА, вы можете попробовать OT на 7 кОм.
Если у вас есть ECL805 и вы используете его при напряжении 250 В и токе 42 мА, следовательно, рассеивание пластины составляет 10,5 Вт, OT, как правило, необходимо преобразовать в 6 кОм.
С уважением!Нажмите, чтобы развернуть…
Эти импедансы OT не сильно отличаются от импедансов ECL86. Мои OPT, вероятно, 7k, поэтому я думаю, что стоит попробовать. Я запускаю их на 300В/30мА…
Шуг
Участник
#20
- #20
Честно говоря, ECL82 гораздо больше подходит для аудио, он дешевый и его много. Великолепно звучащие усилители мощностью до 10 Вт в PP могут быть легко достигнуты.
Шуг
Плата SE
Spud | Тумблаб
ПРИМЕЧАНИЕ. Эта плата еще НЕ доступна.
У меня был разговор по электронной почте с кем-то, кто интересовался усилителем spud. Что такое спуд-усилитель? Обычное определение — это усилитель, который использует одну лампу на канал. Оно происходит от фразы «один клубень», которая была сокращена до «клубень», что является другим словом для обозначения картофеля, а также «окучивание». Почему-то название прижилось.
Автор электронной почты спросил, тестировал ли я какой-либо из имеющихся на рынке усилителей. Я объяснил, что редко вижу чужие усилители, потому что у меня просто нет времени заниматься ремонтом или модификациями. Затем он спросил: «Почему Tubelab не делает бурение?» Что ж, этот вопрос был задан за два дня до того, как у меня были трехдневные выходные, поэтому я решил подумать об этом. В настоящее время на рынке представлено несколько усилителей spud. В большинстве из них используется либо двойной разнородный триод, такой как 6DN7 или 6EM7, для обеспечения мощности от 1 до 1,5 WPC, либо один пентод с высоким коэффициентом усиления, такой как 6CL6 или 12GN7, для обеспечения мощности от 0,5 до 2 Вт. Также можно использовать триод-пентод, такой как 6BM8.
Я решил, что если буду окучивать, то будет по-другому. Во-первых, это должно быть просто, очень просто. Во-вторых, это должно быть полезно для меня. Я мог бы использовать небольшой усилитель для своего компьютера, но мне нужно больше, чем 1 или 2 Вт. В-третьих, он должен быть небольшим. В-четвертых, он должен быть дешевым. И наконец, это ДОЛЖНО звучать хорошо. Чтобы это была настоящая окучка, трубок может быть только две.
Теперь, когда я определил усилитель, можно ли его построить? Время для некоторых экспериментов. Это было четвертое июля, так что небольшой фейерверк может быть уместным. Я использовал старую изношенную плату Tubelab SSE для оценки неизвестных ламп на предмет потенциального использования в аудио. Я подключил к этой плате десятки различных выходных ламп и протестировал их. Для того, чтобы сделать настоящий усилитель, мне пришлось бы использовать многосекционную лампу. Я работал в мастерской по ремонту телевизоров в конце 60-х и помню большие толстые лампы с вертикальным выходом, использовавшиеся в телевизорах Philco и Sylvania. 6LU8, 6LR8 и 6MF8 были триодно-пентодными компактронами в толстых бутылках. 6JZ8 был компактроном триод-пентод гораздо меньшего размера. 6GF7 был небольшим двойным разнородным триодом. Он похож на 6ЕМ7, но в компактроне с дополнительным ваттом рассеивания на большом триоде. Я экспериментировал со всеми этими лампами еще в начале 70-х и решил проверить некоторые из них снова. Я просмотрел характеристики этих и некоторых других трубок вертикальной развертки и обнаружил, что 6LR8 и 6GF7 имеют одинаковую распиновку, за исключением несуществующей сетки экрана в 6GF7.
Можно ли разработать усилитель, работающий с обеими этими лампами?
Я использовал ту же печатную плату для тестирования нескольких многосекционных трубок. Как? Что ж, нам нужно ответить на вопрос «Возможно ли собрать усилитель почти полностью с зажимными проводами?» Я бы сказал НЕТ, прежде чем сделал это. Вы верите, что это действительно работает и звучит хорошо!
В центре этого беспорядка находится плата SSE. Трубы и некоторые другие детали установлены на башенном щите и соединены зажимными выводами. Этот тип конструкции обычно приводит к созданию гигантского нестабильного генератора, но этот усилитель работает и работает хорошо. Я назвал этот тип дизайна «пушистым комком» из-за его сходства с чем-то, что может выкашливать кошка!
Вот фото всей установки. Осциллограф показывает вход (внизу) и выход (вверху) одного канала. Аудиоанализатор показывает 1,6% искажений при 2 Вт. Отсечение начинается с 3,5 Вт на триоде и 5,5 Вт на УЛ с «большими» лампами (триод — пентод). Я могу подключить набор двойных разнородных триодов к одним и тем же разъемам (с некоторыми изменениями компонентов) для гораздо меньшей мощности.
Я прошел весь день 4 июля (пятница) и ничего не взорвал. Я видел, как некоторые трубки светились, а некоторые не работали. Но тот «пушистый комочек», который вы здесь видите, просто работает! Никакой тенденции к колебаниям вообще, и это тоже хорошо звучит. Теперь я могу только сделать так, чтобы это выглядело хорошо.
Помните о критериях дизайна: маленький, простой, полезный, хорошо звучит, низкая стоимость. Я получил правильный звук, над которым обычно нужно работать в первую очередь после того, как вы решите проблему «это не работает». Мне нужно было спроектировать печатную плату небольшого размера. Его должно было быть легко построить, проще, чем SSE, и он должен был работать так же хорошо, как «пушистый комок».
Большую часть субботы я провел за компьютером, работая над макетом. К вечеру у меня был готовый прототип качественной платы. Процесс изготовления печатной платы включает в себя несколько неприятных химикатов, которые необходимо использовать в темноте, а затем готовить тарелку с кислотой на плите. Я подождал, пока Шерри уснет, ради этого. Закончил эту часть поздно вечером в субботу. В воскресенье днем мне пришлось просверлить все отверстия в плате, после чего она была готова к «начинке», процессу пайки всех частей.
На фотографии показана готовая плата. Он занимает меньше места, чем музыкальный компакт-диск. Размер печатной платы 4 дюйма на 6 дюймов.
Плата была заполнена теми же значениями компонентов, которые использовались в «меховом комке». Я подключил его, используя небольшие 5 кОм Edcor OPT в режиме UL, так как они больше соответствовали целям проекта. Я также использовал трансформатор Allied 6K56VG, так как он был у меня на столе. Он выдает немного большее напряжение, чем блок питания, используемый с «пушистым комком».
Усилитель заработал с первого раза, без доработок. Рассеяние лампы было немного выше нормы, но это было ожидаемо, так как я планировал 300 вольт B+, а теперь получил 320. В темной комнате не было видно никакого свечения даже после 4 часов работы.
Усилитель показал хорошие результаты. Искажение составило 3,05% при 5 Вт, 0,88% при 1 Вт. Отсечение начинается при 5,5 Вт, а искажение 5% достигается при 7,1 Вт. Частотная характеристика составляет от 19 Гц до 61 кГц при мощности 1 Вт. Мощность несколько уменьшится, когда лампа будет перенастроена на более холодную рабочую точку.
Прошлой ночью я слушал ее несколько часов. Звучит неплохо. Насыщение OPT можно услышать при воспроизведении техно или другой музыки с тяжелыми басами на высокой громкости. Это можно исправить с помощью больших OPT, но это не соответствует маленьким и дешевым целям. Я планирую немного поэкспериментировать с этим усилителем на следующих выходных.
Это было трехдневное отвлечение от моих других проектов. Было весело, и я даже ничего не взорвал. Позже я запихну весь усилитель в какой-нибудь уникальный кабинет. Я предполагаю, что весь усилитель может быть построен менее чем за 200 долларов, не считая корпуса. Это действительно более простой SSE.
Здесь работает усилитель с «большими» лампами.
Модель 12AX7 предназначена для сравнения размеров. На фото лампы 6LR8. 6LR8 представляет собой комбинацию триода и пентода, предназначенную для телевизионной вертикальной развертки. Усилитель также был разработан для работы с 6GF7. Это двойной разнородный триод меньшего размера, также предназначенный для телевизионной вертикальной развертки. Он похож на 6EM7 или 6DN7.
Усилитель с установленными 6GF7.
Я поставил 6GF7 и настроил усилитель. Лучше всего он работает с более низким напряжением B+ 250 вольт. При этом напряжении, с током трубки, установленным так, чтобы лампа работала с максимальным рассеянием. В этих условиях выходная мощность варьируется от 2,5 до 3 Вт в зависимости от лампы. Я перепробовал около 50 разных тюбиков. Как и в случае с 6EM7, коэффициент усиления сильно различается от лампы к лампе. Я заменил комбинацию резистор-конденсатор в катоде лампы драйвера на светодиод. Это, казалось, немного снизило изменчивость.
Звук (и уровень мощности) напоминает мне триод 6V6. Звучит действительно хорошо, но для моих динамиков на 87 дБ недостаточно мощности. Немного большая мощность может быть доступна с OPT с более низким импедансом, но это обычно приносит в жертву качество звука.
Силовой трансформатор на этой фотографии — Antek 1T200. Я получаю 249 вольт B+, в самый раз.
Ладно, пора что-нибудь взорвать.
У меня на складе есть тысячи тюбиков, над которыми физически издевались какие-то грузчики мебели, нанятые для уборки заброшенного склада. Многие из них были сломаны или повреждены внутри. Эти трубки хранились в коробках, подвергались воздействию стихии во Флориде в течение нескольких лет и выбрасывались в мусорные баки. Это были отдельные трубки, не в оригинальных коробках. Многие из них были сломаны, и новые лампы были перемешаны с использованными и сломанными лампами, но я получил их бесплатно.
У меня 21LR8 с трещиной сбоку. Это фирменная трубка Silvertone (Sears). Он сделан в Японии. Он работает и не проявляет признаков «газа». Я использовал его во время первоначального тестирования и разработки этого усилителя. Похоже, трещина выросла с тех пор, как я начал его использовать. Я узнал, что треснутые трубы, подобные этим, нестабильны. Они могут треснуть, когда нагреются. У меня 833А с похожей трещиной. Боюсь крутить такую. Точно так же я бы не решился полагаться на это, так что пришло время проверить. Давайте посмотрим, что эти вещи могут сделать. В духе тестирования 6AV5 я хочу выяснить, есть ли у этих ламп какой-либо запас, заложенный в спецификации.
Я уже довел до 400 вольт B+ в режиме UL с этими лампами, так что начну отсюда. Это помещает приблизительно 355 вольт через трубку. Выходная мощность составляет 8,5 Вт при 5% искажений. Трубка даже не возбуждается, ни свечения ни на пластине, ни на экране. Рассеиваемая мощность лампы составляет около 16 Вт.
Следующая остановка 450 вольт B+. 390 вольт по трубке. Это максимальное номинальное напряжение пластины, на 100 вольт выше максимального номинального напряжения экрана. Рассеиваемая мощность лампы составляет 21 Вт. Я оставил его на этом уровне на 10 минут. Он не разбился, и не было никаких признаков разбегания или газового свечения. На самом деле свечения на пластине или экране НЕ БЫЛО. Выходная мощность составляет 10 Вт при 5% искажений. Я повернул печатную плату, чтобы показать сторону пластины, которая светится, когда вы действительно проворачиваете ее.
ОК, я поставил блок питания на 500 вольт! Это помещает 435 вольт через трубку. Катодный ток теперь составляет 93 мА. Выходная мощность составляет 12 Вт при 5% искажений. Это ламповое рассеивание около 28 ватт (435 вольт * 0,093 = 40 ватт — 12 ватт подведено к нагрузке). В центре одной стороны пластины видно слабое свечение. На сетке экрана НЕТ видимого свечения, но внутри вокруг сеток есть синее свечение. Этого следует ожидать при ДВАЖДЫ нормальном номинальном рассеивании. Я дал ему поработать около 5 минут на этом уровне. Неожиданных событий не было.
Катодный резистор теперь рассеивает 5,9 Вт, это 5-ваттный резистор, и у меня были такие отказы, прежде чем взорвался байпасный колпачок. Он делает беспорядок на печатной плате и воняет на весь дом.
Моя камера реагирует на инфракрасное излучение (она показывается розовым), поэтому свечение на снимке хуже, чем увиденное глазами в темной комнате.
Хорошо, время для худшего случая. Те же условия, что и раньше, но я отключил аудиогенератор, чтобы выходная мощность теперь составляла 0,1 Вт вместо 12+ Вт. Теперь лампа потребляет все 40 ватт, которые на нее подаются. Отсутствие сигнала всегда является наихудшим случаем рассеяния в усилителе класса А. Фото примерно через 2 минуты. Я выключил его, потому что все становилось действительно ГОРЯЧИМ!
ПРИМЕЧАНИЕ. Это образец размером ОДИН, и это японский тюбик. Я решил повторить некоторые тесты на некоторых американских образцах, которые у меня есть, но я не накалял их так сильно.
Я попробовал две лампы Sears Sylvania USA производства 21LR8 и три лампы Sylvania 6LR8. Они постоянно потребляли примерно на 1 Вт меньше энергии и показывали слабый цвет при рассеивании 26 Вт. Они ярко светились на 40 Вт.
Я попробовал одну очень старую лампу RCA 21LR8, похоже, японского производства. Он составил около 14 Вт при 5% при тесте на 500 вольт. Тоже еле светился. Когда я снял диск, он засветился, как и другая японская трубка.
Я попробовал три лампы марки RCA производства GE. Они ведут себя как японские трубки.
Лампы RCA и Sylvania ярче всего светились на поверхности пластины, обращенной к другой секции трубки. Я ожидал этого, так как путь для излучения тепла заблокирован. Японская трубка светилась ярче всего на внешней стороне пластины.
Все эти трубки светились равномерно, без горячих точек. Это хорошо. Любые горячие точки на пластине могут привести к быстрому выходу трубки из строя.