Что такое однотактный ламповый усилитель. Как он устроен. Почему многие аудиофилы ценят его звучание. Какие преимущества и недостатки есть у однотактных схем. Как правильно выбрать и собрать однотактный ламповый усилитель.
Что такое однотактный ламповый усилитель
Однотактный ламповый усилитель — это усилитель мощности, в выходном каскаде которого используется одна лампа (или несколько ламп, включенных параллельно). Такая схема отличается от двухтактной, где в выходном каскаде работают две лампы в противофазе.
Основные особенности однотактного лампового усилителя:
- Простота схемы
- Отсутствие проблемы симметрирования выходного каскада
- Работа выходной лампы в режиме класса А
- Низкий уровень искажений сигнала
- Характерное «ламповое» звучание
- Невысокая выходная мощность (обычно до 10-15 Вт)
Принцип работы однотактного лампового усилителя
Принцип работы однотактного лампового усилителя основан на усилении сигнала одной выходной лампой, работающей в режиме класса А. Упрощенная схема такого усилителя выглядит следующим образом:
![](/800/600/https/forum.datagor.ru/uploads/monthly_06_2009/post-44-1245049700.png)
- Входной сигнал подается на управляющую сетку лампы
- Усиленный сигнал снимается с анода лампы
- Выходной трансформатор согласует высокое выходное сопротивление лампы с низкоомной нагрузкой (акустической системой)
- Постоянная составляющая анодного тока компенсируется подмагничиванием сердечника трансформатора
Такая схема позволяет получить очень низкий уровень искажений, но имеет ограничения по выходной мощности.
Преимущества однотактных ламповых усилителей
Почему многие аудиофилы ценят однотактные ламповые усилители? У этой схемы есть ряд важных преимуществ:
- Чистое и детальное звучание за счет работы в классе А
- Отсутствие проблемы симметрирования выходного каскада
- Простота схемы, надежность
- Мягкое ограничение при перегрузке
- Характерный «ламповый» тембр звучания
- Широкая звуковая сцена
- Низкий уровень интермодуляционных искажений
При этом такие усилители имеют невысокую выходную мощность и требуют использования высокочувствительных акустических систем.
Особенности конструкции однотактных ламповых усилителей
При разработке и сборке однотактного лампового усилителя важно учитывать следующие конструктивные особенности:
![](/800/600/https/i.pinimg.com/originals/71/50/00/7150004e6279fb35da4829d6ec3c90cd.png)
- Выбор мощной выходной лампы (6С33С, 300B, 2A3 и др.)
- Качественный выходной трансформатор с подмагничиванием
- Стабильный источник питания с хорошей фильтрацией
- Оптимальный режим работы выходной лампы
- Качественные комплектующие в сигнальном тракте
- Продуманная компоновка для снижения наводок
Особое внимание нужно уделить выходному трансформатору, от которого во многом зависит качество звучания усилителя.
Выбор ламп для однотактного усилителя
- 300B — классическая лампа с мягким звучанием
- 2A3 — лампа с «сладким» тембром
- 6С33С — мощная лампа с динамичным звуком
- 6C41C — доступная отечественная лампа
- 845 — мощная лампа для усилителей большой мощности
Выбор лампы зависит от требуемой мощности, доступности и личных предпочтений по звучанию. Важно обеспечить оптимальный режим работы выбранной лампы.
Особенности звучания однотактных ламповых усилителей
Однотактные ламповые усилители имеют характерное звучание, которое ценят многие аудиофилы:
![](/800/600/https/cxem.net/sound/amps/amp51-5.gif)
- Мягкий, «ламповый» тембр
- Детальное и прозрачное звучание
- Широкая звуковая сцена
- Отличная микродинамика
- Естественная передача вокала
- Комфортное длительное прослушивание
При этом звучание может различаться в зависимости от выбранных ламп и качества компонентов. Некоторые считают звук однотактных усилителей излишне окрашенным, но многим нравится именно такой характер звучания.
Недостатки однотактных ламповых усилителей
У однотактных ламповых усилителей есть и определенные недостатки:
- Невысокая выходная мощность (обычно до 10-15 Вт)
- Необходимость использования высокочувствительных акустических систем
- Сложность изготовления качественного выходного трансформатора
- Повышенный уровень фона переменного тока
- Ограниченный частотный диапазон (особенно в области низких частот)
- Высокое энергопотребление
Эти недостатки ограничивают применение однотактных усилителей, но для многих аудиофилов их преимущества перевешивают минусы.
Высококачественный однотактный усилитель мощности Манакова
Автор схемы этого усилителя занимается конструированием высококачественной звуковоспроизводящей аппаратуры с 1963 года. По моему мнению, он немало преуспел в этом. Конструкции его имеют отличное звучание, легко повторяемы и имеют заслуженный успех даже у начинающих. Я лишь (с разрешения автора) изложу особенности его работы.
Вниманию читателей предлагается простая оригинальная схема усилителя мощности в двух вариантах. Первый – бюджетный, с автоматическим смещением выходной лампы. Второй – с фиксированным смещением от отдельной обмотки силового трансформатора.
По мнению автора схемы, вариант с фиксированным смещением отличается более глубоким и красивым звуком, хотя и вариант с автоматическим смещением вас не разочарует, позволив всем его повторившим, не узнать звучание своих любимых записей.
Рис.1 Вариант схемы А. Манакова с автосмещением выходной лампы. Выходной трансформатор фирмы “Аудиоинструмент”
Схема усилителя в варианте с автосмещением выходной лампы приведена на рис. 1 Входной сигнал после регулятора громкости подается на управляющую сетку двойного триода 6Н2П.Лампа эта имеет высокий коэффициент усиления и высокое внутреннее сопротивление, что в данном случае не очень хорошо. В подробности этого я вдаваться не буду, так как об этом можно прочитать в любой радиотехнической литературе.
Основной особенностью включения лампы предварительного каскада является параллельное включение двух триодов, находящихся внутри одного баллона лампы 6Н2П. Этим достигается уменьшение внутреннего сопротивления лампы, что влечет за собой улучшение нагрузочной способности и соотношение сигнал/шум. Сопротивление нагрузки выбрано не случайно, при этом достигается компенсация коэффициента нелинейных искажений выходного каскада и высокая динамика сигнала. Конденсатор 470 мкф, шунтирующий резистор катода, позволяет устранить влияние обратной связи, уменьшающей усиление первого каскада.
Конденсатор 0,22мкф является разделительным и от его качества очень сильно зависит звук усилителя в целом. Можно применить ФТ, К71, К78 ,при желании получить более “теплое” звучание К40У-2, К40У-9, К42У-2. Не рекомендуется БМ, МБМ ввиду их утечки. Нежелательно применять К73 из-за их менее естественного звучания. Еще одно. При применении выходного трансформатора ТВЗ 1-9,емкость этого конденсатора следует уменьшить до 0,047-0,068 мкф. Дело в том, что ламповый однотактник при внешней простоте -конструкция сложная, например, емкость этого конденсатора входит в расчет амплитудно-частотной характеристики выходного каскада.
Теперь о выходном каскаде. Лампа 6П43П была выбрана не случайно. После прослушивания многих экземпляров ламп 6П14П,6П18П,6П43П было отдано предпочтение именно последней. Конструкция лампы характеризуется правильной геометрией внутренних частей, что само по себе говорит о высоком классе этого пентода. Поставьте именно эту лампу. Вы будете вознаграждены сочным и ярким звучанием, прекрасной детализацией звука и его оттенками.
Емкость конденсатора в цепи автоматического смещения можно увеличить до 1000 мкф (сравните звук), а резистором, включенным параллельно этому конденсатору, выставляется ток катода выходной лампы в пределах 50 ма (в варианте с автосмещением).
Автор использовал выходной трансформатор ТВЗ 1-9 от лампового телевизора, перебранный и “сваренный” в парафине заново, заменив бумагу в зазоре на чертежную кальку, я же использовал трансформатор TW6SE московской фирмы “Аудиоинструмент”.
По моему мнению, отличному, например, от мнения Симулкина, схема усилителя которого приведена в журнале “Радиохобби” №2 за 2003год (стр.57), никакой другой режим, кроме триодного, использовать не нужно. Рассуждения Станислава на странице 58 о пентодном включении выходной лампы для рок-музыки,ультралинейного для шансона и реггей, а триодного для классической музыки мне кажутся спорными. Эклектикой можно заниматься, но к звуку это никакого отношения не имеет. Основы построения высококачественных усилителей неизменны в течение многих десятилетий. Это:
1. Кратчайший, с наименьшими потерями, путь сигнала.
2. Высококачественные комплектующие.
3. Триодный режим выходного каскада.
Щелкать переключателем, да еще в анодной цепи, нелогично и нецелесообразно. С этим к сурдологу.
Рис. 2 Схема БП для усилителя А. Манакова на 6П43П с автосмещением
Вариант блока питания приведен на рисунке 2. Схема БП не отличается от описанных многократно и в комментариях не нуждается. Питать накал постоянным током не нужно, это приведет к ухудшению микродинамики.
Рис. 3 Вариант схемы А. Манакова с фиксированным смещением выходной лампы.
Для варианта усилителя с фиксированным смещением выходной лампы, схема которого приведена на рис. З, в блок питания добавляется дополнительный источник напряжения смещения, схема которого дана на рис.4. Подстроечным резистором R2 выставляется напряжение 0,04-0,05 вольт в контрольной точке К.Т. на схеме усилителя рис.3.
Рис. 4 Схема БП для варианта с фиксированным смещением.
В заключении привожу параметры усилителя при фиксированном смещении, измеренные А. Манаковым.
Р вых =2,5 Вт при КНИ=2-3% на частоте 1000 Гц. При Рвых=2,2 Вт КНИ=0,8-1% При использовании ТВЗ 1-9 частотный диапазон с 35-40 Гц до 18-19 кГц при неравномерности 1,5-2,0 дБ. (Зависит от качества исполнения ТВЗ 1-9). При использовании TW6SE фирмы “Аудиоинструмент”, диапазон частот еще шире. Более подробно об изделиях этой фирмы можно узнать по ссылке на сайте моего хорошего друга Михаила Торопкина www.metaleater.narod.ru
Пусть вас не пугает невысокая выходная мощность – в комплекте с акустикой, чувствительностью от 90 дБ, 2-З Вт вполне достаточно.
В дальнейшем предполагается ознакомить читателей со многими схемами А.Манакова, отличающимися простотой и оригинальностью, а так же прекрасным звуком.
Автор: Пузанов В., г Брянск
Ламповый усилитель новичку. Двухтактный или однотактный?!
Какова причина написания статьи? Возможно это моё излишнее сердобольное желание объяснить телезрителям то, чего они слушать не хотят. Следовательно — это пустая затея. Однако желание написать этот текст существует, поэтому строчки будут написаны. И если нескольким людям эта писанина пригодится, то уже хорошо. В статье есть рациональные сведения для новичков и здравый смысл присутствует.
Вначале напишу несколько житейских наблюдений. Возникновение темы построения и темы специфического звучания ламповых усилителей в 21 веке мною было воспринято как анекдот. Более 40 лет назад ко мне пришел первый опыт конструирования этого чуда. И с тех пор значительно расширен кругозор, освоено новое знание, получена квалификация, накоплены умения и опыт. Однако всеобщий интерес оказался заразительной штукой. Поэтому окунаясь в эту тему на новом жизненном витке могу лишь заключить, это стало мне интересно. Природа интереса скорее в экзотике, скорее в удивительном зрелище, в большом тепловыделении оживающего стекла. Отдавая себе отчёт, в том, что тема эта надуманная, и напичкана она в основном маркетинговыми ходами, для расширения продаж, тем не менее я взялся за постройку серии усилителей, фотографии образцов которых позднее будут размещены на этом сайте. В том числе и для продажи. Довольно неожиданным для меня оказался факт, что пара усилителей из представленных на сайте уже продана, а на некоторые из оставшихся образцов усилителей уже получена предоплата, осталось найти время для завершающих штрихов по отделке.
Смею уверить, внешний вид моих самоделок будет выше среднего и любителям эстетики будет на что посмотреть. Мои образцы конечно не блещут фабричными формами изготовления, однако сделаны они со вкусом, в единой манере. Учитывая кустарный характер производства, и копеечную себестоимость железок, стекляшек и деревяшек они всё же заслуживают внимания. Изначально я ориентировался на поиск схемных решений для построения достаточно мощных усилителей. А поскольку звуковые мощности 25-120 ватт обеспечивают преимущественно двухтактные схемы, здесь вообще не будет однотактной схемотехники. Ценников демократичных здесь тоже не будет. Практически все цены начинаются от 30k. Пример показан ниже.
Убеждён, однотактная схемотехника — это простовато. Однотактная ламповая схемотехника предназначена для начинающих паяльщиков, для мальчишей. В однотактной схеме звуковой транс расположен в аноде одной лампы, а стало быть, он установлен в положительном плече источника питания. Через транс хлещет сквозной постоянный ток. Подмагничивание постоянным током заставляет снижать эффективность выходного трансформатора, бороться с насыщением, увеличивать массу и габариты «железа». Далее начинается борьба с чётными гармониками и прочий гемморой, называемый преодолением трудностей. Уважаю людей творческих, у кого в мозгу удивительное заблуждение, особого качества звучания однотактных схем. Это примерно как ходить с одним яичком в убеждении, что это естественно и красиво. Дешевизна однотактных конструкций подкупает. Видимо идея получить из полукомплекта деталей, достойный усилитель захватывает многих. Фанатики пусть хоть из золота мотают однотактные трансформаторы, смысла в этом мало. Солидарен с позицией Юрия Игнатенко и других здравомыслящих людей по поводу лидерства двухтактных усилителей.
Наблюдение и оценка распространенности схемотехники ламповых усилителей в сети подтвердили мое первоначальное предположение, что однотактные схемы — это отстой. Везде и всюду на поверхности Интернета лежат однотактные ламповые схемы. Каких только SE-монстров любители «качественного» звука не придумали! Причем, как дешёвого исполнения, так и самого дорогого. Однако всё, что валяется под ногами я склонен отнести скорее к мусору. Драгоценности под ногами не валяются.
Совсем наоборот обстоит дело в отношении законченных и лаконичных двухтактных схем. По запросу на конкретные типы ламп найти не удаётся практически ничего. Несколько ссылок уводят на форумы, где царит словоблудие, а все схемы закрыты от доступа. Только после регистрации (иногда платной) доступ на форум возможен и схемы бывают читаемы. Нужно заметить, что схемотехника ламп не отличается разнообразием. Это объективный факт, поскольку усложнение схемы неизбежно приводит к усложнению выходного трансформатора. Выходной трансформатор и есть «камень преткновения» ламповой схемотехники. Типовые схемы на сайтах конечно же есть. Но как только в схему внесена «штучка», этой схеме сразу присваивают имя собственное. Иногда доработки стоящие, а иногда — шелуха. Обращаю внимание телезрителя на принципиальную важность выделенного текста. Если вам попадается материал, где изложение начинают с выбора ламп, с рассуждений об особенностях звучания конкретных ламп, просто выбросьте заметку на помойку, даже если это заметка моя. Указанное изложение имеет сокрытую информацию, может содержать ложь или преследует лукавую цель. Либо автор просто не совсем компетентен. Обыкновенная логика подсказывает, что построение лампового усилителя начинают с выбора выходного трансформатора, либо с удачной находки готового или купленного трансформатора (пары трансформаторов). Этот самый выходной трансформатор, обязательно должен иметь выходную обмотоку (обмотки) согласованную с сопротивлением акустических систем.
Будьте внимательнее, определяющим фактором здесь выступает бюджет проекта. Хороший трансформатор может слопать 80% всего бюджета усилителя. Именно под фиксированные параметры трансформатора выбирают лампы. Под низкоомную нагрузку применяют триоды, под высокоомную — пентоды или тетроды. Здесь размышления снова упираются в бюджет. Но могут они упереться и в глупую влюблённость (если мозг уже поражён «аудиофильской» бациллой от гуру или другого «авторитета»). Гоняться за стеклянными баллонам с иностранными буковками и платить за них бешенные деньги такая же глупость, как покупать мотор от Роллс-Ройса для собственного Москвича во дворе. Глупо платить долларами за вакуум. Ценник на импортный вакуум с рекламными примочками неразумный. А совдеп-вакуум чаще всего ничем зарубежным стекляшкам не уступает. В этой теме больше понтов, чем здравого смысла.
Бестрансформаторные схемы я пока вовсе не рассматриваю, поскольку есть опасность поражения электротоком в отсутствии гальванической развязки с сетью.
Сокрытие даже известной двухтактной схемотехники, а также незаметная подмена ценностей и приоритетов, на мой взгляд, является прямым следствием того, что двухтактные схемы имеют коммерческий потенциал. Это обыкновенные манипуляции сознанием. А раз так, то никакие смягчающие обстоятельства не могут ослабить хватку сетевых коммерсантов, которые любыми путями постараются превратить информацию в монету. На плаву же болтается шлак, вроде однотактной схемотехники. Вместе с ней следует куча словестного мусора от наивного телезрителя или лукавого администратора. Вместо признания, что однотакные схемы предназначены для начинающих радиолюбителей, идет распускание слюней по поводу особо тонкого качества звука, воспроизводимого однотактными пукалками. А по сути однотактные SE-схемы годятся для пацанов, а также для престарелых пацанов, которые так и не повзрослели. Сказанное вовсе не означает, что в сети невозможно найти ничего путного. Древние двухтактные схемы иногда встречаются в старых журналах. Однако лодырю старые журналы Радио из библиотеки конечно же невдомёк. Кроме того, давние технические решения зачастую уже морально устарели. А используемые там трансформаторы иногда озадачивают сложностью и трудоемкость изготовления. Большинство же радиолюбительского народа интересуют готовые схемы с известными номиналами, чтобы не нужно было думать. А такие двухтактные решения для распространённого железа и сравнительно простой элементной базы опытные авторы не показывают.
В этом отношении у меня нет иллюзий. Автору свойственно охранять схемные решения, дающие хороший результат за небольшие деньги. Это нормально для человеческого общества. Человек зачастую не задумываясь крадет чужое, он так устроен. Проблема здесь в ментальности обывателя-совка и вороватости человека вообще. Кстати ламповая схемотехника не так сложна, как транзисторная, и рассчитать элементарные узлы довольно просто. А в ходе макетирования допущенные ошибки будут поправлены безо всякого опасения спалить материальную часть. Лампы сами по себе — дубовые и спалить их довольно сложно, это не транзисторы с микросхемами. С лампами можно много экспериментировать, регулировать и настраивать без опасения повреждений. Но люди справедливо рассуждают, что «тяпуть» готовое всё равно проще.
Про трансформаторы выходные у меня есть что сказать, и про типовые и про рукодельные. Однако тему эту детализировать пока не хочу. Возможно позднее, некоторые секреты станут более доступными, тогда они будут преданы огласке. Мои двухтактные усилители, нередко построены с параллельным включением выходных ламп. Иногда применяются 3-4 штуки в плече впараллель, но это уже экстрим. Ниже по ходу изложения показаны случайные фотографии, на примере которых можно понять, где есть рациональное зерно, и в какой момент чувство меры оказывается выключенным и начинаются излишества. Перечислю основные названия ламп, интересных для меня в настоящее время. Это 6п3с, 6п6с, 6п13с, 6П44С, ГУ-50, ГИ-30, Г807, 6п18п, 6н13с, 6С19П, 6С41С, 6С33С, ГМ70, ГУ13, ГК71, ГУ80 и некоторые другие. Мелкие прямонакальные лампы я пока не рассматриваю. Для многих типов ламп у меня разработаны собственные или адаптированы уже известные схемные решения. В железе реализовано еще не всё, поскольку просто не хватает времени. Изготовлены и опробованы 4 комплекта оконечных стереоусилителей. На подходе еще 4 комплекта.
Определенные интерес представляет направление модификации схемотехники цепей питания ламповых усилителей в область применения импульсных источников. Для накала такое питание приемлемо однозначно. Есть смысл пробовать применять импульсное питания и для анодных цепей. При этом очень существенно меняются условия экранирования лампочек, а также силовых и сигнальных цепей. Фильтры цепей питания тоже можно делать полупроводниково-электронными. Интересно применение разных полупроводниковых штучек в цепях смещения и обратных связей. Однако это дело вкуса. Если вы упали от этих слов в обморок, то это не моя проблема. Читайте статью Александра Торреса про усь на лампах 6С33С. Торресу удалось пострить неплохой однотактный усилитель, но двухтактный у него получился бы лучше. А в статье той достаточно сарказма, хотя и излишне культурного.
Ни предубеждений, ни особых предпочтений у меня в области железа нет. В ламповой технике важны только конкретные расчетные и измеренные параметры, безопасность, а также цена. Принципиальным соображением следует считать необходимость точной настройки режимов ламп по приборам. Важны только минимальные искажения при максимальной мощности. Наплевать на ощущения аудифилов и любителей настройки на слух. Пусть они руководствуются своими соображениями и рассуждают как «играет» та или иная лампочка. Дуракам придется безжалостно сообщать, что они такие. При построении усилителя применять можно любые технические или схемные решения при наличии точного обоснования их назначения и достоинства. Например можно применять импульсные источники питания, их достоинства несомненны. Отличные массогабаритные показатели, небольшое тепловыделение, высокая стабильность. Однако есть помехи, вот их и нужно тщательно давить. В ламповой технике применять возможно всё, как и с любимой женой.
В качестве альтернативы импульсным источникам иногда можно ставить в блок питания анодные трансформаторы, хорошего качества, с небольшим рассеянием и мелким током холостого хода. Тороидальные силовые трансформаторы также возможно применять, если позволяет бюджет конкретного проекта. В качестве выходных двухтактных трансформаторов следует применять стержневые трансформаторы на ленточных ПЛ-сердечниках (при условии тщательного контроля качества воздушых зазоров). Это обусловлено высокой симметрией железок. Готовые трансформаторы из серий ТС, ТАН, ТН, ТП, ТПП и др., вполне могут быть рассмотрены как вариант сдвоенного выходного трансформатора для применения с распространёнными лапочками, но нужно предварительно просчитать, а далее подбирать. Иногда для собственного удовольствия можно намотать пару одиночных выходных трансформаторов на готовых ТС-каркасах или Ш-образном железе, но в этом случае нужно ориентироваться на сопротивление акустики и на конкретные лампы, и на заданное сопротивление в аноде. Определенного внимания заслуживает применение дифференциального включения броневых трансформаторов в двухтактных схемах. Однако дифференциальная схемотехника имеет очень серьёзные подводные камни в виде трудности подбора дифференциальной пары. Очевидной, проблема практической несимметрии железа станет тогда, когда человек разберется в простоте схемных решений для дифференциального включения. Трудности возникнут тогда, когда человек начнёт практически заниматься вопросом комплектования проекта усилителя железом.
Ниже для примера показаны картинки усилителей из интернета. На мой взгляд, можно считать оправданным применение в усилителе сдвоенных ламп, в случае необходимости повышения мощности двухтактного каскада. Наверное даже 3-4 штуки можно запареллелить. Но лучшим, более эффективным и более рациональным решением будет пререход на следующий габарит стеклянных баллонов, с увеличением уровня анодного напряжения. Не очень удачная идея строить грузоподъёмный БЕЛАЗ или быстроходный БУГАТТИ из большого числа моторчиков от ВАЗ 2101.
Очень сомнительной и довольно дорогой затеей является применение параллельного включения десятка ламп. Но окружающая среда весьма разнообразна, поэтому аномалии в природе встречаются, и отнестись к этому желательно уважительно и с пониманием.
Поскольку однотактные схемы — говнище (мопед в сравнении с автомобилем) следовательно наибольшее, что позволительно, — сказать про ЭТО, — пару слов. Обучалки и ликбез схемотехники можно освоить по журналам радио и пособиям для начинающих. В практической работе тратить на это время нельзя категорически. В отношении двухтактных схем нужно понимать, что наиболее важным узлом является, тщательно согласованный по входу и по выходу, выходной трансформатор. Если это рукопашное изделие, то сердечник лучше использовать пластинчатый Ш-образный. Если типовое, без переделки — то склоняюсь к мысли, что стержневые трансформаторы в ламповых схемах применять ловчее. Использование дифференциальной схемотехники Комарова, отчасти снимает головную боль обеспечения надлежащего качества УМЗЧ. Однако возникает другая проблема — поиска двух пар симметричных выходных трансформаторов. Массогабаритные показатели дифференциальных конструкций зачастую получаются пугающими. Кроме того, применение типовых корпусов становится затруднительным, да и дешевизной построения усилителя при удвоенном количестве трансформаторов «не пахнет».
Импортные выходные трансформаторы, как и зарубежный вакуум, применять не следует по соображениям здравого смысла. Ценник на них неразумный и ничем не обоснован. Только крайняя необходимость может послужить основанием для применения фирмовых изделий. Лучше обратиться к отечественным компаниям или совдеповским запасам. Хорошие выходники есть в продаже, но дороговато.
Среди моих приятелей есть уважаемые персоны, у которых сформировано устойчивое представление о нормальности концепции конструирования и применения однотактных усилителей. Мощности в 3 ватта им вполне достаточно, остальное компенсируется галюцинациями. Акустика у них, типа, высокочувствительная. Ну да и флаг им в руки. Важно здесь простое обстоятельство. Некоторая часть населения получает от звуков середины частотного диапазона удовольствие. И это пожалуй главное. Вот и пусть получают своё удовольствие, раз их мозги и уши так заточены. Возможно позднее у меня хватит времени, чтобы показать некоторые приёмы борьбы со сложностями, создаваемыми однотактными схемами. А нагромождение словестного бреда о тонкости и изяществе однотактного звука, а также особости (накатывании волной, широкой сцене, прозрачности, звонкости, вкусности и т.п.) пусть останется внутри их субъективного восприятия. Количественной оценки нужной совокупности разных компонент качества звука во взвеси перечисленных эпитетов люди почти всегда указать не в состоянии.
Среди населения есть немногочисленные индивиды, которые до старости готовы ходить в походы, сидеть у костра, вспоминая юность и тепло от коленки 16-летней подружки, петь жалостные песни под гитару. Это хорошие люди со специфическим мировозрением. Хорошо при этом, если у них есть благоустроенное место, в которое они смогут отнести дряхлеющую задницу по мере её старения. Хуже, если такого нету, а в качестве пристанища их ждёт общага или приют. Нередко такие граждане не смогли научиться управлять в своей жизни ничем более существенным, чем мопед или велосипед. Совершенно аналогично можно оценить привязанность столь же специфической части населения к однотактным усилителям. Эта привязанность зафиксирована на подкорке. Прошивка выполнена с применением какого-нибудь НЛП-фактора или авторитета. И это вовсе не плохо, это факт, это явление существует. Автомобили ВАЗ вполне пригодны для жизни. Поэтому не нужно расценивать моё изложение, как агрессию. Лучше попытаться услышать меня и понять подобие. Ведь даже дилетанту понятно, что Гранта лучше «копейки», а Ларгус полезнее, чем ВАЗ2104. Выходит, что более фундаментальным здесь является простое отсутствие ЛИЧНОСТНОГО РОСТА. И если человеку удастся догадаться об этом, то возможно получится сделать и выводы.
Коль скоро стареющего человека такое устраивает, то молодым людям станет понятнее, на что стоит тратить драгоценное, уходящее от них ежеминутно время их жизни. Берегите своё время, не тратьте его на глупости, жизнь так коротка.
Евгений Бортник, июнь 2014, Красноярск, Россия
Однотактный высококачественный ламповый усилитель мощности
В современный исторический период, с точки зрения технологии, можно отнести к цифровой эре. Цифровые технологии в фотографии, звукозаписи, телевидении, радиосвязи, навигации, в ’’умном доме” и пр. — реалии нашего времени. Наряду с компьютерными средствами связи и передачи информации, они предоставили возможности, о которых раньше нельзя было и мечтать. В определённом смысле можно говорить об охвате этой технологией всего нашего быта и производства.
В последнее время численность любителей хорошего звука стала увеличиваться за счёт поколения, рождённого в цифровую эру и не заставшего ни виниловых дисков, ни магнитофонов. В значительной мере этому способствует тот факт, что большую часть музыки современный человек прослушивает через головные телефоны с мультимедийного плейера или смартфона, а в стационарных условиях — через нехитрую акустическую систему телевизора или компьютера с простыми однокристальными УМЗЧ.
Тем не менее с претензией на лучшее звуковоспроизведение известный производитель компьютерного железа тайваньская компания АОреn в 2002 г. выпустил материнскую плату АХ4В-533 Tube со звуковым трактом на лампе и несколькими “аудиофильскими” конденсаторами MultiCap, резисторами Vishay и проводами Cardas.
Причём лампу поставили нашу, российскую Sovtek 6922 (6Н23П). Затем была конструкция АОреn AX4GE Tube-G [1], с предварительным усилителем на трёх лампах и деталями попроще. И всё — эта инициатива подхвачена не была. В самом деле, чтобы повлиять на звуковоспроизведение кардинально, мало применить только буферный ламповый каскад, да и решение проблем теплового режима и режима питания лампы сразу увеличивает стоимость изделия.
Что же можно сделать в этом направлении? Ответ — применить полноценный ламповый усилитель мощности. Каким требованиям должен соответствовать УМЗЧ? Безусловно, ламповый усилитель звука должен быть построен в соответствии с определёнными правилами, сложившимися в результате вековой практики лампового звуковоспроизведения, с учётом современных технологий.
По возможности он должен быть несложным, иметь достаточную выходную мощность и хорошие параметры, разумные габариты и массу. Вопрос теплового режима и энергопотребления тоже может оказаться актуальным. В общем, понятный набор требований, зачастую находящихся в противоречии друг с другом.
В отличие от транзисторной схемотехники, ламповая традиционна. Придумать что-то прорывное сложно. Первая мысль при взгляде на схему лампового УМЗЧ — как всё просто! Но секрет хорошего звука, как правило, не в каком-то необычном схемотехническом решении, а в тщательной проработке конструкции и правильном выборе используемых элементов. Один из принципов ламповой схемотехники — звуковой тракт должен быть максимально коротким, а число каскадов усиления — минимально.
Хотя на практике не всё так уж однозначно, тем не менее, при прочих равных условиях, два каскада усиления предпочтительнее, чем три. Малокаскадность — одно из преимуществ ламповой схемотехники. От лампового каскада можно получить большой коэффициент усиления, при этом число каскадов усиления минимально.
Отсюда и особая звуковая панорама: музыкальные инструменты и голоса расположены по всему акустическому пространству. При прослушивании АС с “правильным” ламповым усилителем через некоторое время о громкоговорителях просто забываешь, их как бы нет, звук растворяется в пространстве, мозг перестаёт ассоциировать их с источником звука (конечно, при соответствующем качестве записи исходной фонограммы).
Итак, два каскада лучше, чем три. Тогда один лучше, чем два? Но может ли УМЗЧ иметь один каскад усиления? В середине прошлого века были устройства, в которых УМЗЧ построен всего на одной лампе — пентоде 6П9, например, в телевизорах “Рекорд-12”, “Енисей”. Применяли его и в любительских конструкциях усилителей.
Изначально эта лампа предназначалась для выходных каскадов широкополосных усилителей, в частности, в видеоусилителях телевизионных устройств [2]. Тем не менее любители лампового звучания успешно применяют эту лампу в звуковом тракте в предоконечном и выходном каскадах. Кроме того, лампа до сих пор доступна и недорога.
Пентод 6П9 имеет восьмиштырьковый (октальный) цоколь и металлический ударопрочный корпус. Зарубежные аналоги — 6L10 и 6AG7. По основным параметрам (но, увы, не по звучанию) к 6П9 близка отечественная пальчиковая лампа 6П15П (причём мощность рассеяния на аноде — до 12 Вт).
Благодаря большой крутизне (10… 11 мА/В) и высокому внутреннему сопротивлению (80…100 кОм) пентод 6П9 обладает усилением, достаточным для построения однокаскадного усилителя мощности! С одной лампы при входном напряжении 1,5В эфф можно получить выходную мощность до 2 Вт при коэффициенте гармоник около 4 %. Но проблема в том, что анодная нагрузка при этом должна быть примерно 10 кОм.
Джазово-рокенрольные импровизации
Есть такой вид времяпрепровождения – рассмотрение в сети всякой техники: Маранцы, Деноны, Ямахи, Ротели, Неды и проч. Подобный новодел окружает со всех сторон, свисает над головой, «упрашивая» купить, поменять и купить снова. Что иногда и происходит.
Но параллельно с этим у меня шел процесс доработки своей техники. Аудиофильскими, и не только, методами я пытался получить звук, который, по моим представлениям, соответствовал нужному мне уровню качества. Я добивался динамичного (драйвового), теплого, детального, прозрачного звука с незыблемой сценой. Вот где-то так… И это наконец произошло. Я получил нужный мне звук на транзисторном классе АВ. И что дальше? Тупик… Если звук теплый, и детальный, прозрачный и драйвовый, то в условиях конкретной комнаты его нельзя и нелепо делать еще более таковым, каков он уже есть, ибо все это уже есть. Но всегда хочется чего-то большего… И выход есть! Японский усилитель Luxman 550A. Транзисторный класс А. Всего 20Вт на канал. Но каких ватт! Искажения – 0,005%. Внутри все не просто правильно, а идеально правильно. Большие стрелочные индикаторы радуют глаз. Масть и отделка корпуса. Короче – Hi-End! 5700$!!! Подождите…
В моем случае интереснее, это уж точно, получить такой же звук на другом типе аппаратуры. Лампы! Лампы, лампы! Это вдохновляет.
Ибо каждый уважающий себя ценитель музыки должен иметь в своем арсенале и ламповый усилитель. Это и вдохновило, особенно творения тех храбрых джентльменов которые представили свои проекты в сети.
Чтобы не изобретать «велосипед», решено было создать усилитель из готовых схемных решений с привнесением своих представлений о «правильном».
Сортировать по: Дате добавления, Названию | Добавить статью
- 3-х ваттный усилитель. В.Большов
- SE EF860 2 x 6С19П
- SE на 6ж52п 2*6п43п
- SE на 6Н30П и 6Э5П от Ульянова
- SE на6П3С и 6Н8С
- SE усилитель «Kalamazoo» (5W)
- SE усилитель 10Ж12С и 10П12С
- SE усилитель на 6П36С
- SE усилитель на Г-807 от Манакова А.И.
- SE усилитель на радиолапах 300B и 30B
- SE усилитель на радиолапах 845 и 300B
- Вариант усилителя для высококачественного воспроизведения
- ДАЕШЬ ONGAKU!
- Двухканальный усилитель.
А.Слоним
- Двухкаскадный одноламповый усилитель НЧ. ЦРК ДОСААФ
- Двухтактный усилитель 6Н9С(6Н8С)+6Ф6С
- Доработка усилителя «Симфония»
- Еще раз о 6ф5п (Лофтин-Уайт)
- Жили-были Standby и Soft Start…
- Как я изобрел велосипед
- Карманные усилители
- Качественный двухканального ламповый усилитель 10 ватт на канал
- Классический ламповый УНЧ на 6П14П И 6Н2П
- Классический однотактного усилителя класса «А» на телевизионных лампах
- Ламповый двухтактный усилитель начального уровня
- Ламповый для домашней аудиосистемы
- Ламповый домашний кинотеатр
- Ламповый УМЗЧ начального уровня
- Ламповый УМЗЧ начального уровня (работа над ошибками)
- Ламповый УНЧ на ECL82 (6BM8, 6PL12, 6Ф3П)
- Ламповый усилитель — своими руками
- Ламповый усилитель SE
- Ламповый усилитель ВОЛНА
- Ламповый усилитель высокого качества
- Ламповый усилитель для компьютера
- Ламповый усилитель для компьютера
- Ламповый усилитель для начинающих
- Ламповый усилитель звука, собранного по схеме Лофтин-Уайт
- Ламповый усилитель класса Hi-Fi — 811A SE (10 Вт)
- Ламповый усилитель на 6С33С SE
- Ламповый усилитель с непосредственной связью
- Ламповый усилитель с трансформаторами ТПП-258-127/220-50 (6Н8С и 6П3С)
- Лофтин из ТВ деталей
- Многополосные усилители
- Мощный ламповый УНЧ для наушников
- Мощный однотактный ламповый УНЧ на 6П45С и 6П14П
- Народный Лофтин-Уайт
- Наш ответ «ОНГАКУ»
- Небольшой двухканальный домашний усилитель звука
- Однокаскадный ламповый УМЗЧ на 4Вт (6П9), схема и описание
- Одноламповый усилитель низкой частоты.
ЦРК ДОСААФ
- Одноламповый усилитель НЧ. В.Борисов
- Однотактник на 6п14п и 6п45с
- Однотактные усилители мощности. Morrison
- Однотактный высококачественный ламповый усилитель мощности
- Однотактный высококачественный ламповый усилитель мощности. В.Пузанов
- Однотактный ламповый усилитель на триодах. В.Пузанов
- Однотактный ламповый гитарный усилитель
- Однотактный ламповый усилитель SENATOR класса А
- Однотактный ламповый усилитель для головных телефонов
- Однотактный ламповый усилитель для начинающих
- Однотактный ламповый усилитель из доступных деталей
- Однотактный ламповый усилитель мощности 6Ж1П,6П1П
- Однотактный ламповый усилитель на лампе 6Ф5П (6Ф3П) с описанием монтажа для начинающих
- Однотактный ламповый…, возвращаясь к напечатанному. В.Пузанов
- Однотактный одноламповый. 6Э5П.
- Однотактный усилитель на лампах 6п14п и 6п45с
- Однотактный усилитель Pвых= 15 Ватт
- Однотактный усилитель мощности на 300В.
Модель WE 91 для 90-х годов
- Однотактный усилитель на 300В 6Ж4 (А. Манаков)
- Однотактный усилитель на 300В 6Ж4 (Аудиоинструмент)
- Однотактный усилитель на 6С4С
- Однотактный усилитель на ГУ-29
- Однотактный усилитель на ГУ-29.С.Сергеев
- Однотактный, на 6П3С (макет усилителя класса SE)
- Ответ Лофтин-Уайту от Комиссарова
- ОЭНГЭ 3
- Подарок другу
- Полностью прямонакальный усилитель на 4п1л
- Построение усилителя с учетом направлений электрических компонентов
- Простейший ламповый усилитель
- Простой двухканальный усилитель. В.Большов
- Простой ламповый усилитель
- Простой ламповый усилитель Maestro
- Простой однотактный усилитель на 6П42С
- Простой стереофонический усилитель. «ЗР»
- Простой усилитель НЧ. «ЗР»
- Самый простой усилитель НЧ. «ЗР»
- Скорый поезд «Одесса-Америка».
Или Одесский вариант американского звука
- Стереограммофон на лампах 6Н2П, 6П14П
- Стереофонический трёхламповый усилитель Губина
- Стереофонический усилитель. Б.Богосов
- Схема доработки однотактного лампового УНЧ 5У06.000 без обратной связи
- Схема лампового УНЧ на лампах 6Н2П, 6П14П (2Вт)
- Схема лампового усилителя для магнитофона (1Вт)
- Схема однотактного усилителя на лампах 6П43П в параллель
- Схема однотактного усилителя на лампе Г-807
- Схема самодельного однотактного усилителя, на лампах 6П14П и 6Н3П
- Схемы ламповых усилителей на одной лампе 6П15П, 6Ф3П (1-1,5 Вт)
- Трехламповый стерео усилитель звуковой частоты на 6Н23П и 6П14П (ECC88, EL84)
- Триодный QRPP
- Ультралинейный усилитель на 6Н2П, 6П14П
- УНЧ ламповый однотактный с индикатором
- УНЧ на ламах в параллельном включении
- УПТ на 6С19П и ЕСС88
- Усилитель «Симфония»
- Усилитель 6Ф3П
- Усилитель SE EF860 EC360
- Усилитель SE на лампах 6П44СМ
- Усилитель SINGLE END на 6Э5П и 6П45С
- Усилитель TverLab SM5 SE.
![]()
- Усилитель в стиле РЕТРО
- Усилитель для воспроизведения грамзаписи. Л.Цыганова
- Усилитель для друга
- Усилитель для старшего сына
- Усилитель на 300В
- Усилитель на 300В 6Н8С 6Н6П
- Усилитель на 6Н9С EL36 (6П31С) в триодном включении
- Усилитель на ГМ 70
- Усилитель на двух лампах 6П14П в параллель мощностью 6 Ватт
- Усилитель на двух лампах 6П7С в параллель мощность 10 Ватт
- Усилитель на двух лампах 6Ф3П в параллель мощностью 5 Ватт
- Усилитель на лампе ГМ70
- Усилитель низкой частоты. В.Иванов
- Усилитель НЧ на лампе 6С33С (6С18С). С.Сергеев
- Усилитель Октава–EL
- Усилитель по схеме Лофтин-Уайт на прямонакальных триодах 2АЗ (3 Вт)
- Усилитель по схеме Лофтин-Уайт от Анатолия Манакова
- Усилитель с непосредственной связью каскадов на 6Ж1П, 6П14П
- Усилитель с параллельным включением ламп в выходном каскаде
Статей в разделе: 130 | Статей в каталоге: 662
Реклама:
Кларкс обувь: мужская обувь clarks-obuv. biz.
Читайте также: Сравнительный тест ЦАПов: AudioQuest, Chord Mojo, SMSL Sanskrit Pro-B, Roland UA-M10, AMI Music DS5, Marantz HD-DAC1
Схема
Блок питания расположен на отдельной плате и содержит в себе двойной электронный дроссель с задержкой анодного напряжения по конструкции Чугунова. На этой же плате расположился источник напряжения смещения и стабилизатор постоянного напряжения накала драйверной лампы. Спектр питания получился очень чистый.
Вся схема питается от двух трансформаторов: основной – ТАН-43 и дополнительный, на 10В, для подсветки индикаторов и для стабилизатора накала драйверной лампы. В качестве второго можно задействовать ТН-30.
Сам усилитель выполнен отдельным блоком, по схеме Олега Чернышева, с фиксированным смещением выходных ламп. Конденсаторы C4 обеспечивают коррекцию по верхним частотам. Для линейной характеристики достаточно 100 nF. У меня стоит 200 nF – подъём на 1db.
Регулятор уровня громкости наборной, на базе советского приборного спаренного переключателя на десять позиций. Я его предварительно разобрал, почистил, смазал густой силиконовой смазкой и поставил более мягкую пружину. Вся конструкция окружена экраном из медной жести. Общее сопротивление регулятора напрямую влияет на уровень самых нижних частот и на уровень шума. Его сопротивление рекомендую в пределах 15 – 24 кОм.
Выходные трансформаторы ТВ-2Ш (ТВЗ-1-9). Подбирались из семи штук по максимальному уровню сигнала и частотному диапазону.
Селектор входов на тумблере на два источника. Разумеется, есть возможность и место соорудить релейную систему, если захочется в будущем.
Провода идущие от входных гнёзд к селектору уложены в толстый посеребренный медный экран от какого-то военного радиокабеля.
Корпусные провода от всех блоков и экранов и от лицевой панели сходятся в центре блока питания на минусе конденсаторов.
Взаимное расположение всех узлов, блоков и разъемов определялось по минимальному уровню шумов и контролировалось по спектрометру с последующими сравнительными замерами RMAA.
Вместо блока Олега Чернышова, если не нравится его звук или для эксперимента, можно поставить блок усилителя по такой распространенной схеме https://cxem.net/sound/amps/amp46.php или любой другой однотакт соответствующего тока потребления.
Компоненты БП, установленные на радиаторы, расположены вверх теплоотводом. При вертикальной установке этих компонентов с другими радиаторами, необходимо изменить разводку дорожек печатной платы. R24 – регулировка напряжения накала Л1 6,3 В. R17 – регулировка напряжения выхода электронного дросселя 300В. С14 – определяет время установки рабочего режима анодного напряжения. R11 – установка тока пентодов. При анодном – 300В. На R10 48mV. R12 – установка уровня индикаторов на 0db (2W) 2,85В при нагрузке на выходе 4 омма.
↑ Трансформаторы выходные
Вторая основная часть усилителя это трансформаторы: пара выходных и силовой. Для изготовления выходных трансформаторов я разобрал и размотал пару одинаковых по размеру трансформаторов от компьютерных источников бесперебойного питания от знаменитой фирмы АРС.
Исключён фрагмент. Полный вариант статьи доступен меценатам и полноправным членам сообщества. Читай условия доступа.
В результате получается трансформатор, обеспечивающий анодную нагрузку 4.5 ком и выходы для подключения динамиков сопротивлением 4 и 8 Ом.
Для того чтобы обеспечить одинаковость параметров выходных трансформаторов я разделил пластинки сердечников поровну и потом равномерно их перемешал. Пластинка от одного трансформатора, пластинка от другого и так далее. Так можно быть уверенным, что у обоих сердечников будут абсолютно одинаковые параметры.
В трансформатор вводится немагнитный зазор 0.15мм между «Ш» пластинами и «I» перемычками. После сборки трансформатора он примерно на час опускается в кастрюлю с расплавленным парафином, для того чтобы как следует пропитался.
Корпус
Чернышев назвал свой усилитель Pokemon– маленький карманный монстр. В моем случае, из-за почти полного неведения, что творю и что хочу, получился усилитель для полноформатного корпуса. Или карман должен быть больше… Цели, уплотнить все детали для компактности, у меня не было. Тем более, если что захочется изменить, то корпус не будет помехой.
Корпус собрался из стеклотекстолита. По-другому не получилось. Но получилась довольно устойчивая конструкция. Шасси – 6мм. Задняя стенка – 4мм. Верхняя крышка (2мм). Её цвет и фактура, на мой взгляд, приемлемы и не требуют окраски. Передняя панель из фольгированного стеклотекстолита (2мм), обшитого спереди алюминием (2мм). В дополнение для усиления и украшения применялись различные алюминиевые уголки. Шасси конечно будет значительно удобнее, если его сделать с окнами под платы, как делали в старину. Для этого можно смело использовать толстую фанеру, а не дорогой стеклотекстолит. Вентиляционная решетка – мыльница. Опорные ножки – подшипники (Primare отдыхает).
↑ С чего начать?
С чего начинается изготовление лампового усилителя? У кого как, а у меня первоосновой усилителя (в виде законченной конструкции) обычно бывает корпус. Тут тоже началось все с него. Я нарисовал от руки эскиз коробки с требуемыми мне размерами (430х280х80мм) и трех кожухов под трансформаторы размером 120х120х110мм и заказал изготовление у друга из местной фирмы металлоизделий. Корпус мне сделали на совесть. Загнули и сварили его из 2мм стали. Я потом не раз поминал друга «добрыми» словами, когда резал и сверлил отверстия для крепежа ламп, трансформаторов, разъемов и т.п. Вот так корпус выглядел на момент примерки на него ламповых панелей и трансформаторов.
Каков результат?
Что мы видим и слышим? Несмотря на отсутствие принципиального перфекционизма, и где-то, формальный подход, получилось очень красивое и стильное, как по мне, изделие, которое продемонстрировало достаточно мощный и красивый звук, даже на низко чувствительных (85db) АС. Возможно, это конечно и не Luxman-550A, но можно отметить, высокую детальность и прозрачность звука, теплоту и динамичность, а также «неприличное» отсутствие даже намека на шум или фон. Вообще по индивидуальным ощущениям, после прослушивания, это очень хороший результат.
↑ Трансформатор силовой
Силовой трансформатор сделан на основе сердечника Ш40х40. Расчет его производился в программе Power Trans Все необходимые данные для намотки можно видеть в окне программы.
Для силового трансформатора подойдет практически любой трансформатор с габаритной мощностью не менее 150 Вт. Можно использовать силовые трансформаторы от ламповых телевизоров типа ТСШ170 или ТС180. С них надо убрать все вторичные обмотки и намотать новые, чтобы получить требуемые напряжения.
↑ Использованные детали и монтаж
Несколько слов об использованных деталях. Резисторы ПТМН, С2-29 в цепи сигнала. Остальные ОСМЛТ, какие были под руками. Конденсаторы в источнике питания Nippon Chemi-Con на номинальное напряжение не ниже 450 Вольт. Это достаточно качественные конденсаторы, для которых не потребовалось шунтирование пленкой/бумагой, хотя никто не запрещает это сделать. Бумагу маслом не испортишь, как говорят бывалые ламповики.
Монтаж усилителя полностью навесной. Сначала на отдельном металлическом шасси собран блок питания. Это шасси после проверки закреплено внутри корпуса. Чтобы не сверлить лишних отверстий БП крепится на те же винты, которыми крепятся силовой и выходные трансформаторы.
Дроссели в БП на питание оконечного каскада взяты стандартные Др2-ЛМ от ламповых телевизоров. Дроссель для стабилизации экранных сеток тоже унифицированный Д36-20-0.05. Вместо железных дросселей можно использовать сглаживающие фильтры на полевых транзисторах — так называемые «электронные дроссели». Я взял то, что было в наличии в тумбочке.
После установки распайки БП монтируется собственно сам усилитель. На винты, которыми закреплены ламповые панели прикручиваются изолирующие стойки и к ним паяю толстый медный одножильный провод – земляная шина. В дальнейшем все остальные детали паяются непосредственно на лепестки ламповых панелей и к этой шине, где требуется. Вот так выглядит со стороны подвала собранный усилитель.
После завершения монтажа ставим усилитель с головы на ноги, подключаем акустику, источник сигнала и можно начинать слушать. Вот так выглядит готовый усилитель. Вид слегка «ТАНковый» любителям гламура может и не понравится. Вес, кстати, тоже соответствует – больше 20 кг. Можно использовать для утренней разминки, а чтобы было удобнее за него браться, на него установлены пара крепких железных рукояток.
Односторонний триодный усилитель
Обзор
Усилитель мощности Absolare SET (односторонний триод) способен воспроизводить музыку со скоростью, контрастом, телом и реалистичным представлением инструментов. Однотактные триоды традиционно известны своим волшебным средним диапазоном, однако надежные возможности Absolare SET делают его реалистичное исполнение уникальным среди однотактных усилителей мощности.
Absolare способна последовательно привнести эти качества — необходимую динамику, контроль баса и максимально возможное гармоническое разрешение — в топологию однотактного триода. Кроме того, Absolare также переопределяет восприятие мощности SET. Настоящих 52 Вт при правильном применении достаточно для управления широким спектром динамиков. Не только электрическая конструкция, но и качество компонентов, используемых для реализации этой конструкции, помогают гарантировать, что слушатель слышит реалистичное представление музыкального исполнения. Усилители мощности Absolare SET были представлены после Мюнхенской выставки High End 2012 и получили наибольшее количество наград Best of Show в истории High End Audio с момента ее появления.
«Общий характер этой электроники нежный, интимный и эмоциональный, что приводит к повышенной музыкальной выразительности.»
Robert Harley – The Absolute Sound – Выпуск 234
Усилитель Absolare SET представляет собой полностью ламповый моноблочный усилитель класса A с двумя шасси и нулевой обратной связью, «параллельный несимметричный триодный усилитель». Он имеет две триодные выходные лампы, работающие параллельно. Отдельные фильтры мощности для каждого каскада устраняют модуляционные искажения. В балансных моделях используются входные трансформаторы для максимальной помехозащищенности и симметрии сигнала.
Вырезанное лазером и сваренное методом точной сварки 3-миллиметровое алюминиевое шасси обтянуто кожаными панелями из волокна высокой плотности для сведения к минимуму механических резонансов.
Выходные трансформаторы источника питания и динамиков находятся в металлических банках, заполненных эпоксидной смолой, чтобы свести к минимуму вибрацию и магнитные помехи. Компоненты сигнала монтируются непосредственно на нижней стороне трубных патрубков с помощью пайки точка-в-точку. Крупные внутренние компоненты смонтированы на толстой алюминиевой пластине, которая привинчена к шасси. Верхний алюминиевый слой шасси, на котором установлены все компоненты, имеет общую толщину более половины дюйма (14 мм). Это намного предпочтительнее, чем использование очень толстой передней панели только для поддержки одного светодиодного индикатора питания при установке всех сигнальных компонентов на тонкие печатные платы. Алюминиевая опорная пластина толщиной 5 мм обеспечивает идеально устойчивую основу для ножек усилителя. Внешне он обтянут автомобильной кожей Hi-End с несколькими вариантами цвета и строчки.
Все сигнальные разъемы изготовлены из теллуровой меди с золотым покрытием. Соединительные штыри изготовлены из посеребренной меди с полиэтиленовыми втулками для уменьшения массы проводника. Все патрубки изготовлены из чистого тефлона с позолоченными медными контактами.
В сигнальном тракте используются конденсаторы связи из сплава серебра и золота в масле. Сигнальные конденсаторы и резисторы с очень малыми допусками сводят к минимуму разницу фазового сдвига между каналами. Все печатные платы блоков питания имеют медные дорожки тройной толщины. Для всех паяных соединений используется специальный припой из сплава серебра и золота. Выходные и силовые трансформаторы изготавливаются на заказ для Absolare после многих лет исследований и разработок в Европе.
Блок питания для напряжения B+ содержит трехкаскадный конденсаторно-индуктивный двойной фильтр, в котором используются конденсаторы высшего класса со сверхнизким ESR для получения максимальных уровней динамики и детализации выходного сигнала. Все трубчатые нагреватели регулируются постоянным током и фильтруются.
Схема таймера обеспечивает плавный запуск для защиты ламп и динамиков от несбалансированного напряжения питания. Выходные лампы 845 управляются лампой 6СН7. На задней панели можно выбрать работу с высоким/низким коэффициентом усиления. Мощные резисторы имеют увеличенный размер для обеспечения безопасности в случае выхода из строя трубки. Все внутренние кабели выполнены из сплавов семейства Echole.
Модели
Passion
В стандартной сигнальной и силовой части Absolare используются специально подобранные конденсаторы Mundorf Silver-Gold-Oil и TubeCap, а также проводка из сплава серебра/золота/палладия собственной разработки Echole.
Signature
Модель Signature значительно превосходит серию Passion. В сигнальном тракте выбранные CAST-конденсаторы Duelund включены вместе с кабелями Orius от Echole. Критические части силовой части и сигнального тракта используют другие специальные компоненты, такие как запатентованный секционный сигнальный тракт SilverGoldPalladium на силовой печатной плате и согласованные (менее %1) резисторы Amstrans, и это лишь некоторые из них.
Входные и драйверные лампы NOS тщательно подобраны, чтобы соответствовать новому уровню чистоты.
Звук описывается как лучший, чем когда-либо, с точки зрения естественности, связности, с очень убедительным чувством реализма и эмоциональной передачи.
Наконец, существует очень ограниченная серия Altius усилителя Absolare SET Amplifier, производительность которого намного выше, чем у модели Signature. Пожалуйста, свяжитесь с нами для получения дополнительной информации об усилителе Altius SET.
Технические характеристики
Конструкция:
Полностью ламповые, класс A, нулевая обратная связь, параллельная односторонняя архитектура
Лампы:
2 x 845, 2 x 6SN7 — каждый блок поставляется с определенными лампами NOS
Ширина полосы24
4 Гц — 20 кГц в пределах +/- 1,0 дБ
Вход:
1 x RCA (XLR необязательно, трансформаторная соединение)
Входной импеданс:
75 КОМ
Входной чувствительность:
1,2 Обет (Баланс. 1,25/5 Вольт)
Усиление:
21 дБ @ 4ω TAP, 24 дБ @ 8om TAP
Выходная мощность:
52 Вт
. x 29,7 см / 15″ x 25,5″ x 11,7″ (Ш x Г x В), без учета ножек
Вес:
42,2 кг / 93 фунта, нетто (каждый моноблок)
Ламповый усилитель Односторонний выход Трансформатор
Ламповый усилитель Однотактный выходной трансформатор перейти к содержаниюПодписавшись, вы будете получать обновления продуктов, сообщения в блогах и объявления.
Ваш адрес электронной почты
ПРИМЕЧАНИЕ. Из-за нехватки материалов мы переносим сроки поставки. Пожалуйста, следите за расчетным временем доставки в корзине..
Фильтры
- Канал/Кадр
- Конечные колокола
- 1,25 кОм
- 1,7 кОм
- 10 кОм
- 150 Ом
- 15 кОм
- 2,5 кОм
- 25 кОм
- 2 кОм
- 3,2 кОм
- 3,5 кОм
- 3,75 кОм
- 3 кОм
- 4,5 кОм
- 4 кОм
- 5,5 кОм
- 5 кОм
- 6,5 кОм
- 600 Ом
- 7,6 кОм
- 7 кОм
- 8 кОм
- 16 Ом
- 4 Ом
- 50 Ом
- 6 Ом
- 600 Ом
- 8 Ом
- 10 Вт
- 15 Вт
- 25 Вт
- 3,5 Вт
- 5 Вт
Показаны 1 — 24 из 43 товаров
Вид
Фильтры
- Канал/Кадр
- Конечные колокола
- 1,25 кОм
- 1,7 кОм
- 10 кОм
- 150 Ом
- 15 кОм
- 2,5 кОм
- 25 кОм
- 2 кОм
- 3,2 кОм
- 3,5 кОм
- 3,75 кОм
- 3 кОм
- 4,5 кОм
- 4 кОм
- 5,5 кОм
- 5 кОм
- 6,5 кОм
- 600 Ом
- 7,6 кОм
- 7 кОм
- 8 кОм
- 16 Ом
- 4 Ом
- 50 Ом
- 6 Ом
- 600 Ом
- 8 Ом
- 10 Вт
- 15 Вт
- 25 Вт
- 3,5 Вт
- 5 Вт
часы работы
Понедельник-четверг
с 7:00 до 15:30 (MST)
Продажи
575-887-6790
Sales@edcorusa. com
Техническая поддержка
Безопасные платежи
Мы предлагаем безопасные и надежные кредитные карты и электронные платежи для наших клиентов.
КОМПЛЕКТ Усилители и динамики
Однотактные триодные усилители
Статья Дарио Де Соуза Мело
Предварительный
Аудиоусилители A делятся на несколько типов, с основным Типы:
Ламповый несимметричный триод (SET)
Ламповый несимметричный OTL (без выходного трансформатора)
Ламповый двухтактный OTL (без выходного трансформатора)
Ламповый двухтактный
Транзисторный несимметричный
Транзисторный двухтактный
Транзисторные цифровые
Несимметричные гибриды
Двухтактные гибриды
Большинство из этих типов далее предлагаются в вариантах в зависимости от класса эксплуатации («Класс
A», «Класс AB», «Класс D» и т. д.), а также с различными выходными лампами или транзисторами.
занятые виды. С обратной связью или без,
количество ступеней и с межкаскадными трансформаторами или без них. В случае однотактных ламповых усилителей
одна выходная лампа или более могут быть подключены параллельно триоду с прямым нагревом
(ДГТ) или нет. Прибавьте к этому тот факт, что усилители будут производиться в версиях: только силовые, интегрированные с активным или пассивным усилителем.
предварительный усилитель, и у нас есть моно, стерео, три, четыре или более каналов для специальных приложений, таких как, например, домашний кинотеатр.
Сначала нельзя сказать, что какой-то тип лучше
еще один. Просто посмотрите на несколько статей, которые появляются в специализированных журналах и
интернет. Кроме того, личные обзоры, которые оправдывают каждый тип и его варианты аргументами, которые иногда достигают религиозного или фанатичного статуса.
Вы просто не можете сомневаться в этих людях, поскольку они могут честно сообщать о том, что они слышат, в той музыке, которая им нравится, и в их расположение с их акустические системы , кабели, предварительный усилитель и внешний интерфейс (проигрыватель компакт-дисков,
поворотный стол и др. ).
Как правило, самые известные дизайнеры аудиоусилителей в мире ламповых усилителей используются однотактные или двухтактные, с появлением OTL время от времени. Только недавно появились гибридные однотактные, однотактные OTL и однотактные транзисторы. вышли на поверхность. Это были новаторские усилия Нельсона Пасса (Pass Labs), которые создали первый коммерческий однотактный усилитель на транзисторах. Вероятно, именно Гилберт Йенг из Blue Circle создал первый коммерческий гибридный однотактный усилитель. усилитель. Кроме того, выходной бестрансформаторный дизайн (OTL) принадлежит жителю Нью-Йорка Юлиусу. Футтерманн с его однотактным усилителем OTL, а также в некоторой степени Дэвиду Бернингу. Первый ламповый однотактный триодный усилитель был построен американским изобретателем (это должны знать все) Ли де Форестом в 1912.
Не так много лет назад на наиболее влиятельных аудиорынках по всему миру люди говорили только о ламповых двухтактных усилителях, а несколько преданных аудиофилов об OTL
Футтерманн
славы ламповых однотактных триодных усилителей, используемых лишь очень небольшой частью
аудиофилов всего мира. Возможно, из-за того, что после Второй мировой войны экономика в
некоторые страны компенсировали восстановление или покупку по низкой цене каждого имеющегося в распоряжении усилителя SET.
в любом месте. Во-первых, потому что они любят высокоэффективные экспоненциальные рупорные громкоговорители и
во-вторых, из-за того, что американцы и британцы-аудиофилы просто переняли недавно появившуюся транзисторную шестерню
и отпустить по очень низким ценам свои наборы трубок другим.
Немного истории
Примерно в 1750 году британский изобретатель сэр Уильям Уотсон и другие построили первый грубый трубообразный устройство. Стеклянная оболочка, содержащая как катод (эмиттер), так и анод.
(коллектор), но с откачкой только части воздуха. Сложные вакуумные насосы стали доступны только после
1912. До этого считалось, что прохождение электричества по трубке вызвано ионизацией или газовым разрядом. Тем не менее, эти первые лампы способствовали открытию катодных лучей. (1858) и рентгеновские лучи (1895).
После 1880 года американец Томас Альва Эдисон, работая над своей лампочкой, заметил странную вхождение. Он отметил, что темное пятно появилось на внутренней стеклянной стенке его ламп, когда использовалась угольная нить, и правильно предположил, что электрические частицы дрейфуют через лампочку и приземляются на стеклянную стенку. Это заставило его вставить в колбу металлическую пластину, смещенную с положительным потенциалом относительно нити накала. Эффект положительной пластины заключался в том, чтобы отводить частицы от стеклянной стенки. Это называлось «Эдисон эффект» и не мог объяснить, почему это произошло. Он все равно нашел ему практическое применение: запатентовал прибор как амперметр для измерения тока поток!
Поскольку Эдисон не видел далеко идущих последствий этого устройства, другим — в частности, британскому ученому Джону Амброузу Флемингу — была предоставлена возможность разработать дополнительные приложения для «эффекта Эдисона». Эксперименты Флеминга привели его в 1904 году к разработке лампового диода, способного обнаруживать беспроводные радиосигналы.
Флеминг предположил, что, подключив антенну к положительной пластине, он сможет таким образом модулировать ток через трубку с помощью беспроводных сигналов. Это был первый практический пример радиоприемной трубки.
15 января -го 1907 года Ли де Форест пытался улучшить фламандский диод и запатентовал свой знаменитый Audion (первая когда-либо созданная звуковая лампа). Этот представляла собой трехэлектродную трубку, содержащую третий элемент, известный как сетка. В 1908 году Де Форест усовершенствовал сетку и переместил ее прямо на путь между катодом и анодом. Это нововведение считается одним из самых ценных в патентной литературе.
Как и итальянец Маркони, Форест планировал, что его новое устройство сыграет решающую роль в замене телеграфного кабеля беспроводной передачей данных. Идея мгновенного общения между континентами будоражила воображение Де Фореста как ничто другое. еще «Я рано решил, будь то черт или высокая вода, чтобы достичь завидного положения в почти нетронутой области, изобретя выдающиеся беспроводные приемо-передающие устройства», — сказал Де Форест. «Я предвидел, что беспроводная телефония в конечном итоге дополнит, если не вытеснит телеграф, что человеческий голос и, возможно, музыка заменят проверенные временем точки и тире азбуки Морзе». Это были поистине пророческие слова!
В 1912 году Де Форест завершил свой ранний эксперимент с трехэлементной лампой в качестве усилителя с Усиление 42 дБ, которое привлекло большой интерес технических специалистов AT&T к использованию в качестве телефонного ретранслятора. В 1913 Де Форест выпустил стильный четырехламповый усилитель, который, как и его более ранний, был лишь научным курьезом из-за того, что трубки не были полностью исправен.
Дополнительные разработки ламп происходили быстрыми темпами по мере того, как все больше и больше воздуха, а вместе с ним и примесей, ограничивающих производительность, долговечность или и то, и другое, удалялось из последовательных конструкций трубок. Большой коммерческий
интересы, признающие огромный потенциал трубки, и вскоре расширили свои значительные возможности. Гарольд Арнольд из Western Electric (к тому времени являвшейся дочерней компанией AT&T) и Ирвинг Ленгмюр из General Electric возглавили команды, которые вскоре сделали лампы жизнеспособными коммерческими продуктами. По
1915 Western Electric разработала лампу с очень долгим сроком службы 4000 часов!
В частности, тип L, позже известный как 101B. Это было незадолго до того, как всерьез началась гонка за беспроводным приемом в домашних условиях.
Разработанные в это время усилители стали использоваться в качестве телефонных межконтинентальных линий.
повторители. Их первое коммерческое приложение! Первая книга, посвященная теориям ламп, появилась в 1920 году и была опубликована старшим физиком-исследователем Western Electric Х. Дж. Ван дер.
Бейл. Любопытно, что первая схема лампового двухтактного усилителя была разработана в том же году, что и однотактный триодный усилитель De Forest, 1912, и был работой исследователя Western Electric Э. Х. Колпитца.
главный. Концепция уменьшения искажений с помощью обратной связи была предложена в 1922 году Х. С. Блэком.
также В.Е. работник. В 1925 году Эдвард Келлог, один из изобретателей громкоговорителя с подвижной катушкой, опубликовал схему двухтактного лампового усилителя для управления своим изобретением, а в 1928 году еженедельный британский журнал Wireless World опубликовал интересный анализ двухтактной работы.
К этому времени американская компания Thordarson предложила к продаже несколько комплектов более мощных однотактных и двухтактных ламповых усилителей взамен встроенных усилителей продаваемых в то время домашних радиоприставок. Для этих же целей в то время предлагалась однотактная модель A7 компании Western Electric на триодах прямого накала с межкаскадными трансформаторами, усилителем (!!!) и специальным рупором. В начале
19В 30-х годах в театрах и кинотеатрах стали использовать усилители, чтобы увеличить громкость голоса диктора, чтобы достичь
общественный. В больших домах использовались мощные десятиваттные двухтактные ламповые усилители!
Маленькие предпочитали более чистый звук однотактной трехваттной лампы.
усилители, такие как знаменитый WE 91A с выходом 300A и более поздние версии, теперь известный выход 300B
трубка.
По мере того, как театры и кинотеатры становились все больше, потребность в более мощных усилителях привела к поиску лучших двухтактных ламп. усилители и в 1934 У. Т. Кокинг опубликовал в Wireless World основополагающую статью «Высококачественное усиление» с новыми идеями и лучшей схемой лампового двухтактного усилителя. до этой даты, и это повлияло на D.T.N. Уильямсон опубликовать в 1947 году свою статью «Конструкция высококачественного усилителя», которая проложила путь к настоящим ламповым усилителям PP.
Новое открытие одностороннего
Триодные усилители
Японские аудиофилы (известные как аудиоманьяки) используют
Усилители SET уже давно. В шестидесятые годы Кей Икэда поделился хорошими новостями о компании Western Electric.
НАБОРЫ. В 1970 Нобу Шишидо опубликовал в журнале «Сделай сам» статью об однотактной схеме усилителя, использующей выходную лампу прямого нагрева 2А3, которую он назвал
Лофтин-Уайт. Позже, в 1972 году, Исаму Асано идет дальше, привлекая внимание к классическим усилителям на триодах, созданным до Второй мировой войны.
Жан Хирага из Франции опубликовал статью в журнале DIY L’Audiophile о другой однотактной выходной ламповой схеме 2A3 и несколько статей на эту тему, повлиявших на европейское аудиофильское сообщество отличными звуковыми результатами, о которых сообщил в том числе британец Питер Квортруп, который, в свою очередь, повлиял на американцев Денниса Хада, Дона Гербер, Рон
Уэлборн, Херб Райхерт, Нори Комуро, Ральф Карстен, Дж. К. Моррисон, Джим Рикеттс, Стив Бергер, Линн Олсон и
другие, чтобы начать проектировать и создавать свои собственные ламповые усилители.
Ностальгия Or Performance
В подавляющем большинстве отзывов об аудиошоу многие
журналисты считали ламповые конструкции лучшими звуковыми системами от
таких производителей, как Cary Audio, Art Audio, Wavelength Audio, Wawac и т.д. Это подтверждает мое подозрение, что SETs имеет
наибольший потенциал, в зависимости от громкоговорителя, с которым они работают, чтобы быть лучшими усилителями.
Исключением являются усилители SET мощностью более 60 Вт на канал, которые могут управлять громкоговорителями средней и высокой эффективности с
номинал импеданса 6 Ом, остальные должны быть подключены только к высоким
эффективность с акустическими системами с номинальным сопротивлением более 6 Ом. Лилипутские усилители SET
(от 0,5 до 3 Вт на канал) должны
использовать только громкоговорители мощностью 100 дБ/Вт/м с номинальным сопротивлением от 8 Ом и выше (обычно рупорная нагрузка
акустических систем), если мы хотим получить уровни звукового давления до 80 дБ в средних и средних помещениях (от 70 до 100 кв. футов).
Существует большое количество разнообразных усилителей SET, которые производятся и продаются в нескольких странах наряду со многими проектами, опубликованными в аудиожурналах DIY и в Интернете ( Glass Audio , Sound Practices , Mujjen to Jink , Construire HIFI , Audio Amateur , Musique et Technique , L’Audiophile и др.). Поскольку невозможно перечислить все усилители и схемы СЭТ, имеющиеся в мире, я не пытайтесь дать полный список, так как это может занять более 30 страниц. каталог сам по себе!
Почти каждый день я нахожу новые бренды, модели или проекты в журналах или
на
Интернет, которые подтверждают мою точку зрения, что в настоящее время они являются наиболее популярными из всех ламповых усилителей мудрыми меломанами, которые хотят получить максимально реалистичное воспроизведение звука.
Комплекты варьируются от очень недорогих за 359 долларов до полностью собранного Audio Note Gaku-On за 292 500 долларов. Гаку-Они самые дорогие
в мире сегодня. От более простых к более сложным проектам с
три шасси, моноблок до шести шасси в стерео (Эд Биллечи 212) и весит более 500 фунтов в целом
система! Я постараюсь показать в листинге ниже акустические системы, более подходящие для работы с SET.
усилители. Давать советы, чтобы позаботиться о многих факторах, которые может раздражать
свадьба. По примеру; очень низкий импеданс, очень большой диапазон импеданса, количество каналов
(четырех- или пятиполосные системы) и, следовательно, сопротивление, обеспечиваемое требуемым сложным кроссовером, недостатком конструкции корпуса в случае нагруженных рупоров, что дает большое количество искажений и т. д.
SET усилитель от 0,5 до 1,9 Вт и громкоговоритель от 104 до 108 дБ/Вт/м
от 2 до 5 Вт от 100 до 103
SET от 6 до 20 Вт от 96 до 99
от 20 до 40 Вт
от 92 до 97
от 45 до 60 Вт
от 90 до 97
от 65 до 100 Вт
от 89 до 97
< 100 Вт от 87 до 94
Для маломощных усилителей SET требуются высокоэффективные громкоговорители. Желающие получить
высокие уровни SPL последних нескольких октав глубокого баса в акустически мертвых помещениях или воспроизведение музыки с большим содержанием звуков, таких как симфонии, коралловая музыка, рок-концерты и т. д. на высоких
тома могут захотеть соответствующим образом дополнить свою систему. В этом случае
Кажется, лучше использовать какую-нибудь подходящую рупорную акустическую систему (Lowther, Tannoy, Altec, Fostex и т. д.) или более мощные усилители со средними и большими громкоговорителями. или для приобретения одного или двух сабвуферов с выделенными усилителями для получения требуемых низких басов и увеличения общей динамики в целом.
система. Поэтому двух- или трехполосный ламповый кроссовер (например, Marchand XM26),
несколько усилителей и регулировка громкости обоих громкоговорителей (основной системы и сабвуфера) на один уровень.
Для выбора подходящего усилителя SET в нашей стране (Бразилия) порекомендую модель с лампой 300В на выходе (комплект Sonic Frontiers Assemblage ST300B, Audio Note Kit One, Audiopax 300B или Aetherius AMAT300B и т. д.) и предложу перспективный покупатель, чтобы получить набор запасных трубок, таких как
два KR Enterprises 300BXLS, два Western Electric WE300B и два JJ Electronics (Tesla)
300B, что подразумевает возможность иметь свой усилитель звука для каждого типа ламп.
используется и позволяет владельцу регулировать звуковое небо по своему желанию.
С таким количеством вариантов подходящих акустических систем для использования с усилителями SET
какой бы ни была мощность, большинство из них исчерпывающе объяснено в Интернете или в специализированных журналах DIY.
Они могут быть построены настоящим аудиофилом с небольшими затратами. Оно стало
довольно легко выбрать подходящий для вашей конкретной комнаты, персонального варианта или мощности усилителя SET. Как и в Бразилии, дело не в ладах
покрытый. Только несколько аудиофилов, знающих эту тему, я думаю, что лучшие варианты — это те, что поставляются Audiopax Эдуардо де Лимы из Рио-де-Жанейро.
Жанейро из-за того, что он продает усилители SET в упаковке с парой адекватных динамиков
система (или вариант, включающий высокоэффективные полнодиапазонные блоки от британской
Лоутер).