Простой регулятор тембра: Пассивные регуляторы тембра

Схемы регуляторов тембра и эквалайзеров, самодельные темброблоки

Самодельный регулятор тембра с псевдообходом, схема и описание Самодельный регулятор тембра с псевдообходом, схема и описание

Схем различных регуляторов тембра (РТ) много, но все они имеют свои недостатки. В этой статье хочется предложить несколько иной вариант РТ,  призванный устранить некоторые недостатки существующих РТ и поднять качество регулировки тембра в целом…

1 437 0

Простые регуляторы громкости на транзисторах КТ315 Простые регуляторы громкости на транзисторах КТ315

В современных (даже дешевых) радиоприемниках и магнитофонах все чаще стали применять цифровыерегуляторы громкости. В любительских условиях ввиду определенной сложности не всегда возможно реализовать такие схемы. Применение же традиционных аналоговых схем имеет ряд недостатков — в стерео нужен …

4 2533 2

Схема предварительного усилителя низкой частоты с темброблоком (LM741) Схема предварительного усилителя низкой частоты с темброблоком (LM741)

Принципиальная схема самодельного предварительного усилителя низкой частоты (УНЧ) с темброблоком, построена на микросхеме LM741. На рисунке показана схема предварительного УНЧ с регуляторами тембра по НЧ (R2), тембра по ВЧ (R5), громкости (R6) и баланса (R12). УНЧ питается от однополярного …

2 3717 0

Схема графического эквалайзера на девять полос (КР140УД608) Схема графического эквалайзера на девять полос (КР140УД608)

Для коррекции частотной характеристики аудиосигналов применяют эквалайзеры.Наиболее удобны графические эквалайзеры. Регулировки уровней сигнала в частотных полосах в них осуществляются переменными резисторами с линейными характеристиками изменения сопротивления и с ручками регулировки, которые …

2 3398 0

Самодельный эквалайзер на десять полос (32Гц — 16кГц) Самодельный эквалайзер на десять полос (32Гц - 16кГц)

Принципиальная схема самодельного эквалайзера на 10 полос, построен на основе операционных усилителей. Эквалайзер предназначен для регулировки частотной характеристики УНЧ, в котором он применяется, в десяти полосах с центральными частотами: 32 Гц, 64 Гц, 125 Гц, 250 Гц, 500 Гц, 1 кГц, 2 кГц, 4 …

3 4307 0

Схема трехполосного темброблока на ОУ TL082 (питание +-5В) Схема трехполосного темброблока на ОУ TL082 (питание +-5В)

Рассмотрена принципиальная схема самодельного трехполосного регулятора тембра, который выполнен с применением ОУ TL082. Данный активный темброблок подойдет для применения в составе УМЗЧ или же как отдельный модуль в составе самодельной звуковоспроизводящей аппаратуры. Доступные на рынке …

2 4391 0

Схемы активных фильтров на ОУ для применения в аудиотехнике Схемы активных фильтров на ОУ для применения в аудиотехнике

В аудиотехнике широко применяются фильтры для разделения всего спектрапоступающего на вход усилителя аудиосигнала на несколько полос. Это нужно, если в системе предусмотрена многоканальная, многополосная схема обработки аудиосигнала, например, чтобы выделить общий низкочастотный монофонический …

1 4611 0

Взвешивающий фильтр — звуковой шумоподавитель Взвешивающий фильтр - звуковой шумоподавитель

Для снижения уровня шумов в отечественных бытовыхкассетных магнитофонах широко используют так называемые динамические фильтры. Принцип действия этих систем шумопонижения (СШП) состоит в автоматическом регулировании полосы пропускания звуковоспроизводящего тракта в зависимости от содержания в …

0 3494 0

Регулятор ширины стереобазы, рокот фильтр (К544УД1А) Регулятор ширины стереобазы, рокот фильтр (К544УД1А)

В статье Ю. Кузнецова, М. Морозова и А. Шитякова под таким названием («Радио», 1985. № 1, с. 27h;28) было приведено описание устройства, которое, несмотря на свою относительную простоту, могло выполнять сразу две функции: снижение уровня рокота; улучшение разделения …

1 4413 0

Электронный регулятор уровня сигнала (К122УД1Б, КТ312) Электронный регулятор уровня сигнала (К122УД1Б, КТ312)

В электронных регуляторах уровня сигнала функции регулирующих элементов чаще всего выполняют полевые транзисторы с р-п переходом, которые не позволяют построить регулятор с достаточно высокими техническими характеристиками. Так максимальное напряжение регулируемого сигнала между стоком и …

Пассивные регуляторы тембра

В этой статье вниманию читателей предлагается ряд различных по схемотехнике и функциональным возможностям регуляторов тембра, которые могут быть использованы радиолюбителями при разработке и модернизации звуковоспроизводящей аппаратуры.

Основной недостаток еще недавно популярных активных регуляторов тембра состоит в использовании глубокой частотно-зависимой ООС и больших дополнительных искажениях, вносимых ими в регулируемый сигнал. Вот почему в высококачественной аппаратуре желательно применять пассивные регуляторы. Правда, и они не лишены недостатков. Самый крупный из них — значительное затухание сигнала, соответствующее диапазону регулирования. Но так как глубина регулирования тембра в современной звуковоспроизводящей аппаратуре невелика (не более 8…10 дБ), то в большинстве случаев вводить в тракт сигнала дополнительные каскады усиления не требуется.

Другой, не столь существенный недостаток таких регуляторов — необходимость применения переменных резисторов с экспоненциальной зависимостью сопротивления от угла поворота движка (группа «В»), обеспечивающих плавное регулирование. Однако простота конструкции и высокие качественные показатели все же склоняют конструкторов к применению именно пассивных регуляторов тембра.

Следует отметить, что эти регуляторы требуют низкого выходного сопротивления предшествующего им каскада и высокого входного сопротивления последующего.

Разработанный английским инженером Баксандалом еще в 1952 г. регулятор тембра [1] стал, пожалуй, самым распространенным частотным корректором в электроакустике. Классический его вариант состоит из образующих мост двух звеньев фильтра первого порядка — низкочастотного R1C1R3C2R2 и высокочастотного C3R5C4R6R7 (рис. 1,а). Аппроксимированные логарифмические ампли-тудно-частотные характеристики (ЛАЧХ) такого регулятора показаны на рис. 1 ,б. Там же приведены расчетные зависимости для определения постоянных времени точек перегиба ЛАЧХ.


Puc.1

Теоретически максимально достижимая крутизна АЧХ для звеньев первого порядка составляет 6 дБ на октаву, но при практически реализуемых характеристиках из-за незначительного различия частот перегиба (не более декады) и влияния предшествующих и последующих каскадов она не превышает 4…5 дБ на октаву. При регулировании тембра фильтр Баксандала меняет только наклон АЧХ без изменения частот перегиба. Вносимое регулятором на средних частотах затухание определяется соотношением n=R1/R3. Диапазон регулирования АЧХ при этом зависит не только от величины затухания п, но и от выбора частот перегиба частотной характеристики, поэтому для его увеличения частоты перегиба устанавливают в области средних частот, что, в свою очередь, чревато взаимным влиянием регулировок.

В традиционном варианте рассматриваемого регулятора R1/R3=C2/C1= =C4/C3=R5/R6=n, R2=R7=n-R1. При этом достигается приблизительное совпадение частот перегиба АЧХ в области ее подъема и спада (в общем случае они различны), что обеспечивает относительно симметричное регулирование АЧХ (спад даже в этом случае неизбежно получается более крутым и протяженным). При обычно используемом п=10 (для этого случая указаны минимальные значения номиналов элементов на рис. 1,а-3,а) и выборе частот раздела вблизи 1 кГц регулирование тембра на частотах 100 Гц и 10 кГц относительно частоты 1 кГц составляет ±14…18дБ. Как отмечалось выше, для достижения плавного регулирования переменные резисторы R2, R7 должны иметь экспоненциальную характеристику регулирования (группа «В») и, кроме того, для получения линейной АЧХ в среднем положении движков регуляторов соотношение сопротивлений верхнего и нижнего (по схеме) участков переменных резисторов также должно быть равно п. При «хайэндовском» п=2…3, что соответствует диапазону регулирования ±4…8 дБ, вполне допустимо использовать переменные резисторы с линейной зависимостью сопротивления от угла поворота движка (группа «А»), но при этом несколько огрубляется регулировка в области спада АЧХ и растягивается в области подъема, а плоская АЧХ получается отнюдь не в среднем положении движков регуляторов. С другой стороны, сопротивление секций сдвоенных переменных резисторов с линейной зависимостью лучше согласовано, что уменьшает рассогласование АЧХ каналов стереофонического усилителя, так что неравномерное регулирование в этом случае можно считать допустимым.

Наличие резистора R4 не принципиально, его назначение — снизить взаимное влияние звеньев и сблизить частоты перегиба АЧХ в области высших звуковых частот. Как правило, R4= =(0,3…1,2)’R1. Как показано ниже, от него в ряде случаев можно вообще отказаться. Для снижения влияния на регулятор предшествующих и последующих каскадов их выходное Rвых и входное Rвх сопротивления должны быть соответственно Rвых<<R3, Rвх>>R2.

Приведенный «базовый»вариант регулятора применяется обычно в радиоаппаратуре высокого класса. В бытовой аппаратуре используют несколько упрощенный вариант (рис. 2,а). Аппроксимированные логарифмические амплитудно-частотные характеристики (ЛАЧХ) такого регулятора приведены на рис. 2,6. Упрощение его высокочастотного звена привело к некоторой расплывчатости регулирования в области высших частот и к более заметному влиянию предшествующего и последующего каскадов на АЧХ в этой области.


Puc.2

Подобный корректор при п=2 (с переменными резисторами группы «А») был особенно популярен в простых любительских усилителях [2] конца 60-х — начала 70-х годов (главным образом, из-за малого затухания), но вскоре величина п возросла до привычных сегодня значении. Все сказанное выше относительно диапазона регулирования, согласования и выбора регуляторов справедливо и для упрощенного варианта корректора.

Если отказаться от требования симметричного регулирования АЧХ на участках их подъема и спада (кстати, необходимость спада практически не возникает), то можно еще более упростить схему (рис. 3,а). Приведенные на рис. З.б ЛАЧХ регулятора соответствуют крайним положениям движков резисторов R2, R4. Достоинство такого регулятора — простота, но поскольку все его характеристики взаимосвязаны, для удобства регулирования целесообразно выбирать п=3…10. С ростом п крутизна подъема растет, а спада — снижается. Все сказанное выше о традиционных вариантах корректора Баксандала в полной мере относится и к этому, предельно упрощенному варианту.


Puc.3

Однако схема регулятора тембра Баксандала и ее варианты — отнюдь не единственная возможная реализация пассивного двухполосного регулятора тембра. Вторая группа регуляторов выполнена не на базе мостов, а на базе частотно-зависимого делителя напряжения. В качестве примера изящного схемотехнического решения регулятора можно привести темброблок, в свое время использовавшийся в различных вариациях в ламповых усилителях электрогитар. «Изюминкой» данного регулятора является изменение частот перегиба АЧХ в процессе регулирования тембра, что приводит к интересным эффектам в звучании «классической» электрогитары. Базовая его схема изображена на рис. 4,а, а аппроксимированные ЛАЧХ — на рис. 4,6. Там же приведены расчетные зависимости для определения постоянных времени точек перегиба.


Puc.4

Нетрудно заметить, что регулировка в области низших звуковых частот изменяет частоты перегиба, не меняя наклон АЧХ. Когда движок переменного резистора R4 находится в нижнем (по схеме) положении, АЧХ на низших частотах линейна. При перемещении же движка вверх на ней появляется подъем, причем точка перегиба в процессе регулирования сдвигается в область более низких частот. При дальнейшем перемещении движка верхняя (по схеме) секция резистора R4 начинает шунтировать резистор R2, что вызывает сдвиг высокочастотной точки перегиба в область более высоких частот. Таким образом, при регулировании подъем низких частот дополняется спадом средних. Регулятор высших звуковых частот представляет собой простейший фильтр первого порядка и особенностей не имеет.

На базе этой схемы можно построить несколько вариантов темброблоков, позволяющих регулировать АЧХ в области низших и высших частот. Причем в области низших частот возможен и подъем, и спад АЧХ, а на высших — только подъем.

Вариант темброблока с регулированием частоты перегиба АЧХ в низкочастотной области показан на рис. 5,а, его ЛАЧХ — на рис. 5,6. Резистор R2 регулирует частоту перегиба АЧХ, a R5 — ее наклон. Совместное действие регуляторов позволяет получить значительные пределы и большую гибкость регулирования.


Puc.5

Схема упрощенного варианта темброблока приведена на рис. 6,а, его ЛАЧХ — на рис. 6,6. Он представляет собой, в сущности, гибрид низкочастотного звена темброблока, показанного на рис. 3,а, и высокочастотного звена темброблока, показанного на рис.4,а.


Puc.6

Объединив функции регулирования АЧХ в низкочастотной и высокочастотной областях, можно получить простой комбинированный регулятор тембра с одним органом управления, весьма удобный для применения в радиоприемной и автомобильной аппаратуре. Его принципиальная схема показана на рис. 7,а и ЛАЧХ — на рис. 7,6. В нижнем (по схеме) положении движка переменного резистора R1 АЧХ близка к линейной во всем диапазоне частот. При перемещении .его вверх появляется подъем на низших частотах, причем низкочастотная точка перегиба в процессе регулирования сдвигается в область более низших частот. При дальнейшем перемещении движка верхняя (по схеме) секция резистора R1 включает в работу конденсатор С1, что приводит к подъему высших частот.


Puc.7

При замене переменного резистора R1 переключателем (рис. 8,а и 8,6) рассмотренный регулятор превращается в простейший тон-регистр (положение 1 — classic; 2 — jazz; 3 — rock), популярный в 50-х — 60-х годах и вновь используемый в эквалайзерах магнитол и музыкальных центров в 90-х.


Puc.8

Несмотря на то что о регулировании тембра, казалось бы, все давно уже сказано, многообразие пассивных корректирующих цепей не исчерпывается предложенными вариантами. Немало забытых схемотехнических решений переживают сейчас второе рождение на новом качественном уровне. Весьма перспективен, например, регулятор громкости с раздельной регулировкой тонкомпенсации по низким и высоким частотам [З].

Стерео регулятор тембра на ОУ

Как говорится в одной из пословиц: «На вкус и цвет друзей нет». Некоторых людей не устраивает сведенная звукорежиссёром дорожка, другим нравится «навалить больше низов» или не позволяет помещение должным образом услышать нужное звучание. В таких случаях помогает скорректировать амплитудно-частотную характеристику (АЧХ) регулятор тембра, ослабляя или усиливая амплитуду в необходимой области звуковой частоты.

Схема проста и взята с набора для самостоятельной сборки. Включается она перед усилителем мощности звуковой частоты. Если используется предусилитель, то подключать регулятор тембра нужно между предусилителем и усилителем мощности звуковой частоты.

Регулятор тембра корректирует АЧХ значительно, особенно это заметно в области низких частот (НЧ).

Ниже представлена схема активного регулятора тембра на операционных усилителях.

Основные технические характеристики регулятора тембра

Напряжение питания (DC) …. 6÷20В

Ток потребления ….. 15мА

Напряжение входного сигнала ….. 200мВ

Напряжение выходного сигнала ….. 500мВ

Регулировка полос:

НЧ ….. 10÷300Гц

СЧ ….. 300Гц-3кГц

ВЧ ….. 3÷20кГц

Напряжение питания регулятора тембра однополярное. С помощью операционного усилителя (ОУ) U2.1 организована виртуальная земля. Он включен по схеме повторителя напряжения. На неинвертирующий вход с помощью делителя напряжения R3R4 подается половина напряжения питания, а инвертирующий вход соединен с выходом ОУ. Таким образом, на выходе U2.1 присутствует половина напряжения питания, которая является в схеме регулятора тембра виртуальной землей, организуя однополярное напряжение в двухполярное.

Активные фильтры левого и правого каналов имеют одинаковые схемы и принцип работы. Переменный резистор RV1 регулирует высокие частоты (ВЧ), RV2 – низкие частоты (НЧ), а RV3 – средние частоты (СЧ).

Конденсатор C2 участвует в фильтре высокой частоты, обрезая НЧ составляющую. При перемещении ползунка потенциометра в низ (ближе к R1) сопротивление резисторов отрицательной обратной связи (R7, RV1.1) увеличивается, тем самым увеличивая коэффициент усиления в области высоких частот. При перемещении ползунка в верхнюю часть схемы происходит обратный процесс (ослабление в области ВЧ).

Переместив ползунок RV2.1 влево, шунтируется (замыкается) конденсатор C1, и низкочастотный сигнал беспрепятственно проходит через резисторы R2 и R5 на инвертирующий вход. В то же время, емкость C3 шунтируется сопротивлением 50кОм, таким образом, сопротивление отрицательной обратной связи является максимальным на низкой частоте, а соответственно и коэффициент усиления на НЧ является максимальным. При увеличении частоты сигнала реактивное сопротивление C3 уменьшается и коэффициент усиления ослабляется.

Потенциометр RV3.1 включен как делитель напряжения. Разделенный сигнал со среднего вывода RV3.1 поступает на полосовой фильтр, границы частот которого главным образом зависят от емкостей C13 и C15.

Компоненты схемы регулятора тембра

Все резисторы могут быть мощностью 0.25Вт.

Электролитические конденсаторы должны быть рассчитаны на напряжение больше напряжения питания на 20-30%. При напряжении питания до +12В электролиты могут быть на напряжение 16В, иначе необходимо подбирать конденсаторы на 25В или более.

Неполярные конденсаторы желательно применить пленочного типа, за исключением C4, C7, C8 и C12 – керамические.

Операционный усилитель TL072 можно заменить на NE5532.

На печатной плате присутствует ряд перемычек, поэтому при монтаже нужно быть внимательным и установить их все.

После выполненного монтажа необходимо обязательно смыть остатки флюса (канифоли) с печатной платы, иначе возможны серьезные искажения звукового сигнала.

Печатная плата регулятора тембра СКАЧАТЬ


Похожие статьи

Двухполосный темброблок своими руками

Двухполосный темброблок
Во многих современных аудиосистемах, будь то музыкальный центр, домашний кинотеатр или даже портативная колонка для телефона имеется эквалайзер, или, иначе говоря, темброблок. С его помощью можно регулировать АЧХ сигнала, т.е. менять количество высоких или низких частот в сигнале. Темброблоки существуют активные, построенные, в чаще всего, на микросхемах. Они требуют наличия питания, зато не ослабляют уровень сигнала. Другая разновидность темброблоков – пассивные, они слегка ослабляют общий уровень сигнала, зато не требуют питания и не вносят никаких дополнительных искажений в сигнал. Именно поэтому в высококачественной звуковой аппаратуре используются, чаще всего, именно пассивные темброблоки. В этой статье рассмотрим, как сделать простой 2-х полосный темброблок. Его можно совместить с самодельным усилителем, либо же использовать как отдельное устройство.

Схема темброблока


Двухполосный темброблок
Схема содержит только пассивные элементы (конденсаторы, резисторы). Два переменных резистора служат для регулировки уровня высоких и низких частот. Конденсаторы желательно применить плёночные, однако, если таких под рукой нет, подойдут и керамические. На каждый канал нужно собрать по одной такой схеме, а для того, чтобы регулировка была одинаковой в обоих каналах – использовать сдвоенные переменные резисторы. Печатная плата, выложенная в этой статье, уже содержит эту схему в двойном экземпляре, т.е. имеет вход и под левый, и под правый канал.
Двухполосный темброблок
Скачать плату:

Изготовление темброблока


В схеме не содержится активных компонентов, поэтому её легко можно спаять навесным монтажом прямо на выводах переменных резисторов. Если есть желание – можно спаять схему на печатной плате, как я и сделал. Несколько фотографий процесса:
Двухполосный темброблок
Двухполосный темброблок
Двухполосный темброблок
После сборки можно проверять работу схемы. На вход подаётся сигнал, например, с плеера, компьютера или телефона, выход схемы подключается ко входу усилителя. Вращая переменные резисторы можно регулировать уровень низких и высоких частот в сигнале. Не удивляйтесь, если в крайних положениях звук будет «не очень» — сигнал с полностью ослабленными низкими частотами, или, наоборот, завышенными, вряд ли будет приятен на слух. С помощью темброблока можно скомпенсировать неравномерность АЧХ усилителя или колонок, подобрать звучание под свой вкус.
Двухполосный темброблок

Изготовление корпуса


Готовую схему темброблока обязательно нужно поместить в экранированный корпус, иначе не избежать фона. В качестве корпуса можно использовать обычную консервную банку. Переменные резисторы вывести наружу и надеть на них ручки. По краям банки обязательно установить разъёмы jack 3.5 для входа и выхода звука.
Двухполосный темброблок
Саму банку следует соединить с минусом схемы для создания защитного экрана, тогда сигнальный провод не будет ловить внешние наводки. Корпус может быть и пластиковым, но в этом случае изнутри его обязательно нужно обклеить алюминиевым скотчем, который так же соединить с минусом схемы.
Двухполосный темброблок
Двухполосный темброблок

Темброблок для усилителя своими руками

Сложно себе представить современный усилитель звука низкой частоты без темброблока, да и не у каждого современного МП3 проигрывателя являющегося источником звука есть качественный эквалайзер полностью удовлетворяющий острый слух настоящих меломанов. Поэтому предлагаю вам собрать простой и довольно качественный темброблок всего на одной микросхеме LM1036N своими руками. Данная микросхема устанавливается в дорогой аудио аппаратуре и отлично работает в качестве предусилителя звука практически с любым усилителем низкой частоты.

На этом рисунке изображена схема двухканального темброблока имеющего регуляторы: громкость, баланс, тембр НЧ, тембр ВЧ и расширитель стереобазы.

Схема темброблока для усилителя звука НЧ на микросхеме LM1036NСхема темброблока для усилителя звука НЧ на микросхеме LM1036N

Скачать схему темброблока для усилителя звука на микросхеме LM1036N Скачать

В данной схеме микросхема LM1036N выполняет роль предварительного усилителя звука низкой частоты с регулировкой громкости, баланса, тембра низкой частоты и тембра высокой частоты. Полезной опцией микросхемы является встроенный расширитель стереобазы, который позволяет усилить стерео эффект за счет перекрестного сложения отфильтрованных сигналов левого и правого канала. Как это работает, рассказывать не буду, лучше один раз послушать ушами, чем сто раз прочитать о этом глазами. Стабилизатор напряжения L7812CV позволяет питать схему напряжением от 12 до 30 вольт. Собирать схему желательно на печатной плате, так будет красиво и надежно. Микросхему обязательно надо аккуратно пропаивать стараясь не перегревать ножки иначе может выйти из строя. Ни в коем случае не ставьте микросхему в DIP панельку, от этого качество звука заметно ухудшится и появятся ужасные фоновые звуки. При покупке микросхемы обратите внимание на качество маркировки, буквы должны быть четкие и хорошо читаемые, очень много подделок. Я покупал в Китае на Али Экспресс, прислали на 100% новые и оригинальные. Собранная схема работает сразу и в настройке не нуждается.

На этом рисунке изображена печатная плата темброблока на микросхеме LM1036N.

Печатная плата темброблока для усилителя НЧ своими рукамиПечатная плата темброблока для усилителя НЧ своими руками

Скачать печатную плату темброблока для усилителя звука на микросхеме LM1036N Скачать

Для проверки схемы я подключил к темброблоку заранее собранный усилитель низкой частоты на микросхеме TDA7850 о котором я уже писал в одной из своих статей. Качество звука просто превосходное, словами не передать это надо только слышать. Надеюсь настоящим меломанам моя самоделка очень понравиться. Рекомендую!

Темброблок для усилителя низкой частоты своими руками

Радиодетали для сборки

  • Микросхема LM1036N
  • Переменные резисторы Р1, Р2, Р3, Р4 50К
  • Резисторы R1, R2, R3, R4 47К 0.25W
  • Переменные резисторы Р1, Р2, Р3, Р4 50К
  • Конденсаторы С1, С2 0.47, С3 47mF 25V, C4, C6, C9 0.022mF, C5, C8, C15, C16 10mF 50V, C7, C13, C14, C17, C18 0.22mF, C10 100mF 25V, C11 0.1mF, C12 1000mF 25V
  • Стабилизатор напряжения L7812CV
  • Радиатор KG-487-17 (HS 077-30)
  • Тумблер Китайский миниатюрный типа ON-ON

Друзья, желаю вам удачи и хорошего настроения! До встречи в новых статьях!

Читайте также: Усилитель звука своими руками

Рекомендую посмотреть видеоролик о том, как сделать темброблок для усилителя своими руками

Регулятор громкости, баланса и тембров на TDA1524A.

РадиоКот >Схемы >Аудио >Разное >

Регулятор громкости, баланса и тембров на TDA1524A.

Сегодня схемотехника темброблоков делится на две условные группы: аналоговые и цифровые. И довольно много проектов в каждой группе. В этой статье мы с вами рассмотрим нечто среднее — темброблок, в котором регулировка громкости, баланса и тембра осуществляется электронным способом, но не содержит микроконтроллера.
Темброблок собран на микросхеме TDA1524A, который представляет собой двухканальный (стереофонический) регулятор громкости, баланса и тембра низких и высоких частот. Также есть режим loudnes (частотная компенсация). Аналогом TDA1524A является микросхема А1524А от фирмы RFT.
Данный регулятор, на мой взгляд, является простым решением, которое может реализовать на практике начинающий радиолюбитель. Однако, когда меня попросили его собрать, мне не удалось найти готовых рисунков печатной платы, что и явилось причиной написания этой статьи.
Схема не представляет ничего необычного, типовое включение согласно документации.

Регулятор выполнен на односторонней печатной плате.

Ниже фотография собранного регулятора.

В конструкции использованы спаренные переменные резисторы номиналом 100 кОм, секции которых включены параллельно (тип резисторов 16T1 по каталогу Платана). Это обеспечивает более высокую механическую прочность установки резисторов и, в большинстве случаев, позволяет отказаться от дополнительного крепления платы. Плата может держаться в корпусе усилителя (или на передней стенке системного блока) только за счет крепления переменных резисторов.

Файлы:
Печатная плата в формате SL 4.0.

Вопросы, как всегда в Форум.


Как вам эта статья?

Заработало ли это устройство у вас?

ПАССИВНЫЙ ТЕМБРОБЛОК






   Сегодня хочу поделиться с вами методикой расчета пассивных темброблоков в программе Tone Stack Calc. Эта программа представляет на выбор несколько вариаций темброблоков: пользователь может менять те или иные элементы и наглядно видеть изменения АЧХ. Таким образом можно сделать регулировку тембров «под себя». Выберем вариант «James», как наиболее распространенный в бытовой радиоаппаратуре:

ПАССИВНЫЙ ТЕМБРОБЛОК - программа

   Перемещая ползунки R2 и R6, смотрим изменения происходящие слева. В программе уже есть готовый вариант тембра, однако вам может он не понравиться (мне, например, нет) — видим что мидбас (80-400Гц) поднимается тоже, а это возможная причина гула, резонанса в помещениях, поэтому для комфортного прослушивания музыки эти частоты не должны сильно усиливаться. Другая причина, почему темброблок может вам не понравиться — отсутствие переменных резисторов нужного номинала. Мне нравится тембр от усилителя Трембита-002-стерео (выпуск 1977 г.) и, предположим, хотел бы его улучшить и модернизировать. Нажмем Snapshot, чтобы визуально видеть изменения: 

ПАССИВНЫЙ ТЕМБРОБЛОК - моделирование ачх

   Такой вариант тембра мне больше по душе, но ослабляет сигнал он гораздо сильнее — не беда — зато подъем мидбаса не столь сильный при полном выкручивании резистора R2. При дальнейшем подборе элементов получается такой вариант — приятный с моей точки зрения для прослушивания:

ПАССИВНЫЙ ТЕМБРОБЛОК - график тембра

   Частота 1кГц остается практически не тронутой, но от 2кГц и частоты выше поднимаются вместе с несущей 18кГц — увеличилась добротность. Кому то это нравится, но в эквалайзерах, где полос много — стараются делать добротность меньше, чтобы например при поднятии 1кГц, соседние 500Гц и 2кГц испытывали небольшой подъем — иначе толку от такого эквалайзера не будет. В такой схеме для снижения добротности используют дополнительно два резистора и схема приобретает следующий вид:

Принципиальная схема пассивного темброблока

Принципиальная схема пассивного темброблока

   Но и это еще не все. После сборки такого темброблока вы ощущаете сильное снижение громкости — да это так, пассивные регуляторы сильно снижают усиление. Обычно добавляют еще один усилительный каскад, к примеру на ОУ — что проще, да и параметры становятся сильно зависимыми от операционного усилителя, вы можете в любой момент заменить на другой и быть может будете приятно удивлены. Обычно тембр включают в цепь обратной связи усилительного каскада, как например в предусилителе Шмелева. Я сделал следующим образом:

тембр включают в цепь обратной связи усилительного каскада

   Конденсаторы любые К73-9, К73-17, МБМ, БМ-2, но не керамические (последние использовать в цепях коррекции ОУ и С6 в обратной связи). В своем варианте, к сожалению, не нашел пленочного конденсатора на 2200p, но на звучании это к счастью не слишком сказалось, успехов! Автор: sheriff.

   Форум по регуляторам аудио

   Обсудить статью ПАССИВНЫЙ ТЕМБРОБЛОК





Простая схема управления звуковым тоном

Говоря простым языком, схема управления тональным сигналом — это схема, с помощью которой мы можем управлять выходом аудиоустройства. Для управления средствами вывода мы можем управлять громкостью, высокими частотами и басами аудио выхода. Таким образом, для достижения этой цели мы должны контролировать выходную частоту. Если мы можем контролировать выходную частоту, то наша цель достигнута!

Чтобы контролировать выходную частоту, мы должны использовать некоторые виды фильтров, которые разрешают только сигналы определенного диапазона частот и блокируют другие сигналы.Для этого у нас есть два типа фильтров,

  1. Фильтр верхних частот
  2. Фильтр низких частот

Фильтр верхних частот :

Фильтр верхних частот ( HPF ) — это электронный фильтр, который позволяет передавать сигналы с частотой выше частоты среза и блокирует все другие сигналы более низкой частоты, которые ниже частоты среза. Это также фильтр низких частот или фильтр низких частот. Используется для удаления шума из звука и используется в схемах аудиоусилителя.

High Pass Filter

Фильтр нижних частот:

Фильтр нижних частот ( LPF ) — это фильтр, который позволяет передавать сигналы с частотой ниже частоты среза и блокирует все другие высокочастотные сигналы, которые выше частоты среза. Точная частотная характеристика фильтра зависит от конструкции фильтра.Это также высокочастотный фильтр или высокочастотный фильтр в аудиоприложениях. Фильтр нижних частот прямо противоположен фильтру верхних частот.

RC-low-pass-filter

Теперь, , что такое аудиосигнал ? Итак, аудиосигнал — это не что иное, как сочетание низких частот и высоких частот. Низкие частоты называются тонами нижнего частотного диапазона или низкими нотами . А Treble относится к тонам диапазона высоких частот или к более высоким нотам. Итак, в этой статье мы объясним , как управлять басами, высокими частотами и громкостью , используя схему управления звуковым тоном.

Для этой схемы требуется минимальное количество компонентов, она очень экономична, и большинство необходимых компонентов можно найти в вашем мусорном ящике.

Необходимые компоненты:

Наименование компонента

Номер компонента

TL072 OP-AMP

1

Участок 100к (переменный резистор)

3

Резисторы:

2.2 МОм (R1)

1

10 кОм (R2, R3)

2

100 кОм (R4, R5)

2

1 кОм (R6, R7)

2

Конденсаторы:

100 пФ (C1)

1

1 мкФ (С2)

1

2.2 мкФ (С3)

1

22 нФ (С4, С5)

2

220 нФ (С6)

1

2,2 нФ (С7)

1

Двойная цепь питания для операционного усилителя в тональном контроллере:

Для OP-AMP в цепи контроллера тональных сигналов звука нам потребуются два источника питания, + 15В и -15В.Мы можем получить оба источника питания от двойной цепи питания. Схема подключения этой цепи показана ниже. Мы используем IC7815 и IC7915, чтобы получить +15 Вольт и -15 Вольт. Это +15 Вольт и -15 Вольт подается на TL072C.

15v dual power supply for audio tone control circuit

Мы использовали трансформатор 12-0-12 для генерации 15 В от сети переменного тока 230 В. Трансформатор понизит напряжение от 230 Вольт до 12 Вольт. Здесь мы подключаем выпрямительный мост с помощью диода IN4007. Это исправит 12-вольтовое питание.Мы соединяем 2 конденсатора 2200 мкФ, 25 В для целей фильтрации. Затем он передается на IC7815 и IC7915. IC 7815 дает нам +15 Вольт, а IC7915 дает нам -15 Вольт. Вот как работает двойной источник.

positive 15v dual power supply for audio tone control circuit negative 15v dual power supply for audio tone control circuit

принципиальная схема и объяснение:

simple audio tone control circuit diagram

Здесь мы видим, что аудиовход подается на схему, и после того, как мы используем фильтр нижних частот и фильтр верхних частот, объяснение фильтра верхних частот и фильтра нижних частот дается ниже.Здесь из двойного источника питания мы получаем источник питания + 15 В и — 15 Вольт, который далее подается на операционный усилитель TL072. Здесь +15 Вольт подается на 8-ю клемму, а -15 Вольт подается на 4-ю клемму операционного усилителя TL072. Аудиовход подается на 3-й терминал TL072, и мы получаем выход с терминала 1 TL072. Затем этот вывод подается на переменные резисторы (горшок). И с помощью этих потов мы можем изменить громкость, высокие и низкие частоты. Вывод производится через обычный динамик. Здесь мы использовали громкоговоритель низкой мощности, поэтому звук на выходе низкий, посмотрите Video , приведенное в конце.

Здесь мы подключили три потенциометра для управления громкостью, басами и высокими частотами. При вращении ручки потенциометра соответствующий параметр (громкость, высокие и низкие частоты) будет изменяться соответствующим образом.

Работа аудио цепи управления тоном:

Схема управления тональностью звука в основном используется для управления шириной полосы сигнала и для удовлетворения музыки. Мы можем разделить это на две части: схема усилителя и схема тонального контроллера.

Схема усилителя :

Он состоит из неинвертирующего операционного усилителя TL072.Резистор R3 используется для обратной связи, а резистор R4 подключен к земле. Эти два резистора (R3 и R4) управляют усилением операционного усилителя. Усиление будет Av = 1+ (R3 / R4). Для уменьшения эффекта смещения на выходе операционного усилителя используется резистор R2.

Конденсатор С2 используется здесь в качестве развязывающего конденсатора, а также для отключения низких частот.

Цепь контроллера тона:

Переменный резистор RV1 используется для управления BASS, RV2 используется для управления высокими частотами, а RV3 используется для управления громкостью.Резистор R7 обеспечивает изоляцию между басами и высокими частотами.

Для работы схемы , подключите компоненты в соответствии с принципиальной схемой, подайте питание + 15 В и -15 В на операционный усилитель TL072 и подайте аудиовход с мобильного телефона, подключив к разъему аудиоразъем 3,5 мм. Теперь вы можете управлять басами, высокими частотами и громкостью, вращая три потенциометра в цепи.

Simple Audio Tone Control Circuit

Как приложение этой схемы тонального контроллера , она может быть использована для создания динамика по очень дешевой цене.Это легко реализовать, и если мы будем использовать динамик с более высокой мощностью, это также даст хороший результат.

,

Тонированное: LVC-Audio

Для более продвинутых функций, проверьте Toned-MAX

Easy Tone

Toned — специализированный плагин для формирования тона с аналоговым моделированием. Он предназначен в первую очередь для использования в процессе мастеринга или на двухканальных звуковых шинах. Toned использует два различных процесса выравнивания: трехполосную матрицу формирования тона и специально разработанный фильтр верхних частот (HP).

Простой, но гибкий EQ

В трехполосной матрице формирования тона используется банк фильтров перекрестного типа из фильтров первого порядка (-6 дБ на октаву).Этот тип выравнивания обеспечивает очень мягкую и широкую фильтрацию с минимальным изменением фазы. Очень широкие увеличения и сокращения могут быть достигнуты, все еще звуча естественными. Этот стиль выравнивания также имитирует некоторые взаимодействия между полосами частот, которые обычно встречаются в пассивных аналоговых эквалайзерах и аналоговых регуляторах тона. Матрица формирования тона может применяться к стереоканалам или, в частности, к среднему или боковому каналу. Кроме того, Toned может быть переключен на использование двухдиапазонной матрицы.

A Выделенный High Pass

Фильтр HP специально разработан для точной регулировки энергии низких / низких частот. Фильтр имеет выбор Q и спад. Шкала регуляторов HP специфична для низких частот и варьируется от 10 Гц до 50 Гц (с точностью до 0,01 Гц). Как и регуляторы тембра, фильтр HP можно применять к стереоканалам или, в частности, нацеливать на средний или боковой канал.

Аналоговый звук

В дополнение ко всем элементам управления тоном и фильтром HP Toned также включает механизм аналогового моделирования для имитации звука аппаратных устройств.Основанный на том же движке, что и в PreAMPed, Toned использует преимущества специально разработанной модели усилителя для обеспечения естественного аналогового звука. Тонированный звук состоит из многочисленных параметров, имитирующих уникальные частотные характеристики, насыщенность, собственный шум и другие нюансы высококачественного аналогового оборудования. Существует также контроль обратной связи для имитации эффекта использования отрицательной обратной связи в тракте аналогового усилителя.

Стандартные органы управления

В дополнение ко всем элементам управления тоном и фильтром HP Toned также включает механизм аналогового моделирования для имитации звука аппаратных устройств.Тонированный аналоговый звук состоит из множества параметров для моделирования уникальных частотных характеристик, насыщенности, собственных шумов и других нюансов высококачественного аналогового оборудования. Существует также контроль обратной связи для имитации эффекта использования отрицательной обратной связи в тракте аналогового усилителя.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *