35 ас 212 – Колонки S-90 35 Ас 212 / Stereo.ru

35 ас 212 – Колонки S-90 35 Ас 212 / Stereo.ru

Почему колонки Radiotehnika S-90 большинство считает дровами?! Стоит ли их покупать в 2019?

Не буду спорить о фонокорректорах. Я не виниловод и в них не разбираюсь.
Ну а звук наших фонокорректоров, схемы коих ходят по сети, к сожалению находит отклик лишь в сердцах (и головах) поклонников сделать из запорожца феррари.

Как же это не разбираетесь? Вы же сами выше написали, что это всё запорожцы? Неужели отказыватесь от своих слов?

что экономику в ВУЗах преподают из рук вон плохо.

Я задал вам конкретный вопрос, и не про то, как в вузах преподают экономику. Во всяком случае, про образование цен на аппаратуру класса «хай энд» там не было.

И разница между теми, кто делает реально хорошие продукты и теми, кто выдаёт поделки за хайэнд, состоит даже в том, что первые не сидят на форумах и не делятся своими секретами, ведь это их ноу-хау, они это разработали, это их интеллектуальная собственность

Мне сейчас надо приводить конкретные примеры, про хорошо зарекомендовавшие себя корректоры самодельщиков. А оно мне надо? Информации в сети полным полно, как и отзывов, этого вполне достаточно чтобы понять, что ваше сравнение на тему жигулей и феррари немного не к месту. Есть масса простых схем с хорошим звуком, собираются которые существенно быстрее, чем последующие за этим процессы по борьбе с фоном. Улучшение звучания акустических систем Radiotehnika S90: подробный гид

Как модернизировать легендарные колонки Radiotehnika S90. Какие недостатки имеют оригинальные динамики. Как правильно подобрать новые динамики и настроить кроссовер. Как улучшить корпус для более чистого звучания.

Содержание

История создания и технические характеристики Radiotehnika S90

Акустические системы Radiotehnika S90 (35АС-212) были разработаны в 1979 году на основе модели 35АС-1, созданной ранее конструкторским бюро «Орбита» рижского ПО «Радиотехника». На момент выпуска S90 считались одними из лучших бытовых колонок в СССР, превосходя по качеству звучания даже некоторые зарубежные модели.

Основные технические характеристики Radiotehnika S90:

  • Трехполосная акустическая система
  • Номинальная мощность: 35 Вт
  • Максимальная мощность: 90 Вт
  • Диапазон воспроизводимых частот: 31,5-20000 Гц
  • Чувствительность: 89 дБ
  • Импеданс: 4 Ом
  • Габариты: 360x710x285 мм
  • Масса: 23 кг

Конструктивные особенности и недостатки оригинальных Radiotehnika S90

Несмотря на высокое для своего времени качество, современные аудиофилы отмечают ряд недостатков в конструкции S90:


Низкочастотный динамик 30ГД-2

Основные проблемы:

  • Жесткий резиновый подвес, ограничивающий подвижность диффузора
  • Тяжелый диффузор с большим пылезащитным колпаком
  • Воспроизведение слишком широкого диапазона средних частот

Это приводит к «тяжелому», недостаточно четкому звучанию баса.

Среднечастотный динамик 15ГД-11

Ключевые недостатки:

  • Тяжелый диффузор
  • Недостаточно гибкий подвес
  • Большой мягкий пылезащитный колпачок

Результат — недостаточная детальность и прозрачность в среднечастотном диапазоне.

Высокочастотный динамик 10ГД-35

Проблемные места:

  • Высокая частота основного резонанса
  • Целлюлозный купол вместо шелкового

Следствие — резкое и «кричащее» звучание высоких частот.

Разделительные фильтры и их влияние на звучание Radiotehnika S90

Оригинальные разделительные фильтры S90 не в полной мере компенсируют недостатки динамиков:

  • Частота раздела НЧ/СЧ — 750 Гц
  • Частота раздела СЧ/ВЧ — 5000 Гц
  • Недостаточная крутизна спада характеристик

Это приводит к неоптимальной нагрузке на динамики и ухудшает общее качество звучания. Правильная настройка кроссовера — один из ключевых моментов модернизации S90.


Методика улучшения звучания Radiotehnika S90

Для значительного повышения качества звука S90 требуется комплексный подход:

  1. Замена или модернизация динамиков
  2. Оптимизация разделительных фильтров
  3. Доработка корпуса
  4. Улучшение проводки

Рассмотрим эти этапы подробнее.

Замена или модернизация динамиков Radiotehnika S90

Низкочастотный динамик

Варианты улучшения НЧ-звена:

  • Размягчение подвеса и центрирующей шайбы оригинального 30ГД-2
  • Установка полиуретанового подвеса
  • Замена на современный 12-дюймовый НЧ-динамик (например, Seas CA30RLY)

Среднечастотный динамик

Оптимальные варианты для СЧ-диапазона:

  • Замена на широкополосный динамик 6ГДШ-5
  • Использование современного 5-дюймового СЧ-динамика (например, Scanspeak 15W/8530K00)

Высокочастотный динамик

Способы улучшения ВЧ-звена:

  • Установка шелкового купола на оригинальный 10ГД-35
  • Замена на современный ВЧ-динамик (например, Vifa XT25TG30-04)
  • Использование рупорного ВЧ-излучателя для расширения диапазона

Оптимизация разделительных фильтров Radiotehnika S90

Правильная настройка кроссовера — ключ к раскрытию потенциала динамиков:


  • Измерение АЧХ каждого динамика с помощью шумометра
  • Компьютерное моделирование оптимальных частот раздела
  • Подбор компонентов фильтра для достижения желаемой АЧХ
  • Использование качественных конденсаторов и катушек индуктивности

Оптимальные частоты раздела для модернизированных S90:

  • НЧ/СЧ: 300-400 Гц
  • СЧ/ВЧ: 3000-3500 Гц

Доработка корпуса Radiotehnika S90

Улучшение акустического оформления позволяет раскрыть потенциал динамиков:

  • Усиление жесткости стенок дополнительными ребрами
  • Демпфирование внутренних поверхностей битумными матами
  • Заполнение полостей синтепоном или другим звукопоглощающим материалом
  • Оптимизация геометрии фазоинвертора
  • Устранение острых кромок на фронтальной панели

Улучшение проводки Radiotehnika S90

Качественная коммутация — финальный штрих в модернизации:

  • Замена внутренней проводки на качественный акустический кабель
  • Использование позолоченных клемм для подключения
  • Пайка всех соединений с применением бессвинцового припоя

Результаты модернизации Radiotehnika S90

При комплексном подходе можно добиться впечатляющих результатов:


  • Расширение частотного диапазона до 28-22000 Гц
  • Повышение детальности и прозрачности звучания
  • Улучшение динамики и микродинамики
  • Формирование более точной звуковой сцены
  • Снижение искажений на всем частотном диапазоне

Модернизированные Radiotehnika S90 способны конкурировать с современными акустическими системами среднего ценового диапазона, сохраняя при этом свой неповторимый винтажный шарм.


Почему колонки Radiotehnika S-90 большинство считает дровами?! Стоит ли их покупать в 2019?

Не буду спорить о фонокорректорах. Я не виниловод и в них не разбираюсь.
Ну а звук наших фонокорректоров, схемы коих ходят по сети, к сожалению находит отклик лишь в сердцах (и головах) поклонников сделать из запорожца феррари.

Как же это не разбираетесь? Вы же сами выше написали, что это всё запорожцы? Неужели отказыватесь от своих слов?

что экономику в ВУЗах преподают из рук вон плохо.

Я задал вам конкретный вопрос, и не про то, как в вузах преподают экономику. Во всяком случае, про образование цен на аппаратуру класса «хай энд» там не было.

И разница между теми, кто делает реально хорошие продукты и теми, кто выдаёт поделки за хайэнд, состоит даже в том, что первые не сидят на форумах и не делятся своими секретами, ведь это их ноу-хау, они это разработали, это их интеллектуальная собственность

Мне сейчас надо приводить конкретные примеры, про хорошо зарекомендовавшие себя корректоры самодельщиков. А оно мне надо? Информации в сети полным полно, как и отзывов, этого вполне достаточно чтобы понять, что ваше сравнение на тему жигулей и феррари немного не к месту. Есть масса простых схем с хорошим звуком, собираются которые существенно быстрее, чем последующие за этим процессы по борьбе с фоном: экранированию, заземлению и пр. Ну и да, секреты действительно выдают не все, тут по разному.

Ну и не о наличии конденсаторов Аудиофилер в советских магазинах шла речь. С вашей стороны это уже демагогия.

В предыдущие диалоги с Вами, вам ничто не мешало также совершенно спокойно разводить демагогию на ровном месте:)

Речь о том, что у нас не было элементной базы для аудиоотрасли. Просто потому, что этой самой аудиоотрасли не было в принципе.

Как не было? Комплиментарные пары транзисторов были? Малошумящие всякие 3102, 3107 были? Были! Параметры конечно да… Подбирать надо, в любом случае.

А зачем же их ещё разрабатывали? Наверно, чтобы в танки ставить, гугл выдаёт вот это:

Транзисторы КТ819 , 2Т819 и КТ818 , 2Т818 широко применяются в радиоаппаратуре в качестве ключевых элементов или выходных транзисторов в звуковоспроизводящих устройствах. Транзисторы достаточно дешевы и имеют сравнительно неплохие параметры что способствовало их широкому распространению в странах СНГ.

Ах ну да, это они по остаточному принципу ставились в радиоаппаратуру, в основном-то их для военки делали…

Может аудиоотрасли и не было, но весьма достойная аппаратура высшего класса была (Не электрофон «вега», а именно высшего класса, ту которую вы видели на выставках новой) Хотя в любом случае, Вам виднее что там было, и спорить на эту тему излишне и глупо.

Только вот, схемы то на аппаратуру частенько публиковались в журнале «радио», и шли в комплекте с инструкцией к каждому аппарату, а не были секретом фирмы, каковыми являются многие сейчас.

Простой пример — публикации Владимира Шушурина за 79 и 80 года, схемы унч, и поступивший в начале 80-х в серию усилитель «амфитон», разных вариаций, только вот, тот самый про который пишут в «радио», я лично не разу не видел, который как раз таки выдаёт свои 50 ватт на 8 ом, а другие серийные почему-то несколько слабее, у тех что часто встречаются — заявлена мощность 20 вт на 4 ома, а измеренная — около тридцати, что всё ещё не близко к оригиналу. Не было аудиоотрасли? Ну таки подходящие под это дело транзисторы были, и усилители выпускали, некоторые из которых обладали достаточно хорошим звуком.

Ну и да, там в предисловии к публикации ещё написана такая вещь:

Предлагаемый вниманию читателей усилитель представляет собой усовершенствованный вариант устройства, описанного в «Радио», 1978, № 6, с 45, 46. Введенные в него изменения позволили улучшить электрические параметры. В новом усилителе использованы комплементарные транзисторы серий КТ502, КТ503. КТ814, КТ815. KT8I8, КТ819, специально предназначенные для высококачественных усилителей.

Так что что-то тут не сходится, раз не было не элементной базы, не аудиоотрасли, ставили то же, что и в танки, ну не знаю, вам виднее.

Вы можете приводить сколь угодно много цифр, графиков, мнений завсегдатаев псевдоаудиофильских сайтов, но к сожалению вы пока не понимаете, что они означают и как ими оперировать. Ну ничего, с возрастом это пройдёт:))

Ну по классике. Вы всех умнее, я и не сомневался. И журнал радио дураки печатали, не было ж у нас комплектующих для аудио))) Вам-то виднее) Да и хай фай весь отечественный заканчивался на веге с треснутым диском и радиоле «вэф».

Да. Графики что означают не понимаю, усилители и кассетные деки настраиваю на слух. Осциллограф мне для интерьеру, как и тестовая пластинка фирмы «мелодия».

Только вот, на псевдоаудиофильских сайтах обычно рекламируют всякую фигню, и там не допускаются обсуждения с потоками фекалий в сторону уважаемых брендов. Сделаем вид, что вы не заметили что сослался я на форум, а именно на обсуждение, где не один человек, а много людей с совершенно разными ушами и аппаратурой высказывали своё не купленное и не предвзятое мнение о конечном продукте, за который сами и заплатили деньги. А так, хотелось бы узнать, с каких давно ли это сайты вроде cxem.net стали псевдоаудиофильскими?)

Ах да, графики и измерения в безэховой камере это вроде была ваша любимая тема, так всё таки мы руководствуемся графиками или субъективной оценкой качества звучания?

Так что наш диалог можно приравнять к диалогу третьекласника-почемучки с усталым выпускником ВУЗа.

И куда мне до вас с вашими знаниями. Действительно, разбираетесь в вопросе лучше, чем некоторые авторы схем фонокорректоров, лучше редакторов журнала «радио», уж и подавно лучше тех, кто на заводе в те года проектировал и собирал акустику. Буду у вас учиться…

stereo.ru

Колонки S90 схема ( 35АС-212, S90, S90B, S90D, S90F, S-90E, S-100D )

На даной страничке приведены схемы акустических систем Radiotehnika класса S90 схема ( 35АС-212, S90, S90B, S90D, S90F, S-90E ), подробное описание, параметры АС, фотографии.

Довольно качественная акустика советских времен, после небольших доработок и реставрации с уверенностью могу сказать что даст фору многим современным акустическим системам. Если у вас завалялись подобные или купили где-небудь по дешевке то приведите их в порядок и они еще долго будут вас радовать мощными бассами, насыщенными средними и высокими частотами в музикальных произведениях любого стиля и направления, вообщем РЕКОМЕНДУЮ!!!

S-90 первая модель

Radiotehnika класса S90 схема ( 35АС-212, S90, S90B, S90D, S90F ), подробное описание, параметры АС, фотографии.

В акустической системе имеются два ступенчатых регулятора уровня воспроизведения раздельно для средних и высоких частот в диапазонах от 500 до 5000 Гц и от 5 до 20 кГц соответственно. Оба регулятора имеют по три фиксированных положения: «0»,»-3дБ» и «-6 дБ». В положении «0» сигнал с разделительного фильтра подается нп соответствующую головку непосредственно. В положениях «-3 дБ» и «-6 дБ» сигнал ослаблен относительно положения «0» на 1.4 и 2 раза соответственно.
При соответствующем спектральном составе программы переключением регулятора изменяют тембральную окраску звучания.

Паспортные технические характеристики

Паспортная мощность 90 Вт
Номинальная мощность 35 Вт
Номинальное электрическое сопротивление 4 Ом
Диапазон воспроизводимых частот 31.5-20000 Гц
Номинальное звуковое давление 1.2 Па
Габаритные размеры АС 360x710x285 мм
Масса АС не более 30 кг

 

Принципиальная схема S90

Принципиальная схема S90 35АС-212

 

Акустическая система S-90 35АС-1

Акустическая система S-90 35АС-1

Принципиальная схема S90 35АС-1

Принципиальная схема S90 35АС-1

S-90B

S-90B (RadioStorage.net)

S-90D

S-90D (RadioStorage.net)

В АС имеется индикация перегрузки головок громкоговорителей. Регуляторы, расположенные на лицевой панели АС, дают возможность плавно регулировать уровень звукового давления высокочастотной и среднечастотной головок громкоговорителя в пределах от 0 до минус 6 дБ.
Есть еще модель акустической системы «S-100D», в ней применена среднечастотная головка 30 ГДС-3 с магнитной жидкостью MAHID, что позволяет повысить паспортную мощность акустической системы до 100 Вт. В остальном конструкции «S-90D» и «S-100D» аналогичны.
Для работы АС необходимо подключить к усилителю, имеющему на выходе каждого канала наибольшую (максимальную) мощность в пределах от 50 до 150 Вт.
Если при работе АС начинают светиться индикаторы ПЕРЕГРУЗКА, то следует уменьшить уровень подаваемого на нее входного сигнала (регулятором громкости в усилителе, к которому подключена АС).

Паспортные технические характеристики

Паспортная электрическая мощность «S-90D»/»S100-D» не менее 90 Вт 100 Вт
Номинальная электрическая мощность 35 Вт
Номинальное электрическое сопротивление 8 Ом
Диапазон воспроизводимых частот не уже 25-25000 Гц
Характеристическая чувствительность в диапазоне частот 100-8000 Гц, при мощности 1 Вт, не менее 89 дБ
Габаритные размеры АС 360x710x286 мм
Масса АС не более 23 кг

На рисунке ниже изображена S90D.

Принципиальная схема S90D

Принципиальная схема S90D

S-90F

S-90F

S-90E

S-90E  s90 35ас-012 схема

Принципиальная схема колонок S-90 35АС-012.

www.qrz.ru

Лаборатория звука: Акустические системы производства СССР

 Приветствую обладателей трехполосных акустических систем производства СССР типа Radiotehnika S90 , и их разновидностей Radiotehnika 35АС-012, Radiotehnika 35АС-212, Амфитон 35АС-218, Орбита 35АС-016 , S90B, S90D, Кливер/Корвет 35АС-028 и др.на базе низкочастотных  динамиков 30ГД-2, среднечастотных  динамиков 15гд-11 и ВЧ динамиков 6гдв-6(10гд-35).


Если Вы читаете эту статью, значит Вы счастливый обладатель акустических систем производства СССР и уже неудовлетворены их звуком. Это нормальное явление, ведь раньше не было с чем сравнивать – во времена «железного занавеса» — не позволялось(разве что только самым избранным) услышать отличия звучания зарубежных АС. Прошли те времена , и теперь на полках наших магазинов можно найти изобилие акустики, в частности Китайского, Европейского , Американского производства. Но к сожалению в ценовой категории до 1000грн невозможно приобрести достойно сконструированную акустическую систему. Все дело в том, что нам предоставляют ровно столько, сколько мы платим за них .Экономия касается всего-от корпусов из пластика или очень тонкого не проклеенного и неукрепленнго ребрами жесткости ДСП , которые сильно резонируют создавая звуковую «кашу». Динамики сделаны преимущественно из пластика и целюлозы и очень пропитанной всякими вибропоглощающими пропитками, которые убили напрочь звук заканчивая разделительными фильтрами- катушки намотаны не на воздушны а на железный сердечник, конденсаторы вместо неполярных твердотелых полипропиленовых используют полярные самые бюджетные электролиты, которые не способны достойно воспроизводить звук выше 500гц(тоесть басовой составляющей )-вообщем не имеют ничего общего с качественными АС.С этим бюджете можно приобрести в магазине всего лишь систему 2.1 (трифоник) ,состоящую из сабвуфера и 2х сателлитов на крошечных широкополосных динамиках в пластиковом корпусе что уже несовместимо с качественной акустической системой-звук в таких корпусах можно описать как «завывающим» в вокальной составляющей(на средних частотах) и очень дешево сделанный сабвуфер на бюджетном маломощном динамике , сэкономленном объеме корпуса и соответственно неправильно настроенном фазоинверторе. Рассмотрим второй вариант приобретения небольших полочных АС размером около Radiotehnika S30- которые рассчитаны на озвучку помещения не более 10 квадратных метров и конечно же не смогут поразить слушателя глубиной баса. При всех выше перечисленных недостатках разделительные фильтра считаются «на глаз»-проверенно измерительной аппаратурой. В результате чего при прослушивании таких систем слушатели жалуются на отсутствие середины и излишек басовой и высокочастотной составляющей, либо непрозрачное звучание с излишне резким звучанием из за неправильного подбора частот раздела .При этом всегда любители звука в один голос говорили о желании уменьшить громкость и после долгого прослушивания часто ощущался дискомфорт вплоть до головной боли .
Один из таки примеров-на высокочастотный динамик часто оставляют слишком много среднечастотной составляющей при его малой мощности(5-15Вт), из за чего он работает вблизи частоты основного резонанса(начало воспроизводимых частот) , что плохо сказывается на звучании и появляется большая вероятность выхода его из строя. Более подробно за улучшение звучания АС зарубежного производства бюджетного сегмента я обязательно напишу позже.- оптимальныот чего такие АС звучание-оно вроде и нормальное в целом, но долго прослушивать Существует мнение, что изготовленное во времена бывшего СССР все делалось для людей и на века. Это же относится и к акустическим системам, правда не ко всем. В основном динамики и акустические системы , которые были спроэктированы и выпущены до 1980-го года изготавливались очень добросовестно. Возьмем к примеру прародитель 30гд-2 из S90 динамик 8гд-1 , который был в составе трехполосной ас к Радиоле «Виктория». Подвес этого динамика сделан из той же резины, но очень мягкой-латекс, катушка намотана на бумажном каркасе, что позволило уменьшить вес диффизора и гибкость динамика, а кобальтовый п-образный магнит с направленным полем позволял сделать диффузор более «управляемым». Однако в наше время его достаточно тяжело найти, так как достаточно мало было изготовлено вышеуказанных АС, поэтому можно доработать существующий динамик –размягчив его подвес и центрирющую шайбу и самое главное скорректировать фильтрами недостаток низких частот. Если есть возможность поставить полиуретановый подвес, который позволит сохранить детальную вокальную составляющую и улучшить отработку баса.Динамик низко-среднечастотный 6гд-6-прародитель 15гд-11(20гдс) –динамик с более лучшим пылезащитным колпаком из пропитанный ткани, что позволило получить более легкое звучание , особенно ближе к частотам спада , где его проблемно состыковать с большинством ВЧ динамиками производства СССР .Достаточно редкий экземпляр, но в то же время ему есть более достойная замена –уже давно нашумевший в кругах аудиофилов широкополосный динамик 6гдш-5. Диффузор динамика очень легкий, пылезащитный колпачек-легкий и жесткий, подвес-перфорированная ребренная бумага-идеальная формула для качественного звучания , который более распространен и финансово доступен. Динамик 6гд-11 –прародитель высокочастотного 10гд-35 . Сразу бросается в глаза более лучший кобальтовый малогабаритный магнит, шелковый купол вместо целлюлозного, который наполняет высокочастотную составляющую мягким бархатным звучанием . Эти головки еще в 1979 году исчезли из серийного выпуска, и выпущено их было до 1000 штук, поэтому найти их сейчас невозможно. Однако и из этой ситуации есть выход- найти шелковый купол для ВЧ 10гд35, скорректировать фильтрами резонансную частоту динамика в районе 3-4 кГц или же заменить одну из самых удачных высокочастотных головок 6гдв-4, которые устанавливались в АС Кливер/Корвет-их корректирующий рупор и фазокорректирующая пуля позволила добиться более ровную амплитудно частотную характеристику расширить частоту воспроизведения в сторону средних частот, что облегчило состыковку со среднечастотными динамиками и убрало неблагоприятное влияние резонансной частотны на качественное звучание. Возвращаясь назад, после 1980 заводы производители АС-Рижский «Радиотехника», Карпатский «Амфитон» и Донецкий «Красный луч»в связи с расширением спроса и увеличением производства стали предпринимать другую стратегию –экономия .В акустических системах стали появлятся железные сердечники в катушках(Союз50АС) или же просто отсутствовать-(все Амфитоны),а так же глобальных- недостаточном объеме корпуса(сказывается на глубине баса) , компенсации недостатков конструкции динамиков(сказывается на кашистом и резком звучании), не совсем корректной настройке АС , связанной с сильным разбросом параметров динамиков и неверный выбор частот раздела для динамиков . Низкочастотный динамик с грубым резиновым подвесом с большим пылезащитным колпаком воспроизводил слишком много средних частот, как следствие звучание АС имело тяжелый,«замыленный» оттенок. Высокочастотная головка была сконструирована не самым лучшим образом, как указывалось выше, звучание приобретало излишне резкое и перенасыщен высокими частотами и «кашистое» звучание. Но титул чемпиона по самому портящему звук узлу можно присвоить среднечастотному динамику 20гдс. Неправильно сконструированный СЧ динамик с тяжелым диффузором недостаточно гибким подвесом и большим мягким пылезащитным колпачком далеко неблагоприятно сказались на всю полосу воспроизведения средних частот, а это сказалось на недостаточную проработку баса(да, чтобы получить глубокий и правильный бас нужен достойный среднечастотный динамик), недостатке детальности , прозрачности звучания и отсутствию сцены при прослушивании этих АС и в то же время довольно резкому , кричащему и грязному звуку. Большинство его недостатков можно скомепенсировать разделительными фильтрами . Ведь разделительные фильтра акустических систем нужны не только для воспроизведенинужного диапазона частот. В умелых руках ими можно полностью манипулировать АЧХ. Например, среднечастотный диапазон мы можем полностью убрать с НЧ динамика и отдать СЧ динамику, но прийдется полностью переделать раздел СЧ-НЧ, добавив конденсаторы и домотав катушки. Кстати, есть мнение, что качество разделительных фильтров влияют на звук, и у советских АС они не на высшем уровне, однако я с этим не согласен, как и эта статья. Конденсаторы-металобумажные, полипропиленовые неполярные-не теряют своей емкости до 100 лет, лакированный медный провод, которым намотана катушка индуктивности тоже со временем не окислется. Но резисторы все же у меня вызвали сомнения, поэтому все резисторы я стараюсь заменять на новые керамические-то
Моя методика улучшения звучания АС немного не похожа на те, которые Вы можете встретить в просторах интернета( не буду указывать конкретные ссылки-не люблю клеветать) в сторону более глубокого анализа возникновения проблемы и ее решения. К сожалении для улучшения звучания АС недостаточно просто поменять проводку, увеличить жесткость корпуса и заполнить его звукопоглащающим материалом. Да это даст свои результаты, но ведь недостатки динамиков это не устранит…Суть моей методики состоит в измерении Амплитудно- частоных характеристик шумометром а также последующим анализом их в программе модуляторе для достижения наиболее лучшего результата, манипулирую разными номиналами элементов фильтров. Процесс этот достаточно долгий и кропотливый, так как с недостатками этих динамико достаточно тяжело бороться-этому неблагоприятствует и разброс параметров головок. Давайте более детально рассмотрим его на примере Radiotehnika S90 35АС-012.


        

Орбита 35АС-016 на НЧ и ВЧ динамиках Peerless и СЧ динамиком с  Philips купольного типа (обратите внимание-купол бумажный-очень оригинальные исполнение, ведь зачастую купола изготавливаются из полимеров, целлюлозы или шелка)

laboratoria-zvuka.blogspot.com

Улучшение звучания 35АС-1 и ее модификаций

18 Июля 2006 Автор: М. Жагирновский, В. Шоров, Радио №8, 1987

Внешний вид колонок Радиотехника 35АС-1 Трехполосную акустическую систему 35АС-1, разработанную около десяти лет назад в конструкторском бюро «Орбита» рижского производственного объединения «Радиотехника», можно без преувеличения назвать родоначальницей семейства АС, сделавших реальностью высококачественное звуковоспроизведение в домашних условиях. По тем временам 35АС-1 была лучшей не только среди отечественных бытовых громкоговорителей, она звучала лучше многих АС зарубежных фирм.

В 1979 г. на основе 35АС-1 (изменениям подверглись разделительный фильтр и передняя панель акустического оформления) была создана 35АС-212 (S-90), которая в настоящее время выпускается несколькими предприятиями под названиями 35АС-012 и 35АС-016. К сожалению, сегодня эти АС уже не удовлетворяют возросшие запросы любителей высококачественного звучания.

Характеристики 35АС-1

  • Диапазон воспроизводимых частот в условиях свободного поля, Гц: 25–25000
  • Неравномерность АЧХ звукового давления, дБ, на нижней граничной частоте диапазона воспроизводимых частот относительно уровня среднего звукового давления: -15
  • Неравномерность АЧХ звукового давления, дБ, в диапазоне частот 100… 8000 Гц относительно уровня среднего звукового давления: ±4
  • Уровень характеристической чувствительности (характеристическая чувствительность), дБ (Па/√Вт), не менее: 85 (0,338)
  • Характеристики направленности АС, дБ, определяемые по отклонению АЧХ звукового давления, измеренных под углами 25±5° в горизонтальной плоскости и 7+3°-2° в вертикальной плоскости, от АЧХ, измеренной по акустической оси АС (0°):
  • в вертикальной плоскости: ±8
  • в горизонтальной плоскости: ±6
  • Гармонические искажения АС, %, определяемые суммарным характеристическим коэффициентом гармоник при уровне среднего звукового давления 90 дБ на частотах, Гц, не более:
  • 250…1000: 2
  • 1000…2000: 1.5
  • 2000…6300: 1
  • Номинальное электрическое сопротивление (номинальное значение полного электрического сопротивления), Ом: 4/8
  • Минимальное значение полного электрического сопротивления, Ом: 3,2 / 7,6
  • Номинальная мощность, Вт: 35
  • Предельная шумовая (паспортная) мощность, Вт: 70
  • Предельная кратковременная мощность, Вт: 600
  • Масса, кг: 27
  • Габариты, мм: 360х700х280
  • Внутренний объем корпуса АС, дм3: 45
  • ВЧ головка: 10ГД-35-300
  • СЧ головка: 15ГД-11-120
  • НЧ головка: 30ГД-1-25
  • Вид низкочастотного акустического оформления: фазоинвертор
  • Размеры сечения фазоинвертора, мм: 100х80
  • Частота настройка фазоинвертора, Гц: 25
  • Частоты раздела, обеспечивающиеся фильтрами НЧ-СЧ. Гц: 750±50
  • Частоты раздела, обеспечивающиеся фильтрами СЧ-ВЧ. Гц: 5000±50

Графики АЧХ акустики 35АС-1

Графики АЧХ акустики Радиотехника 35АС-1Рис. 2. Графики АЧХ акустики Радиотехника 35АС-1

Корпус 35АС-1

Корпуса всех модификаций АС выполнены в виде прямоугольного неразборного ящика из древесно-стружечной плиты, фанерованной шпоном ценных пород дерева. Толщина стенок корпуса 16 мм, лицевая панель — фанера толщиной 22 мм. На стыках стенок корпуса с в внутренней стороны установлены элементы, увеличивающие прочность и жесткость корпуса.

Схема колонок Радиотехника 35АС-1. Вид спередиРис. 3. Конструкция колонок Радиотехника 35АС-1. Вид спереди. 1 — защелка для декоративной панели; 2 — НЧ головка; 3, 4 — регуляторы уровня громкости средний и верхних частот сигнала; 5 — ВЧ головка; 6 — СЧ головка; 7 — порт фазоинвертора. Схема колонок Радиотехника 35АС-1. Вид сбокуРис. 4. Схема колонок Радиотехника 35АС-1. Вид сбоку. 1 — вилка соебинительного шнура; 2 — задняя стенка ящика; 3 — блок фильтров; 4 — крышка СЧ и ВЧ головок; 5 — дероевянные угольники для увеличения жесткости ящика; 6 — ВЧ головка ; 7 — декоративная фальшпанели; 8 — поропластовая проклдака; 9 — СЧ головка; 10 — передняя доска; 11 — НЧ головка; 12 — декоративная панель; 13 — фазоинвертор; 14 — опоры.

Доработка 35АС-1

Как показали исследования, проведенные на кафедре радиовещания и электроакустики Московского электротехнического института связи (МЭИС), наиболее слабое звено AC — среднечастотная динамическая головка 15ГД-11 А. Частотная характеристика этой головки имеет резкий спад выше 4,5 кГц, что практически исключает возможность получения «яркого», «прозрачного» звучания в области средних частот.

Есть у нее и другой недостаток — большая масса подвижной системы, с которым, впрочем, можно успешно бороться введением акустического демпфирования [1]. Не лишена недостатков и высокочастотная головка 10ГД-35. Основной из них — высокая частота резонанса подвижной системы. Разделительный фильтр с частотой среза 5 кГц не в состоянии ослабить компоненты сигнала, частота которых совпадает с резонансной, а это порождает много неприятных призвуков.

Существенно улучшить качество звучания АС можно, устранив причины, ухудшающие его, т. е. заменив головку 15ГД-11А широкополосной головкой 5ГДШ-5-4 (прежнее обозначение — 4ГД-53) и повысив частоту разделения средне- и высокочастотной полос с 5 до 10 кГц. После такой доработки паспортная мощность АС снижается примерно вдвое, поэтому эксплуатировать ее можно только с усилителем, номинальная выходная мощность которого не превышает 50 Вт (на один канал).

Однако, как показывает практика, этого вполне достаточно для получении высококачественного звуковоспроизведения в любой жилой комнате.

Выбор широкополосной головки 5ГДШ-5-4 не в последнюю очередь обусловлен идентичностью ее установочных размеров с головкой 15ГД-11А, что облегчает замену и позволяет сохранить в неприкосновенности внешний вид АС.

Для улучшения параметров головки 5ГДШ-5-4 необходимо промазать часть верхнего подвеса диффузора незасыхающей вибропоглощающей мастикой [2] и снабдить ее панелью акустического сопротивления, заклеив окна диффузородержателя синтетическим войлоком (ТУ 17-35-3941-81) или другим подходящим материалом [1].

Порядок модернизации рассмотрим на примере системы 35АС-016. Положив ее задней стенкой вниз, вывинчивают шурупы, снимают декоративные накладки, извлекают головки 15ГД-11А н 30ГД-1 и через отверстие под последнюю — плату разделительного фильтра. Поскольку толщина фланца диффузородержателя новой головки значительно тоньше, под него необходимо подложить кольцевую прокладку, вырезанную точно по размерам фланца из пористой резины толщиной 8…10 мм.

Bо избежание касания диффузора и защитной сетки на шурупы (между головкой и декоративной накладкой) следует надеть гайки М5 — они плотно прижмут головку к боксу среднечастотной головки и, кроме того, предотвратят деформацию накладок под действием шурупов.

Подключают головку 5ГДШ-5-4 в той же полярности, что и 15ГД-11А. Для выравнивания чувствительности и согласования головки 5ГДШ-5-4 с разделительным фильтром (рис. 5) последовательно с ней включают резистор R’ (на схеме изображен штриховыми линиями), который закрепляют на плате фильтра.

Фильтр акустики Радиотехника 35АС-1Рис. 5. Фильтр акустики Радиотехника 35АС-11

Изменения в фильтре сводятся к следующему (позиционные обозначения элементов, номиналы которых изменяются при доработке, снабжены штрихами). Отпаяв выводы катушки L4 (0,56 мГн), ее снимают, а на освободившееся место устанавливают катушку L1 (0,22 мГн), которую включают в фильтр вместо L4 (это повышает верхнюю границу рабочей полосы частот среднечастотной головки).

Затем отматывают от катушки L4 115 витков (новая индуктивность — 0,1 мГн) и установив ее на плату, подключают вместо катушки L1. Конденсатор С1 (2мкФ) заменяют конденсатором С2 (1 мкФ), а вместо последнего включают бумажный конденсатор емкостью 0,5 мкФ. После такой переделки частота среза высокочастотного звена фильтра повышается до 10 кГц.

Для оценки эффективности предлагаемой доработки 35АС-1 рекомендуется вначале переделать одну АС и сравнить ее звучание с непеределанной в монофоническом режиме. Оценка будет более объективной, если слушатели не будут знать, какая именно АС подверглась модернизации, и определят ее по предпочтительности звучания. Переключать АС необходимо быстро (например, с помощью тумблера), причем желательно делать это несколько раз во время прослушивания одного и того же музыкального произведения.

Частотные характеристики АС до (штриховая линия) и после переделки (сплошная линия) приведены на рис. 6. Как видно, результат доработки проявляется в некотором уменьшении (с К) до (1 дБ) неравномерности характеристики в области средних частот. Сравнительное прослушивание показало уверенно заметную предпочтительность звучания переделанной АС.

АЧХ акустики Радиотехника 35АС-1 после модернизацииРис. 6. АЧХ акустики Радиотехника 35АС-1 после модернизации

В заключение

Несколько слов о доработке других модификаций этой АС. Принципиальные схемы их разделительных фильтров отличаются от изображенной на рис. 5 в основном лишь номиналами и нумерацией элементов, Так катушке индуктивности L4 соответствует катушка L1 (0,43 мГн) в 35АС-212 и L4 (0,55 мГн) в 35АС-012 и 35АС-1: катушке L1-L4 (0,22 мГн) в 35АС-212, L2 (0,23 мГн) в 35АС-012 и L1 в 35АС-1.

Конденсатору С1 на рис. 5 соответствует конденсатор С2 (2 мкФ) в 35АС-212, С1 (2 мкФ) в 35АС-012 и С1 (1 мкФ) в 35АС-1; конденсатору С2–С8 (1 мкФ) в 35АС-212 и 35АС-012.

В разделительном фильтре 35АС-1 конденсатора, выполняющего функцию С2, нет. поэтому при доработке этой АС в цепь головки 10ГД-35 (в разрыв провода, идущего к переключателю) необходимо включить конденсатор емкостью 0,5 мкФ.

Литература

  1. Попов П., Шоров В. Повышение качества звучания громкоговорителей. Радио,1983 №. 6, с. 50–52.
  2. Шоров В. Улучшение головок громкоговорителей. Радио № 4, 1986, с. 39–41.

 

baseacoustica.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *