Балансировка 18650. Балансировка аккумуляторов 18650: особенности, методы и практические советы

Что такое балансировка аккумуляторов 18650. Как правильно балансировать батареи 18650. Какие бывают методы балансировки литиевых аккумуляторов. Зачем нужна балансировка в сборках из нескольких аккумуляторов 18650. Какое оборудование используется для балансировки 18650.

Содержание

Что такое балансировка аккумуляторов 18650 и зачем она нужна

Балансировка аккумуляторов 18650 — это процесс выравнивания напряжения и уровня заряда между отдельными элементами в батарейной сборке. Она необходима по нескольким причинам:

  • Предотвращение перезаряда или переразряда отдельных элементов
  • Увеличение общей емкости и срока службы батареи
  • Обеспечение равномерной нагрузки на все элементы
  • Повышение безопасности эксплуатации литиевых аккумуляторов

Без балансировки в процессе эксплуатации между элементами возникает разбаланс, что снижает эффективность всей батареи и может привести к выходу из строя отдельных ячеек.

Основные методы балансировки аккумуляторов 18650

Существует несколько основных методов балансировки литиевых аккумуляторов 18650:


Пассивная балансировка

При пассивной балансировке избыточный заряд с более заряженных элементов рассеивается на резисторах. Это простой и дешевый метод, но имеет низкую эффективность и скорость балансировки.

Активная балансировка

Активная балансировка предполагает перераспределение энергии между элементами с помощью электронных схем. Выделяют два основных типа:

  • Емкостная — с использованием конденсаторов для переноса заряда
  • Индуктивная — с применением катушек индуктивности

Активная балансировка более эффективна, но требует сложных схем управления.

Программная балансировка

Осуществляется с помощью специализированных зарядных устройств, которые контролируют напряжение на каждом элементе и регулируют процесс заряда. Эффективный, но более дорогой метод.

Когда необходима балансировка аккумуляторов 18650

Балансировка требуется в следующих случаях:

  • При сборке новой батареи из нескольких элементов
  • После длительного хранения или простоя батареи
  • При значительном разбросе напряжений между элементами (более 50-100 мВ)
  • В процессе эксплуатации для поддержания оптимального состояния
  • После замены одного или нескольких элементов в сборке

Регулярная балансировка позволяет поддерживать батарею в оптимальном состоянии и продлить срок ее службы.


Оборудование для балансировки аккумуляторов 18650

Для балансировки аккумуляторов 18650 может использоваться следующее оборудование:

  • Специализированные зарядные устройства с функцией балансировки
  • BMS-платы (системы управления батареей) с активной или пассивной балансировкой
  • Отдельные балансировочные модули
  • Лабораторные источники питания с возможностью контроля напряжения на каждом элементе

Выбор оборудования зависит от количества элементов в сборке, требуемой точности и скорости балансировки.

Процесс балансировки аккумуляторов 18650

Типовой процесс балансировки аккумуляторов 18650 включает следующие этапы:

  1. Измерение напряжения на каждом элементе батареи
  2. Определение элементов с максимальным и минимальным напряжением
  3. Заряд элементов с низким напряжением или разряд элементов с высоким напряжением
  4. Контроль процесса до выравнивания напряжений в пределах допустимой погрешности
  5. Повторное измерение для проверки результата балансировки

Длительность процесса может варьироваться от нескольких часов до суток в зависимости от степени разбаланса и метода балансировки.


Особенности балансировки различных типов литиевых аккумуляторов

Процесс балансировки может отличаться для разных типов литиевых аккумуляторов:

Li-ion (литий-ионные)

Имеют относительно линейную характеристику разряда, что упрощает балансировку. Допустимая разница напряжений между элементами обычно не более 50 мВ.

LiFePO4 (литий-железо-фосфатные)

Характеризуются очень плоской кривой разряда, что усложняет определение уровня заряда по напряжению. Требуют более точной балансировки, допустимая разница напряжений не более 20-30 мВ.

LTO (литий-титанатные)

Имеют низкое рабочее напряжение и очень плоскую кривую разряда. Балансировка требует высокоточного оборудования из-за малой разницы напряжений между заряженным и разряженным состоянием.

Преимущества и недостатки различных методов балансировки

Каждый метод балансировки имеет свои плюсы и минусы:

Пассивная балансировка

Преимущества:

  • Простота реализации
  • Низкая стоимость
  • Компактность

Недостатки:

  • Низкая эффективность
  • Медленная скорость балансировки
  • Потери энергии в виде тепла

Активная балансировка

Преимущества:


  • Высокая эффективность
  • Быстрая скорость балансировки
  • Минимальные потери энергии

Недостатки:

  • Сложность схемотехники
  • Высокая стоимость
  • Большие габариты устройств

Программная балансировка

Преимущества:

  • Высокая точность
  • Возможность настройки параметров
  • Контроль процесса в реальном времени

Недостатки:

  • Необходимость специализированного оборудования
  • Высокая стоимость
  • Сложность использования для неподготовленных пользователей

Практические советы по балансировке аккумуляторов 18650

При выполнении балансировки аккумуляторов 18650 следует учитывать несколько важных моментов:

  • Перед балансировкой необходимо проверить состояние всех элементов и убедиться в их исправности
  • Балансировку лучше проводить при комнатной температуре для получения наиболее точных результатов
  • Процесс балансировки может занимать длительное время, особенно при большом разбросе напряжений
  • После балансировки рекомендуется провести полный цикл заряда-разряда для проверки работоспособности батареи
  • При использовании активной балансировки следует контролировать температуру элементов во избежание перегрева

Соблюдение этих рекомендаций поможет обеспечить эффективную и безопасную балансировку аккумуляторов 18650.



Особенности соединения и зарядки литиевых аккумуляторов

Есть два варианта соединения аккумуляторов, последовательное и параллельное. При последовательном соединении суммируется напряжение на всех аккумуляторах, при подключении нагрузки с каждого аккумулятора идет ток, равный общему току в цепи, в общем сопротивление нагрузки задает ток разряда. Это вы должны помнить со школы. Теперь самое интересное, емкость. Емкость сборки при таком соединении по хорошему равна емкости аккумулятора с самой маленькой емкостью. Представим, что все аккумуляторы заряжены на 100%. Смотрите, ток разряда у нас везде одинаковый, и первым разрядится аккумулятор с самой маленькой емкостью, это как минимум логично. И как только он разрядится, дальше нагружать данную сборку будет уже нельзя. Да, остальные аккумуляторы еще заряжены. Но если мы продолжим снимать ток, то наш слабый аккумулятор начнет переразряжаться, и выйдет из строя. То есть правильно считать, что емкость последовательно соединенной сборки равна емкости самого малоемкого, либо самого разряженного аккумулятора. Отсюда делаем вывод: собирать последовательную батарею нужно во первых из одинаковых по емкости аккумуляторов, и во вторых, перед сборкой они все должны быть заряжены одинаково, проще говоря на 100%. Существует такая штука, называется бмс, бэттери мониторинг систем, она может следить за каждым аккумулятором в батарее, и как только один из них разрядится, она отключает всю батарею от нагрузки. Теперь что касается зарядки такой батареи. Заряжать ее нужно напряжением, равным сумме максимальных напряжений на всех аккумуляторах. Для литиевых это 4.2 вольта. То есть батарею из трех заряжаем напряжением 12.6 в. Смотрите что происходит, если аккумуляторы не одинаковые. Быстрее всех зарядится аккумулятор с самой маленькой емкостью. Но остальные то еще не зарядились. И наш бедный аккумулятор будет жариться и перезаряжаться, пока не зарядятся остальные. Переразряда я напомню литий тоже очень сильно не любит и портится. Чтобы этого избежать, вспоминаем предыдущий вывод. Но ещё существует такая штука, как балансировка ячеек. Специальный зарядный контроллер грубо говоря имеет доступ к каждой ячейке и персонально заряжает ее на 100% независимо от остальных. В интернете есть куча схем на стабилитронах и прочей рассыпухе, но мы здесь с вами не для этого, мы паять не любим. Для двух и трех аккумуляторов есть модуль защиты зарядки и балансировки, но я опять же собрал вас здесь сегодня не для этого.

Перейдем к параллельному соединению. Емкость такой батареи равна сумме емкостей всех аккумуляторов в нее входящих. Разрядный ток для каждой ячейки равен общему току нагрузки, деленному на число ячеек. То есть чем больше акумов в такой сборке, тем больший ток она может отдать. А вот с напряжением происходит интересная вещь. Если мы собираем аккумуляторы, имеющие разное напряжение, то есть грубо говоря заряженные до разного процента, то после соединения они начнут обмениваться энергией до тех пор, пока напряжение на всех ячейках не станет одинаковым. Делаем вывод: перед сборкой акумы опять же должны быть заряжены одинаково. Иначе при соединении пойдут большие токи, и разряженный акум будет испорчен, и скорее всего может даже загореться. В процессе разряда аккумуляторы тоже обмениваются энергией, то есть если одна из банок имеет меньшую емкость, остальные не дадут ей разрядиться быстрее их самих, то есть в параллельной сборке можно, но не очень желательно использовать аккумуляторы с разной емкостью. И то же самое касается зарядки. Можно абсолютно спокойно заряжать разные по емкости аккумуляторы в параллели. То есть балансировка не нужна, сборка будет сама себя балансировать. Делать так опять же не очень желательно, но можно.

Перейдем к делу. Допустим мы хотим использовать аккумуляторы последовательно, для увеличения напряжения. По хорошему, чтобы правильно использовать такую сборку, аккумуляторы должны быть одной емкости, желательно из одной партии на производстве, а также перед соединением они должны быть заряжены до одного напряжения. Такую идеальную сборку можно заряжать напряжением, равным сумме максимальных напряжений для лития, то бишь 4. 2В. для этого подойдут готовые блоки питания, вставил в розетку и заряжаешь. Либо понижающий модуль, настроенный на нужное напряжение? Или например лабораторный блок пиатния. Но в мире нет ничего идеального, поэтому более правильно будет заряжать через бмс, которая отключит батарею если один из аккумуляторов зарядится на 100%. А еще более правильно будет использовать зарядник с балансировкой ячеек, который тоже стоит денег.

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ

Активный балансир для литиевых батарей, что это такое и зачем он нужен. Аккумуляторы для электроники и бытовой техники. Обзоры техники. Аккумуляторы для электроники и бытовой техники

$3.59 + доставка

Перейти в магазин

Меня часто спрашивают о различных батареях аккумуляторов, при это вопросы касаются также как защиты, так и балансировки батареи. И вот под задачу переделки ИБП мне понадобилась батарея, плата защиты и балансир, но батарея еще в пути, плату защиты без батареи проверять смысла нет, а про балансир я сегодня расскажу.

На самом деле речь пойдет даже о двух балансирах, при этом один из них представлен даже в двух экземплярах.
Мелкие были заказаны для LiFePO4 батарей, одна для мощного ИБП, другая для мелкого. Обе платы были куплены у одного и того же продавца в два захода, но при этом у него есть два разных лота:
1. $3.59 + $1.31 доставка, купил с купоном на 11.11
2. $3.50 + $4.73 доставка. Этот лот кажется слишком дорогим из-за доставки, но у продавца доставка разных товаров не суммируется, а так как заказывал плату защиты, то балансир взял попутно.

Вторая плата куплена на таобао где-то полтора года назад, но все не находил времени протестировать её и вот решил совместить две платы в одном обзоре.

В качестве дополнительной информации расскажу то, о чем спрашивают чаще всего, что такое балансир, какие они бывают и чем отличаются.
Писать про то, зачем он нужен, думаю нет смысла, это понятно из названия, да и я уже как-то рассказывал.

Пассивная схема балансировки

И так, технически самый простой балансир — пассивный, его задача ограничить напряжение на тех элементах, которые заряжены больше других, работает он только при заряде, пропуская часть тока (или весь) через себя давая возможность зарядиться остальным ячейкам.
По понятным причинам такой балансир может работать только при заряде, а точнее, в конце заряда.

Понятно что ограничивать напряжение стабилитронами проблематично так как имеются свои технические проблемы, как минимум малый вариант выбора напряжений и разброс характеристик.
Можно заменить стабилитрон регулируемым, на базе TL431, но он маломощный, соответственно придется усилить его транзистором.

Такая схема обеспечивает очень высокую точность балансировки и может делать это за один цикл заряда, но есть как минимум две проблемы:

1. Из-за того что ток в цепи никогда не упадет, а просто будет идти либо через батарею, либо через балансир, то зарядное может отключаться только по таймеру.
2. А так как весь ток потом идет через балансир, то получаем огромное тепловыделение в конце заряда, что при больших аккумуляторных сборках вынуждает применять солидные системы охлаждения, понятно что речь встроить такой балансир в корпус батареи вообще не идет.

Пример балансира с параллельными стабилизаторами, рассчитанный на ток до 2А и сборки до 20S. В режиме максимальной мощности тепловыделение до 170Вт.

Но ведь хочется балансир встроить в саму батарею, а значит надо снижать тепловыделение, решается это установкой резисторов.
При достижении напряжения окончания заряда схема управления через резистор начинает шунтировать аккумулятор, пропуская часть тока через себя, в данном случае это резистор R1.

Подобные балансиры часто размещают сразу на платах защиты, найти их очень легко, обычно это несколько больших низкоомных резисторов размещенных рядом, при этом количество резисторов соответствует количеству подключаемых к плате аккумуляторов.

Фото 5S платы защиты, видны резисторы по 150Ом соединенные попарно, т.е. каждый балансир может нагружать током порядка 50-55мА.

Кроме того продаются отдельные платы, изготовленные под разное количество каналов, обычно это 4 или 8, если у вас сборка на 5-7 элементов то применяется плата на 8, лишние каналы просто не используются. У меня «в загашнике» как раз лежит несколько подобных плат.

Но даже это сильно не помогает, резисторы в конце заряда могут нагреваться до температур порядка 80 градусов, а при установке в корпус батареи температура может быть еще больше, а рядом литиевые аккумуляторы…

В общем из преимуществ имеем простоту и дешевизну, а из недостатков, малый ток балансировки, соответственно если разбег очень большой, то зарядное все равно «перетянет одеяло на себя». Чтобы этого не было, надо заряжать малыми токами, кроме того следует помнить, что балансир отбирает часть тока на себя и если у вас зарядное имеет отсечку по падению тока, то следует это учитывать.

Например ток заряда 1А, отсечка по падению до 50мА, при балансире на 60мА оно никогда не отключится, в этом случае выставляем отключение по току 50+60мА=110мА, тогда зарядное отключится по падению тока ниже 50мА именно черех аккумуляторы.

Активные балансиры

Чтобы обойти указанные выше проблемы придумали использовать схему с переносом энергии от одной ячейки к другой. Относительно простым является конденсаторный балансир, принцип предельно прост, сначала от аккумулятора с большим напряжением заряжаем конденсатор, а потом переключаем его на аккумулятор с меньшим напряжением.
В итоге заряженный аккумулятор постепенно отдает часть заряда менее заряженному, фактически таким образом элементы «виртуально» соединяются параллельно.

Задача схемы в конечном итоге уравнять потенциалы на клеммах ячеек. И здесь я отвечу на еще один частый вопрос, даже на два:
1. Такой балансир может перезарядить батарею? — Нет, он уравнивает потенциалы, также как при параллельном включении ячеек. Грубо говоря при двух элементах с напряжениями 3.5 и 3.7 вольта после балансировки будет 3.6 и 3.6.
2. Для разных аккумуляторов нужны разные балансиры? Нет, так как он просто уравнивает напряжение, то ему все равно какое оно там, главное чтобы сам контроллер мог работать. Потому обычно эти балансиры универсальны как для LTO, LiFePO4, так и для «обычных» Li-Ion.

В случае предыдущей схемы аккумуляторы можно просто соединить параллельно, но если надо балансировать последовательно включенные ячейки, то схема просто дополняется еще одним переключателем, сама же суть остается прежней.

Несколько лет назад я публиковал обзор, где делал плату заряда батареи 2S и размещал на той же плате и активный балансир на базе чипа 7660.

По сути данная микросхема не является балансиром, это просто формирователь отрицательного напряжения, но в данном случае можно использовать её и в таком, несколько нештатном применении.

Балансир маломощный, работает медленно, но у него есть преимущество, он работает всегда, сутками, месяцами.
Отчасти это является недостатком, так как схема постоянно потребляет энергию, хоть и не очень много, в моем случае это было не критично так как аккумуляторы имели индивидуальную защиту и переразряд им не грозит.

В итоге таблица балансировки за двое суток выглядела следующим образом.

Закономерный вопрос, а как производить балансировку если элементов больше двух. До точно также, просто в этом случае ставится больше балансиров, при этом их количество всегда на один меньше чем количество ячеек.

Первый балансир выравнивает напряжение на ячейках 1 и 2
Второй на 2 и 3
Третий на 3 и 4
Четвертый на 4 и 5.

Как можно понять их схемы, в итоге как бы не были распределены напряжения между ячейками, балансиры все равно приведут их к чему-то среднему, больше всего сложностей будет если максимальная разница у элементов 1 и 5, но даже в этом случае напряжение уравняется.

Современные конденсаторные балансиры конечно куда как покруче, специальные контроллеры, переводящие схему в спящий режим, полимерные конденсаторы, токи балансировки до 5А. Но и цены внушают, балансир 8S запросто может стоит порядка 25 долларов, а уж о цене монстра показанного ниже я боюсь и думать.

Из преимуществ, работает всегда, обеспечивает большой ток балансировки, но есть недостаток — цена.

Вторая разновидность активного балансира — индуктивный. По сути то же самое что и емкостной, но перенос энергии реализован чуть по другому, в качестве промежуточного накопителя используется индуктивности.

Преимущества почти те же что у емкостного, но ток обычно меньше, порядка 1-1.5А, зато цена заметно ниже.

И конечно вопрос, так что же все таки лучше. На мой взгляд естественно активный.
Дело в том, что в случае применения активного балансира вы фактически получаете общую емкость батареи без учета разницы между элементами, а при пассивном даже после балансировки все равно будете иметь только ту, которую имеет самый слабый элемент. Правда есть оговорка, результат напрямую зависит от мощности балансира и тока разряда.

Упрощенно, возьмем сборку из трех элементов, 1, 2 и 3Ач соединенных последовательно.
В случае с пассивным вы получите 1Ач так как даже после уравнивания при разряде ячейка 1Ач разрядится первой и плата защиты отключит нагрузку.
При активном заряд постоянно будет забираться у более заряженного элемента и отдаваться самому слабому и в теории можно получить усредненную емкость, в данном примере 2Ач, но КПД балансира конечно уменьшит этот результат.

Как это выглядит на практике. Работаете вы инструментом, потом пауза, пока батарея «отдыхает» балансир перекачивает энергию в самый слабый элемент, работаете дальше.
Есть и недостатки, при большом потреблении (например ИБП) помогать будет слабо, кроме того батарея в таком варианте изнашивается больше так как фактически идут циклы заряд/разряд. Но здесь уже вам решать, чем проще пожертвовать.

Альтернативные схемы балансировки
1. Вариант с отключением заряженных ячеек и выводом из схемы, встречал упоминания, но видимо сложности реализации и малый смысл свели на нет эту идею, тем более через коммутационные цепи идут и рабочий ток.
2. Заряд каждой ячейки независимым зарядным, по сути результат как при работе с транзисторным пассивным балансиром, хороший КПД, но те же недостатки в плане меньшей емкости и необходимость наличия многоканального блока питания. Как пример — зарядное устройство ImaxRC B3 PRO.
3. Балансировка при помощи DC-DC с гальванической развязкой, аналог активного балансира, но более сложный технически, соответственно смысла не имеет. Еще такой балансир называется двухуровневым так как он часто работает в паре с пассивным балансиром.

Как вы наверное уже догадались, речь пойдет о индуктивном балансире, две платы для 2-4S сборок и одна до 10S.

Количество ячеек, на которое рассчитан балансир, это максимальное значение, подключить можно и меньше, работать будет одинаково, просто платы на больше каналов стоят дороже.

В комплекте идут провода для подключения, к мелким платам двух цветов, общий черный, к ячейкам красные, у большой платы провода разноцветные, что немного удобнее.

Мелкие платы полностью идентичны, что неудивительно. Большая плата снизу матовая, даже немного непривычно, мелкие глянцевые.

На мелкой плате видны три балансира, довольно габаритные дроссели, заявленный ток балансировки 1.2А, максимальное напряжение каналов ограничено на уровне 4.3 вольта при помощи мелких стабилитронов, соответственно лучше не превышать его.

Большая плата имеет тот же заявленный ток в 1.2А, но контроллеры имеют другой корпус, да и дроссели явно поменьше. Плата универсальная, до 11S, одно место пустует. Также на этой плате имеется девять светодиодов индицирующих процесс балансировки соответствующих пар ячеек.
Кроме всего прочего эта плата покрыта приличным слоем защитного лака.

Обе платы построены на базе специализированного контроллера ETA3000.

В даташите есть типовая схема включения, там же указано что выпускается чип в двух вариантах корпуса, собственно это видно и на показанных платах. Первый тип, с квадратным чипом я и так знал, а на мелкой плате написано даже название контроллера.

И в данном случае это действительно чип изначально задуманный для схем балансировки, который умеет определять разницу напряжений на элементах, переходить в спящий режим для снижения потребления и даже показывать что идет процесс балансировки.

Также есть пример подключения нескольких контроллеров для больших сборок, но суть та же, что я показывал выше, каждый контроллер обслуживает батареи попарно: 1-2, 2-3, 3-4 и т.д.

Ток балансировки можно задавать в диапазоне 0. 1-2А, для чего есть таблица номиналов элементов.

Переходим к тестам.
Для проверки была взята сборка из четырех LiFePO4 ячеек с емкостью 5700мАч из этого обзора. Плата защиты с пассивным балансиром и чтобы не мешала, пришлось её отключить, естественно так делать нельзя, но все было под постоянным контролем.

Перед отключением платы сначала полностью зарядил батарею.
После этого отключил плату и отпаял провода от неё
Чтобы имитировать разбалансировку частично разрядил ячейки, а так как знал их емкость, то сделал просто, включил разряд током 5.5А с ограничением по времени, для первого аккумуляторы это было 38 минут, второй не разряжал, третий 19 минут и четвертый 57 минут. Соответственно получил ориентировочный процент заряда по ячейкам:
1. 35%
2. 100%
3. 70%
4. 5%

Два последних фото время разряда и «скачанная» емкость.

Напряжение на ячейках с первой по четвертую, здесь и далее на фото порядок будет одинаков.

Балансир подключался родными проводами, хотя для более быстрой работы лучше их либо укоротить, либо заменить на провода с большим сечением.

Плата в процессе греется, но не сказал бы что сильно, ниже три термофото, примерно через 5-10 минут после запуска, потом через час и еще через час. Максимально было 47 градусов, при этом грелись компоненты отвечающие за ячейки 4-3 и 2-3, явно шла активная «перекачка» со второй ячейки (полностью заряженной) к третьей, а потом к четвертой (почти полностью разряженной).
Следить перестал в 4 ночи, в пол десятого утра плата была холодной.

Тест продолжался долго, хотя как потом выяснилось, это и не было особо нужно, да и по графику вы это также поймете.
Через 34 часа после начала теста напряжение на ячейках выглядело следующим образом.

Далее было два эксперимента, сначала подключил вторую мелкую плату, через час никаких изменений, отключил её и подключил уже большую.

Так как отпаивал провода, то попутно проверил собственный ток потребления платы, по минусовой шине было 1.77мкА с редкими пиками до 6мкА, так работает автоматика платы, по шине В4 ток был чуть больше, 2. 14мкА, с такими же всплесками до 6мкА.

Погонял еще полтора часа, также никаких изменений. Вообще большую помощь здесь оказал мультиметр, позволяющий отслеживать изменения с разрешением до 0.1мВ.

Следующий тест, подключил конструкцию к зарядному устройству, но плату защиты оставил отключенной, для безопасности контролировал напряжение на втором элементе так как он был наименее разряжен.
Когда напряжение на аккумуляторе начало резко расти в конце заряда, то засветился первый светодиод на плате балансира, она начала «перекачивать» заряд в первую ячейку.
Через короткое время светилось уже три светодиода, энергия начала отбираться и на заряд остальных двух ячеек, третьей и четвертой. Обусловлено это тем, что у LiFePO4 очень ровная разрядная и зарядная кривые с резким спадом или падение в конце. Соответственно аккумулятор зарядился, напряжение стало резко расти, но на остальных оно отставало и плата начала «кормить» их.
На полный заряда второй ячейки ушло 1309мАч, напомню, в начале тесте он был полностью заряжен, соответственно это та емкость, которую плата «перекачала» остальным элементам. Но следует помнить, что средний процент заряда был еще ниже, часть энергии отбиралась и от третьего элемента с зарядом 70%.

Отключил заряд, некоторое время светились все три светодиода, через несколько минут погасло два, а еще через пару минут и последний выключился.

А теперь все в виде графика.
Красная стрелка, два часа после начала теста, интервалы по 30 мин.
Зеленая стрелка, 9 часов от начала теста, далее интервалы по часу, спустя семь часов интервалы делал по два часа.
Синяя стрелка, дополнительный заряд батареи до полного заряда второй ячейки и после этого еще 16 часов, сначала интервалы по пол часа, потом по часу-два и последний 6 часов.

Как можно видеть, долго следить смысла нет, буквально через несколько часов даже при большой разбалансировке напряжения «устаканиваются» и дальше изменения очень небольшие.

Примерно то же самое было показано в даташите, причем приведены два графика, в автономном режиме и во время заряда.
Указано что балансировка занимает 3 часа, но как вы понимаете, это зависит от тока балансира и емкости батареи.

Далее планировалось расширить эксперимент, для этого у меня лежала батарея от гироборда. Батарея собрана по схеме 10S2P и имеет емкость 4Ач. Но попала она ко мне порядком изношенной и тест, который я проводил примерно с год назад, показал емкость 2.2Ач, она и написана на батарее.
Подключил батарею к зарядному, но заряжалась она недолго и отключилась сама, сработала защита.

Идея эксперимента была такой:
1. Заряжаем батарею полностью
2. Разряжаем полностью, измеряем емкость
3. Опять полностью заряжаем.
4. Цепляем балансир, ждем несколько часов.
5. Ставим на заряд
6. Разряжаем и сравниваем емкость с п2.

Разрядилась батарея также довольно быстро, отдав при токе 4.4А всего 724мАч, ну да ладно, может так интереснее.
Зарядил опять до отключения платы защиты, ушло почти 800мАч.

Данная батарея была выбрана неспроста, во первых она 10S, что как раз подходит под балансир, во вторых у неё внутри есть плата защиты, а сами ячейки подключены через разъем. Правда есть нюанс, расположение контактов у батареи и балансира зеркальное, хотя размеры разъема одинаковые. Кстати товарищ который занимается подобными батареями сказал что так у них у всех, но у батарей для сигвея порядок контактов противоположный, т.е. как раз как у балансира.

Через меня прошло довольно много таких батарей и внутри они были примерно одинаковы.

Но видимо сегодня был не мой день, так как данная батарея имеет совершенно другую плату защиты, где разъем вообще не установлен, а выводы от ячеек припаяны к самой плате.

Ну ладно, подумал я и решил что так может даже и к лучшему, припаяю провода прямо к соединительной ленте от аккумуляторов. Но сначала надо было выяснить порядок подключения и куда паяться, а заодно измерить напряжения на аккумуляторах и здесь меня ждал второй облом, одна из веток оказалось в жестком КЗ. Я решил не отступать и попробовал «продавить» его большим зарядным током, хотя так категорически нельзя делать. Увы, даже при 18А токе ничего не изменилось, пара так и осталась закороченной.

Пришлось на этом эксперимент завершить, батарея у меня была одна.

Перед тем как перейти к выводам попробую немного пояснить, что я вообще получил при экспериментах и особенности применения данного типа балансиров.
Платы как и заявлено, обеспечивают разницу в пределах одной пары около 30мВ, но как всегда «есть один нюанс».
Дело в том, что одно дело разница в 30мВ для «обычных» литиевых аккумуляторов и совсем другое для LiFePO4. Ниже сравнительный график тестов двух типов батарей с одной емкостью и в одинаковых режимах.

Видно что у LiFePO4 он почти горизонтальный, потому для них 30мВ это большая разница в емкости, на вскидку легко около 10-20% в зависимости от участка кривой.
При этом у обычных литий-ионных напряжение падает почти линейно, соответственно эти же 30мВ дадут меньшую разницу в проценте заряда.

Если говорить упрощенно, то балансир гораздо лучше будет работать с обычными батареями, а не с LiFePO4, потому как малая разница напряжений не всегда говорит о малой разнице в емкости для этого типа батарей, думаю то же самое относится и к LTO.

Вот теперь выводы.
Могу сказать, что для «обычных» литий-ионных аккумуляторов балансир подойдет отлично, это видно даже без тестов просто по алгоритму работы. Работает быстро, греется мало, также имеет очень небольшой ток потребления в режиме ожидания. Но с LiFePO4 все заметно хуже и обусловлено это не столько качеством работы, сколько особенностью самих аккумуляторов, правда и тест был очень «жестокий», в реальности такой разброс (5-100%) встречается крайне редко.
Скорее всего я еще продолжу тесты и уж точно буду еще проверять с LiFePO4, которые пока ко мне в пути.

Балансир также хорошо будет работать в паре с пассивным, который размещен на плате защиты. Кстати, ни разу пока не встречал плат защиты со встроенным активным балансиром.
Ну а теперь мне очень хочется поиграться с конденсаторным балансиром, цена только расстраивает, четырехканальная версия стоит около 15 долларов.

На этом у меня все, надеюсь что было полезно.

$3.59 + доставка

Перейти в магазин

Аккумуляторы

— Балансировка большого блока аккумуляторов 18650

спросил

Изменено 4 года, 5 месяцев назад

Просмотрено 3к раз

\$\начало группы\$

Я планирую собрать аккумулятор ~60В, ~50А, 18650 для питания электродвигателя мощностью 2кВт. Я позвонил в несколько магазинов электроники, и оказалось, что я могу получить приличное количество старых аккумуляторов для ноутбуков бесплатно. Очевидная проблема заключается в том, что каждая ячейка будет иметь разный срок службы, емкость, сопротивление и т. д., поэтому нам нужен какой-то способ сбалансировать их.

Как мне сделать аккумулятор, который, вероятно, станет самым взломостойким из когда-либо существовавших, максимально надежным? Должен ли я купить несколько BMS и попытаться сбалансировать каждую отдельную ячейку? должен ли я сбалансировать каждую параллельную группу? я должен даже не пытаться попробовать это и выложить деньги на настоящие батареи?

  • аккумуляторы
  • зарядка аккумуляторов

\$\конечная группа\$

6

\$\начало группы\$

Вы, безусловно, можете повеселиться, выполняя этот проект. Разряженные батареи для ноутбуков все еще могут иметь несколько достаточно хороших элементов для сбора. Имейте в виду, однако, что внутренние ячейки не имеют никакой защиты, поэтому будьте осторожны, чтобы ничего не закоротить, что может привести к «быстрому сбросу огня».

Некоторые хакеры занимаются подобными проектами и дают свои советы, например, этот . В большинстве случаев прислушивайтесь к их советам на свой страх и риск, поскольку обычно их методы не подкреплены никакими тестами или исследованиями надежности/безопасности. Например, они смело будут подключать 18650 ячеек параллельно в большом количестве без каких-либо оговорок, что не делает их чрезмерно надежными и долговечными.

Для обзора некоторых проблем в этой области я только что нашел эту замечательную статью , которую я настоятельно рекомендую для начала.

Наконец, я боюсь, что вы не можете просто «выложить деньги на настоящие батареи» и ожидать, что ваш электровелосипед будет летать. Одна батарея не делает электромобиль. Вам понадобится полноценное решение для электромобиля, обеспечивающее управление питанием, рекуперацию при торможении и т. д., а также всевозможные инженерные решения.

\$\конечная группа\$

4

Зарегистрируйтесь или войдите в систему

Зарегистрируйтесь с помощью Google

Зарегистрироваться через Facebook

Зарегистрируйтесь, используя электронную почту и пароль

Опубликовать как гость

Электронная почта

Требуется, но никогда не отображается

Опубликовать как гость

Электронная почта

Требуется, но не отображается

Нажимая «Опубликовать свой ответ», вы соглашаетесь с нашими условиями обслуживания, политикой конфиденциальности и политикой использования файлов cookie

.

Li-Ion BMS — предварительная балансировка элементов

Советы по домашним ресурсам cell_prebalancing

Предварительная балансировка ячеек

Балансировочные элементы перед встраиванием их в батарею

Если батарея состоит из ячеек, которые начинаются с разных уровней SOC, BMS будет долго бороться, выполняя общую балансировку. (см. технический документ Сколько балансировать для обсуждения полной балансировки по сравнению с балансировкой обслуживания).

Решение состоит в том, чтобы предварительно сбалансировать элементы, прежде чем использовать их для сборки батареи.

Чтобы гарантировать, что все ячейки имеют один и тот же SOC, мы заставляем все ячейки иметь точно такое же OCV (напряжение разомкнутой цепи), потому что OCV напрямую связан с SOC.

Любое решение, которое требует электронного измерения для соответствия OCV ячеек, будет страдать от ограниченного разрешения измерения, тем фактом, что в литий-ионных батареях при средних уровнях SOC OCV не сильно меняется с SOC, и возможностью того, что напряжение на клеммах, возможно, еще не установилось на OCV, когда оно измерено.

Вместо этого здесь мы проинструктируем вас позволить простой физике уравновешивать клетки, без промежуточной электроники. чтобы исключить измерение как источник ошибки: физика состоит из: 1) прямого соединения между ячейками и 2) ожидания в течение некоторого времени, пока установится естественный ток.

Если вы соедините все ячейки напрямую параллельно друг другу, вы позволите их напряжениям выровняться. Напряжение на их клеммах будет одинаковым (поскольку они соединены параллельно), хотя изначально их OCV будут разными (поскольку изначально их уровни SOC разные), который вытеснит заряд из ячеек с более высоким SOC через общее соединение в ячейку с более низким SOC.
Сначала ток будет высоким (10 с или 100 с ампер), но вскоре будет экспоненциально затухать; ток снимает заряд с наиболее заряженных ячеек и помещает его в наименее заряженные. В конце концов (в течение нескольких часов или нескольких дней) SOC всех ячеек станет равным, поэтому все OCV будут равны (и равны напряжению на клеммах), и ток упадет практически до нуля.
В этот момент ячейки сбалансированы.

Для этого есть 2 подхода:

  • Промежуточный баланс (пассивный) предварительный баланс: просто соедините все ячейки напрямую параллельно: в итоге все ячейки будут сбалансированы в середине (это означает, что все они находятся в одном и том же SOC, и этот SOC включен). порядка 50 %)
  • Верхний баланс (активный), предварительная зарядка: то же, что и выше, но также подключение элементов к зарядному устройству, настроенному на максимальное напряжение элемента: в конце концов, все элементы будут сбалансированы по высшему разряду (это означает, что все находятся на 100 % SOC)

Обратите внимание, что ячейки со средним балансом не будут также сбалансированы вверху; это из-за различий в емкости клеток. Таким образом, пакет, построенный со среднесбалансированными ячейками, все равно придется балансировать, опять же, наверху, после первой зарядки (это потому, что типичная BMS выполняет верхнюю балансировку). Эта верхняя балансировка не займет столько времени, как если бы ячейки вообще не были сбалансированы, но все же займет некоторое время.

Подход среднего баланса проще. Но, опять же, BMS все равно придется балансировать ячейки.
Также при сборке батареи нельзя смешивать разные партии элементов, потому что у каждой партии свой SOC: использование элементов из разных партий приведет к тому, что батарея все еще нуждается в полной балансировке.

Подход с максимальной балансировкой (предварительной зарядкой) более сложен, но в итоге вы получите аккумулятор, который уже оптимально сбалансирован, поэтому он будет готов к использованию немедленно.
Кроме того, вы можете смешивать ячейки, которые были сбалансированы в разных партиях, потому что все они имеют 100 % SOC. 90–100 Подход с верхним балансом также более эффективен, потому что OCV ячейки изменяется быстрее при 100 % SOC, чем при средних уровнях SOC. Если остановить балансировку, когда OCV ячейки находится в пределах 10 мВ, при верхней балансировке уровни SOC будут в пределах менее 1 %, но при средней балансировке уровни SOC все еще могут быть разбалансированы на 10 %.

Вот несколько практических способов параллельного соединения ячеек в производственной среде.

В этих примерах мы предполагаем активный подход (максимальный баланс, предварительная зарядка), потому что он лучше.

Построить балансировочную коробку

  • Изготовьте 5-гранный ящик из очень жесткого непроводящего материала, высотой, равной высоте ячеек (2,5 дюйма, 65 мм), и достаточно большой, чтобы вместить большое количество ячеек.
  • Поместите на его дно проводящую поверхность (например, луженый медный лист)
  • Сделать крышку для коробки из очень жесткого непроводящего материала с упругой проводящей поверхностью (например, из тонкого листа луженой меди с вспененной резиной под ним)
  • Добавьте застежки, чтобы удерживать крышку на коробке.
  • Добавьте соединения к токопроводящей пластине в нижней части коробки и к токопроводящей пластине на крышке
  • Подсоедините эти разъемы к источнику питания CCCV, способному выдавать не менее 10 А (но больше похоже на 100 А), напряжение ограничено до 3,6 В (для LiFePo4), 4,0 В (для элементов Thundersky) или 4,2 В (для LiPo и Cobalt). клетки).
  • Установите коробку под углом 45 градусов

Используйте балансировочную коробку во время производства

  • Когда вы получите партию элементов, поместите их в коробку в одном направлении (в соответствии с направлением источника питания CCCV).
  • Когда ящик наполнится, закройте крышку, чтобы все ячейки были соединены параллельно
  • Крышка завершает параллельное соединение между всеми ячейками, а упругость проводящего листа обеспечивает надежность всех соединений.
  • Подождать заданное время, а лучше, пока ток зарядного устройства не упадет до 0 Ампер
  • Снимите крышку и вытащите элементы, так как теперь они готовы к встраиванию в аккумулятор.

Построить балансирующую сеть