Батарея литий ионная. Литий-ионные аккумуляторы: преимущества, недостатки и особенности эксплуатации

Какие основные преимущества литий-ионных аккумуляторов. Какие у них есть недостатки. Как правильно эксплуатировать литий-ионные батареи, чтобы продлить срок их службы. Где применяются литий-ионные аккумуляторы и почему они так популярны.

Содержание

Основные преимущества литий-ионных аккумуляторов

Литий-ионные аккумуляторы обладают рядом важных преимуществ по сравнению с другими типами перезаряжаемых батарей:

  • Высокая плотность энергии — позволяют создавать компактные и легкие батареи большой емкости
  • Низкий саморазряд — долго держат заряд при хранении
  • Отсутствие эффекта памяти — не требуют полной разрядки перед зарядкой
  • Большое количество циклов заряда/разряда — до 1000 и более
  • Широкий диапазон рабочих температур
  • Быстрая зарядка — до 80% емкости за 1-2 часа

Благодаря этим достоинствам литий-ионные аккумуляторы получили широкое распространение в портативной электронике, электромобилях, системах накопления энергии.

Недостатки литий-ионных батарей

Несмотря на множество преимуществ, у литий-ионных аккумуляторов есть и некоторые недостатки:


  • Высокая стоимость производства
  • Деградация при хранении и эксплуатации
  • Риск возгорания при повреждении или неправильной эксплуатации
  • Чувствительность к глубоким разрядам
  • Необходимость использования системы контроля и управления (BMS)

Однако производители постоянно работают над устранением этих недостатков и повышением безопасности литий-ионных батарей.

Особенности эксплуатации литий-ионных аккумуляторов

Чтобы продлить срок службы литий-ионной батареи и обеспечить ее безопасную работу, следует соблюдать ряд правил:

  1. Не допускать глубокого разряда аккумулятора (ниже 20% емкости)
  2. Избегать полного заряда до 100% — оптимально заряжать до 80-90%
  3. Хранить при комнатной температуре с зарядом 40-50%
  4. Не допускать перегрева батареи выше 45°C
  5. Использовать только оригинальные зарядные устройства

При соблюдении этих рекомендаций литий-ионный аккумулятор прослужит максимально долго и безопасно.

Области применения литий-ионных аккумуляторов

Благодаря своим преимуществам, литий-ионные батареи нашли применение во многих сферах:


  • Смартфоны, ноутбуки, планшеты и другая портативная электроника
  • Электромобили и гибридные автомобили
  • Электровелосипеды и электросамокаты
  • Системы накопления энергии для солнечных и ветряных электростанций
  • Источники бесперебойного питания
  • Бытовые электроинструменты

Сфера применения литий-ионных аккумуляторов постоянно расширяется по мере совершенствования технологии и снижения стоимости производства.

Перспективы развития литий-ионных батарей

Исследователи и производители продолжают работу над улучшением характеристик литий-ионных аккумуляторов. Основные направления развития:

  • Повышение удельной емкости и плотности энергии
  • Увеличение срока службы и количества циклов заряда/разряда
  • Сокращение времени зарядки
  • Повышение безопасности и снижение риска возгорания
  • Уменьшение стоимости производства

В ближайшие годы ожидается появление новых типов литий-ионных аккумуляторов с улучшенными характеристиками, что сделает их еще более привлекательными для широкого спектра применений.

Экологические аспекты использования литий-ионных батарей

Литий-ионные аккумуляторы имеют ряд экологических преимуществ по сравнению с другими типами батарей:


  • Не содержат токсичных тяжелых металлов (свинец, кадмий, ртуть)
  • Имеют длительный срок службы, что снижает количество отходов
  • Поддаются переработке и вторичному использованию

Однако существуют и некоторые экологические проблемы, связанные с производством и утилизацией литий-ионных аккумуляторов:

  • Добыча лития и других компонентов может наносить ущерб окружающей среде
  • Переработка литий-ионных батарей требует специальных технологий
  • Неправильная утилизация может привести к загрязнению почвы и воды

Для решения этих проблем необходимо развивать экологически чистые методы добычи сырья и совершенствовать технологии переработки отработанных аккумуляторов.

Сравнение литий-ионных аккумуляторов с другими типами батарей

Рассмотрим, как литий-ионные аккумуляторы соотносятся с другими распространенными типами перезаряжаемых батарей:

ПараметрЛитий-ионныеНикель-металлогидридные (NiMH)Свинцово-кислотные
Плотность энергииВысокаяСредняяНизкая
Срок службы (циклы)500-1000+300-500200-300
СаморазрядНизкийВысокийСредний
Эффект памятиОтсутствуетСлабо выраженОтсутствует
СтоимостьВысокаяСредняяНизкая

Как видно из сравнения, литий-ионные аккумуляторы превосходят другие типы по большинству параметров, что объясняет их растущую популярность.



Публикации в СМИ ООО “Рэнера”

1. Литий-ионные батареи пожаро- и взрывоопасны
Данный миф обязан своим появлением нескольким широко растиражированным СМИ случаям возгорания различных устройств с литий-ионными аккумуляторами.

К счастью, технический прогресс не стоит на месте, и литий-ионные аккумуляторы становятся безопаснее. Этому способствуют как изменения в химическом составе аккумуляторов, так и развитие систем контроля и управления батареей.
Основной причиной возгорания литий-ионных аккумуляторов первого поколения было наличие в их составе металлического лития в качестве материала анода. На таком аноде в процессе многократных циклов зарядки/разрядки возникали пространственные образования (дендриты), которые прорастали, подобно деревьям, от анода к катоду и прокалывали сепаратор, что приводило к замыканию электродов и, как следствие, выходу аккумулятора из строя, а в редких случаях – к возгоранию или взрыву. Похожие процессы происходили внутри аккумуляторов на основе оксида кобальта, но возникали они лишь в случае нарушения условия эксплуатации – при перезарядке ячеек.
В современных аккумуляторах от этих недостатков получилось избавиться. Во-первых, материал анода был заменён на графит. Графит в литий-ионных аккумуляторах используют благодаря его способности его пористой структуры улавливать и удерживать литий. Во-вторых, были значительно улучшены системы управления процессами заряда, что не позволяло доводить аккумулятор до опасных состояний. В случае отклонения каких-либо параметров от допустимых, аккумулятор отключался либо от зарядного устройства, либо от своей нагрузки.
Усовершенствование литий-ионных аккумуляторов продолжается и по сей день. Например, некоторые современные виды литий-ионных аккумуляторов не подвержены возгоранию и взрыву даже будучи проткнуты насквозь металлическим предметом. Такое повреждение считается самым «жёстким» краш-тестом для аккумуляторов, так как оно приводит к короткому замыканию внутри ячейки.
Таким образом, литий-ионные аккумуляторы сегодня – это современные, надёжные и компактные источники энергии, которые используются повсеместно и ежедневно, не представляя угрозу нашей безопасности. Этому способствует непрекращающийся процесс модернизации аккумуляторов, проверенные алгоритмы системы контроля и управления батареей и накопленный опыт предыдущих ошибок за уже почти тридцатилетнюю эксплуатацию литий-ионных аккумуляторов.

2. Литий-ионные батареи дороже свинцово-кислотных
Данное утверждение хоть и не является мифом, но не до конца правдиво. Действительно, на данном этапе развития технологий капитальные затраты на приобретение систем накопления энергии с литий-ионными батареями могут в 2-4 раза превышать капитальные затраты на приобретение тех же систем со свинцово-кислотными батареями.
Однако, как показывают результаты опытной эксплуатации и расчётов, проведённых на экономических моделях, совокупная стоимость владения систем хранения энергии с литий-ионными батареями ниже, чем у тех же систем со свинцово-кислотными батареями.

Данный эффект достигается за счёт следующих преимуществ литий-ионных батарей перед свинцово-кислотными:
• более редкая замена аккумуляторов: срок службы до 20 лет против 2-6 лет у свинцово-кислотных;
• практически полное отсутствие затрат на обслуживание;
• более высокая плотность энергии: до 300 Вт×ч/кг против 50 Вт×ч/кг у свинцово-кислотных;
• как следствие высокой плотности энергии, меньше занимаемая площадь и масса готового решения;
• отсутствие эффекта памяти;
• высокая скорость зарядки с меньшими потерями: до 1-2 часов с КПД 93% против 4-10 часов с КПД 64% у свинцово-кислотных батарей;
• продвинутые возможности мониторинга и управления батареей.
Благодаря совокупности этих факторов, приобретение и установка литий-ионных батарей может стать выгоднее использования свинцово-кислотных уже начиная со 2 года эксплуатации. Стоит отметить, что срок окупаемости капитальных затрат зависит от конкретного применения и может быть как меньше, так и больше указанного.
Помимо этого, следует помнить, что удельная стоимость кВтч энергии, запасаемой литий-ионными батареями, ежегодно снижается. Это делает технологию более доступной, позволяя создавать на её основе более безопасные, надёжные и удобные в эксплуатации системы накопления энергии.

3. Литий-ионные батареи не работают на холоде
Этот миф, как и миф об пожаро- и взрывоопасности литий-ионных аккумуляторов, пришёл из области мобильной техники. Все помнят времена, когда телефоны на сильном морозе очень быстро теряли свой заряд. Действительно, отдельная ячейка аккумулятора подвержена воздействию отрицательных температур, т.к. при температурах ниже 0 градусов Цельсия отдаваемая ёмкость может уменьшаться на величину до 20-40%.

Очевидно, что одно из основных требований к батареям портативной техники – это её компактность и низкий вес. Телефоны и прочая техника становятся меньше и легче с каждым поколением, а их энергопотребление как минимум не снижается. Данная особенность применения литий-ионных аккумуляторов не позволяет оборудовать их системой термостатирования, необходимой для защиты батареи от температурных воздействий окружающей среды.
Совсем по-другому дело обстоит в технике покрупнее: электротранспорте и стационарных системах накопления энергии. Размеры и масса батарей в такой технике играют не последнюю роль, но всё же увеличенные размеры своей техники позволяют укомплектовать батарею вышеупомянутой системой термостатирования, жертвуя частью производительности ради универсальности применения. Система термостатирования предназначена для поддержания в батарейном отсеке оптимальной температуры для литий-ионных аккумуляторов – от 0 до 25 градусов Цельсия. Системы термостатирования могут быть представлены в виде системы охлаждения, системы нагрева или комбинации этих систем.
Доказательством эффективности работы вне зависимости от погодных условий современных литий-ионных батарей служит непрекращающийся рост продаж электромобилей, в том числе в северных странах – Норвегии, Дании, Финляндии. Также современные стационарные системы на основе литий-ионных батарей обеспечивают бесперебойное питание вне зависимости от погодных условий в самых разных уголках России – от крайнего севера до жаркого юга.
Современные литий-ионные батареи – это не просто аккумуляторная ячейка, а целый комплекс обеспечения эффективного и безопасного использования запасённой электрической энергии. Литий-ионные батареи нашего времени при правильном устройстве системы способны работать в любых погодных условиях – от минус 60 до 50 градусов Цельсия. Именно комплексные решения в одном корпусе делают литий-ионные батареи технологией будущего.

Литий-ионные аккумуляторы и батареи — АО Верхнеуфалейский завод Уралэлемент

Аккумулятор IFR50/320 ИПЮН.563361.005 ТУ

Литий-железофосфат (LiFePO4)/графит

Характеристики

Номинальное напряжение, В3,2
Номинальная емкость, А ч27
Условия заряда
Номинальный ток, А13,5
Максимальный ток, А27
Конечное напряжение, В3,6
Условия разряда
Номинальный ток, А13,5
Максимальный ток, А270
Конечное напряжение, В2,5
 
Гарантийная наработка, циклов1000
Рабочая температура, °С при заряде 15 ~ 25
Рабочая температура, °С при разряде -10 ~ 50
Диаметр, мм50+0,8 -0,3
Длина, мм360+2 -3
Максимальная масса, кг1,5

Разрядные характеристики


Аккумулятор ICR50/160 ИПЮН.
563361.006 ТУ

Литированный оксид кобальта (LiCoO2)/графит

Характеристики

Номинальное напряжение, В3,6
Номинальная емкость, А ч20
Условия заряда
Номинальный ток, А10
Максимальный ток, А20
Конечное напряжение, В4,2
Условия разряда
Номинальный ток, А10
Максимальный ток, А200
Конечное напряжение, В2,75
 
Гарантийная наработка, циклов400
Рабочая температура, °С при заряде 15 ~ 25
Рабочая температура, °С при разряде -20 ~ 50
Диаметр, мм50+0,8 -0,3
Длина, мм237+2 -3
Максимальная масса, кг0,9

Разрядные характеристики


Аккумулятор ITCR50/260 ИПЮН.
563361.029 ТУ

Литированный оксид кобальта (LiCoO2)/титанат лития (LiTi5O12)

Характеристики

Номинальное напряжение, В2,0 — 2,3
Номинальная емкость, А ч25
Условия заряда
Номинальный ток, А25
Конечное напряжение, В2,8
Условия разряда
Номинальный ток, А25
Максимальный ток, А125
Конечное напряжение, В1,5
 
Гарантийная наработка, циклов1000
Рабочая температура, °С при заряде -40 ~ 60
Рабочая температура, °С при разряде -40 ~ 60
Диаметр, мм50+0,8 -0,3
Длина, мм299+2 -3
Максимальная масса, кг1,24

Разрядные характеристики


Аккумулятор ЛИЦ-1,8 ИПЮН.
563361.047ТУ

Литированный оксид кобальта (LiCoO2)/графит

Характеристики

Номинальное напряжение, В3,6
Номинальная емкость, А ч1,8
Условия заряда
Номинальный ток, А0,9
Конечное напряжение, В4,2
Условия разряда
Номинальный ток, А0,9
Максимальный ток, А4
Конечное напряжение, В2,75
 
Гарантийная наработка, циклов500
Рабочая температура, °С при заряде 15 ~ 25
Рабочая температура, °С при разряде -40 ~ 60
Диаметр, мм18 ±0,5
Длина, мм65 ±0,5
Максимальная масса, кг0,07

Аккумулятор ЛИЦ-2,2 ИПЮН.
563361.064ТУ

Литий-никель-кобальт оксид алюминия (NCA)/графит

Характеристики

Номинальное напряжение, В3,7
Номинальная емкость, А ч2,2
Условия заряда
Номинальный ток, А0,44
Максимальный ток, А1,1
Конечное напряжение, В4,3
Условия разряда
Номинальный ток, А1,1
Максимальный ток, А4,4
Конечное напряжение, В2,75
 
Гарантийная наработка, циклов500
Рабочая температура, °С при заряде 15 ~ 25
Рабочая температура, °С при разряде -40 ~ 60
Диаметр, мм18 ±0,5
Длина, мм65 ±0,5
Максимальная масса, кг0,05

Аккумулятор ЛИЦ-2,8 ИПЮН.
563361.064ТУ

Литий-никель-кобальт оксид алюминия (NCA)/графит

Характеристики

Номинальное напряжение, В3,7
Номинальная емкость, А ч2,8
Условия заряда
Номинальный ток, А0,56
Максимальный ток, А1,4
Конечное напряжение, В4,3
Условия разряда
Номинальный ток, А1,4
Максимальный ток, А5,6
Конечное напряжение, В2,75
 
Гарантийная наработка, циклов500
Рабочая температура, °С при заряде 15 ~ 25
Рабочая температура, °С при разряде -40 ~ 60
Диаметр, мм18 ±0,5
Длина, мм65 ±0,5
Максимальная масса, кг0,05

литиевых аккумуляторов | Большая Батарея

Дни

Часы

Минуты

Секунды

Посмотреть промо-предложения Eagle

Литий-ионные комплекты «все в одном»

Мы знаем, что может быть сложно настроить домашнюю систему электропитания, когда доступен миллион различных компонентов и аксессуаров. BigBattery стремится избежать путаницы при совершении покупок с помощью наших новых наборов «Все в одном». Эти комплекты для модернизации литий-ионных аккумуляторов представляют собой универсальное решение для быстрого и безболезненного запуска и запуска вашей системы питания!

Непревзойденная мощность в ваших руках

Нужен доступный способ создания мощной автономной солнечной системы? Не ищите ничего, кроме RHINO от BigBattery. Эта батарея LiFePO4 48 В, 14 кВт/ч обладает повышенной емкостью, долговечностью и безопасностью по сравнению с альтернативными решениями. Он также имеет на 500 ватт-часов больше, чем Powerwall 2, и на 200 % больший срок службы. Этот блок не составит труда для тех, кто хочет построить элегантную энергетическую систему!

Модернизация нашей тележки для гольфа с максимальной вместимостью

48-вольтовая тележка для гольфа Falcon Elite — новейшее решение, разработанное мастерской BigBattery. Эта батарея LiFePO4 имеет емкость более 3 кВтч, литиевые элементы класса А и внутренний огнетушитель. Это обновление обеспечит вам безопасную, надежную и долговечную электроэнергию. Получите комплекты мощностью от 6 кВтч до 12 кВтч и оставьте беспокойство о диапазоне дома. Идите дальше и быстрее с комплектами 48V Falcon Elite!

❮ ❯