Как устроен монтажный блок ВАЗ 21099. Какие бывают неисправности монтажного блока. Как правильно демонтировать и заменить монтажный блок ВАЗ 21099. Как обслуживать монтажный блок, чтобы продлить срок его службы.
Устройство и назначение монтажного блока ВАЗ 21099
Монтажный блок является важным элементом электрооборудования автомобиля ВАЗ 21099. Он выполняет следующие основные функции:
- Объединяет всю электропроводку автомобиля в единую систему
- Защищает электрооборудование от коротких замыканий и скачков напряжения
- Распределяет электропитание между различными потребителями
Конструктивно монтажный блок ВАЗ 21099 состоит из следующих элементов:
- Пластиковый корпус с крышкой
- Инженерная плата с контактами
- Предохранители различного номинала
- Реле
Расположен монтажный блок в моторном отсеке, рядом с моторедуктором стеклоочистителей, со стороны водителя. Существует два основных типа монтажных блоков, устанавливавшихся на ВАЗ 21099:
- Старого образца с маркировкой 17.3722 (до 1998 года выпуска)
- Нового образца с маркировкой 2114-3722010-60 (после 1998 года)
Основное отличие нового блока — наличие плавких предохранителей вместо обычных. Также в новом блоке отсутствуют некоторые реле, имевшиеся в старой версии.
Основные неисправности монтажного блока ВАЗ 21099
Монтажный блок является довольно надежным узлом, но со временем могут возникать различные неисправности. Рассмотрим наиболее распространенные из них:
Перегорание предохранителей
Это самая частая проблема. Предохранители перегорают при коротких замыканиях или превышении допустимой нагрузки в цепи. Как определить перегоревший предохранитель? Достаточно осмотреть его на просвет — у исправного видна целая металлическая перемычка, у перегоревшего она будет разорвана.
Выход из строя реле
Реле могут выходить из строя из-за естественного износа контактов или механических повреждений. Неисправное реле обычно не включается или наоборот, остается постоянно включенным.
Повреждение токопроводящих дорожек
Из-за вибраций, перегрева или попадания влаги могут нарушаться токопроводящие дорожки на плате монтажного блока. Это приводит к нарушению работы отдельных цепей.
Окисление и загрязнение контактов
Со временем на контактах образуется налет окислов, ухудшающий проводимость. Грязь и влага также могут нарушать контакт в разъемах.
Механические повреждения
При неаккуратном обращении возможны механические повреждения корпуса, крышки или внутренних элементов блока.
Признаки неисправности монтажного блока ВАЗ 21099
Как определить, что проблема связана именно с монтажным блоком? Вот основные признаки:
- Не работает часть электрооборудования (фары, стеклоподъемники, вентилятор и т.д.)
- Периодически пропадает питание на отдельных потребителях
- Быстро разряжается аккумулятор
- Часто перегорают предохранители
При появлении подобных симптомов в первую очередь следует проверить монтажный блок.
Диагностика неисправностей монтажного блока
Для выявления проблем с монтажным блоком можно использовать следующие методы диагностики:
Визуальный осмотр
Позволяет обнаружить видимые повреждения, следы влаги или перегрева, а также выявить перегоревшие предохранители.
Проверка мультиметром
С помощью мультиметра проверяется целостность цепей, напряжение на выходах, сопротивление контактов.
Проверка работы реле
Путем подачи питания на управляющие контакты проверяется срабатывание реле.
Нагрузочное тестирование
Под нагрузкой проверяется работоспособность отдельных цепей монтажного блока.
Правильная диагностика позволяет точно определить причину неисправности и выбрать оптимальный способ ремонта.
Замена и ремонт монтажного блока ВАЗ 21099
В зависимости от выявленной неисправности может потребоваться замена отдельных элементов или всего монтажного блока целиком. Рассмотрим основные варианты ремонта:
Замена предохранителей
Самая простая операция, не требующая особых навыков. Важно устанавливать предохранители того же номинала, что и перегоревшие.
Замена реле
Также несложная процедура. Старое реле извлекается из гнезда, на его место устанавливается новое аналогичного типа.
Ремонт токопроводящих дорожек
Требует навыков пайки. Поврежденные дорожки восстанавливаются с помощью проводников или специальной токопроводящей пасты.
Чистка контактов
Производится с помощью специальных очистителей или мелкой наждачной бумаги. После чистки контакты обрабатываются токопроводящей смазкой.
Полная замена монтажного блока
При серьезных повреждениях может потребоваться замена всего блока целиком. Это более сложная операция, требующая аккуратности при отсоединении и подключении проводов.
Процедура замены монтажного блока ВАЗ 21099:
- Отключить аккумулятор
- Снять крышку блока
- Отсоединить все разъемы
- Открутить крепежные болты
- Извлечь старый блок
- Установить новый блок
- Подключить разъемы согласно схеме
- Закрепить блок и установить крышку
- Подключить аккумулятор и проверить работу
Профилактика неисправностей монтажного блока
Чтобы избежать проблем с монтажным блоком, рекомендуется проводить следующие профилактические мероприятия:
- Регулярно проверять состояние предохранителей и реле
- Очищать блок от пыли и грязи
- Обрабатывать контакты специальными составами
- Защищать блок от попадания влаги
- Не допускать механических повреждений
- Своевременно устранять неисправности в электрооборудовании автомобиля
Соблюдение этих простых правил позволит значительно продлить срок службы монтажного блока ВАЗ 21099.
Особенности монтажных блоков на разных модификациях ВАЗ 21099
Монтажные блоки на различных модификациях ВАЗ 21099 могут иметь некоторые отличия. Основные варианты:
ВАЗ 21099 карбюратор
Имеет более простую схему с меньшим количеством предохранителей и реле. Отсутствуют цепи, связанные с системой впрыска топлива.
ВАЗ 21099 инжектор
Более сложная схема с дополнительными предохранителями и реле для системы управления двигателем. Добавлены цепи топливного насоса, форсунок, датчиков.
ВАЗ 21099 с ГБО
Может иметь дополнительные предохранители и реле для газобаллонного оборудования. Часто устанавливается отдельный блок предохранителей для ГБО.
При замене монтажного блока важно учитывать особенности конкретной модификации автомобиля и устанавливать подходящий вариант.
Монтажный блок ВАЗ 21099: неисправности, способы устранения
Электрооборудование в любом автомобиле устроено так, что все важные элементы взаимосвязаны между собой и объединены в одну цепь. Основными звеньями в этой цепи являются аккумулятор, генератор и монтажный блок. Причем монтажный блок ВАЗ 21099 служит защитником всей электроцепи.
Содержание
- Неисправности монтажного блока и их устранение
- Электросхемы ВАЗ 2109
- Демонтирование монтажного блока
- Поломки аккумулятора и генератора
- Особенности обслуживания монтажного блока
- Мнение эксперта
Вернуться к оглавлению
Неисправности монтажного блока и их устранение
Вот так выглядит этот блок
Коробка предохранителей может отличаться по году выпуска и, соответственно, по серийному номеру. Естественно, больше всего отличаются между собой ВАЗ 21099 инжектор и ВАЗ 21099 карбюратор. Схема ВАЗ 21099: монтажный блок имеет вентилятор охлаждения радиатора, который подключается разными способами.
Неисправности монтажного блока на автомобиле ВАЗ 21099.
- Перегорание предохранителей. Проблема решается обычной заменой перегоревшего предохранителя на новый. Но иногда требуется заменить весь блок. Снять старый и установить новый не составляет особого труда. Главное здесь — изучить пошаговую инструкцию и руководствоваться ею.
- Поломка реле. Если замена предохранителей не помогает справиться с проблемой, то прежде чем проверять всю цепь питания, необходимо убедиться в исправности реле. На автомобилях ВАЗ 21099 ремонт реле занимает немного времени, так как деталь легко снимается и не требует пайки.
- Непригодность токопроводящих дорожек. Выявить причину поломки в токопроводящих дорожках достаточно трудно. Проблему устраняют опытные электрики, так как любое ошибочное действие может стать привести к выходу из строя всего монтажного блока.
- Повреждения контактов. Коррозия, загрязнение относятся к простым проблемам. Достаточно почистить контакты монтажного блока, чтобы все заработало. Но если контакт отломился, даже пайка не сможет его спасти. Здесь решение только одно — заменить весь блок предохранителей.
Предохранители монтажного блока на машине ВАЗ 21099 отвечают также за безопасную работу аккумулятора и генератора.
Аккумулятор и генератор — это 2 источника тока в автомобиле. Аккумулятор подает ток к выключенным узлам машины. Первым делом он позволяет запустить стартер, который в свою очередь запускает двигатель. Генератор работает во время функционирования мотора и заряжает аккумулятор. Таким образом, аккумулятор и генератор плотно взаимодействуют между собой, обеспечивая качественную эксплуатацию автомобиля.
В любом автомобиле монтажный блок море предназначен для объединения всей электропроводки. Предохранители защищают электрооборудование от неисправностей, связанных с коротким замыканием или резким скачком напряжения.
Вернуться к оглавлению
Электросхемы ВАЗ 2109
«Девятки» делятся на те, что были выпущены до 1998 года, и на те, что после. Соответственно, машины тогда комплектовались разными монтажными блоками предохранителей. На первых моделях маркировка была 17.3722. Конструктивно блок состоит из корпуса с крышкой и инженерной платы, к которой припаяны контакты проводов, куда вставляются предохранители и реле.
На новых моделях «девятки», а также на всех вариантах семейства Самара 2 устанавливался узел нового образца с маркировкой 2114-3722010-60. Главная особенность заключается в наличии плавких предохранителей. На тип установленного монтажного блока не влияет разновидность впрыска топлива, инжектор или карбюратор, а значит, монтажные блоки на разных типах двигателя могут быть идентичными.
Блок находится в моторном отсеке, рядом с моторедуктором стеклоочистителей, со стороны водителя. В зависимости от маркировки блоки отличаются друг от друга расположением деталей, силой тока и отсутствием в новом блоке реле электродвигателя вентилятора СОД, а также реле времени стеклоомывателя на заднем стекле.
Вернуться к оглавлению
Демонтирование монтажного блока
Когда выходит из строя электрооборудование, всегда нужно начинать поиск с проверки предохранителей и реле. Однако также надо помнить, что перегорают они сами по себе редко, всегда есть причина. Если ее не устранить, после замены новый предохранитель быстро перегорит. Снять и заменить реле или предохранитель может каждый, здесь не нужны особые навыки.
Алгоритм действий.
- Открыть капот и снять минусовую клемму с аккумулятора (это нужно делать при любой работе с электрооборудованием, чтобы не допустить замыкания).
- Отжать фиксаторы крышки и снять её.
- На обратной стороне крышки находится схема расположения каждого предохранителя и реле. По этой схеме или по приведенным выше таблицам найти нужную деталь.
- Специальными щипцами извлечь перегоревший элемент и установить на его место исправный.
Что касается реле, то их легко достать рукой. Определить неисправный предохранитель несложно. Визуально можно обнаружить металлическую нить внутри. Если она расплавлена, он неисправен. Оплавляясь, нить разрывает электрическую цепь. Таким образом, электрооборудование не перегорает от короткого замыкания или высокого напряжения. После замены надо установить крышку на место, подсоединить минусовую клемму и проверить работоспособность нужного элемента электрооборудования.
Вернуться к оглавлению
Поломки аккумулятора и генератора
Генератор на автомобиле
При неисправности аккумулятора или генератора в первую очередь проверяют целостность отвечающих их работу предохранителей в монтажном блоке.
Если генератор на ВАЗ 21099 не дает зарядку, этому могут быть следующие причины.
- Выход из строя подшипника. О данной проблеме свидетельствует посторонний шум во время работы генератора. Устранить неполадку достаточно просто. Нужно снять генератор, разобрать его, сменить подшипник, снова собрать и установить на место.
- Разрыв ремня, которым генератор соединяется с двигателем. Длительное использование автомобиля приводит к износу ремня, и он в итоге может оборваться. Заменить ремень можно практически в полевых условиях, и это не занимает много времени.
- Уменьшение напряжения на «выходе». Об этой неисправности хозяина ВАЗ 21099 должна оповестить загоревшаяся лампа на приборной панели. Причиной могут стать износившиеся щетки или нарушения контакта обмотки с ротором. Устранение проблемы зависит от того, что ее вызвало.
- Возрастание напряжения на «выходе». По этой причине, как правило, сгорают предохранители. А виной тому выход из строя диодного моста генератора.
Часто владельцы ВАЗ 21099 сталкиваются с такой проблемой: генератор не дает зарядку на аккумуляторную батарею. Обычно это связано с проводной системой, идущей от генератора к аккумулятору.
Если генератор не дает зарядки, для выявления неисправности необходим специальный мультиметр. Этот аппарат измеряет напряжение. Если аккумулятор получает зарядку, то на приборе появляются цифры от 13,4 до 14,6. Если же генератор не дает ее, то напряжение на мультиметре будет составлять ровно 12 В.
Устранить проблему отсутствия заряда в аккумуляторной батарее от генератора можно несколькими способами.
- Натяжение ремня. Нельзя допускать излишнего провисания ремня. Если ремень не удается натянуть так, как нужно, стоит просто заменить его на новый.
- При износе щеток осуществляют их замену.
- Если причина в предохранителе, его следует заменить в монтажном блоке. За генератор отвечает предохранитель под номером F10.
Если причиной всех неисправностей генератора, аккумулятора и других звеньев электроцепи являются перегоревшие предохранители в монтажном блоке, их нужно заменить на новые.
Для этого следует открыть крышку блока, при помощи специального пинцета вынуть из своих ячеек перегоревшие предохранители, а на их место установить рабочие. Следует учитывать напряжение каждого предохранителя и менять детали на точно такие же. Они, как правило, разного цвета, имеют напряжение от 1 до 100 А, но основными являются предохранители на 5-30 А.
Для выявления перегоревшего предохранителя необходимо просто посмотреть на него на свет. Через прозрачный корпус будет заметна перегоревшая перемычка.
Вернуться к оглавлению
Особенности обслуживания монтажного блока
Иногда в автомобиле требуется полная замена неисправного монтажного блока. С этим делом легко можно справиться своими силами. Достаточно обзавестись требуемым инструментом, схемой и получить необходимые знания.
В автомобилях ВАЗ 21099 монтажный блок меняется в несколько действий.
- Открутить и снять крышку.
- Снять кожух с колодки (с проводами), затем отсоединить и саму колодку.
- Открутить непосредственно сам блок, приподнять его и отсоединить все колодки на нем. На этом этапе желательно запоминать или схематично зарисовывать, что откуда отсоединяется.
- Теперь новый блок устанавливается на место старого, все провода подсоединяются по схеме.
Ремонт блока предохранителей
Из-за того, что на автомобиле ВАЗ 21099 блок предохранителей находится в очень неудачном месте и часто причиной его неисправности является намокание, нужно особо внимательно следить за защитой узла от влаги. Что делать, чтобы не допустить намокания?
- Содержать систему в чистоте, периодически удалять забившиеся листья и прочий мусор из сливного отверстия рядом с монтажным блоком.
- Тщательно загерметизировать пластиковую перегородку над блоком.
- Затянуть крепления на блоке предохранителей.
- Накрыть блок подручными средствами. Например, можно использовать кусок камеры или разрезанную вдоль 5-литровую бутыль из-под воды.
Надежная защита монтажного блока избавит от поломок и быстрого износа и остальные узлы электроцепи. Все элементы автомобиля между собой взаимосвязаны. И генератор, и аккумуляторная батарея, и стартер — все они могут испортиться и требовать замены по причине выхода из строя монтажного блока.
Вернуться к оглавлению
Мнение эксперта
Профиль в VK
Руслан Константинов
Подробнее об эксперте
Руслан Константинов – опыт профессионального ремонта автомобилей 10 лет. Окончил Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова по специальности «ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН И КОМПЛЕКСОВ». Специализация работ разная, от диагностики и ремонта двигателей и трансмиссии до консультации по приобретению расходных материалов. Опыт работ по ремонту электронных узлов.
Не все автовладельцы, особенно новички, знают, что, помимо предохранителей и реле в монтажном блоке под капотом, есть ещё несколько элементов в салоне. Находятся они под центральной консолью. Чтобы добраться до них, нужно снять боковую крышку со стороны переднего пассажира. За ней можно увидеть несколько предохранителей и реле. Отвечают они за работоспособность и защиту электронного блока управления двигателем, топливного насоса и некоторых других важных элементов электрооборудования автомобиля. Скрыты они, по-видимому, из-за важности оборудования, которое может стать неисправным после неумелых действий неопытных автомобилистов.
Блок предохранителей ВАЗ 2108/2109/21099/2113/2114/2115 нового образца WTE
Главная»Блок предохранителей ВАЗ 2108-21099, 2113-2115 нового образца WTE
Артикул: 9276
Есть в наличии
2765 грн.
экономия 6%
2604 грн.
Цена за штуку Купить
Доставка по Украине
Интайм, Новая Почта, Деливери
Оплата
При получении заказа или на карточку Приватбанка
Гарантия
Возврат денег в течение 14 дней
подробно →
Характеристики:
Производитель: | WTE |
Номер по каталогу: | 2115-3722010-40 |
Заводской номер: | WTE120-01 / 367. |