Какие радиочастоты используют сотрудники ДПС на дорогах. Почему водителям запрещено слушать полицейские частоты. Как работают полицейские радары для измерения скорости. Какие штрафы грозят за использование запрещенных радиочастот.
Радиочастоты, используемые сотрудниками ДПС на дорогах России
Сотрудники Госавтоинспекции для связи между собой и с дежурными частями используют специальные радиочастоты. Как правило, это диапазон УКВ (ультракоротких волн) от 148 до 174 МГц. Конкретные частоты могут различаться в зависимости от региона.
Основные диапазоны частот, используемые ДПС:
- 148-149 МГц
- 151-154 МГц
- 160-162 МГц
- 168-170 МГц
На этих частотах сотрудники ГАИ передают информацию о дорожной обстановке, нарушениях ПДД, розыске автомобилей и другие служебные сообщения. Прослушивание этих частот обычными гражданами запрещено законом.
Законодательный запрет на использование полицейских частот
Согласно российскому законодательству, прослушивание радиообмена специальных служб, в том числе полиции и ДПС, является незаконным. Это регулируется следующими нормативными актами:
- Федеральный закон «О связи» от 07.07.2003 N 126-ФЗ
- Кодекс РФ об административных правонарушениях (статья 13.4)
- Уголовный кодекс РФ (статья 138)
За незаконное использование и прослушивание служебных радиочастот предусмотрены следующие виды ответственности:
- Административный штраф до 5000 рублей с конфискацией радиоэлектронных средств
- Уголовная ответственность в виде штрафа до 200 000 рублей или лишения свободы на срок до 4 лет
Почему введен такой запрет. Во-первых, это необходимо для обеспечения безопасности сотрудников правоохранительных органов. Во-вторых, свободный доступ к служебной информации может помешать проведению оперативно-розыскных мероприятий.
Как работают полицейские радары для измерения скорости
Для измерения скорости транспортных средств сотрудники ДПС используют специальные радары, работающие на основе эффекта Доплера. Принцип их действия заключается в следующем:
- Радар излучает радиоволны определенной частоты (обычно в диапазоне 10-35 ГГц)
- Волны отражаются от движущегося автомобиля
- Отраженный сигнал принимается радаром
- Из-за эффекта Доплера частота отраженного сигнала отличается от исходного
- По разнице частот вычисляется скорость автомобиля
Современные радары, такие как «Стрелка» или «КРИС-П», обеспечивают точность измерения скорости до 1-2 км/ч. При этом они могут фиксировать нарушения в автоматическом режиме, без участия инспектора ДПС.
Виды полицейских радаров и их особенности
Сотрудники Госавтоинспекции используют различные типы радаров для контроля скорости на дорогах:
- Мобильные радары — переносные устройства, которые инспектор держит в руках или устанавливает на треногу. Например, «Искра-1», «Сокол-М».
- Стационарные комплексы — устанавливаются на обочинах дорог и работают в автоматическом режиме. К ним относятся «Стрелка-СТ», «Кордон».
- Радары-детекторы движения — фиксируют не только скорость, но и другие нарушения ПДД. Например, комплекс «КРИС-П».
- Мультирадарные комплексы — могут одновременно контролировать несколько полос движения. Пример — система «АвтоУраган».
Каждый тип радаров имеет свои особенности применения и точность измерений. Однако все современные устройства обеспечивают достаточно высокую точность фиксации нарушений скоростного режима.
Штрафы за превышение скорости в России
В настоящее время в России действует следующая система штрафов за превышение скорости:
- Превышение на 20-40 км/ч — штраф 500 рублей
- Превышение на 40-60 км/ч — штраф 1000-1500 рублей
- Превышение на 60-80 км/ч — штраф 2000-2500 рублей или лишение прав на 4-6 месяцев
- Превышение более чем на 80 км/ч — штраф 5000 рублей или лишение прав на 6 месяцев
При этом в настоящее время действует так называемый «нештрафуемый порог» в 20 км/ч. То есть, если превышение скорости составляет менее 20 км/ч, штраф не выписывается. Однако правительство рассматривает возможность снижения этого порога до 10 км/ч.
Можно ли обжаловать штраф за превышение скорости
Водитель имеет право обжаловать штраф за превышение скорости, зафиксированный радаром. Для этого необходимо:
- Получить копию постановления о наложении штрафа
- Собрать доказательства, опровергающие факт нарушения (если они есть)
- Подать жалобу в ГИБДД или суд в течение 10 дней с момента получения постановления
Основания для обжалования штрафа могут быть следующими:
- Неисправность или некорректная работа радара
- Ошибка в идентификации автомобиля
- Наличие уважительных причин для превышения скорости (например, крайняя необходимость)
- Процессуальные нарушения при оформлении постановления
Однако стоит учитывать, что современные радары обеспечивают высокую точность измерений, и успешное обжалование штрафа возможно только при наличии веских оснований.
Легальные способы получения информации о дорожной обстановке
Хотя прослушивание полицейских частот запрещено, у водителей есть легальные способы получать информацию о ситуации на дорогах:
- Дорожное радио — многие радиостанции передают сводки о пробках и ДТП
- Навигационные приложения (например, Яндекс.Навигатор) — показывают текущую дорожную обстановку
- Официальные сайты и приложения ГИБДД — публикуют информацию об авариях и ремонтных работах
- Информационные табло на дорогах — отображают данные о пробках и ограничениях движения
Использование этих источников информации позволяет водителям быть в курсе дорожной ситуации, не нарушая закон. Кроме того, многие современные автомобили оснащаются встроенными системами, получающими данные о трафике через спутник или мобильную связь.
Преимущества легальных способов информирования
Легальные способы получения информации о дорожной обстановке имеют ряд преимуществ перед незаконным прослушиванием полицейских частот:
- Отсутствие риска административной или уголовной ответственности
- Более широкий охват дорожной ситуации, не ограниченный зоной действия радиостанций ДПС
- Возможность получения дополнительной полезной информации (прогноз погоды, расположение АЗС и т.д.)
- Автоматическое обновление данных без необходимости постоянного прослушивания радиоэфира
Таким образом, современные технологии предоставляют водителям достаточно возможностей для получения актуальной информации о ситуации на дорогах, не прибегая к незаконным методам.
Ответственность за создание помех работе полицейских радиостанций
Помимо прослушивания, закон также запрещает создание помех работе радиостанций специальных служб. Это может быть как намеренное глушение сигнала, так и непреднамеренное использование радиопередающих устройств на запрещенных частотах.
За создание помех предусмотрена следующая ответственность:
- Административный штраф для граждан от 500 до 1000 рублей
- Штраф для должностных лиц от 1000 до 2000 рублей
- Штраф для юридических лиц от 10000 до 20000 рублей
В случае, если помехи привели к нарушению работы экстренных служб или возникновению угрозы жизни и здоровью людей, может наступить уголовная ответственность по статье 267 УК РФ (приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения).
Как избежать непреднамеренного создания помех
Чтобы не допустить случайного нарушения закона, следует соблюдать следующие правила:
- Использовать только сертифицированное радиооборудование
- Не пытаться самостоятельно модифицировать радиопередающие устройства
- При использовании радиостанций гражданского диапазона (си-би) строго соблюдать разрешенные частоты и мощность передатчика
- Не включать радиопередающие устройства в местах, где это запрещено специальными знаками
Соблюдение этих простых правил поможет избежать проблем с законом и обеспечит безопасную работу служб экстренного реагирования.
Зачем на российских дорогах устанавливают знак «Радио» — ГАИ
- ГАИ
- ПДД
Фото: twitter.com/ckonovalov
Правила дорожного движения насчитывают более 150 различных предупреждающих, запрещающих, предписывающих и информационных знаков. Какие-то встречаются чаще, какие-то — реже, заставляя водителя мысленно вернуться к теоритическому курсу автошколы. К последним относится и знак с надписью «Радио». Зачем он нужен и в какой ситуации действительно может выручить, напоминает портал «АвтоВзгляд».
Кристина Извекова
Хотя сине-белую табличку с указанием радиочастоты нельзя причислить к категории редких явлений, мало кто из водителей обращает на нее внимание. А те, чей взгляд она все же привлекает, чаще всего задаются вопросом — а, собственно, зачем? Что это за частота такая, что за радио? Одни ищут ответ опытным путем, настраивая магнитолу на нужную волну, другие — после недолгих размышлений забывают, до следующей встречи.
Так зачем же она нужна? Обратимся к Правилам дорожного движения: откроем раздел знаков сервиса. Корректное название интересующей нас таблички 7.15 — «Зона приема радиостанции, передающей информацию о дорожном движении». И пояснение — «Участок дороги, на котором осуществляется прием передач радиостанции на частоте, указанной на знаке». Теперь понятно? Не очень, давайте разбираться дальше.
Фото: autopapo.uol.com.br
Знак 7.15 «Зона приема радиостанции…» оповещает автомобилиста о том, что тот, настроившись на указанную частоту, может в режиме реального времени получать информацию о дорожной ситуации той местности, где сейчас находится. То есть о пробках или каких-либо природных «катаклизмах», усложняющих движение. Эти сведения передают полицейские службы, дорожные камеры и «умные» системы, контролирующие трафик.
Быть может, у кого-то теперь возникнет другой вопрос: зачем нужно передавать информацию по радиоволнам, если у каждого водителя под рукой как минимум смартфон с картами, а как максимум — еще и автомобильный навигатор. Во-первых, «дорожные» частоты появились задолго до того, как мобильные устройства получили широкое распространение и научились «видеть» пробки. А во-вторых, они не могут гарантировать бесперебойную работу.
Навигаторы — особенно те, что представляют собой приложения для смартфона — нередко «глючат». А если сотовый сигнал теряется или сильно ухудшается, они и вовсе отказываются делиться информацией. Без подключения к Интернету найти на незнакомой местности маршрут с трудом, конечно, можно. Но не более того — заторы, хоть ты тресни, «мобильник» не покажет. Тут-то и «дорожные» радиоволны и выручат.
1197900
Фото: theweek.com
575319
Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что и «дорожное радио» покрывает далеко не всю страну. К тому же от региона к региону частоты разнятся — и чтобы знать наверняка, на какой волне предупреждают о пробках и прочих затруднениях, нужно внимательнее следить за знаками. Они, как правило, дублируются — устанавливаются не только на границах зоны действия частоты, но и внутри. Но водитель ведь не будет колесить кругами по населенному пункту в поисках указателя, если он вдруг понадобится.
…К слову сказать, помимо знака 7.15 «Зона приема радиостанции…», на улицах порой встречается и еще одна табличка, особо не привлекающая внимание автомобилистов — 7.16 «Зона радиосвязи с аварийными службами». Она, как следует из ПДД, информирует об участке дороги, на котором «действует система радиосвязи с аварийными службами в гражданском диапазоне 27 МГц».
Как и в случае с информированием о дорожной ситуации, знак 7.16 может быть очень полезен на местности со слабым сотовым сигналом. Как вызвать помощь, если на безлюдной трассе что-то случится, и автомобиль не сможет продолжить движение? Смартфон не дает позвонить или выйти в Интернет ввиду отсутствия подключения к Сети, а хваленая «ЭРА-ГЛОНАСС» просто почему-то молчит. Настраиваемся на канал, указанный на знаке. Только вот понадобится рация, а с этим тоже могут возникнуть сложности…
- Автомобили
- Тест-драйв
54633
- Автомобили
- Тест-драйв
54633
Подпишитесь на канал «Автовзгляд»:
- Telegram
- Яндекс. Дзен
ПДД, безопасность дорожного движения, мобильные приложения, навигатор, смартфон, ДТП, автопутешествие, туризм, автотуризм, заторы, пробки, дорога, трасса
Эффект Доплера, или вопрос точности определения скорости радарами ГИБДД / Хабр
Правительство РФ все-таки склоняется к отмене нештрафуемого «запаса» в 20 км/ч на российских трассах, и поэтому мы решили поговорить о том, как именно работают современные полицейские радары. В этом посте вы найдете описание эффекта Доплера, лежащего в основе работы большинства радаров, а также расчеты, с какой именно скоростью можно ездить по трассе, не опасаясь штрафов. Когда говорят об эффекте Доплера, мне всегда вспоминается старый советский анекдот.Однажды ученый проехал на красный сигнал светофора и был остановлен инспектором.
– Нарушаете? – спросил Инспектор
Находчивый ученый решил блеснуть знаниями.
– Никак нет, товарищ Инспектор.
– А почему проехали на красный сигнал светофора?
– Видите ли, он показался мне зеленым из-за эффекта Доплера
Инспектор оказался тоже с техническим образованием и лишил ученого водительских прав за астрономическое превышение скорости.
Суть явления
На самом деле эффект Доплера – явление изменения частоты волн, регистрируемых от движущихся объектов или движущимися объектами, – наблюдается повсеместно. Это справедливо и для звука, и для электромагнитных волн (конечно, с определенными поправками).С эффектом Доплера мы постоянно сталкиваемся в жизни, например, когда слышим звук сначала приближающейся сирены, а потом – удаляющейся. Сначала звук кажется выше, а потом – наоборот, ниже тоном. Теоретически он был обоснован австрийским физиком еще в 1842 году, а сегодня этот эффект применяется во многих сферах науки и техники – от космических исследований… до выписывания штрафов водителям.
Кратко описать эффект Доплера можно следующим образом: движение одного объекта относительно другого приводит к тому, что пики волн доходят от источника к приемнику с запозданием (или опережением), и от этого частота сигнала меняется.
Поэтому длина волны для регистрируемого излучения определяется по формуле (все выкладки можно найти в Википедии, но если вам лень, мы также перенесли их сюда).
А частота, которую зарегистрирует неподвижный приемник, определяется по формуле
Полицейские радары
В случае с полицейскими радарами речь идет о радиоволнах, поэтому в формулах расчета не учитывается параметр С – скорость распространения сигнала в физической среде. Вместо этого применяется специальная теория относительности, а формула принимает вид:В этой формуле C — скорость света, а V — скорость источника относительно приёмника. Косинус Тета отражает угол между направлением на источник и вектором скорости в системе отсчёта приёмника.
Полицейский радар представляет собой одновременно и источник сигнала, и приемник, который регистрирует частоту отраженного радиочастотного излучения.
Большинство современных радаров работают в диапазоне K, а значит создают излучение на частоте примерно 24,15 ГГц. Отраженный от движущегося предмета сигнал имеет другую частоту. И для определения скорости автомобиля разница уменьшается вдвое, а относительная радиальная скорость рассчитывается по формулам, приведенным выше.
Производители современных радаров, таких как СТРЕЛКА, заявляют погрешность не более чем в 1 км/ч, а погрешность КРИС-П составляет 1 км/ч. Более старые модели радаров могут иметь погрешность до 2 км/ч. Радары с большей погрешностью уже не используются
Таким образом, получается, что при попадании в поле зрения радара радиальная скорость вашего автомобиля в большинстве случаев будет определена с точностью до 2 км/ч. При этом радар не будет учитывать ту составляющую скорости, которая направлена перпендикулярно. То есть при движении в повороте, а также по холмистой местности регистрируемая скорость автомобиля будет тем ниже, чем больше составляющая направления движения, перпендикулярная к линии, соединяющей радар и автомобиль.
Если же движение происходит по прямой, без перепадов высот и поворотов, можно считать. что радар регистрирует вашу скорость и в худшем случае еще +2 или +5 км/ч, если учитывать фактор «перестраховки».
Однако не стоит думать, что эти единицы километров в час можно определить по спидометру автомобиля. Сегодня производители специально завышают показания спидометров, чтобы повысить безопасность движения. И если даже вы думаете, что едете со скоростью 100 км/ч, на практике может оказаться, что реальная скорость не превышает 90 км/ч.
Именно поэтому для эффективного определения скорости используются устройства со встроенным GPS-приемником, такие как видеорегистраторы с GPS-информерами, например Playme Sigma, радар-детекторы, такие как Playme Silent 2 или Playme Hard 3, либо комбо-устройства, например, Playme P570. По данным со спутника можно определить свою реальную скорость и двигаться максимально быстро, но в разрешенном режиме.
Законы и штрафы
Сегодня в РФ законом определен порог в нештрафуемые 20 км/ч (которые в ближайшее время могут быть уменьшены до 10 км/ч), что позволяет избежать штрафа при превышении скорости в этом пределе. То есть вы можете не опасаться штрафов, если движетесь со скорость на 15-18 км/ч больше (а скоро – на 5-8 км/ч больше) разрешенной. В противном случае погрешность камеры может сыграть не в вашу пользу.В Европе работает несколько иная схема формирования штрафов. В разных странах законом установлены различные пороги нарушения скорости. В эти пороги уже «зашиты» погрешности приборов. Например, в Австрии этот параметр составляет 3 км/ч для стационарного лазерного радара, 5 км/ч для стационарного радиорадара, а также 7 км/ч для мобильного радара. В Бельгии, Франции и Италии – 5 км/ч для всех типов радаров. В Финляндии учитываются нарушения от 7 км/ч + погрешность радара, а в Сербии штрафуют даже за превышение на 1 км/ч, причем без учета погрешности радаров. Вот уж где не стоит излишне разгоняться.
GAI-Tronics — Набор для программирования RF
Гай-Троникс
(пока отзывов нет) Написать обзорGai-Tronics
GAI-Tronics — Набор для программирования RF
Рейтинг Требуется Выберите Рейтинг1 звезда (худший)2 звезды3 звезды (средний)4 звезды5 звезд (лучший)
Имя
Электронная почта Требуется
Тема обзора Требуется
Комментарии Требуется
- Артикул:
- 19101-024
- MPN:
- 19101-024
- Доставка:
- Рассчитано на кассе
Сейчас: $161,99
Текущий запас:
Количество:Часто покупают вместе:
- Описание
Описание
Комплект для программирования РЧ-модуля GAI-TRONICS для динамиков и CB193/194. Программирует радиочастоту и код PL. Включает в себя кабель и программное обеспечение. Аксессуары GAI-Tronics для адресных громкоговорителей с усилителем 13352, 13362 и 13372. Комплект для программирования радиочастотного модуля для громкоговорителей 13362/13372 и переговорных устройств CB193/194. Включает кабель XAC0004A и программное обеспечение для программирования рабочей частоты радиочастотного модуля и кода TPL/DPL в радиомодуле.
Посмотреть всеЗакрыть- сопутствующие товары
Сопутствующие товары
Звоните или общайтесь в чате, чтобы узнать о доступности
Быстрый просмотр
GAI-Tronics Погодозащищенная кнопочная радиочастотная коробка вызова UHF, желтая
Гай-Троникс
Сейчас: $1459,99
RF Callboxes обеспечивают доступ к системам двусторонней радиосвязи. Помещенный в защищенный от непогоды, вандалозащищенный корпус, он идеально подходит как для общедоступного, так и для промышленного применения, включая школы,…
ТСКЛ428968
Позвоните или напишите в чат, чтобы узнать о доступности
Быстрый просмотр
GAI-Tronics Погодостойкий радиовызывной блок UHF Flash Mount RF Call Box
Гай-Троникс
Сейчас: $2 134,89
RF Callboxes обеспечивают доступ к системам двусторонней радиосвязи. Помещенный в защищенный от непогоды, вандалозащищенный корпус, он идеально подходит как для общедоступного, так и для промышленного применения, включая школы,…
ТСКЛ363784
Добавить в корзину
Быстрый просмотр
Комплект для монтажа на столбе для защищенной от атмосферных воздействий РЧ-телефонии GAI-Tronics
Гай-Троникс
Сейчас: 229,95 долл.