Что такое эффект дисторшн. Как он работает и искажает звук. Где применяется дисторшн в музыке. Какие бывают виды и устройства для создания эффекта дисторшн. Чем отличается от овердрайва и фузза.
Что такое дисторшн и как он работает
Дисторшн (от англ. distortion — искажение) — это звуковой эффект, при котором происходит искажение сигнала путем его жесткого ограничения по амплитуде. В результате звук становится более агрессивным, «грязным» и насыщенным.
Как работает эффект дисторшн:
- Входящий сигнал усиливается до определенного уровня
- Затем происходит «обрезка» пиков звуковой волны
- Это приводит к появлению дополнительных гармоник и обогащению звука
- Чем сильнее ограничение сигнала, тем более искаженным получается звук
Изначально эффект дисторшн получался при перегрузке ламповых усилителей. Сейчас для его создания используются специальные педали эффектов и цифровые процессоры.
Где используется эффект дисторшн в музыке
Дисторшн наиболее часто применяется в следующих музыкальных жанрах и направлениях:

- Рок-музыка (особенно хард-рок, металл)
- Панк-рок
- Гранж
- Альтернативный рок
- Индастриал
- Некоторые направления электронной музыки
Чаще всего эффект дисторшн применяется для обработки звука электрогитары. Однако его также используют для:
- Бас-гитары
- Синтезаторов
- Вокала
- Ударных инструментов
- Духовых инструментов
Дисторшн позволяет сделать звук более агрессивным, плотным и выразительным. Это помогает создать нужное настроение в тяжелой музыке.
Виды дисторшн-эффектов
Существует несколько основных разновидностей эффекта дисторшн:
Классический дисторшн
Характеризуется сильным искажением сигнала с жестким ограничением по амплитуде. Дает агрессивный, «рычащий» звук с большим количеством гармоник.
Овердрайв
Более мягкое искажение с плавным ограничением сигнала. Звук получается теплым и «хрипящим», напоминающим звучание слегка перегруженного лампового усилителя.
Фузз
Очень сильное искажение, превращающее сигнал практически в прямоугольные импульсы. Дает «жужжащий» звук с большим количеством высоких гармоник.

Лампового искажения
Имитирует звучание перегруженных ламповых усилителей. Характеризуется мягким, теплым тембром с преобладанием четных гармоник.
Устройства для создания эффекта дисторшн
Существует несколько способов получить эффект дисторшн:
Педали эффектов
Наиболее распространенный вариант — это специальные педали дисторшн. Популярные модели:
- Boss DS-1
- Pro Co RAT
- MXR Distortion+
- Electro-Harmonix Big Muff
Гитарные процессоры
Многофункциональные устройства, содержащие эмуляции различных эффектов, в том числе дисторшн. Например:
- Line 6 Pod
- Boss GT-1000
- Fractal Audio Axe-FX
Усилители с каналом перегруза
Многие гитарные усилители имеют встроенный канал дисторшн/овердрайв. Это позволяет получить эффект без дополнительных устройств.
Программные плагины
Для работы в цифровых рабочих станциях используются VST-плагины, эмулирующие различные виды дисторшн. Популярные решения:
- Guitar Rig
- Amplitube
- Bias FX
Как настроить дисторшн для получения хорошего звука
Чтобы добиться качественного звучания дисторшн, важно правильно его настроить:

- Установите умеренный уровень гейна (степени искажения). Слишком сильный дисторшн может сделать звук размытым.
- Отрегулируйте тембр с помощью эквалайзера. Обычно требуется небольшой подъем средних частот и срез низа.
- Добавьте немного реверберации для пространственности звука.
- Поэкспериментируйте с комбинацией дисторшн и овердрайв для получения интересных оттенков.
- Используйте компрессор перед дисторшн для большей плотности звука.
Главное — найти баланс между мощью звука и его четкостью. Качественный дисторшн должен сохранять разборчивость даже при игре аккордами.
Влияние дисторшн на технику игры на гитаре
Использование эффекта дисторшн значительно повлияло на развитие техники игры на электрогитаре:
- Появилась техника palm muting (приглушение струн ладонью) для контроля гула и шума
- Развились приемы легато (hammer-on, pull-off) из-за увеличившегося сустейна
- Стала популярна техника тэппинга двумя руками
- Появились новые приемы звукоизвлечения (скрежет, свист и т.д.)
- Усложнились соло-партии за счет длительного сустейна нот
Гитаристам пришлось адаптировать свою технику под особенности звучания дисторшн, чтобы добиться чистоты и разборчивости.

Отличия дисторшн от овердрайва и фузза
Хотя эти эффекты похожи, между ними есть важные различия:
Параметр | Дисторшн | Овердрайв | Фузз |
---|---|---|---|
Степень искажения | Сильная | Умеренная | Очень сильная |
Характер звука | Агрессивный, «рычащий» | Теплый, «хрипящий» | «Жужжащий», синтетический |
Гармонический состав | Много нечетных гармоник | Преобладают четные гармоники | Очень богатый спектр |
Динамический диапазон | Узкий | Широкий | Очень узкий |
Овердрайв дает более мягкое, «ламповое» звучание. Фузз создает экстремальное искажение вплоть до «квадратной» формы волны. Дисторшн находится между ними по степени искажения.
Преимущества и недостатки использования дисторшн
Как и любой звуковой эффект, дисторшн имеет свои плюсы и минусы:
Преимущества:
- Позволяет получить мощный, агрессивный звук
- Увеличивает сустейн (длительность звучания нот)
- Обогащает тембр дополнительными гармониками
- Дает возможность создавать новые звуковые эффекты
- Улучшает разборчивость гитары в миксе
Недостатки:
- Может сделать звук «грязным» и неразборчивым при чрезмерном использовании
- Уменьшает динамический диапазон инструмента
- Усиливает шумы и помехи
- Требует адаптации техники игры
- При неправильной настройке звук может быть резким и неприятным
Грамотное использование дисторшн позволяет раскрыть его преимущества и избежать недостатков. Главное — найти правильный баланс и не переусердствовать с искажениями.

Эффект дисторшн
Термин «дисторшн» переводится с английского как «искажение», что и отражает всю суть этого эффекта. Что искажает? Форму звуковой волны. Как именно? Срезает пики. Что это дает? Добавляет гармоники, звук становится более агрессивный, жирный и грязный. Зачем? Такое звучание электрогитары нравится рок-музыкантам, помогает разнообразить звуковые эффекты. Вот и всё, что можно кратко рассказать об эффекте дисторшн. Если же вам хочется подробностей, то читаем дальше.
Немного истории
Чтобы получить мощный и искаженный звук, блюзмены и джазмены еще в 40-е годы 20-го века мучили свои усилители, заставляя работать их на пределе возможностей. Таким образом, например, Чак Берри способствовал популяризации перегруженного звука и использовании его как элемента музыкального искусства.
В 60-е годы искажение звука было адаптировано для рок-музыки, чему поспособствовали такие знаменитые музыканты, как Эрик Клэптон, Рори Галахер и Джефф Бэк — они внесли свой вклад в развитие различных эффектов и создание гитарных примочек.
Интересен тот факт, что в самом начале создания и развития эффекта дисторшн он достигался случайно, когда музыканты использовали поврежденные усилители или даже намеренно рвали диффузоры динамиков. Например, при разбитой лампе усилителя звук получается шумным и грязным. После таких варварских по отношению к оборудованию попыток получить искажения звука, Лео Фендер разработал ламповые гитарные усилители, добавляющие овердрайв, более мягкий вариант искажения, чем дисторшн. Именно тогда, в 60-е, началось победное шествие таких искажающих эффектов, как Distortion, Overdrive и Fuzz. Об их отличиях мы поговорим ниже.
На сегодняшний день можно найти очень богатое разнообразие устройств для обработки звука, объединяемые музыкантами в педалборды по их собственным предпочтениям. Возможности для искажения звука значительно расширились с 60-х годов прошлого века. Но суть эффекта осталось той же.
Суть эффекта
Эффект дисторшн достигается путем электронного сжатия или с помощью клиппирования входного звукового сигнала. В результате он добавляет звуку сустейн, дополнительные гармоники и обертона, создавая богатый звук. При минимальном вмешательстве в форму звуковой волны, можно оригинальный звук сделать более теплым и «толстым», а при радикальном искажении — добавить жирность, злость, да и вообще существенно изменить тембр.
Достигается эффект дисторшн за счёт обрезки амплитуды аудиосигнала, когда срезаются пики в определенном интервале. Рисунок позволяет наглядно увидеть, чем отличаются входящий и искаженные сигналы.
Клиппирование отсекает части входного сигнала, которые выходят за определенный предел напряжения. Схемы исказителей настроены таким образом, чтобы средние пики сигнала едва доходили до порога, поэтому происходит мягкое клиппирование и небольшие искажения. То есть, если играть, например, на гитаре громче, то пики дойдут до уровня отсечения и искажения станут более ощутимы.
Дисторшн основан на звуковом эффекте, который возникает при перегрузке усилителей, когда в ламповых или транзисторных усилителях возникают нелинейные искажения аудиосигнала, что особенно заметно на пиковых значениях громкости. Транзисторный дисторшн представляет собой результат клиппинга, то есть элементарного ограничения по частоте. Ламповый же дисторшн отличается сложной взаимосвязью между спектральными компонентами с амплитудой и спектральным составом выходящего аудиосигнала. Такой эффект ценится гораздо больше.
Усилитель, как следует из названия, усиливает слабый сигнал без искажений (или с минимальными искажениями), но если существенно усилить амплитуду входящего сигнала, то значения нелинейных искажений также увеличиваются. Величина этих искажений зависит от типа усилителя, его схемотехники, глубины и значения обратной связи и т.д.. Вращая ручку усиления «Gain», увеличивают величину усиления устройства, а значит увеличивается амплитуда входящего аудиосигнала, что и приводит к росту искажений, являющихся нелинейными из-за появления новых спектральных составляющих в звуковом спектре. Такой способ искажения сигнала работает только на высоких уровнях громкости. Чтобы получить тихий, но искаженный звуковой сигнал, применяют схемы специальных искажающих каскадов, которые придают нелинейность звуку на любых амплитудах.
В конфигурацию усилителя обычно входят предусилитель и собственно сам усилитель мощности. Следовательно, достичь эффекта дисторшн можно, пререгрузив либо предусилитель, либо усилитель.
В настоящее время существуют аналоговые и цифровые устройства, эмулирующие эффект дисторшн. Более того, некоторые схемы позволяют добиться звучания перегрузки усилителей известных производителей.
Где используется?
Искаженный сигнал можно услышать не только при исполнении металла, но и в других музыкальных жанрах: традиционный блюз, индастриал, гранж, панк-хардкор, хард-рок и т.д.
Если говорить о музыкальных инструментах, то чаще всего дисторшн применяют к звучанию электрогитары и бас-гитары, но можно услышать этот эффект и при звучании синтезатора и даже губной гармоники, смычковых инструментов и вокала.
Для бас-гитары не подойдет обычный гитарный дисторшн, так как он не способен передать весь спектр низких частот, а их отсечение негативно отражается на качестве звучания. Иногда при игре на бас-гитаре всё же прибегают к гитарному дисторшну, но искаженный сигнал затем накладывают на необработанный сигнал от бас-гитары.
Синтезаторы, гитарные процессоры эффектов, ПО для звуковой обработки – все они имеют дисторшн, как один их своих компонентов.
Эффект дисторшн внес значительный вклад в современную технику игры на ритм и соло-гитаре, сделав обязательной такую технику, как palm muting (придерживание струн ладонью) и способствовал развитию музыкальных направлений, которые возникли на основе рок-музыки 60-х годов. Дело в том, что наложение дисторшна усиливает посторонние звуки, например, скрип струн, удары о деку гитары, скрип при перемещении пальцев по струнам и т.д., поэтому для удаления подобных звуков, гитаристам пришлось пересмотреть технику игры для более чистого звукоизвлечения. Так получила свое развитие скоростная медиаторная техника, тэппинг, различные варианты глушения и т.д.
Любая рок-группа, особенно если она исполняет тяжелые стили музыки, имеет в своем арсенале педаль дисторшн, либо в виде отдельной примочки, либо в составе гитарного процессора.
Эффекты Overdrive, Distortion, Fuzz: отличия
Всё это классические варианты гейновых эффектов или перегруза, цель которых — искажение звучания электрогитары, но носят разные названия они не зря, так как каждый из них имеет свои особенности и уникальный музыкальный оттенок.
Принцип их работы один и тот же: ограничение сигнала по амплитуде или, другими словами, обрезание пиков синусоиды. Но овердрайв срезает верхушки мягко, как бы скругляя их, поэтому искажение происходит пропорционально уровню входного сигнала, что позволяет сохранить динамику исполнения.
Дисторшн действует более радикально: ровно срезает верхушки синусоиды, искажая звук независимо от уровня входного сигнала. Звук получается более агрессивным и грязным.
Самый агрессивный эффект – фузз, который максимально искажает входящий сигнал, превращая синусоиду практически в прямоугольник. На выходе вы можете услышать синтетический звук, мало похожий на оригинал по тембру.
Популярные модели
Что касается брендов, то каждый производитель гитарного оборудования имеет в своем ассортименте эффект дисторшн.
BOSS DS-1 — это классический эффект дисторшн для гитары и клавишных инструментов. Придает отличный, интенсивный эффект искажения, точно воспроизводит все нюансы и оттенки динамической игры на любой громкости.
BOSS MD-2 позволяет достигнуть радикального уровня дисторшн, который особо любят представители новой школы металла. Экстремальный эффект достигается, благодаря наличию двойной цепи дисторшна с добавленным усилением, а регуляторы Bottom и Tone позволяют добиться разрушающего дисторшна с массивным низким звуком.
BEHRINGER HD 300 HEAVY DISTORTION — эффектная педаль, позволяющая получить мощный, ревущий дисторшн, характерный для современного металла и хард-рока.
DUNLOP M 115 MXR Distortion III — устанавливает новые стандарты качества и тона дисторшн эффектов, позволяет получить звучание от легкого поющего овердрайва до массивного кранча. Натуральность и ламповая теплота звучания делают эту педаль довольно универсальной.
ELECTRO-HARMONIX Nano Metal Muff with Noise Gate — это ультимативная металл-машина в компактном корпусе. Плотный и напористый звук данного дисторшна сопровождаются вариативным эквалайзером и шумоподавителем, который избавит вас от головной боли, связанной с фоном и прочими неприятными артефактами. Предназначена для музыкантов, которым необходимы мощный дисторшн и интенсивный агрессивный саунд. Комбинация «оружейного» искажения и чрезвычайно мощной секции эквалайзера обеспечивает всю гибкость и формирование тона, необходимые для создания массивных, сверхтяжелых звуков.
В целом же эффект дисторшн можно получить разными способами: с помощью педалей или процессоров эффектов, усилителей, предусилителей, динамиков, а также при помощи программного обеспечения, которое моделирует устройство усилителей. Для получения особого уникального тембра некоторые гитаристы могут комбинировать эти способы.
Несмотря на свою долгую историю существования, перегруз не потерял своей актуальности, оставаясь самым популярным гитарным эффектом. Дисторшн встроен в большинство гитарных комбоусилителей, но если комбик бюджетный, то лучше приобрести отдельную педаль эффекта.
Дисторшн | это… Что такое Дисторшн?
Дисторшн (англ. distortion — искажение) — звуковой эффект, достигаемый искажением сигнала путём его «жёсткого» ограничения по амплитуде, или устройство, обеспечивающее такой эффект. Наиболее часто применяется в музыкальных жанрах хард-рок, метал и панк-рок в сочетании с электрогитарой. Иногда этим термином обозначают группу однотипных звуковых эффектов (овердрайв, фузз и прочие), реализующих нелинейное искажение сигнала. Их также называют эффектами «перегруза»,[1] а соответствующие устройства — «искажателями».
Помимо электрогитары эффект применяют и с другими инструментами, например с бас-гитарой. Для бас-гитар применяются особые «искажатели», поскольку «искажатели» для гитар, в большинстве случаев, портят басовый звук. Альтернативный вариант обработки бас-гитары заключается в использовании обычного «искажателя» и смешении чистого и обработанного сигналов в равной пропорции. «Искажатели» применяют также для обработки вокала и смычковых инструментов.
Эффект дисторшн, как компонент, присутствует в синтезаторах, эффект-процессорах и компьютерных программах для обработки звука.
Содержание
|
Принцип действия
«Перегруз» усилителей
Получение эффекта дисторшн
Эффект подобен клиппингу, который в сущности является частным случаем эффекта «дисторшн». В основе эффекта лежит свойство как ламповых, так и транзисторных усилителей вносить нелинейные искажения в сигнал, особенно если тот близок к максимально возможному для конкретного усилителя. От простого клиппинга перегруз (особенно лампового многокаскадного усилителя) отличается тем, что выходной сигнал имеет сложную зависимость спектральных компонент от амплитуды и спектрального состава входного сигнала в отличие от элементарного ограничителя. Традиционно звук перегруза лампового усилителя [2][3] ценится выше звука перегруза транзисторного усилителя.
Передаточная характеристика любого усилителя показывает изменение выходного сигнала с изменением входного. Как правило, слабый входной сигнал усиливается без искажений (либо искажения составляют очень малую долю), а с ростом амплитуды выходного сигнала коэффициент нелинейных искажений возрастает. Нелинейность характеристики усилителя зависит от многих факторов (от типа усилительных элементов, от схемотехники усилителя, от глубины и знака обратной связи, которой охвачен усилитель, и т. п.) и может варьироваться в широких пределах. Чаще всего усилитель обладает относительно линейной характеристикой в широком диапазоне амплитуд выходного сигнала, но при превышении некоторого предельного значения выходной каскад выходит из линейного режима, а коэффициент нелинейных искажений начинает резко возрастать. Обычно ручка «Усиление» («Gain») увеличивает коэффициент усиления усилителя, это эквивалентно увеличению амплитуды входного сигнала, что вызывает увеличение искажений. [4] Искажения эти называются нелинейными, так как порождены нелинейными участками передаточной характеристики усилителя.
Таким образом, если на вход усилителя подать чистый сигнал синусоидальной формы, то на выходе можно получить искажённую синусоиду, обогащенную гармониками.
Описанным способом можно добиться искажения лишь на больших громкостях. Чтобы получить тихий искажённый сигнал необходимо применять специальные искажающие каскады, передаточная характеристика которых имеет значительную нелинейность в широком диапазане амплитуд сигналов.
Как правило, конструкция усилителя включает предусилитель («преамп») и усилитель мощности («мощник» или «оконечник»).[5] В связи с этим «перегруз» можно осуществить в двух вариантах: по предусилителю или по усилителю мощности.
Существует большое разнообразие как аналоговых, так и цифровых схем, эмулирующих различные варианты «перегруза» усилителей. Кроме того, некоторые схемы эмулируют даже характерное звучание наиболее известных производителей усилителей.
Аналоговая эмуляция «перегруза»
Структурная схема любого «исказителя» включает следующие элементы: первичный усилитель, ограничительный каскад и цепь вторичной обработки сигнала. [6] Первичный усилитель усиливает входной сигнал до 2-5 В. Коэффициент усиления обычно регулируется. В зависимости от модели «исказителя», первичный усилитель может включать (или не включать) в себя обрезные фильтры высоких и низких частот, иметь наклон частотной характеристики в сторону басов со спадом высоких, или иметь подъем в районе 500 Гц. Возможно также применение компрессора совместно с первичным усилителем, для плотного дисторшна. Иногда используют несколько последовательно включенных первичных усилителей.
Далее преобразованный сигнал попадает на ограничительный каскад, который представляет собой встречно-параллельное включение кремниевых диодов между землёй и выходом первичного усилителя. Такое включение диодной пары даёт «жёсткое» ограничение по амплитуде, то есть оригинальный эффект дисторшн. Для получения «мягкого» ограничения по амплитуде или эффекта овердрайв, необходимо диодную пару включить в обратную связь первичного усилителя.[7] Возможно также применение нескольких ограничительных каскадов.
После ограничительного каскада уже искаженный звук поступает в цепь вторичной обработки сигнала. Вторичная обработка — это, главным образом, частотная обработка искаженного сигнала, которую выполняют различные фильтры. Одним из наиболее известных аналоговых эмуляторов перегруза считается устройство SansAmp[8].
Цифровая эмуляция «перегруза»
Первые попытки реализации дисторшн в полностью цифровом виде предпринимались еще в 90-х годах прошлого века. Например, первый российский простейший программный дисторшн GuitarFX[9] был выпущен в 1997 г. и работал под Windows 3.1 и Windows 95. GuitarFX v1.0 работал в реальном времени, имел программный ФВЧ, оригинальный динамический эмулятор дисторшн сложного, не клипового типа (навеянного аналоговыми патентами Fender), 8 полосный эквалайзер на БПФ и ФНЧ симулятор динамика. Все алгоритмы были реализованы в 16 битной оптимизированной целочисленной арифметике, работали на частоте дискретизации 22 кГц на процессоре Intel 486 и лучше[10].
В то же время аппаратно-программные дисторшны Korg Pandora, Zoom, Line 6 и др. получили значительную популярность на рынках Америки и Европы. Прямое исследование алгоритмов цифровой обработки сигнала гитарного процессора Digitech 2000 выпуска 2000-го года показало, что уже в этом относительно старом устройстве не используется цифровое клипирование. При подаче на вход этого устройства синусоидального сигнала на выходе получался сложный сигнал со сложным спектральным составом как с четными так и нечетными гармониками и изменяющийся в зависимости от частоты и амплитуды входного сигнала [11].
В целом первое поколение коммерчески успешных гитарных процессоров делало акцент на точное моделирование статических АЧХ и АХ, симулируемых ламповых усилителей и аналоговых педалей. Звук получался похожим, но без динамики, «напора» и драйва. По одной из гипотез это объяснялось тем, что в реальных устройствах АХ и АЧХ динамически меняется в зависимости от амплитуды и частотного состава входного сигнала из-за, например, плавания рабочих точек ламп и транзисторов ввиду некоторой асимметрии их характеристик относительно рабочих точек, а также из-за других малоизученных нелинейных параметрических эффектов. Промежуточное поколение гитарных процессоров использовало для получения качественного дисторшна и перегруза реальные миниатюрные лампы и транзисторно-диодные схемы. Однако понятно было, что это недешевый компромисс и цифра свое возьмет. Второе поколение гитарных процессоров на основе более мощных процессоров (даже с плавающей точкой) если судить по текстам рекламы в гитарных журналах приступило к прямому цифровому моделированию всех нелинейных и др. элементов электрических схем отвечающих за «перегруз». Дисторшн и перегруз гитарных процессоров зазвучал весьма натурально, зачастую лучше дешевых аналоговых комбиков. Особенно поражал поначалу первенец данной технологии Line 6 своим тяжелым маршалловским перегрузом и более менее натуральным звуком.
В настоящее время цифровая эмуляция «перегруза» осуществляется с помощью специальных программ обработки сигналов. Эти программы реализуют проприетарные алгоритмы моделирование реальных аналоговых дисторшнов и ламповых усилителей. Часто существуют несколько версий одной и той же программы (алгоритма) под разные аппаратно-программные комплексы, компьютеры с разными операционными системами (ПС, КПК, Apple, iPhone и тд, ОС Windows, Windows Mobile, Windows Embeded, Linux и др. проприетарные). Программные реализации например у фирмы Line 6 существуют в виде отдельных программ, плагинов DX или VST и реализаций кодов под спец. процессоры, используемые для загрузки в устройства производства той же Line 6 (гитарные процессоры). Анализ рекламных публикаций журнала Guitar World за несколько последних лет показывает две тенденции. С одной стороны появляется много фирм которые не имеют своей аппаратно-программной платформы и реализуют цифровые дисторшн и перегруз как часть программ и плагинов для создания гитарного звука прямо на компьютере без аналоговых ламповых усилителей, комбиков, микрофонов, директ боксов и т. д. С другой стороны, сами программы по внешнему виду становятся похожи (часто прямые фото или высокохудожественные картинки) на ламповые усилители и старые педали, превращая в какой-то мере компьютер не только в звуковую имитацию лампового усилителя, но визуальную. Таким образом происходит взаимное превращение компьютера в гитарный процессор и гитарного процессора в полноценный компьютер.
Последние несколько лет появилась одна очень интересная, но мало замеченная тенденция. Известные производители процессоров (не Intel и не AMD, а например Analog Devices http://analog.com ) выпускают недорогие платы с мощными процессорами пригодными для ЦОС и с высококачественными АЦП-ЦАП, ОЗУ, ПЗУ, дебагером и С/ассемблером. Это фактически готовые гитарные процессоры без софта (Kit) для самостоятельной разработки или загрузки из интернет. С другой стороны ожидается открытие аппаратуры и проприетарной ОС для сторонних разработчиков ЦОС алгоритмов некоторыми крупными игроками рынка гитарных процессоров, что окончательно превратит гитарные процессоры в обычные компьютеры, которые сможет запрограммировать любой желающий на любой самый безумный алгоритм перегруза (это аналогично инициативе http://google.com Android).
Современное состояние цифровой эмуляции «перегруза»
В основном, у производителей симуляторов реального гитарного оборудования закрепилась тенденция копировать все АЧХ с настоящих усилителей, педалей и кабинетов, дабы улучшить качество звука. И у них получилось это. Назовем лишь несколько производителей действительно высококачественных продуктов : Fractal Audio, Overloud Th3, IK Multimedia Amplitube 3.6, Native Instruments Guitar RIG 4, Native Instruments Rammfire, Line 6 Pod Farm 2.6, а также бесплатного ПО. Onquel, LePou, Aradaz, Acmebargig и т.п. 1)Чем громче звук тем мощнее и «злобнее» он слышится, чтобы полностью им насладится хочется сделать его громче и громче, при увеличении громкости воспроизведения он как бы становится краше, всплывают новые оттенки. Для хорошего звука нужна и качественная акустическая система, потому что, на некачественной теряются создающие звук гармоники. 2) Зависимость яркости, «жирности», «злобности» звука от манеры игры гитариста, проще говоря сильнее ударишь по струне, более мощный, «злобный» (но не обязательно более громкий) звук получишь. Естественно, чем лучше техника игры гитариста, тем лучше.То есть «злобность» как параметр не равна громкости, все зависит от того для какого жанра использует инструмент гитарист.
Это хорошо заметно в самом конце примера звука усилителя Маршал [1].
Характеристики звучания
Частотные характеристики
В спектре искажённого сигнала возникает большое количество гармоник. Каждая гармоника представляет собой синусоидальное колебание, с частотой большей и кратной частоте основного тона. Гармоники более высоких порядков находятся уже вне звукового диапазона и имеют малую амплитуду колебаний, поэтому ими можно пренебречь. В соответствии с кратностью, гармоники подразделяют на чётные и нечётные. Чётные гармоники консонируют друг с другом и с основным тоном, тем самым придавая тембру инструмента объём и глубину. Частота, например, третьей гармоники выше частоты основного тона в три раза и соответствует ноте, лежащей от основного тона на расстоянии квинты через октаву. В принципе эту гармонику можно назвать консонирующей основному тону, однако при игре нескольких нот одновременно, она может диссонировать с другим основным тоном и его гармониками. Таким образом, нечётные гармоники более высоких порядков менее музыкальны и создают в звучании «грязь».
Спектр сигнала транзисторных «исказителей» богат именно нечетными гармониками, а музыканты характеризуют подобные устройства неблагозвучным «транзисторным» звучанием. Иной эффект наблюдается у «исказителей» на радиолампах. В спектре их сигнала содержится небольшое количество гармоник (доминируют вторая, третья и четвертая), из-за чего человек воспринимает его как более мягкий звук, или как его часто называют — «ламповый».[12]
Низкие ноты звучат «перегруженнее» высоких. Помимо того факта, что чем толще струна, тем интенсивнее от нее сигнал, и соответственно он больше подвержен искажению играет роль и высота тона.[4] У высоких звуков гармоники будут все сильнее уходить за пределы слышимости, в то время как у низких они находятся в пределах диапазона гитары. Стоит также иметь в виду, что колебания струн не являются чистыми тонами (разве что натуральные флажолеты максимально к ним приближены) и сами по себе богаты гармониками. [4] То есть искажению подвергается сложный сигнал и его гармоники порождают свои дополнительные гармоники. Очевидно, что у звуков, порождаемых толстыми струнами различимых гармоник больше, и соответственно больше порождаемых ими вторичных гармоник.
Также существует такое явление, как интермодуляция. Две одновременно звучащие ноты при искажении порождают еще один звук, определяемый разностью их частот. В случае двух нот этот звук находится в гармонии с двумя основными, но три ноты образуют три пары нот и порождают три вторичных звука, вносящих диссонанс.[4]
Временные характеристики
Длительность звучания искажённого сигнала можно разбить на несколько характерных частей. Начало сигнала называется атакой. Атака характеризуется определённым уровнем и частотным спектром сигнала. Так, у дисторшна атака фактически не выделяется (по уровню сигнала), в отличие от овердрайва, обладающего высоким уровнем атаки.[6] Частотный спектр дисторшна ровный, атака несколько богаче высокими гармониками по сравнению с фазой сустейна. [6]Сустейн — тянущаяся часть звука. Дисторшн имеет длинный сустейн, часто переходящий в самовозбуждение.[6] Конец сигнала следующего после сустейна называют затуханием. После затухания сигнала можно услышать уровень собственных шумов эффекта, гитары и кабеля, или сработает гейт. Уровень собственных шумов эффекта дисторшн, как правило, высок, из-за его высокой чувствительности.
Самовозбуждение сигнала
Вместо затухания сигнала может начаться процесс самовозбуждения, который возникает вследствие электромагнитной, акустической или «полуакустической» обратной связи.[6] В первом случае наведенные электромагнитные поля (от громкоговорителей или любого другого оборудования) улавливаются звуковыми датчиками музыкальных инструментов (в случае электрогитары — это звукосниматели), сигнал от датчиков вновь поступает на громкоговорители, которые вновь излучают электромагнитные сигналы, и процесс повторяется. Частота сигнала самовозбуждения в этом случае не зависит от сыгранной ноты.
Акустическая обратная связь возникает при распространении звуковых колебаний в воздушной среде. Колебания воздушной среды воздействуют на музыкальные инструменты (в случае электрогитары — колебания воспринимают в основном струны), что улавливается звуковыми датчиками, и воспроизводится громкоговорителями. Таким образом происходит самовозбуждение сигнала, частота которого зависит от сыгранной ноты на инструменте. Если колебания воспринимаются корпусом (декой) инструмента, то обратная связь называется «полуакустической».
Акустическая обратная связь используется как прием гитарной игры, так как ею сравнительно легко управлять, и она имеет интересный тембр.
История
Ранние модели гитарных усилителей были примитивными и низкокачественными, соответственно они обладали врождённым искажением сигнала. К тому же звукосниматели гитар выдавали слабый и некачественный сигнал. Полые полуакустические гитары добавляли в звучание нежелательную обратную связь, которая чрезмерно усиливала басовые частоты. В начале 50-х получили распространение цельнокорпусные электрогитары, которые не страдали так сильно от обратной связи, как их предшественники, следовательно могли звучать громче. Ранние примеры дисторшн-звучания часто были результатами плохого усиления сигнала.
год | песня | исполнитель | комментарий |
---|---|---|---|
1951 | «Rocket 88» | Kings of Rhythm | Гитарист Willie Kizart из группы Kings of Rhythm использовал усилитель, который был поврежден в пути, однако продюсеру Сэму Филлипсу понравилось звучание, и таким образом была сделана одна из самых ранних записей искажённой гитары. Роберт Пальмер написал, что усилитель «упал с крыши автомобиля», и приписал эту информацию Сэму Филлипсу.[13][14] Однако лидер группы Айк Тёрнер заявил в своём интервью,[15] что усилитель не падал, так как он был в багажнике, а причиной его «плохой» работы, возможно, были дожди, намочившие усилитель.![]() |
1951-1952 | Howlin’ Wolf’s Memphis recordings | гитарист Willie Johnson | На записях Howlin’ Wolf 1951-1952гг. отмечается преднамеренное использование искажения сигнала гитаристом Willie Johnson, что создавало угрожающий звук, дополняющий вокал Howlin’ Wolf.[16][17] |
1955 | «Maybellene» | Чак Берри | В самом начале своей карьеры Чак Берри мог позволить себе лишь небольшой ламповый усилитель, обладающий большими нелинейными искажениями. В результате на его первом сингле «Maybellene» можно услышать ламповый овердрайв. На более поздних записях его звук стал намного чище. |
1956 | «The Train Kept A-Rollin’» | Johnny Burnette and the Rock and Roll Trio | Во время выступления Johnny Burnette and the Rock and Roll Trio возникли неполадки с ламповым усилителем, позже в прессе появилось сообщение о сумасшедшем новом звуке (этот эпизод был использован в фильме Назад_в_будущее_(фильм)).![]() |
1958 | «Rumble» | Линк Рей | [19]. |
1962 | The Beatles | На сохранившихся записях выступлений группы The Beatles в гамбургском Star-Club в 1962 году в нескольких песнях отчетливо слышно перегруженно-звучащую гитару. Записи сделаны еще до обретения группой широкой известности. Интересно, что группа почему-то долго не использовала эффект Дисторшн на своих первых студийных альбомах, параллельно иногда обращаясь к нему на концертах. | |
1964 | «You Really Got Me» | The Kinks | Одна из ранних записей с использованием намеренного искажения была сделана группой The Kinks. Гитариста группы очень сильно огорчало звучание его усилителя. Он сделал надрезы на громкоговорителе с помощью лезвия, получив таким образом искажение звучания своей гитары.[20] |
Влияние
Эффект дисторшн оказал большое влияние на современную технику игры на электрогитаре, сделав необходимым изучение таких приемов как palm muting (приглушение ладонью) и позволил року, исполнявшемуся в 1960-х годах, дать жизнь множеству разновидностей современного тяжелого метала. Также появилась необходимость подгонять технику игры для более читаемого звука. Поскольку при игре с перегрузом слишком сильно слышно как скрипят струны, различного рода удары по корпусу (деке) гитары. Появилась и более музыкальная, и продвинутая игра на соло.
Устройства и программы
Boss DS-1 Distortion
Гитарные «исказители» могут быть выполнены в виде:
- педали эффектов
- Pro Co Rat
- Boss DS-1 Distortion
- Boss MT-2 MetalZone
- Marshall Guv’nor
- Line 6 Dr. Distorto
- T-Rex Engineering’s Bloody Mary
- DigiTech Screamin’ Blues
- Danelectro FAB Distortion
- Yerasov Red Scorpion RS-1
- AMT British Sound
- рэкового прибора
- как компонент напольного или рэкового цифрового процессора
- как компонент гитарного усилителя (предусилитель, преамп)
- Yerasov Pterodriver
- AMT SS-20, SS-11
«Исказители» также применяются
- при обработке вокала в некоторых стилях метала и экстремальной электроники
- в синтезаторах и семплерах
- в компьютерах в виде программных модулей plug-in
См.

- Звук
- Клиппинг
- Педаль эффектов
Ссылки
- Обзор и прослушивание основных эффектов
Примечания
- ↑ О перегрузе. peregruz.com. Архивировано из первоисточника 16 февраля 2012.
- ↑ Звуковые тесты
- ↑ Звуковые тесты
- ↑ 1 2 3 4 Александр Авдуевский Усиление и перегруз…. guitars.ru.
- ↑ Сергей Тынку Гитарный усилитель. guitars.ru.
- ↑ 1 2 3 4 5 Анатолий Харитонов Устройства нелинейной обработки сигналов. архив журнала «Звукорежиссер», 2003, #5. Архивировано из первоисточника 16 февраля 2012.
- ↑ Дмитрий Тихомиров Схемотехника эффекта Overdrive/Distortion.
guitar.ru. Архивировано из первоисточника 16 февраля 2012.
- ↑ Tech 21 Classic sounds: SA-Hrock (англ.) (mp3). Архивировано из первоисточника 16 февраля 2012. Проверено 18 апреля 2010.
- ↑ GuitarFX.Net Software transforms your PC into effects processor (англ.). Архивировано из первоисточника 16 февраля 2012. Проверено 18 апреля 2010.
- ↑ GuitarFX.Org Software transforms your PC into effects processor (англ.) (mp3). Архивировано из первоисточника 16 февраля 2012. Проверено 18 апреля 2010.
- ↑ ГИТАРНЫЕ ЭФФЕКТЫ: ДИСТОРШН (DISTORTION) (рус.). Архивировано из первоисточника 16 февраля 2012. Проверено 18 апреля 2010.
- ↑ Арзуманов С. В. — Секреты гитарного звука — Москва: Издатель Смолин К. О., 2003 г., стр. 127—128
- ↑ Deep Blues page 222 ISBN 0-14-00-6223-8
- ↑ Rock & Roll: An Unruly History page 201 ISBN 0-517-70050-6
- ↑ interview at the Experience Music Project in Seattle, Washington
- ↑ Edward M.
Komara, Encyclopedia of the Blues, Routledge, 2006, p. 387
- ↑ Robert Palmer, «Church of the Sonic Guitar», pp. 13-38 in Anthony DeCurtis, Present Tense, Duke University Press, 1992, p. 24.
- ↑ Bill Dahl The Train Kept A Rollin’. allmusic.com. Архивировано из первоисточника 16 февраля 2012.
- ↑ Link Wray на сайте Зала славы рокабилли (англ.)
- ↑ Denise Sullivan You Really Got Me. allmusic.com. Архивировано из первоисточника 16 февраля 2012.
Определение и значение искажения — Merriam-Webster
искажение di-ˈstȯr-shən
1
: акт искажения или изменения чего-либо из его истинного, естественного или исходного состояния : акт искажения
искажение фактов
2
: качество или состояние искажения : продукт искажения: такой как
а
физика : отсутствие пропорциональности изображения в результате дефектов оптической системы
изображение без искажений
б
: фальсифицированное воспроизведение аудио- или видеосигнала (см. запись сигнала 1, смысл 4b), вызванное изменением формы исходного сигнала
искаженный
ди-сттир-шнел
-шə-нᵊл
прилагательное
Синонимы
- искривление
- деформация
- деформированный
- завинчивание
- сжимание
- пытки
- деформация
Просмотреть все синонимы и антонимы в тезаурусе
Примеры предложений
пришлось тоталировать автомобиль из-за перекоса шасси в результате столкновения
Недавние примеры в Интернете
Илиос. Ваша сестра перевернет этот универсальный светильник-кольцо красоты с 9-дюйм дисторсия -бесплатное реверсивное зеркало.
— Жасмин Гомес, Женское здоровье , 20 марта 2023 г.
Новые рендеры показывают красиво плоский дисплей без искажений .
— Рон Амадео, Ars Technica , 15 марта 2023 г.
Те немногие пациенты, которые изо всех сил пытаются позволить себе это лекарство, имеют дело с искажениями в структуре страхования и льгот, а не с корпоративной жадностью.
— Редколлегия, WSJ , 1 марта 2023 г.
Это явное искажение важности чернокожих женщин в поп-музыке, которое подрывает роль Грэмми как предприятия по ведению записей.
— Los Angeles Times , 6 февраля 2023 г.
Это не было прикрыто дисторсией .
— Питер Кипньюс, New York Times , 28 января 2023 г.
Sennheiser говорит, что наушники IE200 не имеют гармоники 9.0067 искажения и дают естественную кривую частотной характеристики, обычно встречающуюся в наушниках, которые стоят намного дороже.
— Марк Воробей, Forbes , 6 января 2023 г.
Это искажение .
— Сет Абрамович, The Hollywood Reporter , 26 августа 2022 г.
Полоса, искажение или неточные цвета не считаются выбором стиля и могут испортить фотографию.
— Хантер Феноллол, 9 лет.0067 Популярная механика , 2 марта 2023 г.
Узнать больше
Эти примеры программно скомпилированы из различных онлайн-источников, чтобы проиллюстрировать текущее использование слова «искажение». Любые мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв об этих примерах.
История слов
Этимология
см. искажение
Первое известное использование
1581, в значении, определенном в смысле 1
Путешественник во времени
Первое известное использование искажения было в 1581 году
Посмотреть больше слов того же года
Словарные статьи Рядом с
искажениеискаженно
искажение
дисторшн
Посмотреть другие записи поблизости
Процитировать эту запись «Искажение.

Копировать цитирование
Детское определение
искажение
существительное
искажение dis-ˈtȯr-shən
1
: акт искажения
2
: состояние искажения или продукт искажения
искаженный
-shnəl
-shən-ᵊl
прилагательное
Медицинское определение
искажение
существительное
искажение dis-ˈtȯr-shən
1
: цензура неприемлемых бессознательных импульсов, так что они становятся неузнаваемыми для Эго в явном содержании сновидения оптическая система
Еще от Merriam-Webster о искажении
Нглиш: Перевод искажения для говорящих на испанском языке
Britannica English: Перевод искажение для говорящих на арабском языке
Britannica. com: статья в энциклопедии о искажении
Последнее обновление: — Обновлены примеры предложений
Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!
Merriam-Webster без сокращений
седер
См. Определения и примеры »
Получайте ежедневно по электронной почте Слово дня!
Что появилось раньше?
- горячий прием или холодный прием ?
- горячий дубль холодный прием
Вы знаете, как это выглядит. .. но как это называется?
ПРОЙДИТЕ ТЕСТ
Сможете ли вы составить 12 слов из 7 букв?
ИГРА
Искажение – определение, значение и синонимы
искажения
искажение – это изменение, искажение или преувеличение, из-за которых что-то выглядит иначе, чем оно есть на самом деле. Вы можете исказить образ, мысль или даже идею. Сказать, что я никогда не выношу мусор — это 9.0260 искажение фактов.
Тепло от шоссе создает искажение в том, как появляются объекты на расстоянии: они покачиваются и танцуют. Жара создает волнообразные искажения в воздухе, которые сотрясают образ вещей за ним. Вещи такие, какие они есть: изменить их — значит исказить или создать искажение. Некоторые гитаристы предпочитают дисторшн: они подключают свой инструмент к усилителям и педалям, которые искажают и растягивают звук настолько сильно, что вы можете даже не распознать его источник как гитару.
Определения искажения
существительное
форма в результате искажения
- синонимы: искаженная форма
существительное
акт искажения чего-либо так, что кажется, будто это означает что-то, для чего оно не предназначалось
- синонимы: чрезмерное уточнение, напряжение, пытка, скручивание
существительное
изменение к худшему
- синонимы: деформация
существительное
оптическое явление, возникающее из-за того, что линза или зеркало не дают хорошего изображения
- синонимы: аберрация, оптическая аберрация
существительное
изменение (обычно нежелательное) формы акустического или аналогового электрического сигнала; разница между двумя измерениями сигнала (как между входным и выходным сигналом)
«гитаристы хэви-метала используют ламповые усилители для создания экстремальных искажение ”
существительное
ошибка искажения фактов
ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: Эти примеры предложений появляются в различных источниках новостей и книгах, чтобы отразить использование слова «искажение» .