Цветомузыка светофор. Светофор в городской среде: от регулирования движения до символа современной жизни

Как устроен светофор и какие функции он выполняет. Почему светофоры стали неотъемлемой частью городского пейзажа. Как менялись светофоры с течением времени. Какое влияние оказывают светофоры на городскую жизнь и культуру. Какие инновации ожидают светофоры в будущем.

Содержание

История возникновения и эволюция светофоров

Первые светофоры появились в 19 веке для регулирования движения конных экипажей и пешеходов. Они представляли собой газовые фонари с красными и зелеными стеклами. Электрический светофор был изобретен в начале 20 века в США. С тех пор конструкция и функционал светофоров постоянно совершенствовались.

Ключевые этапы эволюции светофоров:

  • 1868 г. — первый газовый светофор в Лондоне
  • 1914 г. — первый электрический светофор в Кливленде
  • 1920-е гг. — появление трехцветных светофоров
  • 1960-е гг. — внедрение автоматического управления светофорами
  • 2000-е гг. — светодиодные светофоры и «умные» системы регулирования

Устройство и принцип работы современного светофора

Типичный городской светофор состоит из корпуса, светосигнальных устройств (ламп или светодиодов), контроллера и источника питания. Основные элементы конструкции:


  • Корпус из ударопрочного пластика или металла
  • Светодиодные или галогенные лампы
  • Светофильтры разных цветов
  • Линзы для фокусировки света
  • Электронный контроллер
  • Источник бесперебойного питания

Как работает светофор? Контроллер по заданной программе включает и выключает сигналы разных цветов, обеспечивая поочередное движение транспортных и пешеходных потоков.

Виды и типы современных светофоров

В зависимости от назначения и места установки выделяют следующие основные виды светофоров:

  • Транспортные (регулируют движение автомобилей)
  • Пешеходные (регулируют движение пешеходов)
  • Железнодорожные (на ж/д переездах)
  • Реверсивные (для полос с реверсивным движением)
  • Велосипедные (для велодорожек)
  • Трамвайные (для трамвайных линий)

По конструкции различают светофоры:

  • Вертикальные (сигналы расположены вертикально)
  • Горизонтальные (сигналы расположены горизонтально)
  • Секционные (несколько секций с разными сигналами)
  • Светодиодные (на светодиодах вместо ламп)

Значение сигналов светофора и правила проезда

Основные сигналы транспортного светофора и их значение:


  • Красный — запрещает движение
  • Желтый — предупреждает о смене сигнала
  • Зеленый — разрешает движение

Правила проезда перекрестка со светофором:

  1. На красный сигнал движение запрещено
  2. На зеленый сигнал можно ехать прямо, направо и налево
  3. При включении желтого необходимо остановиться
  4. Поворот налево и разворот только при наличии дополнительной секции

Роль светофоров в организации дорожного движения

Светофоры играют важнейшую роль в организации безопасного и эффективного дорожного движения в городах. Основные функции светофорного регулирования:

  • Разделение транспортных и пешеходных потоков во времени
  • Повышение пропускной способности перекрестков
  • Снижение аварийности и травматизма на дорогах
  • Упорядочивание движения транспорта и пешеходов
  • Оптимизация транспортных потоков

Грамотное светофорное регулирование позволяет существенно повысить безопасность и комфорт передвижения по городу для всех участников движения.

Светофор как часть городской инфраструктуры и культуры

Светофоры давно стали неотъемлемым элементом городского пейзажа и культуры. Их влияние на жизнь города многогранно:


  • Формируют облик улиц и перекрестков
  • Задают ритм городской жизни
  • Служат ориентирами и точками сбора
  • Становятся символами в искусстве и поп-культуре
  • Используются в городских праздниках и фестивалях

Светофоры прочно вошли в культурный код современных городов, став одним из символов урбанистической цивилизации.

Инновации и перспективы развития светофоров

Современные технологии открывают новые возможности для совершенствования светофоров. Основные направления инноваций:

  • Интеллектуальные адаптивные системы регулирования
  • Интеграция светофоров в системы «умный город»
  • Использование искусственного интеллекта и машинного обучения
  • Внедрение технологий связи vehicle-to-infrastructure
  • Разработка светофоров нового поколения (голографические, проекционные)

В перспективе светофоры станут еще более «умными» и эффективными инструментами организации городского движения.


Операция «Ночной светофор»: crusandr — LiveJournal

Повышать безопасность дорожного движения можно адресной работой по самым аварийным местам, а можно системными мерами. Например, исторически многие светофоры в России по ночам переходят в желтый мигающий режим с полуночи и до 6 утра, причем это касается даже некоторых светофоров на магистралях. С точки зрения нормативов все хорошо: желтый мигающий ночью допускается ГОСТами. Считается, что ночью водителей и пешеходов так мало, что они как-нибудь между собой договорятся и разойдутся-разъедутся.

Однако анализ статистики и механики ночных ДТП показал, что все не так просто. На ночные аварии с тяжкими последствиями «работает» много факторов: плохая видимость, притупление внимания, высокие скорости. Водителям кажется, что уж ночью-то пешеходов не будет, а так как пробок нет, думают «да кто мне в 2 часа ночи помешает!» и прибавляют скорость, даже приближаясь к перекресткам со второстепенных направлений. Пешеходы, видя вроде бы пустые дороги, тоже расслабляются и не особо внимательно смотрят по сторонам. К тому же типичный ночной пешеход своей невидимостью (но не ловкостью) часто подобен ниндзя и предпочитает маскирующие темные цвета. Увы, пешеходные световозвращатели-фликеры, благодаря которым пешехода ночью видно за 100-150 метров против обычных 15-20 метров, так и не стали ни модными, ни обязательными в городах в темное время суток. Мы, конечно, предусматриваем и строим контрастную подсветку переходов, но их в Москве десятки тысяч и на это уйдет немало и лет.

По сути, единственная категория людей, которым желтый мигающий ночью выгоден — ночные гонщики, которые не только опасны для себя, пассажиров и пешеходов, но и мешают всем спать ревом машин и мотоциклов.

На начало 2019 года в Москве в желтом мигающем режиме ночью работало около 900 светофорных объектов из тогдашних 3200. Посоветовавшись с ГИБДД, ЦОДД в 2019 году принял решение включать ночью в трехцветный режим все светофоры. Чтобы не создавать лишних задержек, время работы светофорных фаз ночью снижено до минимума; даже если вы подъедете к перекрестку на красный сигналом, долго ждать зеленого не приходится.

Поскольку 900 светофоров сразу отрегулировать сложно, в первую очередь технические задания были подготовлены и реализованы для светофоров на магистралях и в очагах аварийности, часть работ сделали в плановом порядке (желтый мигающий убирали при подготовке любых технических заданий). В итоге в 2020 году эта работа была завершена.

Каков результат этого решения для безопасности движения? Нагляднее всего говорит статистика. Сравнивать будем 2019 год, когда работы по отмене желтого мигающего только начались и 2021 год, когда желтого мигания ночью уже не осталось. Если в 2019 году на регулируемых перекрестках в период с полуночи до 6 утра произошло 140 ДТП, в которых погибло 8 и было ранено 179 человек, то в 2021 году в том же интервале произошло 114 ДТП, в которых погибло 7 и было ранено 139 человек. Следовательно, число «ночных» ДТП на регулируемых перекрестках снизилось на 19%, число погибших в них на 13%, а число раненых — на 22%! А если сравнить с 2018 годом (166 ночных ДТП на регулируемых перекрестках, погибло 7 и ранено 225 человек), снижение числа ДТП и раненых в 2021 году будет еще нагляднее: минус 31% и минус 38% соответственно!

В общем, решение везде отменить «желтый мигающий» ночью оказалось крайне эффективным для безопасности. Очень рекомендую его коллегам в регионах, тем более что затраты на его реализацию незначительны.

Если вы вдруг знаете место в столице, где светофор все еще работает в желтом мигающем режиме и это опасно для водителей или пешеходов, напишите в комментариях.

Материалы из ЖЖ и другие также публикуются в моем Телеграм-канале: https://t.me/crusandr1981, добавляйтесь!


Юидовцы в гостях у дошколят

Е. ШЕВЦОВА

28 октября 2013, 13:38

— Красная звезда

18 октября малыши из детского сада «Колосок» принимали у себя гостей из центра дополнительного образования и развития детей и инспектора по пропаганде ОГИБДД МО МВД России «Ишимский» М.В. Тельнову. А пришли они, чтобы напомнить ребятам об очень важных правилах – правилах дорожного движения.

— Сегодня мы приглашаем ребят совершить удивительное путешествие с весёлыми персонажами – поросёнком Ниф-Нифом (роль исполняет Алиса Семина), Помехой-Неумехой (исполняет Катя Гаврилова) и «хозяйкой дороги» ПДД-шкой, — рассказала перед началом мероприятия И. Н. Щитова, руководитель отряда юных инспекторов движения из МАУ «ЦДОиРД». – Мы напомним о правилах дорожного движения, о том, что такое светофор и для чего он всем нам нужен, о дорожных знаках в увлекательной и весёлой форме. Это очень важно, когда такую тему ребята осваивают в форме игры или театрализованных представлений, так им всегда интереснее, чем просто слушать лекции педагога. А назвали мы своё мероприятие «Правила дорожного движения должен знать каждый, как таблицу умножения!».

Надо сказать, что ребятишкам такое путешествие действительно очень понравилось. Они хором отвечали на вопросы Ниф-Нифа и ПДД-шки, дружно смеялись над Помехой-Неумехой, которая не соблюдает правил дорожного движения. Такая большая, и не знает, зачем нужна на дороге «зебра», думает, что светофор – это уличная цветомузыка и даже собиралась играть на проезжей части – ну не смешная ли!

Вместе с героями малыши собирали перепутанные полоски дорожной «зебры», отгадывали дорожные знаки и назначение каждого из них. А в конце мероприятия всё-таки удалось ребятам убедить вредную Помеху-Неумеху в том, что правила движения нужно обязательно знать и взрослым, и детям. В знак дружбы герои раздали дошколятам обучающие книжки-раскраски с указанием правил и разных дорожных ситуаций. В благодарность малыши угостили артистов сладостями.

Через несколько дней эту же программу представили юидовцы детям из других групп «Колоска». — С подобным представлением мы побывали уже и в некоторых детских садах района: Калининском, Поддубровинском, Нововяткинском, — рассказала Ирина Николаевна. – Стараемся бывать чаще и в «Колоске», и в «Дельфине», чтобы научить ребят уже с самого детства знать и соблюдать правила дорожного движения. — Приходите к нам ещё! – просили малыши после окончания пятничного представления. И юидовцы пообещали – обязательно вернутся с новыми, интересными программами.

На снимках: во время мероприятия

Фото Т. СУХОВОЙ

Теги: Безопасность

Другие материалы по тегу «Безопасность»

  • Обильные снегопады и потепление могут вызвать образование сосулек и сход снега с крыш зданий. Сход скопившейся на крыше снежной массы очень опасен! Следует соблюдать осторожность, предупреждает …

    19.02.2020, 14:00

    Читать далее
  • Приобретать красочные фейерверки необходимо только в специализированных магазинах, при наличии соответствующих сертификатов, напомнил жителям района начальник отдела по ГО и ЧС Вадим …

    26.12.2019, 14:00

    Читать далее
  • Во время майских праздников все силовые ведомства Тюменской области перейдут на усиленный режим работы. Об этом шла речь в ходе заседания антитеррористической комиссии и оперативного штаба региона под руководством губернатора В. Якушева, проведённом в режиме видеоконференцсвязи с муниципалитетами.

    29.04.2017, 09:00

    Читать далее
  • Акция «Шагающий автобус» проводится по всей России для юных жителей страны. Безопасный маршрут школьников — вот идея этой акции. Родители по очереди утром и после школы собирают детей и …

    Т. СУХОВА

    13.10.2015, 09:43

    Читать далее
  • 20 мая участники отряда ЮИД собрались в центре дополнительного образования и развития детей, чтобы в торжественной обстановке подвести итоги, получить удостоверения юного инспектора ЮИД и заслуженные …

    М. ТЕЛЬНОВА

    29.05.2015, 09:31

    Читать далее

Слова, содержащие термин: светофор

В лирике

По исполнителю

По альбому

#ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZ НОВЫЙ

Bright Light Bright Light

Light Shadow Light

Jack Light x Shadow of L…

Енох Свет и Свет …

Пробки

Пробки

Frontier Traffic

Air Traffic

Lady Traffic

20th Century Masters — T…

Traffic

Затишье на дорогах

The Gloria Record

Управление воздушным движением

Людовик XIV

Афины Traffic Live

Various Artists

Black Traffic

Skunk Anansie

Black Traffic [Limited E…

Skunk Anansie

Blue Light, Red Light

Harry Connick, Jr.

Complete Electric Light …

Electric Light Orchestra

Criminal Minded (Traffic…

Boogie Down Productions