Какие основные характеристики имеют диоды КД105. Где применяются диоды КД105. Какие особенности нужно учитывать при использовании диодов КД105. На что обратить внимание при замене диодов КД105.
Основные характеристики диодов КД105
Диоды КД105 — это кремниевые диффузионные диоды средней мощности, которые выпускались в СССР и России. Основные характеристики диодов КД105:
- Максимальное постоянное обратное напряжение — 400 В
- Максимальный прямой ток — 0,3 А
- Максимальный импульсный прямой ток — 3 А
- Прямое падение напряжения при токе 0,3 А — не более 1,1 В
- Обратный ток при максимальном обратном напряжении — не более 10 мкА
- Емкость диода при нулевом смещении — 15-30 пФ
- Диапазон рабочих температур — от -60°С до +125°С
Диоды КД105 выпускались в металлостеклянном корпусе типа КД-1А. Буквенный индекс после цифр обозначал конкретную модификацию, например, КД105А, КД105Б и т.д.
Области применения диодов КД105
Благодаря своим характеристикам, диоды КД105 нашли широкое применение в различных электронных устройствах и схемах:
- Выпрямительные схемы источников питания
- Импульсные преобразователи напряжения
- Детекторы радиосигналов
- Схемы защиты от перенапряжений
- Демодуляторы в радиоприемниках
- Генераторы импульсов
- Логические схемы
Универсальность и надежность сделали эти диоды популярными в бытовой и промышленной электронике, измерительной технике, системах автоматики и телекоммуникационном оборудовании.
Особенности использования диодов КД105
При применении диодов КД105 в электронных схемах следует учитывать некоторые особенности:
- Необходимо соблюдать максимально допустимые значения напряжения и тока, указанные в документации
- Желательно использовать радиатор для отвода тепла при работе на предельных токах
- Следует учитывать температурную зависимость параметров диода
- При высокочастотном применении нужно принимать во внимание емкость перехода
- В импульсных режимах важно не превышать максимальный импульсный ток
Правильный учет этих особенностей позволит обеспечить надежную и долговременную работу устройств с диодами КД105.
Замена диодов КД105 на современные аналоги
Хотя диоды КД105 уже не выпускаются, их можно заменить на современные аналоги со схожими характеристиками. При выборе замены стоит обратить внимание на следующие параметры:
- Максимальное обратное напряжение (должно быть не менее 400 В)
- Максимальный прямой ток (не менее 0,3 А)
- Прямое падение напряжения (близкое к 1,1 В при токе 0,3 А)
- Время обратного восстановления
- Корпус и габаритные размеры
В качестве современных аналогов можно рассмотреть, например, диоды серий 1N4001-1N4007, FR101-FR107, 1N5391-1N5399. При замене важно убедиться, что параметры нового диода соответствуют требованиям схемы.
Проверка работоспособности диодов КД105
Для проверки исправности диодов КД105 можно использовать следующие методы:
- Проверка мультиметром в режиме «прозвонки диодов»:
- При прямом подключении (плюс к аноду, минус к катоду) мультиметр должен показать напряжение около 0,6-0,7 В
- При обратном подключении мультиметр должен показать «обрыв» или очень большое сопротивление
- Измерение прямого и обратного сопротивления:
- Прямое сопротивление должно быть низким (десятки-сотни Ом)
- Обратное сопротивление должно быть очень высоким (мегаомы)
- Проверка максимального обратного напряжения:
- Подключить диод к регулируемому источнику напряжения через миллиамперметр
- Плавно повышать напряжение до 400 В, контролируя обратный ток
- Обратный ток не должен превышать 10 мкА
Исправный диод КД105 должен успешно пройти все эти проверки. При обнаружении отклонений диод следует заменить.
Маркировка и обозначение диодов КД105
Для правильной идентификации диодов КД105 важно понимать систему их маркировки:
- КД — обозначение серии кремниевых диодов
- 105 — порядковый номер разработки
- Буква после цифр (А, Б, В и т.д.) — модификация с определенными параметрами
На корпусе диода обычно наносилась цветная полоса, обозначающая катод. Полная маркировка могла быть нанесена на корпус или указана в сопроводительной документации.
При работе со схемами важно правильно идентифицировать диоды КД105 и их модификации, чтобы обеспечить корректную работу устройства.
Преимущества и недостатки диодов КД105
Как и любые электронные компоненты, диоды КД105 имеют свои сильные и слабые стороны:
Преимущества:
- Высокая надежность и долговечность
- Хорошая устойчивость к перегрузкам
- Широкий диапазон рабочих температур
- Универсальность применения
- Доступность и распространенность (в свое время)
Недостатки:
- Относительно большое прямое падение напряжения
- Невысокое быстродействие по сравнению с современными диодами
- Большие габариты по сравнению с современными аналогами
- Прекращение производства и сложности с приобретением новых компонентов
Несмотря на некоторые недостатки, диоды КД105 долгое время оставались надежным и популярным выбором для многих электронных устройств.
Диод КД105 | Радиодетали в приборах
Диоды и стабилитроны
09.06.2019
Arazbor
Диод КД105
Справочник содержания драгоценных металлов в радиодеталях основан на справочных данных различных организаций, занимающихся переработкой лома радиодеталей, паспортах устройств, формулярах и других открытых источников. Стоит отметить, что реальное содержание может отличатся на 20-30% в меньшую сторону.
Диоды могут содержать золото, серебро, платину и МПГ (Металлы платиновой группы, Платиновая группа, Платиновые металлы, Платиноиды, ЭПГ)
Содержание драгоценных металлов в диоде (стабилитроне):
КД105Золото: 0.000216
Серебро: 0
Платина: 0
МПГ: 0
По данным: перечня Роскосмоса
Принцип действия диода
Диод — это полупроводниковый прибор, с односторонней проводимостью электрического тока: он хорошо пропускает через себя ток в одном направлении и очень плохо — в другом. Это основное свойство диода используется, в частности, для преобразования переменного тока в постоянный ток.
Типы диодов
Выпрямительные диоды. Выпрямительные диоды — самые распространенные полупроводниковые диоды, применяемые в выпрямителях — устройствах, преобразующих переменный ток промышленной частоты в постоянный. В выпрямительных диодах используются переходы с большой площадью для пропускания больших токов.
Стабилитроны. Предназначены для использования в схемах, обеспечивающих стабилизацию напряжений.
Варикапы. Зависимость емкости n-p -перехода от обратного напряжения используется в полупроводниковых диодах, называемых варикапами. Для варикапов характерна малая инерционность процесса изменения емкости.
Высокочастотные диоды.
Переключающие диоды. В ряде электронных схем полупроводниковый диод должен работать в режиме переключения, т.е. в одни периоды времени он оказывается смещенным в прямом направлении, а в другие — в обратном.
Диоды Шотки. В диодах этого типа используется контакт Шотки (контакт металл — полупроводник). Инжекция неосновных носителей в базу отсутствует, так как прямой ток образуется электронами, движущимися из кремния в металл. Накопление заряда в базе диода не происходит, и поэтому время переключения диода может быть существенно уменьшено (до значений порядка 100 пс).
Фотодиод (ФД) представляет собой диод с открытым p-n-переходом. Световой поток, падающий на открытый p-n-переход приводит к появлению в одной из областей дополнительных не основных носителей зарядов, в результате чего увеличивается обратный ток.
Светоизлучающие диоды (СИД) преобразуют электрическую энергию в световое излучение за счет рекомбинации электронов и дырок. В обычных диодах рекомбинация (объединение) электронов и дырок происходит с выделением тепла, т. е. без светового излучения.
Понравилось это:
Нравится Загрузка…
Tags: варикап, Диод, светодиод, стабилитрон
| Особенности замены радиодеталей в схемах (как правильно подобрать для замены резисторы, конденсаторы, диоды и др.)При сборке понравившейся схемы или ремонте радиотехнических устройств иногда могут возникнуть трудности с приобретением какой-то конкретной детали. Чем ее можно заменить? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо знать основные особенности деталей и хорошо представлять принцип работы схемы, в которой эта деталь применена, что позволит оценить предельные режимы для конкретного узла. Большинство деталей могут быть легко заменены на аналогичные, близкие по параметрам, без потери качественных характеристик устройства. Это часто объясняется тем, что разработчик схемы при выборе конкретного типа элемента часто ориентируется на перечень легко доступных ему деталей. Наиболее просто с заменой резисторов и конденсаторов. Для постоянных резисторов основными параметрами являются: номинал сопротивления (как правило, допустимо отклонение номинала ±20%, если не оговариваются особо требования к точности), рассеиваемая мощность и температурный коэффициент. Переменные резисторы кроме перечисленных выше параметров имеют еще один — вид зависимости изменения сопротивления от угла поворота движка (обычно указывается в виде буквы, см. рисунок). От этого параметра зависит плавность регулировки параметров. Буква А — линейная зависимость, а наиболее распространенные нелинейные зависимости — логарифмическая (Б) и обратнологарифмическая (В) — используются для регулировки громкости и тембра звука, яркости свечения индикаторов и т. д., чтобы скомпенсировать нелинейность нашего восприятия. Постоянные конденсаторы кроме номинальной емкости и предельно допустимого рабочего напряжения имеют еще один важный параметр — температурный коэффициент изменения емкости (ТКЕ), см. справочную инф. Этот параметр необходимо учитывать в схемах высокостабильных генераторов, колебательных контурах, таймерах. Обычно в высокочастотных схемах ТКЕ указывается, но если он не оговаривается, то желательно применять конденсаторы с малым изменением емкости от температуры, например с кодами МПО, ПЗЗ, МЗЗ, М47. Наихудшее ТКЕ имеют конденсаторы с кодом Н90 (у них емкость может изменяться до —90% при изменении температуры от -60°С до +85°С), но они, как правило, используются в цепях фильтрации по питанию или как разделительные между каскадами, где ТКЕ для работы схемы значения не имеет. Чаще всего можно использовать при замене конденсаторы любых типов, учитывая лишь номинальную емкость и рабочее напряжение, которое должно быть не меньше, чем реально действующее в схеме. Электролитические полярные конденсаторы допустимо заменять неполярными, но они обычно больше по габаритам, а обратная замена недопустима (из двух полярных (см. рис. выше) можно сделать один неполярный, включив их последовательно плюс к плюсу, при этом емкость у конденсаторов должна быть в два раза больше, чем это указано на схеме). Среди доступных электролитических конденсаторов наилучшими являются танталовые и оксидно-полупроводниковые, например типа К52-1А, К53-28 и аналогичными можно заменять другие типы полярных конденсаторов. В цепях фильтров по питанию допустимо применять конденсаторы большей емкости, чем это указано на схеме. У диодов основными параметрами являются предельно допустимые прямой ток и обратное напряжение, а в некоторых узлах устройств при замене необходимо учитывать еще обратный ток (утечка диода, когда он заперт) и прямое падение напряжения. У маломощных германиевых диодов обратный ток значительно больше, чем у кремниевых, а также он в большей степени зависит от температуры. По этой причине лучше использовать в цифровых схемах кремниевые диоды, например КД521, КД522, КД509 и другие. Прямое падение напряжения у большинства германиевых диодов примерно в два раза меньше, чем у подобных кремниевых. Поэтому в цепях, где используется это напряжение для стабилизации режима работы схемы, например в некоторых оконечных усилителях звука, замена диодов на другой тип проводимости недопустима. Для выпрямителей в блоках питания главными параметрами являются предельно допустимый прямой ток и обратное напряжение. Например, при токах до 10 А можно применять диоды Д242…Д247, КД213; для тока 1…5 А подойдут диоды серии КД202, КД213; при токе 0.5…1 А диоды КД212, КД237 или диодные мосты КЦ402…КЦ405, а при меньших токах диоды КД105, КД102, диодные сборки КЦ407А и многие другие, с соответствующим буквенным индексом, который указывает на допустимое рабочее напряжение. В импульсных источниках питания часто применяют специальные диоды Шотки (КД222, КД2998 и др.). Они предназначены для работы на более высоких частотах (10…200 кГц), чем обычные диоды и за счет малого внутреннего сопротивления в открытом состоянии имеют меньшие потери. Обычные диоды в такой схеме будут работать с сильным перегревом и недолго. Транзисторы при замене должны выбираться из того же класса (маломощные, средней мощности, мощные, высокочастотные и т. д.) и с параметрами не хуже, чем у примененного в схеме. Основные параметры транзисторов, учитываемые при замене: максимально допустимые напряжение эмиттер-коллектор, ток коллектора, рассеиваемая мощность коллектора, а также коэффициент усиления. Параметры кремниевых транзисторов более стабильны при изменении температуры, чем у германиевых. Снятые с производства устаревшие типы германиевых транзисторов (например МП37, МП42) можно заменить на кремниевые (КТ315, КТ361 или лучше на КТ3102, КТ3107 и др.) аналогичной структуры (п-р-п или р-п-р). В устройствах, где транзисторы используются в ключевых режимах, например в логических схемах и каскадах управления реле, выбор транзистора не имеет большого значения, если он аналогичной мощности и имеет близкое быстродействие и коэффициент усиления. Так, например, используемые в импульсных блоках питания телевизоров транзисторы КТ838А можно заменить на КТ839А или КТ846В. Транзисторы с большим коэффициентом усиления КТ829А можно заменить составной схемой из двух транзисторов (см. рис. выше). А вышедший из строя транзистор КТ848А в блоке электронного зажигания легковых автомобилей заменяется приведенной на рисунке выше схемой (при этом повысится надежность устройства). Микросхемы можно разделить на три условные группы — логические, аналоговые и специализированные. Специализированные микросхемы (например ЦАП 594ПА1) заменить другим типом нельзя, так как при этом потребуется изменять построение схемы. Логические микросхемы серий 155 (133) везде заменяются на более современные и экономичные из серий 555 (1533) — они потребляют в 5…10 раз меньший ток при тех же основных параметрах. При этом желательно, чтобы все окружающие цифровые микросхемы были из одной серии (это избавит устройство от сбоев в работе из-за разного быстродействия логических элементов). Разница между сериями 555 и 1533 заключается только в конструкции корпуса, нумерация выводов сохраняется. Наиболее широко распространенные микросхемы 561-ой серии можно заменить на серию 1561 (или 564-ую серию, но у нее другая конструкция корпуса — «планарные выводы», и потребуется делать переходную колодку для их установки или менять топологию платы). Часто в схемах применяется компаратор К544САЗ. Его можно заменить на аналогичный К521САЗ (в пластмассовом корпусе 201.14-1) или К521СА301 (в пластмассовом корпусе 3101.8-1), возможно также применение 521САЗ (в корпусе 301.8-2), но при этом изменяется нумерация подключаемых выводов (см. рис.). При необходимости замены выбор аналоговых микросхем из серии операционных усилителей (ОУ) достаточно широк, но при этом необходимо учитывать разные параметры, в зависимости от конкретной схемы, в которой они применяется. Здесь нужно по справочнику найти наиболее близкую по параметрам микросхему, а еще лучше, если удастся проконсультироваться со специалистом, имеющим опыт разработки схем, так как некоторые ОУ требуют применения внешних цепей коррекции для устойчивой работы или же имеют другие особенности применения, как правило, не отражаемые в бытовых справочниках. |
Цифровой индикатор напряжения бортовой сети.
Три схемы индикаторов бортовой сети автомобиляПрибор подключается к бортовой сети автомобиля и предназначен для оперативного определения ее состояния по четырем светодиодам. Которые указывают следующие напряжения:
Если мигают два соседних светодиода, то напряжение находится на границах указанных интервалов. Взглянем на схему устройства, собранного всего на одной микросхеме:
Перед нами четыре операционных усилителя D1.1 — D1.4, включенных по схеме компаратора. Каждый из них настраивается на свой диапазон с помощью резистивных делителей и управляет своим светодиодом. На инверсные входы усилителей подается контролируемое напряжение, на прямые — образцовое напряжение, полученное с помощью простейшего стабилизатора (VD1, R7, C1) и резистивных делителей R1 — R6. Благодаря диодам VD2 — VD4 зажигание каждого следующего светодиода (снизу вверх) выключает предыдущий. Таким образом, в любой момент времени горит только один светодиод или не горит ни один (напряжение ниже 11,7 В). Дроссель Т1 и конденсаторы С2, С3 образуют фильтр, устраняющий импульсные помехи по цепям питания устройства.
В устройстве могут использоваться любые постоянные резисторы, которые желательно подобрать максимально точно. Поскольку в штатном ряду нет номинала 500 Ом, резистор R4 собран из двух параллельно соединенных резисторов номиналом 1 кОм. Подстроечный резистор R5 многооборотный, например СП3-19а. Конденсаторы С2, С3 — К73-9 на рабочее напряжение 250 В, С1 — типа К10-17. На месте VD1 может работать любой стабилитрон типа Д818, но наиболее термостойкий с буквами Е, Д и Г. В качестве светодиодов можно использовать любые индикаторные диоды с минимально возможным током накала (в идеале — серии КИП ). Диоды VD2 — VD4 — любые импульсные.
Дроссель выполнен на ферритовом кольце К10х6х3 из феррита 2000НМ1 и содержит две обмотки по 30 витков, выполненные проводом ПЭЛШО-0,12. При включении дросселя очень важно включать обмотки согласованно (начало обмоток указано точками), иначе толку от него как от фильтра не будет. Наладка устройства сводится к подстройке резистора R5, который устанавливается по нижнему порогу индикации (ниже 11,7 В, только что погас HL4) и, при необходимости, подбору R1 по верхнему порогу (выше 14,8 В, HL1 только что погас) на). Все промежуточные диапазоны будут установлены автоматически. Ток потребления устройства должен быть в пределах 20 — 25 мА.
Впервые мне предложили написать отзыв о товаре представители магазина, мой выбор пал на автомобильное USB зарядное устройство под брендом iMars с двумя портами и индикатором напряжения и силы тока. Конечной целью была замена двух приборов в машине отца — вольтметра в прикуривателе, с помощью которого отец следит за напряжением аккумулятора зимой и необходимостью его зарядки, а также простенького noname зарядного устройства для телефона с максимальным ток 500мА.
Производитель обещает максимальный зарядный ток 4,8А (2,4А + 2,4А) , измеряющий напряжение бортовой сети автомобиля и зарядный ток подключенных устройств. Посмотрим, сможем ли мы заменить два устройства на одно и подтвердятся ли дальше обещания производителя…
Зарядное устройство было упаковано в картонную коробку, внутри которой находилось само зарядное устройство. Никаких инструкций и прочего. Все надписи на коробке на английском языке.
Распаковка
Сразу после получения посылки решил протестировать зарядное устройство в машине отца (ВАЗ 2111) на предмет работоспособности. И тут меня поджидала первая проблема — зарядное устройство не дотягивало до длины центрального контакта прикуривателя в этой машине… Проверял на своей Skoda Fabia — зарядка работала, но как-то не очень удобно ее проводить тесты в машине, поэтому решил запитать зарядное устройство дома от блока питания на 12В через гнездо прикуривателя на кабель, купленный когда-то на aliexpress. И тут меня поджидала вторая проблема — в этом разъеме зарядное тоже не доставало до центрального контакта. Глубина зарядного устройства 39мм оказался великоват. .. Так что даже не приступая к тестированию, можно сказать, что зарядное устройство подходит не ко всем автомобилям и разъемам, максимальная глубина, на которой оно будет работать, составляет около 37 мм.
Кое-как с помощью проводов и синей изоленты подключил зарядное устройство к блоку питания от ноутбука, зарядное устройство высветило значение 16,8U.
Ок, первый простой тест — подключен к зарядному устройству iPad mini, идет зарядка. Индикация, напряжение и зарядный ток меняются примерно каждые 2 секунды. Показывает ток 2,15А.
Далее нужно проверить заявление производителя о максимальном токе 4,8А, но к сожалению у меня нет USB нагрузки, которую многие здесь используют для проверки зарядных устройств, поэтому я придумал использовать автомобильные лампы накаливания в качестве нагрузки (теплая ламповая нагрузка, в прямом смысле этого слова).
Подключил одну лампу к автолампе 12В h5 через USB-тестер — зарядник показывает ток 2,32А, тестер показывает чуть меньше, 2,14А
Продолжим тестирование, попробую подключить телефон к другому порту вместе с лампой. Поскольку у меня нет второго USB-тестера, я использую мультиметр для измерения тока лампы и тестер для телефона. И тут сюрприз, телефон показывает, что заряжается, а тестер показывает очень маленький ток, всего 0,09A.
Попробуем нагрузить зарядник побольше. К одному порту подключаю лампочку h5, такую же, как и в первом эксперименте, а ко второму — автолампу на 24В — сопротивление у нее выше, ток будет меньше.
Результат — на зарядном устройстве отображается 3,03А, на первой лампе 2,1А (на мультиметре выбран предел 5А, смотрите на нижнюю черную шкалу), на второй лампе ток 0,66А. Итого выходит 2,76А, разница с показаниями зарядки 0,27А. Напряжение упало до недопустимых 4,42В.
Что ж, попробуем все-таки выжать из этой зарядки максимум — подключаю ту же лампу 12В h5, что и в первом опыте, только гораздо более коротким USB-кабелем. Если подключить его к работающему зарядному устройству, то срабатывает защита и зарядка отключается, но если сначала подключить нагрузку, а затем подать питание на зарядное устройство, то загорается лампочка:
Зарядное устройство показывает нам ток 3,28А, при этом мерцания экрана заметно больше. Мультиметр показывает ток через 2,9Лампа. К сожалению, измерить напряжение не удалось, так как USB-тестер дико колбасил, светились все сегменты на экране, лампа, подключенная через него, не светилась. Можно сделать вывод, что максимальный ток, который могут дать эти зарядки, составляет около 3А, но из-за падения напряжения и пульсаций ни один телефон не зарядится.
Вы можете легко разобрать зарядное устройство, подцепив чем-нибудь острым серебряную рамку дисплея. Деталь, закрывающая дисплей, держится на защелках по бокам. Сняв его — открываем внутренний мир зарядного устройства:
С экрана не снята защитная пленка, если ее снять, цифры на индикаторе будут четче.
Если потянуть за разъемы USB, то можно получить плату зарядного устройства. Он состоит из двух частей, соединенных под прямым углом — на большей плате находится импульсный регулятор напряжения, на меньшей — порты USB, дисплей и схема измерения и отображения напряжения и тока.
Подводя итоги, хочу отметить, что производитель как всегда указал завышенные токовые характеристики, зарядное не сможет выдать 4,8А, максимум на что можно рассчитывать около 2,4А для оба порта. Также форма зарядного устройства не позволит использовать его в некоторых автомобилях с глубоким гнездом прикуривателя. В целом прибор понравился, удобен тем, что совмещает в себе функции зарядного устройства и вольтметра, функция измерения тока мне кажется не такой уж и полезной. После обзора я все же планирую подарить зарядное отцу, но для этого заменю гнездо прикуривателя на другое, более штатное (так как у ВАЗ 211х проблемы со многими зарядками в прикуривателе).
Напоследок хочу отметить, что на banggood есть распродажи, недавно была скидка на это зарядное устройство и стоило оно 3.69$
Товар был предоставлен для написания отзыва магазином. Отзыв публикуется в соответствии с пунктом 18 Правил сайта.
Планирую купить +10 Добавить в избранное Отзыв понравился +10 +19
Я редко пользуюсь своей машиной. На самом деле непонятно, зачем он мне. Ну и в итоге батарея всегда «садится». И каждый раз приходится присоединять запасной аккумулятор, а подцепленный ставить на зарядку. Вечно больной проблемой является недопущение разряда аккумулятора на автомобиле ниже нормы.
Поэтому я собрал эту схему «Индикатор напряжения автомобильного аккумулятора», которую давно нашел в интернете и сохранил.
Но я его немного изменил, и вместо 10 отдельных светодиодов, которые были в исходной схеме, использовал 10-сегментный светодиодный индикатор, потому что он занимает меньше места.
Требуемые радиодетали:
1. Подстроечный резистор 5к — 2 шт.
2.чип LM3914
3.10 сегментная светодиодная лента (я использовал Kingbight DC-763HWA)
4.R1 Резистор 4,7к
5.R2 Резистор 1,2к
6. Для регулировки потребуется вольтметр и регулируемый блок питания от 10 до 15 вольт.
Вот плата устройства.
Как видно на фото, я отрезал один провод у правого триммера.
После монтажа деталей на плату требуется настройка устройства. Подайте 10,5 вольт и отрегулируйте правый триммер так, чтобы загорелась первая полоска на 10-сегментном дисплее.
Подайте 15 Вольт и отрегулируйте так, чтобы загорелась последняя полоска на 10-сегментном индикаторе. И помните, что всегда должна гореть только одна полоса. Закрепите свое устройство в удобном месте.
Теперь у вас есть 10-сегментный индикатор, показывающий напряжение батареи с шагом 0,5 вольта.
Алексеев П.
Контроль напряжения бортовой электросети автомобиля может осуществляться путем установки в автомобиле вольтметра для оценки заряда аккумуляторной батареи, работы генератора и реле регулятора напряжения. При этом его значение в автомобилях с амперметром («Москвич» всех типов) не ниже, чем в автомобилях без амперметра («Жигули» всех моделей). Объясняется это тем, что амперметр показывает, заряжается аккумулятор или нет, потребляется ли энергия от генератора или аккумулятора, но не позволяет однозначно судить о состоянии аккумулятора: он полностью заряжен ( следовательно, зарядного тока нет), разряжен, но зарядки нет из-за низкого напряжения генератора (нужна регулировка реле-регулятора) и т. д. Таким образом, вольтметр, не умаляя достоинств амперметра, отдельно, а лучше в сочетании с ним, позволит поэтапно отслеживать состояние бортовой сети автомобиля перед запуском двигателя, при работе на холостом ходу, средних или высоких оборотах.
Поскольку контролируемое напряжение бортовой сети может находиться в пределах 12…15 В (или 10…15 В, в зависимости от требуемых пределов регулирования), шкалу стрелочного вольтметра для большей наглядности следует растянуты в этих пределах, иначе информативность прибора будет невелика… Кроме того, необходимо учитывать сложность размещения (или встраивания в панель) этого прибора в салоне автомобиля.
Как показывает опыт, вольтметр-индикатор, выполненный на основе миниатюрных (сигнальных) ламп накаливания, покрытых светофильтрами, достаточно информативен.
Принципиальная схема такого устройства показана на рис. 1.
Выбор диапазона контролируемого напряжения и его деление на участки зависит от желания проектировщика. Автором принят диапазон контролируемого напряжения 12 В и выше (практически до 15…16 В), с разбивкой его на секции, как показано на рис. 2.
Рис. 2. Схема участков контролируемого диапазона напряжений
Разделы «Нет зарядки», «Нормальный, зарядный ток» и «Очень высокий зарядный ток» соответствуют горению ламп накаливания HL1, HL2 и HL3. Эти лампы светятся при напряжениях в бортовой сети автомобиля 12…13,7 В, 13,2…14,6 В, 14,2 В и выше. В зонах перекрытия «Низкий зарядный ток» и «Высокий зарядный ток» загораются по две лампы, указывающие на то, что напряжение в сети автомобиля находится на том или ином крайнем значении относительно нормы. Лампа HL1 имеет оранжевый светофильтр, HL2 — зеленый, а HL3 — красный. Они расположены на передней панели устройства слева направо, что обеспечивает удобный контроль напряжения и его изменения.
Вольтметр-индикатор состоит из трех измерительных каскадов, каждый из которых соответствует одному из участков напряжения и управляет «своей» лампой. Измерительные каскады собраны по идентичным схемам (крайний правый для раздела «14,2 В и выше» не полный) и отличаются только пороговыми напряжениями срабатывания.
Устройство работает следующим образом. При включении зажигания питание бортовой сети подается на шину +12 В, а если напряжение аккумуляторной батареи 12 В и выше, то ток, протекающий через открытый стабилитрон VD1 и резисторы R3 и R4, будет открыть транзистор VT1. При этом лампа HL1, включенная в коллекторную цепь этого транзистора, получит питание и будет светиться. Если напряжение аккумуляторной батареи ниже 12 В (она разряжена), лампа HL1 не загорится. Также он погаснет при запуске двигателя автомобиля, если при работе стартера напряжение аккумуляторной батареи падает ниже 12 В (такое обычно бывает). При этом остальные лампы вольтметра-индикатора не загораются, так как напряжение открытия остальных стабилитронов больше напряжения открытия стабилитрона VD1.
При повышении напряжения бортовой сети до 13,2 В срабатывает второй измерительный каскад на стабилитроне VD3 и транзисторе VT3 и загорается лампа HL2 (лампа HL1 продолжает гореть). Дальнейшее повышение напряжения до 13,7 В приводит к открытию стабилитрона VD2 и транзистора VT2 первого каскада, который шунтирует эмиттерный переход транзистора VT1, обеспечивая его закрытие и гашение лампы HL1. В это время на передней панели вольтметра-индикатора горит только лампа HL2.
При напряжении 14,2 В откроются стабилитроны VD5, VD6 и транзистор VT5 третьего измерительного каскада. Теперь загорится лампа HL3 (лампа HL2 останется включенной). Если напряжение бортовой сети достигнет 14,6 В, стабилитрон VD4 и транзистор VT4 второго измерительного каскада откроются, что приведет к закрытию транзистора VT3 и погасанию лампы HL2. На панели прибора остается гореть только лампа HL3, которая будет продолжать гореть при дальнейшем увеличении напряжения.
При снижении напряжения бортовой сети, например, с 15 до 12 В, порядок включения контрольных ламп будет обратным.
Резисторы Rl, R7 и R13 защищают транзисторы КТ608Б от перегрузки по коллекторному току при включении ламп HL1 — HL3, когда сопротивление их холодных нитей накала 10. ..20 Ом. Резисторы R2, R8 и R14 шунтируют транзисторы VT1, VT3 и VT5, уменьшая протекающий через них ток в моменты переключения, когда они рассеивают максимальную мощность. Шунтирующие резисторы позволяют транзисторам КТ608Б работать без теплоотводов, при этом начальный ток лампы (40…50 мА) очень слабо нагревает нить накала и не мешает наблюдению.
В качестве индикаторов HL1 — HL3 в приборе можно использовать лампы накаливания Мх23-0,18 (13,5 Вх0,18 А) или автомобильные 12 В Х 1 Зв, яркости которых достаточно для наблюдения в любых условиях.
Напряжение стабилизации стабилитронов VD1 должно быть 11,2 В, VD2 — 11,5 В, VD3 — 12,2 В, VD4 — 12,5 В. Суммарное напряжение стабилизации стабилитронов VD5 и VD6 необходимо выбрать равным 13,2 В.
При отсутствии возможности подбора стабилитронов требуемые пороги срабатывания измерительных каскадов можно получить изменением номиналов резисторов R3, R5, R11, R15 или R4, R6, R10, R12, R16 , а также выбрав оба одновременно. Для снижения порога срабатывания транзисторов нужно уменьшить сопротивления резисторов R3, R5, R9, Rll, R15 или прибавка — R4, R6, R10, R12, R16 и наоборот. Практически даже при небольших изменениях сопротивлений этих резисторов можно изменить пороги срабатывания каскадов на 0,2…0,8 В.
Статический коэффициент передачи тока h31э транзисторов КТ608 (VT1, VT3, VT5) должно быть не менее 200. При меньшем коэффициенте h31e процесс открытия и закрытия этих транзисторов будет задерживаться до 0,3…0,4 В изменением входного напряжения, что нежелательно с точки зрения наглядности («вялое » коммутация ламп) и точность измерения бортового напряжения.
Такие же результаты дает включение диодов в прямом направлении последовательно со стабилитронами (для облегчения подбора рабочего напряжения измерительных каскадов). Это связано с тем, что при малых токах базы транзисторов диоды (кремниевые и германиевые) работают на плавно изгибающемся начальном участке прямой ветви вольт-амперной характеристики, где прирост тока с ростом напряжения относительно невелик.
Коэффициент h31э транзисторов КТ312Б (ВТ2, ВТ4) или заменяющих их транзисторов КТ315 может быть 50. ..80. В случае применения транзисторов серии КТ312 с коэффициентом h31э более 100…150 при моменты переключения измерительных каскадов может иметь место колебательный процесс, при котором лампы HL1 или HL2 будут мигать с частотой 3…5 Гц. Это явление можно устранить, подключив конденсатор емкостью 0,01 мкФ между базой и коллектором транзисторов VT2, VT4. Конденсаторы одинаковой емкости могут шунтировать эмиттерно-коллекторные участки транзисторов VT1, VT3, VT5. Но этого делать не нужно (а лучше даже не делать), так как самовозбуждение происходит при незначительном изменении напряжения бортовой сети (0,03…0,05 В) и, кроме того, это очень хорошо информирует о том, что напряжение сети находится на границе, перехода от одного измерительного участка к другому.
Работоспособность вольтметра-индикатора и точность измерения границ интервалов проверяют по схеме на рис. 3, используя регулируемый источник постоянного напряжения (от 10 до 16 В) с допустимым током нагрузки 300 мА и вольтметр.
Медленно повышая напряжение с 10 до 15…16 В и наблюдая за зажиганием и гашением ламп, проверяют границы зон срабатывания индикаторов. В случае несовпадения этих границ (см. рис. 2), которое может быть в пределах 0,2…0,5 В из-за разброса параметров стабилитронов и транзисторов, или при желании изменить эти границы стабилитроны заменяются другими, имеющими соответствующее напряжение стабилизации.
Конструкция устройства произвольная. Автор, например, смонтировал его в пластиковый бокс размерами 35х75х90 мм. На передней стенке (35х75 мм) три фонаря (с оранжевыми, зелеными и красными светофильтрами). Коробка устанавливается (предварительно устанавливается на место) под приборной панелью (слева от рулевой колонки) автомобиля Москвич-408.
Дизайн хорошо смотрится, если на передней стенке ящика прорезать прорезь (6х50 мм) и прикрыть ее полосой матового стекла, обрамленной декоративной рамкой. Под стеклом установлены плоские цветные светофильтры и индикаторные лампы ХЛ1 — ХЛ3. Для исключения засветки лампами «не своих» светофильтров перегородки следует усилить в соответствующих местах зазора.
Вольтметр-индикатор с одинаковым успехом может использоваться на всех типах грузовых автомобилей и автобусов. При напряжении бортовой сети автомобиля 24 В в прибор необходимо внести следующие изменения:
установить лампы Мх36-0,12 (26 В Х 0,12 А) или Мх46-0,12 (36 В Х 0,12 А) в качестве индикаторов ХЛ1- HL3;
заменить стабилитроны Д814 на стабилитроны КС524Г и КС527А (возможно последовательное включение других стабилитронов)
увеличить сопротивление резисторов Rl, R7 и R13 до 100…120 Ом, а резисторы R2, R8 исключить и Р14.
В вольтметре-индикаторе на 24 вольта можно использовать транзисторы КТ608Б и КТ312Б (КТ315Г, Е, В, Д).
Регулируемый источник напряжения (см. рис. 3) должен иметь пределы регулировки 20…30 В. Диапазон регулирования напряжения (см. рис. 2) разбит исходя из технических условий эксплуатации аккумуляторных батарей и электрооборудования автомобилей.
Вообще-то все предыдущие отечественные автомобили имеют стрелочные индикаторы напряжения. на аккумуляторе. Простые индикаторы, функционирующие в ограниченном диапазоне напряжений, помогают автовладельцу своевременно обнаружить перегрузку генератора, пропадание контакта или неисправность в реле-регуляторе.
В нынешних отечественных автомобилях и практически во всех современных «иномарках» вольтметра нет. Есть только контрольная лампа, которая должна светиться при значительном снижении напряжения на аккумуляторе.
Но, во-первых, для аккумулятора страшно не только значительное снижение напряжения, но и перезаряд.
Во-вторых, как показывает практика, штатный индикатор фактически не реагирует на отключение аккумулятора при работающем двигателе. То есть, если, например, какая-то клемма отключена, вы обнаружите ее только при попытке завести двигатель.
На рис. 1 представлена электрическая схема автомобильного вольтметра, работающего по аналоговому принципу, но дающего информацию на двуразрядный цифровой индикатор.
Интервал выборки составляет от 10 до 17 вольт. Электрическая схема содержит счетчик на микросхеме компаратора LM3914 и схему электрической индикации на диодном десятично-двоичном преобразователе, двоично-семисегментный дешифратор и два семисегментных индикатора.
Микросхема А2 с помощью подстроечных резисторов R4 и R5 настроена на измерение входного напряжения, идущего на делитель R1-R3 в диапазоне от 10 до 17 В. При этом А2 показывает реально от 0 до 7, то есть за ноль принимается напряжение 10 В. Дисплей на выходе A2 функционирует как движущаяся точка.
То есть в произвольный момент открыт только один из его выходных ключей. Вместо индикаторных светодиодов входы дешифратора Д1, подтянутые к единице, подключены к выходам А2, но через схему на диодах VD2-VD12, которая вместе с R7-R8 представляет собой десятично-двоичный преобразователь который преобразует десятичные числа от 0 до 7 в трехзначный двоичный код. Этот код поступает на выходы дешифратора D1, предназначенного для совместной работы с семисегментным светодиодным индикатором.
Емкость С3 необходима для того, чтобы измерение напряжения производилось плавно, с небольшой задержкой. Это позволяет предотвратить появление ошибочных нечитаемых показаний из-за импульсных помех в бортовой цепи автомобиля и чрезмерно быстрых изменений напряжения.
Стабилизатор 7805 можно заменить на КР142ЕН5А. Диод 1N4007 — произвольный выпрямительный диод малой или средней мощности, например, КД105. Диоды 1N4148 можно поменять на КД522, КД521. Емкость С1 должна быть на напряжение более 20 В.
Настроить вольтметр проще при наличии регулируемого лабораторного блока питания. Подать напряжение 17 В и поворотом потенциометра R4 получить показание «17». Далее подайте 10 В и поверните потенциометр R5, чтобы получить показание «10». Затем проверяют соответствие показаний фактическому напряжению во всем диапазоне (10-17 В). При необходимости подстроить с помощью R4 и R5 еще несколько раз.
Термостат инкубаторный. Схема, описание
Регулятор температуры инкубатора
Энциклопедия электронного радио и электротехники / Регулирующие органы, термометры, термические стабилизаторы
Commentaires sur l’article
L’éclosion des poussins dans un incubateur est un processus qui prend du temps et qui nécessite un contrôle Constant de la température. La dernière responsabilité est assumée par ле термостат proposé. L’auteur parle également de la conception d’un incubateur simple, donne des conseils sur son utilization.
Термостат, без контура, показанного на рис. 1 est conçu pour un incubateur de petite taille et maintient la reglérature dans la plage de 20…50°C. Термистор RK1 sert de capteur, ainsi que les resistances R1, R3, R4, R6 формант un pont de mesure. L’équilibre du Pont à une température donnée est realisé par une resistance variable R6. Конденсаторы C1 и C3 — подавление шумов.
Si la température est superieure à la valeur de consigne, la polarité de la voltage de déséquilibre du pont à l’entrée du comparateur DA1 est telle que le traffic de ce dernier est fermé, sinon il est ouvert.Une voltage pulsée est аппликация на брошь 9де DA1 (коллекционер транзистора де Сорти) де ла Сорти d’un redresseur demi-onde sur les диоды VD1 и VD2. Амплитуда этих импульсов ограничена по диоду Zener VD3. À une température inferieure aux Impulsions spécifiées de la broche 2 de DA1 (l’émetteur du Transit de Sortie) sont envoyées à l’électrode de commande du trinistor VS1, l’ouvrant dans les demi-cycles positifs de la voltage secteur. Les résistances R7-R16 connectées en parallèle servent d’element chauffant.
Цепь VD4C4 преобразует пульсирующее напряжение в постоянное. Après le stabilisateur DA2, ils alimentent le pont de mesure et le comparateur.
La carte de Circuit Imprimé du régulateur de température et l’emplacement des pieces sur Celle-ci sont illustrés à la fig. 2.
Возможные замены элементов: сравнительный K554SAZ (DA1) — à 521SAZ, en tenant compte des différences dans l’afffect des broches, stabilisateur intégré KR142EN5A (DA2) — à tout autre avec une test de 5 .. 6 В и ток заряда д’Омуана 50 мА, тринистор КУ201К (ВС1) — на КУ201Л, КУ202К-КУ202Н, диоды КД105 (ВД1, ВД2, ВД4) — на кремниевые диоды с допустимой нагрузкой 150 . ..300 мА, стабилитрон диодный Д814Д (VD3) — на Д814Г. Comme RK1, термистор ST1-17 является утилизируемым, со значением (сопротивление температуры окружающей среды) peut atteindre 4,7 кОм, il suffit d’augmenter les valeurs des résistances du pont de mesure du nombre de fois approprié. Сопротивление переменное R6 — SDR-4a. Оксидные конденсаторы — K50-35 или аналогичные. Конденсатор C2 — K73-17 на напряжение d’au moins 400 В
Инкубатор представляет собой смесь для приготовления мусса с размерами 600x600x300 мм. Трусы от 6 до 10 мм в диаметре в зависимости от доступа к воздуху и воды при температуре 43°C и влажном воздухе реквизит (кулон le coulage). В салоне установлена металлическая решетка, установленная на перемычке, термостойкий элемент RK1 и элемент сопротивления MLT-2 (R7-R16) на других местах. Il est возможно de réduire l’inertie du réchauffeur en l’assemblant à partir de résistances MLT-0,5. Leur nombre et leurs valeurs sont choisis de manière à ce que la résistance total reste la même et que la puissance dissipée autorisée par une résistance ne soit pas dépassée. Une lampe à incandescence ordinaire ou un élément chauffant d’une puissance de 20 … 30 Вт при напряжении 110 … 127 В для обслуживания водителей.
В инкубаторе, который используется для приготовления инкубатора, необходимо обеспечить постоянную температуру воздуха и температуру, не превышающую 20 … 25 °C. Quelques heures avant la ponte, vous devez allumer le термостат, utiliser la résistance переменная R6 для régler la regler la dans l’incubateur à 37,5 ° C et vous assurer qu’elle s’est stabilisée. Pour le control, un thermomètre à alcool est inséré dans un trou spécialement prévu dans le couvercle de l’incubateur. La durée d’incubation des œufs de divers oiseaux est indiquée dans le tableau.
Si les poussins de la première couvée éclosent un jour à l’avance, réglez à l’avenir la température à 0,5 °C de moins que celle indiquée ci-dessus, si un jour plus tard — de la même quantité de plus .
Les œufs doivent être frais, fertiles, pas plus de 15 jours et avec une chambre à air à l’extrémité émoussée. Les œufs ne doivent pas être lavés ni réfrigérés. Dans l’incubateur, ils doivent reposer librement, avec une extrémité pointue sous l’extrémité émoussée. Il est nécessaire de retourner les œufs trois fois par jour, en n’arrêtant cette procédure que trois jours avant la couvée prévue. Pour retourner les œufs, vous devez ouvrir l’incubateur, après quoi le regime de température y est rétabli en une à deux heures. Vous ne devez pas accélérer ce processus en ajustant la résistance переменная R6. Peu de temps avant l’apparition des poussins, les œufs sont réchauffés en raison de la chaleur qu’ils dégagent. La température dans l’incubateur doit donc être réduite de 0,5 ° C.
Термостат для мема, удобный для домашнего хранения бобовых. Налейте модификатор la plage de températures maintenue par celui-ci, il suffit de sélectionner la valeur de la résistance R4.La puissance du réchauffeur doit coitre au volume du magasin de legumes.
Автор: С.Абрамов, Оренбург
Voir les autres article раздел Регулирующие органы, термометры, термические стабилизаторы.
Lire et écrire utile commentaires sur cet article.
<< Возврат
Dernières nouvelles de la science et de la technologie, nouvelle électronique:
Un réacteur solaire produit de l’hydrogene et capte les déchets 24.04.2023
Инженеры EPFL, работающие над созданием и испытанием солярного реактора, способного генерировать водород, а также часть световых приборов для солей и воды. Le système est non seulement tres efficace pour produire de l’hydrogene, mais capte également l’oxygène et les déchets thermiques pour être également utilisés. L’hydrogene est appelé à devenir un acteur clé des énergies renouvelables, et l’un des moyens les plus efficaces pour le produire состоит из décomposer l’eau en ses molécules, конститутивных. Lorsque ce processus est réalisé à l’aide de l’energie solaire, on parle de photosynthèse artificielle, et c’est le processus qu’utilise le nouveau réacteur. Le réacteur de l’EPFL похож на параболическую антенну и работает по принципу сходства: большая поверхность incurvée recueille le plus de lumière возможна и ла концентрация на маленьком оборудовании, приостановленном в среде. Dans ce cas, la parabole récupère la chaleur du Soleil и la focusise environ 800 fois sur le réacteur photoélectrochimique. L’eau est pompée dans ce réacteur, où l’énergie solaire est utilisée pour alimenter le réacteur. …>>
Le graphène monocouche démontre une magnétorésistance géante 24.04.2023
Единая команда врачей и группа специалистов по графеновым одноместным манифестам магнитосопротивления géante — le phénomène d’un changement de électrique lorsqu’il entre dans magnéque un champ. Le graphène a montré une augmentation de la résistance avec l’induction du champ magnétique de plusieurs centaines de pour cent, bien que la résistance ait un caractère différent dans les champs magnétiques faibles et forts. En modifiant la résistance électrique en réponse à un champ magnétique appliqué, les matériaux présentent le phénomène de magnétorésistance. Elle résulte de la courbure des trajectoires des porteurs de courant dans le matériau sous l’influence d’un champ magnétique. Une manifest de ce phénomène est la magnétorésistance géante. Il a été trouvé dans des materiaux magnétiques multicouches, dans lesquels des ferromagnétiques кушетки étaient séparées par des кушетки неmagnetiques де quelques nanomètres де большой, ce qui entraînait ипе уменьшение значительного де ла сопротивления électrique. L’effet s’est avéré être beaucoup plus важных que les manifests de magnétorésistance connues à cette époque, et c’est pourquoi il a été appelé «magnétorésistance géante». …>>
Столетняя батарея для бактерий 23.04.2023
Научные разработки по использованию споровых бактерий для производства электричества. Les ingénieurs de l’Université de Binghamton ont utilisé des bactéries sporulées pour creer une bio-batterie Qui peut être stockée Pendant de Longues périodes et qui fonctionnera potentiellement même après 100 ans. Куча горючего де-ла-тейлль-д’йе-де-monnaie a été scellée avec un morceau de ruban Kapton, un materiau, способная де résister à des élevées et bases températures et basses. Cela permis de conserver le matériel pour un stockage à long terme. Lorsque le ruban adhésif a été retire et que l’humidité a pénétré à l’intérieur, les bactéries se sont mélangées à un germe chimique, который стимулирует микробы, производящие споры. Энергия биохимических реакций était suffisante pour alimenter une LED, numérique un numérique ou une petite horloge. Les chercheurs ont également découvert Que l’Thermique des Spores bactériennes réduisait le temps nécessaire pour atteindre la pleine puissance de 1 Heure à 20 минут, et que l’augmentation de l’humidité augmentait la production électrique. Après une semaine de stockage …>>