Dolby surround: Dolby Surround | это… Что такое Dolby Surround?

Необычное применение системы DOLBY SURROUND PRO LOGIC

категория Аудиотехника материалы в категории

Подкатегория Схемы приставок аудиоэффектов

П. ЛЮБИМОВ, г. Бобруйск Могилевской обл.
Радио, 2002 год, № 1

После установки процессора TDA3810, например, в АУ-ресивер с декодером Dolby Surround Pro Logic и многоканальной AC, монофоническое звуковое сопровождение ТВ приобретает заметную «глубину». Этот эффект возникает из-за наличия в декодере для тылового сигнала временной задержки на несколько десятков миллисекунд, отсутствующей в обычном стереопроцессоре. Автор рассказывает об установке процессора в аудиосистему Technics SC-CH60, используемую совместно с телевизором и видеомагнитофоном.

В статье [1] описывалось устройство на базе звукового процессора TDA3810, позволяющее получить псевдостереофоническое звучание при монофоническом сигнале ТВ вещания. Этот режим работы микросхемы предоставляет дополнительные возможности при его использовании и в более сложной аудиосистеме.

Суть предложения заключается в установке микросхемы TDA3810 в мини-систему, ресивер или усилитель, способные воспроизводить стереофонограммы через декодер DSPL (Dolby Surround Pro Logic) с многоканальным усилителем и комплектом АС. Несмотря на то что псевдостереофонический сигнал весьма далек от формата DSPL [2], введение TDA3810 в такой тракт создает достаточно эффектную пространственную картину звучания.

Далее кратко описаны процессор и его установка в мини-систему Technics SC-CH60, которая имеет декодер DSPL.

Схема процессора приведена на рис. 1.

Она отличается от типовой, приведенной в [3], отсутствием элементов для обеспечения режима «Расширенное стерео» (в этом устройстве такой режим не используется), а также светодиодов индикации. Вывод 12 микросхемы DA1 подключен к общему проводу, что соответствует режиму «Псевдостерео».

Эскиз печатной платы процессора и расположение элементов на ней показаны на рис. 2. В устройстве применены резисторы МЛТ-0,125, конденсаторы С10 — С13 — К50-35, остальные — КМ-4, КМ-5.

Плату процессора устанавливают в блок «Stereo Sound Processor SH-EH60» мини-системы. Все подключения процессора производятся к плате коммутации, расположенной в задней части корпуса. Вход Uynp оставляют свободным. Питание процессора осуществляется от источника напряжения +13 В блока питания аппаратуры. Подключение входов левого и правого каналов производится к штатным разъемам «VCR INLUR». Для этого предварительно нужно выпаять выводы элементов С706, R710 и С705, R709 (обозначения на плате мини-системы) из точек подключения к разъемам. В освободившиеся отверстия впаивают провода входов левого и правого каналов процессора. Выпаянные выводы соединяют: С706 — с R710, а С705 — с R709. К точкам соединения припаивают провода выходов процессора правого и левого каналов соответственно. Расположение отверстий для подключения на плате коммутации изображено на рис. 3. Далее плату закрепляют винтом-саморезом на стойке в правой части корпуса (рис. 3).

Таким образом, после проведенных работ вход VCR теперь предназначен для подключения источников с монофоническим трактом (сигнал подается на левый и правый каналы) — телевизора, видеомагнитофона и пр. Стереофонические сигналы можно подавать на входы VDP и ЕХТ минисистемы.

Если требуется подключение источника, работающего как в моно-, так и в стереофоническом режиме, например, Hi-Fi видеомагнитофона, то процессор нужно дополнить двухпозиционным переключателем, который устанавливают на заднюю стенку корпуса блока SB-EH60. В режиме «Стерео» переключатель должен замыкать вход Uупр на общий провод, в режиме «Псевдостерео» — оставлять этот вход свободным. Переключатель также необходим, если процессор устанавливается в аппарат, который имеет только один вход.

При прослушивании была отмечена отличная работа процессора в составе мини-системы Technics SC-CH60. Особенно впечатляет звучание в режиме DSPL. Если на монофонический сигнал декодер не реагирует, то при включении процессора все громкоговорители АС создают ощутимое пространственное распределение звука.

По приведенной методике несложно оснастить процессором TDA3810 и другой музыкальный центр, ресивер, усилитель с декодером DSPL.

ЛИТЕРАТУРА
1. Брылов В. Стереозвук в ЗУСЦТ. — Радио, 2001, № 2, с. 9 — 11, 14; № 3, с. 10 — 12.
2. Соколова Н. Звукотехника «домашнего театра». — Радио, 1997, №5, с. 17 — 19.
3. Процессор пространственного звучания TDA3810. — Радио, 2001, № 2, с. 49 — 51.

Что такое Dolby Surround, для чего он нужен и как он работает?

Сегодня мы немного поговорим о что такое система Dolby Surround, для чего она нужна и как она работает . Руководство, чтобы понять преимущества, которые эта аудиосистема предлагает нам, чтобы наслаждаться нашими любимыми сериалами и фильмами.

То, о чем мы поговорим ниже, не следует путать с активацией пространственного звука или Dolby Atmos в Windows 10. В любом случае, это то, что мы также рекомендуем, если вы хотите улучшить воспроизведение звука на вашем устройстве.

Индекс

    Объемный звук

    Как следует из названия, объемный звук, известный также как объемный звук , это режим воспроизведения звука, который пытается окружить Пользователь. Действительно, цель этого типа звука — окружить людей звуковым полем на 360°.

    Другими словами, в отличие от классического стерео, воссоздающего ощущение левого, правого и центрального, объемный звук также фокусируется сзади и по бокам, стремясь окружить человека звуком .

    Этот тип звука очень часто используется в кинотеатрах, так как театры акустически подготовлены для обеспечения объемного звучания. Однако со временем технология распространилась и на другие рынки, поэтому варианты объемного звука для дома теперь можно приобрести .

    Ярким примером этого является так называемый Звук 5.1 или 7.1 который направлен на создание этого чувства для использования в наших домах. Эти системы также предназначены для просмотра сериалов или фильмов, а также видеоигр и различного контента. Точно так же у нас есть варианты и предложения, сделанные компанией Dolby, то есть при активации или деактивации Dolby Atmos на любом мобильном телефоне Samsung.

    Долби Стерео

    Dolby Stereo — это аудиосистема, созданная в 1976 году, это формат, специально разработанный для звука в мире кино. Все это было произведено компанией Dolby Laboratories, а Dolby SVA была технологией, ответственной за перенести этот опыт в мир кино .

    Фактически, Dolby стандартизировала способ записи и воспроизведения звука в кинотеатре, снова выдвинув объемный звук на передний план. Самое интересное, что компания предоставила миру кино, это то, что она получает уна регистрация высококачественный стерео формат , тогда как раньше все записывалось в моно, что в сочетании с квадрофоническим и объемным звуком стало революцией в способах записи и воспроизведения звука.

    Сегодня звук Dolby присутствует даже у обычного пользователя. Другими словами, вам не нужно ходить в кино, чтобы наслаждайтесь объемным звуком . Именно здесь родился Dolby Surround.

    Что такое Dolby Surround?

    Формат Dolby Surround — это формат, разработанный для мира кинематографии, целью которого является создание более реалистичный и глубокий опыт . Эта технология использует так называемый звук 7.1, но также включает варианты до 9.1 с точки зрения аудиоканалов. Чтобы насладиться этой технологией, часто необходимо переключать звук между наушниками и динамиками.

    Система Dolby Surround стандартизирована в мире кино, просто посмотрите на обложку DVD/Blu-Ray и найдите логотип Dolby. Тем не менее, чтобы воспроизвести этот аудиоформат, вам понадобится звуковая система, способная воспроизвести его .

    Другими словами, необходимо будет используйте динамики 7.1 или 9.1 чтобы воспользоваться преимуществами объемного звука, точно так же, как вам нужно настроить звук в динамиках вашего ПК, если вы хотите использовать его на своем компьютере. Правда в том, что понимая, что эта система уже очень стандартизирована, найти дешевые варианты сегодня не очень сложно.

    Окружите себя звуком — Dolby

    Создайте целостную среду

    На звук приходится 50% впечатления от кинотеатра. Вот почему ваша звуковая система и акустика помещения так же важны, как и ваш телевизор.

    Хорошее двухканальное стерео может создать голографическое пространство — но со всем звуком перед вами. Обычный 5.1- и 7.1-канальный объемный звук может более глубоко вовлечь вас в происходящее на экране. Dolby Atmos® — это новая революционная технология, которая создает захватывающий звуковой ландшафт со звуком, который можно разместить в любом месте комнаты и даже перемещать вокруг вас.

    Обратите внимание, что некоторые расширенные звуковые панели поддерживают Dolby Atmos и предлагают альтернативу традиционным настройкам.


    Традиционные установки объемного звучания


    Типичные установки объемного звучания имеют 5.1 или 7.1 каналов. Система 5.1 имеет левый, правый и центральный динамики впереди, а также левый и правый динамики объемного звучания.

    Система 7.1 добавляет левый и правый тыловые динамики объемного звучания. «.1» в этих обозначениях относится к сабвуферу (иногда называемому низкочастотными эффектами или динамиком LFE) для самых низких частот. В нашем руководстве по настройке динамиков есть все сведения о размещении.


    Настройки Dolby Atmos

    Макеты Dolby Atmos параллельны традиционным настройкам объемного звука 5.1 и 7.1 и дополнены верхними динамиками. Добавление двух каналов высоты создает систему 5.1.2 или 7.1.2. Системы Dolby Atmos с четырьмя верхними каналами обозначаются 5.1.4 или 7.1.4.

    Существует два основных способа добавления высотных каналов. Один из них заключается в использовании двух или четырех потолочных динамиков. Второй способ — использовать специальные динамики с поддержкой Dolby Atmos, которые можно монтировать на полу или на стойке. С точки зрения размещения они заменяют левый и правый динамики, а также левый и правый динамики объемного звучания.

    Дополнительную информацию см. в руководстве по настройке динамиков Dolby Atmos.

    Планирование домашнего кинотеатра

    Оформление комнаты

    Ничто не заменит прослушивание динамиков, о которых вы думаете, перед покупкой.

    Но с чего начать?

    Несмотря на то, что в продаже есть тысячи колонок, в большинстве магазинов продается всего несколько штук, и сравнивать их бок о бок часто бывает не так уж и полезно. Во-первых, шоу-рум будет звучать совсем иначе, чем ваша домашняя зона прослушивания. Поэтому сделайте размер своей комнаты отправной точкой.

    Как правило, колонки меньшего размера не будут играть достаточно громко в большой комнате, а большие напольные модели бесполезны в маленькой комнате.

    Нет корреляции между размером динамика и качеством и мало между размером и ценой. Многие небольшие динамики имеют очень высокое качество и обычно имеют соответствующую цену. Маленькая комната не означает, что вам нужно жертвовать качеством.

    Вот несколько советов: 

    • Рассчитайте свой бюджет перед покупкой.
    • Прочтите несколько обзоров, чтобы сузить свой выбор.
    • Отнесите в магазин свои демонстрационные материалы.
    • Выберите музыку или фильмы, которые вы хорошо знаете. Знакомство с музыкой является ключом к вынесению суждений о говорящем. Если магазин не позволяет вам проигрывать собственную музыку, покупайте где-нибудь в другом месте. И помните, никто не слышит точно так же. Доверьтесь собственным ушам.

    Ознакомьтесь с руководством по динамикам Dolby Home Theater, чтобы получить полную информацию о размещении динамиков для любой конфигурации. Вы узнаете о преимуществах каждой конфигурации и роли каждого динамика.

    Если вы выбираете компонентную систему, A/V-ресивер (также известный как AVR) является вашим центром управления и источником питания. Он сочетает в себе:

    • Предварительный усилитель с элементами управления аудио и видео, процессорами, входами и выходами
    • Усилитель мощности для динамиков
    • Радиотюнер для FM, иногда AM и спутниковых диапазонов

    Все в вашей системе домашнего кинотеатра подключается к A/V-ресиверу. Убедитесь, что у вас есть один с несколькими входами HDMI® и достаточным количеством других входов для всех ваших источников.

    Если вы играете пластинки или планируете это делать, убедитесь, что в ресивере есть фоно-вход. Если нет, вам понадобится отдельный фонокорректор (стоимость которого начинается примерно от 150 долларов), который подключается к любому вспомогательному входу.

    Простой ответ: «Столько, сколько вы можете себе позволить». Ищите минимум от 50 до 80 Вт на канал.

    Силы не может быть слишком много, но может быть и слишком мало. Усилители с недостаточной мощностью могут повредить динамики, особенно высокочастотные драйверы, если громкость будет слишком высокой. Проверьте номинальную мощность ваших динамиков и не опускайтесь ниже этого значения. Это хорошая идея, чтобы получить больше энергии, чем вы думаете, что вам нужно.

    Подробнее см. в разделе «Номинальная мощность» на вкладке «Советы по покупке» на этой странице.

    Почти все A/V-ресиверы теперь включают калибровку помещения, чтобы помочь вам точно настроить размещение динамиков. Он использует микрофон, который обычно входит в комплект, и автоматически генерируемые тестовые сигналы. Чем дороже приемник, тем более сложной должна быть схема калибровки.

    Многие дополнительные функции могут улучшить ваш опыт и гибкость настройки. Вот несколько вариантов:

    • Соединения HDMI
    • Расширенная обработка звука, например Dolby Audio™ и Dolby Atmos.
    • Масштабирование видео для улучшения качества видео с более низким разрешением
    • Разъемы USB для ПК
    • Доки для популярных MP3-плееров
    • Возможность Wi-Fi
    • Разъемы Ethernet для прямого подключения к Интернету
    • Встроенная регулировка громкости, например Dolby Volume.

    Хотя руководства пользователя для AVR могут показаться более сложными, чем сами продукты, просмотр некоторых из них перед покупкой может помочь вам сделать лучший выбор и сэкономить много времени в дальнейшем. Многие производители размещают свои руководства в Интернете.

    Отдельные компоненты — в частности, усилители мощности и предусилители — являются альтернативой AVR. Преимущества включают в себя:

    • Гибкость — простота расширения, особенно для добавления каналов
    • Мощность — важно для больших помещений
    • Потенциал для повышения общей производительности

     

    К недостаткам использования отдельных компонентов относятся:

    • Необходимое пространство
    • Сложность настройки
    • Расход

    Эти предварительно подобранные системы имеют ряд преимуществ:

    • Простой выбор
    • Немного упрощенная настройка
    • Часто отличный вариант для небольших помещений

    К недостаткам относятся:

    • Качество и размер часто напрямую связаны с ценой
    • Иногда сложно обновить
    • Универсальная система подходит не для всех помещений
    Саундбары

    становятся все более популярной альтернативой отдельным громкоговорителям благодаря удобному дизайну. Многие модели предлагают «виртуальный объемный звук», имитирующий звук установки с несколькими динамиками, что делает саундбары отличным выбором для домашнего кинотеатра.

    Преимущества и соображения:

    • Эффективное использование пространства, простота подключения
    • Значительное улучшение встроенных динамиков телевизора
    • Часто с автономным питанием и может заменить AVR
    • Эффекты объемного звучания ограничены очень маленькой «зоной наилучшего восприятия» в комнате
    • Многие ведущие производители в настоящее время разрабатывают саундбары, поэтому в ближайшем будущем можно ожидать значительных достижений.

    Выбирайте все динамики от одного производителя, чтобы они имели одинаковые «звуковые характеристики», которые создадут наиболее убедительные эффекты объемного звучания.

    Большинство крупных производителей теперь предлагают предварительно подобранные наборы для домашнего кинотеатра, избавляя вас от необходимости искать отдельные динамики самостоятельно.

    Большинство ресиверов включают Dolby Pro Logic® II (или IIx или IIz), которые могут генерировать объемный звук из любого стереоисточника:

    • Виниловые пластинки
    • компакт-диски
    • Видеокассеты

    Эффект может быть разным, но живые записи, в частности, обеспечат драматическое пространство. Если ваш ресивер поддерживает режимы «Музыка» и «Кино», используйте эти режимы для прослушивания и просмотра.

    Как ни странно, музыкальные записи в формате MP3, которые отлично звучат через наушники в дороге, вероятно, не будут звучать так же хорошо в домашнем кинотеатре, особенно при высокой громкости. Файлы MP3 сильно сжаты, теряя как высокочастотную, так и низкочастотную информацию. На высококачественной системе вы быстро почувствуете разницу по сравнению, скажем, с CD или DVD.

    Приемники и усилители оцениваются в ваттах на канал. Типичная спецификация (или спецификация) для AVR составляет 100 Вт × 5, что означает, что каждый из пяти каналов может выдавать 100 Вт.

    В идеале все каналы должны одновременно выдавать эти 100 Вт, но обычно это имеет место только для топовых моделей или отдельных усилителей мощности.

    В повседневном использовании это не имеет большого значения — саундтрек к фильму или музыка очень редко достигают пиковых уровней на всех пяти каналах одновременно.

    Хотя большинство динамиков будут играть довольно громко при входной мощности всего в несколько ватт, вам потребуется дополнительная мощность, чтобы справиться с пиками, такими как звук выстрела.

    Увеличение уровня звука на каждые 3 децибела (дБ) (минимальное увеличение, которое вы можете услышать) требует удвоения мощности. Изменение звука с 85 до 105 дБ может легко означать увеличение мощности с 1 до 100 Вт, даже на мгновение.

    Путеводитель по объемному звуку: объяснение DTS, Dolby Atmos и т. д. высоты тоже.

    Содержание

    • Объективно лучший звук
    • Слушательный звук 101
    • История объемного звука
    • Слушательный звук обретает форму
    • 6.1: Начиная с нотч
    • 7.1: Рубный Blu-Ray
    • 9.1: Профейс
    • 7.1. возвращается
    • Как насчет 7.2, 9.2 или 11.2?
    • 3D/объемный объемный звук
    • Dolby Atmos
    • DTS:X
    • Auro-3D
    • MPEG-H
    • IMAX Enhanced
    • В сумме …

    Мы собираемся очень глубоко погрузиться в то, как именно это работает, и в технологии, которые привели нас к современному уровню техники. Это включает в себя технологии объемного звучания, форматы 3D-аудио, такие как Dolby Atmos, и все, что вам нужно знать о получении великолепного объемного звучания, включая ссылки на наши руководства по более конкретным темам. Давайте начнем с новейшего Dolby Atmos, который в настоящее время является одним из самых важных стандартов, на который следует обращать внимание при сборке домашнего кинотеатра.

    Объективно лучший звук

    Динамики Fluance

    для кинотеатров всегда могли выдавать серьезные децибелы, но до Dolby Atmos они не были такими сложными с точки зрения лежащих в их основе технологий. Например, если вы смотрите боевик и в правой части экрана раздается взрыв, половина динамиков в кинотеатре будет воспроизводить один и тот же звук.

    Благодаря Atmos звуки в театре теперь могли исходить из разных мест, определенных профессиональными аудиомикшерами, которые их организовали. Известная в отрасли как «объектно-ориентированная» звуковая технология, Atmos позволяла отображать до 128 различных звуковых объектов в данной сцене, которые можно было направить на 64 различных динамика.

    Конкуренты, такие как Digital Theater Systems (DTS), вскоре последовали их примеру, и компания хвасталась тем, что ее технология DTS:X может воспроизводить больше отдельных аудиопотоков, чем Atmos, которая была жестко ограничена на уровне 64. Это означало, что теоретически операторы кинотеатров были ограничены. только по их аппетиту добавить дополнительные динамики и усиление.

    С появлением совместимых AV-ресиверов поле битвы быстро переместилось в гостиную. Сегодня большинство качественных AV-ресиверов поддерживают объектно-ориентированный объемный звук, а технология, которая помогла оживить кинотеатры, стала доступной и в домашних условиях.

    Цифровая музыка также получила обработку Atmos, а ряд потоковых сервисов (Tidal, Amazon Music и Apple Music и другие) уже используют преимущества Dolby Atmos Music, ответвления его театральной объектно-ориентированной звуковой технологии. .

    Atmos — не единственный плательщик в этой области, поскольку конкуренты, такие как DTS: X и Sony 360 Reality Audio, будут стремиться бросить вызов Dolby за звуковое превосходство в ближайшие месяцы и годы.

    Это руководство по объемному звуку сверху вниз, однако нам нужно вернуться назад, прежде чем мы сможем двигаться вперед. Если вы непрофессионал и хотите понять, как Atmos и его конкуренты могут произвести революцию в вашем домашнем кинотеатре, вам понадобится краткое руководство по объемному звуку и краткий урок истории, прежде чем создавать свою установку.

    Объемный звук 101

    Через минуту мы перейдем к истории объемного звука и характеристикам всех конкурирующих форматов, но сначала давайте разберемся с основами. Понимание нескольких основных концепций поможет вам сориентироваться, чтобы вы могли следить за предстоящим разговором, поэтому вот что вы должны знать, прежде чем мы перейдем к мельчайшим деталям:

    Динамики

    Объемный звук в своей основе включает в себя набор передних стереодинамиков (левый и правый) и набор динамиков объемного звучания, которые обычно размещаются по бокам и сразу за центральной позицией слушателя. Следующий шаг включает в себя добавление центрального канала: динамик, расположенный между передними левым и правым динамиками, который в первую очередь отвечает за воспроизведение диалогов в фильмах. Таким образом, у нас задействовано пять спикеров. Мы добавим больше динамиков позже (намного больше), но сейчас мы можем использовать эту базовую конфигурацию из пяти динамиков в качестве трамплина для перехода к различным форматам.

    Матрица

    Нет, мы не говорим о научно-фантастической франшизе с Киану Ривзом в главной роли. В данном случае под матрицей понимается кодирование отдельных звуковых сигналов в стереофоническом источнике. Этот подход был основой для ранних форматов объемного звука, таких как Dolby Surround и Dolby Pro Logic, и был частично мотивирован ограниченным пространством для дискретной информации на ранних аудио-видео носителях, таких как лента VHS.

    Про Лоджик

    Используя матричный процесс, объемный звук Dolby Pro Logic был разработан для кодирования отдельных сигналов в основных левом и правом каналах. Dolby позволил домашним аудиоустройствам декодировать два дополнительных канала звука с носителей, таких как кассеты VHS, которые передавали звук на центральный канал и динамики объемного звучания. Однако из-за ограниченного пространства матричные объемные сигналы имели некоторые ограничения. Например, каналы объемного звучания в базовом Pro Logic не были стереофоническими и имели ограниченную полосу пропускания. Это означает, что каждый динамик воспроизводит одно и то же, и в звуке не содержится много информации о низких или высоких частотах.

    История объемного звука

    Итак, теперь, когда вы знаете, что такое объемный звук и на что способны современные технологии, давайте поговорим о том, как мы к этому пришли.

    Летом 1969 года объемный звук впервые стал доступен в домашних условиях. Он назывался квадрафоническим звуком и впервые появился на катушечной ленте. К сожалению, квадрафонический звук, который обеспечивал дискретный звук из четырех динамиков, расположенных в каждом углу комнаты, был запутанным и недолговечным — не благодаря компаниям, боровшимся за форматы (звучит знакомо?). Однако от погружения в трехмерную звуковую сферу не следовало отказываться.

    В 1982 году Dolby Laboratories представила Dolby Surround, технологию, которая накладывала сигнал объемного звука на стереофонический источник посредством матричного кодирования. С тех пор Dolby, DTS и другие технологии помогли улучшить качество домашнего объемного звучания с помощью различных итераций. В следующем разделе мы проследим эту эволюцию — от стандартных настроек 5.1 до современного объектно-ориентированного объемного звучания.

    Объемный звук обретает форму

    Dolby Digital 5.1/AC-3: эталон

    Помните LaserDisc? Хотя среда была впервые изобретена в 1978 году, только в 1983 году, когда Pioneer Electronics приобрела контрольный пакет акций технологии, она добилась какого-либо успеха в Северной Америке. Одним из преимуществ LaserDisc (LD) было то, что он предоставлял намного больше места для хранения, чем лента VHS. Компания Dolby воспользовалась этим и создала AC-3, теперь известную как Dolby Digital. Этот формат был улучшен по сравнению с Pro Logic тем, что он позволял использовать стереофонические динамики объемного звучания, которые могли обеспечивать звук с более широкой полосой пропускания. Это также упростило добавление канала низкочастотных эффектов — «.1» в 5.1 — с сабвуфером. Вся информация в Dolby Digital 5.1 является дискретной для каждого канала — нет необходимости в матрицировании. Прости, Киану.

    С выпуском фильма Clear and Present Danger на LaserDisc первый объемный звук Dolby Digital появился в домашних кинотеатрах. К моменту выхода DVD в 1997 году Dolby Digital стал форматом объемного звучания по умолчанию. По сей день многие считают Dolby Digital 5.1 стандартом объемного звука и до сих пор включают его в большинство дисков Blu-ray.

    Изображение предоставлено Dolby Labs

    DTS: конкурент

    Что такое рынок технологий без небольшой конкуренции? Dolby годами более или менее доминировал в сфере объемного звука. Затем, в 1993 появилась компания DTS, которая предоставила свои собственные услуги по микшированию цифрового объемного звука для кинопроизводства, впервые появившись в кинотеатрах с Jurassic Park . В конечном итоге технология распространилась на LaserDisc и DVD, но изначально была доступна на очень ограниченном наборе дисков. DTS использует более высокую скорость передачи данных и, следовательно, передает больше аудиоинформации. Думайте об этом как о разнице между прослушиванием файла MP3 со скоростью 256 и 320 кбит/с. Разница в качестве заметна, но, как и во многих сравнениях, связанных со звуком, не всем это понравилось.

    6.1: Новый шаг

    Стремясь улучшить объемный звук за счет расширения «звуковой сцены», компании, занимающиеся домашними кинотеатрами, создали стандарт 6.1, который добавил еще один звуковой канал. Шестой динамик должен был быть размещен в центре задней части комнаты и впоследствии назывался тыловым объемным звуком или тыловым объемным звуком. Вот тут и началась некоторая путаница.

    Люди уже привыкли думать и называть динамики объемного звучания (ошибочно) «задними», потому что их очень часто размещали за зоной отдыха. Однако рекомендуемое размещение динамиков всегда требовало размещения динамиков окружающего звучания по бокам и сразу за местом прослушивания.

    Цель шестого динамика — создать у слушателя впечатление, что что-то приближается сзади или исчезает сзади. Называть шестой динамик «тыловым динамиком объемного звучания» или «тыловым динамиком объемного звучания», хотя технически это точное описание, оказалось просто запутанным.

    Чтобы еще больше запутать ситуацию, каждая компания предлагала разные версии объемного звучания 6.1. Dolby Digital и THX совместно создали версию, называемую «EX» или «surround EX». Он использует проверенный метод матричного кодирования для встраивания шестого канала в левый и правый объемные сигналы.

    С другой стороны,

    DTS предлагал две отдельные версии 6.1. DTS-ES Discrete и DTS-ES Matrix работают так, как следует из их названий. В ES Discrete конкретная звуковая информация записывается на диск DVD или Blu-ray, в то время как DTS-ES Matrix использует ту же технику, что и Dolby Digital EX, для экстраполяции информации из каналов окружающего звучания.

    7.1: Порождение Blu-ray Изображение предоставлено Dolby Labs

    Как только люди начали привыкать к 6. 1, появился 7.1 в сочетании с дисками HD DVD и Blu-ray в качестве нового обязательного формата объемного звучания, по существу вытеснившего своего предшественника. Как и 6.1, существует несколько разных версий 7.1, каждая из которых добавляет второй тыловой динамик объемного звучания.

    Эффекты окружающего звучания, которые когда-то шли только на один тыловой динамик объемного звучания, теперь могут передаваться на два динамика в стереорежиме. Информация также была «дискретной», что означает, что каждый говорящий получал свою конкретную информацию. Этому развитию частично способствовал огромный потенциал дискового пространства Blu-ray.

    Те, кто купил отдельный тыловой громкоговоритель объемного звучания во время перехода на 6.1, теперь должны были купить новую пару тыловых тыловых громкоговорителей — как правило, точно такую ​​же модель, которую они купили для левого и правого объемного звука.

    Dolby предлагает две разные версии объемного звучания 7. 1. Dolby Digital Plus — это версия с потерями. Вместо матричной обработки он применяет сжатие с потерями ко всем дискретным аудиоканалам, что помогает занимать меньше места на диске Blu-ray. Dolby TrueHD, с другой стороны, без потерь. Это означает, что никакая звуковая информация не была удалена во время сжатия, и она максимально приближена к студийному мастеру.

    DTS также имеет две версии 7.1, которые отличаются так же, как и версии Dolby. DTS-HD — это формат объемного звучания 7.1 с потерями, тогда как DTS-Master HD — без потерь.

    Здесь важно отметить, что 7.1-канальные объемные миксы не всегда включаются в диски Blu-ray. Киностудии вынуждены выбирать микширование для 7.1, и они не всегда так делают. Есть и другие факторы, главным из которых является место для хранения. Если на диске размещено множество дополнений, места для дополнительной объемной информации может не хватить. Во многих случаях микс 5.1 можно расширить до 7.1 с помощью матричного процесса в AV-ресивере. Таким образом, эти тыловые динамики объемного звучания привыкают, даже если они не получают дискретную информацию. Однако это становится все менее распространенным, особенно когда речь идет о дисках Blu-ray 4K Ultra HD, которые часто поддерживают несколько семиканальных миксов.

    9.1: Pro Logic возвращается

    Если вы покупали ресивер, вы, возможно, заметили, что многие из них предлагают одну или несколько различных версий обработки Pro Logic. В современном семействе Pro Logic теперь есть Pro Logic II, Pro Logic IIx и Pro Logic IIz. Прежде чем мы продолжим, давайте кратко рассмотрим, что делает каждый из них.

    Pro Logic II

    Используя тот же матричный четырехканальный звук, что и оригинальный Pro Logic, Pro Logic II может создавать микс объемного звука 5.1 из стереоисточника. У Pro Logic II есть еще одна хитрость: он может разделять объемный сигнал на левый и правый стереоканалы вместо двойного монофонического представления оригинального Pro Logic. Этот режим обработки обычно используется при просмотре телеканалов, отличных от HD, с аудиомиксом, состоящим только из стерео.

    Pro Logic IIx

    Если ваш источник видеосигнала представлен в формате объемного звучания 5.1, а ваша система домашнего кинотеатра поддерживает дополнительные динамики, Pro Logic IIx может взять этот микс и расширить его до 6.1 или 7.1. Pro Logic IIx подразделяется на режимы фильмов, музыки и игр.

    Pro Logic IIz

    Pro Logic IIz позволяет добавить два «фронтальных верхних» динамика, которые размещаются над основными стереодинамиками и между ними. Эта форма матричной обработки направлена ​​на то, чтобы добавить больше глубины и пространства саундтреку за счет вывода звуков из совершенно нового места в комнате. Так как обработка IIz может быть задействована с звуковой дорожкой 7.1, результирующий формат можно было бы назвать 9.1.

    Несмотря на добавление этих высотных каналов, Pro Logic IIz не обеспечивает истинное трехмерное размещение звуков. Для этого вам понадобится Dolby Atmos или DTS: X, которые мы опишем ниже.

    Как насчет 7.2, 9.2 или 11.2?

    Как мы упоминали ранее, «.1» в 5.1, 7.1 и т. д. относится к каналу LFE (низкочастотные эффекты) в звуковой дорожке объемного звучания, который обрабатывается сабвуфером. Добавление «.2» просто означает, что ресивер имеет два выхода для сабвуфера вместо одного. Оба соединения выводят одну и ту же информацию, поскольку для Dolby и DTS имеется только одна дорожка сабвуфера. Поскольку производители AV-ресиверов хотели продавать дополнительный выход сабвуфера, было принято понятие использования «.2».

    Для большинства людей одиночный сабвуфер обеспечит достаточные низкие частоты и гул. Однако добавление второго сабвуфера может усилить этот эффект, особенно в больших медиа-залах. Ознакомьтесь с нашим руководством по размещению сабвуфера, чтобы узнать, почему вам может подойти второй сабвуфер.

    Audyssey DSX и DSX 2

    Audyssey, компания, наиболее известная своим программным обеспечением для автоматической калибровки, используемым во многих современных AV-ресиверах, имеет собственное решение для объемного звучания под названием Audyssey DSX. DSX также позволяет использовать дополнительные динамики помимо основных форматов объемного звучания 5.1 и 7.1, микшируя сигналы 5.1 и 7.1 для добавления дополнительных каналов. С добавлением передних каналов по ширине и высоте поверх системы 7.1 Audyssey позволяет получить 11.1 каналов объемного звука.

    Существует также Audyssey DSX 2, который добавляет повышающее микширование стереосигналов в объемный звук. Однако с появлением в последние годы объектно-ориентированных 3D-форматов, таких как Dolby Atmos и DTS:X, Audyssey пришел в упадок.

    3D/объемный объемный звук изображение любезно предоставлено Dolby Labs Dolby Labs

    Как мы упоминали ранее, последняя и самая большая разработка в области объемного звука известна как «объектно-ориентированное» или «3D» объемное звучание. Зрителям «3D» лучше всего описывает эту технологию из-за ее способности создавать ощущение, будто звуки движутся в пространстве. Например, вы можете услышать, как вертолет взлетает прямо перед вами, зависает над вашей головой, а затем исчезает вдалеке позади вас.

    «Объектно-ориентированный», с другой стороны, — это прозвище, предпочитаемое профессионалами по звуку, которые создают эти 3D-саундтреки, потому что оно описывает их способность перемещать одиночный звуковой объект (например, вертолет) в любое место в 3D-пространстве.

    Это захватывающее звуковое полушарие стало возможным благодаря добавлению дискретных каналов для потолочных или обращенных к потолку динамиков в домашних AV-ресиверах.

    Поскольку этим каналам больше не нужно экстраполировать свои сигналы от звука, работающего на другие динамики, как это было в Pro Logic IIz 7.1, они получают собственный номер. Система 5.1.2, например, будет иметь традиционные пять каналов и сабвуфер, но также будет иметь два дополнительных динамика, добавляющих информацию о высоте в стереофоническом режиме спереди. Система 5.1.4 добавит четыре дополнительных канала высоты к 5.1, в том числе два спереди, два сзади и так далее.

    Долби Атмос

    Это не должно вызывать удивления после прочтения оставшейся части этой статьи, но Dolby в настоящее время является лидером в технологии объектно-ориентированного объемного звучания. Мы рассмотрели стремление Atmos произвести революцию в кинотеатрах, но как насчет домашних кинотеатров?

    Атмосфера в доме

    Atmos дебютировал на совместимых AV-ресиверах в 2015 году, но с гораздо более ограниченной емкостью, чем профессиональный формат. Как упоминалось выше, наиболее распространенными конфигурациями являются 5.1.2 или 5.1.4, которые добавляют два и четыре верхних динамика к традиционной настройке объемного звучания 5.1 соответственно, хотя Dolby поддерживает гораздо большие конфигурации. Atmos стал популярным относительно быстро, и большинство AV-ресиверов выше нижнего диапазона спектра теперь поддерживают этот формат. На самом деле каждый ресивер в списке наших любимых AV-ресиверов поддерживает Atmos, даже модели стоимостью менее 500 долларов.

    В 2015 году Yamaha представила первую звуковую панель с поддержкой Atmos, YSP-5600, в которой используются направленные вверх драйверы для отражения звука от потолка. С тех пор производители звуковых панелей полностью перешли на Dolby Atmos. Некоторые достигают эффекта Atmos, используя специальные беспроводные динамики объемного звучания с направленными вверх драйверами, которые дополняют передние динамики в баре. Другие используют метод, известный как виртуализированный Dolby Atmos, чтобы убедительно имитировать эффект Atmos с использованием меньшего количества динамиков.

    В некоторых телевизорах, например в линейке превосходных OLED-телевизоров LG, заявлена ​​поддержка Dolby Atmos через встроенные динамики телевизора. Поскольку Dolby Atmos можно откалибровать всего для двух каналов, мы предполагаем, что это технически точно. Однако покупатели должны знать, что двухканальный Atmos никогда не будет звучать так же хорошо, как дискретный Atmos 5.1.2 или лучше.

    Фильмы со звуковыми дорожками Dolby Atmos теперь очень распространены на дисках Blu-ray и Ultra HD Blu-ray. Кроме того, потоковые сайты, такие как Netflix, Vudu, Amazon Prime Video, Disney+ и Apple TV+, предлагают широкий выбор фильмов и шоу Atmos. Atmos даже начинает появляться в некоторых прямых трансляциях. Недавние примеры включают Зимние Олимпийские игры 2018 года, соревнования по дрэг-рейсингу, проводимые NHRA, и даже несколько музыкальных фестивалей.

    При работе с Dolby Atmos следует помнить одну вещь: это привередливый зверь. Чтобы слышать звук Dolby Atmos, каждая часть вашей системы домашнего кинотеатра — от источника до динамиков — должна его поддерживать. Вот наше полное руководство по получению отличного звука Dolby Atmos.

    Музыка Dolby Atmos Tidal

    Несмотря на то, что Dolby Labs все еще находится на ранней стадии, она работает с крупными звукозаписывающими компаниями и потоковыми сервисами, чтобы развивать использование технологии Dolby Atmos для производства музыки. Концепция проста: Dolby Atmos Music использует все те же объектно-ориентированные инструменты 3D-аудио, что и версия саундтрека к фильму, но передает их в руки профессиональных музыкальных продюсеров.

    В результате получается захватывающая музыка, которая выходит далеко за рамки того, что может обеспечить традиционный двухканальный стереофонический или даже квадрофонический звук. К сожалению, Dolby Atmos Music на данный момент очень ограничен. Единственный способ услышать его с помощью домашнего кинотеатра, оборудованного Dolby Atmos, — это купить один из очень немногих дисков Blu-ray, содержащих микс Dolby Atmos Music, например, недавно обновленный и переизданный Kick от INXS.

    Amazon Music HD недавно стал первым сервисом потоковой передачи музыки, предлагающим треки Dolby Atmos Music, но единственный способ услышать их — через умный динамик Echo Studio 3D от Amazon.

    В нескольких избранных клубах Dolby Atmos Music используется ди-джеями и другими исполнителями для создания иммерсивной музыкальной среды на танцполах.

    Надеемся, что Dolby скоро откроет шлюзы для Dolby Atmos Music и найдет больше способов, чтобы люди могли испытать ее.

    Стоит отметить, что у Sony также есть формат иммерсивной 3D-музыки, известный как Sony 360 Reality Audio, который конкурирует с Dolby Atmos Music. Его также можно найти в некоторых потоковых сервисах, но, как и в случае с Atmos Music, устройства, необходимые для его прослушивания, на данный момент ограничены несколькими вариантами.

    ДТС:Х

    Как и в случае с другими типами объемного звука, DTS имеет собственную версию объектно-ориентированного звука DTS:X, которая была представлена ​​в 2015 году. DTS:X стремится быть более гибким и доступным, чем Atmos, используя ранее существовавшие расположение колонок в кинотеатрах и поддержка до 32 различных конфигураций колонок дома.

    Хотя DTS:X ранее добавлялся в обновления для AV-ресиверов с поддержкой Atmos, теперь он доступен для более новых AV-ресиверов прямо из коробки. Такие компании, как Lionsgate и Paramount, предлагают домашние релизы в формате DTS:X, но его самым большим ограничивающим фактором является отсутствие широкого распространения на дисковых носителях и нулевое распространение среди потоковых сервисов.

    Виртуальный DTS: X

    DTS также признает, что не у всех любителей кино есть место или время для создания объектно-ориентированной звуковой системы. Исследование, проведенное DTS, показало, что менее 30% клиентов фактически подключают верхние динамики к своим системам, и менее 50% даже беспокоятся о подключении динамиков объемного звучания.

    С этой целью компания разработала DTS Virtual:X, в которой используется цифровая обработка сигналов (DSP), чтобы обеспечить те же пространственные ориентиры, что и традиционная система DTS:X, но для меньшего числа динамиков, даже если у тебя только два. Эта технология впервые была применена в звуковых панелях, что имеет смысл, поскольку они часто включают только отдельный сабвуфер и, возможно, максимум пару сателлитных динамиков. С тех пор такие компании, как Denon и Marantz, добавили в свои ресиверы поддержку DTS Virtual:X, а у Sony есть собственная виртуальная звуковая панель объемного звучания, которая считывает миксы DTS:X и Atmos.

    С технической точки зрения «виртуализированные» Dolby Atmos и DTS Virtual:X очень похожи; однако Dolby предпочитает не делать различий между реализациями Dolby Atmos. Что касается Atmos, это Atmos, независимо от того, виртуализируется ли он через два, три или пять каналов или полностью запекается с использованием дискретной акустической системы 5. 1.2 или лучше.

    Ауро-3Д

    Хотя вы, возможно, не слышали об Auro-3D до сих пор, он был на сцене задолго до появления DTS:X или Atmos. Эта технология была анонсирована в 2006 году для использования в кинотеатрах, но не была доступна для систем домашнего кинотеатра. Благодаря тому, что Denon и Marantz протолкнули его в качестве обновления прошивки, теперь вы можете использовать его со своими домашними колонками, хотя за это нужно платить.

    Несмотря на внешнее сходство с Dolby Atmos, Auro-3D создает эффект объемного звучания благодаря трехуровневой звуковой системе. Несколько динамиков действительно демонстрируют такой многослойный звук. Мы рекомендуем одиннадцать динамиков, чтобы получить максимальную отдачу от звука, что делает Auro-3D самой дорогой установкой, которую вы можете воссоздать дома. Поскольку Auro-3D обычно использует один верхний канал, конфигурация его динамиков не оптимальна при использовании со звуком Dolby Atmos.

    Мы не наблюдаем роста популярности Auro-3D в Соединенных Штатах, но, учитывая его повсеместное использование в Европе и Японии, это лишь вопрос времени.

    MPEG-H

    MPEG-H относится к целому семейству аудио- и видеостандартов, но для объемного звука нас интересует конкретная его часть: поддержка 3D-аудио. В этом отношении MPEG-H очень похож на Dolby Atmos и позволяет разработчикам задавать невероятное количество аудиообъектов в трехмерном пространстве. Это также чрезвычайно универсальный стандарт, позволяющий разработчикам предоставить пользователям возможность управлять определенными частями звука, такими как диалоги, или выбирать, откуда исходят определенные звуки. У нас есть более подробное руководство по MPEG-H прямо здесь.

    Хотя MPEG-H не так распространен в Северной Америке, вы можете найти его в вещании в Бразилии и Южной Корее, а также в различных продуктах для домашних кинотеатров таких брендов, как Denon и Marantz. По мере того, как стандарт становится все более популярным, особенно для трансляций, он может стать востребованным способом просмотра прямых телепередач в формате 3D-аудио.

    Улучшенный IMAX

    Хотя это более новый стандарт, также неудивительно, что у IMAX есть собственный кандидат в области объемного звучания домашних кинотеатров, известный как IMAX Enhanced. IMAX Enhanced привлекает большое внимание своими визуальными улучшениями, которые переформатируют совместимость в фильмах и отключают все другие оптимизации изображения, чтобы фильм выглядел так, как будто вы смотрите его в IMAX, вплоть до увеличения соотношения сторон.

    Но IMAX Enhanced также использует часть кодека DTS:X, чтобы помочь домашним кинотеатрам имитировать характерный звук IMAX в кинотеатре IMAX, включая глубокие басы. Этот стандарт достаточно нов, и вряд ли он повлияет на ваш домашний кинотеатр в ближайшие несколько лет. Также важно отметить, что некоторый контент, который претендует на звание IMAX Enhanced, не имеет никаких улучшений звука DTS: X, а только визуальные изменения. Это проблема для таких фильмов, как IMAX Enhanced Marvel от Disney+.

    В сумме …

    Хотя может показаться, что все становится сложнее, звук домашнего кинотеатра студийного качества стал более доступным, чем когда-либо. Инновации в «объектно-ориентированном» или «3D» объемном звуке в сочетании с добавлением выделенных динамиков к стандартной настройке 5.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *