Как улучшить звучание советского усилителя Амфитон 50У-202С. Какие компоненты нужно заменить для модернизации. Какие изменения в схеме позволят раскрыть потенциал усилителя. На что обратить внимание при доработке Амфитона.
История и особенности усилителя Амфитон 50У-202С
Амфитон 50У-202С — типичный представитель советской бытовой аудиотехники, выпускавшийся в 1980-90-х годах. Это двухканальный усилитель мощностью 2×50 Вт, рассчитанный на работу с акустическими системами сопротивлением 4 Ом.
Основные характеристики Амфитон 50У-202С:
- Выходная мощность: 2 x 50 Вт на 4 Ом
- Диапазон воспроизводимых частот: 20 Гц — 20 кГц
- Коэффициент гармоник: не более 0,2%
- Отношение сигнал/шум: не менее 80 дБ
- Регулировки тембра НЧ и ВЧ
- Возможность подключения двух пар акустических систем
В стандартной комплектации усилитель имеет довольно простую схемотехнику и недорогую элементную базу. Это обуславливает его посредственное звучание «из коробки». Однако грамотная модернизация позволяет раскрыть потенциал этого аппарата и получить вполне достойное звучание.
Основные недостатки штатной конструкции Амфитон 50У-202С
Прежде чем приступать к доработке, следует выделить ключевые проблемы стандартного Амфитона:
- Низкокачественные электролитические конденсаторы в цепях питания и сигнальном тракте
- Недостаточная емкость фильтрующих конденсаторов блока питания
- Посредственное качество контактов реле защиты акустических систем
- Избыточные петли в прохождении сигнала
- Тонкие провода в цепях питания и на выходе усилителя мощности
- Неоптимальные частоты настройки регуляторов тембра и тонкомпенсации
Устранение этих недостатков позволит значительно улучшить качество звучания усилителя.
Замена электролитических конденсаторов питания
Первым этапом модернизации является замена всех электролитических конденсаторов в блоке питания усилителя. Старые конденсаторы со временем высыхают, теряют емкость и увеличивают внутреннее сопротивление. Это приводит к ухудшению фильтрации пульсаций и снижению динамических характеристик усилителя.
В оригинальной схеме использовались конденсаторы C1-C8 емкостью 2200 мкФ, что давало суммарную емкость 4400 мкФ в каждом плече питания. Рекомендуется заменить их на современные низкоимпедансные конденсаторы большей емкости:
- Установить в каждое плечо питания конденсатор емкостью 10000 мкФ х 63В
- При наличии места можно установить по два таких конденсатора параллельно, получив емкость 20000 мкФ в плечо
- Использовать качественные конденсаторы известных производителей (Nichicon, Panasonic, Rubycon и т.п.)
Увеличение емкости фильтрующих конденсаторов позволит улучшить динамику и глубину баса, снизить фон и улучшить микродинамику звучания.
Модернизация схемы защиты акустических систем
Схема защиты акустических систем в Амфитон 50У-202С имеет ряд недостатков, основной из которых — низкое качество контактов реле РЭС9. Это приводит к ухудшению качества звука и периодическим ложным срабатываниям защиты.
Для улучшения работы схемы защиты рекомендуется:
- Заменить реле РЭС9 на два современных реле с контактами на ток 10А (например, Matsushita)
- Разместить новые реле на задней стенке усилителя для лучшего охлаждения
- Исключить из схемы защиту по превышению выходной мощности, оставив только защиту от постоянного напряжения на выходе
Такая модернизация позволит избавиться от раздражающего щелканья реле при достижении большой громкости, сохранив при этом защиту акустических систем от критических неисправностей усилителя.
Оптимизация сигнальных цепей Амфитон 50У-202С
В стандартной схеме Амфитона присутствует ряд избыточных узлов, усложняющих прохождение сигнала. Для упрощения сигнального тракта рекомендуется:
- Удалить коммутатор для подключения двух пар акустических систем
- Ликвидировать ненужные выходы на запись и вход усилителя мощности
- Напрямую соединить выход предусилителя со входом усилителя мощности
- Заменить входные электролитические конденсаторы усилителя мощности на пленочные (например, Wima)
Такие изменения позволят сократить путь прохождения сигнала и избавиться от лишних контактов в его тракте. Это положительно скажется на детальности и прозрачности звучания усилителя.
Замена внутренней проводки усилителя
Важным этапом модернизации является замена всех внутренних проводов усилителя на более качественные и с большим сечением. Это касается следующих цепей:
- Провода от трансформатора до выпрямительных мостов
- Провода от выпрямительных мостов к конденсаторам фильтра
- Провода питания от конденсаторов на плату усилителя мощности
- Провода подключения выходных транзисторов
- Выходные провода от платы усилителя до клемм подключения акустических систем
Рекомендуется использовать многожильный медный провод сечением не менее 2 мм² по меди. Это позволит снизить потери в цепях питания и улучшить передачу сигнала на акустические системы.
Настройка тембро-частотной характеристики усилителя
Для адаптации звучания усилителя под конкретные акустические системы может потребоваться коррекция частот настройки регуляторов тембра и тонкомпенсации. В случае с колонками Microlab Solo 3C были подобраны следующие изменения:
- Увеличение емкости конденсатора C7 до 0,15 мкФ для расширения диапазона регулировки НЧ
- Уменьшение емкости C4 до 10 нФ для смещения области регулировки ВЧ вверх по частоте
- Увеличение C1 до 0,33 мкФ для смещения частоты подъема тонкомпенсации в область низких частот
Такие изменения позволяют точнее настроить звуковой баланс системы и скомпенсировать особенности акустического оформления помещения.
Оптимизация режимов работы выходного каскада
Для улучшения линейности работы выходного каскада усилителя рекомендуется увеличить ток покоя выходных транзисторов. В стандартной схеме он составляет около 30 мА, что недостаточно для получения хорошей линейности.
Оптимальным значением тока покоя для Амфитон 50У-202С является величина 70-80 мА. Это позволит снизить уровень искажений на малых и средних уровнях громкости, улучшить передачу микродинамики и детальность звучания.
Увеличение тока покоя производится путем подбора номинала резистора R8 в цепи смещения. При этом необходимо контролировать температурный режим выходных транзисторов и обеспечить их надежное охлаждение.
Результаты модернизации усилителя Амфитон 50У-202С
После проведения описанных выше доработок звучание усилителя Амфитон 50У-202С заметно преображается. Основные улучшения:
- Повышение детальности и прозрачности звучания
- Улучшение динамики и глубины баса
- Снижение уровня фона и шумов
- Расширение звуковой сцены, улучшение локализации источников
- Более естественное и комфортное звучание на всех уровнях громкости
Модернизированный Амфитон 50У-202С способен обеспечить вполне достойное звучание в паре с качественной акустикой начального и среднего уровня. При этом его стоимость с учетом затрат на модернизацию остается весьма привлекательной по сравнению с современными моделями усилителей аналогичного класса.
Часто задаваемые вопросы о модернизации Амфитон 50У-202С
Сколько времени занимает полная модернизация усилителя?
При наличии опыта и всех необходимых компонентов полная модернизация Амфитон 50У-202С занимает 6-8 часов. Новичкам рекомендуется закладывать на эту работу 1-2 полных дня.
Какова примерная стоимость комплектующих для модернизации?
Стоимость качественных компонентов для полной модернизации составляет 3000-5000 рублей в зависимости от выбранных брендов и места покупки.
Требуется ли особое оборудование для проведения доработок?
Большинство работ можно выполнить с помощью обычного паяльника, мультиметра и простого ручного инструмента. Для настройки тока покоя желательно иметь осциллограф.
Насколько сложна модернизация для новичка в электронике?
Базовые доработки по силам даже начинающему радиолюбителю. Более сложные изменения в схеме лучше доверить опытному специалисту.
Сохраняются ли защитные функции усилителя после модернизации?
При правильном выполнении доработок все основные защитные функции усилителя сохраняются. Исключается лишь избыточная защита по превышению выходной мощности.
Усилитель Амфитон 50у-202с, доработка | ЗВУКОМАНИЯ
Левчук Александр Николаевич©Добрый день мои дорогие и глубоко уважаемые любители хорошего звука! В этой статье я расскажу о стандартном советском аппарате, а именно: «усилитель Амфитон».
Оглавление:
Может кого то я и обижу словом «стандартный», но именно оно у меня всплывает, когда прослушиваю звук Амфитон 50у-202с.
Внешний вид. Алюминиевая передняя панель, посередине большая металлическая ручка громкости, слева расположились регуляторы тембра НЧ и ВЧ, а также отключатели частот вч и нч, справа регулятор баланса и селектор. Сзади вполне стандарный набор входов и выходов, кстати, в усилитель Амфитон можно подключать 2 пары акустики, а это огромный плюс, (любители слушать разную акустику меня поймут) также имеется предохранитель, в дальнем правом углу находится заземление.
Одет усилитель Амфитон в железный «макинтош» по бокам находятся радиаторы. Никаких лишних индикаций и прочих «наворотов».
усилитель Амфитон 50у-202сВнутренний вид. После вскрытия сразу, что бросается в глаза это трансформатор, который находится по середине! Конечно до Брига ему как до луны. Схемотехника усилителя Амфитон 50У-202С довольно простая, на ней мы не будем особо останавливаться, а сразу же перейдем к прослушиванию.
Прослушивание. Звук как и говорил ранее простой и ничем не примечательный. Усилитель Амфитон в стандартном исполнении подойдет неискушенным слушателям: домохозяйкам слушающим «что попало», реперам, пенсионерам слушающим концерты Киркорова и прочую дебильную попсу, да всем тем кому нужен громкий звук по типу «лишь бы играло». Ну хватит нам такой усилитель не нужен, давайте его по-быстрому переделаем, а то мне уже тошнит от этого звука 🙂 !!!
Клон_Dartzeel_NHB_108Доработка усилителя Амфитон 50у-202с:
1. Замена всех электролитических конденсаторов (на лучшие) в питании усилителя мощности.
2. Замена самого реле схемы защиты и модифицирование функциональности данной схемы.
3. Устранение коммутатора акустики.
4. Замена всех проводов по питанию, а также выходных сигнальных и «проводков» на хороший провод с большим сечением.
Усилитель Амфитон, внутренний вид5. Ликвидация всех лишних петель сигнала.
6. Разыскиваем и устраняем причины прочего фона (он может быть в цепи питания предусилителя Амфитон).
7. Замена электролитов на входе самого усилителя мощности на, что-то лучшее типа Wima. (А затем меняем все старые конденсаторы).
8. Также подлежат замене всевозможные провода:
Скачать все оригинальные фото и схема усилитель Амфитон 50У-202С, не вошедшие в статью, можно скачать ЗДЕСЬ БЕСПЛАТНО Размер 4.04 MB!!!Я надеюсь, что это объяснение немного помогло. Пожалуйста, оставляйте комментарии ниже, чтобы я мог вернуться к вам. Не бойтесь меня и добавляйтесь в ВК , Ютуб и Twitter. И если вы хотите узнать больше об этой теме, пожалуйста, подпишитесь на сайт.
Не забывайте сохранять нас в закладках! (CTRL+SHiFT+D)
Подписывайтесь, комментируйте, делитесь в соц.сетях. Желаю удачи в поиске именно своего звука!
видео усилитель Амфитон 50У-202С будет позже
50у-202с, Амфитон 50у-202с, доработка, скачать схема усилитель Амфитон 50У-202С, схема усилитель Амфитон, схема усилитель Амфитон 50У-202С, Усилитель Амфитон, Усилитель Амфитон 50у-202с, Усилитель Амфитон 50у-202с доработка, Усилитель Амфитон доработка
Редактор сайта:
Добро пожаловать на мой сайт!
Пока на планете Земля существуют настоящие любители качественного звука, я, Александр Левчук буду поддерживать сайт ЗВУКОМАНИЯ!
Внимание!!!!
Приветствую всех любителей хорошего звука на своём сайте «Звукомания»!
Если Вы пришли из Яндекса или другого поисковика, но ссылка привела лишь на главную страницу сайта, то не отчаивайтесь, чуть ниже в строке «поиск» можно написать то, что Вы искали, и это найдется!
Если не можете найти ответы на интересующие Вас вопросы, то пишите мне в Контакт VK или на почту: anl555@bk. ru
Желаю Вам найти свой звук, с уважением, Левчук Александр Николаевич!
Также читаем:
Свежие записи
- Звучит ли FLAC как WAV?
- Радио высокого разрешения или flac radio online
- Какой лучше цифровой кабель звучит!
- Разница между инструментальными и бытовыми кабелями
- Что такое Kernel Streaming
Это интересно:
Информация
Наши друзья
Левчуки
Партнёры
Новости:
Интересно:
Метки
Восставший из ада, или возвращение в строй усилителя Амфитон 50У-202C
Нашёлся у меня в закромах родины усилитель Амфитон 50У-202С 1991 года разлива. Посмотрел я на него, и решил вернуть старичка к жизни с целью устроить ему сравнительное прослушивание на колонках Microlab Solo3C. Так как штатный усилитель на этих колонках хоть и достаточно годен, но неидеален, и постоянно подстёгивает желание что-нибудь добавить либо усовершенствовать. В то же время ещё остались самые неплохие воспоминания о работе этого усилителя на самодельные 3-х полосные колонки в прошлом. О процессе реанимации и результатах оной — в этом посте.
Для начала приведу принципиальные схемы этого аппарата (2 основных страницы из 3-х) (для увеличения — клик на изображении):
Амфитон 50У-202С схема часть1
Амфитон 50У-202С схема часть2
Переключаю колонку Microlab Solo3c (ту что с усилителем) на работу от внешних клемм, подключаю к нашему усилителю и включаю. Звуковая картинка невыразительная, по высоким — каша, регулировка тембра неэффективна, при значительном увеличении громкости периодически случаются сработки системы защиты. И плюс ко всему при выкручивании регулятора громкости где-то через 2/3 диапазона становится слышен пробивающийся фон. Стоит ли возиться с этаким чудом? Может сразу выпотрошить его и использовать как неплохой корпус с готовым трансформатором для усилителя — самоделки? Дальнейший опыт показал — возиться стоит.
Для начала я набросал план боевых действий (на фотографии шасси усилителя цифрами обозначены пункты):
- Замена электролитических конденсаторов питания усилителя мощности.
- Замена реле схемы защиты и изменение функциональности этой схемы.
- Ликвидация коммутатора колонок за ненадобностью.
- Замена проводов питания и выходных сигнальных проводов на большее сечение.
- Устранение всех ненужных петель сигнала.
- Поиск и устранение причины фона (цепь питания предварительного усилителя).
- Замена электролитических конденсаторов на входе усилителя мощности на Wima. (А так — же замена всех старых электролитических конденсаторов).
- Ещё кое-что.
Пункт первый: вместо подсохших конденсаторов С1-С8 (2200мкф), что составляло 4400 мкф в каждое плечо, устанавливаем в каждое плечо 10000 мкф х 63в. Можно, в крайнем случае, поставить и на 40 вольт (по измерениям напряжение на них 31 вольт). Лучшим вариантом будет установка двух таких конденсаторов в плечо (по 20000мкф), благо место позволяет, но тут я не уверен потянут ли диоды моста КД202 зарядный ток при включении усилителя. Впрочем, если заменить и диодные мосты на более мощные — почему бы и нет.
Пункт второй: по многочисленным отзывам пользователей этого усилителя ( и других «амфитоновской» серии) значительное влияние на звук оказывает низкое качество контактов реле схемы защиты. Многие попросту выбрасывают схему защиты и подключают колонки напрямую к выходу усилителя мощности. Я этого делать не стал (чуть ниже расскажу почему). Вместо этого я заменил старое реле РЭС9 на 2 реле Matsushita (24v) с контактами на 10А. В параллельном включении ток катушек у них почти такой же как у одной РЭС9. Сами реле разместил на задней стенке усилителя.
Кроме того я внёс определенные изменения в схему защиты, а именно убрал защиту по превышению выходной мощности (индикацию превышения не трогал), оставив только защиту аккустических систем от постоянного напряжения на выходе (никому ведь не хочется, чтобы сгоревший транзистор в выходном каскаде утащил за собой в могилу ещё и колонку).
На схеме на контакт платы (3) проводник (15) приходит сигнал от измерителя уровня и через резистор R3 вызывает срабатывание защиты. Эту цепь я и уничтожил. Теперь при превышении сигнала на выходе срабатывает индикация, но нет раздражающего щёлканья реле. Учитывая, что я практически никогда никогда не загоняю усилитель на такую громкость, подобный вид защиты мне не нужен. Так же на этом фрагменте схемы обозначено реле и его контакты.
Пункт третий: на задней панели усилителя установлен тумблер, переключающий на усилителе 2 комплекта акустических систем. Мне такое архитектурное излишество ни к чему, так как кроме ещё одной пары контактов на пути звукового сигнала оно ничем не примечательно. Поэтому без сожаления выбрасываем этот тумблер, запитывая разъём колонок непосредственно от контактов реле, уютненько разместившихся на освободившемся месте (фото внизу). Обратите внимание на сечение проводов, но об этом чуть позже.
Конечно, в идеале подлежат замене и разъёмы для подключения акустических систем. Но в данном конкретном случае я этого не делал, но вам советую.
Пункт четвёртый: подлежат замене провода:
1 от трансформатора до выпрямительных мостов
2 от выпрямительных мостов к конденсаторам
3 разводка питания от конденсаторов на плату усилителя мощности
4 провода присоединения коллекторов и эмиттеров выходных транзисторов к плате усилителя мощности
5 провода выхода усилителя мощности (к реле защиты и разъёму подключения акустической системы)
Кто-то посчитает влияние проводов незначительным, и будет неправ. Сам прекрасно помню, как изменилось звучание моих старых 3-х полосных колонок после замены внутренней разводки от «непоймёшь чем» невысокого сечения на обычный медный многожильный провод. В данном конкретном случае все вышеупомянутые провода я заменил медным многожильным проводом диаметром по меди 2мм.
Пункт пятый: в оригинале этого усилителя была установлена плата корректора звукоснимателя. Её я ликвидировал за ненадобностью уже давно, пустив сигнал напрямую с гнезда. Теперь осталось ликвидировать следующие безобразия:
- в усилителе имеется разъём выхода для записи на магнитофон.
- на задней панели есть гнездо с заглушкой для использования усилителя исключительно как усилителя мощности.
Мне эти функции показались без нужды, хотя кто-нибудь вход усилителя мощности может посчитать полезным. У себя я отсоединил и выбросил сигнальные экранированные проводники, ведшие к этим гнёздам, ликвидировав ненужные блуждания сигнала. А выход предусилителя я подключил напрямую ко входу усилителя мощности.
Важно! При перепайке на входных клеммах усилителя необходимо сохранить на них распайку и места присоединения земли «как есть». Она сделана «как надо» и не стоит её тревожить.
Пункт шестой: при первоначальном включении усилителя мной был замечен небольшой фон, судя по всему лезший со стороны предусилителя. Поэтому сразу же были заменены конденсаторы стабилизатора питания предусилителя (на схеме помечены). Кроме того ёмкости конденсаторов С7 и С8 были удвоены.
Самое интересное, что на наличие фона это никак не повлияло. После этого была сделана следующая замена:
Были заменены конденсаторы фильтра питания предварительного усилителя С9 ( соотв. для каналов С9-1 и С9-2) и С11 ( соотв. для каналов С11-1 и С11-2). Вместо них я поставил конденсаторы номиналом 47мкф. Фона как небывало. После этого судьба всех старых электролитических конденсаторов была решена — меняем все.
Пункт седьмой: мне никогда не нравились электролитические конденсаторы на входе усилителя мощности.
Как С1 в нашем усилителе. Многие отважные парни выбрасывают конденсатор, ставя перемычку, тем самым подвергая транзистор VT2 угрозе воздействия постоянного смещения через вход (сразу оговорюсь — в исключительном случае). Некоторые шунтируют конденсатор С1 пленочным. Я заменил его конденсатором от Wima. Я и раньше использовал подобные конденсаторы, и опыт их применения был скорее положительным. Правда, пришлось собрать небольшую «конденсаторную батарею», чтобы набрать искомые 5мкф. (3.3+1+1). Они отлично разместились с нижней стороны печатной платы усилителя мощности.
И наконец: мне никогда не нравились регуляторы тембра этого усилителя, а именно частоты регулировок регуляторов тембра и частота настройки тонкомпенсации. Кроме того хотелось слегка «подогнать» звучание этого усилителя под имеющиеся колонки Microlab Solo 3C. Если вас эти характеристики устраивают, лучше пропустите эту часть. А я же проделал следующее:
При прослушивании на колонки Microlab Solo3C были подобраны следующие номиналы конденсаторов:
С7, отвечающий за область НЧ я увеличил до 0.15 мкф, С5 до 0.22.
За область, с которой начинается подъём ВЧ, отвечает конденсатор С4. Чтобы сместить область регулировки по частоте вверх, и регулятор перестал таскать за собой «верхнюю середину», его значение я уменьшил с 22н до 10н.
Что касается тонкомпенсации:
То тут, чтобы сдвинуть частоту подъёма в сторону низких частот, С1 был мной увеличен с 0,22 до 0,33мкф.
И напоследок. Я намеренно не делал никаких усовершенствований в схемотехнике усилителя мощности. Единственное — увеличил ток покоя выходных транзисторов с родных 30 до 70 милиампер. Для линейности выходного каскада вещь непоследняя.
После всех этих переделок, занявших целый день, усилитель Амфитон 50У-202С нашёл своё место на стойке с аппаратурой.
В качестве источника сигнала был использован медиаплеер DIGMA HDMP302, воспроизводивший Flac и APE loseless форматы (в т.ч. 24bit/96khz и 24bit/192khz), хранящиеся на домашнем медиасервере.
После прослушивания в течение нескольких дней музыки в различных стилях (классика, джаз, рок, электро) могу сделать следующий вывод — к прослушиванию на встроенном усилителе от колонок Microlab Solo я врядли вернусь. Связка «слегка доработанный» Амфитон 50У-202С — колонки Microlab Solo3c, подключенные напрямую, представляют собой весьма пристойное сочетание. Причём лёгкость и прозрачность звучания на акустическом джазе и классике не мешают им достаточно драйвово отрабатывать Metallica и Manowar.