Как устроен генератор ВАЗ 2108. Каковы его основные элементы и принцип работы. Как правильно обслуживать и ремонтировать генератор ВАЗ 2108. Какие существуют особенности его эксплуатации.
Устройство и принцип работы генератора ВАЗ 2108
Генератор ВАЗ 2108 представляет собой электромеханическое устройство, предназначенное для выработки электроэнергии в бортовой сети автомобиля. Его основными элементами являются:
- Ротор с обмоткой возбуждения
- Статор с силовой обмоткой
- Выпрямительный блок
- Регулятор напряжения
- Щеточный узел
- Шкив привода
- Корпус с подшипниками
Принцип работы генератора основан на законе электромагнитной индукции. При вращении ротора с обмоткой возбуждения создается вращающееся магнитное поле, которое наводит электродвижущую силу в обмотках статора. Переменный ток, вырабатываемый в статоре, преобразуется выпрямительным блоком в постоянный и подается в бортовую сеть автомобиля.
Основные технические характеристики генератора ВАЗ 2108
Генератор ВАЗ 2108 имеет следующие основные параметры:
.jpg)
- Номинальное напряжение — 14 В
- Максимальный ток отдачи — 65-80 А (в зависимости от модификации)
- Частота вращения ротора — 1000-10000 об/мин
- Масса — около 3,5 кг
- Срок службы — не менее 100 000 км пробега
Какие факторы влияют на технические характеристики генератора ВАЗ 2108? Основными из них являются:
- Качество изготовления и применяемые материалы
- Состояние щеточно-коллекторного узла
- Исправность регулятора напряжения
- Натяжение приводного ремня
Обслуживание и диагностика генератора ВАЗ 2108
Для обеспечения надежной работы генератора ВАЗ 2108 необходимо регулярно проводить его обслуживание и диагностику. Основные мероприятия включают:
- Проверку натяжения приводного ремня
- Контроль состояния щеток и коллектора
- Измерение выходного напряжения
- Проверку работы регулятора напряжения
- Очистку генератора от грязи и пыли
Как часто нужно проводить диагностику генератора? Рекомендуется выполнять основные проверки каждые 15-20 тыс. км пробега. При появлении признаков неисправности необходимо провести внеплановую диагностику.

Типичные неисправности генератора ВАЗ 2108
Наиболее распространенными проблемами генератора ВАЗ 2108 являются:
- Износ щеток и повреждение коллектора
- Выход из строя регулятора напряжения
- Пробой диодов выпрямительного блока
- Разрушение подшипников
- Обрыв или межвитковое замыкание обмоток
Как определить неисправность генератора? Основными признаками являются:
- Горение сигнальной лампы заряда аккумулятора
- Снижение яркости освещения при работе двигателя
- Посторонние шумы при работе генератора
- Быстрый разряд аккумуляторной батареи
Процесс замены генератора ВАЗ 2108
Замена генератора ВАЗ 2108 включает следующие этапы:
- Отключение аккумуляторной батареи
- Снятие защитного кожуха (если есть)
- Ослабление натяжения приводного ремня
- Отсоединение электрических разъемов
- Откручивание крепежных болтов
- Снятие старого генератора
- Установка нового генератора в обратной последовательности
Какие инструменты понадобятся для замены генератора? Основной набор включает:
- Набор гаечных ключей и головок
- Отвертки
- Съемник для снятия шкива (при необходимости)
- Динамометрический ключ для правильной затяжки болтов
Особенности выбора нового генератора для ВАЗ 2108
При выборе нового генератора для ВАЗ 2108 следует учитывать несколько важных факторов:

- Соответствие техническим характеристикам оригинала
- Репутация производителя и качество исполнения
- Наличие гарантии и возможность сервисного обслуживания
- Совместимость с электрической системой автомобиля
- Стоимость и доступность запасных частей
Какие производители предлагают качественные генераторы для ВАЗ 2108? Среди проверенных марок можно выделить:
- BOSCH
- DENSO
- VALEO
- STARTVOLT
- КАТЭК
Повышение эффективности работы генератора ВАЗ 2108
Для улучшения характеристик и продления срока службы генератора ВАЗ 2108 можно предпринять следующие меры:
- Установка более мощного генератора (до 80-90 А)
- Применение современных щеток с улучшенным составом
- Использование высококачественных подшипников
- Модернизация системы охлаждения генератора
- Установка электронного регулятора напряжения
Какой эффект дают эти улучшения? Основными преимуществами являются:
- Повышение надежности и долговечности генератора
- Увеличение выходной мощности
- Снижение уровня шума и вибраций
- Улучшение стабильности выходного напряжения
Экономические аспекты эксплуатации генератора ВАЗ 2108
Эксплуатация генератора ВАЗ 2108 имеет определенные экономические особенности:

- Стоимость нового генератора варьируется от 2000 до 6000 рублей
- Средний срок службы составляет 5-7 лет при правильной эксплуатации
- Затраты на обслуживание обычно невелики (замена щеток, подшипников)
- Ремонт генератора часто обходится дешевле, чем покупка нового
Как оптимизировать расходы на обслуживание генератора? Рекомендуется:
- Проводить регулярную диагностику для раннего выявления проблем
- Использовать качественные комплектующие при ремонте
- Своевременно устранять мелкие неисправности
- Правильно эксплуатировать автомобиль, не допуская перегрузок электросистемы
Ремни ГРМ и генератора для ВАЗ 2108, 2109, 21099
Сортировать: По умолчаниюПо имени (A — Я)По имени (Я — A)По цене (возрастанию)По цене (убыванию)По рейтингу (убыванию)По рейтингу (возрастанию)По модели (A — Я)По модели (Я — A)
Показывать: 24255075100
Комплект ремня ГРМ Gates для 8-клапанных ВАЗ 2108-2109, 2110-2112, 2113-2115, Калина, Гранта…
Детали привода ГРМ торговой марки Gates изначально устанавливаются на конвейере на новые автомобили и отвечают всем требованиям автопроизводителя по геометрии, надёжности и прочности на разры..
2 690 ₽
Усиленный комплект ремня ГРМ Gates для 8-клапанных ВАЗ 2108-21099, 2110-2112, 2113-2115, Калина, Гранта в комп…
Детали привода ГРМ торговой марки Gates изначально устанавливаются АВТОВАЗом на конвейере на новые автомобили и отвечают всем требованиям автопроизводителя по геометрии, надёжности и прочност..
3 190 ₽
Комплект ремня ГРМ Marel для 8-клапанных ВАЗ 2108, 2109, 21099, 2110, 2111, 2112, 2113, 2114, 2115, Калина, Гр.

Обратите внимание!Для новых автомобилей Лада Гранта и Калина 2 данный комплект не подходит, так как количество зубьев и натяжной ролик различаются. Устанавливается на автомобили Лада Гранта ..
1 690 ₽
Ремень ГРМ DAYCO 111 зубьев на ВАЗ 2108-21099, 2113-2115
Внимание! В комментарии к заказу указывайте модель и год выпуска автомобиля, а так же объем двигателя и количество клапанов! Производитель: DAYCO Назначение: Тюнинг деталь Применяемость: В..
349 ₽
Комплект ремня ГРМ Contitech CT527K2 для ВАЗ 2108-15, 2110-12 8V
Внимание! В комментарии к заказу указывайте модель и год выпуска автомобиля, а так же объем двигателя и количество клапанов! Количество клапанов: 8 клапанов Производитель: Contitech Назначе..
2 790 ₽
Ремень генератора (поликлиновый) на ВАЗ 2108, 2109, 21099, 2110, 2111, 2112, 2113, 2114, 2115 8 кл….
Данный ремень генератора (поликлиновый) 6РК698. Предназначен для автомобилей ВАЗ десятого семейства, LADA Samara, LADA Samara 2 с 8 клапанными инжекторными двигателями. Устанавливается в..
929 ₽
Ремень ГРМ Gates для 8-клапанных ВАЗ 2108-21099, 2110-2112, 2113-2115, Калина, Гранта…
Детали привода ГРМ торговой марки «Gates» изначально устанавливаются АвтоВАЗом на конвейере на новые автомобили и отвечают всем требованиям автопроизводителя по геометрии, надёжности и прочно..
1 190 ₽
Ремень ГРМ Gates усиленный для 8 кл ВАЗ 2108-21099, 2110-2112, 2113-2115 1,5 л, Калина 1,6 л…
Важная информация для заказа!Продукция Gates оснащена системой фирменной защиты, включающей в себя наклейку с индивидуальным номером для проверки оригинальности детали и запаянную упаковку, н..
1 790 ₽
Ремень генератора карбюратор GATES для ВАЗ 2108, 2109, 21099
Ремень генератора обеспечивает передачу вращения от коленчатого вала на генератор для получения электрической энергии в сети. Данная деталь является расходным материалом, так как не подлежит ..
469 ₽
Ремень генератора DAYCO 10A0710C для карбюраторных ВАЗ 2108-21099
Предназначен для замены пришедшего в негодность штатного.Обратите внимание! Данный ремень предназначен для автомобилей семейства Лада Самара с карбюраторным двигателем!Комплектация: 1 ременьК..
490 ₽
Ремень генератора для ВАЗ 2108-21099, 2113-2115
Оригинальный ремень генератора на Лада Самара, Самара 2 предназначен для замены вышедшего из строя штатного ремня.Комплект: 1 ременьПрименяемость:ВАЗ 2108ВАЗ 2109ВАЗ 21099ВАЗ 2113ВАЗ 2114ВАЗ ..
290 ₽
Ремень привода генератора для ВАЗ 2113-2115, 2108-21099
Ремень привода генератора на ВАЗ 2108, 2109, 21099, 2113, 2114, 2115, предназначен для замены вышедшего из строя штатного.Комплектация: 1 ременьПрименяемость:ВАЗ 2108ВАЗ 2109ВАЗ 21099ВАЗ 2113..
190 ₽
Показано с 1 по 19 из 19 (всего 1 страниц)
Высококачественные ремни газораспределительного механизма и генератора для Лада Самара (ВАЗ 2108, 2109, 21099). Выбрать из широкого ассортимента и купить с доставкой по России и оплатой при получении
‘; html += ‘
‘ + json[i][‘label’] + ‘
‘; html += ‘
‘ + json[i][‘special’] + ‘
‘; if(json[i][‘special’]){ html += ‘
Генератор ваз 2108 в категории «Авто — мото»
Генератор ВАЗ 2108 100А, СтартВольт (LG 0108)
На складе в г. Киев
Доставка по Украине
3 577 — 3 723 грн
от 3 продавцов
3 723 грн
Купить
Генератор ВАЗ 2108 73А, Eldix (ELD-A-2108-73A)
На складе
Доставка по Украине
2 401 — 2 499 грн
от 3 продавцов
2 401 грн
Купить
Генератор ВАЗ 2108 60А, Eldix (ELD-A-2108)
На складе
Доставка по Украине
2 344 — 2 440 грн
от 3 продавцов
2 391. 77 грн
Купить
Генератор ВАЗ 2108 73А, Авто-Электрика (2108-3701005-73А)
На складе
Доставка по Украине
2 266 — 2 358 грн
от 3 продавцов
2 312.02 грн
Купить
Генератор ВАЗ 2108 60А, СтартВольт (LG 0108X) Стандарт
На складе
Доставка по Украине
3 220 — 3 352 грн
от 3 продавцов
3 286.10 грн
Купить
Генератор ВАЗ 2108-2115 (инжектор) 80А АТЭК
Доставка из г. Киев
3 000 грн
2 700 грн
Купить
Генератор ВАЗ 2108-2115 карбюратор, -09 14В 90А 372.3701000-03
Доставка из г. Киев
2 880 грн
2 592 грн
Купить
Генератор ВАЗ 2108, 2104, 21045, 2105, 2107-09, 14В 73А 770Вт
Доставка по Украине
2 350 — 2 400 грн
от 2 продавцов
2 350 грн
Купить
Генератор ВАЗ 2108 73А
Доставка из г. Киев
2 700 грн
2 430 грн
Купить
Генератор АТЭК ВАЗ 2104, 2105, 2107, 2108, 2109, 21099, 2110 карб. , 2121 Нива 73А 026282 GR, код: 1476358
Доставка по Украине
3 712 грн
2 597.79 грн
Купить
Генератор АТЭК ВАЗ 2104, 2105, 2107, 2108, 2109, 21099, 2110 карб., 2121 Нива 73А 026282 SM, код: 1476358
Доставка по Украине
3 712 грн
2 597.79 грн
Купить
Генератор АТЭК ВАЗ 2104, 2105, 2107, 2108, 2109, 21099, 2110 карб., 2121 Нива 73А 026282 EM, код: 1476358
Доставка по Украине
3 712 грн
2 597.79 грн
Купить
Генератор АТЭК ВАЗ 2104, 2105, 2107, 2108, 2109, 21099, 2110 карб., 2121 Нива 73А 026282 TV, код: 1476358
Доставка по Украине
3 712 грн
2 597.79 грн
Купить
Генератор АТЭК ВАЗ 2104, 2105, 2107, 2108, 2109, 21099, 2110 карб., 2121 Нива 73А 026282 GM, код: 1476358
Доставка по Украине
3 712 грн
2 597.79 грн
Купить
Генератор ВАЗ 2105, 2107, 2108 (карбюратор) 55A
Доставка из г. Киев
2 080 грн
1 872 грн
Купить
Смотрите также
Генератор ВАЗ 2110, 2115, 2108, 2109, 2113, 2114 инжектор 14В 80А (Дорожная Карта). 9402.3701000
Доставка по Украине
2 809.96 — 2 981 грн
от 2 продавцов
3 507.06 грн
2 981 грн
Купить
Генератор инжекторный 75А 80А 90А ВАЗ 2108 2109 21099 2110 2111 2112 2113 2114 2115 2105 2107 бу
На складе
Доставка по Украине
1 500 грн
Купить
Генератор ВАЗ 2108 (60А) ELDIX Болгария
На складе в г. Запорожье
Доставка по Украине
по 2 700 грн
от 2 продавцов
2 700 грн
Купить
Генератор ВАЗ 2108-099, 21043, 21045, 21053, 2107, 21074, 1111 и мод. 14В 60А, аналог КЗАТЭ
На складе в г. Харьков
Доставка по Украине
2 290 грн
Купить
Генератор ВАЗ 2108-099, 21043, 21045, 21053, 2107, 21074, 1111 и мод. 14В 74А, аналог КЗАТЭ с 04. 2007 г.в.
На складе в г. Харьков
Доставка по Украине
2 320 грн
Купить
Ремень генератора ВАЗ 2108-09 клиновый LSA LA 10x710AVX
На складе
Доставка по Украине
по 53 грн
от 3 продавцов
53 грн
Купить
Ремень генератора ВАЗ 2108 16V поликлиновый LSA LA 6РК737
На складе
Доставка по Украине
по 139 грн
от 3 продавцов
139 грн
Купить
Ремень генератора ВАЗ 2108 8V поликлиновый LSA LA 6РК698
На складе
Доставка по Украине
по 139 грн
от 3 продавцов
139 грн
Купить
Обмотка генератора (статор) ВАЗ 2108, 2109, 21099, 3 провода Самара
Доставка из г. Киев
547.59 грн
Купить
Якорь генератора (ротор) ВАЗ 2108, 2109, 21099, 2113, 2114, 2115 Самара
Доставка из г. Киев
465.19 грн
Купить
Генератор ВАЗ 2108, 2109, 21099 (инж.), 2110, 2111, 2112, 2113, 2114, 2115, 2170, 2171, 2172 «Приора» (90А)
На складе
Доставка по Украине
2 753.22 — 3 735 грн
от 8 продавцов
2 753.22 грн
Купить
Генератор ВАЗ 2108-21099 ВАЗ 2104 2105 2107 карбюратор ИЖ 2126 Ода 2104.05.07 73 А AH007 372.3701-03
Доставка по Украине
2 950.70 грн
Купить
Генератор ВАЗ 2108-2115 инж. 21082i.2110-2115 90А AH012 9402.3701 HORT
Доставка по Украине
3 183.51 грн
Купить
Генератор ВАЗ 2108-099, 21043, 21045, 21053, 2107, 21074, 1111 и мод. 14В 74А, аналог КЗАТЭ с 04. 2007 г.в.
Доставка по Украине
2 300 грн
Купить
Генератор ВАЗ 2108: установка, подключение, схема
Что такое генератор ВАЗ 2108 и куда он устанавливается, знает каждый владелец этого автомобиля. Но вряд ли каждый сможет сказать, по каким принципам он работает, а также перечислить все основные элементы, из которых он состоит. Стоит отметить, что генератор и простой двигатель постоянного тока очень похожи по конструкции. Они не просто похожи, это идентичные устройства. Разница лишь в том, что один производит электроэнергию, а другой – потребляет. Но на этом отличия не заканчиваются, нужно более подробно рассмотреть генераторную систему, чтобы найти их все.
Ротор и его обмотка
Можно сказать, что основой генератора является его ротор. Он имеет обмотку из медного провода. Обмотка ротора питается постоянным напряжением от аккумуляторной батареи. Принцип работы любой генераторной установки состоит в том, что необходимо наличие двух основных составляющих — движения и постоянного магнитного поля. Как вы можете создать последний? Либо установив мощные магниты, либо намотав провод на магнитопровод. Первый вариант сразу отпадает, так как стоимость, например, ниодимовых магнитов, идеально подходящих для этой цели, слишком высока. Схема генератора ВАЗ 2108 включает обмотку на роторе.
Медный кабель мотать намного дешевле и проще. Все дело в том, что при подаче напряжения на такую обмотку создается магнитное поле. И тем больше, чем выше напряженность поля. Следовательно, с увеличением характеристик питающего напряжения увеличивается и поле. Стоит отметить, что медный провод в разы дешевле ниодимовых магнитов, а срок его службы очень высок. Электрические повреждения ему практически невозможны, как и механические. Последнее — разве что при неаккуратном обращении во время ремонта.
Обмотка статора
Генератор ВАЗ 2108 имеет достаточно массивную обмотку статора, так как в ней используется провод с большим сечением. Именно с его помощью вырабатывается электричество. Провод наматывается равномерно по всей внутренней поверхности статора в специально подобранных для этого канавках в магнитопроводе. Отдельно стоит поговорить о последнем. Средняя часть, статор генератора, состоит из набора плотно прижатых друг к другу тонких металлических пластин. Часто их готовят снаружи, чтобы не произошло расслоения.
На самом деле, конечно, обмотка статора автомобильного генератора состоит из трех абсолютно одинаковых частей. Причиной особого способа выработки электроэнергии является получение трехфазного переменного напряжения, которое затем будет выпрямляться. Но этот процесс будет описан ниже. Другими словами, статор автомобильного генератора очень похож на аналогичный элемент асинхронного двигателя. Даже соединение обмоток выполнено таким точным образом. Подключение генератора ВАЗ 2108, а точнее его обмотки, выполнено по схеме «звезда».
Крышки и подшипники
В передней и задней крышках, которые крепятся к корпусу статора, находятся подшипники. Они необходимы для обеспечения нормальной работы генератора. С их помощью ротор вращается более свободно, но самое главное — он выровнен строго по оси вращения. Следовательно, магнитопровод ротора не зацепляет обмотку статора во время работы. Крышки изготовлены из легкого металла – алюминия, выполняющего сразу несколько функций.
Во-первых, алюминий хорошо поглощает и отдает тепло. Генератор ВАЗ 2108 сильно греется при работе. Во-вторых, алюминий имеет малый вес, что позволяет облегчить всю конструкцию. Кроме того, на генераторе, перед ним, установлена крыльчатка. При вращении ротора он создает поток воздуха, который поступает в корпус механизма. Это приводит к дополнительному охлаждению.
Привод генератора
Для привода используется ремень генератора ВАЗ 2108. Следует отметить, что данная модель автомобиля выпускалась только с карбюраторной системой впрыска, поэтому ремень на ней крепился по клиновидной системе. На более новых автомобилях девятого и десятого семейств, топливная система которых инжекторного типа, ставится немного другой ремень. Он больше похож на тот, что приводится в действие механизмом ГРМ, но вместо зубцов с внутренней стороны у него ручейки.
Мост выпрямительный
Именно с помощью этого устройства происходит преобразование переменного напряжения в постоянное. Ведь вы знаете, что в бортовой сети автомобиля есть плюс и минус. А некоторые даже могут сказать, что ВАЗ 2108 выдает 12 вольт. Впрочем, найдется тот, кто может немного уточнить, упомянув, что на некоторых автомобилях в бортовой сети 24 вольта. А вот на восьмёрках конечно только 12, этого вполне достаточно. Итак, в бортовой сети плюс и минус, а на выходе обмотки генератора три фазы. Что делать?
Для этого используется ректификационная установка. Он состоит из трех пар полупроводниковых диодов. Получается, что два диода выпрямляют каждую фазу, идущую от обмотки статора. А на выходе этого устройства после преобразования постоянное напряжение. Также в схему генератора ВАЗ 2108 входит конденсатор, отсекающий весь переменный ток, остающийся после блока выпрямителя. Но беда в другом — в зависимости от того, какая скорость вращения у ротора, происходит изменение выходного напряжения. Как мы можем избавиться от этого?
Регулятор напряжения
Проблема поставлена, надо решать. И сделать это несложно, если просто стабилизировать напряжение, которое питает обмотку ротора генератора. Все дело в том, что теперь, какое бы напряжение ни было на выходе пары источников питания — генератора и аккумулятора, на обмотку возбуждения (ротор) подается только стабильное. На автомобилях ВАЗ 2108 напряжение генератора составляет порядка 12,5-13,8 Вольт. Следовательно, магнитное поле всегда будет одинаковым, независимо от скорости вращения ротора. А если это так, то статорная обмотка тоже будет стабильной.
Как демонтировать генератор
Для максимально быстрой замены генератора ВАЗ 2108 вам понадобится проникающая смазка. Причина его необходимости кроется в самом низком креплении. Болт расположен на уровне картера двигателя. К сожалению, не всегда машина имеет брызговик. А даже если и есть, то влага и пыль попадают на резьбовое соединение. Поэтому его необходимо обильно обработать проникающей смазкой, после чего дать отстояться не менее получаса. Этого времени достаточно, чтобы вся ржавчина и грязь на резьбе пропитались.
Если генератор давно не снимался, лучше обработать этой же смазкой верхнюю гайку. После такой небольшой подготовки полностью откручиваем гайку с верхней шпильки. С помощью колпачка и торцевого ключа открутите нижний болт. Эту работу желательно проводить снизу автомобиля, так будет намного удобнее. Вполне возможно, что болт будет затянут. Для того, чтобы его вытащить, нужно использовать болт или шпильку чуть меньшего диаметра. Обратите внимание, что все эти операции должны выполняться при отключенном аккумуляторе. Все провода, которые соединяли генератор ВАЗ 2108, также требуется отсоединить.
Как установить новый генератор
Установка нового генератора осуществляется в обратном порядке. Внимательно посмотрите на состояние нижнего болта. Если на нем повреждена резьба, его лучше заменить. После этого вам будет легче отремонтировать генератор. При установке обратите особое внимание на натяжение ремня. Если он недостаточно растянут, ваша батарея не будет заряжаться должным образом. А если натянуть ремень, то подшипник в передней крышке развалится. В итоге получается неприятный свист при работающем двигателе. И причина тому — появление люфта в подшипнике. Установка генератора на ВАЗ 2108 должна производиться таким образом, чтобы не возникало даже малейших перекосов.
Заключение
В заключение хотелось бы отметить, что только своевременное техническое обслуживание обеспечит нормальную и стабильную работу генераторной установки. Заменить регулятор напряжения, который в одном узле со щетками объединен в восемь узлов, надо вовремя. Не дожидаться момента, когда пропадет питание обмотки ротора из-за полного разрушения щеток. Только при этих условиях генератор ВАЗ-2108 не выйдет из строя и всегда будет выдавать нормальную зарядку для аккумулятора.