Романтик 201 стерео схема. Романтик 201 стерео: подробный обзор легендарного советского усилителя

Какие технические характеристики имел усилитель Романтика 201-2 стерео. Как выглядел этот популярный советский аппарат. Где можно найти принципиальную схему устройства. Какие были достоинства и недостатки этой модели.

История создания усилителя Романтика 201-2 стерео

Усилитель Романтика 201-2 стерео был разработан в начале 1980-х годов на Бердском радиозаводе. Это была одна из самых популярных моделей стереофонических усилителей в СССР. Выпуск начался в 1982 году и продолжался до конца 1980-х.

Чем же Романтика 201-2 привлекала советских меломанов? В первую очередь, высоким качеством звучания при доступной цене. Усилитель имел мощность 2×25 Вт, что было достаточно для домашнего прослушивания музыки. При этом он обладал низким уровнем искажений и широким диапазоном воспроизводимых частот.

Технические характеристики Романтика 201-2

Рассмотрим основные технические параметры этого легендарного усилителя:

  • Выходная мощность: 2 x 25 Вт
  • Диапазон воспроизводимых частот: 20-20000 Гц
  • Коэффициент гармонических искажений: не более 0,2%
  • Чувствительность по входам: 200 мВ (линейный), 2,5 мВ (ММ звукосниматель)
  • Отношение сигнал/шум: не менее 80 дБ
  • Питание: от сети 220В
  • Потребляемая мощность: 110 Вт
  • Габариты: 420 x 125 x 290 мм
  • Вес: 8 кг

Как видим, характеристики были вполне на уровне хороших бытовых усилителей того времени. Особенно выделялся низкий коэффициент искажений, что обеспечивало чистое и детальное звучание.


Внешний вид и конструкция Романтика 201-2

Усилитель имел классический дизайн, характерный для советской аудиотехники 1980-х годов. Корпус был выполнен из дерева, передняя панель — из алюминия с черным анодированием. На ней располагались регуляторы громкости, тембра, баланса, переключатели входов и режимов работы.

Какие элементы управления были на передней панели? Здесь находились:

  • Регулятор громкости
  • Раздельные регуляторы тембра НЧ и ВЧ
  • Регулятор баланса
  • Переключатель входов (магнитофон, тюнер, звукосниматель)
  • Кнопки включения/выключения и выбора режимов (моно/стерео, тонкомпенсация)

На задней панели располагались входные и выходные разъемы, клеммы для подключения акустических систем, предохранитель и сетевой шнур.

Схемотехника усилителя Романтика 201-2

Схема Романтика 201-2 была построена на дискретных элементах — транзисторах и микросхемах. В выходных каскадах применялись мощные транзисторы КТ819 и КТ820. Предварительные каскады были выполнены на малошумящих транзисторах КТ3102.


Где можно найти принципиальную схему Романтика 201-2? Ее можно обнаружить в журнале «Радио» за 1983 год, а также в различных справочниках по ремонту бытовой радиоаппаратуры того времени. Сейчас схема доступна на многих радиолюбительских сайтах.

Какие особенности были в схемотехнике этого усилителя? Можно отметить следующие интересные решения:

  • Применение глубокой общей отрицательной обратной связи для снижения искажений
  • Использование операционных усилителей в предварительных каскадах
  • Наличие электронной защиты от перегрузки и короткого замыкания
  • Схема плавного включения для устранения щелчков в колонках

Звучание и качество воспроизведения

Романтика 201-2 славилась своим теплым, мягким звучанием. Усилитель обеспечивал достаточно детальное воспроизведение, с хорошей передачей средних частот. Нижние частоты были упругими и контролируемыми, верхние — мягкими, без резкости.

Какие жанры музыки лучше всего звучали через Романтику 201-2? Усилитель отлично справлялся с джазом, классической и камерной музыкой. Неплохо звучал и рок, хотя на высокой громкости могла проявляться некоторая компрессия звука.


Стоит отметить, что качество звучания во многом зависело от источника сигнала и акустических систем. В паре с хорошими колонками Романтика 201-2 могла обеспечить весьма достойное звучание.

Надежность и ремонтопригодность

Усилитель Романтика 201-2 отличался хорошей надежностью. При правильной эксплуатации он мог служить многие годы без поломок. Однако, как и любая техника, иногда нуждался в ремонте.

Какие неисправности чаще всего встречались у Романтики 201-2? Типичными проблемами были:

  • Выход из строя выходных транзисторов
  • Окисление контактов переключателей и регуляторов
  • Высыхание электролитических конденсаторов
  • Неисправности в блоке питания

Большим плюсом была хорошая ремонтопригодность усилителя. Схема была логичной и понятной, что позволяло даже радиолюбителям проводить несложный ремонт самостоятельно. Запчасти были доступны, многие детали взаимозаменяемы с другими моделями советской аудиотехники.

Сравнение с аналогами

Как Романтика 201-2 выглядела на фоне других советских усилителей того времени? Рассмотрим сравнение с некоторыми популярными моделями:


  • Амфитон А1-01-2 — близкий по характеристикам, но несколько более мощный (2×35 Вт)
  • Радиотехника У-101 — менее мощный (2×18 Вт), но с хорошим качеством звука
  • Вега 10У-120С — более мощный (2×50 Вт), но и более дорогой усилитель

В целом, Романтика 201-2 занимала золотую середину по соотношению цена/качество, что и обусловило ее популярность.

Коллекционная ценность и современное использование

Сегодня усилитель Романтика 201-2 представляет интерес для коллекционеров винтажной аудиотехники. Хорошо сохранившиеся экземпляры могут стоить от 5000 до 15000 рублей, в зависимости от состояния.

Можно ли использовать Романтику 201-2 в современных аудиосистемах? При определенных условиях — да. Усилитель хорошо сочетается с виниловыми проигрывателями и может обеспечить приятное, теплое звучание. Однако стоит учитывать некоторые ограничения:

  • Отсутствие современных цифровых входов
  • Невысокая по современным меркам мощность
  • Возможные проблемы с надежностью из-за возраста

Многие аудиофилы ценят Романтику 201-2 за особый, «ламповый» характер звучания, несмотря на транзисторную схемотехнику.



Магнитофон-приставка Вильма-100-стерео


Альма М-212 стерео


Магнитофон-приставка Амфитон-201-стерео


Магнитофоны-приставки Арктур МП-005-стерео и Арктур МП-105-стерео


Стереофонический двухкассетный магнитофон Астра М-113С


Стереофонический кассивер Вега ТМ-122С


Вега МП-120-стерео


Вега МП-122С


Вега ПМП-132СКВ


Вильма 102-1-стерео


Вильма 108-стерео


Вильма 110-стерео


Вильма 207С


Вильма МП-115С


Вильма МП-215С


Вильма 100-стерео


Вильма 104-стерео


Вильма-106-стерео


Вильма 112-стерео


Вильма 204-стерео


Карат МП-201-стерео


Комета 225С


Магнитофон-приставка Маяк МП-140С


Маяк 010-стерео


Маяк 011-стерео


Маяк 120-стерео


Морион МП-101-стерео


Нота МП-220С


Орбита МП-102-стерео


Орель 101-1С


Орель 306С


Орель МП-201-стерео


Радиотехника М-201С


Радиотехника МП-7210


Рапри МП-202С


Рифей МДП-201-стерео


Романтика МДП-225С


Романтика МП-224-стерео


Романтика-220-стерео


Санда 207С


Эстония 110-стерео


Яуза МП-221С

Магнитофоны

«Эльфа-17» и «Гинтарас» («Эльфа-19»)

Магнитофонная панель и магнитофон построенные по одной схеме. (доп. сведения в №3 1963г. стр.53, усовершенствования в №9 1966г. стр 53)

«Радио»

1961

6

Воронцов Г.

Обнаружение и устранение неисправностей в магнитофонах (Эльфа-10)

В статье приведена схема лампового магнитофона «Эльфа-10»

«Радио»

1962

1

Пахомов Ю.

Электрическая часть магнитофона «Репортер-3»

Описана схема репортажного магнитофона, выпускавшегося Горьковским совнархозом

«Радио»

1962

8

Иванов В.

Магнитофон «Чайка»

Ламповый катушечный магнитофон

«Радио»

1964

1

Быстров А.

Магнитофон «Астра-2»

Катушечный четырехламповый

«Радио»

1965

3

Иванов В.

Транзисторный магнитофон «Яуза-20»

Катушечный, монофонический

«Радио»

1965

11

Ганзбург М.

Магнитофон «Днiпро-12Н»

Катушечный 7-ми ламповый стационарный

«Радио»

1966

7

Лазаревич В.

«Астра-4»

5-ти ламповый, катушечный магнитофон

«Радио»

1967

8

Рабинович Ю.

«Чайка-66»

4-х ламповый, катушечный магнитофон

«Радио»

1967

10

Киселев В.

Магнитофон «Мрiя»

Транзисторный катушечный

«Радио»

1967

11

Зингер М.

Магнитофон «Орбита»

14-ти транзисторный, катушечный (180 мм)

«Радио»

1967

1

Капитонов В.

Магнитофонная приставка «Нота»

(Усовершенствование №9 1967г. стр.23). 4-х ламповая катушечная магнитофонная приставка и магнитофонная панель типа МП-64

«Радио»

1967

4

Бондарев И.

Магнитофон «Романтик»

Катушечный на 17-ти транзисторах

«Радио»

1968

3

Турусов И.

Магнитофон «Яуза-6»

4-х ламповый катушечный II класса

«Радио»

1968

12

Ганзбург М.

«Соната-1»

5-ти ламповый катушечный магнитофон

«Радио»

1969

7

Докучаев Н.

Магнитофон «Айдас-9М»

4-х ламповый катушечный

«Радио»

1969

6

Штейн А.

Магнитофон «Дайна»

4-х ламповый катушечный III класса

«Радио»

1970

2

Лендовер А.

Магнитофон «Днепр-14А»

7-ми ламповый, катушечный II класса

«Радио»

1970

6

Коростышевский И.

Магнитофон «Дельфин-2»

18-ти транзисторный катушечный

«Радио»

1971

2

Креславский Г.

Магнитофон «Репортер-6»

Катушечный на транзисторах, выпускался в ВНР

«Радио»

1971

7

Габор Ф.

Магнитофон «Соната-III»

4-х ламповый катушечный

«Радио»

1972

5

Антонов Г.

Магнитофон «Юпитер-1201»

Катушечный на транзисторах

«Радио»

1972

9

Червинский В.

Магнитофон «Астра-205»

Лампово-транзисторный, катушечный

«Радио»

1974

4

Федоров П.

«Весна-306»

Кассетный, моно

«Радио»

1975

8

Аникин Р.

Магнитофон «Соната-304»

Транзисторный катушечный

«Радио»

1975

6

Антонов Г.

Магнитофон «Яуза-212»

Катушечный на транзисторах

«Радио»

1975

11

Марков Г.

Стереофонический магнитофон «Ростов-101-стерео»

Катушечный 1 класса, на транзисторах

«Радио»

1976

2

Подладчиков Е.

«Маяк-203»

Катушечный

«Радио»

1977

5

Бронштейн С.

Магнитофон «Сатурн-201»

Катушечный на транзисторах

«Радио»

1978

12

Червинский В.

Магнитофон «Соната-308»

Катушечный, стерео транзисторный

«Радио»

1978

9

Полещенко И.

Магнитофон «Тоника-310-стерео»

Кассетный на транзисторах

«Радио»

1978

7

Крылов В.

Магнитофон «Юпитер-202-стерео»

Катушечный на транзисторах

«Радио»

1978

1

Маликов Ю.

Магнитофон «Яуза-207»

Катушечный на транзисторах

«Радио»

1978

4

Александрова Л.

«Юпитер-203-стерео»

(Дополнение в №5 1980г стр. 35). Катушечный магнитофон на транзисторах

«Радио»

1979

11

Маликов Ю.

«Электроника ТА1-003» — магнитофон-приставка высшего класса

(Продолжение в №3 1981г. стр.30, дополнение в №2 1987г.)

«Радио»

1981

1

Соколов Ю.

Магнитофон «Яуза-209»

(Дополнение в №6 1982г стр.63). Катушечный, транзисторный

«Радио»

1981

2

Галахов Н.

Магнитофон-приставка «Эльфа-201-1 стерео»

(Дополнение в №5 1984г стр.63). Катушечный, на транзисторах и К157УД2

«Радио»

1983

6

Гайдулис Г.

Магнитофон-приставка «Эльфа-201-2-стерео»

Приведены схемы УМ и стабилизатора

«Радио»

1985

11

Касперавичюс А.

Миниатюрная стереосистема «Амфитон»

«Радио»

1988

10

Стойчук В.

Магнитофон «Астра МК-111 стерео»

Катушечный, на микросхемах и транзисторах

«Радио»

1990

1

Шерешевский В.

Магнитофон «Электроника М-402С»

Носимый, кассетный, на МС серии К433

«Радио»

1991

8

Шачнев В.

Кассетная дека «Sharp P1-31H»

Приведена принципиальная схема

«Радиолюбитель»

1996

10

Нет автора

Магнитофон «Беларусь М310-С»

Принципиальная схема

«Радиолюбитель»

1996

3

Нет автора

Магнитофон-приставка «Лота МП-203С»

«Карат МП-202С». Приведена принципиальная схема

«Радиолюбитель»

1997

6

Нет автора

Кассетный стереоплейер «AIWA HS-PS007»

Приведена принципиальная схема и печатная плата.

«Радио»

2000

7

Нет автора

Портативный магнитофон «Panasonic RQ-2102»

Приведена принципиальная схема.

«Радио»

2000

11

Нет автора

Аудиоплейер AIWA HS-PX107

Принципиальная схема

«Радиоконструктор»

2002

7

Нет автора

Аудиоплейер AIWA-HS-PS183

На TA2145AF

«Радиоконструктор»

2002

12

Нет автора

Диктофон AIWA TP-VS500

На LA4168M

«Радиоконструктор»

2002

6

Нет автора

Кассетный плейер Sony WM-EX192/190

На LB8115W

«Радиоконструктор»

2002

6

Нет автора

Диктофон AIWA-TPVS805

Кинематика, принципиальная схема.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *