Из чего состоит генератор ваз 2110. Генератор ВАЗ 2110: устройство, особенности конструкции и ремонт

Из чего состоит генератор ВАЗ 2110. Какие основные узлы входят в его конструкцию. Как проверить работоспособность генератора. Как произвести замену ремня генератора. Какие особенности имеет генератор на ВАЗ 2110.

Содержание

Конструкция и основные узлы генератора ВАЗ 2110

Генератор ВАЗ 2110 имеет типовую конструкцию, проверенную временем и отличающуюся высокой надежностью. Основными узлами генератора являются:

  • Ротор
  • Статор
  • Выпрямительный блок
  • Регулятор напряжения
  • Щеточный узел
  • Шкив и ременная передача
  • Крышки и подшипники

Рассмотрим подробнее устройство и функции каждого из этих узлов.

Особенности ротора генератора ВАЗ 2110

Ротор является вращающейся частью генератора и выполняет следующие функции:

  • Создает вращающееся магнитное поле
  • Индуцирует ЭДС в обмотках статора
  • Обеспечивает механическое вращение генератора

Конструктивно ротор генератора ВАЗ 2110 состоит из следующих элементов:

  • Металлический сердечник из специальной стали
  • Обмотка возбуждения
  • Контактные кольца
  • Вал с подшипниками
  • Приводной шкив

Обмотка возбуждения создает сильное электромагнитное поле при подаче на нее постоянного тока. При вращении ротора это поле индуцирует переменный ток в обмотках статора.


Устройство статора генератора ВАЗ 2110

Статор является неподвижной частью генератора и выполняет следующие функции:

  • Генерирует трехфазный переменный ток
  • Обеспечивает электромагнитное взаимодействие с ротором
  • Служит опорой для подшипников ротора

Основными элементами статора являются:

  • Сердечник из листовой электротехнической стали
  • Три обмотки, соединенные в «звезду»
  • Выводы для подключения к выпрямителю

Использование трех обмоток вместо одной позволяет уменьшить пульсации выходного напряжения и повысить надежность генератора.

Выпрямительный блок генератора

Выпрямительный блок преобразует переменный трехфазный ток статора в постоянный ток, необходимый для питания бортовой сети автомобиля. Он состоит из следующих элементов:

  • 6 силовых диодов
  • Радиатор для охлаждения диодов
  • Выводы для подключения к статору и «массе»

Выпрямительный блок обеспечивает стабильное напряжение 14-14,5 В в бортовой сети автомобиля при различных оборотах двигателя.

Регулятор напряжения генератора ВАЗ 2110

Регулятор напряжения выполняет следующие функции:


  • Поддерживает стабильное напряжение в бортовой сети
  • Управляет током возбуждения ротора
  • Защищает генератор от перегрузок

На ВАЗ 2110 применяется электронный регулятор напряжения, который располагается в одном корпусе со щеточным узлом. Это повышает надежность и компактность конструкции генератора.

Как проверить работоспособность генератора ВАЗ 2110

Для проверки генератора ВАЗ 2110 можно использовать следующие методы:

  1. Проверка контрольной лампы заряда на панели приборов
  2. Измерение напряжения на аккумуляторе при работающем двигателе
  3. Проверка натяжения приводного ремня
  4. Измерение тока отдачи генератора амперметром

Нормальное напряжение в бортовой сети при работающем двигателе должно составлять 13,8-14,4 В. Если напряжение ниже 12,5 В или выше 15 В, это указывает на неисправность генератора или регулятора напряжения.

Замена приводного ремня генератора ВАЗ 2110

Для замены ремня генератора ВАЗ 2110 необходимо выполнить следующие действия:

  1. Ослабить натяжение ремня, сдвинув генератор к двигателю
  2. Снять старый ремень со шкивов
  3. Надеть новый ремень на шкивы коленвала и генератора
  4. Отрегулировать натяжение ремня
  5. Проверить правильность установки ремня в ручьях шкивов

Правильное натяжение ремня очень важно для нормальной работы генератора. Слабое натяжение приводит к проскальзыванию и быстрому износу ремня, а чрезмерное — к повышенной нагрузке на подшипники.


Основные неисправности генератора ВАЗ 2110

Наиболее распространенными неисправностями генератора ВАЗ 2110 являются:

  • Износ щеток и контактных колец
  • Выход из строя регулятора напряжения
  • Пробой диодов выпрямительного блока
  • Обрыв или межвитковое замыкание в обмотках статора
  • Износ подшипников ротора
  • Ослабление или обрыв приводного ремня

При возникновении неисправностей генератора рекомендуется обратиться в специализированный сервис для диагностики и ремонта.

Советы по обслуживанию генератора ВАЗ 2110

Для обеспечения длительной и надежной работы генератора ВАЗ 2110 рекомендуется:

  • Регулярно проверять натяжение приводного ремня
  • Содержать генератор в чистоте, защищать от попадания воды и грязи
  • Своевременно заменять изношенные щетки
  • Проверять надежность электрических соединений
  • При появлении посторонних шумов проверять состояние подшипников

Своевременное обслуживание позволит избежать дорогостоящего ремонта и обеспечит надежную работу электрооборудования автомобиля.


Генератор ваз 2110 — какой выбрать, как поставить

Что такое генератор и как работает

Содержание

Генератор – это главный компонент автомобиля, который позволяет ему работать у нас на сайте vaz-2110.ru много статей о ремонте и диагностике этой детали, читайте также рекомендованные статьи будет интересно. Он является сердцем в транспортном средстве, поскольку именно генератор транспортирует электричество по всем точкам транспортного средства, которые нуждаются в электрике. Механическая энергия превращается в электричество. Как и все прочие запчасти машины, генератор на ваз 2110 имеет свою уникальную конструкцию и принцип работы, что позволяет ему правильно выполнять свои функции. Прежде всего, необходимо понять, как работает данное устройство.

Схема его работы выглядит так:

  • В замок зажигания водитель вставляет ключ.
  • Электричество идёт к проводам возбуждения.
  • Якорь создаёт магнитное поле, которое проходит сквозь обмотки статора, и на его выводах создаётся напряжение.
  • После того, как вращение якоря набирает достаточно большую частоту, в генераторе происходит самовозбуждение.
  • Далее авто выпрямительный блок переделывает переменный ток в постоянный.
  • Регулятор напряжения начинает работать в следствии изменения частоты вращения коленвала. При этом осуществляется регулировка количества времени, на протяжении которого провод возбуждения будет активирован.

Функции генератора

Главная задача генератора – обеспечить всё электрозависимое оборудование энергией.  Второй, не менее важной функцией является подзарядка аккумуляторной батареи (АКБ). Сама батарея нужна для того, чтобы даже при выключенном двигателе могла поддерживаться работоспособность сигнализации, аудиосистемы, и пр. если бы не генератор, АКБ пришлось бы заряжать постоянно.

Технические параметры

Многие водители пытаются выбрать наилучший вариант для замены старого генератора. Однако лучшим вариантом всегда будет оставаться такая же модель, разве что можно выбрать её улучшенную версию.

На данный момент для ваз 2110 есть три вида генераторов:

Катек 5102.3771

Катек 94.3701

Катек на 130 Ампер

  1. Катек 5102.3771. этот генератор может выдавать мощность до 80 Ампер. Его напряжение в среднем составляет 14 Вольт.
  2. Катек 94.3701. Это питающее устройство имеет такие же параметры, как и предыдущее. Возможны некоторые небольшие отклонения от заданных значений, однако они не ощутимы.
  3. Катек на 130 Ампер. Этот генератор более мощный. Он предназначен для тех транспортных средств, на которых помимо стандартных устройств, водители устанавливают дополнительное электрооборудование.

По размерам, генераторы также делятся на обычные и компактные. Они отличаются не только размером, но и самой конструкцией. Разными могут быть такие детали, как кронштейны, якорь, провод возбуждения, приводной шкив, а также количество крепежных болтов. На работу генератора эти различия не сильно влияют, так как в любом случае каждая его составляющая часть продолжает свою работу.

Генератар 94.3701: 1-выпроствальны блок; 2-ўтулка падшыпніка; 3-задні падшыпнік вала ротара; 4-кантактныя кальца; 5-выснова «В +» генератара; 6-кажух; 7-рэгулятар напружання са шчоткатрымальніках; 8-стяжной шруба; 9-задняя вечка; 10-статара; 11-пярэдняя вечка; 12-дыстанцыйнае кольца; 13-пярэдні падшыпнік; 14-шкіў; 15-шайба; 16-ротар

Теперь, можно рассмотреть функции каждой детали отдельно:

  • Якорь. Также его называют ротором. Это вращающийся элемент генератора, который за счет расположенной на валу обмотки возбуждения, создаёт магнитное поле. На этом валу также есть контактные кольца. Именно от них провод возбуждения получает питание. Большую роль на этом этапе играет приводной шкив, провода обмотки возбуждения, а также крыльчатка вентилятора, которая может использоваться как одна, так и две.
  • Статор. Этот элемент – полностью неподвижный. Он состоит из трёх обмоток, которые в свою очередь создают переменный ток. Соединяются между собой эти обмотки звездой либо треугольником.
  • Крепежи. В генераторе есть два крепежных кронштейна: верхний и нижний. В верхнем используется два болта, а в нижнем – один, и только изредка – два. Производители не рекомендуют переделывать кронштейны, поскольку заводской вариант отлично справляются со своей главной функцией – удерживают конструкцию.
  • Щёточный узел. Состоит из нескольких графитных щеток, пружины, и щеткодержателя.
  • Узел щеткодержателя и провода напряжения. Эта конструкция присутствует в генераторах Катек. Поэтому, когда регулятор выходит из строя, заменять приходится весь узел.
  • Выпрямительный блок. Состоит из 6 диодов. Превращает переменный ток в постоянный. Именно эта деталь отвечает за зарядку АКБ, так как постоянный ток необходимый для её работоспособности.
  • Ременной привод передачи. Этот привод отвечает за повышение скорости, с которой работает коленчатый вал. В случае, когда шкив имеет небольшой размер, клиновый ремень изнашивается в разы быстрее. Поэтому для шкивов с маленьким диаметром, специалисты рекомендуют использовать поликлиновый привод. В современных генераторах чаще всего встречается именно он.

Какой генератор выбрать для ваз 2110

Генераторы Катек являются универсальным вариантом для установки. Однако выбор генератора на них не заканчивается.

Какой генератор выбрать для ваз 2110

Можно выделить 3 основных варианта генераторов:

  • Катет. Универсальный, стандартный генератор. Пользуется большим спросом среди автомобилистов, благодаря надёжности и эффективности. Именно поэтому владельцы ВАЗа зачастую выбирают именно его.
  • Китайская продукция. Эти изделия наименее популярны среди владельцев авто. Они не могут сравнится ни с Катек, ни с импортными изделиями. Однако, конечно же есть несколько удачных вариантов даже среди таких генераторов.
  • Импортные аналоги. Самыми раскупаемыми являются представители компаний Bosch, Denso, Delphi. Они идеальны во всём: отличное качество сборки, долговечность, и хорошая работа. Стоимость этих генераторов выше чем у любых других производителей, однако их качество того стоит.

Среди импортных генераторов, большой популярностью пользуются устройства Динамо (производятся в Болгарии), БАТЭ (белорусский производитель), а также Eldix (производителем тоже является Болгарская компания). Но, выбирая качественный генератор для своего транспортного средства, в первую очередь следует обращать внимание на такие показатели, как технические характеристики. Учитывать стоит и запас прочности.

А уже в последнюю очередь можно посмотреть на производителя. Конечно же, среди генераторов на ваз 2110, очень высокая конкуренция. Всего к вниманию покупателя предоставляется целых 15 самых разных торговых марок. Лидерами продаж, с большим отрывом от конкурентов, всегда были генераторы «ЗИТ». Однако сейчас, после появления совершенно новых, современных представителей, лидерство этих генераторов уже нельзя назвать таким безоговорочным.

Всё больше популярности забирают иностранные компании по производству генераторов, забирая покупателей у отечественных производителей. Второе место занимают представители Болгарии – Eldix. Всё больше покупателей привлекает ещё один европейский бренд – ISKRA. Цены у всех этих производителей похожи, так что выделить самые дешёвые, либо наиболее дорогие марки нельзя.

Признаки необходимости замены генератора

Генератор – это та деталь, которая не нуждается в постоянном ремонте или замене, так как не поддаётся внешним воздействиям. Однако, всё же, генератор, как и всё прочее, имеет свойство изнашиваться. Об этом может свидетельствовать плохое освещение, исходящее из фар, или плохой прогрев от печки при включенных фарах, и прочее. Ещё одной причиной для смены генератора является то, что он начинает неравномерно подавать ток. Это может проявляться в постоянной смене уровня освещения от фар.

Однако перед тем, как менять устройство, необходимо проверить, точно ли это необходимо. В большинстве случаев, случаются небольшие поломки, при которых можно просто заменить одну из деталей. Это может сэкономить много времени, сил и денег. Замена генератора очень затратная, поэтому многие советуют по возможности её оттягивать, и всячески продлять эксплуатацию генератора. Самым оптимальным решением является использование одного генератора на протяжении 5-7 лет. Конечно же, сейчас производятся такие модели, которых хватает и на десятилетие, однако важно делать замену раньше – по мере необходимости.

Как поставить новый генератор на ваз 2110

Первоначальным этапом является снятие старого генератора. На этом этапе нужно выполнить следующие шаги:

  • В первую очередь необходимо заехать на яму. Если её нету, можно поднять переднюю правую часть транспортного средства, и снять первое колесо.
  • После установки автомобиля, можно приступать непосредственно к снятию генератора. Для этого нужно снять клеммы с генератора, и отсоединить все провода от генератора.
  • Затем необходимо снять защитный резиновый чехол. Очень важно, при обратной сборке не забыть о нём, и установить на место.
  • После снятия чехла нужно открутить гайку, отсоединить провода.
  • Дальше обратить внимание необходимо на два болта крепления, один из которых находится сверху, а другой – снизу. Их рекомендуется не снимать, а только ослабить.
  • Далее нужно задействовать ключ на 10. С его помощью снимается ремень генератора, способом его ослабления.
  • Та этом этапе, нижний болт крепления уже необходимо снять полностью. Делается это при использовании ключа на 13. Верхнее крепление, а также натяжную планку тоже следует изъять.
  • Теперь само устройство можно снимать.

Установить новый генератор достаточно легко – необходимо просто повторить процесс его изъятия, только в обратном порядке. При этом очень важно внимательно установить обратно все детали, и крепко их закрутить.

ВАЗ 2110 генератор и его особенности

3.9/5 — (63 голоса)

На ВАЗ 2110 генератор состоит из тех же узлов, что и на любом другом автомобиле. Схема, проверенная годами, надежная и долговечная. А самое главное – в ней настолько мало узлов, что попросту нечему ломаться. Но так кажется только на первый взгляд, на самом же деле поломки случаются, их не избежать. Но для проведения ремонта вам потребуется знать некоторые нюансы – принцип работы генератора, его основные узлы (какой за что отвечает в конструкции). Для начала стоит рассмотреть конструктивные особенности генератора десятки.

Содержание

  1. ВАЗ 2110 генератор: ротор
  2. Статор генератора десятки
  3. Блок выпрямителя

ВАЗ 2110 генератор: ротор

Расположен он в середине генератора ВАЗ 2110. Держится в корпусе благодаря двум подшипникам. На роторе имеется обмотка, которая запитывается постоянным током (и стабильным напряжением). Стоит отметить, что цена ротора довольно высокая, так как это один из основных элементов. Конструкция его является стандартной для машин постоянного тока – металлическое основание и обмотка. На последнюю подается напряжение при помощи двух контактных колец и графитовых щеток.

В одном корпусе с щетками находится регулятор напряжения, построенный на полупроводнике. Если меняете щетки, то регулятор тоже подлежит замене и наоборот. На роторе с одной стороны устанавливается шкив ремня привода. На автомобилях ВАЗ 2110 он может быть двух типов, зависит от того, какой двигатель – инжекторный или карбюраторный. Если второй, то шкив такой же, как на старых девятках и восьмерках – под установку клиновидного ремня. Если же инжекторный мотор, то ремень устанавливается многоручейковый, а шкив шире и меньше в диаметре.

А теперь нужно поговорить о неподвижной части генератора ВАЗ 2110, которая носит название статор. Внутренняя часть – это обмотка, которая находится на металлическом сердечнике. Этот сердечник изготовлен из специального сорта стали.

Статорные обмотки очень похожи на те, которые можно увидеть в асинхронных двигателях. Как и в последних, всего три обмотки имеется, которые состоят из одинакового количества витков. Изготовлены они из одинакового провода. Значит, на выходе получается трехфазное напряжение, которое преобразуется в постоянное однополярное при помощи выпрямительного каскада.

Единственное отличие от двигателя заключается в том, что обмотки не потребляют, а генерируют переменное напряжение. Обратите внимание на то, что генератор ВАЗ 2110 вырабатывает переменное трехфазное напряжение. Именно такой электрический сигнал снимается с выхода статора. Соединение обмоток произведено по схеме «звезда». Дальше нужно поговорить о тех блоках, которые помогают добиться нормального питания бортовой сети.

Блок выпрямителя

Шесть полупроводниковых диодов, которые выпрямляют напряжение генератора ВАЗ 2110. Но, необходимо обратить внимание на то, что эти диоды работают в широком диапазоне напряжений. Если нет регулятора, то на выходе обмоток будет трехфазное напряжение со значением вплоть до 30 В. Для легкового автомобиля, такого, как ВАЗ 2110, это чересчур много.

Поэтому производится стабилизация при помощи небольшой сборки, которая помогает запитывать обмотку ротора. Дело в том, что при стабильном напряжении на роторной обмотке, магнитное поле будет создаваться также стабильным. Его величина будет напрямую зависеть от приложенного напряжения. На десятках регуляторы небольшие, умещаются в маленьком отверстии на задней крышке.

Стоит заметить, что на ранних моделях (классической серии) использовались регуляторы выносного типа, которые крепились на перегородке между моторным отсеком и салоном.

В генераторе ВАЗ 2110 данная схема уже не используется, она несколько преобразилась. Лампа, сигнализирующая об отсутствии зарядки, которая установлена в приборной панели, включена в цепь питания регулятора напряжения и обмотки возбуждения. Поэтому при разрушении, например, щеток, она оповестит водителя о неполадках. Но если быть точнее, то изменилась не схема, а конструкция.

Напряжение

, цена, установка и ремонт. Как проверить генератор ВАЗ 2110?

На автомобилях ВАЗ 2110 генератор выполнен по вполне стандартной схеме. Никаких лишних элементов, все узлы и детали проверены временем и надежны. Такие конструкции используются всеми автопроизводителями. Причина этому – высокая надежность агрегата. Простота и легкость в обслуживании – главные критерии автомобильного генератора. Чем он проще, тем проще его ремонтировать и тем надежнее он получится. Рассмотрим основные компоненты, из которых состоит генератор десятков. Это поможет вам понять принцип его работы, а также облегчит выполнение ремонта.

Ротор генератора ВАЗ 2110

Ротор – та часть любой электрической машины, которая вращается. В двигателях переменного или постоянного тока он приводится в движение электродвижущей силой. Но не все так просто. Например, асинхронные двигатели имеют ротор с короткозамкнутыми витками из толстого провода. А вот генератор ВАЗ 2110, цена которого около 3000 рублей, имеет немного другую конструкцию ротора.

В нем используется металлический сердечник из специальной марки стали. Наматывает обмотку. Она называется обмоткой возбуждения. Он позволяет получить сильнейшее электромагнитное поле, которое в дальнейшем при движении индуцирует ЭДС в обмотке статора. О последнем стоит поговорить отдельно, так как его дизайн очень интересен. На ВАЗ 2110 генератор имеет конструкцию, существенно отличающуюся от используемой на ранних моделях. Правда, изменения в основном в области привода.

Статор генератора десятки

Конечно, есть основа — набор стальных пластин. Внутри проложен медный провод. На самом деле обмотка статора в автомобильном генераторе точно такая же, как и в асинхронном двигателе. На всей поверхности статора расположены всего три одинаковые обмотки. Они соединяются в «звезду» — их начало соединяется с одной точкой. Напряжение переменного тока снимается с концов каждой из катушек.

Конечно, можно было бы использовать не одну, а одну обмотку вместо трех. Только эффект от этого будет небольшой. Если вы проводили ремонт генератора ВАЗ 2110, то знаете, что происходит при выходе из строя одной из целых обмоток статора. Увеличиваются пульсации выходного напряжения, работа генератора становится некорректной. Уменьшение пульсаций выходного напряжения – это как раз та задача, которую решает конструкция, состоящая из трех обмоток, включенных в звезду.

Выпрямительный блок

Это сборка из шести полупроводников — элементов, пропускающих ток только в одном направлении. Именно с их помощью происходит преобразование напряжения генератора ВАЗ 2110 из переменного в постоянное. Следовательно, на выходе вы получите стабильные 12 вольт, которые необходимы для зарядки аккумулятора и питания бортовой сети автомобиля. Но стабильное напряжение возможно только при условии создания в обмотке возбуждения постоянного магнитного поля.

Только при этом условии выходное напряжение будет стабильным. В противном случае оно будет колебаться от минимального значения (около 10 В) до максимального (около 30 В). Стабилизацией выходного напряжения занимается блок, называемый реле-регулятором. Если раньше использовались исключительно механические устройства, то в современных автомобилях, в том числе ВАЗ 2110, используются электронные устройства. Установку генератора ВАЗ 2110 можно производить до монтажа щеточного узла с регулятором напряжения.

Крышки, рабочее колесо и подшипники

Спереди и сзади генератора есть алюминиевые крышки. И надо отметить, что задняя служит по большей части для закрытия узла ротора и щеток. А вот передняя выполняет более значительную роль – на ней крепится крыльчатка и шкив для приводного ремня. На новых десятках ремень многожильный, на первых моделях применялись только клиновидные.

Аналогичные ремни одевались на модели 2108-21099. В обеих крышках есть подшипники. Они служат для центрирования ротора относительно корпуса генератора. Крыльчатка изготовлена ​​из тонкого металла, к ней одно требование — обеспечить надежное охлаждение корпуса прибора. И для этого не нужно прилагать больших усилий. Вот и все внешние элементы, которые есть у генератора ВАЗ 2110, цена которых в районе 3000 рублей.

Проверка работоспособности генератора

Провести тест несложно, если есть хотя бы простой тестер. Чтобы понять, работает ли генератор на ВАЗ 2110, необходимо провести его диагностику. Итак, если лампа в приборной панели горит, то явно есть какая-то неисправность. Посмотрите сначала реле-регулятор, оцените состояние щеток. Не исключено, что они оторваны или полностью изношены. В этом случае исправить недостатки можно только полной заменой узла.

Запустить двигатель, включить ближний свет. В этом режиме должен быть обеспечен хороший заряд батареи. Измерьте напряжение на его выводах. Если оно ниже 12,5 В, то ищите поломку. Возможно, ремень имеет слабое натяжение. Если выше 13,8 В, проверьте регулятор напряжения. Скорее всего, он вышел из строя, не исправляет параметры вывода. Вот и все способы, которые описывают, как проверить генератор ВАЗ 2110, не демонтируя его с автомобиля.

Снятие и замена приводного ремня

Для этого вам понадобится новый ремень. Снять старый достаточно просто – нужно всего лишь открутить гайку на кронштейне. После этого нужно придвинуть корпус генератора к двигателю — чем ближе, тем лучше. Следовательно, натяжение ремня уменьшится, его будет легче снять со шкивов. Обратите внимание на состояние шкивов. Если они повреждены, имеют чрезмерный износ, то их тоже желательно заменить.

На шкив коленчатого вала надет новый ремень. Затем аккуратно установите его на шкив генератора. Старайтесь как можно точнее совмещать потоки, чтобы не возникло проскальзывания. Теперь осталось только переставить генератор на ВАЗ 2110, чтобы провести натяжку ремня. Обратите внимание на то, что чрезмерное натяжение – это быстрый износ подшипника генератора и самого ремня. А недостаточный — это большая вероятность того, что заряда не хватит. И ремень в этом случае просто будет проскальзывать.

Заключение

Очень важно содержать генератор в чистоте. Если нет полноценной защиты картера, то установить щиток. Это уменьшит количество воды и грязи, которые могут попасть в генератор. И не только для него — без щитов все машинное отделение очень быстро загрязнится. Кроме того, своевременный и качественный ремонт генератора ВАЗ 2110 позволяет увеличить срок его службы. Компоненты, необходимые для обслуживания, имеют стоимость в несколько раз ниже, чем весь агрегат.

Конструкция двигателя ВАЗ-2112

Двигатель ВАЗ-2112 бензиновый, четырехтактный, четырехцилиндровый, рядный, с поперечным расположением, шестнадцатиклапанный, с двумя распределительными валами.

Порядок работы цилиндров: 1-3-4-2, отсчет — от шкива коленчатого вала.

Система питания — фазированный распределенный впрыск.

Управление двигателем — контроллер (Bosch, «Январь» или GM).

Большинство двигателей оснащены нейтрализатором выхлопных газов.

Двигатель с коробкой передач и сцеплением образуют силовой агрегат, установленный в моторном отсеке на четырех упругих резинометаллических опорах.

Правая и левая опоры такие же, как на двигателях 2110 и 2111.

Передняя и задняя опоры одинаковые, представляют собой стержни.

Один конец тяги крепится к кронштейну на двигателе, другой к кронштейну на кузове.

С правой стороны двигателя (по ходу автомобиля) расположены: приводы распределительных валов и насоса охлаждающей жидкости (зубчатый ремень) и генератора (клиновой ремень).

Слева расположены: термостат, датчики температуры охлаждающей жидкости, датчик давления масла, стартер (на картере сцепления).

Спереди: впускной коллектор, топливная рампа с форсунками, датчик детонации, масляный щуп, шланг вентиляции картера, генератор (справа внизу), датчик фаз (справа вверху). Сзади: выпускной коллектор, масляный фильтр, датчик положения коленчатого вала (справа внизу).

Сверху (под пластиковой крышкой) ресивер, свечи (в направляющих трубках, уплотненных резиновыми кольцами) и высоковольтные провода.

Блок цилиндров отлит из чугуна и имеет индекс «21083» — как и двигатели 2110 и 2111, однако не взаимозаменяемы: отверстия под винты ГБЦ имеют резьбу М10х1,25 ( в отличие от М12х1,25 для блоков двигателей 2110 и 2111) и меньшей глубины.

Еще одно отличие связано с более интенсивным тепловым режимом двигателя 2112 по сравнению с двигателями 2110 и 2111.

Для охлаждения поршней при работе двигателя днища их омываются снизу маслом через специальные форсунки, запрессованные во вторую, третью, четвертую и пятую опоры коренных подшипников.

Цилиндры расходуются прямо в блоке. Номинальный диаметр 82 мм может быть увеличен на 0,4 или 0,8 мм при ремонте.

Класс цилиндра указан на нижней плоскости блока латинскими буквами в соответствии с диаметром цилиндра в мм: А — 82,00-82,01, В — 82,01-82,02, С — 82,02-82,03, D — 82,03-82,04, Э – 82.04-82.05.

Максимально допустимый износ цилиндра 0,15 мм на диаметр.

В нижней части блока цилиндров расположены пять опор коренных подшипников со съемными крышками, которые крепятся к блоку специальными болтами.

Крышки невзаимозаменяемые (отверстия под подшипники обрабатываются в сборе с крышками) и имеют маркировку для различения риски на внешней поверхности.

В средней опоре имеются гнезда под упорные полукольца, препятствующие осевому перемещению коленчатого вала.

Спереди (со стороны шкива коленчатого вала) установлено сталеалюминиевое полукольцо, сзади — металлокерамическое.

Кольца изготавливаются с номинальной и увеличенной на 0,127 мм толщиной.

При осевом зазоре коленчатого вала более 0,35 мм меняют одно или оба полукольца (номинальный зазор 0,06-0,26 мм).

Вкладыши коренных и шатунных подшипников тонкостенные сталеалюминиевые.

Верхние коренные вкладыши первой, второй, четвертой и пятой опор, установленных в блоке цилиндров, снабжены проточкой на внутренней поверхности.

Нижние коренные вкладыши, верхний вкладыш третьей опоры и шатунные вкладыши не имеют канавок.

Имеются ремонтные вставки под шейки коленвала, уменьшенные на 0,25, 0,50, 0,75 и 1,00 мм.

Коленчатый вал изготовлен из высокопрочного чугуна.

Имеет пять коренных и четыре шатунных шейки и снабжен восемью противовесами, отлитыми одновременно с валом.

Коленчатый вал двигателя 2112 отличается от коленчатого вала двигателей 2110 и 2111 формой противовесов и повышенной прочностью.

Поэтому не допускается установка коленчатого вала от двигателей 2110 и 2111 в двигатель 2112.

Для подачи масла от коренных шеек к шатунам в коленчатом валу просверлены каналы, выходные отверстия которых закрыты запрессованными пробками.

На переднем конце коленчатого вала на сегментной шпонке установлен зубчатый шкив привода распределительного вала, к нему крепится шкив привода генератора, который также является гасителем крутильных колебаний коленчатого вала.

На зубчатом венце шкива отсутствуют два зуба из 60 – углубления служат для срабатывания датчика положения коленчатого вала.

К заднему концу коленчатого вала шестью самоконтрящимися болтами через общую шайбу крепится маховик (индекс 2110), отлитый из чугуна, с штампованным стальным зубчатым венцом, служащий стартером для запуска двигателя.

Конусообразное отверстие возле венца маховика должно располагаться напротив шатунной шейки четвертого цилиндра (это необходимо для определения ВМТ после сборки двигателя).

Шатуны — стальные двутаврового сечения, обработанные вместе с крышками.

Номер цилиндра выбит на крышках, а также на шатунах (он должен быть с одной стороны шатуна и крышки).

Шатуны по диаметру стальной втулки, запрессованной в верхнюю головку, делятся на три класса с шагом 0,004 мм.

Номер класса выбит на крышке шатуна. Также шатуны делятся на классы по массе – они маркируются краской или буквой на крышке шатуна.

Поршневой палец стальной, трубчатого сечения, плавающего типа (свободно вращается в верхней головке шатуна и в бобышках поршня).

От выпадения фиксируется двумя стопорными пружинными кольцами, которые расположены в канавках бобышек поршня.

По внешнему диаметру (через 0,004 мм) пальцы бывают трех классов: 1 — с синей, 2 — зеленой, 3 — красной (наименьший диаметр) метками.

Поршень изготовлен из алюминиевого сплава. Юбка поршня коническая в продольном сечении, овальная в поперечном.

В верхней части поршня имеются три канавки для поршневых колец.

Канавка маслосъемного кольца имеет буровые бобышки, через которые масло, собранное кольцом со стенок цилиндра, поступает на поршневой палец.

Отверстие под поршневой палец смещено от диаметральной плоскости поршня на 1 мм.

При установке поршня необходимо следовать выбитой снизу стрелке (она должна быть направлена ​​в сторону шкива коленчатого вала).

Поршни двигателя 2112 имеют плоское днище, с четырьмя выемками под клапаны (поршни двигателей 2110 и 2111 имеют овальную выемку днища).

Поршни по наружному диаметру (измеряемому в плоскости, перпендикулярной поршневому пальцу, на расстоянии 51,5 мм от днища поршня), как и цилиндры, делятся на пять классов (маркировка — на днище).

Диаметр поршня (для номинального размера, мм): А — 81,965-81,975; Б — 81 975-81 985; С — 81,985-81,995; Д — 81,995-82005; Э — 82 005-82 015.

В продаже имеются поршни классов А, С и Е (номинальные и ремонтные размеры): расчетный зазор между ними 0,025-0,045 мм, максимально допустимый зазор при износе 0,15 мм.

Не рекомендуется устанавливать новый поршень в изношенный цилиндр без его расточки: канавка под верхнее поршневое кольцо в новом поршне может быть несколько выше, чем в старом, и кольцо может сломаться на «ступеньке» образовавшиеся в верхней части цилиндра при его износе.

Для поршней ремонтных размеров на днище выбивается треугольник (+0,4 мм) или квадрат (+0,8 мм).

По диаметру отверстия под поршневой палец поршни делятся на три класса: 1 – 21,978-21,982; 2 – 21 982-21 986; 3 – 21 986–21 990. Класс поршня также выбит на его днище.

Поршень и палец должны быть одного класса. Поршни одного двигателя подбираются по массе (разброс не должен превышать 5 г) – это делается для уменьшения дисбаланса кривошипно-шатунного механизма.

Верхние два поршневых кольца — компрессионные, препятствующие прорыву газов в картер двигателя. Они также способствуют отводу тепла от поршня к цилиндру. Нижнее кольцо маслосъемное.

Головка цилиндра , общая для всех четырех цилиндров, изготовлена ​​из алюминиевого сплава.

Центрируется на блоке двумя втулками и крепится десятью винтами.

Между блоком и головкой устанавливается безусадочная металлическая армированная прокладка (их поверхности должны быть сухими) (её повторное использование не допускается).

Порядок и момент затяжки винтов с цилиндрической головкой указаны в приложении. В верхней части головки блока цилиндров расположены опоры распределительных валов – по пять с каждой стороны головки.

Отверстия в опорах, выполненные разъемными, обрабатываются в сборе с корпусом подшипника. Необходимо заменить корпус в сборе с ГБЦ.

Герметик Loctite № 574 наносится на поверхность головок цилиндров, сопрягающихся с корпусом подшипника. Порядок и момент затяжки гаек корпуса подшипника указаны в приложении.

Распредвалы литые, чугунные, пятиопорные, с восемью кулачками в каждом (пара соседних кулачков открывает одновременно два клапана в цилиндре).

Распредвалы приводятся зубчатым ремнем от коленчатого вала.

В связи с повышенными нагрузками на зубчатый ремень его ширина в двигателе 2112 по сравнению с 2110 и 2111 увеличена с 19,0 до 25,4 мм (соответственно увеличена ширина зубчатых шкивов и роликов).

Под шкивом впускного распредвала находится опорный ролик, под выпускным – натяжной ролик. Для работы датчика фаз к зубчатому шкиву впускного распредвала приварен диск.

На ведущих шестернях имеются установочные метки: если метка на шкиве коленчатого вала совпадает с меткой на корпусе масляного насоса (метка на маховике против среднего деления шкалы на картере сцепления), то метки на шкивы распредвалов должны совпасть с метками на задней крышке привода распредвалов.

Седла (из металлокерамики) и втулки направляющих клапанов (латунь) запрессованы в ГБЦ.

Отверстия во втулках обработаны после запрессовки. Внутренний диаметр втулок уменьшен, по сравнению с двигателями 2110 и 2111, с 8 до 7 мм.

Втулки ремонтные с наружным диаметром 12,279-12,290 мм (увеличенным на 0,2 мм по сравнению с номинальным) также поставляются в комплекте ЗИП.

На внутренней поверхности смазочных втулок выполнены канавки, аналогичные резьбе: во втулках впускных клапанов — на всю длину, в выпускных — до половины длины отверстия. Поверх втулок надеваются маслоотражающие колпачки из маслостойкой резины.

Клапаны — стальные, выпускные — с головкой из жаропрочной стали с наплавленной фаской.

Площадь пластины впускного клапана больше, чем выпускного.

Они меньше по размеру, чем клапана двигателей 2110 и 2111.

Клапаны расположены в два ряда V-образно.

Приводятся от распределительных валов через гидравлические толкатели.

Ось кулачка смещена относительно оси гидротолкателя на 1 мм.

Благодаря этому при работе двигателя корпус толкателя вращается вокруг своей оси, что способствует более равномерному его износу.

Гидротолкатели выбирают зазор между кулачком и корпусом толкателя при работающем двигателе, что снижает шумность газораспределительного механизма, а также исключает его обслуживание (регулировка зазора не требуется).

Для работы гидротолкателей необходима постоянная подача масла под давлением.

Для этого в головке блока цилиндров имеется канал с обратным шаровым краном (предотвращает слив масла из каналов после остановки двигателя), а также каналы на нижней плоскости корпуса подшипника (они же подают масло на шейки распределительных валов).

Гидравлические толкатели очень чувствительны к качеству масла и его чистоте.

При наличии механических примесей в масле возможен быстрый выход из строя плунжерной пары гидротолкателя, что сопровождается повышенным шумом в газораспределительном механизме и интенсивным износом кулачков распределительных валов.

Неисправный гидротолкатель ремонту не подлежит, подлежит замене. Клапан закрывается под действием одной пружины. Нижний конец упирается в шайбу, а верхний — в тарелку, удерживаемую двумя панировочными сухарями.

Складчатые сухарики имеют снаружи форму усеченного конуса, а на внутренней поверхности три упорных буртика, входящих в канавки на штоке клапана. Смазка двигателя комбинированная.

Коренные и шатунные вкладыши, пары опоры распредвала — шейки, гидротолкатели смазываются под давлением.

Путем разбрызгивания масло подается к стенкам цилиндров (далее к поршневым кольцам и пальцам), к днищу поршней, к паре «кулачок распределительный вал — толкатель» и штокам клапанов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *