Как правильно подключить вентилятор охлаждения через реле. Какие компоненты потребуются для подключения. Какие схемы подключения существуют. Как проверить работоспособность вентилятора после подключения. Какие ошибки чаще всего допускают при подключении.
Зачем нужно реле для подключения вентилятора охлаждения
Подключение вентилятора охлаждения через реле имеет ряд важных преимуществ:
- Позволяет использовать провода меньшего сечения в цепи управления
- Снижает нагрузку на выключатель и проводку
- Обеспечивает более высокий ток для питания вентилятора
- Повышает надежность и безопасность электрической системы
- Дает возможность автоматического управления вентилятором по температуре
Без реле пришлось бы использовать толстые провода и мощный выключатель, что неудобно и небезопасно. Реле позволяет управлять мощным вентилятором слабым током.
Необходимые компоненты для подключения
Для подключения вентилятора охлаждения через реле потребуются следующие компоненты:

- Реле на ток не менее 30А
- Предохранитель на 30-40А
- Провода сечением 1.5-2.5 мм² для силовой цепи
- Провода сечением 0.5-0.75 мм² для цепи управления
- Датчик температуры охлаждающей жидкости
- Выключатель для ручного управления
- Клеммы, наконечники, изоляция
Важно правильно подобрать мощность реле и сечение проводов под конкретный вентилятор. Типовой вентилятор потребляет 10-15А.
Схемы подключения вентилятора через реле
Существует два основных варианта схемы подключения:
1. С ручным управлением
В этой схеме вентилятор включается вручную выключателем на панели приборов. Последовательность подключения:
- От аккумулятора через предохранитель на силовой контакт реле (30)
- От силового контакта реле (87) на вентилятор
- От управляющего контакта реле (85) на массу
- От управляющего контакта реле (86) через выключатель на +12В
2. С автоматическим управлением по температуре
Здесь вентилятор включается автоматически при достижении заданной температуры. Схема подключения:
- От аккумулятора через предохранитель на силовой контакт реле (30)
- От силового контакта реле (87) на вентилятор
- От управляющего контакта реле (85) на датчик температуры
- От управляющего контакта реле (86) на +12В после замка зажигания
- Датчик температуры на массу
Пошаговая инструкция по подключению
Рассмотрим порядок подключения вентилятора охлаждения через реле с автоматическим управлением:

- Определите место установки реле рядом с аккумулятором
- Подключите провод от плюсовой клеммы аккумулятора через предохранитель к контакту 30 реле
- От контакта 87 реле проведите провод к вентилятору
- Контакт 85 реле соедините с датчиком температуры
- На контакт 86 подайте +12В после замка зажигания
- Закрепите датчик температуры на радиаторе или в потоке охлаждающей жидкости
- Соедините второй контакт датчика с массой
- Подключите минусовой провод вентилятора на массу
Как проверить работоспособность после подключения
После подключения вентилятора через реле необходимо проверить его работу:
- Включите зажигание
- Прогрейте двигатель до рабочей температуры
- Убедитесь, что вентилятор включается при достижении заданной температуры
- Проверьте отключение вентилятора при остывании
- Измерьте напряжение на клеммах вентилятора — оно должно быть около 13-14В
Если вентилятор не включается, проверьте все соединения, целостность предохранителя, наличие питания на контактах реле.
Типичные ошибки при подключении вентилятора через реле
При самостоятельном подключении вентилятора охлаждения через реле часто допускают следующие ошибки:

- Неправильный выбор сечения проводов — слишком тонкие провода в силовой цепи
- Отсутствие предохранителя в цепи питания реле
- Неверное подключение контактов реле
- Плохой контакт в местах соединений
- Неправильная установка датчика температуры
- Отсутствие питания после замка зажигания
Внимательно проверяйте схему и качество всех соединений при подключении. При возникновении проблем последовательно проверьте все элементы цепи.
Преимущества автоматического управления вентилятором
Подключение вентилятора охлаждения через реле с датчиком температуры дает ряд преимуществ:
- Автоматическое включение и выключение по заданной температуре
- Отсутствие необходимости следить за температурой двигателя
- Снижение расхода топлива за счет отключения вентилятора при низких температурах
- Увеличение ресурса вентилятора
- Возможность тонкой настройки температуры включения
При этом сохраняется возможность принудительного включения вентилятора при необходимости. Автоматическое управление — оптимальный вариант для большинства автомобилей.

Выбор оптимальной температуры включения вентилятора
Правильный выбор температуры включения вентилятора охлаждения важен для эффективной работы системы:
- Для бензиновых двигателей оптимальная температура включения 90-95°C
- Для дизельных двигателей рекомендуется 85-90°C
- Температура выключения обычно на 5-10°C ниже температуры включения
- В жарком климате температуру включения можно снизить на 3-5°C
- Для двигателей с турбонаддувом температуру лучше установить на 3-5°C ниже
Точные значения зависят от конкретной модели двигателя. Рекомендуется сверяться с инструкцией по эксплуатации автомобиля.
обзор и особенности схемы подключения
Настало лето, жаркая погода. Многие едут на дачу, путешествуют на машинах, часами стоя в пробках. Из-за жары электровентилятор легко может сгореть перегревшись. В такие дни данное устройство просто необходимо, чтобы радиатор с двигателем обдувались. Включается оно только в тот момент, когда происходит блокировка муфты. Но чтобы не ждать, когда это время наступит, можно сделать кнопку с принудительным включением, а как подключить вентилятор охлаждения в своей машине — узнаете ниже!
Содержание
Схема подключения вентилятора радиатора
Датчик включения двигателя ставится на радиатор, имеющий у себя внизу небольшую пластину. От температуры она начинает нагреваться, двигая красный стержень, соединяющий контакты вместе. Один из контактов всегда соединяется с кузовом, уже через него скрепляясь с минусовой клеммой аккумулятора. Минус подается на электромагнит реле.
На другой контакт идет плюс при включении зажигания. Электромагнит притягивает к себе железку, соединяющую вместе контакты (30, 87) и на электровентилятор через предохранитель от генератора идет плюс, что заставляет всю конструкцию работать.
Электросхема вентилятора охлаждения происходит по следующему описанию:
- Напряжение подается на электрический двигатель вентилятора охлаждения.
- Далее, данный двигатель подключается к датчику включения этого устройства и коммутируется на массу.
- При достижении температуры срабатывания, датчик замыкается — через цепь течет ток.
- Вентилятор начинает работать!
Когда температура снижается у двигателя — датчик, соответственно, размыкается, ток прекращает течь, электровентилятор останавливается: происходит отключение системы.
Обратите внимание, что схема подключения вентилятора охлаждения через реле отличается тем, что весь заряд идет на массу. При его замыкании ток течет через первичную обмотку, контакты 87, 30 замыкаются — I начинает течь в цепи электродвигателя. При понижении температуры происходит обратный процесс.
Первичная обмотка подключается к плюсу 12 В на катушку зажигания. Провод тянется к 86 выводу реле. С 85 тянется на датчик вентилятора. С датчика включения провод приходится на массу. Получается минимум проводов, а реле находится в непосредственной близости от датчика включения.
Варианты схем
Схема включения вентилятора охлаждения с помощью реле зависит только от правильного соединения плюса с минусом, соответственно, проводов!
Как работает реле
Электровентилятор со временем начинает потреблять большое количество электроэнергии, в отличие от нового. Пусковые токи могут просто испортить выключатель температуры.
Основная задача реле — коммутация высоко токовых цепей с помощью низко токового управляющего сигнала.
Типичное реле представляет собой катушку на сердечнике, являющуюся электромагнитом и группу контактов, замыкающихся или размыкающихся между собой. Катушка срабатывает при очень низких значениях тока в несколько миллиампер. Пропускаемые контакты дают пройти через себя большие токи.
Обозначается реле на схеме буквой К с числовым индексом, показывая его порядковый номер и при помощи 2-х блоков: первый — электромагнит, второй — группа контактов.
Характеризуется оно следующими параметрами: напряжение, ток, при которых срабатывает реле, а также U, ток комутации: какую величину I он сможет пропускать по своим контактам. Превышать U нельзя — может возникнуть напряжение контактов, последующее их прилипание друг к другу.
Подключение вентилятора охлаждения через реле
Имеется электровентилятор, от него отходят 2 провода. Один ведет к термодатчику, другой — к реле. Дополнительно можно подключить лампочку контроля работы Карлсона через 87 контакт для лучшей визуализации, диагностики.
На крышке вы увидите обычную схему 4-х контактного реле, с помощью которого можно понять какие контакты являются электромагнитами:
- 30;
- 80;
- 87;
- 85.
По схеме подключения электровентилятора через реле 30 и 85 пускают на аккумулятор. На датчик вентилятора идут только минусовые провода. Если вы кинете к нему плюсовой — он у вас постоянно будет перегорать. На 2 минусовых провода подключается кнопка, чтобы замыкать цепь.
При разрыве тока на реле электровентилятора возникает искра, поэтому стали делать модели со встроенным диодом.
87 идет на фишку вентилятора, 80 — на датчик охлаждения. Плюсовой провод подцепляете сразу к вентилятору, кидая на массу.
Совет: 2 провода, отходящих от вентилятора лучше всего спаять (скрутить, заизолировать). Это нужно для того, те не повредеились, т.к. здесь могут проходить большие нагрузки, сам разъем находится в моторном отсеке, где присутствует влага, контакты окисляться, поэтому лучше перестрахуйтесь!
Для отдельного использования реле используется кнопка, фиксирующаяся при включении, она будет давать минус на 86 контакт, замыкая его. Протягивается она на рулевую колонку через магнитолу (можно попробовать спицей), в итоге получается принудительное включение вентилятора. Синий провод идет на массу, коричневый — на управляющие контакты.
Причины неисправности вентилятора
Первое, что нужно проверить — уровень тосола в расширительном бочке. При недостаточном уровне его температура может не достигнуть нужной точки, при которой включается датчик. При полной исправленной цепи питания вентилятор включаться не будет.
Если не будет открываться термостат, в него не сможет попасть горячий тосол. Это является причиной, по которой вентилятор неисправно работает.
Проверить, генерирует ли термостат — просто! Нужно прогреть двигатель до рабочей температуры, пощупав нижнюю часть радиатора — они должны быть горячими.
Можно приступать к проверке самого вентилятора и цепей его питания:
- Снимите контакты с датчиков вентилятора.
- Присоедините их друг к другу — вентилятор должен включиться.
Если так произойдет — все исправлено.
- Значит не включается вентилятор из-за датчика. Для проверки — нагрейте его до температуры включения (92 градуса) и посмотрите, замыкается ли цепь.
- Посмотрите его предохранители (располагается в монтажном блоке).
- Реле тоже нужно проверить: подключите его к аккумулятору по схеме, нарисованной на нем.
- Если вентилятор все равно не включается — проведите осмотр его самого: подключите напрямую к автомобильной батарее.
- Еще одна причина — сгорание дорожки монтажного блока. Когда она повреждается — появляется запах горелого.
- На инжекторном двигателе проверьте целостность цепи.
Бывает такое, что вентилятор работает постоянно. Связано это с:
- термодатчиком;
- сломанным блоком;
- реле;
- замыканием цепи.
Помогла ли вам статья?
Задать вопрос
Пишите ваши рекомендации и задавайте вопросы в комментариях
Вентилятор радиатора Рено Логан, схема подключения
На автомобилях Рено Логан первого поколения вентилятор радиатора системы охлаждения двигателя (k7j, k7m) может быть подключен по двум разным схемам.
Для автомобилей без кондиционера — одна схема (меньше элементов), для автомобилей с кондиционером — другая (больше элементов). Обе схемы могут пригодиться при диагностике неисправности: «не работает вентилятор радиатора Рено Логан».
Схема подключения вентилятора радиатора автомобиля Рено Логан первого поколения без кондиционера (двигатель k7j, k7m)
Схема подключения вентилятора радиатора системы охлаждения двигателя автомобиля Рено Логан первого поколения, без кондиционераОписание схемы
В систему включения вентилятора на радиаторе автомобиля Рено Логан в комплектации без кондиционера напряжение подается с плюсового вывода аккумуляторной батареи через монтажный блок предохранителей в моторном отсеке.
Электрическую цепь защищает предохранитель F02 (30A) зеленого цвета установленный в монтажном блоке в моторном отсеке. На автомобиле в комплектации с кондиционером этот предохранитель отсутствует. Там цепь защищена другим предохранителем.
Реле вентилятора К3 (20А) является основным реле включения вентилятора на радиаторе (в комплектациях с кондиционером оно идет как реле малой скорости включения вентилятора). В комплектации без кондиционера всего одна скорость вращения вентилятора.
На электродвигатель вентилятора напряжение подается напрямую с реле вентилятора (К3) в монтажном блоке под капотом автомобиля. Отсутствует дополнительный резистор на кожухе.
Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ), по сигналу с которого блок управления включает-выключает вентилятор на радиаторе установлен в левый торец головки блока цилиндров двигателя. Помимо определения температуры для ЭБУ он определяет температуру для указателя в комбинации приборов.
Схема подключения вентилятора радиатора автомобиля Рено Логан первого поколения с кондиционером (двигатель k7m)
Схема подключения вентилятора на радиаторе системы охлаждения двигателя k7m 1,6 л автомобиля Рено Логан в комплектации с кондиционеромhr>
Описание схемы
В систему включения вентилятора на радиаторе автомобиля Рено Логан в комплектации с кондиционером напряжение подается с плюсового вывода аккумуляторной батареи через монтажный блок предохранителей в моторном отсеке.
Электрическую цепь защищает предохранитель F07 (40A) красного цвета установленный в монтажном блоке в моторном отсеке. На автомобиле в комплектации без кондиционера этот предохранитель отсутствует. Там цепь защищена другим предохранителем.
В цепи имеется два реле. Реле малой скорости вращения вентилятора радиатора (оно же реле включения вентилятора в комплектации б) К3 (20А) и реле большой скорости вращения вентилятора радиатора К2 (40А) — более крупное по размеру.
На кожухе вентилятора установлен дополнительный резистор, который служит для уменьшения оборотов вентилятора (малая скорость вращения). При достижении порога температуры ОЖ 95-97 градусов или при включении кондиционера блок управления подает напряжение на электровентилятор радиатора через реле малых оборотов и дополнительный резистор. Если пороговый уровень пройден, то напряжение на вентилятор подается через реле больших оборотов, минуя дополнительный резистор. Лопасти вентилятора в таком случае вращаются в два раза быстрее.
Примечания и дополнения
Вентилятор радиатора является одним из исполнительных устройств электронной системы управления двигателем (ЭСУД) автомобиля Рено Логан. Его включение/выключение происходит по сигналу с контроллера (блока управления — ЭБУ).
Цвет проводов на автомобилях разных годов (месяцев) выпуска может несколько различаться.
Еще схемы электрооборудования Рено Логан первого поколения
— Бензонасос Рено Логан, схема подключения
— Реле бензонасоса Рено Логан
— Схема подключения света заднего хода Рено Логан
— Дальний свет Рено Логан, схема подключения
— Как проверить термостат на Рено Логан не снимая его?
— Схема включения стоп-сигналов Рено Логан
Подписывайтесь на нас!
Автор MechanikОпубликовано Рубрики Двигатель k7j 1,4 л автомобиля Рено Логан, Электрооборудование Рено Логан, ЭСУД Рено ЛоганМетки k7j, k7m, вентилятор, двигатель, Логан, подключения, радиатора, Рено, схема 10 599 viewsКак подключить реле для вентилятора радиатора
Дон Боуман
При установке вспомогательного вентилятора или просто подключении заводского вентилятора, чтобы водитель мог вручную включать и выключать вентилятор, убедитесь, что вентилятор включается правильное направление. Если вентилятор не вращается в правильном направлении, воздух будет выдуваться из радиатора и не будет способствовать его охлаждению. Чтобы проверить, в какую сторону идет воздух, просто поднесите руку к вентилятору и убедитесь, что воздух проходит через радиатор. Вентилятор будет вращаться в любом направлении в зависимости от того, на какой из двух проводов подается питание. Существует два метода подключения реле: один с ручным управлением, а другой с автоматическим управлением.
Проводка реле ручного управления:
Шаг 1
Приобретите 4-контактное реле с номинальным током 30 А. Расположите реле в непосредственной близости от используемого вентилятора. Найдите место, чтобы закрепить реле винтом или болтом. Подсоедините провод калибра 10 к положительной клемме аккумуляторной батареи с помощью круглого электрического разъема. Снимите гайку с клеммы аккумулятора, наденьте разъем провода на болт и затяните гайку. Сначала снимите отрицательную клемму аккумулятора, чтобы не было искр. Убедитесь, что длина провода достаточна для того, чтобы проложить его вне поля зрения и вдали от движущихся частей.
Шаг 2
Обрежьте провод примерно в 6 дюймах от соединения с реле и присоедините встроенный предохранитель на 30 ампер с двумя разъемами (сделайте это на более длинной стороне провода, но не присоединяйте его к более короткой, релейная сторона провода еще). Прежде чем встроенный предохранитель будет присоединен к стороне реле провода 10-го калибра, вставьте провод 16-го калибра, который будет достаточно длинным, чтобы пройти к стороне переключателя реле. Просто срежьте изоляцию с 16-го калибра, скрутите конец провода и вставьте 10-й и 16-й калибр вместе в разъем провода и обожмите его. Используйте гнездовую клемму на другом конце и прикрепите ее к клемме переключателя реле. Отрежьте еще один кусок провода 10-го калибра достаточной длины, чтобы он подходил к вентилятору. Используйте плоскую клемму для реле и бочкообразный разъем для вентилятора.
Шаг 3
Подсоедините провод к клемме реле напротив клеммы аккумулятора. Протяните провод калибра 16 вверх по крылу и через брандмауэр чуть ниже приборной панели. Вы увидите резиновые втулки обычно вокруг или прямо под усилителем тормозов, где трос газа проходит через брандмауэр. Используйте их для доступа в кабину.
Шаг 4
Подсоедините провод к реле с гнездовым лезвием к отрицательной стороне, которая является последней свободной клеммой. Присоедините провод 16-го калибра со стороны приборной панели к переключателю с гнездовым контактом и установите переключатель в нижней части приборной панели. Протяните заземляющий провод к другому выводу переключателя. Используйте хорошее заземление, например, рулевую колонку или болт крепления приборной панели на боковой панели для заземления. Подойдет любое хорошее заземление рамы. Теперь, когда переключатель включен, он подает землю на реле, вызывая срабатывание реле и включение вентилятора. На случай отказа вентилятора есть встроенный предохранитель для защиты проводки.
Автоматическое управление вентилятором:
Шаг 1
Купите автоматический датчик температуры в любом магазине автозапчастей. Он состоит из небольшого квадратного и регулируемого блока реле и термостата, заполненной газом трубки с датчиком на конце и соответствующих разъемов проводки. Это прекрасно работает, поскольку при включении вентилятор будет работать только тогда, когда температура достигнет заданного значения. Это автономное устройство, на которое не влияет компьютер или что-либо еще.
Шаг 2
Расположите термодатчик как можно ближе к радиатору. Прикрепите коробку с помощью прилагаемых винтов. Очень осторожно размотайте трубку датчика и возьмите за конец лампочку и вставьте ее в ребра радиатора. Просто выровняйте его между ядрами и вставьте до упора. Это ощущает тепло.
Шаг 3
Подсоедините его так же, как и ручной блок. Разница в том, что руководство включает вентиляторы постоянно, тогда как это позволяет вентиляторам работать в зависимости от температуры. Если вы оставите автоматический переключатель вентилятора включенным, он обычно ни на что не повлияет, потому что вентиляторы не будут работать, когда двигатель холодный, и он не будет потреблять энергию от аккумулятора.
Советы
- Выключатель — хорошая идея просто потому, что каждый раз, когда машина останавливается, двигатель увеличивает температуру воды по мере поглощения тепла и обычно включает вентилятор, пока вода не остынет. Если батарея не так хороша, она может потреблять слишком много сока и убить батарею, поэтому для более старой батареи лучше отключить выключатель.
Вещи, которые вам понадобятся
- Инструмент для зачистки проводов Электрические разъемы
Писатель Биография
Дон Боуман пишет для различных веб-сайтов и нескольких онлайн-журналов с 2008 года. Он владеет автосервисом с 1982 года и имеет более 45 лет технического опыта в качестве мастера ASE. Боуман имеет степень в области бизнеса Университета штата Пенсильвания и был офицером армии США (офицер по техническому обслуживанию самолетов, пилот, шесть наград за воздушные медали, два путешествия во Вьетнам).
Другие статьи
Спросите Джеффа Смита: как работают реле?
Я хочу установить электрический вентилятор на свой Мустанг 67 года, и мне сказали, что мне нужно использовать реле, чтобы правильно подключить его.
Ненавижу это признавать, но я действительно не понимаю, как работают реле и зачем они мне нужны. Я знаю, что не могу просто подключить вентиляторы к большому механическому выключателю, потому что тогда я должен не забывать следить за датчиком температуры. Можете ли вы объяснить, как работают эти переключатели, понятным для всех языком? Спасибо.
JR, Albany, NY
Реле действительно довольно просты, но могут быть несколько пугающими, пока вы не поймете, как они работают. Реле в основном похожи на усиленную электрическую версию большого механического переключателя для компонентов, требующих высоких токовых нагрузок. Для большого неуклюжего переключателя на приборной панели также потребуется большой и толстый провод, идущий от аккумулятора к переключателю, а затем еще один от переключателя к электровентилятору. Это 21
Давайте удалим этот большой переключатель и заменим его крошечным реле, которое делает то же самое. Реле использует небольшое количество тока для срабатывания большего переключателя в реле, что намного эффективнее и на самом деле безопаснее. Представьте себе толстые провода 8-го калибра от аккумулятора до приборной панели. Это не только непрактично, но и при токе от 30 до 40 ампер, протекающем по проводам и выключателю, это граничит с опасностью. Прелесть реле в том, что его можно установить между генератором и электровентилятором в моторном отсеке, при этом короткий и большой провод идет от генератора к реле, а затем от реле к вентилятору. Самый длинный провод идет от реле к переключателю под приборной панелью, и это может быть крошечный провод калибра от 18 до 20, потому что реле не требует большой силы тока для его работы. На самом деле, все последние модели автомобилей используют реле, управляемые компьютером, для запуска всех видов высоконагруженных элементов, таких как топливный насос, электрические вентиляторы, воздушный насос для подвески и другие подобные компоненты. Компьютеры обычно работают от 5-вольтовых цепей, и этого достаточно, чтобы сработало реле.
Другой отличной причиной для использования реле является падение напряжения. Используя нашу оригинальную идею механического переключателя, длинные провода создают сопротивление. Чем длиннее провода, тем больше потеря напряжения даже при небольшом сопротивлении. Таким образом, устанавливая реле рядом с аккумулятором и нагрузкой (вентилятором), мы уменьшаем длину проводов большого диаметра, необходимых для подачи электроэнергии на вентилятор. Благодаря этому на вентилятор поступает больше напряжения и тока и меньше потерь на сопротивление. Это важно, поскольку электрические устройства предназначены для работы при расчетном напряжении. Когда на вентилятор поступает, например, только 12 вольт вместо 14 вольт, вентилятор не будет работать так быстро, потому что его источник электроэнергии немного потерял свою мощность. Используя реле, установленное рядом с генератором переменного тока и вентилятором, система зарядки может отдавать всю мощность. Благодаря этому вентилятор не только работает более эффективно, но и служит дольше.
Итак, теперь, когда мы знаем, почему реле — это хорошая идея, давайте углубимся в то, как подключить одну из этих малышек. На фотографии справа показана нижняя часть типичного пятиконтактного реле Bosch на 30 ампер. Если присмотреться, то каждый штифт пронумерован. Возьмем каждую отдельно. Нижний контакт помечен «30» — этот контакт подключается непосредственно к 12-вольтовой положительной (+) клемме, которая постоянно находится под напряжением. Напротив 30-го контакта находится 87-й. Подключите его к компоненту, который вы хотите запитать — в вашем случае к положительному соединению электрического вентилятора с 12 болтами. Остаются два других соединения — мы не будем использовать центральный контакт (87a) в рамках данного обсуждения.
Далее идет 86 пин (слева). Как вы уже догадались, нам нужен триггер, представляющий собой коммутируемый 12-вольтовый сигнал, поступающий от замка зажигания. Это оставляет крайний правый контакт — номер 85. Обычная схема говорит вам, что это заземление, что правильно, за исключением того, что как только мы заземлим его, вентилятор будет работать при включенном зажигании. Вы, вероятно, не хотите, чтобы этот вентилятор работал постоянно. Вот почему большинство компаний, производящих электрические вентиляторы, поставляют реле температуры воды, которое настроено на замыкание на землю, когда температура охлаждающей жидкости превышает заданную температуру, например 19.5 градусов. Например, Summit Racing продает полный комплект реле электровентилятора, включающий реле, жгут проводов, автоматический выключатель для защиты системы от случайной перегрузки и термовыключатель. Этот переключатель великолепен, потому что он запускает вентилятор при 185 градусах, а затем выключает вентилятор, когда температура падает ниже 170 градусов. Более дешевые переключатели просто переключаются вокруг точки срабатывания, что означает, что вентилятор постоянно включается и выключается, что очень раздражает.
В этот комплект также входит автоматический выключатель. Это удобные устройства, предназначенные для отключения цепи, если ток превышает ее номинал. Как правило, номинал автоматического выключателя должен быть выше, чем постоянная нагрузка вентилятора.
Есть несколько моментов, о которых вам следует знать при установке этого комплекта, особенно о термовыключателе. Если мы посмотрим на схему реле слева, то станет ясно, что система может быть включена только при включенном зажигании и замыкании цепи 85 контактом — массой. Большинству установщиков нравится использовать ленту из ПТФЭ при установке спускового крючка в головку блока цилиндров. Вы видите проблему? Если лента действительно выполняет свою работу, она изолирует цепь заземления, и хотя переключатель работает нормально, он не найдет заземления из-за ленты. Правильный способ — использовать небольшое количество пасты для трубной резьбы для герметизации, но при этом обеспечить прочную цепь заземления. Часто установщик винит реле или переключатель, хотя на самом деле все работает нормально, если есть достаточно хорошее заземление.
Еще одна проблема, которая часто возникает, заключается в том, что конечные пользователи обвиняют температурный выключатель в том, что он срабатывает при неподходящей температуре. Часто жалуются на то, что вентилятор срабатывает «слишком рано», если смотреть на датчик температуры. Это может произойти из-за того, что реле температуры расположено в головке блока цилиндров рядом с выпускными отверстиями, где температура охлаждающей жидкости может быть на 10–15 градусов выше, чем температура охлаждающей жидкости, расположенной в верхней части двигателя, рядом с термостатом, где расположен указатель температуры в кабине. Кроме того, всегда возникает вопрос, насколько точен ваш датчик температуры относительно переключателя охлаждающей жидкости. Все эти переменные могут привести к различиям в том, когда вентилятор включается и выключается.
Наконец, ранее мы упоминали, что электродвигатели работают более эффективно, если на них подается достаточное напряжение. Один из способов убедиться, что ваш электрический вентилятор обеспечивает всю мощность охлаждения, на которую он способен, — это проверить источник питания. Я бы посоветовал расположить источник питания для реле и вентилятора на аккумуляторе или рядом с ним. На многих старых маслкарах вы можете использовать шину реле звукового сигнала в качестве удобного источника питания. Вы также можете быстро проверить, какая мощность присутствует в этом месте, запустив автомобиль и используя мультиметр, чтобы проверить напряжение на задней части генератора. Как правило, это будет от 14,0 до 14,5 вольт на холостом ходу. Теперь проверьте напряжение на шине или в любом другом месте, откуда вы получаете питание для реле вентилятора. Допустим, наш генератор проверяет напряжение 14,5 вольт.