Как устроен литий-ионный аккумулятор. Какие компоненты входят в его состав. Как происходит процесс заряда и разряда. Каковы основные преимущества литий-ионных аккумуляторов перед другими типами. Какие меры безопасности нужно соблюдать при их использовании.
Принцип работы литий-ионного аккумулятора
Литий-ионный аккумулятор — это перезаряжаемый источник тока, в котором носителями заряда являются ионы лития. Его работа основана на обратимом процессе перемещения ионов лития между положительным (катодом) и отрицательным (анодом) электродами.
Основные компоненты литий-ионного аккумулятора:
- Катод — положительный электрод, обычно из оксидов металлов (кобальта, никеля, марганца)
- Анод — отрицательный электрод, как правило из графита
- Электролит — проводящая среда, через которую перемещаются ионы лития
- Сепаратор — пористая мембрана, разделяющая катод и анод
Процесс заряда аккумулятора
При заряде аккумулятора происходят следующие процессы:

- Ионы лития высвобождаются из кристаллической решетки катода
- Ионы лития через электролит перемещаются к аноду
- На аноде ионы лития внедряются между слоями графита
- Электроны движутся от катода к аноду по внешней цепи
Процесс разряда аккумулятора
При разряде происходит обратный процесс:
- Ионы лития покидают структуру анода
- Через электролит ионы лития перемещаются обратно к катоду
- Ионы лития встраиваются в кристаллическую решетку катода
- Электроны движутся от анода к катоду по внешней цепи, совершая полезную работу
Таким образом, энергия накапливается и отдается за счет циклического перемещения ионов лития между электродами.
Преимущества литий-ионных аккумуляторов
Литий-ионные аккумуляторы обладают рядом существенных преимуществ по сравнению с другими типами аккумуляторов:
- Высокая удельная энергоемкость
- Низкий саморазряд (3-5% в месяц)
- Отсутствие эффекта памяти
- Широкий диапазон рабочих температур
- Большое количество циклов заряда-разряда (до 1000 и более)
- Возможность быстрого заряда
Особенности конструкции литий-ионных аккумуляторов
Современные литий-ионные аккумуляторы имеют ряд конструктивных особенностей, обеспечивающих их безопасную и эффективную работу:

- Герметичный корпус для защиты от влаги и кислорода
- Предохранительный клапан для сброса избыточного давления
- Термопредохранитель для защиты от перегрева
- Электронная схема защиты от перезаряда и глубокого разряда
- Специальный сепаратор, предотвращающий короткое замыкание
Типы литий-ионных аккумуляторов
Существует несколько основных типов литий-ионных аккумуляторов, различающихся материалами катода:
- LiCoO2 — кобальтатные (наиболее распространенные)
- LiMn2O4 — марганцевые (более безопасные)
- LiFePO4 — литий-железо-фосфатные (долговечные)
- LiNiMnCoO2 — никель-марганец-кобальтовые (высокая емкость)
Каждый тип имеет свои преимущества и недостатки, поэтому выбирается в зависимости от конкретного применения.
Меры безопасности при использовании литий-ионных аккумуляторов
Несмотря на высокую надежность современных литий-ионных аккумуляторов, при их эксплуатации необходимо соблюдать определенные меры предосторожности:
- Использовать только специальные зарядные устройства
- Не допускать глубокого разряда аккумулятора
- Избегать механических повреждений корпуса
- Не подвергать воздействию высоких температур
- Не замыкать контакты аккумулятора накоротко
- Не разбирать и не модифицировать конструкцию
Соблюдение этих простых правил позволит обеспечить длительную и безопасную эксплуатацию литий-ионных аккумуляторов.

Перспективы развития литий-ионных аккумуляторов
Несмотря на широкое распространение, технология литий-ионных аккумуляторов продолжает активно развиваться. Основные направления исследований:
- Увеличение удельной энергоемкости
- Повышение скорости заряда
- Улучшение безопасности
- Снижение стоимости производства
- Разработка твердотельных электролитов
- Создание литий-воздушных аккумуляторов
Ожидается, что в ближайшие годы характеристики литий-ионных аккумуляторов продолжат улучшаться, что позволит расширить сферы их применения.
Области применения литий-ионных аккумуляторов
Благодаря своим преимуществам, литий-ионные аккумуляторы нашли широкое применение в различных областях:
- Портативная электроника (смартфоны, ноутбуки, планшеты)
- Электромобили и гибридные автомобили
- Электроинструменты
- Системы бесперебойного питания
- Накопители энергии для возобновляемых источников
- Космическая техника
С развитием технологии сфера применения литий-ионных аккумуляторов постоянно расширяется.

Утилизация литий-ионных аккумуляторов
Правильная утилизация отработавших литий-ионных аккумуляторов имеет важное значение для защиты окружающей среды. Основные этапы процесса утилизации:
- Сбор использованных аккумуляторов
- Разборка и сортировка компонентов
- Извлечение ценных металлов (литий, кобальт, никель)
- Переработка пластиковых элементов
- Нейтрализация электролита
Современные технологии позволяют извлекать и повторно использовать до 95% материалов из отработавших литий-ионных аккумуляторов.
Как работает литий-ионный аккумулятор: видео, как устроена
В литий-ионных аккумуляторах не осталось тайн для учёных. Человечество хорошо знает, как работает аккумулятор смартфона и электромобиля.
Но правильно и наглядно продемонстрировать глубинные электрохимические процессы Li-ion для обычных людей непросто.
Узнайте, как работает Li-ion аккумулятор (литий-ионная аккумуляторная батарея) — в конце видео на 16 минут. На его создание авторам [The Limiting Factor с Patreon] потребовалось 16 месяцев.
Для чего нужна демонстрация, как работает литий-ионный аккумулятор?
Авторы постарались охватить все базовые особенности литий-ионной технологии.
Они дали ответы на распространённые вопросы. Кадр за кадром понятно и просто показывают, как работают аккумуляторы в электронике от смартфонов и наушников до электромобилей и накопителей энергии на электростанциях. Что у них внутри и как всё взаимодействует.
Видео отвечает на популярные вопросы по Li-ion
- • Почему штатное напряжение полного заряда составляет 4,2 В, а не более удобные 5 В?
- • Почему нужен именно двухэтапный профиль зарядки CC/CV (сначала с постоянным током и постепенным повышением напряжения, затем с постоянным напряжением и постепенным снижением тока)?
- • Почему литий-ионные аккумуляторы взрываются и вызывают пожары?
Красиво анимированное 16-минутное видео изготовлено с «неплохой» научной точностью. Такую оценку дают в комментариях под видео известные инженеры и личности электрохимической отрасли с некоторыми оговорками.
Вот, как оценили его на HackaDay:
Огромная иллюстративная сила видео исходит от впечатляющих инвестиций в анимацию, проработанного сценария и повествования — The Limiting Factor описывает усилия как «16 месяцев анимационного дизайна», и это не типичный пояснительный видеоролик эдакий «набросок на доске» © [источник].
Видео — не эскиз, а пособие
Перед нами не эскиз, быстро свёрстанный на коленке. Материал претендует на образовательное пособие. В доступной форме объясняет глубинные электрохимические процессы в литий-ионных аккумуляторах.
Ролик подробно демонстрирует все базовые особенности работы Li-ion-аккумуляторов:
- • начиная от ионного и электронно-ионного обмена между анодом и катодом во время цикла заряда и разряда;
- • заканчивая паразитными реакциями с образованием SEI-слоёв (дендритов), составами электролитов и особенностями эксплуатации.
Теперь мир литий-ионной отрасли заиграет новыми красками
С помощью видео мы с вами можем быстрее разобраться во внутреннем устройстве литий-ионных аккумуляторов.
После просмотра станут понятнее наши материалы:
- • о добавках в электролит;
- • рабочих номинальных напряжениях;
- • про защиту от дендритов;
- • о внутреннем устройстве батареи в смартфонах и так далее.
Смотрим видео: «Как на самом деле работает литий-ионный аккумулятор»
Теперь само видео на 16 минут. Включите субтитры (нажмите на иконку газеты → затем шестерёнку → включите перевод → русский язык).
Если ссылка будет недоступна, сообщите пожалуйста в комментарии.
- 00:00 — Пояснение на атомном уровне;
- 04:42 — Обзор электродного и ионного механизма;
- 05:40 — Что такое катод и как работает;
- 07:00 — Электролит;
- 09:19 — Анод;
- 11:35 — Процесс разряда аккумулятора;
- 14:46 — Общие выводы;
- 15:21 — Благодарности и титры авторов.
Некоторые комментарии к видео
Тристан Бленк:
«Я изучал фармацевтику в Германии. В учебной программе задействовано намного больше электрохимии, чем ожидалось.
Все, что автор говорит, имеет смысл для экспертов. Упрощения выбраны в нужное время и в нужный момент.
Благодаря упрощениям видео получилось ещё более доступным для широкой аудитории».
Джойс Диббл
«Я преподавал химию в старшей школе 30 лет, и я определенно использовал бы это видео со своими учениками. Прекрасная работа!»
Уилл Проуз (автор канала DIY с солнечной энергией)
«Мне потребовались месяцы чтения, чтобы понять эти концепции. Теперь вы собрали это в одном видео. Какая невероятная анимация. Особенно слой SEI и примеры интеркаляции.».
***
От себя отметим, что орбитальная модель упрощения электронов не совсем точная.
Однако хотя модель и полезна при практической химии/инженерии для некоторых базовых химических и физических явлений (спектральные линии, например), в видео рассказчик неправильно объясняет орбитальную теорию. На это указывают и в комментариях [пример].
Лучше использовать объяснение из квантовой механики.
Так или иначе, передаём свою благодарность всем сторонникам и экспертам Patreon, которые пожертвовали своим временем, талантом и финансовой поддержкой, чтобы эта информация была доступна для нас.
Что ещё нового в Li-ion?
Как вам такое видео по литий-ионным аккумуляторам? Напишите в комментарии. Мы ждём ваши сообщения и ВКонтакте @NeovoltRu.
Подпишитесь на нашу группу, чтобы узнавать новости из мира автономности гаджетов, об их улучшении и прогрессе в научных исследованиях аккумуляторов. Подключайтесь к нам в Facebook и Twitter. Мы также ведём насыщенный блог в «Дзене» и на Medium — заходите посмотреть.
Литиевые батареи
Внимательно прочтите эти правила перед использованием батарей! |
Литий — наиболее легкий металл, он вдвое легче воды и всплывает даже в керосине. Одновременно с этим, литий обладает огромным электрохимическим потенциалом, что делает его одним из самых активных металлов. Это свойство лития дает возможность создавать на его основе батареи и аккумуляторы с очень высокой плотностью энергии при минимальных размерах и массе.
Преимущества, которыми обладают литиевые аккумуляторы
Еще одно преимущество литиевых аккумуляторов — очень низкий ток саморазряда. Это означает, что батарея может пролежать «на полке» или в выключенном приборе на годы дольше щелочных батареек. Для литиевых аккумуляторов это означает, что в малопотребляющих приборах не придется периодически подзаряжать аккумулятор (что придется сделать с никель-металлгидридными (NiMh), никель-кадмиевыми (NiCd) или свинцовокислотными (Lead Acid) аккумуляторами), или придется это делать намного реже.
Литиевые аккумуляторы также обладают еще одним важным преимуществом — они практически не теряют емкость при отрицательных температурах: большинство выпускаемых батарей спокойно работают от -40° а некоторые типы — от -60°. В условиях русской зимы и особенно Крайнего севера — литиевые батареи незаменимы.
Все эти параметры становятся особенно важными при использовании в устройствах выживания — к примеру, в фонарях, аварийных маячках или рациях.
Можно один раз «заправить» фонарь комплектом литиевых батарей, и более десяти лет не беспокоиться о том, что батареи (или аккумуляторы) разрядились, и требуют замены.
При этом, они легче других батарей, работают дольше, и не теряют емкость при отрицательных температурах.
Литиевые батареи и аккумуляторы производятся с разнообразными химическими формулами, что дает разное рабочее напряжение и энергоемкость.
Наиболее распространены:
- Li-MnO2 (батареи с префиксом «CR»).
Номинальное напряжение: 3В.Наиболее распространенный вид литиевых батарей. К батареям такого типа относятся, например, батареи CR123 или CR2. Батарея такой системы обладает большой емкостью, может отдавать большой ток, обладает широким температурным диапазоном (от -40 до +60).
К батареям этого типа относится также совместимая батарея типа «Корунд» (тип ISO «1604») напряжением 9В, которая физически состоит из трех элементов (обычные щелочные — из 6) - Li-FeS2 (литий-железодисульфидные батареи)
Номинальное напряжение: 1.5В.Современные литиевые батареи, призванные заменить традиционные щелочные и солевые батарейки.
Напряжение 1.5В позволяет напрямую вставлять их в приборы, предназначенные для работы с обычными батарейками.При этом за счет литиевой химии, они обладают преимуществами по сравнению с щелочными батареями и Ni-Mh аккумуляторами:
- Работают до 3-4 раз дольше. Литиевые батареи АА обладают эффективной емкостью 2900 мАч.
- Имеют массу на 35% меньше.
- Могут отдавать большой ток, что делает их применение возможным в «прожорливых» устройствах.
- Рабочий температурный диапазон — от -40° до +60°
- Низкий саморазряд: срок хранения — более десяти лет.
К недостаткам можно отнести сравнительно высокую цену, но наращивание объемов производства таких батарей с каждым годом сокращает разрыв цены с щелочными батареями, и для работы в устройствах с большим энергопотреблением покупать такие батареи выгоднее, чем щелочные. - Li-Ion (литий-ионные батареи (аккумуляторы))
Номинальное напряжение: 3.6-3.7В.
В этих элементах металлический литий заменен на ионы лития, что сделало батарею более безопасной. Эти батареи являются перезаряжаемыми (аккумуляторами).В отличие от аккумуляторов других систем, они не подвержены «эффекту памяти», и обладают превосходными энергетическими характеристиками.
Однако, литий-ионные аккумуляторы теряют емкость по мере старения, вне зависимости от заряда и количества циклов заряда-разряда.
Саморазряд этих батарей — около 5% в месяц, по сравнению с 30% Ni-Mh аккумуляторов (новейшие типы Ni-Mh аккумуляторов имеют более низкие, чем 30%, токи саморазряда), и 10% Ni-Cd.В среднем, это старение составляет около 20-30% в год, и усиливается при высоких температурах.
Сильная электрохимическая активность лития, наряду с огромным энергетическим потенциалом, создает дополнительные инженерные проблемы производителям батарей. Например, литий вступает в сильную реакцию с водой, с образованием щелочи и водорода.
Как известно, водород в смеси с кислородом воздуха, при определенной пропорции смеси, становится взрывоопасным. А тепло, выделяющееся при реакции, может воспламенить эту смесь.
Впрочем, эта проблема присуща также и свинцовокислотным аккумуляторам.
По этой причине все литиевые элементы упаковываются в герметичную оболочку.
В высокоэнергетических литиевых батареях и литий-ионных аккумуляторах при коротком замыкании или неправильной эксплуатации повышается температура и давление. Поэтому в конструкцию элементов добавляют предохранительные клапаны и контакты («PTC» — Positive Temperature Coefficient), размыкающиеся при повышении температуры. Эти меры позволяют предотвратить взрыв батарей, при неправильном с ними обращении.
Литий-ионные и литий-полимерные аккумуляторы очень чувствительны к процессу заряда и разряда,
поэтому в 99% случаев вместе с собственно элементом питания в батарее присутствует также и плата электроники, которая следит за «здоровьем» батареи, контролирует процесс заряда, разряда, а также предотвращает взрыв при коротком замыкании или превышении тока заряда.
Именно поэтому большинство литий-ионных аккумуляторов имеет не два, а три или четыре контакта — через дополнительные контакты микроконтроллер платы защиты общается с основным устройством.
Использование незащищенных литий-ионных аккумуляторов не рекомендуется по следующим причинам:
- Короткое замыкание, неправильная полярность, превышение напряжения или тока заряда могут вызвать взрыв.
- Слишком сильный разряд аккумулятора «убьет» его, сделав невозможным его дальнейшее использование. Не все устройства содержат защиту от глубокого разряда вставленных в них аккумуляторов. Обычно критическое напряжение глубокого разряда составляет 2.4-2.7В, в зависимости от химической формулы.
Меры предосторожности при работе с литиевыми аккумуляторами.
Проведенные исследования режимов эксплуатации на пожаро- и взрывобезопасность, а также миллиарды использованных литиевых батарей (в том числе батареи Вашего мобильного телефона, плеера, компьютера и т.п.), установили, что современные конструкции литиевых элементов практически безопасны при их правильной эксплуатации, и более того — вполне рассчитаны на «дурака».
Но, следуя принципу «предупрежден — значит вооружен», мы публикуем основные моменты работы
с литиевыми батареями. В общем-то все, написанное ниже, применимо и обязательно для выполнения при использовании и обычных щелочных батареек. (и всегда пишется на упаковке)
Используя в бытовой технике батареи и аккумуляторы литиевой системы, вы должны осознавать, что их повышенные по сравнению с щелочными батареями и Ni-Mh аккумуляторами потребительские свойства — энергоемкость, масса — взяты не «с потолка», а являются следствием использования более активного материала.
Как показывает практика, потребители редко читают инструкцию по эксплуатации батарей и аккумуляторов, и еще реже её соблюдают, надеясь на русский «авось».
И хотя правила эксплуатации литиевых батарей ничем не отличаются от правил эксплуатации щелочных батарей и других аккумуляторов, их соблюдение особенно важно, т.к. несоблюдение может привести к более серьезным последствиям.
Итак:
Не перезаряжать, не нагревать.
В литиевой батарее есть т.н. пассивирующий слой на литиевом аноде. Эта защитная пленка соединений лития, в обычных условиях, препятствует прямым химическим реакциям металлического лития с электролитом и основными продуктами реакции.Зарядка литиевых батарей (не аккумуляторов, а именно неперезаряжаемых батарей, к примеру CR123) разрушает эту пленку и категорически запрещена. Это приводит к высвобождению и накоплению в батарее металлического лития, его реакции с электролитом, росту температуры и давления, и, как следствие, утечке токсичного газа (через предохранительный клапан), электролита, и может привести к воспламенению или взрыву батареи.
К этому также может привести закорачивание батареи или её нагревание. К батарее нельзя припаивать провода бытовыми паяльниками и паяльными станциями — это нарушит или сплавит защиту от перегрева батареи, и она станет небезопасна. Нельзя оставлять батарею под прямыми солнечными лучами.
То же самое относится к превышению тока заряда и напряжения заряда литиевых аккумуляторов. Используйте только качественные зарядные устройства, не стоит подключать «вот эту батарейку» к «вон тому заряднику» от «вон того прибора». Это опасно.
Некоторые компании даже выпускают спец. оболочки-пакеты для зарядки литиевых элементов на предельных режимах:
Не смешивать бывшие в употреблении и новые батареи; батареи разных типов или производителей.
Установка элементов с разным напряжением (например, новый и бывший в употреблении) приведет к тому, что один элемент (новый) будет стремиться отдавать больший ток, и станет заряжать другой (старый). Батареи разных производителей, во-первых, могут иметь разное внутреннее сопротивление, а во-вторых, незначительно отличающийся химический состав. По описанной в п.1 схеме, и то, и другое может привести к взрыву.
Согласно исследованиям, смешивание Б/У и новых батарей или батарей разных производителей, явилось причиной №1 случаев возгорания и взрыва литиевых батарей в фонарях и других приборах.Наихудшее с точки зрения безопасности соотношение — это использование новой батареи и на 20% использованной. И хотя таких случаев зарегистрировано менее десяти на сотни тысяч случаев беспроблемного использования, делать этого не стоит.
Не разбирать, не сжигать, не использовать батареи со следами повреждений или протечек.
Прокол элементов или смятие может привести к внутреннему короткому замыканию, с последующим возгоранием и взрывом; Расплавление лития от высокой температуры также приводит к взрыву.
При разгерметизации внутрь элемента может попасть вода или сконденсироваться атмосферная влага, что может привести к реакции с выделением водорода и возгоранию.Не закорачивать.
Соблюдать полярность.
При разряде большими токами или коротком замыкании из-за некоторой неоднородности структуры батареи и наличия примесей могут возникать локальные «горячие точки», которые лавинообразно вызывают разогрев всей батареи.
Результат — взрыв.Не утилизировать с бытовыми отходами.
Хотя это общепринятая практика в нашей стране, но, вопреки ей, элементы питания нельзя выкидывать вместе с бытовым мусором.К примеру, остатки соленой воды в кухонных отходах могут закоротить элемент.
И хотя у нас не создано никаких условий для правильной утилизации таких отходов — позаботьтесь хотя бы о том, чтобы литиевый элемент не контактировал с другими отходами.
Например, поместив его в индивидуальный полиэтиленовый пакет, и завязав его.Хранить в сухом, прохладном месте.
Влага, кроме прямого закорачивания контактов, может вызвать коррозию внешней оболочки батареи, заткнуть вентиляционные клапаны или нарушить герметичность. Батарею с признаками коррозии использовать нельзя. Высокая температура, близость к батареям отопления, духовым шкафам, печным трубам или прямые солнечные лучи могут вызвать повышение давления внутри батареи.
Современные литиевые батареи содержат множество элементов конструкции, которые призваны повысить степень защиты — сбросить нарастающее давление, разъединить электрическую цепь при превышении тока или температуры, а также разнообразную защитную электронику, но их лучше рассматривать как средства «последнего эшелона», и надеяться не на них, а на разумное соблюдение правил безопасности.
Соблюдение этих правил почти наверняка избавит вас от неприятных моментов использования литиевых батарей. И хотя случаи возгорания или взрыва батарей в фонарях очень редки (в Интернет-сообществе описано менее 10 случаев за все время на весь мир), мы считаем важным упомянуть основные сценарии развития событий.
- В большинстве редких случаев возгорания литиевых батарей в фонарях, фонарь «тухнет» или теряет яркость на сравнительно свежем комплекте батарей. В любом случае, это должно вас насторожить.
Часто после этого, иногда через значительное время (20-30 мин.) слышится шипение клапана сброса давления батареи. Если вы слышите шипение этого клапана или фонарь неожиданно потускнел или нагрелся — ни в коем случае не направляйте фонарь стеклом или торцом к себе.
Настороженность также должно вызвать ненормальное для данного режима работы фонаря нагревание батарейного отсека, особенно в выключенном состоянии (выше 60-70 градусов).
При возникновении описанных симптомов — если фонарь у вас в руках — немедленно выключите его и положите подальше от людей, домашних животных и легковоспламеняемых предметов.
Если фонарь не в руках — не подходите к нему как минимум 3-4 часа.Шипение клапана сброса давления часто сопровождается выделением едкого белого дыма с характерным «электрическим» запахом.
Этот дым токсичен — старайтесь не вдыхать его и проветрить помещение.
Если из батареи вылился электролит — не допускайте его контактов с кожей.
Пролитый электролит следует засыпать пищевой содой или опилками, и вытереть насухо.
Взрыв батареи иногда происходит через 1-2 секунды, а иногда через 20-30 минут после шипения клапана.
При возгорании и взрыве литиевых батарей запрещается тушить их углекислотными огнетушителями: литий бурно реагирует с углекислотой.
Эффективно применение порошковых огнетушителей (напр. ОП-10).Тушение горящих элементов и их обломков можно производить, накрывая очаги горения плотной термостойкой тканью (асбестовым полотном).
Можно тушить сухим песком, покрывалом, сухой поваренной солью.
Вода неэффективна при тушении горящего лития, и предотвращает главным образом распространение пожара. Наоборот, реакция лития с водой может вызвать выделение водорода, который усилит горение.Не берите в руки фонарь, обломки или батареи ранее, чем через несколько часов после прекращения любых проявлений реакции. Не приближайтесь к взорвавшимся или вытекшим батареям, пока они не остынут.
Защищайте кожу от контактов с электролитом резиновыми перчатками.
Засыпьте батареи, а также обломки, пищевой содой, для нейтрализации электролита. Поместите в полиэтиленовый пакет и утилизируйте.
Помните телефон пожарной охраны: В России это 101, или 112, или 911 (с мобильного телефона).
- Чаще взрываются фонари на двух CR123-элементах (в большинстве случаев ксеноновые, а не светодиодные), чем на одном. Поэтому при использовании фонаря, работающего на двух элементах, старайтесь или использовать защищенный аккумулятор 18650 или 17670, если он допустим конструкцией фонаря, или особенно тщательно подходите к вопросу выбора пары батарей. Старайтесь ставить вместе батареи из одной партии.
Если у вас есть возможность измерить внутреннее сопротивление батарей — старайтесь совмещать батареи по внутреннему сопротивлению.Естественно, ни в коем случае не ставьте разные батареи или использованные совместно с новыми.
- Чаще взрываются фонари на галогеновых (ксеноновых галогенных) лампах без электроники, чем светодиодные с электроникой.
Причина — описанные выше в п.4 «горячие точки», которые возникают при неконтролируемом
разряде большим током.
- Старайтесь использовать качественный фонарь, нежели безымянный.
Плохая конструкция и используемые материалы могут служить причиной закорачивания батарей. Особенно это относится к дешевым галогеновым фонарям на элементах CR123.
Старайтесь использовать водонепроницаемый фонарь — это также предотвратит нештатные ситуации при использовании литиевых батарей. - Старайтесь использовать алюминиевый фонарь, нежели пластиковый.
Пластиковый фонарь может разлететься в непредсказуемых направлениях.
У алюминиевых фонарей «вышибает» стекло и торцевую кнопку (если такая есть).Так что, при взрыве в руке в большинстве описанных случаев (3 случая) обошлось без травм.
Одновременно, пластиковый корпус менее стоек к разогреву батарей и может обеспечить меньше защиты батареям от внешнего тепла.
А остальные миллиарды случаев успешного использования литиевых батарей без каких-либо эксцессов подтверждают: за этими элементами ближайшее будущее. И если век топливных или био-элементов еще не наступил, то для лития — самое время.
В реальности же с безопасностью дело обычно обстоит так:
Ссылки по теме:
Статья про элементы питания на HPC.RU
Лабораторные опыты по Химии, видео: реакция лития с водой (опыт 12)
Реакция лития с водой, видео (другой опыт)
Статья на сайте FlashLightReviews про батарейки вообще(англ.)
Статья на сайте FlashLightReviews про батарейки подробнее(англ.)
Статья на сайте FlashLightReviews про взрывы батарей (англ. )
Сравнение разных типов и марок батарей (с графиками)
Взаимодействие щелочных металлов с водой (передача «Мозголомы»), видео
Как работают литий-ионные аккумуляторы? | Аккумулятор SCiB™
Эта страница частично использует JavaScript. Эта страница может работать неправильно, если эти функции не поддерживаются вашим браузером или параметр отключен.
Top Page
Что составляет
SCIB ™
Приложения
Продукты
Тематическое исследование
Следующее поколение
Знание
Устойчивости
из SCIB ™
Свяжитесь с US
0003 1-й период
Как работают литий-ионные батареи?
Что такое литий-ионный аккумулятор? Какие особенности у него есть?
Литий-ионная батарея — это тип перезаряжаемой батареи, которая заряжается и разряжается ионами лития, перемещающимися между отрицательным (анодным) и положительным (катодным) электродами. (Как правило, батареи, которые можно многократно заряжать и разряжать, называются вторичными батареями, тогда как одноразовые батареи называются первичными батареями.)
Поскольку литий-ионные аккумуляторы подходят для хранения энергии большой емкости, они используются в широком спектре приложений, включая бытовую электронику, такую как смартфоны и ПК, промышленных роботов, производственное оборудование и автомобили.
О, правда? Аккумуляторы для смартфона! Литий-ионные аккумуляторы
используются в знакомых продуктах, не так ли? Кстати, что такое литий?
Литий — это металл, встречающийся в естественной среде
. Вы помните периодическую таблицу элементов
как мантру?
Все ли литий-ионные аккумуляторы имеют одинаковую производительность?
Литий-ионные аккумуляторы делятся на различные виды в зависимости от размера, формы, материала, используемого для положительных и отрицательных электродов, и так далее.
Промышленная литий-ионная батарея Toshiba SCiB™ использует оксид лития-титана на отрицательном электроде и обеспечивает длительный срок службы, быструю зарядку, высокую входную/выходную мощность, отличную работу при низких температурах и широкий эффективный диапазон SOC.
Все литий-ионные аккумуляторы разные!
Убедитесь, что вы выбрали именно то, что вам нужно.
Как литий-ионные аккумуляторы накапливают энергию?
литий-ионный аккумулятор состоит из 1) анода и катода; 2) разделитель между двумя электродами; и 3) электролит, который заполняет оставшееся пространство батареи. Анод и катод способны накапливать ионы лития. Энергия накапливается и высвобождается, когда ионы лития перемещаются между этими электродами через электролит.
При накоплении энергии (т. е. во время зарядки)
- Зарядное устройство подает ток на аккумулятор.
- Ионы лития перемещаются от катода к аноду через электролит.
- Аккумулятор заряжается за счет разности потенциалов между двумя электродами.
При использовании энергии (т.е. при разрядке)
- Между анодом и катодом образуется разрядный контур.
- Ионы лития, хранящиеся в аноде, перемещаются к катоду.
- Энергия используется.
Аккумулятор можно многократно заряжать и разряжать
благодаря движению ионов лития.
Мистер Литиум — большой труженик, постоянно курсирующий туда-сюда!
Ему нужны инновации в рабочем стиле!
Чем отличаются литий-ионные аккумуляторы от свинцово-кислотных?
Как правило, литий-ионные аккумуляторы легче и заряжаются быстрее, чем свинцово-кислотные аккумуляторы.
А литий-ионные аккумуляторы более экологичны, так как не содержат веществ с высокой экологической нагрузкой.
Мой свинцово-кислотный аккумулятор тоже удобен…
Кроме того, свинцово-кислотные аккумуляторы дешевле. Я использую их на протяжении десятилетий.
Правильно. Трудно сказать, какой из них лучше. Все зависит от вашего приложения
, окружающей среды, материала и так далее.
Вот почему вам нужно изучить и выбрать правильный аккумулятор для вас.
Подходящая батарея для меня… Как романтично!
Теперь я хочу узнать больше о литий-ионных батареях.
Хорошо! Во 2-м периоде я научу вас
выберите правильный для вас. Следите за обновлениями!
О литий-ионных аккумуляторах
Особенность AGV с промышленным литий-ионным аккумулятором Toshiba SCiB™
Особые навыки Работать быстро с быстрой зарядкой
Сообщить всем о преимуществах литий-иона Цель батарейки!
AGV: Автоматизированное управляемое транспортное средство, предназначенное для работы в заводских условиях
Особенность AGV со свинцово-кислотным аккумулятором
Особый навык Глубокий сон
Цель Жить мирно, ценя баланс между работой и личной жизнью!
Учебный план
По вопросам о серии SCiB™ Industrial Pack нажмите здесь.
Как работает литий-ионный аккумулятор?
Литий-ионные аккумуляторы чрезвычайно популярны и универсальны. Эти перезаряжаемые батареи используются в сотовых телефонах, автомобилях, электроинструментах и некоторых других типах электронных устройств.
Технология, используемая в литий-ионных батареях, делает их отличным выбором из-за их очевидных преимуществ и экологических преимуществ.
Но как именно работают литий-ионные батареи? И что делает их такими популярными во многих приложениях?
Вот что вам нужно знать о компонентах, из которых состоит литий-ионный аккумулятор, и о том, как они работают вместе для создания высокофункциональных и долговечных источников энергии.
Компоненты
Доступны литий-ионные аккумуляторы различных форм и размеров. Однако внутри они обычно выглядят одинаково. Чтобы понять, как работает литий-ионный аккумулятор, важно знать, какую роль играют отдельные детали.
Ячейка
Литий-ионный аккумулятор состоит из нескольких частей. Ячейка, служащая рабочей лошадкой батареи, является наиболее важным компонентом батареи.
Элемент состоит из следующих аккумуляторных материалов:
- Электроды — это два конца батареи.
Один является анодом, а другой катодом.
- Анод хранит литий и обычно изготавливается из углерода.
- Катод также содержит литий и изготовлен из химического соединения, представляющего собой оксид металла.
- Сепаратор блокирует поток отрицательных и положительных электронов внутри батареи, но пропускает ионы.
- 9Электролит 0165 жидкий находится между двумя электродами. Он переносит положительно заряженные ионы лития от анода к катоду и наоборот в зависимости от того, заряжается батарея или разряжается.
Аккумулятор
Аккумулятор, в котором находятся литий-ионные элементы, работает почти так же, как компьютер. Он содержит следующее:
- Не менее одного датчика температуры для контроля температуры аккумулятора.
- А 9Преобразователь напряжения 0165 и схема регулятора , предназначенная для поддержания напряжения и тока на безопасных уровнях.
- Евроразъем, который позволяет подавать питание и информацию в аккумуляторную батарею и из нее.
- Отвод ячейки , который контролирует напряжение ячеек в аккумуляторной батарее.
- Система мониторинга батареи , небольшой компьютер, который контролирует всю батарею и обеспечивает безопасность пользователя.
Движение в ячейке
Итак, как ячейка обеспечивает питание оборудования?
Когда вы подключаете литий-ионный аккумулятор к устройству или оборудованию, положительно заряженные ионы перемещаются от анода к катоду. В результате катод становится более положительно заряженным, чем анод. Это, в свою очередь, притягивает к катоду отрицательно заряженные электроны.
Сепаратор в ячейке включает электролиты, образующие катализатор. Это способствует движению ионов между . Движение ионов через раствор электролита заставляет электроны двигаться через устройство, к которому подключен аккумулятор.
Литий-ионные аккумуляторы перезаряжаемые. При перезарядке ионы лития проходят тот же процесс, но в обратном направлении. Это восстанавливает батарею для дополнительного использования.
Общая конструкция литий-ионного аккумулятора обеспечивает множество преимуществ для пользователей оборудования:
- Время работы значительно увеличивается при их использовании по сравнению с другими типами аккумуляторов.
- Возможности быстрой зарядки сокращают время простоя сменных рабочих и повышают производительность.
- Они имеют плоские кривые разряда и обеспечивают более высокую постоянную мощность. Это означает, что больше не будет досадной медлительности оборудования по мере снижения уровня заряда аккумулятора.
Система управления батареями (BMS)
Система управления играет неотъемлемую роль в обеспечении работы элемента батареи на максимальном уровне. Это также влияет на то, как работает батарея, предлагая несколько защит и функций.
Например:
- BMS поддерживает температуру ячейки в идеальном рабочем диапазоне для предотвращения перегрева или замерзания.
- BMS контролирует токи и напряжения, чтобы поддерживать их на безопасном уровне. Дендриты начинают формироваться в ячейке, если напряжение падает слишком низко, что может привести к короткому замыканию ячейки, поэтому важно, чтобы в литий-ионном аккумуляторе была система для отслеживания этого.
- В аккумуляторе нет встроенной «памяти», поэтому частичные разряды не навредят аккумулятору. Литий-ионные аккумуляторы могут заряжаться и разряжаться в то время, которое наиболее удобно для операторов оборудования.
- Встроенные контроллеры предотвращают перезарядку, чтобы предотвратить образование, которое может привести к значительному повреждению литий-ионных аккумуляторов.
- Балансировка ячеек контролируется таким образом, что выравнивающие заряды никогда не требуются. Поскольку литий-ионные аккумуляторы не нуждаются в выравнивающих зарядах, они не выделяют опасные газы.