Как правильно подобрать проволоку для самодельного предохранителя на 10 ампер. Какой диаметр медной проволоки нужен для изготовления предохранителя на 10А. Какие меры безопасности нужно соблюдать при изготовлении самодельного предохранителя.
Что такое предохранитель и для чего он нужен
Предохранитель — это устройство защиты электрической цепи от перегрузки или короткого замыкания. Он представляет собой проводник, который расплавляется при превышении допустимого тока, размыкая цепь.
Основные функции предохранителя:
- Защита проводки и электроприборов от перегрузки
- Предотвращение возгорания при коротком замыкании
- Отключение неисправного участка электросети
Предохранители бывают разных типов и номиналов. Один из распространенных — предохранитель на 10 ампер, который часто используется в бытовой технике и автомобильной электрике.
Как определить нужный номинал предохранителя
Чтобы правильно подобрать предохранитель, нужно знать рабочий ток защищаемой цепи. Номинал предохранителя должен быть на 20-30% выше рабочего тока.

Для определения номинала можно использовать формулу:
Iпред = 1,3 * Iраб
Где:
- Iпред — ток срабатывания предохранителя
- Iраб — рабочий ток цепи
Например, если рабочий ток 8А, то номинал предохранителя:
Iпред = 1,3 * 8 = 10,4А
В этом случае подойдет предохранитель на 10А.
Выбор проволоки для самодельного предохранителя на 10А
Для изготовления предохранителя на 10 ампер подойдет медная проволока определенного сечения. Диаметр проволоки можно рассчитать по формуле:
d = 0,756 * √I
Где:
- d — диаметр проволоки в мм
- I — ток срабатывания в амперах
Для предохранителя на 10А:
d = 0,756 * √10 = 0,24 мм
Таким образом, для самодельного предохранителя на 10 ампер потребуется медная проволока диаметром 0,24-0,25 мм.
Пошаговая инструкция по изготовлению предохранителя на 10А
Чтобы сделать предохранитель на 10 ампер своими руками, потребуется:
- Медная проволока диаметром 0,24-0,25 мм
- Плоскогубцы
- Ножницы по металлу
- Изолента
Пошаговый процесс изготовления:
- Отрежьте кусок проволоки длиной 2-3 см
- Зачистите концы от изоляции на 5-7 мм
- Согните проволоку в форме буквы П
- Закрепите концы в контактах предохранителя
- Обмотайте место соединения изолентой
Готовый самодельный предохранитель можно установить в разрыв защищаемой цепи.

Меры безопасности при изготовлении самодельных предохранителей
При самостоятельном изготовлении предохранителей важно соблюдать следующие правила безопасности:
- Использовать только медную проволоку нужного сечения
- Не заменять предохранитель проводом большего диаметра
- Проверять надежность контактов
- Не устанавливать самодельные предохранители в ответственные цепи
- При первой возможности заменить на заводской предохранитель
Самодельные предохранители — это временное решение. Для постоянного использования рекомендуется приобрести сертифицированные заводские предохранители нужного номинала.
Преимущества и недостатки самодельных предохранителей
Изготовление предохранителей своими руками имеет как плюсы, так и минусы.
Преимущества:
- Возможность быстро восстановить защиту цепи
- Экономия при отсутствии нужного номинала
- Можно подобрать нестандартный номинал
Недостатки:
- Нестабильные характеристики срабатывания
- Отсутствие сертификации
- Риск неправильного подбора сечения проволоки
- Ненадежность конструкции
Поэтому самодельные предохранители рекомендуется использовать только как временное решение в экстренных случаях.

Альтернативы самодельным предохранителям
Вместо изготовления предохранителей своими руками лучше использовать сертифицированные устройства защиты:
- Плавкие предохранители заводского изготовления
- Автоматические выключатели
- УЗО (устройства защитного отключения)
- Дифференциальные автоматы
Эти устройства обеспечивают надежную защиту электросети и соответствуют требованиям безопасности. При выборе защитных устройств следует учитывать особенности конкретной электроустановки.
Заключение
Изготовление самодельного предохранителя на 10 ампер — несложная задача, но требует соблюдения мер безопасности. Важно правильно подобрать сечение проволоки и обеспечить надежный контакт. Однако самодельные предохранители следует рассматривать только как временное решение. Для постоянной защиты электросети рекомендуется использовать сертифицированные заводские устройства.
Выбор медной проволоки под предохранитель (калькулятор)
Бац, бух и хорошо, что не пожар… Выясняет, что всего лишь сгорел предохранитель. Здесь же можно взять, да и не мучиться,- впаять что-то серьезное, то есть провод потолще. Однако сами понимаете, что позже, вместо вот этого провода – предохранителя, теперь может сгореть нечто более существенное. Тогда ремонт не обойдется так легко. Вначале придется искать серьезную поломку, а затем еще покупать более дорогостоящую деталь и менять ее. Поэтому есть все же смысл подобрать медную проволоку такого диаметра, чтобы она заменила сгоревший предохранитель. То есть необходимо понять, какая существует зависимость между диаметром, сечением медного провода и максимальным током, когда он перегорает. Здесь важно заметить, что это не номинальный ток, а именно максимальный! Ведь при этом токе предохранитель должен срабатывать, то есть перегорать, а не работать без проблем. О подборе медного провода для проводки писал уже в другой статье, в этой же статье именно о критическом токе, когда проволока будет перегорать и работать как предохранитель.
Как определить номинал предохранителя по корпусу и на плате
Прежде чем поменять что-то испортившееся, необходимо понять, что же все-таки испортилось. В нашем случае перегорело. Надеяться здесь стоит только на надписи на самой плате или на предохранителе, ибо другие методы узнать какой же это был номинал предохранителя весьма зыбки и безосновательны. Ведь исправный предохранитель ничего и не покажет как нулевое сопротивление, а неисправный обрыв. При этом не отдавать же его на анализ в лабораторию, дабы узнать какой это был материал. Смотрим примеры обозначения предохранителей на плате и SMD элементов. Кстати, иногда вместо предохранителя могут использовать даже резистор.
Расчет и подбор медной проволоки под плавкий предохранитель
Ну хорошо, с номиналом разобрались, теперь бы подобрать такую проволоку, которая могла бы заменить сгоревший предохранитель. Этот вариант приоритетен в тех случаях, когда просто нет под замену аналогичного плавкого предохранителя.
Для того чтобы подобрать проволоку нужного диаметра, необходимо обратиться к форме ниже. В этом случае вы сможете сориентироваться с тем током и диаметром проволоки, в зависимости от материала, что пойдет именно вам.
Ток защиты предохранителя, Ампер | 0,25 | 0.5 | 1.0 | 2.0 | 3.0 | 5.0 | 7.0 | 10.0 | 15.0 | 20.0 | 25.0 | 30.0 | 35.0 | 40.0 | 45.0 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Диаметр проволоки, мм | Медной | 0.02 | 0.03 | 0.05 | 0.09 | 0.11 | 0.16 | 0.20 | 0.25 | 0.33 | 0.40 | 0.46 | 0.52 | 0.58 | 0.63 | 0.68 |
Алюминиевой | — | — | 0.![]() |
0.10 | 0.14 | 0.19 | 0.25 | 0.30 | 0.40 | 0.48 | 0.56 | 0.64 | 0.70 | 0.77 | 0.83 | |
Стальной | — | — | 0.32 | 0.20 | 0.25 | 0.35 | 0.45 | 0.55 | 0.72 | 0.87 | 1.00 | 1.15 | 1.26 | 1.38 | 1.50 | |
Оловянной | — | — | 0.18 | 0.28 | 0.38 | 0.53 | 0.66 | 0.85 | 1.02 | 1.33 | 1.56 | 1.77 | 1.95 | 2.14 | 2.30 |
Однако это все справочные материалы. А вот для того чтобы сделать подбор проволоки универсальным, можно воспользоваться формулой.
I пр = 80 √d3,
где
I пр – ток защиты предохранителя, А;
d – диаметр медной проволоки, мм.
Обратите внимание, что она верна для меди! Если у вас нет такого диаметра, то придется собирать проводник из нескольких меньших. Здесь надо понимать, что каждый из проводников будет работать параллельно, а значит ток будет падать соизмеримо количеству взятых проводников. Чтобы было легче прикинуть ток, диаметр и количество проводников, можно воспользоваться калькулятором.
Онлайн калькулятор для расчета диаметра медной проволоки в зависимости от тока | |
---|---|
Введите величину максимального тока, A: | |
Теперь же пару слов о типовых номиналах предохранителей и случае, если номинал предохранителя первоначально не удалось установить.
Номиналы предохранителей ориентировочные
Номинал предохранителя на микроволновке порядка 12 А (2 Квт)
Номинал предохранителя в блоке питания компьютера 400 Вт – 2,5 А, 600 Вт-4, 800 Вт – 5 А.
В целом примерно рассчитать предохранитель можно по мощности потребляемого устройства. То есть мощность делим на напряжение и получаем ток. Именно этот ток с небольшим запасом и станет номиналом нашего предохранителя.
Надо понимать, что даже предохранитель для защиты имеет небольшой запас по мощности порядка 10 процентов. Это связано с пусковыми индукционными токами при прохождении через индуктивность и при зарядке конденсаторов большой емкости.
Как безопасно восстановить автомобильный предохранитель
- Главная
- Статьи
- Если перегорел в глуши: как безопасно восстановить автомобильный предохранитель?
Автор: Евгений Балабас
Сегодня мы с вами немножко покощунствуем. Оскверним самое святое, что есть в электрике автомобиля, а именно – предохранители! Научимся правильно и относительно безопасно делать то, что делать категорически запрещено – ставить замыкающие перемычки, в простонародье – «жучки»…
Плавкий предохранитель – одно из самых древних электротехнических устройств. Считается, что изобретателем предохранителя является Луи Франсуа Клеман Бреге, французский электротехник. В 1847 году он провел ряд экспериментов и выяснил, что вставки из тонкой проволоки фиксированного сечения способны перегорать при превышении током в электрической цепи определенной силы, пропорциональной сечению. Практическое же применение предохранителей, как устройств, началось приблизительно с середины XIX века – сперва в промышленной и бытовой электротехнике, а с массовым распространением «стальных коней» – и в автомобильной.
Несмотря на изобретение разного рода автоматически восстанавливающихся предохранителей – пружинных, биметаллических, полупроводниковых – самый обычный одноразовый плавкий предохранитель Луи Бреге до сих пор является наиболее распространенным и эффективным устройством защиты электроцепей в любом автомобиле от токовой перегрузки и короткого замыкания.
И в бюджетном, и в премиальном автомобиле практически все электрические потребители защищены плавкими предохранителями. И в мануале к любому авто, а тем более – в руководстве по обслуживанию и ремонту, обязательно есть такая (или очень похожая) фраза:
Запрещается даже временно устанавливать проволочные перемычки вместо соответствующих предохранителей, так как это может привести к повреждению электрической проводки и возникновению пожара!
Сказано правильно, и спорить с этим мы не намерены. Однако отметим, что обстоятельства бывают всякие, в том числе и не вполне рядовые. И любой владелец немолодого и повидавшего жизнь автомобиля может оказаться в ситуации, когда какой-то важный для движения предохранитель сгорел – в цепи бензонасоса, зажигания, стеклоочистителей в дождь, фар ночью и т. п, а заменить его нечем. Произойти подобное может не только в городе, где полно автомагазинов, отзывчивых граждан, а также автосервисов и эвакуаторов, наконец, а в глуши, когда запасных предохранителей в загашнике не оказалось, магазинов и просто добрых людей поблизости нет, а ехать-таки нужно…
Так что лучше обладать знаниями «для случая, который не случится», нежели оказаться беспомощным в маловероятной, но все же экстремальной ситуации! Как там звучит якобы японская поговорка, которую так любят писать в статусах в соцсетях? «Самурай носит меч всю жизнь, даже если понадобится он ему лишь раз в жизни»… Ну или что-то вроде того…
Когда «жучок»… был нормой
Молодые автовладельцы хорошо знакомы с современными П-образными ножевыми предохранителями, и, как правило, знакомы с их предшественниками, распространенными на советских машинах – предохранителями стержневого типа с их вечно паршивым контактом. А вот что было ЕЩЕ РАНЬШЕ, скорее всего, уже не помнят…
А вот до 70-х годов в автомобилях (кстати, не только в советских!) применялись предохранители, как раз очень похожие на современные П-образные ножевые. Представляли они собой текстолитовую пластинку с приклепанными пружинящими ножками-контактами и намотанными на нее 15-20 сантиметрами запасной проволочки. Если проволочка между контактами сгорала (предохранитель срабатывал), водитель просто отматывал с мотовильца несколько сантиметров и соединял ей контакты заново. Предохранитель восстанавливал свои свойства!
Не сказать, что такой принцип был идеальным – контакт в проволочном предохранителе частенько ухудшался со временем, поскольку зависел от силы и аккуратности намотки проволочки. Однако система все же просуществовала долгие годы на самых разных легковых и грузовых машинах и считалась вполне работоспособной. И обратите внимание: это ж по современным меркам натуральнейший «жучок»!
«Жучок» – да не «жучок»! «Жучком», опасным и запрещенным к использованию, такой предохранитель считался бы, если б в нем применялась СЛУЧАЙНАЯ проволока! Но проволока в нем была строго тарированная, с сечением, соответствующим нужному току защиты, значение которого печаталось на корпусе предохранителя! Поэтому если взять современный предохранитель ножевого типа (сгоревший) и соединить его ножки проволочкой, чье сечение на сгорание приблизительно соответствует току, маркированному на предохранителе изначально, то такой «жучок» не будет представлять собой опасности для электропроводки автомобиля. Но как понять – какая проволока нужна?
Диаметр провода и ток сгорания
А вот для этого существует специальная расчетная формула. Но чаще для простоты используется заполненная по этой формуле справочная таблица! В свое время, когда развлечением считалось техническое творчество, а не деградация в соцсетях, эту табличку знал каждый школьник, посещающий радиокружок. Ибо изготовить своими руками предохранитель для самодельной конструкции было нормой! В справочной табличке для удобства сечение одножильного медного провода уже конвертировано в диаметр.
Для наиболее распространенных номиналов автомобильных предохранителей таблица выглядит так. Если же интересны иные значения токов (а эти таблицы обычно включают в себя диаметры провода для изготовления предохранителей от 0,5 ампер до 200-300 ампер), то нагуглить полную версию будет несложно.
Для примера. В распространенном LAN-кабеле «витая пара», которым проводят интернет в квартиры, одна жилка имеет диаметр около 0,5 мм – отрезок такого провода сработает в качестве предохранителя при токе около 30 ампер. В многожильных проводах типа ШВВП, используемых для подключения электроприборов к розетке, часто используются жилки диаметром 0,2 мм – на 7 ампер… Если сложить вдвое – получится предохранитель на 14-15 ампер. Ну и т. п.
Измеряем провод без штангенциркуля и микрометра
ОК, теперь мы знаем, как сделать относительно безопасный «жучок» на нужный нам ток… И проволочку найти и расплести на жилки, в принципе, несложно – можно в крайнем случае разрезать и очистить от изоляции провод лампы-переноски, USB-шнура, а то и какие-то штатные электроцепи в машине допустимо временно «ампутировать», отрезав провод от чего-то не слишком нужного типа задней противотуманки… В конце-концов, экстремальные ситуации порой требуют экстремальных решений.
Но как понять, на какой ток рассчитан провод, если мы не знаем его диаметр? Ведь на глаз определить толщину нереально! А ни штангенциркуля, ни микрометра в багажнике, как правило, нет… И опять на помощь придут дедовские приемчики – простые, но надежные.
Берем любой цилиндрический предмет – карандаш, отвертку, спичку, веточку – и наматываем на нее провод плотно виток к витку. Чем больше витков – тем выше будет точность измерения, но обычно достаточно 15-20 витков. Намотали – измеряем общую длину намотки линейкой и делим полученное число миллиметров на количество витков. Результат – диаметр провода!
Зануды пробурчат: «Ну да, запасных предохранителей с собой нет, а вот линейка в машине нашлась, видите ли!». Специально для зануд: ну XXI век же на дворе… У многих, к примеру, линейка есть в смартфоне!
Делаем предохранитель-«жучок»
…ну и последний шаг – если провод найден, диаметр его измерен, и он нам подходит. Плотно и туго наматываем отрезок медной жилки на ножки сгоревшего предохранителя и вставляем его на место. Готово!
И напоследок еще раз напоминаем, что заниматься подобным ремонтом, даже вдалеке от цивилизации и помощи, необходимо весьма и весьма осторожно! Делайте «жучок», лишь окончательно убедившись, что аналогичный сгоревшему фабричный предохранитель нельзя хотя бы на время выдернуть из цепи, где он защищает что-то, без чего можно временно обойтись, – например, обогрев заднего стекла или нечто подобное. И если уж запасных нет, выдернуть неоткуда и за помощью обратиться не к кому – тогда только мотайте «жучок»… Но не забудьте при первой же возможности заменить его на нормальный предохранитель и выяснить причину перегорания!
Опрос
Вы когда-нибудь застревали в глуши на неисправной машине?
Ваш голос
Всего голосов:
практика
Новые статьи
Статьи / Новые авто
Атмосферник и два дисплея: первое знакомство с BAIC U5 Plus
Природа, как известно, не любит пустоты. То же самое можно сказать и о рынке, и как только западные автомобильные компании начали одна за одной уходить из России, автомобилестроители из Подн…
257
1
2
23. 04.2023
Статьи / История Шестнадцать цилиндров для BMW: почему двигатель BMW V16 Goldfisch так и не стал серийным Противостояние двух ведущих немецких автогигантов BMW и Mercedes началось еще в середине семидесятых, когда появилась первая «семёрка» BMW, ставшая конкурентом первому S-классу с индексом W… 604 0 2 22.04.2023
Статьи / Обзор
Туда, где нет дорог, но есть электричество: обзор Jetour T3
Часто возникает вопрос: зачем китайцы так усиленно плодят новые бренды? Зачем компании Chery столько суббрендов: Omoda, Exeed, а теперь ещё и Jetour? Оказывается, всё дело в непростой китайс…
954
1
1
21. 04.2023
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Тест-драйв 30 лет рабства: тест-драйв ГАЗ-53 Точнее было бы написать «тест-драйв ГАЗ-САЗ-3507 на шасси ГАЗ-53-14», но это слишком сложно. А вот просто ГАЗ-53 узнает каждый, кто успел выпить стакан газировки за одну копейку (с сиропом… 9729 9 878 09.12.2022
Тест-драйвы / Тест-драйв
Любителям Volvo, по цене Volvo: тест-драйв обновленной Geely Tugella
Впервые с Geely Tugella мы познакомились ровно два года назад, в ноябре 2020. За эти два года флагманский кроссовер нашел свою, пусть и небольшую, аудиторию, заработал определенную репутацию…
8578
3
864
29. 11.2022
Тест-драйвы / Тест-драйв Тест-драйв Geely Monjaro: лучше, чем Volvo? В Китае этот полноразмерный кроссовер дебютировал еще два года назад под неблагозвучным для нашего уха именем Xingyue L и заводским индексом KX11. В России машину сертифицировали в 2022, и в… 7847 8 9 07.04.2023
The Best Guide to Amp Fuse
КаталогⅠ Введение |
Ⅱ Предохранитель 9 1 A 1 о 9000 Предохранитель Amp 2.2 Часто задаваемые вопросы о предохранителе | на 1 A
Ⅲ Предохранитель на 3 А 3.1 Основная информация о предохранителе на 3 А 3.2 Часто задаваемые вопросы о предохранителе на 3 А0010 4. 4.2 Часто задаваемые вопросы о предохранителе на 5 А |
Ⅴ Предохранитель на 10 А 5.1 Основная информация о предохранителе на 590 А Часто задаваемые вопросы о предохранителе на 10 А |
Ⅵ Предохранитель на 15 А 6.1 Основная информация о предохранителе на 15 А 6.2 Часто задаваемые вопросы о предохранителе на 15 А |
Ⅷ Предохранитель на 30 А 90 90 90 Основная информация о предохранителе на 90 А 2 часто задаваемых вопроса о предохранителе на 30 ампер |
Предохранитель Ⅸ 40 А 9.1 Основная информация о предохранителе 40 А 9.2 Часто задаваемые вопросы о предохранителе 40 А0010 |
Ⅺ Вывод |
Предохранитель , необходимо сначала определить установившийся ток полной нагрузки цепи при температура 25°C (68°F). После определения значения тока следует выбрать номинал предохранителя , равный 135 % от значения тока (до следующего стандартного значения).
Если нормальный ток в установившемся режиме составляет, например, 10 ампер с, следует выбрать предохранитель 15 А (10 ампер с x 135% = 13,5 ампер с 15A ).
Стоит отметить, что если предохранитель предполагается использовать в ситуации с потенциально очень высокой или низкой температурой окружающей среды , номинальный ток предохранителя должен быть намного больше или меньше.
Плавкие предохранители являются теплочувствительными устройствами, что означает, что тепло (от перегрузки по току ) требуется для плавления плавкого элемента 9 плавкого предохранителя 900. Чем больше используется тепла , тем быстрее плавится плавкий элемент ; чем меньше тепла , тем больше времени требуется для плавления плавкого элемента ,
Если предохранитель подвергается воздействию температуры выше 25°C,Сила предохранителя 0003 должна быть отрегулирована для компенсации более высокой температуры (для предотвращения «ложного срабатывания»). Если предохранитель будет использоваться при более низкой температуре, следует также уменьшить силу тока предохранителя (иначе он может никогда не сработать).
Эмпирическое правило заключается в том, что номинал предохранителя следует менять на 10–15 % выше или ниже при каждом повышении или понижении температуры на 20 °C.
Пример перенастройки предохранителя при повышении температуры окружающей среды присутствуют: