Чем отличается контактор от магнитного пускателя. Каковы основные различия в назначении, конструкции и принципе работы этих устройств. Как правильно выбрать между контактором и пускателем для конкретной задачи.
Ключевые отличия контактора и магнитного пускателя
Контакторы и магнитные пускатели – это коммутационные устройства, широко применяемые в системах управления электродвигателями и другим электрооборудованием. Несмотря на схожесть конструкции, между ними есть ряд существенных отличий:
- Назначение: контактор предназначен для коммутации силовых цепей, пускатель — для пуска и остановки электродвигателей
- Конструкция: пускатель включает в себя контактор и дополнительные элементы защиты
- Номинальные токи: у контакторов обычно выше (до 4800 А против 250 А у пускателей)
- Наличие защиты: пускатель имеет встроенную защиту от перегрузок, контактор — нет
- Комплектация: пускатель может комплектоваться дополнительными блоками, контактор — нет
Назначение и область применения контакторов и пускателей
Основное назначение контактора — коммутация силовых электрических цепей. Они могут применяться для управления:
- Электродвигателями
- Осветительными установками
- Нагревательными приборами
- Другими мощными потребителями электроэнергии
Магнитный пускатель предназначен специально для управления электродвигателями. Его основные функции:
- Пуск электродвигателя
- Остановка электродвигателя
- Защита от перегрузок
- Реверс (для реверсивных пускателей)
Таким образом, пускатель более специализирован, а контактор универсален в применении.
Особенности конструкции контакторов и магнитных пускателей
Контактор имеет следующие основные элементы:
- Электромагнитный или пневматический привод
- Главные силовые контакты (2-4 шт)
- Дугогасительные камеры
- Вспомогательные контакты
Магнитный пускатель включает в себя:
- Контактор
- Тепловое реле защиты от перегрузок
- Кнопки управления
- Сигнальные лампы
Как видим, пускатель имеет более сложную конструкцию за счет дополнительных элементов защиты и управления.
Принцип действия контактора и магнитного пускателя
Принцип работы контактора:
- При подаче напряжения на катушку управления создается электромагнитное поле
- Якорь электромагнита притягивается к сердечнику
- Подвижные контакты замыкаются с неподвижными
- Происходит коммутация силовой цепи
Принцип работы магнитного пускателя аналогичен, но дополнительно:
- Тепловое реле контролирует ток двигателя
- При перегрузке реле размыкает цепь управления
- Контактор отключается и останавливает двигатель
То есть пускатель обеспечивает не только коммутацию, но и защиту электродвигателя.
Номинальные токи и напряжения контакторов и пускателей
По номинальным параметрам контакторы и пускатели существенно различаются:
- Контакторы:
- Номинальный ток: от 100 до 4800 А
- Номинальное напряжение: до 2000 В
- Пускатели:
- Номинальный ток: от 0 до 250 А
- Номинальное напряжение: до 660 В
Это связано с тем, что контакторы могут применяться для коммутации более мощных нагрузок.
Дополнительные возможности комплектации
Магнитные пускатели имеют более широкие возможности по дополнительной комплектации:
- Блоки дополнительных контактов
- Механические реле времени
- Электронные реле времени
- Блоки дистанционного управления
Это позволяет создавать на базе пускателей более сложные схемы управления электродвигателями. Контакторы такой возможности не имеют.
Выбор между контактором и магнитным пускателем
Выбор устройства зависит от конкретной задачи:
- Для управления электродвигателем лучше использовать магнитный пускатель, так как он обеспечивает защиту от перегрузок
- Для коммутации других мощных нагрузок подойдет контактор
- При необходимости создания сложных схем управления предпочтительнее пускатель
- Для коммутации токов свыше 250 А нужно применять контактор
В любом случае, необходимо учитывать параметры коммутируемой нагрузки и условия эксплуатации.
Заключение: ключевые отличия контактора от магнитного пускателя
Подведем итоги основных различий между этими устройствами:
- Контактор — более универсальное устройство, пускатель специализирован для управления электродвигателями
- Пускатель включает в себя контактор и элементы защиты, имея более сложную конструкцию
- Контакторы рассчитаны на большие токи и напряжения
- Пускатели имеют больше возможностей по дополнительной комплектации
Понимание этих отличий позволяет правильно выбрать нужное устройство для конкретной задачи управления электрооборудованием.
Простое отличие пускателя от контактора по ГОСТ и правилам.
Даже среди профессиональных электриков нередко возникают жаркие споры, какой коммутационный аппарат считать пускателем, а какой контактором.
Не особо разбирающиеся, и то и другое попросту называют пускачами. Что уж говорить о рядовых потребителях, которые с этими устройствами могут столкнуться всего пару раз за всю жизнь.
Давайте рассмотрим отличия пускателя от контактора, согласно действующей нормативной документации и поставим точку в этом споре раз и навсегда.
Ошибки при выборе
Некоторые ошибочно в первую очередь смотрят на дугогасительные камеры, считая, что если они есть, тогда перед ними контактор.
Якобы они нужны для гашения токов, начиная с 5-й величины. Пятая величина – ток равный I=100А.
При этом думая, что пускатель рассчитан только на малые токи (до 100А).
Сторонники данной классификации даже придумали собственную градацию:
- реле – это устройства для малых токов
- пускатели – для средних
- контакторы – для больших токов
Все это конечно не соответствует действительности. В таких заблуждениях, скорее всего, виновата одна довольно популярная марка, а именно ПМЛ.
У этих моделей пускатели рассчитаны на токи от 10 до 100А, а контакторы от 10 до 800А. Отсюда и пошла неразбериха.
ПМЛКМЭПАЕПМА
Якобы, если устройство более 100А, значит оно относится к контакторам. На некоторых упаковках даже указываются, казалось бы, прямо противоположные надписи. С одной стороны пишется:
ПМ – пускатель магнитный
И тут же с другой:
- Contactor
Чему верить и что говорят об этом правила и документация? Чтобы это понять, в первую очередь найдем определения этих устройств и посмотрим в чем заключаются отличия.
Что такое контактор
Вот что говорит об этом действующий на данный момент ГОСТ 17703-72 “Аппараты электрические коммутационные. Основные понятия.”
Здесь в качестве самовозврата используется пружина. Возможность частых коммутаций токов обеспечивается самой конструкцией.
Некоторые вопросы возникают относительно последней формулировки – “приводимый в действие двигательным приводом”. Какой элемент считать двигательным приводом?
Чтобы разобраться, опять обратимся к ГОСТу и найдем соответствующее определение.
Можно ли считать, что в контакторе установлен эл.магнитный привод? Что об этом говорит другой ГОСТ 24856-2014 “Арматура трубопроводная. Термины и определения.”
Как видите, это именно то, что нужно. В нашем случае, подвижные контакты как раз таки и приводятся в действие эл.магнитным полем катушки.
Принцип действия в контакторах тянущий – при подаче напряжения часть сердечника втягивается и неподвижные контакты замыкаются с подвижными.
Однако помимо вышеприведенных определений контактора, есть еще несколько. Например, в СТО 173330282.27.010.001-2008 “Электроэнергетика. Термины и определения.” приведена более упрощенная формулировка:
А вот что говорится в ГОСТ 60309-4-2013 “Вилки, розетки и соединители промышленного назначения”.
Смысл во всех этих расшифровках названий один и тот же, и глобальных разночтений не наблюдается.
Теперь давайте рассмотрим определение пускателя.
Что такое пускатель
Разобраться в этом нам поможет ГОСТ Р 500030.4.4-2012 “Аппаратура распределения и управления низковольтная”.
Самое главное, что вы должны понять из этого определения:
Пускатель – это не одиночное устройство, это комбинация нескольких устройств, необходимых для пуска и остановки двигателя.
Например, в нем в качестве защиты от перегрузки может выступать тепловое реле.
Вытащите его, и ваш пускатель превратится в контактор. А еще в пускателях могут быть встроены защиты от обрыва фазы, от падения напряжения и др.
Все это и превращает обычный контактор в пускатель.
Исходя из этого и выводится главное правило, как отличить контактор от пускателя:
- контактор – это ОДИНОЧНЫЙ двухпозиционный коммутационный аппарат
- пускатель – это комбинация коммутационных устройств
Выходит, что контактор это всего лишь одна из частей комбинации или иными словами – часть пускателя.
Кстати, определение пускателя далеко не одно, их великое множество. И везде сказано про комбинацию устройств.
Таким образом, назначение устройства вытекает из самого названия “пускатель” – от слова “пуск” двигателя. Контактор от слова “контакт”, то есть просто коммутировать, соединять и разъединять цепь (без ее защиты).
Никакие другие самовольные интерпретации не имеют под собой нормативного обоснования. Чем чаще вы будете обращаться именно к документам, а не к “электрикам с опытом”, тем проще будет докопаться до истины и самое главное, всегда можно будет убедительно доказать свои слова и правоту.
Источник — Фарадей
по назначению, конструкции, принципу действия и комплектации
При сборке схем электроснабжения, контроля и управления может возникнуть путаница в области силовых коммутационных устройств. Сложности вызывает выбор между контакторами и магнитными пускателями. Похожее назначение, принцип действия и конструкция привели к тому, что не каждый может сказать, чем отличается контактор от пускателя. Небольшие отличия в строении и характеристиках основных узлов определяют принадлежность устройств к той или иной группе приборов.
- Сравнение контактора и магнитного пускателя
- Описание назначения устройств
- Особенности конструкции аппаратов
- Принцип действия механизмов
- Комплектация устройств
- Отличия пускателя от контактора
Сравнение контактора и магнитного пускателя
Удобнее всего определять различия этих устройств, рассматривая их вместе по определённым параметрам в разных категориях. Основные категории, в которых будет проводиться сравнение:
- назначение;
- конструкция;
- принцип действия;
- комплектация.
Описание назначения устройств
Контактор можно использовать для коммутации любых силовых цепей постоянного или переменного тока, при этом нет контакторов, которые были бы предназначены для переключения токов менее 100 ампер, и максимальный ток может достигать величины 4800 А. Номинальное напряжение главной цепи может составлять 2 тыс. вольт. Поэтому контакторы часто используют для подачи напряжения не к отдельным устройствам, а к группам электропотребителей.
Магнитные пускатели тоже могут работать в сетях постоянного тока, но прежде всего они предназначены для работы в сетях переменного тока. С их помощью осуществляют дистанционный пуск, остановку или реверс трехфазных асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором, реостатный запуск или регулирование оборотов машин с фазным ротором. В зависимости от величины устройства, ток силовой цепи находится в пределах от нуля до двухсот пятидесяти ампер при напряжении до 660 В.
Особенности конструкции аппаратов
По конструкции оба аппарата похожи друг на друга. Они состоят из следующих основных узлов:
- электромагнитного привода;
- главных контактов;
- вспомогательных контактов.
Пускатель всегда имеет три силовых контакта, что связано с его назначением. Всё устройство помещено в защитный корпус из диэлектрического материала. Корпус обеспечивает защиту от случайного прикосновения к токоведущим частям, а также от неблагоприятных факторов окружающей среды. Поэтому этот аппарат можно устанавливать практически в любых помещениях, нужно только обеспечить его защиту от попадания влаги внутрь корпуса.
Отличие контактора от магнитного пускателя в том, что он может применяться в самых разнообразных электрических сетях, поэтому количество главных контактов, в зависимости от назначения, составляет от двух до четырёх штук. Для обеспечения высокой частоты переключений и гашения электрической дуги, каждый силовой контакт оснащён дугогасительной камерой, что значительно увеличивает износостойкость и коммутационную способность. Часто имеет открытое исполнение, то есть катушка управления и контакты не имеют защитного корпуса, поэтому монтируются такие устройства только в специальных щитах управления.
Оба вида устройств не являются самостоятельными элементами. Для удобства их использования в схемах управления контакторы и пускатели оснащаются вспомогательными контактами, которые переключаются одновременно с главными. Вспомогательные контакты могут быть нормально замкнутыми или нормально разомкнутыми. Их количество колеблется от одного до пяти штук.
Принцип действия механизмов
Исполнительным механизмом пускателя всегда является электромагнит, поэтому он и называется магнитным. При таком типе привода якорь (подвижная часть) электромагнита соединён с главными и вспомогательными контактами. При подаче напряжения на катушку управления, по ней начинает течь ток, возникает магнитное поле, которое притягивает якорь и приводит к переключению контактов. После отключения катушки, возврат устройства в исходное состояние происходит под действием сжатой, при срабатывании, пружины.
Работа магнитного контактора, происходит по тому же принципу, что и у пускателя. Для мощных контакторов, кроме электромагнитного, может применяться электропневматический привод. В этом случае главные и вспомогательные контакты переключаются за счёт энергии сжатого воздуха, подача которого осуществляется через электроклапан.
По напряжению питания катушек, при электромагнитном управлении, устройства не отличаются. Величина этого напряжения для сети постоянного тока может составлять от 12 до 440 вольт, а для переменного тока — от 24 до 660 вольт.
Комплектация устройств
Пускатели могут устанавливаться в достаточно сложных схемах управления электродвигателями. Например, они применяются для переключения ступеней сопротивления при реостатном пуске. Наличие большого числа цепей контроля, управления, защиты и сигнализации приводит к тому, что расположенных на устройстве вспомогательных контактов недостаточно для построения схемы. Для того чтобы не устанавливать дополнительные реле, в верхней части некоторых типов пускателей расположены специальные защёлки, с помощью них можно присоединить дополнительные контактные группы, число которых может доходить до восьми. Таким же способом, вместо контактов, могут присоединяться механические реле времени.
Для защиты электродвигателей от перегрузки используют тепловые реле, многие из которых подключаются и крепятся непосредственно к магнитному пускателю. Такое конструктивное решение повышает надёжность схемы, так как уменьшается количество соединительных проводов. Кроме того, это позволяет облегчить монтаж и сделать расположение элементов более компактным.
Возможность комплектации контакторов дополнительными устройствами не предусмотрена, поэтому их лучше применять в простых схемах.
Отличия пускателя от контактора
Проведя сравнение двух этих устройств, становится очевидным, что все отличия пускателя обусловлены его применением для запуска электродвигателей. Проще говоря, магнитный пускатель — это контактор, предназначенный для управления электродвигателями.
Из-за такого условного отличия, многие современные производители электронных устройств магнитные пускатели в своих каталогах определяют как «малогабаритные контакторы переменного тока».
На современном этапе развития постоянное усовершенствование контакторов привело к тому, что они стали универсальными и могут выполнять любые функции. Поэтому можно смело утверждать, что понятие «магнитный пускатель» становится неактуальным.
Основное различие между контактором и пускателем
Магнитный пускатель очень похож на магнитный контактор по конструкции и работе. Оба имеют функцию рабочих контактов, когда катушка находится под напряжением. Основное различие между контакторами и пускателями заключается в использовании в пускателе нагревательного элемента (чувствительная катушка, которая отслеживает выделение тепла чрезмерным током и изменениями температуры окружающей среды) для защиты двигателя от перегрева и обеспечения защиты нагрузки).
- Связанная запись: Основное различие между предохранителем и автоматическим выключателем
A Пускатель двигателя представляет собой в основном контактор с дополнительным реле перегрузки, которое отключает напряжение катушки в случае перегрузки двигателя.
A Контактор представляет собой переключатель электрического управления, аналогичный реле. Он используется для переключения тока на ВКЛ и ВЫКЛ цепи. Контактор не обеспечивает защиту от перегрузки. Применяется для управления контурами отопления, электродвигателем и автоматизированным промышленным оборудованием.
- Запись по теме: Разница между батареей и конденсатором
A Пускатель двигателя представляет собой комбинированное устройство контактора и реле перегрузки. В пускателе двигателя контактор управляет подачей электрического тока к подключенному двигателю и многократно замыкает и размыкает (прерывает) силовую цепь от основного источника питания. Блок защиты от перегрузки в пускателе защищает двигатель от чрезмерного потребления тока, перегрева и перегорания цепи.
- Связанный пост: Разница между автоматическими выключателями MCB, MCCB, ELCB и RCB, RCD или RCCB
A Контактор является отдельной частью пускателя двигателя, который также может использоваться в качестве устройства управления мощностью. Он используется там, где требуется частое размыкание и замыкание (ВКЛ.-ВЫКЛ.) электрического оборудования, такого как двигатели, освещение, нагреватели и т. д. Согласно NEMA, основная функция контактора заключается в неоднократном установлении и прерывании электрической цепи, т.е. и разорвать цепь нагрузки от источника питания.
A Контактор зависит от информации от системы управления пускателем двигателя и включает и выключает цепь двигателя.
A Пускатель двигателя получает информацию от контактора и систем контакторов для включения и выключения двигателя.
- Запись по теме: Разница между автоматическим выключателем и изолятором/разъединителем
A Контактор функционирует так же, как автоматический выключатель или выключатель, но принцип работы отличается. Например, если переключатель или автоматический выключатель находится в положении ВКЛ., а система управления посылает «сигнал операции размыкания», она не разомкнет цепь, пока кто-нибудь не разомкнет выключатель вручную, иначе он расплавится или сгорит. Это не относится к контактору, т.е. если что-то случится с источником питания, подключенным к цепи контактора, цепь контактора немедленно разомкнет замкнутые контакты, удерживаемые находящейся под напряжением катушкой. Таким образом, контактор защищает двигатель и рабочий процесс цепи двигателя.
- Связанная запись: Разница между реле и автоматическим выключателем
Пускатель двигателя может быть одним автоматическим выключателем или контактором, либо системой пускателей двигателя, автотрансформатором для снижения напряжения при пуске двигателя или полупроводниковым устройством, таким как VFD (преобразователь частоты), которое управляет формой волны, подаваемой на двигатель для управления запуском двигателя. Стартер рассчитан в амперах или связан с двигателем HP (номинальная мощность в лошадиных силах) и защищает цепь двигателя от скачков перегрузки и предотвращает перегрев.
Контактор является одной из модифицированных версий реле и частью пускателя двигателя. Он рассчитан по напряжению (или расчетному току нагрузки на контакт (полюс) и подает напряжение на катушки контактора, чтобы замыкать или размыкать силовую цепь. Контактор и Защита от перегрузки в одном блоке Если у вас есть контактор, у вас нет блока защиты от перегрузки
Термин «Пускатель двигателя» относится к закрытой сборочной коробке, которая включает в себя «контактор, блок управления или автотрансформатор (при наличии), предохранители и реле перегрузки»?
т. е.
Стартер = контактор + реле перегрузки
- Связанный пост: Разница между батареей и конденсатором
Похожие сообщения:
- Что такое стартер двигателя? Типы пускателей двигателей и методы пуска двигателей
- Что такое устройство плавного пуска? Его работа, схема и приложения
- Пускатель прямого действия — схема подключения пускателя DOL для двигателей
- Что такое контактор? Типы, работа и применение
URL скопирован
Показать полную статью
Связанные статьи
Кнопка «Вернуться к началу»
Основы пускателя двигателя: пускатели, контакторы и перегрузки
Доступны дополнительные опции! Звоните 801-532-2706
- Меню продукта
- Инженерные решения
- Производители
- Образование
- Услуги панели
Дом Образовательная серия Блок управления двигателем Основы пускателя двигателя
Образовательная серия
Антенны Образование
Прерыватели и предохранители
Аккумуляторы Образование
Кабели, провода и сборки Образование
Корпуса Образование
Ethernet и сетевое образование
Блок управления двигателем
Промышленные панели управления Обучение
Обучение аппаратному обеспечению панели
Блоки питания Образование
Реле Образование
Солнечное образование
Обучение работе с сигналами и преобразованием сигналов
Клеммные колодки Обучение
youtube.com/embed/eHjppUsbk_g» frameborder=»0″ allowfullscreen=»»>- Основное назначение пускателя двигателя — запускать и останавливать двигатель, к которому он подключен.
- Они позволяют дистанционно управлять двигателем
- Они состоят из двух основных частей: Контакторы и устройства защиты от перегрузки
- Контакторы используют электрический ток для работы и защиты от перегрузки двигателя от перегрева
- Работает как реле
- Детали состоят из катушки и набора электрических контактов
- Когда на катушку подается напряжение, она замыкает набор контактов, позволяя электричеству течь
- Предназначен для дистанционного управления
- Перегрузки предназначены для защиты от длительных перегрузок по току
- Детали состоят из: устройства измерения тока, механизма отключения цепи .
- Часто имеют временную задержку, чтобы двигатели не отключались преждевременно
Расшифровка:
[0m:4s] Привет, я Джош Блум, добро пожаловать в еще одно видео из серии обучающих материалов RSP Supply. Сегодня мы поговорим о стартере двигателя и основах управления двигателем. Основная цель пускателя двигателя — позволить нам безопасно запускать и останавливать двигатель. Это также позволяет нам запускать и останавливать двигатель из удаленного места. Таким образом, пускатель двигателя представляет собой коммутационное устройство с электрическим приводом. В основном они состоят всего из нескольких компонентов. Первый — это контактор, второй — защита от перегрузки, и они обычно используются с какой-либо защитой цепи. Таким образом, контакторы фактически обеспечивают ток для нашего двигателя. Их работа заключается в установлении и отключении питания в электрической цепи.
[0m:46s] Защита от перегрузки защищает двигатель от потребления слишком большого тока в течение длительного периода времени, что может привести к перегреву и возгоранию двигателя.
[0m:55s] Итак, давайте сначала поговорим о контакторе.
[0m:57s] Контактор работает так же, как реле в том смысле, что когда электричество подается на катушку, он захлопывает контакт, пропуская ток, обеспечивая питание нашего двигателя. Для получения дополнительной информации о том, как работают реле и контакторы, посмотрите наше другое видео, ссылку на которое мы приведем в описании ниже. Магнитный контактор управляется электромеханически без вмешательства. Это позволяет нам управлять контактором удаленно, поэтому нам не нужно помещать каких-либо операторов в какую-либо опасную ситуацию, которая может находиться рядом с нашим пускателем двигателя.
[1m:28s] Таким образом, для правильной работы контактор использует небольшой управляющий ток для размыкания и замыкания контактора. Большинство контакторов обычно также имеют вспомогательные контакты. Эти контакты позволяют нам контролировать состояние контактора, независимо от того, включен двигатель или нет. Некоторые подрядчики имеют несколько вспомогательных контактов для контроля других типов систем в контакторе. Далее поговорим о защите от перегрузок. Защита от перегрузки предназначена для защиты двигателя от длительного перегрузки по току. Это означает, что если двигатель слишком долго работает со слишком высоким током, он может перегреться и вывести двигатель из строя. Как перегрузка обеспечивает эту защиту, так это то, что она имеет блок измерения тока, встроенный в саму перегрузку.
[2m:11s] У нас есть либо электронный датчик тока, либо тепловой датчик тока, в зависимости от типа используемой перегрузки. Так, например, при электронной перегрузке у нас есть возможность установить с помощью циферблата на перегрузке величину тока, которую мы хотим дать нашему двигателю в течение определенного периода времени.
[2m:29s] Таким образом, при тепловой перегрузке у нас есть возможность вставить термоэлемент для нашего конкретного приложения и потребности. Таким образом, как только перегрузка обнаруживает, что двигатель потребляет слишком большой ток в течение длительного периода времени, она может отключить ток, проходящий через пускатель. Таким образом, для удовлетворения потребностей в защите перегрузки имеют временную задержку, позволяющую небольшим перегрузкам происходить без разрыва цепи. Это позволяет нам эксплуатировать наш двигатель без его частого включения и выключения из-за небольших перегрузок.
[2m:59s] И, наконец, обычно используемые с пускателями электродвигателей устройства защиты цепи электродвигателя. По сути, это автоматические выключатели, специально разработанные для использования с пускателями двигателей. Они работают, предотвращая большие скачки тока, которые могут быть вызваны коротким замыканием.
[3m:15s] В устройствах защиты цепи двигателя используется форма магнитной защиты, которая специально разработана для этих типов скачков напряжения. Для получения дополнительной информации о магнитной защите см. наше видео об автоматических выключателях, в котором рассказывается об этом. Мы дадим ссылку в описании ниже. Другой тип защиты, который используется вместо предохранителей цепей двигателя, — это разъединитель с плавким предохранителем. Однако важно, чтобы мы использовали предохранители, предназначенные для такого типа применения.
[3m:39s] Итак, давайте поговорим о нескольких вещах, которые мы хотим учитывать при покупке пускателя двигателя.