Кроссовер для саба. Кроссовер для сабвуфера: назначение, настройка и выбор оптимальной частоты

Что такое кроссовер для сабвуфера. Как правильно настроить частоту кроссовера сабвуфера. На какую частоту лучше настроить кроссовер сабвуфера для оптимального звучания. Как выбрать подходящий кроссовер для сабвуфера.

Содержание

Что такое кроссовер для сабвуфера и зачем он нужен

Кроссовер для сабвуфера — это электронное устройство, которое разделяет входной аудиосигнал на низкочастотную и высокочастотную составляющие. Низкие частоты направляются на сабвуфер, а средние и высокие — на основные колонки. Основные функции кроссовера:

  • Разделение частот между сабвуфером и основной акустикой
  • Защита сабвуфера от перегрузки высокими частотами
  • Защита основных колонок от чрезмерной низкочастотной нагрузки
  • Оптимизация звучания всей аудиосистемы

Без кроссовера весь диапазон частот будет воспроизводиться и сабвуфером, и основными колонками, что приведет к нечеткому и размытому звучанию. Правильно настроенный кроссовер позволяет добиться чистого и сбалансированного звука во всем частотном диапазоне.


Типы кроссоверов для сабвуферов

Существует два основных типа кроссоверов для сабвуферов:

Пассивные кроссоверы

Пассивные кроссоверы состоят только из пассивных компонентов — катушек индуктивности и конденсаторов. Их преимущества:

  • Простота конструкции
  • Низкая стоимость
  • Не требуют питания

Недостатки пассивных кроссоверов:

  • Фиксированная частота раздела
  • Возможны потери мощности
  • Менее крутой спад АЧХ

Активные кроссоверы

Активные кроссоверы содержат активные компоненты (операционные усилители) и требуют питания. Их преимущества:

  • Регулируемая частота раздела
  • Более крутой спад АЧХ
  • Возможность точной настройки
  • Отсутствие потерь мощности

Недостатки активных кроссоверов:

  • Более высокая стоимость
  • Необходимость питания
  • Возможность появления шумов

На какой частоте лучше настроить кроссовер сабвуфера

Оптимальная частота настройки кроссовера зависит от характеристик сабвуфера и основных колонок. Общие рекомендации:

  • Для большинства домашних систем — 80-100 Гц
  • Для небольших полочных колонок — 100-120 Гц
  • Для напольных акустических систем — 60-80 Гц
  • Для автомобильных аудиосистем — 80-120 Гц

Чем меньше размер основных колонок, тем выше должна быть частота раздела. Для точной настройки рекомендуется экспериментировать с частотой в пределах 60-120 Гц, добиваясь наиболее гармоничного звучания.


Как правильно настроить кроссовер сабвуфера

Процесс настройки кроссовера сабвуфера включает следующие шаги:

  1. Установите начальную частоту раздела 80-100 Гц
  2. Включите знакомую музыку с выраженными басами
  3. Слушайте, как стыкуются басы сабвуфера и средние частоты колонок
  4. Плавно изменяйте частоту кроссовера в обе стороны
  5. Добейтесь плавного перехода между сабвуфером и колонками
  6. Проверьте настройку на разных музыкальных жанрах

При правильной настройке бас должен быть глубоким, но не бубнящим, а переход к средним частотам — незаметным. Важно добиться баланса, при котором сабвуфер дополняет основные колонки, но не доминирует над ними.

Выбор кроссовера для сабвуфера

При выборе кроссовера для сабвуфера следует учитывать следующие факторы:

  • Тип кроссовера (активный или пассивный)
  • Диапазон регулировки частоты раздела
  • Крутизна спада АЧХ (12, 18 или 24 дБ/октаву)
  • Наличие дополнительных регулировок (фаза, усиление)
  • Качество компонентов и сборки
  • Совместимость с имеющейся аудиоаппаратурой

Для большинства домашних систем оптимальным выбором будет активный кроссовер с диапазоном настройки 40-200 Гц и крутизной спада 24 дБ/октаву. Для автомобильных аудиосистем часто используются кроссоверы, встроенные в усилители.


Часто задаваемые вопросы о кроссоверах для сабвуферов

Нужен ли кроссовер, если в сабвуфере есть встроенный фильтр?

Да, внешний кроссовер все равно нужен, так как встроенный фильтр сабвуфера обычно имеет ограниченные возможности настройки. Внешний кроссовер позволит точнее согласовать работу сабвуфера и основных колонок.

Как подключить кроссовер в аудиосистему?

Активный кроссовер подключается между источником сигнала и усилителями. Пассивный кроссовер включается между усилителем и акустическими системами. Схема подключения зависит от конкретной модели кроссовера.

Можно ли использовать автомобильный кроссовер в домашней системе?

Теоретически можно, но это нежелательно. Автомобильные кроссоверы рассчитаны на другое напряжение питания и входные уровни сигнала. Лучше использовать специализированные кроссоверы для домашних аудиосистем.

Заключение

Кроссовер является важным компонентом аудиосистемы с сабвуфером. Правильный выбор и настройка кроссовера позволяют добиться чистого, глубокого баса и сбалансированного звучания во всем частотном диапазоне. При настройке кроссовера важно экспериментировать и подбирать оптимальные параметры на слух, ориентируясь на собственные предпочтения.



Ликбез от What Hi-Fi: Сабвуферы. Кроссовер • LFE • Фаза

Что такое сабвуфер?

Сабвуфер – это АС большого размера, которая обычно продается отдельно; у нее один или несколько драйверов, специально приспособленных для излучения низкочастотных звуков, которые не под силу маленьким динамикам обычных колонок. Большинство современных активных моделей оснащены встроенными усилителями; их нужно подключать и к выходу аудиотракта, и к сети. Но встречаются и пассивные сабвуферы; им требуется внешний усилитель.

Почему так сложно воспроизводить НЧ?

Для воспроизведения самых низких частот нужно уметь быстро и точно перемещать большие объемы воздуха. Звук должен быть не только громким и глубоким; хороший сабвуфер обязан точно прописывать каждую ноту, выдавая НЧ наиболее подходящим для музыки (или фильма) образом.

Так что, я могу воткнуть новый сабвуфер куда угодно?

Не совсем. Каждый аспект конструкции жилища влияет на характер воспроизведения НЧ; сабвуфер по-разному будет реагировать на капитальную внешнюю стену и гипсокартонную внутреннюю переборку – во втором случае ему придется прилагать больше усилий. Установка в углу может сделать бас «жирным» и неконтролируемым; в общем случае ее лучше избегать, но если у вас маленький и слабый сабвуфер и большая комната, то дополнительное отражение звука от стен пойдет ему впрок. Подробнее – во врезке.

Как его подключить?

Для большинства сабвуферов вам понадобится один длинный кабель с RCA-разъемом: подключите его к выходу предусилителя AV-ресивера и входному разъему LFE (канала низкочастотных эффектов) сабвуфера. Некоторые модели оснащены стереовходами для правого и левого каналов; они обычно подключаются к соответствующим выходам предусилителя Hi-Fi-усилителя. Не часто, но встречаются сабвуферы с высокоуровневым подключением, как у АС: вам придется либо протянуть акустический кабель к сабвуферу и оттуда – к колонкам, либо использовать для соединения сабвуфера и усилителя второй комплект кабелей.

А для чего все эти регуляторы?

Большинство моделей оснащены тремя регуляторами. Первый отвечает за громкость (иногда говорят «коэффициент усиления»), и самая частая ошибка – установить его на максимум. Начните с положения «на 11 часов», включите хорошо знакомую музыку и прибавляйте мощность, пока НЧ не станут слишком навязчивыми; затем немного вернитесь назад.

Второй регулятор – для кроссовера. Если ваш AV-ресивер оснащен системой автокалибровки, установите этот регулятор у сабвуфера на максимум (если есть кнопка отключения кроссовера, нажмите ее). Для интегрированного усилителя или старой модели AV-ресивера вам придется поискать в паспорте данные об АХЧ колонок, а именно – частотный диапазон в герцах. Меньшее число говорит о самом низком звуке, на который способны ваши АС; установите кроссовер сабвуфера на значение чуть выше этой цифры.

И, наконец, регулировка фазы. В идеале диффузоры динамиков в колонках и сабвуфере должны двигаться вперед и назад синхронно; на практике этого удается добиться редко, из-за чего уровень НЧ резко падает. Попробуйте исправить ситуацию. Выключите усилитель и поменяйте местами положительные и отрицательные разъемы АС, чтобы они оказались не в фазе. Включите усилитель, сабвуфер и поставьте хорошо знакомую музыку с мощными НЧ. Займите удобное для прослушивания место и попросите друга покрутить регулятор фазы, пока басов не станет меньше. Отметьте это положение, выключите все и восстановите полярность АС.

Искусство сильных басов

Чтобы получить идеальные НЧ, найдите «узловую точку» комнаты с лучшим сочетанием конструкционных и акустических параметров. Для этого вначале поставьте сабвуфер там, где собираетесь чаще всего сидеть, подключите его к усилителю, отсоединив остальные АС, и включите. Затем поставьте музыку с сильной и плотной партией бас-гитары и пройдите вдоль границ комнаты, вслушиваясь в басы. Вы услышите «подъем» звука в некоторых точках и «спад» в других; постарайтесь установить сабвуфер в одной из таких точек подъема.

Три основных типа сабвуферов

Излучающие вниз, фазоинверторные

  • За: Обильные НЧ даже у недорогих и скромно оснащенных моделей; менее чувствительны к акустике комнаты – но покрытие пола имеет значение.
  • Против: На большой мощности воздух громко пыхтит, проходя через порт фазоинвертора; скорость, подвижность и ударная сила уступают соперникам.

Излучающие вперед, закрытые

  • За: Скорость и ударная сила обычно выше, чем у моделей первого типа; приличная глубина НЧ.
  • Против: Динамику приходится тяжко, особенно в больших комнатах. Размер, мощность и качество драйвера решают проблему, но одновременно повышают цену.

«Пуш-пулльные», закрытые

  • За: Экзотическая конструкция с двумя динамиками объединяет достоинства обоих подходов: глубина, скорость и ударная сила. Порта нет, так что нет и его шума.
  • Против: Сложен в разработке (два динамика и более высокая мощность) и потому дорог.

 

Прокомментируйте первым!

Выбор и установка автоакустики, ч.3 (кроссовер и усилитель)

Главная → Полезные статьи → Советы Автоэксперта → Выбор и установка автоакустики, ч.

3 (кроссовер и усилитель)

После того, как определено количество компонентов автоакустики и места их расположения, необходимо подумать об их подключении к аудиосигналу. Для этого нам понадобится два типа устройств. Одно из них усилитель, который служит для усиления низкого уровня сигнала, а другое – кроссовер, который служит для разделения частот по каналам акустики.

В предыдущих статьях «Выбор и установка автоакустики, ч.1 (динамики)» и «Выбор и установка автоакустики, ч.2 (сабвуфер)» на страницах Автоэксперт, обсуждались те компоненты автоакустики, благодаря правильной установке которых собственно и создается полноценная акустическая картина.
После того, как определено количество компонентов автоакустики и места их расположения, необходимо подумать об их подключении к аудиосигналу. Для этого нам понадобится два типа устройств. Одно из них усилитель, который служит для усиления низкого уровня сигнала с линейного выхода головного устройства, а другое – кроссовер, который служит для разделения частот по каналам акустики.

Кроссовер

Готовые автомобильные кроссоверы представляют собой небольшой по размерам корпус, приблизительно 12х6х4см (ГхШхВ), внутри которого собраны различные фильтры для пропускания сигнала определенных частот.
Так фильтры низких частот пропускают сигналы ниже какой-то определенной частоты (частота раздела) практически без изменения и значительно ослабляет сигнал выше нее. Такой фильтр может понадобиться, например, для выделения сигнала сабвуфера, настроенный на частоту раздела в 80-100 Гц.
По аналогии высокочастотные фильтры пропускают сигналы высоких частот, а низкие частоты будут значительно ослаблены. Такой фильтр можно установить для выделения сигнала для высокочастотного твитера, настроенного, к примеру, на частоту 2-4 кГц.
Так же существуют полосовые фильтры. Они пропускают частоты только в определенном диапазоне и ослабляют все, что выше и ниже данного диапазона. Такие фильтры могут понадобиться для выделения сигнала для среднечастотного динамика 3-х полосной системы. Нижняя частота такого фильтра может быть около 700-800 Гц, а верхняя около 5 кГц.
Кроссоверы разделяются на активные и пассивные. Различие между ними в том, что первые обычно состоят из активных (требующих источника питания) компонент, таких как операционные усилители, микроконтроллеры и т. д. Пассивные состоят из пассивных элементов, которым не нужен источник питания. В основном это резисторы, конденсаторы и катушки.
Активные кроссоверы устанавливаются только перед усилителем. Пассивные же могут устанавливаться как перед усилителем, так и непосредственно перед динамиком.
К плюсам пассивных кроссоверов стоит отнести то, что, используя только два канала усилителя, можно разделить сигналы для двух или даже для трехполосной системы. Кроме этого, несомненным достоинством является невысокая цена. Минус – невозможность настройки без вмешательства в электрическую схему. У активных кроссоверов на корпус выведены различные регуляторы и переключатели, благодаря чему можно плавно изменять характеристики самого кроссовера. Среди минусов стоит выделить высокую цену, необходимость использования отдельных усилителей для каждого канала, а также искажения, вносимые активными элементами.
В зависимости от количества полос системы соответственно подбирается двух или трехполосный кроссовер. Выбор кроссовера – дело довольно не простое, а неправильная его настройка может в значительной мере испортить звучание всей системы, поэтому эту работу лучше доверить профессионалам.

Усилитель

Зачастую штатный усилитель головного устройства имеет не очень качественный усилитель, даже если магнитола имеет довольно высокую стоимость.
Причин здесь несколько. Сам отсек для магнитолы имеет ограниченные размеры, поэтому в корпус головного устройства невозможно установить усилитель большой мощности. По тем же причинам существует проблема рассеивания тепла элементов усилителя. Поэтому для качественного звука лучше будет приобрести внешний усилитель.
Исходя из количества каналов, усилитель может быть одноканальным, т. е. способен усиливать лишь один канал, двухканальным – усиливать стереосигнал, трехканальный – усиление стереосигнала и канала сабвуфера, четырехканальным – для усиления сигнала фронтальной и тыловой акустики, а так же пяти или шести канальным. К основным параметрам усилителя относятся:

  • Мощность, которую стоит выбирать на 10-20% меньше мощности динамиков, чтобы не вывести их из строя. Следует обращать внимание именно на RMS-мощность, так как пиковая или максимальная мощность ни имеет ничего общего с качественным звучанием и лишь показывает пиковые и мгновенные значения при очень большом уровне искажений;
  • Сопротивление нагрузки, на которое может работать усилитель. Ни в коем случае не подключайте усилители, которые предназначены для работы с динамиками импедансом 4 или 8 Ом, к динамикам, имеющим меньшее сопротивление. Это может вывести усилитель из строя;
  • Отношение сигнал/шум. Этот параметр показывает, какое количество посторонних шумов появляется в выходном сигнале по сравнению с входным сигналом. Такой шум зачастую можно услышать как шипение в низкокачественно аппаратуре, которое будет отчетливо слышно в тихих музыкальных композициях. Измеряется это параметр в дБ. Лучше чтобы этот параметр равнялся 98 дБ и более.

Многие усилители имеют возможность мостового включения. При этом два канала усилителя соединяются для подключения одного динамика. При этом мощность, отдаваемая усилителем увеличивается в 2 раза. Такое подключение часто используется для подключения сабвуфера.
Также сейчас представлено достаточное количество усилителей уже со встроенными кроссоверами, однако применение внешних модулей обеспечивают большую гибкость при настройке всей акустической системы.

Теперь поговорим об установке
Так как габаритные размеры корпуса усилителя не велики, примерно 40х30х5 (ШхГхВ) см, то мест установки может быть достаточно много. Например, это нижняя часть задней полки, куда усилитель можно прикрутить при помощи болтов или саморезов. Так же можно спрятать усилитель в нишу крыла. В случае изготовления корпуса для сабвуфера на заказ, можно эффектным образом врезать усилитель в тот же корпус. Единственное, на что Автоэксперт обращает ваше внимание: усилитель – это устройство, которое выделяет довольно большое количество тепла, поэтому полностью изолировать его от окружающего пространства ни в коем случае нельзя.

Подведём итоги
Если вы хотите установить в свой автомобиль акустическую систему, используя минимум средств, то для этого вам понадобится приобрести широкополосные динамики, установив их в штатное место и использовать штатный усилитель от магнитолы. В дальнейшем акустическую систему можно усовершенствовать, добавив к ней активный корпусный сабвуфер.
Если вы поклонник музыки, где важна четкая локализация инструментов, объемная звуковая сцена и отыгрывание мелких деталей, то тогда стоит рассмотреть вариант установки двухполосной акустической системы с применением пассивных кроссоверов и внешних усилителей. В качестве тыла установить сабвуфер в закрытом оформлении.
Для любителей танцевальной музыки подойдет двухполосная акустическая система с сабвуфером типа фазоинвертор. В качестве подзвучки установить пару динамиков в заднюю полку.
Ну, а если вы решили «зарядить» ваше авто по полной, чтобы играло не только качественно, но и громко, тогда ваш выбор – установка трехполосной акустической системы с активными кроссоверами, тыловые динамики для подзвучки, сабвуфер и несколько внешних усилителей.

Нравится? Поделись!

Что такое кроссовер сабвуфера и как его настроить? [2023]

  • Последнее обновление:

Кроссоверы разделяют звуковые сигналы для передачи водителям. Есть много способов настроить это, но вы должны быть осторожны, так как вы можете получить аудиодинамики, которые не гармонируют друг с другом.

Наша команда звукоинженеров проделала всю работу, чтобы вы узнали, как получить больше басов от сабвуфера через кроссовер.

Определение кроссовера сабвуфера

Кроссоверы — это электронные устройства, предназначенные для разделения аудиосигнала на разные частоты, которые отправляются на разные драйверы. Большинство сабвуферов поставляются со встроенным кроссовером сабвуфера, который просто нуждается в некоторой настройке.

Частота кроссовера сабвуфера — это частота, на которой ваш сабвуфер начнет спадать и воспроизводить базовые ноты. Именно здесь сабвуфер и другие динамики работают вместе для создания звука. Это назначается автоматически в зависимости от возможностей вашего сабвуфера, поэтому лучше оставить его.

Как это влияет на звук сабвуфера

Наличие кроссовера для сабвуфера позволяет сабвуферу воспроизводить нужные частоты, не нагружая его производительность. Правильно настроенный кроссовер сабвуфера обеспечит гармоничное качество звука.

Как настроить кроссовер для сабвуфера

Первое, что вам нужно сделать, это прослушать настройки звука, чтобы знать, что нужно отрегулировать. Более новые системы поставляются с автоматически устанавливаемой настройкой эквалайзера, поэтому все, что вам нужно сделать, это послушать, если она уже соответствует вашим предпочтениям. Если нет, ручная регулировка некоторых частей поможет.

Прежде чем что-либо настраивать, вы должны сначала определить диапазон, который может воспроизвести ваш центральный громкоговоритель. Это важно, так как от этого будут зависеть настройки кроссовера сабвуфера.

Затем подойдите к задней части сабвуфера и найдите ручку кроссовера. Вот где вам нужно настроить. Вы должны установить диапазон кроссовера нижних частот как минимум на 10 Гц выше, чем диапазон центрального динамика.

Итак, если ваш центральный динамик может воспроизводить от 80 Гц до 120 Гц, настройте диапазон кроссовера нижних частот на 90 Гц. Это скажет вашему центральному динамику спадать, когда звук становится ниже 80 Гц, а сабвуферу спадать, когда звук становится выше 90 Гц.

Это может показаться простым, но вам, возможно, придется делать это методом проб и ошибок, чтобы определить правильный кроссовер сабвуфера для оптимальной гармонии [1] между динамиками.

Следующее, что нужно сделать, это проверить, работает ли система. Включите знакомую музыку, то, что вы знаете, где находятся пики, чтобы определить, правильно ли работает ваша система. Если звук мутный, можно снова отрегулировать ручку кроссовера.

(Вы также можете проверить нашу страницу о кроссовере колонок здесь)

Советы и напоминания

Чтобы правильно настроить кроссовер сабвуфера, наши звукорежиссеры предлагают следующее: