Какие особенности имеет лампа 6С4С. Как она применяется в ламповых усилителях. Чем отличается от других триодов прямого накала. На что обратить внимание при использовании 6С4С.
Основные характеристики лампы 6С4С
Лампа 6С4С представляет собой триод прямого накала, разработанный в СССР в 1950-х годах. Рассмотрим ее ключевые параметры:
- Напряжение накала: 6,3 В
- Ток накала: 0,6 А
- Максимальное анодное напряжение: 400 В
- Максимальный анодный ток: 75 мА
- Крутизна характеристики: 4,5 мА/В
- Коэффициент усиления: 3,8
- Выходная мощность: до 4 Вт
Как видно из характеристик, 6С4С имеет довольно низкий коэффициент усиления, что типично для мощных триодов. При этом она способна обеспечить выходную мощность до 4 Вт при относительно невысоком анодном напряжении.
Особенности конструкции лампы 6С4С
6С4С имеет прямонакальный катод, что отличает ее от большинства современных ламп. Какие преимущества и недостатки дает такая конструкция?
- Более быстрый выход на рабочий режим
- Повышенная надежность и долговечность
- Возможность работы при пониженном анодном напряжении
- Склонность к повышенному уровню фона
- Необходимость точной настройки накала
Прямой накал позволяет лампе быстро прогреваться, но требует повышенного внимания к схеме питания накала для минимизации фона. Обычно для этого используют питание постоянным током или тщательно отфильтрованным переменным.

Применение 6С4С в ламповых усилителях
Благодаря своим характеристикам, 6С4С нашла широкое применение в однотактных усилителях мощности. В чем ее преимущества для такого применения?
- Обеспечивает достаточную выходную мощность для небольших акустических систем
- Имеет низкие нелинейные искажения
- Способна работать при относительно невысоком анодном напряжении
- Обладает хорошей линейностью характеристик
- Обеспечивает мягкое и музыкальное звучание
Однотактные усилители на 6С4С популярны среди аудиофилов за их простоту и высокое качество звучания. При этом мощности такого усилителя достаточно для работы с акустическими системами средней чувствительности.
Сравнение 6С4С с другими триодами прямого накала
Как 6С4С соотносится с другими популярными триодами прямого накала? Рассмотрим ее отличия от ламп 2А3 и 300B:
Параметр | 6С4С | 2A3 | 300B |
---|---|---|---|
Напряжение накала | 6,3 В | 2,5 В | 5 В |
Максимальная мощность | 4 Вт | 3,5 Вт | 8 Вт |
Коэффициент усиления | 3,8 | 4,2 | 3,8 |
Максимальное анодное напряжение | 400 В | 300 В | 450 В |
Как видно из сравнения, 6С4С занимает промежуточное положение между 2А3 и 300B по мощности. При этом она имеет более высокое допустимое анодное напряжение, чем 2А3, что упрощает построение источника питания.

На что обратить внимание при использовании 6С4С
При проектировании усилителя на 6С4С следует учитывать некоторые особенности этой лампы:
- Требуется тщательная фильтрация напряжения накала для минимизации фона
- Желательно использование выходных трансформаторов хорошего качества
- Необходимо обеспечить достаточное усиление в предварительных каскадах
- Рекомендуется применять катодное смещение
- Следует внимательно контролировать режим работы лампы
При соблюдении этих рекомендаций можно получить отличный по звучанию однотактный усилитель относительно невысокой мощности. 6С4С способна обеспечить очень музыкальное и комфортное для слуха звучание.
Выбор сопутствующих компонентов для усилителя на 6С4С
Для раскрытия потенциала 6С4С важно правильно подобрать остальные компоненты усилителя. На что стоит обратить внимание?
- Выходной трансформатор должен иметь достаточную индуктивность первичной обмотки
- Желательно использовать высококачественные конденсаторы в цепях связи
- Рекомендуется применять резисторы с низким уровнем шума
- Для предварительного усиления подойдут лампы типа 6Н8С, 6Н9С
- Выпрямитель лучше выбрать ламповый, например, 5Ц4С
Качественные компоненты позволят полностью раскрыть потенциал 6С4С и получить отличное звучание однотактного усилителя. При этом усилитель останется относительно простым и недорогим в изготовлении.

Популярные схемы усилителей на 6С4С
Существует множество проверенных схем однотактных усилителей на лампе 6С4С. Рассмотрим некоторые распространенные варианты:
- Схема с фиксированным смещением и двумя каскадами предварительного усиления
- Усилитель с SRPP-каскадом и катодным повторителем на выходе
- Схема с полностью симметричным входным каскадом
- Усилитель с автоматическим смещением без обратной связи
Каждая из этих схем имеет свои особенности и нюансы настройки. Выбор конкретного варианта зависит от предпочтений разработчика и имеющихся компонентов. Но в любом случае 6С4С позволяет получить отличный звук при грамотном построении схемы.
Особенности настройки усилителя на 6С4С
При настройке усилителя на 6С4С следует уделить внимание нескольким ключевым моментам:
- Точная установка режима работы лампы по постоянному току
- Контроль уровня фона и его минимизация
- Настройка частотной характеристики выходного трансформатора
- Оптимизация входной чувствительности усилителя
- Проверка устойчивости работы на разных нагрузках
Правильная настройка позволит полностью раскрыть потенциал 6С4С и получить максимальное качество звучания. При этом важно контролировать параметры работы лампы, чтобы обеспечить ее долговечность.

Лампа для раскачки 6С4С — Техподдержка для начинающих
Doc777
Местный
- #1
Здравствуйте!
Помогите подобрать лампу для раскачки 6С4С. Что, будет лучше по звуку , качеству и усилению?
Есть варианты на : 6Г2,6С2С,6С5П,6С4П,6С45П,6Э5П.
6с4С с фиксированным смещением!
С уважением Григорий!
Куплю лампы 2С4С!
Константин Мусатов
Эксперт
-
- #2
Извините за ОФФ. Но я рекомендовал бы присмотреться к пентодам. Выбор большой, усиление получается достаточное, миллер не мучает. Ну или каскод на двойном триоде. С моей точки зрения, так лучше, чем два триодных каскада.
SEAmp
Местный
- #3
Вполне справедливо. Можно даже выходные пальчиковые пентоды попробовать. Если некошерность новаля рядом с окталом не смутит.
О себе не буду говорить, потому что я бы ударился в очччень интересные лампы типа СО-244 =).
Manowar
Active member
- #4
6с4п,6с45п,6э5п. хватит 1 каскада
ищу со118,по119,уо186 и прочие уо,во,то,уб,пб
Alex32
Местный
- #5
Да все они по своему хороши и по разному звучат.Нужно все варианты пробовать самому.Оставить то ,что понравилось с участием Вашей акустики.
Doc777
Местный
- #6
Я думаю SRPP не климотит! По крайней мере на 6Н23П-ЕВ Непонравился! А какие лампы можно ещё?
С Уважением Григорий!
Куплю лампы 2С4С!
Alex32
Местный
- #7
Кажется схем на эту лампу более чем достаточно и на форуме ну просто море инфы.
JeeP
Местный
- #8
схемка RCA на 2А3
драйвер действительно совсем не так включен.
Вольдемар
Member
- #9
Включен как раз правильно. Интереснее будет пересчитать номиналы под современный уровень схемотехники. Естественно по скорости нарастания. И послушать после этого.
Doc777
Местный
- #10
Сейчас попробывал на EC86(6C4П) слушаю, звук нравится , по громкости тоже ! Осталось только одно Поставить номальные Выходные транзы .
Куплю лампы 2С4С!
ХРЮН
AUDIO Team
- #11
Для 6С4С надо бы повыше анодное, см выше. 280 В 65-70 мА — самое оно.
При автосмещении, во всяком случае.Учтите, что Ri приблизительно обратно пропорционально анодному току. 6С4П вполне дает возможность раскачать выход нормально и при бОльшем, чем 35В, смещении.
Кстати, как дела с «мертвечиной в звуке» 6С4П?
Если РУКИ-ЗОЛОТЫЕ, неважно
ИЗ КАКОГО именно МЕСТА они растут!
Doc777
Местный
- #12
Драйвер для 6С4С
В принцепе звук ничего, но чтото такое мертвое наблюдается! Ещё транз стоит некудышный! Собираюсь прикупить пару VR20CSE на нагрузку Ra 5-7кОм пока денег нет.
А на счёт 6С4П ,что посоветывали бы? Посто у Меня EC86 пока нормуль! Чем её реальней было-бы заменить?
Пока смещение автоматическое , планирую фиксированое но чуть попозже, думаю 50в хватит?
С уважением Григорий!
Куплю лампы 2С4С!
Yoshimo
Member
- #13
Пробовал для раскачки 6С4С разные лампы: 6Н9С (SRPP), 6Ж4, 6П9. Больше всего понравилась 6П9 в пентоде.
SEAmp
Местный
- #14
Пробуйте два каскада 6С2С. Разница с 6с3(4)п как небо и земля в сторону жизни и качества.
А 6С4С ничем не хуже 2С4С.
ХРЮН
AUDIO Team
- #15
Во-первых, совершенно не нужно ставить 2 каскада (даже самых замечательных!) там, где и одного достаточно. Например, как я обычно советую — на 6Н7С. Или как советует Константин Мусатов — 6Ж8 в пентоде. И т.п. и т.д.- все уже сто раз обсосано до тонкостей, поиск рулит.Во-вторых, как известно,число ламп типа 6С2С и ей подобных (0,5 от 6Н8С, 6J5) желательно не превышать 1 на канал на весь тракт, об этом писалось неоднократно.
В третьих, я бы все-таки не стал делать категоричных утверждений насчет 6С3/4П. Ибо реальный опыт не показывает ее однозначной «никудышности». Скорее наоборот. (См. например опыты
форумчанина Славы с РР на 6С4С) Вопрос в правильном приготовлении, остальных компонентах тракта, да много в чем.
6С4С не хуже и не лучше 2С4С, но они немного все же разнятся. Хотя бы режимами. Это надо учитывать.
Важный момент! Напряжение питания драйвера должно быть не ниже 370-450 В, чтобы можно было корректно рассуждать о «мертвечине»,
«живости», «вуалевых дымках» и прочей аудиофильской дребедени не совсем на пустом месте. И сравнивать разные лампочки не на сухом походном пайке. Закон Бокарева: анодное для драйвера — не менее
6-7 амплитуд раскачки. Т.е. на 60 в — около 400-420.
Да, Еще. Питать 6С4С постоянным током накала — не есть правильно, об этом написано даже в документации на лампочку. И это не предмет для споров, хотя они часты. Поскольку чистая физика и никаких чудес.
Если РУКИ-ЗОЛОТЫЕ, неважно
ИЗ КАКОГО именно МЕСТА они растут!
Doc777
Местный
- #16
2С4С vs. 6C4C
2C4C лучше 6С4С тем что они меньше фонят по накалу, у 2-ки нити накала соединены параллельно, а 6-ки последовательно, да + ко всему питание накала 2,5в. Получается напряжение пульсации на выходе меньше .(Об этом Я читал и не раз! 2С4С более приближена к 2A3).
А кто говорил о питании накала постоянкой ?
Лично Я питаю накал переменкой а земля через искусственную среднюю точку(пока), резисторы 30 Ом, а в дальнейшем думаю накальную обмотку с средней точкой!
На счёт раскачки завтра попробею на 6Н7С. Потом напишу ,что получилось!
С уважением Григорий!
Куплю лампы 2С4С!
Сергей Джа
Местный
- #17
Doc777,что там светится у Вас «гоубым боллон»,не понятно?
вот фото ,как выглядит 6с4с(может у Вас не она).
http://www.istok2.com/photo/2945.jpg
слава
Местный
- #18
Сергей Джа написал(а):
Doc777,что там светится у Вас «гоубым боллон»,не понятно?
вот фото ,как выглядит 6с4с(может у Вас не она).
http://www.istok2.com/photo/2945.jpgНажмите для раскрытия…
Светится стекло баллона напротив анодов. Разгорается не сразу, примерно через сутки после установки. Речь идёт о новых лампах из упаковки. Да, и анодное 330В. Оччень красиво в темноте!
Сергей Джа
Местный
- #19
Понял,я этого магического свечения не видел,анодное 300В,смещение-45В.А 6п3с светится видно и при свещении,потому и спросил.
ХРЮН
AUDIO Team
- #20
У меня такое свечение примерно на половине ламп было, что новых, что б-у. Всё нормально. Оно если есть то и при 250, если нет, то и при 400 вольтах на аноде.
Насчет 6С3П — у таких авторитетных людей (с очень разными концепциями, вплоть до диаметральных!) как Вадим, Лаболанты, В.Ульянов, Ю.Макаров и еще и еще — у всех сурьезный дэфэкт ух и они
поэтому все как один ничего против 6С3-4П не имеют, а даже наоборот-за? гы-гы
Если РУКИ-ЗОЛОТЫЕ, неважно
ИЗ КАКОГО именно МЕСТА они растут!
GA — Audio — Детище для себя любимого или SE 6С4С /EL36
Можно так сказать, что с этого все и началось, долго вынашивалась идея и выстаивался сам технический аспект проекта, долгих полтора года делался и полировался этот проект, хотелось сделать для себя любимого, а «нужда проказница» заставила продать — благо хорошему человеку . ..
Tакой он был после завершения проекта
Потом были приобретены VT231 /6н8с (входная лампа)
Вес такого красавца составил 78кг (это полностью двойное моно с раздельной землей)
Немного позже претерпел выходной каскад и свои изменения ,лампа была
заменена на EL 36 с возможностью переключения в пентод/триод.
Задняя панель, лаконичность и простота…
VT 231 — отличные лампочки, которые достойны быть…
EL 36 нормальный тональный баланс для недорогих лампочек , если бы
усилитель остался у меня , я бы установил «Simens».
Такой вот он без ламп…
В столярке.
Отверстия под панели, кропотливая работа с деревом .
Запах дерева и лака дома.
Даже ребенку интересно(всех привлекает положительная энергетика) :))
Днище 18мм березовая фанера.
Все панели под лампы «Azuma» (классная штука -эта азума)
RCA — WBT.
Сетевой и непростой тумблер от «STO FTN49 Toggle Switches»
6А /220V и контакты внутренние и наружные 24к позолота в 20микрон.
Ручка громкости.
Дроссель перед заливкой в смесь воска и медицинского парафина, габаритная
мощность 110W. Кожух — медь 2,5мм варенная аргоном.
Выходной трансформатор перед заливкой в смесь воска и медицинского
парафина, габаритная мощность 160W.Кожух — медь 2,5мм варенная аргоном.
Технические характеристики выходного трансформатора
Супер выходники, лично сравнивал с танго и соутером, но не будем заниматься
антирекламой авторитетных производителей…
Технические данные на дроссель.
Покраска чехлов.
Дросселёк!!! 12кг.
Просушка выходники и дросселя.
Заливка выходника через отверстия с последующей водяной баней…
Легко смотреть, когда все почти готово, Alps RK40 (Черная Бетти)
трудно доставаем — но возможно, лучший среди альпсов, классный регулятор громкости!
Люблю я «Jensen» и Вам советую очень грамотно спроектированная и
сбалансированная продукция для звука, дорого но всегда актуально!
http://www. jensencapacitors.com/
Четырехполюсники, основные и они же задающие после блока питания.
С утверждением могу сказать , что это лучший из ново дельных электролитических
конденсаторов по звуку. На снимке они черного цвета.
Так выглядит почти за конченый монтаж.
Фрагменты… для распайки питания применялся провод Mogami
OFC oxygen free copper wire , для звуковых цепей «Oyaide»
Моно жила земли «Oyaide»( класснючая медь!!!)
Выходные провода и провода в сети от разьемов до реле и трансев «Oyaide»
Фрагмент.
Панели для ламп паяют к стеклотекстолитовым кольцам и через резиновый
демпфер крепятся к корпусу, трансы все установлены через резиновый
демпфер так же. Хотя микрофонного эффекта не было, но мера предосторожности
не мешает…
Реле сетевое.
Фрагмент.
Входная цепь.
Теперь усь проживает у товарища по соседству,и мне время от времени
удается его послушать, скажу так, обкатался, очень эмоциональный и
интеллигентный, всеядный и напористый усь. Товарищ любит очень
Джими Хендрикса и Пинки, но не брезгует Джазиком…
Вот как бывает » Из пушки и по воробьям»
Мой SE 6S4S | diyAudio
- Статус
- Эта старая тема закрыта. Если вы хотите повторно открыть эту тему, свяжитесь с модератором, нажав кнопку «Пожаловаться».
Перейти к последнему
азазелло
Участник
#1
- #1
Я сделал этот усилитель, чтобы услышать, как он будет звучать с лампами 6S4S, EDCOR XSE15-8-5 и предлампами 6J9. Р, аналог E180F, и меня это очень порадовало. Теперь я хотел бы продать его. Приложение Эл Хаммонд. Выходная мощность около 3 Вт на канал. Выходы на 8 Ом.
Буду в США — Чикаго и Сан-Диего с октября до Нового года, привезу с собой.
/Если кто-то из форумчан-любителей находится недалеко от Чикаго или Сан-Диего, буду рад встрече с ним/.
400$.
https://picasaweb.google.com/109570777566485968551/Amplifiers#572126712131701846614
https://picasaweb.google.com/109570777566485968551/Amplifiers#5721266914015244242
Бигун
Участник
#2
- #2
Выглядит интересно
Вы использовали обогреватель переменного тока на лампах 6S4S? — уровни гула?
У вас есть схема?
Какая рабочая точка для 6J9П ?
азазелло
Участник
#3
- #3
Я не взял его с собой. Там не было интереса, до моего полета.
Нагрев 6,4 В постоянного тока, перекрестный диодный мост Fast и фильтрация CRC /2 x 10 000 мкФ/.
Один канал PT и два канала CLCRC. I пластина 55 мА, U пластина около 220 В постоянного тока. Катод смещения с крышкой Nichicon Gold. Режим 6J9П…не помню….я делаю десятки усилителей на разных лампах. Схема находится в моем компе в Болгарии, и я не могу войти в свой Picassa из США. В моем Fostex 206E Humm равен нулю. 6С4С 50-х годов — потрясающие лампы с очень интересным, впечатляющим звуком. 6С4С нужно действительно большое и дорогое железо за $$$.
азазелло
Участник
#4
- #4
+U пластина-катод — около 220 В /соотв. Максимум. мощность плиты — 13 Вт/
Бигун
Участник
#5
- #5
Спасибо! — У меня есть !0 пара 6C4C, которыми я не пользовался, поэтому мне интересны ваши наблюдения. Как вы относитесь к 6C4C против 2A3 (наверное, у вас есть и то, и другое)?
азазелло
Участник
#6
- #6
6S4S может звучать как 2A3, если использовать качественные комплектующие / не дешевый ОТ, ламповый выпрямитель — GZ34, конденсаторы Black Gate, Elna, резисторы…./, хорошая фильтрация с железными колодками для лучшей динамики /не с фильтром SS и SS в пластине или катоде/, хорошая драйверная лампа типа E180F, C3g. А вот 6С4С нужен нагрев постоянным током с быстрым диодным выпрямителем, 2А3 работает с нагревом переменным током, производства RCA, без гула.
Можно сделать параллельный SE для большей выходной мощности…..но я думаю одна лампа работает лучше, чем PSE. И вы можете использовать полнодиапазонные динамики с высокой чувствительностью.
Последнее редактирование:
Показать скрытый контент низкого качества
- Статус
- Эта старая тема закрыта. Если вы хотите повторно открыть эту тему, свяжитесь с модератором, нажав кнопку «Пожаловаться».
Делиться:
Фейсбук Твиттер Реддит Пинтерест Тамблер WhatsApp Эл. адрес Делиться Связь
Вопрос о смещении 6B4G / 6S4S | Страница 2
- Статус
- Эта старая тема закрыта. Если вы хотите повторно открыть эту тему, свяжитесь с модератором, нажав кнопку «Пожаловаться».
Перейти к последнему
гаечный ключ
стержень
# 21
- # 21
Пришлось кое-что подправить, но ***дебил работает! На следующей неделе притащу на работу пару 6S4S и попробую их засветить. Сначала я протестировал источник с парой электронных нагрузок Kikusui, работающих в режиме постоянного сопротивления, и, конечно же, со стендовым источником питания для входа.
гаечный ключ
стержень
# 22
- # 22
Мне удалось зажечь пару 6S4S с помощью моего импульсного источника питания накаливания. Ну, нити на самом деле не так сильно «загораются», поскольку они, вероятно, покрыты оксидом. Напряжение на нити составляет около 5,9-6 В, и я предполагаю, что регулятор постоянного тока делает свое дело, основываясь на его характеристиках с электронной нагрузкой в режиме постоянного сопротивления. Я проверю это, чтобы быть уверенным. Еще одна вещь, которую мне нужно проверить, это то, сбалансирован ли ток через трансформатор от 1/2 цикла до 1/2 цикла, что является одной из причин, по которой я использую преобразователь с током.
гаечный ключ
стержень
# 23
- # 23
Я просто поместил датчик тока на первичную обмотку трансформатора моей платы драйвера накала, и баланс оказался таким хорошим, как и можно было ожидать. Мне нужно уменьшить перекрытие между первичными фазами, чтобы плата не действовала как повышающий преобразователь — в противном случае миссия выполнена. Схема появится, когда будут определены окончательные значения схемы.
Последнее редактирование:
Бигун
Участник
# 24
- # 24
ключ сказал:
Схемапоявится после того, как будут определены окончательные значения схемы.
Нажмите, чтобы развернуть…
Как дела?
гаечный ключ
стержень
# 25
- # 25
Он стоит в ящике и ждет своей очереди в очереди. Мне не хватило иены на мощность триода, чтобы толкать вещи. Слишком много идей, слишком мало времени, и часто появляется новая идея, которая вытесняет старые проекты. Основным соображением для этого проекта является входная схема, которая будет колебать необходимое количество напряжения для правильного управления триодами с низким мю. Я мог бы каскадировать пару каскадов триодного дифференциала, или я мог бы попробовать что-то более еретическое, чтобы получить необходимое усиление за один раз. Пара высокоомных пентодов в дифференциальной паре с большим током смещения может быть одним из способов. С другой стороны, один из двойных разнородных триодов для работы вертикального генератора/усилителя также может работать, с триодным источником тока с высоким коэффициентом усиления, нагруженным и управляющим низким мю-монстром в качестве катодного повторителя с CCS внизу. С таким усилителем можно вечно возиться на макетной плате…
гаечный ключ
стержень
# 26
- # 26
Еще одна вещь, которую мне нужно проработать, — это правильное расположение и значение некоторых RC-элементов задержки, чтобы обеспечить некоторое пересечение/перекрытие между двумя двухтактными переключателями преобразователя, чтобы предотвратить всплеск напряжения при переключении переходов из-за присутствия катушки индуктивности в центральной ветви трансформатора. Не шишка.
С двухтактным преобразователем с питанием от напряжения вы избежите любого перекрытия переключения, как чумы (мы называем это прострелом), но с преобразователем с питанием от тока это необходимо, хотя вы не хотите переусердствовать, так как это имеют тенденцию повышать выходное напряжение.