Назначение магнитного пускателя: Для чего применяются магнитные пускатели

Содержание

Назначение магнитного пускателя. Устройство магнитного контактора

НАЗНАЧЕНИЕ
МАГНИТНОГО
ПУСКАТЕЛЯ
Изучение устройства
магнитного
контактора
Назначение магнитного
пускателя
Магнитный пускатель предназначен для подключения
электродвигателей, управления направлением
вращения электродвигателей, коммутации
электрических устройств, защиты электрических цепей и
устройств от повреждений при перегрузке.
Из-за своей неприхотливости магнитные пускатели
применяются не только для пуска, останова и
реверсирования трехфазных асинхронных
электродвигателей, но и прекрасно работают в схемах
дистанционного управления освещением, в схемах
управления компрессорами, насосами, кран-балками,
тепловыми печами, кондиционерами, ленточными
конвейерами и т.д. Одним словом, у магнитного
пускателя обширная область применения.
Контактор магнитный
Как таковой магнитный пускатель уже трудно
встретить в магазинах, так как их практически
вытеснили контакторы. Причем по своим
конструктивным и техническим
характеристикам современный контактор
ничем не отличается от магнитного пускателя,
а различить их можно только по названию.
Мы рассмотрим устройство и работу
магнитного пускателя на примере
контактора типа КМИ – контактор
малогабаритный переменного тока
общепромышленного применения.
Устройство контактора типа КМИ
Контактор условно состоит из верхней и нижней части.
Вверху располагается подвижная система контактов
совместно с дугогасительной камерой. Здесь же находится
и подвижная половинка электромагнита, имеющая
механическую связь с силовыми контактами, входящими в
подвижную контактную систему.
В нижней части устройства расположена катушка,
возвратная пружина и вторая часть электромагнита.
Устройство магнитного
контактора
Устройство магнитного
контактора
В верхней части находится подвижная контактная
система, дугогасительная камера и подвижная
половинка электромагнита, которая механически
связана с группой силовых контактов подвижной
контактной системы.
Контакты разомкнуты
Контакты замкнуты
Устройство магнитного
контактора
В нижней части находится катушка, возвратная
пружина и вторая половинка электромагнита.
Возвратная пружина возвращает верхнюю
половинку в исходное положение после
прекращения подачи питания на катушку, тем
самым, разрывая силовые контакты пускателя.
Электромагнит
Обе половинки электромагнита набраны из
Ш-образных пластин, сделанных из
электромагнитной стали. Это наглядно
видно, если вытащить нижнюю половинку
электромагнита.
Выводы обмотки
Катушка пускателя намотана медным
проводом, и содержит N-ое количество
витков, рассчитанное на подключение
определенного питающего напряжения
равного 24, 36, 110, 220 или 380 Вольт.
А это выводы обмотки
Подача напряжения
При подаче напряжения питания в
катушке возникает магнитное поле и
обе половинки стремятся соединиться,
образуя замкнутый контур.
Отключаем питание
Как только отключаем питание,
магнитное поле пропадает, и верхняя
часть возвращается возвратной
пружиной в исходное положение.
Питание и характеристики
Разберемся с питанием и характеристиками.
На боковой стенке пускателя, так же, как и у
блока контактов, нанесена информация об
электрических параметрах пускателя и для
удобства условно разделена на три сектора:
Категории применения
Для характеристики коммутационной
способности контакторов и пускателей
переменного тока установлены четыре
категории применения, являющиеся
стандартными: АС1, АС2, АС3, АС4.
Каждая категория применения
характеризуется значениями токов,
напряжений, коэффициентов мощности
или постоянных времени, условиями
испытаний и других параметров
установленных ГОСТ Р 50030.4.1-2002.
Сектор №1
50Гц – номинальная частота
переменного тока, при которой
возможна бесперебойная работ
пускателя;
Категория применения АС-3 –
двигатели с короткозамкнутым
ротором: пуск, отключение без
предварительной остановки.
Например: этот пускатель можно
использовать для запуска и останова
асинхронных двигателей с
короткозамкнутым ротором,
используемых в лифтах, эскалаторах,
ленточных конвейерах, элеваторах,
компрессорах, насосах,
кондиционерах и т. д.
Расшифровка Iе 9А, АС-1, Ith 25A
Iе 9А – номинальный рабочий ток. Это ток
нагрузки, который в нормальном режиме работы
может проходить через силовые контакты
пускателя. В нашем примере этот ток составляет 9
Ампер.
Категория применения АС-1 – неиндуктивные или
слабо индуктивные нагрузки, печи,
сопротивления. Например: лампы накаливания,
ТЭНы.
Ith 25A – условный тепловой ток (t° ≤ 40°). Это
максимальный ток, который контактор или
пускатель может проводить в 8-часовом режиме
так, чтобы превышение температуры его
различных частей не выходило за пределы 40°С.
Сектор №2
В этом секторе указана
номинальная мощность нагрузки,
которую могут коммутировать
силовые контакты пускателя, и
которая характеризуется
категорией применения АС3 и
измеряется в кВт (киловатт).
Например, через контакты
пускателя можно пропустить
нагрузку мощностью 2,2 кВт,
питающуюся переменным
напряжением не более 230 Вольт.
Сектор 3
Здесь показана электрическая схема
контактора: катушка и четыре пары
нормально открытых контактов – три
силовых (рабочих) и один
вспомогательный. От катушки через все
контакты проходит пунктирная линия,
которая указывает, что все четыре
контакта замыкаются и размыкаются
одновременно.
Напряжение питания 220В подается на
катушку через контакты, обозначенные
как А1 и А2.
Контактная группа
Теперь осталось рассмотреть контактную
группу.
Силовыми контактами являются три
пары: 1L1–2T1; 3L2–4T2; 5L3–6T3 — к ним
подключается нагрузка, которую Вы
хотите запитывать через магнитный
пускатель или контактор.
Причем контакты 1L1; 3L2; 5L3 являются
входящими – к ним подводится
напряжение питания, а 2Т1; 4Т2; 6Т3
являются выходящими – к ним
подключается нагрузка.
Вспомогательные контакты
Последняя пара контактов 13НО–
14НО является вспомогательной и
эту пару используют для
реализации в схеме самоподхвата
контактора. То есть, эта пара
нужна, чтобы при включении в
работу, например, двигателя, все
время его работы не пришлось
держать нажатой кнопку «Пуск».
Опции к магнитному котнтактору
В качестве опций к магнитному
контактору прилагаются тепловое реле
и дополнительный блок контактов.
Тепловое реле защищает электрические
устройства от перегрузки путем
контроля температуры электрических
жил. В случае перегрузки жилы
нагреваются, тепловое реле это
контролирует и размыкает цепь.
Магнитный контактор, тепловое
реле, доп. блок контактов
Блок контактов или приставка
контактная
Назначение доп.блока контактов
Дополнительный блок контактов не
всегда используется. Блок контактов
или, как его еще называют —
приставка контактная служит для
размножения контактов, например,
если в схеме должны быть
задействованы реверс
электродвигателя, сигнализация
работы пускателя или включение
дополнительного оборудования.
Полозья с зацепами
Внутри блока контактов (приставки контактной) встроена
подвижная контактная система, которая жестко связывается с
контактной системой магнитного пускателя. Крепится приставка
в верхней части пускателя, где для этого предусмотрены
специальные полозья с зацепами.
Контактная система приставки
Контактная система приставки состоит из двух пар
нормально закрытых и двух пар нормально открытых
контактов.
На рисунке ниже схематично показана кнопка с парой
контактов под номерами 1-2 и 3-4, которые закреплены на
вертикальной оси. В правой части рисунка показано
графическое изображение этих контактов, используемое на
электрических принципиальных схемах.
Нормально открытый (NO) контакт в нерабочем состоянии
всегда разомкнут. На рисунке он обозначен парой 1–2, и чтобы
через него прошел ток контакт необходимо замкнуть.
Нормально закрытый (NC) контакт в нерабочем состоянии
всегда замкнут и через него может проходить ток. На рисунке
такой контакт обозначен парой 3–4, и чтобы прекратить
прохождение тока через него, надо контакт разомкнуть.
Схематичное изображение
При нажатии кнопки..
Теперь, если нажать кнопку, то нормально
открытый контакт 1-2 замкнется, а
нормально закрытый 3-4 разомкнется. О чем
показывает рисунок ниже.
Исходное состояние блока
контактов.
В исходном состоянии, когда магнитный
контактор обесточен, нормально
открытые контакты 53NO–54NO и 83NO–
84NO разомкнуты, а нормально закрытые
61NC–62NC и 71NC–72NC замкнуты. Об
этом говорит шильдик с номерами клемм
контактов, расположенный на боковой
стенке блока контактов, а стрелка
показывает направление движения
контактной группы.
Блок контактов
При подаче напряжения
Теперь, если на катушку контактора
подать напряжение питания, то
сердечник потянет за собой контакты
блока контактов и нормально
открытые замкнутся, а нормально
закрытые разомкнутся.
Специальная защелка
Фиксируется блок контактов
специальной защелкой. А чтобы блок
снять, достаточно приподнять защелку
и выдвигать блок в сторону защелки.
Заключение
Ну и последнее, на что хотела
обратить Ваше внимание, это на то,
что современные пускатели,
автоматические выключатели и УЗО
теперь можно размещать в одном
ящике и на одну динрейку. Так что
учитывайте это при выборе ящика.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

назначение, устройство, схемы подключения. Схемы подключения магнитного пускателя на 220 В и 380 В + особенности самостоятельного подключения

Содержание:

Технические характеристики и маркировка

Несмотря на то, что принцип работы всех магнитных пускателей одинаков, отдельные виды этого устройства, имеют ряд технических различий. Для идентификации конструктивных особенностей и рабочих характеристик существует система условных обозначений данных изделий. Для примера можно взять конкретную маркировку ПМ.

ПМ12-025 2 4 1 УХЛ 2 Б

ПМ12 – серия изделия. Все изделия этой серии имеют одинаковую конструкцию корпуса и исполнительного устройства. Габариты корпуса могут отличаться в зависимости от величины токовой нагрузки. Чем мощнее пусковое устройство, тем больше его размеры.

ПМ12-025 _ _ _ УХЛ _ _ (первые три цифры), 025 – номинальная нагрузка на силовых контактах – до 25 Ампер. ПМ с такой токовой характеристикой классифицируется, как магнитный пускатель 2 величины. ПМ12 в зависимости от величины могут обеспечивать работу электрических двигателей, токовый диапазон которых находится в пределах от 10 до 250 Ампер.

Таблица соответствия маркировки рабочей токовой нагрузке ПМ

ПМ12 ___ 2 _ _ УХЛ _ _ (четвертая цифра), 2 пускатель нереверсивный, снабжен тепловым реле для защиты электродвигателя от длительных токовых перегрузок при обрыве одной фазы, а также в случае заклинивания привода или приводного механизма. Назначение пускателей и наличие тепловой защиты определяется следующей системой маркировки:

ПМ12 ___ _ 5 _ УХЛ _ _ (пятая цифра), 5 степень защиты IР20, открытого исполнения, без оболочки. Исключает попадание внутрь устройства посторонних механических предметов и случайное соприкосновение человека с действующими и токоведущими частями. Магнитный пускатель, выполненный с данной степенью защиты не защищен от попадания в него воды или другой жидкости, поэтому, как правило, размещаются в закрывающихся электрических щитах на дин рейках. Основная масса электрических приборов, которые находят наиболее широкое применение, обладает степенью защиты IP20.

ПМ12 ___ _ _ 1 УХЛ _ _ (шестая цифра) исполнение по количеству блок-контактов, 1 – 2 нормально открытых (разомкнутых) и 2 нормально закрытых (замкнутых).

Маркировка на магнитном пускателе ПМ12

ПМ12 ___ _ _ _ УХЛ 2 _ (УХЛ) исполнение электроаппаратуры для умеренно-холодного климата, УХЛ 2 – предназначения для работы в помещениях без отопления или под навесом.

ПМ12 ___ _ _ _ УХЛ _ Б (Б) характеристика исполнения по износостойкости. А – 320 тыс. циклов, Б – 100 тыс. циклов, В – 30 тыс. циклов.

Для удобства среднестатистического потребителя производитель зачастую в маркировке, установленной требованиями стандартизации, дополнительно указывает номинальные токовые характеристики пускателя, вид тока, а также рабочее напряжение магнитной катушки. Ниже выделенным текстом указана нагрузочная характеристика – 25А, напряжение – 380В и переменный ток – АС.

ПМ12-025 2 4 1-25А-380АС-УХЛ2-Б

Переменный ток обозначается символом AC, постоянный – DC. Втягивающие катушки пускателей ПМ12, в большинстве случаев рассчитаны для работы на переменном токе с напряжением 24В, 220В или 380В.

Чем отличаются пускатели от контакторов

Предназначение этих видов устройств практически одинаковое, но разница все же имеется. Принцип работы этих устройств также одинаковый, поскольку их работа основана на принципе работы электрического магнита. Рассчитаны они для работы в цепях постоянного тока, с напряжением до 440V, а также в цепях переменного тока с напряжением до 600 V. Те и другие имеют:

  • Рабочие (силовые) контакты, для управления работой нагрузки.
  • Вспомогательные (управляющие) контакты, обеспечивающие функционирование сигнальных устройств.

Казалось бы, разницы нет, но она есть и достаточно существенная. Пускатели выпускаются для работы на малые токи до 10А, а вот контакторы предназначены для коммутации электрических цепей с большими токами, которые составляют сотни ампер. В связи с этим, их конструкция может отличаться из-за наличия дугогасительных камер.

Кроме этого, пускатели выпускаются в корпусах из прочной пластмассы, а контакторы корпусов не имеют (в большинстве случаев), поэтому их установка требует защищенных мест, вроде боксов, вход в которые не возможен для посторонних лиц, кроме обслуживающего персонала. Кроме этого, контакторы должны быть защищены от влаги, пыли и грязи.

Пускатели в основном предназначаются для включения/отключения асинхронных 3-х фазных электродвигателей. В связи с этим данные устройства оборудованы 3 парами рабочих контактов, а также вспомогательными контактами, которые обеспечивают подачу питания на пускатель в рабочем режиме. Подобные функциональные возможности достаточно универсальные, поэтому пускатели используются для управления работой различных устройств, находящихся на значительном удалении.

Поскольку их принцип работы практически не отличается, то зачастую пускатели называют «малогабаритными контакторами». В основном это можно встретить в прайс-листах, хотя ранее четко разграничивались контакторы и пускатели. Как правило, даже электрики и те больше работали с пускателями.

Принцип работы и устройство

Очень важно понять, на чем основан принцип работы пускателей, а также как они устроены, чтобы лучше понимать схему подключения.

Основу конструкции представляет электрический магнит, который, в свою очередь, состоит из подвижной и неподвижной части. Магнитопровод отличается «Ш» — образной формой, при этом он как бы разрезан по середине и установлен «ногами» друг против друга.


Устройство магнитного пускателя

Как правило, нижняя часть является неподвижной и надежно закреплена на корпусе. Верхняя часть является подвижной и установлена на пружинах, которые автоматически отключают пускатель, если на катушке отсутствует рабочее напряжение. Следует отметить, что выпускаются пускатели на различное рабочее напряжение, от 12 до 380 вольт. Катушки легко меняются, поэтому пускатели достаточно ремонтопригодные и наиболее слабым звеном является именно катушка. Кроме этого, у пускателя имеются также подвижные и неподвижные контакты, как силовые, так и управляющие. Подвижные контакты располагаются на подвижной части магнитного пускателя.

Когда катушка обесточена, подвижные контакты находятся в разомкнутом состоянии за счет действия пружины. Когда нажимается кнопка «Пуск» на катушке появляется напряжение. В результате подвижная часть сердечника притягивается, а вместе с ней и подвижные контакты. Соединяясь с неподвижными контактами, образуется электрическая цепь, в результате чего на управляющем устройстве (электродвигателе) появляется рабочее напряжение: двигатель запускается. Это можно увидеть на картинке ниже.


Так выглядит в разобранном виде

Когда нажимается кнопка «Стоп», напряжение на катушке исчезает и верхняя, подвижная часть, за счет действия пружины, возвращается в исходное состояние. Контакты размыкаются, электрическая цепь пропадает, как и напряжение на электродвигателе: электрический двигатель останавливается. Электромагнит срабатывает, как от постоянного, так и от переменного напряжения, главное, чтобы катушка была рассчитана на рабочее напряжение.

Бывают пускатели с нормально замкнутыми и нормально разомкнутыми контактами, при этом последние наиболее распространенные и наиболее востребованные.

Состав и назначение частей

Основа магнитного пускателя — катушка индуктивности и магнитопровод. Магнитопровод разделен на две части. Обе они имеют вид буквы «Ш», установлены в зеркальном отражении. Нижняя часть неподвижная, ее средняя часть является сердечником катушки индуктивности.  Параметры магнитного пускателя (максимальное напряжение, с которым он может работать) зависят от катушки индуктивности. Могут быть пускатели малых номиналов — на 12 В, 24 В, 110 В, а наиболее распространенные — на 220 В и на 380 В.

Устройство магнитного пускателя (контактора)

Верхняя часть магнитопровода — подвижная, на ней закреплены подвижные контакты. К ним подключается нагрузка. Неподвижные контакты закреплены на корпусе пускателя, на них подается питающее напряжение. В исходном состоянии контакты разомкнуты (за счет силы упругости пружины, которая удерживает верхнюю часть магнитопровода), питание на нагрузку не подается.

Кнопка «Стоп»

Кнопку «Стоп» легко отличить по красному цвету.
В кнопке используется размыкающий (нормально замкнутый) контакт, через который проходит напряжение питания в схему управления пускателем.

В начальном положении, когда кнопка не нажата, подвижный контакт кнопки поддавливается снизу пружиной и собой замыкает два неподвижных контакта, соединяя их между собой. И если кнопка стоит в электрической цепи, то в этот момент через нее протекает ток.
Когда же необходимо разомкнуть цепь — кнопку нажимают, подвижный контакт отходит от неподвижных контактов и цепь размыкается.

При отпускании кнопка опять возвращается в исходное положение пружиной, поддавливающей подвижный контакт, и он опять замыкает собой оба неподвижных контакта. На рисунке показаны контакты кнопки в нажатом и не нажатом положении.

Кнопка «Пуск»

Как правило, кнопку «Пуск» раскрашивают в черный или зеленый цвета.
В кнопке используется замыкающий (нормально разомкнутый) контакт, при замыкании которого через кнопку начинает проходить электрический ток.

Кнопка «Пуск» устроена так же, как и кнопка «Стоп», и отличается лишь только тем, что в начальном положении ее подвижный контакт не замыкает неподвижные контакты — то есть всегда находится в не замкнутом состоянии. В левой части рисунка видно, что подвижный контакт не замкнут и пружиной поддавливается вверх.

При нажатии на кнопку подвижный контакт опускается и замыкает оба неподвижных контакта. Когда же кнопка отпускается, то ее подвижный контакт под действием пружины возвращается в исходное верхнее положение и контакты размыкаются.

Схемы подключения магнитного пускателя с катушкой на 220 В

Перед тем, как перейдем к схемам, разберемся с чем и как можно подключать эти устройства. Чаще всего, требуются две кнопки — «пуск» и «стоп».  Они могут быть выполнены в отдельных корпусах, а может быть единый корпус. Это так называемый кнопочный пост.


Кнопки могут быть в одном корпусе или в разных

С отдельными кнопками все понятно — у них есть по два контакта. На один подается питание, со второго оно уходит. В посте есть две группы контактов — по два на каждую кнопку: два на пуск, два на стоп, каждая группа со своей стороны. Также обычно имеется клемма для подключения заземления. Тоже ничего сложного.

Как подключить пускатель на 220V с кнопкой

Самая распространенная схема включения — однофазный потребитель с кнопочным стартом. Причем кнопки должны быть разнесены: отдельно «пуск», отдельно «стоп». Чтобы понять, как подключить магнитный пускатель, изобразим комбинированную схему, с изображением деталей:

В нашем случае используется однофазный источник питания (220 V), разнесенные кнопки управления, защитное термореле, и собственно магнитный пускатель. Потребитель — мощный электродвигатель.

  • Нулевой кабель (N) подключается одновременно к электродвигателю и контактам управляющей цепи.
  • Кнопка (Кн2) «стоп» является нормально замкнутой: в отпущенном состоянии через нее протекает электрический ток.
  • Линия фазы (F) контролируется защитной схемой термореле (ТП), и подключается к входным рабочим контактам пускателя (ПМ1).
  • Пусковая электроцепь от фазы соединяется с обмоткой соленоида пускателя (ПМ) через замкнутые (без перегрева) контакты термореле (ТП-1).
  • Параллельно нормально разомкнутой кнопке (Кн1) «пуск», подключены контакты сервисной цепи магнитного пускателя (ПМ4).
  • При нажатии кнопки «пуск», через соленоид контактора течет электроток. Замыкаются контакты (ПМ1) — питание электродвигателя и (ПМ4) — питание соленоида пускателя. После отпускания кнопки «пуск», управляющая и силовая цепи остаются замкнутыми, схема находится в режиме «включено».
  • При перегреве линии, срабатывает термореле (ТП), нормально замкнутые контакты (ТП1-) разрывают цепь соленоида, контактор размыкается, потребитель отключен. Повторное включение можно выполнить после остывания термореле.
  • Для принудительного обесточивания потребителя, достаточно коснуться кнопки (Кн2) «стоп», цепь питания соленоида разомкнется, питание потребителя прекратится.

Такая схема клавишного подключения магнитного пускателя на 220 V позволяет безопасно пользоваться мощными электроустановками, и обеспечивает дополнительную защиту в случае перегрева линии по току. Например, если вал двигателя остановится под нагрузкой.

Упрощенная схема (без защитных устройств и термореле) на иллюстрации:

В этом случае управление соленоидом (соответственно и силовыми контактными группами) осуществляется двумя кнопками вручную.

Информация:

При организации электронного поста управления, роль кнопок выполняют реле, подключенные к схеме, либо электрические системы (например, на тиристорах).

В качестве бонуса, рассмотрим подключение с помощью розетки с таймером. В этом случае схема включения работает без кнопки «стоп». То есть, при наличии управляющего напряжения (от таймера), электроустановка работает.

Методы защиты

Магнитные пускатели служат не только для подключения и отключения нагрузки, но и для защиты двигателей. Для трехфазных двигателей переменного тока опасны две вещи:

  1. Короткое замыкание (неважно, на корпус, между обмотками или межвитковое).
  2. Перекос фаз или пропажа одной или двух из них.

Тепловое реле помогает бороться с первым явлением. Основным его элементом является биметаллическая пластинка. В холодном состоянии она имеет одну форму, в нагретом — другую. Через нее пропускают рабочий ток, идущий на электродвигатель, который ее греет. Чем сильнее ток, тем больше она нагревается. Для того чтобы пластина не меняла свою форму раньше времени, ее деформируют.

Через изоляционный материал к ней прикрепляют подвижный нормально замкнутый контакт, который входит в схему управления катушкой МП. При превышении тока пластина меняет свою форму и размыкает контакт, что ведет к срабатыванию МП и остановке двигателя. Всего таких реле ставят по два на МП, по одному на фазу. Третья фаза в любом случае будет связана с этими двумя.

Безопасность напряжения

Что касается напряжения, здесь дела обстоят сложнее. Можно, конечно, на каждую фазу поставить по реле напряжения, но это усложнит схему, что, в свою очередь, приведет к удорожанию конструкции. Частично эта проблема решается самой катушкой. Если это катушка на 220 В, то питание она берет с одной из фаз. Когда напряжение на этой фазе пропадает, катушка обесточивается, и МП отключается.

Еще лучше, если катушка на 380 В — тогда защищены две фазы, но при исчезновении напряжения на третьей, защита не сработает. Можно поставить дополнительное реле, запитав его от незащищенной фазы, а его нормально разомкнутые контакты включить в цепь управления катушкой МП. Тогда при потере напряжения на этой фазе реле отключится, и цепь питания катушки МП будет разорвана.

У такого решения есть существенный недостаток. Чтобы МП включился, необходимо чтобы это реле уже было запущено, а этого не произойдет, пока МП не включится, потому что реле запитывается от фазы, идущей после МП.

Подключить реле к кнопке «пуск» нельзя, произойдет межфазное короткое замыкание. В этом случае можно использовать сдвоенную кнопку «пуск», взяв напряжение с одноименной фазы перед МП. Тогда после включения МП реле будет работать в штатном режиме.

Есть другой, более оригинальный, способ. Как известно, на временной шкале напряжение между тремя фазами в любой промежуток времени равно нулю. Если ко всем фазам подключить одним концом конденсатор емкостью 20 мкФ, а другие концы соединить между собой, то получится «звезда», в центре которой будет 0.

Обратите внимание. Подключают реле, рассчитанное на напряжение 220 В между центром «звезды» и нулевым проводом. Когда напряжение есть во всех фазах, реле отключено.

Когда в одной или двух фазах напряжение пропадает, в центре «звезды» появляется напряжение, в этом случае реле срабатывает. Его нормально замкнутые контакты размыкаются (а они включены в схему управления катушкой МП), прерывая цепь в катушке МП.

Это очень чувствительная схема, которая реагирует даже на перепады напряжения. Чтобы снизить чувствительность, необходимо понизить емкость конденсаторов. Напряжение конденсаторов должно быть не менее 400 В. Даже при выходе из строя любого конденсатора схема сработает, т. к. будет нарушена симметрия.

Реверсивная схема

Когда есть необходимость менять направление вращения электродвигателя, используют реверс, который базируется на блоке пускателей. Схемы подключения устройств для 220 и 380 вольт будут иметь следующий вид:

Реверсивная схема схема №1

Реверсивная схема схема №2

Как можно видеть, здесь присутствуют те же элементы, что и в нереверсивных схемах, но добавлен еще один пускатель (КМ2) и кнопка для его запуска (Пуск2). Изменение направления вращения происходит за счет смены фаз. Но необходимо учесть ряд ключевых моментов, в частности предотвращение одновременного включения двух коммутаторов во избежание короткого замыкания. При подаче напряжения через автомат QF, включается пусковая кнопка на первый контактор (Пуск1, КМ1). В это же время происходит расщепление нормально замкнутых контактов БК1 перед реверсной кнопкой.  Обратный ход включается аналогично, через Пуск 2, но перед этим необходимо отключить питание – Стоп (С).

Нереверсивная схема

Эта методика применяется, если нет необходимости менять в процессе работы направление вращения двигателя. В базовом исполнении, для 220 вольтовых катушек подобные схемы будут иметь вид:

Та же схема, но для 380 вольтовых катушек:

В состав каждой из них входят следующие элементы:

  • Автомат включения (QF),
  • Магнитный пускатель (KM1),
  • Блокирующие контакты (БК),
  • Реле тепловой защиты (P),
  • Двигатель асинхронного типа (M),
  • Предохранительный элемент (ПР),
  • Органы управления или кнопки (Пуск, Стоп).

После подключения питания через автоматический выключатель QF, нажимается кнопка Пуск, которая замыкает контакты и подает напряжение на КМ1 Он осуществляет ввод в работу двигателя. После этого, кнопку Пуск можно отпустить, так как сработает блокировка на контактах БК. Отключение питания в автоматическом режиме происходит при падении напряжения (размыкаются удерживающие контакты БК) или перегрузке (срабатывает тепловое реле или предохранитель). Также можно остановить подачу напряжения вручную, через кнопку Стоп.

Схема комбинации звезды и треугольника

Схемы «звезда» и «треугольник» являются наиболее распространенными при подключении двигателя к электрической линии. В первом случае он будет работать плавно, но не сможет развить полную мощность. Соединение треугольником, в свою очередь, не дает столь ровных оборотов, но позволяет развить полную мощность, вплоть до полуторакратной паспортной.

В двигателях большой мощности часто используют интересный ход: первоначальный плавный ввод организовывается по звезде, а после выхода на необходимые обороты, автоматически переходят на треугольник. Это позволяет в том числе значительно снизить потребляемые пусковые токи. Примерная схема включения пускателя и реле времени в таком режиме будет иметь следующий вид:

Подключение асинхронного двигателя на 380 В через пускатель с катушкой на 220 В

Эта схема отличается только тем, что в ней подключаются к контактам L1, L2, L3 три фазы и также три фазы идут на нагрузку. На катушку пускателя — контакты A1 или A2 — заводится одна из фаз. На рисунке это фаза B, но чаще всего это фаза С как менее нагруженная. Второй контакт подсоединяется к нулевому проводу. Также устанавливается перемычка для поддержания электропитания катушки после отпускания кнопки ПУСК.


Схема подключения трехфазного двигателя через пускатель на 220 В

Как видите, схема практически не изменилась. Только в ней добавилось тепловое реле, которое защитит двигатель от перегрева. Порядок сборки — в следующем видео. Отличается только сборка контактной группы — подключаются все три фазы.

Специфические виды пускателей и схемы их работы

Помимо типичных задач, эти устройства, в силу своего функционала, могут использоваться и в более специфических условиях. Рассмотрим их кратко на примере тиристорного пускателя, взрывозащищенных коммутаторов типа ПВР-125р и ПВИ-250 В, подключения через контакторы терморегуляторов и организация АВР.

Тиристорные пускатели и схема их включения

Особенность данного типа пусковых реле состоит в том, что в них не используется метод прямого физического разрыва цепи. То есть, они являются бесконтактными и в принципе лишены ключевых недостатков привычных устройств (механического износа контактов, образования дуги и т.д.). Правильно включить электродвигатель можно на тиристорных устройствах ПТ, схема подключения которых выглядит следующим образом:

В цепи задействованы следующие элементы:

  • L1, L2, L3 – фазные провода (полюса),
  • ТА1, ТА 2 – трансформаторы тока,
  • R1, R 2 – резисторы,
  • VD1, VD 2 – транзисторы,
  • VS1…VS6 – тиристоры,
  • БУ – блок управления,
  • SB1, SB2 – кнопки «Пуск» и «Стоп».

Пускатели типа ПВР-125р и ПВИ-250 В

Электродвигатели используются не только в более-менее привычных нам условиях: к примеру, на различных горнодобывающих предприятиях, шахтах и т. п., где сохраняется потенциальная взрывоопасная обстановка, запыленность и прочие негативные факторы. Следовательно, исполнение пусковых устройств должно предусматривать подобные ситуации. В таких условиях находят применение релейные модули ПВР-125р и ПВИ-250 В(БТ).

Пускатель типа ПВР является реверсивным модульным блоком, который монтируется во взрывозащищенном корпусе. Он используется для ввода в работу трехфазных электродвигателей различно горнодобывающей техники, работающей в выработке угольных шахт. К ПВР предъявляются особые требования в части противодействия метану и пыли.

Пускатель ПВИ-250 В (БТ, Д) используется в таких же условиях, как и ПВР, но исходя из маркировки обладает еще и искрозащитой. Предназначен для включения и выключения двигателей шахтной техники. Через ПВИ-250 обеспечивается дополнительная защита от возможных коротких замыканий или перегрузок в сети.

Подключение терморегуляторов посредством пусковых реле

Теплый пол или обогреватель инфракрасного типа дополнительно комплектуются терморегуляторами, для поддержки необходимого температурного фона. Использовать их можно не только в бытовых, но и в промышленных масштабах. Примерная схема подключения такой системы, когда терморегулятор цепи подключают не напрямую, а через контактор, выглядит следующим образом:

Формирование АВР на пускателях

Еще одним случаем, когда востребовано использование коммутаторов, является обустройство систем АВР (аварийного ввода резерва). Таким образом повышается надежность электроснабжения, поскольку существует как минимум два его источника. Правильно организовать узел ввода на АВР можно по такой схеме:

Здесь можно видеть два источника питания (1 и 2), автоматические выключатели на каждой из линий (АВ1, АВ2), пускатели и их контактные узлы (ПМ1 и ПМ2). На случай, если источники электроэнергии не являются полностью независимыми (например, одна из линий идет от условного соседа), в схеме предусмотрено реле контроля напряжения РКН, которое выбирает гарантированную линию ввода.

Пусковые магнитные устройства являются одними из важнейших элементов для правильного ввода в работу электрооборудования, в частности, двигателей синхронного типа, в том числе и в опасных условиях шахт (речь идет о контакторах ПВР и ПВИ). Подключение может быть организовано по прямой, реверсивной и комбинированной схеме (звезда-треугольник). Кроме того, пускатели находят широкое применение и в других областях, где нет необходимости использования двигателей, например, для организации подвода питания к домовым сетям или к системам обогрева по терморегуляторам, по прямому или резервному источнику (АВР).

Применение дин-реек для крепления

Зачастую подключение пускателя осуществляется посредством дин-рейки. В данном случае вместе с ней применяется устройство специального модульного типа. Дин-рейка являет собой металлический профиль, который используется для подключения модульного оборудования. Оборудование крепится в шкафах, специальных установочных коробках, а также на электрических щитах.

В промышленности используются дин-рейки различной ширины. Расстояния между их крепежными отверстиями также могут отличаться.

Различие пускателей на 220В и 380В

Катушки магнитных пускателей для работы в сетях 380В могут быть на 220 и 380 Вольт без особых переделок схемы. Во всех схемах, приведённых в этой статье, электромагнитные пускатели имеют катушку на напряжение 220 В. Что же делать, если в руки попал пускатель не на 220В, а на 380В?

Всё очень просто – надо нижний (по схеме) вывод катушки пускателя на 380В подключить не к нулю (N), а к L2 или L3. Эта схема даже более предпочтительна, так как вся схема с пускателем на 380В может быть собрана вообще без нуля. Три фазы приходят, и три фазы уходят на двигатель, не считая управления.

Советы и хитрости установки

  • Перед сборкой схемы надо освободить рабочий участок от тока и проконтролировать, чтобы напряжение отсутствовало тестером.
  • Установить обозначение напряжения сердечника, которое упоминается на нем, а не на пускателе. Оно может быть 220 или 380 вольт. Если оно 220 В, на катушку идет фаза и ноль. Напряжение с обозначением 380 – значит разные фазы. Это является важным аспектом, ведь при неверном подсоединении сердечник может сгореть или не будет запускать полностью нужные контакторы.
  • Кнопка на пускатель (красная)Нужно взять одну красную кнопку «Стоп» с замкнутыми контактами и одну черную либо зеленую кнопку с надписью «Пуск» с неизменно разомкнутыми контактами.
  • Учтите, что силовые контакторы заставляют работать или останавливают только фазы, а нули, которые приходят и отходят, проводники с заземлением всегда объединяются на клеммнике в обход пускателя. Для подсоединения сердечника в 220 Вольт на дополнение с клеммника берется 0 в конструкцию организации пускателя.

А ещё вам понадобится полезный прибор — пробник электрика, который легко можно сделать самому.

Предыдущая

АккумуляторыПоследовательное подключение аккумуляторов

Понимание основ пускателей двигателей — Palmer DCS

Средства управления двигателем, и особенно пускатели двигателей, являются основой многих решений по управлению электрооборудованием. Чтобы помочь вам стать лучше понимание того, что такое стартер двигателя, как они работают, почему мы используем их и различные типы стартеров, мы составили этот пост, первый в серии статей, посвященных основам стартеров двигателей.

ЧТО ТАКОЕ СТАРТЕР МОТОРА?

Пускатель электродвигателя — это электрический компонент, предназначенный для безопасного пуска и останова электродвигателя. Подобно реле, пускатель двигателя включает и выключает питание. В отличие от реле, пускатель также обеспечивает защиту от перегрузки по току и низкого напряжения.

Пускатель двигателя выполняет четыре основные функции:

  1. Безопасный запуск двигателя.
  2. Безопасный останов двигателя.
  3. Изменить направление вращения двигателя.
  4. Обеспечьте защиту двигателя от низкого напряжения и перегрузки по току.

Пускатель двигателя обычно состоит из двух компонентов, которые работают вместе для управления и защиты двигателя.

  • Электрический контактор: запускает и останавливает подачу питания на двигатель, замыкая или размыкая контактные клеммы.
  • Реле перегрузки: контролирует ток в условиях перегрузки.

ПОЧЕМУ МЫ ИСПОЛЬЗУЕМ СТАРТЕР С ДВИГАТЕЛЕМ

Электродвигатели классифицируются как индуктивная нагрузка, что означает требуется огромное количество энергии, чтобы разогнаться, а затем относительно небольшое количество энергии для поддержания этой скорости. Этот начальный всплеск мощности называется пусковым током. Несмотря на то, что он короткий, он может в несколько раз превышать установившийся ток. Двигатели рассчитаны на этот пусковой ток и могут запускаться и останавливаться без повреждений.

Однако приложения, требующие нескольких пусков/остановок (обычно более 4 в час) следует использовать частотно-регулируемый привод VFD, т.к. повторный пуск от запуска через линию может привести к перегрузке и повреждению двигателя.

При больших двигателях такой большой ток может вызвать провалы напряжения в линии питания, которые могут повредить другое оборудование, подключенное к той же линии. Соответственно, большинство более крупных двигателей запускаются другим способом (устройство плавного пуска RVSS или частотно-регулируемый привод VFD, обсуждаемые отдельно). Если несколько меньших нагрузок настроены на совместное подключение к сети, следует позаботиться о том, чтобы их пуски были распределены по времени с помощью таймеров задержки включения или программирования системы управления.

ПРИНЦИП РАБОТЫ СТАРТЕРА

Пускатель двигателя может быть ручным или электромеханическим. В приложениях, где используется ручной стартер, рычаг ВКЛ/ВЫКЛ или кнопку необходимо вручную перевести из положения ON или OFF. Это выключит или включит источник питания, замкнув или разомкнув контакты.

Недостатком ручных пускателей является то, что при сбое питания они возобновят работу, как только питание вернется в сеть, потенциально создающие угрозу безопасности. Ручные пускатели не позволяют однако для автоматического управления, поэтому лучшие отраслевые практики ограничивают использование ручных пускателей в пользу автоматических пускателей.

В электромеханическом пускателе контактор действует подобно реле. Цепь управления подает напряжение на катушку, которая возбуждает и магнитно притягивает контакты, завершающие цепи к двигателю и позволяя ему потреблять мощность. Это полностью изолирует цепи управления и питания, обеспечивая низкое напряжение.

(обычно 120 В) управление более высоким напряжением (обычно 208 В или 460 В) силовой цепи.

Реле перегрузки защищает двигатель от перегрузки. Поскольку ток генерирует тепло, перегрузки контролируют ток, поступающий на двигатель, чтобы увидеть, сколько тепла выделяется.

Перегрузка может произойти по разным причинам, например, если ток превышает полную нагрузку, пусковой ток может потребляться слишком долго, или одна из фаз потребляет больше, чем другие. В случае перегрузки срабатывает реле перегрузки, автоматически обесточивая катушки контактора и отключая питание двигателя. Это делается для предотвращения повреждения двигателя.

В отличие от ручного пускателя контактор контактирует в электро- механический стартер возвращается в исходное положение после сбой питания или перегрузка, которая держит двигатель выключенным, когда сила течет снова.

В приложениях, где автоматический перезапуск может опасность, можно добавить кнопку пуска, чтобы предотвратить автоматический перезапуск двигателя при возобновлении питания. Это также предотвратит одновременное подключение нескольких нагрузок после сбоя питания, что приведет к провалам напряжения и потенциальному повреждению оборудования, как обсуждалось ранее.

Palmer DCS предлагает широкий выбор магнитных пускателей двигателей. которые отвечают требованиям времени занятых сервисных компаний HVAC, механические и электрические подрядчики и многое другое. Мы подходим к каждому работа с качеством, гибкостью и надежностью, предлагая больше, чем 30 000 конфигураций для магнитных пускателей двигателей NEMA и IEC. К загрузите наше прилагаемое руководство по решениям для магнитных пускателей, посетите наш сайт по адресу https://www.palmerdcs.com/motor-starters. Спасибо, что позволили нам рассказать вам больше о том, что мы делаем.

EATON Магнитный пускатель двигателя определенного назначения: 25 А переменного тока, 24 В переменного тока, 1, 7 1/2 л.с., 3 фазы — 240 В — 5PZX9|A25CGC25T

  • Элемент # 5PZX9
  • производитель Модель # A25CGC25T
  • UNSPSC # 39121521
  • Группа каталога № h3697
  • № страницы каталога 174 174

Страна происхождения США.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *