Позывные которые были в советское время одессы – Позывные которые были в советское время одессы – Одесса советская, 1975 год — Производство и поставка электростанций, Бензиновые и дизельные генераторы от 1 до 100 кВт. Мини ТЭЦ на базе двигателя Стирлинга.

Позывные которые были в советское время одессы – Позывные которые были в советское время одессы – Одесса советская, 1975 год — Производство и поставка электростанций, Бензиновые и дизельные генераторы от 1 до 100 кВт. Мини ТЭЦ на базе двигателя Стирлинга.

Советская Одесса 1970-80-х / Назад в СССР / Back in USSR

Эти фотографии были сделаны в Одессе в 70-80-ых гг. иностранными фотокорреспондентами. Снимки колоритные в каком-то смысле, хотя некоторые из них кажутся мрачноватыми, видимо потому, что иностранные фотографы все таки старались увидеть СССР именно “империей зла”…

Парочка влюбленных в городском центре. (Ian Berry)

Женщина под дождем подает суп на рынке. (Ian Berry)

Женщины молятся в церкви святого Пантелеймона в 1982 году. (Ian Berry)

Дети в исторических костюмах репетируют театральное представление в 1982 году. (Ian Berry)

Балет на сцене оперного дома в 1982 году. (Ian Berry)

Мужчины обсуждают что-то на птичьем рынке в 1982 году. (Ian Berry)

Женщина моет окно овощного магазина. (Ian Berry)

Тренер дает совет ученику во время занятия по плаванию в 1982 году. (Ian Berry)

Женщины на пляже. 1982 год. (Ian Berry)

Девушка проверяет бутылки шампанского на конвейерной линии на заводе в 1982 году. (Ian Berry)

Парочка прячется под зонтом на одной из улиц в центре города. (Ian Berry)

Дискотека. (Ian Berry)

А тем временем у пивного ларька. (Ian Berry)

Во время репетиции кукольной постановки в театре в 1982 году. (Ian Berry)

Партия в шахматы привлекла любопытных в парке Шевченко. (Ian Berry)

Женщина убирает улицу. 1979 год. (Ian Berry)

Женщина подметает улицу перед оперным театром в 1982 году. (Ian Berry)

Мужчины во время грязетерапии. (Ian Berry)

Юные балерины ждут начала репетиции. (Ian Berry)

В центре Одессы. 1982 год. (Ian Berry)

В Одессу пришло лето. Пляж переполнен. 1982 год. (Ian Berry)

Девушки расходятся после мероприятия в центре города. (Ian Berry)

Зрители. (Ian Berry)

Женщина ждет кого-то, не обращая внимания на пьяницу сзади. (Ian Berry)

Мужчины покупают пиво, третьему, похоже, хватит. (Ian Berry)

Старушка пришла покормить кошек в парк. (Ian Berry)

Дети водят хоровод в местном детском саду. (Ian Berry)

Женщина поливает клумбы перед дворцом графа Воронцова. (Ian Berry)

Парочка влюбленных на балконе, выходящем на порт. (Ian Berry)

Собрание в утреннем туманном парке Шевченко. (Ian Berry)

Чтоб два раза не бегать! (Ian Berry)

Женщина на балконе. (Ian Berry)

Работница машиностроительного завода «СтройГидравлика». (Ian Berry)

Женщина развешивает белье. (Ian Berry)

Женщины пытаются удержать равновесие во время занятия физкультурой в местном доме отдыха. (Ian Berry)

Любознательный мужчина на автобусной остановке. (Ian Berry)

Один из одесских пляжей. 1981 год. (Peter Marlow)

На рынке во время дождя. (Ian Berry)

Моряк проходит под балконом, на котором отдыхает мужчина. (Ian Berry)

Мужчины пытаются продать обрезки трубы на рынке. (Ian Berry)

На заводе «СтройГидравлики». (Ian Berry)

Юные морячки на военном мемориале. (Ian Berry)

Водитель ждет молодоженов из ЗАГСА. (Ian Berry)

Девушка смотрит в окно кафе, пока гид (справа) проверяет имена. (Ian Berry)

Разное

Каким был облик Одессы в советскую эпоху. Как выглядели главные улицы и достопримечательности города в 1970-80-е годы. Что изменилось в архитектуре и повседневной жизни Одессы с тех времен. Какие исторические здания и памятники сохранились до наших дней.

Содержание

Архитектурный облик советской Одессы

В советский период Одесса сохраняла свой неповторимый архитектурный облик, сформировавшийся еще в XIX веке. Однако город активно застраивался и расширялся. Какие характерные черты были присущи советской Одессе?

  • Сочетание старинной застройки центра с новыми жилыми массивами на окраинах
  • Появление типовых многоэтажек в спальных районах
  • Строительство знаковых общественных зданий — Морского вокзала, Дворца спорта и др.
  • Реконструкция исторических объектов — Оперного театра, железнодорожного вокзала
  • Создание новых площадей и памятников советской эпохи

При этом исторический центр Одессы в целом сохранил свой неповторимый колорит. Главные улицы — Дерибасовская, Пушкинская, Ришельевская — по-прежнему оставались средоточием городской жизни.


Знаковые места советской Одессы

Какие объекты можно назвать символами Одессы советского периода? Перечислим некоторые из них:

  • Потемкинская лестница с эскалатором
  • Памятник Дюку де Ришелье на Приморском бульваре
  • Оперный театр после реконструкции
  • Железнодорожный вокзал
  • Морской вокзал
  • Площадь Октябрьской революции (ныне Думская площадь)
  • Памятник Ленину на одноименной площади
  • Дворец спорта
  • Кинотеатр «Москва»

Эти и другие места формировали неповторимый облик советской Одессы, сочетавшей в себе дореволюционное наследие с новыми чертами социалистического города.

Главные улицы и площади Одессы в советское время

Центральные улицы и площади Одессы оставались средоточием городской жизни на протяжении всего советского периода. Как они выглядели в те годы?

Дерибасовская улица

Главная улица Одессы сохраняла свой исторический облик. Здесь по-прежнему располагались популярные магазины, рестораны и кафе. Характерной чертой стали трамвайные пути, проходившие по Дерибасовской до 1960-х годов.


Приморский бульвар

Любимое место прогулок одесситов и гостей города. Здесь находились знаменитая Потемкинская лестница, памятник Дюку и здание городского совета (бывшая Старая биржа). С бульвара открывался прекрасный вид на морской порт.

Площадь Октябрьской революции

Центральная площадь Одессы в советское время. Здесь проходили праздничные демонстрации и парады. На площади находились здания обкома партии и облисполкома.

Повседневная жизнь советской Одессы

Как проходили будни и праздники жителей Одессы в советскую эпоху? Какие черты были характерны для повседневной жизни города?

  • Отдых на знаменитых одесских пляжах — Аркадии, Ланжероне, Отраде
  • Прогулки по Приморскому бульвару и Дерибасовской улице
  • Посещение легендарного Привоза — главного одесского рынка
  • Праздничные демонстрации и парады на центральных улицах
  • Выступления артистов на Потемкинской лестнице
  • Катания на теплоходах вдоль побережья

При этом сохранялся знаменитый одесский колорит, юмор и особый говор, несмотря на все попытки унификации жизни советских городов.


Знаменитые одесситы советской эпохи

Одесса подарила стране и миру множество талантливых людей, прославивших город в советский период. Среди них:

  • Писатели Исаак Бабель, Валентин Катаев, Юрий Олеша
  • Поэты Эдуард Багрицкий, Семен Кирсанов
  • Композитор Исаак Дунаевский
  • Певица Леонида Утесов
  • Актеры Марк Бернес, Михаил Водяной
  • Спортсмены Юрий Гагарин, Сергей Бубка

Эти и многие другие известные одесситы прославляли родной город далеко за его пределами, внося вклад в формирование особого «одесского мифа».

Архитектурные потери советского периода

К сожалению, в советские годы Одесса утратила ряд ценных исторических зданий и памятников. Что было безвозвратно потеряно?

  • Спасо-Преображенский кафедральный собор (взорван в 1936 г.)
  • Старая Греческая церковь (разрушена в 1930-е гг.)
  • Бульварная (Николаевская) церковь (снесена в 1930-е гг.)
  • Английский клуб (разобран в 1950-е гг.)
  • Памятник Екатерине II (демонтирован в 1920 г.)

Эти утраты существенно изменили исторический облик центра Одессы. Некоторые из утраченных памятников были воссозданы уже в постсоветский период.


Наследие советской эпохи в современной Одессе

Что сохранилось в Одессе от советского периода до наших дней? Какие черты той эпохи по-прежнему присутствуют в облике города?

  • Здания и сооружения, построенные в советское время — Морской вокзал, Дворец спорта и др.
  • Памятники деятелям советской эпохи
  • Типовая жилая застройка в спальных районах
  • Названия некоторых улиц, связанные с советским прошлым
  • Отдельные элементы советского быта в повседневной жизни

При этом Одесса активно меняется, обретая новые черты современного европейского города. Но память о советском периоде по-прежнему жива в облике черноморской жемчужины.

Заключение

Советский период оставил заметный след в истории Одессы. Город сохранил свой неповторимый колорит, но приобрел и новые черты, характерные для той эпохи. Многие здания и памятники советского времени сегодня являются неотъемлемой частью городского ландшафта. А ностальгические воспоминания о жизни в советской Одессе до сих пор живы в памяти многих горожан.



Советская Одесса 1970-80-х / Назад в СССР / Back in USSR

Эти фотографии были сделаны в Одессе в 70-80-ых гг. иностранными фотокорреспондентами. Снимки колоритные в каком-то смысле, хотя некоторые из них кажутся мрачноватыми, видимо потому, что иностранные фотографы все таки старались увидеть СССР именно “империей зла”…

Парочка влюбленных в городском центре. (Ian Berry)

Женщина под дождем подает суп на рынке. (Ian Berry)

Женщины молятся в церкви святого Пантелеймона в 1982 году. (Ian Berry)

Дети в исторических костюмах репетируют театральное представление в 1982 году. (Ian Berry)

Балет на сцене оперного дома в 1982 году. (Ian Berry)

Мужчины обсуждают что-то на птичьем рынке в 1982 году. (Ian Berry)

Женщина моет окно овощного магазина. (Ian Berry)

Тренер дает совет ученику во время занятия по плаванию в 1982 году. (Ian Berry)

Женщины на пляже. 1982 год. (Ian Berry)

Девушка проверяет бутылки шампанского на конвейерной линии на заводе в 1982 году. (Ian Berry)

Парочка прячется под зонтом на одной из улиц в центре города. (Ian Berry)

Дискотека. (Ian Berry)

А тем временем у пивного ларька. (Ian Berry)

Во время репетиции кукольной постановки в театре в 1982 году. (Ian Berry)

Партия в шахматы привлекла любопытных в парке Шевченко. (Ian Berry)

Женщина убирает улицу. 1979 год. (Ian Berry)

Женщина подметает улицу перед оперным театром в 1982 году. (Ian Berry)

Мужчины во время грязетерапии. (Ian Berry)

Юные балерины ждут начала репетиции. (Ian Berry)

В центре Одессы. 1982 год. (Ian Berry)

В Одессу пришло лето. Пляж переполнен. 1982 год. (Ian Berry)

Девушки расходятся после мероприятия в центре города. (Ian Berry)

Зрители. (Ian Berry)

Женщина ждет кого-то, не обращая внимания на пьяницу сзади. (Ian Berry)

Мужчины покупают пиво, третьему, похоже, хватит. (Ian Berry)

Старушка пришла покормить кошек в парк. (Ian Berry)

Дети водят хоровод в местном детском саду. (Ian Berry)

Женщина поливает клумбы перед дворцом графа Воронцова. (Ian Berry)

Парочка влюбленных на балконе, выходящем на порт. (Ian Berry)

Собрание в утреннем туманном парке Шевченко. (Ian Berry)

Чтоб два раза не бегать! (Ian Berry)

Женщина на балконе. (Ian Berry)

Работница машиностроительного завода «СтройГидравлика». (Ian Berry)

Женщина развешивает белье. (Ian Berry)

Женщины пытаются удержать равновесие во время занятия физкультурой в местном доме отдыха. (Ian Berry)

Любознательный мужчина на автобусной остановке. (Ian Berry)

Один из одесских пляжей. 1981 год. (Peter Marlow)

На рынке во время дождя. (Ian Berry)

Моряк проходит под балконом, на котором отдыхает мужчина. (Ian Berry)

Мужчины пытаются продать обрезки трубы на рынке. (Ian Berry)

На заводе «СтройГидравлики». (Ian Berry)

Юные морячки на военном мемориале. (Ian Berry)

Водитель ждет молодоженов из ЗАГСА. (Ian Berry)

Девушка смотрит в окно кафе, пока гид (справа) проверяет имена. (Ian Berry)

back-in-ussr.com

Одесса времен СССР: никакой рекламы, чистые улицы и новые здания

Современным горожанам уже сложно вспомнить, как выглядела Одесса во времена СССР. Некоторые районы города практически не узнать. Изменились здания, их множество раз перестраивали, перекрашивали или вообще сносили.  А в центре почти невозможно найти дом, в котором бы не размещались магазины, следовательно, и масса рекламных вывесок.

Как рассказал краевед Олег Губарь, постройки в городе можно поделить на несколько типов. Это так называемые дома – бельгийки, 4-5-ти этажные здания, построенные в начале XX столетия в основном в центре Одессы. Данный вид жилья во времена СССР заселяла элита  – ректоры университетов, главврачи, партийные деятели. Такие дома сохранились в городе на улице Старопортофранковской, Ольгиевской, Кузнечной, Нежинской.

Еще один  тип – это дома – сталинки. Это уже более высокие здания. В городе дома этого период можно увидеть в районе улиц Жуковского, Ришельевской, Греческой.

С середины 50-х годов в Одессе начали строить хрущевки. Первый район, в котором появились высокие блочные дома  — это Черемушки, построенный по типу одноименного района в Москве.

За времена СССР в городе построили такие крупные здания, как Автовокзал — в начале 50-х годов, Морвокзал в 1961 году, а также ресторан «Юбилейный» на Дерибасовской. Немного позже воздвигли Дворец спорта, провели реконструкцию Оперного театра и здания ЖД вокзала.

И далее, конечно же, наступило время поселка Котовского. Когда город решили расширять за счет постройки больших спальных районов с типичными высотками.

По словам Олега Губаря, Одесса, конечно же, изменилась со времен СССР. Краевед отметил, что ему, как человеку, который видел город несколько десятилетий назад, сейчас смотреть на ее архитектуру просто страшно.

«Сейчас происходят жутковатые вещи. Наиболее меня возмущает то, что творится на Греческой площади. Если бы все эти разнокалиберные здания находились в каких-то спальных районах по отдельности, на это еще можно было бы смотреть. Но когда они рядом, это выглядит просто смешно», — подчеркнул Олег Губарь.

Существует не так уж и много ретро-фотографий города.  А те, что и сохранились, сделаны неизвестными авторами или являются достояниями личных коллекций.  Одной из значимых работ является фотоподборка американца Брэнсона Де Ку, который в 1932 году  много путешествовал по СССР, и в частности побывал в Одессе. Сейчас,  его коллекция оригинальных снимков хранится в Калифорнийском университете и насчитывает  10 тысяч  фотографий Советского Союза.   Около 20 из них посвящены Южной Пальмире, но о них мы вам уже рассказывали.

Теперь же мы покажем и другие фото Одессы времен СССР.

 

Потемкинская лестница и старый экскалатор. Фото: rutracker.org

 

Революционный Тарас Шевченко. Фото: rutracker.org

 

Сейчас по улицам города ездят совершенно другие авто. Фото: rutracker.org

 

Во времена СССР здания украшали изображениями Ленина, сейчас — рекламой. Фото: rutracker.org

 

Одесские школьники несут Вахту Памяти. Фото: rutracker.org

 

Вид на улицу Среднефонтанскую. Фото: rutracker.org

 

Санаторий «Молдова». Фото: rutracker.org

Ленина на этом месте уже нет. Фото: savok.name

 

Советский Морской вокзал. Фото: savok.name

 

Институт инженеров морского флота. Фото: savok.name

 

Советские граждане гуляют по Дерибасовской. Фото: savok.name

 

При Советской власти напротив Дворца спорта работали фонтаны. Фото: savok.name

 

Во времена СССР началась затянувшаяся реконструкция Оперного театра. Фото: savok.name

 

Тогда была совершенно другая мода. Фото: moryakukrainy.livejournal.com

 

Сквер напротив ЖД вокзала. Фото: vkontakte.ru

 

Горсад во времена СССР. Фото: vkontakte.ru

 

Проспект Шевченко. Фото: vkontakte.ru

 

Улица Академика Глушко, 1979 год. Фото: vkontakte.ru

 

Аркадия. Фото: vkontakte.ru

 

Улица Ришельевская. Фото: vkontakte.ru

 

Одна из центральных улиц города. Фото: vkontakte.ru

od.vgorode.ua

Одесса советская, 1975 год

Автор:
01 апреля 2016 11:17

Среди наших читателей, возможно, найдутся те, для кого «Одесса, 1975» — это год выхода «Первого одесского альбома» Аркадия Северного. Записывали его конечно в Ленинграде, но к жемчужине Российской Империи он имеет отношение самое прямое: голос Северного — это голос «Одесского мифа», сформировавший восприятие этого удивительного города миллионами соотечественников. Не больше и не меньше.
Но давайте заглянем на одесские улицы 1975 года

Улица В. И. Ленина

Источник:

Площадь имени Октябрьской революции

Источник:

Потемкинская лестница

Источник:

Институт имени В. П. Филатова

Источник:

Дизель-теплоход «Тарас Шевченко»

Источник:

В парке имени В. И. Ленина

Источник:

Кинотеатр «Москва»

Источник:

Государственная научная библиотека имени А. М. Горького

Источник:

Вид с моря на город

Железнодорожный вокзал

Источник:

Центральный стадион

Источник:

Пушкинская улица

Источник:

Новый жилой район в южной части города

Источник:

Памятник героям-потемкинцам

Источник:

Маяк

Источник:

Улица Советской Армии. Памятник дважды Герою Советского Союза, Маршалу Советского Союза Р. Я. Малиновскому

Источник:

Гостиница «Одесса»

fishki.net

Советская Одесса в 1985 году / Назад в СССР / Back in USSR

Набор открыток замечательного города Одесса, выпущенный в 1985 году издательством «Радянська Україна».
Авторы фотографий В.Крымчак и Р.Якименко. Пояснительный текст к фотографиям оставлен оригинальным.
1. Одесский маяк. Вид на морской вокзал. Памятник Неизвестному солдату.
2. Утро в порту. Жилой массив им.Таирова. Уголок парка им.Ленина.

3. Памятник В.И.Ленину. Вид на площадь Октябрьской революции.

4. Памятник портовикам — участникам боёв за Советскую Родину в 1941-1945 гг. В пассажирском морском порту.

5. Памятник участникам вооружённого восстания 1905г. на броненосце «Потёмкин». Потёмкинская лестница и эскалатор.

6. Бюст Маршала Советского Союза, дважды Героя Советского Союза Р.Я.Малиновского. Мост, соединяющий Приморский и Комсомольский бульвары.

7. В парке им.В.И.Ленина. Памятник жертвам фашизма — мирным жителям города.

8. Археологический музей. Аллея Славы и могила Неизвестного матроса.

9. Одно из 180-миллиметровых орудий 411-й батареи 42-го отдельного артдивизиона Одесской военно-морской базы, которая активно участвовала в обороне города. Вид на город.

10. Гостиница «Чёрное море». Трамвай, который во время обороны города курсировал по маршруту «Застава-21 — Фронт», доставляя на передовую бойцов, боеприпасы, продовольствие, эвакуируя раненых.

11. Пушка с английского фрегата «Тигр», потопленного у берегов города его мужественными защитниками в 1854 году при попытке англо-французской эскадры захватить Одессу. Театр оперы и балета.

12. Бюст почётного гражданина города, конструктора, академика, дважды Героя Социалистического Труда В.П.Глушко. Улица Генерала Бочарова в новом жилом массиве им.Г.И.Котовского.

13. Здание областного Совета народных депутатов. Здание городского Совета народных депутатов.

14. Музей морского флота СССР. Кинотеатр «Москва» и памятник А.М.Горькому.

15. Фонтан в сквере на площади Советской Армии. На углу улиц Советской Армии и Дерибасовской.

16. Санаторий «Молдова». Канатная дорога.

17. Один из корпусов санатория «Россия». Пляж в Аркадии.

18. Санаторий-профилакторий завода «Стройгидравлика». Дворец спорта.

19. Уголок Театральной площади. Уголок старого города.

back-in-ussr.com

Советская Одесса 1970 г. (30 фото)

  • LUMEN — Не спеши

    Текст песни: Тебе объяснили кто твой друг, а кто враг, И ты купился, ты поверил дурак. Но те, что отправляют тебя в последний бой, Не станут…

  • Хроники белого террора — Ноябрь 1917 г.

    В Петрограде известный правый деятель, создатель «Союза Михаила Архангела» В. М. Пуришкевич (скрывался в городе по поддельному…

  • Элмар РУСТАМОВ об идеалах Владимира Квачкова

  • Разоблачение мифа: В царской России было построено больше железных дорог, чем в СССР

    Краткое содержание мифа В СССР железных дорог построено меньше чем в РИ. Пример использования «В Царской России в период с 1880 по 1917…

  • Олег Комолов — Вечный Путин и неизбежный кризис

    О вечном президенте Путине и его системе. О глобальном мировом кризисе. Об экономических войнах и санкциях. О протестах в мире и падении уровня…

  • Карательные экспедиции с массовыми расстрелами подданных в эпоху Николая II

    Дмитирий Лысков На «Вестях» у Соловьева обсуждают Столыпина… Традиционно дошли до военно-полевых судов. А я хочу напомнить, что в…

  • БЕДНЯКУ ВПРОК — КУЛАКУ В БОК. Советское страхование

    Самый первый фильм ГОССТРАХА (1923г.) о значении государственного страхования на селе. Действие происходит в начале 1920-х. Приехавший в деревню…

  • «Довести ненависть к большевикам до озверения». Полк С.Н. Балаховича в Лужском уезде в 1918 г.

    Позиция Балаховича к советской власти с самого начала не была честной. Используя свою временную безнаказанность, вызванную слабостью власти, и…

  • Легенды Советской эпохи — Борис Андреев

    Борис Андреев — советский актёр театра и кино. Народный артист СССР. Лауреат двух Сталинских премий первой степени.

  • aloban75.livejournal.com

    Главные часы Одессы

        В 1828 году архитекторами Франц Боффо и Грегорио Торричелли был разработан проект биржевого дома (ныне здание горисполкома). Постройку здания на Приморском бульваре начали в 1829 году, однако в связи с изменениями размеров биржевого зала, которые произвели по требованию генерал-губернатора, строительство затянулось и было окончено только в 1834 году.

    В связи с тем, что проектная документация по этому сооружению была утеряна, долгие годы авторство приписывалось замечательному петербургскому архитектору Дж. Кваренги. На самом же деле речь может идти лишь о несомненном влиянии на Боффо такого шедевра архитектурного гения Кваренги, как Александровский дворец в городе Пушкине (бывшем Царском селе).

    Здание старой биржи в архитектурной обработке просто и строго. Вначале оно имело в плане характерную для построек классицизма форму несколько растянутой буквы «П» с резко выступающими вперед боковыми крыльями. Окрашенные в мягкие желто-белые тона фасады биржи почти на всем протяжении были лишены каких бы то ни было украшений, а на их строгом фоне особенно торжественной выглядела двойная коринфская колоннада, соединявшая крылья здания и образовывавшая внутренний дворик.

    В 1871-1873 годах по воле одесского купечества это классическое здание было перестроено (под руководством местного архитектора Ф.О. Моранди). О былом облике здания напоминает сохранившийся ряд колоннады, за которым при перестройке возведена каменная стена с парадным входом. Открытый дворик биржи, когда-то видневшийся с бульвара через колоннаду, был застроен служебными помещениями и парадным двухэтажным вестибюлем. В здании сохранился биржевый зал с характерной для классики ротондой. Боковые выступы главного фасада, имевшие первоначально большие арочные окна, получили полукруглые ниши. В одной из них помещена статуя Меркурия, в другой – статуя Цереры. Не сохранились мраморные скульптуры льва и львицы, стоявшие на цоколях у входа в здание. Над балюстрадой появились часы и скульптура из двух фигур работы одесского скульптора Луиджи Иорини, символизирующая День и Ночь, а над нишами боковых выступов – гирляндовые орнаменты... Позднее к здании было пристроено трехэтажное крыло, ориентированное фасадом в сторону моря.
        В старину существовало поверье — город жив до тех пор, пока идут его башенные часы. Получается, что в этом плане Одесса гораздо живее многих! Наши главные часы, установленные на здании мэрии, из года в год обнадеживают нас мелодией «Ты всюду со мной, ты в сердце моем…» из оперетты «Белая акация» Исаака Дунаевского.  Мелодия из «Белой акации» стала позывным города в 1950-е годы благодаря настойчивости тогдашнего председателя горисполкома Григория Ладвищенко, который очень любил эту оперетту. С тех пор музыка и не менялась — разве что качество звучания стало намного лучше, потому что ныне механизм компьютеризирован, и даже не верится, что еще несколько лет назад, вместо того чтобы одним нажатием кнопки задать нужную программу, прокручивалась закольцованная и достаточно «потертая» от многократного использования магнитофонная лента.

        Не каждый город может похвастать и подобной теплотой, и подобной реликвией, которую постоянно совершенствуют, меняя механику на электронику, и не дают замолчать самым родным на свете позывным одесских «курантов». Даже в тяжелейшие времена Великой Отечественной войны часы не умолкали — значит, город жил, что отражено в стихах Виктора Бершадского:

    Грохот бомб и воздушной тревоги басы,
    И шаги оккупации — все тут знакомо…
    Вновь советская власть городские часы
    Завела над колоннами зданья обкома…

      Установленные над колоннадой самые старые городские часы запечатлены ещё в поэме Эдуарда Багрицкого «Февраль»:

    Вот снова я на бульваре…

    Закурю, наблюдая, как вьется плавный
    Лист над скамейками, как летают
    Листочки мимо часов управы…

      Военные годы, что пролетели над старым зданием, «спрессованы» в одной строфе стихотворения Виктора Бершадского «Приморский бульвар»:

    Грохот бомб и воздушной тревоги басы,
    И шаги оккупации – все тут знакомо…
    Вновь Советская власть городские часы
    Завела над колоннами зданья обкома…

    Часы – своеобразная мандола (элемент ее построения – круг), символ отмеренного времени и вечного движения. Часы репрезентируют мировые силы, воплощают идеи длительности, неотвратимости, неумолимости. В Греции они считались дочерьми Зевса и Темис и составляли свиту бога Солнца Гелиоса. Часы песочные, солнечные, механические, электронные и т. п. олицетворяет скоротечность времени и мировой порядок. Часы – это сдержанность, спокойствие. В искусстве атрибут аллегорической формы воздержания. Напоминание о течении времени, но некоторые портреты включают часы в качестве символа уравновешенного характера изображенного человека. Часы без циферблата или без стрелок говорят о «пустом» времени, о безвременьи.

    Должность главного часовщика сохранилась в Одессе по сей день, хотя, конечно, прежнего веса в обществе своему обладателю она не дает. Да и немцев в роли хранителей времени давным-давно не наблюдается. Последние 35 лет за главным часами города — теми самыми, что на здании Старой Биржи, — следит Леонид Калабин. Ветерану часовых дел уже 87-мь. Леонид Тимофеевич и без часов — своеобразная легенда Одессы. Не говоря уже о его золотых руках, о которых когда-то прослышали даже в «больших» кабинетах — в прошлом он чинил наручные часы первому секретарю Компартии Украины Владимиру Щербицкому и председателю исполкома Одесского горсовета Валентину Симоненко.   В советское время он заведовал часовой мастерской «Рембыттехники» на проспекте Шевченко, напротив обкома КПСС. Мастеру — в качестве социальной нагрузки — поручили приглядывать за часами горсовета, изготовленными английской фирмой «Смит и сыновья» специально для одесской мэрии в 1868-м году .

    Следить за механизмом, уже 145 лет отсчитывающим одесское время, по словам Леонида Тимофеевича, несложно. Заводятся часы раз в два дня, сделаны на совесть. Практически не отстают — от завода до завода набегает от силы минута.

    Ломались они лишь однажды — в 1988-м: зубья анкерного колеса сработались до толщины папиросной бумаги. Пришлось заказывать новое колесо на заводе фрезерных станков имени Кирова. Кстати, мало кто знает, что городские часы заводят раз в два дня, опуская 32-килограммовую гирю на первый этаж Городской думы.

    Интересно, что электроника, отвечающая за музыкальное сопровождение, похвастаться такой надежностью не может. Компьютер порой подвисает и выдает «Песню об Одессе» с опозданием на 3-4 минуты.

    Сдает потихоньку и сам почтенный часовщик. Десять лет назад Калабин пережил инфаркт, и с тех пор все чаще часы заводит специальной ручкой его жена Евдокия Сидоровна.

    Не так давно в муниципалитете задумались о том, чтобы заменить механические куранты на электронные. Дело в том, что завода Кирова уже давно нет, да и во всей Украине сейчас не так много предприятий, способных изготовить детали для подобного механизма. А вдруг часы сломаются, как в 1988-м? Что тогда? Но, к счастью, от этой идеи отказались, хотя никто не даст гарантии, что отцы города не вспомнят о ней во время очередного «модернизаторского» приступа.

    Мэр города Геннадий Труханов поручил изучить вопрос восстановления аутентичного механизма, произведенного английской фирмой «Смит и сыновья» в 1868 году. В настоящее время он изношен на 95%, но если его можно отреставрировать, то главные одесские часы снова станут механическими.

    27 и 28 августа 2014 года специалистами Киевского часового завода были проведены работы по замене комплектующих часового механизма фасадных часов одесской мэрии на Думской площади. В процессе реставрации был установлен новый часовой механизм МЧП-01ОД и заменены стрелки часов. Интересно, что новые стрелки были изготовлены из специального материала с учетом климатической зоны Одессы, а именно —  повышенной влажности. Кроме того, специалистами часового завода был изготовлен новый корпус и циферблат из современных материалов с подсветкой и произведена замена звукового оборудования.


    Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.

                                               Городские куранты

    Мелодией из оперетты «Белая акация» Одесса встречает и провожает своих гостей и друзей, ею же сообщает и о наступлении каждого нового, одесского часа.

       Городские куранты получили в музыкальное сопровождение мелодию Дунаевского в 50-е годы прошлого века. С тех пор качество звучания существенно улучшилось, да и у желающих подпеть главным часам Одессы, теперь в распоряжении и куплет, и припев.

      Главный часовщик Одессы Леонид Тимофеевич Калабин, руководитель бригады часовых мастеров экстра-класса, когда-то благополучно существовавшей в одесской «Рембыттехнике», впервые на чердак здания горисполкома поднялся в 1976 году. Предложили ему взять на обслуживание, так сказать, «постоянного пациента» — городские куранты, производства известной лондонской фирмы «Смит и сыновья» 1886 года выпуска. За тридцать лет, прошедших с момента получения столь ответственного задания, Леонид Тимофеевич покинул своего подопечного только один раз.

    За все это время серьезную реставрацию курантов проводили только раз — в 1988 году. Тогда разбирали и обновляли весь механизм. Самую сложную, по словам мастера, деталь – анкерное колесо, изготавливали в Одессе, на ныне не существующем уже заводе имени Кирова. А обновленный циферблат заказывали тогда в Днепропетровске. После ремонта претензий к работе механизмов у часовщика практически не осталось.

    Леонид Калабин, часовщик: «Вы же понимаете, какие тут детали. Это не ручные часы, где все детали – мизерные. Здесь никаких влияний ни зимой, ни летом – они никаких сбоев не дают. Я их довел по советским техническим требованиям для ручных часов, что они полминуты – минуту – больше сбоя не дают. Они отрегулированы так, что уже лет 5 ничего не трогаю. Только периодически меняю полеты».

    Что ж до музыкального сопровождения, то оно гораздо моложе 130-летнего часового механизма. Появилось оно в конце 50-х благодаря настойчивости тогдашнего председателя горисполкома Григория Ладвищенко и всегда существовало практически автономно. Теперь на помощь пришел компьютер, а еще совсем недавно было куда сложнее: «крутили» закольцованную магнитофонную ленту.

    Как оказалось, знаменитый фрагмент из оперетты Исаака Дунаевского «Белая акация», который, кстати, в последние годы стал значительно длиннее, знают далеко не все, причем касается это даже одесситов. Старожилы, конечно же, не упускают возможности еще и еще раз насладиться любимым отрывком, даже с учетом его механического звучания. А вот те, кто помоложе, и редко может себе позволить прогулки по Приморскому бульвару, начинают забывать, что именно поют нам каждый час главные часы города.


    Мария Трембовельская, Вести Плюс.

       Если вам доведется побывать в Одессе, приходите на Приморский бульвар около полудня. Ровно в 12 часов куранты на здании городского совета оживут, и серебряные колокольчики «пропоют» знакомую всем одесситам мелодию «Одесса, мой город родной» из оперетты «Белая акация» Исаака Дунаевского. Вот уже более ста тридцати лет эти часы, установленные над зданием бывшей одесской биржи, показывают точное время, а обрамляющие их скульптуры Дня и Ночи символизируют его вечный бег

    Современному человеку, привыкшему к бешеному ритму жизни, трудно представить себе ту далекую эпоху, когда часов не существовало. Время люди определяли тогда приблизительно: по пению птиц и цветам, по звездам и рассвету, по цвету неба.

    С древнейших времен человек пытался измерить течение времени, и первым его помощником в этом было солнце. Наблюдая, как движется тень дерева в зависимости от положения солнца, древние придумали солнечные часы. Правда, вместо деревьев, не всегда удобно расположенных, стали использовать шесты, которые затем уступили место каменным иглам или, как их еще называют, обелискам. Немало таких обелисков было вывезено из Египта в Европу. Только в Риме их насчитывается не менее двадцати, а в Лондоне находится знаменитая «Игла Клеопатры» — обелиск, созданный в 1500 году до н. э., его вес — 160 тонн, а высота 23 метра. Кроме неподвижных солнечных часов, существовали и переносные, самых разнообразных форм, например, в виде куба, каждая грань которого служила циферблатом и содержала другую систему определения времени. Солнечные часы долгое время оставались средством проверки и координации для очень ненадежных колесных часов, пока не были окончательно вытеснены спиральной пружиной.

    Из Египта происходят и водяные часы, которые оттуда попали в Грецию и получили название «клепсидры». Они были удобнее солнечных, потому что их можно было использовать и ночью, и в пасмурную погоду. Клепсидры представляют собой сосуд с метками, из которого через отверстие вытекает вода. По уровню оставшейся воды и определяли промежутки времени. Именно благодаря этим часам возникла знаменитая фраза: «Сколько воды утекло с тех пор!».

    Кроме солнечных и водяных часов, для измерения времени были изобретены и другие инструменты, например, свечные и масляные часы, которые использовались вплоть до XVIII века, а песочные часы не вышли из употребления и до сегодняшнего дня.

    Первые механические часы появились в средневековой Европе. И хоть люди в то время жили, «часов не наблюдая», но были среди них те, кому постоянно приходилось помнить о времени. Это монахи, которые должны были собираться на службу в строго определенный час суток. Поэтому именно для них и были созданы первые колесные часы, приводившиеся в движение с помощью гири. Возможно, их изобрел в 996 году монах Герберт для города Магдебурга, но сейчас многие эксперты склоняются к мнению, что в этой области всех опередили англичане.

    Механизм первых часов был настолько велик, что размещать их приходилось на самых больших и внушительных зданиях средневековых городов — ратушах, дворцах и церковных башнях, откуда, собственно, и пошло название «башенные часы». Они изготавливались в течение многих лет, все части механизма вытачивались вручную, а затем с особой тщательностью подгонялись.

    Поначалу башенные часы не имели ни стрелок, ни циферблатов, и они не отбивали время, а скорее издавали звук, похожий на жужжание. Этот звук будил звонаря, чтобы тот начал бить в колокол. Сохранились летописи, рассказывающие о сонливых или подвыпивших звонарях, не исполнявших своих обязанностей. Поэтому довольно скоро был найден механизм, заменивший звонаря, и это был, несомненно, один из первых известных примеров автоматизации. Зачастую башенные часы снабжались каким-то особым боем, а иногда и незатейливыми мелодиями. Они также били в набат в случае тревоги, а по вечерам звонили, извещая о наступлении времени тушения огней. Приблизительно в середине XV века на часовых башнях появилась вертикальная неподвижная стрелка и вращающийся круг с часовыми делениями. Спустя лет пятьдесят стало яcно, что легче определять время, если циферблат неподвижен, а стрелка вращается. В зависимости от местных обычаев часовой круг могли делить на 6, 12, или на 24 часа.

    Постепенно башенные часы становились своеобразным сердцем города и едва ли не главным его символом. А потому их стремились делать как можно более оригинальными и непохожими друг на друга. Они часто имели движущиеся фигуры — жакемары, отбивавшие молоточком часы. Некоторые часы представляли собой настоящий механический театр. Так, на башенных часах в Страсбурге, созданных около 1354 года, каждый раз в полдень трое волхвов склонялись перед Богоматерью, а петух кукарекал и бил крыльями. Специальный механизм приводил в движение маленькие цимбалы, отбивавшие время. К сожалению, эти часы не сохранились, от них уцелел только петух.

    А вот часы, сконструированные в конце XIV века во французском Руане и английском Уэльсе, сохранились по сей день. Над циферблатом часов собора в Уэльсе располагаются автоматические фигуры: два рыцаря, которые каждый час начинают турнир, заканчивающийся падением одного из них. В интерьере Уэльского собора имеются еще одни часы с астрономическим циферблатом, указывающим дату и движение луны. Над ним находятся автоматы — четыре всадника, сражающихся на копьях, и самый старинный английский жакемар, прозванный «Jack Blandifer».

    Около шестисот лет уже пражским башенным часам, созданным средневековым мастером Ганушем. Легенда гласит, что эти часы были заказаны правителем Праги. Мастеру было приказано сотворить нечто чудесное, и небывалое. Долго трудился над своим детищем великий механик, когда же работа была завершена, перед глазами изумленной публики предстало чудо, которым любуются по сей день. Каждый час окошки в верхней части часов раскрываются, и под мелодичный перезвон появляются то двенадцать апостолов, то фигура Смерти с косой, то богача, звенящего монетами в кошельке, то странника, то звонкого петушка, а то и самого Иисуса Христа. Чтобы Гануш не создал более прекрасных часов, пражский правитель решил его ослепить. Узнав об этом, мастер тайно пробрался на башню и, разрушив часовой механизм, скончался. Только спустя долгие годы часы были вновь восстановлены.

    Всемирной славой пользуется и лондонский Биг-Бен — часы, установленные на 97-метровой башне здания парламента. Они считаются главными часами государства, и бой их курантов постоянно передают английские радиостанции. Часы отбивает специально отлитый для башни колокол «Биг Бен» — Большой Бен, весом 13,5 тонны. Свое название куранты получили по имени члена парламента Бенджамина Холла, который следил за их установкой в 1856 году. Часы примечательны еще тем, что, если над ними зажигается свет, это означает, что палата общин заседает ночью.

    Несмотря на то, что со временем на смену громоздким конструкциям часов пришли более компактные модели, башенные часы, ставшие классикой, не потеряли своей актуальности. Они по-прежнему украшают собой многие европейские города и о них неустанно заботятся. Недаром существовало поверье, что город живет до тех пор, пока идут его башенные часы.


    Татьяна Балановская


    Похожие страницы:

    Свежие страницы из раздела:

    Предыдущие страницы из раздела:

    odesskiy.com

    ПОЗЫВНОЙ «ОДЕССА». Вадим Негатуров

    ПОЗЫВНОЙ «ОДЕССА»

    Вадим Негатуров

    …Донецк висит на волоске, разбомблен аэропорт, подбит грузовик, в город продвинулся противник, но быстрее его распространяются самые жуткие слухи. Мы летим по вымершим ночным улицам в микроавтобусе. Возле штаба — полная темнота. Предупреждающие крики, лязг затворов. Водитель орет пароль. Въезжаем во двор, мгновенно гаснут фары.

    В коридоре в полумгле среди оружия сидят и стоят измученные люди. Сегодня они потеряли товарищей. Эта ночь может быть последней. Наш прежний водитель, который ловко крутил баранку еще несколько часов назад, контужен, без сознания, подходит боец, жалуется, что не может засунуть ему в рот таблетку, а медсестры нет, командир грубо обрывает.

    Немолодой ополченец с застывшим лицом сидит на огнемете и глухо цедит слова. Он размышляет о том, сколько денег отвалили за каждый вылет сегодняшним летчикам, пускавшим ракеты, о том, что наверняка это были профессионалы-наемники.

    — Сергей, — говорю я.

    — Одесса, — называет позывной.

    — Вы с Одессы?

    — Местный… — Он медлит: — С Красного Партизана.

    — А почему Одесса?

    — После Одессы… — Он поднимает отрешенные глаза и затем чуть щурится, мол, пойму ли — ну, конечно, пойму, как не понять.

    Здесь многие после Одессы.

    Об Одессе надписи на стенах домов.

    …Через неделю в Москве я приду в квартиру на Маяковке к вдове добровольца, погибшего в тот день в Донецке (у него был позывной «Мир»), и она скажет, что он решился ехать в Донбасс после Одессы. Когда случилась Одесса, он не давал ей смотреть телевизор с горящими и гибнущими: «Не смотри, нельзя, не надо, это слишком!» И она старалась не смотреть и плакала, а теперь плачет, потому что он погиб.

    А я ведь тоже до сих пор не смотрел основных кадров из Одессы. Не могу себя заставить.

    …Вот об этом я думаю на долгой панихиде по Вадиму Негатурову и «всем на Украине умученным и убиенным», как возглашает священник. На Украине ли? А Славянск — это еще Украина? А умученный и убиенный — в чем разница? Да что за ненужные вопросы… Всем, кто собрался помолиться в древнем московском храме Крутицкого подворья, ясно главное — люди погибли. Плачут родные Негатурова. Для сторонних наблюдателей, даже самых впечатлительных, любое, пусть самое трагическое, событие имеет свойство постепенно теряться за другими новостями, а для них, родных и умученного, и убиенного, это потеря потерь, которая с ними теперь неотступно.

    Вадим Витальевич Негатуров. Эта книга о нем.

    Скромный человек пятидесяти четырех лет. Поэт. Активист «русского движения». А может быть, надо говорить не вообще о «кошмаре Одессы», а вот о нем. Произносить его негромкое имя. Среди других имен. Ведь эти люди страшно погибли не за что-нибудь, а за Россию… Да, за свои представления о России, свой идеал прекрасной России, свою веру в нее, именно так. Наверное, такой России, в которую верил Негатуров, и нет. Но, кажется, он это и сам понимал. И все равно держался своего выбора. И именно за Россию — за «рашку» — его убивали, а спустя полчаса в прогрессивных московских соцсетях уже, успокаивая себя, трещали над обугленными телами мертвых и умирающих, что они никакие не одесситы, а завезенные из России переодетые спецслужбисты…

    Вадим Негатуров родился в Одессе в 1959-м. Окончил школу с золотой медалью. В 1977-м поступил в Одесский государственный университет, где изучал прикладную математику. В 1982-м окончил университет, получив диплом с отличием. Прошел двухлетнюю армейскую службу на офицерской должности. Потом работал инженером машиностроительного завода и заведующим научной лабораторией. Он был много кем — строитель, кочегар, преподаватель, бухгалтер. Объездил весь Советский Союз, но всегда возвращался в Одессу. «В этом Благословенном Городе отлично учился и честно женился. В Одессе живу и работаю. В Одессе хотел бы и умереть в свыше назначенный час» — так высокопарно и одновременно иронично писал в автобиографии. Осиротели три дочери.

    После распада большой страны он продолжал жить так, как будто границы — временное недоразумение, как будто нет портрета Мазепы на гривне, как будто не усиливаются с каждым месяцем и годом те, кто отрицает русский язык. Писал стихи давно, печатался, но немного. В стихах — детская искренность, живая неподдельная эмоция.

    Пускай после гибели СССР личные и творческие связи или ослабели, или были оборваны, а государство на Украине сначала исподволь, а потом всё откровеннее способствовало отчуждению от России, Негатуров с этим не мирился, как с мороком, как со случайным и временным помутнением.

    Он не верил, что Одесса уплывет от исторического берега, потому что был убежден в силе притяжения русской культуры.

    Его стихи были известны в Одессе, на Украине (особенно на юго-востоке), но и в России, куда его приглашали на праздники и фестивали поэзии. Не так часто, но все же приглашали… Но, конечно, он ощущал и понимал все эти двадцать лет роковую нехватку российского присутствия. Пустоту занимали те, кто предлагал строить идентичность по принципу: «Мы не Россия». Вадим противился им, как мог. Много ли он мог?.. Он сделал всё, что было в его силах.

    Негатуров не любил властителей Украины, включая Януковича, которым посвятил несколько эпиграмм. Был сторонником сильного союза России, Украины и Белоруссии. Когда на Куликовом Поле в его любимом городе начали собираться многотысячные митинги в защиту статуса русского языка и «за федерализацию» и возник палаточный лагерь, Вадим стал там одним из самых заметных участников вместе со своим другом, руководителем поэтической студии «Феникс» Виктором Гунном.

    По рассказу родственников, 2 мая он поехал на Куликово Поле, чтобы спасти православные иконы, хранившиеся в палатке-церкви на территории лагеря. По дороге случайно встретился с дочерью, которой отдал ключи от дома и деньги, оставив себе только паспорт, сказал: «Увидимся». Вместе с другими его загнали в Дом профсоюзов. Друг поэт Виктор Гунн погиб в огне, Вадима обгорелого живым выбросили из окна.

    Он скончался в тот же день в реанимации. Похоронен на Троицком кладбище в Одессе.

    Как знать, может, в той толпе, окружившей Дом профсоюзов и не пускавшей пожарных, был кто-то из его друзей, знакомых, одноклассников, сослуживцев, соседей или их дети, внуки… А ведь незадолго до братоубийственного украинского раскола он написал так:

    Снега, дожди, снега… —

    Печальный круг!..

    Страшнее нет врага,

    Чем бывший друг…

    То плавный ход, то вдруг —

    Рывком зигзаг!

    Кто виноват, мой друг,

    Что ты мой враг?..

    Чувства к родине. На эту тему трудно писать на заказ. Вадим Негатуров был гражданским поэтом — не великим, без чинов и званий, но зато честным. Он погиб на настоящей войне, которая идет сейчас рядом с нами. Среди сотен других смертей судьба выбрала эту.

    На самом деле, нет ничего сложнее, чем писать стихи о родине и вере. Требуется особая чуткость, необходима неподдельность. Вадим был глубоко верующим человеком.

    Для таких стихов главное — предельная искренность. Искренность — это уже настоящая поэзия. В стихах Негатурова чистота и даже детскость во всем.

    И есть судьба. Без которой нет поэта. И которую хочется не забывать.

    Не хочется забывать Одессу. Потому что там одна из причин войны, которой нет конца и края. Потому что для многих этот кошмар стал точкой невозврата. Для кого-то — невозврата в мир живых.

    Но мы-то читаем, значит, возвращаем себе человека. Я раньше слышал краем уха о Негатурове, а теперь знаю о нем.

    Он был скромным, тихим, о себе много не говорил. Эта книга собиралась из рассказов тех, кто его знал, кто написал на сайт его памяти. Наверное, лучшей информацией и памятью о нем будет чтение его стихов — разных, неровных, то горячих, то смиренных, но всегда искренних.

    Эти стихи есть во всей книге — и как эпиграфы к главам, и как естественная часть текста.

    Сергей Шаргунов

    Поделитесь на страничке

    Следующая глава >

    biography.wikireading.ru