Что такое автомобильные предохранители и для чего они нужны. Как найти блок предохранителей в машине. Как определить перегоревший предохранитель и заменить его самостоятельно. Какие бывают виды предохранителей в современных автомобилях.
Назначение и принцип работы автомобильных предохранителей
Предохранители являются важным элементом защиты электрической системы автомобиля. Их основная функция — предотвращение повреждения проводки и электронных компонентов в случае короткого замыкания или перегрузки в цепи.
Принцип работы предохранителя основан на плавлении специального элемента при превышении допустимой силы тока. При этом цепь размыкается, предотвращая дальнейшее повреждение электрооборудования.
Основные задачи автомобильных предохранителей:
- Защита проводки от перегрева и возгорания
- Предотвращение выхода из строя дорогостоящих электронных блоков управления
- Локализация неисправности в конкретной цепи
- Индикация проблем в электрооборудовании
Благодаря предохранителям удается избежать серьезных повреждений электросистемы автомобиля и дорогостоящего ремонта. Они выступают в роли «слабого звена», которое легко и недорого заменить в случае неполадок.

Основные виды автомобильных предохранителей
В современных автомобилях используется несколько типов предохранителей, отличающихся по форме, размеру и номиналу. Рассмотрим наиболее распространенные варианты:
1. Ножевые (плоские) предохранители
Это самый популярный тип предохранителей в современных авто. Они имеют плоский пластиковый корпус с двумя металлическими контактами-ножками. Различаются по цвету в зависимости от номинала.
2. Цилиндрические предохранители
Представляют собой стеклянную или керамическую трубку с металлическими контактами на торцах. Внутри находится плавкая вставка. Применялись в старых моделях автомобилей.
3. Керамические предохранители
Имеют форму небольшого цилиндра из керамики с металлическими крышками на торцах. Использовались в автомобилях европейского производства 1970-80-х годов.
4. Самовосстанавливающиеся предохранители
Особый тип предохранителей, способных самостоятельно восстанавливать свою работоспособность после устранения причины перегрузки. Применяются в современных авто.

Как найти блок предохранителей в автомобиле
Расположение блока предохранителей зависит от марки и модели автомобиля. Обычно он находится в одном из следующих мест:
- Под рулевой колонкой со стороны водителя
- В моторном отсеке рядом с аккумулятором
- За перчаточным ящиком со стороны пассажира
- Под передней панелью со стороны водителя
Точное расположение блока предохранителей указано в руководстве по эксплуатации автомобиля. Там же можно найти схему расположения предохранителей и их назначение.
Как определить перегоревший предохранитель
Существует несколько способов выявить перегоревший предохранитель:
- Визуальный осмотр. Перегоревший предохранитель имеет потемневший или оплавленный вид.
- Проверка тестером. При помощи мультиметра можно проверить целостность цепи предохранителя.
- Использование специального пробника. Позволяет быстро проверить работоспособность предохранителя, не вынимая его из блока.
- Замена на заведомо исправный. Если после замены система заработала, значит проблема была в предохранителе.
Важно помнить, что перегорание предохранителя — это следствие проблемы в электрической цепи. Просто заменить его недостаточно, необходимо выявить и устранить причину перегорания.

Пошаговая инструкция по замене предохранителя
Замена перегоревшего предохранителя — несложная операция, которую можно выполнить самостоятельно. Вот алгоритм действий:
- Найдите блок предохранителей в автомобиле.
- Определите перегоревший предохранитель по схеме или визуально.
- Извлеките перегоревший предохранитель с помощью специального пинцета.
- Проверьте номинал предохранителя (указан на корпусе).
- Вставьте новый предохранитель такого же номинала.
- Проверьте работу соответствующего электрооборудования.
При замене важно использовать предохранитель с таким же номиналом. Установка предохранителя большего номинала может привести к повреждению электрооборудования.
Диагностика проблем с предохранителями
Частое перегорание предохранителей может указывать на серьезные проблемы в электросистеме автомобиля. В таких случаях рекомендуется провести диагностику:
- Проверка проводки на наличие повреждений изоляции
- Диагностика работы генератора и аккумулятора
- Проверка потребителей электроэнергии на предмет короткого замыкания
- Измерение токов в цепях с помощью токовых клещей
- Компьютерная диагностика электронных систем управления
Если самостоятельно выявить причину не удается, лучше обратиться в специализированный сервис для проведения полной диагностики электрооборудования.

Особенности предохранителей в современных автомобилях
Современные автомобили имеют сложную электронную «начинку», что отражается и на системе предохранителей:
- Увеличение количества предохранителей (до 100 и более в некоторых моделях)
- Использование электронных предохранителей-автоматов
- Применение самовосстанавливающихся предохранителей
- Интеграция функций предохранителей в электронные блоки управления
- Использование предохранителей с функцией диагностики
Это усложняет самостоятельную диагностику и замену предохранителей. В ряде случаев может потребоваться специальное оборудование и знания для работы с современными системами защиты.
Меры безопасности при работе с предохранителями
При самостоятельной замене предохранителей важно соблюдать следующие правила безопасности:
- Отключите зажигание и все электрооборудование перед работой с предохранителями
- Используйте только предохранители соответствующего номинала
- Не заменяйте предохранители «жучками» или самодельными вставками
- При частом перегорании обратитесь к специалистам для диагностики
- Не прикасайтесь к оголенным проводам и контактам в блоке предохранителей
- При работе с высоковольтными цепями (особенно в гибридах и электромобилях) обращайтесь только к квалифицированным специалистам
Соблюдение этих простых правил поможет избежать поражения электрическим током и повреждения электрооборудования автомобиля.

Как безопасно восстановить автомобильный предохранитель
- Главная
- Статьи
- Если перегорел в глуши: как безопасно восстановить автомобильный предохранитель?
Автор: Евгений Балабас
Сегодня мы с вами немножко покощунствуем. Оскверним самое святое, что есть в электрике автомобиля, а именно – предохранители! Научимся правильно и относительно безопасно делать то, что делать категорически запрещено – ставить замыкающие перемычки, в простонародье – «жучки»…
Плавкий предохранитель – одно из самых древних электротехнических устройств. Считается, что изобретателем предохранителя является Луи Франсуа Клеман Бреге, французский электротехник. В 1847 году он провел ряд экспериментов и выяснил, что вставки из тонкой проволоки фиксированного сечения способны перегорать при превышении током в электрической цепи определенной силы, пропорциональной сечению. Практическое же применение предохранителей, как устройств, началось приблизительно с середины XIX века – сперва в промышленной и бытовой электротехнике, а с массовым распространением «стальных коней» – и в автомобильной.
Несмотря на изобретение разного рода автоматически восстанавливающихся предохранителей – пружинных, биметаллических, полупроводниковых – самый обычный одноразовый плавкий предохранитель Луи Бреге до сих пор является наиболее распространенным и эффективным устройством защиты электроцепей в любом автомобиле от токовой перегрузки и короткого замыкания.
И в бюджетном, и в премиальном автомобиле практически все электрические потребители защищены плавкими предохранителями. И в мануале к любому авто, а тем более – в руководстве по обслуживанию и ремонту, обязательно есть такая (или очень похожая) фраза:
Запрещается даже временно устанавливать проволочные перемычки вместо соответствующих предохранителей, так как это может привести к повреждению электрической проводки и возникновению пожара!
Сказано правильно, и спорить с этим мы не намерены. Однако отметим, что обстоятельства бывают всякие, в том числе и не вполне рядовые. И любой владелец немолодого и повидавшего жизнь автомобиля может оказаться в ситуации, когда какой-то важный для движения предохранитель сгорел – в цепи бензонасоса, зажигания, стеклоочистителей в дождь, фар ночью и т. п, а заменить его нечем. Произойти подобное может не только в городе, где полно автомагазинов, отзывчивых граждан, а также автосервисов и эвакуаторов, наконец, а в глуши, когда запасных предохранителей в загашнике не оказалось, магазинов и просто добрых людей поблизости нет, а ехать-таки нужно…
Так что лучше обладать знаниями «для случая, который не случится», нежели оказаться беспомощным в маловероятной, но все же экстремальной ситуации! Как там звучит якобы японская поговорка, которую так любят писать в статусах в соцсетях? «Самурай носит меч всю жизнь, даже если понадобится он ему лишь раз в жизни»… Ну или что-то вроде того…
Когда «жучок»… был нормой
Молодые автовладельцы хорошо знакомы с современными П-образными ножевыми предохранителями, и, как правило, знакомы с их предшественниками, распространенными на советских машинах – предохранителями стержневого типа с их вечно паршивым контактом. А вот что было ЕЩЕ РАНЬШЕ, скорее всего, уже не помнят…
А вот до 70-х годов в автомобилях (кстати, не только в советских!) применялись предохранители, как раз очень похожие на современные П-образные ножевые. Представляли они собой текстолитовую пластинку с приклепанными пружинящими ножками-контактами и намотанными на нее 15-20 сантиметрами запасной проволочки. Если проволочка между контактами сгорала (предохранитель срабатывал), водитель просто отматывал с мотовильца несколько сантиметров и соединял ей контакты заново. Предохранитель восстанавливал свои свойства!
Не сказать, что такой принцип был идеальным – контакт в проволочном предохранителе частенько ухудшался со временем, поскольку зависел от силы и аккуратности намотки проволочки. Однако система все же просуществовала долгие годы на самых разных легковых и грузовых машинах и считалась вполне работоспособной. И обратите внимание: это ж по современным меркам натуральнейший «жучок»!
«Жучок» – да не «жучок»! «Жучком», опасным и запрещенным к использованию, такой предохранитель считался бы, если б в нем применялась СЛУЧАЙНАЯ проволока! Но проволока в нем была строго тарированная, с сечением, соответствующим нужному току защиты, значение которого печаталось на корпусе предохранителя! Поэтому если взять современный предохранитель ножевого типа (сгоревший) и соединить его ножки проволочкой, чье сечение на сгорание приблизительно соответствует току, маркированному на предохранителе изначально, то такой «жучок» не будет представлять собой опасности для электропроводки автомобиля. Но как понять – какая проволока нужна?
Диаметр провода и ток сгорания
А вот для этого существует специальная расчетная формула. Но чаще для простоты используется заполненная по этой формуле справочная таблица! В свое время, когда развлечением считалось техническое творчество, а не деградация в соцсетях, эту табличку знал каждый школьник, посещающий радиокружок. Ибо изготовить своими руками предохранитель для самодельной конструкции было нормой! В справочной табличке для удобства сечение одножильного медного провода уже конвертировано в диаметр.
Для наиболее распространенных номиналов автомобильных предохранителей таблица выглядит так. Если же интересны иные значения токов (а эти таблицы обычно включают в себя диаметры провода для изготовления предохранителей от 0,5 ампер до 200-300 ампер), то нагуглить полную версию будет несложно.
Для примера. В распространенном LAN-кабеле «витая пара», которым проводят интернет в квартиры, одна жилка имеет диаметр около 0,5 мм – отрезок такого провода сработает в качестве предохранителя при токе около 30 ампер. В многожильных проводах типа ШВВП, используемых для подключения электроприборов к розетке, часто используются жилки диаметром 0,2 мм – на 7 ампер… Если сложить вдвое – получится предохранитель на 14-15 ампер. Ну и т. п.
Измеряем провод без штангенциркуля и микрометра
ОК, теперь мы знаем, как сделать относительно безопасный «жучок» на нужный нам ток… И проволочку найти и расплести на жилки, в принципе, несложно – можно в крайнем случае разрезать и очистить от изоляции провод лампы-переноски, USB-шнура, а то и какие-то штатные электроцепи в машине допустимо временно «ампутировать», отрезав провод от чего-то не слишком нужного типа задней противотуманки… В конце-концов, экстремальные ситуации порой требуют экстремальных решений.
Но как понять, на какой ток рассчитан провод, если мы не знаем его диаметр? Ведь на глаз определить толщину нереально! А ни штангенциркуля, ни микрометра в багажнике, как правило, нет… И опять на помощь придут дедовские приемчики – простые, но надежные.
Берем любой цилиндрический предмет – карандаш, отвертку, спичку, веточку – и наматываем на нее провод плотно виток к витку. Чем больше витков – тем выше будет точность измерения, но обычно достаточно 15-20 витков. Намотали – измеряем общую длину намотки линейкой и делим полученное число миллиметров на количество витков. Результат – диаметр провода!
Зануды пробурчат: «Ну да, запасных предохранителей с собой нет, а вот линейка в машине нашлась, видите ли!». Специально для зануд: ну XXI век же на дворе… У многих, к примеру, линейка есть в смартфоне!
Делаем предохранитель-«жучок»
…ну и последний шаг – если провод найден, диаметр его измерен, и он нам подходит. Плотно и туго наматываем отрезок медной жилки на ножки сгоревшего предохранителя и вставляем его на место. Готово!
И напоследок еще раз напоминаем, что заниматься подобным ремонтом, даже вдалеке от цивилизации и помощи, необходимо весьма и весьма осторожно! Делайте «жучок», лишь окончательно убедившись, что аналогичный сгоревшему фабричный предохранитель нельзя хотя бы на время выдернуть из цепи, где он защищает что-то, без чего можно временно обойтись, – например, обогрев заднего стекла или нечто подобное.
Опрос
Вы когда-нибудь застревали в глуши на неисправной машине?
Ваш голос
Всего голосов:
практика
Новые статьи
Статьи / Новые авто
Так вот ты какой, Москвич 3: знакомимся с машиной на официальном старте производства
Вчера, 23 ноября, московский автозавод, долгое время существовавший только в статусе предприятия Renault Россия (до 2014 года назывался «Автофрамос») и более полугода простаивавший после ухо…
5502
11
3
24. 11.2022
Статьи / Практика Что такое универсальный, ремонтный и спортивный катализаторы и стоит ли их устанавливать Среди множества рекламных предложений по удалению катализатора попадаются и другие: в них автолюбителям предлагают не простое удаление катализатора, а его замену на универсальный, ремонтный… 1222 0 2 23.11.2022
Статьи / Практика
Нужно ли прогревать автомобиль перед поездкой зимой: разбираемся подробно
В моем личном рейтинге дискуссионных и провокационных тем статьи «как надо прогревать машину зимой» занимают почетное первое место по количеству несуразностей, ошибок и прочих недостатков. Т…
3369
1
25
22. 11.2022
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Тест-драйв Haval Dargo против Mitsubishi Outlander: собака лает, чужестранец идет В дилерском центре Haval на юге Москвы жизнь кипит: покупатели разглядывают машины, общаются с менеджерами и подписывают какие-то бумаги. Пока я ждал выдачи тестового Dargo, такой же кроссов… 17461 7 205 13.09.2022
Тест-драйвы / Тест-драйв
Мотор от Mercedes, эмблема от Renault, сборка от Dacia: тест-драйв европейского Logan 1,0
Казалось бы, что нового можно рассказать про Renault Logan второго поколения, известный каждому российскому таксисту, что называется, вдоль и поперёк? Однако конкретно в этом автомобиле есть.. .
14088
10
41
13.08.2022
Тест-драйвы / Тест-драйв Geely Coolray против Haval Jolion: бесплатный сыр? Если бы! Хотите купить сегодня машину с полноценной гарантией, в кредит по адекватной ставке, без диких дилерских накруток? Сейчас это та еще задачка, ведь полноценную цепочку «представительство – з… 11201 26 30 10.08.2022
Автомобильный предохранитель – как найти и заменить перегоревший: инструкция
Предохранитель в автомобиле – небольшая деталь, которую можно заменить самостоятельно. Но где его найти и как узнать, что именно в нем дело?
Проблемы, связанные с автомобильными предохранителями, относительно легко выявить и исправить самостоятельно. К примеру, если у вас неисправный стеклоподъемник или не работают фары, одна из наиболее вероятных проблем – перегорел предохранитель.
Также интересно как самостоятельно заправить машину, чтобы влезло больше литров?
Что такое автомобильные предохранители и для чего они предназначены?
Предохранители предназначены для защиты электрической проводки в вашем автомобиле от “перегорания” в случае избыточного тока или короткого замыкания в электрической системе. Технически предохранитель защищает электрическую систему, отсоединяя электрическую цепь, если где-то в ней есть опасный уровень тока. А когда предохранитель перегорел, его легко отследить и заменить, восстановив ток в системе.
Типы автомобильных предохранителей
Хотя все они разработаны для защиты электрических компонентов вашего автомобиля, существуют разные типы автомобильных предохранителей в зависимости от автомобиля, завода-производителя и возраста. Вот самые распространенные типы предохранителей, которые используются в новых и подержанных автомобилях:
- Ножевые предохранители – Ножевые предохранители являются самыми распространенными типами предохранителей, которые используются в современных автомобилях.
Их можно узнать по пластиковым корпусам, имеющим два или три выступающих металлических зубца. Есть разные типы предохранителей Blade: Maxi (мощный), Regular (ATO/ATC), LP Mini (низкопрофильный), Micro2 и Micro3.
- Предохранители Bosch. Известные также как торпедные, европейские, континентальные предохранители или предохранители GBC, предохранители Bosch использовались в старых европейских автомобилях, изготовленных до 1980 года. Их можно узнать по своим коническим концам и удлиненным размерам (6×25 мм) и обозначено цветом. Например, желтый для 5A, красный для 16A, синий для 25A.
- Предохранители со стеклянной трубкой – до середины 1980-х годов предохранители со стеклянной трубкой обычно использовались в большинстве американских автомобилей. Они отличаются по длине и диаметру, но все имеют металлическую полоску, которая проходит через центр.
- Предохранители от Lucas. Предохранители Lucas используются преимущественно в автомобилях британского производства или собранных в Британии, изготовленных в середине 1980-х годов.
Предохранители Lucas могут быть керамическими или стеклянными. Они имеют длину 1 или 1,25 дюйма, а размеры диаметров автомобильных предохранителей могут отличаться.
- Предохранители-ограничители или предохранители, ограничивающие ток, бывают всех форм и размеров. Внутри каждого из них находится плавящийся элемент, когда электрический ток, проходящий через него, превышает указанный диапазон ограничения тока. Затем он создает высокое сопротивление амплитуде и продолжительности тока для защиты электрической цепи и подключенных компонентов.
Как определить, перегорел ли предохранитель в вашем автомобиле
Знание того, как определить, перегорел ли предохранитель в вашем автомобиле, и знание того, как заменить предохранитель, могут сэкономить много времени и денег.
Если электрический компонент в вашем автомобиле потребляет более сильный ток, чем тот, для которого он предназначен, предохранитель, к которому подключен этот компонент, может перегореть как защитное мера. Когда предохранитель перегорает, это означает, что где-то внутри вашего автомобиля произошло короткое замыкание. Это может произойти из-за неисправности основного устройства, например неисправного переключателя или неисправных проводов, причиной также может быть любая механическая неисправность двигателя или электрического компонента.
Кстати какие электрические системы нужно проверить в автомобиле
Следовательно, если любая из ваших функций с электроприводом, например окна, регуляторы положения сидений или боковые зеркала, перестает реагировать на входящие данные, это может означать, что один из предохранителей вашего автомобиля перегорел. Однако это может распространяться на трансмиссию и электронику шасси, технологии помощи водителю, системы безопасности и другие функции пассажиров.
Чтобы проверить предохранитель, вам нужно будет найти блок предохранителей, определить правильный предохранитель для системы, которая перестала работать, и проверить, является ли предохранитель неисправным. Давайте разобьем это на пошаговый процесс.
Как найти, проверить и заменить перегоревший автомобильный предохранитель?
Блоки предохранителей в транспортных средствах обычно расположены под колонкой руля (в более старых авто) или в моторном отсеке (актуально для современных автомобилей). Но на самом деле это зависит от автомобиля и типа автомобильных предохранителей, в которых находится блок. Независимо от того, является ли ваш автомобиль большим грузовиком, например Chevrolet Silverado, легким Kia ceed или небольшим внедорожником, у вас должен быть относительно легкий доступ к коробке.
Шаг 1. Найдите блок предохранителей вашего автомобиля.
Блоки предохранителей для автомобилей обычно расположены под колонкой водителя, но также могут быть где-то под капотом. Вы можете проверить руководство пользователя вашего автомобиля, чтобы определить точное местонахождение.
Шаг 2. Прочтите учебник по замене предохранителей.
На внутренней стороне коробки предохранителей обычно имеется схема, указывающая, для чего используется каждый предохранитель в коробке, и указывает номинальную силу тока каждого предохранителя. Это также доступно в руководстве пользователя. Если ничего не помогает, Google станет вашим другом, и есть форумы и каналы YouTube, посвященные этому.
Шаг 3. Найдите перегоревший предохранитель.
Найдите предохранитель, который, по вашему мнению, перегорел, и посмотрите на черное пятно ожога или сломанную нить, указывающую на то, что предохранитель перегорел. Можно также использовать мультиметр или контрольную лампу, чтобы определить неисправный предохранитель, не вынимая его.
Шаг 4: Выньте перегоревший предохранитель.
Теперь, когда вы знаете, какой предохранитель, вероятно, перегорел, осторожно извлеките или открутите предохранитель из коробки – для этого вам могут понадобиться плоскогубцы.
Шаг 5. Вставьте новый предохранитель.
Если вы правильно выполнили каждый шаг, вы узнаете, как проверить номинальную силу тока предохранителя. Убедитесь, что сила тока нового предохранителя такая же, как и заменяемый предохранитель. В некоторых случаях в клеммной коробке хранятся запасные предохранители.
Шаг 6. Проверьте замену предохранителя.
Заведите автомобиль, чтобы проверить, сработала ли замена предохранителя. Если основная проблема не исчезает или если предохранитель снова перегорает, возможно, в вашем автомобиле есть более серьезная проблема, и вам придется отвезти его к профессионалу.
Сколько блоков предохранителей в автомобиле и где хранятся предохранители?
Современные транспортные средства обычно содержат сорок или более предохранителей, сгруппированных в одном или двух местах. Возможно, вам придется проверить руководство пользователя, чтобы узнать точное расположение блоков предохранителей. В некоторых автомобилях может быть больше двух ящиков. Блок предохранителей, в котором находятся все предохранители автомобиля, обычно находится под рулем в нижней части приборной панели. Большинство стандартных транспортных средств сегодня имеют два ящика, один в салоне, а другой находится под капотом в моторном отсеке.
Какие меры предосторожности мне нужны для моего автомобиля?
Вам нужно будет определить, какие конкретные типы предохранителей используются в вашем автомобиле, обратившись к руководству пользователя вашего автомобиля или информационной наклейке, которая обычно находится в коробке предохранителей автомобиля. Если вы не уверены, вам может помочь профессионал дилерского центра или надежный механик. Однако не стоит недооценивать полезность онлайн-форумов энтузиастов – это кладезь для тех, кто хочет сделать это самостоятельно.
Все ли машины имеют предохранители, даже электромобили?
Цель предохранителя состоит в том, чтобы помочь регулировать цепи и предотвратить большие проблемы, отключая сеть, когда ток слишком сильный. Поскольку все типы транспортных средств обладают электрическими компонентами, все автомобили имеют предохранители. Электромобили, автомобили, работающие на газе, а также автомобили, работающие на водороде, имеют сложные электрические схемы, для которых требуются предохранители.
Также интересно что делать, если электромобиль не запустился после простоя
Может ли диагностический прибор обнаружить перегоревшие предохранители?
Ни один диагностический инструмент или сканер кода не сможет идентифицировать, перегорел ли предохранитель, но он может направить вас в правильном направлении, указав на неисправность в электрической системе.