Как работает схема пуска двигателя звезда-треугольник. Зачем нужно переключение со звезды на треугольник. Какие компоненты входят в схему подключения. Как происходит запуск и переключение обмоток двигателя.
Что такое пуск двигателя звезда-треугольник
Пуск двигателя звезда-треугольник — это метод запуска мощных асинхронных электродвигателей, позволяющий снизить пусковые токи. При таком способе пуска обмотки статора сначала соединяются звездой, а затем переключаются на треугольник.
Зачем нужен пуск звезда-треугольник
Основная цель использования схемы звезда-треугольник — уменьшение пусковых токов при запуске мощных электродвигателей. Почему это важно?
- Пусковые токи могут в 5-7 раз превышать номинальный ток двигателя
- Большие пусковые токи вызывают просадку напряжения в сети
- Это может привести к сбоям в работе другого оборудования
- Высокие токи создают повышенную нагрузку на обмотки двигателя
Применение пуска звезда-треугольник позволяет снизить пусковой ток примерно в 3 раза по сравнению с прямым пуском.

Принцип работы схемы звезда-треугольник
Схема пуска звезда-треугольник работает следующим образом:
- При запуске обмотки двигателя соединяются звездой
- Напряжение на обмотках снижается в √3 раз
- Это позволяет уменьшить пусковой ток
- Двигатель разгоняется на пониженном напряжении
- Через заданное время происходит переключение на треугольник
- Двигатель выходит на номинальную мощность
Таким образом удается совместить плавный пуск с возможностью работы на полной мощности.
Компоненты схемы звезда-треугольник
Для реализации пуска звезда-треугольник требуются следующие компоненты:
- Три контактора (для подключения питания, звезды и треугольника)
- Реле времени (для переключения со звезды на треугольник)
- Тепловое реле (для защиты от перегрузки)
- Кнопки пуск/стоп
- Автоматический выключатель
Ключевым элементом является реле времени, задающее момент переключения обмоток.
Последовательность работы при пуске двигателя
Рассмотрим пошагово, как происходит запуск двигателя по схеме звезда-треугольник:

- Нажимается кнопка «Пуск»
- Срабатывает главный контактор, подающий питание
- Включается контактор звезды, соединяя обмотки звездой
- Запускается реле времени
- Двигатель начинает вращение на пониженном напряжении
- По истечении заданного времени реле отключает контактор звезды
- Включается контактор треугольника
- Обмотки двигателя соединяются треугольником
- Двигатель выходит на номинальный режим работы
Весь процесс переключения происходит автоматически за счет работы реле времени.
Преимущества и недостатки пуска звезда-треугольник
Рассмотрим основные плюсы и минусы использования схемы звезда-треугольник:
Преимущества:
- Снижение пусковых токов в 3 раза
- Уменьшение просадок напряжения в сети
- Снижение нагрузки на обмотки двигателя
- Возможность работы на полной мощности
Недостатки:
- Усложнение схемы подключения
- Необходимость в дополнительном оборудовании
- Невозможность применения для всех типов двигателей
- Снижение пускового момента двигателя
Несмотря на некоторые ограничения, преимущества метода делают его очень популярным для запуска мощных электродвигателей.

Для каких двигателей применяется схема звезда-треугольник
Пуск звезда-треугольник подходит не для всех электродвигателей. Какие требования должны соблюдаться?
- Мощность двигателя более 5-7 кВт
- Обмотки рассчитаны на напряжение 380/660В
- Легкий режим пуска (насосы, вентиляторы и т.п.)
- Возможность работы на пониженном напряжении
Перед применением схемы необходимо убедиться в соответствии двигателя этим требованиям.
Расчет времени переключения со звезды на треугольник
Важный вопрос при использовании схемы звезда-треугольник — как рассчитать оптимальное время переключения? От чего оно зависит?
- Мощности и типа двигателя
- Момента инерции нагрузки
- Требуемого времени разгона
Типичное время переключения составляет 2-5 секунд. Точный расчет производится по формулам с учетом параметров конкретного двигателя и нагрузки.
Альтернативные методы снижения пусковых токов
Помимо схемы звезда-треугольник существуют и другие способы снижения пусковых токов двигателей. Какие есть альтернативы?
- Применение устройств плавного пуска
- Использование частотных преобразователей
- Пуск через автотрансформатор
- Использование реакторов в цепи статора
Выбор оптимального метода зависит от конкретных условий эксплуатации и требований к пуску двигателя.

Пуск двигателя звезда треугольник — Help for engineer
Пуск двигателя звезда треугольник
Для того чтобы осуществить пуск звезда-треугольник нам потребуется:
1. 3-х полюсный автоматический выключатель QF1, с номинальным током, который зависит от мощности электродвигателя (выбор автомата см. здесь) | ||
2. Контакторы с доп. контактами в количестве 3 шт. (KM1, KM2, KM3) | ||
3. Кнопки 2 шт.: красная SB1 с нормально замкнутым контактом, черная SB2 – с нормально разомкнутым контактом | ||
4. Тепловое реле (если оно не предусмотрено в комплекте с автоматическим выключателем) | ||
5. Асинхронный трёхфазный электродвигатель М1 | ||
6. Клемма с предохранителем, которая устанавливается в цепь управления | ||
7. Реле времени KT1 |
Зачем нужна схема звезда-треугольник?
Необходимость применения данной схемы пуска асинхронного электродвигателя вызвана высокими пусковыми токами. Для снижения этих самых токов, применяется пуск звезда-треугольник. Фактически, запуск двигателя происходит по схеме «звезда», для которой в начальный момент токи низкие. По истечению времени, заданному на реле KT1, происходит переключение в схему «треугольник», в которой стартовые токи были бы больше.
Рисунок 1 – Схема пуска звезда-треугольник
Один из вариантов временной диаграммы реле KT1 для реализации вышеприведенной схемы:
Рисунок 2 – Временная диаграмма реле времени
Описание принципа работы пуска двигателя «звездой», с переходом на «треугольник»
После нажатия кнопки “Start” SB2, запитывается катушка контактора KM1, в результате чего, замыкаются силовые контакты KM1 и доп. контактом КМ1.1 реализуется самоподхват кнопки пуска. Так же подаётся напряжение на реле времени KТ1, и замыкается контактор KM3. Таким образом, происходит запуск двигателя по схеме «звезда». А по истечении времени реле t1 контакт KТ1.1 мгновенно разомкнётся, пройдет задержка времени t2 в 50 мс, и замкнется контакт KТ1.2. В следствии, сработает контактор KM2, который осуществляет переключение на «треугольник».
Контакты НЗ (нормально замкнутые) KM2.1 и KM3.1 существуют для предотвращения одновременного включения контакторов KM1 и KM2.
Чтобы защитить двигатель от перегрузки, в силовой цепи должно быть установлено тепловое реле. Как мы можем видеть на схеме, оно уже включено в автоматический выключатель, и в случае чрезмерной нагрузки, теплушка разомкнёт силовую цепь и цепь управления через контакт QF1.1.

Рисунок 3 — Наглядный пример соединения обмоток в звезду

Рисунок 4 — Наглядный пример соединения обмоток в треугольник
Н — начало обмотки; | ||
К — конец обмотки. |
Недостаточно прав для комментирования
Автор DUNDUK На чтение 3 мин. Опубликовано
Пуск короткозамкнутого электродвигателя с переключением со звезды в треугольник применяют для снижения пускового тока. Пусковой ток при запуске может превышать рабочий ток электродвигателя в 5-7 раз. У двигателей большой мощности пусковой ток бывает настолько велик, что может вызвать перегорание различных предохранителей, отключение автоматического выключателя и привести к значительному снижению напряжения. Уменьшение напряжения снижает накал ламп, уменьшает вращающий момент электродвигателей, может вызвать отключение контакторов и магнитных пускателей. Поэтому многие стремятся уменьшить пусковой ток. Это достигается несколькими способами, но все они в итоге сводятся к понижению напряжения в цепи статора электродвигателя на период пуска . Для этого в цепь статора на период пуска вводят реостат, дроссель, автотрансформатор, либо переключают обмотку со звезды в треугольник.
Действительно, перед пуском и в первый период пуска обмотки соединены в звезду, поэтому к каждой из них подводится напряжение, в 1,73 раза меньшее номинального, и, следовательно, ток будет значительно меньше, чем при включении обмоток на полное напряжение сети. В процессе пуска электродвигатель увеличивает частоту вращения и ток снижается. После этого обмотки переключают в треугольник.
Схема управления
Подключение оперативного напряжения, через контакт реле времени К1 и контакт К2, в цепи катушки контактора К3. Включение контактора К3, размыкает контакт К3 в цепи катушки контактора К2 (блокировка ошибочного включения), замыкается контакт К3, в цепи катушки контактора К1 совмещенного с пневматическим реле времени.
Включение контактора К1, замыкает контакт К1 в цепи катушки контактора К1 (самоподпитка), одновременно включается пневматическое реле времени, которое размыкает через определенное время свой контакт К1 в цепи катушки контактора К3, а также замыкает свой контакт К1 в цепи катушки контактора К2. Отключение контактора К3, замыкается контакт К3 в цепи катушки контактора К2. Включение контактора К2, размыкает контакт К2 в цепи катушки контактора К3 (блокировка ошибочного включения).
Схема питания
На начала обмоток U1, V1 и W1 через силовые контакты магнитного пускателя К1 подаётся трехфазное напряжение. При срабатывании магнитного пускателя К3 с помощью его контактов К3, происходит замыкание, соединяя концы обмоток U2, V2 и W2 между собой обмотки двигателя соединены звездой.
Через некоторое время срабатывает реле времени, совмещённое с пускателем К1, отключая пускатель К3 и одновременно включая К2, замыкаются силовые контакты К2 и происходит подача напряжение на концы обмоток электродвигателя U2, V2 и W2. Таким образом электродвигатель включается по схеме треугольник.
Предупреждения
- Переключение со звезды в треугольник допустимо лишь для двигателей с легким режимом пуска, так как при соединении в звезду пусковой момент примерно вдвое меньше момента, который был бы при прямом пуске. Значит, этот способ снижения пускового тока не всегда пригоден, и если нужно снизить пусковой ток и одновременно добиться большого пускового момента, то берут электродвигатель с фазным ротором, а в цепь ротора вводят пусковой реостат.
- Переключать со звезды в треугольник можно только те электродвигатели, которые предназначены для работы при соединении в треугольник, т. е. имеющие обмотки, рассчитанные на линейное напряжение сети.
Переключение с треугольника в звезду
Известно, что недогруженные электродвигатели работают с очень низким коэффициентом мощности cos§. Поэтому рекомендуется недогруженные электродвигатели заменять менее мощными. Если, однако, выполнить замену нельзя, а запас мощности велик, то не исключено повышение cos? переключением с треугольника в звезду. Нужно при этом измерить ток в цепи статора и убедиться в том, что он при соединении в звезду не превышает при нагрузке номинального тока, в противном случае электродвигатель перегреется.
Подключение двигателя звезда-треугольник
Хотя в наше время в промышленность уже прочно вошли софтстартеры и частотные преобразователи, до сих пор еще нередко встречаются подключения электродвигателей по схеме звезда-треугольник. Для чего она применяется я расскажу в этой статье.
Я думаю многие читатели знают или хотя бы слышали, что электродвигатели обычно подключаются либо по схеме «звезда «, либо по схеме «треугольник» в зависимости от напряжения, на которое рассчитана каждая обмотка двигателя.
В случае подключения двигателя «звездой» пусковой ток, который может превосходить в 3 — 8 раз номинальный ток, меньше чем при при подключении «треугольником», но при этом и мощность двигателя будет меньше, чем заявленная паспортная. В схеме «треугольник» все происходит наоборот — двигатель работает на полную паспортную мощность, но при этом для этого типа подключения характерны высокие пусковые токи.
Для того чтобы уменьшить пусковой ток, но при этом сохранить и полную заявленную мощность двигателя и применяют переключение со «звезды» на «треугольник». При такой схеме изначальный запуск электродвигателя происходит по схеме «звезда», а после того, как двигатель разгонется и наберет обороты, происходит переключение на «треугольник». Обычно такую схема используется для двигателей большой мощности, где пусковые токи особенно высоки, что может привести к просадке напряжения в сети.
По схеме звезда-треугольник можно подключать только те двигатели, у которых обмотки рассчитаны на напряжение сети 380/660В. Также необходимо учитывать, что такая схема применима только для двигателей с легким режимом пуска, т.е центробежные насосы, вентиляторы, станки и т.д, так как в начальный момент запуска звездой до момента переключения на треугольник крутящий момент сопротивления рабочей машины, независимо от скорости вращения, должен оставаться меньшим, чем крутящий момент электродвигателя, собранного в звезду.
Схема подключения звезда-треугольник
Рассмотрим простую и наиболее часто встречающуюся схему подключения со «звезды» на «треугольник».
Схема подключения звезда-треугольник
В данной схеме применяются:
- Автомат защиты двигателей (мотор-автомат) Q1 со встроенной тепловой защитой
- Контакторы K1-K3 с доп. контактами
- Реле времени KT4
- Предохранитель F1
- Стоповая кнопка S1
- Пусковая кнопка S2
- Электродвигатель M1
При нажатии кнопки S2 ток поступает на катушку контактора K1, замыкаются силовые контакты K1 и нормально разомкнутый контакт K1.1, который реализует самоподхват пусковой кнопки. Также подается питание на катушку реле времени K1, после чего замыкается контактор K3. Происходит запуск двигателя по схеме «звезда».
По истечении заданного времени контакт K4.1 разомкнется, обесточив катушку контактора K3, а контакт K4.2 после заданной выдержки времени замкнется, таким образом питание придет на катушку контактора K2 и произойдет переключение на «треугольник».
Контакты K2.2 и K3.2 служат для электрической блокировки, то есть для защиты от одновременного включения контакторов K2 и K3. Также для контакторов K2 и K3 желательно использовать механическую блокировку, дублирующую электрическую ( на схеме не показана). Контакт Q1 мотор-автомата служит для защиты от перегрузки двигателя.
Практически любое производство в наши дни не обходится без мощного асинхронного электродвигателя. При запуске такого двигателя пусковой ток в 3-8 раз превышает значение номинального тока, необходимого для работы в нормально-устойчивом режиме.
Большой пусковой ток необходим для того, чтобы раскрутить ротор из состояния покоя. Для этого необходимо приложить гораздо больше усилий, чем для дальнейшего поддержания постоянного числа оборотов в заданный промежуток времени. Значительные величины пусковых токов у асинхронных двигателей являются весьма нежелательным явлением, поскольку это может приводить к кратковременной нехватке энергии для другого подключенного к этой же сети оборудования (падению напряжения). Масса примеров такого влияния встречается как на производстве, так и в быту. Первое, что вспоминается — это «мигание» электрической лампочки при работе сварочного аппарата, но бывают случаи серьезнее: просадка напряжения может стать причиной бракованной партии товара на производстве, что ведет к большим финансовым и трудовым затратам. Большой пусковой ток также может вызвать ощутимые тепловые перегрузки обмотки электродвигателя, в результате чего происходит старение изоляции, ее повреждение и в конечном итоге может произойти сгорание двигателя.
Все это послужило мотивом для поиска решения по минимизации токов пуска. Одним из таких решений является метод запуска двигателя по схеме «звезда-треугольник». Для начала разберемся что же такое «звезда», а что — «треугольник», и чем они отличаются друг от друга. Звезда и треугольник являются самыми распространенными и применяемыми на практике схемами подключения трехфазных электродвигателей. При включении трехфазного электродвигателя «звездой» (см. Рисунок 1) концы обмоток статора соединяются вместе, соединение происходит в одной точке, называемой нулевой точкой или нейтралью. Трехфазное напряжение подается на начало обмоток.

При соединении обмоток статора «звездой», соотношение между линейным и фазным напряжениями выражается формулой:
U л = U ф ⋅ 3 U _л= U _ф cdot sqrt{3}где:
Uл — напряжение между двумя фазами;
Uф — напряжение между фазой и нейтральным проводом;
Значения линейного и фазного токов совпадают, т. е. Iл = Iф.
При включении трехфазного электродвигателя по схеме «треугольник» (см. Рисунок 2) обмотки статора электродвигателя соединяются последовательно. Таким образом, конец одной обмотки соединяется с началом следующей, напряжение в этом случае подается на точки соединения обмоток. При соединеии обмоток статора «треугольником» напряжение на фазе равно линейному напряжению между двумя проводами: Uл = Uф.

Однако ток в линии (сети) больше, чем ток в фазе, что описывается формулой:
I л = I ф ⋅ 3 I _л=I _ф cdot sqrt{3}где:
Iл — линейный ток;
Iф — фазный ток.
Получается, что соединяя обмотки «звездой», мы уменьшаем линейный ток, чего изначально и добивались. Но есть и обратная сторона этой схемы: как мы видим из формулы, пусковой момент двигателя прямо пропорционален фазному напряжению:
M n = m ⋅ U 2 ⋅ r 2 ´ ⋅ p 2 ⋅ π ⋅ f ( ( r 1 + r 2 ´ ) 2 + ( x 1 + x 2 ´ ) 2 ) M _n = { m cdot U^2 cdot acute r_2 cdot p } over { 2 cdot %pi cdot f( ( r _1 + acute r _2 )^2 + ( x_1 + acute x_2 )^2 )}где:
U — фазное напряжение обмотки статора;
r1 — активное сопротивление фазы обмотки статора
r2 — приведенное значение активного сопротивления фазы обмотки ротора;
x1 — индуктивное сопротивление фазы обмотки статора;
x2 — приведенное значение индуктивного сопротивления фазы обмотки неподвижного ротора;
m — количество фаз;
p — число пар полюсов.
Чтобы было нагляднее, давайте рассмотрим пример: предположим, что рабочей схемой обмотки асинхронного электродвигателя является «треугольник», а линейное напряжение питающей сети равно 380 В, сопротивление обмотки статора Z = 10 Ом. Если обмотки во время пуска подключены «звездой», то уменьшатся напряжение и ток в фазах:
U ф = U л 3 = 380 3 = 220 В U _ф= {U _л} over { sqrt{3} } = {380} over {sqrt{3}} =220ВФазный ток равен линейному току и равен:
I ф = I л = U ф Z = 220 10 = 22 A I _ф=I _л= {U _ф} over {Z } = {220} over {10} =22AПосле того, как двигатель набрал необходимые обороты, т. е. разогнался, переключаем обмотки со «звезды» на «треугольник», в этом случае получаем совершенно другие значения тока и напряжения:
U ф = U л = 380 B U _ф=U _л =380B I ф = U ф Z = 380 10 = 38 A I _ф = {U _ф} over {Z} = {380} over {10}=38A I л = 3 ⋅ I ф = 3 ⋅ 38 = 65 ,8 A I _л= sqrt{3} cdot I _ф=sqrt{3} cdot38=65,8AСоответственно, при пуске двигателя по схеме «звезда», фазное напряжение в √3 раз меньше линейного, а по схеме «треугольник» — они равны. Отсюда следует, что момент при пуске по схеме «звезда» в 3 раза меньше, а значит, запуская двигатель по этой схеме, мы не сможем добиться выхода двигателя на номинальную мощность. Решая одну проблему возникает вторая, не менее острая, чем повышенные пусковые токи. Но единое решение все-таки есть: необходимо скомбинировать схемы подключения двигателя так, чтобы при пуске мощного двигателя не было больших токов в сети, а после того, как двигатель выйдет на необходимые для его работы обороты, происходит переключение на схему «треугольник», что позволяет работать со 100% нагрузкой без каких-либо проблем.
С поставленной задачей прекрасно справляется реле времени Finder 80.82. При подаче питания на реле, мгновенно замыкается контакт, который отвечает за подключение по схеме «звезда». После заданного промежутка времени, на котором обороты двигателя достигают рабочей частоты, контакт схемы «звезда» размыкается и замыкается контакт, который отвечает за подключение по схеме «треугольник». Контакты останутся в таком положении до снятия питания с реле. Наглядная диаграмма работы данного реле представлена на Рисунке 3.

Рассмотрим более подробно реализацию данной схемы на практике. Она применима только для двигателей, у которых на шильдике указано «Δ/Y 380/660В». На Рисунке 4 представлена силовая часть схемы «звезда-треугольник», в которой используется три электромагнитных пускателя.

Как было описано ранее, для управления переключением со схемы «звезда» на схему «треугольник» необходимо воспользоваться реле Finder 80.82. На Рисунке 5 представлена схема управления с помощью данного реле.

Разберем алгоритм работы данной схемы:
После нажатия кнопки S1.1, запитывается катушка пускателя КМ1, в результате чего, замыкаются силовые контакты КМ1 и при помощи дополнительного контакта КМ1.1 реализуется самоподхват пускателя. Одновременно подается напряжение на реле времени U1. Замыкаются контакты реле времени 17-18 и включается пускатель КМ2. Таким образом, происходит запуск двигателя по схеме «звезда». По истечении времени Т (см. Рисунок 3), контакт реле времени 17-18 мгновенно разомкнется, пройдет задержка времени Tu, и замкнется контакт 17-28. Вследствие чего, сработает пускатель КМ3, который осуществляет переключение на схему «треугольник». Нормально замкнутые контакты пускателей КМ2.2 и КМ3.2 используется для предотвращения одновременного включения пускателей КМ2 и КМ3. Чтобы защитить двигатель от перегрузки, в силовой цепи установлено тепловое реле КК1. В случае перегрузки, тепловое реле разомкнет силовую цепь и цепь управления через контакт КК1.1. Остановка двигателя происходит при нажатии кнопки S1.2, которая разрывает цепь самоподхвата и обесточит катушку пускателя КМ1.
Обобщая написанное, можно сделать вывод, что для облегчения пуска мощного электродвигателя, рекомендуется изначально запускать его по схеме «звезда», что позволяет значительно снизить пусковые токи, уменьшить просадку напряжения в сети, но не позволяет двигателю выйти на номинальный режим работы. Для выхода двигателя на номинальный режим необходимо осуществить переключение обмоток статора на схему «треугольник». Схема переключения обмоток со «звезды» в «треугольник» реализована с помощью реле времени Finder 80.82, в котором устанавливается время разгона электродвигателя.
Список использованной литературы:
- ГОСТ 11828-86 «Определение вращающих моментов и пусковых токов».
- Вешеневский С. Н. Характеристики двигателей в электроприводе. // Издание 6-е, исправленное — Москва, Издательство «Энергия», 1977
- Войнаровский П. Д. Электродвигатели // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.) — СПб., 1890—1907
Читайте также:
Представляю Вашему вниманию схему пуска двигателя с переключением обмоток статора со «звезды» на «треугольник» выполненную в программе AutoCad в формате dwg.
Перед тем как перейти к принципу работы схемы, давайте разберемся, а зачем нужно выполнять пуск асинхронного двигателя с переключением обмоток статора со «звезды» на «треугольник».
Связано это с тем, что при прямом пуске двигателя, возникают большие пусковые токи превышающие номинальный ток двигателя в 5 – 10 раз и используя схему переключения обмоток двигателя со звезды на треугольник, мы тем самым уменьшаем пусковые токи при пуске двигателя на пониженном напряжении, а затем его повышаем до номинального.
Подробно об изменении мощности при схеме соединении двигателя звезда-треугольник рассмотрено в статье: «Расчет мощности двигателя при схеме соединения звезда-треугольник».
Принцип работы схемы пуска двигателя звезда-треугольник
Перед пуском двигателя следует предварительно включить автоматический выключатель QF1. Затем, для пуска двигателя, следует нажать кнопку SB2 «ПУСК». Срабатывает контактор КМ1 , замыкаются его силовые контакты, контактом КМ1.1 мы шунтируем кнопку SB2, тем самым создаем самоподхват кнопки, так как кнопка у нас используется с самовозвратом.
Одновременно с контактором КМ1, срабатывает реле времени КТ1. Через нормально закрытые контакты КТ1.1 и КМ2.1 срабатывает контактор КМ3 и своими силовыми контактами соединяет обмотку статора двигателя «звездой».
По истечению времени, контакт реле времени КТ1.1 в цепи контактора КМ3 разомкнется, отключая контактор КМ3. В это же время, контакт реле времени КТ1.2 замкнется в цепи контактора КМ2 и своими силовыми контактами соединяет обмотку статора двигателя «треугольником».
Для защиты двигателя от перегрузки применяется тепловое реле КК1, в случае перегрева двигателя, контакт КК1.1 разомкнется, тем самым разомкнув цепь питания контакторов и двигатель отключится.
Если у вас двигатель не большой мощности от 0,06 до 7,5 кВт, можно вместо теплового реле использовать автоматический выключатель типа MS, у которого реализована функция тепловой защиты двигателя.
Хотел бы еще предложить альтернативную схему, в случае, когда возникли проблемы с выбором типа реле времени (например по габаритам не подходит) у которого должны быть контакты:
- один размыкающий контакт, имеющий выдержку времени при срабатывании реле;
- один замыкающий контакт, имеющий выдержку времени при срабатывании реле;
Предлагаю использовать следующую схему с использованием реле времени, у которого есть только размыкающий контакт и дополнительно промежуточное реле.
Принцип работы схемы следующий
При нажатии кнопки SB2 одновременно срабатывает реле времени КТ1 и промежуточное реле KL1, контакт KL1.1 мгновенно замыкается и через нормально закрытый контакт КМ2.1 срабатывает контактор КМ3.
Спустя определенное время, контакт КТ1.1 разомкнется, тем самым сняв напряжение с катушки реле KL1, в это время контакт KL1.1 размыкает цепь включения контактора КМ3, а в цепи включения контактора КМ2 замыкается, и если контакт КМ3.1 замкнут, то включается контактор КМ2.
Данная схема может быть дополнена переключателем с выбором режимов: «Ручной», «Автоматически», электронным таймером, например насос может включается в определенное время суток и другими устройствами.
Если Вам нужна помощь в реализации схемы пуска двигателя звезда-треугольник, пишите в комментариях, постараюсь помочь.
Поделиться в социальных сетях
С помощью снижения пускового момента и ограничения пускового тока используют метод пуска асинхронного двигателя переключение «звезда – треугольник». В первый момент пуска, напряжение к статорным обмоткам подключается по схеме «звезда» (Y). Как только двигатель разгоняется, его питание включается по схеме «треугольник» (∆).
Преимущества
Некоторые трехфазные двигатели на низкое напряжение с мощностью выше 5 кВт рассчитывают на напряжение 400 В при включении по схеме «треугольник» (∆) или на 690 В при включении по схеме «звезда» (Y). Такая схема включения дает возможность производить пуск двигателя при меньшем напряжении. При пуске двигателя по схеме «звезда – треугольник» удается уменьшить пусковой ток, до 1/3 от тока прямого пуска от сети. Пуск по схеме «звезда – треугольник» особенно подходит для механизмов с большими маховыми массами, когда нагрузка набрасывается уже после разгона двигателя до номинальной скорости.
Недостатки пуска асинхронного двигателя переключением «звезда – треугольник»
При пуске двигателя переключением «звезда – треугольник» происходит также снижение пускового момента, приблизительно на 33%. Данный метод можно использовать только для трехфазных асинхронных двигателей, которые имеют возможность подключения по схеме «треугольник». В таком варианте существует опасность переключения на «треугольник» при слишком низкой частоте вращения, что вызовет рост тока до такого же уровня, что и ток при «прямом» пуске DOL.
Во время переключения со «звезды» на «треугольник» асинхронный электродвигатель может быстро снизить скорость вращения, для увеличения которой также потребуется резкое увеличение тока. На рисунке показана схема запуска двигателя с помощью пускателей KM1, KM2, KM3. Пускатель KM1,КМ2 включает электродвигатель по схеме «звезда». Через время, отведенное на запуск и выход двигателя на 50% номинальной скорости, отключается пускатель КМ2 и включается КМ3, переключая двигатель на «треугольник».
Пусковой момент и ток при пуске переключением «звезда – треугольник» значительно ниже, чем при прямом пуске.
Сравнение способа прямого пуска DOL и пуска с переключением «звезда – треугольник»
В данных диаграммах показаны пусковые токи для насоса, с трехфазным асинхронным двигателем мощностью 7,5 кВт методом прямого пуска (DOL) и пуска переключением «звезда – треугольник», соответственно. На рисунке видно, что способ прямого пуска DOL отличается большими пусковыми токами, но который через некоторое время уменьшается и становится постоянным.
Способ пуска переключением «звезда – треугольник» отличается меньшими низким пусковыми токами. Однако, в момент запуска при переходе от «звезды» к «треугольнику» происходят скачки токов. Во время пуска по схеме «звезда», через (t = 0,3 с), величина тока снижается. Однако, во время переключения со «звезды» на «треугольнику», через время t = 1,7 с, величина тока достигает уровня пускового тока при прямом пуске. Более того, скачок тока может стать ещё больше, так как во время переключения на двигатель не подаётся напряжение и двигатель теряет скорость перед подачей полного напряжения.

Одним из весомых недостатков мощных асинхронных электродвигателей является их «тяжелый» пуск, который сопровождается огромными начальными токами в этот момент. В результате чего в сети появляется большой скачек напряжения. Такие «провалы» могут негативно сказаться на работу электроники или других электроагрегатов работающих на этой же линии.
Для плавного пуска используют схему включения «звезда-треугольник». При которой в начале запуска двигатель включается звездой, а когда вал мотора раскрутиться до рабочих оборотов электроника переключит его в схему треугольником.
Я покажу как собрать пусковой и управляющий блок, который будет не только управлять запуском и остановкой двигателя, но и при пуске будет менять схемы его включения.
Понадобится
Для подключения нам понадобятся:
- 3 пускателя, для управления силовой частью;
- приставка с выдержкой времени — реле времени регулируемое;
- 2 приставки с нормально открытыми и замкнутыми контактами;
- кнопки «Пуск» и «Стоп»;
- 3 лампочки, для наглядного вида работы пускателя;
- автоматический выключатель однополюсной.

Схема
Подключение проводится по заранее нарисованной схеме.

На схеме представлена силовая часть и цепи управления. В силовую часть входят:
- вводной автоматический выключатель;
- 3 мощных пускателя, управляющие силовой цепью включения «звезда-треугольник»;
- электродвигатель.

При включении по схеме «звезда» работают первый и третий пускатели, при включении по схеме «треугольник» работают первый и второй пускатели. В силу отсутствия возможности подключения к сети 380 В ограничимся визуальным рассмотрением работы системы без двигателей. К цепям управления относятся:
- автоматический выключатель однополюсный;
- кнопки «Пуск» и «Стоп»;
- три катушки пускателя;
- нормально замкнутый контакт;
- нормально открытый контакт;
- контакты реле времени.

Собираем схему для демонстрации работы автоматической системы.

Параллельно катушкам пускателя подключены сигнальные лампы, чтобы вы наглядно увидели работу.
Проверка системы
Включаем автоматический выключатель, тем самым подаем питание на всю схему. Нажимаем кнопку «Пуск» для запуска электродвигателя. И у нас притянулись первый и третий пускатели, загорелись лампочки 1 и 3 – означающие, что двигатель включен по схеме «звезда».

Через некоторое время срабатывает таймер, притягиваются первый и второй пускатели, загорелись лампочки 1 и 2 – что значит двигатель подключен по схеме «треугольник».

Время на приставке можно регулировать от 100 миллисекунд до 40 секунд. в зависимости от того, как быстро двигатель набирает обороты.

Нажимаем кнопку «Стоп» и все останавливается.
При подключении двигателя надо учитывать подключение фаз мотора. В данном случае на начало обмотки приходит фаза А, на конец обмотки фаза B. На начало второй обмотки должна приходить фаза В, на конец – фаза С. На начало третьей обмотки должна приходить фаза С, на конец – фаза А.
Смотрите видео
Обязательно посмотрите видео, где более подробно и наглядно изложен процесс работы и подключения всей схемы.
Автоматический стартер Star / Delta с таймером для трехфазных двигателей переменного тока
В этом руководстве мы покажем Star-Delta (Y -Δ) Метод запуска трехфазного асинхронного электродвигателя переменного тока с помощью автоматического стартера звезда-треугольник с таймером со схемой, схемой питания, управления и схемы подключения, а также принцип работы стартера звезда-треугольник и их применение с преимуществами и недостатками.
Автоматический стартер Star Delta с таймером и схемой подключения Если у вас есть главный контактор с пневматическим таймером, потому что ваш главный контактор всегда находится под напряжением, в середине у вас есть контактор Delta с тепловой перегрузкой для защиты двигателя, если двигатель превышает номинальное значение тока, установленное на тепловой перегрузке, справа у вас есть контактор «звезда», который является первым контактором, на который подается питание с главным контактором, затем, когда таймер достигает своего ограничения по времени, контактор «звезда» обесточивается, а контактор «дельта» включается, и двигатель работает с полной нагрузкой. Схемы управления и питания двигателя:
Эксплуатация и работа автоматического пускового устройства Delta
от L1 Фазный ток течет к контакту тепловой перегрузки через предохранитель, затем к кнопке ВЫКЛ, к кнопке включения, к контакту блокировки 2, а затем C3. Таким образом, схема завершена, в результате;
- Катушка контактора C3 и катушка таймера (I1) включаются сразу, а обмотка двигателя затем подключается в звезду. Когда C3 находится под напряжением, его вспомогательные открытые связи будут закрыты, и наоборот (т.е.е. закрытые ссылки будут открыты). Таким образом, контактор C1 также находится под напряжением, и трехфазный источник питания достигнет двигателя. Поскольку обмотка подключена в звезду, следовательно, каждая фаза будет в √3 раза меньше, чем линейное напряжение, то есть 230 В. Следовательно, мотор запускается безопасно.
- Разомкнутый контакт C3 в линии Delta открывается, из-за чего не было бы никакой возможности активировать контактор 2 (C2).
- После выхода из кнопки, катушка таймера и катушка 3 будут получать питание через контакт таймера (Ia), удерживающий контакт 3 и замыкающий контакт 2 на С2.
- Когда на контактор 1 (C1) подается напряжение, два разомкнутых контакта в линии C1 и C2 будут замкнуты.
- В течение определенного времени (обычно 5-10 секунд), в котором двигатель будет подключен в звезду, после этого контакт таймера (Ia) будет разомкнут (мы можем измениться, повернув ручку таймера, чтобы снова настроить время), и в следствии;
- Контактор 3 (C3) будет отключен, из-за чего разомкнутая связь C3 (которая находится на линии C2), таким образом, C2 также будет под напряжением.Точно так же, когда C3 выключен, тогда соединение звезды обмотки также откроется. И С2 будет закрыт. Поэтому обмотка двигателя будет подключена в дельте. Кроме того, откроется контакт 2 (который находится в линии C3), при котором не будет никакой возможности активировать катушку 3 (C3)
- . Поскольку теперь двигатель подключен в треугольник, следовательно, каждая фаза двигатель получит полное линейное напряжение (400 В), и двигатель начнет работать в полном движении.
Похожие сообщения:
Схема питания Star Delta Starter
Нажмите на изображение, чтобы увеличить
Схема цепи Star Star Delta Starter Схема управления Star Star Delta Starter с таймером
Нажмите, чтобы увеличить
Пусковое устройство Star Delta с управляющей схемой Электрическая схема пускового устройства Star Delta с таймером
Нажмите для увеличения изображения
Автоматический пускатель Star Delta (Y-Δ) с таймером для 3-фазного асинхронного двигателя Сокращения : (FOR Управляющая проводка трехфазного звездообразного треугольного стартера с таймером)
- R, Y, B = красный, желтый, синий (3 фазы)
- C.B = Главный выключатель
- Главный = Главный источник
- Y = Звезда
- Δ = Дельта
- 1a = Таймер
- C1, C2, C3 = Контроллеры (для питания и Схема управления)
- O / L = реле перегрузки
- NO = нормально разомкнутый
- NC = нормально замкнутый
- K1 = контактор (катушка контактора)
- K1 / NO = контактор Удерживающая катушка (нормально разомкнутая)
Похожие сообщения:
Преимущества и недостатки Star Delta Starter с таймером
Преимущества:
- Простой дизайн и эксплуатация
- Сравнительно дешевле, чем другие методы контроля напряжения
- Крутящий момент и ток производительность Star Delta Starter хорошо.
- Дважды потребляет пусковой ток FLA (Ампер полной нагрузки) подключенного двигателя.
- Это уменьшило пусковой ток до одной трети (приблизительно) по сравнению с DOL (Direct ON Line Lineter)
Также читайте:
Недостатки
- Пусковой крутящий момент также уменьшается до одной трети, потому что стартер уменьшает пусковой ток до одной трети от номинального тока [напряжение сети также снижено до 57% (1 / √3)]
- Требуется шесть выводов или клемм Двигатель (Delta Connected)
- Для подключения Delta напряжение питания должно соответствовать номинальному напряжению двигателя.
- Во время переключения (со звезды на треугольник), если двигатель не достигает, по крайней мере, 90% от его номинальной скорости, то пиковый ток может быть таким же высоким, как и в пускателе прямого включения (DOL), что может привести к воздействует на контакты контакторов, поэтому не будет надежным.
- Мы не вправе использовать стартер звезда-треугольник, если требуемый крутящий момент (приложения или нагрузки) превышает 50% номинального крутящего момента трехфазных асинхронных двигателей.
Похожие сообщения:
2 скорости, 2 направления Мощность трехфазного двигателя с несколькими скоростями И схемы управления
Характеристики и особенности Star-Delta Starter
- Пусковой ток составляет 33% от тока полной нагрузки для звездо-дельта-стартера.
- Пиковый пусковой момент составляет 33% от момента полной нагрузки.
- Пиковый пусковой ток составляет от 1,3 до 2,6 от тока полной нагрузки.
- Star-Delta Starter может использоваться только для трехфазных асинхронных двигателей малой и большой мощности.
- Это уменьшило пусковой ток и крутящий момент.
- Для клеммной коробки двигателя необходимы 6 соединительных кабелей.
- В Star Star Delta, пиковый ток и механическая нагрузка при переключении от Star Delta
Применение Star Delta Starter
Как мы знаем, главная цель Star Delta Starter — запустить трехфазный асинхронный двигатель в соединении звезда пока работает в Delta Connection.
Имейте в виду, что стартер Star Delta можно использовать только для асинхронных двигателей с низким и средним напряжением и легким пусковым моментом. В случае прямого пуска от сети (D.O.L), принимаемый ток на двигателе составляет около 33%, в то время как пусковой крутящий момент уменьшается на 25-30%. Таким образом, Star Delta Starter может использоваться только для легкой нагрузки при запуске двигателя. В противном случае двигатель с большой нагрузкой не запустится из-за низкого крутящего момента, который необходим для ускорения двигателя до номинальной скорости при переходе на соединение Delta.
Вы также можете прочитать другие схемы питания и управления ниже:
. Что такое Star Delta Starter? — его теория
Star Delta Starter является очень распространенным типом стартера и широко используется по сравнению с другими типами запуска асинхронного двигателя. Звездная дельта используется для двигателя с клеткой, предназначенного для нормальной работы на обмотке статора, соединенной треугольником. Подключение трехфазного асинхронного двигателя со стартером звезда-треугольник показано на рисунке ниже.

Когда переключатель S находится в положении START , обмотки статора соединяются в звезду, как показано ниже.
Когда двигатель набирает скорость, около 80 процентов от его номинальной скорости, переключатель S немедленно переводится в положение RUN . В результате обмотка статора, которая была в соединении звездой, теперь заменена на соединение DELTA . Соединение треугольником обмотки статора показано на рисунке ниже.
Во-первых, обмотка статора подключается в звезду, а затем в треугольник, так что ток пусковой линии двигателя уменьшается на одну треть по сравнению с пусковым током с обмотками, подключенными в треугольник.При запуске асинхронного двигателя, когда обмотки статора соединены звездой, каждая фаза статора получает напряжение В L / √3 . Здесь V L — напряжение сети.
Поскольку развиваемый крутящий момент пропорционален квадрату напряжения, приложенного к асинхронному двигателю. Звездно-треугольный стартер уменьшает пусковой крутящий момент до одной трети, которая получается при прямом дельта-запуске.
Теория Star Delta Starter Способ запуска асинхронного двигателя
При пуске асинхронного двигателя обмотки статора соединяются звездой, и поэтому напряжение на каждой фазной обмотке равно 1 / √3, умноженному на линейного напряжения.
лет,
- В L — напряжение сети
- I Штифт — пусковой ток на фазу с обмотками статора, соединенными звездой.
- I styl — ток пусковой линии с обмоткой статора в звезде
Для соединения «звезда» ток в линии равен фазному току
Следовательно,

If,
- В 1 — фазное напряжение
- В L — напряжение сети
- I st Δ p — это пусковой ток на фазу путем прямого переключения с обмотками статора, подключенными в треугольнике.
- I st Δ l — ток пусковой линии путем прямого переключения с обмотками статора в треугольнике.
- I sc Δ p — ток фазы короткого замыкания путем прямого переключения с обмотками статора в треугольнике.
- Z e10 — это эквивалентное сопротивление покоя на фазу двигателя, относящееся к статору

Для соединения треугольником ток в линии равен корню в три раза больше тока фазы.
Следовательно,
Таким образом, при использовании пускового треугольника, пусковой ток от основного источника питания составляет одну треть от тока при прямом переключении в треугольнике.
Также
Следовательно, при пуске треугольной звезды начальный крутящий момент уменьшается до одной трети пускового крутящего момента, полученного при прямом переключении в треугольнике.
Где,
I fl Δ p — фазовый ток полной нагрузки с обмоткой в Delta
Но,
Следовательно, уравнение (4), показанное выше, дает пусковой крутящий момент асинхронного двигателя в методе запуска звезда-треугольник.
, Star delta motor connection — Электротехнический центр
Для звезда-треугольник, подключение двигателя должно иметь 6 кабелей от панели управления и 6 клемм на асинхронном двигателе (U1, U2, V1, V2, W1, W3). Чтобы подключить подключение двигателя для звездо-треугольного стартера, важно, чтобы мы должны в полной мере понять основные принципы STAR DELTA MAGIC TRIANGLE.
Для получения подробной информации о Star Delta Stater, пожалуйста, прочитайте мой последний пост об этом. Из этой треугольной диаграммы мы можем определить правильную фазу, окончание кабеля для правого терминала и вращение.Как мы знаем, звездный дельта-статер настолько сложен, если мы не до конца понимаем концепцию и их метод. На этот раз я хочу поделиться своей техникой при выполнении электромонтажа и подключении к звездообразному треугольнику для асинхронного двигателя.
Не волнуйтесь, это просто и легко, если мы понимаем основные концепции. Я подробно объясняю, как это сделать: D
Что такое соединение Star Delta?
Звезда дельта магический треугольник
Когда мы обращаемся к этой диаграмме, мы видим правильную клемму для обмотки для каждой фазы: * ВНИМАНИЕ : Пожалуйста, обратитесь к заводской табличке двигателя, чтобы подтвердить нумерацию обмотки (U1, U2, V1, V2, W1, W2) и подключение двигателя обмотки.
Почему это очень важно ?? Потому что у каждого производителя свой стиль для нумерации и подключения двигателя обмотки.
звезда дельта фаза и терминалы
КРАСНАЯ ФАЗА: U1 и W2 ЖЕЛТАЯ ФАЗА: U2 и V1 СИНЯЯ ФАЗА: V2 и W1 Итак … Из этой формулы мы должны подключить электродвигатель в соответствии с цветовым кодом фазы.
Смотрите мой пример ниже: —

Ниже приведена полная схема подключения пускового устройства звезда-треугольник. Если вы хотите изменить их вращение по часовой стрелке или против часовой стрелки, вам необходимо заменить две фазы (КРАСНЫЙ или СИНИЙ) на контакторе треугольника.Я поделюсь техникой, как изменить вращение в моем следующем посте.
Если вы хотите вращение двигателя по часовой стрелке, цвета фазы — КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, СИНИЙ. Но если вы хотите вращение против часовой стрелки, цвета фазы — СИНИЙ, ЖЕЛТЫЙ, КРАСНЫЙ. Для схемы подключения звезда-треугольник см. к моему посту о контроле звездно-дельта-диаграммы

, STAR-DELTA Способ запуска двигателя
Star-Delta Starter Подключение трехфазного двигателя без таймера — схемы питания, управления и подключения
Как мы уже рассказывали, запуск трехфазного двигателя Star-Delta (Y-Δ) Метод с помощью автоматического стартера звезда-треугольник с таймером. Теперь мы расскажем о подключении трехфазного двигателя STAR / DELTA Starter без таймера Схемы питания и управления ..
Сокращения:
- R, Y, B = Красный, Желтый, Синий (3 Фазовые линии)
- C.B = Главный выключатель
- Главный = Mai Supply
- Y = Звезда
- Δ = Дельта
- C1, C2, C3 = Контакты (схема питания)
- O / L = Реле перегрузки
- NO = нормально разомкнутый
- NC = нормально замкнутый K1 = контактор (катушка контактора) K1 / NO = катушка удержания контактора (нормально разомкнутая)
- K1, K2, K3 = Contators (для схемы управления)
Star — схема питания Delta Starter:
Похожие сообщения:
Star — схема Delta Starter Контрольная схема:

You также можете прочитать другие схемы питания и управления ниже:
,















