Что такое RCA разъем и почему его называют «тюльпаном». Как выглядит RCA коннектор. Для чего используется RCA интерфейс в аудио- и видеооборудовании. Какие бывают виды RCA разъемов. Насколько актуален RCA в современной технике.
Что такое RCA разъем и почему его называют «тюльпаном»
RCA (от Radio Corporation of America) — это стандартный разъем, широко применяемый в аудио- и видеотехнике для передачи аналоговых сигналов. Его также часто называют «тюльпаном» или AV-разъемом. Почему же появились такие народные названия.
RCA получил прозвище «тюльпан» из-за своей характерной формы, напоминающей этот цветок:
- Центральный штырь разъема похож на пестик тюльпана
- Круглый металлический ободок вокруг напоминает лепестки
- Общая цилиндрическая форма схожа с бутоном цветка
Название AV-разъем (аудио-видео разъем) закрепилось за RCA, так как он активно используется для подключения различной аудио- и видеотехники к телевизорам и другому оборудованию.
Устройство и виды RCA разъемов
Стандартный RCA разъем состоит из следующих основных элементов:
- Центральный контактный штырь диаметром 3,2 мм для передачи сигнала
- Металлический цилиндрический ободок вокруг штыря, служащий контактом «земли»
- Пластиковый или резиновый изолятор между штырем и ободком
По типу разъемы RCA бывают двух видов:
- «Папа» (штекер) — с выступающим центральным штырем
- «Мама» (гнездо) — с отверстием для штыря
Стандартная цветовая маркировка RCA разъемов:
- Желтый — для композитного видеосигнала
- Красный — правый канал стереозвука
- Белый (или черный) — левый канал стереозвука
История появления RCA интерфейса
Разъем RCA был разработан в 1940-х годах компанией Radio Corporation of America (отсюда и название). Основные этапы его истории:
- 1940 год — первое применение для подключения усилителя к фонографу
- 1950-е годы — начало широкого использования в бытовой аудиотехнике
- 1980-е годы — распространение в видеооборудовании (видеомагнитофоны, игровые приставки)
- 1990-2000-е — пик популярности в аналоговых аудио/видео системах
- С 2010-х — постепенное вытеснение цифровыми интерфейсами, но все еще широкое применение
Интересно, что за более чем 80 лет существования конструкция RCA практически не изменилась. Это говорит об удачности и универсальности изначального дизайна разъема.
Области применения RCA разъемов
RCA разъемы используются для подключения самого разного аудио и видео оборудования:
- Телевизоры
- DVD и Blu-ray плееры
- Игровые приставки
- Акустические системы
- Усилители
- Микшерные пульты
- Видеокамеры
- Проекторы
- Звуковые карты компьютеров
Основные типы сигналов, передаваемых через RCA:
- Аналоговое стерео аудио
- Композитный видеосигнал
- Компонентный видеосигнал (через несколько RCA)
- Цифровое аудио S/PDIF
RCA остается одним из самых распространенных способов аналогового подключения аудио/видео техники, хотя постепенно вытесняется цифровыми интерфейсами.
Преимущества и недостатки RCA разъемов
Разъемы RCA обладают рядом достоинств и недостатков по сравнению с другими интерфейсами:
Преимущества:
- Простота и надежность конструкции
- Низкая стоимость
- Широкая распространенность
- Легкость коммутации без инструментов
- Возможность быстрого соединения/разъединения
Недостатки:
- Передача только аналоговых сигналов (за исключением S/PDIF)
- Ограниченная пропускная способность
- Подверженность помехам на длинных дистанциях
- Отсутствие фиксации соединения
- Необходимость нескольких разъемов для стереозвука или компонентного видео
Несмотря на некоторые ограничения, простота и универсальность RCA обеспечивают его широкое применение до сих пор.
На что обратить внимание при выборе RCA кабелей
При покупке кабелей с RCA разъемами стоит учитывать следующие факторы:
- Качество изготовления разъемов — лучше выбирать продукцию известных брендов
- Материал контактов — предпочтительны позолоченные
- Качество экранирования кабеля — важно для защиты от помех
- Гибкость и прочность кабеля — особенно для частого использования
- Длина кабеля — не рекомендуется использовать слишком длинные
- Тип передаваемого сигнала — аудио, видео или цифровой
Хорошие RCA кабели обеспечат качественную передачу сигнала без потерь и помех. Экономия на качестве может привести к проблемам со звуком или изображением.
Распространенные RCA переходники и конвертеры
Для соединения устройств с разными типами разъемов часто используются RCA переходники. Наиболее популярные варианты:
- RCA на 3.5 мм джек — для подключения к портативным устройствам
- RCA на HDMI — для соединения старой и новой техники
- RCA на SCART — популярен в европейской технике
- RCA на оптический TOSLINK — для цифрового аудио
- RCA на компонентный видео (YPbPr) — для улучшения качества изображения
Такие переходники позволяют использовать устаревшее оборудование с RCA выходами совместно с современными устройствами, имеющими другие типы разъемов.
Актуальность RCA разъемов в современной технике
В последние годы наблюдается постепенное снижение использования RCA разъемов в новой технике. Это связано с несколькими факторами:
- Переход на цифровые интерфейсы (HDMI, DisplayPort, USB)
- Повышение требований к качеству сигнала и пропускной способности
- Миниатюризация устройств
- Развитие беспроводных технологий
Однако RCA все еще остается актуальным в следующих областях:
- Бюджетная аудио/видео техника
- Профессиональное звуковое оборудование
- Подключение устаревших устройств
- Автомобильные аудиосистемы
RCA разъемы, вероятно, еще долго будут встречаться в различной технике, хотя их роль постепенно снижается. Они остаются удобным и недорогим решением для многих задач, особенно в бытовой сфере.
Разъем RCA — распиновка, описание, фото
Описание RCA
штекер RCA | гнездо RCA |
RCA jack или композитный (также называемый phono connector, или CINCH/AV connector, а также в просторечии «тюльпан», «колокольчик», AV-разъём) — стандарт разъёма, широко применяемый в аудио- и видеотехнике.
Большим недостатком таких соединителей является то, что при подключении сначала соединяется контактная пара сигнала (с напряжением), а лишь затем контакты корпусов. Это может вызвать повреждения приборов в момент соединения при наличии разности потенциалов между корпусами, что часто происходило при подключении телевизоров к ТВ-выходу на видеокартах.
Стандартный RCA штекер (на сленге — «папа») выглядит как центральный металлический выдающийся вперёд контактный штырь диаметром 3,2 мм (3,18 для размера 0,25 дюйма), внешней открытой длиной 9,0 мм (9,52/7,92 мм для размеров 0,375/0,312 дюйма), внутренней закрытой длиной 6,0 мм (5,56 для размера 0,219 дюйма), окружённый металлическим круглым ободком (минимальным внутренним диаметром 8,0 мм; 8,33 для размера 0,328 дюйма). Внешний диаметр ободка зависит только от его толщины и не нормируется.
Гнездо RCA (на сленге — «мама») — обычно панельный разъём, на который надевается ободок, имеет внешний диаметр 8,0 мм (8,33 для размера 0,328 дюйма) и глубину 7,50 мм (7,14 для размера 0,281 дюйма), поэтому обжимающие губки ободка должны иметь немного больший внутренний диаметр.
В недорогом исполнении пространство между коннектором/цангой и ободком/корпусом (внутренний изолятор) заполняется простой пластмассой или полиэтиленом, в среднеценовых — текстолитовыми шайбами или аналогичными из прессованного стекловолокна, в дорогих — термостойким тефлоном или керамикой.
Один из основных недостатков недорогих разъёмов — это их малая термостойкость. Для пайки кабеля сечением 0,823 мм² (18 awg) или более, требуется весьма длительное время прогрева на стандартных температурах плавления припоя 250° С — или намного большие температуры жала паяльника, ради увеличения накопительной теплоёмкости жала, иногда вплоть до 500° С.
Распиновка RCA
Композитный аналоговый видеосигнал—— | Составной | Жёлтый | |
Аналоговый аудиосигнал | Левый/Моно | Белый | |
Правый | Красный | ||
Центр | Зелёный | ||
Левый (surround) | Синий | ||
Правый (surround) | Серый | ||
Левый тыловой (surround) | Коричневый | ||
Правый тыловой (surround) | Рыжевато-коричневый (цвета загара) |
||
Сабвуфер | Пурпурный | ||
Цифровой аудиосигнал | S/PDIF | Оранжевый | |
Компонентное аналоговое видео (YPbPr) | Y | Зелёный | |
PB | Синий | ||
PR | Красный | ||
Компонентное аналоговое видео/VGA (RGB/HV) | R | Красный | |
G | Зелёный | ||
B | Синий | ||
H (Сигнал синхронизации по горизонтали) / S (Синхросигнал композитного видео) |
Жёлтый | ||
V (Сигнал синхронизации по вертикали:) | Белый |
Различные сигналы используют свой цвет разъёма, определяемый стандартом, но многоканальное аудио (7.1 и далее) до сих пор не имеет стандартных цветов.
В случае использования вывода звука на динамики телевизора проводится приведение к левому каналу (разъём белого цвета).
pinov.net
Распиновки AV-кабеля 3×RCA—TRRS (с трёх «колокольчиков» на «джек»)
Описание
Кабель «Composite A/V Cable 3×RCA-TRRS» используется для передачи композитного видеосигнала и стереофонического аудиосигнала. Нередко его называют «AV TV cable».
Встречаются кабели с «джеком» на 3,5 и на 2,5 мм. В случае нестыковки размеров «джека» с гнездом устройства придётся приобрести переходник с 3,5 на 2,5 или с 2,5 на 3,5 мм.
Обнаружено 7 вариантов распайки AV кабеля (см. картинку ▼). Но это не значит, что при покупке кабеля наугад, ваши шансы на успех составляют лишь 1/7. В разделе «Совместимость кабелей» мы поясним, что не всё так плохо.
С одной стороны кабеля расположены три штекера RCA («колокольчики»). Штекерам RCA в соответствии с назначением присвоены определённые цвета.
⚠ При использовании несовместимого кабеля значение цветов будет иным!
• Белый — Левый канал аудио «L»
• Красный — Правый канал аудио «R»
• Жёлтый — Видеосигнал «V»
«Земляные» контакты всех трёх штекеров объединены между собой в кабеле. В таблицах распиновки общий контакт обозначается «G» (Ground).
С другой стороны кабеля расположен 4‑контактный штекер TRRS («джек»). Распиновку этого штекера в данном кабеле разработчики сочиняют кто во что горазд. В конце статьи приведена таблица распиновки штекера TRRS «Jack» для некоторых производителей по алфавиту. Нумерация контактов джека начинается с наконечника штекера; 2, 3 контакты — ко́льца; 4 контакт — основание.
Совместимость кабелей
Принципиальное значение имеет лишь распайка общего провода (G). Общий провод может быть распаян либо на четвёртый, либо на третий контакт штекера TRRS. Распайка остальных проводов принципиального значения не имеет.
Если в купленном кабеле общий провод распаян правильно, то кабель вам подходит. Остаётся лишь методом подбора определить назначение «тюльпанов» — штекеров RCA.
Например переходник четвёртого типа («Asus») можно заменить переходником пятого типа (iPod), просто при подключении к телевизору нужно будет поменять местами жёлтый и красный «колокольчики» RCA.
Скажем иначе — если классическое подключение к телевизору не дало результатов, подключите к жёлтому гнезду телевизора красный, а затем белый «колокольчик». Если появилось нормальное изображение, подключите остальные «колокольчики».
⚠ Если же с распайкой общего провода не повезло, вам поможет переходник CTIA-OMTP, меняющий местами 3 и 4 контакты.
AV-кабель и мобильники
Следует заметить, что очень немногие телефоны/смартфоны выдают видеосигнал через гнездо TRRS. Например, Nokia выпустила следующие модели гаджетов с видеовыходом:
Nokia 5800
Nokia 6720 classic
Nokia N79
Nokia N82
Nokia N85
Nokia N85
Nokia N86
Nokia N95
Nokia N96
Nokia N97
Nokia N900
Для подключения этих моделей к телевизору разработан переходник Nokia CA-75U.
Видеокабель TRRS
Для подключения камеры к навигатору Globus потребуется TRRS на 2,5 мм. Распайка «джека» под Globus: 2 контакт — Видео, 4 контакт — Земля.
У камеры заднего вида Falcon и у навигатора Autonavogator 5600 Wide распайка «джека» 2,5 мм другая: 3 контакт — Видео, 4 контакт — Земля.
Аудиокабель — переходник с TRS («джек») на два RCA («колокольчики»)
Таблица распиновки AV-кабелей
R — right audio (правый канал)
L — left audio (левый канал)
V — composite video (видео)
G — ground (общий)
TRRS pins ▶ | 1 | 2 | 3 | 4 |
Acer | R | L | G | V |
Aiptek | L | R | V | G |
Aiwa VCD player | V | L | R | G |
Apple iBook | L | R | V | G |
Archos | L | R | V | G |
Asus | L | V | G | R |
Bluetech DVD player | V | L | R | G |
Cowon iAudio | L | R | V | G |
Creative Zen Vision | L | R | V | G |
Energy Sistem | V | R | L | G |
Gigabeat | L | R | V | G |
iPod Video | L | R | G | V |
Jensen | R | L | G | V |
Kenwood | R | L | G | V |
Nokia CA-75U | L | R | V | G |
Panasonic | L | V | G | R |
Philips portable DVD | R | L | V | G |
Prology | L | R | G | V |
Samsung Galaxy i9000 | L | R | G | V |
Samsung GalaxyS SGH-I897 | L | R | V | G |
Sony | L | V | G | R |
Sony Ericsson | R | L | V | G |
Sony VAIO Notebook | R | V | G | L |
Standart Camcorder | L | V | G | R |
TV-box CS968 (TV01, CR11s) | L | V | G | R |
WD TV Live | V | L | R | G |
Wokster | L | R | V | G |
Zidoo TV box | V | L | R | G |
Zune | L | R | G | V |
Смежные материалы:
Разъём TRRS «Джек»
Аудио
Видео
Поделиться новостью в соцсетях
rones.su
Как припаять тюльпан к проводу. Пайка RCA
Часто возникает вопрос, как припаять разъем тюльпан (RCA) к проводу, на самом деле это не очень сложно, пайка одного разъема занимает не более 5 минут.
Качественная пайка и пайка в домашних условиях. Что понадобиться:
- Паяльник или паяльная станция
- Припой, лучше с флюсом
- канифоль
- нож
- кусачки, плоскогубцы или пинцет
Схема распайки
Введение.
На фото — комплект — «RCA разъем для сборки». Корпус разъема тюльпан и цанговый зажим для провода.Кабель и начало монтажа
Используется несимметричный кабель mrcable Reason G6, достаточно прочный и толстый с миллиметровым проводником. Для начала монтажа нужно удалить ножом 1-1,5 сантиметра ПВХ оболочки, сколько нужно удалять — зависит от длины RCA разъема.Витой экран, земля.
Чтобы сформировать земляной провод, расплетаем часть экрана и скручиваем его для последующей пайки.Центральный проводник кабеля
Удаляем защитную оболочку центрального проводника, достаточно снять 3-5 миллиметров.Облуживание контактов
Облуживаем будущие контакты провода. Берем провод и облуживаем с помощью паяльника и припоя подготовленные концы.Соединяем кабель и тюльпан.
Припаиваем центральный проводник — сигнальный провод к центральному контакту RCA разъема и обрезаем излишек земляного контакта так, чтобы он был короче границы изоляции центрального проводника для избежания замыкания.Соединяем экран и тюльпан
Припаиваем экран к контакту заземления разъема, паять можно как справа, так и слева от центрального проводника, главное не повредить изоляцию центрального проводника.Завершаем монтаж
Надеваем пластиковый цанговый зажим на проводник и прикручиваем корпус на RCA разъем.Готовый тюльпан
www.xlr.ru
Всё про RCA (AV) разъем
Содержание статьи:
- Что такое RCA разъем?
- Почему RCA называют тюльпаном и AV-разъёмом?
- История появления RCA интерфейса
- Виды RCA разъёма
- На что обратить внимание перед покупкой RCA кабеля?
- Какие бывают RCA переходники и конвертеры?
- Актуальность RCA разъёма
Что такое RCA разъем?
Разъем RCA (AV) в народе очень часто называют «тюльпан». Стандарт также именуется композитным. Данный разъем максимально широко используется не только в видеотехнике, но и аудиооборудовании. Он имеет цилиндрическую форму. В самом центре размещен контакт сигнала. Присутствует контакт «земля» в виде цилиндра, который охватывает контакт сигнала. Красный разъем предназначается для передачи двухканального звукового сигнала в режиме стерео в отношении правого канала. Белый разъем применяется для монофонического сигнала. Также может использоваться для левого канала стереофонического двухканального аудиосигнала. Желтый — передача видеосигнала. Что касается внешнего вида, то данный разъем сильно напоминает настоящий тюльпан.
Почему RCA называют тюльпаном и AV-разъёмом?
Как уже отмечалось, RCA чрезвычайно похож на известный цветок, а именно тюльпан. Поэтому многие люди называют его именно «тюльпан», а не RCA.
Часто разъем именуется и AV. Здесь также нет ничего удивительного. Именно с его помощью проще всего подключить видео или аудиотехнику к телевизору или другому оборудованию.
История появления RCA интерфейса
Далеко не все знают, что разъемы RCA впервые были применены в уже далеком 1940 году. Как раз тогда его использовали для подключения усилителя к фонографу. Что касается фонографа, то стоит напомнить, что это первое оборудование Томаса Эдисона для звукозаписи. Придумала разъем RCA в те годы корпорация Radio Corporation of America. Создали данную организацию высокие правительственные чины США. В СССР он получил распространение с приходом на рынок японской и корейской техники. Это были видеомагнитофоны и звукозаписывающее оборудование. Самое интересное, что интерфейс пользуется серьезной популярностью до сих пор.
Виды RCA разъёма
Разъемы RCA бывают типа «папа» и «мама». Стандартный штекер «папа» реализован в виде металлического контактного 3,2-миллиметрового штыря, выдающегося вперед. Внутренняя закрытая 6-миллиметровая длина дополняется 9-миллиметровой внешней открытой длиной. Что касается ободка, то его внешний диаметр может быть разным. Тут многое зависит от непосредственной толщины ободка.
Гнездо «мама» представляет собой панельный разъем со специальным ободком. Его глубина составляет 7,5 миллиметров. Также стоит отметить 8-миллиметровый внешний диаметр. Это означает, что губки, обжимающие сам ободок, обязаны иметь несколько больший диаметр.
На что обратить внимание перед покупкой RCA кабеля?
Если вы желаете приобрести кабель RCA, то должны знать, что существуют разные по исполнению варианты. В недорогих моделях внутренний изолятор и пространство между цангой и коннектором заполнено полиэтиленом, либо же пластмассовым материалом. В средней ценовой категории представлены разъемы, в которых данное пространство заполняется текстолитовыми шайбами. В некоторых случаях применяется прессованное стекловолокно. Более качественным решением выглядит премиальный сегмент. Здесь активно используется высококачественная керамика, а также термостойкий тефлон.
Почему же рекомендуется покупать более дорогие и качественные штекеры RCA?
Недорогие разъемы обладают слабой термостойкостью. Когда происходит пайка, то пластмасса легко может плавиться при высоких температурных показателях. Все это автоматически отражается на внутреннем проводнике. По этой причине тугоплавкий внутренний изолятор выглядит гораздо убедительнее и надежнее. Следует обращать внимание и на длину шнура. Он не должен быть слишком коротким, ведь тогда подключение устройств будет практически невозможным.
Также рекомендуется обращать внимание на уважаемые бренда. При этом важно не нарваться на подделки.
Какие бывают RCA переходники и конвертеры?
Сегодня в продаже можно найти огромное количество RCA-переходников на любой вкус и цвет.
Поэтому выделим самые распространенные:
- 2RCA-mini Jack. Повышенным спросом пользуются переходники RCA на 3,5-мм разъем для наушников (мини-джек). С их помощью получится подключить гарнитуру практически к любой технике.
- S-Video-RCA. Данный переходник пригодится для соединения между собой видеомагнитофоном и другого оборудования к различной технике.
- 3RCA-3RCA. Хороший вариант для подключения одинаковых или похожих устройств, оснащенных «тюльпанами».
- 2RCA-DIN. Такое решение позволяет соединить современную технику с устаревшим оборудованием, так как разъемы DIN уже довольно давно не печатаются.
Актуальность RCA разъёма
Еще недавно разъем RCA был популярен и востребован. С его помощью к телевизорам подключались самые разные устройства: акустика, усилители, видеомагнитофоны и даже DVD-проигрыватели. Причина в этом проста: RCA являлся практически идеальным вариантом для передачи аналогового сигнала (видео и аудио). Также его часто можно было найти в звуковых картах для компьютеров. Более того, благодаря грамотной распайке специалисты использовали RCA для подключения компьютера к телевизору, который выполнял роль монитора.
Но сегодня уже нельзя сказать, что RCA-разъемы являются актуальными. Их успешно заменяют другие интерфейсы, которые считаются прогрессивными. Например, это HDMI, Display Port и так далее. RCA все еще держится на плаву благодаря многочисленным конвертерам и переходникам, с помощью которых можно подключить почти любую технику. Да, разъем от Radio Corporation of America все еще встречается даже в современных телевизорах. Вот только зачем использовать данный разъем, если у вас есть возможность наслаждаться 4K-контентом на огромном экране? Ведь нужно помнить, что через RCA-разъемы можно передавать контент максимум в HD или FHD разрешении.
Отсюда можно сделать вывод, что эра «тюльпанов» постепенно заканчивается. Такой стандарт устарел по абсолютно всем параметрам. Если же у вас нет возможности использоваться более прогрессивные интерфейсы, то «колокольчик» все еще подходит для передачи видео и аудиосигнала.
Читайте также
monitor4ik.com
Правильная коммутация звукового оборудования | Облако технологий
В первую очередь необходимо определиться чем важна «правильная» коммутация акустики и звукового оборудования.
Разумеется, написанное ниже касается как аудио, так и видео коммутации, управляющих сигналов светового оборудования (протокол управления световыми приборами DMX-512) и т. д.
XLR 3Pin Female MIC Jack Plug Audio Microphone Cable Connector
Часто общая длина аудио соединений, количество используемых разъёмов и отдельных кабелей в профессиональных инсталляциях впечатляют неподготовленного человека. Неудивительно, что банальный «неконтакт» всего лишь в одном из десятков (сотен, тысяч!) соединений может привести к весьма плачевным результатам. Начиная с «потери» отдельного прибора или инструмента, и заканчивая неожиданным mute всего комплекта или его части. В некоторых случаях плохой контакт может привести к выходу из строя весьма дорогостоящего оборудования. Всё это говорит о том, что сравнительно «малой кровью», при правильном подборе разъемов и кабелей мы можем поддержать уровень проводимых мероприятий (и своей репутации) на должной высоте. И, конечно же, сохранить полученные нелегким трудом деньги: неустойка за сорванное мероприятие, поиск и устранение неисправностей, ремонт оборудования – всё это чаще всего стоит несравненно дороже хорошей коммутации.
Наиболее важные моменты при выборе кабелей и разъёмов
Всё это необходимо знать и соблюдать для достижения результатов, близких к идеальным.
01. Имя производителя. Как и во многих других ситуациях с выбором чего-либо, здесь чётко работает правило — «Скупой платит дважды». Никаких «no name» в выборе кабельной продукции и разъёмов быть не должно! При соединении пайкой так называемых «китайских» разъёмов с кабелями, все пластиковые части сразу же плавятся и буквально рассыпаются на глазах. Один только этот факт должен сильно отпугнуть от использования дешёвой и некачественной коммутационной продукции. Не говоря уже о том, что контакты таких разъёмов очень быстро окисляются, покрываясь страшным налётом продуктов окисления, что прекрасно видно невооружённым глазом. Пластиковые части, особенно внешние, таких безымянных разъёмов крайне ненадёжны — почти сразу трескаются и ломаются от малейших нагрузок и лёгких ударов.
В нашем ДК сейчас вся коммутация – только от мировых брендов-лидеров в этой отрасли (подробности ниже). Лично я сейчас совсем не волнуюсь насчет качества контактов и надежности соединений. С этой стороны подвоха ждём в последнюю очередь.
Подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы читать только интересные новости высоких технологий
02. Коннекторы. Как и в многих других отраслях производства, здесь есть свои изготовители — фавориты, продукция которых уже благодаря наличию лейбла производителя, является знаком качества. Примеров компаний, делающих разъёмы только самого высокого качества довольно мало… Например, коннекторы швейцарской компании Neutrik по праву считаются одними из лучших и любимых в использовании во всём мире. Уже более, чем за 35 лет своей деятельности, компания добилась высочайших рейтингов и имеет множество патентов на изделия, являющихся мировым стандартом в коммутации звукового оборудования. Россия, конечно, не исключение. Это как бы… Мерседес в разъёмостроении.
Прекрасные разъёмы делают Switchcraft, из США, работающие с 1946 года. Могу порекомендовать отличные разъёмы изготовителя из Австралии — Amphenol, основанной в 1955 году.
Внимание! Остерегайтесь подделок! Их немало на просторах нашей необъятной и не только…
Разъёмы Neutrik TRS и XLR.
03. Кабельная продукция. Здесь ассортимент производителей намного шире, чем в случае с разъёмами. Вдобавок, как показывает практика, здесь есть такой момент, что не все типы или марки кабелей одинаково хороши. То есть наряду с отличными кабелями, в линейке производителя может быть как отличный, так и довольно посредственный кабель. Самые известные производители кабельной продукции — «японцы» Canare, «немцы» Klotz, Sommer Cable и Cordial, в последнее время всё чаще слышно много хорошего о компании Belden, основанной еще в 1902 году Джозефом Белденом в Чикаго, США. Где-то читал, что вся коммутация одной из самых крупной в мире прокатной компании «Rat Sound» выполнена на продукции Belden.
Хорошие кабеля делает итальянская фирма Tasker. Ещё можно обратить внимание на продукцию Mogami, Horizon. Не исключаю, что список далеко не полный. У многих профи — свои личные предпочтения, наработанные годами практики… Особенно это может проявляться в выборе гитарной коммутации — у них там свои «заморочки», особенно, если касается именно кабеля…
Гитарный кабель производства Monster Cable.
04. Выбор типа подключения звукового оборудования — балансное подключение и небалансное. ВСЕГДА нужно отдавать предпочтение балансному подключению, а когда это возможно и\или предусмотрено — особенно. Что же это такое? С небалансным, «обычным» подключением нет проблем — два проводника, один из которых «экран» (земля), служащий защитой от электромагнитных «наводок» и непосредственно «сигнал» — не путать с «+» и «-«, так как передача аналогового аудиосигнала — это передача с помощью переменного напряжения, меняющего полярность со скоростью, зависимою от частоты сигнала.
С балансным подключением всё немного сложнее. Балансное подключение происходит тремя проводниками — та же «земля», защищающая от наводок и два проводника с сигналом, один из которых находится строго в противофазе к другому. Обычно тот сигнал или тот проводник, который «в фазе» называют «горячий», противофазный — «холодный». Зачем это нужно? Всё до смешного просто — передающее устройство преобразует сигнал в балансный — к обычным «земле» и «сигналу» добавляется ещё и противофазный «сигнал», который инвертируется по фазе в принимающем устройстве. Принимающее устройство микширует фазу и инвертированную противофазу. Получается двойной эффект. Во-первых, полезный сигнал становится в 2 раза мощней и, самое главное, все наводки, благодаря противофазному эффекту, самоуничтожаются. Благодаря балансному подключению, сигнал можно передавать на значительные (более 100 м.) расстояния практически без потерь.
05. Выбор коннекторов. Если есть возможность, то подключения с помощью коннекторов «XLR» всегда предпочтительней и надёжней подключений с помощью ¼-дюймового «Jack«, а тем более разъёмов типа Phono, иначе RCA или «тюльпан«. Разъёмы RCA не являются профессиональными аудио коннекторами, хоть зачастую и используются профи «по долгу службы» и имеют довольно неприятную особенность — не всегда точно подходить друг к другу, даже если они настоящие, не поддельные. Не говоря о «китайцах»…
Разъём Phono (RCA) от Amphenol.
Немного подробностей о «Джеках«. Более правильно и «научно» разъём «Jack» называется «TRS» — аббревиатура от «Tip, Ring и Sleeve» — наконечник, кольцо и «манжета» — экран или корпус разъёма. Но это только в случае трёхконтактного разъёма, «в народе» его часто называют «стерео-джек«. Или «моно-джек» — «TS» в случае двухконтактного, где имеют место быть только Tip и Sleeve — наконечник и экран. К слову, для информации, словом «Jack«, если правильно пользоваться принятой в мире терминологией, называют именно гнездо соединения «TRS» или «TS«, а сам штеккер называется «Plug«. Ну это так, мелочи, не обращаем особого внимания…
Разъём TS от Amphenol.
«XLR» («в народе» — Кано’н или Кэ’ннон) очень надёжный разъём, если он не подделка. Лично я всегда ему отдаю предпочтение в линейной коммутации сигналов, когда это возможно. Кстати, заметил, что сейчас на многих коннекторах Neutrik пишут слово «Liechtenstein» — это карликовое государство в Центральной Европе, ассоциированное со Швейцарией. Там находится главный офис компании. На Speakon и XLR — надпись точно есть, на TRS — не нашёл.Явная, грубая и дешёвая подделка разъёма Speakon.
Вот не подделка — Neutrik Speakon 4-х контактный. Правда, далеко не новый )) Произошло от SpeakON (игра слов — speaker, connector и ON — включить).
Да, кстати — слова «мини-джек» вообще не должно присутствовать в лексиконе человека, имеющего мало-мальски серьёзное дело со звуком, а профессионала — тем более, так как сам по себе коннектор крайне ненадёжен.
06. Качество плетения экрана проводника. Нередко экран проходит по длине кабеля просто множеством витков, не сплетённых между собой, что не очень хорошо для 100%-но качественной экранировки. Чем больше плотность сплетения экрана, разумеется, тем лучше. Экран только в виде фольги — только для фиксированных инсталляций. Чем тоньше жилки экрана и чем их больше — тем надёжней. Критично для кабелей, которые постоянно сматываются и разматываются «по долгу службы». Рано или поздно, жилки проводников начнут от изгибов ломаться и чем их меньше — тем больше вероятность со временем совсем потерять контакт внутри кабеля. Очень хорошо, если экран внутри кабеля дублируется токопроводящим материалом — гибким пластиком или резиной.
07. Сечение проводников кабеля. Чем больше сечение — тем лучше и надёжней. Толстые сигнальные кабеля (6-7 мм) с толстыми жилами проводников механически прочней и надёжней. Сопротивление и ёмкость толстого проводника меньше, что тоже большой плюс. Это касается и сигнального и так называемого «акустического» кабеля, который соединяет УМ (усилители мощности) с АС (акустическими системами). Считаю минимумом для подключения АС к УМ сечение в 2,5 мм. У нас почти все акустические кабеля — Cordial CLS 240 — прекрасный, гибкий кабель 2 х 4 мм.
08. Длина небалансных кабелей. Небалансное подключение, как ни крути, присутствует в нашей жизни )). Гитары, клавишные инструменты, источники сигнала (плееры CD, MD, ноутбуки без выносных звуковых устройств) и т. д., часто «коннектятся» небалансным типом подключения. Из практики — не следует пользоваться в этом случае небалансным кабелем длиннее 5-7 метров. Если линия должна быть длиннее — необходимо пользоваться устройствами, называющимися директ-боксы (DI-boxили Direct Injection Box). Эти устройства служат для преобразования несимметричного сигнала в симметричный. К тому же часто гальванически развязывают вход и выход, что может быть очень полезно для борьбы с электромагнитными помехами, земляными петлями…
09. Готовые кабели. Следует избегать покупки готовых кабелей, особенно вылитых из гибкого пластика — т. н. «одноразовых», при покупке которого просто нет возможности проконтролировать то, что находится внутри. Есть немало примеров, что внешне красивый, «основательный» кабель после «вскрытия» оказывался просто никчёмным — с кое-какой оплёткой экрана и тонкими, хлипкими жилками.
10. Бескислородная медь. Миф. Сейчас в кабельной продукции известных производителей не применяется никакой другой меди, кроме «бескислородной». Все кабели делаются из меди одинаково хорошей очистки. Если в рекламе можно до сих пор прочитать слова типа «супер-пупер очистка меди» — это не более, чем менеджерский трюк. Даже если предположить, что это так, выигрыш в качестве звучания оборудования при коммутации кабелями из этой меди будет совсем не в сторону её стоимости, так как медь самой высшей очистки, близкой к 100% получить достаточно сложно. Остаётся только догадываться, какую медь используют китайцы. Одно знаю точно — «no name» кабеля гораздо хуже переносят частые перегибы…
11. Назначение кабеля. Следует не забывать о назначении конкретной модели кабеля конкретного производителя. Если кабель предназначен для передачи DMX-сигнала, не стоит использовать его как микрофонный, так как допуски для разных моделей кабелей могут сильно отличаться. Например, DMX-512 соединение не так требовательно к экранировке, как микрофонное. Интернет с вышеприведёнными адресами может хорошо пригодиться для «распознавания» задач, на которые ориентирован каждый конкретный кабель.
12. Соблюдение осторожности при пайке. При длительном нагревании паяльником проводников кабеля, изоляционные материалы часто имеют неприятную особенность быстро плавиться и создают опасность замыкания проводников друг с другом и с корпусом разъёма. Необходимо предварительно хорошо залудить места пайки перед процессом, что бы как можно меньше потом их нагревать.
Правильная распайка сигнальных аудио кабелей
Таблица ниже поможет в правильной распайке аудио кабелей практически всех возможных типов и разновидностей. В этой таблице RED = горячий контакт балансного подключения, BLACK = холодный.
Примечание к таблице №1:
Вариант распайки XLR №1 в таблице далеко не универсален и совсем не подходит для подключения, например, микрофонов. Таким кабелем даже фантомное питание на устройство, его требующее, не получится подать. При распайке кабелей для микрофонов, экран нужно припаивать с обоих сторон к контакту разъёма XLR №1. Ещё проблема будет, если попытаться нарастить (удлинить) такой кабель, соединив несколько подобных в один — экран получится вообще разомкнутым. Более того, при такой распайке металлический корпус микрофона не будет подключен к экрану, что может привести к повышенному уровню паразитных наводок, вплоть до приёма радиосигнала. Вариант, показанный в таблице может пригодиться только в случае, если нужно «развязать» землю между приборами в случае возникновения или во избежание «земляных петель».
Правильная распайка аудио кабелей, таблица №2:
Возможно, для кого-то таблица №2 будет удобней, да и различия между ними есть.
Правильная распайка разъёма mini-XLR, таблица №3:
Пример распайки mini-XLR — «петлички» Shure WL183, WL184, WL185:
Разъёмы MINI-XLR. Сейчас много кто пользуется радиосистемами и далеко не только вокалисты с ручными радиомикрофонами. Всё чаще встречаются радиосистемы инструментальные, или с микрофонами — «петличками» и гарнитурами. Там часто используется разъём Mini-XLR — от так называемого «бодипака» (карманный, поясной передатчик) до микрофона часто используется кабель именно с Mini-XLR. В случае с гитарной (инструментальной) радиосистемой — в гитару подключается кабель с разъёмом plug TS с одной стороны, стандарно. С другой стороны кабеля, в бодипак — входит разъём Mini-XLR. Распайка как 3-х, так и 4-х контактного Mini-XLRприведена в таблице-картинке №3. Разумеется, не все радиосистемы комплектуются именно Mini-XLR, но это частое явление. Распайка у разных производителей может быть разной!
Распайки и схемы MIDI-кабелей. Музыкантами очень часто применяются MIDI-соединения оборудования. Аббревиатура «MIDI» расшифровывается и переводится как Musical Instrument Digital Interface — цифровой интерфейс музыкальных инструментов. Кабеля для MIDI-подключений чаще всего проще приобрести готовыми, но на всякий случай, для информации, немного остановлюсь и на этом типе соединений. Стандартные разъёмы для них делаются с помощью разъёмов DIN-5M(пятиконтактный, male, или «папа», русское название — СШ-5, в случае с трёхконтактным разъёмом — СШ-3 или DIN-3 — в MIDI-кабелях не применяются) — именно они чаще всего подключаются к клавишным инструментам и другому оборудованию.
На изображении выше показано:
1). Маркировка контактов разъёмов DIN-5.
2). Распайка стандартного MIDI-кабеля DIN-5M in + DIN-5M out.
3). Две схемы MIDI-кабеля Gameport -> DIN-5 in + DIN-5 out (могут быть и разъёмы female-мама, если делается для использования со стандартным MIDI-кабелем) — этот кабель служит для подключения MIDI к персональному компьютеру с помощью Gameport.
4). Внешний вид кабеля Gameport -> DIN-5M in + DIN-5M out .
Подробней о разъёме DIN останавливаться не буду, если интересно, есть обширная статья в Википедии. Там же можно прочитать об аудио-соединениях на основе разъёмов DIN. Раньше такие соединения были очень распространены. Вот, например, отличный переходник для аудио-соединений с DIN 5/180° (или СШ-5, СГ-5, DIN41524, 5-pin DIN 180°) на 4 RCA female:
В последнее время очень большую распространённость получили MIDI-кабеля, основанные на подключении с помощью интерфейса USB и только их можно применить, например, при соединении клавишного инструмента и лаптопа. Очень мобильно и надёжно.
Примечания:
Замечание, касательно всех XLR-XLR кабелей. Их желательно разделять на микрофонные и сигнальные. Отличие заключается в том, что у микрофонных на стороне «мамы», со стороны коммутации микрофона, корпус разъема нужно замкнуть с экраном. То есть, как указано в таблице №1 — контакт «C» с контактом №1 «мамы» (female) XLR нужно замкнуть. Этот способ распайки намного улучшает «земляной» контакт №1 с корпусом микрофона, снимает кучу «наводок» и разных посторонних шорохов в случае, если вдруг «разболтается» такая же внутренняя перемычка в самом микрофоне и потеряет контакт. Но в этом случае подключаться таким кабелем к чужому аппарату — ТВ, любому другому комплекту аппарата, к стационарному оборудованию зала нужно очень осторожно, только через Di BOX, так как велика вероятность поражения электрическим током, если коснуться за «маму» XLR такого кабеля. Поэтому микрофонные кабели с перемычкой лучше держать отдельно от сигнальных (без перемычки), а лучше их промаркировать.
Распайка разъёмов Speakon — нет в таблицах. Правильней, наверно, написать «распиновка», так как сами кабельные разъёмы Speakon не делаются под пайку кабеля, контакты только на закрутках. Блочные разъёмы можно паять. В природе существуют 2-х, 4-х и 8-и контактные разъёмы Speakon. Начиная от 4-х контактного, маркируются группами — группа №1 — «1+» и «1-«, группа №2 — «2+» и «2-» и т. д. Обычно, «по умолчанию», используются контакты +1 и -1 разъёма Speakon.
Распайка кабеля DMX-512. Кабеля (разъёмы) для передачи сигнала по протоколу DMX-512 бывают трёх- и пяти-пиновые. Распайка абсолютно идентична распайке микрофонного кабеля, то есть 1 -> 1, 2 -> 2, 3 -> 3 (4 -> 4, 5 -> 5). Только есть небольшая особенность в том, что «горячий» или главный контакт в DMX-512 — №3, а не №2, как в аудиотехнике. Поэтому иногда паяют к контакту №3 провод с красной изоляцией, а не белой. Может возникнуть путаница. В случае обрыва сразу 2-х сигнальных контактов или всех трёх, настоятельно рекомендуют посмотреть распайку на другом конце кабеля и сделать так же на нерабочем. Если поменять контакты №2 и №3 местами, приборы будут «зеркалить» в лучшем случае, а в худшем могут и не работать вообще. Так же все рекомендуют устанавливать на конце цепочки DMX-512 так называемый терминатор — 3-х или 5-и пиновый разъём XLR с припаянным внутри сопротивлением 90-120 Ом между контактами №2 и №3. Особенно, если приборов много и линия длинная. Вообще протокол DMX-512 допускает линии длиной до 500 метров. Подробности распайки — на таблице:
«Познакомился» сегодня с неведомым мне ранее разъёмом DMX-512 — из гибкого пластика. К нам пришли управляемые по стандартному протоколу DMX-512 LED панели, которые мы хотим использовать как рампу — INVOLIGHT LED BAR390. Разъёмы не встроены, как обычно бывает, а торчат на небольших отрезках обычного, неэкранированного кабеля из прибора по два с разных сторон — DMX-вход и -выход. На конце каждого — выполненные из мягкого пластика разъёмы. Так как прибор предназначен для установки на улице — разъёмы довольно герметичны. Выходят друг из друга с характерным «бутылочным» хлопком. Переходники пришлось делать самим. Думаю, ещё не раз люди столкнутся с проблемой соединения этих странных влагонепроницаемых всепогодных DMX-разъёмов со стандартными XLR, так как такие же применяются ещё и на других приборах этого производителя — LED BAR305/320/330/340/350/400, LED SPOT12T. На изображении ниже показано, как их нужно соединять. Или проще — жёлто-зелёный провод — контакт №1 XLR, синий — №2, красный — №3. Покажется странным, но вся конструкция работает! Цифры красным цветом — соответствие номерам контактов стандартного XLR разъёма:
Переходник на фото выше — наш, самодельный. К LED BAR390 ребята-продавцы «в нагрузку» дали 6 разъёмов XLR производства Proel — просто ужасные разъёмы! Из «мам» вылазят внутренние контакты, крышка на резьбе вкручивается, не плотно фиксируя кабель… Хоть конструктивно эти разъёмы и напоминают разъёмы XLR от Neutrik, по факту — ничем в лучшую сторону от поделок наших юго-восточных друзей не отличается! Кстати, очень популярная и даже любимая у нас в России марка кабелей Proel тоже, мягко говоря, не считается хорошим выбором, это подтверждается многими пользователями. Единственный раз мне попадался кабель от Proel, который внешне был добротным (с прозрачным экраном и двойной изоляцией центральных проводников). Довольно толстый и прочный, около 7 мм в диаметре.
Ещё небольшое дополнение. Может пригодиться тому, кто не в курсе этого способа — как смотать длинный кабель так, что бы он, в нужный момент, быстро разматывался и никогда не путался:
Немного потренировавшись, можно приспособиться к данному способу и впоследствии довести его до автоматизма. Я никогда не сматываю кабели с помощью локтя, как это часто делают другие. Есть две причины. Во-первых, распутать намного сложней. Во-вторых, кабель, укладывающийся кольцами лежит потом на поверхности гораздо лучше и ровнее — намного меньше шансов, что кто-то запнётся и вырвет его из разъёма или уронит стойку с микрофоном — таких опасных вариантов развития событий может быть довольно много. Ещё одна деталь — для того, чтобы кольца кабеля не разматывались во время хранения и транспортировки — делаю на всех длинных кабелях («акустические», микрофонные и т. д.) аккуратную верёвочку, привязывая её к тому концу, который меньше виден во время работы кабеля. Например, в случае с микрофонным кабелем XLR-XLR — на стороне разъёма male (папа). На расстоянии до разъёма около 10 см делаем пару узлов посредине верёвочки вокруг кабеля, что бы наша верёвка не «блуждала» по кабелю — прилагаем немного усилия. Подойдёт любая, тонкая (около 2-3 мм в диаметре) верёвка, длиной около 50-60 см — можно определить точный размер опытным путём. Если она из х\б — делаю на концах крепкие узлы, чтобы не «мохнатились», если из синтетических материалов — можно просто оплавить концы зажигалкой. Такими по смыслу «хомутиками» для кабелей часто комплектуют свои изделия фирма Shure — очень удобные штучки, что-то подобное видно на видео. Вот, как у нас — всё видно на фото:
Источник roniker.ru | Автор RoNikEr
cloudteh.ru
Распайка разъёмов TRS, XLR, RCA, SPEAKON, MIDI
Распайка разъёмов TRS, XLR, RCA, SPEAKON, MIDI — Радио для всех Если, вы забыли как распять разъем, смотрите ниже.
Рис. 1. Кабель XLR-XLR
Рис. 2. Кабель TRS-TRS
Рис. 3. Кабель XLR-TRS
Рис. 4. Кабель XLR-TR
Рис. 5. Кабель XLR-RCA
Рис. 6. Кабель TRS-TR
Рис. 7
Рис. 8
Распайка разъемов SPEAKON. Рис. 9. Стерео режим и паралельный режим
Распайка разъемов SPEAKON. Рис. 10. Мостовой режим
Рис. 11
Рис. 12
Рис. 13
3-х пиновый XLR
MIDI распайка
Рис. 14
Mini XLR 4 PIN
Mini XLR 3 PIN (микрофон, гитара)
XLR 5 PIN
www.junradio.com
XLR разъем распиновка
Перед тем как перейти к вопросу, что такое XLR разъем нужно коснуться понимания о причинах возникновения помех и классификации передачи аудиосигнала. С момента появления электричества, повседневная жизнь человека, его быт и развлечения кардинально изменилась. Появились устройства, без которых современный человек уже не может прожить и дня. Это всевозможные осветительные приборы, электродвигатели, участвующие в производстве и в быту, применение их влечёт за собой повышения жизненного уровня. Остаться сейчас без них кажется невозможным, однако, электричество как вид энергии считается загрязнителем и источником помех для любого аудиосигнала, передаваемого на расстояние. Бытовые приборы, интернет, стабилизаторы, холодильники, миксеры, выпрямители и т. д. вызывает посторонние шумы в аудиоканале. Таким образом, появляется необходимость защиты, от внешнего негативного влияния, передаваемого по средствам шнуров и соединительных разъемов, звукового сигнала разной частоты и амплитуды.
- XLR разъем, что это такое
- Причины возникновения помех
- Из чего состоит микрофонный кабель
- Типы устройство XLR разъёмов
- Преимущества XLR разъёмов
- Распайка XLR разъема
- Типы кабеля используемого для соединения XLR разъёмов
- На что нужно обращать внимание при покупке
Причины возникновения помех
Зарождение звукового сигнала и его обработка в электрический импульс начинается с микрофона и передаётся в первый предварительный усиливающий каскад. Именно на этом участке аудиосигнал максимально подвержен влиянию всевозможных источников помех. Если не защитить его в момент первой транспортировки по кабелю, то на оконечном усилителе будут слышны все, даже самые малейшие щелчки, от разрыва контакта в выключателе освещения, до работы компрессора холодильника. Таким образом, любой попадающий на внешний разъём усилителя сигнал будет усилен вместе с оригиналом, идущим от микрофона. Усиленные в десятки раз помехи будут заглушать голос и звучание будет отвратительное. Для этого нужно обращаться за помощью только в магазины и к продавцам которые специализируются на средствах воспроизведения и передачи аудиосигнала. Потому что потраченные деньги на некачественные товары быстро разочаруют своего владельца.
Из чего состоит микрофонный кабель
Для защиты рожденного в микрофоне слабого низковольтного сигнала звука нужно, чтобы он передавался по специальному кабелю и подключался только через XLR разъём. Всё это в комплексе даёт возможность передачи чёткого аудиосигнала без искажения.
Микрофонный кабель состоит из трёх основных компонентов:
- Медных токопроводящих проводников — жил, по которым будет проходить трансформированный в электрический импульс звук. Медь в данном случае является оптимальным проводником как в соотношении токопроводимости и цены, так и в отношении сопротивления и пластичности. Ещё одним из преимуществ меди используемой для кабелей такого типа является возможность её лёгкой пайки, как единственного способа соединения жилы и элементов разъёмов. Нужно помнить, что чем ниже его сопротивление и длина тем меньше будет потерь слабого импульса, идущего от микрофона к устройству приёма, это может быть микшер или предварительный усилитель. Проводники имеют многожильную конструкцию, так как именно она менее склонна к переломам вовремя изгибов.
- Экрана. От его плотности и качества оплётки напрямую зависит защита от помех и прохождения сигнала по жилам без внешнего искажения. Экран может быть выполнен из лужёной меди и нелуженой.
- Изоляции каждой жилы. Выполняется она из пластичного материала, обладающего диэлектрическими свойствами, чтобы медные токопроводящие жилы не касались друг друга и не влияли электрически. Чаще всего это ПВХ изоляция так как она обладает высокой стойкостью к изгибам, температурам и обладает отличными изолирующими свойствами.
Трёхконтактный разъём типа XLR. Данный стандартный разъём применяется для соединения микрофонов. Два контактных элемента несут в себе аудиоинформацию, а третий подключается к корпусу, который при оптимальной установке заземляется.
Типы устройство XLR разъёмов
Для начала рассмотрим, что собой представляет стандартный XLR разъём по чему он имеет такое название.
Аббревиатура расшифровывается следующим образом:
- Первая буква «Х» — это серия разъема, основанная компанией Cannon Electric в штате Калифорния, а если быть, точнее то в Лос-Анджелесе Джеймсом Каноном. Кстати, среди профессионалов в разговорном лексиконе сам разъем иногда так и называют Канон.
- Вторая буква «L» — означает что он оснащён защёлкивающим соединяющим механизмом, именно благодаря такой фиксации данный разъём благополучно используется не только при установке на панели устройств и аппаратуры, но и при соединении двух отдельных кусков кабеля.
- Третья буква «R» — это обозначения материала, изолирующего контакты внутри разъёма. Так как пластиковые изолирующие материалы имели проблемы с окислением медных контактных штырей, то разработчиками было принято решения заменить их на прорезиненные, которые одновременно при подключении двух элементов разъёмного соединения умело очищают их от этого вредного налёта. Однако если применяется контактные штырьки с позолоченным или же луженым покрытием, то пластиковый твёрдый изолятор не менее эффективен. То есть, если в конце указана буква «P» то это означает что используется пластик как основной тип изолятора.
Иногда можно встретить XLR разъём, который имеет от трёх до пяти контактных штырьков, но всё же именно трёхконтактные имеют самую большую область применения и распространены среди любителей качественной музыки.
Преимущества XLR разъёмов
Среди преимуществ выделяются три основах, которые и формируют их способ назначение и высокий процент использования:
- Обе части разъёма обладают малым переходным сопротивлением и надёжным контактом как при использовании на панели, так и на кабельном соединении. Для входа сигнала от источника звука применяется гнездо или как его ещё называют «мама», а от микрофона или же в нём устанавливается штекер, он же «папа». Надёжностью обеспечивается также прочными довольно толстыми контактными штырями, плотно входящие в разъемную часть;
- Использование трёхконтактного соединения даёт возможность применять балансное подключение аудиообрудования. Этот метод основан на том по двум отдельным проводникам, которые имеются в кабеле, помимо экранирующего, протекает не только прямой, но и инверсный тип сигнала. Это даёт улучшенные показатели помехоустойчивости, так как каждый из них по отношению к земле равен по величине, но имеет противоположную амплитуду. То есть два сигнала подаются в противофазе и каждый из них сбалансирован относительно земли. Таким образом, полезная амплитуда сигнала, проходя по кабелю увеличивается по амплитуде в два раза. Этот способ значительно повышает помехоустойчивость, снижает искажение сигнала и подавляет синфазные помехи, вызванные внешними наводками.
- Высокая механическая надёжность замка, имеющего металлическую основу. Зачастую чем выше стоимость, качество и крепость метала, из которого сделаны все элементы тем выше это показатель.
Распайка XLR разъема
Существует стандартизация во время распайки сигналов по трёхконктаной системе.
На разъёме видны цифры от одного до трёх, если произвести распайку правильно то проблем с коммутацией сигнала двух устройств, одно из которых является источником сигнала, а другое приёмником, не возникнет.
Вот стандартная распайка:
- 1 — общий провод, соединенный с оплёткой, землёй и соответственно корпусом оборудования для надёжного экранирования;
- 2 — к этому контакту подключается сигнал прямой полярности, и при использовании стандартных микрофонных кабелей жила имеет красный цвет;
- 3 — сигнал инверсный, то есть смещённый относительно прямого на 180 градусов, то есть обратную полярность. Цвет изоляции жилы синий.
Правильная стандартная распайка даёт возможность использовать XLR разъем при переключении новых видов аппаратуры.
Типы кабеля используемого для соединения XLR разъёмов
Для разъема XLR типа рекомендовано использовать специальный кабель, защищённый от внешнего электромагнитного воздействия. Одним из основных элементов которого является токопроводящая жила ведь именно по ней передаётся на расстояние аудиосигнал. Одним из самых востребованных, популярных, и что немаловажных недорогих и соответственно недрагоценных материалов является медь. Именно медь сочетает в себе такие качества как:
- низкое сопротивление проходящему току;
- высокую теплоотдачу;
- пластичность;
- устойчивость к воздействию коррозии;
- гибкость.
Она легко паяется, лудится, особенно это касается её основного конкурента алюминия, что повышает её эксплуатационные характеристики. В одних из самых популярных для данного разъёма аудиокабелей от компании «Vention» применяется бескислородная медь с высокой степенью очистки порядка 100%. Из неё изготавливается многожильный проводник, который не склонен к изломам во время изгибов и даже при переломе нескольких тонких проволочек не теряет свои проводящие сигнал свойства. Для использования в качестве аудиокабеля эта характеристика весьма важна, так как во время длительной эксплантации его приходится очень часто скручивать, изгибать и даже подвергать механическим ударам. Из недостатков такой продукции можно выделить:
- вероятность окисления вследствие воздействия влаги;
- недостаточно высокий процент скручивания при разделке.
Все эти недостатки могут быть отсечены одним элементарным способом — лужением. Итак, кабель используемый в паре с XLR разъемом, должен иметь как минимум две изолированные друг от друга жилы (проводника). Как правило, толщина которых составляет от 20 и 26 AWG (American Wire Gauge). Такая стандартная классификация определяет не только толщину, но и проводимость сигала, а также гибкость.
Однако, количество жил в кабеле может быть и увеличено до четырёх, то есть две пары, каждая из которых состоит из двух проводников. Такой четырёхжильный кабель, естественно, будет стоить дороже двухжильного, но зато он обеспечивает более качественное снижение шума около 20 ДБ. Особенно это касается когда он прокладывается в непосредственной близости с силовыми кабелями, подключенными к другому помехообразующему оборудованию.
Некоторые кабели имеют четыре жилы (две пары), и часто упоминаются как четырехжильный кабель. Четырехжильные кабели более дорогие, но в крайне «шумных» средах, или где кабели проложены параллельно с силовыми кабелями, они могут обеспечить, по крайней мере 20 ДБ, или более снижения шума по сравнению с двухжильными кабелями. Основное требование, которому должен отвечать четырёхжильный кабель, используемый для прохождения аудиосигнала, это то что жилы друг к другу должны плотно прилегать. Этой характеристикой пренебрегают производители дешевой и некачественной кабельной продукции, классифицирующей себя как кабельная продукция для XLR разъемов.
Следующий аспект, имеющий очень важное значение для эксплуатации и использования кабеля с данными разъёмами — это защитная экранирующая оболочка. Даже самый высококачественный проводник без неё подвержен множеству различных по частоте и амплитуде электромагнитным волнам, которые приведут к угрозе высокого уровня помех и шумов. Естественно, что каждый из проводников с током, особенно переменным, является сам по себе генератором электромагнитных помех что при подключении к усилителю и колонкам проявляет себя с негативной стороны. Поэтому изоляция каждой жилы и её экранизация одни из видов защиты от внешних помех и от шумов, создаваемых самим кабелем, а также электрического контакта между двумя проводниками с разной полярностью.
Для защиты от коротких замыканий отличный изоляционный материал — это ПВХ (полихлорвинил). Для сигнала, который исчисляется в микровольтах её вполне достаточно, поэтому здесь рекомендовано даже применение проводимой ПВХ изоляции служащей дополнительным экраном.
Для защиты от помех применяется слой экранированной оплётки из меди. Иногда для этих целей она может быть заменена на фольгу. Медная оплётка для экранирования в некоторых видах кабелей, используемых в связке с XLR разъемами часто используется лужёная медь, которая исключает эффект окисления и как следствие повреждение износ кабеля. Правда, стоит кабель с медной луженой оплёткой дороже, но это ого стоит. Фольга, в свою очередь, тоже является отличным защитным слоем от помех, но применяется только в кабельной продукции менее низкого уровня.
Тип плетения медной проволоки это ещё один из важных аспектов, влияющих на экранирование аудиокабеля. Плотность винтовой оплётки в любом случае не обеспечит полного покрытия и достигает 97–98%. Такая плотность служит великолепным экраном и при этом не теряется гибкость. При эксплуатации всё же нужно учесть что если очень сильно и часто сгибать кабеля такого типа то со временем могут образоваться пробелы в переплетениях.
Для студийного и профессионального использования в таком случае существуют на рынке кабеля с двойной спиралью, то есть каждая жила получает свой собственный экран. Такая продукция нашла широкое применение даже при широковещательных студиях где информация передаётся в эфир вживую то есть Live. Конечно, стоимость увеличивается, в разы, но для теле и радиовещательных компаний, качество передаваемого сигнала является одним из самых важных критериев увеличения количества слушателей и зрителей.
На что нужно обращать внимание при покупке
Обязательные семь критериев, которые должны быть учтены при покупке кабелей с разъёмом XLR разъёмов являются:
- Использование кабеля, а также возможность работы его в среде с множеством помех формирует степень его защиты от них и как следствие его стоимость.
- В среде большой насыщенностью помех, особенно, беспроводных коммуникаций необходимо использовать для чистоты прохождения сигнала максимальный уровень защиты со спиральной двойной оплёткой и проводящим ПВХ.
- Если эксплуатация, возможно, будет требовать частых изгибов, то лучше использовать спиральный экран, нежели плетёный.
- Экранирование и подключение этого защитного слоя к заземлению, должно быть выполнено, максимально надёжно.
- Правильная коммутация и распайка, а также экранирование по всей длине кабеля являться залогом надёжной защиты от помех.
- Позолоченные или же посеребрённые контакты не должны иметь механических повреждений и царапин.
- Материал, из которого изготовлен XLR разъем влияет только на переходное сопротивление в контактной части, но не защищает от внешних помех и шумов генерируемых самим кабелем.
Нужно помнить, что плохо припаянный разъём и поврежденная изоляция, а также экран кабеля будут влиять на качество частоты передаваемого сигнала, особенно это касается при увеличении его длины. А также помните, что при увеличении длины соединительного кабеля возникает проблема с затуханием частотных характеристик, но зачастую это касается лишь чрезвычайно длинных расстояний между микрофоном и предварительным усилителем.
dinamikservis.ru