Регуляторы тембра: Пассивные регуляторы тембра

Содержание

Сверхлинейный регулятор тембра для короткого тракта

Характер кривых регулирования тембров — вопрос, на первый взгляд, спорный и неоднозначный.
В общем случае зависит от характеристик АС, помещения, источника сигнала, используемых фонограмм и вкусовых пристрастий слушателя….

Однако, можно заметно сократить этот список.

При использовании современных источников сигнала и фонограмм, АЧХ которых можно считать практически идеальными, мы не будем пытаться скомпенсировать неравномерность их АЧХ. Пусть этим занимаются разработчики ЦАП-ов и операторы студий звукозаписи.

От регулировок тембра под помещение тоже можно абстрагироваться, т.к. невозможно одним-двумя регуляторами исправить индивидуальные особенности разных помещений. Для этого требуется комплексный подход, причем начинать нужно, наверное, с капремонта помещения, с упором на правильное акустическое оформление.

Раз у нас идет речь о РТ для короткого тракта, то считаем, что со вкусом у слушателя тоже все нормально, т.

е. ему не нужно ни бубнение, ни цыканье, и его практически удовлетворяет линейная характеристика тракта, но он хочет легко переключаться с короткого линейного тракта на более сложный регулируемый, и обратно.
Любители выстроить движки эквалайзера латинской буквой «V» к этой категории слушателей вряд ли относятся.

В итоге из всего списка условий, влияющих на регулировку тембра, остается только АЧХ АС, которая, в общем случае, тоже индивидуальна у всех.
Не будем пытаться отрегулировать парой простых крутилок мелкие неровности АЧХ АС, это принципиально невозможно. Для этого существуют, например, многополосные эквалайзеры и/или более сложные комплексы обработки сигнала. Но обычному пользователю это и не нужно. Мелкие неровности АЧХ АС можно считать, скорее, «характером» или индивидуальным звучанием АС.
Но основная особенность АЧХ любых АС — спад со скоростью, обычно, 6-12 дБ на октаву ниже некоторой частоты. Эта частота в большинстве случаев лежит в диапазоне от 30-50 до 80-100 герц или немногим выше.

Определяется параметрами низкочастотного динамика, фильтрами и объемом АС и типом ее акустического оформления.
Не будем рассматривать неправильно рассчитанные и/или изготовленные АС, т.к. компенсация паразитных призвуков и резонансов не входит в список задач, решаемых с помощью простых регуляторов тембра.

Таким образом, назначение простого регулятора тембра сводится к одной простой, на первый взгляд, задаче — компенсировать, хотя бы частично, спад АЧХ АС на краях звукового диапазона.
На ВЧ спада может и не быть — современные, да и многие старые АС прекрасно воспроизводят высокие частоты вплоть до ультразвука. Но возможность такой регулировки, все-таки, нужна. Большая глубина регулировки тут не требуется, 4-6дБ будет вполне достаточно для возможности компенсации небольшого спада на ВЧ для практически любых нормальных АС.

На НЧ характер спада у всех АС индивидуален, но принип один — ниже некоторой частоты отдача АС относительно линейно снижается со скоростью, обычно, 6-12 дБ на октаву (скорость спада зависит от акустического оформления АС). Бывает и бОльшая скорость спада, но принципиально, это не особо влияет. Позже будет видно, почему.

В общем случае, для компенсации такого спада АЧХ АС нужно иметь возможность регулировать как величину этой компенсации, так и частоту, начиная с которой эта компенсация будет работать. Т.е. всего требуется 4 регулятора — два для НЧ и два для ВЧ.
Такие схемы в теме есть, можно сделать как пассивный, так и активный РТ с регулируемыми частотами среза. Неудобство четырех регуляторов частично компенсируется тем, что два из них (частоты среза фильтров) нужно настроить всего один раз под конкретную АС, т.е. можно вывести их под шлиц, или на заднюю панель, или спрятать под крышечкой на передней панели.

В итоге остается два обычных регулятора НЧ-ВЧ. При смене АС нужно будет снова один раз подстроить частоты среза фильтров, причем частоту среза ВЧ можно и не трогать, а отрегулировать только НЧ секцию.
Но можно сделать РТ и всего с двумя регуляторами. Работать он будет не хуже, а удобство использования заметно возрастет.

Фильтров первого порядка в регуляторе тембра достаточно, чтобы практически полностью скомпенсировать спад в диапазоне 30-50Гц, и полностью или частично (в зависимости от хода АЧХ АС) скомпенсировать на частотах ниже 30Гц.

Микросхему — цифровой регулятор тембра, коммутатор? — Хабр Q&A

Features

Audio Input/Output
Automatic Master Clock Rate and Data Sample Rate Detection

Four Serial Audio Inputs (Eight Channels)
Support for 32-, 44.1-, 48-, 88.2-, 96-, 176.4-, and 192-kHz Sampling Rates
Data Formats: 16-, 20-, or 24-Bit Input Data; Left-Justified, Right-Justified, and I2S
64- or 48-fS Bit-Clock Rate
128-, 192-, 256-, 384-, and 512-fS Master Clock Rates (Up to a Maximum of 50 MHz)
Six PWM Audio Output Channels
Any Output Channel Can be Mapped to Any Output Pin
Supports Single-Ended and Bridge-Tied Loads
I2S Serial Audio Output
Audio Processing
Volume Control Range of 48 dB to -100 dB
Master Volume Control from 24 dB to -100 dB in 0. 5-dB Increments
Six Individual Channel Volume Controls With 24-dB to -100-dB Attenuation in 0.5-dB Increments
Serial Output Can Be Produced by Downmix of 5.1-Channel Input or Fourth Serial Input
5.1-Channel Downmix to 2.1 or 3.1 PWM Output Speaker System
Integrated Bass Management
Two Programmable Biquads in Subwoofer Channel
Full Six-Channel Input and Output Mapping
Selectable DC Blocking Filters
PWM Processing
8× Oversampling With Fourth-Order Noise Shaping at 44.1, 48 kHz; 4× Oversampling at 88.2, 96 kHz; 2× Oversampling at 176.4, 192 kHz; and 12× Oversampling at 32 kHz
≥105-dB Dynamic Range (TAS5086+TAS5186)
THD < 0.06% (TAS5086 Only)
20-Hz—20-kHz Flat Noise Floor for 44.1-, 48-, 88.2-, 96-, 176.4- and 192-kHz Data Rates
Digital De-Emphasis for 32-kHz, 44.1-kHz and 48-kHz Data Rates
Intelligent AM Interference Avoidance System Provides Clear AM Reception
Optimized PWM Sequence for Click- and Popless Start and Stop
Optimized PWM Sequence for Charging of AC-Coupling Capacitors in Single-Ended Configurations
Adjustable Modulation Limit From 93. 8% to 99.2%
General Features
Automated Operation With Easy-to-Use Control Interface
I2C Serial Control Slave Interface
Control Interface Operational Without MCLK
Single 3.3-V Power Supply
38-Pin TSSOP Package

Программа для расчета темброблока и принципиальные схемы популярных вариантов

СХЕМА ТЕМБРОБЛОКА И ЕГО РАСЧЕТ

    Оценка качества воспроизведения звукового сигнала ламповым УНЧ, как и любым звуковоспроизводящим устройством, осуществляется каждым слушателем индивидуально, на основании субъективного восприятия усиливаемого сигнала. При этом каждый пользователь в процессе прослушивания какой-либо фонограммы не только оценивает ее качество, но и желает иметь возможность изменять параметры воспроизводимого сигнала в соответствии со своими личными запросами.

Качество воспроизведения, в первую очередь, определяется частотной характеристикой звуковоспроизводящего устройства, поэтому в нем необходимо использовать регулятор частотной характеристики, который позволил бы устанавливать наилучшее для слушателя соотношение напряжений в диапазоне воспроизводимых частот. Для этой цели в УНЧ применяются специальные каскады, представляющие собой регуляторы частотной характеристики. В этих каскадах, часто называемых регуляторами тембра, обеспечиваются подъем или завал сигналов определенных частот по отношению к сигналам других частот в пределах полосы пропускания. Довольно часто задача таких регуляторов ограничивается подъемом или завалом сигналов крайних частот звукового диапазона относительно сигналов средних частот. В ламповых УНЧ эффективно действующие регуляторы частотной характеристики позволяют скорректировать характеристику усиливаемого сигнала в соответствии с акустическими свойствами помещения, компенсировать возможные отклонения от типовых характеристик вследствие возможных искажений, добиться наиболее естественного звучания фонограммы.

      Со времени появления первых ламповых УНЧ в звуковоспроизводящей аппаратуре применялось множество схемотехнических решений регуляторов тембра. Некоторые из них не выдержали проверку временем, так как не удовлетворяли постоянно растущим требованиям пользователей. Другие же, после многочисленных модернизаций и усовершенствований, и сейчас используются в современной промышленной и радиолюбительской высококачественной ламповой аппаратуре. Ограниченный объем предлагаемой книги не позволяет подробно рассказать обо всех возможных вариантах регуляторов тембра для ламповых УНЧ. Поэтому ниже будут рассмотрены лишь наиболее часто используемые схемы.
      Подавляющее большинство схемотехнических решений регуляторов тембра базируется на использовании переменных сопротивлений и постоянных конденсаторов. Работа этих регуляторов основана на том, что с увеличением частоты сопротивление конденсатора уменьшается. Необходимо отметить, что обычно в высококачественной звуковоспроизводящей ламповой аппаратуре регулировка тембра осуществляется с использованием отдельных регуляторов для сигналов низших, средних и высоких частот. Однако часто, особенно в радиолюбительских конструкциях, можно встретить регуляторы тембра, объединенные механически. Элементы схемы таких каскадов подбираются так, чтобы при одновременном регулировании тембра получить сбалансированное изменение полосы пропускания лампового УНЧ, чем обеспечивается приятное звучание усиливаемого сигнала даже при сравнительно узкой полосе пропускания.
      Чаще всего в каскадах регуляторов тембра высококачественной звуковоспроизводящей аппаратуры непосредственно в качестве регуляторов используются переменные резисторы, позволяющие постепенно или плавно изменять усиление в пределах воспроизводимого диапазона частот. Однако нередко в ламповых усилителях НЧ применяются и ступенчатые регуляторы, которые иногда называют тон-регистрами. С их помощью для наилучшего воспроизведения определенной фонограммы можно сразу выбрать соответствующую частотную характеристику усилительного тракта. Особого внимания заслуживают многоканальные (чаще всего трехканальные) регуляторы тембра, которые применяются совместно с раздельными усилительными трактами, например, для высших, средних и низших частот, работающих на соответствующие отдельные акустические системы. Преимущества этих систем особенно заметны в больших аудиториях и при больших мощностях.
      В ламповых УНЧ промышленного производства каскады, обеспечивающие регулировку тембра, обычно входят в состав предварительного усилителя. Регуляторы тембра могут устанавливаться и на входе усилителя, а также между предварительным и оконечным усилителями. Аналогичные схемотехнические решения применяются и в некоторых радиолюбительских конструкциях.
      В современной ламповой аппаратуре высокой верности воспроизведения звука регулирование тембра обычно осуществляется с использованием как частотно-зависимых регуляторов усиления, так и регуляторов уровня частотно-зависимой отрицательной обратной связи. Помимо этого возможно построение регуляторов тембра с применением различных комбинаций указанных способов. При выборе схемы регулятора тембра необходимо учитывать, что для первого способа регулирования характерна переменная крутизна наклона частотной характеристики на границах диапазона и неизменная частота перехода. Регуляторы тембра, установленные в цепи частотно-зависимой отрицательной обратной связи, имеют переменную частоту перехода и неизменную крутизну наклона частотной характеристики.
      Одним из важнейших условий, определяющим выбор схемы регулировки тембра в ламповом УНЧ, является устойчивость работы усилителя и отсутствие нелинейных искажений или генерации. На практике довольно часто регуляторы тембра, включенные в цепь отрицательной обратной связи, являются причиной искажений. Эти искажения обусловлены изменениями фазовой характеристики при глубокой регулировке частотной характеристики. Поэтому в любительских конструкциях предпочтение нередко отдается схемам, в которых регулировка тембра осуществляется в канале усиления, а не в цепи отрицательной обратной связи.
      Необходимо отметить, что заметное на слух изменение тембра обычно происходит, когда соответствующие регуляторы обеспечивают изменение усиления на данной частоте не менее чем на 6 дБ, то есть в 2 раза. Однако для высококачественной звуковоспроизводящей аппаратуры этого минимального изменения усиления оказывается недостаточно. Поэтому, для того чтобы слушатель мог в широких пределах изменять тембр звучания любой фонограммы, регуляторы тембра должны обеспечивать изменение усиления на крайних частотах звукового спектра не менее чем до 15-20 дБ. При этом выбор пределов для каждого отдельного регулятора тембра должен определяться и с учетом свойств и особенностей акустической системы.
      Следует также учитывать, что для регулирования тембра в широких пределах и с подъемом частотной характеристики на крайних частотах полосы пропускания при любом способе регулирования необходимо иметь в усилителе соответствующий запас по усилению.
      Отличительной особенностью простых регуляторов тембра, применяемых, чаще всего, в маломощных ламповых УНЧ, является обеспечение относительного подъема сигналов низших частот, достигаемого за счет завала высших частот. В свое время такие регуляторы получили широкое распространение по нескольким причинам. Во-первых, простейшие акустические системы на низких частотах имеют весьма заметный завал частотной характеристики, а во-вторых, чувствительность человеческого слуха к низким тонам несколько понижена, особенно при малой громкости. Помимо этого, такие регуляторы просты в обращении.

      Для облегчения расчетов рекомендуется программа моделирования темброблоков Tone Stack Calculator. Данная программа позволяет расчитать любой из популярных пассивных темброблоков, причем как для лампового усилителя мощности, так и для полупроводникового.

      Слева приведена принципиальная схема исследуемого темброблока, справа — его амплитудочастотная характеритика. Двигая движки переменных резисторов, которые находятся ниже принципиальной схемы на графике АЧХ будет изменяться кривая, показывая коррекцию АЧХ выбранной схемой.
      В программе имеется семь вкладышей с различными схемами темброблоков:

      Схема данной программы интерактивна — два раза щелкая по элементу появляется окошко для введения желаемых номиналов элемента, что позволяет подбирать компоненты в зависимости от реальных выходных сопротивлений используемого источника сигнала и входного сопротивления усилителя мощности.
      В даннйо версии программы так же имеется функция для сохранения полученных результатов, а так же распечатки формы полученной АЧХ и номиналов используемых в темброблоке компонентов. Правда саму схему темброблока программа не распечатывает, к сожалению.
      В настройках принтера устанавливается орентация бумаги — по умолчанию стоит «Книжная», что не очень удобно при распечатке графика амлитудо частотной характеристики, поэтому галочку лучше переставить на «Альбомную».
      Скачать программу для расчета темброблока Tone Stack Calculator можно нажав ССЫЛКУ.

 


Адрес администрации сайта: [email protected]
   

 

Регуляторы тембра | Техника и Программы

Регуляторы тембра применяются в звуковоспроизводящих устройствах для того, чтобы изменять в сигнале содержание низких и высоких частот или тех и других вместе. В основных схемах регуляторов тембра содержание частот меняется путем снижения усиления в той или иной области частот. Так. напои-мер, содержание высоких частот увеличивается, когда ослабля­ется низкочастотная часть сигнала, а содержание низких частот увеличивается, когда ослабляется высокочастотная часть сиг­нала. Поэтому, если нет схемы автоматического регулирования усиления (АРУ), то после увеличения уровня, например, низ­ких частот необходимо изменить общее усиление так, чтобы уровень громкости остался неизменным.

Рис. 1.9. Схемы регулирования тембра.

Типичная схема регулирования уровня низких частот пока­зана на рис. 1.9, а. В этой схеме к обычной разделительной це­почке C1R2 добавлена цепочка, состоящая из переменного рези­стора R1 и последовательно включенного конденсатора С2. Ког­да движок переменного резистора находится в верхнем положении, конденсатор С2оказывается подключенным между выво­дом базы и землей и поэтому шунтирует вывод базы. Это при­водит к ослаблению ВЧ-составляющих сигнала, и относитель­ное содержание низких частот возрастает. Аналогично, когда движок резистора находится в нижнем положении, то сопротив­ление R1 большой величины уменьшает шунтирующее действие С2уровень ВЧ-составляющих сигнала возрастает и относитель­ное содержание низких частот уменьшается. Регулируя величи­ну сопротивления резистора R1, можно устанавливать желаемый тембр усилителя.

Схема регулирования уровня высоких частот приведена на рис. 1.9,6. Когда движок переменного резистора R1 находится в крайнем левом положении, конденсатор С2закорачивается и входной сигнал, поступающий на базу через конденсатор С3 большой емкости, получает нормальное усиление. Однако, если движок резистора находится в крайнем правом положении, кон­денсатор С3 закорачивается и входной сигнал поступает на базу через конденсатор Cz. Малая величина емкости последнего кон­денсатора приводит к относительному ослаблению НЧ-состав-ляющих сигнала и, следовательно, к увеличению содержания ВЧ-составляющих. При других положениях движка перемен­ного резистора устанавливаются промежуточные уровни высо­ких частот.

Рис. 1.10. Цепи обратной связи по напряжению.

Во многих высококачественных устройствах устанавливают так называемый переключатель громкости, который в положе­нии «Тихо» обеспечивает высокое содержание низких частот (особенно при малых уровнях громкости, что необходимо для компенсации пониженной чувствительности человеческого уха к НЧ-сигналам). На рис. 1.9, в показана соответствующая схе­ма в сочетании с регулятором громкости, выполненным на пе­ременном резисторе R2. В положении «Выключено» кнопка пе­реключателя закорачивает конденсатор С2, а также отключает конденсатор С1. В этом случае обеспечивается нормальный тембр. В положении «Включено» переключатель присоединяет нижний вывод конденсатора С1к верхнему выводу конденсато­ра Сч, соединенному с нижней частью переменного резистора. Теперь, поскольку конденсатор Ci шунтирует на высоких часто­тах часть резистора R4, уровень высоких частот понижается и, следовательно, относительное содержание низких частот возра­стает. По мере того как движок регулятора громкости переме­щается вниз, он приближается к точке подключения конденса­тора Сч, в которой наблюдается максимальное относительное ослабление высоких частот и, следовательно, максимальное от­носительное содержание низких частот.

Как эквалайзер и регуляторы тембра портят звук

Хотите добиться совершенного звучания своей системы? Не используйте регуляторы тембра и эквалайзер! Отключите все настройки аудиокарты, ответственные за улучшение звука. Если аудиосистема без эквализации не может звучать хорошо и появляется желание скорректировать частоты, то можно с уверенностью сказать, что причина в используемой АС или в акустике помещения. Остальной тракт, в большинстве случаев, незначительно влияет на звук.

Регулярно в статьях и на форумах по аудиотематике можно прочитать фразы типа: «У меня тракт без регуляторов тембра», «Эквалайзер не использую» и т.п.. Ранее я недоумевал, почему люди сознательно отказывается от такой классной штуки как эквалайзер или темброблок? И зачем нужен режим Source Direct в усилителе? Ответ на свои вопросы я получил спустя много лет и лично убедился в том, что они правы.
Подробный ответ, почему эквалайзер и регуляторы тембра искажают исходный сигнал можно найти в статье Эквалайзер «портит» звук. Помимо того, что они сами по себе являются отдельным трактом, который добавляет искажения в общий звуковой тракт, при корректировке тембра искажается ФЧХ! На что влияет нелинейность ФЧХ, я уже писал в статье О фазолинейной акустике или «Святой Грааль» хорошего звука.
Каким же образом я на своем опыте убедился, что с регулятором тембра звук ухудшается? Все просто. Я это понял после фазового согласования динамиков в своей АС. Когда звучание акустики поднялось на новый уровень, оказалось, что практически любое изменение тембра тут же размывает стереокартину. Если голос или инструмент раньше звучал из точки в пространстве и хорошо локализовался, то после корректировки звук становился размытым, превращаясь в «облако». Размер облака зависит от уровня корректировки.
Еще один забавный случай произошел, когда я переустановил операционную систему на ноутбуке. После установки драйверов аудиокарты в ее настройках по умолчанию включены расширитель стереобазы и некий «кристалайзер», поднимающий уровень высоких частот. Благополучно забыв об этой особенности, сел послушать любимую музыку. И ничего не понимаю — локализация инструментов и голоса стала хуже, чем раньше! Сместил на несколько мм ВЧ драйвер относительно СЧ/НЧ драйвера (от прежнего положения, настроенного по микрофону). И вот оно!!! Четкость локализации повысилась, как «очки для ушей» одел :). Через некоторое время решил проверить настройки аудиокарты и сразу стало ясно, в чем было дело… Расширитель стереобазы вместе с кристалайзером внесли фазовый сдвиг в каналы системы, сделав свое черное дело. Соответственно, после смещения ВЧ драйвера удалось частично компенсировать фазовый сдвиг, который внесли эти настройки, что и улучшило в итоге звучание.
Таким образом, настоятельно рекомендую пересмотреть настройки аудиокарты, и выключить все, что может скорректировать АЧХ и ФЧХ: эквалайзер, регуляторы тембра, расширитель стереобазы и т.п. На усилителе обязательно включить режим Source Direct (при наличии). Если без них вам не нравится, как звучит ваша система, значит пришло время ее модернизировать.

Отличного всем звука!

Качественный пассивный стерео темброблок своими руками. Пассивные регуляторы тембра

Темброблок или эквалайзер – узел, который отвечает за срез той или иной частоты в усилителе мощности низкой частоты. С его помощью легко можно срезать низкие, высокие или средние частоты, таким образом настраивая звучание усилителя под свой вкус. Устройство нашло широкое применение и внедряется почти во все профф. усилители, также может комплектоваться отдельно.

Сегодня рассмотрим одну из таких конструкций, которая может работать совместно с любым усилителем низкой частоты, также и автомобильным.

Темброблок активный, следовательно в нем есть отдельный усиливающий элемент, который в принципе может быть любым. Усилитель в таких схемах нужен для конечного усиления сигнала после обработки, поскольку величина начального сигнала сильно уменьшается (слабеет). Усилитель может быть построен как на специализированной микросхеме УНЧ, так и на ОУ, но в нашей схеме в качестве усилителя простая схема на одном транзисторе.

Этот усилитель может питаться от 12 Вольт, это и делает схему универсальной и дает возможность использовать в автомобиле. Транзистор стоит подобрать с наибольшим коэффициентом усиления (HFE). Можно использовать маломощные транзисторы как составные, так и обычные. В моем варианте задействован транзистор BC546, он не принципиален, может быть заменен на любой другой NPN транзистор с соответствующими параметрами. В моем варианте присутствуют регуляторы для НЧ/ВЧ и громкости.

Конденсаторы в звуковых цепях советуется взять пленочные, но схема отлично будет работать как с обычной, так и с многослойной керамикой. Печатную плату решил не делать, ограничился макетной монтажной платой.

Переменные резисторы самые обычные, их сопротивление может быть от 10 до 68кОм, в моем варианте все резисторы на 10 кОм. Конструкцию в конечном итоге расположил в корпус от универсального импульсного адаптера, по размерам подошел неплохо.

В качестве источника питания задействован маломощный сетевой трансформатор от китайского радиоприемника, на выходе выдает напряжение в районе 12 Вольт, после выпрямителя напряжение уже около 16 Вольт.

В корпусе просверлил отверстия под вход/выход, регуляторы и тумблер питания, получилось не очень хорошо, но работать будет.

Схема справилась со своей задачей очень даже неплохо, даже не чувствуется, что работает примитивный блок с нулевыми затратами. На счет затрат – они действительно нулевые, все, что тут задействовано можно найти в старом хламе.

Большинство аудиолюбителей достаточно категорично и не готово к компромиссам при выборе аппаратуры, справедливо полагая, что воспринимаемый звук обязан быть чистым, сильным и впечатляющим. Как этого добиться?

Поиск данных по Вашему запросу:

Пассивный темброблок для усилителя

Схемы, справочники, даташиты:

Прайс-листы, цены:

Обсуждения, статьи, мануалы:

Дождитесь окончания поиска во всех базах.

По завершению появится ссылка для доступа к найденным материалам.

Пожалуй, основную роль в решении этого вопроса сыграет выбор усилителя.
Функция
Усилитель отвечает за качество и мощь воспроизведения звука. При этом при покупке стоит обратить внимание на следующие обозначения, знаменующие внедрение высоких технологий в производство аудио — аппаратуры:


  • Hi-fi. Обеспечивает максимальную чистоту и точность звука, освобождая его от посторонних шумов и искажений.
  • Hi-end. Выбор перфекциониста, готового немало заплатить за удовольствие различать мельчайшие нюансы любимых музыкальных композиций. Нередко к этой категории относят аппаратуру ручной сборки.

Технические характеристики, на которые следует обратить внимание:

  • Входная и выходная мощность. Решающее значение имеет номинальный показатель выходной мощности, т.к. краевые значения часто недостоверны.
  • Частотный диапазон. Варьируется от 20 до 20000 Гц.
  • Коэффициент нелинейных искажений. Здесь все просто — чем меньше, тем лучше. Идеальное значение, согласно мнению экспертов — 0,1%.
  • Соотношение сигнала и шума. Современная техника предполагает значение этого показателя свыше 100 дБ, что сводит к минимуму посторонние шумы при прослушивании.
  • Демпинг-фактор. Отражает выходное сопротивление усилителя в его соотношении с номинальным сопротивлением нагрузки. Иными словами, достаточный показатель демпинг-фактора (более 100) уменьшает возникновение ненужных вибраций аппаратуры и т.п.

Следует помнить: изготовление качественных усилителей — трудоемкий и высокотехнологичный процесс, соответственно, слишком низкая цена при достойных характеристиках должна Вас насторожить.

Классификация

Чтобы разобраться во всем многообразии предложений рынка, необходимо различать продукт по различным критериям. Усилители можно классифицировать:

  • По мощности. Предварительный — своеобразное промежуточное звено между источником звука и конечным усилителем мощности. Усилитель мощности, в свою очередь, отвечает за силу и громкость сигнала на выходе. Вместе они образуют полный усилитель.

Важно: первичное преобразование и обработка сигнала происходит именно в предварительных усилителях.

  • По элементной базе различают ламповые, транзисторные и интегральные УМ. Последние возникли с целью объединить достоинства и минимизировать недостатки первых двух, например, качество звука ламповых усилителей и компактность транзисторных.
  • По режиму работы усилители подразделяются на классы. Основные классы — А, В, АВ. Если усилители класса А используют много энергии, но выдают высококачественный звук, класса B с точностью до наоборот, класс AB представляется оптимальным выбором, представляя собой компромиссное соотношение качества сигнала и достаточно высокого КПД. Также различают классы C, D, H и G, возникшие с применением цифровых технологий. Также различают однотактные и двухтактные режимы работы выходного каскада.
  • По количеству каналов усилители могут быть одно-, двух- и многоканальными. Последние активно применяются в домашних кинотеатрах для формирования объемности и реалистичности звука. Чаще всего встречаются двухканальные соответственно для правой и левой аудиосистем.

Внимание: изучение технических составляющих покупки, конечно, необходимо, но зачастую решающим фактором является элементарное прослушивание аппаратуры по принципу звучит-не звучит.

Применение

Выбор усилителя в большей степени обоснован целями, для которых он приобретается. Перечислим основные сферы использования усилителей звуковой частоты:

  1. В составе домашнего аудиокомплекса. Очевидно, что лучшим выбором является ламповый двухканальный однотакт в классе А, также оптимальный выбор может составить трехканальный класса АВ, где один канал определен для сабвуфера, с функцией Hi — fi.
  2. Для акустической системы в автомобиле. Наиболее популярны четырехканальные усилители АВ или D класса, в соответствии с финансовыми возможностями покупателя. В автомобилях также востребована функция кроссовер для плавной регулировки частот, позволяющей по мере необходимости срезать частоты в высоком или низком диапазоне.
  3. В концертной аппаратуре. К качеству и возможностям профессиональной аппаратуры обоснованно предъявляются более высокие требования в силу большого пространства распространения звуковых сигналов, а также высокой потребности в интенсивности и длительности использования. Таким образом, рекомендуется приобретение усилителя классом не ниже D, способного работать почти на пределе своей мощности (70-80% от заявленной), желательно в корпусе из высокотехнологичных материалов, защищающем от негативных погодных условий и механических воздействий.
  4. В студийной аппаратуре. Все вышеизложенное справедливо и для студийной аппаратуры. Можно добавить о наибольшем диапазоне воспроизведения частот — от 10 Гц до 100 кГц в сравнении с таковым от 20 Гц до 20 кГц в бытовом усилителе. Примечательна также возможность раздельной регулировки громкости на различных каналах.

Таким образом, чтобы долгое время наслаждаться чистым и качественным звуком, целесообразно заранее изучить все многообразие предложений и подобрать вариант аудио аппаратуры, максимально отвечающий Вашим запросам.


Во многих современных аудиосистемах, будь то музыкальный центр, домашний кинотеатр или даже портативная колонка для телефона имеется эквалайзер, или, иначе говоря, темброблок. С его помощью можно регулировать АЧХ сигнала, т.е. менять количество высоких или низких частот в сигнале. Темброблоки существуют активные, построенные, в чаще всего, на микросхемах. Они требуют наличия питания, зато не ослабляют уровень сигнала. Другая разновидность темброблоков – пассивные, они слегка ослабляют общий уровень сигнала, зато не требуют питания и не вносят никаких дополнительных искажений в сигнал. Именно поэтому в высококачественной звуковой аппаратуре используются, чаще всего, именно пассивные темброблоки. В этой статье рассмотрим, как сделать простой 2-х полосный темброблок. Его можно совместить с самодельным усилителем, либо же использовать как отдельное устройство.

Схема темброблока


Схема содержит только пассивные элементы (конденсаторы, резисторы). Два переменных резистора служат для регулировки уровня высоких и низких частот. Конденсаторы желательно применить плёночные, однако, если таких под рукой нет, подойдут и керамические. На каждый канал нужно собрать по одной такой схеме, а для того, чтобы регулировка была одинаковой в обоих каналах – использовать сдвоенные переменные резисторы. Печатная плата, выложенная в этой статье, уже содержит эту схему в двойном экземпляре, т.е. имеет вход и под левый, и под правый канал.


Скачать плату:

(cкачиваний: 635)

Изготовление темброблока

В схеме не содержится активных компонентов, поэтому её легко можно спаять навесным монтажом прямо на выводах переменных резисторов. Если есть желание – можно спаять схему на печатной плате, как я и сделал. Несколько фотографий процесса:


После сборки можно проверять работу схемы. На вход подаётся сигнал, например, с плеера, компьютера или телефона, выход схемы подключается ко входу усилителя. Вращая переменные резисторы можно регулировать уровень низких и высоких частот в сигнале. Не удивляйтесь, если в крайних положениях звук будет «не очень» — сигнал с полностью ослабленными низкими частотами, или, наоборот, завышенными, вряд ли будет приятен на слух. С помощью темброблока можно скомпенсировать неравномерность АЧХ усилителя или колонок, подобрать звучание под свой вкус.

Изготовление корпуса

Готовую схему темброблока обязательно нужно поместить в экранированный корпус, иначе не избежать фона. В качестве корпуса можно использовать обычную консервную банку. Переменные резисторы вывести наружу и надеть на них ручки. По краям банки обязательно установить разъёмы jack 3.5 для входа и выхода звука.

Решил послушать как звучит усилитель класса Д на IRS2092. После недолгих
поисков на Али был сделан заказ. Ради интереса «как оно звучит» для него был так же заказан и темброблок.
Так как усилитель ещё в дороге а темброблок уже пришёл то решил
сделать обзор пока на него. Как придёт усилитель сделаю обзор и на
него с замерами.
Плата пришла в конверте с пупыркой. В комплект входит сама схема и
четыре ручки на резисторы. Флюс везе отмыт пайка более менее
аккуратная. Разводка платы средняя. Регуляторы на фото — с лева на право — ВЧ, СЧ, НЧ, Громкость.


На плате установлены ОУ NE5532P


Так же на плате расположены цепи стабилизации питания (L7812 и L7912) и выпрямитель.
Можно подавать переменное напряжение с трансформатора для питания
платы.
Принципиальная схема регулятора похожа на эту


Отличаются номиналы некоторых резисторов и отсутствие некоторых проходных
конденсаторов.

Теперь самое главное — тесты.
Тестировал на этой карте

Creative Sound Blaster X-Fi Titanium PRO с небольшой доработкой — полностью за экранирована обратная сторона печатной платы, заменён выходной ОУ на OPA2134, все конденсаторы по питанию шунтированы керамикой.
АЧХ (розовым цветом — со входа на выход миную темброблок, синим цветом
— через темброблок — все регуляторы тембра в среднем положении)


Виден небольшой подъём на на низких частотах (ниже 200Гц) и завал на
высоких (выше 6кГц)
Регуляторы НЧ в крайних положениях


Регуляторы СЧ в крайних положениях


Регуляторы ВЧ в крайних положениях

КНИ «THD», правый канал идёт минуя темброблок для сравнения (с выхода карты на
вход), КНИ темброблока 0. 016%, хотелось бы поменьше конечно. Пробовал ставить OPA2134 вместо родных ОУ, искажения немного снизились но незначительно, скорее всего из за не совсем правильной разводки платы.


Зависимость КНИ от частоты (правый канал идёт минуя темброблок,
розовый цвет на графике)


Темброблок не инвертирует фазу сигнала (правый канал идёт минуя темброблок,
розовый цвет на графике)

Довольно средний по качеству блок, для домашних поделок пойдёт если устраивает КНИ.
Ставить в планируемый усилить вряд ли буду из за высоких
гармонических искажений. Буду разводить плату сам, и собирать темброблок.
Надеюсь инфа была полезна.

Планирую купить +16 Добавить в избранное Обзор понравился +36 +60

Регулятор тембра

У регуляторов тембра, помещенных в цепи обратной связи, эта мера ничего не даст. В таких случаях нужно уменьшать емкость конденсатора, через который снимается напряжение обратной связи, хотя при этом несколько изменятся пределы регулирования. Расширить пределы регулирования тембра можно, соответствующим образом изменив номиналы резисторов и конденсаторов, входящих в схему регуляторов.

При этом необходимо иметь в виду следующее. Если регулятор тембра собран по простейшей схеме и предназначен для ослабления усиления на краях частотной характеристики, то можно изменить только глубину этого ослабления, но при этом изменится и граничная частота, до которой заметно влияние регулятора.

Для высокочастотного регулятора тембра увеличение емкости соединенного с ним конденсатора приводит к ослаблению усиления на высших частотах и одновременно к смещению граничной частоты в сторону более низких частот. Для низкочастотного регулятора, работающего по такому же принципу, уменьшение емкости конденсатора, включенного последовательно с переходным конденсатором и замыкаемого потенциометром регулятора, также приводит к ослаблению усиления на низших частотах и одновременно к смещению граничной частоты в сторону высших частот.

Если регуляторы тембра усилителя выполнены по типовой схеме, позволяющей осуществлять как подъем, так и завал частотной характеристики раздельно на высших и низших звуковых частотах, то степень зажгла частотной характеристики на высших частотах можно увеличить изменением емкости конденсатора С7, которая может быть доведена до 0,02 мкф в ламповых схемах и до 1-2 мкф в транзисторных, а степень подъема на высших частотах — увеличением емкости конденсатора С6 до 150-250 пф в ламповых схемах и до 4 700-5 100 пф в транзисторных.

Глубину регулирования низкочастотным регулятором тембра можно увеличить, уменьшая сопротивления резисторов RA и R6. Частоту раздела регуляторов и степень их взаимного влияния можно менять путем изменения сопротивления резистора R7.

В регуляторах тембра, построенных на принципе изменения величины обратной связи, пределы регулирования можно изменять, меняя параметры цепи обратной связи. Однако в этом случае нельзя дать конкретных рекомендаций, так как схем регулирования тембра с использованием обратной связи довольно много и все они весьма индивидуальны.

Tone Control (или его отсутствие) — PS Audio

Я раньше оплакивал смерть звука в современной аудиотехнике и писал о дереве в аудиотехнике. Насколько я понимаю, мы говорим о двух сторонах одной медали.

Было время, когда у каждого радио и предусилителя был какой-то тип регулятора тембра, который можно было использовать для компенсации недостатков в записях или, в определенной степени, в комнате. — Или даже отрегулируйте звук в соответствии с личным вкусом, или просто чтобы усилить басы, когда громовые пелены переходят в цикл Ring, или для вступления Джека Брюса к «Badge».Что вы видите, когда вы смотрите на всеми любимую модель Audio Research SP-3 , показанную выше?

Регуляторы тембра. Не только обычные высокие и низкие частоты, но и контурный регулятор, изменяющий наклон регуляторов низких и высоких частот. Они были полезны. Не каждая запись идеальна — на самом деле, очень немногие — и эти регуляторы тембра были особенно полезны в те дни, когда ранние компакт-диски и некоторые картриджи с подвижной катушкой были кровоточащими в ушах.

Итак: куда они делись?

Как это часто бывает в истории высококачественного аудио, кредит и / или вина можно приписать Гарри Пирсону.Среди множества статей, которые он написал о SP-3 и множестве его буквенно-цифровых вариантов, HP отметил, что звук стал заметно лучше, когда регуляторы тембра были отключены от цепи (одна из пяти кнопок в нижней части лицевой панели переключилась). из регуляторов тембра). Так оно и было, во многом благодаря уменьшению шума. Если память не изменяет (а в наши дни нет), одним из изменений, внесенных модом Paoli в SP-3a-1-et al, было полное устранение схемы регулировки тембра.Снайп-снайпер.

С этого момента недостатки одной схемы в одном конкретном предусилителе были преобразованы в своего рода философское движение, объединяющим лозунгом которого был «прямой провод с усилением !!»

Первым продуктом от Mark Levinson Audio Systems , о котором я знал, был явно профессионально выглядящий LNP-2 (усилитель L ow- N oise P ), разработанный сторонним инженером Диком. Burwen, укомплектованный не двумя, а тремя регуляторами тембра .(Примечание: цена LNP-2 в 1973 году составляла 1750 долларов, что почти в три раза превышало цену SP-3, и сегодня она составляет более 10 000 долларов).

Но продукт Levinson, который прорвался в мир аудиофилов, опять же благодаря HP, был минималистским предусилителем JC-2 , разработанным Джоном Кёрлом. Увидеть разницу? Никаких регуляторов тембра, и высота звука даже основана на этой прямой линии. Обратите внимание, что не было возможности изменить частотную характеристику, но усиление можно было регулировать независимо для каждого канала с шагом 1 дБ, не меньше.Хотя согласование каналов в регуляторах громкости иногда бывает неточным, двойные регуляторы громкости — боль, с которой приходится жить. — Да, я отвлекся. Простите.


К тому времени, когда Audio Research выпустила SP-6 (настоящий наследник SP-3 , а не спорных SP-4 и SP-5 ), регуляторов тембра уже не было. нашел. Нюхать.

И все же, и все же: когда Марк Левинсон перешел к созданию Cello , он, очевидно, увидел необходимость в сверхсложном регуляторе тембра (или, что более вероятно, почувствовал рынок для него).Палитра звука для виолончели была более сложной и универсальной, чем что-либо еще со времен Altec Acousta-Voicette , прародителя всех графических эквалайзеров. Audio Palette заменила уродливые ползунки Altec точными поворотными регуляторами. Несмотря на наличие 12 регуляторов на устройстве, только шесть нижних изменяли частотную характеристику — шесть верхних были довольно обширными элементами управления предусилителем.

Как и LNP-2, Audio Palette — это работа Дика Бервена. С точки зрения грубого фанатизма и страсти к гаджетам, Palette в значительной степени идеальна.Я никогда не видел, чтобы кто-то мог пройти мимо, не нажав хотя бы на один из ступенчатых поворотных регуляторов.

Итак: вот и мы, в эпоху, когда частотная характеристика может быть измерена в миллиардных долях дБ в цифровом режиме (ужасы!). Кто-нибудь так делает? Если не считать цифровых кроссоверов и устройств коррекции помещения, таких как DEQX, в основном нет. Одно исключение: да, Dick Burwen все еще существует и предлагает Audio Splendor, программные средства управления тоном и генерацию окружения.Несмотря на мое луддитское сопротивление сложному возиться с частотной характеристикой — особенно через компьютер — зная Дика, я готов поспорить, что это работает, и работает хорошо.

Одна проблема … ручек нет!

Что делают регуляторы тембра для усилителя? — Carl’s Custom Amps

Большинство усилителей имеют какие-то регуляторы тембра (заметным исключением является почтенный твидовый чемпион — ничего, кроме громкости!). Они варьируются от одного регулятора до полных тоновых стеков, а некоторые усилители даже имеют регуляторы присутствия и резонанса.Так как же элементы управления влияют на звук и универсальность усилителя? Можно ли легко добавить в дизайн элементы управления тоном?

Типы регуляторов тембра:

Регулятор одиночного тембра: они обычно работают, но с понижением высоких частот при повороте регулятора вниз. Они, как правило, очень интерактивны с регулятором громкости. Этот тип достаточно прост, чтобы не вызывать больших потерь сигнала, поэтому им не нужны дополнительные каскады усиления для их управления. Эти типы регуляторов могут иметь меньшую универсальность, но имеют небольшие потери сигнала, поэтому усилитель с такой конфигурацией имеет отличный чистый ламповый звук. Каждая гитара действительно похожа на себя. Обычно этот тип используют только усилители с низким коэффициентом усиления, потому что чем больше усиление, тем более необходимыми становятся все регуляторы тембра.

Регуляторы НЧ, СЧ и ВЧ или НЧ и ВЧ:

Это набор различных типов схем, которые различаются по эффективности, но в основном все они позволяют пользователю несколько изменить частотную характеристику усилителя. Любопытно, что конфигурации Bass и Treble часто используют фиксированный резистор вместо среднего потенциометра и не очень отличаются от настройки Treble, Mid и Bass.Эти полные стеки более универсальны, но вызывают большие потери сигнала, поэтому для компенсации потерь требуется дополнительный каскад усиления. Это приводит к меньшей чистоте тона и чувствительности к силе нажатия, чем при простом управлении тоном. Интересно, что на некоторых усилителях есть потенциометр или переключатель с надписью RAW. Эти элементы управления просто позволяют проигрывателю обойти элементы управления тембром для получения более чистого звука. Таким образом, нельзя просто добавить регуляторы тембра, они требуют лампового каскада, что означает добавление лампы!

Расположение элементов управления в цепи влияет на их эффективность.Например, Blackface Fender имеет элементы управления на ранних этапах трассы, поэтому элементы управления очень эффективны. С полностью опущенными регуляторами громкости вообще нет. Во многих усилителях Marshall звуковой стек ставится после всего остального в предусилителе. Пользователи часто задаются вопросом, работают ли регуляторы тембра в Marshall, потому что они меньше влияют на звук.

Расположение регулятора тембра влияет на звук усилителя, в котором присутствует много искажений от предусилителя. Если регуляторы тембра находятся на ранней стадии в усилителе, регуляторы влияют на то, как выглядит сигнал, который искажается.Если они появляются после появления искажения, они влияют на уже искаженный сигнал. Это звучит иначе. Обычно усилители с более поздними элементами управления звучат жестче и злее, тогда как усилители с более ранними элементами управления звучат более плавно и менее агрессивно.

Еще одна вещь, которую следует учитывать, — это то, как они реализованы. Если вдаваться в подробности, некоторые регуляторы тембра питаются от пластины, а некоторые используют так называемый катодный повторитель. Разнообразие катодных повторителей добавляет больше гармоник и придает усилителю более хрустящий звук.Это тип, который встречается в большинстве Marshall, а тип с пластинчатым питанием более распространен для чистых усилителей, таких как Fender Twin Reverb.

Еще одна вещь, которую следует учитывать, — насколько эффективными будут регуляторы тембра при перегрузке усилителя. В усилителе с большим количеством искажений предусилителя регуляторы тембра очень важны и эффективны для получения хорошего звука с искажениями. В усилителях, которые получают больше перегруженных тонов от разрыва лампового усилителя, элементы управления менее эффективны.

Элементы управления присутствием и резонансом:

Элементы управления присутствием и резонансом работают по одному и тому же принципу, только «Присутствие» — это тип управления высокими частотами, а резонанс — это тип управления низкими частотами. Оба они есть только в усилителях с отрицательной обратной связью. Отрицательная обратная связь — это когда на выход подается небольшая часть сигнала усилителя. Это сглаживает определенные частоты и увеличивает полосу пропускания, но снижает усиление. Эти элементы управления просто регулируют, сколько низких или высоких частот возвращается обратно.

SoundStage! Hi-Fi | SoundStageHiFi.com — Плюсы и минусы регуляторов тембра

Дугу Шнайдеру,

Мне было интересно, не могли бы вы прокомментировать, почему сегодняшние аудиофилы так негативно относятся к регуляторам тона.В прошлом они были у многих высококлассных продуктов, таких как Marantz и McIntosh (у которых они все еще есть, я полагаю), но в наши дни большинство их презирает. Я нахожу это озадачивающим, поскольку большинство комнат для прослушивания далеки от совершенства и, вероятно, можно было бы извлечь пользу из скромных корректировок эквалайзера. В наши дни они есть во многих продуктах начального и среднего уровня, таких как доступные интегрированные усилители от NAD, Cambridge Audio, Marantz, Rotel и других, но в большинстве продуктов высокого класса их нет. И большинство обзоров этих интегрированных усилителей, в которых они есть, похоже, хотят отговорить покупателей от их использования.

Я работаю в розничной торговле, которая, как правило, очень низкооплачиваема, но у меня есть хобби, которые могут быть дорогими (фотография, аудио и гитары), поэтому я всегда ищу лучшие доступные продукты по более низким ценам на эти продукты. . Мой личный опыт работы с недорогими полочными колонками от известных производителей показывает, что некоторые из них имеют звуковую подпись, которую нельзя изменить с помощью регуляторов тембра, но некоторые могут быть преобразованы из хороших в исключительные с помощью умеренного усиления или уменьшения низких и / или высоких частот.Состоятельные аудиофилы вместо этого, похоже, хотят заменить весь компонент или добавить дорогие кабели, чтобы изменить тональный баланс своих систем (которые, по сути, являются регуляторами тембра), что я, мягко говоря, считаю глупым.

Я сумасшедший или они? Мы будем рады вашим мыслям по этому поводу, поскольку вы гораздо более честны, чем большинство аудиожурналистов, которые часто боятся оскорбить, говоря правду. Извините за то, что так долго запыхался.

С наилучшими пожеланиями к праздникам,
Дуг Менкофф

Вы совсем не сумасшедшие.Это отличный вопрос, на который действительно стоит ответить целой статьей, поскольку в нем так много аспектов; Фактически, я попрошу нашего главного технического писателя, С. Андреа Сундарам, рассмотреть это. Прямо сейчас я просто бегу по поверхности и отдаю свои два цента.

Я думаю, что традиционные аналоговые регуляторы тембра получили плохую репутацию по двум основным причинам. Во-первых, используемая схема иногда ухудшает звук, даже когда элементы управления остаются в «плоском» положении.Например, у моего ресивера Nakamichi AV-10 есть регуляторы тембра, а также переключатель для их отключения. Когда они побеждены, звук становится заметно чище и яснее. Понятия не имею, почему, но подозреваю, что схема регулировки тембра вносит какие-то искажения. В результате любые улучшения, которые можно было бы получить с помощью элементов управления, перевешиваются потерей точности. То же самое происходит с аналоговыми эквалайзерами, которые похожи на регуляторы тембра, но обычно имеют гораздо большую функциональность и гибкость.Таким образом, потеря точности — один из основных недостатков регуляторов тембра (и эквалайзеров). Но если схема прозрачная, то это спорный вопрос, который, как правило, возникает в некоторых высокопроизводительных передачах, таких как Макинтош.

Другая причина в том, что аудиофилов учили, что идеально ровная частотная характеристика для электроники — это хорошо, а все, что отличается от этого, — плохо. Очевидно, что регуляторы тона создают отклонение от линейности, поэтому в целом думают, что они плохие.В идеальном мире этот совет, вероятно, был бы хорош, поскольку мы обычно стремимся к нейтральности, но динамики, которые использует большинство людей, и комнаты, в которых они используются, часто далеки от совершенства — электронику легко сделать плоской, но динамики и комнаты нет. В результате несовершенные динамики и комнаты могут использовать помощь, которую дают регуляторы тембра. К сожалению, как вы отметили, аудиофилы часто прибегают к использованию кабелей в качестве регуляторов тембра, что является глупым поступком, поскольку это сводится к исправлению проблем одной или нескольких вещей с помощью другого устройства, которое на самом деле не предназначено для этой работы.Если необходима небольшая регулировка частотной характеристики, лучше использовать высококачественные регуляторы тона с прозрачным звучанием. Это не значит, что они должны быть в каждом предусилителе или интегрированном усилителе, но, возможно, это было бы неплохо, если бы они были. Если требуется более чем скромная регулировка, то, возможно, подойдут новые динамики или некоторые виды ухода за комнатой — конечно, не новые кабели или какие-то другие настройки.

В качестве примечания, я думаю, стоит упомянуть, что регуляторы тембра повторно вводятся в аудио новым, более продвинутым способом: системы коррекции помещения.Большинство систем коррекции помещения функционируют как очень продвинутые эквалайзеры, но они работают в цифровой области, что хорошо, поскольку можно использовать гораздо больше манипуляций без большой потери точности воспроизведения. Одна из лучших систем на рынке — от Anthem: ARC (Anthem Room Correction). ARC встроен в их предусилители-процессоры и приемники и работает как шарм. Большинство людей, использующих ARC, находят, что его плюсы намного перевешивают любые минусы. . . . Дуг Шнайдер

Tone Control — от Goodhertz, Inc.

В 1950 году скромный звукорежиссер Питер Дж. Баксандалл выиграл часы за 25 долларов за новаторский дизайн схемы высоких и низких частот. 64 года спустя Goodhertz представляет вам Tone Control.

Разработанный с учетом его оригинальной схемы, Tone Control уточняет и расширяет классический набор тонов, создавая великолепный масляно-гладкий эквалайзер с достаточной универсальностью для каждой дорожки в вашем миксе.

  • Низкие / высокие полки Baxandall с регулировкой наклона
  • Фильтры низких / высоких частот с переменным наклоном
  • Фильтр Master Air для очистки самых высоких частот
  • «Master Mix» позволяет быстро управлять общим формированием тона

Знакомство с регулировкой тона

Зачем делать еще один плагин EQ?

Существует множество плагинов эквалайзера, и почти каждая DAW теперь включает базовый параметрический эквалайзер — так зачем делать еще один эквалайзер? Потому что Tone Control позволяет получить желаемый тон лучше и быстрее.

Параметрические эквалайзеры

отлично подходят, когда они нужны, но они часто мешают при формировании тона общей картины. Именно для этого был разработан Tone Control: широкие штрихи с гибкостью, позволяющей выполнить большую часть вашего эквалайзера всего за пару движений ползунка. Конечный результат — меньше ненужной или неэффективной эквализации и лучший контроль глубины, тембра и близости элементов микса.

Я не могу сделать это с пассивным эквалайзером или простой полкой?

Не совсем.Хотя полочные фильтры Tone Control вдохновлены некоторыми великолепными пассивными аналоговыми эквалайзерами прошлого, они также включают в себя совершенно современные функции и усовершенствования: элементы управления Master Air и Master Mix, обрезные фильтры низких / высоких частот с переменным наклоном и формы полочных фильтров, которые могут никогда не были возможны в пассивной / аналоговой конструкции.

Детализация

Мастер Эйр

В начале нашей работы по аналоговому моделированию для Vulf Compressor мы обнаружили схему тона, которая идеально улавливала скатный верхний и мягкий тон старой виниловой пластинки или магнитофона, работающего на более медленной скорости. Звучало потрясающе — тепло, гладко и пушисто. Ради интереса мы попытались перевернуть конфигурацию, чтобы увеличить верхний предел, а не спустить его. Результат был еще более потрясающим — современные воздушные высокие частоты без малейшей резкости. Этот фильтр стал основой для Master Air Control и полностью уникален для Tone Control.

регуляторов тона


Автор: Н. Х. Кроухерст

Еще один вид управления, который часто требуется в усилителях, — это регулировка тембра.Это имя используется для описания устройства, которое будет непрерывно регулировать частотную характеристику, увеличивая или уменьшая выходной сигнал высоких и низких частот. Регулятор тембра обычно действует для увеличения или уменьшения частот к одному концу усиленного диапазона. (Регулятор для высокочастотного диапазона называется регулятором высоких частот для аудио, а регулятор для низкочастотного диапазона называется регулятором низких частот. )

Отклик от регулировки тембра.

Фиксированная схема, которая регулирует частотную характеристику в соответствии с предварительно выбранной кривой, называется эквалайзером. (Иногда эквалайзеры также могут потребоваться для устранения нежелательных резонансов, что требует другого типа схемы.) Эти схемы называются эквалайзерами, потому что они обычно необходимы для выравнивания характеристик чего-то еще в системе: для исправления недостатков отклика микрофон, записывающее устройство, звукосниматель, воспроизводящая головка на магнитофоне, громкоговоритель, для акустических характеристик студии или комнаты для прослушивания, или, в некоторых случаях, для личных предпочтений в отношении желаемого типа звука.

Кривая выравнивания
Регулировка тембра в прямом контуре

Цепи регулировки тембра и эквалайзера могут работать одним из двух основных способов. Одна система регулирует частотную характеристику усилителя по ходу работы, в то время как другая регулирует ее, изменяя количество разных частот, подаваемых обратно. Есть также два вида корректировки ответа.Один из них — это снижение некоторых частот по сравнению с остальными. Другой — усиление или усиление некоторых частот по сравнению с остальными. Если мы не добавим еще один каскад, усилитель будет иметь только определенное количество общего усиления, а схема регулировки тембра, содержащая только сопротивления, емкости и, возможно, индуктивности, не сможет дать нам больше усиления. По этой причине единственный способ подчеркнуть некоторые частоты — это уменьшить частоты в остальной части диапазона.

Самый простой способ добиться регулировки тембра — использовать делитель напряжения между двумя ступенями, что очень похоже на метод, используемый для регулировки громкости.(Здесь, однако, делитель напряжения является фиксированным, а не регулируемым. ) Переменный делитель напряжения, подключенный параллельно фиксированному делителю через два небольших конденсатора, будет влиять только на высокие частоты. (Это происходит из-за того, что малые конденсаторы блокируют ток через резисторы в регулируемом делителе напряжения на более низких частотах.)

Регулятор высоких частот
Комбинированный регулятор тембра низких частот

Управление низкими частотами может быть достигнуто путем включения конденсаторов последовательно с резистором, используемым для деления звукового напряжения.Емкость, включенная последовательно с нижним резистором на рисунке, будет создавать значительное звуковое напряжение, особенно на низких частотах, в результате чего большее напряжение будет передаваться на следующий этап на чрезвычайно низких частотах, чем во всем остальном звуковом диапазоне. Последовательное включение конденсатора с верхним резистором развивает большую часть напряжения на низких частотах и ​​уменьшает величину, развиваемую на нижнем резисторе *. Это приводит к ослаблению или потере чрезвычайно низких частот.

Композитный регулятор тембра
Прямой контур
Цепь обратной связи

Комбинируя компоновку и используя потенциометр на двух конденсаторах, мы обеспечиваем непрерывную регулировку, которая будет переходить от усиления низких частот к уменьшению низких частот. Большинство современных схем управления тембром сочетают в себе две схемы с двумя регуляторами: один для усиления и ослабления высоких частот, а другой — для усиления и ослабления низких частот.

Альтернативная система регулировки тембра использует обратную связь. В этом случае аналогичное устройство управления размещается в сети обратной связи. Действие этого элемента управления противоположно только что обсужденному. Если возвращается больше высоких частот, усиление на высоких частотах уменьшается, что приводит к срезанию высоких частот. Если возвращается меньше высоких частот, тогда усиление высоких частот увеличивается, что приводит к усилению высоких частот.



Вы используете регуляторы тембра или эквалайзер?

Эквалайзер iTunes.Стив Гуттенберг / CNET

Я не могу назвать ни одного по-настоящему высококлассного предусилителя с регуляторами тембра, и это потому, что большинство аудиофилов и не мечтают каким-либо образом изменять сигнал. Покупатели домашних кинотеатров видят вещи по-другому, поэтому практически все AV-ресиверы имеют регуляторы низких и высоких частот, а во многих используются программы автоматической настройки, которые включают обширную обработку акустической коррекции и коррекции помещения. Некоторые говорят, что обработка улучшает звук.Лично я далеко не уверен, что эти системы калибровки действительно это делают, они изменяют звук, но результаты слишком непостоянны, чтобы на них можно было рассчитывать. Если ваш ресивер имеет автоматическую настройку, попробуйте выключить его и посмотрите, улучшит ли он или ухудшит ваш звук.

iTunes от Apple имеет обширные средства управления эквалайзером, а бесчисленные телефонные приложения предлагают больше способов изменить звук. У меня нет проблем с этим. Если вы хотите усилить басы или добавить больше шипения к высоким, сделайте это.Я редко балуюсь; Я предпочитаю использовать наушники и колонки с наилучшим звучанием и воспринимать звук как есть. Все, что работает.

Стив Гуттенберг / CNET

Я заметил, что в наушниках среда прослушивания может радикально влиять на воспринимаемый тональный баланс. Например, в моих наушниках-вкладышах Velodyne vPulse слишком много басов дома, но в метро Нью-Йорка баланс басов звучит «плоско».»Это потому, что в метро много низкочастотного грохота и шума, которые маскируют или перекрывают низкие частоты в музыке. В автобусах, автомобилях и самолетах также много грохота и шума, а наушники с дополнительным басом могут частично компенсировать это. Наушники, которые отлично звучат дома, в метро обычно звучат нечетко.

При использовании динамиков возникают проблемы с размещением в комнате. Громкоговоритель, измеренный «плоско» в лаборатории, никогда не будет звучать плоским в вашей гостиной.Пол, потолок, стены и мебель изменяют звук динамиков, а перемещение динамиков в разные места в комнате может резко изменить звук в лучшую или худшую сторону. У некоторых динамиков с автономным питанием есть «регуляторы тембра» на задней стороне; Моя спортивная регулировка низких и высоких частот Emotiva Airmotiv4s. Я использую их для точной настройки звука на своем рабочем столе.

Некоторым людям нравится много басов, а регуляторы тембра или эквалайзер позволят им сколько угодно встряхивать основу. Поделитесь своими мыслями об эффективности регуляторов тембра, эквалайзеров и систем коррекции AV-ресиверов в разделе комментариев.

Руководство по управлению тембром с одной ручкой — Chasing Tone

Это список некоторых регуляторов тембра с одной ручкой, используемых в ламповых гитарных усилителях.
Большинство из них предназначены для управления высокими частотами, то есть они либо добавляют высокие частоты, либо снижают их. Внизу списка есть два регулятора тембра, которые управляют низкими частотами, и два регулятора средних частот.

ПРИМЕЧАНИЕ. На схемах, которые я показываю в качестве примера, значения компонентов могут отличаться от значений в исходной схеме.

Я добавил примечание, показывающее, сложно ли реализовать элемент управления и насколько он «с потерями». Большая «потеря» означает потерю большего количества сигнала и уменьшение громкости.

1) Tweed
Регулятор тембра из твида используется во многих усилителях, особенно в ранних моделях Fender, таких как 5E3 и Princeton 5F2A. Повышение уровня громкости заставляет его действовать как яркая заглушка на ручке регулировки громкости, увеличивая максимумы. При повороте в другую сторону максимумы скатываются.
Сложность: простая
Потеря: очень низкая потеря

2) Gibson GA-30
В регуляторе высоких частот GA-30 используется небольшой катодный перепускной колпачок на одном конце потенциометра для повышения высоких частот.Чем ближе катодный байпасный колпачок подходит к земле, тем выше будет усиление высоких частот. Другая сторона горшка соединяет колпачок с землей, так что при повороте он скатывается с земли.
Сложность: простой
Убыток: низкий

3) Bitmo / Fender 5F2
Bitmo, получивший свое название от набора для Valve Junior, очень похож на Tweed, за исключением того, что он построен не на горшке громкости, а на резисторе. Размер резистора может повлиять на эффективность регулировки тембра.Мне нравится использовать резистор 470 кОм, потому что при его максимальном значении он имитирует традиционную схему усиления высоких частот Маршалла. Fender 5F2 также очень близок к этой конструкции, но тройной колпачок соединяется с другим концом соединительного колпачка.
Сложность: простая
Потеря: умеренная

4) Specialist
Я нашел этот регулятор тембра в Marshall 2046 Specialist. Это автономный регулятор тембра, который работает достаточно хорошо, но не мой любимый.
Сложность: простой
Убыток: низкий

5) Vox — Cut
Регулятор отключения Vox — это потенциометр и конденсатор, помещенные между двумя выходами фазоинвертора.Два выхода нейтрализуют друг друга, когда горшок поворачивается. Без конденсатора это основная громкость, но с конденсатором это регулятор тона
, потому что конденсатор ограничивает частоты, которые подавляются, до максимума. Очевидно, это работает только в двухтактном усилителе.
Сложность: простой
Убыток: низкий

6) Treble Cut
Это, вероятно, самый простой регулятор тембра, который можно найти во многих старых усилителях низкого уровня. Это просто горшок и конденсатор, как у Vox Cut, но он пропускает высокие частоты на землю, а не инвертирующую сторону фазоинвертора.
Сложность: простой
Убыток: низкий

7) 18 Вт — нормальный канал
Это регулятор тембра от исходных 18 Вт, используемый на обычном канале. Я никогда не пробовал это.
Сложность: простой
Убыток: низкий

8) 18 Вт — канал тремоло
Это наиболее популярный из 18-ваттных регуляторов тембра, в нем используется 18-ваттный Lite. Он очень похож на регулятор тембра Tweed, но имеет немного другое подключение и использует другие потенциометры.
Сложность: простой
Убыток: низкий

9) Big Muff / Supro
В регуляторе тембра Big Muff сигнал проходит как в фильтр высоких частот, так и в фильтр низких частот. Поток действует как регулятор баланса между двумя фильтрами. Supro Thunderbolt использует этот регулятор тембра. Поскольку Supro предшествует Big Muff, может быть, это следует назвать регулятором тембра Thunderbolt?
Сложность: умеренная
Потеря: умеренная

10) TMB с фиксированными низкочастотными и средними резисторами
Классический тоновый стек Fender (позже скопированный всеми) TMB, используемый в сотнях усилителей, можно легко использовать в качестве регулятора тембра с одной ручкой.Заменив низкочастотный и средний потенциометры на резисторы, вы остаетесь только с регулятором высоких частот. При замене басового потенциометра на 250 кОм достаточно хорошо работает резистор на 82 кОм, имитируя горшок в центральном положении. 120k отлично подходят для замены басового пота 1M в стеке тонов Маршалла, чтобы имитировать этот горшок в полдень. При выборе среднего резистора хорошей отправной точкой обычно является половина значения потенциометра. Делайте больше, чтобы больше средних частот, и меньше — для меньших.
Сложность: высокая
Потеря: высокая потеря

Регуляторы низких частот

11) Gibson Bass Control
Большинство регуляторов тембра в этом списке относятся к верхним частотам.Это касается минимумов. Также имеется в Gibson GA30, это автономный регулятор баса, который использует конденсаторы разного размера для управления басом. При повороте ручки через меньший конденсатор проходит большее количество сигнала, что снижает уровень низких частот. Matchless Chieftain использует этот контроль низких частот.
Сложность: умеренная
Потеря: от умеренной до низкой

12) Селектор конденсатора связи
Это также больше похоже на регулятор низких частот. Вместо потенциометра используется многопозиционный переключатель для выбора конденсаторов связи разного размера.Чем меньше конденсатор, тем меньше нижних частот пропускается к остальной части схемы. Между конденсаторами рекомендуется использовать резисторы высокого сопротивления
(10 МОм), чтобы исключить «хлопающие» шумы при использовании переключателя. Matchless DC30 использует такой переключатель.
Сложность: высокая (зависит от количества используемых конденсаторов)
Потери: низкие потери

Средние органы управления

13) Gibson Mid Control
Еще одна удобная схема от Gibson GA-30. Это автономный средний регулятор.

14) Framus Mid Control
Этот регулятор используется в Framus Cobra, и я предпочитаю его среднему контроллеру Gibson.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *