Что делает вертолет Газель таким особенным. Как он был разработан. Почему он до сих пор популярен. Какие версии существуют. Где и как применяется Газель сегодня.
История создания вертолета Газель
Вертолет Газель (Gazelle) был разработан французской компанией Sud Aviation (позже вошедшей в состав Aérospatiale) в 1960-х годах. Разработка началась в 1966 году в ответ на требование французской армии заменить устаревающий Alouette III.
Ключевые этапы разработки Газели:
- 1967 год — первый полет прототипа SA 340
- 1968 год — начало испытаний модифицированного SA 341 с фенестроном
- 1971 год — начало серийного производства SA 341
- 1973 год — первый полет улучшенной версии SA 342
Газель стала первым в мире серийным вертолетом с фенестроном — защищенным хвостовым винтом. Это революционное техническое решение значительно повысило безопасность и снизило шумность вертолета.
Особенности конструкции Газели
Газель обладает рядом уникальных конструктивных особенностей:
- Фенестрон вместо открытого хвостового винта
- Трехлопастный несущий винт из стеклопластика
- Газотурбинный двигатель Turbomeca Astazou
- Легкий планер из алюминиевых сплавов
- Просторная кабина на 5 человек
Благодаря этим решениям Газель получилась легкой, быстрой и маневренной машиной с отличными летными характеристиками.
Основные модификации вертолета Газель
За годы производства было разработано несколько основных модификаций Газели:
SA 341
Базовая военная версия с двигателем Astazou IIIA мощностью 590 л.с.
SA 342
Улучшенная модель с более мощным двигателем Astazou XIV мощностью 870 л.с.
SA 341G
Гражданская версия SA 341 для корпоративных и VIP-перевозок.
SA 342J
Гражданский вариант SA 342 с улучшенной авионикой.
Также выпускались специализированные военные модификации с различным вооружением и оборудованием.
Боевое применение Газели
Вертолет Газель активно использовался в различных военных конфликтах:
- Ливанская война 1982 года
- Война в Персидском заливе 1991 года
- Боснийская война 1992-1995 годов
- Косовская война 1999 года
- Война в Афганистане с 2001 года
- Иракская война с 2003 года
Газель зарекомендовала себя как надежная и эффективная боевая машина, способная выполнять разведку, целеуказание, огневую поддержку и другие задачи.
Гражданское применение Газели
Помимо военного, вертолет Газель нашел широкое применение в гражданской сфере:
- Корпоративные и VIP-перевозки
- Полицейская служба
- Медицинская эвакуация
- Мониторинг трубопроводов
- Аэрофотосъемка
- Туристические полеты
Газель ценят за экономичность, надежность и отличные летные качества. Многие частные пилоты называют ее одним из самых приятных в управлении вертолетов.
Технические характеристики Газели
Основные летно-технические характеристики вертолета Газель SA 342:
- Экипаж: 1-2 человека
- Пассажировместимость: 3-4 человека
- Длина: 11,97 м
- Диаметр несущего винта: 10,5 м
- Высота: 3,15 м
- Масса пустого: 1020 кг
- Максимальная взлетная масса: 1900 кг
- Крейсерская скорость: 264 км/ч
- Максимальная скорость: 310 км/ч
- Дальность полета: 670 км
- Практический потолок: 5000 м
Эти характеристики обеспечили Газели лидирующие позиции в своем классе на протяжении десятилетий.
Газель сегодня: современное состояние и перспективы
Несмотря на почтенный возраст, вертолеты Газель продолжают активно эксплуатироваться во многих странах мира:
- Во Франции остаются на вооружении армейской авиации
- В Великобритании используются для обучения военных пилотов
- В ряде африканских стран несут военную службу
- Много Газелей эксплуатируется в частном секторе
Однако постепенно Газель вытесняется более современными моделями. Основные проблемы:
- Прекращение производства запчастей
- Устаревание авионики
- Недостаточная защищенность для современных конфликтов
В ближайшие 10-15 лет ожидается полный вывод Газелей из военной эксплуатации. Но в гражданском секторе эти надежные машины наверняка прослужат еще долго.
Почему Газель стала легендой вертолетостроения
Газель по праву считается одним из самых успешных вертолетов в истории. Причины ее феноменального успеха:
- Революционные технические решения (фенестрон, композитные лопасти)
- Отличные летные характеристики
- Многофункциональность и адаптивность
- Надежность и неприхотливость в эксплуатации
- Экономичность
Газель установила множество рекордов и открыла новую эру в вертолетостроении. Ее наследие прослеживается во многих современных моделях вертолетов.
Интересные факты о вертолете Газель
Несколько любопытных фактов об этой легендарной машине:
- Газель стала первым в мире вертолетом, сертифицированным для пилотирования одним пилотом по приборам
- В 1973 году Газель установила мировой рекорд скорости для вертолетов — 310 км/ч
- Газель снималась во многих фильмах, самый известный — «Голубой гром» 1983 года
- Британская компания Westland произвела по лицензии около 300 Газелей
- Газель часто использовалась для установки рекордов по фигурному пилотажу
Эти факты еще раз подчеркивают уникальность и выдающиеся качества вертолета Газель.
Реле регулятор газель в категории «Авто — мото»
Реле-регулятор Газель 406 дв., Астро (65.3702)
На складе
Доставка по Украине
80 — 83 грн
от 3 продавцов
80 грн
Купить
Реле регулятор напряжения Газель,Волга дв.406 (аналог 55.3702) (БАТЭ) (пр-во ЭМИ г.Пенза) 778.3702
На складе
Доставка по Украине
127 грн
Купить
Реле регулятор напряжения 241.3772 (57.3702) Газель,Волга,ВАЗ 2110 (с транзист.) (пр-во АВТОТРЕЙД)
Доставка из г. Харьков
260 грн
Купить
Харьков
Реле регулятор напряжения Газель,Волга дв.406 (аналог 778.3702) (БАТЭ) (пр-во Астро,Пенза) 55.3702
Доставка по Украине
133 грн
Купить
Реле регулятор напряжения Газель,Волга дв.406,405 (85А) (аналог 87,611,361,Я212.А11Е) (пр-во Авто-Электрика)
Доставка по Украине
128 грн
Купить
Реле регулятор напряжения Газель,Волга,ВАЗ 2110 с транзист. (аналог 241.3772,57.3702) трехуровневой регул.
Доставка по Украине
538 грн
Купить
Реле регулятор напряжения Газель,Волга,ВАЗ 2110 с транзист. (аналог 57.3702,67.3702-04) (пр-во Европа)
Доставка по Украине
295 грн
Купить
Реле регулятор напряжения интегральное ГАЗЕЛЬ, ВОЛГА, УАЗ 13.3702 ЗИМА — ЛЕТО (пр-во Совэк) М 1000733
Доставка по Украине
по 200 грн
от 5 продавцов
200 грн
Купить
Реле регулятор напряжения Газель, Волга ЗМЗ 406 55.3702 (аналог 778.3702) (БАТЭ) (пр-во АСТРО) М 2278003
Доставка по Украине
168 — 176 грн
от 5 продавцов
176 грн
Купить
Реле регулятор напряжения интегральное ГАЗЕЛЬ, ВОЛГА, УАЗ (777.3702) (пр-во г. Пенза) О 0437467
Доставка по Украине
196 — 211 грн
от 5 продавцов
208 грн
Купить
Реле регулятор напряжения Газель, Волга ЗМЗ 406, 405 (85А) (аналог 87, 611, 361, Я212.А11Е) (пр-во АСТРО
Доставка по Украине
168 — 176 грн
от 5 продавцов
176 грн
Купить
Реле регулятор напряжения ГАЗЕЛЬ, ВОЛГА ЗМЗ 406, 405 (85А) (аналог 87, 611, 361, Я212. А11Е) (пр-во Авто
Доставка по Украине
187 — 200 грн
от 5 продавцов
200 грн
Купить
Реле регулятор штекерный Волга, Газель. 131.3702
Доставка по Украине
75 грн
Купить
Реле-регулятор напряжения Газель, Волга. 13.3702-01.
Доставка по Украине
140 грн
Купить
Реле регулятор напряжения 13.3702-01 Газель,Волга,ГАЗ 53 (производство Совэк)
Доставка по Украине
120 грн
Купить
Смотрите также
Реле регулятор напряжения 131.3702-01 Газель,Волга,ГАЗ 53 (производство Совэк)
Доставка по Украине
125 грн
Купить
Реле регулятор напряжения 241.3772(аналог 57.3702) Газель,Волга,ВАЗ 2110 (с транзист.) ( Авто Трейд,Калуга)
Доставка по Украине
100 грн
Купить
Реле регулятор напряжения 55.3702 аналог 778.3702 Газель,Волга двигатель 406 БАТЭ (производство АСТРО)
Доставка по Украине
70 грн
Купить
Реле регулятор напряжения 65.3702 Газель,Волга двигатель 406,405 (85А) (производство Пенза)
Доставка по Украине
85 грн
Купить
Реле регулятор напряжения ГАЗЕЛЬ, ВОЛГА, УАЗ, МОСКВИЧ (Я112А щеточный узел в сборе) аналог 72. 3702 ПД 18674
Доставка по Украине
по 299.2 грн
от 5 продавцов
299.20 грн
Купить
Реле регулятор напряжения Газель, Волга ЗМЗ 406 778.3702 (аналог 55.3702) (БАТЭ) (пр-во Пенза) М 1000693
Доставка по Украине
187 — 200 грн
от 5 продавцов
187 грн
Купить
Реле регулятор напряжения Газель, Москвич, ВАЗ 2104-2115, 21213 с транзистором анал. 36.3702-01 ПД 79161 З
Доставка по Украине
220 — 233 грн
от 5 продавцов
220 грн
Купить
Реле регулятор напряжения Газель, Волга, ВАЗ 2110 — 2115 с транзистором (аналоги в описании) М 3137883 З
Доставка по Украине
220 — 233 грн
от 4 продавцов
220 грн
Купить
Реле регулятор напряжения ГАЗЕЛЬ, СОБОЛЬ, ВОЛГА, ВАЗ 2108-2110 с транзистором трехуровневый (Завод) М 3864393
Доставка по Украине
512 — 538 грн
от 5 продавцов
512 грн
Купить
Реле регулятор напряжения Газель,Волга,ВАЗ 2110 с транзист. (аналог 241.3772,67.3702-04) (пр-во Европа)
Доставка по Украине
315 грн
Купить
Реле регулятор напряжения Газель, Волга дв.406,405 (85А) (аналог 87,611, 361, Я212. А11Е)
Доставка по Украине
80 грн
Купить
Реле регулятор напряжения Волга, ГАЗ дв.406,405 (85А) (аналог 87.611, 361, Я212. А11Е)
Доставка по Украине
80 грн
Купить
Реле регулятора напряжения ВАЗ 2104-09, 2113-15, 21213, Таврия, Газель (без проводка) (генер.26,37,371,372)
Доставка по Украине
158 грн
Купить
Реле регулятора напряжения ВАЗ 2104-09, 2113-15, 21213, Таврия, Газель (с проводком) (генер.37,371,372)
Доставка из г. Днепр
164 грн
Купить
Проверка исправности регулятора напряжения 13.3702-01 и 50.3702
Генераторы и регуляторы напряжения
Auto
На автомобили ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705 с двигателями ЗМЗ-4025 и ЗМЗ-4026 устанавливают генераторы 16. 3701 или 191.3701. Они не оснащены встроенным регулятором напряжения. Эти генераторы работают совместно с выносным транзисторным регулятором напряжения 13.3702-01 и 50.3702. Которые имеют электронную защиту от короткого замыкания в цепи обмотки возбуждения генератора.
Проверка исправности регулятора напряжения 13.3702-01 и 50.3702 на Газель с двигателями ЗМЗ-4025 и ЗМЗ-4026 и генераторами 16.3701 или 191.3701.
Регулятор напряжения 13.3702-01 и 50.3702 установлен в подкапотном пространстве автомобиля. Он прикреплен к брызговику моторного отсека двумя гайками. Регулятор обеспечивает напряжение зарядки аккумуляторной батареи 13,4-14,7 В при частоте вращения генератора 2800-12 000 об/мин. Это соответствует:
— Частоте вращения коленчатого вала двигателя 1400-6000 об/мин.
— Нагрузке 5-40 А.
— Температуре от минус 20 до плюс 80 градусов.
На клеммах «Ш» и «-» регулятора напряжения 13.3702-01 и 50.3702 падение напряжения должно быть не более 1,6 В. При токе 4 А в цепи обмотки возбуждения генератора и температуре плюс 20 градусов.
Перед проверкой исправности регулятора напряжения 13.3702-01 и 50.3702 убедитесь, что:
— Натяжение ремня генератора соответствует норме.
— Регулятор напряжения имеет хороший контакт с «массой»
— При необходимости отрегулируйте натяжение ремня. Подтяните гайки крепления регулятора к кузову.
Не следует подключать дополнительные потребители электроэнергии к цепи питания обмотки возбуждения генератора. В этом случае напряжение генератора 16.3701 или 191.3701 сильно возрастает.
Перед проверкой регулятора напряжения 13.3702-01 и 50.3702 проверьте:
— Состояние соединяющих проводов.
— Надежность соединений между генератором, регулятором напряжения и аккумуляторной батареей.
Следует учесть, что отсутствие зарядного тока может быть вызвано срабатыванием схемы защиты регулятора при коротком замыкании в цепи обмотки возбуждения генератора. При устранении короткого замыкания работа регулятора напряжения 13.3702-01 или 50.3702 восстанавливается.
Проверка исправности регулятора напряжения 13.3702-01 и 50.3702 непосредственно на автомобиле.
Регулятор напряжения 13.3702-01 и 50.3702 можно проверить на стенде мод. 532М. Или непосредственно на автомобиле. Для проверки на автомобиле нужен вольтметр постоянного тока с пределом измерения до 20-30 В и ценой деления 0,1-0,2 В. Пустите двигатель. Поддерживая частоту вращения коленчатого вала двигателя 1700-2000 об/мин, включите ближний свет фар.
При этом сила тока зарядки по амперметру должна быть не более 10 А. Если амперметр показывает силу зарядного тока выше 10 А, выключите ближний свет фар и габаритные огни. Измерьте напряжение на клемме «+» аккумуляторной батареи. Оно должно быть 13,9-14,6 В при температуре регулятора плюс 20 градусов. Если напряжение отличается от указанных значений значит, регулятор напряжения 13.3702 или 50.3702 неисправен и его нужно заменить.
Газель и СобольСправочникСтатьи о классических внедорожниках УАЗ, ГАЗ, автомобили повышенной проходимости, SUV, кроссоверы, вездеходы, эксплуатация, ремонт, запчасти
JRX SA341B/SA342J Газель для X-Plane • HeliSimmer.
comГазель — один из тех вертолетов, от которых просто невозможно оторвать глаз. JRX привнес его в X-Plane во всей красе. Ник Бейтс подверг его (серьезным) испытаниям!
История проекта
«Газель» — это самолет, поразивший воображение бесчисленных любителей авиации и широкой публики. Многочисленные появления на телевидении и в кино, в первую очередь «Голубой гром», и большое количество самолетов, используемых на военной службе в Европе, означали, что эти самолеты часто демонстрировались.
Этот вертолёт появился в связи с растущим развитием вертолётной техники того времени. В то время французы были мировыми лидерами в области вертолетных полетов, и, основываясь на успехе серии Alouette и требовании французских военных заменить Alouette III, прототип SA340 «Газель» впервые поднялся в воздух в 1967 году с Жаном Буле. контролирует.
Первоначально самолет был оснащен хвостовым винтом и трансмиссией Alouette, турбовальным двигателем Astazou II мощностью 523 л. с. и жесткой головкой несущего винта на основе конструкции MBB, используемой на BO105.
Прототип «Газель» в полете — Фото Airbus
Самолеты со второго по пятый были переименованы в SA341 и стали первыми самолетами с отличительным хвостовым оперением «Фенестрон». Fenestron использовал обычную систему привода для вращения ряда небольших лопастей вентилятора внутри самого хвоста.
Конструкция делала систему менее восприимчивой к ударам FOD, и, хотя она потребляла значительно больше энергии в ситуациях с высоким сопротивлением крутящему моменту, большое оперение делало самолет очень устойчивым в крейсерском полете. В случае отказа трансмиссии киль мог удерживать самолет достаточно прямо, тогда как более ранние Alouettes должны были уменьшить мощность или перейти на авторотацию, чтобы сохранить управление.
В то время британцы несколько отставали в вертолетных технологиях, и «Газель» привлекла внимание британского правительства под руководством Гарольда Вильсона. В феврале 1967 года, еще до полета прототипа, было достигнуто соглашение, позволяющее британской фирме Westland построить по лицензии около 300 «Газелей» и около 50 «Пум».
Третий построенный SA341 был переоборудован в испытательный самолет для британской армии и впервые поднялся в воздух в 1970 году. Первые британские «Газели» получили обозначение Westland Gazelle Ah2 и отличались улучшенным двигателем Astazou III и возможностью установки различного оборудования, такого как Night Sun и SNEB. … а это было бы зрелище!
Британский самолет также отличался удлиненной кабиной от первой машины французского производства. Westland построила «Газели» в четырех различных версиях для армии, авиации флота и Королевских ВВС, и, несмотря на то, что этому типу уже 50 лет, «Газели» до сих пор используются в некоторых подразделениях.
Газель XW847. Биггин Хилл, Великобритания, 19 мая 1979 г. Дэйв Бейтс Фото o
Конечно, французские военные широко использовали этот тип. Около 300 341F и M были использованы ALAT. Версии Aerospatiale мало чем отличались от образцов, произведенных Westland, однако они участвовали в большем количестве боевых действий из-за характера внешней политики Франции в 70-х и 80-х годах. Вооруженные пушкой и управляемыми ракетами HOT, «Газели» Армии Земли служили в Анголе, Кот-д’Ивуаре и Афганистане.
Помимо бывших военных самолетов, приобретаемых для частного использования гражданскими лицами, у «Газели» также была специальная гражданская версия, получившая обозначение SA341G. Модель G впервые поднялась в воздух в 1972 году и была почти идентична военным версиям, за исключением пакетов авионики.
Этот гражданский вариант был первым вертолетом, сертифицированным для полетов по приборам с одним пилотом в США. За моделью G в гражданском мире последовал SA342J, усовершенствованный самолет, разработанный в тандеме с военным 342L, с двигателем Astazou XIV мощностью 870 л.с., улучшенным рулевым винтом и увеличенной эксплуатационной массой.
Пилоты и операторы любят «Газель» за простоту и комфорт в управлении. Долгое время это был самый быстрый гражданский вертолет, во многом благодаря хвостовому оперению Fenestron. «Газель» и по сей день обслуживается различными авиационными вооружениями и гражданскими операторами.
Более 20 стран в то или иное время имели на вооружении «Газели», а Югославия строила самолеты по лицензии во многом так же, как это делали британцы.
Sud Aviation была поглощена различными компаниями и теперь является частью семейства Airbus. К несчастью для любителей и операторов Газелей, поставка запчастей и, что более важно, поддержка иссякают, и скоро наступит время, когда этот тип будет слишком сложен для коммерческой эксплуатации.
Как и предшествовавший ей Alouette, Gazelle просто устарела, чтобы быть коммерчески жизнеспособной, и будущее этих моделей в основном находится в руках частных операторов по всему миру. Те, кто занимался оригинальным дизайном Газели, могут с гордостью оглянуться на более чем 50-летнюю безукоризненную службу.
ZK-HBH бывший Королевский флот SA341. Уэст-Мелтон, Новая Зеландия, 23 октября 2007 г. — Фото Дэйва Бейтса
Газель JRX SA341 / 342
Полное раскрытие: Я был частью группы тестирования этого проекта. Хотя я жил с этой моделью в течение последних нескольких месяцев так же, как и разработчик, я буду рассматривать этот самолет по тому же стандарту, что и любую другую модель платного программного обеспечения.
Газель JRX является первым платным программным продуктом от хорошо известного разработчика бесплатного программного обеспечения Bell 206. JRX представил SA341 в полной военной форме и SA342 в полной гражданской форме. Аддон имеет 17 различных цветовых схем для военной версии и 19для гражданского.
Загрузка и установка
Пакет доступен в магазине x-plane.org в одном сжатом файле. Сжатый размер составляет 1,7 ГБ, так что это не совсем маленькая загрузка, однако, как вы увидите, в этом файле много. Установленные в «Extra Aircraft» две папки (по одной на версию) составляют чуть более 4,4 ГБ.
Модель и текстуры
Первые впечатления от 341 в симе хорошие. Модель четкая, чистая и точная. При загрузке в сим самолет стоит с флажками и заготовками на месте. Это действительно приятное дополнение, и я бы хотел, чтобы в нем участвовало больше разработчиков.
Метки удаления перед полетом также перемещаются по ветру, и модель пилота отсутствует, когда самолет находится в этом состоянии. Фенестрон и система ротора изысканно смоделированы и текстурированы, и это выглядит чертовски потрясающе.
В самолете есть множество мелких деталей, чтобы порадовать пуристов среди нас. Все антенны и порты на месте, лопасти красиво свисают в состоянии покоя, и он действительно выглядит как настоящий.
Выставлена трансмиссия военных 341-х, и вы можете наблюдать за этим вращением двигателя, приводящего систему в действие на JRX. Единственное, чего не хватает, и это не большая проблема, так это того, что различные движущиеся части не двигаются вместе с органами управления полетом. Честно говоря, это такая мелочь, что почти не стоит упоминать.
Маленькая откидная табличка на приборной панели (подробнее об этом позже) позволяет добавить оружие в виде ракет. Они не функциональны, но если вы мчитесь в передней части, то они выглядят соответствующе.
Пилотная модель появляется при подаче питания на шину. Одетый во что-то похожее на форму DPM и в шлеме, он выглядит соответствующе. Кроме того, вы можете выбрать из вышеупомянутой таблички командира воздушного судна на левом сиденье и/или пассажиров на заднем сиденье. В военном контексте они выглядят великолепно.
Двигаясь внутрь самолета, становится совершенно ясно, что разработчик что-то знал об этой машине. Я почти чувствую запах пропитанных потом сидений, масла и гидравлической жидкости. Там очень много атмосферы.
Офис похож на работающий самолет. Много оборудования и какая-то клаустрофобная по ощущениям, но в то же время отличная обзорность и функциональность. Маленькие детали, такие как серийные номера, сделанные Dymo для каждого самолета, действительно приятны.
Сверху на панели есть складная табличка. Это, вероятно, имело некоторые ограничения или диаграммы производительности в реальном самолете, но разработчик решил сделать это загрузочной панелью. Предустановленные заправки топливом (полный, ¾, ½, ¼) Командир ВС и/или пассажиры, снятие привязи, снятие оружия и дверей. Очень элегантное решение часто игнорируемого аспекта симуляции самолетов.
Переходя на гражданский SA342, особых отличий во внешней модели нет, кроме крышки карданного вала для хвоста. Детализация и текстурирование соответствуют неизменно высокому стандарту. Газель действительно очень красивый самолет.
Единственное, что меня беспокоит, так это то, что фигурки экипажа, за исключением пилота, не так хорошо смотрятся в гражданской одежде, но, возможно, это только я.
Перемещение внутрь гражданской версии предоставляет пользователю множество гаджетов для игры. Компоновка панели практически не изменилась; однако центральная консоль была заполнена большим количеством радиостанций гражданского типа, GPS Garmin и автопилотом.
Кроме того, перед пилотом имеется раскладной планшет с еще большим количеством информации о самолете или навигации. Лично я не очень люблю всю эту халтуру в кабине в реальном мире или в симуляторе, однако для причудливых частных машин это выглядит уместно.
Разработчик действительно выложился по полной. Я бы даже сказал, что по внешнему виду он не уступает DCS Gazelle. Это действительно превосходно. Возможно, гражданская версия немного перегружена авионикой, но она полна атмосферности и небольших возможностей, которые понравятся большинству людей.
Системы
Газель в целом не сложная машина. Довольно стандартное реле батареи позволяет батарее питать шину. В военной форме электрическая система может похвастаться как генератором постоянного тока, так и генератором переменного тока, поскольку требования к военной технике отличаются от требований к гражданским самолетам.
Довольно редко гражданские самолеты имеют и генератор, и генератор. Самолет имеет главный выключатель авионики, который включает все радио, а в гражданском варианте — GPS и автопилот. Большинство переключателей в кабине делают то, что они должны делать, за исключением сброса генератора и генератора, переключателя песочного фильтра и переключателя паромного бака.
Есть две группы сигнальных ламп, одна предназначена для работы двигателя (в основном запуск), а другая — для других систем самолета. Кнопки Push to test активируют оба. Одна из особенностей, которая мне нравится в этой модели, заключается в том, что в ней есть работающие управляющие фрикционы. Очень удобно, когда на палочке нет пружины.
Запуск Газели немного отличается от запуска других турбинных самолетов. Принцип работы почти такой же, однако Газель (также Alouette и Lama) имеет центробежную муфту, которая позволяет запускать двигатель, удерживая лопасти в неподвижном состоянии с помощью тормоза ротора.
При включенной электрической системе электрический топливный насос включается на 20 секунд, а трехпозиционный пусковой переключатель перемещается из нижнего положения в среднее (Работа). Это проворачивает двигатель. Когда достигается соответствующее число оборотов (от 2000 до 4000 Nc), переключатель перемещается в положение «Зажигание», которое зажигает огонь сзади.
Наблюдая за тем, как Т4 и двигатель разгоняются, переключатель удерживается в положении «Зажигание» до 25000 Нс, после чего он возвращается в положение «Работа». Когда вы будете готовы к работе, тормоз ротора на крыше отпускается, а рычаг дроссельной заслонки передвигается вперед до тех пор, пока лопасти не начнут вращаться. Медленное продвижение дроссельной заслонки постепенно включает сцепление, пока стрелки не сойдутся в зеленой дуге.
Для выключения достаточно перевести дроссельную заслонку в положение холостого хода, чтобы отключить сцепление, и задействовать тормоз ротора ниже 170 Nr. Двигатель можно оставить работающим во время погрузки людей или груза или выключить.
Версия JRX почти идеально воспроизводит весь этот процесс. Сцепление, возможно, немного тугое, но в целом оно очень точное. На самом деле нечего сказать, кроме того, что они прибили это. Это действительно здорово!
Военная версия включает в себя авионику PBDI (Индикатор расстояния до азимута). Это вид оборудования, для изучения которого, вероятно, потребуются недели наземной школы. В симуляторе JRX упростили его, не лишив многих функций и ощущения реального устройства, заставив его читать планы XP FMS. Устройство сообщит вам расстояние и азимут, чтобы добраться до следующей путевой точки. Я сам мало использовал его в аддоне, но это довольно крутая маленькая функция.
В военной версии используются радиостанции военного типа. Стандартные инструменты VHF, IFF и Nav работают так же, как и на любой другой машине. Есть УВЧ и еще один УКВ для связи земля-воздух. Ни один из них не работает, за исключением того, что при настройке воспроизводится случайная военная болтовня, приятное прикосновение.
Радиостанции в гражданской версии работают так, как и следовало ожидать. Тем не менее, есть небольшая проблема с гражданской посадкой, когда двигатель работает на холостом ходу. Похоже, что автопилот и GPS потребляют такой ток, что включение авионики после старта снижает обороты до такой степени, что я не удивлюсь, увидев, что они гаснут.
Это всплыло на этапе тестирования, но я был единственным, кто это заметил. Тем не менее, он все еще присутствует в релизной версии, поэтому я, по крайней мере, вынужден ждать, пока двигатель не будет работать на холостом ходу, прежде чем включать любую авионику.
Газель имеет гидравлическое управление полетом. Их, как и Белку, можно отключить с помощью переключателя на коллективе. Это активирует сигнальную лампу, однако на текущей модели это не влияет на управляемость дрона.
Практически все, что я тестировал на птице, работает исключительно хорошо. Помимо некоторого странного поведения авионики, JRX очень хорошо воспроизвел системы Газели.
Звук
Наряду с Alouette и могучим Ламой Газель имеет довольно характерный звук. Это связано с центробежным компрессором двигателя Астазу. Эти птицы действительно кричат. На Газели конечно шумность фенестрона тоже довольно заметна. Они объединяются, чтобы произвести звук, не похожий ни на что другое. Если вы слышите «Газель», вы можете сразу сказать, что это такое.
Звуки JRX Gazelle очень хороши. Есть шумы для всего оборудования в кабине, включая электрическую систему и двери, что является приятным изменением. Топливный насос издает легкий шум, который кажется правильным, а нажатие на стартер производит очень точный звук запуска компрессора Astazou.
Когда вы переводите переключатель в положение «Зажигание», шум изменяется соответствующим образом. Когда лопасти начинают двигаться, звуки хорошо сочетаются друг с другом, и вы получаете довольно точное представление. Звуки были записаны с реального самолета, и единственная реальная проблема заключается в незначительном смешивании шумов.
Если слишком долго сидеть на стартере, то компрессор и звук снова заглохнут. Как только двигатель работает, шум меняется, как будто дроссельная заслонка сразу же увеличивается. Смешение между стартовым звуком и звуком работающего двигателя довольно хорошее.
В полете самолет звучит идеально внутри и снаружи. JRX нашли отличное сочетание, в котором нет очевидных повторений или шаблонов. Единственное, чего нет, и если честно, это не имеет большого значения, так это легкого «рычания», которое они получают в поворотах и под нагрузкой, хотя звуки ударов лопастей хорошо смоделированы.
Имеется переключатель для имитации шлема, приглушающий звук только внутри.
В целом, очень хороший звуковой набор с несколькими небольшими изменениями, необходимыми для того, чтобы сделать его цельным. Приятно видеть, что разработчик делает звук в кабине, а не только в двигателе, захватывающим.
Динамика полета
На Газели никогда не летал и вряд ли буду. Если я стану богатым и знаменитым, я, возможно, куплю один, но в остальном это, вероятно, так близко, как я подойду.
Старая шутка состоит в том, что «Газель» была названа так, потому что она нервная и непредсказуемая, и я уверен, что армейские пилоты, учащиеся летать на ней, вероятно, думали, что это правда. Однако, глядя на историю, тот факт, что он был сертифицирован для полетов по ППП с одним пилотом, когда этого на самом деле не было, кое-что говорит об устойчивости птицы. При этом для Газели доступны системы SAS, хотя версия JRX не оснащена такой системой.
Первое, что бросается в глаза, когда поднимаешь его в ховер, это МОЩНОСТЬ… Даже с нагрузкой он, кажется, благословлен избытком ворчания. Сидя в зависании, самолет садится справа сзади низко, как и должно быть. Я думал, что нужно использовать гораздо больше правой педали в парении, но я не могу это проверить. Мои доводы в пользу этого основаны на Фенестронах, на которых я летал, однако, возможно, Газель отличается. Переход в полет — полное несобытие. Вертолет чувствителен, но не выходит из-под контроля. Если вы не двигаете ручку, вертолет не будет двигаться…
Оказавшись в круизе, вы действительно сможете отправиться в путешествие. «Газель» вполне счастливо проживет весь день со скоростью 150 узлов. Глядя на настоящие, я не уверен, что они настолько спрайтовые, но это определенно не выходит за рамки возможного. «Газель» легко справляется со всеми обычными полетными маневрами, и летать на ней одно удовольствие.
Одной из особенностей антикрутящих систем Frenestron является то, что они требуют большой мощности при зависании. За прошедшие годы было несколько случаев, когда люди теряли контроль над направлением движения на ветру и попадали в аварию.
В Фенестроне есть куча тормозов, и если он начнет вращаться на вас, вы должны погрузить правую педаль в пузырь и оставить ее там, пока он не остановится… и он остановится. Это стало такой проблемой, что Eurocopter выпустила уведомление, в котором пилотам предлагалось делать то же самое.
Я настроил «Газель» по ветру со скоростью около 15 узлов и легко смог сохранить курсовое управление. Даже если я немного отпустил его, он не развернулся, как они делают в реальной жизни. Я не могу слишком сильно винить в этом JRX, поскольку я никогда не управлял вертолетом ни в одном симуляторе, который правильно ведет себя в таких ситуациях.
Авторотация — довольно стандартный маневр в «Газели», хотя из-за того, что дроссельная заслонка находится на крыше и довольно труднодоступна в таком режиме полета, вам лучше убедиться, что вам есть куда приземлиться.
Газель JRX, кажется, скользит довольно долго для чего-то с такими маленькими лопастями, как у нее, но автомобиль полностью управляем. Единственное, что я никак не мог получить, так это превышение скорости вращения ротора. С рычагом на полу Nr все равно оставался наверху грина. Хотя на самом деле это не большая проблема. Обороты быстро исчезают после факела, поэтому вам лучше довольно быстро вставить рычаг в нижнюю часть.
Сбои Anti-Torque — это что-то вроде несобытия, пока авто в конце, плавник на Газели не держит самолет довольно прямо, как и должно быть. Как указывалось ранее, гидравлическая система сейчас моделируется лишь частично, поэтому сбои гидравлики будут производить только свет, не влияя на управляемость.
Высота — еще одна область, в которой Газель выделяется. По мере увеличения высоты возрастает и требуемая мощность, но у меня никогда не было никаких проблем при работе на вершинах гор. Я, конечно, не могу подтвердить, насколько это точно, но, учитывая происхождение самолетов, я не удивлюсь, если он просто съедает высоту.
Мне довольно сложно делать сверхточные суждения о точности летной модели JRX. Все, что я могу сказать, это то, что это кажется правильным. Он маневренный, обладает большой мощностью и создает впечатление полета на самолете с гидравлическим усилителем. Никаких неприятных сюрпризов ни в одном из обычных режимов полета нет. Летать приятно, и это все, о чем мы можем просить.
Разное
Загрузка ремня
Компания JRX добавила простой аддон для загрузки ремня, чтобы имитировать работу ремня в военном стиле. Военные, как правило, используют гораздо более короткие стропы, чем в гражданском мире, а подвеска JRX Gazelle включает ящик с артиллерийскими снарядами на линии примерно 25 футов.
Это было бы обычным делом для самолетов в передовых зонах. Процесс подключения нагрузки немного сложен, но как только вы сопоставите его с вашими элементами управления, это обретет смысл.
Во-первых, вы должны установить некоторые переключатели в кабине. Груз невидим, пока вы не подключитесь к нему, поэтому, используя PBDI и Radar Alt, или на глаз, если вы действительно хороши, поднимитесь на 25-футовое зависание. Когда вы стабилизируетесь (25 – 30 футов <1 узла), нагрузка будет подсоединена автоматически. Ящик со снарядами весит 400 кг, так что это нелегкий груз, и вы почувствуете вес, действующий на вертолет.
Когда пришло время снова опустить груз, вы активируете крюк и, положив груз на землю, можете снять его с помощью клавиши или кнопки на панели управления. Нагрузка осталась позади, и вы можете вернуться и сделать это снова, если хотите. Для этой маленькой функции нет дополнительного модуля, она использует динамику XP по умолчанию, поэтому она не идеальна, но для развлечения вы не ошибетесь.
Эффекты вибрации
То, что мы все чаще и чаще наблюдаем с дополнениями, — это моделирование вибрации. У разных разработчиков есть разные способы сделать это, и большинство из них достигают определенного успеха.
У «Газели» один из самых убедительных дисплеев, которые я когда-либо видел. Весь самолет раскачивается на полозьях на низких оборотах, а когда на полетных оборотах, самолет трясется ровно настолько, чтобы вы знали, что он жив. Единственным недостатком техники JRX является то, что та же самая вибрация видна снаружи во время полета, чего просто не происходит, когда самолет находится в воздухе. Это не большая проблема, если только вы не будете искать его.
Справочные карты полетов
Контрольные списки представлены в симуляторе в виде наколенника, содержащего то, что кажется реальными справочными картами полетов для самолета. Они определенно предназначены для военной птицы, но одинаково хорошо работают и с гражданской версией. Здесь есть все, что вам нужно для управления самолетом, включая Р-карты.
Руководство
Слишком часто разработчики подводят себя, создавая отличное дополнение без документации, объясняющей, как все это работает. Не так здесь. 38-страничный PDF-файл, мягко говоря, исчерпывающий. Подробное описание практически всего об аддоне и о том, как заставить его работать. Планировка имеет смысл и хорошо собрана.
Резюме
JRX взорвал сцену с Bell 206, который вызвал большой интерес, и Газель, вероятно, сделает то же самое. Я уже говорил это раньше и скажу еще раз: у этой птицы отличная атмосфера.
Любите ли вы военные или гражданские винтокрылые машины, здесь наверняка найдется что-то для вас. Самолет точен, с хорошим моделированием систем и звуками. Что еще более важно, летать весело. Я уже с нетерпением жду следующей птицы от JRX.
Обратите внимание: ссылка выше была предоставлена либо автором продукта, либо магазином, который прислал нам копию обзора, либо личным выбором автора статьи. Это никоим образом не указывает на то, что HeliSimmer.com поддерживает веб-сайт, на который делается ссылка.
Это Аргос Отсюда | Electron
Featured image credit: Rocket Lab
Lift Off Time | October 07, 2022 – 17:09 UTC October 08, 2022 – 06 :09 NZDT |
---|---|
Название миссии | It Argos Up From Here GeneralGAzelle Atomics ,0014 |
Launch Provider (What rocket company is launched it?) | Rocket Lab |
Customer (Who paid for this?) | General Atomics |
Rocket | Electron |
Launch Location | Launch Complex-1B, Māhia Peninsula, New Zealand |
Payload mass | Up to ~ 180 kg (~ 397 иб) |
Куда пропал спутник? | 750 км Солнечно-синхронная орбита (SSO) с наклонением 98° |
Пытались восстановить первую ступень? | Нет, не в этой миссии |
Разбился в Тихом океане | |
Они пытались восстановить обтекатели? | № |
Эти обтекатели новые? | Yes |
This was the: | – 1st Rocket Lab’s mission for General Atomics – 8th Rocket Lab launch of 202 2 -4-й Запуск из начального комплекса-1B, полуострова Махия, Новая Зеландия -31-й запуск Электрона -31-й запуск Электрона -31-й запуск Electron -132-й. |
Где посмотреть | Официальная трансляция |
Как все прошло?
Это Аргос Отсюда был 31-й запуск малой ракеты-носителя спутников «Электрон» компании Rocket Lab. Миссия стартовала 7 октября 2022 года по всемирному координированному времени со стартового комплекса-1B на полуострове Махия, Новая Зеландия, и ознаменовала собой первое партнерство между Rocket Lab и General Atomics. Спутник General Atomics GAzelle несет полезную нагрузку Argos-4 в рамках международной программы Argos.
Нашивка миссии It Argos Up From Here от Rocket Lab. (Источник: Rocket Lab)Миссия «Это Аргос, вверх отсюда»
«Это Аргос, вверх отсюда» — специальный запуск компании General Atomics и ее спутникового автобуса «Газель». General Atomics запускает спутник в рамках миссии Hosted Payload Solutions (HoPS) для усовершенствованной системы сбора данных Argos (A-DCS). Контракт был заключен с General Atomics Electro Magnetic Systems (GM-EMS) Космическими силами США, командованием космических систем от имени Национального управления океанических и атмосферных исследований (NOAA). Полезную нагрузку Argos-4 предоставило французское космическое агентство CNES.
Спутник «Газель» контролируется и управляется GA-EMS в течение ожидаемого срока службы на орбите в пять лет.
Программа Argos
Первоначально созданная в 1978 году французским космическим агентством CNES, NASA и NOAA, программа Argos предназначалась в качестве научного инструмента для сбора и передачи океанографических и метеорологических данных по всему миру. Сегодня программа Argos управляется и обслуживается CLS (спутник локализации Collecte), предоставляя своим клиентам круглосуточное обслуживание, разрабатывая современные инструменты обработки, а также предоставляя спутниковые решения для сбора данных об окружающей среде. .
Сегодня CNES, NOAA, EUMETSAT (Европейское агентство оперативных спутников для мониторинга погоды, климата и окружающей среды) и ISRO (Индийская организация космических исследований) активно участвуют в системе Argos, предоставляя следующие приложения:
- Мониторинг дикой природы
- Океанография
- Климатология
- Морское рыболовство
- Морская безопасность
- Мониторинг загрязнения и сохранность оборудования на море
- Гуманитарная помощь
- Интегрированные глобальные наблюдения Земли
Полезные нагрузки
Рядом с Аргос-4 находится эксперимент RadMon, который, как следует из названия, представляет собой эксперимент по мониторингу радиации, который будет контролировать и измерять космическое излучение.
После выхода на орбиту «Аргос-4» присоединится к сети из нескольких инструментов «Аргос», расположенных на солнечно-синхронных орбитах. Основная цель Аргос-4 — сбор и передача данных с мобильных и стационарных передатчиков по всему миру. Эти данные помогут улучшить наше понимание физической и биологической среды Земли, включая погоду и климат, помогут с морской безопасностью, гуманитарной помощью, загрязнением морского побережья, а также с биоразнообразием и экосистемами.
Спутник General Atomics GAzelle с полезными нагрузками RadMon и Argos-4. (Фото: GA-EMS)GAzelle
Мало что известно о GAzelle General Atomics, кроме того, что это небольшой спутниковый автобус, предназначенный для размещения множества научных полезных нагрузок и экспериментов, обеспечивающих питание, связь, управление ориентацией и движение, с номинальным срок эксплуатации пять лет.
Временная шкала
Предзапуск
Часы:Мин:Сек От Lift-Off | События |
-04:00:00 | Дорога к месту запуска. |
— 02:30:00 | .|
– 00:30:00 | Зоны безопасности активированы для выделенного воздушного пространства |
– 00:18:00 | Опрос GO/NO GO |
– 00:02:05 Начало последовательности запуска 902 – 00:02:05 |
Launch
Hrs:Min:Sec From Lift-Off | Events | |
– 00:00:02 | Rutherford engine ignition | |
00:00:00 | Lift-Off | |
+ 00:00:56 | Vehicle supersonic | |
+ 00:01:08 | Max-Q | |
+ 00 :02:23 | Отключение основного двигателя (MECO) на первой ступени Electron | |
+ 00:02:26 | Разделение 1-й ступени | |
+ 00:02:29 Зажигание 2-й ступени | 666 9 | |
+ 00:02:57 | Разделение обтекателя | |
+ 00:06:11 | Горячая замена батареи | |
+ 00:09:08 | Отключение второго двигателя (SECO) на второй ступени Electron | +1026 |
---|---|---|
Стадия 2 Отделение от Kick Stage | ||
+ 00:51:26 | Kick Stage Curie Engine gantition | |
+ 00:53:58 | . 54:58 | ГАЗель (Аргос-4) боевая нагрузка развернута |
Что такое электрон?
Электрон компании Rocket Lab — это ракета-носитель малой грузоподъемности, разработанная специально для вывода малых спутников (CubeSats, нано-, микро- и мини-спутников) на НОО и солнечно-синхронные орбиты (SSO). Электрон состоит из двух стадий с необязательными третьими ступенями.
Электрон имеет высоту около 18,5 метров (60,7 футов) и всего 1,2 метра (3,9 футов) в диаметре. Он не только небольшого размера, но и легкий. Конструкции ракеты изготовлены из передовых композитов из углеродного волокна, что обеспечивает улучшенные характеристики ракеты. Грузоподъемность Electron на НОО составляет 300 кг (~ 660 фунтов).
Электроны на производстве. (Источник: Rocket Lab через Twitter)Первый полет It’s A Test был запущен 25 мая 2017 года со стартового комплекса Rocket Lab-1 (LC-1) в Новой Зеландии. В этой миссии произошел сбой в наземной системе связи, что привело к потере телеметрии. Несмотря на то, что компании пришлось вручную прервать полет, с самим транспортным средством не возникло больших проблем. С тех пор Electron совершил в общей сложности 31 полет (из них 28 полностью успешных) и вывел на орбиту 151 спутник.
First And Second Stage
First Stage | Second Stage | |
---|---|---|
Engine | 9 Rutherford engines | 1 vacuum optimized Rutherford engine |
Thrust Per Engine | 24 кН (5600 фунтов f ) | 25,8 кН (5800 фунтов f ) |
Удельный импульс (ISP) 9 7 7064 4 40266 343 s | |
Первая ступень «Электрона» состоит из безгильзовых общих переборочных баков для топлива и промежуточной ступени и приводится в движение девятью двигателями Резерфорда, установленными на уровне моря. Вторая ступень также состоит из баков для топлива (~ 2000 кг топлива) и приводится в движение одним двигателем Резерфорда с оптимизированным вакуумом. Основное различие между этими двумя вариантами двигателя Резерфорда заключается в том, что последний имеет расширенное сопло, что приводит к улучшению характеристик в условиях, близких к вакууму.
Для миссии Love At First Insight компания представила обновление второго этапа, растянув его на 0,5 м. Кроме того, они впервые использовали автономную систему прекращения полета (AFTS).
Двигатель Rutherford
Двигатели Rutherford являются основным источником движения для Electron и были разработаны специально для этого автомобиля. Они работают на ракетном керосине (RP-1) и жидком кислороде (LOx). В двигателе Резерфорда есть как минимум две особенности, которые выделяют его.
Генеральный директор Rocket Lab Питер Бек стоит рядом с ракетой Electron с двигателем Резерфорда. (Фото: Rocket Lab)Во-первых, все основные компоненты двигателей Резерфорда напечатаны на 3D-принтере. Основные топливные клапаны, инжекторные насосы и камера двигателя производятся методом электронно-лучевой плавки (EBM), что является одним из вариантов 3D-печати. Этот метод производства экономичен и экономичен по времени, поскольку позволяет изготовить полный двигатель всего за 24 часа.
Rutherford — первый двигатель RP-1/LOx, в котором используются электродвигатели и высокопроизводительные литий-полимерные батареи для питания топливных насосов. Эти насосы являются важными компонентами двигателя, поскольку они подают топливо в камеру сгорания, где оно воспламеняется и создает тягу. Однако процесс транспортировки жидкого топлива и окислителя в камеру нетривиален. В типичном двигателе газогенераторного цикла требуется дополнительное топливо и сложная турбомашина только для привода этих насосов. Вместо этого Rocket Lab решила использовать аккумуляторную технологию, что позволило избавиться от большого количества дополнительного оборудования без ущерба для производительности.
Различные третьи этапы
Рабочий этап
Электрон имеет дополнительные третьи этапы, также известные как Рабочий этап, Фотон и версия Фотона для дальнего космоса.
Kick Stage приводится в движение одним двигателем Кюри, который может развивать тягу 120 Н. Как и Резерфорд, он был разработан собственными силами и изготовлен с помощью 3D-печати. Помимо двигателя, Kick Stage состоит из углеродных композитных баков для хранения топлива и 6 реактивных двигателей управления. основных этапа, адаптированных для трех отдельных миссий (Фото: Питер Бек, Twitter) Kick Stage в своей стандартной конфигурации служит в качестве космического двигателя для развертывания полезной нагрузки клиентов Rocket Lab на назначенные им орбиты. Он имеет возможность повторного запуска, что означает, что двигатель может повторно зажигаться несколько раз, чтобы отправить несколько полезных нагрузок на разные индивидуальные орбиты. Недавний пример включает в себя 19-ю миссию Electron,