Что такое 3-фазная распределительная шина. Какие бывают виды шин. Как правильно выбрать и установить шину в электрощите. Какие существуют правила техники безопасности при работе с шинами.
Что такое 3-фазная распределительная шина
3-фазная распределительная шина — это устройство для подключения и распределения электроэнергии в трехфазных сетях. Она представляет собой металлическую пластину с контактами для присоединения проводников.
Основные функции 3-фазной шины:
- Объединение нескольких электрических цепей в одну точку подключения
- Распределение электроэнергии по потребителям
- Обеспечение надежного электрического контакта
- Упрощение монтажа электрооборудования
3-фазные шины устанавливаются в электрических щитах и служат для подключения автоматических выключателей, УЗО и другой защитной аппаратуры.
Виды 3-фазных распределительных шин
Существует несколько основных видов 3-фазных шин:
По количеству полюсов:
- Трехполюсные — для подключения трех фаз
- Четырехполюсные — для подключения трех фаз и нуля
По форме:
- Гребенчатые — с выступающими контактами-«зубцами»
- Плоские — в виде прямой пластины
По материалу:
- Медные — обладают высокой проводимостью
- Алюминиевые — более дешевые, но менее надежные
По способу монтажа:
- На DIN-рейку
- На изоляторы
- Непосредственно в щит
Выбор конкретного вида шины зависит от особенностей электроустановки и применяемого оборудования.

Как правильно выбрать 3-фазную шину
При выборе 3-фазной распределительной шины необходимо учитывать следующие параметры:
Номинальный ток
Определяет максимальную токовую нагрузку на шину. Должен соответствовать суммарному току всех подключаемых потребителей с запасом 20-30%.
Количество подключаемых устройств
От этого зависит количество контактов на шине. Обычно выбирают с запасом на 2-3 устройства.
Сечение подключаемых проводников
Контакты шины должны соответствовать сечению используемых проводов.
Способ монтажа
Выбирается в зависимости от конструкции электрощита — на DIN-рейку, на изоляторы и т.д.
Материал шины
Медные шины надежнее и долговечнее алюминиевых, но и дороже.
Также при выборе учитывают производителя, наличие сертификатов качества, стоимость и другие факторы.
Правила монтажа 3-фазной шины
Монтаж 3-фазной распределительной шины необходимо выполнять с соблюдением следующих правил:
- Обесточить электроустановку перед началом работ
- Проверить соответствие шины параметрам сети
- Надежно закрепить шину в электрощите
- Подключать провода строго в соответствии с маркировкой фаз
- Соблюдать момент затяжки винтовых соединений
- Изолировать все токоведущие части
- Проверить надежность всех соединений
При монтаже важно не допускать перекоса шины, так как это может привести к нарушению контакта. Все работы должны выполняться квалифицированным электриком.

Техника безопасности при работе с 3-фазными шинами
При монтаже и обслуживании 3-фазных распределительных шин необходимо соблюдать следующие правила техники безопасности:
- Работать только при полностью обесточенной электроустановке
- Использовать инструмент с изолированными рукоятками
- Применять средства индивидуальной защиты — диэлектрические перчатки, боты
- Не прикасаться к токоведущим частям голыми руками
- Проверять отсутствие напряжения перед началом работ
- Устанавливать знаки электробезопасности
- Не работать в одиночку
Несоблюдение правил техники безопасности может привести к поражению электрическим током и другим тяжелым последствиям. К работе с 3-фазными шинами допускаются только квалифицированные специалисты.
Преимущества использования 3-фазных шин
Применение 3-фазных распределительных шин имеет ряд преимуществ по сравнению с обычным подключением проводов:
- Упрощение и ускорение монтажа электрооборудования
- Экономия пространства в электрощите
- Повышение надежности электрических соединений
- Удобство обслуживания и ремонта
- Снижение риска ошибок при подключении
- Улучшение внешнего вида электрощита
Благодаря этим преимуществам 3-фазные шины широко применяются как в бытовых, так и в промышленных электроустановках.

Типичные ошибки при монтаже 3-фазных шин
При установке 3-фазных распределительных шин нередко допускаются следующие ошибки:
- Неправильный выбор сечения шины
- Нарушение порядка чередования фаз
- Недостаточная затяжка контактных соединений
- Отсутствие изоляции токоведущих частей
- Перекос шины при монтаже
- Использование шин, не соответствующих параметрам сети
Эти ошибки могут привести к нарушению работы электроустановки, короткому замыканию и даже пожару. Поэтому важно тщательно соблюдать все правила монтажа и перепроверять выполненную работу.
Обслуживание 3-фазных распределительных шин
Для обеспечения надежной работы 3-фазных шин необходимо регулярно проводить их техническое обслуживание:
- Визуальный осмотр на предмет повреждений и следов перегрева
- Проверка затяжки всех контактных соединений
- Измерение сопротивления изоляции
- Очистка от пыли и загрязнений
- Проверка соответствия нагрузки номинальным параметрам
Периодичность обслуживания зависит от условий эксплуатации, но обычно проводится не реже 1 раза в год. При обнаружении неисправностей шину необходимо заменить.

разновидности и правила установки в щиток
Техника безопасности
Щиток обслуживают подготовленные работники. Аварийные работы проводят выездные оперативники. Начинают ремонт только после обесточивания распределительного устройства. Ставят предупредительные знаки о работе, запрещающие включать рубильники.
В щите под каждым выключателем делают четкие обозначения и надписи о принадлежности устройства к определенному контуру. Используют клейкие стикеры, на которых пишут короткие информативные надписи.
Работы выполняют на резиновом коврике или в токоизолирующей обуви. Надевают прорезиненные перчатки, рукоятки инструмента должны быть в изоляции.
Как правильно подключить электросчетчик и автоматы
Для безопасной работы вашего щитка применяйте несложные правила:
- используйте для монтажа однопроволочный монолитный провод;
- при использовании гибкого провода применяйте наконечники;
- используйте неразрывные перемычки;
- применяйте U-образный загиб для увеличения площади контакта.
Использование наконечников на гибкий провод
Для разводки щитов электрики часто отдают предпочтение гибкому проводу с многопроволочной жилой типа ПВ-3 или ПуГВ. С ним легче и проще работать, чем с монолитной жилой. Но здесь есть одна особенность.
Основная ошибка, которую допускают новички в этом плане — подключают многожильный провод к автомату без оконцевания. Если зажать голый многожильный провод как он есть, то при затягивании жилки передавливаются и обламываются, а это приводит к потере сечения и ухудшению контакта, да и сам контакт со времен ослабевает.
Опытные «спецы» знают, что затягивать голый многожильный провод в клемме нельзя. Поэтому если при монтаже используется многожильный провод, то для его оконцевания нужно применять наконечники НШВ или НШВИ.
Кроме того, если существует необходимость подключения двух многожильных провода к одному зажиму автомата, для этого нужно использовать двойной наконечник НШВИ-2. С помощью него очень удобно формировать перемычки для подключения нескольких групповых автоматов.
Использование U-образного загиба
Для подключения жил отходящих проводов и кабелей к автоматам мы снимаем с них изоляцию примерно на 1 см, вставляем оголенную часть в контакт и затягиваем винтом. По статистике 80 % электриков именно так и подключают.
Контакт в месте соединения получается надежный, но его дополнительно можно улучшить без лишних затрат времени и средств. При подключении к автоматам кабелей с монолитной жилой сделайте на концах U-образный загиб.
Такое формирование концов увеличит площадь соприкосновения провода с поверхностью зажима, а значит контакт будет лучше.
Использование неразрывных перемычек
Если возникла необходимость подключить несколько автоматов стоящих в одном ряду от одного источника (провода) для этой цели как невозможно лучше подойдет гребенчатая шина. Но такие шины не всегда есть под рукой.
Как объединить несколько групповых автоматов в таком случае? Сделайте самодельную перемычку из жил кабеля. Для этого используйте куски провода одинакового сечения, а лучше вообще не разрывайте его по всей длине.
Как это сделать:
- Не снимая с провода изоляцию, формируете перемычку нужной формы и размеров (по количеству ответвлений).
- Затем зачищаем изоляцию с провода в месте перегиба на нужную длину, и у нас получается неразрывная перемычка из цельного куска провода.
Секреты и нормы монтажа
При установке нулевой шины может быть использован один из нескольких возможных типов монтажа (соответствующий прописывается в инструкции):
- На изолятор, винтовой по центру или по краям;
- Винтовой;
- На рейку DIN;
- На G-рейку.
В свою очередь, изоляторы нулевой шины могут отсутствовать или быть корпусным, типа “стойка”, комбинированным, одиночным или двойным угловым (типа ” ножка”).
- Ознакомиться с подходящей схемой подключения щитка, найти нулевую шину на изображении (иконка повторяет общий вид устройства с пометкой “N”).
- Обесточить электрический щиток, выкрутив все находящиеся пробки или поставив автоматы в неработающее положение.
- Проверить отсутствие напряжения, поднеся к вводным проводникам индикаторную отвертку или мультиметр.
- Определить место для размещения шины в зависимости от ее конструктивных особенностей (если предусмотрена фиксация к специальным планкам, то установите необходимые в щитке, если нет – крепите через изоляторы на свободное место).
- Установить на DIN или G планку, воспользовавшись специальными фиксаторами, или непосредственно в щиток, используя винтовой тип монтажа с центра или боков (где размещен изолятор).
- Проверить надежность креплений, попробовав “расшатать” установленную конструкцию.
- Подключить проводник, идущий из устройства защитного отключения в один из зажимных болтов шины.
- Если в цепи предусмотрено два и более устройства защитного подключения, то каждый из них последовательно соединяется с шиной.
- Соединить нулевые проводники, идущие от автоматов каждой ветки сети, с соответствующей клеммой нулевого защитного устройства.
- Общий “ноль” сети соединить с крайним зажимом на нулевой шине.
- Проверить правильность и качество всех произведенных соединений.
- Включить подачу электричества.
В процессе работы важно следовать правилам техники безопасности:
- Монтировать только при отсутствии тока в жилах;
- Использовать специальные зажимы, клеммы, а не самодельные “скрутки”;
- Обеспечить хороший контакт проводов, при необходимости подрезать и зачистить их концы;
- Не допускать наложения, скруток, обломов и преломления проводов;
- Не пренебрегать маркировкой проводников любым доступным способом (цветом, подписью, знаками).
Нулевая линия – неотъемлемая часть любой электрической сети, поэтому важно правильно организовать ее функционирование внутри щитка. Нулевая шина обеспечит порядок и возможность последовательного подключения всех контактов, чтобы обеспечить безопасное, комфортное и полноценное пользование электроэнергией.
Какую соединительную шину лучше выбрать для дома?
Без соединительной шины сложно представить любой современный электрощит. Благодаря ей можно компактно и просто разместить различные модульных устройства в распределительном щитке. Нам больше не придется путаться в пучках проводов, с шиной значительно проще монтировать провода и, при необходимости, делать ремонт проводки.
Тем не менее, если вы поставили цель правильно организовать содержимое распределительного щита, следует приобрести соединительную шину, адаптированную к вашей электросети
Выбирая данное оборудование, обратите внимание на следующие параметры:
Количество фаз — 1-фазная соединительная шина позволяет «обрабатывать» только однофазные электрические сети. Нетрудно догадаться, что с таким оборудованием наши возможности сильно ограничены. Поэтому, если вы планируете обеспечить эффективную передачу энергии устройствам, работающим в трех фазах, вам потребуется соответствующая трехфазная шина коммутации
Обратите особое внимание на этот параметр, потому что возможная ошибка при выборе шины может свести на нет эффективность всей электрической системы дома. Некоторые магазины вместо фаз пишут количество полюсов, так что будьте внимательны;
Сечение и длина — это параметры, которые важны в процессе сборки шины, но они также отражаются на функциональности устройства, связанного с количеством модулей и устройств, которые могут быть подключены
Первое значение обычно дается в квадратных миллиметрах — соединительные шины немного меньшего размера обычно характеризуются поперечным сечением 10 мм2, хотя в магазинах вы также найдете товары с большим поперечным сечением, например, 16 мм2. Что касается длины, то она может любой, некоторые шины на 12 устройств могут достигать в длину до 1 метра;
Количество устройств — как вы можете легко догадаться, это значение говорит нам, сколько устройств может быть подключено к одной шине. Самые дешевые продукты позволяют работать примерно с тремя устройствами, но вы сможете без проблем найти соединительные шины для 8, 12 и более устройств. Все зависит от размера щита и количества устройств, которые планируется подключить к шине;
Номинальный длительный ток (Iu) — этот параметр информирует нас о том, с каким током наша шина сможет нормально функционировать. Превышение этого уровня приведет к повреждению изделия
Вот почему важно проверить, с каким максимальным номинальным током может работать интересующая вас шина. Эти параметры могут быть разными — в небольших электросетях достаточно 32А, но часто необходимо приобрести оборудование мощностью на 60А, 100А, 160А и даже более;
Максимальное номинальное рабочее напряжение (Ue) — как и в случае номинального тока, здесь также необходимо обратить внимание на максимальное значение параметра
Обычно он находится в диапазоне 500-800В;
Изоляция и ее прочность — не все соединительные шины оснащены отдельной изоляцией, но если вы планируете купить именно такое оборудование, обратите внимание на его прочность (Ui), которая должна составлять как минимум 2,5 кВ;
Соответствие стандартам — каждая сборная шина должна соответствовать действующим международным стандартам и российским стандартам ГОСТ, которые являются гарантией надежной работы и безопасности использования. При выборе изделия обязательно обратите внимание на соответствующую маркировку;
Класс воспламеняемости — параметр, важный по соображениям безопасности. Соединительная шина для электросети должна иметь класс V-0, который связан с так называемой вертикальной воспламеняемостью. Это значит, что образующееся пламя затухает менее чем за 10 секунд, в то время как материал, из которого изготовлена шина, не плавится и не капает на другие части проводки;
Количество рядов — для подключения большого количества предохранителей необходимо иметь многорядные шины — обычно с двумя или тремя рядами;
Количество модулей — на рынке вы можете найти как короткие соединительные шины, оснащенные 4 модулями, так и оборудование, разработанное для продвинутых электрических установок, которые могут иметь до 54 и более модулей. Они чаще всего используются в промышленности;
Степень защиты — это еще один важный параметр, обусловленный безопасностью использования электрической системы. Изделие должно, как минимум, иметь степень защиты IP20, что означает защиту от доступа к опасным частям пальцем и от твердых предметов диаметром 12,5 мм;
Материалы — соединительные шины хорошего качества изготовлены из прочного искусственного материала и меди, что защищает изделие от механических повреждений и даже коррозии.
Технические характеристики
Шина заземления в обязательном порядке устанавливается внутри электрического щитка и подсоединяется к контуру действующего заземления.
Благодаря своим основным техническим характеристикам, такой элемент применяется в качестве проводника между заземляющей системой и штекерной частью технической установки. Внутри вводных устройств, как правило, используются шины заземления типа «РЕ».
Шина заземления с проводами заземления
В таких условиях заземляющий проводник должен обладать соответствующим сечением:
- медные проводники — 1,1 см и более;
- алюминиевые проводники — около 1,7 см и более;
- стальные проводники — 7,5 см и более.
Показатели сечения устанавливаемой заземляющей шины должны соответствовать параметрам проводника.
Тип шины | Сечение проводника | Ток | Количество отверстий под крепежи | Количество зажимов | Размеры |
РЕ 6/1 | 1,5-16 мм2 | 63 А | 1 | 6 | 6х9х46 мм |
РЕ 8/1 | 1,5-16 мм2 | 63 А | 1 | 8 | 6х9х58 мм |
РЕ 8/2 | 1,5-16 мм2 | 63 А | 2 | 8 | 6х9х64 мм |
РЕ 10/2 | 1,5-16 мм2 | 63 А | 1 | 10 | 6х9х70 мм |
РЕ 10/1 | 1,5-16 мм2 | 63 А | 2 | 10 | 6х9х76 мм |
РЕ 12/1 | 1,5-16 мм2 | 63 А | 1 | 12 | 6х9х82 мм |
РЕ 12/2 | 1,5-16 мм2 | 63 А | 2 | 12 | 6х9х89 мм |
РЕ 14/1 | 1,5-16 мм2 | 63 А | 1 | 14 | 6х9х95 мм |
РЕ 14/2 | 1,5-16 мм2 | 63 А | 2 | 14 | 6х9х102 мм |
РЕ 16/1 | 1,5-16 мм2 | 63 А | 1 | 16 | 6х9х107 мм |
РЕ 16/2 | 1,5-16 мм2 | 63 А | 2 | 16 | 6х9х114 мм |
РЕ 18/1 | 1,5-16 мм2 | 63 А | 1 | 18 | 6х9х119 мм |
РЕ 18/2 | 1,5-16 мм2 | 63 А | 2 | 18 | 6х9х126 мм |
РЕ 20/1 | 1,5-16 мм2 | 63 А | 1 | 20 | 6х9х132 мм |
РЕ 20/2 | 1,5-16 мм2 | 63 А | 2 | 20 | 6х9х138 мм |
РЕ 24/2 | 1,5-16 мм2 | 63 А | 2 | 24 | 6х9х163 мм |
Заземляющая шина бывает нулевой рабочей «N» и защитной типа «РЕ», но установка такого устройства должна осуществляться специалистами, что сделает эксплуатацию не только долговечной, но и безопасной.
Какие типы есть
Прежде всего, необходимо понимать, заземление какого назначения нужно смонтировать. Решающим фактором в принятии решения станет класс напряжения в частном доме (220 В или 380 В).
По своему назначению заземление существует двух типов: защитное и рабочее.
Рабочее — выполняется с целью предупреждения внезапного повышения величины напряжения в электроприборах бытового назначения. Такое может случится в следствии нарушения изоляции обмоток трансформатора. А также такой тип заземления защищает электроприборы от попадания молнии в конструкцию здания. В таком случае весь заряд уходит в землю .
Защитное заземление — осуществляется за счёт принудительного соединения корпуса электроприбором с землёй через проводник.
Для следующих бытовых приборов должно быть предусмотрено защитное заземление:
- стиральная машина — её корпус имеет относительно большую электрическую ёмкость из-за эксплуатации в условиях повышенной влажности.
- микроволновая печь — основной рабочий элемент печи — магнетрон.
Он имеет большую мощность. Если контакт с заземлением в розетке плохой, то может возникнуть возрастание уровня магнитных излучений. Многие производители микроволновых печей оборудую клемму — заземлитель на тыльной стороне печи.
Для контакта заземляющего проводника в сети и электроприбора современные розетки оборудованы заземляющими контактами.
Заземление в бытовой электросети
Для обеспечения заземления существует шесть систем заземления. В отдельных строительных сооружениях, в частности, жилых домах используют две основных системы заземления.
Система TN-S-C — рекомендована для внедрения в последние годы. Выполнена такая схема с глухозаземлённой нейтралью на подстанции. Оборудование в этом случае имеет непосредственный контакт с землёй. К самому же потребителю земля (РЕ) и нейтраль/ноль (N) ведётся одним проводником (PEN). На входе в электросеть частного дома такой проводник разделяется на два независимых проводника.
Такая система не предусматривает обязательной установки устройства защитного отключения (УЗО). Защита осуществляется автоматическими выключателями.
Недостаток такой системы — при повреждении или отгорании проводника PEN на протяжении участка подстанция/дом, появляется фазное напряжение на заземляющей шине дома. Такое напряжение ничем не отключается. Исходя из этого ПУЭ регламентирует жёсткие требования к такой линии: проводник PEN должен быть обеспечен механической защитой, а теже должно быть оборудовано периодическое местное заземление на опорах линии электропередач.
Многие линии электропередач, особенно в сельской месности, не удовлетворяют вышеуказанным условиям. Для такого случая рекомендована другая система заземления — система ТТ.
Принципиальная схема
Такая система заземления реализована за счёт отдельно идущего провода от заземляющего контура к вводному щитку постройки, а не от трансформаторной подстанции. Эта система более устойчива к повреждениям защитного проводника, но требует установки УЗО. Без оборудования системы такими устройствами, защита от поражения электрическим током отсутствует. В связи с этим ПУЭ рекомендует такую систему только как дополнительную к системе TN-S-C. (Если линия не соответствует требованиям системы TN-S-C).
Общий вид
Как выполнялось подключение раньше?
При выполнении сборочных и монтажных работ в распредщитках часто возникают сложные ситуации, тем более, если речь ведется о подключении защитных приборов и их групп автоматов. Для упрощения и ускорения этих работ было придумано множество различных приспособлений. До относительно недавних пор при подключении множества автоматов к единой линии требовалось создавать несколько перемычек из провода с изоляцией требуемого сечения.
Шина для автоматов с перемычками из изолированного кабеля требуемого сечения
Этот метод соединения автоматов один к другому обладает весьма значительным минусом — при неисправности перемычки не будут обеспечены питанием и последующие автовыключатели. Такая проблема может возникнуть по причине недостаточно хорошо выполненного контакта перемычки и ее последующего перегорания.
К недостаткам соединений, выполненных при помощи самодельных перемычек, также следует отнести:
- значительные временные затраты на монтаж, связанные с необходимостью замеров длины каждого отрезка кабеля, зачистке изоляции, опрессовывания концов;
- неэстетичный вид щитка из-за слишком большого числа размещенных проводов;
- помехи для монтажа приборов, крепящихся на DIN-рейке выше автоматов.
Возникновение подобных ситуаций можно исключить при помощи шин, созданных для соединения нескольких параллельно подключенных приборов УЗО либо автовыключателей.
Особенности и правила монтажа
Типовая шина гребенчатая монтируется в границах вводного или распределительного щитка очень просто, не вызывая особых затруднений у исполнителя. Однако в этом деле имеется целый ряд нюансов, учитывать которые при монтаже гребенки для автоматических выключателей нужно обязательно.
Согласно требованиям нормативных документов, фазная шина размещается только на верхних контактах автоматов, объединяемых в одну линейку.
Особенности подключения шины под гребенку также проявляются в следующих тонкостях:
Поскольку ее проводящая часть при монтаже попадает между нижней прижимной пластиной и самой гребенкой, имеющийся на ней пластиковый изолирующий выступ должен быть обращен в сторону винтового крепления.
При нарушении этого требования не удается получить эстетичное соединение, которое лишено изгиба пластины.
При монтаже гребенки 3-х фазного типа важно следить за правильностью расположения изоляторов, что исключит возможность межфазного замыкания.
Обычно такие гребенки продаются уже отмеренными стандартными линейками, число монтажных контактов на которых бывает разным. Поэтому перед подключением подсчитывается общее количество соединяемых автоматов и с учетом их толщины отрезается ненужная часть шины.
Для чего нужна нулевая шина в щитке, разновидности и особенности применения в доме
С целью безопасности и удобства монтажа линий электропитания, применяются вводы с отличительными значениями, которые объединяются в общие контактные группы. Нулевая шина — контактная колодка, для безопасного подключения одновременно несколько проводников для дальнейшего питания электроустановок.
Требования безопасности ПУЭ
Система электропитания в идеале составляется по схемам, которые рекомендованы правилами устройства электроустановок (ПУЭ). В жилое помещение или на отдельный объект подключается силовой кабель, а уже последующая его разводка внутри здания обеспечивается с помощью распределительного щитка.
Для удобства такой разводки и применяется нулевая шина. Проще говоря, такое устройство представляет собой усиленный проводник в контактной зоне по открытому типу. К нему подключаются нулевые проводники при помощи винтовых соединителей.
Распространенная конструкция шины — брусок прямоугольной формы, произведенный из прочного металла с характерной проводимостью: латунь, сплавы с медью.
Шина нулевая в корпусе щитка: конструктивные особенности
Конструкция нулевой шины:
- Токопроводящая жила из прочного металла.
- Пластиковое основание, которое в дальнейшем при монтаже устройства применяется для крепления на ДИН плоскость.
В свою очередь, устройство имеет отверстия, а также зажимные болты, которые применяются с целью закрепления используемых проводников. Такие отверстия и болтики применяются для безопасной разводки проводов нейтрали. Внешне шины отличительны по длине, способу монтажа и количеству отверстий для установки.
Для упрощения сервисного обслуживания и выполнения качественных работ по соединению токопроводящих жил, применяются медные или латунные металлы.
Такие сплавы продлевают срок эксплуатации устройства, обеспечивают бесперебойную работу всей системы. Есть шины в корпусе и без корпуса, однако токопроводящие элементы любых типов устройств схожи.
Для правильной работы устройства и обеспечения дифференциальной защиты потребуется правильное подключение устройств с разделением проводников NPE в щите. Если щит металлический, дополнительно используется нулевой провод от корпуса с изоляцией.
Целевое назначение: для чего нужна
Основная цель использования такого устройства – удобство дальнейшей разводки по помещению, а также гарантия безопасности в ходе эксплуатации силовых токопроводящих жил.
Область применения — сети с напряжением максимум 400 вольт (постоянного и переменного тока).
Преимущество использования:
- Организация нескольких областей для присоединения нагрузок от общего ввода к проводнику нуля.
- Обустройство заземления видимого типа (устройство с прозрачной крышкой), который поможет прикрыть клеммник.
- Улучшение и оперативное подключение нескольких сетей (один узел допускает ввод до 40-ка проводников с 3-мм сечением).
- Неразрывная электроцепь на месте с заземлением (также до нагрузки).
- Разделение проводников на защитное и рабочее заземление.
Грамотное и профессиональное разделение электропроводки в доме или офисе с множеством электроточек невозможно обеспечить без применения такого простого устройства.
Правила монтажа
В зависимости от выбранного типа устройства, монтаж осуществляется несколькими методами:
- Крепление на DIN-рейку. (через изоляторы либо непосредственно в элетрощиток).
- Монтаж через угловые изоляторы.
- Крепление в электрощитке.
Осуществление монтажа допустимо открытым либо закрытым способом:
- Открытый применяется в том случае, если есть шкаф, куда доступ посторонним будет ограничен. Монтаж осуществляется с видимой клеммной колодкой.
- Закрытый вариант монтажа применяется в том случае, если оборудование подключается к особо важным системам, к примеру, к силовой розетке электроустановок.
После любого варианта монтажа (открытого или закрытого) не должно быть доступа к токоведущим жилам, поскольку в генерирующей установке ноль глухо заземлен, а прикосновение к точке подключения смертельно опасно
При выборе шин стоит обратить внимание на производителя и цену устройства. Так, дешевые китайские шины при эксплуатации или даже в начале монтажа могут просто лопнуть. Шина нулевая является важнейшим конструкционным элементом сборных шин
Применяется она для подключения проводников заземления и нуля. Этот элемент применяется при обеспечении электросетей как переменного, так и постоянного тока
Шина нулевая является важнейшим конструкционным элементом сборных шин. Применяется она для подключения проводников заземления и нуля. Этот элемент применяется при обеспечении электросетей как переменного, так и постоянного тока.
Конструктивные особенности
Для начала рассмотрим конструкцию гребенки. Изделие состоит из медной пластины, помещенной в пластиковую изоляцию, не поддерживающую горение. От этой пластины отходят специальные подводы, благодаря которым и происходит соединение автоматов в щитке. Количество пластин соответствует количеству полюсов.
Учтите, существуют гребенки с шагом 18 и 27 мм. Первые предназначены для коммутации АВ, шириной, равной одному модулю. Соответственно 27 мм — это ширина в 1,5 модуля
Обращайте внимание на этот момент при выборе распределительной шины для собственных условий!
По количеству полюсов соединительные шины делятся на однополюсные, двухполюсные, трехполюсные и четырехполюсные. У каждого варианта исполнения свое назначение. К примеру, однополюсная гребенка использует для подключения однофазного автоматического выключателя, а четырехполюсная, соответственно, для монтажа трехфазных УЗО на 4 полюса (три фазы и ноль).
Количество отводов может составлять от 12 до 60, поэтому применение гребенок для соединения двух электрических автоматов не является рациональным решением. Целесообразно использовать распределительную шину при сборке больших щитков.
Сами отводы могут быть штыревыми (маркировка pin) или же вилочными (fork). Первые используются гораздо чаще, т.к. вилочные отводы подходят не для все автоматов, для них нужен специальных зажим.
Последняя конструктивная особенность, о которой хотелось бы рассказать – поперечное сечение отводов. Как правило, отводы изготавливают сечение 16 мм.кв., чего вполне достаточно для того, чтобы выдержать токовую нагрузку в 63 А.
Производители гребенок
В продаже представлено множество гребенчатых шин от разных заводов изготовителей. Как правило, выпуском этих изделий занимаются те же компании, что производят автоматические выключатели. Из наиболее известных брендов выделяются следующие:
- ABB;
- Schneider Electric;
- EKF;
- Legrand;
- WAGO;
- отечественный IEK.
Шина гребенка для дифавтоматов Schneider Electric
Гребенчатые соединители заметно упрощают электромонтаж. Вместе с тем сокращается и обще время сборки щита. Однако за такое удовольствие нужно платить. Здесь каждый решает сам, нужно оно ему или нет.
Если выбор сделан в пользу гребенок, то необходимо задуматься об их технических характеристиках. Гребенка должна соответствовать суммарной мощности всех потребителей, которые через нее будут питаться
Не менее важно разобраться и с конструктивными особенностями. Ведь есть модели на 1, 2, 3 и 4 полюса, и каждая уместна в своей ситуации
Что такое шинопровод и другие часто задаваемые вопросы
Шинопроводы — это невероятные элементы технологии, которые значительно упрощают, удешевляют и делают сложное распределение электроэнергии более гибким. В этой статье рассматривается принцип работы сборных шин и распространенные вопросы, которые люди задают при выборе электрического решения.
- Что такое шина?
- Где используются шины?
- Почему медные шины?
- Почему U-образные шины?
- Какова стоимость владения?
- Способствуют ли шины повышению энергоэффективности?
- Доступен ли мониторинг питания?
Что такое шина?
Шинопроводы, также известные как системы шинопроводов, распределяют электроэнергию с большей легкостью и гибкостью, чем некоторые другие более постоянные формы установки и распределения. Иногда их называют шиной или шиной , они часто представляют собой металлические полоски из меди, латуни или алюминия, которые одновременно заземляют и проводят электричество.
Различные материалы покрытия имеют разные пределы проводимости и разные сроки службы продукта. Шины также могут иметь множество форм и размеров, которые влияют на допустимую нагрузку продукта. Слово «емкость» относится к максимальному количеству электрического тока, которое проводник может нести, прежде чем он выдержит критический уровень износа.
Шины могут быть либо полностью закрытыми, либо с открытым каналом с непрерывным доступом. Полностью закрытые шины обеспечивают аналогичные преимущества, заключающиеся в сокращении времени установки и повышении производительности при поддержке более высоких токов.
Другие причины, по которым шины популярны:
Снижение затрат на оборудование , поскольку меньшее количество строительных работ означает, что установка дешевле, а для специалистов-электриков нет дорогостоящих изменений и дополнительных затрат на оплату труда.
Более быстрая установка , поскольку строительные проекты запускаются и выполняются быстрее, а также возможность легко и быстро добавлять, отключать или перемещать питание без простоев.
Гибкость на будущее потому что некоторые сменные блоки можно отсоединять и снова подключать без обесточивания, они не требуют регулярного обслуживания и быстрее и дешевле расширяются или переделываются.
Экологически безопасный , потому что для шин часто требуется меньше материалов для установки, а вставные розетки можно использовать повторно и перемещать.
Недавние достижения в области структурной целостности шинных систем доказали, что изменение формы медных шин значительно повышает эффективность, открывая большую площадь медной поверхности и увеличивая сбалансированный электрический поток при снижении его пропускной способности.
Где используются шины?
Системы сборных шин используются для безопасной реализации трехфазных систем распределения электроэнергии, часто в больших помещениях. Шины находятся в
- Фабрики
- Центры обработки данных
- Торговые помещения
- Лаборатории
- Больницы
- Университеты
- Технологические настройки
На этом изображении показано, как выглядит шина в производственных условиях, где важно гибкое распределение энергии. Рабочие станции и оборудование перемещаются, и источник электроэнергии должен быть достаточно гибким, чтобы следовать за ними.
Размеры шин сильно различаются, и их размер зависит от области применения. Обычные размеры коммерческих и промышленных шин:
40, 50, 60, 100/160, 225, 250, 400, 600/630, 800, 1000 и 1200/1250 ампер
Они также могут использоваться в качестве корпуса для расширяемого шинного освещения, работающего от одного источника питания. поставлять.
Для применений, в которых требуется более высокая мощность, системы шинопроводов высокой мощности могут обеспечить до 6300 ампер. Обычные силовые шины большой мощности включают:
630, 800, 1000, 1250, 1600, 2000, 2500, 3200, 4000, 5000 и 6300 ампер
Что такое медная шина?
Медь является распространенным проводящим металлом, используемым в сборных шинах и во многих электроустановках по всему миру. Медь выбрана из-за ее устойчивости к более высоким температурам, что обеспечивает дополнительную безопасность в случае короткого замыкания.
Другими преимуществами использования меди являются:
- Высокая проводимость
- Сопротивление повреждениям
- Более высокая производительность в зажимных соединениях
- Нижний коэффициент линейного расширения
- Долгий срок службы
- Высокая степень извлечения
- Более высокий модуль упругости
- Поверхность меди естественным образом окисляется, образуя тонкий твердый слой на поверхности, который остается проводящим. Открытые алюминиевые поверхности также образуют оксидную пленку. Однако эта пленка не является проводящей и приводит к проблемам с долговременной надежностью соединений.
Чтобы ознакомиться с (чрезвычайно) всесторонним техническим анализом применения и уровней проводимости медных шин, посетите это исследование, проведенное ассоциацией Copper Alliance.
Почему U-образные шины популярны?
U-образные системы сборных шин обеспечивают непрерывное и надежное подключение к источнику питания, максимально увеличивая потенциальные точки ответвлений. U-образная форма обеспечивает равномерное распределение веса; смягчение любых искажений, вызванных чрезмерной силой.
Эта система позволяет выполнять простые операции по расширению, реконфигурации или перемещению, а ее форма оказывает постоянное давление на каждое соединение, создавая прочное соединение и устраняя необходимость в регулярном техническом обслуживании.
На приведенной выше диаграмме (N) используется для обозначения нейтрали, а (G) используется для обозначения заземления. L1, L2 и L3 отражают фазы A, фазы B и фазы C соответственно.
Какова стоимость владения?
Стоимость владения после установки часто бывает низкой, поскольку воздушные системы устраняют необходимость строительных и электрических работ. Когда требуется новое подключение к источнику питания, дополнительный подключаемый модуль можно вставить в любом месте существующего слота открытого доступа. На этой диаграмме показано, как Starline Busway устанавливается с учетом возможности расширения.
Съемные блоки можно настроить в соответствии с вашими потребностями, что позволяет реализовать конкретные проекты расширения и простое перемещение. Перемещение автобусного пути настолько просто, что его могут выполнить штатные сотрудники, а не электрики. Стандартные корпоративные электрические системы часто обходятся дороже, чем стоимость первоначального внедрения.
Способствуют ли шины повышению энергоэффективности?
Шины могут использоваться для передачи любого вида электрического тока из сети любого типа.
Исследование, проведенное McKinsey & Co. в 2009 году, показало, что дома и предприятия в совокупности платят 130 миллиардов долларов в год за энергию, питающую резервные устройства. Интеграция возобновляемых источников энергии может быть затруднена при использовании подземной электропроводки. Воздушные или надземные электрические системы гораздо легче реструктурировать и реконфигурировать для достижения оптимальной эффективности.
Доступен ли мониторинг питания?
Аналитики продолжают считать энергоэффективность главной заботой промышленных организаций и корпоративных групп. Однако правда в том, что вы просто не можете что-то улучшить, особенно энергоэффективность, если не измеряете ее.
Согласно Energy Star, проекты энергоэффективности часто окупаются за счет экономии энергии, но если вы не знаете, сколько энергии вы используете и сколько она стоит, очень сложно обосновать новые технологии и лучшие практики. или оценить экономию этих новых методов. Без базового плана и последующих измерений невозможно определить, где оптимизировать, оценить результаты оптимизации или продемонстрировать улучшения руководству, государственным учреждениям или клиентам.
Вы также должны уметь определять пики и спады энергопотребления и определять, как они связаны с операциями или ключевыми внутренними и внешними событиями, такими как маркетинговые кампании, учетные циклы или изменение погодных условий, чтобы иметь возможность адекватно планировать эти события. .
Измеряя энергопотребление, вы можете:
- Определить текущие затраты на электроэнергию и установить базовый уровень
- Определите потенциальную экономию средств и поставьте цели
- Реализация проектов повышения эффективности
- Непрерывно измеряйте, чтобы определить успех
Некоторые шины обеспечивают контроль мощности. Одним из решений является монитор критической мощности Starline (CPM). Это решение для мониторинга может быть использовано как автономная система, установленная на электрических панелях, или также может быть включена в концевые вводы шинопровода и ответвления для измерения количества потребляемой мощности.
- Модульная возможность подключения к сети переменного размера и спецификации (уровни напряжения и силы тока).
- Модульная возможность подключения к ответвленным цепям.
- Конфигурации емкости 60–1200 А.
- Возможность контролировать одну фазу, две фазы, три фазы и три фазы с нейтралью.
- Возможность измерения мощности, коэффициента мощности, частоты, вольт-ампер, ватт-часов, вольт (каждой фазы), тока (каждой фазы), тока (нейтрали), реактивной мощности и температуры. Рассчитывает минимальные и максимальные значения мощности, напряжения и силы тока.
- Возможность установки минимального и максимального уровней срабатывания сигнализации для тока в амперах для каждой фазы.
- Возможность интеграции с системами управления зданием (BMS) с возможностью передачи данных по каналу RS-485, проводному каналу Ethernet 10/100 или по беспроводной ячеистой сети.
- Встраивается на заводе в блоки питания и подключаемые модули Starline, обеспечивая чистую и бесшовную интеграцию мониторинга с распределением электроэнергии.
- Дополнительный дисплей с сенсорным интерфейсом.
- <1% Точность
Решения по мониторингу, используемые в шинных системах, предоставляют непрерывные данные от краткого обзора до уровня отдельных розеток. Доступ к данным об энергопотреблении можно получить локально или удаленно, что позволяет принимать целенаправленные решения по энергоэффективности.
Мониторинг мощности помогает определить дисбаланс нагрузки до того, как он повлияет на производительность вашего оборудования. Непрерывный мониторинг позволяет отслеживать изменения, связанные с появлением нового оборудования, и устранять потенциальные проблемы до того, как произойдет простой. Информация об энергопотреблении позволяет вашей компании масштабироваться с высокой точностью.
Воспользуйтесь этой ссылкой, чтобы найти технические описания, руководства по продуктам и технические обзоры, чтобы продолжить свое обучение шинопроводам.