Как устроена система охлаждения карбюраторного двигателя ВАЗ 2104. Из каких основных элементов она состоит. Какие функции выполняет каждый компонент системы охлаждения. Как правильно обслуживать систему охлаждения ВАЗ 2104.
Назначение и принцип работы системы охлаждения ВАЗ 2104
Система охлаждения двигателя ВАЗ 2104 с карбюраторным мотором предназначена для поддержания оптимального температурного режима работы силового агрегата. Она относится к жидкостному типу с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.
Основные функции системы охлаждения:
- Отвод избыточного тепла от нагретых деталей двигателя
- Поддержание рабочей температуры мотора в пределах 80-95°C
- Обеспечение равномерного прогрева двигателя после запуска
- Подача нагретой жидкости в систему отопления салона
Циркуляция охлаждающей жидкости в системе происходит по двум контурам — малому и большому. При холодном двигателе работает только малый контур через рубашку охлаждения и помпу. После прогрева открывается термостат, и жидкость начинает циркулировать по большому контуру через радиатор.
Основные элементы системы охлаждения ВАЗ 2104
В состав системы охлаждения карбюраторного двигателя ВАЗ 2104 входят следующие ключевые компоненты:
Рубашка охлаждения двигателя
Представляет собой полости в блоке и головке цилиндров, окружающие камеры сгорания. По этим полостям циркулирует охлаждающая жидкость, отводя тепло от нагретых деталей. Рубашка охлаждения изготовлена из чугуна.
Радиатор
Теплообменный аппарат, в котором происходит охлаждение нагретой жидкости потоком воздуха. Состоит из двух бачков, соединенных рядами тонких трубок. На ВАЗ 2104 используется медно-латунный радиатор с вертикальным потоком.
Расширительный бачок
Пластиковая емкость, соединенная с верхним бачком радиатора. Предназначен для компенсации изменения объема охлаждающей жидкости при нагреве. Имеет метки MIN и MAX для контроля уровня.
Водяной насос (помпа)
Центробежный насос, создающий циркуляцию охлаждающей жидкости в системе. Приводится во вращение ремнем от шкива коленвала. На ВАЗ 2104 используется помпа с чугунным корпусом и пластиковой крыльчаткой.Термостат
Температурный регулятор, управляющий циркуляцией жидкости по малому и большому контурам. При низкой температуре перекрывает большой круг, ускоряя прогрев двигателя. Начинает открываться при 80-82°C.
Особенности системы охлаждения ВАЗ 2104 карбюратор
Система охлаждения карбюраторного двигателя ВАЗ 2104 имеет ряд конструктивных особенностей:
- Закрытый тип с расширительным бачком
- Принудительная циркуляция жидкости центробежным насосом
- Вертикально-поточный радиатор с верхним и нижним бачками
- Термостат с твердым наполнителем
- Электрический вентилятор охлаждения радиатора
- Привод помпы осуществляется ремнем от шкива коленвала
Такая конструкция обеспечивает эффективное охлаждение двигателя в различных режимах работы и климатических условиях. При этом система достаточно проста и надежна в эксплуатации.
Циркуляция охлаждающей жидкости в системе
Движение охлаждающей жидкости в системе охлаждения ВАЗ 2104 происходит следующим образом:
- Жидкость нагревается в рубашке охлаждения двигателя
- Водяной насос прокачивает ее через каналы блока и головки цилиндров
- При закрытом термостате циркуляция идет по малому кругу через помпу и двигатель
- После открытия термостата жидкость поступает в радиатор по большому кругу
- В радиаторе происходит охлаждение потоком воздуха
- Охлажденная жидкость снова попадает в двигатель
Такая схема обеспечивает быстрый прогрев мотора и эффективный теплоотвод при работе на высоких нагрузках. Управление потоками осуществляется автоматически за счет термостата.
Охлаждающая жидкость для ВАЗ 2104
Для заправки системы охлаждения ВАЗ 2104 с карбюраторным двигателем рекомендуется использовать следующие типы жидкостей:
- Тосол А-40 или А-65 (в зависимости от климатического пояса)
- Антифриз на основе этиленгликоля (зеленого или синего цвета)
- Специальные охлаждающие жидкости для ВАЗ (например, FELIX CARBOX)
Не допускается использование воды или самодельных растворов. Это может привести к коррозии системы охлаждения и образованию накипи. Объем заправки составляет около 8 литров.
Замену охлаждающей жидкости на ВАЗ 2104 рекомендуется проводить каждые 60 000 км пробега или раз в 3 года. При доливке нельзя смешивать разные типы антифризов.
Возможные неисправности системы охлаждения
Основные проблемы, которые могут возникнуть с системой охлаждения ВАЗ 2104:
- Перегрев двигателя из-за неисправности термостата или помпы
- Утечки охлаждающей жидкости через патрубки или радиатор
- Выход из строя электровентилятора охлаждения
- Засорение радиатора или трубопроводов
- Образование воздушных пробок в системе
- Неисправность датчика включения вентилятора
При обнаружении признаков неисправности (перегрев, падение уровня жидкости, посторонние шумы) необходимо провести диагностику и устранить причину. Игнорирование проблем с охлаждением может привести к серьезным поломкам двигателя.
Обслуживание системы охлаждения ВАЗ 2104
Для поддержания системы охлаждения в исправном состоянии необходимо регулярно выполнять следующие операции:
- Проверка уровня охлаждающей жидкости (не реже раза в неделю)
- Осмотр патрубков и соединений на предмет утечек
- Проверка натяжения ремня привода помпы
- Очистка радиатора от загрязнений
- Замена охлаждающей жидкости по регламенту
- Проверка работы электровентилятора
При своевременном и качественном обслуживании система охлаждения ВАЗ 2104 способна надежно работать на протяжении длительного срока, обеспечивая оптимальный температурный режим двигателя.
Схема системы охлаждения двигателя автомобиля ВАЗ 2105, 2107
Схема системы охлаждения карбюраторного двигателя автомобиля ВАЗ 2104, 2105, 2107Система охлаждения (СО) двигателей автомобилей ВАЗ 2105, 2107 предназначена для поддержания их необходимой рабочей температуры. На изображении выше представлена ее схема.
Основные элементы системы охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ 2105, 2107
— Рубашка охлаждения двигателя
Полости вокруг цилиндров двигателя, в головке блока и впускном коллекторе по которым циркулирует охлаждающая жидкость (ОЖ), отводя от них избыточное тепло.
— Помпа (водяной насос)
Предназначена для обеспечения принудительной циркуляции жидкости по системе охлаждения. Представляет собой вал с крыльчаткой, вращающийся на подшипнике в алюминиевом корпусе. Приводится в движение ременным приводом от шкива генератора и коленчатого вала. Рекомендуется периодически проверять натяжение ремня, так как при его проскальзывании помпа не может обеспечить эффективную циркуляцию ОЖ и двигатель будет перегреваться. Прогиб ремня под усилием 10 кгс должен находиться в пределах 10-15 мм.
— Радиатор
Предназначен для охлаждения жидкости при движении автомобиля. Состоит из двух бачков и двух рядов трубок соединяющих бачки. Имеет пробку с впускным и выпускным клапанами на заливной горловине. Выпускной клапан открывается при сильном нагреве жидкости и повышении давления в системе. При этом часть жидкости через него выбрасывается в расширительный бачок.
— Расширительный бачок
Предназначен для отвода из основной системы сильно нагретой и находящейся под давлением охлаждающей жидкости. Имеет пробку на заливной горловине. В пробке клапан, открывающийся при превышении давления в системе.
— Термостат
Термостат предназначен для поддержания нормального температурного режима двигателя путем соединения или разобщения малого и большого кругов системы охлаждения. На холодном двигателе ОЖ циркулирует по малому кругу (помпа, головка блока, блок цилиндров, печка, верхняя часть термостата). Температура ее быстро повышается. После прогрева ОЖ до 80 гр. срабатывает термоэлемент термостата, открывая его перепускной клапан. Жидкость начинает поступать через нижнюю часть термостата в радиатор (большой круг), где несколько охлаждается. От исправности термостата зависит нормальная и эффективная работа системы охлаждения двигателя вцелом.
— Вентилятор системы охлаждения
С четырехлопастной крыльчаткой объединенной с электродвигателем. Установлен на радиаторе. Предназначен для принудительного охлаждения жидкости, проходящий через радиатор. Включается при срабатывании термодатчика (ТМ-108), установленного в нижнем бачке радиатора, слева. Замыкающего свои контакты при температуре охлаждающей жидкости выше 89-95 гр., размыкающего при 84-90 гр.
— Печка (радиатор отопителя салона)
Предназначена для обогрева салона автомобиля. Входит в состав малого круга системы охлаждения, поэтому прогревается в первую очередь. Имеет кран, перекрывающий циркулирующую через нее жидкость. Кран управляется рычагом из салона автомобиля.
— Патрубки и шланги
Предназначены для обеспечения циркуляции ОЖ по системе.
Для контроля водителем за температурным состоянием двигателя на панели приборов имеется стрелочный указатель температуры охлаждающей жидкости, соединенный с датчиком температуры ввернутым в головку блока цилиндров двигателя.
Примечания и дополнения
— Рабочая температура двигателя, поддерживаемая его системой охлаждения, находится в пределах 80-94 гр.
— На холодном двигателе необходимо всегда проверять уровень охлаждающей жидкости. От ее объема напрямую зависит температурный режим двигателя и соответственно правильность его работы. При температуре воздуха 18-20 гр. уровень охлаждающей жидкости должен находиться на 4 см выше метки MIN в расширительном бачке.
— Периодичность замены охлаждающей жидкости на двигателях автомобилей ВАЗ 2105, 2107 составляет 30.000 км пробега.
Еще статьи по двигателям автомобилей ВАЗ 2105, 2107
— Что делать если закипел двигатель?
— Длина цепи двигателей ВАЗ
— Белый дым из глушителя, причины
— Двигатель не прогревается, причины
— Проверка термостата системы охлаждения
Подписывайтесь на нас!
Система охлаждения ВАЗ 2105 (ВАЗ 2104)
«http://www. w3.org/TR/xhtml1/DTD/xhtml1-transitional.dtd»>
Система охлаждения ВАЗ 2105 (ВАЗ 2104)Руководство по ремонту ВАЗ 2105 ремонт и эксплуатация ВАЗ-2104 и 2105 |
|
|
Водяная система охлаждения двигателя и обогрева салона LADA Niva
Каталог
Информация
Новые товары
Двери: Замки: Ремкомплект
Ремкомплект замков. Включено:Замки на 2 передние двери Полный комплект…
150,00 ₽
Передний: Боковой фонарь: Полный комплект 2101
Полный комплект указателей поворота (левая и правая сторона). Цвет рамы:…
80,00 kr
Радиатор 2101-2107: Алюминий
Радиатор радиатора алюминиевый для всех LADA Classic. Последние радиаторы…
750,00 ₽
Шланги: Classic 21073 MPFI
✨ Оригинальный LADA, полный ремкомплект для LADA Classic с MPFI.
150,00 KR
Шланги: Classic 2106, 07
✨ Оригинальный LADA, полный ремонт для LADA Classic 2106 и 2107 …
150,00 KR
Carburetor: Idle Clave 9000
: Idle Clave 9009
: Idle Clave
: Idle Clave
: Idle Clave
: Idle Clave
Электромагнитный клапан (также известный как электромагнитный клапан) для…
64,00 kr
Датчик: MAF
Датчик массового расхода воздуха для двигателей MPFI без электронной педали газа. …
800 , 00 KR
Все новые продукты
Охлаждение
шланги, радиостанции, нагреватель, клапаны, насосы …
и все остальные детали, используемые в системе воды
- Просмотр:
- GRID
- 9
- . Список
Сортировать по —Цена: Сначала самая низкая Цена: Сначала самая высокаяНазвание продукта: от А до ЯНазвание продукта: от Я до AВ наличииСсылка: Сначала самая низкаяСсылка: Сначала самая высокая
Показать 122460 на странице
Показаны 1–12 из 70 позиций
- 3
Панель приборов: Отопитель: Трос управления
Комплект тросов управления отопителем для LADA Classic. Выберите модель автомобиля: 2101 = ВАЗ 2101, 21011 и 2102 2103 = ВАЗ 2103 и 2106 2105 = ВАЗ 2104 и 2105 2107 = ВАЗ 2107
24,00 kr
Подробнее
Есть в наличии
Панель приборов: Отопитель: Ручка
✨ Оригинал LADA, ручка регулятора отопителя. Выберите вариант исполнения: Новый или Старый
4,00 kr
Подробнее
Нет в наличии
Расширительный бачок
✨ Оригинал LADA, расширительный бачок системы охлаждения.
40,00 kr
Подробнее
В наличии
Расширительный бачок: Крышка
✨ Оригинал LADA, крышка на старый расширительный бачок. Оригинальная старая металлическая крышка с прокладкой.
5,00 kr
Добавить в корзину Подробнее
Нет в наличии
Расширительный бачок: Шланг
Толстый шланг для расширительного бачка. ☝ Иногда это похоже на садовый шланг!
24,00 kr
Добавить в корзину Еще
Нет в наличии
Расширительный бачок: Шланг
Фасонный шланг для расширительного бачка.
20,00 ₽
В корзину Подробнее
Есть в наличии
Вентилятор: Ремень
Ремень для вентилятора, водяного насоса и коленчатого вала. Также используется для сервонасоса (гидроусилителя руля) в LADA Niva. Оригинальная LADA, но не в LADA-боксе!
50,00 kr
Добавить в корзину Еще
В наличии
Показаны 1 — 12 из 70 позиций
ВАЗ 2102 — Первый Универсал
В 1970 году с конвейера Волжского автомобильного завода в Тольятти сошел пионер целой династии автомобилей ВАЗ. Это был малолитражный агент 2101, или, как его называют в народе, «копейка». Лицензионная копия одной из моделей итальянского Fiat. Первая ласточка сразу пришлась по вкусу многочисленной армии советских автомобилистов. Машина стоила дорого, но счастливчики, которым она досталась, затрат не заметили. После москвичей светилась в окошке запорожская «Копейка». Просторный салон, резвый пикаповский двигатель, бесшумная на ходу, машина стала мечтой многих.
Через год ВАЗ выпустил еще одну модель, это уже был универсал с усиленным шасси. От ВАЗ 2102, технические характеристики которого повторяли модель 2101, остались в восторге сельские жители. В грузовой отсек можно было поместить почти половину груза, усиленные пружины задней подвески легко выдерживали нагрузку. При открытой задней двери уровень пола оказывался выше дверного проема, поэтому любой груз мог загружаться и выгружаться скользящим качением, что имеет немаловажное значение. Например, у следующего Вазовского универсала 2104 проем задней двери был уже приподнят над полом, и это создавало огромные трудности при погрузке.
Итак, новый автомобиль ВАЗ 2102 построен на уже проверенных узлах и агрегатах 2101. Двигатель продольного расположения, четырехцилиндровый, рядный, карбюраторный. Очень аккуратный компактный блок цилиндров с запрессованными гильзами из высококачественного серого чугуна. Распределение клапанов с верхним клапаном. Вращение передавалось от коленчатого вала двойной цепью, через периферийную звездочку с натяжителем. Двойная шестерня также располагалась на переднем конце распределительного вала. Двигатель работал в четырехтактном режиме, привод клапанов осуществлялся рычагами, опирающимися на специальные опоры. Клапаны были снабжены двумя возвратными пружинами.
Все моторы ВАЗ прошли высокую степень восстановления, именно такой режим работы был залогом долговечности поршневой группы и коленчатого вала. При не большой скорости маслосистема двигателя теряла давление, подвижные части не получали достаточной смазки. Зажигание было обычным, скорость электрического удара автомобиля не отличалась от стандартной. Система охлаждения двигателя ВАЗ 2102 была закрытой двухконтурной. Охлаждающая жидкость непрерывно циркулирует, приводимая в действие центробежным насосом с пластмассовым рабочим колесом. Температурный режим поддерживался термостатом и вентилятором, включение которых зависело от нагрева датчика в нижней камере радиатора.