Как был изобретен терменвокс. Почему терменвокс стал важной вехой в истории электронной музыки. Какова судьба изобретателя Льва Термена. Где сегодня используется терменвокс.
История создания терменвокса
В ноябре 1920 года физик, изобретатель и музыкант Лев Термен впервые продемонстрировал созданный им электромузыкальный инструмент, названный впоследствии терменвоксом. Это стало важной вехой в истории электронной музыки.
Как же был изобретен этот уникальный инструмент? В ходе радиоизмерений Термен заметил, что прибор издавал звук, высота и сила которого зависела от положения руки между обкладками конденсатора. Будучи не только физиком, но и выпускником консерватории, Термен попытался сложить из этих звуков мелодию. Так родился первый в мире электронный музыкальный инструмент — терменвокс, что означает «голос Термена».
Уникальные особенности терменвокса
Что делает терменвокс таким необычным инструментом? Главная особенность в том, что музыкант не прикасается к нему во время игры. Звук извлекается с помощью движений рук вблизи двух металлических антенн:

- Правой рукой перед вертикальной антенной регулируется высота звука
- Левой рукой над горизонтальной антенной в форме петли регулируется громкость
Диапазон терменвокса составляет более 7 октав. По тембру его звучание напоминает человеческий голос, скрипку или виолончель. Поэтому терменвокс называли еще «эфирной скрипкой».
Биография изобретателя Льва Термена
Кем же был создатель этого удивительного инструмента? Лев Сергеевич Термен родился 15 августа 1896 года в Санкт-Петербурге в дворянской семье с французскими корнями. Он получил разностороннее образование:
- В 1914 году окончил Петербургскую первую мужскую гимназию
- В 1916 году окончил Петербургскую консерваторию по классу виолончели
- Параллельно обучался на физико-математическом факультете Петроградского университета
Такое сочетание музыкального и технического образования впоследствии и привело Термена к его главному изобретению.
Терменвокс покоряет мир
Как терменвокс стал известен за пределами России? В 1922 году Термен продемонстрировал свое изобретение в Кремле, где присутствовал В.И. Ленин. Вскоре концерты с использованием терменвокса прошли во многих городах страны.

В 1928 году Термен переехал в США, оставаясь советским гражданином. Там он:
- Запатентовал терменвокс
- Продал лицензию на серийный выпуск упрощенной версии инструмента компании RCA
- Организовал компании Teletouch и Theremin Studio
- Давал концерты в лучших залах
Выступления, патенты и разработки сделали Термена богатым и знаменитым человеком в Америке.
Драматичная судьба изобретателя
Как сложилась дальнейшая судьба Льва Термена? В 1938 году при загадочных обстоятельствах он вернулся в СССР. Здесь Термена арестовали и отправили в лагерь на Колыму. Позже он работал в «шарашке» — закрытом конструкторском бюро НКВД.
Интересно, что даже находясь в заключении, Термен продолжал изобретать. В 1947 году он получил закрытую Сталинскую премию I степени за разработку подслушивающих устройств. После этого Термена реабилитировали.
Терменвокс сегодня
Где сегодня можно услышать терменвокс? Этот инструмент по-прежнему используется в музыке и кино:
- В саундтреках к фильмам для создания фантастической атмосферы
- В электронной и экспериментальной музыке
- На концертах классической музыки
Среди известных современных исполнителей на терменвоксе:

- Лидия Кавина — ученица и родственница Льва Термена
- Петр Термен — правнук изобретателя
- Каролина Айк — немецкая исполнительница
Влияние терменвокса на развитие электронной музыки
Какую роль сыграл терменвокс в истории музыки? Это изобретение стало важной вехой в развитии электронных музыкальных инструментов. Терменвокс:
- Открыл эру электронной музыки
- Вдохновил создателей первых синтезаторов
- Заложил основы для развития электронных систем управления звуком
Сегодня принципы, использованные в терменвоксе, применяются во многих современных электронных инструментах и контроллерах.
Интересные факты о терменвоксе
Какие еще интересные факты связаны с терменвоксом?
- Владимир Ленин пытался сыграть на терменвоксе романс Глинки «Жаворонок» во время демонстрации в Кремле
- Альберт Эйнштейн брал уроки игры на терменвоксе у Льва Термена
- Терменвокс звучит в заставке популярного сериала «Теория большого взрыва»
- В СССР было выпущено всего несколько десятков терменвоксов, а в США — около 500 инструментов
Эти факты показывают, насколько уникальным и притягательным оказался терменвокс для многих выдающихся людей.

Заключение
Терменвокс, изобретенный 100 лет назад, остается одним из самых необычных музыкальных инструментов. Его драматичная история тесно связана с судьбой изобретателя Льва Термена. Сегодня терменвокс продолжает вдохновлять музыкантов и композиторов, оставаясь важной частью электронной и экспериментальной музыки.
Правнук Льва Термена раскрыл секреты терменвокса — Российская газета
Молодой и уже знаменитый музыкант Петр Термен — правнук легендарного изобретателя Льва Термена, подарившего миру один из самых необычных музыкальных инструментов — терменвокс, давший толчок к развитию всей электронной музыки. Петр — один из лучших российских исполнителей на терменвоксе и неутомимый популяризатор этого инструмента: ведет лекции и мастер-классы, руководит школой Russian Thermin School. В рамках XVII Международной недели консерваторий он исполнил новые сочинения петербургских композиторов, написанные специально для терменвокса.
Что такое терменвокс
Терменвокс уже давно угнездился в массовой культуре — и его загадочное название, и потусторонние переливы с космическим вибрато, и ретрофутуристический дизайн: деревянный ящичек с ручками настройки и двумя антеннами. Вертикальная отвечает за высоту, горизонтальная загогулина сбоку — за громкость. Чем ближе рука к антенне справа, тем выше звук.
Стоит услышать ваше имя, как сразу представляется образ: славный продолжатель прадедовских традиций идет по стопам великого предка. А вся семья от мала до велика засыпает и просыпается с терменвоксом. Наверняка все было иначе?
Петр Термен: Моя бабушка (Наталья Термен, дочь Льва Термена) с 1980-х годов профессионально играет на терменвоксе. И да, действительно, бывали времена, когда я засыпал и просыпался под терменвокс. Думаю, что это случалось со всеми членами нашей семьи. Поэтому терменвокс органично вошел в мою жизнь. Я очень благодарен Наталье Львовне за то, что она привила мне аутентичную звуковую культуру работы с инструментом.
То есть это бабушкино влияние?
Петр Термен: Все не так просто. Понятно, когда люди узнают мою фамилию, то сразу представляют себе, как я с раннего детства учился играть на терменвоксе. Но никто специально меня не учил. Дело в том, что Лев Сергеевич всегда сам ремонтировал и настраивал терменвоксы, и после его смерти в 1993 году инструменты перестали работать. В доме остался один рабочий терменвокс. Естественно, ребенка к нему не подпускали. С практической точки зрения я впервые попробовал поиграть на терменвоксе около семи лет назад.
Петр Термен продолжает дело своего гениального прадеда. Фото: Наталья Онищенко
Насколько легко научиться на нем играть? Существует легенда, что Ленин при встрече с Терменом исполнил «Жаворонка» Глинки чуть ли не с первого раза.
Петр Термен: Как вспоминал Лев Сергеевич, в 1922 году его пригласили в Кремль продемонстрировать терменвокс Владимиру Ильичу. Устроили небольшой концерт, аккомпанировала секретарь Ленина, Фотиева, она была пианисткой. Ленин решил попробовать сам. Лев Сергеевич помог Ленину, играя его руками «Жаворонка» Глинки, а дальше Владимир Ильич, ориентируясь на слух, повторяя движения рук, вполне удачно наиграл мелодию. Эта история стала своего рода «визитной карточкой» для терменвокса в Советском Союзе.
Кстати, первые серийные терменвоксы были выпущены в США в начале 1930-х при непосредственном участии Льва Термена. Была целая рекламная кампания, уверявшая, что это самый простой инструмент на свете и каждый может легко освоить его. Конечно, то было преувеличение. Хотя у терменвокса есть любопытная черта. Все мы знаем: чтобы играть музыку, нужен музыкальный слух. Но как мы определяем его наличие?
Нужно что-нибудь спеть? Или сыграть?
Петр Термен: Вот. Это в принципе неправильно. Так мы проверяем не музыкальный слух, а способность управлять голосовыми связками. Или руками. Человек может прекрасно слышать, что он сфальшивил, но что он кому докажет? В итоге неизменный вердикт «медведь на ухо наступил». На самом деле у большинства людей музыкальный слух есть, просто нуждается в развитии. У меня недавно был случай: ко мне на занятия пришла ученица. Она всегда считала, что у нее очень плохо со слухом, даже не пробовала заниматься музыкой. А когда мы начали упражнения, то она очень легко и точно попала в ноты. Это произвело большое впечатление и на нее, и на меня.
Во всем виноват Хичкок
У терменвокса как будто сложилось две судьбы. Одна — в классической музыке, другая — в кино, где он обычно отвечал за потусторонний или футуристический антураж. Можно ли сказать, что в России и на Западе терменвокс пошел разными путями?
Петр Термен: Вопрос сложный. Сам Термен видел свое изобретение классическим инструментом, и в 30-е годы на Западе среди его учеников было много серьезных исполнителей на терменвоксе, игравших классику. В то же время в России у него был всего один активно концертирующий ученик, Константин Ковальский. Он выступал вплоть до конца 1960-х, исполнял академическую музыку, записывал партии терменвокса для советских кинофильмов. В Америке имен было гораздо больше. Но когда Лев Сергеевич покинул Америку и официально считался там погибшим, терменвокс плотно вошел в жизнь американского кинематографа и создал «космический», «зловещий» звуковой штамп. Началось все в 1945 году с фильма Альфреда Хичкока «Завороженный», где звучит замечательная музыка композитора Миклоша Рожа. Есть история, что виртуоз терменвокса и ученица Льва Термена Клара Рокмор отказалась от работы в этом фильме из-за своих гастролей со Стоковским. Поэтому пригласили записать партию терменвокса доктора Сэмюэля Хоффмана, который был профессиональным врачом-ортопедом, а в свободное время играл на терменвоксе и скрипке в злачных заведениях Лос-Анджелеса.
Лев Термен видел свое изобретение классическим инструментом, и в в30-е годы на Западе среди его учеников было много серьезных исполнителей. Фото:
На тот момент в городском музыкальном профсоюзе числилось едва ли не 400 терменвоксистов. После отъезда Термена каждый обладатель серийного инструмента оказался вправе называться музыкантом — при Льве Сергеевиче такого не было. Он поставил условие: терменвокс покупать можно, но для публичных выступлений нужна специальная лицензия. Таким образом, он хотел установить некий ценз качества для исполнителей.
У Хоффмана было очень гипертрофированное жутковатое вибрато, оно понравилось композитору. В результате музыка к «Завороженному» получила «Оскара» за лучший саундтрек, и с этого момента все начали активно привлекать терменвокс.
В конце 50-х годов появляется все больше низкопробных фильмов. Бюджеты маленькие, музыки как таковой нету, зато очень нужно сопроводить появление условного Дракулы каким-то жутким эффектом. Именно в этом ключе и начинают активно использовать терменвокс. И в рок-музыку этот инструмент уже приходит как шумовой — нельзя не вспомнить Led Zeppelin, Pink Floyd, многие так называемые гаражные группы, которые его очень активно использовали. Тогда же рынок наводнило огромное количество терменвоксов. Никто толком не знал, как на них играть, зато экзотический шум «из воздуха» всем очень нравился.
В этом плане пути западной и российской культуры разошлись уже в 1950-е годы. На Западе увлеклись экспериментами, а в СССР Лев Термен начал активно восстанавливать инструменты и позиционировать терменвокс с академической точки зрения. И старался контролировать ситуацию вплоть до начала 1990-х.
Получается, что мы продолжаем классическую традицию, заложенную изобретателем инструмента. О чем, кстати, свидетельствуют и произведения, звучавшие на Международной неделе консерваторий.
Петр Термен: Я хотел бы отметить, что произведения для терменвокса, которые прозвучали на закрытии фестиваля, — это действительно очень большой подарок для терменвокса. Оригинального репертуара для инструмента не так много, а хорошей музыки — еще меньше. И здесь, мне кажется, довольно уникальный случай, когда четыре замечательных петербургских композитора написали очень разноплановые, яркие произведения, раскрывающие терменвокс с разных сторон. Состоялась премьера произведения доцента Петербургской консерватории Екатерины Ивановой-Блиновой — BMW для терменвокса, диджея и струнного оркестра. Преподаватель кафедры специальной композиции и импровизации Светлана Нестерова написала фантазию «Солярис» для терменвокса, фортепиано и струнного оркестра. Николай Мажара, преподаватель кафедры композиции, написал «Рапсодию» для терменвокса и оркестра. Антон Танонов, заведующий кафедрой композиции, посвятил свой концерт для терменвокса с оркестром Льву Термену, для меня было большим удовольствием исполнять эту музыку.
Я уверен, что Льву Сергеевичу было бы очень приятно, что петербургские композиторы, композиторы его родного города, в котором он родился, в котором родился терменвокс, всерьез, с большой любовью отнеслись к его инструменту.
Терменвокс Страдивари
Сохранились ли инструменты каких-то особых статей? Условный «терменвокс Страдивари»? Или есть «люксовые» модели из ценных пород дерева с драгоценным декором?
Петр Термен: Что касается декора — инкрустировать терменвокс дело нехитрое. А вот с качеством звучания все обстоит сложнее. Безусловно, модели работы Льва Сергеевича остаются эталонными. Концертных моделей Лев Сергеевич сделал не так много, обыкновенно они создавались для конкретных исполнителей — например, знаменитый в профессиональных кругах «сентябрьский» терменвокс, созданный в 1938 г. для Люси Бигелоу Розен, считается лучшим терменвоксом, существующим на Западе. В России несколько моделей было создано Львом Сергеевичем для себя и дочери Натальи. Сейчас нет каких-либо более-менее приемлемых эквивалентов среди современных моделей.
Меня часто спрашивают — неужели так сложно собрать хороший терменвокс? Ведь сейчас хватает электронщиков, да и сама электроника шагает вперед невероятными темпами. Я привожу такой пример: предположим, у нас есть замечательный мастер по дереву, делает сложные и красивые вещи, но этого недостаточно, чтобы создать скрипку Страдивари или даже просто хорошую скрипку. В случае с терменвоксом то же самое.
Легенды и мифы семьи Термен
Однако вернемся к семейной истории. Трудно поверить, что личность Льва Термена, достаточно легендарная в отечественной истории, не оставила после себя фамильных преданий.
Петр Термен: Знаете, когда задают такие вопросы, все предания моментально выветриваются из головы — если только нет пары «домашних заготовок». Бабушка Наталья Львовна рассказывала, что прадед с легкостью поднимал на одной руке табуретку с ее мамой — было такое маленькое представление. А еще вспоминают, что Лев Сергеевич спокойно засовывал два пальца в розетку — и ничего. Правда, проверять наследственность таким оригинальным способом я не готов.
Что же касается истории семьи, наш род берет начало во Франции XVI века. В Петербург Термены впервые попали при Екатерине Второй, это были братья Theremin, ювелир и эмальер, некоторые их работы можно встретить в Эрмитаже и Лувре.
Известно, что Лев Термен был выдающимся изобретателем в самых разных сферах. Разрабатывал системы сигнализации, беспилотные летательные аппараты, подслушивающие устройства — чего стоит эндовибратор в декоративном панно, которое подарили пионеры посольству США в Москве. Несколько лет это панно без элементов питания и электроники прослушивало разговоры ничего не подозревающих американцев. Кем все-таки Лев Сергеевич считал себя — изобретателем или музыкантом?
Петр Термен: Причем разгадали ту историю с панно даже не американцы, а британские спецслужбы. Фактически это был первый в мире пассивный радиопередатчик, поэтому Льва Термена называют пионером радиометок, которые сейчас повсеместно используются. Лев Сергеевич не позиционировал себя как музыкант, хотя в его игре на терменвоксе чувствуется большая музыкальная культура. Но, конечно, в первую очередь Лев Термен — гений.
К тому же помимо терменвокса он приложил руку и к другим инструментам.
Петр Термен: Лев Сергеевич создал целый ряд музыкальных инструментов. Уже в 20-е годы был создан клавишный гармониум — фактически полифонический синтезатор, который уже в то время был достаточно компактным и портативным. Также он сконструировал терменклавиатуру — одноголосный синтезатор, способный имитировать тембр разных музыкальных инструментов. Была и терменвиолончель, и Ритмикон — ритм-машина, которую он создал в соавторстве с американским авангардным композитором Генри Кауэллом, можно сказать, первый секвенсор. На этом список не заканчивается, однако именно терменвокс для Льва Сергеевича всегда был самым любимым инструментом, и, мне кажется, за ним самое большое будущее.
И все-таки правда ли, что Лев Термен не хотел возвращаться в СССР, поэтому советские спецслужбы его попросту выкрали?
Петр Термен: Ну, учитывая, что он увез с собой на родину три тонны оборудования, это представляется маловероятным. Лев Сергеевич не планировал оставаться в Америке навсегда, он не менял гражданство. Конечно, 1938 год был нелучшим временем, чтобы вернуться в Россию, но историю не изменить.
Лев Термен не позиционировал себя как музыкант. В первую очередь Лев Сергеевич был гением. Фото: РИА Новости
Краснодарский музыкант рассказал об игре на самом необычном инструменте мира
Необычный инструмент назвали так в честь его создателя. Лев Термен был советским изобретателем, инженером-электромехаником. Он изобрел терменвокс в 1920 году. Помимо обучения в физико-математическом факультете Петроградского университета Лев Сергеевич обучался параллельно в консерватории по классу виолончели. На своем первом концерте Лев Термен представил инструмент научному совету, сыграл пьесу «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных» композитора Камиля Сен-Санса.
Музыка в терменвоксе рождается от того, что движения рук приводят к изменению частоты звука. Таким образом, появляется нужная мелодия и регулируется ее громкость. Звучание терменвокса приравнивают к духовым инструментам и скрипке. Играть на нем непросто, мышечная память не помогает, как, например, при игре на фортепиано.
— Узнал я о терменвоксе достаточно давно. Еще в детстве в музыкальной школе мы изучали разные инструменты. Когда подрос, захотел его себе приобрести. Это чудо. Просто чудо. Звуки исходят из ниоткуда, — рассказывает Александр Кирющенко.
Больше всего инструмент используют в кино- и мультиндустрии, например в фильме режиссера Роберта Уайза «День, когда остановилась Земля» (1951) и мультфильмах Гарри Бардина «Летучий корабль» (1979), Вячеслава Котеночкина «Ну, погоди!» (1976) и Владимира Попова «Умка ищет друга» (1970).
— Начиная от хорроров Хичкока, от советских кинофильмов, музыку к которым писал Дмитрий Шостакович и до нашего времени – все полностью заполнено терменвоксом и его производными. Терменвокс, в принципе, можно отнести к самому первому инструменту такого свойства [электрическому]. С его появлением родилась целая эпоха, которая зародила современную музыку, — говорит Александр.
Музыкант отмечает, что этот инструмент отличается от других тем, что для того, чтобы извлечь звук, нужно его остановить. Поэтому руку необходимо всегда держать «на пульсе». Можно сказать, что это своеобразная «струна» между телом человека и антенной.
На терменвоксе сегодня играют и классическую музыку, и современную. В Германии на необычном инструменте играет музыкант Каролина Айк. В России в своих песнях его используют отечественные музыканты. Также продолжает дело прадеда Петр Термен.
Напомним, в Краснодаре открыли фотовыставку, посвященную Карасунам.
Также в краевом центре откроется авторская выставка абстрактных картин.
Жителей Краснодара приглашают посетить мультимедийную выставку «Память поколений».
Ранее мы сообщали о том, что в кубанской столице открылась выставка художников с душевными расстройствами.
Терменвокс — Российский государственный музыкальный телерадиоцентр
Терменвокс – первый в мире электронный музыкальный инструмент. Его создал российский изобретатель, физик и музыкант Лев Сергеевич Термен. В 1920 году на ученом заседании Термен дал свой первый концерт на новом инструменте – тогда он назывался «эфирофон». Вскоре изобретённый Терменом инструмент получил имя «терменвокс» в честь автора.
Уникальность терменвоска в том, что музыкант, не прикасаясь к инструменту, управляет им с помощью движений рук рядом с двумя металлическими антеннами. Правой рукой, перед вертикальной антенной, регулируется высота звука, а левой рукой, над антенной в форме петли, можно менять громкость. Первые модели терменвокса были одноголосные, с диапазоном больше семи октав. Его тембр напоминает человеческий голос, скрипку или виолончель. Инструмент называли еще «эфирной скрипкой».
В марте 1922 года Термен приехал в Кремль, к Ленину. После исполнения на терменвоксе известных произведений Термен стал учить вождя играть на инструменте – есть свидетельства, что Ленин пытался сыграть романс Глинки «Жаворонок». А затем ученый показал Ленину еще одно изобретение – электрическую сигнализацию. Похоже, это открытие ученого произвело на Ленина более сильное впечатление, чем музыкальный инструмент, потому что он тут же написал Троцкому: «Обсудить, нельзя ли уменьшить караулы кремлёвских курсантов посредством введения в Кремле электрической сигнализации? (Один инженер, Термен, показывал нам в Кремле свои опыты…)».
В 1927 году Термен концертировал в Европе и США и запатентовал терменвокс как «музыкальный прибор с катодными лампами». До 1938 года ученый жил в Соединенных Штатах. В круг его знакомых входили Джордж Гершвин, Морис Равель, Яша Хейфец, Иегуди Менухин, Чарли Чаплин, Альберт Эйнштейн. Термен организовал в Нью-Йорке школу игры на терменвоксе и заключил контракты на серийное производство инструмента. Было выпущено около трех тысяч экземпляров. В Америке появились ансамбли из 10-ти и более терменвоксов, дававшие концерты.
Терменвокс применялся и как сольный, и как ансамблевый инструмент, он часто использовался в киномузыке – например, в ранних советских звуковых фильмах: «Аэлита», «Комсомол – шеф электрификации».
В 1960-е годы Лев Термен изготовил два классических экземпляра терменвокса: один ‑ для Политехнического музея, а другой ‑ для Музея музыкальной культуры имени Глинки. Инструмент, который подарил Музею в 1968 году сам изобретатель, неоднократно звучал в музейных концертах: выступал сам Лев Сергеевич. С 1985 года инструмент демонстрируется в экспозиции «Музыкальные инструменты народов мира», а также выезжает на выставки в России и за рубежом.
В 1975 году в СССР Термен создал многоголосный вариант терменвокса. В это же время возродился интерес к уникальному инструменту. Среди исполнителей на современных моделях терменвокса – ученица и родственница изобретателя Лидия Кавина, композитор Олеся Ростовская, Петр Термен (правнук изобретателя). Все они не раз выступали на концертах и мероприятиях в Музее музыки.
Уникальные инструменты – живая история музыки.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.
орган». Петр Термен (терменвокс, Москва) и Мария Черепанова (орган, Москва) :: Красноярская краевая филармония
Исполнители:
Лауреат премии Президента России по поддержке талантливой молодёжи
Пётр Термен, терменвокс (Москва)
Лауреат международных конкурсов Мария Черепанова, орган (Москва)
Оба эти инструмента обладают поразительным психоэмоциональным воздействием на слушателей. Но, если терменвокс в 2019 году отметил свой вековой юбилей, то у органа более чем двухтысячелетняя история.
Органные концерты проходят с завидным постоянством, а терменвокс мы слышим, к сожалению, очень редко.
Интересна история создания этого электромузыкального чуда, которое Россия подарила миру. Изобретатель Лев Термен не собирался конструировать музыкальный аппарат, а всего лишь разрабатывал измерительный прибор для исследовательских целей. В результате, в стенах его лаборатории появилась на свет установка с приятным «побочным эффектом», которая могла издавать звуки космической глубины и красоты. Во время игры музыкант ни к чему не прикасается, а лишь двигает руками в воздухе. Первым исполнителем на новом инструменте был сам Лев Термен. Сегодня его дело продолжают многочисленные последователи по всему миру, в том числе Пётр Термен, правнук Льва Сергеевича.
На терменвоксе можно сыграть произведения практически любого жанра, а ещё он эффектно имитирует пение птиц, шум прибоя и другие звуки.
29 ноября у красноярских слушателей будет возможность оценить, как инструмент звучит в сочетании с органом. Концерт приурочен ко Всероссийскому дню органа, который по инициативе кафедры органа и клавесина Российской академии музыки имени Гнесиных в нашей стране отмечают каждое последнее воскресенье ноября, начиная с 2019 года.
Пётр Термен — один из ведущих исполнителей на терменвоксе в мире; композитор, поэт, педагог, руководитель Школы терменвокса в России. Автор цикла лекций и просветительских проектов, посвящённых истории терменвокса. Лауреат премии Президента России по поддержке талантливой молодёжи, дипломант Всероссийских Дельфийских Игр, лауреат Международного кинофестиваля «Отцы и дети» в номинации «Музыка кино» (2017).
Мария Черепанова является не только практикующим органистом, регулярно выступающим на сценах России, Германии, Эстонии, Нидерландов, Испании, Италии, но и преподавателем Школы Гнесиных. А с 2019 года руководит Центром профессионального мастерства по направлению «Старинные инструменты – орган». Лауреат II премии I Международного органного конкурса имени А. Каппа в Сууре-Яани (Эстония, 2010, I возрастная категория), лауреат I премии III Международного конкурса органистов имени А.Ф. Гедике (Москва, 2013), а также ряда других конкурсов и фестивалей.
В программе популярные классические произведения в переложении для органа и терменвокса.
Продолжительность 1 час 20 минут, 1 отделение
История отечественных ИКТ: 100 лет терменвоксу Льва Термена
Автор изобретения зек Термен получил в 1947 году “закрытую” Сталинскую премию первой степени и был реабилитирован, а сама «вещь» стала экспонатом Музея ЦРУ в Лэнгли, штат Вирджиния…
В ноябре 2020 года исполняется 100 лет с того дня, когда физик, изобретатель и музыкант Лев Термен (1896 – 1993) впервые продемонстрировал созданный им электромузыкальный инструмент, названный впоследствии терменвоксом. В ходе радиоизмерения диэлектрической постоянной газов при переменных температуре и давлении Термен заметил, что прибор издавал звук, высота и сила которого зависела от положения руки между обкладками конденсатора.
Быть может, просто физик и не придал бы этому значения, но Термен был выпускником консерватории и он попытался сложить из этих звуков мелодию. Так родился первый в мире электронный музыкальный инструмент терменвокс – «голос Термена».
Лев Сергеевич Термен родился 15 августа 1896 года в Санкт-Петербурге в дворянской семье с французскими корнями. Его отец был юристом. В 1914 году он окончил Петербургскую первую мужскую гимназию, в 1916-м Петербургскую консерваторию по классу виолончели. Параллельно обучался на физико-математическом факультете Петроградского университета.
В 1916 году был призван в армию, прошёл подготовку в Николаевском инженерном училище и на офицерских электротехнических курсах. Служил офицером, обслуживающим самую мощную в стране Царскосельскую радиостанцию. После революции 1917 года продолжил работу на той же станции, потом был направлен в военную радиолабораторию в Москве.
В 1919 году Термен стал заведующим лабораторией Физико-технического института в Петрограде, куда его пригласил профессор А.Ф. Иоффе. Здесь Лев Сергеевич на основе одной экспериментальной измерительной установки сделал два изобретения – терменвокс и электронную сигнализацию.
В 1922-м была устроена демонстрация этих изобретений в Кремле, на которой присутствовал В.И. Ленин. Глава Совнаркома одобрил обе работы. Устройство охранной сигнализации вскоре нашло применение в Гохране, Госбанке и Эрмитаже, а концерты с использованием терменвокса прошли во многих городах страны.
У Термена было много изобретений – от автоматических дверей до одной из первых телевизионных систем «Дальновиденье». Когда он поехал на выставку во Франкфурт-на-Майне, то произвел там фурор своим выступлением. Перед ним открылись лучшие концертные залы Европы.
В 1928 году Термен, оставаясь советским гражданином, переехал в США. По приезде он запатентовал терменвокс и свою систему охранной сигнализации. Также он продал лицензию на право серийного выпуска упрощённой версии терменвокса компании Radio Corporation of America (RCA). Тогда же он разработал системы сигнализации для тюрем строгого режима Синг-Синг и Алькатрас.
Выступления, патенты и разработки сделали его богатым человеком. Лев Термен организовал компании Teletouch и Theremin Studio и арендовал в Нью-Йорке на 99 лет шестиэтажное здание для музыкально-танцевальной студии. Это дало возможность создать в США торговые представительства СССР, под «крышей» которых могли работать советские разведчики.
В 1938 году Термен был отозван в СССР. Вскоре был обвинен в покушении на С.М. Кирова и сослан на восемь лет на Колыму. Через год его направили в Москву в ОКБ-29 («туполевскую шарагу» – НИИ тюремного типа), где он совместно с С.П. Королевым разрабатывал радиоуправляемую ракету.
Потом был переведён в кучинскую шарагу, где конструировал специальную радиотехнику. Две работы по этой тематике получили особую известность. В их числе – подслушивающая система «Буран», считывающая информацию посредством отраженного инфракрасного луча от вибрации стекла в окнах прослушиваемой комнаты.
Кроме этого ученый в 1943 году изобрел еще одну подслушивающую систему «Златоуст», о которой было доложено самому Сталину. Она не нуждалась в электропитании, поскольку в ее основе был использован принцип высокочастотного резонанса.
Этот прибор (эндовибратор) дистанционно «подсвечивался» мощным внешним источником СВЧ-излучения, а отраженный сигнал принимался специализированным высокочувствительным приёмником «Лось», демодулировался и записывался на магнитофон.
В 1945 году в рамках спецоперации НКВД на праздновании 20-летия пионерского лагеря «Артек» школьники вручили послу США в СССР Авереллу Гарриману герб Соединённых штатов, выполненный руками пионеров из ценных сортов дерева. Это было настоящее произведение искусства. Дипломат чуть не плакал от счастья, он тут же выписал лагерю чек на $10 тыс., а подарок советских детей повесил у себя в рабочем кабинете.
Так изделие «Златоуст», замаскированное в гербе, попало в американское посольство и проработало там семь лет. После Гарримана до момента обнаружения в кабинете работали еще три посла. Но и получив свои руки «Златоуст» (в американских документах The Thing – «вещь»), иностранные специалисты не сразу с ним разобрались.
Затем он был многократно скопирован американской и английской разведками, а сама история вошла во многие учебники по международному шпионажу. Автор изобретения зек Термен получил в 1947 году “закрытую” Сталинскую премию первой степени и был реабилитирован, а сама «вещь» стала экспонатом Музея ЦРУ в Лэнгли, штат Вирджиния.
Подробнее с материалами о работе отечественных радиотехников можно познакомиться на сайте Виртуального компьютерного музея www.computer-museum.ru.
Антинаучная конференция, «Хахатон» и терменвокс: в сентябре пройдет фестиваль FestTech
25 сентября состоится научно-популярный фестиваль FestTech, который откроет участникам удивительный и непонятный мир науки, технологий и наукоемкого юмора. Событие выросло из традиционных Дней физика МФТИ, первый фестиваль собрал 6000 человек. В этом году четыре ключевых трека — Hard Science, Pop Science, Tech Science и Art Science — снова объединят мастеров критического мышления, ученых, популяризаторов науки, представителей технологических компаний и деятелей искусства.
В программе более 20 активностей — лекторий и панельные дискуссии по самым перспективным направлениям, шоу «Научные загоны», теория и практика игры на терменвоксе от Петра Термена, правнука создателя легендарного инструмента, и многое другое.
«Физтех всегда славился своим мощным сообществом из студентов-супербалльников, ведущих ученых-нобелевских лауреатов, а также выпускников, регулярно пополняющих списки Forbes. Помимо выдающихся успехов в науке и бизнесе, есть огромное наследие в виде особых традиций и наукоемкого юмора, которые остаются в стенах кампуса. Я очень рад появлению такого уникального события, как фестиваль FestTech, где все желающие получат возможность не только узнать о последних достижениях науки и технологий, но и вдохновиться идеями физтехов, прикоснуться к их культуре», — отметил ректор МФТИ Дмитрий Ливанов.
В числе мероприятий фестиваля:
- Антинаучная конференция
Ежегодное шоу от Физтеха, где студенты и молодые ученые защищают доклады на несуществующие темы, например, тусодинамика и котофизика, мера Кринжа и комплексная алгебра отношений. Выступления оценивают жюри — эксперты и партнеры FestTech — и зрители. В этот раз лучших «антиученых» выберут: выпускник МФТИ и нобелевский лауреат по физике Константин Новоселов, научпоп-блогер Дмитрий Побединский, пикчер Образовача Евгений Зеленый, а также другие представители научного сообщества и зрители фестиваля. - Научпоп марафон: Digital-научпоп вселенная
Большой видеострим, где авторы и создатели научпоп сообществ, блогеры и популяризаторы обсуждают с ведущими и подписчиками разные насущные вопросы. - «Хахатон»: наукоемкий юмор — это вам не шутка!
Офлайн-соревнование собирает до 50 участников. Командам необходимо при помощи мемов, науки и юмора найти решение той или иной задачи в течение двух часов. Объяснить квантовую механику за 10 мемов, вывести формулу шутки про рекурсию, построить математическую модель идеального студента — далеко неполный список задач, которые предстоит решать участникам в формате своеобразного хахатона. В финале представитель каждой команды защитит презентацию перед жюри из организаторов и партнеров мероприятия. - Квиз Quiztech
Интеллектуальная игра с количеством участников до 200 человек, где за звание самых умных борятся десятки команд. Начало регистрации будет объявлено за три недели до мероприятия.
Принять участие в научно-популярном фестивале FestTech могут все желающие из любой точки мира, мероприятие пройдет в гибридном онлайн- и офлайн- формате. Регистрация открыта на сайте festtech.ru.
Организаторы — сообщество выпускников «Физтех Союз», сообщество «Физтехи шутят», МФТИ и московский технопарк «Физтехпарк» при поддержке Фонда президентских грантов. Официальная социальная сеть фестиваля — «ВКонтакте».
Фото и иллюстрации по ссылке.
ЦСИ ЗАРЯ — ТЕРМЕНВОКС: УРОКИ / ЛЕКЦИИ / КОНЦЕРТ ПЕТРА ТЕРМЕНА
ТЕРМЕНВОКС: УРОКИ / ЛЕКЦИИ / КОНЦЕРТ ПЕТРА ТЕРМЕНА
30 МАРТА – 2 АПРЕЛЯ
ЦСИ «Заря» готовит приятный сюрприз к завершению выставки «Вечный двигатель»: в конце марта Владивосток посетит Петр Термен, правнук изобретателя Льва Термена, создателя терменвокса. Здесь он представит программу из лекций об истории этого музыкального инструмента и развитии электронной музыки, уроков игры на терменвоксе, а также концерта. Вход на все мероприятия свободный.
ПРОГРАММА:
С 30 марта по 2 апреля / 13:00 и 16:00 / Уроки игры на терменвоксе (запись по телефону 231-71-00) *
30 марта / 19:30 / Лекция «Лев Термен»
31 марта / 19:30 / Лекция «Электромузыка: от музыкального телеграфа до лазерной арфы»
1 апреля / 19:30 / Лекция «История терменвокса: от Ленина до Led Zeppelin»
2 апреля / 19:30 / Концерт Петра Термена
В программе концерта:
- Г. Манчини. Moon River
- Дж. Гершвин. Summertime
- В. Вавилов. Ave Maria
- А. Гречанинов. Степью иду я унылою
- Й. Ахрон. Еврейская мелодия
- С. Рахманинов. Вокализ
- С. Рахманинов. Восточный танец
- С. Рахманинов. Здесь хорошо
- С. Рахманинов. Сон
- С. Рахманинов. Не пой, красавица, при мне…
Партия фортепиано — лауреат международных конкурсов Евгений Соловьёв
* Количество мест на музыкальные мастер-классы ограничено
Петр Термен
Исполнитель на терменвоксе, исследователь истории терменвокса, руководитель единственной в Европе и на постсоветском пространстве Школы терменвокса, создатель первого русскоязычного портала о терменвоксе Theremin Times.
Провел более 1000 выступлений (концертов, лекций и мастер-классов) в разных городах России (Москва, Уфа, Санкт-Петербург, Воронеж, Великий Новгород и др.), лауреат премии Президента по поддержке талантливой молодежи, дипломант Всероссийских Дельфийских игр. Организатор фестиваля терменвокс-культуры «Терменология».
Среди проектов – партия терменвокса и участие в официальном ролике к 10-летию социальной сети «ВКонтакте» (при участии Mujuice), партия терменвокса для спектакля Театра Стаса Намина, альбома Варвары Визбор и проекта Британского совета Mix The City, участник фестивалей «Ночь музеев», «Красная площадь», Save, «Пикник Афиши», Geek Picnic и др.
Moog представляет терменвокс столетия Claravox
Эшвилл, Северная Каролина, 22 октября 2020 г. — Один из первых известных электронных музыкальных инструментов, терменвокс пережил знаменательное столетие как потусторонний звук, обожаемый в саундтреках фильмов и телешоу, главный продукт авангарда. Гардовая музыка и звуковой компаньон для ярких моментов мировой истории. В ознаменование 100-летия инструмента компания-первопроходец в области электронных музыкальных инструментов Moog Music представляет Claravox Centennial — праздник прошлого, настоящего и будущего терменвокса.
В этом году исполняется 100 лет со дня одноименного изобретения Леоном Терменом — электронного музыкального инструмента, который изменил ход истории музыки и в конечном итоге привел к разработке модульным синтезатором Moog доктором Бобом Мугом. В ознаменование этой вехи ведущий мировой производитель терменвоксов представляет новый инструмент ограниченным тиражом: Claravox Centennial.
Claravox Centennial — элитный терменвокс, разработанный Moog Music в честь прошлого, настоящего и будущего терменвокса.Это новое предложение основано на многолетнем опыте компании в создании электронных музыкальных инструментов, которые подчеркивают красоту и простоту традиционных схемотехнических решений, продолжая вводить новшества для творческих художников.
Названный как дань уважения оригинальной виртуозе терменвокса Кларе Рокмор, Claravox Centennial предлагает высочайшее качество контроля и звука, доступное в терменвоксе, для лучших на сегодняшний день исполнителей и начинающих терменвоксов.
Claravox Centennial Эстетика, особенности и функциональность
Claravox Centennial — самый универсальный терменвокс Moog в истории.Переключаемые традиционные и современные режимы исполнения позволяют игрокам выбирать между классическими гетеродинными аналоговыми генераторами и многомодовыми генераторами DSP (синус, треугольник, пила, волновая таблица) с назначаемыми масштабами, квантованием и октавными диапазонами. Аналоговая волновая схема (созданная на основе легендарного Etherwave Pro) наделяет эфирным звуковым характером и предоставляет широкие возможности для моделирования звука, а встроенная аналоговая задержка BBD создает размытость спиралевидного эха и громкую теплоту.
Claravox Centennial — это инструмент, разработанный с исключительными игровыми возможностями, чтобы удовлетворить даже самых опытных терменвоксов. Он предлагает доступ к нескольким уровням калибровки и настроек управления, чтобы создать индивидуальную совместимость между этим уникальным инструментом и каждым уникальным исполнителем.Художники оценят многие продуманные детали, включенные в дизайн инструмента, такие как входы и выходы DIN MIDI, USB и CV для интеграции с DAW или управления внешними источниками звука; сохранение предустановок на передней панели для мгновенного вызова ваших любимых звуков и настроек; квантование высоты тона и выбор гаммы, чтобы помочь обучить новых игроков; и специальный редактор программного обеспечения для дальнейшего расширения возможностей управления инструментом и звуковых возможностей.
В Claravox Centennial, оснащенном латунными антеннами, панелями управления с тканевым переплетом и красивым мелкозернистым корпусом из твердой древесины орехового дерева, используются тщательно подобранные материалы, чтобы отдать дань уважения ручной работе терменвокса.В сочетании с дополнительной подставкой для терменвокса Claravox Centennial вы получите непревзойденное произведение искусства.
Узнайте больше об этом приборе здесь.
Видео: Грегуар Блан исполняет «Clair de Lune» с Claravox Centennial
Расположенный среди архитектуры барокко и обширных садов Шато-де-Во-ле-Виконт, французский музыкант Грегуар Блан транслирует чудо-терменвокс Клару Рокмор в потрясающем исполнении Клода Дебюсси. «Clair de Lune» вместе с пианистом Ораном Доннадье.Эта дань вечным классическим дуэтам Рокмора и ее сестры, пианистки Нади Райзенберг, отражает красоту отличного тона и индивидуальности терменвокса — характеристик, которые будут очаровывать публику и в следующем столетии.
Посмотреть представление можно здесь.
Фото: Ренато Топпо, любезно предоставлено Фондом Нади Райзенберг / Клары Рокмор (http://nadiareisenberg-clararockmore.org/)Как терменвокс положил начало веку инноваций в электронной музыке
Терменвокс был изобретен в научной лаборатории в 1920 году. русского физика Леона Термена.Леон Термен по рождению Лев Сергеевич Термен имел уникальное образование: он получил степень по физике и по игре на виолончели. Именно эта комбинация навыков послужила толчком для изобретения, носящего его имя.
В преддверии своего открытия Термен работал с устройством, которое измеряло плотность газа и модифицировало его, чтобы не только визуально считывать значение, но и воспроизводить слух. Устройство издавало тон, который изменял высоту звука при изменении плотности газа, и Термен заметил, что близость его тела к устройству будет мешать и влиять на тон.Используя управление, которое он выучил, играя на виолончели, он сумел сыграть на устройстве простую мелодию. Его коллеги восхищались изобретением, что привело к его решению превратить его в полноценный инструмент.
Вскоре после переезда в Соединенные Штаты и патентования своего изобретения в конце 1920-х годов Термен встретил вундеркинда скрипки и коллегу-музыканта Клару Рокмор, которая впоследствии приняла терменвокс в качестве своего основного инструмента. Рокмор гастролировал по США и получил широкое признание на протяжении 1930-х годов, завораживая публику классическими аранжировками, исполненными на новом и весьма необычном электронном инструменте.Обладая классическим образованием, она сыграла значительную роль в усовершенствовании оригинального дизайна инструмента Леона Термена. Сегодня Клара Рокмор считается величайшим исполнителем на терменвоксе всех времен.
Терменвокс покорил многих в первые дни своего существования, но для того, чтобы продвинуть инструмент в мейнстрим, потребуется любопытный подросток из Нью-Йорка, обладающий способностями к науке и музыкальным слухом.
В 1949 году подросток по имени Боб Муг впервые узнал о терменвоксе в номере журнала Electronics World и вскоре после этого построил свою первую модель прибора по планам, опубликованным в журнале.К 1954 году, когда ему было всего 19 лет, он и его отец строили и продавали терменвокс из своего дома в Куинсе, штат Нью-Йорк.
Муг был очарован этой технологией и настолько увлекся своим ремеслом, что привлек внимание Radio & Television News , в котором была опубликована статья Муга «Терменвокс» в номере журнала за январь 1954 года. «Терменвокс» предоставил читателям новую схему конструкции терменвокса, которая обеспечивала большую стабильность работы, оставаясь при этом достаточно простой для сборки дома.Недавно основав компанию R.A. Компания Moog занималась маркетингом и продажей своих наборов терменвоксов, Муг разместил рекламу в том же номере, предлагая читателям возможность приобрести все детали, необходимые для создания инструмента, описанного в его статье.
«Я стал дизайнером электронных музыкальных инструментов из-за моего увлечения терменвоксом», — написал Муг в предисловии к «Терменвоксам : эфирная музыка и шпионаж » Альберта Глински, окончательной биографии Леона Терменвора . «Используя опыт и идеи, полученные при разработке терменвокса, я начал разрабатывать и создавать синтезаторы». Остальное, как говорится, уже история синтезатора.
Наряду с классическими приложениями от профессиональных музыкантов, таких как Клара Рокмор, терменвокс оставил свой след в популярной культуре благодаря музыке из фильмов, телевизионным ссылкам и многому другому. Инструмент использовался для создания потусторонних звуковых эффектов в фильмах середины века, таких как День, когда Земля остановилась и Альфред Хичкок Spellbound , использовался Led Zeppelin и издавал звуки, которые будут сопровождать Нила Армстронга в первой поездке. на Луну.
Узнайте больше об увлекательном путешествии терменвокса за последнее столетие.
Понимание того, как работает терменвокс
Хотя терменвокс — единственный инструмент, на котором можно играть без физического контакта, создание музыкального звучания требует контроля и точности.
Терменвокс управляется движением руки в воздухе рядом с двумя металлическими антеннами: одна предназначена для определения высоты звука, а другая — для определения громкости.Более высокие ноты воспроизводятся путем перемещения руки ближе к антенне высоты тона, в то время как более громкие ноты воспроизводятся при перемещении руки от антенны громкости.
«Великолепие этой технологии состоит в том, что Леон Термен определил, что если у вас есть электрическое поле вокруг [шаговой] антенны и она подключена к цепи, и у вас есть электрическое поле вокруг [объемной] антенны, подключенной к другой цепи, затем, поднося руки к этим электрическим полям, вы фактически изменяете эти электрические поля таким образом, что это влияет на цепи », — описывает отмеченный наградами автор и композитор Альберт Глинский Глинский.«Эти схемы в конечном итоге идут к чему-то, что будет производить аналоговый звук, исходящий из динамика, и вы его услышите».
Терменвокс издает тон, близкий к синусоиде. Это монофонический инструмент, то есть он воспроизводит по одному тону за раз (если он не используется в качестве MIDI-контроллера). Первоначально задуманный для сопровождения или замены оркестровых инструментов, таких как скрипка и виолончель, терменвокс зарекомендовал себя и продолжает выдерживать испытание временем.
Спустя столетие после своего появления терменвокс остается желанным электронным инструментом, который сейчас используется и модифицируется более инновационными способами, чем когда-либо прежде — от детских музыкальных образовательных программ до музыки к блокбастерам.
Claravox Centennial Наличие и заказ
Claravox Centennial разработан в честь 100-летнего юбилея терменвокса и будет производиться в течение ограниченного времени.
Инструмент доступен для предварительного заказа сегодня, 22 октября, поставки устройств ожидаются в декабре 2020 года.
Каждый инструмент Claravox Centennial поставляется с завода Moog в Эшвилле, Северная Каролина, со всеми следующими характеристиками:
Съемная деревянная штанга
Съемная антенна с шагом
Съемная объемная антенна
Источник питания
Сертификат подлинности
Руководство пользователя
Регистрационная карточка
Подходящая подставка для инструмента из орехового дерева, а также левая конфигурация инструмента также доступны для заказа.
Claravox Centennial идеально подходит для …
Владельцы терменвокса готовы поднять свою игру на новый уровень
Классические инструменталисты
Коллекционеры, заинтересованные в ограниченном выпуске произведения из истории музыки
Экспериментальные музыканты, ищущие необычный и привлекательный новый инструмент
Поклонники терменвокса, ищущие классическую эстетику и непревзойденный профессиональный терменвокс
Музыканты, которым нужен мощный компаньон на сцене
По цене 1499 долларов США, Claravox Centennial можно заказать у избранных официальных дилеров Moog.
Узнайте больше о Claravox Centennial здесь.
Подробнее о Кларе Рокмор
Клара (Райзенберг) Рокмор занимает уникальное место в истории музыки как звездный исполнитель терменвокса. Из многих восторженных отзывов, которые она получила за свою выдающуюся карьеру, возможно, самый ценный для нее был от самого Леона Термена. «Кларионек, — писал он ей, — ты играл как ангел.
Фонд Клары Рокмор / Нади Райзенберг был основан для сохранения и приумножения наследия этих двух выдающихся музыкальных сестер. На сегодняшний день Фонд позволил выпустить более десятка альбомов (в основном несколько наборов компакт-дисков) Нади Рейзенберг и Клары Рокмор. выступления.
Подробнее о Moog Music
Moog Music — ведущий мировой производитель терменвоксов и аналоговых синтезаторов. Компания, принадлежащая сотрудникам, и ее клиенты продолжают наследие ее основателя, пионера электронных музыкальных инструментов доктора Боба Муга. Все инструменты Moog создаются с любовью на его фабрике в центре Эшвилла, штат Северная Каролина. Узнайте больше здесь.
МАСТЕРСКИЕ И МАСТЕР-КЛАССЫ | | Некоторые думают, что
Чтобы играть на терменвоксе, нужны экстраординарные способности.Это не тот случай. Единственные предпосылки — хорошее
музыкальный слух, хорошая координация движений и умение
сконцентрироваться, потому что контролировать тон можно только
полагаясь на собственное чувство слуха. Лидия Кавина | |
| BBC News: Как играть на терменвоксе. BBC News: на музыкальном фестивале «Руки прочь» чествуют терменвокс Великобритания, 2011 | ||
| |||
| Руки прочь 2007 Видео | ||
| Фестиваль Ethermusic.Moog Music, Ашевил, США, 2005 | ||
| Мастеринг терменвокс. DVD Шесть уроки с Лидией Кавиной Видео Клары Rokmore Remastered на DVD | ||
| Мастер-класс в Musikmesse Frankfurt Урок с Барбарой
Бухгольца, Терменвокс-Центр, Москва Первые шаги: урок с Каролина Эйк.Берлин 1995 | ||
| Интересуюсь терменвоксом уроки? Отправьте письмо Лидии Кавиной с вашим Контактная информация. |
Страницы терменвокса искусства
Страницы терменвокса искусстваArt’s Терменвокс Страница
Терменвокс, названный в честь изобретателя Леона
Терменвокс — это музыкальный инструмент, который
использует электронные схемы для воспроизведения звуковых сигналов,
наличие необычного аспекта контроля рукой игрока
движения
возле двух «антенн» прибора, без стрелок
касаясь инструмента.Одна рука используется для управления терменвоксом
подача,
а другая рука используется для регулировки громкости.
На этих страницах я поделюсь некоторыми своими идеями дизайна терменвокса,
исследуя
различные технические аспекты этого удивительного инструмента .
Содержание с 1996 по 2021 год Артур Харрисон
Эл. адрес:
[email protected]
Объявление
Эта страница
спонсируется Harrison Instruments, Inc.
Посетите их страницы, чтобы узнать о терменвоксах, наборах терменвоксов и компонентах.
Принцип
Терменвокс
Строительные изделия
* Соответствующий контент защищен авторским правом собственности их соответствующих владельцев.
Название | Опубликовано | Банкноты |
ЦЕПНАЯ БИБЛИОТЕКА | 03-23-1998 | Разные схемы |
«Терменвокс: эфирная музыка и шпионаж» — это увлекательный обзор жизни терменвоксана. 480 страниц, 75 фотографий Доступен по телефону: Barnes and Noble |
УВЕДОМЛЕНИЕ О КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ На моем сайте используется изысканная выпечка, чтобы я мог предоставить вам Однако, как свидетельство того, насколько я предан делу поддержки Пожалуйста, кликните пятками три раза, чтобы получить (Наслаждайтесь чашечкой восхитительного изысканного кофе.) |
Юридическая информация:
Весь HTML-код, изображения и оформление страницы, в дальнейшем именуемое «содержание», содержащееся в этом сайт является собственностью Артура Харрисона, охраняемого авторским правом, и не может, при любых обстоятельствах кэшироваться, повторно передаваться, копироваться или изменяться без его явного письменного разрешения, в этом случае он должен быть признан правообладателем и автором.
Если не указано иное в письменном контракте Артур Харрисон не предоставляет лицензию какой-либо стороне за использование содержимого этого сайта для производства и продажи товары, ни какое-либо другое коммерческое использование.Обратитесь с запросами о лицензировании по адресу: [email protected].
Артур Харрисон считает, что нет ответственность за любые убытки, прямые или косвенные, которые могут возникнуть от распространения, применения или неправильного использования контента содержится на этом сайте. Пользователь информации, представленной в этом сайт принимает на себя всю ответственность за любой ущерб, прямой или косвенные последствия, которые могут возникнуть в результате его использования. Артур Харрисон сохраняет право изменять содержание этого сайта в любое время без уведомление.
Ссылки на зарегистрированные
товарные знаки на этой странице предназначены только для информационного использования,
и не предназначены для поддержки каких-либо услуг или продуктов. Любой
такие товарные знаки являются собственностью соответствующих владельцев.
20210320
Ключевые слова:
Леон терменвокс
терменвокс
терменвокс схема
терменвокс
электрическая схема терменвокса
набор терменвокса
тамман [так в оригинале]
терамин [так в оригинале]
«Плетение ветров» с терменвоксом: Дорит Крайслер и KidCoolThereminSchool — Блог Генри Форда — Блог
Странные звуки скоро раздаются в воздухе у Генри Форда.Призрачные, трели, гипнотические звуки. Реверберации, которые можно было бы описать как чистую научную фантастику — как кажущиеся «не из этого мира». Эти провокационные звуки будут исходить из инструмента под названием терменвокс, разработанного в 1920 году российским и советским изобретателем Леоном Терменом. Как известно, это один из немногих инструментов, на котором играют, не касаясь его физически, и он считается первым в мире практичным, массовым и портативным электронным инструментом. Эти инструменты предлагают широкий диапазон звуковых возможностей; научиться играть на одной — это захватывающий опыт.
На Maker Faire Detroit, 30-31 июля 2016 года, Дорит Крайслер проведет несколько семинаров по терменвоксу с KidCoolThereminSchool, программой семинаров, «посвященной вдохновению и развитию творческого обучения и самовыражения посредством инновационного музыкального образования, искусства и науки». В субботу в 11.00 и 13.00 будут проводиться молодежные семинары (в возрасте от 4 до 13 лет) в порядке живой очереди, за которыми последует семинар для взрослых (в возрасте от 14 лет и старше) в 16.00. В воскресенье в 13:00 пройдут семинары для молодежи, а в 16:00 — семинары для взрослых.Участникам Maker Faire рекомендуется прибыть пораньше, чтобы гарантировать себе место на семинаре, поскольку каждое занятие ограничено десятью участниками. Дополнительные гости могут понаблюдать за мастерской, а потом опробовать терменвокс. Мастер-классы обычно длятся от 45 минут до 1 часа и будут проводиться в верхнем мезонине на выставке «Герои неба».
Дорит Крайслер — редкость в сфере музыкального исполнительства: она одна из немногих терменвоксов в мире, которая считается виртуозом игры на этом инструменте.Она сопровождала впечатляющий список групп, включая The Strokes и Blonde Redhead, Swans, Cluster, ADULT., Dinosaur Jr. и Mercury Rev. Кроме того, в рамках своего визита на Maker Faire Дорит будет давать выступления каждый день на 15:15 в Театре для автомобилей Генри Форда, после чего состоится короткая сессия вопросов и ответов.
Кристен Галлерно, наш куратор по коммуникациям и информационным технологиям, имела возможность поговорить с Дорит Числер о терменвоксах, ее музыкальной карьере и важности сотрудничества.
Не могли бы вы объяснить, используя несколько ключевых слов или фраз — сколь бы причудливыми они ни были — как звучит терменвокс?
Внучка Льва Термена, изобретателя терменвокса, однажды сказала мне, что вы должны играть на терменвоксе душой — для меня звук в лучшем виде переводит ваши малейшие физические движения в захватывающий и тонкий звуковой ландшафт, как плетение ветер, щекотание бабочек или вой на луну, и да, терменвокс может звучать изящно лирично, но — в худшем случае это может также походить на наступление кошачьего хвоста.
Как началось ваше знакомство с терменвоксом и любовью к нему как к инструменту? Каким был ваш творческий опыт до того, как заняться терменвоксом?
Изучив музыковедение в Вене, я был активным композитором, а также играл на гитаре и пел в рок-группе — когда я встретил терменвокс в доме друга, я был мгновенно тронут его необычным интерфейсом, динамическим потенциалом, донкихотскими усилиями. необходимо контролировать его высоту — почему терменвокс не был более популярным? Он явно заслуживает большего внимания.
Как присутствие терменвокса может повлиять на структуру песни?
Терменвокс удивительно универсален — его можно применять в сольном озвучивании (как скрипка или гитара) или в зацикливании монофонических голосов друг на друга, что создает очень уникальный эффект переплетения или динамически в свупах и других жестовых движениях, генерируемых с помощью его уникальный интерфейс преобразования движения в звук.
Есть ли «причуды» в игре на этом инструменте вживую?
Играть на терменвоксе вживую может быть непросто, поскольку электрическая схема, ветер (на открытом воздухе) или Т-образная катушка слухового аппарата в концертных залах, и это лишь некоторые из них, могут мешать работе инструмента.Кроме того, если вы плохо слышите себя на сцене, невозможно играть в гармонию, поэтому, если вы играете с другими инструментами, такими как оркестр или группа с барабанщиками, это вызов, который можно решить только с вашими собственными. микшер и ушной микрофон. Излишне говорить, что все это не способствует тому, что терменвокс становится более популярным инструментом, техническая сложность игры вживую вполне реальна, но с ней можно справиться.
Хотя коммерческие терменвоксы доступны через Moog Music, Inc.Терменвокс, который вы иногда играете на своих концертах, не похож на коммерческую модель. Есть ли какая-нибудь история о том, кто его построил? Есть ли какие-то особые навыки, над которыми создателю пришлось потрудиться, чтобы сделать инструмент реальностью?
Я владею несколькими разными моделями терменвокса и иногда играю на терменвоксе Хоббса, созданном Чарли Хоббсом. Этот прототип имеет катушки с ручным заводом и очень отзывчивую объемную антенну, которая обеспечивает очень динамичную игру.
Какая самая странная обстановка, в которой вы играли на терменвоксе?
Кажется, что терменвокс может предложить множество разнообразных настроек.Некоторые из моих любимых: играть перед прахом Николы Теслы, отдыхать внутри золотого шара, сидящего на красной бархатной подушке в Музее Тесла в Белграде, или внутри руин древнего каменного замка, на вершине горы в Швеции или на шаткая лодка у Венеции во время заката и с утками, на карнавале в Бразилии, на оживленной улице, заполненной танцующими людьми, и, наконец, рыночная площадь в маленьком городке в Сербии, когда православный священник держал свой крест против терменвокса, чтобы защитить свой народ от «работы дьявола».«
Не могли бы вы немного рассказать о важности сотрудничества и, возможно, рассказать о проекте, который вам особенно нравится, где сотрудничество играет ключевую роль?
Я твердо верю в сотрудничество — его проблемы и новые и непредвиденные места, которые это может привести к вам. Моей самой большой проблемой в этом году была игра с симфоническим оркестром Сан-Франциско, быть окруженным морем акустических инструментов, звучало невероятно и было большим звуковым вдохновением.Нам всем приходилось доверять друг другу, и некоторые из традиционных классических музыкантов ансамбля смотрели на электрический терменвокс с большим подозрением! Также мне нравилось играть с Cluster, импровизировать на сцене вместе с Stone Cold или с громким рок-ансамблем, заполнять основную сцену фестиваля Roskilde вместе с Trentemoeller, глядя на море тысяч людей. Этой осенью я намерен работать над проектами в сотрудничестве с проектом в Детройте с группой ADULT., Французской группой Infecticide (они напоминают мне политическую французскую версию Devo), детским оркестром терменвокса и музыкальной постановкой терменвокса для Бродвея. .Стилистически терменвокс может поместиться в никуда и в любом месте, что открывает множество возможностей для сотрудничества.
Не могли бы вы рассказать нам немного о том, как начиналась школа KidCoolTheremin? В каких еще местах вы бывали в рамках этой программы?
KidCoolThereminSchool зародилась очень органично, когда дети и взрослые так горели желанием попробовать терменвокс после концертов. Я разработал учебную программу и начал занятия в Pioneerworks, центре искусства и науки в Ред-Хук, штат Нью-Йорк.Нас поддержала компания Moog Music в Эшвилле, Северная Каролина, где я обучал студентов в течение шести месяцев. С тех пор KidCoolThereminSchool стала глобальной, у нас были аншлаговые курсы в Швеции, Швейцарии, Детройтском MOCAD, Хьюстоне, Нью-Йорке, Moogfest, Вене и Копенгагене. Этой осенью KidCoolThereminSchool отправится в Париж и Берлин, а также на бесплатные занятия на Манхэттене в рамках фестиваля «Dame Electric» в Нью-Йорке, 13-18 сентября -е .
Почему для молодежи и новой взрослой аудитории так важно иметь возможность попробовать терменвокс?
С момента своего создания терменвокс как музыкальный инструмент недооценивался — он просто еще не нашел своего истинного звучания.В наш век технологий уникальный интерфейс движения к звуку терменвокса кажется современным и доступным. Среди огромного количества информации очень физический и новаторский подход к различным игровым техникам может позволить каждому игроку найти свой собственный голос выражения, научиться слушать и экспериментировать, тренировать моторику и музыкальные навыки в игровой и творческой манере.
Чему люди могут научиться на семинарах KidCool на Maker Faire?
Из-за ограничений по времени мы предложим вводные занятия по терменвоксу.Мы рассмотрим основы генерации звука — и иногда ансамблевая игра — это все, что нужно для того, чтобы кто-то воодушевился желанием глубже погрузиться в звуковой мир терменвокса.
Есть ли что-нибудь, что вам особенно интересно увидеть в музее?
Да, по всей видимости, в коллекции есть два терменвокса RCA. В настоящее время они не выставлены на обозрение, но мы (Общество терменвокса Нью-Йорка, которое я соучредил) очень хотели бы помочь изучить и определить, что потребуется для работы с этими инструментами в один прекрасный день, и даже сыграть на них на концерте в музее в будущее.Давно хотел увидеть постоянную коллекцию Генри Форда!
школа, женская история, технологии, музыка, Maker Faire Detroit, события, образование, детство
% PDF-1.3 % 1 0 объект > / Метаданные 446 0 R / Страницы 2 0 R / Тип / Каталог >> эндобдж 446 0 объект > поток uuid: c67fbd0f-d644-4993-8093-383998f8fdf0adobe: docid: indd: da33ae3c-569a-11de-9693-c377ca88c3ebproof: pdf58e8c5c6-55e2-11de-8270-8388c5c6-55e2-11de-8270-8388c5c6-55e2-11de-8270-8388c5c6-55e2-11de-8270-8388b38b38bf4326d0d06d6d6d6d6d6d6d6d6d6d6d6d6d6d6d6d6d6d6d6d6d06d6d06d6d06d06d06d08d08d08d08d06d08d08d06d06d06d08d06d08d08d08d06d06d06d08d08d06d6d06d6d06 АртикулStream300.00300.00Inchesuuid: 95B6ECEE4C45DE11B6C3F47DD2BFF6C1uuid: 94B6ECEE4C45DE11B6C3F47DD2BFF6C1
Терменвокс столетия Moog Claravox | KraftMusic.com
Ограниченная гарантия Moog Music Inc.
Moog гарантирует, что ее продукты не имеют дефектов материалов или изготовления и соответствуют спецификациям на момент отгрузки. Гарантийный срок составляет один год со дня покупки.
Если, по определению Moog, прошло более одного года с момента отправки продукта с завода, Moog определит, соблюдать ли условия гарантии, независимо от даты покупки.
Гарантия на ваш новый продукт может быть передана новому пользователю с подтверждением покупки, датированным менее чем за год до текущей даты.Чтобы инициировать передачу гарантии, отправьте компании Moog по электронной почте копию оригинального документа, подтверждающего покупку, серийный номер и вашу личную информацию, и компания Moog обновит статус гарантии.
В течение гарантийного периода любые дефектные продукты будут отремонтированы или заменены, по усмотрению компании Moog, с возвратом на завод. Данная гарантия распространяется на дефекты, которые, по мнению Moog, не являются виной пользователя.
Ограниченная гарантия Moog распространяется только на покупателей из США. За пределами США гарантийная политика и соответствующее обслуживание определяются законами страны покупки и поддерживаются местным авторизованным дистрибьютором.Если вы покупаете устройство за пределами своей страны, вы можете рассчитывать на оплату гарантийного и негарантийного обслуживания сервисным центром в вашей стране.
Перед возвратом любого продукта вы должны получить предварительное разрешение в виде номера RMA (разрешения на возврат материалов) от Moog. Нажмите «Обслуживание клиентов» на веб-сайте Moog, чтобы запросить номер RMA по электронной почте, или позвоните в Moog.
Все продукты должны быть тщательно упакованы и поставляться с адаптером питания, поставляемым компанией Moog. Voyager и Little Phatty должны быть возвращены в оригинальной внутренней упаковке, включая пенопластовые вставки.Гарантия не действует, если продукт не упакован должным образом. Получив номер RMA и тщательно упаковав свой Moog, отправьте продукт в Moog Music Inc., оплатив транспортировку и страховку, и укажите свой обратный адрес доставки.
После получения, компания Moog проверит продукт на наличие явных признаков жестокого обращения со стороны пользователя или повреждения в результате транспортировки. Если продукт подвергся неправильному использованию, был поврежден при транспортировке или на него не распространяется гарантия, компания Moog свяжется с вами и сообщит стоимость ремонта.Будут выполнены гарантийные работы, и компания Moog бесплатно доставит и застрахует ваш продукт по вашему адресу в США.
Подайте заявку на гарантийное обслуживание онлайн на веб-сайте Moog Music, нажав «Регистрация продукта». Если у вас нет доступа в Интернет, заполните всю информацию на карте, прилагаемой к вашему отправлению, и отправьте ее по почте в Moog.
Онлайн-академия терменвокса, 24-25 июля 2021 г. — Академия терменвокса
На этой странице представлена дополнительная информация для участников международной онлайн-академии терменвокса.Более подробную информацию и регистрацию можно найти здесь:
https://theremin.academy/academies-2021/worldwide-online-2021/
Мастерская ансамбля терменвокса Тьерри
Уважаемые участники, вот все, что вам нужно для подготовки к мастер-классу «Ансамбль терменвокса»:
Общая информация
Я действительно хочу, чтобы все приняли участие в этом всемирном онлайн-ансамбле терменвоксов! Вот почему я выбрал относительно простое музыкальное произведение и, таким образом, аранжировал ноктюрн Николая Николаевича Черепнина (1873-1945), изначально написанный для квартета валторн, для четырех голосов терменвокса.
Научиться играть только по нотам не должно быть слишком сложно даже для тех, кто мало знаком с чтением нот. В качестве помощника вы найдете mp3-файлы с упражнениями для каждого из 4 голосов квартета, представленного ниже.
Подготовка ансамблевого цеха
Играть вместе и иметь, вероятно, 50+ терменвоксов на разных континентах — это первая серьезная проблема. Вторая задача — добиться не только (желаемых) тонов, но и создать выразительную музыку с динамикой от почти бесшумной до очень громкой.Вот почему я приглашаю вас использовать ноты и звуковые дорожки ниже, чтобы заранее выучить их на слух и чтение! Это медленное и короткое произведение, около 30 тактов или 2 минут, которое должно быть выполнено в течение следующих 10 дней, чтобы во время семинара мы могли сосредоточиться на вышеупомянутых основных задачах.
В идеале, вы найдете время, чтобы изучить все 4 части, чтобы у нас была некоторая свобода для (повторного) приписывания различных частей участникам во время семинара. Но если это слишком обременительно, лучше выберите только 2 голоса из 4 и хорошо их подготовьте.Что касается самой низкой части (терменвокс 4), я особенно рассчитываю на тех из вас, у кого установлен модуль ESPE01.
Ноты
Загрузите и распечатайте следующий файл pdf. Во время семинара у вас должны быть ноты на пюпитре рядом с экраном, чтобы вы могли одновременно видеть музыку и своего учителя / дирижера.
Само музыкальное произведение
Вот так называемая версия «Тутти», в которой все 4 голоса играют вместе.Послушайте его несколько раз, это поможет вам понять, чего мы хотим достичь:
Ансамбль терменвокса Черепнина — версия ТуттиДорожки для игры и практики
Остальные 3 голоса всегда имеют очень низкий уровень громкости, так что вы можете легко услышать соответствующую часть (терменвокс 1, 2, 3 или 4), соответствующую нотам, и иметь звук «других» на низкой громкости в звуковой дорожке. фон для лучшей ориентации тоже:
Терменвокс 1 — практикуйтесь и играйте вместеТерменвокс 2 — упражняйтесь и играйте вместе
Терменвокс 3 — практика и игра
Терменвокс 4 — практика и игра .